автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Этика прав человека

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Анискин, Алексей Анатольевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Этика прав человека'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Этика прав человека"

На правах рукописи УДК 18

Анискин Алексей Анатольевич

ЭТИКА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Специальность 09.00.05 - этика

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Санкт-Петербург 2006

Диссертация выполнена на кафедре эстетики и этики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

Научный руководитель -

доктор философских наук, профессор Громова Лариса Алексеевна

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Желобов Андрей Петрович

кандидат педагогических наук, доцент Кондрашин Александр Васильевич

Ведущая организация:

Санкт-Петербургский Государственный Университет

Защита состоится «29» июня 2006 г. в «/&> часов на заседании Диссертационного Совета Д. 212.199.10 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук

в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена по адресу: 197046, Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, д. 26, ауд. 317

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке

Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

Автореферат разослан «ЛЛ» .¿пия_2006 года.

Ученый секретарь Диссертационного Совета,

кандидат философских наук, доцент Л у А.Ю.Дорский

Общая характеристика работы

Актуальность исследования

Актуальность исследования этики прав человека обусловлена следующими причинами. Интерес к проблематике прав человека как таковых и всему, что с ней связано, в последние годы закономерно возрастает. Причем это интерес не только со стороны юристов. Проблема прав человека оказывается также в зоне повышенного внимания социологов, культурологов, философов и простых граждан

Права человека, как совокупность зафиксированных в соответствующих нормативно-правовых актах юридических норм, выходят за рамки правовой теории и становятся этическим кодексом, определяющим отношение человека к самому себе, к Другому, к обществу, государству и миру в целом. Данная тенденция нашла свое отражение в обострении давней дискуссии между сторонниками концепций естественного и позитивного права. Действительно, что есть норма права - некий комплекс прав и обязанностей, дарованных государством индивиду по своему произволу и также, по своему произволу, могущих быть у индивида отнятыми, или же эти права (и обязанности) присущи индивиду изначально, обладание ими является его сущностной характеристикой, и они не могут ни дарованы, ни отняты? Если исходить из предположения, что права индивида принадлежат ему от рождения, то мы сталкиваемся с очевидным противоречием, поскольку некоторые из этих прав являются производными от социальных институтов (действительно, как может принадлежать индивиду от рождения право собственности на земельный участок или активное избирательное право?). Если же исходить из того, что права даруются индивиду государством, то, последовательно придерживаясь данной точки зрения, мы неизбежно приходим к отрицанию неотчуждаемости таких фундаментальных прав индивида, как право на жизнь и право на свободу. Разрешение данного противоречия лежит за рамками области теории права. Действительно, совершенно иная картина открывается нам, если мы рассматриваем права человека как врожденные, свойственные

з

РОС. НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА С.-Петербург

ОЭ 200

человеку именно как человеку, а не как элементу некой социальной структуры, называемой государством, и необходимость их соблюдения выводим не из велений писаного права, а из внутреннего нравственного закона, также присущего человеку. В этом случае мы говорим уже не о правовых, а об этических нормативах прав человека. Таким образом, институт охраны и защиты прав человека занимает место не только в сфере правовой, но и в сфере этической регуляции поведения индивида. Выявлению и исследованию этического содержания института прав человека и посвящена данная работа. Степень разработанности проблемы

В истории изучения и развития представлений о естественных правах человека можно выделить два периода: период осмысления проблематики прав человека в русле философской антропологии и период, характеризующийся переходом к проблематике, связанной с правами человека, в область теории и философии права.

Античная эпоха заложила основы современных представлений о естественных неотчуждаемых правах человека. Данная проблематика затрагивается в трудах Зенона, Платона, Аристотеля, римских стоиков (Сенека, Марк Аврелий, Цицерон, Эпиктет). В средневековой философии проблематика статуса личности и человеческого достоинства рассматривалась Августином, Фомой Аквинским, Мартином Лютером.

В новое время вопрос о соотношении личности и государства интересовал Никколо Макиавелли (1469-1527), Жана Бодена (1529-1596), Гуго Гроция (1583-1645). Никколо Макиавелли рассматривает политику как сферу, где нормы морали заведомо неэффективны, и признаёт допустимыми любые действия, позволяющие удерживать власть и сохранять стабильность государства. Основная функция государства - защита индивидуумов от взаимной агрессии. Единственным источником законов является государство, и воля законодателя не ограничивается ничем, кроме соображений целесообразности. Жан Боден сходным образом рассматривает функции государства, однако, признавая, что законы должны согласовываться со справедливостью, законами природы и божественными законами, тем самым несколько ограничивая возможность государственного произвола. Гуго Гроций в своей работе «О праве войны и мира» прямо обращается к разработанной стоицизмом и христианской теологией идее естественного права.

Особенно большое значение для концепции естественных прав человека имеют идеи, сформулированные Томасом Гоббсом (идея общественного договора), Джоном Локком (представление о

неотъемлемых естественных правах человека на жизнь и на результаты собственного труда) и Иммануилом Кантом (сформулированный им категорический императив), на которых фактически базируются современные представления о правах человека.

Большое внимание проблематике соотношения морали и права уделял1 русские философы (Ященко A.C., Михайловский И. В., Трубецкой E.H., Ильин И.А, Булгаков С.Н., Франк С. Л., Зеньковский В.В., Новгородцев П.И)

Среди работ современных авторов следует отметить труды О.Г Дробницкого, А. А. Гусейнова, Р. Г. Апресяна, посвященные проблемы взаимодействия различных форм нормативной регуляции общественного поведения.

Различным аспектам проблематики прав человека посвящены работы таких современных авторов. Так Жак Маритен трактует проблемы человека, государства и свободы с позиций неотомизма. Джон Роулз в своей работе «Теория справедливости» рассматривает проблему справедливости с позиций теории общественного договора Локка, Руссо и Канта. Работы Карла-Отто Апеля и Юргена Хабермаса, посвящены дискурсивной этике. Серьезный интерес в данном контексте представляет работа А.И. Ковлера, посвященная антропологии права.

Концепция естественных неотчуждаемых прав человека как формы защиты человеческого достоинства не была предметом специального этического исследования. Научная и практическая значимость работы

Целью исследования является выявление и систематизация основных этических принципов прав человека.

Для достижения этой цели а диссертации, во-первых, определены теоретические предпосылки, приведшие к возникновению данного правового феномена, во-вторых, проведен этический анализ содержания и механизмов регуляции прав человека.

Для достижения данных целей в диссертационной работе решаются следующие задачи:

1) Исследование философско-этические предпосылки возникновения и развития современной концепции прав человека.

2) Анализ современных работ в области философии и теоретической этики, посвященных проблемам морально-правовой регуляции поведения индивида на основе этики прав человека.

3) Анализ нормативно-правовых актов в области международного права, а также опыта их практического применения, с целью выявления этических стандартов прав человека.

В качестве объекта исследования выступают права человека, современная нормативно-правовая база и юридическая практика охраны и защиты прав человека и человеческого достоинства.

Непосредственным предметом исследования является этическое содержание прав человека.

В диссертационном исследовании проанализированы философские труды, нормативно-правовые акты в области охраны и защиты прав человека, практика правоприменения. Методологическая и теоретическая основа исследования

Двойственная природа исследуемого феномена: защита человеческого достоинства как этическая проблема и защита неотъемлемых естественных прав человека как проблема правовая, предопределила комплексный подход, ставший основой методологии исследования. В процессе работы использовались методы сравнительно-исторического и нормативно-этического анализа философского осмысления проблематики защиты человеческого достоинства, причем не только в рамках западной философской и правовой традиции, но также рассматривались аналогичные практики в рамках иных культур (исламский мир, Китай, СССР)

Исходя из этого, в ходе исследования проведен исторический анализ различных концепций, касающихся проблемы защиты человеческого достоинства, а также проанализированы современные работы, созданные уже после возникновения соответствующих правовых институтов и посвященные их рассмотрению. Проведено исследование нормативно-правовой базы прав человека с целью вычленения этических нормативов, лежащих в ее основе.

Научная новизна исследования

Научная новизна данной работы обусловлена тем неоднозначным статусом, который имеет комплекс проблем, связанных с охраной и защитой человеческого достоинства. С одной стороны, защита прав человека традиционно рассматривается, как форма правоохранительной деятельности. С другой стороны, сами материальные нормы права, определяющие круг прав индивида, подлежащих охране и защите, обладают определенными специфическими свойствами, которые отличают эти правовые нормы от прочих. К таковым свойствам относится, во-первых,

специфика их легитимации, источником которой выступает не воля законодателя, а природа человека как таковая, во-вторых, крайне размытое содержание самих норм (благодаря чему правоведы относят нормы конституционного и международного права, касающиеся охраны и защиты прав человека к особой области норм-деклараций), в-третьих, особый статус этих правовых норм, которые главенствуют над всей системой права, выступая источником норм прочих отраслей права.

Таким образом, права человека выступают в роли «первоначальных» правовых норм, не имеющих правового источника и являющихся источником всей правовой системы, притом что, фактически, именно данная группа правовых норм является исторически последним правовым институтом, не столько определяющим развитие той или иной правовой системы, сколько логично завершающим его на данном этапе развития правовых систем.

Однако ничто не возникает спонтанно, и при ближайшем рассмотрении оказывается, что, хотя мы и не можем найти источников прав человека в рамках какой-либо правовой системы, мы находим эти источники в рамках этических концепций, созданных человечеством за сотни и тысячи лет его существования.

Таким образом, проблема защиты прав человека оказывается соединительным звеном, связывающим этику, с одной стороны, и право, с другой. Исходя из этого, правовые институты, связанные с охраной и защитой человеческого достоинства также приобретают некий промежуточный статус, они не могут рассматриваться исключительно как феномен правовой реальности, поскольку содержат также и этическую составляющую, не менее важную, чем правовая.

Новизна полученных результатов состоит в следующем:

1)Впервые проблема защиты и охраны прав человека рассматривается как предмет этического исследования;

2)Проведена систематизация этических нормативов, присутствующих в рамках концепции прав человека;

3)Рассмотрены альтернативные подходы к защите человеческого достоинства;

4)Приведено обоснование универсализма этической проблематики защиты человеческого достоинства для различных культур;

Практическая значимость работы

Практическая значимость данной работы определяется, прежде всего, возрастающим интересом к проблематике защиты

прав человека. Причем интерес этот имеет как теоретический, так и прикладной характер.

С точки зрения теории, рассмотрение этической составляющей прав человека может быть полезно как исследователям теории государства и права, так и специалистам в области этики и социальной философии.

В области практики правоприменения информация об этических предпосылках и этической составляющей прав человека позволит более широко взглянуть на правоприменение и на проблемы толкования правовых норм, содержащихся в соответствующих международных нормативно-правовых актах.

Наконец, в области юридического и философского образования изучение этики прав человека способно, во-первых, перевести философию из сферы сугубо теоретического знания в сферу знания практического и, таким образом, придать повседневной человеческой деятельности этическое измерение в тех областях, которые традиционно лежат за пределами этического осмысления.

Основные положения, выносимые на защиту

1)Концепция прав человека рассматривается в двух различных аспектах - более узко, как феномен позитивного права (то есть комплекса правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах, санкционированных государством и в силу этого являющихся обязательными для соблюдения), и более широко - как определенная морально-философская традиция, связанная с идеей естественных неотчуждаемых прав индивида, находящих свое воплощение не только в нормах позитивного права, но и в нормах морали.

2)В диссертации обосновывается положение о необходимости системного исторического анализа процесса становления представлений о естественных неотчуждаемых правах человека в рамках европейской философской традиции.

3)Утверждается, что в основе концепции естественных неотчуждаемых прав человека лежит представление о человеке как о суверенной, самоценной, равной другим личности и об изначально присущем ей достоинстве, всякое посягательство на которое недопустимо. Понятия прав человека и человеческого достоинства взаимосвязаны, но не тождественны. Концепция человеческого достоинства носит более глубокий, всеобъемлющий характер, она связана с представлением о самоценности, изначально присущей каждой отдельной личности, вне зависимости от каких-либо внешних факторов. Права человека - один из способов реализации достоинства личности путем предоставления ей равных с другими

прав и наложения на общество и государство обязанности уважать эти права.

4) Утверждается, что концепция прав человека в современном виде является в большей степени достижением западной правовой мысли, что связано с большей степенью индивидуализации, характерной для человека Запада.

5) Утьерждается, что проблема защиты человеческого достоинства является универсальной этической проблемой для различных культур, что позволяет говорить о возможности универсализации прав человека как этической концепции. Механизмы реализации человеческого достоинства могут сильно различаться в зависимости от социальных, культурных, политических и других условий, но сама проблема его реализации присутствует в рамках любого общества.

6) Утверждается, что моральная и правовая формы регуляции общественной жизни тесно связаны, они взаимообусловливают и поддерживают друг друга, и именно поэтому подмена одного другим невозможна. Нормы международного права, известные как права человека, являются также отражением определенной системы моральных норм. В основе этой системы лежат такие ценности, как жизнь и свобода.

7) Принципы этики прав человека, как и любые этические принципы, являются ориентиром для индивидуального и массового поведения, и далеко не всегда воплощаются в практических действиях государств, общества и индивидов, поскольку соответствующая форма морального сознания не до конца сформирована.

Апробация результатов исследования

Данные, полученные в ходе исследования, были использованы в процессе преподавания курсов "Эстетика и этика» на факультете безопасности жизнедеятельности РГПУ им. Герцена в 2003/2004 учебном году, «Международные организации в области защиты прав человека» в ИВЭСЭП в 2004/2005 учебном году. Диссертация прошла апробацию на аспирантском семинаре в 2004 году и обсуждалась на кафедре эстетики и этики в 2005 году. Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Общий объем диссертации - 152 страницы.

Основное содержание работы

Во введении актуальность исследования, формулируются его цели и задачи, выявляется научная новизна и практическая значимость исследования, освещается степень изученности темы, указываются методологические принципы разработки проблемы.

Глава I, « Человек этический в системе традиционного европейского права», посвящена истории возникновения и развития философских представлений, нашедших свое выражение в концепции прав человека.

Параграф 1, «Достоинство личности и права человека» посвящен раскрытию базовых понятий, а также истории формирования данной концепции.

Под правами человека понимаются нормы и принципы взаимоотношений между личностью и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению и получать определенные блага. Особенность норм в области прав человека заключается в том, что они имеют, прежде всего, морально-философское содержание.

Исходя из этого, права человека также могут быть рассмотрены как определенная философская традиция или идея, проходящая через всю историю философской мысли. Они в таком понимании есть понятие более широкое, связанное с рефлексией философствующего сознания, направленного на определение места индивида в обществе, его взаимоотношений с властью и другими индивидами.

С точки зрения позитивного права1 источником легитимации прав человека являются различные международно-правовые документы.

Проблема охраны и защиты прав человека обычно рассматривается как современное политико-правовое явление и в силу этого не изучается в историко-аналитическом срезе.

Европейская культура в её целостности сформировала тот комплекс представлений, который породил убежденность в природном праве человека на жизнь, свободу, равенство. Становление этих идей связано не только с формированием специфической европейской концепции права как феномена, отличного от традиции и морали, но и с формированием

1 Термин «позитивное право» применяется в правоведении дня характеристики действующих правовых норм и их отграничения от норм отмененных или фактически потерявших силу, а также представления о нормах, еще не пришлых, но желательных в будущем (Большой юридический словарь/ Под ред АЛ Сухарева, В Д, Зорькина, В Е Крутских -М Инфра-М, 1997)

представления о человеке как уникальной личности, равноправной себе подобным.

Происхождение идей, в дальнейшем нашедших свое выражение в концепции естественного права, исторически связано с развитием античной цивилизации. Античность породила те предпосылки, которые неизбежно вели к идее о правах человека. Эти предпосылки видятся в максимизации воли индивида.

Именно поэтому в греческом городе-государстве (polis) впервые в европейской истории формируется право, как специфический институциональный регулятор общественных отношений, отличный от морали и обычая. Уже на этапе формирования права возникает вопрос о том, является ли закон исключительно порождением общества, играющим сугубо утилитарную роль рычага управления поведением индивида в тех случаях, когда авторитет иных регуляторов поведения оказывается недостаточным, либо же он является специфическим порождением человеческой природы.

Попытки нахождения однозначного ответа на этот вопрос привели к пониманию того, что человеческое право есть условные, несовершенные отношения, которые должны быть приведены в правильное состояние и стать отражением принципов естественного закона. Впервые эта мысль была высказана Платоном в его "Законах". Разработка этой платоновской идеи связана и с философскими доктринами греческой школы стоиков.

Дальнейшее развитие концепции естественных неотчуждаемых прав человека связано также и с формированием в рамках ангачной философии абстракции Человека как самодостаточного индивида, равного другим индивидам в силу факта своего существования. Смысловую завершенность данный подход обретает в концепции справедливости Аристотеля, изложенной в его работе «Никомахова этика». Аристотель различает справедливость, основанную на существующем праве, и справедливость, основанную на принципе равенства. Таким образом, впервые говорится о неких общезначимых принципах, действующих, в том числе и в той же сфере, что и писаное право, однако выходящих за рамки существующих юридических практик - естественном праве.

Обоснование этих принципов в своей развитой форме присутствует у римских стоиков. Человек рассматривается стоиками как индивид, равный любому другому индивиду перед лицом общезначимого вечного природного закона. Это естественный закон, обязательный для всех и применимый ко веем.

Дальнейшее развитие европейской цивилизации неотделимо от античного миросознания. Христианство переняло многие постулаты

и

античного сознания, даже усилив некоторые из них. Среди основополагающих идей, лежащих в основе христианства - идеи равенства, свободы воли, божественного провидения и изначальной поврежденности грехом человеческой природы, которые были разработаны античными философами.

Опираясь на труды Цицерона, христианская теология развила идею естественного права, как абсолютного и общезначимого по отношению к существующим и действующим законам..

По мнению Августина (354—430), одного из первых теоретиков христианства, изложенного им в произведении "О граде Божьем", в мире существует два типа государства: "град земной" — государство и "божий град" - церковь, где и достигаются истинная справедливость и должный, естественный порядок вещей.

Другой известный теоретик христианства — Фома Аквинский (1226—1274), взяв у Аристотеля деление законов на естественные и человеческие, приспособил их к теологической картине мира и христианской концепции государства. Он считал, что над всем стоит вечный закон, "сам божественный разум", управляющий миром и лежащий в его основе. Под человеческим законом Ф. Аквинский понимал прежде всего феодальное право того времени, которое ничем не отличалось от естественного права, за исключением того, что оно поддерживалось с помощью принуждения со стороны государства.

Разрабатываемая в рамках средневековой этики характеристика человека как личности в её отдельности и уникальности, не находит эмпирического подтверждения в социальной практике средневековья. Лишь в ХП-ХШ вв., в среде горожан формируется новый идеал человека - активно действующего, самоформирующегося, неповторимого существа.

Ослабление авторитета церкви позволило наиболее сильным сословиям, например дворянству, укрепить свои позиции по отношению к светской власти и добиться расширения прав-привилегий, которым было придано качество естественных прав. Впервые такое расширение прав стало возможно в Англии, где в 1215 г. была принята Великая Хартия вольностей.

Великая Хартия вольностей и последовавшие за ней документы, так или иначе ограничивавшие произвол властей, — Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточения за морями (1679), Билль о правах (1689) — привели к подчинению королевской власти естественным законам, за которыми признавалась отныне верховная сила в Англии.

Дальнейшее развитие противоречий между светской и церковной системой взглядов на человека и его место в мире привело к открытому выступлению Мартина Лютера против монопольного права католической церкви на истолкование текста Священного Писания, результатом чего стало возникновение протестантизма. Именно в русле протестантской этики формируются идеи, ставшие основой евр.шейской концепции прав человека: идеи неотъемлемого права на свободу совести, неприкосновенности жизни и собственности.

Развитие концепции прав человека связано с формированием в конце XVI - начале ХУП веков сильных централизованных национальных государств Европы и, как следствие этого, осознание государства, как обособившегося от общества феномена. Одним из первых создает свою теорию политики Никколо Макиавелли. В работах «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» Макиавелли рассматривает политику как сферу, в которой нормы морального и религиозного характера не эффективны.

Макиавелли отождествляет понятие закона с позитивным, писаным правом. Иначе подходит к данной проблеме Жан Боден. Боден признает существование естественных универсальных принципов справедливости, нетождественных позитивному праву и первичных по отношению к нему.

Сходным образом рассуждает голландский юрист Гуго Гроций (1583—1645) в своей работе «О праве войны и мира». Естественное право, по Гроцию, устанавливается Творцом, при этом, не завися от его произвола, поскольку естественный закон проистекает из самой сущности мироустройства. Именно к сфере естественного права Гроций относит права личности на жизнь, достоинство и собственность.

Дальнейшее развитие идея естественного права нашла в трудах английского философа Томаса Гоббса (1588—1679). По мнению Гоббса, государство является не результатом договора между правителем и подданными, но продуктом внутриобгцественных отношений, договора равноправных индивидов, с целью преодоления естественного состояния борьбы всех против всех.

Джон Локк, как и Гоббс, рассматривает государство как результат договора между индивидами, заключенного с целью преодоления естественного состояния. Однако в понимании Локка естественное состояние - это не состояние борьбы всех против всех, а ситуация обладания индивидом неограниченной свободой и равными правами, предполагающими, прежде всего, право на жизнь и на результаты собственного труда.

Настоящей революцией в развитии идеи прав человека стали работы немецкого философа И. Канта (1724—1804). Кант отказался выводить право и права человека из свойств человеческой природы. В этом отношении он пошел дальше, чем все его предшественники. По определению Канта, право — это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщей свободы. Условием такого совмещения является соблюдение «золотого правила морали», сформулированного, как категорический императив - «поступай так, чтобы максимы твоей воли могли служить универсальным моральным законом». Из свободы вытекают все остальные права, включая равенство. По мнению Канта, индивид самоценен, что влечёт за собой равенство всех.

И. Кант переходит от понимания права как властно-запретительной системы норм к дозволительной, что коренным образом меняет понимание традиционного права.

Универсализация принципа формального равенства становится следующим шагом в становлении идеи прав человека, как мы ее понимаем.

ХУШ век является апогеем философской рефлексии о правах человека. С начала XIX века интерес к проблематике естественных прав человека сменяется юридическим позитивизмом, то есть признанием значимости правового порядка лишь в силу его соответствия принятым законодательным актам (т.е. позитивному праву).

Возрождение интереса к философскому осмыслению проблематики прав человека характерно для XX века и связано с социально-политическими реалиями этого периода истории.

Правовой позитивизм сменяется оживлением интереса к проблематике прав человека как кодификации естественного права и, как следствие, к проблематике соотношения правовых и моральных норм, права и справедливости.

Жак Маритен (1882-1973) - последователь Фомы Аквинского и борец за новый христианский гуманизм - пытается, основываясь на принципах томизма, осмыслить те сферы человеческого бытия, которые не могли быть освоены средневековой философией: проблемы человека, свободы и государства.

Эрнст Блох( 1885-1977), сочетавший в своих взглядах средневековую мистику и марксизм, в работе «Естественное право и человеческое достоинство» (1961) обосновал идею об отмирании государства и права в грядущем Царстве Свободы, когда исчезнут противоречия между человеком и природой, будет преодолено отчуждение и все станут жить в соответствии с естественным правом.

Особый интерес и широкий резонанс вызвала теория справедливости американского философа Джона Роулза(1921), основными понятиями которой являются «справедливость» и «права человека».

Особо следует рассмотреть вопрос об универсальности проблематики к защите прав человека и, шире, достоинства личности. Этому посвящен параграф II, «Альтернативные подходы к проблеме защиты достоинства личности»

Действительно, существует теоретическая взаимосвязь между понятиями прав человека и достоинства личности. В то же время необходимо отметить и наличие достаточного числа концепций человеческого достоинства, которые совершенно не зависят от идеи или практики прав человека.

Примечательной в этом плане представляется исследовательская практика, сложившаяся в литературе, издаваемой в исламском мире. Стандартным аргументом в этой обширной литературе является утверждение о том, что ислам установил некие универсальные фундаментальные права для человечества в целом .Однако данные права, оказывается, гарантируются только правителям и крупным собственникам, а не являются всеобщими правами.

Существенной характеристикой прав человека в исламской правовой традиции является то, что они представляют собой обязанности, связанные с божественной властью и черпают силу из этой взаимосвязи3.

Следует отметить, что социальные и политические предписания Ислама отражают сильное беспокойство за благосостояние человека и человеческое достоинство.

Сходный круг проблем возникает и при знакомстве с традиционным для Китая подходом к защите человеческого достоинства

Из доступных нам литературных источников по Китаю наибольший интерес в контексте проблематики прав человека представляют, пожалуй, те, которые принадлежат конфуцианской » традиции. Прежде всего, это трактат Конфуция «Лун-Юй».

Идеальное общество Конфуций связывал с учением о правилах ритуалов, которым отводилась роль нормативной системы < государства. В целом, можно сказать, что данная этическая

концепция создает идеал отношений в системе «человек - общество -

2 А Сайд [А Said], Халид Исаки [Khahd М Ishaque], Маджид Кхадури [Majid Khaddun] и др.

3 Л Р.Сюкияйиек Права человека в исламе теоретические основы

государство», весьма близкий тому, который проистекает из этики прав человека. Однако, во-первых, конфуцианская этика никак не связана с какой-либо нормативно-правовой системой, в том смысле, что она не проистекает из нее, хотя, несомненно, принципы конфуцианства оказывали определенное влияние на право Китая. Во-вторых, она опирается не столько на признание каких-либо прав индивида, сколько на признание взаимных обязанностей индивида, общества и государства.

Можно сказать, что конфуцианство предлагает альтернативный подход к решению проблем, которые призвана решать этическая концепция прав человека, просто данная проблематика при этом не выносится в сферу правового регулирования, оставаясь всецело в сфере морального

Другим вариантом альтернативной методики реализации человеческого достоинства является опыт Советского Союза в области охраны и защиты прав человека. Центральный момент в советском подходе - слияние прав и обязанностей. Корреляция прав и обязанностей — стандартная тема в теории прав. Как правило, предполагается, что субъективное право индивида порождает объективную обязанность прочих индивидов содействовать (или, как минимум, не препятствовать) реализации данного права. Однако в советской правовой доктрине, нашедшей свое выражение в Конституции СССР 1977, право находится в соответствии с параллельными обязанностями.

Ключевое различие между современным западным подходом и альтернативными подходами к проблеме защиты человеческого достоинства заключается во всевозрастающей роли индивидуализма в современном (западном) подходе к правам человека. Права человека присущи индивиду и осуществляются, прежде всего, относительно общества и государства. ГлаваП, «Взаимодействие правовых и этических регуляторов в современном обществе» посвящена исследованию механизмов морального и правового регулирования поведения и их комплексного влияния на жизнь социума. Параграф I, «Специфика морального и правового регулирования общественных отношений» посвящен механизмам морального и правового регулирования, рассматриваемым как независимо, так и во взаимодействии.

Рассмотрение проблемы специфики морального и правового регулирования общественных отношений следует начать с выделения моментов сходства, а не различия между ними. Главной их общей чертой является то, что и право, и мораль являются нормативными формами регуляции человеческой деятельности.

Исследованию нормативных форм регуляции деятельности уделяется большое внимание О.Г Дробницким в его работе «Моральная философия»

Несмотря на множество вариантов такой регуляции, все они обладают определенными общими чертами:

Объектом регуляции выступает индивидуально-массовое поведение, которое должно быть организовано определенным образом.

Во-первых, должна существовать потребность в определенных формах поведения.

Во-вторых, общественно необходимые действия, вполне обеспеченные иными способами детерминации не нуждаются в том, чтобы к ним особо обязывали человека.

В-третьих, поведение может регулироваться нормативным способом только в том случае, если оно поддается типизации.

Далее, сюда же входит сам способ принуждения человека к исполнению нормы. Этот способ включает самые разные формы воздействия общества на индивида. Интериоризация этих форм внешнего воздействия приводит к тому, что и сам индивид начинает управлять своим поведением, ориентируясь на общую норму.

Кроме того, всякая форма регуляции предполагает определенные формы сознания. Всякая норма поведения существует в виде представлений о должном.

Эти три стороны нормативной регуляции в своем взаимодействии образуют механизм её функционирования.

Развивая эту методологическую установку,

О.Г.Дробницкий пришел к следующим суммарным признакам морали: это - а) неинституциональная регуляция, б) в процессе которой осуществляются действенно-регулятивная,

мировоззренческая, идеал-полагающая, духовно-критическая

функции морали, в) в ней обнаруживается особая роль сознания и субъективного мотива, в частности, г) используются идеальные по характеру санкции и актуализируются мотивы

"незаинтересованности" (в пруденциально-прагматическом

смысле слова), д) в требованиях морали отражен разлад между должным и сущим, они направлены на разрешение этого противоречия, е) моральная регуляция предполагает автономию субъекта по отношению к "внешне-эмпирическим и групповым воздействиям", ж) а также способность личности к

"самозаконодательству", з) и особую форму личной

ответственности, и) моральное требование универсально, а моральное суждение универсализуемо

Право отличается точностью и ограниченностью своих предписаний. Норма права - общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное либо одобренное государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников, реализация которого обеспечивается компетентными государственными органами.

В отличие от правовой нормы, этическая норма: не содержит в себе каких-либо указаний на условия, в которых она действует, поскольку предполагается, что этическая норма действует одинаково вне зависимости от внешних условий; может быть по-разному сформулирована, не меняя от этого своей сути; не содержит в себе каких-либо указаний на возможные последствия её нарушения.

Таким образом, этическая норма имеет более широкую область действия, чем норма правовая, она может быть сформулирована менее однозначно и не содержит ссылок на иные нормы.

С другой стороны, было бы ошибкой рассматривать право и мораль, как абсолютно независимые друг от друга сферы общественного бытия, существующие в различных, непересекающихся между собой сферах жизни социума. Общность права и морали (по Гегелю) определяется, прежде всего, общностью их субстанции свободы.

Параграф 11, «Homo moralis или Homo juridicus?», посвящен рассмотрению вопроса о механизмах взаимодействия морали и права и, в особенности, вопроса об их взаимозаменимости. В литературе (особенно советского периода российской истории) неоднократно высказывалась точка зрения о возможной замене в ходе дальнейшей эволюции нравственного сознания правового регулирования моральным. Возможность такой подмены представляется сомнительной в связи с теми специфическими взаимоотношениями, в которых находятся моральная и правовая формы регулирования общественных отношений.

Западноевропейский рационализм, ярко представленный в школе естественного права (Б. Спиноза, Г. Гроций, Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, И. Кант), традиционно соединял

4 Дробницкий О Г Моральная философия. Избранные труды M Гардарики 2002

право с разумом и моралью, для русской школы естественного права характерна обращенность не к политике и экономике, а к нравственности и религии. Поскольку для естественного права вообще характерно обращение к человеку как некоей первичной инстанции, постольку данную школу всегда интересовали моральные ценности.

Право имеет большое значение для развития морали. Право и мораль имеют также общее функциональное назначение: они формируют эталоны и стандарты поведения, составляющие, ценностно-нормативную ориентацию общества. Наиболее характерной чертой взаимодействия права и морали является их сближение, взаимопроникновение, усиление их согласованного воздействия на общество.

С другой стороны, между правом и моралью могут быть и противоречия, отражающие отсутствие их должной согласованности. Они преодолеваются, как путем выработки новых нравственных принципов и норм в ходе развития общества, так и путем внесения корректив в действующее законодательство.

Таким образом, мораль и право тесно взаимосвязаны, более того, можно говорить о глубоком взаимопроникновении права и морали. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Таким образом, воздействию права на мораль сопутствует процесс обратного влияния морали на право.

Глава III « Этические стандарты прав человека»

непосредственно посвящена исследованию этического содержания нормативно-правовых источников, касающихся защиты прав человека. В параграфе I « Этические императивы и нормотворчество в морали и праве» рассматриваются методы нормотворчества, характерные для морального и правового сознания.

Всё множество вариантов правопонимания можно свести к трем основным типам (концепциям правопонимания): нормативное правопонимание; социологическое; нравственное.

Могут быть выделены следующие объективные свойства права: нормативность; общеобязательность; принудительность; формальная определенность; системность; динамизм и стабильность; реальная применимость.

Социальное назначение права, равно как и морали, состоит в том, что оно является регулятором общественных отношений.

Социальное назначение права конкретизируется в его функциях.

Можно выделить два комплекса функций права как социального института, а именно:

Общесоциальные функции права, к которым относятся: Ценностная (ценностно-орие*тационная) функция. Воздействие состоит в том, что в праве содержится, выражается определенная система ценностей.

• Воспитательная функция. В качестве социального регулятора право оказывает воспитывающее воздействие на поведение субъектов.

• Информационная функция. Право представляет собой определенную информацию. Воздействие состоит в том, что право доносит эту информацию до индивида.

Специально-юридические функции права делятся на две группы: регулятивные и охранительные.

Суть регулятивной функции заключается в главном социальном назначении права - регулировать общественные отношения.

Регулятивная функция реализуется через две свои разновидности:

• Регулятивно-статическая функция. Ее смысл в том, чтобы закрепить, зафиксировать достигнутый уровень развития общества. • Регулятивно-динамическая функция. Ее задача - обеспечить положительное развитие общества.

В содержание охранительной функции вкладывается понятие такого правового воздействия, которое направлено на охрану (защиту) общественных отношений.

Правовое регулирование - это регулирование общественных отношений на основе справедливости. Однако, надо отметить, что «справедливость» юридическая не тождественна справедливости моральной.

Особенности юридической справедливости заключаются в то, что она в правовой сфере носит формально-определенный характер, а формы её реализации зачастую связаны с государственным принуждением.

Правовое регулирование представляет собой процесс, протекающий во времени; в нем есть определенная последовательность, которая фиксируется в стадиях правового регулирования:

1. стадия регламентации общественных отношений

2. стадия действия права

3. стадия реализации прав и обязанностей

Правовое сознание и правовая культура занимают самостоятельное место в механизме правового регулирования.

Несомненна роль правосознания в качестве элемента механизма правового воздействия. Правосознание является специфической формой общественного сознания.

С точки зрения содержания в рамках феномена правосознания можно выделить несколько компонентов:

• Раш'ональный компонент

• Психологический компонент

• Поведенческий компонент

Традиционно в рамках правосознания выделяют два крупных комплекса: правовую идеологию и правовую психологию.

Обе сферы правосознания тесно связаны и взаимодействуют между собой.

Под моралью обычно понимают некую систему норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов. Существование морали можно интерпретировать как признание обществом простого факта, что жизнь и интересы отдельного человека гарантированы только в том случае, если обеспечено прочное единство общества в целом.

Специфика моральной регуляции в том, что ее предписания носят всеобщий характер долженствования. Всеобъемлющий характер морали означает, что моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности. В отличие от правовых норм, соблюдение которых поддерживается и контролируется государственными органами, нормы морали опираются на общественное мнение и воздействие, на убеждение, традиции и привычку. Те или иные нормы поведения, первоначально возникая как обычаи, в дальнейшем проходят стадию нравственной оценки.

Со времён античности до настоящего времени при всём разнообразии систем и учений о морали в них выявлена триединая структура. Это - нормы, образцы (добродетели) и свойства (реальные моральные качества личности и социальных сообществ).

В пределах системной (триединой) модели морали, называемой также гетерономной, учитываются такие основные факторы, определяющие характер морали, как: природно-экологический, социальный, философско-религиозный.

В параграфе 11 « Международные этические стандарты прав человека» исследуется нормативное содержание этики прав человека.

Идея прав человека выросла из необходимости защитить индивида от злоупотреблений государственной властью. Поэтому

первоначально идея прав человека фокусировалась на обязательствах государства воздерживаться от определенных действий. Другим источником идеи прав человека являются представления о том, что необходимо человеку для достойного человеческого существования.

На международном уровне различие обычно проводится между гражданскими и политическим правами, с одной стороны, и экономическими, социальными и культурными правами, с другой. Первые официальные юридические документы, утверждавшие приоритет прав человека, появились в конце Х\ТП века. Важнейшие из них — Декларация независимости (США, 1776 год) и Декларация прав человека и гражданина (Франция, 1789 год). Эти акты заложили основы современной концепции прав человека.

Каково содержание современной концепции прав человека? Сегодня в ней выделяют три блока.

Первый блок включает право на жизнь, свободу мысли и слова, совести и вероисповедания, право на свободу и личную неприкосновенность, на справедливость, равенство и уважение человеческого достоинства. Эти права по традиции, сложившейся в эпоху Просвещения, принято называть естественными (или природными), неотъемлемыми правами человека.

К правам второго блока относятся право на труд, на отдых, на социальное обеспечение в старости, на образование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Это — социальные права, гарантирующие каждому определенный стандарт жизни. Их реализация предполагает достаточно активную роль государства, призванного осуществлять специальные социальные программы.

Третий блок прав - это так называемые коллективные права -право на мир, на национальное самоопределение, на здоровую окружающую среду, на свободу от дискриминации по половому, возрастному, расовому, национальному, языковому признакам.

Права человека в целом могут быть определены как права, присущие человеку от рождения, без соблюдения которых индивид не можем жить как человеческое существо.

Таким образом, нормативная концепция прав человека претендует на некую всеобщность, характерную для норм морали, а не права. Это тем более существенно, что в своем стремлении к легитимации декларируемых прав и свобод большинство нормативно-правовых актов, содержащих в себе нормы прав человека, обращаются не к нормам, содержащимся в каких-либо иных нормативно-правовых актах, а к категориям, скорее, морального плана.

Далее в диссертации представлена система основных принципов, составляющих содержание этической концепции прав человека.

Анализ международных актов позволяет выделить следующие основные положения принципа уважения прав человека:

признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, а также их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости всеобщего мира;

каждое государство обязано содействовать путем совместных действии всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод;

- права человека должны охраняться властью закона;

- государство обязано уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его юрисдикции лицам права и свободы, признание международным правом, без какого бы то ни было различия;

- каждый человек имеет обязанности в отношении других людей, общества и государства, к которым он принадлежит;

- государство обязано принять законодательные и иные меры, необходимы для обеспечения международно-признанных прав человека;

- государство обязано гарантировать любому лицу, права которого нарушены эффективные средства правовой защиты;

- государство обязано обеспечить право человека знать свои права и поступать в соответствии с ними.

Было бы ошибкой считать, что обязанности по соблюдению прав человека лежат только на государстве и его органах, а не на других индивидах, или, другими словами, что только государство обязано не только воздерживаться от нарушений прав человека, но и защищать права одних индивидов от посягательств со стороны других. Разумеется, права человека должны быть защищены законом. Кроме того, любые споры, связанные с нарушением прав человека, должны разбираться компетентным, беспристрастным и независимым судебным органом, процедуры которого являются равными для всех сторон и который принимает решения в соответствии с законом. Однако всё вышесказанное относится к юридической стороне бытования прав человека. Что же касается прав человека, как феномена этического сознания, то, вполне естественно, как и любой этический кодекс, они носят всеобщий характер.

Данное утверждение напрямую следует из другого существенного принципа этической системы прав человека - коль скоро мы признаем равные права индивидов, причем эти равные

права не проистекают из какого-либо внешнего источника, а присущи индивиду просто по факту его существования, и признаем равное уважение к правам любого индивида, мы неизбежно должны признать также и равенство индивидов.

Естественно, что принцип равенства одинаково распространяется как на отношения между людьми, так и на международные отношения. Применительно к международному праву данный принцип нашел свое выражение в идеях суверенного равенства государств и невмешательства во внутренние дела друг Друга.

Основное содержание принципа суверенного равенства государств состоит в следующем: государства обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие суверенитету, уважать правосубъектность других государств.

Принцип невмешательства - один из устоев международного права, он тесно связан с другими принципами.

Из уважения к достоинству личности напрямую следует еще один фундаментальный принцип - принцип уважения личной свободы.

Естественно, что не только гражданин обладает определенной свободой. Каждое государство обладает суверенной властью издавать нормы определяющие права и обязанности своих граждан. Однако реализация этой власти должна происходить в рамках международного права

В области международного права этический принцип уважения к свободе находит свое выражение, помимо уже упоминавшихся принципов суверенного равенства государств и принципа невмешательства также в таких принципах международного права, как принцип неприменения силы и принцип мирного разрешения споров.

Как мы видим, именно ценность свободы, во всем многообразии ее проявлений, является основной для этики прав человека. Однако не следует забывать еще об одном фундаментальном этическом принципе, лежащем в основе всякой этической системы - принципе уважения жизни.

Каждый человек обладает прирожденным правом на жизнь. Это право защищается законом. Хотя право на жизнь и право не быть произвольно ее лишенным признаются важнейшими из прав человека, они очень часто нарушаются, причем возможность таких нарушений заложена в самих нормативно-правовых актах, регламентирующих это право или касающихся способов его реализации. Например, Международный пакт о гражданских и

политических правах не налагает обязательства отмены смертной казни на страны-участницы. Смертная казнь сама по себе не является нарушением прав человека, признанных международным правом, в том случае, если обвиняемому предоставлены содержательные и процессуальные гарантии рассмотрения дела в суде и осуществления своей защиты. Таким образом, с одной стороны, признавая право на жизнь, законодатель оставляет возможность лишения человека такого права, причем в строгом соответствии с законом.

В заключении подводятся итоги исследования и намечаются перспективы дальнейшего изучения данной проблематики.

В диссертационном исследовании автор приходит к следующим выводам:

1) Проблема охраны и зашиты прав человека носит комплексный, этико-юридический характер. Попытка рассмотрения данной проблемы как сугубо юридической приводит к неправомерному сужению поля дискурса.

2) Нормы и принципы, касающиеся охраны и защиты прав человека, образуют своеобразный этический кодекс, регламентирующий взаимоотношения личности, государства и общества.

3) В качестве основных ценностей данной этической системы выступают жизнь и свобода индивида, что связано с представлением о человеке, как суверенной, равной другим личности, и об изначально присущем ему достоинстве.

4) Проблема зашиты человеческого достоинства является универсальной для различных культур и цивилизаций, что делает возможным выстраивание межкультурного диалога на базе этики прав человека

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1) Анискин А.А.Сравнительный анализ инстигутов российского гражданского права и международного частного права. Рабочие тетради по компаративистике. Вып. 4. Санкт-Петербург, 2002 год. С44-47 0,1 п.л

2) Анискин А.А в соавторстве с Келехсаевой Г.Б.Нормы и принципы международного права и их реализация в конституционном устройстве суверенного Российского государства. «Регион» №3,1999 год.С.52-55 0.1 п.л.

3) Анискин А.А Институт прав человека как механизм этического регулирования РЯ- деятельности. Материалы третьей межвузовской студенческой конференции. Санкт-Петербург, 2003 год. 0.1 п.л.

4) Анискин А.А К вопросу об универсальности концепции прав человека. Исследование международных отношений. Сборник статей - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2004. С 112-118. 0.25 п.л.

5) Анискин А.А, Бойцов Ю.И. Права человека: феномен права или этическая концепция? Философия человека в современном образовании. Сборник статей. СПб.: Изд-во РХГА, 2006. 0.2 пл.

^¿рш/ь

»14449

Подписано в печать 24.05.06

Тираж 100 экз. Отпечатано в ООО "Галарис" ул. Казанская, д.7, тел. 312-67-05

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Анискин, Алексей Анатольевич

Введение

Глава I « Человек этический в системе традиционного европейского права»

Параграф 1 «Достоинство личности и права человека»

Параграф II «Альтернативные подходы к проблеме защиты достоинства личности»

Глава II. « Взаимодействие правовых и этических регуляторов в современном обществе»

Параграф I «Специфика морального и правового регулирования общественных отношений»

Параграф II « Homo moralis или Homo juridicus?»^

Глава III. « Этические стандарты прав человека»

Параграф I « Этические императивы и нормотворчество в морали и праве»

Параграф II « Международные этические стандарты прав человека»

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по философии, Анискин, Алексей Анатольевич

Актуальность исследования

Актуальность исследования этики прав человека обусловлена следующими причинами. Интерес к проблематике прав человека как таковых и всему, что с ней связано, в последние годы закономерно возрастает. Причем это интерес не только со стороны юристов. Проблема прав человека оказывается также в зоне повышенного внимания социологов, культурологов, философов и простых граждан.

Это естественно, так как именно права человека, а точнее, нормы международного права, касающиеся охраны и защиты этих прав, все более жестко регулируют правоотношения, причем носящие как публичноправовой, так и частноправовой характер. Из области чистой теории и норм-деклараций права человека переходят в область повседневной юридической практики. Именно данным фактором обусловлен устойчивый интерес юристов (как юристов практиков, так и правоведов) к этой области права.

С другой стороны, не умаляя важности практического аспекта проблемы, следует признать, что права человека - нечто большее, чем совокупность норм позитивного права, что этот феномен выходит за рамки области правовой теории, и сводить проблему прав человека исключительно к области правоведения - значит неоправданно сужать ее. Дело в том, что именно в контексте данной проблематики с новой силой вспыхнул спор о сущности самого права, спор между сторонниками концепций естественного и позитивного права. Действительно, что есть норма права - некий комплекс прав и обязанностей, дарованных государством индивиду по своему произволу и также, по своему произволу, могущих быть у индивида отнятыми, или же эти права (и обязанности) присущи индивиду изначально, обладание ими является его сущностной характеристикой и они не могут ни дарованы, ни отняты? Данный спор представляется малоразумным (а иногда и просто нелепым) применительно к большинству отраслей права (действительно, как может принадлежать индивиду от рождения право собственности на земельный участок или активное избирательное правр), но вновь приобретает актуальность, когда речь идет о таких правах, как право на жизнь или свободу. Рассмотрение подобных прав и свобод исключительно как феномена права опасно, ибо, как уже было сказано выше, то, что дается и гарантируется волей государства, ею же может быть и отнято. Совершенно иная картина открывается нам, если мы рассматриваем права человека как врожденные, свойственные человеку именно как человеку, а не как элементу некой социальной структуры, называемой государством, и необходимость их соблюдения выводим не из велений писаного права, а из внутреннего нравственного закона, также присущего человеку. В этом случае мы говорим уже не о правовых, а об этических нормативах прав человека. Выявлению и исследованию этического содержания прав человека и посвящена данная работа.

Степень разработанности проблемы

Концепт естественных неотчуждаемых прав человека как формы защиты человеческого достоинства в его нынешнем виде не подвергался этическому исследованию.

В истории изучения и развития представлений о естественных правах человека можно выделить два периода

Основы современных представлений о естественных неотчуждаемых правах человека заложены еще в античную эпоху в трудах Зенона, Платона, Аристотеля, римских стоиков (Сенека, Марк Аврелий, Цицерон, Эпиктет). В средневековой философии проблематика статуса личности и человеческого достоинства рассматривалась Августином, Фомой Аквинским, Мартином Лютером.

В новое время проблема соотношения личности и государства интересовала Никколо Макиавелли, Жана Бодена, Гуго Гроция.

Особенно большое значение для концепции естественных прав человека имеют работы Томаса Гоббса, Джона Локка и Иммануила Канта, на которых фактически базируются современные представления о правах человека. Очень большое внимание проблематике соотношения морали и права уделяли русские философы ( Ященко А.С. Михайловский И. В Трубецкой Е.Н Ильин И.А Булгаков С.Н. Франк С. JL Зеньковский В.В Новгородцев П.И)

Из современных нам авторов следует отметить труды О.Г Дробницкого, посвященные проблемы взаимодействия различных форм нормативной регуляции общественного поведения.

Различным аспектам проблематики прав человека посвящены работы таких современных авторов, как Жак Маритен, Эрнст Блох, Джон Роулз, Карл-Отто Апель и Юрген Хабермас.

Большой интерес в данном контексте представляет работа А.И. Ковлера, посвященная антропологии права.

Цели и задачи исследования

Основной целью исследования является выявление и осмысление основных этических принципов, имплицитно присутствующих в правовом концепте прав человека.

Для достижения этой цели представляется необходимым, во-первых, установление теоретических предпосылок, приведших к возникновению данного правового феномена, во-вторых, анализ соответствующих нормативов с целью выделения их этической составляющей. Исходя из этого, в задачи исследования входит:

1) Исследование предпосылок возникновения и развития современной юридической концепции прав человека, сформулированных в рамках мировой моральной философии.

2) Анализ современных работ в области философии и теоретической этики, посвященных данному правовому феномену.

3) Исследование нормативно-правовых актов в области международного права, а также опыта их практического применения, с целью выявления этических стандартов прав человека

Объект исследования и предмет исследования

В качестве объекта исследования выступают, с одной стороны, труды философов, разрабатывавших проблематику естественных неотчуждаемых прав человека, соотношение личности, общества и государства, взаимодействие морали и права, с другой, современная нормативно-правовая база и юридическая практика охраны и защиты прав человека. Непосредственным предметом исследования является проблематика охраны и защиты человеческого достоинства. Исследование выподненно на материале философских трудов, нормативно-правовых актов в области охраны и защиты прав человека, практики правоприменения.

Методологическая и теоретическая основа исследования

Двойственная природа исследуемого феномена (защита человеческого достоинства как этическая проблема и защита неотъемлемых естественных прав человека как проблема правовая) предопределила комплексный подход, ставший основой методологии исследования.

В ходе работы использовались методы сравнительно-исторического и нормативно-этического анализа философского осмысления проблематики защиты человеческого достоинства, причем не только в рамках западной философской и правовой традиций, но также рассматривались практики в рамках иных культур (исламский мир, Китай, СССР)

Исходя из этого, в ходе исследования проводился исторический анализ различных концепций, касающихся проблемы защиты человеческого достоинства, а также анализировались современные работы, созданные уже после возникновения соответствующих правовых институтов и посвященные их рассмотрению. Также проводилось исследование нормативно-правовой базы с целью вычленения этических нормативов, лежащих в ее основе.

Научная новизна исследования

Научная новизна данной работы обусловлена тем неоднозначным статусом, который имеет комплекс проблем, связанных с охраной и защитой человеческого достоинства. С одной стороны, защита прав человека традиционно рассматривается, как отрасль правоохранительной деятельности. С другой стороны, сами материальные нормы права, определяющие круг прав индивида, подлежащих охране и защите, обладают определенными специфическими свойствами, которые отличают эти правовые нормы от норм прочих отраслей права. К таковым свойствам относится, во-первых, специфика их легитимации, источником которой выступает не воля законодателя, а природа человека как таковая, во-вторых, крайне размытое содержание самих норм (благодаря чему правоведы относят нормы конституционного и международного права, касающиеся охраны и защиты прав человека к особой области норм-деклараций), в-третьих, особый статус этих правовых норм, которые главенствуют над всей системой права, выступая источником норм прочих отраслей права.

Таким образом, права человека выступают в роли «первоначальных» правовых норм, не имеющих источника и являющихся источником всей правовой системы, притом что, фактически, именно данная группа правовых норм является исторически последним правовым институтом, не столько определяющим развитие той или иной правовой системы, сколько логично завершающим его на данном этапе развития правовых систем.

Однако ничто не возникает спонтанно, и при ближайшем рассмотрении оказывается, что, хотя мы и не можем найти источников прав человека в рамках какой-либо правовой системы, мы находим эти источники в рамках этических концепций, созданных человечеством за сотни и тысячи лет его существования.

Таким образом, проблема защиты прав человека оказывается соединительным звеном, связывающим этику, с одной стороны, и право, с другой. Исходя из этого, правовые институты, связанные с охраной и защитой человеческого достоинства также приобретают некий промежуточный статус, они не могут рассматриваться исключительно как феномен правовой реальности, поскольку содержат также и этическую составляющую, не менее важную, чем правовая. Новизна полученных результатов состоит:

1) в ракурсе исследования проблематики защиты и охраны прав человека - перевод данной проблематики из сферы сугубо правовой в сферу этическую;

2) в вычленении этических нормативов, присутствующих в рамках концепта прав человека;

3) в рассмотрении альтернативных подходов к защите человеческого достоинства;

4) в выявлении универсализма этической проблематики защиты человеческого достоинства для различных культур;

Практическая значимость работы

Практическая значимость данной работы определяется, прежде всего, возрастающим интересом к проблематике защиты прав человека. Причем интерес этот имеет как теоретический, так и прикладной характер.

С точки зрения теории, рассмотрение этической составляющей прав человека может быть полезно как исследователям теории государства и права, так и специалистам в области этики и социальной философии. В области практики правоприменения информация об этических предпосылках и этической составляющей прав человека позволит более широко взглянуть на правоприменение и на проблемы толкования правовых норм, содержащихся в соответствующих международных нормативно-правовых актах.

Наконец, в области юридического и философского образования изучение этики прав человека способно, во-первых, перевести философию из сферы сугубо теоретического знания в сферу знания практического и, таким образом, придать повседневной человеческой деятельности этическое измерение в тех областях, которые традиционно лежат за пределами этического осмысления.

Основные положения, выносимые на защиту

1)Концепт прав человека может рассматриваться в двух различных аспектах - более узко, как феномен позитивного права, и более широко - как определенная философская традиция, связанная с идеей естественных неотчуждаемых прав индивида, не обязательно связанных с нормами позитивного права.

2) Если включение прав человека в комплекс норм позитивного права является достижением относительно недавнего времени (в основном, XX века), то представление о естественных неотчуждаемых правах человека в рамках европейской философской традиции, фактически, прослеживается на протяжении всей истории западной этической мысли.

3) В основе концепта естественных неотчуждаемых прав человека лежит представление о человеке как о суверенной, самоценной, равной другим личности и об изначально присущем ему достоинстве, всякое посягательство на которое недопустимо. Понятия прав человека и человеческого достоинства взаимосвязаны, но не тождественны.

4)Концепция прав человека в том виде, в котором она нам известна, является в большей степени достижением западной правовой мысли, что связано с большей степенью индивидуализации, характерной для человека Запада.

5) В то же время, проблема защиты человеческого достоинства является универсальной этической проблемой для различных цивилизаций, что позволяет говорить о возможности универсализации прав человека как этической концепции.

6) Механизмы реализации человеческого достоинства могут сильно различаться в зависимости от социальных, культурных, политических и других условий, но сама проблема его реализации присутствует в рамках любого общества.

7) Моральная и правовая формы регуляции общественной жизни тесно связаны, они взаимообусловливают и поддерживают друг друга, и именно поэтому подмена одного другим невозможна.

8)Нормы международного права, известные как права человека, являются также отражением определенной системы моральных норм.

9) В основе этой системы лежат такие ценности, как жизнь и свобода.

10) Данные этические принципы, изначально сформулированные для защиты индивида от произвола со стороны государства, в дальнейшем были перенесены в сферу отношений между обществом и государством и в сферу международных отношений. •

11) Принципы этики прав человека, как и любые этические принципы, являются ориентиром для индивидуального и массового поведения, и далеко не всегда воплощаются в практических действиях государств, общества и индивидов, поскольку соответствующая форма морального сознания не до конца сформирована.

Апробация результатов исследования

Данные, полученные в ходе исследования, были использованы в процессе преподавания курсов "Эстетика и этика» на факультете безопасности жизнедеятельности РГПУ им. Герцена в 2003/2004 учебном году, «Международные организации в области защиты прав человека» в ИВЭСЭП в 2004/2005 учебном году. Часть данных была использована при подготовке статей:

1) Анискин А.А.Сравнительный анализ институтов российского гражданского права и международного частного права. Рабочие тетради по компаративистике. Вып. 4. Санкт-Петербург, 2002 год. С44-47

2) Анискин А.А в соавторстве с Келехсаевой Г.Б.Нормы и принципы международного права и их реализация в конституционном устройстве суверенного Российского государства. «Регион» №3, 1999 год.С.52-55

3) Анискин А.А Институт прав человека как механизм этического регулирования PR- деятельности. Материалы третьей межвузовской студенческой конференции. Санкт-Петербург, 2003 год. и

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Этика прав человека"

Выводы по главе 3:

1)Нормы международного права, известные как права человека, являются отражением определенной системы моральных норм.

2) В ее основе лежат такие ценности, как жизнь и свобода.

3) Признание этих ценностей связано с представлением о человеке, как о суверенной личности, чье достоинство неприкосновенно.

4) Данные этические принципы, изначально сформулированные для защиты индивида от произвола со стороны государства, в дальнейшем были перенесены в сферу отношений между обществом и государством и в сферу международных отношений.

5) Принципы этики прав человека, как и любые этические принципы, являются ориентиром для индивидуального и массового поведения, и далеко не всегда воплощаются в практических действиях государств, общества и индивидов, поскольку соответствующая форма морального сознания не до конца сформирована.

Заключение

Пристальное внимание, уделяемое в последние годы проблематике охраны и защиты прав человека требует рассмотрения данного феномена с различных, в том числе и достаточно неожиданных точек зрения. Одним из таких неожиданных ракурсов рассмотрения данной проблемы является включение ее в сферу этического.

Как уже раннее отмечалось, концепт прав человека может рассматриваться в двух различных аспектах - более узко, как феномен позитивного права, и более широко - как определенная философская традиция, связанная с идеей естественных неотчуждаемых прав индивида, не обязательно связанных с нормами позитивного права.

Если включение прав человека в комплекс норм позитивного права является достижением относительно недавнего времени (в основном, XX века), то представление о естественных неотчуждаемых правах человека в рамках европейской философской традиции, фактически, прослеживается на протяжении всей истории западной этической мысли.

В основе концепта естественных неотчуждаемых прав человека лежит представление о человеке как о суверенной, самоценной, равной другим личности и об изначально присущем ему достоинстве, всякое посягательство на которое недопустимо. Понятия прав человека и человеческого достоинства взаимосвязаны, но не тождественны, и если концепция прав человека в том виде, в котором она нам известна, является в большей степени достижением западной правовой мысли, что связано с большей степенью индивидуализации, характерной для человека Запада, то проблема защиты человеческого достоинства является универсальной этической проблемой для различных цивилизаций, что позволяет говорить о возможности универсализации прав человека как этической концепции.

Конечно, сами механизмы защиты и реализации человеческого достоинства существенно различаются в рамках различных культур и цивилизаций. Было бы ошибкой считать, что западные институты охраны и защиты прав человека могут быть перенесены в неизмененном виде или с минимальными изменениями в любой культурный контекст.

Еще большей ошибкой было бы насильственное навязывание западных достижений в данной области представителям незападных культур, осуществляемое под видом своего рода «просвещения». Попытки подобного рода «миссионерской деятельности» способны лишь усилить конфликтность взаимоотношений различных цивилизаций.

Не в коем не следует забывать о том, что представления о формах и методах реализации человеческого достоинства могут сильно различаться в зависимости от социальных, культурных, политических и других условий. Однако также не следует забывать и о том, что сама проблема его реализации присутствует в рамках любого общества.

Именно презумпция неприкосновенности человеческого достоинства является той основой, на которой выстраивается комплекс этических нормативов, который можно назвать «этикой прав человека». В основе этой системы лежат право на признание достоинства личности и обязанность признавать это право. Практическим следствием этого подхода является уважение таких ценностей, как жизнь и свобода личности.

Принципы этики прав человека, как и любые этические принципы, являются ориентиром для индивидуального и массового поведения, и далеко не всегда воплощаются в практических действиях государств, общества и индивидов, поскольку соответствующая форма морального сознания не до конца сформирована. Моральная и правовая формы регуляции общественной жизни тесно связаны, они взаимообусловливают и поддерживают друг друга, и именно поэтому так важно, чтобы соблюдение формально закрепленных юридических прав личности дополнялось уважением к личности как таковой. Если первого можно добиться путем тех или иных улучшений в области правоохранительной и судебной деятельности, то второе невозможно без соответствующего морального воспитания.

Не вызывает сомнения тот факт, что исследование проблематики, заявленной в теме работы, не исчерпывается проведенным анализом. Вышеупомянутые принципы заслуживают большей детализации. Отдельного рассмотрения требует вопрос о реализации этических принципов прав человека в рамках повседневной деятельности индивида, не связанной с правоприменением в строгом смысле этого слова.

Указанные перспективы изучения этики прав человека не исчерпывают круг научных проблем, связанных с данной тематикой. Предполагается дальнейшее исследования этой актуальной и представляющей не только научный, но и практический интерес темы.

 

Список научной литературыАнискин, Алексей Анатольевич, диссертация по теме "Этика"

1. Asante S. К. В. Nation Building and Human Rights in Emergent Africa // Cornell International Law Journal. 1969. 2 (Spring).

2. Burns H. Weston. Human Rights. Encyclopedia Britanica. // International Law Anthology/Ed. by A. D'Amato. Anderson Publishing Company. 1994.

3. Cassier E. Myth of the State. Yale University Press. 1974. P. 173-174,

4. Chkhidvadze V. Constitution of True Human Rights and Freedoms // International Affairs. 1980 (October).

5. Connelly J. How Are Rights and Duties Correlative? // Journal of Value Inquiry. 1982. 16 (N4).

6. Egorov A. G. Socialism and the Individual: Rights and Freedoms // Soviet Studies in Philosophy. 1979.18 (N 2).

7. Finnis, John. Natural Law and Natural Rights. Oxford. 1993.

8. Hakim K.A. Fundamental Human Rights. Lahore: Institute of Islamic Culture. 1955.

9. Hall D. Modern China and Postmodern West // From Modernism to Postmodernism: an Anthology/Ed. by L. Cahoone. Oxford. 1996. P. 698.

10. Harkim T. Human rights and Foreign Aid: Forging an Unbreakable Link. In Brown and McLean, 1979.

11. Howard Rh. Human Rights in Commonwealth Africa. Totowa, N.Y.: Rowman and Littlefield. 1986.

12. Ishaque К. M. Human Rights in Islamic Law // Review of the International Commission of Jurists. 1974. 12 (June).

13. Keenan G. F. Morality and Foreign Policy // Foreign Affairs. 1985—86. 64 (Winter).

14. Khadduri M. Human Rights in Islam // The Annals. 1946. 243 (January).

15. Khushalani Y. Human Rights in Asia and Africa // Human Rights Law Journal. 1983. 4.

16. Legesse A. Human Rights in African Political Culture. In Thompson, 1980.

17. Leng S.-c. Human Rights in Chinese Political Culture. In Thompson, 1980.

18. Lo C.-S. Human Rights in Chinese Tradition. In UNESCO, 1949.

19. Manglapus R. Human Rights Are Not a Western Discovery // World view, 1978.4 (October).

20. Mawdudi A. A 'la. Human Rights in Islam. Leicester: Islamic Foundation. 1976.

21. Nadvi S. M-u-D. Human Rights and Obligations (in the Light of the Qur 'an and Hadith). Dacca: S.M. Zahhirullan Nadvi. 1966.

22. Pollis A., Schwab. P. Human Rights: Cultural and Ideological Perspectives. N.Y.: Praeger Publishers, 1980.

23. Said A. A. Human Rights and World Order. N.Y.: Praeger Publishers, 1978.

24. Said A.A. Human Rights in Islamic Perspectives. In Pollis and Schwab, 1980.

25. Sawczuk K. Soviet Juridical Interpretation of International Documents on Human Rights. Survey // 1979. 24 (Spring).

26. Tabendeh S. A Muslim Commentary on the Universal Declaration of Human Rights. London: F.T. Goulding and Company, 1970.

27. Wai D.M. Human Rights in Sub-Saharan Africa. In Pollis and Schwab, 1980.

28. Wieruszewski R. The Evolution of the Socialist Concept of Human Rights. SIM Newsletter/Netherlands Quarterly of Human Rights 1988. 6 (N 1).

29. Zakaria F. Human Rights in the Arab World: The Islamic Context. In UNESCO, 1986.

30. Адорно T.B. Проблемы философии морали: Пер. с нем. М.: Республика, 2000. - 239 с. - (Б-ка этич. мысли). - Указ. имен.: с. 234-236.

31. Алексеев С.С. Самое святое, что есть у Бога на земле. Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху. М., 1998.

32. Алексеев С.С. Философия права. М.: Издательство НОРМА, 1998. 336 с.

33. Алексеева JI.M. История правозащитного движения. М.: Московская школа прав человека, 1996. 121 с

34. Анискин А.А в соавторстве с Келехсаевой Г.Б. Нормы и принципы международного права и их реализация в конституционном устройстве суверенного Российского государства. «Регион» №3, 1999 год.С.52-55

35. Анискин А.А Институт прав человека как механизм этического регулирования PR- деятельности. Материалы третьей межвузовской студенческой конференции. Санкт-Петербург, 2003 год

36. Анискин А.А К вопросу об универсальности концепции прав человека. Исследование международных отношений. Сборник статей СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2004. С 112-118

37. Анискин А.А, Бойцов Ю.И. Права человека: феномен права или этическая концепция? Философия человека в современном образовании. Сборник статей. СПб.: Изд-во РХГА, 2006

38. Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. -М., 1995.-353 е.

39. Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы / РАН. Ин-т философии. М., 1995. - 353

40. Аристотель.Никомахова этика.-М.:ACT,2002.496с.

41. Арон Р. Демократия и тоталитаризм: Пер. с фр. М., 1993. - 221 с.

42. Асмус В.Ф.Античная философия М.; Высшая школа 1976г 543

43. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. -М.: РОССПЭН, 1998. 415 с. - (История полит, мысли).

44. Бердяев Н.А. Философия свободы; Смысл творчества / Вступ. ст., сост., подгот. текста, примеч. JI.B. Полякова. М.: Правда, 1989. - 607 с.

45. Бетти Э. Риэрдон. Толерантность дорога к миру. М.: Изд-во «Бонфи», 2001.-304 с.

46. Бл. Августин О Граде Божием. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. - 1296 с.

47. Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт. М.: Издательство БЕК, 1996. 408 с.

48. Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии. М., 1997. 336 с.

49. Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. М.: "Мысль" (Философское наследие),. 1978.-575 с.

50. Васильев В.В. Подвалы кантовской метафизики: (Дедукция категорий). -М.: Наследие, 1998. 160 с.

51. Васильев JT.C. История Востока. В 2 т. М.: Высшая школа, 1998. Т. 1. -495 с. Т. 2.-495 с.

52. Великая хартия вольностей //Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М, 1999. - 784 с

53. Всемирная энциклопедия: Философия. Под ред. А. А. Грицанова. -М.: ACT,2001

54. Гарипова Г.Р. Роль нравственной и правовой культуры в противодействии идеологии насилия. Уфа, 2002. - 21 с.

55. Глотов С., Петренко Е. Права человека и из защита в Европейском Суде. Краснодар: Издательский дом «Юг», 2000. - 142 с

56. Глушкова С.И. Права человека: русские версии Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 2000. 235 с

57. Гоббс Т. Левиафан. Сочинения в 2 томах. М.: Мысль, 1991. 731с.

58. Гомперц Т. Греческие мыслители. Мн.: Харвест, 1999. -752с

59. Горшкова С.А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. Монография. М.: НИМП, 2001. - 352 с.

60. Гуревич П.С. Феномен человека: Антология М. ; Высшая школа 1993г 349

61. Гуревич П.С.Проблема человека в западной философии: Переводы М. ; Прогресс 1988г 552

62. Запад и Восток. Традиции и современность. М., 1993.

63. Защита прав человека в современном мире. М.: Институт государства и права РАН, 1993.- 145 с

64. Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991. - Т. 1, ч. 1. 222 е.; Т. 1, ч. 2. 280 е.; Т. 2: ч. 1. 256 е.; Т. 2, ч. 2. 272 е.

65. Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА ИНФРА-М), М.:2000. 328 с

66. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве. Собрание сочинений в 10-ти т. М., 1994

67. История политических и правовых учений/Под ред. О. Э. Лейста. М., 1997. 576 с.

68. Кант, Иммануил Сочинения в шести томах. М, "Мысль", 1965. (Философ, наследие). -544 с.

69. Ключевский В.О. О нравственности и русской культуре / РАН. Ин-т рос. истории. М., 1998. - 348 е.: портр

70. Ковлер А.И. Антропология права. Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2002 .- 677 с

71. Коновалова Л.В. Прикладная этика: (По материалам зап. лит.) / РАН. Ин-т философии. М., 1998. - Вып. 1: Биоэтика и экоэтика. - 216 е.: схем. - Библиогр. в примеч.

72. Кропоткин П.А. Этика. М., 1991. 496 с.

73. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок: Пер. с англ. / Общ. науч. ред. Н.М. Смирновой. 2-е изд., испр. - М.: Идея-Пресс,2001.-327

74. Личность и государство на рубеже Веков: Сборник научных статей/ Под ред. В. В. Невинского. Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2000. 277 с.

75. Локк Д. Два трактата о правлении Соч. в 3-х т. Т.З. М.: Мысль, 1988. -668 с

76. Лосев А.Ф.Платон. Аристотель. М.; Молодая гвардия 2000г 392

77. Лукашева Е.А Права человека. Учебник для вузов. М.:НОРМА -ИНФРАМ, 2002-573 с.

78. Маритен Ж. Человек и государство М.; Идея-Пресс 2000г 196

79. Международное гуманитарное право. Учебник для вузов / Тиунов О. И.

80. Международное право прав человека: Учеб. Пособие / Отв. Ред. Акад. Топорнин Б. Н. / Саидов А. X. Академический правовой университет, М.: 2002.-208 с.

81. Михайловский И.В. Очерки философии права. Томск, 1914.

82. Монтескье Ш.Л. О духе законов / Сост., пер. и коммент. А.В. Матешук. -М.: Мысль, 1999. 672 е.: портр. - (Из клас. наследия). - Указ. имен: с. 646-652.

83. Нарский И.С Джон Локк и его теоретическая система. Локк Дж. Сочинения в 3-х т. Т.1. Опыт о человеческом разумении.(Философское наследие. Т.93).-М.: Мысль, 1985.- 621с.-С.З-76.

84. Нахов И.М. Очерк истории кинической философии. 1984 Антология кинизма. Антисфен. Диоген. Кратет. Керкид. -М.: Наука, 1984. -398с

85. Немировская Л.З. Философия. Курс лекций. М., 1995. 212 с.

86. Нерсесянц B.C. Философия права. М., 1997. 652 с

87. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991. 638 с

88. Ойзерман Т. И. Проблема долженствования в философии Гегеля Вопросы философии. 1995. №5.— С. 98—107

89. Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: быт, нравы, идеалы. М., 1996. 575 с.

90. Основные международные документы по правам человека / Материалы и комментарии/ Алматы: 1998. - 148 с.

91. Парсонс Г Человек в современном мире М.; Прогресс 1985г 428

92. Платон. Государство. Законы. Политик / Предисл. Е. И. Темнова. М.: Мысль, 1998.-798 е.,

93. Платон.Диалоги.- М.: Мысль, 1986.-607с.

94. Права человека, демократия, культура мира: Документы международных организаций по воспитанию и обучению. М.: Московская школа прав человека, 1999. 195 с.

95. Права человека. История, теория и практика: Учебное пособие. / Отв. Ред. Л. Б. Назаров. М.: 1995. - 303 с.

96. Право: азбука теория - философия: Опыт комплексного исследования / Алексеев С. С. Статут, М.: 1999. - 712 с

97. Рагозин Н.П. Происхождение и развитие идеи прав человека. // Права человека в современном мире. Донецк.

98. Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Антология. М.: Терра, 1995. - 464 е. 71.

99. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1995. 511 с

100. Соколов В.В.Бытие, познание, человек и общество в философской доктрине Томаса Гоббса. 1989. Гоббс Т. Сочинения в 2 т. T.l. М. Мысль, 1989.- 622с.- (Филос.насл. Т. 107.)- С.3-65

101. Соколов В.В.Бытие, познание, человек и общество в философской доктрине Томаса Гоббса. 1989. Гоббс Т. Сочинения в 2 т. T.l. М. Мысль, 1989.- 622с.- (Филос.насл. Т. 107.)- С.3-65.

102. Соловьев B.C. Оправдание добра // Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 1

103. Соловьев Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. М., 1992.210 с.

104. Сорос Дж/ Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм: М. ; Некоммерческий фонд "Поддержки Культуры, Образования и Новых технологий" 2001г 458

105. Суини М. Лекции по средневековой философии. Вып. 1. Средневекавая христианская философия Запада М. ; Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина 2001 г 303

106. Тайна права. Его понимание, назначение, социальная ценность / Алексеев С. С., М.: Норма, 2001. 176 с.

107. Тиунов О.И. Международное гуманитарное право. М., 1999. 315 с.

108. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. М., 1997. 608 с.

109. Трошкин Ю. В. Права человека: Учебн. пособие. М., 1997. 245 с.

110. Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права СПб.: Лунь, 1998. - 224 с

111. Туманов В.А. Европейский Суд по правам человека. Очерк организации и деятельности. М.: Издательство НОРМА, 2001. - 304 с.

112. Фарман И.П. Социально-культурные проекты Юргена Хабермаса / РАН. Ин-т философии. М., 1999. - 244 с.

113. Философия права. (Краткие учебные курсы юридических наук) / Нерсесянц В. С. Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА -ИНФРА-М), М.: 2001. - 256 с.

114. Фома Аквинский. Дискуссионные вопросы о душе. Историко-философский ежегодник'98. М.: Наука, 2000. - 427 с.

115. Франк C.JI. Духовные основы общества. М., 1992. 511 с

116. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет М. ; Политиздат 1989г 559

117. Шеллер Э. Очерк истории греческой философии. М., 1996.

118. Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова / Гардарики, М.:, 2001. 671 с.