автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Этическое учение Мискавайха и его роль в развитии этической мысли средневековья

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Исаев, Махмадрахим
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Автореферат по философии на тему 'Этическое учение Мискавайха и его роль в развитии этической мысли средневековья'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Этическое учение Мискавайха и его роль в развитии этической мысли средневековья"

РГ6 од

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ИНСТИТУТА ФИЛОСОФИИ И ПРАВА

На правах рукописи УДК 1 ФС. 9 ("Диссертация на таджикском языке)

ИСАЕВ Махмадрахим

ЭТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ МНСКАВАЙХА И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Специальность — 09. 00. 03. История философии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель — ДИНОРШОЕВ М. Д. член — корреспондент АН Республики Таджикистан, доктор философских наук, профессор

ДУШАНПГ; —

Работа выполнена п Институте философии и права Академии наук Республики Таджикистан.

Научный руководитель — доктор философских наук — М. Диноршос;;.

1. Асимов Л\. С.— доктор философских паук, член-корреспондент АН СССР, академик АН Таджикской ССР, профессор.

2. Мнрбобоев М. К- — кандидат философских паук.

Ведущее учреждение — кафедра истории философии Таджикского госуниверситета.

Защита диссертации состоится «/У » 1993 г. в

час па заседании Специализированного совета по нрисуждени ученом степени кандидата философских паук по специальности 09. 00. 03 — истории философии в Институте философии п права Академии паук Республики Таджикистан (734025, г. Душанбе, пр. Рудакп, 33)...

С диссертацией можно ознакомиться в Центрально!! научной библиотеке им. Пндиры Гайдн Академии паук Республики Таджикистан (г. Душанбе, пр. Рудакп, 33).

ОФИЦИАЛЬНЫ!: ОППОНЕНТЫ:

Ученный секретарь Специализированного совета, кандидат философских паук

Л1. ГУЛЯЛЮН.

ОЕДАЯ ХЛРАКТЕРКСПЖА РАБОТЫ

Актуальность теин. Культура любого народа немыслима без творческого восприятия всего того ценного, что заключено в его философском, в том число п этическом кгеледли. Дяя создания адекватней карткнн станоатекия рткки необходимо глубокое п всестороннее изучение мировоззрения мыслителей прошлого, внесших вклад в ее развитие. Более того, доя восстановления экономических и полптлчееггах оетоконпй и нравственных ценностей, длл обновления и оздоровления общества усвоение бесценного нравственного наследия прошлого приобретает особую значимость. Ибо глазная отличительная черта этических принципов кк&яителей средкевгкоьья - ото ггризшз к терпимости, благоразумно, цедрсстл, велккодугш), справедливости, храбрости и другим благородным качествам человека. Зтггчэскоз учение !&скавайха в-отом отношении по степени охвата и анализа материала занимает особое место, Мяскавайх не только упорядочит и спстекатизировал нравственные'ученая Х-Х1 рз., но п стагп своеобразном соодлнлгигя» звено:.! мегду древнегреческими мнелптолдап я фмософама средлезгковья, явгшая в регионе распрострагеппд ясли/л.

Нравственные нозгрення Нисзавайха/ газ одного нз порвж персвдсюк учетах, санлмавЕзхся лггупой згакз, в отечественной иэуг.е исследуются хяервке. В связи о эют изучение ого взглядов приобретает ссойую актуальность л первую очередь погашу, что они были и остас-тся вадеашм источником дяя раззз-тпл :/орально-от1Г1ескпх воззрений поколений псследрнлг соков.

Актуальность а современность теми гвакшагтея тагеаэ в то:,*, что, с одной сторон«, ки получасы повнЭ теоретический материал для совершенствования современных моралъгэ-экгазс-К1К исследований, а с другой, возЕрентд ШскаваГла - это цен-ннЗ практический источник для нравегкншого воспитания под-раставдего поколения.

Актуальность исследуемой та:н сбыгсняо'гся и тем, что я творчества Мхсказайха четко и определенно отразилось разнообразие тех идей в облаем этсчесг.ой кнеяз, изучение которых содействует создания адекватной кзртшш этически» учзга?£

порслдско-арабскпх мкслнтелей.

Ученвэ Мнсковайха сильно повлияло па последунцэе развк-ïjîo этических теорий, в особенности на творчество Наснрвдци-на Тусп и Дуалолвдднна Давони. Изучение его наследия позволяет выявить связь лдэй Маскавайка i¡e только с Т'уои и Даво->;?.; -"о к с представителями более поздашх периодов развития отических учений.

Отстань даученности том;;. История &тЕпеско11 мысли нер-соязкчнкх народов мало научена по сравнению с другими аснек-тш 1зсторга:о-$илсс(4ской яауки. Зтпчаакоо учение Мпскагайха но кисасчбкпо. Оно ааслукивает фундаментального анализа и обобг/шня, Отдельные статьи и раздели в обцефплосаискш: исследованиях не могут восполнять кмеяхциисн пробел.

Творчество Мпскаяайх.а так шш иначе затрагивалось t¡oKo-ïopi^.'Jî учодл/п-вссяедовгтелш^.

Закг, Мубора", например, сдаочая огромную роль творчества шелктеля в ьосяятатсльнш ировдссэ к духознш совораеп-ствобшшг человека, преете с ï-c-ij надвигает песика ехгорноо ут~ ьсргхепи? о гом, что Удскавайх ups анализе утекай древнпх

С)'.; Кмфте Дхалоягхдпи кбуулст haz кбп ВсуТ;., Таьдо:-ул-ху« камо. - Хсйпцкг, 1903.-С.331-332; Егчут Шаходядда» гби Абдул-лах-лл-}.аг/аяя. Мут-дкач-ул-у яабо. - Т.2, - H/syp, .--С.88-96; Тавхддн Абухаон.Ал-кп'Оь ва-л-муонаса.~Т.2, - Бейрут, (б.г.).-С.35-4''; Муборак Закк, Ап~иаср ал-Ляина £.>4í-kütoí ар-гсбег.-Ч.2.-Ег1!кет,1934.-СЛ45-1Б8: Mvcô "y/a'.via.r; Lcy¡T¡. Таг^г.х~ул-ахлс:с.-Kavrp,1943.- С. 165-186; fcaopys Умаи. Таьрил-ул-чякр ал-арабк.- Бейрут,1975,- С.325-330; Оакд 1Га*псп. Пу-рп Сяне. - Тагорам Д9оЗ. - С. 131-132; Vjköoji Цухагл-ац. Сайрк ггалса^л дар Зрон. - Тегеран,1347. -С.21-25; Халаби Алласï-ap. Татш: (|г^ссД>ал ррскп аз ores;: таърг.:-: то ккруз.-Тех'ср^", I97&.- С.235-264; гпизод Мухй'Л'ад. ОолсаД-а аз сгоог га> Ч.3-4.-Тзгоган, 1973.-С.25-32: Еодарг Абураж.юн. Ал-г.таа гл-хплтда.-Гииго, I912.-C.7-B4; Иззат Абдуладгс. Ибн tócae-ГчОЯх ^.лсаТетуху ал-ахлокг-ч ьа масодаоухо.- Kar.p,I94S; сз.х-рп uozszz. Платонические взгляда ?й!скаваЯха y. lue значена для его этпкк. Стгдпй нежилою. - Парлч,1976, T.I7.-C.I9-57 (Англ.яз.) ; Агкук Хь-лглтад. Культургахй вклад арабского rwrjur.va в )• ^.iv-roco* истсрик Ыяскавайх.-Потна, CS7C, T*.I7.-3ü7 с.(«рантяг.); "yxav.vал. Та-г-ряхп фгясЦе

дар келгн. Т. I.-Тс-теран, 1262.- С.СС-5-660; Илкбекоь Н. Этика Йчеярклаяпа Tycv. в с?ете сгс т^орга сг-сбод»; нолу. - Дусак-бе:Дл«ЕаЛ937; teixJсбоев Ы.К. Ь'тгка'/^аг.лаудака гавг^л,-19г2; Аликулов Ï. ^алслядлкя Давони //Ií2 ^"u:oco(îcKcrû наследия народов Востока.-Таасент:Фгш,1972.

числителей Талона и Аристотеля з большинство случим агсснт-е'-1 папмстг.ованнпз понятия: п неправильно roí интерпретирует1. По нашему убеядешзэ, Клскавейг восп.'а последователен и топсг. в сбрацепя: с ксточшпсачя и iizc интерпретацией. Кухаглшд ГоуТ->, определяя место МискаваИха в исторяп науки зтяки, ставит ого вняв ''ajE'iT и Ибл Сипи, тя:с как последило запинались проблемами зтнкл вскользь.^ Мухе?.« ад Юсу:р считает, что этическое учепно ."-йслагайзса - это смесь идей Платона, Аристотеля, Галопа и нрапстзетшш: норм гарната, умир Фаррух гпигт о яаглоЛ роли учения Маскавайха в процессе воспитания, изучения психологического состояния человека п его благородных начестн3. Саад Нафися дает цегашо библиографические сведения о (йскавайхе, но кз затрагивает его творчества^. ЭДух&таад Икбод, напротив, подвергает тщательдсму анализу учение Кпскавайха в контексто сущности бога, вселенной, человека а т.д.® Алпасгар Халеба, хотя и пролвллот интерес к ого етзже л биографии, однако ограничивается анализом первой глави произведения Млскавайха гТах-о:;б-ул-а:сло1сп®. Абдурратмал Бадавп, обстоятельно изучив учо~ ила ¡MncraBsitea, подготовил крптпчесяоз пздапзо ого произведения пАл-^пк.!а~а1-з:олзд1п я подробно его охарактеризовал. Другой егпнстсшШ учешгЛ-Пззй?, з 1946 г. издал аонограЛшэ под названием 'Фалософая горала !йсзава1Ь;а а со источники", ссстол-щуп вз двух частей. Б лервоЗ часто хоракторнзуотся эпога íííjc— лнтедл, даптся ого гпзнеоплсшгае п анализ отпчосяого уронил, во второЛ говорится cd поуочпзках зхшш йкжавайха, о ялзя- ' нли на ого воззрения идей древних гислдтолзП - Платона, Талона, Аристотеля я др. Изучая стпчосяоо учеппо !йгкаваЯхп,

1 См.: Цуборак Захз. Ан-наср аз-£ашга фз-л-::арп ар-робв5..~

2 См.: Цусо Ыухмлвд Юсуга. ?аърнг.~ул~ахло:с. - СЛВ6.>

3 С-:.!.: Фаррух Упер. Татрпх-ул-фкр-ал-арсгёя. - С.328.

- См»: Салд Нгерсн. Пурз Сяво. - Тегеран, 1333. - С.131-132.

5 Су.: Иябол СаЛрн фалса^а дар Эрой. ~ С.21.

8 Халабп Алпасгав. Таъртга $яяссфал зропп аз огсет таърпх то гп.фуз. - С.262.

Иззат в основном акцентирует свое внимание на его источниках, на таких понятиях, как высшее счастье (саоддти адсо), моральное счастье (саодатп ахло^), духовное исцеление !.сиу,атк нафс), а также на вопросах воспитания детей. Иззат анализирует этику Мискавайха, соотнося ее с античной греческой практической лософией, При этом он ке уделяет внимания вопросам влияния Мискавайха на послех^утсщеэ развитие истории персидско-арабской атики. Кроне того, из четырех основных этических добродетелей

- мудрость, благочестие, муясство и справедливость, которые являются основными цринцнтаыи этшеи Мискавайха, Иззат анализирует только справедливость.

Значительное внимание изучению творчества Мискавайха уде-» лила Б.Я.Гиидфар. В своей диссертации она подвергла анатаау Т£~ кие аспекты этики Мискавайха, как учение о 'счастье, об зтике как социальной науке, о нравственном совершенствовании человека в обществе, о проявлении дружбы, любви и 'т.д.* У.Султо-кое, кра:ко характеризуя произведения мыслителя "Тазг^б-ул-ахлок," и "Ддовидон хирад", утверждает, что Мискавайх при анализе нравственных категорий мудрости, благочестия, мужества ' и справедливости следует за Платоном, а в решении проблем природа человека и его сущности придерживается позиция Арис- . тотеля?. Н.Баратов утверждает, что, хотя Мискавайх продолжает традиции Аристотеля и Фараби в интерпретации четырех категорий морали, одьако он ке анализирует щедрость и справедои- * весть, так3как их анализируют Фараби и Ибн СинА По нашему мнению, Мискавайх рассматривает щедрость в сочетании с благочестием и приводит еще шесть разновидностей ее категории*. Что ке касается справедливости, то анализу ее сукшости он полностью посвятил четверо/а главу "Таззиб-ул-ахдоц". Не вн-

* См.: Ейдфар Б.Я. Истошк и Философ X-XI ев. Ибн Мискаьайх в его впоха./Аьтореф.дис. канд.истор.каук. -М. ,1962.

~ См.: Султснов У. Уудеиронк Абдуали Кбп Сино. - Душанбе, ,, 1950. -С.72.

° См.: Бапатов И.Ю. Основные принципы этики Фараби и их развитие в" трудах петэсгдско-тадагкских мыслителей/ Дне. . -. кьвд.фглсс'.каук. - Ташкент, I98S.-C.I07.

- .Уискавгй>:. Тгхзиб-ул-эхюк ва татхлртул-аърок.-Бейрут,1966. - С.22-23 (далее. Тгхгис-ул-ахгок...j.

дерлпваег критики л утверждение Баратова о том, что .МксяазаЗх бъь~ ученике« Фараби. Нравственное учение Миекавайха б контексте обобщения сулцюстн человеческой дуки и удовольствия анализирует з своем исследовании З.Геюшева*.

Таким образа.!, изучение литературу о ¡ймказайхе показало, что исследователи яри анализе этических воззрений ?.ч;слителя ограничились анализом проблем высшего счастья, нравственного счастья, душевного исцеления и воепптакил. Другие аспекты этики НпсказаГгса остались вне их поля зрения.

Дел:; и задачи исследования. Исходя из уровня изученности темы б данноЗ работе ставится цель обоб1цить и выявить преемственную связь этики Г&скавайха с лредшествутсдей; и иослздуэдей этической г.'.нелко, проанализировать сскоЕКие проблемы и его этической концепции, определить мзето учения пгслетэля б системе этической мысли средневекового Востока. В связи с отит,!, задачи диссертации сводятся к следующему:

- охарактеризовать культурны': уровень эпохи мыслителя, которая, несомненно, оказала большое влияние на его творчество;

- определить сущность мировоззрения философа, исходя из данных его бисгрсДпи и анализа наследия;

- выяснить сугдюсть этической концепции Мискавайха в контексте наследия мыслителя; объяснить значение четырех этических добродетелей - ¡."удростп (.эрж.'.ат), мугства (шу^оат), Сло гочестпя (е|фат) и спразедпгаоетп (адолат), как их понимал '.'дскавайх;

- проанализировать и определить значение его воззрений на воспитание з контексте истории;

- показать актуальность идей .'¿иисаьайха на этическое наследие Туей, Давсн.1 и др.

Новизна •работы определяется тем, что в ней Епервые в отечественной пстсрпко-срдяософской науке этика Иискава1!ха подвергается всестороннему обст<"дтгелызог.:у анализу, сснован-

^ См.: Гексева 3.3. Этические взгляды восточных перипатетиков/ Дис. , - канд. фил ос. наук. - Баку, 1Э&3. - С.39.

нему на непосредственней изучении ого трудов:

- выявлено на конкретных примерах влияние втшеи Платова, Аристотеля других мнслптелеЗ Греции на Ушскавайха;

- аргументированно определено место Мискавайха в становлений к развитии науки этики на мусульманском Востоке, а такхе выявлена роль этой науки в общем контекстз сощ;йльно-паллтгчееккх дисщшлин эпохи, в которую кил автор;

- с порога» сопоставительного анализа эткки Глскавайха с этической мкельз Тук; г Давокл определена роль Мзскавайха

ъ дальнейшем развг.тил науки этзпж в ксторзш перекдеко-тадхнк-скоР (Тялосо^ской уысли;

- введены з научий оборот ряд ценных, ранее не изученных источников к большинство произведений Гдскавайха,

"отодолог«ческой основой диссертации явились ссновопо-лагаглио принципы историко-философского и зсторико-культурнэ--го ксг-ледования, среди которых оссбо ваг.кос ¡значение имеют cmorr.il ясторааы, сравактсльный анализ п объективность подхода к проблеме i-.fi с узкоклассовой, догматической, а с общечеловеческой повадки.

Теоретической базсЦ работы стали прпкцппкал ыше вывода я полоссэгшл, содержащиеся » монографиях к статьях ведущая фг-лооофов, разрабагсьсхада пробломп £рабо-:.'.усужш!еко9 ьтгели, среда которых в порву» очередь следует отмотать Х.Аяпкулова, Бадам: Лбгуррахкпна, Абдулаакза Иззата, М.Д.Дииоршоова, Х.До-дихудеевг., Н.Идкбекова, Мухашада 11кбола, Н.А.Куллатовд, М,К.;&рбобсевс., Л.К.Цухашададалева, К.О.Слккова, Цухашада Расхода, М.РадкагЗовА, А.В.Сагадеева, М.Т.Степакянца, У.Су."-токова, 2.А.<5ролова, /ляасгара Х&ялбг, К,К.ХаГфувлоев1. г

Ррлу?~тс-суяя ценность работы. Результаты я 1лазодк сергызш могут приценяться при изучении ксторги отичесхеих ученой. вообце и кзучакпк гтячееккх ьосзргнпЕ перепдек-.-тад--хяк&хх п;сл!гелей в частности. Ее материек к рвкогевдодаи тшже могут Ситъ ясыользомш в процессе преподавания этажи • как в срсхалх у. спе-цяалышх плодах» так II в вксскх учебных заЕекгаях.

для гсс--едог--?ш послу,--^гл этачесю-.о труда?

.Мискавайха - "Улучшение нравов п очищение натуры" ул-ахдок„ ва татзрф-ул-аъроц", Бэйрут, 1961, 1906, 1985), "Вечная мудрость" "Ал-^ска-ал-холида", Каир, 1952; "Дк дон хир^д", Тогррэа, 1970), "Наименьший успех" С"Ал-фапз-лх асгар", Бенгази, .1974), отдэльш;е сочипенал греческих мыслителей, г- частности трактат Платона "О государстве" (Т.З, кн.1. - М.,1071); "Нииомахова эиша Аристотеля (Т.4. - М,, 1983); '"Пасирова этича" Г'АхлохуД Косирк", Тегеран, б.г.) Нлснрпддп-па Тусн; "Ду.алолова этика" 1"Ахлокл Дкалолт!", Ланклав, 1898) Дяалолпдазша Давони; а такке трактаты л монографии других отечественных и зарубежных исследователей.

Апробация работа. Диссертация была обсулдзна на заседании Отдела истории философии Института философия п права АН Республики Тадкзкистал 17 мая 1991 г., протокол й 4).

Основные положения и выводы работы были доложены на 1У региональных философских чтениях (Душанбе, 1988), опубликованы з виде статей з периодической печати, включены в программу преподавания этики в Душанбинском госпединституте пм.К.й. Ддураева.

Структура и объем работы. Структура и объем работы подчинены ее общей задаче. Диссертационное исследование состоит пз введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы,

ОСНОВНОЕ СОДЕРЕАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введенлн обоснованы выбор диссертационно}! темы и ее актуальность, опродоленн цэли л задачи исследог^ния, степень изученности темы, научная новизна и практическая значимость работы.

Пепвая глава - "Эпоха, жизнь п теоретические источники этического учения Мискавайха" - состоит из трех параграйоп.

Пзрнттй параграф-Внемл и культура" - посвящен крайкому анализу политической, экономической и общественной хизтга государства Бувайхидов, в эпоху и з пределах которого кил к творил Мпскавайх.

В эпоху Бувайхидов экономика находилась на относительно высоком уровне, было развито зериоводство, животноводство,

овощеводство. ■

Государство создавало специальные школы, где изучались разновидности растений, методы посева и обработки почвы, правила применения удобрений, полива и т.д.^ Это, в свою очередь, благодаря выпускаемым этики иаоламп специалиста"/!, способствовало более качественному использованию земли и развитию животноводства.

Гв'-л: развиты ремесла г. ткачество. Кз хлопка, льна, шелка, шерсти и другого сырья изготовлялись разнообразные ткани. Особое место текстильное искусство занимало в Маветауннахре. Велась торговля с Западом и Востоком. Стабильно развивались ¿•зука и культура. В этот период в Ираке, а так;;.е во всех других арабо-мусульмаискгх государствах наблюдалось активное развитие интеллектуальной 1'ысли. Одна из причин такого развития ¡дцшсчалаоь в тем, что еще до арабского завоевания большинство научных центров Греции и Рука стали закрываться, и по инициативе арабски, халифов знаменитых ученых этих стран стали григдасать в восточные научные центры, что и способствовало бурному развитию науки. Например, по утверн-дениЕ пстсчетков, з начале деятельности университета Удьму-г.а "Ба:1т-ул-^п-.ма" его ученые перевели белее 237 книг с греческого языка на арабский".

Нардгу с "Бай-уя-зрисма" в Багдаде имелось баге девять научных центров. Огромное значение придаватось изучению в них философ!'.«, истории, географии, математики, естествознания и хкмлгчеекпх наук. С'-сооый успех к/.ела философская наука. 3 г.ер=ую очередь были переведены книги греческих философов. £н1осо.р:оц заапкалссь помимо «зучккх центров в школах, случались ел и у восточных мудрецов, глвдях в самых разных местах. Бостоне. Эта наука была распространена так, что некоторые ученые, ссгдазал своп сколы, стали пропагандировать и свои собственные идеи. Ьапремэр, в глссле Фараби в основном: Каккаш Х,И.Сулол и Еузолхиён. - Душанбе,1989. -С.51. 2 Сг.:.: ,:лубиг:ш: Злю:.- Ан-яаср ал-фанни .*и-л-карн ар-робеъ.-г

придерживались позиций Аристотеля, особое внимание уделялось здесь его логике", Философа«! первой величины этой школы бь'ли - Ис-о Ибн Заръа, Кбк Хаг.иор, Исо ибн Али, Яхьё ибн А,ци, Ми^кавайх, Абухаон Тавхиди и др. Существовали и фугасцяо-глфовшш я другие пксяы, о которых рассказывается в дкссеркь-гии.

Виссего сеоэго развития достигают литература и лскусст-го. С этим периодов совпадает формирование всемирно известней перскдско-тадтшкской дптературн, велючайигш представителями которой являются Рудакп, Фпрдавси и др.

мыслителя"- приводятся сведения об Ахмаде Му^шладе ибн Яъку-бе Мискавайхе - уроненце города Рея, которий родился в сред-пеГзаЕиточнсЯ семье приблизительно в 934 г. Сведения о начале его гизненного пути очень скудны. Но известно, что с ■ двадцати лет он прпня/ает участие во всех встречах п приемах ямнров и Еезироз своего времени. Он до конка своей аиэни бет воспитателем и учителем детей бувпйхигских змироз, являлся храиитзлем их библиотек. Его глзнь слоаплась трудно и противоречиво. Он отдал дань и плотским наслаждениям, и беспорядочному образу япзпп, в последушле годы осудив все это как богохульство (куфр). Позже Мзскавайх обратился к идеям о загробной ™лзни <слами укбо). Ок скончался 16 ¿еврачя 1030 г, в городе Исфагапе в местечке Ходау.

Б источниках упоминается белее 30 книг, неписаншпс .Мне-кавайхом и посвящошшх этике, философии, медицине, поэзии, истории и другим наука?'.. Наиболее значтши из его этических сочинений является "Та^зиб-ул-ахлсц ва татзрзр ул-аърст;" С"Улучшение нравов з очищение натура"). Зто основное произведение Мискава&ха, состоит из кебти разделов, в которых последовательно излагается его наука о морали.

Первый ■раздал ■ посвящен вопросу о дуке; второй - анализу вопросов о нраве, характере, свободе воли, ролл воепи-

* См.: Иззат Аблулазкз. Ибн Цпскавайх Лалсафатуху ал-ахло-гия ва массдирухо, - Каир, 1945. - С.34.

танпп в нравственном совершенстве п т.д., в третьем • исследуется вопрос о благе и счастье. Раздели четвстт'д'г к пяты?? посвящены анализу принципов справедливости, вопроса-,", лкбви и дру?зби. В последнем, шестое раз,тр.ло;рассматриваются вопроси духовкой медицина, проблемы исправления и устранения душевных недугов. Причиной возникновения душевных болезней ¡мыслитель считает гнев, зависть, испуг, страх смерти и др.

другим наиболее ступне этическим сочинением Мискавапха явхгяется трактат "Бечкая мудрость"-*-. Книга состоит из четырех разделов, каяднк из которых посвяцек этическим воззрения:.", пор-сов, арабок, индусов и греков. Из этики персов приводятся образцы нравственного наследия Буьургыехра, Хосрова Парвиза. изречения Анушервана и других мыслителей; из зтикп индусов цитируется изречения икдниских ученых, сообщается об втичеекпх качествам: правителей и подданных и т.д. Этжа арабов представлена образцами из творчества Хасака Басры, суриев, Кб л Кужгц?-завещанием Лую/ана и др. Из античной культура он цриЕоднт воззрения таких мыслителей, как Сократ, Диоген, Птолемей, Аристотель, Пифагор п др.

"/л-соавз аг-асгар" ('.'Нанкеньизй успех"является чисто философский произведением. Оно состоит из трех частей: "О доказательстве сушестБсваш'.я творца", "О дуаге и ее состоянии", "и пророчестве".

Мировоззрение мыслителя - тема отдельного исследования,-поэтому б свое?, работе мы ограничились обдаю высказываниями ло данной проблеме. .У-ыедитель считает Аллаха творцом мира и всего сущего. '1ир существовал потенциально (билараз), и Аллам: сотворил его из ничего. £у&а - это промету точная основа, которая из поддастся иознаниго органами чувств. Сна по сути своей .--сизая, вечная, кегатерпплък?.!:/« в то >:.е время она ксжет ирЕншлать форму нескольких противоположна предметов. Капри-

] См.: Уиексьайх. ¿л-азпкэ ?д-хслида. - Каир, 1952.

См.: /¿кскавайх. Ал-Лйгз ат>аспар, - Бенгази, 1574.

i.'ep, окг. одноврекзнно кожет вослршш?»ать понятия "более" я "черное", тогда как материл (вещь) ке в состоянии сделать зто. ]

.'¡пскавайх считает, что пророк отличается от других лм-дей лпсь белее высокой прснкпательностьа.

Предаотн состоят из материя и формы, которые сотворэни. Форма является акциденцией' материи, а акциденция Есегда сот-зорена. .'."атерпя только з стадии размюденпл и янтеллектуалт-ного анализа мо::;ст быть лишена >|ор:.ш. Но на стадии внешнего существования она никак не отделима от форт. Изменяющийся и двиг алейся мир перекпвает четыре стала развития - неорганический (минеральной), органический, гжеотеня и человеческий. Кавдий этап спела считается совершевнш по сравнению с нро-дцдувдз.ч по ЕзсоверЕеннш по сравнению с псследтг-хдм.

Трети;': параграф называется "Теоретические источники учения ?/'исказай~ха". По нашему мнению, основные источники этического учения Мпскавайха - зто этические учения древкевранокг;: ученых (лушнги Пекдоди, Бузургмехра, Кисро), индийское этическое учение, этические учения греческих мнелчтелей (Илато-г.а, Аристотеля) и учения средневеков;;:: мусульманских кксглте-лей (Фараби, лг.нди, Еакариёп Розп и др.).

Большее влияние дре^неиранских этических учений па практическую фплосоinn '.S'.CKSJiafc:a объясняется его стремлением распространять и популяризировать учение своих предков и показать свое персидское происхождение.. "В молодости, - rarer мыслитель, - я читал книгу "Истнтолат-ул-фз^" ("Пролонгировакло ума',' - М.И.) ¿гахиза, где упоминалась книга под названием "Вечная мудрость", откуда приЕОдглась небольшая цитата. С тех пор я очень старался найти эту книгу л в конце концов нашел ее у мой еда мобедов Персии"-. -

Мнскавайх воспринял у Платона его теории о дуло и душевных силах2.

Ц-птяппй Аристотеля на ?&схаваЯха-прея'«? особого кссле-

^ См.: Мискавайх. Ал-хнкма ал-холида. - С.5.

* С:;.: Платон. О государстве. - С.223-227, 233: Гахзиб-ул-ах-

лок...-C.Ii.

довалил. В диссертации кратко излагается, что Мпскавайх поддерживает мысль Аристотеля о том, что превосходство разума повышается у человека путем приобретения знаний, этические >\& нормы вырабатываются в течение жизни привычками и не существуют от природы, сами по себе. Особенно заметно влияние Аристотеля на Мискавайх при толковании последним Еысшего счастья ^саодатн ацсо) и духовных качеств человека.

В диссертации такг.э характеризуется степень влияния Корана на интерпретацию этических проблем, исследуемых мыслителем. Например, тех, кто стремится к ьчадекию преходящими ненужными вещами и гордится ими, Мискавайх ирбдупрездает и порицает изречением из Корана: "Приведи им притчу о жизни здешней, - она точно вода, которую ккзвели Мы с неба: сгле— шались с нею растения земли, и стала она сухим сором, кото-рай развеивают ветры. Аллах лад всякой вещью мощен!"

У Фараби Мисгавайх заимствовал его идеи и рекомендации

0 политике, об определении друзей, врагов и других категориях людей.

Мискавайх конкретно не цитирует Абубзкра Рози, ко при более близком знакомстве с его творчеством, несомненно, чувствуется то ли прямое, то ли косвенное влияние Лбубакра Рози, таг: kali они «где и тьорнли в одном городе. Одно только название их трактатов свпдсгтельст2уе.т о то;.;, что мегду няма ость близкая связь. Например, Рези писал сочинение под названием "Духовная медицина", а Мискавайх зестуа главу своей иглги "Та^зиб-ул^олок," посвятил вопросам духовной медицины. Перу Рози принадлежит трактат "Об удовольствии". «1гск тгжго писал трактат "Оо удовольствии и страдании". l'.vxo, сходства и обсего наблюдается как у Рози, так к у ?.;исул.:;ай-ха ь анализе и комментарии тех или иннх вопросов теории мо~

ПТЧ!*-

±-i---- .

1 Ксргс!/Пет>ей.Кт>ачковскот'с !;.£. - M..IS2C. - Сура "Пещера" Стих • 43; с.м". такке: !ахзкб-уд-ахг.ок. - С. 1x2-163.

2 См.: Рози, Aövc'aK? ¡'rjxz-ifax £asapnt. Расаглу фйдсг?ая.— Бейрут, 1935." - C.46-G4; Тахзпб-ул-ахлок. - С. 1.53-220.

лео; _...... т;. ,.,,-, __

со;-?.: л; с ..u: л_.с лгрллел ■ ^ _ ....... • еге'; лесе л -.....e"."c~

сл, С tc ехлл' л ел ее: се лреел'ллс ;.се < 'ее;осе^ еее, ■ е. ■"'

":: э ::сееее::л. Г.- ее .ее; с-

еессс'л "ч елул i - - ./ллел. i.7" "1 ее су.есеее •:-.■".;:':-.-

... ее ..с еле; , С. ' ЛСЛ epyec'' еесл' гг еггеп.егп.'т ееегее'.

"..ео ееуел лелеплее и/щлее г:, 'V";;;;, ч ете*е гое^'се;е^

с о б и сл:с:ллл'л :: ет Г- • ' . J.

г.'.тут е еолре еде;:: лесе па еесрот::"еп.;у:е г гре-.е-

т с ::;ее. Тссрееллс екая с-'. .и;а изучает еелп, reeeeeer;: е ое::ее-

:л;е г. лллллл: рулое одягие делоеелел 'ее. есгске. Греегглее^л

есеел еелллле тся per :е:еа;лп:1 етп ; лрпере:;е.

.LH? Л 7211Л "•*• 'Т -л „ '"сеслслл^:: о е'ес е ееееелее ее::-

-е.:' -- ле/.с'ср;:лле.сте У, "ITC*, ее .. "егл.гел :у. п.оез f.-:. "."J

.--.-.г. сосессеел - ü) есе-егеселее л (.2) ло ле^леу г: иг;;;, *гс:.' Г. л раклотга, порол ссзеееокло прстпвспс.*х:-

!!»?> лптерлроеал:::; ;го cj--T.ccг::. С тсчзг. зрения :'.целителя, :гсс;; врал кеглю км.'ьлитъ, ссгес??шлк>Л петерл супгст-?;*-

ГТг^г'^-с" сел::.. т.сд науе".! леггзгся челсрелеслля дуг?.. ТГссгсяысу - сл.^сролгеПгве пз reo:: сзггакЛ, то i:«»y-

r^, лсу^еллел »ro лус:у, та:™ о датжа öirs блг.гсро;;яеЗг2:л *!3 -спслрсстз. Зтлл "лс::ел1]е: гедззуггзео? пргеат эти:-: код д-.j-rи.".:п пауке/л. Ь егдпт'.б от своого учителя Аристотеля, у ::с:;орого приоритетно.* является полг.тпка, сн зттпеу стаги? ка гарвеэ место0.

Изучая пелогекне человека в скгуглж;ем миро и его сущность, :.!лслава£х г.рта>дат к синоду, что личное соЕерпт'сзхс лс-лсгска зависит, от двух сил: познаэдей вал олиь'а) л действующей и-сувзак шила). Познающая сила возбуждает лсла-зпо человека к прссгйщенио п знание; посредством г.о дойствуо-

* См.: Аристотель. Кзксмахова стика. Соч. в 4-х т. - Т.4. -;,!. .1Г63.-С.56.

2 С?,".: МискаваЛх. Тахзиб-ул-охлох.- С.31-3-1.

3 См.: Там де. - С.37; Аристотель. Никсмгаговц зтпка.--С.55, 2S7.

цой ош возбуждается г.еланпе к систематизации, упорядочекпэ обстоятельств. Действующая сила ведет человека к достпдсекпю С-лйзгаос целей, а познающая сила - к дальнейшену совершенствованию. Зтя две селк еле степени совершенства g иогтманиг, ученым: мукой подразделяются на теоретическую п практическую. Если человек совершенствуется практически и теоретически, то он достигнет^совершенного счастья"*. Таким образом, первое совершенство теоретическое г. представляет собой форму I. сурат); второе совершенство - практическое и представляет собой матерки (.медда), Одно без другого не может существовать, потому что наука является началом, а практика кондом. Качало без конца несовершенно, а конец без начала невозможен. Поэтому человек тогда достигнет совершенства, когда будет знать сущность всем: супщх.

По Ккскавайху, дугсе человека присущи три силы - яивот-кая 1бамрс.;й), звериная i..забой) и разумная ^нотиса). Другими ■ словами, душа представлгатся Ыискавайхом, как обиталище трех зздов существ - ангелов, льз' и кабана; находящихся в постоянном противоборстве. Победивший берет власть в свои руки. Человек отличается от кивотам/, своей говорящей душой. Благоразумный человек тот, у кого более развиты свойства говорящей дует. У Мяс.каг."!:>*п гта свойства представлены з вгпс опирали, идут,ей вверх,

человека вкеег три степени. Наяяльннй путь человеческого совершенства - это ЕЕЯс^кение условий вариата. Если г. кслодсстя человек воспптивается в дууе норм шариата и. т-пслняс.т его предписания, то в последующи он сможет изучать кау:"/ зтпки. 'Только после полного сег-ревавая утла чедою:: .¡:-чувствуот ответственность за свои действуя и смсяот постичь степени фчяоссЗской морали.

Пс !|'сскака;Ь:у, нрав - не естестг'„7..-'ое состояние душ. он постепенно формируется т< дуле чел";:о:'а. Гл/.ое стремление

3 Кискаглйх. Тахтаб-ул-аллск. - C.3S.

'' См.: йззат Абдулазкз. Шн Мпсказайх о:-лса:Т;;иуху ал-ахлокия ва к&содирухо. - С.5&2.

поучать дугу человека и ого натуру осуществляется датв благ» а счастья человека. Анализу этого вопроса я посзяд'зи второй параграф работы "Благо к счастье". По Шсказайху, благо иа!5р)-зто глаянгл :г гоночная цель стремления 'толовека. 06-ыее благо удел всех ладей, а сч-астье удел лтаь отдельных дх>-ден. ЛСр^д^те.лт, свойственна совершенному человеку. Только совершенный человек способен совершать дсбрпе дела, несо-верпзкпнэ ле лздп, как дс-та, не в ссс-гояича сорер-ар благо-родина д(?ла. КсскаваГзс, оркептаруяс:» на Аристотеля/' перечисляет множество значена»! блага: святое благо 1хайри маркф), потенциально з благо {.хоЗрп бллкугва), похвальное благо ^хайра иваддпе), полезное благо иаГрт; пофзъ), абсолютное йл-зго (хаи-рп мутла;;), сущностное благо ;хс!'р дар ^ав-^р), ::сл?л?ствст;-псе 6aa.ro (лпИр дар каггадт). благо :■? ^чт^тораях - споссбксс-тп и-элака), поступки 1агРьол)^ состояния ^адахл), строения (гоят). сренетга (олот) а до/' ГпсшваЗх интерпретирует каг7-доз из этих значений блага в отдельности.

Счастье, по Г.'кскава2ху, изменчиво и свойственно отдельном;/ человеку. Оно состоит аз наивысшего счастья г; морального счастья. Наивысшее счастье - зте тот предел, котеркп не а.«еет дальнейшего развзтзя. Он, в поигкайая КчскараЯэга, есть при?ятнва:т;:*л пик, готорнл ли>5ой иормалкнй человек строится покорить. По достигает ого только тот, кто считает ДУ-У а охраняет се от всякого рода пригесец. По его мнеккп, человеку присуще духовнез а материальное начало. Духовнкм началом человек стремятся приблизиться к ангелам, а материальное свойства прибегают его к гяготнкм, т.е. человеку свойственно пользоветьс^псплал а пе?гел миром. ВнсшЯ л низыгЛ мир, в понимании Мнскавайха, ъто умозрительные н ссязазкиз векп.

По мнению Муха-слада ^арпФа, 1'аскагайх, как Аристотель, классифицируя счастье, подобно комментирует его0.

" См.: Аристотель. Никсмахова этика. ~ С.^9; Тахзлб-ул-ах-лок.-С.5Э.

2 См.: Тахзиб-ул-ахлок. - С.76.

3 См.: Мухзммад Шаоп®. Таъраха фахсафа дар налом. - ?/-:.•• Тегеран, Ш2. -С.675.

¿t-

часты-, i, понимании ^истолч^на, cobo".. ;;:i:ce блчг<" и me гчсдее прслл-лспнс.. Согершок-юст^, очаочт»-; зачллчочтсл ?• "с:, "тс тглч ого дсст.геяаи чч.чэы.д ч-- нуддгечся :. "чм-л:;-ос ччуго-'. "Сч.чет.с является сан;-:.'. лч^чосчхччл :ч..агс:.'"л. .'дс'ч.вапд д/лтпт счастье на н.-пч. Первчч": - .".дорог.-;.",

до д тг.ччсе.ть очуцччк;:. кстсрчэ чачнс;.-.- от урс.^ч'.-леыеккостп

лчч оогатства, сотрудндчгсчвс л v.,:,. .;н;ч'., с.1... "с;.;,; с;-лечч^льн::.:, дол:? о.-: чолсльчочч1.';, оное бедчтст.?; го • -.;..ч.-

v. о ore печ-ичь;: с-с^т;; -чг^х:с:-с: благие пч'чченчл. j/p— vi::1, вил счастья -- ото когда ч^"::-í:-:a доминант дсбрс:-, u од слугивао" -¿длу блегорояле: Четверти!; - эге чч-

дчдчду чечучечдуьт удача в его дела:: сп до-:-..-;:газт чдои;1 тчч-л; . ~дгд;; - ото когдд челе;;-:: обладает трезвым суддзыдд, чдчал-д; :'.:;с л bis, когда с:: становится убегдепыы:.. верунддч л п? допускаст curtfor. г погром.ост:;,. По Мнсдаги-и-ду, ug.7jcr.l, ::тс д ;.aov ct:lvz нлтьд ¡дддмн счйстмх, достигает ссалри л.;::ого сч^тъя. дуледноо г? счостьс t.'o;r¡ü достичь только чороо счастье тзлес:;о j, сот cry чго, ка:; говорил Аэксчсчсиь, дудчч-кое счастье, какое Ои онс ни бито, дучедаетед в сяетсксг счасть;:.'".

Уддк, ссг.чч'лд- Дччкччи':ду, пс~газдсму ичнимздч чедччз.-чг.сй"часть;. Рга.ргт'-'р, ндддч вид:.? счастье в оогглехве, бсль:;ч;1 - в сдорс&ьс, слуга - :: дчстидунич писского дслег.г-г.::я, ирсл:;<1сд=:; - г. получении гголсбгд: удсй;льчт:д!И, вл"0~ ленпыч - в едчъханич победы -.rCvso'A, добрсдстзлт.-ч.-л? человек видит CK'S счисты в совер»?;:стБОвса'К7. cnr.:;: слад-; • екх качс-стг. далее ученый ут;-орг.да;т, что "если гти г^.сукп-занныч гстрс-бьсотп бу;;у? достигнуть' при кссбисдддосск г. в^ духд-чд »'с.'.'.снт, то reo и иг. для (философ.; ядчддтся сдаст

1 МискаваИд. Тахсиб-ул-адлск... - C.'.'ú.

¿ Cr.: Аристотель. Кнкс'-'^ска этика. -С.СБ-ОЗ; Тахниб-ул-Ол-лок... - С.78.

" ¡-.'.кскаилй:-.. Тахьиб-ул-адлс::... - С.&:.

Чзло'^:: .':г .■.•.-".отнкх я:;лл к'зл так:. л-::.:;.^::';;;, г.сг'срсз саг'-о ггс coíe в о~:::о":ху 1-го .:;~г. j Z:::j >-:-;-

cíx: ;:.:".■; ccz^ :: волге;.: ка мксг.естта чтсби он ::ог

с;г-".сс":зg ':.б:зстве:-г.;о":'~. Ч^лсг"-::;/ g

стг" J чел е-.": г с:;;; . Ис-иинс человек, ло

к ■ г:-.

3 ~"^STipe svr-rcwsre дес'рс-зтг-дп" -

"-гс:т '.:лс::?га;Ь:а об cchoehkä отгчес::^; кате»

Б пихерпрстшд:;: от;:;: :сг.гзг7?к5 кс го'чгкксу. ЮЕйронгЛ топкого слуг.аг Арисгсгелл л Платска, .'¿rcEasaíb:, следуя за

Пяатонск, декаегггот, что г;-г .чрпсуг: ерп силк. :.;грвая управляет гуелгнхе;.', различение:,! п влдснпс:.:, вторая - чзлеве-чесг.оГг страстью, ого стре'.-лекиём к каслс^епкп, трэтья воз-бухдас-т стрпстьт» дугу. В соответствии с от:?.:, от действий

1 Млскгз:-Тчгхзлб-ул-азлох... - С.29; Аристотель. 1&ко:.:а-хова этика. - С.63.

рагумяой дувж ясходдт мудрость, от ясвотпой jcyut - благочостр с. и от звбр«шо*1 дукк - мужество.От соразмерного и гармонического сопетьвЕЯ этих трех сгл возникает справе дчи?ооть^ .

Мудрость, в понимании ученого, - это кандучьая добродетель, яьтп"г;;,:^с.ч результатом сояереснстйа говорящей дута. Она непосредственно связана с уистзсккой стороной человекеской мор.гяг. Цел« гугрос»: заьляяаетея ъ праш^льног.: выборе асугцест-вдл&кся человеком дел - ксссс заорать, какого остсрегачьсч4. У Ьксшийча мудрость состоят из мое:;': качеств - пра;:и.дь-гост*, воспоминание .разумность, искренность, благородное по-зкагиь, пгл.'ь-ость учение. Прснкиатольнссть - это та^п способность, чсооз которую f'.ucipo достигается хваультаз*.

Гл-'го-:>-ст?;е - ото упзкзе крояздять зсздерг.апность, бла-годоря 4t.:y челепог. верными су.т.дат'ями :: распознанием контролирует oit:- чувства вожделения, не иахсдоться под их ьлп.чзшег: Блг.гочестне охватывает двенадцать шргяьнкх чувств

- sacrwnnrccït, пе.гт.ость, правдивость, мгролдбде, спокоЛзг-вяс, довольство, уверенность, йсагоразуигз, аккуратность, благородство и щедрость. £кжава!Ь: определяет кямдое из них четко и ясно. Оастоьчпгость, например. зто сводке, которое удермпоает дугу о'- ооьерггкня недостойны:: поступков. Иеккооть - ото спсксйствпо и тьердость ду:~н при воонлкноьелйп срасти. Спокойствие - гто противостояние души, имс'сг-кдопноотп к соблазну. Б диссертации анализируете.? к .другие »¡спектн лрпайлр. благочестия,

:.'У7 ?с?)-.о - s тс третий i:pnin?2i этики ¡.й:ска вайда. Оно ха-рактврдзуьтсл тяки: пег-й^екнел' я морадьк::; обликом человека, которому мрнсугс: е?:с-.т.оеть, стойкость, самообладание, чувство vCCCïïoKHoro достоинства. ";.'у:г:еотго еотя способность смиршия сил:: гнева г оперла-а и елг-чодаря которой ь битвах и опас-

ностях Г.рояелястсг. у стсйнпьость, ье длускзются ьолнейгя и

• г;?.:.: ;,!.;окг.ва[д. "axsi.'C—y..-ж.ск... - С.21; Лдатоп. Соч. в 3-х г. ~ Т.о. - '¡.I.-i-:.,lS7I. - С.21?.

- С?;.: ¿Ьхоп '.'.о.тзглои Ллаоту гд-мусданы ад-аввал, -Бейрут,1977. ~ CJ*5." ' ' *

" См.: Тах^ло-у- C.Iî.

лез действия согсрсаогся благоразумно"-. Согласно ";леклза?'~ ху, :«ут.сско обладает девятью моралыллл: качествами. сто -гедкчга дуга, храбрость, великодудио, твердеет^ кротость, снс;;с"'стлз:е, гзлпзс, вгссрглккооть л чувство чсстл, '"Ьър-zovsb ость способность сопротивления иуяпч л трудности::, кглто зе мсмет оказать на талого человека существенного зла», ллл л пазлсг.лть его дух, Героизм - это стремление дули к сс-

о

жорсетгю зеллклх дочкин рг-дл дс1рогс имени л добрлл д-°л"",

Сугздость , ло состоит л том,

что все ?тл ста: (т.е. сила гнева, ъолделевля, говорящая сила,- Ч.И.), объединяясь, рукозодчтся разумной силой, которая не допускает, чтойн противоречие страсти и действие назван-ннх сил ставили человека в затрудненно. Благодаря эте.'у, у него проявляются совестливость л честность.

/лксхавайх лаочктлзает восемь качеств, сосгалътзтас справедливость, ото - преданность, друлба, милость, воздаяние, товарищество, готовность, вознаграждение л набслность. &пс-саТ) не только классифицирует качества спразезливоск», по л распртшает сухость каплего пз этих понятий. С::.ксл преданности, ло ¡'лскавл:"т:у, состслт в истинном поверки и постоянстве. Ока проявляется в строгал соблюдении правила: того, чего ло-лалт себе, хелакт к /рут-сму. Друлба - это единодушие и сплоченность. ;.ллссть состоит в готовности разделить свое богатство с близкими и родштми.

Идеи, впеказаннне йисказайхом в X в. о четкрех добродетелях, и сейчас остаются актуальна®. Его расеумденилг о терпимости, удовольствии, щедрости, вагзходупш, непоколебимости, верности, порядочности, доблгетн и других качествах человека вполне соотносимы л о нашими днями, когда общество схвачено ке только социальясн-эяонс шескл/я, но, что гораздо страшнее, и глубоким духовный кризисом. Кдеи мыслителя могут принести Солгало пользу в воспитательном процессе.

1 См.: Ь&сказайк. 1'ахзгб-ул-ахлок... - С.1С.

Там ?<е. - С. 18.

Улик, r.r.s£-5uí'unj четаре дебродстел::, ri. поте-

рях о:-п: базаруютел, состазляг.т сскоеу отеческого учена..! лвтеля. Сстаказдклаясь кг. способа:, добродете-

леа, рзрелгллрлллел лекрос о "р/лстае лера - варл.о-

плк, кстарул оц еллтиьт ockoekä услозлсл "ролалеллл детел»::. Ислрклер, r,c¿cc:v: сородлка блато-рстал - зте !'£:.:,у . • * тлелалле:.: .: угаелглел елллллл, Сильное .толока о -

~ дух;, дептгкк до^вс-ЛЕкат-у pasyj/.c- г. ;;

Б дгсс ¿ртгчдз: прогхсл^здрогап: р другке лалкелллте :.\>r.cii-Tir 'тур с Ti: с. ;>эг,а% тек Kac'.-aev.cíí гелстой середлы::, откоса лель-ас еяевнцд лерлллклх качеств л кравстЕеанак лрккцлпсз. ,'.'лс-рлрл.'л: raipi'i удсллст вкг-р&кро разработке ссцл-дльенх аглектса мор ллл.

Добр эрлтеллллт.: в оддночестло бала лелсз-'оллтс, уТвер.ГДЛ-СТ r'KOrSïvES. ЧТОбВ ЛЛ1Т~ Kpac250ÍÍ ГЛЗКЬС P. liirpSKITb СВОД

да''стеля : гралллыгое русло, человеку нут ко сбрелае, общество, где ::ог.зз соворсцкетвовдться. Илагортл^я отелу, ок разхх-гает c.'cn сужостз дакает человеческул' лрарогу, однозре-аекло алллл л v.с другтлх. :1слодл г.? этого, апскавалх выступает лролрг лслетлзла. л оллелакалеетва1. 1;изк, распределял voTjry соло;: обг&стлошее блага, становился более блгхороднц-;.л: л, с tip ' совер1енструетс<1 человеческое общество. Совл-скг .'¿■схалаГгу, лх,р: деллатч друг друга, человек находят

счес счастле через другого человека а без етогс не р,с:.;ет со-г-ерс.с йствоьятвс.ч. "сотому ллдл куадалтев ю взалмкох по;.:овд, л г«'ал к рруабе.

Плрлочателлгал особенность учекхя м'.скгзгХха состоит з то;.'., что асе оке лроккзал.с краями краьствекио." езободы человека, его мсра,:вво;: стзелетвег.г.сетыз за. сво? постузкк л дея-лля.Этвм евгелалгалгеч вацлоналкгм и прогрееепввостъ его пвак-'.•..•гескоЛ 'л'лслелл:'. По yare, лдеакх ученого, человек в своей

1 С:-.: '/лакала бз:. Талзчб-ул-ахлох... - С.23.

деятельности и поступках всегда руководствуется такими зм;-шгки вравственш-ип прщппшаот, лак спразодаизость :■ совесть*.

Этическое учение Мисхазайха на огрсьичнигется опэл'лг,о;л вшевзлетевннх нравственных зкгческих принципов. Таго з?»:ска-знзанкя о дружбе и двбза кезду лидыси жезх непреходящее значение. Анализу этих рассуздениЗ ксовящен четвертый парат» диссертации - "Любовь и дружба". Любовь и друнба выступает как бп сбоещс:с:лл;.'л понятиями в отлке й'екавм'&а, сгал.-з превосходные духовике качества проявляются к'евио в них. И не случайно во всех этических учениях они характеризуются как высшее духовнее благо человеческого общества. Истинные любовь и дружба, по мнения '¿искавайха, везкоины кезду родителем:: и детьми, :/&-зду. бегом и людьми, :.;егху ученике:/ и учителе:.;. Он порицает какуцувся друм.бу, которая подобна фияьвг-вой кокете, и в любой момент глс^ет обнаружиться ее поддельность. Долговечной является любовь, которая достигается путем страданий и «учений. Этим объясняется то, что "мать больпе любит и ласкает детей, кеяели отец"2. 1,йскавайх, изучая разновидности любви, наилучшей считает любовь мегду богом и людьми, родители детьми, учеником и учителем. По его клаесифисацзи, лэбовь иеяду богем и человеком стент на перзем г.;есте, на втором - любовь кеэду учителем и учеником, на третьем месте находится лзобовь м&т.ду родителями п детьми. "Что касается любви и уважения к ученкм, - пгазет мыслитель, - то она более почетна, чем лю6оеь мегсу родителями и детьми, ибо покоится в пеших дотах. Через ученкх мално постичь налвиселсе благоденствие . Любовь, по Миска-вайху, является важной бермой взаимоотношения людей и по своим сути к емкелу близка к товариществу и чаще всего проявляется з сфере личных взаимоотношений.,

* Ом,: :.!пскавайх. Тахзкб-ул-ахлок... - С.22; Султокоз у. Цуо-сиронп Абуали 1'бнн Сико. - С,114.

с '¿гекавайх. Тахзиб-ул-ахлок... - С.135-136.

2 Там зе. -.0,135.

Друкба, в понимании Мяскавайха,' особый вид либви, ее высшее проявление, л среди лядей она встречается редко, А г.гголепность - ото крайний и особый вид привязанности, которая проявляется к:езду купчиной и ненщиной.

мЛскавайЬс, определяя место и рать друта и товарища, од-, повременно указывает на некоторые общепринятые правила общения, как, например, при отношениях с- товарищем человек не долнон сомневаться в нем, стараться избегать всякой клеветы наговора, так кал: зтк отрицательные факторы вызывают гнев, злобу и пра-дабность мезду друзьям.

"искаваИх, рассматривая вопрос о дружбе, особое вникало уделяет выяснению еэ основ, которые определяет1 устойчивость глн неустойчивость друкбы. Если основу дружбы составляет благие цели, искренние чувства любви к человеку, ока скалится прочной я непоколебимой. Бели se дружба преследует корнсткке цели, е ли сна направлена рада сиЕшнутнкх наслан- -дог "Л к удовольствия, от недолговечна. Согласно МлскаЕаДху, хпрсктер и разновидность дру.ибы зависят от людей, от их образа КП^НИ, jyxOBHLS првкцикон и воспитания1'.

Итак, пс .Тисгльанху, настоящая дружба бескорыстна, исхо- ' ;,пг из добрел воле человека. Дружба является впсаей ненностьв, от которой во много-! завись--' человеческое счастье и полное совераенотзо человека. г1одогек нуждается в дружбе во всех :з:экеннзх случаях, г. в седе, а в радости. "Глагодаря верности , дд-зя нод:'.е1..т.:.гБаг.т между собой близкие отношения, вроязпя-i-'v другоу к другим, совместно преодолевает трудности''^.

>1дсг. МйекяяеРхс о лобЕд и друхбс Bocbva современны и >:я-гуьгьах и сегодня, го источгкал тмаччелвтпй они сохранят--' свои морально-всспихательную ценность, ::бс ^скавайх, не о:--р;-.инчик.я?ь интерпретацией зтнх кятегеррй, показывает реальнее фг-рмы г. средства установления и сохрчпс-г.ия дружбы.

Ъ пгтег и-.рагра^ - "Проблемы vop-s-UHcro воспитания" -sr.rponyri: втрое;: образования, воспитания :: пробде>;к дукед-

Cv.: ;¿!CKiBfi.ítx. T¿as::c-y.-.-air.cK... - С. 146.

с\

' lis: .те. - С.ХГк".

них низменностей - гнева, ярости, страха, скорби, непосредственное отношение к проблеме восиитаппя.

Зтику мыслитель рассматривает не только как науку, котс-рая изучает добродетели, нравственные законы и прпишти, и как духовную медицину, которая натачивает в человеке siUI^m-ты, недуги дуст. 3 своем атичеексм учении он обстоягел! ко останавливается на причинах возникновения моральных пороков п способах их устранения. Гнев, например, в яеютланин ученого, - это движение дуии, при ко тер см кревь в сердце человека начинает кипеть и юзбуздает чувство мости. Если даигл-нно дули происходит интенсивно, то раздражение дуип есе более усиливается, яростный черный дал охватывает артерии и мозг человека и под его воздействием теряется рассудок. По luicazn ученого, нужно тулить пламя гнева не тогда, когда оно уде находится в точно апогея, а когда eir,e только начинает набирать силы. Гискавайх считает, что чванство, эгоизм, горделивость, сомнения, шутки, страсть, насмешки, измена, насилие и другие душевные недуги являются источниками возникновония гнева. Какддй упемянутий водуг »itrojo вклечить сгои/. путем, и если его вовремя определить и исправить, то сила гнева уменьшается, и зе опаетность для душ ликвидируется^.

Одним из вазинх разделов этики Ыискг.вя&га является дидактика, где основной упор делается на нравственное ноетте-ние детей. Учений анализирует разнообразные вопрос:;, как обучение, учет характера и возрастай особенностей детей, режим, и правила питания, Физическая культура, культура поведения, правила почитания родителей, наставников, отнесение к богатству, деньгам и др.

Б вопросам обучения л воспитания Ьнекавайх выделяет дза основных фактора: внутренний и внешний. ПервтгГ: - ето главный фактор, '¿целитель, исходя из ваннейией клен свое* практической .-¡сигососТяп - свободы юга и приооретасмости морали, все внимание сосредотачивает на познании и ¿чаге лу-хобпсго мира человека, возрождении и совершекствовеики еле

* См.: Мисхавайж. Тахезб-ул-ахлек... - С. 155-1 К.

интеллектуальной сеты, исправлении к совершенствовании других внутренних сил, исцелении и преодолении .гушевных недугов.

Мпскава.'Ь: доказьаает, что в первую очередь нужно дать религиозное и нравственное воспитание, и только после отого он .. считает воамсса'кь; обучение детей другим наука*.; г ремесла*.!. Учены'.? считает очень важным в процессе обучения учитывать природах задатки воспятуечссго, иначе обучение не даст ыглаемых результатов.

другое важное требование, ко .Чвск.аваЬу, зте учет возрасти особенностей детей. Он считает, что когда у ребенка проявляются присная епда и робости, то следует успгагь его ьр'1вствбнноо воспитание с применением новых форм и методов. Он выделяв- детей с особо сложными характерам к рекомендует специфические индивидуальные метод; для их обучения и способы воздействия на них.

Мыслитель такг.е считает, что ученики доскны соблюдать соответствующие требования, кража приличия, такие как послушание , удовлетворенность, продошостъ, самостоятельность и другие.

Ь учебе и воспитании ¡.'покатай: г.ридаьал большое значение рели учителя. Ученый, характеризуя духовный облик наставника, утверждает, что он должен обладать рядам ьааких и необходимых интеллектуальных и-нравственных качеств, без которых немыслима педагогическая деятельность.

¡!нтерескы идеи ^скаваКх«-. с силе воли: гндпвпда в процессе изучения наук и искусств, а такие в исправлении и преодолении отрицательных качеств и афректов души. Б данном процессе, отмечает ок, большое значение имеют проявление уверенности и осознание ответственности.'

Бюрой, внесшей ?<и;тср (а это микросреда, содсазьвке условия) т£лео играет Еауаювзхшуа роль ,з формировании принципов добродетели при во сип танин детей. При ото;.. .'Инскавайх ¿оклее-тся на кдэю античных ^досо^-в о том, что душа ребенка подоена ) чистой доске ( Д.» с/мДч сЛ» ).

ка которой ьанечатл^вчытся ?хрма и дабое вгхшнез воа-

действие. Учений советует всячески остерегать детэП от дурного влияния, от общения с аморальными лкдьми. Необходимо, чтобы в школо ребенка стругали дети из нормальных я бдагсрод-вцх семей. Особо ученый советует огораживать детей от глит-яя людей, скхошшх к алкоголю к строго запра^ает давать детям спиртное налитки. Последнее, согласно учвнему, наносит серьезный врод душе и телу молодого человека, делает его забго-чиенм, нервозный и тупым. МясяаваЯх, затрагивая рот1 питания, утверздает, что следует довести до сознания детей простую истину о тем, что пища предназначена человеку не для получения наслаждения и удовольствия, а для сохранения здоровья. Питание, пишет ученый, подобно лекарству, которое следует принимать в дозволенном количестве с целью утоления гэк-да и одоления голода.

Третья глава - "Дальнейшая судьба этического учения М:с-кавайха" - разделена Еа даа параграфа. Р первом параграфе -"Насириддпн Туей - последователь я продолжатель этического учения йюкавайха" - анализируется вопрос об общностя и различии концепций отп" двух мыслителей. Ознакомление с этичос-кпгл учением Туси позволяет утверждать, что первая часть кьу-ги Туси "Ахдоки Носири" ("Нсспрсва этика") является автори-зированиш вариантом книги ''/.пскавайха "Та^зкб-ул-ахлоч". В то по время в излечении материала имеются 1 асхсгддения и совпадения. Касприддин Тусп не компилятор п но механический подражатель. Например, если мненио Тусп в интерпретации лмо-ви, друиби, верности и вкбере друга совпадаем о мнением кавайха, то в пзланенпп понятия гнева п его компонентов наблюдается расхокдэпло с последним. Тусп, в отличие от .г.!нска~ вайха^дополнительно раскрывает такие пороки человеческой натуры, как малодушие, беэдзлзе, Лень я плотская страсть. Расхождения встречаются я в интерпретации блага з счастья. Но главное различие заключается в том, что Тусп, в отличие ст !,1искавайха, з своем сочинении "Ахлоки Косирй", кроме науки этили, вообдэ (та^зпби ахво:$), освещает дополнительно вопросы семейной зткки ь разделе "Домоводство" {Тадбири манзид") и общественной коралл в разделе "Политика" ("Сиёсати мудуп").

Знакомство с ¡этическими учениями Мискаваиха и Туск приводит к выводу, что хотя Тус.и, по его же словам, излагал "краткое содержание" книги Мискавайха "Тахзиб-ул-аллок", на салом не деле он, в зависимости от конкретной цели}иногда вкратце, иногда болез подробно развивая идеи Ыискавайха. Он не создал новой системы,нб сохранили развЕ$|л лучшие традиции практической йклосо-Тии. Касиркддлн"Туск, скорее всего, обобщал наилучшие достижения практической философии таких коркфе'ез, как Абунаср Фарабп, Абуалг йтскавайх, Ибн Сено, в сделал ври стом упор ка разработке социальных аспектов этики. Stem он обусловил возникновение благоприятных предпосылок для развитая в. распространения этических к социально-политических мыслей в последующие времена. Свидетельством тому -фллософско-'этическое наследие видного мыслителя ХУ в. Днало-лиддкна Давони.

ïîo втором параграфе - "Место Дналолиддина Давоки в пропаганде этических идей Мискавайха" - сделана попытка определить влияние '.кскавайха на о гескую теорию Давони, показать, какими вовыми идеями и кислят ока дополнена,

моралъко-зтлческие шелг Давони в основном изложены в его известной книге "1ашгаъ-уд-гаиро$ фи макорим-ул-ахлоц" ''"Яркое спяппе в достоинстве нравов"), известной лсд названием "Ахлоки Дкалоли". "Ддалолова этика" так же, как и "Но-спрова отика"; подразделяется ка три части. - стику, домоводство п политику. Как указывает с ai.: Давони, "Ддалолова этика" - это переработанный вариант "Носировой этики". "Воистину они ("Посирова этика'; - !и.И.) - книга высшего достоинства к абсолютной правдивости. Но поскольку она является сочинен" древних мудрецов,то в ней встречается выражения и изречения труг иовосприни.маемые"1. Учитывая зто, Давони попытался упростить ее и сделать более доходчивой.

Поскольку цель давно:! работы состоит в изучении этики, то, lie вдаваясь в анализ социально-политических вопросов, мы

1 Давони. Длалолпдгп'Ш, Ахлокп Двалоли. - Дакхнав, 1898. -

С.17.

ограничился сравнением норальншс воззрений Давок: и Миска-вайха.

В дпссертацни вкратце анализируются оспозпое содержание этики Давони л ее практические аспекты, связанные с духовной медициной, дидактикой, прослеживается влияние этических идей ЫЕскшгЛяа на Давопи, Констатируется, что Дгээка относительно определений этических принципов добродетелей в основном продолжает учение '.'¡искавайха, однако порою он дополняет ее. соп;ее содержание новыми элементами, нравственными качествами. Тек, например, ■■ • > к шести элементам добродетели мудросл^обавляет новое моральное качество - самообладание, п даст ему следующее определение: "Самообладание означает то, что преходящая ш "увствепчая йорма (сурат) легко зякх.хпабтся"А. Кроме того, переняв обкзо определение ¡■."жскаьайхсм муг.оства, он вносит в его содержание теки© новые нравственные качества, как скромность, благородство и деликатность. "Благородство - ото когда пренебрежение недопустимо при за'дито - своей чести к чести общества. И в этом направлении пало прилагать максимум усилий''2. Справедливость Даво-кя дополняет категория?'" верности, гяпоссрдая, ггскорпсстп и упования. Гпдлосердге, по Давсни, - это сочувствие, впечатлительность п соперскжгзлие по отвеивав к псстрадакист/у^. Давсни, поддергивая идею ГдскаваЛха о приоритете эташ перед друпдл пауками, дал ео подкреплония приводит много убедительных доказательств/1.

В части духовной медицины при аналиэо гнева, в отличив от .'.'ачскавайха, Давони советует кенкрзтыые способы преодоления состояния ярости. В такой ситзгаши!, согласно Давоки, человек в первучо очередь долг.он менять место: если оп сидит, то доллеп встать и, наоборот, выпить'холодной еодц, совершить омово!ше и лечь спать^.

^ Давони Дяалолкддлн. Ахлокп Дтлсли. - Лаютав, 1898. - С.СО.

2 Там ке. - С.£3.

3 См.: Там :;:е. - С.70.

4 См.: Там же. - С.33-34.

5 См.: Там .т.е. - С. 153.

В этом вопросе Мискава&х. больше' опирался ira учения античных мыслптелей, а £авони - преимущественно на учения таких мусульманских мыслителой, как Газзали, Насириддин Туси^ и др.

Б дидактике Давони уделяет особое внимание духовному воспитанию. Согласно утверждениям ученого, ребенок должен воо= пктыйаться со дня ого рождения. Поэтому его повивальная бабка - кормилица, духовно и телесно долзжа быть здоровой. Когда ::;е свершается кормление ребенка материнским молоком, следует большое внимание уделять его нравственному воспитаншо. Среда, где воспитывается дети, долена быть морально здоровой.

члеоки, в отличие от Мискавайха, останавливается такае на вопросе о воспитании и обучении девушек и указывает, что он:: делкны воспг.тыватьсл в скромности, целомудрии, их обуче-

о

нне соответствовать женской кепкой натуре •

Давокп большое значение придает пропаганде таких превосходных качества.!, как воздержанность, довольство малым.

Так«.; образом, подкзряиэая и пропагандируя наилучше достижения восточной перпатетичеекой науки этики, Мискавайх укрепил и обогатил вахнейгук1 этико-шилософскую традиции к способствовал ее успешному существованию и развитию в последующе эло::и вплоть до XX в.

Б ззклгчоярн подведены гтоги исследования, 'ефср.-,.улиро-г&ны ослсвнко полог.енгш и вывода диссертации.

Основное содержание работы отражено в следуицкх публикациях:

0 некоторых этических сочинениях '.'кскавайха. Истерия философии к современность// Тезисы выступлений участники, региональных философских чтений молодых ученых реезуолик Средней Азии и Казахстана 7-9 сентября IS38 г. - Душанбе; АОЗЗШ, 1988. - С.ЗБ-ЗЭ.

2. ЦудР°с?ь Сократа // liait ва з^аёт (Н;-ука и .етзнь). -Яуканбе. - 1920. - £ 7. - C.IS-20. Тада.яз.

* См.: Завопи Дкалолидвпн. Дхлокя ДЕаяоля. - с. 154.

2 См.: Там .т.о. - С.213.

3. Нравоучение Етатона // Или за « I2£ü. - А 9. - G.22. Тадз.яэ,

4. Краткио заметна ой огичоскси уче-гт МаековаДха //То~ чпкистоп. - 1991. - D 12, - C.I0-II, Та^.яз.

5. Та^ззаб-ул-а^ло^ ва татгпр-ул-аьро^, Ая-йавз ал-аерлр// Фяяосо^стай эвдшиоподшесыгй- словарь. - Дт^апйо, 1892. Тадз.яз. (э печати).

6. "Деовидон. 2щ)адп; "Тажзпб-ул-ахтоц ва 'татзао-ул-аърсц*// Энщпутеподччесim'i словарь . ~ Дупасбе, IS92. Тадх.яз, (з печати),

7. Об'лиеоть и скшчпа Росл л Миксавайхд// Изв.АН Республика Тадашсистап. Сорня ф*лссс$зя п правогс-дтаие. -IS32. - ,'i 4. (з почата).