автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Этико-философский анализ наследия Иоанна Златоуста

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Грыжанкова, Марина Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Саранск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
Диссертация по философии на тему 'Этико-философский анализ наследия Иоанна Златоуста'

Текст диссертации на тему "Этико-философский анализ наследия Иоанна Златоуста"

МОРДОВСКИЙ ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.П.ОГАРЕВА

на правах рукописи УДК 130. 2: 17: 25

Грыжанкова Марина Юрьевна

ЭТИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ НАСЛЕДИЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА

специальность 09.00.05 - Этика

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель -профессор

доктор философских наук Александрова Р.И.

САРАНСК - 1999

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Социо-культурные и духовные основы

формирования мировоззрения Иоанна Златоуста 15

1.1. Истоки этико-философских взглядов мыслителя 15

1.2. Понятия достоинства и добродетели в системе ценностей Иоанна Златоуста 43

ГЛАВА 2. Философско-этические воззрения

Иоанна Златоуста 74

2.1. Система добродетелей 74

2.2. Понятие «греха» и «порока» в философии проповедника 104

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 136

БИБЛИОГРАФИЯ 139

ВВЕДЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ определяется:

во-первых, возрастанием потребности общества в решении целого ряда экономических, социальных, политических проблем, которые невозможно разрешить, рассматривая их в отрыве от духовно-нравственной основы;

во-вторых, в последние годы предприняты попытки осмысления особенностей духовных ценностей России, и с этой целью воссоздаются пробелы в наследии исторической памяти (педагогики, философии, этики и др.). Однако целый ряд выдающихся мыслителей, внесших свои вклад в духовное укрепление нашего Отечества, остается вне пристального изучения педагогов и философов.

В-третьих, необходимость этико-педагогических, этико-психологических разработок становится все более актуальной задачей, как в теоретическом так и в практическом отношении, ряд философов, психологов, педагогов заявляют о значимости единения этики, педагогики, психологии.

Диссертант разделяет мнение, что в основе кризиса гуманитарного знания лежит отрыв педагогических концепции от мировоззренческих установок, уход в безликую парадигму «естественно-научности». Не отсюда ли проистекает размывание предметов педагогики и психологии?

В-четвертых, становится все более очевидным, что существующее кризисное состояние современной педагогики, в какой-то мере обусловлено, ставшей в течение длительного времени традиционной, проблемой духовности в ее этико-философском аспекте. Развитие гуманитарного знания, включая педагогику, немыслимо без глубокого изучения природы

жизни, менталитета русского человека. Нужна концепция духовной системы образования и воспитания.

К сожалению, значительная часть философско-педагогических трудов и исследований безвозвратно потеряна. Однако и оставшаяся часть полностью не изучена, а многие концептуальные идеи и выводы искажены идеологическими установками. Более того, инерция заидеологи-зированного сознания мешает целостному исследованию. В то время как истинное возрождение России возможно лишь через познание, переосмысление и объективную оценку собственного опыта. Именно поэтому мы обращаемся к неистощимому кладезю святоотеческого наследия великого учителя Церкви, философа, педагога, проповедника - Иоанна Златоуста с целью выявления основополагающих философских этических и педагогических идей, специфических для той эпохи и универсальных тенденций развития концепции духовно-нравственного воспитания, которая обозначена в трудах великого мыслителя.

Во-первых, анализ богатейшего наследия Иоанна Златоуста с позиций современного философско-этического знания представляет новые возможности понимания и осмысления нравственной философии проповедника, которая представляет интерес своей практической направленностью и глубоким осмыслением проблем эпохи через призму своего видения.

Во-вторых, проповеди Златоуста представляют собой яркий пример активной «злободневной» публицистики, в основе которых глубочайшее внимание к общественно-политическим вопросам своего времени.

В-третьих, феноменальность его произведений в том, что они всегда имели в своей основе этическую направленность, нравственное переживание смысла бытия. Иоанн был сторонником евангельского идеала государственного устройства, в основу которого он закладывал «совершенствова-

ние внутреннего человека» . Этот идеал великого учителя нравственности нашел свое отражение в «теории добродетелей».

В-четвертых, мировоззрению Златоуста свойственна глубина исторического видения мира. В этой связи непреходящий интерес представляет факт причастности святителя к христианскому просветительству древней Руси, его миссионерская деятельность. В этом мы видим одно из свидетельств преемственности и взаимопроникновении культур, говоря о наследии Византии как об интернациональном. Ибо оно, взаимодействуя с культурами народов Древнего и Средневекового мира, принимало и сосредотачивало в себе их духовные богатства и одновременно обогащало эти народы, стимулировало формирование их собственных культур. Отсюда русская национальная культура, глубоко православная в своей основе и существе, прежде всего связана с фактом приобщения Руси к жизни мирового христианства.

В-пятых, представляется логически оправданным обращение к истокам становления Святой Руси, так как они явились фундаментально основой для последующего возникновения философской мысли. Учение Иоанна Златоуста имеет с своей сущности этико-философские концепции раскрывающие «целостное понимание истины». Этот яркий антропоцентризм, базирующийся на теме «судьбы человека» в смысле и целях истории, четко прослеживается и в воззрениях русских философов. Отсюда, на наш взгляд, безусловная близость учения Златоуста и основных направлении русской философии - антропоцентризма и сотериологии.

В-шестых, необходимость философско-этического исследования проблемы нравственного воспитания в России и изучения философско-этических концепции, оказавших влияние на становление отечественной философии образования заставила нас исследовать творения Иоанна Златоуста с точки зрения их педагогической направленности. Следует отме-

тить, что взгляды на воспитание в наследии святителя представлены в четкой систематичности и последовательности. Они представляют собой синтез древневосточной (библейской и античной традиций, базирующихся на евангельском мировидении, которое выражается в интенции на первичность религиозного (духовного) воспитания личности. Концептуальной направленностью педагогических воззрений Златоуста является интенция на воспитание «внутреннего человека», формирующая его нравственные убеждения.

Необходимо отметить, что в творениях Иоанна Златоуста представлено глубокое религиозное и философско-этическое осмысление таких понятий как «грех», «порок», «добродетель», «достоинство», «свобода самоопределения», «совесть» и др. Именно у него, по мнению многих исследователей, наиболее ярко во всей патристике дается раскрытие нравственной красоты, придающей творческий динамизм всему нравственному пути каждого человека.

СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ.

Тема ценностной ориентации человека в мире, философско-этического аспекта нравственного воспитания, проблема добра и зла в свете духовно-нравственного совершенствования личности крайне обширна: ей прямо или косвенно посвящено значительное количество научной, популярной, публицистической литературы. Надо сказать, что и наследие великого Златоуста не было обойдено вниманием исследователей , ведущих научные изыскания в этом направлении. К нему обращались богословы и философы, историки и словесники.

Автор работы опирался на идеи, содержащиеся в литературе и исторических источниках, которые послужили основанием исследования.

Первые источники, относящиеся к жизнеописанию Иоанна Златоуста относятся к концу IV началу V века. Фактографическое описание было сделано его другом Палладием, дальнейшие упоминания о святителе присутствуют в работах историков Созомена и Феодорита.

В Европе творения Златоуста были известны в многочисленных латинских переводах. В 1609-1633 г. были изданы в Париже Фронтоном, затем Савеллием в 8 томах в 1612 г., Монфоконом - в 13 томах - в 17181738, это издание немного дополненное, перешло в патрологи Миня, которую переиздавали в Париже, Афинах в 1878-1874 и сравнительно недавно - в 1976 г., в Фессалониках - в 1978 г. Русский перевод по частям начал появляться еще с 11 века, сначала на славянском наречии, а потом в русском тексте. С 1894 г. петербургская духовная академия выпустила полное издание творений Иоанна Златоуста, которое состоит из 12 томов.

В творениях святителя нашли отражение многие научные направления: философия, экзегетика, этика и др. Среди наиболее известных исследователей наследия следует выделить таких ученых как Ф.С.Владимирский, П.Белодед, В.И.Лебедев, И.В.Попов, Г.Прозоров, Э.Пюш, С.Никольский, Н.Кудрявцев, В.И.Экземплярский, М.Григоревский, Т.А.Миллер. Однако надо сказать, что несмотря на большую работу, проделанную исследователями, наследие великого мыслителя нельзя назвать широко известным в современной России. В ряде случаев творения Златоуста изучались довольно однобоко - интерпретировалась только их богословская значимость, и совершенно упускалась философская направленность большинства из его проповедей.

В годы «социалистического строительства» сокровищница свято отеческих творении была незаслуженно забыта, как бы потеряла свою актуальность. Обличающие идеи и мораль святоотеческой проповеди не вписывались в «восторженные речи» на пленумах и съездах, в эти годы

лишь немногие ученые продолжали исследования святоотеческого наследия. Среди них Г.Ибрагимов, С.С.Аверинцев, С.И.Радциг.

В 1993 году в Журнале «Вопросы экономики» было опубликовано несколько статей современных ученых экономистов, в которых вопрос традиционности христианских принципов в деле предпринимательства и хозяйственной деятельности. Речь шла о возрождении православных принципов в российской экономике. Доминантой выдвигаемых гипотез были концепции Филарета (Дроздова) и Иоанна Златоуста, утверждающие евангельский принцип социальных отношений. Названные вопросы освещались в статьях Э.Афанасьева, В.Симонова, Д.Нлатонова, А.Соболевской.

Если говорить о полном объеме изучения наследия Иоанна Златоуста, то пожалуй следует выделить ученых богословов, обращавщихся к его творчеству, среди них Г.Флоровский, прот.Иоанн Мейендорф, прот. Александр Мень, архим. Киприан (Керн).

Неоспоримую ценность представляют труды Златоуста с литературоведческой точки зрения. Отечественные литературоведы занимались исследованием богатейшего наследия проповедника, анализировали стиль, языковые особенности и обороты, выражения, заимствованные из школы риторов, последователем которой был св. Иоанн. Среди многих других ученых следует назвать имена Д.В.Рождественского, В.Горского, И.Благоразумова, С.И.Радцига, И.К.Белодеда, К.Е.Скурата.

По единодушному заключению языковедов, сила речи Златоуста проявлялась не только в содержании, но и в языке, который отличался необычайной оригинальностью, свойственной ему одному. Многие проповеди содержат такие филологические приемы, какие не применяли другие св. отцы и учители церкви. Гармоничный язык святителя и до настоящего времени считается образцом красноречия.Яо словам Д.В.Рождественского:

«Плавная и ясная выразительная речь Златоуста, больше всего похожа на язык Лукиана, который можно определить словами Гомера: «Речи из уст его вещих сладчайшие меда лились» [198, 683].

Основополагающие идеи, изложенные в трудах святителя, были исследованы как явление в общественной мысли. Представители такого подхода анализируют мировоззрение проповедника, его политические и философско-этические взгляды. Среди дореволюционных исследователей следует назвать П.Дударова, Д.Азаревич, И.Малыпевского, И.В.Попова, И.Николина, Э.Пюша, В.Д.Кудрявцева-Платонова.

Философско-этические, религиозные, и педагогические идеи, которыми так богаты произведения Златоуста, нашли свое отражение в практическую значимость в трудах русских ученых-богословов и подвижников: св. Дмитрия Ростовского, св. Кирилла Туровского, св. Феофана Затворника, св. Тихона Задонского, св. Иоанна Кронштадского, Игнатия Брянчанинова, Иоанна Санкт-Пвтербургского и Ладожского, Иоанна Кре-стьянкина, прот. Глеба Каледы, А.Шмемана и др.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Учитывая необходимость изучения духовного наследия России в контексте диалога культур, и делая акцент на современной духовно-нравственном кризисе общественных отношений, автор предполагал провести анализ философско-этических концепций Иоанна Златоуста. Следует обратить внимание на другую грань таланта проповедника - его педагогические взгляды, основания которых уходят своими корнями в традиции общественного образования. В связи с этим совершенно необходим, на наш взгляд, возврат к духовно-нравственным традициям образования, укладу жизни и формам национального опыта. Автор стремился уяснить ме-

сто и роль Иоанна Златоуста в культурно-историческом пространстве России, ее философской и педагогической мысли.

В связи с этим ставятся следующие задачи:

1. Выяснение места Иоанна Златоуста в истории русской религиозной философско-этической мысли и его влияние на формирование духовных, нравственных ценностей древней Руси, истоков ее миросозерцания.

2. Определение основных истоков мировидения Златоуста и этапы их формирования.

3. Раскрытие сущности понятий «добродетель», «порок», «грех» в системе ценностей Златоуста. Определение влияния нравственных категорий на нормирование чувства самоценности человека по учению мыслителя.

4. Выработка метода классификации добродетелей, представленных в наследии великого проповедника, на основании анализа существующих вариантов систем.

5. Выявление принципов духовно-нравственного становления личности как основы воспитания в рамках педагогических воззрений Иоанна Златоуста.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА

В качестве исходных теоретических предпосылок в диссертационном исследовании использованы работы Апресяна Р. Г., Балицкого В. П., Гусейнова A.A., Дробницкого О.Г., Коваля Т.Б., Мчедлова М.П., Никанд-рова Н.Д, Немировского А., Перевезенцева С., Степанянца М., Трофимчу-ка H.A., Титаренко А.И. В работах названных авторов отражены сущность и значимость нравственного идеала, исторически показана динамика развития морали, а также сделан акцент на понятийном аппарате некоторых

этических категорий, таких как совесть, долг, ответственность, честь, честность, благочестие, свобода.

В своей работе автор опирался на выводы и идеи С.С.Аверинцева, Р.И.Александровой, В.Н.Шердакова, Д.С.Лихачева, П.А.Гагаева, А.А.Гагаева.

Диссертант обращался к историко-философским трудам Н.А.Бердяева, В.В.Зеньковского, В.О.Ключевского, Н.О.Лосского, П.Н.Милюкова, С.Н.Булгакова, И.А.Ильина, А.Ф.Лосева, В.В.Розанова, Вл.Соловьева, П.А.Флоренского, Г.В.Флоровского, С.Л.Франка, С.И.Гессена, раскрывающие взаимозависимость религиозности и нравственности человека.

При анализе религиозно-философского аспекта мировоззрения Иоанна Златоуста автор обращался к трудам историков церкви А.К.Бороздина, Е.И.Смирнова, А.Н.Бахметевой, архиеп. Сергия Спасского, в которых отражен историко-культурный процесс, развивающийся в нескольких направлениях: философском, этическом, эстетическом, теологическом.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА.

Методологическую основу исследования составляет аксиологический подход, позволяющий вести исследование в рамках культурно-исторической парадигмы,способствующей выявлению смыслов и значимости наследия Иоанна Златоуста.

Метод исторической реконструкции, позволяющий проследить развитие этических проблем не в частичном, а в целостном ее рассмотрении с помощью научных теорий в онтологическом и конструктивном аспекте.

Метод сравнительного анализа философско-этических концепций направлен на выяснение сущностного содержания религиозно-

нравственных

воззрений Иоанна Златоуста и структурирования материала исследования.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ДИССЕРТАЦИИ.

Существенным элементом новизны работы является попытка систематизации и классификации добродетелей, в большом спектре представленных в наследии Иоанна Златоуста. Проводилось сопоставление таких этических категорий как «добродетель», «порок», «грех» в том соотношении как они даны в учении святителя.

Впервые рассматриваются в целостном восприятии религиозные, философские, этические воззрения мыслителя и проповедника. Акцентируется внимание на подвижническом образе жизни Иоанна Златоуста , его общественной и церковной деятельности, дается представление о его социальных идеалах, выявленных в процессе анализа творений и предпринимается попытка восстановления утерянных исторических и культур