автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Эстетические проблемы становления Казахской советской литературы

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Сулейменов, Тлеугали Амангалиевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
Автореферат по философии на тему 'Эстетические проблемы становления Казахской советской литературы'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эстетические проблемы становления Казахской советской литературы"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.М.В.ЛОМОНОСОВА

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ СОВЕТ /Д 053.05.21/ ГО ФИЛОСОФСКИМ НАУКАМ

Ка правах рукописи СЯТЕЕМЕНОВ ТЛЕТГАЛИ АМАНГАЛИЕШЧ

УДК I ш

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ КАЗАХСКОЙ СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ /НА МАТЕРИАЛЕ ТВОРЧЕСТВА САКЕНА СЕЙ ФУЛ ЛИНА/

Специальность 09.00.04. - Эстетика

АВТОРЕФЕРАТ

днссэртаиня на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва 1УУ1

Диссертация выполнена на кафедре эстетики философского факультета Московского государственного университета имени .М.ВЛомоносова.

кандидат философских наук, доцент ТУРУЬ. Г.П.

доктор философских наук ОГАНОВ A.A. -

кандидат философских наук КРИВУХ Е.Г.

Институт философии и права АН КазССР, отдел эстетики и философских проблем культуры.

Защита состоится /-У 1уа1 года в /УГ" часов

на заседании специализированного Совета ш филооофским наукам Д 053.05.21 в Московском государственном университете имени М.ВЛомоносова по адресу: Москва, Ленинские горы, 1-й корпус гуманитарных факультетов МГУ, философский факультет, II этаж, ' аудитория .

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки 1-го корпуса гуманитарных факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова.

Автореферат оазослан 8 л^п^^л.-л^^Ъ! т.

Научный руководитель Официальные оппоненты

Ведущая организация

Ученый секретарь специализированного Совета

КУЗНЕЦОВА Т.В.

I. ОБЗЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность таш исследования. Опыт происходящей в нашей стране порзстоойкн убедительно свидетельствует о том, что решение стоящих перэд обществом кардинальных проблем невозможно без духовного возрождения чалогека на основе переосмысления и включения в этот гшоцосс духовных ценностей художественной культуры пропитого. Это означает, что "мы должны сшо, энергично наращивать и расширять культурный пласт перестройки, используя и развивал все духовное богатство, созданное нашими предшественниками". ^

В современных условиях, когда повсеместно в нашем многонациональном государстве наблюдается небывалый рост национального самосознания населявших его народов, особую значимость приобретает исследование национальных художественных культур, самобытность а неповторимость которых полифонизмом вдей и образов, многоцветней класса, особым видением мит>а будет обогащать духовную жизнь обновленного обпества.

Данная забота посвяшена эстетическим проблемам казахской советской литератуоы на этапе ее становления. Вабор темы обусловлен следующими обстоятельствами:

I. Эстетические проблемы становления казахской советской литературы

все еие остаются "белым пятном", несмотря на ряд проведенных иссле-

2

дований.

* Революционной перестройке - идеологию обновления: Речь М.С. Горбачева на Пленуме ПК КПСС 18 Февраля 1988 г. // Коммунист. -^ Ь88. - #4. - С. 15.

^См.: Акбеггенора Б.К. Эстетические особенности творчества Габита Мусрепога: /на материале прозы/: Дис. ... канд.фнлос.наук. -Ташкент, 1973: Курганова К.1Г. Эстетика художественной культуры казахского народа. - Алма-Ата. 19В7 я тф.

.2. В силу того, что становление казахской советской литературы происходило на переломном этапе исторического развития казахского общества, опыт эстетических исканий ее лучших представителей имеет большое значение для современного литературного процесса в Казахстане.

Работа написана, главным образом, на материале творчества Сак< на Сейфуллина - ярчайшего представителя казахской литературы 20-х' .годов. Такой подход, по мнению диссертанта, вполне оправдан. Во-первых, общепринята точка зрения, согласно которой С.Сейфуялин является основоположником казахской советской литературы. Эта шею проводится в исследованиях М.Ауэзова, М.Базарбаева, Ш.Еяеукенова, М.Каратаева, С.Кирабаева, С.Мтканова и др. Действительно, он стоял у истоков практически всех жанров казахской советской литературы: поэзии, прозы, дпаматургии, литературной критики, публицистики.

Во-вторых, в его творчестве, как в своеобразном фокусе, преломились все противоречия процесса становления казахской советской литературы.

В-третьих, сосредоточенность на творчество конкретного писателя будет способствовать более углубленному исследованию рассматр; ваемых проблем.

Степень разработанности проблемы. Эстетические проблемы творчества С.СейФуллина остаются все еще неисследованными, хотя отдельные аспекты освещаются в работах Базарбаева, К.Джумалиева Н.Джуанышбекова, Ш.Елеукенова, Е.Исмаилова, М.Каратаева, С.Кирабао-ва, С.Чуканова, К.Нурлановой и др.

Цель и задачи исследования. Цепью работы является исследование эстетических воззрений С. Сейфуллина в тесной Связи с художественной практикой 20-х годов, когда казахская советская литература переживала процесс своего становления. В соответствии с указанной

далью в работе ставятся следующие задачи:

- раскрыть идейно-эстетические предпосылки творчества С.Сейфуллина, исходя из единства объективных и субъективных факторов;

- еылвить особенности принципов художественного творчества писателя на основе анализа его эстетического идеала;

- рассмотреть проблему традиции и новаторства в творчестве С.Оейфул-лит на примера взаимодействия фсшьклора и письменной литературы;

- показать национальное своеобразие творчества С.Сейфуллина.

Научная новизна диссертации определяется тем, что:

- в ней впервые предпринята котика дать целостное представление

об эстетических воззрениях С.Сейфуллина, исходя из проблемы эстетического идеала;

- выдвинуты некоторые коше ццеи, позволяющие рассматривать развитие казахской литературы в контексте мировой литературы /идея о формировании романтического направления в казахской литературе псщ влиянием Октябрьской революции/ и в ее национальном своеобразии /цдея о переосмыслении применительно к казахской художественной литература теории хронотопа М.Бахтина/;

- использованы новые методологические подходи, разрабатываемые в советской эстетической науке.

Общетеоретическую и методологическую основу диссертации

¡оставляют:

- принцип историзма, который дал возможность рассмотреть творчество С. Сейфуллина на фоне широкого исторического и социокультурного контекста;

- принцип народности, позволявший выявить истоки творчества С.Сей-

• фуллина, восходяЕие к "народно-мифологическому слою"* казахской

"Он.: Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии.- М., 198 5. - С.63..

художественной культуры;

- принцип национального своеобразия художественно2 литературы, детерминированный особенностями мировосприятия, мировоззрения того или иного этноса, народа;

- новые теоретические и методологические подходы, разрабатываемые в советской эстетической науке /в частности, использованы результаты исследований по проблемам эстетических категорий, представлен ные в работах М.Бахтина, В.П.Куравлева, В. П.Крутоуса, В.Г.Шгматуя-линой, В.Хмары, М.Б.Храпченко, Е.Г.Яковлева в др., опыт анализа вскусства в его соотнесенности с понятиями "духовная культура", "философия", "цивилизация", разрабатываемый в исследованиях В.Д. Диденко, С.А.Завадского и И.Рбвиковой Е др./

Теоретическая и практическая значимость полученных в диссертации результатов заключается в следующем:

- как представляется, внесен определенный вклад в изучение творческого наследия С.Озйфуллкна в эстетическом аспекте;

- показана специфика эстетачэскях проблем процесса становления казахской советской литература

- обоснованы некоторые новыо методологические подходы к анализу эстетической проблематика казахской советской литературы.

Основные выводы и пол еже Ш1 я диссертация могут быть использованы для дальнейшего изучения творчества С.Сейфуллана, эстетических проблем казахской советской литература. Они такаэ могут найти применение в курсе истотаи и теории казахской советской литературы, в лекционной пропаганде, в работе по эстетическому воспитания.

Апробация работы. Некоторые псшсаешя и выводы диссертация налагались на Ломоносовских чтениях в МГУ им. Ы.Б;Ломоносова /ХузОг на научно-теоретической конференции "Социалистическая культура: социальное в национальное" в г. Алма-Ате /1990 г./. Диссертация

обсуждалась на кафедре эстетики философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова и рекомендована к здаите.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав /первая глава содержит два параграфа, вторая глава - три параграфа/, заключения и списка использованной литературы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАГОТЫ

Во введении обосновывается актуальность теш, определяется степень ее разработанности, формулируются цель 2 задачи диссертации, кратко характеризуются методологические принципы исследования.

Глава первая "Идейно-эстетические предпосылки становления казахской советской литературы" посвящена объективным и субъективным предпосылкам творчества С.Сейфуялина - основоподояника казахской советской литературы.

Параграф первый "Историко-культурная обстановка в период становления казахской советской литературы" раскрывает исторический и социокультурный контекст, оказавший 'определяющее влияние на творчество С.СейФуллина, В этой связи диссертант считаот принципиально важным определение временных границ периода становления казахской советской литературы. Критически анализируя существующие точки зрения по данной проблеме, диссертант придерлшвается позиции Т.Какгшева, который относит период становления казахской советской литературы к 1917 - 1У2а г.г. При этом подчеркивается важный момент: в качестве одного из критериев периодизации выделяется эстетический критерий. Правомерность сггормулированного вывода обосновывается также ссылкой на феномен ускоренного развития казахской советской литературы в 2С-е - 30-е годы.

Рассматривая шрйод становления казахской советской литературы в контексте исторического развития казахского общества, диссертант

подчеркивает противоречивый характер того времени. И объясняет это следующим обстоятельством. Коренные преобразования, начавшиеся в казахской степи после революции, натолкнулись на консервативность традиционного уклада жизни казахов, так как дореволюционное казахское общество могло определить как "стационарный кудьтурно-историчес кий тип цивилизации".* Это основное противоречие наложило свой отпв чаток на формы классовой борьбы, которые определялись во многом сохранившимися патриархально-родовыми и феодальными отношениями, на переустройство традиционного общественного уклада жизни казахов на социалистических началах. Более того, именно это противоречив обусдо вило трагический характер событий, связанных с этими преобразованиями. Ошибки в национальной политике, социалистические преобразования, проведенные без учета специфики социально-экономического уклада казахского общества, привали к тяжелейшим последствиям, сопоставимым с геноцидом. Он связан с именем тогдашнего первого секретаря Казкрай кома партии Ф.Голошекиным. Этот партийный деятель считал, что социалистическая революция обошла стороной Казахстан а для победы социализма в степном крае нужно устроить "малый Октябрь". Эта идея начала осуществляться с насильственного разрушения кочевого хозяйства и принуждения бывших кочевников к оседлому образу жизни. Такая "коллективизация", вошедшая в историю Казахстана как "голощекинсхиЁ геноцид", обернулась для казахского народа величайшей трагедией. О ней свидетельствуют такие цифры: по некоторым данным, за 1У31 -1УЗЗ годы от голода и эпидемий погибло 2 млн. 200 тыс. казахов /52Í населения/, а 15* населения навсегда откочевали за пределы республики.

*См.: Завадский С.А., Новикова Л.И. Искусство к цивилязация. - М., 1986. - С. 138.

Касаясь духовной жизни казахского общества того времени, диссертант акцентирует внимание на такой ее особенности, о которой в своэ время относительно к искусству Древней Греции говорил К.Маркс. "Обаяние, которым обладает для нас их /древних греков. - Дис./ искусство, - писал он, - не находится в противоречии с той неразвитой общественной ступенью, на которой оно выросло. Шоборот, оно является ее результатом и неразрывно связано с тем, что незрелые обшественные условия, при которых оно возникло, и только я могло возникнуть, никогда не могут повториться снова".*

Нечто подобное можно сказать и об особенности казахской- художественной культуры, котсюая до революции развивалась преимущественно в форме художественной литературы /устной и письменной/. Низкое культурное развитие дореволюционного Казахстана /приведенные в работе цифровые данные свидетельствуют об этом/ сочеталось с неповторимой самобытной атмосферой духовней жизни казахского народа, сущность которой можно выразить следующими словами М.Ауэзова: "Веками кочевавший в стеглх и пустынях в поисках счастья печальный путник казахский народ не сумел оставить и донести до нас памятники архитектуры

и скульптуры, портпеты и картины. Но он оставил нам в наследство

о

самое драгоценное наследив - сокровища песен и жыров. Песенный народ, нагод-жчикы, народ-поэт с незапамятных времен, щедро используя гениальный поэтический дяр, отразил свой дух в замечательных эпических лаотянах,"5 в многочисленных разнообразных поэтических сказаниях, жноах".4 Именно это песенное и поэтической начало, опреде-лявгсев своеобразие казахской художественной культуры, оказало дейст-

^Маркс К., онгеяьс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 12. - С. 728..

^1ыр /каз./ - стихотворение.

^Дастан /каз. / - поэма.

4Ауэзов /И. Вреда и литература. - Алма-Ата, 1952. - С. 36.

венное влияние на творчество С. Сеййуллкна.

Далее, в диссертации анализируется литературный процесс 20-х годов в Казахстане. Он носит противоречивый характер, обусловленный острой идеологической /в том числе, идейно-эстетической/ по основным проблемам развития казахской советской литературы. Показывая расклад литературных сил и группировок, диссертант отмечает, что их размекевание происходило по вопросу об отношении к Октябрьской революции. В противовес до сих пор не преодоленному в казахском литературоведении жесткому противопоставлению писателей советской и "буржуазно-националистической' ориентации, высказывается мысль о необходимости отказа от гипертрофированного классового подхода к проблемам казахской советской литературы. А необходимость отказа от узкосоциологического подхода обусловило обращение к исследованию жизненного цути как предпосылки и основы его творчества.

Параграф второй "Сакен СейФуллин как основоположник казахской советской литературы" содержит материал, хронологически охватывающий 1894 - 1938 годы и отражаюншй основные вехи жизни и творческого пути писателя. Показано становление С.Сейфуллина как поэта, революционера и общественного деятеля, прошедшего путь от руководителя казахской молодежной организации "Ейрлик" /"Единство"/ в годы учебы в омской учительской семинарии /ГЭ13-1916 г.г./ до председателя Совета Народных Комиссаров КазАСС? /1922-1925 г.г./.

Особое внимание уделяется творческому вкладу С.Сейфуллина в становление казахской советской литературы. Он первым по времени из казахских писателей твердо встал на сторону революции, посвятив жизнь и творчество служению ее идеалам. С. Сейфуллин явился основоположником казахской советской поэзии, прозы, драматургии,' критики, публицистики. Он го праву считается родоначальником новых жанров в казах-

ской литературе: исторпко-мемуарного романа /"Тернистый путь"/» в котором слились воедино лирические, исторические, публицистические элементы, липо-эпических поэм /"Кокметау", "Разлученные лебеди"/, пьес /"Красные соколы", "На путь счастья"/.

Некоторые малоизвестные страницы жизненного пути писателя освещаются с привлечением новых документальных данных и материалов, опубликованных за последнее время. В частности, это касается последних месяцев а дней иизни С. Сейфуллина, ставшего невинной жертвой сталинских репрессий 1937 - 1938 годов. В заключении параграфа говорится о посмертной реабилитации С. Сейфуллина з ХаЭТ году,, о значении его творчества, формулируются выводы, характеризующие С. Сейфулллна как основоположника казахской советской литературы.

Вторая глава "Эстетическая проблематика творчества С. Сейфуллина" состоит из трех параграфов.

Первый парагпаА освещает принципы художественного творчества . С„ Сейфуллина. В этой связи диссертантом критически рассматриваются существующие точки згения относительно художествен ¡зга методов в казахской литературе. ?сли одни авторы /Ш.Енеукенов, Т.Какишев/ говорят о наличии в ней критического реализма, который берет свое начало с Абая Кунанбаева /18 4 5 - 1904/, другие /3. Кедрина/ полагают, что после революции в казахской литературе, минуя критический, формировался метод социалистического реализма, то диссертант склоняется к мысли о необходимости и сх сдать из общих закономерностей развития литераторы как вида искусства. При таком подходе период становления казахской советской литературы характеризуется переходом от просветительского реализма к романтизму и реализму в конкретно-историческом значении этого понятия. Данное положение дает возможность ввести развитие казахской литературы в русло мирового литературного процесса как последовательной смены определенных худокест-

венно-эстатических систем. Этот вывод обосновывается в диссертации следующим образом. Во-первых, подобно тому как романтизм иенской школы в Германии явился своеобразной реакцией на события Великой французской революции, а русский романтизм был подготовлен духовно-идеологической атмосферой, сложившейся в России после Отечественной войны 1812 года и в период формирования декабризма, точно также возникновение романтизма в казахской литературе связывается с Октя-' брьской революцией. Именно реакция на это событие /негативная - с одной стороны, позитивная - с другой/ явилась, по мнению диссертанта, основой формирования романтического мировоззрения и романтического типа творчества. Йэ-вторых, об этом свидетельствуют приведенные в диссертации высказывания, суждения литераторов того времени. Вот что писал, к примеру, некий Тикен: "Реализм соответствует духу эпохи, но восточная природа казахской крови, да и общая казнь казахов не может терпеть реализм. Нам не следует отлучаться от романтизма и сентиментализма. Гораздо ценнее воспевание казахской лачуги, очага, несмазанного колеса арбы и крикливого верблюда, чем описания

т

девятиэтажного каменного дома, шумного завода, летающего аэроплана*;-Эги слова jb какой-то степени отражали умонастроение той части казахской интеллигенции, которая не приняла революцию и эстетический идеал которой был обращен в прошлое казахского народа.

К писателям, положительно воспринявшим идеалы Октября, принадлежал С. СейЛпгллин, в чьем творчестве обнаруживается диалогическое /полифоническое/, по выражению М.Бахтина, взаимодействие романтических и реачистических принципов.

Методологической основой анализа художественных принципов С.Сей-фуллина выступает категория "эстетический идеал". Опираясь на исследования В.П.Крутоуса. Ю.Г.Нигматуллиной, В.Хмары, Е.Г.Яковлева, диссертант характеризует эстетический идеал С. Оейфуллина следующим обра-*Цит.по: Какишев Т. Поступь. - Ачма-Ата, 1-Ьв. - С. 57.

зом. Он различает два качественных этапа в формировании эстетического идеала писателя. На первом этапа /примерно до 1917 года/ творчество С. Сей (Таллина вливается в обшее русло развития казахской литературы, продолжающей традиции просветителей Абая Кунанбаева /1845 -1904/, Ибрая Аптынсарина Д841 - 1889/, Чокана Валиханова /1835 -1865/. В мировоззренческом плане С. Овй^ллин выступает как выразитель просветительских идей. Поэтому его представления о прекрасном /они занимают центральное место в эстетическом идеале писателя/ несут на себе отпечаток просветительских воззрений, На этом этапе идеалом для С.Сейфуллина, вошаленаем прекрасного является просвещенный, культурный человек, долг которого состоит в служении родному народу. Образ такого человека С. СеМ^улли видит в поэте. И, наоборот, воплощением безобразного выступает человек необразованный, не желающий учиться. Творчество раннего Оейфуллина в силу указанных обстоятельств характеризуется сильным влиянием традиций Абая Кунанбаева.

Второй этап формирования Эстетического идеала писателя начинается с I9Ifi -1917 годов, когда под впечатлением национально-освободительной борьбы казахского народа и революционных собитнй происходит перелом в мировоззрении С. №?(?утлина. Он всем сердцем принимает Октябрьскую революцию и вступает на путь борьбы за ее идеалы. С этого времени в творчестве С. СейгГухлина начинает прослеживаться тенденция к ориентации на ггротетаоскую идеологию. Приверженность принципу партийности, классовости литературы становится для наго путеводной нитью в процессе идейно-эстетических исканий.

Претерпевают эволюцию и представления С. Оей<?гуллина о прекрасном. Если раньше он понимал прекрасное с просвотительских позиций, то после ревсллции писатель связывает прекрасное с социальной дейсвитель-

ностыо, так как в послереволюционные годы эстетический идеал С. Сей-фуд/даш определяется его приверженностью идеалам коммунизма. Шэтому прекрасным для него является все то, что способствует торжеству коммунизма, безобразным - все то, что препятствует ему. Следовательно, прекрасный человек - борец за коммунизм, прекрасен человек-труженик: красота борьбы, красота труда признаются'С.Сейфуллиным в качестве высшей ценности.

Важнейшее методологическое значение в русле исследуемой проблемы приобретает положенно о детерминации принципов художественного творчества эстетическим идеалом. В частности, такой подход представлен в работах В.Хмэры "Эстетический идеал и творчество" и Ю.Г.Нигма-туллиной "Национальное своеобразие эстетического идеала". Если идея В.Хмары о доминанте эстетического идеала позволяет ввделить в творчестве того или иного писателя нечто постоянное, устойчивое Деыу, образ, вдею, пафос и т.д./, то исследование Ю.Г.НигматуллиноЙ акцен-тярует внимание на определяющей роли эстетического идеала в процессе формирования национального своеобразия художественной литературы.

Рассматривая творчество С. Сейфуллана с указанных точек зрения, диссертант выделяет его "романтический" и "реалистический" компоненты /по терминологии М.Бахтина/.

Проблема романтизма в творчестве С.Сейфуллина освещается в трех взаимосвязанных аспектах: а/нлияние традиций романтизма; б/представ-лония писателя о романтизме как исторически определенном литературном направлении я художественном методе; в/ принципы романтизма в произведениях писателя.

Относительно первого аспекта в диссертации отмечается влияние на творчество С.Сейфуллина традиций Цтсжина, Лермонтова, Мицкевича, романтических произведений Горького.

•Понимание писателем романтизма сводится к двум основным поло-нениям: с одной стороны, это - тага рсма\т?.ов к прекрасному* в возвышенному, с другой - х тачиствэнному я неизведанному.

Анализ художественных произведений С. Сейфуллнна показывает, ■ что в них ярко проявляется принцип субъективности» который отнесен Гегелем к отличительной черта романтизма» "Подлинным содержанием романтического, - писал он, -- скупит абсолютная внутренняя яизнь, а соответствующей формой - духогнак субъективность, постигающая свот самостоятетьность и свободу"'! Эгот принцип воплощен з образе лирического героя. Следуя традициям романтизма, С.Овйфуэилн не наделяет его какимя-либс хоихретншки чертами5 а рисует лирического героя, "внутренний мэр которого раскрывается не чаре? .поступки к события, а чзрез конкретное душевное аервзжпаязэ, через лерэяява-ние тоЯ илп иной аазкенкоЗ сятуадяй"„^ Пра этом обрез ларвческого герат предстает в своем национальном своеобразия. Оно проявляется а том, что сущность образа ляркчзсхого героя раскрывается на сама по себе, а посредством а других образсз3 связанных с особенностям наци опального бытия казахов» Это образы-символы "асау тулпар^я "домбра"4. Они тесно связаны с.образом лирического терся, сопровождая его на тернистом пут® борьбы а испытаний, Еслг образ крылатого коня символизирует с тремя тал ьн ость ж ¡неукротимость переживаемой лирическим героем исторической эпоха,, то образ домбры как бы раскрывает песенное начало внутреннего юра ларачеехого героя, отрава»-иеэ своеобразие духовной гизнк казахского общества.

^Гегель Г.В.О. Эстетика: В 4 - М.д 1963-1973, - - 19б9„ -С.,233 Журавлев В.П. Свет Родяны:/Идеайыый сбраэ э жзрикз А. Прокофьева/ !

/Дудоадственннй образ кап форма воплощения эстетического тввяа., -

М., 1987. - С. 87.

о

Асау тулпар /каз./ - неукротимый краватаЭ :<скь„ Домбра /каз./ - казахский национальный музыкальный анстоумонт.

Принцип субъективности выражается и в образном представлении С.СейФуллина о поэте и поэзии. В стихотворениях "Домбра", "Таинственный ларец" он уподобляет душу поэта таинственному ларцу, наполненному бесценными сокровищами - мелодиями и звуками, чутко настроенному музыкальному инструменту. Стоит только притронуться к струнам души - и польются чудные звуки...

В диссертации отмечается и принцип народности, характеризующий отношение С. Сейфулллна к устному творчеству казахского народа. В этом плане рассматриваются заслуги писателя в деле собирания, издания и изучения образцов казахского фольклора. На примере романтической поэмы "Кокюетау" /"Голубая гора"/, написанной по мотивам легевд, преданий и признанной шедевром казахской лирической поэзии, показана народность творчества С. Сейфуллина.

Романтическая направленность творчества писателя появляется и в используемых им образах и литературных приемах. Образы-симвопы аоау тулпара, альбатроса, лодки в пучине волн, голубого неба свидетельствуют о благотворном влиянии на С. Оейфуллина романтических-традиций. При этом диссертант отмечает, что представленность в произведениях С. Сейфуллина образов-символов связана с особенностями восточной поэтики, с архетипами, а не с символизмом как литературным направлением.

Проблема реализма в творчестве С.Сейфуллина исследуется диссертантом, исходя из классического определения реализма, сформулированного Ф.Энегльсом. Вначале анализируется понимание писателем реализма как литературного направления. Переход от романтизма к реализму С. С8йфу;;лин объясняет на основе марксистского методологического принципу историзма. Социальную детерминацию реализма он связывает с изменением исторических условий: дальнейшим развитием машинного 1рсизвод-ства, укреплением капитала, обострением его протигоречяй, выходом

на историческую арену пролетариата. В этих изменившихся условиях художественная литература в своих поисках начинает обращаться к показу лизни различных социальных групп, в том числе трудящихся классов, стремится вскрыть существующие классовые противоречия.

Характерно, что для объяснения реализма, как и романтизма, С.Сейфуллин вводит эстетический критерий: если романтизм, в основном, отражает положительные стороны действительности, то реализм, наряду с этим, предметом художественного осмысления берет и негативные сторон) жизни. Иными словами: романтизм соотносится с эстетическими категориями положительного свойства - прекрасным, возвышенным, героическим, а реализм, кэ ограничиваясь ими, имсат выход в оЬеру и других эстетических категорий - безобразного, низменного, ужасного и т.д. Отсюда С. Сейфуллин делает вывод: "Литературное направленно, отражающее в равной мере обо стороны действительности, называется реализмом".* Такое понимание реализма, хотя и является несколько ограниченным, -но указывает на такую его особенность, как более царский охват действительности, что дает возможность для создания более реальной картины жизни в художественной литературе.

Во второй половино 20-х годов основным принципом творчества С.Сейфуллина становится, принпдп партийности литературы. Анализ художественных произведений писателя, его суждения по данной проблема дают основание для следующего вывода: принцип партийности, классовости художественной литературы становится ядром его творческих принципов. Он определяет все дальнейшее творчество С.Сейфуллина: выбор тем, идейное содержание его произведений, па^юс, обрисовку типичных характеров и т.д. Этот вывод обосновывается

*Сеафуллнн С. Собрание сочинений: В 6 т. -Алма-Ата, 1У60-1964. -Т.4. - 1962. - С. 216. /Перевод диссертанта/.

ка ряде коЕкрвтгмх примеров.

Завершая параграф, диссертант предпринимает попытку рассмотреть связь творчества С.Сейфулляна с литературой социалистического реализма. Шея в виду, что термин "социалистический реализм", сформулированный в 1934 году на I съезде советских писателей, является идеологизированной формой определения метода советского искусства /в широком смысле слова/ 20-30-х годов, диссертант исходит из реальной противоречивой обстановки того времени. Анализируя дискуссионные материалы по проблеме социалистического реализма*, диссертант выделяет, по крайней мера, три точка зрения:

1. Негативное отношение к социалистическому реализму как творческому методу, что ведет к перечеркиванию определенного этапа развития советской литературы.

2. Отстаивание тезиса о социалистическом реализме как ведущем творческом методе советской литературы.

3. Различение социалистического реализма, с одной стороны, как* живого творческого метода, обогатившего советскую литературу, определенными достижения'®, с другой стороны - ках жесткую, идеологизированную нормативно-эстетическую систему.

По мнению диссертанта, заслуживает внимания последняя точка зрения, которая обеспечивает более объективный подход к истории советской литературы.

См„; Гангнус А. На руинах позитивной эстетики: йз истории одного термина,, - Новый мир. - 1988. ■- Сергеев Е. Несколько застарелых вопросов. - Новый мир. - 1968. - Др.бренко Е. Превратности метода. -- Октябрь. - 1588. - ХЗ; Кузнецов Ф. История советской литературы: новый взгляд // Лит. газета. - 19В9. - 16 авг.| Избавление от миражей'. Соцреализм сегодня, - М., 1390; Ксмакова А. Новое мышление и прежние проблемы. - Простор. - 1989.£10 и др.

Рассматривая творчество С.СеМуллина с этой позиции, диссертант считает, что его произведения можю относить к социалистическому реализму э той мере, в какой в них проявляется принцип партийности как основа метопа соцяаяастэтеского реализма. Такой подход ярко проявляется в романе "Тернистый путь", поэмах "Альбатрос", "Совэтстан", "Социалкстан", повести "Землекопы", в ряде стихотворений, в которых гасаталь стге-длся к изображению действительности в оа революционном развитии. Элесте с тем, творчество С.Сейфуллина перерастает рамки социалистического реализма, характеризуется полифонизмом художественна принципов романтизма, просветитальского реализма, реализма и социалистического реализма, оти принципы, выступая в сложном единстве и взаимодействии, определяют самобытность и неповторимость художественных произведений замечательного казахского писателя, впитавшего плодотворные традиции казахской художественной культуры проел ого и обогатившего их применительно к новой социальной обстановке.

.Второй глгагоаД "Традиции и новаторство" посвяшен анализу истоков казахской советской литературы и ее творческому вкладу в дело художественного осмысления действительности.

Исходя из концепции С.А.Завадского и Л.Й,Новиковой о культурно-исторических типах цивилизация /стационарном, адаптивном п динамическом/ а об обусловленности содержания искусства ими, диссертант высказывает предположение о том, что дореволюционное казахское общество можно охарактеризовать как стационарный культурно-исторический тип цивилизации, в котором "основной характерной чертой развития искусства... является его традиционализм".^

■"■Завадский С.А., Новикова Л.И. Искусство п цивилизация. - М., 1У86.

- С. 142.

Если исходить из этих положений, то казахская литература, веками «'функционировавшая в обществе стационарного типа, отличается глубоким традиционализмом. В качестве традиции, определяемой как "абсолютный и неиссякаемый первоисточник и генератор культуры"*, в казахской советской литературе выступает фольклор, восходящий своими корнями Ь седую древность.

Определяя взаимодействие фольклора и литературы в произведениях С.Сейфуллина как в периоды "отталкивания" литературы от фольклора" и "сознательного обретения к нему литературы",2 диссертант приходит к следующим выводам:

1. Шделяются два уровня "вплетенности" фольклорного материала в произведениях С. Се Мул лика. Во-первых, эстетический идеал писателя Формировался в самобытной атмосфере духовной жизни казахского народа. Гармония с внешней природой, песенное и поэтическое начало -вот что отличало духовный дар казахов того времени. И вполне естественно, что национальный дух, дух фольклора не мог не сказаться на творчестве С. Сейфуллика. Во-вторых, решение новых художественных ■ задач требовало от писателя сознательного обращения к фольклору.

2. Сложное переплетение этих двух уровней определяет художественные образы С.СейФуллина: фольклорные образы претерпевают трансформацию, так как они обращены к иной сопиокультурной реальности. Горизонты художественного образа как бы раздвигаотся, оставаясь вместе с тем эстетически выразительными. Эта трансформация отчетливо проявляется на примере образа "асау тулпар".

^Завадский С.А., Новикова I.И. Искусство и цивилизация. - К., 1986.

- С. 142..

о

Эстетика художественной культугн казахского народа. - /изпа-Ата, 1967.

- С. 126.

3. Отношение С.Сейфуллина к наследию фольклора носит противоречивый характер. С одной стороны, он использует Фольклорные образы и мотивы, что придает его произведениям художественно-эстетическую выразительность, вырадает их народность, а с другой стороны, гипертрофированный классовый подход привел его к ошибочному выводу ,о том, что вся старая литература создана под влиянием идей господствующего класса и в силу этого носит реакционный характер. Он считал, что пролетарская литература должна использовать не содержание, а только Форму художественного наследия прошлого.

Затем в диссертации рассматриваются влияние на творчество Сей-фуллина традиций Абая, русской литературы, представленной именами Пушкина, Лермонтова, Горького и, особенно, Маяковского.

Действительно, С.Оейфуллин бшг замечательным последователем Маяксвсксгс. Их роднило медду собой не только общность темы революции, строительства новой жизни, но я принципы худокественного творчества.'Как и Маяковский,•С.Оейфуллин неустанно искал новые формы в области стпхосло'вдим и поэтического языка. Уто особенно заметно в стихотворениях о Ленине /"Ленин", "Траурный день"/, поэмах /"Совет-стан", "Альбатрос"/ и т.д.. Затих произведениях опушается попытка автора публицистическим пафосом, рптмяко-интонахионным строем стиха передать дух времена - эпоху острой классовой борьбы, созидательного труда, отразить перемены в жизни казахского народа в 20-е годы. Именно острая политическая направленность, страстный накал его произведений, воспевание нового строя говорят о благотгорном влиянии традиций '^яковского.

Переходя к проблеме новаторства в творчестве С.Сейфуллина, диссертант отмечает, что оно де терминировано след ужи ми обстоятельствами : а/ новизной художественных задач, вставших перед казахской

советской литературой на этапе ее становления;' б/ особенностями исторического развития казахской литературы /ее синкретичностью, млздописьменностью/, в силу чего в ной не было глубоких, по сравнению, например, с русской литературой, традиций художественного осмысления общественных проблем.

Новаторство С.Сейфуллина характеризуется как со стороны содержания, так и со стороны йопмы его творчества. Он открыл новые теш в казахской литepaтvpe. Зто - тема революции и гражданской войны, тома строительства новой тазни, тема труда и рабочего класса, тема Ленина, тома и тернадионалЕзма. В его произведениях выведены новые образы, которых не знала прежняя казахская литература /образ революционера, образа казаха-рабочего, образ кешданы, отважно посягнувшей на традиционные устои, закреплявшие ее райское положение л т.д./.

Новаторский характер товрчества С.Сейфуялина не ограничивается новизной тем и образов, но охватывает и форму его произведений. Во-первых, С.Сойфуллин явился одним из родоначальников новых жанров в казахской литературе: драматургии /пьесы "На путь счастья", "Красные соколы"/, историко-революционного рожна /"Тернистый путь"/, литературной критики и публицистики. Вэ-вторых, С.Сейфуллин неустанно искал новые формы и в результате он стал первым поале Абая реформатором казахского стиха. В этом плане также отмечаются попытки С.Сей-фуллина использовать ритм, интонацию для построения стиха, чтобы с помсшью этих средств передать дух времени, смысл происходящих в казахской степи преобразований. В третьих, писателю принадлежит заслуга в обношении казахского поэтического языка. Он впервые ввел в казахский литературный язык не алогизма /"соЕетстан", "сопиалистан" к др./, су.вло приближал поэтический язык к народной' разговорной речи, придал ему ораторские интонации. Под его пером казахские слова зазвучали

по-новому - ярко, проникновенно я вдохновенно.

В заключение параграфа диссертант формулирует выводы, отражающие опыт рассмотрения проблемы традиции и новаторства в творчество С.Сейфулллна с позиции двухуровневого "среза" художественной культур»!: эе "пародно-шфологического" а "социально-актуального" сяоэв.1

В третьем параграфе "Рациональное своеобразие художественного образа" тшрчество С.Оейфуллнна анализируется с точка зрения понятия

о

"национальный образ мара", введенного в научный оборот известным ученым Г.Гачевым.

Диссертант исходит из положения Г.Гачова о том, что "априори мояно сделать ватное предположение о мировоззрении кочевых народов: понятие пространства у них дслжпо превалировать над понятием времени /у земледельцев, очевидно, - наоборот/. И наибольшее разнообразие и расчленение имеют, вероятно, пространственные отнокеняя в их космосе"?

Экстраполируя это положение на мировосприятие п паровоззронло казахского народа, занимавшегося кочевым хозяйством, диссертант приходит к слодугасму обобщекво. Оно связано с использованием теории хронотопа, г'ладснрсто. в лптературовсдшшо я эстетику М.Бахтиным, прн-мзндтально к худамстЕОПксЛ культуре кочевого народа. В дассертандя хз 'предпадоаптользой форма отмечается, что в казахском художественном хронотопа превалируя? прострачственнке отношения над эромвпянмя в силу "престсвнетаензсста" мяравоепраятая я мярогоззвэпая

т

См.: Яковлев Е.Г. Искусство я мнровыо религии. - М„, ГС65. - С.63. ^Ст-1.: Гачйв Г. Нацпоначьнко образа мира: ОЗшо погросы: русский, боягарсчий. ияпгаасяйА, грузянсккй, армяпсквЭ. - М.? 1988. Диссертант ягодная агает, что понятно "папрокапьный образ ¡тара" ГЛ'ачо;:л восходит /через О.Шпенглера/ к гегелевскому гогогегаш "состояние мипа".

Гсчев Г. Наци опять ные «Зразы мира... - М., 1ь68. - С. 61.

субъекта художественного творчества. Этим определяется в известкой мере статичность художественных образов в фольклоре.

Соотношение пространственного н временного начал в этом хронотопе подвижно, так как в субъекте художественного творчества под воздействием социально-исторических процессов происходят определенные изменения в ориентации на художественно-эстетические ценности. Но в целом, в казахском художественном хронотопе превалирует пространственное начало, что обусловленно глубинными истоками мировоззрения п мировосприятия кочевников.

Как представляется диссертанту, такой подход дает возможность раскрыть национальное своеобразие художественных образов С.Сейфул-лина. Особенно наглядно проявляется оно в используемых км образах движения /гоостранства/. Это -- образы "асау тулпар", "от-арба"? "экспресс", образ реки, образ каравана, олицетворяющих поступатвдь- ' ное движение жизни.- Анализируя их, диссертант формулирует следующий выводы: .

- дая художественного мышления С.Оейфуллина характерно обращение-к образам движения /пространства/;

- посредством этих образов пространства раскрываются особенности исторического времени; .

- образы пространства 6 произведениях С.Сейфуллина служат выразитель-ншв средствами в процессе художественного осмысления действительности;

- указанны™ обстоятельства® определяется национальное своеобразие худоазственных образов С.СейФуялина.

Завершая параграф, диссертант подчеркивает, что представление

^От-^арба /каз./ - буквально: огненная тапега. Так казахи в старину называли поезд.

о национальном своеобразии художественных образов С.Сейфуллина будет неполным без учета одного важного обстоятельства. Речь идет о противоречиях творчества С.Сейфуллина, обусловленных противоречивым характером социальных процессов в послереволюционном Казахстане, что сказалось на мировоззрении и эстетическом идеале писателя.

Сдно из этих противоречий прослеживается диссертантом на конкретном примере художественного осмысления философской проблемы "человек -прарода". С одной стороны, С.Сейфуллнн прославляет утверждение в частя ч&ловека над прпродой, а с другой - в ряде произведений писателя содержатся идеи /хотя они выражены неотчетливо и, может быть, даже интуитивно/, приобретающие особую актуальность в наши дш. 3 условиях конца XX века, когда надвигающийся экологический кризис угрожает существованию человечаства, основополагающей значение приобретает вдел ноосферы /сфера разума/, вцдпзпутая Н.Тейяром де Карденом, В.И. Вэрнадскиы.

Эта идея находит свое отражение и в художественной литературе, о чем стилет ел ь ствуи т творчество Ч. Айтматова, В. Астафьева, Н.Заболоцкого, А.Кпма, М.Пришвина и др. В их произведениях ноосфорные идеи осмысливаются с помошьэ образов животных, зверей, олицетворяющих собой пригоду. •

С этой точки знания творчество С.Сейфуллина представляет опрада-" ленный интерес. ТйосФерная идея развивается в художестваиной Форма в поэмах "Кокиетау", "Разлученные лебедп", в стихотворении "Ракенся саЗга". Основная мысль писателя выражается в необходимости устаков-леная раздетых отношений между человеком.и природой, в ладе которой выступают животные. При этом С.Сейфуллин вносит в эти отношения эстетический момент: животные /лебедь, сайга/ являются символами красоты „• а потому.уничтожение красоты есть валичайшее ало. Следовательно, в осмысленна проблемы "человек - природа" С. Сейфталиным предстают в

тесной взаимосвязи ее экологический, эстетический в нравственный аспекты. И этой своей гранью творчество С.Сейфутишна соприкасается с нашей сегодняшней действительностью.

В заключении диссертант акцентирует внимание на тех проблемах, которые остались вне рамок настояиего исследования. В частности, указывается на необходимость разработки проблемы влияния па творчест-С.Сейфуллина традиций зарубежной /европейской и восточной/ литературы, литературы народов СССР.

По теме диссертации опубликованы следующие "работы:

1. Традиции и новаторство в творчестве С. Сейфузишна //Художественная культура: вопросы теории и истории. - М., 1У8Э. - Депонирована в ИШОН АН СССР 9Д0.8Э Г.. «396У1. -0,5 п.л.

2, Социальное и национальное в художественной культуре казахского народа /на примере творчества С.Сейфуллина/ //■ Социалистическая культура: социальное-и национальное : Тезисы докладов и выступлений. -Алма-Ата, 1УЭ0. - 0,2 п.л.