автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Иоанн Златоуст в византийской агиографической традиции (V - X вв.)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Иоанн Златоуст в византийской агиографической традиции (V - X вв.)"
На правах рукописи
Балаховская Александра Сергеевна
Иоанн Златоуст в византийской
агиографической традиции (v—x вв.)
Специальность 10.01.03 - литература народов стран зарубежья (литература Европы)
Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора филологических наук
" 3 и:-эл 2014
Москва-2014
005550303
005550303
Работа выполнена в Отделе литератур стран Азии и Африки Федерального государственного бюджетного учреждении науки Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН
Официальные ГАНИНА Наталия Александровна, доктор филологических
ФГБОУ ВПО Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, профессор
ГВОЗДЕЦКАЯ Наталья Юрьевна, доктор филологических наук, доцент, кафедра английской филологии Института филологии и истории ФГБОУ ВПО Российский государственный гуманитарный университет, профессор ЧЕКАЛОВА Александра Алексеевна, доктор исторических наук, профессор, Центр истории Византии и восточно-христианской культуры ФГБУН Институт всеобщей истории РАН, ведущий научный сотрудник
организация:
Защита состоится «30» сентября 2014 г. в 15 часов на заседании Диссертационного совета Д 002.209.01 по филологическим наукам на базе Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН, по адресу: 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25а. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке и на сайте ФГБУН Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН: http://www.imli.ru/nauka/ds/002 209 ОЦгазЬсЫЫ.рИр Автореферат опубликован на сайге ВАК 10 июня 2014 г.: http://vak2.ed.gov.ru/catalogue/details/166181 Автореферат разослан « » /¿^¿г-^/гГ_ 2014 г.
оппоненты:
наук, доцент, кафедра германской и кельтской филологии
Ведущая
ФГБУН Институт лингвистических исследований РАН
Учёный секретарь диссертационного совета, к. ф. н.
Журбина Анна Викторовна
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Исследование истории формирования агиографической традиции византийского святого имеет большое значение для изучения византийской агиографии, поскольку оно демонстрирует, под влиянием каких факторов складывалась окончательная редакция жития, вошедшая в общеупотребительные менологии. Реферируемая диссертация посвящена византийской агиографической традиции епископа константинопольского Иоанна Златоуста (ок. 349-407).
Византийская агиографическая литература является важной составной частью византийского культурного наследия и неотъемлемой составляющей византийской литературы в целом1. В свою очередь агиографические памятники, посвященные Иоанну Златоусту, благодаря тому влиянию, которое эта фигура оказала на развитие византийской культуры и литературы, занимают важное место в византийской агиографии. На протяжении многих столетий не прекращался интерес к личности константинопольского епископа его агиографов, результатом чего было появление многочисленных агиографических произведений, созданных в честь Златоуста. Именно это обстоятельство дает основание при изучении формирования агиографической традиции византийского святого обратиться к анализу агиографических памятников, посвященных Иоанну Златоусту, поскольку они весьма полно представляют литературный процесс в его историческом развитии. В диссертации представлена целостная картина того, как складывалась византийская агиографическая традиция Иоанна Златоуста, выделены ее основные этапы, описаны историко-литературные факторы оказавшие влияние на ее развитие.
Предметом исследования является процесс формирования византийской агиографической традиции Иоанна Златоуста, объектом анализа выступают, посвященные Иоанну Златоусту агиографические тексты, различающиеся между собой временем своего возникновения, авторством, составом источников, жанровой формой.
1 The Ashgate Research Companion to Byzantine Hagiography. - V. 1. Periods and Places / Ed. by S. Ephthymiadis. -Famham: Ashgate Publishing Limited, 2011. - P. S.
Актуальность исследования определяется следующим:
1. Ни в отечественной, ни в зарубежной византинистике нет исследования, посвященного проблеме формирования агиографической традиции Иоанна Златоуста. Отечественных трудов на эту тему не существует, а работы западноевропейских ученых (Д. Блонделя, К. Баура, К. Батлера, Ф. ван Оммеслеге, П. Дэвоса, Ф. Алкэна, С. Пасхалидиса), носят отрывочный, разрозненный или обзорный характер. Таким образом, актуальность исследования обусловлена потребностью в обобщающей работе, посвященной формированию агиографической традиции Иоанна Златоуста.
2. В существующих работах, посвященных агиографии Иоанна Златоуста, не достаточно подробно рассмотрены такие тексты, как «Житие» Никиты Философа, «Житие» Анонима, «Житие» Симеона Метафраста. Не определены источники «Жития» Анонима и «Жития» Симеона Метафраста, в полной мере не установлены взаимосвязь этих памятников между собой и их место в агиографической традиции Иоанна Златоуста в целом. Актуальность исследования определяется необходимостью восполнения этих пробелов.
3. Исследования, посвященные агиографии Иоанна Златоуста, касаются, главным образом, проблем достоверности, авторства, состава источников. Актуальность настоящего исследования заключается в том, что наряду с источниковедческим и текстологическим анализом агиографических текстов, в нем большое внимание уделено их филологическому анализу.
Личный вклад автора в проведенное исследование заключается в следующем:
1. в формулировке целей, задач и гипотезы исследования;
2. в подборе и анализе малоизвестных в отечественной византинистике византийских агиографических источников, ранее не переводившихся на русский язык;
3. в формулировке теоретических положений и выводов, вытекающих из сравнительно-исторического и системного филологического анализа агиографических текстов.
Теоретической основой диссертации являются работы, посвященные теоретическим вопросам изучения агиографии: труды X. Лопарева, А. Рудакова, И. Делеэ, Л. Рюдена, Р. Эгрэна, П. Брауна, С. Эфтимиадиса, А. Каждана, Ф. Лифшица, Ж. Филиппара, сборник статей под редакцией К. Хёгеля, П. Одорико и П.А. Агапитоса, а также труды, в которых конкретно рассматриваются отдельные вопросы агиографической традиции Иоанна Златоуста: сочинения Д. Блонделя, К. Баура, П.Р. Нортона, Ф. ван Оммеслеге, Ф. Алкэна, П. Дэвоса, С. Пасхалидиса.
Гипотеза исследования заключается в том, что наряду с позднеантичной литературной традицией, существенную роль в формировании византийской агиографической традиции Иоанна Златоуста играли народные легендарные сказания об этом святом, которые определили вектор развития его агиографии.
Основная цель диссертационного исследования состоит в выстраивании единой перспективы эволюции агиографической традиции Иоанна Златоуста. В связи с этим на первый план выдвигаются следующие задачи:
1. на основании исследования текстов агиографических произведений, посвященных Иоанну Златоусту, уточнить состав источников для каждого памятника;
2. определить их взаимовлияние и взаимозависимость;
3. выделить этапы развития литературных памятников, относящихся к агиографической традиции святого;
4. выявить различия, существующие между разными этапами ее развития;
5. определить, какие историко-литературные факторы повлияли на возникновение этих различий;
6. определить литературно-художественные особенности, присущие каждому этапу развития агиографической традиции;
7. определить культурно-исторические и литературные факторы, оказавшие влияние на динамику агиографической традиции Иоанна Златоуста. Материалом исследования являются 27 произведений позднеантичной и
византийской агиографической и исторической литературы У-Х1 вв., 26 из
которых были опубликованы в различных западноевропейских изданиях, а одно содержится в рукописи.
Методологическая основа диссертации. При исследовании формирования византийской агиографической традиции Иоанна Златоуста были использованы сравнительно-исторический и сопоставительный методы, а также метод системного филологического анализа агиографических текстов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Начало агиографической традиции Иоанна Златоуста было положено сочинениями, относящимися к периоду поздней античности («Диалогом с Феодором, римским диаконом о житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского, Златоуста» Палладия Еленопольского и «Надгробным словом» Псевдо-Мартирия Антиохийского), являющимися как произведениями агиографии, так и сочинениями историческими, заключающими в себе исторический образ Иоанна Златоуста.
2. «Житие» Псевдо-Георгия Александрийского (вторая половина VII -начало VIII века) представляет собой следующую веху развития агиографии Иоанна Златоуста. Как литературное явление «Житие» Псевдо-Георгия представляет собой соединение двух традиций: позднеантичной литературной и народной легендарной. Позднеантичная литературная традиция представлена «Диалогом» Палладия, «Церковной историей» Сократа Схоластика и другими литературными произведениями, послужившими источниками «Жития». Низовая народная традиция выражена через легенды о святом.
3. «Житие» Псевдо-Георгия демонстрирует, как низовая народная традиция получает доминирующее значение в агиографическом повествовании: народные легенды об Иоанне Златоусте с их яркими образами, изобилием чудесного, дидактизмом и занимательностью затмевают собой повествования, содержащиеся в произведениях, принадлежащих позднеантичной литературной традиции.
4. Псевдо-Георгий стремился не к созданию достоверного повествования об Иоанне Златоусте, а ставил перед собой литературные задачи, которые решал через использование легендарных повествований. Иоанн Златоуст «Жития»
Псевдо-Георгия является литературным героем, который имеет мало сходства с историческим Златоустом ранней агиографии. Литературный образ Иоанна Златоуста сделался достоянием его последующей агиографической традиции.
5. Особое место в развитии агиографии Иоанна Златоуста занимает «Житие» Никиты Философа, основой которого послужило сочинение Псевдо-Георгия. Если «Житие» Псевдо-Георгия — это сочетание стилистически разрозненных фрагментов, то «Житие» Никиты Философа представляет собой риторическую переработку этого материала, приведение его к стилистическому единству.
7. Кульминацией развития агиографической традиции Иоанна Златоуста является «Житие» Анонима, в основу которого было положено «Житие» Никиты Философа. В произведении Анонима литературный образ Иоанна Златоуста, благодаря использованию дополнительных источников, доведен до крайней степени идеализации.
8. Итогом развития агиографической традиции является «Житие» в метафрастовой редакции. Его особенностью является его связь с «Житием» Анонима и косвенно с «Житием» Никиты Философа. Метафрастов редактор создал упрощенную версию «Жития» Анонима, отбросив все то, что, с его точки зрения, перегружало повествование.
Научная новизна исследования определяется следующим:
1. Приведены аргументы в пользу гипотезы о влиянии народной легендарной традиции на формирование агиографической традиции Иоанна Златоуста;
2. Уточнен состав источников житий Иоанна Златоуста, входящих в его агиографическую традицию;
3. Расширено представление о процессе формирования агиографической традиции Иоанна Златоуста;
4. Предложен филологический анализ агиографических памятников, принадлежащих агиографической традиции Иоанна Златоуста.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что предложенная модель изучения агиографической традиции Иоанна Златоуста может быть использована при изучении агиографических традиций других византийских святых.
Практическая значимость и рекомендации по использованию результатов исследования. Результаты исследования целесообразно учитывать при создании трудов по истории и теории византийской литературы, в общих и специальных лекционных курсах по истории византийской литературы в высших учебных заведениях.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации прошли апробацию на ряде научных конференций: Богословская конференция, посвященная 1600-летию со дня преставления свт. Иоанна Златоуста. Московская Духовная Академия, 2007; Международная конференция «Первые московские Анциферовские чтения». Москва, ИМЛИ РАН, 2012; «Вторые московские Анциферовские чтения». Москва, ИМЛИ РАН 2013. Они отражены также в публикациях по теме диссертации.
По результатам исследования опубликовано 27 печатных работ общим объемом более 65 п.л., включая 1 монографию (18,75 п.л.), и 15 работ общим объемом 7,2 п.л. в рецензируемых научных изданиях.
Объем и структура диссертации. Диссертация объемом 18 п.л. состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографии (314 наименований, из них 255 на иностранных языках).
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяются предмет и объект, цели и задачи исследования, его новизна, теоретическая и практическая значимость, охарактеризована ее методологическая основа.
Первая глава «Иоанн Златоуст. Церковное почитание. История изучения его агиографии» носит вводный характер. В ней рассматриваются
8
биографические сведения об Иоанне Златоусте, история его церковного почитания, а также характеризуются научные исследования, посвященные анализу написанных в его честь агиографических произведений.
Византийская агиографическая литература, посвященная Иоанну Златоусту, насчитывает не один десяток памятников. Проявление такого количества агиографических сочинений было обусловлено большим интересом к личности Иоанна Златоуста, блестящего проповедника и церковного реформатора, занимавшего константинопольский престол всего шесть лет, осужденного и кончившего свои годы в ссылке.
Первоначально Иоанн Златоуст почитался лишь в кругу своих сторонников, но постепенно положение стало меняться. Духовный авторитет епископа возрастал все более и более, и в конце X - начале XI вв. его значение как учителя Церкви было утверждено окончательно и установлен день памяти трех вселенских святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Постепенное изменение отношения к Иоанну Златоусту обусловило и эволюцию его агиографии. Агиографические произведения, созданные в то время, когда он был еще противоречивой фигурой, носят полемическую и апологетическую окраску, поскольку их целью было не только прославить, но и защитить Златоуста от несправедливых обвинений. Однако по мере возрастания его почитания характер его агиографии меняется. В народе о нем складываются легенды, ему составляются хвалебные жития. И чем больше проходило времени, тем более возвышенной и идеальной фигурой изображался в агиографических произведениях Иоанн Златоуст.
Начало изучения агиографии Иоанна Златоуста восходит к XVII веку, продолжается по сей день и ознаменовано такими именами, как Г. Сэвил, Д. Блондель, К. Баур, Ф. Аенгенвурт, П. Убальди, К. Батлер, П.Р. Нортон, Ф. Алкэн, П. Дэвос, Ф. ван Оммеслеге, С. Пасхалидис. Главное внимание исследователей сосредоточено на проблемах авторства, времени создания и исторического значения памятников, на выявлении круга их источников, установлении
взаимосвязей и взаимовлияния агиографических произведений. Однако труды этих ученых носят разрозненный характер, и целостная линия развития агиографической традиции Иоанна Златоуста, начиная от ранних памятников V века и кончая житиями, созданными в X веке, в них не выстроена, и преемственность традиции не определена.
Вторая глава «Начало агиографической традиции» имеет важное значение для всего исследования в целом, поскольку в ней анализируются произведения, которые послужили основой для дальнейшего развития агиографии Иоанна Златоуста; она состоит из трех параграфов.
В первом параграфе рассматривается произведение Палладия Еленопольского «Диалог с Феодором, римским диаконом, о житии блаженного Иоанна, епископа константинопольского, Златоуста», время его создания, авторство, место и обстоятельства создания, жанровые особенности и специфика как историко-литературного памятника.
«Диалог» был создан в конце 407 или в 408 г. Проблема авторства этого произведения неоднозначно трактовалась различными исследователями. Наиболее убедительные аргументы в пользу авторства Палладия Еленопольского содержатся в работах К. Батлера и П. Дэвоса. Поскольку относительно авторства другого сочинения Палладия Еленопольского, «Лавсаика», не существует разногласий, то оба ученых задаются двумя вопросами: написаны ли «Диалог» и «Лавсаик» одним лицом, и, если да, то был ли этим лицом Палладий Еленопольский.
К. Батлер подтверждает единое авторство двух произведений многочисленными текстуальными соответствиями между ними и считает, что автором «Диалога», без сомнения, является именно Палладий Еленопольский. Доказывая это, он опирается как на внутренние свидетельства, содержащиеся в самом памятнике, так и на внешние свидетельства других источников.
П. Дэвос, также как и К. Батлер, сравнивает между собой различные эпизоды из обоих произведений, что дает ему возможность увидеть те соответствия между «Диалогом» и «Лавсаиком», которые прошли мимо
внимания его предшественника и которые еще раз подтверждают, что оба произведения написаны епископом Палладием Еленопольским.
Местом создания «Диалога» была Сиена, где Палладий отбывал ссылку. Существует точка зрения, что сочинение является ответом на не сохранившийся памфлет Феофила Александрийского, направленный против Иоанна Златоуста. Единственным свидетельством существования этого памфлета является произведение Факунда Гермионского «В защиту трех глав», где рассказано о тех обвинениях Иоанна Златоуста, которые содержались в памфлете Феофила Александрийского. При чтении «Диалога» следы авторской полемики с Феофилом очевидны, поскольку Палладий неоднократно ссылается выдвигаемые Феофилом обвинения.
Произведению Палладия присуща сложная жанровая форма, включающая в себя элементы христианского энкомия, диалога, апологии и нравоучительного трактата. В «Диалоге» четко прослеживаются топосы, на основе которых создавались энкомии в античный период и которые были сохранены практически без изменений в энкомиях христианских. Традиционное для энкомия вступление, заменяет в этом произведении исторический экскурс в события, случившиеся после изгнания Иоанна Златоуста из Константинополя. Вслед за вступлением автор непосредственно переходит к теме жизненного пути святого, используя такие топосы, как страна, город, народ, из которых происходил герой (яатрц, яоХц, ебуод), происхождение героя (то устое;), обстоятельства рождение героя (та тер! т^д уеуёаесод), природные качества героя, его способности (та 7гер1 сриаЕох;), образование (ауатрофт)), образ жизни, нрав (¿липшей цата). Переходя к топосу деяний героя (яра^ец), включающего в себя описание его добродетелей, Палладий далеко уходит от того понимания добродетели, которое, сложившись в период античности, сводилось к рассказу о военных подвигах, о справедливом отношения победителя к побежденным, о справедливом управления страной, о благопристойной семейной жизни и др. Для него было важно восхвалить христианское устроение души, следствием которого были различные добродетели: воздержание, нестяжание, милосердие, самоотречение, стремление
привести людей к истине. Последняя глава «Диалога» подводит итог всему произведению и играет роль эпилога (о1 ¿711X0701). В ней рассказывается о судьбе сторонников Иоанна Златоуста, содержится рассуждение о страстях и противоположных им добродетелях, а также включен заключительный элемент энкомия, сгиукрютс.
Другим жанром, черты которого свойственны произведению Палладия, является диалог. В литературной традиции античности диалог был особой художественной формой, с помощью которой раскрывались философские истины. Как правило, философские диалоги строились в виде спора между мудрецом и его оппонентом или в виде беседы учителя с учениками. Как литературный жанр, диалог сформировался в IV - V вв. в школе Сократа, наиболее ярким представителем которой был Платон. Сократический диалог вошел в традицию христианской литературы задолго до Палладия, облекшего в диалогическую форму описание жизни Иоанна Златоуста. По мнению некоторых исследователей, непосредственной моделью для «Диалога» Палладия послужил диалог Платона «Федр», однако, в отличие от него, «Диалог» Палладия носит не философский, а, главным образом, исторический характер (об этом говорит и само его заглавие - биЗЛоуод (стхоргкод).
Диалогическая форма изложения материала такова, что одна и та же проблема или событие трактуются с разных точек зрения, и это создает стереоскопический взгляд на предмет, описываемый в сочинении, а также дает возможность подробно рассмотреть спорные вопросы, проблемы и сомнения. В произведении Палладия элементы диалогического жанра служат тому, чтобы, раскрывая противоречивую тему судьбы Иоанна Златоуста, всесторонне рассмотреть встающие попутно церковно-политические проблемы, разрешить спорные философские и богословские вопросы.
«Диалог» несет в себе и жанровые черты апологии. Здесь Палладию также предшествовала богатая литературная традиция апологетов - защитников христианского учения перед лицом языческого мира. Однако, в отличие от них, он защищает память Иоанна Златоуста от клеветы врагов. В качестве одного из
способов защиты Златоуста Палладий прибегает к опровержению обвинений, выдвинутых против его героя, другим способом является высмеивание врагов Златоуста, изображение их пороков и, одновременно, восхваление добродетелей самого святого, а также его друзей и сторонников.
Сочетая в себе жанровые черты энкомия, диалога и апологии, «Диалог» одновременно является образцом нравоучительной литературы. Назидательный тон произведения свидетельствует о том, что его автором был епископ, духовный наставник и проповедник.
Итак, элементы различных литературных жанров, использованные в «Диалоге», помогли Палладию создать произведение, в котором образ Иоанна Златоуста и его времени отражены под разными углами зрения. Использование элементов энкомия дает возможность восхвалить святого и, одновременно, сообщить о нем необходимые биографические сведения, элементы диалога позволяют подробно и рельефно рассмотреть как личность самого Иоанна, так и современную ему церковно-политическую ситуацию, черты апологетического жанра открывают автору путь к тому, чтобы защитить Иоанна Златоуста от клеветы, показать его врагов, а, обратившись к дидактике, автор преподносит своим современникам нравственный урок. Таким образом, у читателя этого сочинения возникает целостная и многогранная картина эпохи, в которую жил Иоанн Златоуст.
Жанровые особенности «Диалога» обусловили специфику этого произведения как историко-литературного памятника. Обладая чертами апологии и будучи написан как ответ на клеветнический трактат Феофила Александрийского, «Диалог» раскрывает, главным образом, те факты из жизни Иоанна Златоуста, которые непосредственно служили бы цели его защиты от обвинений. С другой стороны, тот факт, что многие события из жизни Иоанна Златоуста не упоминаются в «Диалоге», обусловлен еще и тем, что он носит черты энкомия, который, в отличие от биографии, не предполагает подробного и последовательного жизнеописания, а предлагает рассказ только о некоторых событиях и добродетелях героя повествования. Таким образом, о ряде важных
событий из жизни Златоуста, о которых упоминается в других источниках, не сообщается Палладием. Итак, тот факт, что не все события жизни Иоанна Златоуста нашли полноценное отражение в «Диалоге», был обусловлен жанровыми особенностями этого произведения, и в следующих главах мы увидим, каким образом в более поздних житиях святого будут восполнены эти пробелы.
Второй параграф посвящен «Надгробному слову» Псевдо-Мартирия Антиохийского, истории изучения этого произведения, его жанровой форме, обстоятельствам его создания, его особенностям как историко-литературного памятника.
История изучения «Надгробного слова», приписываемого Мартирию, епископу Антиохийскому, восходит к концу XVIII века, когда начало произведения было опубликовано Дж. Л. Мингарелли, а вслед за ним директор ватиканской библиотеки, кардинал А. Май, в середине XIX века опубликовал конец памятника, после чего этот же фрагмент был включен в 47 том греческой патрологии Миня. Таким образом, целиком произведение опубликовано не было, и о его содержании можно было судить только по рукописным текстам.
Известный исследователь жизни Иоанна Златоуста К. Баур в своем труде «Св. Иоанн Златоуст и его творения в истории литературы» писал о том, что это сочинение является ценным историческим сочинением и заслуживает самого пристального внимания. Однако спустя некоторое время К. Баур изменил свою точку зрения, говоря, что произведение было написано не раньше середины V в. и не представляет никакого исторического интереса, поскольку не содержит в новых фактов и подробностей, являясь компиляцией, составленной на основе «Диалога» Палладия и «Церковной истории» Созомена Саламинского. Эту же точку зрения разделял Г.-Х. Бек.
Тот факт, что в настоящее время этот интересный памятник занял достойное место среди первостепенных исторических источников об Иоанне Златоусте, является заслугой ученого-болландиста Ф. ван Оммеслеге, который впервые полностью опубликовал его текст и на основании тщательного его
14
исследования подтвердил первоначальную точку зрения К. Баура, придя к выводу, что произведение действительно является не поздней компиляцией, а интересным историко-литературным памятником. Эти выводы Ф. ван Оммеслеге сделал на основании анализа содержания произведения и его жанровых особенностей.
В жанровом отношении «Надгробное слово» представляет собой христианский энкомий, но, поскольку поводом для его составления была кончина Иоанна Златоуста, оно является не «чистым» энкомием, а надгробной речью, которая составлялась по тем же правилам, что и «чистый» энкомий. Являясь образцом христианского энкомия, «Надгробное слово» Псевдо-Мартирия Антиохийского относится к числу тех более поздних похвальных слов, которые были посвящены епископам, монахам и девственницам и, как об этом писал И. Делеэ2, демонстрировали эволюцию этой жанровой формы.
«Надгробное слово» возникло в среде сторонников Иоанна Златоуста, отказавшихся после его низложения и ссылки признать новую церковную власть, и свидетельствует о жизни, находившейся в расколе церковной общины. Особенностью и основным пафосом «Надгробного слова» является акцентирование внимания на противостоянии между императорским двором и официальными церковными властями и оппозиционно настроенными по отношению к ним сторонниками Иоанна Златоуста. Это обстоятельство и обусловило дальнейшую историко-литературную судьбу этого памятника и его роль в последующем развитии агиографической традиции.
В третьем параграфе проводится анализ того, как интерпретирован образ Иоанна Златоуста в исторических сочинениях Сократа Схоластика и Созомена Саламинского. Обращение к сочинениям исторического жанра в исследовании, посвященном проблемам агиографии, оправдано тем, что они, но, главным образом, «Церковная история» Сократа Схоластика, оказали существенное влияние на развитие агиографической традиции Иоанна Златоуста, и поэтому
2 Delehaye H. Les passions des martyrs et les genres littéraires / H. Delehaye. - Bruxelles: Bureaux de la Société des Bollandistes. — P. 188.
прояснение вопроса о том, как именно трактовался его образ в этих произведениях, представляется весьма важным.
«Церковная история» Сократа была завершена между 439 и 443 годами. Она содержит семь книг, отражающих события, начиная с восшествия на престол императора Константина и кончая 439 годом, приходившимся на период правления императора Феодосия II. Шестая книга этого произведения посвящена Иоанну Златоусту.
По наблюдениям различных исследователей, в сочинении Сократа содержится ряд фактических неточностей, и на содержащиеся в нем данные можно опираться лишь тогда, когда они подтверждаются другими источниками. «Церковная история» Созомена Саламинского в этом отношении выгодно отличается от произведения Сократа. Она была написана в интервале между 439440 и 450 годами и посвящена императору Феодосию II. Ее основным источником послужила «Церковная история» Сократа, но, помимо нее, Созомен опирался и на другие тексты и лучше, чем Сократ, ориентировался в историческом материале. Между сочинениями обоих историков много общего, но они, тем не менее, значительно отличаются друг от друга, в частности, в интерпретации образа Иоанна Златоуста.
Анализ произведения Сократа позволяет сделать вывод, что, описывая конфликт Иоанна Златоуста с клиром и двором, историк недвусмысленно соглашается с оппонентами епископа. Это обстоятельство не раз отмечалось исследователями, такими как А.П. Лебедев, М. Валлраф, Т. Урбаинчик, П. ван Нуффелен. Все они сходятся в том, что негативное отношение Сократа к Иоанну Златоусту объясняется новатианскими симпатиями историка. Сократ полагал, что веротерпимость является одной из добродетелей, которыми должен обладать епископ, и порицал Иоанна Златоуста за его негативное отношение к новатианам и к другим сектам. Таким образом, вопреки точке зрения некоторых ученых (В.В. Болотов, Дж. Келли), которые отмечали, что в оценке исторических событий Сократ стоял на позиции беспристрастности, следует констатировать, что по отношению к Иоанну Златоусту он не следовал этому принципу.
Пристрастное отношение Сократа к Иоанну Златоусту становится особенно очевидньм на фоне изображения последнего Созоменом Саламинским. Используя текст Сократа в качестве источника, Созомен в то же время избегал резких характеристик своего предшественника, наоборот, привлекая внимание к положительным качествам константинопольского епископа. В отличие от Сократа, который изобразил Иоанна Златоуста человеком жестким, нетерпимым, лишенньм сострадания, неуместно пользующимся дерзновенным словом, Созомен создал портрет епископа мудрого, справедливого, стремящегося исправить духовную жизнь вверенной ему паствы, стоящего на страже интересов Церкви. Казалось бы, именно этот образ должен был впоследствии быть востребованным более поздней агиографической традицией Иоанна Златоуста, однако парадоксальным образом все случилось наоборот: именно сочинение Сократа сделалось неотъемлемой частью его агиографии.
В третьей главе диссертации «Житие св. Иоанна Златоуста» Псевдо-Георгия Александрийского», состоящей из семи параграфов, уточняются время создания этого произведения, состав его источников, рассматривается использование в житии как историко-литературной традиции, основанной на памятниках, относящихся к позднеантичному периоду, так и традиции легендарной.
В первом параграфе дается общая характеристика произведения, анализируются проблемы авторства, времени и места его создания. «Житие св. Иоанна Златоуста», надписанное именем архиепископа Георгия Александрийского (620-630), в отличие от «Диалога» Палладия» и «Надгробного слова» Псевдо-Мартирия, не было создано непосредственным очевидцем жизни Иоанна Златоуста. Его появление было следствием и, одновременно, отражением существовавшего уже долгое время церковного почитания епископа. Автор жития видел свою задачу в том, чтобы объединить в связное и исторически последовательное повествование все доступные ему источники, рассказывавшие о его житии.
По предположению К. Баура, житие не было составлено Георгием, епископом александрийским, поскольку его автор занимал проримскую позицию, что вообще исключает факт его принадлежности кому-либо из епископов Александрии. Время создания памятника К. Баур соотносил с появлением другого жития Иоанна Златоуста, принадлежащего Феодору, епископу тримифунтскому (ок. 680 г.), которое, по мнению ученого, и послужило источником произведения, приписываемого Георгию Александрийскому3.
Однако, с нашей точки зрения, житие Феодора Тримифунтского не может рассматриваться как прямой источник жития, приписываемого Георгию Александрийскому, так как, несмотря на то, что оба памятника содержат большое количество параллельных мест, в житии Феодора Тримифунтского встречаются важные фрагменты, отсутствующие в житии, приписываемом Георгию Александрийскому, и встает вопрос, почему автор последнего, стремившийся к тому, чтобы включить в свое повествование максимальное количество сведений, прошел мимо них. Объяснить же наличие параллельных мест в обоих памятниках можно, выдвинув гипотезу о том, что оба агиографа пользовались каким-то общим, не дошедшим до нас или неизвестным источником, из которого и тот, и другой черпали свои сведения, но обрабатывали их каждый по-своему.
Итак, поскольку между двумя сочинениями не существует прямой взаимосвязи, время создания «Жития» Феодора Тримифунтского не может служить отправной точкой для определения нижнего временного предела создания «Жития» Георгия Александрийского.
С нашей точки зрения, таким, правда, весьма приблизительным указанием может послужить описание торжественного празднования Воздвижения Креста в Константинополе. Почитание Честного Древа Креста Господня особенно усилилось в Константинополе после возвращения его императором Ираклием из персидского плена в 631 г., после чего Воздвижение сделалось одним из самых почитаемых праздников литургического года.
3 Baur Ch. "Georgius Alexandrinus" / Chiysostomus Baur // Byzantinische Zeitschrift. - 1927. - Vol. 27. - S. 1-16.
lg
Эта торжественная богослужебная практика нашла отражение в «Житии». Подчеркивая особое значение праздника, агиограф повествует о том, что в храм собрался весь народ, как жители самого города, так и его окрестностей, присутствовал сам император и вместе с ним весь сенат. Таким образом, нижний временной предел создания «Жития» нельзя определить с точностью до года и даже до десятилетия, и правильнее было бы сказать, что им является середина VII века, поскольку именно в это время празднование Воздвижения Креста Господня приобрело особое значение в литургической жизни Церкви столицы; соответствует этому и описание торжественного празднования Воздвижения Креста Господня в «Житии» Георгия Александрийского. Что же касается верхнего временного предела, то им, без сомнения, является 726 г., которым приблизительно датируется сочинение Иоанна Дамаскина «Об образах», содержащее самое раннее в церковной письменности упоминание жития, приписываемого Георгию Александрийскому.
Остается добавить несколько слов о личности автора и месте создания «Жития». По мнению К. Баура, оно было создано неизвестным священником и монахом (в дальнейшем мы будем именовать его Псевдо-Георгием). Тот факт, что агиограф был облечен в священный сан, ученый аргументирует его прекрасной осведомленностью в церковно-исторических и богословских вопросах, а также ссылкой на некоторые изменения, которые он вносит в используемые им источники, с целью подчеркнуть особый авторитет духовной власти и почтение к ней. О принадлежности же агиографа к монашеству следует, по мнению К. Баура, судить по тому, что он уделяет особое внимание монашеской жизни, и часто в его рассказах о Златоусте-монахе сквозит личный опыт. Что касается места создания «Жития», то, по мнению К. Баура, им не могли быть ни Антиохия, ни Александрия, ни Константинополь, но произведение было создано либо в самом Риме, либо в одной из итальянских провинций, о чем свидетельствует проримская позиция агиографа.
Второй параграф посвящен описанию источников «Жития» Псевдо-Георгия. Поскольку этот вопрос подробно освещен в упомянутой выше статье К.
Баура, остается добавить к этому лишь некоторые замечания. К. Баур называет в качестве источников лишь известные историко-литературные памятники, такие, как «Диалог» Палладия, «Церковная история» Сократа, «Церковная история» Феодорита Кирского, творения самого Златоуста, в то время как сам Псевдо-Георгий в предисловии в «Житию» говорит, что, помимо этих произведений, он опирался как на устные повествования, так и на анонимные записи.
Устные повествования, с нашей точки зрения, легли в основу тех рассказов жития, которые носят легендарный характер, но отсутствуют в «Житии» Феодора Тримифунтского, а анонимные записи можно было бы идентифицировать с записанными устными сказаниями, которые содержались в предполагаемом тексте, лежащем в основе как «Жития» Феодора Трифимунтского, так и «Жития» Псевдо-Георгия.
Остается упомянуть еще об одном источнике, не указанном К. Бауром. По нашему предположению, им является так называемое письмо Иоанна Златоуста к Кириаку. Подробный анализ этого памятника содержится в статье П. Николопулоса4. В рукописной традиции письмо существует в нескольких вариантах, и детальное изучение манускриптов дает основание предположить, что имеется не одно, а два письма к Кириаку. Первое из них существует в трех формах (условно а', ß', у'). Форма а' является фрагментом первого письма Иоанна Златоуста к Олимпиаде, в форму ß' включены фрагменты из его первого и третьего писем к Олимпиаде, а также из некоторых других сочинений святого, форма у' соответствует форме ß', также восполненной пространным отрывком из первого письма к Олимпиаде. Второе же письмо к Кириаку представляет собой заимствования из третьего письма к Олимпиаде
Наибольший интерес представляет собой форма ß'. Этот вариант письма к Кириаку состоит из пяти частей. Первые три из них составлены, как уже было сказано, из различных произведений Златоуста, а содержание двух других его частей сводится к обвинению императрицы Евдоксии и епископа Арсакия,
' Nicolopoulos P.K Les letters inauthentiques de saint Jean Chrysostome / P.K. Nicolopoulos // Symposion. Studies on st. John Chrysostom (Analecta Blatadon 18).-Thessalonike, 1973.-P. 125.
20
рассказу об обвинениях, выдвинутых против епископа, и о тех наказаниях, которые понесут его враги. Высказывания Иоанна Златоуста, приведенные в двух последних частях варианта р', направлены на оскорбление оппонентов и не соответствуют его образу мыслей. Следовательно, по мнению П. Николопулоса, вариант Р' является сознательной фальсификацией и составлен врагами Златоуста, стремившимися скомпрометировать его и оправдать приговор, вынесенный ему на соборе «у Дуба».
Письмо к Кириаку упоминается Псевдо-Георгием в 67 главе «Жития», где агиограф перечисляет тех лиц, которым Златоуст писал из ссылки, а в 26 главе находятся слова, которые можно рассматривать как заимствование из письма к Кириаку.
В третьем параграфе рассматривается состав заимствований из историко-литературных источников, содержащихся в «Житии» Псевдо-Георгия Александрийского. Первое место по количеству заимствований занимает «Диалог» Палладия Еленопольского, вслед за ним идет «Церковная история» Сократа Схоластика и уже затем другие источники.
Проведенный анализ состава заимствований свидетельствует о том, что Псевдо-Георгий в своем повествовании широко использует историко-литературные источники. При этом заимствования из разных источников, включенные им в «Житие», он согласовывает друг с другом таким образом, что фрагменты из одного, используемого им сочинения, восполняют фрагменты другого. Сведения, отсутствующие в «Диалоге» Палладия, компенсируются сведениями из «Церковной истории» Сократа Схоластика, «Церковной истории» блж. Феодорита Кирского и творений самого святого.
Благодаря работе по подбору и согласованию источников об Иоанне Златоусте, совершенной Псевдо-Георгием, жизнь константинопольского епископа весьма полно представлена в произведении. По мнению К. Баура5, именно в этих заимствованиях из «Диалога» Палладия, «Церковной истории» Сократа, других источников заключается ценность «Жития» Псевдо-Георгия.
5 Baur Ch. S. Jean Chrysostome et ses oeuvres dans l'histoire littéraire [Recuiel de travaux publiés par les membres des conférences d'histoire et de philologie. 18 fascicule] / Chrysostomus Baur. - Louvain-Paris, 1907. - P. 46.
21
Четвертый параграф посвящен народной легендарной традиции, использованной в «Житии» Псевдо-Георгия. Термином «легенда» первоначально обозначалось всякое повествование о святом, которое читалось в Церкви в день его памяти, однако впоследствии его стали употреблять, прежде всего, применительно к повествованиям недостоверным. В этом значении этот термин употреблен в диссертации.
В «Житие» Псевдо-Георгия включено большое количество повествований, содержание которых выходит за рамки, того, что сообщают историко-литературные источники. Для того чтобы определить, являются ли они легендарными, или в них сохранена подлинная историческая традиция, необходимо дать им оценку, сопоставив с другими источниками и данными исторических исследований. Подобная оценка важна, в особенности, потому, что именно «Житие» Псевдо-Георгия послужило основой множества причудливых сказаний о святом, впоследствии подхваченных и растиражированных более поздними агиографами, и в Новое время некоторые из них породили кривотолки и споры относительно личности Иоанна Златоуста6.
При оценке содержания сказаний об Иоанне Златоусте, составивших существенную часть «Жития» Псевдо-Георгия, на первом месте по степени достоверности для нас должны стоять его собственные творения. Во многих из них можно встретить сведения автобиографического характера, некоторые могут пролить свет на его личность, воззрения и мотивировки его действий. Следующая категория - это свидетельства исторических источников: «Диалога» Палладия Еленопольского, «Надгробного слова» Псевдо-Мартирия Антиохийского, «Церковной истории» Сократа Схоластика, «Церковной истории» Созомена Саламинского и «Церковной истории» блж. Феодорита Кирского. Среди исторических сочинений следует также упомянуть «Новую историю» языческого историка Зосимы. Рассказ Зосимы о Златоусте освещает последний период его константинопольской жизни. Хотя степень исторической достоверности этого сочинения низка, тем не менее, привлечение сочинения Зосимы может быть
' Ommeslaeghe F., vail. Jean Chrysostome en conflit avec l'impératrice Eudoxie. Le dossier et origines d'une légende / F. van Ommeslaeghe // Analecta Bollandiana. -1979.- T. 97. - P. 139-148.
22
полезно при сравнительном анализе данных, содержащихся в различных произведениях.
В числе исторических источников следует упомянуть также «Житие Порфирия Газского» Марка Диакона, свидетельству которого многие исследователи придавали особое значение, полагая, что это произведение написано современником Иоанна Златоуста, и поэтому имеет большую историческую ценность. Однако исследования бельгийского византолога А. Грегуара7 доказывают, что этот памятник был создан не раньше середины V в., компилятивен по своему характеру и, следовательно, не может рассматриваться как авторитетное историческое свидетельство. Научное открытие А. Грегуара важно для адекватной оценки некоторых легенд об Иоанне Златоусте и общей концепции его образа, созданного «Житием» Псевдо-Георгия.
Подробный сопоставительный анализ сказаний об Иоанне Златоусте, содержащихся в «Житии» Псевдо-Георгия, с данными исторических источников и исторических исследований не подтверждает их достоверности и, таким образом, их нужно квалифицировать как агиографические легенды о святом.
Легендарные сказания об Иоанне Златоусте охватывают всю его жизнь. Из них становится известно о его детстве и отрочестве, о воспитании и образовании, об уходе в монастырь и жизни в монашестве, о подвигах и чудесах, о рукоположении во пресвитерский и в епископский сан, о его врагах и гонителях, о жизни в ссылке, кончине и посмертном прославлении.
В сказаниях об Иоанне Златоусте нашли отражение многие типологические черты легенд, такие, например, как абсорбция, игнорирование хронологии, упрощение в изображении исторических персонажей, наделение любимого героя самыми лучшими качествами: знатным происхождением, доблестью, отвагой и др.
Таковы, например, повествования об изгнании Иоанном Златоустом ариан из Константинополя, о видении придверника Прокла, об отлучении римским папой императора и императрицы от Церкви, о наказании императором виновных
7 Marc le Diacre. Vie de Porphire, evêque de Gaza/Ed. H. Grégoire &M.-A. Kugener.-Paris.: Les Belles Lettres, 1930.
23
в изгнании Златоуста, о назначении епископа Прокла управлять константинопольской Церковью, об обращении Феофила Александрийского к Исидору Странноприимцу и Длинным братьям после приказа императора Аркадия прибыть на собор в Фессалоники, о конфликте Иоанна Златоуста с императрицей и др.
В пятом параграфе рассмотрена жанровая форма «Жития» Псевдо-Георгия. По своей структуре это произведение очень близко к форме похвального слова. «Житие» начинается со вступления (та тсроо(цю), вслед за вступлением агиограф переходит к рассказу о месте рождения героя (что соответствует топосам татр!?, jr6A.it;) и далее обращается к следующему топосу - происхождение героя (то устое). Пропуская топос та лвр1 гг^ уеуёоесод, агиограф переходит к следующему, природным качествам героя (та лер1 фистесод), а вслед за этим раскрывает топосы воспитания и образования (ауатрофг)), образа жизни героя (£7птг| беи цата), деяний героя (яранги;), судьбы героя (та тп<; тйхп?)- В заключительной части жития находятся оба элемента финала энкомия - «лЗукркж; и о1 ¿лШэуоь
По сравнению с энкомиями, принадлежащими к ранней агиографической традиции, многие топосы «Жития» Псевдо-Георгия, подверглись изменению. Возьмем в качестве примера два топоса: то уеуод и та лер! (риасгас;. Если в «Надгробном слове» Псевдо-Мартирия Антиохийского вообще игнорируется знатность рода Иоанна Златоуста, а в «Диалоге» Палладия лишь сообщается о его происхождении от благородных родителей, то в «Житии» Псевдо-Георгия указывается, что Иоанн не просто родился в благородной семье, но что его родители были одними из самых высокопоставленных людей в городе. Тем самым агиограф подчеркивает особые достоинства своего героя, но, одновременно, удаляется от традиций христианского энкомия.
В «Житии» Псевдо-Георгия более подробно сообщается о нраве юного Иоанна, нежели в «Диалоге» и «Надгробном слове»: герой повествования избегал детских игр, любил учение, а также отказывался ездить в училище на богатой колеснице. Очевидно, что включение в «Житие» этих рассказов имеет своей целью прославить Иоанна Златоуста. С другой стороны, мотив отказа от детских
24
забав и чрезвычайного благочестия и смирения святого в детском возрасте, повторяясь в житиях других святых, является типологической чертой многих агиографических повествований.
Подобным же образом подверглись трансформации и другие топосы «Жития» Псевдо-Георгия. Такое изменение содержания топосов в «Житии» Псевдо-Георгия, по сравнению с произведениями предыдущей агиографической традиции, произошло в силу привлечения агиографом в свое сочинение обширного легендарного материала, при помощи которого он представляет образ святого, по сравнению с предыдущей традицией, более ярким, славным, запоминающимся и понятным для читателей.
Наряду с изменением содержания топосов, другим отличием «Жития» Псевдо-Георгия от энкомиев, принадлежащих к ранней агиографической традиции Иоанна Златоуста, является хронологический принцип изложения материала, и важную роль здесь также играли легендарные повествования, при помощи которых были восполнены пробелы в описании жизни святого, которые имели место в источниках исторических. Таким образом, «Житие» Псевдо-Георгия - это биография, имеющая целью восхвалить героя повествования. В этом заключается его жанровое отличие от энкомия, в котором изложение биографии героя отступает на второй план по сравнению с целью его похвалы.
Жанровые особенности «Жития» Псевдо-Георгия обусловили особенности изображения в этом произведении, по сравнению с ранними памятниками, фигуры Иоанна Златоуста. Поскольку Псевдо-Георгий стремился отвечать вкусам своей аудитории, он ставил перед собой чисто литературные задачи увлекательности и назидательности, что свидетельствовало о зарождении в «Житии» Псевдо-Георгия, по сравнению с памятниками ранней агиографии, нового типа литературности.
Если литературность «Надгробного слова» сводится к тому, что оно написано в согласии с жанровыми и стилистическими нормами, предписанными античной риторической традицией, то «Житие» Псевдо-Георгия характеризуется тем типом литературности, которому свойственно динамическое сюжетное
повествование, содержащее в себе некое зерно беллетристичности. Таким образом, если в памятниках начала V века Иоанн Златоуст представлен как исторический персонаж, то в «Житии» Псевдо-Георгия он является литературным героем, который имеет мало сходства с историческим Златоустом ранней агиографии.
В заключение, несколько забегая вперед, следует сказать, что, поскольку «Житие» Псевдо-Георгия послужило парадигмой для произведений, принадлежащих к последующей традиции, то все жанровые особенности, свойственные этому памятнику, присущи и памятникам более поздним, тем, о которых речь пойдет в последующих главах.
Шестой параграф посвящен «Житию» Псевдо-Георгия в контексте специфики работы средневековых агиографов. Легенды об Иоанне Златоусте, наряду с историко-литературными сочинениями, играют значительную роль в «Житии» Псевдо-Георгия. В разделе о жанровых особенностях «Жития» было отмечено, что при помощи легендарного материала агиограф заполнил лакуны в биографии святого и создал занимательный и назидательный рассказ. Однако этого объяснения не достаточно.
Чтобы лучше уяснить причину того, почему легендарные повествования сделались неотъемлемой частью произведения, нужно вспомнить о том, что средневековые агиографы не знали критического подхода к источникам. Подобно прочим создателям житий святых, Псевдо-Георгий не подвергал сомнению правдивости информации об Иоанне Златоусте, содержащейся в легендах, и использовал их наряду с историческими сочинениями, рассматривая их как равноценные и считая своим долгом объединить заимствованные из них данные в единое повествование, чтобы составить, как он полагал, полное жизнеописание святого.
С другой стороны, агиограф восполнял данные исторических сочинений легендарными повествованиями еще и потому, что следовал литературным вкусам средневековой массовой аудитории, ее любви к чудесам, страстности, к ярким, подчас, жестоким сценам и описаниям, которыми изобиловали легенды.
26
Таковым, например, является повествование о винограднике вдовы Феогноста, сделавшееся отныне кульминационным для всех без исключения агиографических произведений, посвященных Иоанну Златоусту. Подобные повествования производили большое впечатление на читателя, и сюжеты, заимствованные из историко-литературных источников, не могли конкурировать с ними.
В седьмом параграфе рассматриваются роль псевдоэпиграфических источников в «Житии» Псевдо-Георгия и историческое значение этого памятника. Наряду легендарными повествованиями, определенное влияние на формирование образа Иоанна Златоуста оказали псевдоэпиграфические сочинения, то есть, литературные фальшивки, якобы исходившие от самого Иоанна Златоуста, но, в действительности, созданные в оппозиционной епископу среде с целью его компрометации и бывшие результатом острой литературной полемики между приверженцами Иоанна Златоуста и его противниками, происходившей после низложения и изгнания епископа. Цель, которую ставили враги епископа при создании этих фальшивок, заключалась в том, чтобы, скомпрометировав его, оправдать свои незаконные действия по его низложению.
В период правления императора Феодосия II произошло окончательное церковно-политическое примирение между партиями сторонников и противников Иоанна Златоуста, прежняя литературная полемика перестала быть актуальной, и была дана установка сознательно избегать спорных моментов и не привлекать внимание к острой борьбе начала века.
«Житие» Псевдо-Георгия лежит в русле этой установки. В числе его источников нет «Надгробного слова» Псевдо-Мартирия Антиохийского, произведения, в котором содержалась резкая критика действий государственной и церковной власти по отношению к Иоанну Златоусту, но парадоксальным образом использованы источники или непосредственно исходившие из партии его оппонентов, как письмо к Кириаку, или близкие к их позиции, как «Церковная история» Сократа Схоластика, благодаря которой многие
тенденциозные описания Иоанна Златоуста сделались составной частью «Жития» Псевдо-Георгия.
Востребованность псевдоэпиграфов Иоанна Златоуста объясняется не только сложившейся политической конъюнктурой, но и их литературными особенностями, сходными с литературными особенностями легенд и поэтому близкими читательским предпочтениям, поскольку им также свойственны отвечающие средневековым народным вкусам страстность, грубость, прямолинейность, отсутствие тонких штрихов: в псевдоэпиграфах Иоанн Златоуст представлен страстным, прямолинейным и гневным обличителем.
Таким образом, «Житие» Псевдо-Георгия Александрийского, в отличие от памятников ранней агиографии: «Диалога» Палладия и «Надгробного слова» Псевдо-Мартирия, которые выражают взгляд на Иоанна Златоуста его безоговорочных сторонников, вбирает в себя негативное отношение к нему его недоброжелателей.
«Житие св. Иоанна Златоуста» Псевдо-Георгия Александрийского - это новый этап в развитии агиографии святого. В отличие от Палладия и Псевдо-Мартирия, Псевдо-Георгий составляет его жизнеописание на основании чужих свидетельств, создав его первое классическое житие, в котором, благодаря использованию легендарных источников, содержатся столь любимые средневековым народным читателем рассказы о монастырской жизни, чудесах, видениях, а также прямолинейные нравоучения, и, таким образом, фигура Иоанна Златоуста приобретает черты не известные ранним источникам, но зато столь близкие и любимые средневековой аудиторией.
В четвертой главе диссертации «Постгеоргиевская традиция (конец VIII — начало X вв.)» рассматриваются агиографические произведения, созданные на основе «Жития» Псевдо-Георгия, а также «Житие» Космы Веститора, произведение византийского агиографа и проповедника, который помимо биографии Иоанна Златоуста, составил ему несколько похвальных слов. Произведению Космы Веститора посвящен первый параграф. Этот агиографический памятник, созданный на рубеже У1П-1Х веков, хотя частично и
28
совпадает по содержанию с «Житием» Псевдо-Георгия, тем не менее, отличается от него повествованиями, которые свидетельствуют о том, что Косма Веститор пользовался иным кругом источников, нежели Псевдо-Георгий, и ему были знакомы такие легендарные рассказы, о которых не знал последний.
Скорее всего, Косма Веститор не использовал «Житие» Псевдо-Георгия в качестве источника, поскольку каких-либо текстуальных совпадения между двумя памятниками нам не встретилось. С другой стороны, в обоих памятниках присутствует повествование о винограднике вдовы Феогноста. Из этого можно заключить, что в период создания «Жития» Космы Веститора этот сюжет сделался обязательным элементом агиографической традиции Иоанна Златоуста.
«Житие» Космы Веститора свидетельствует о том, что его автор хорошо владел искусством риторики. Произведение написано периодами, в нем можно найти много фигур и тропов, таких как метафора, антитеза, сравнение, оксюморон, анафора, риторический вопрос и др.
Помимо «Жития» Космы Веститора существует несколько агиографических сочинений, которые представляют собой компиляции, составленные на основе «Жития» Псевдо-Георгия, о которых говорится во втором параграфе. В их числе следует, прежде всего, назвать так называемое «Сокращенное житие», созданное, по всей вероятности, в IX веке. «Житие» представляет собой механически урезанную версию «Жития» Псевдо-Георгия. Сократив это произведение, агиограф составил к нему собственные вступление и заключение, в чем и заключается, главным образом, его оригинальная авторская работа. В литературном отношении эти отрывки не представляют собой никакого интереса и являются обычными литературными штампами.
Другой памятник, относящийся к группе компилятивных житий - «Житие», приписываемое Исихию, пресвитеру Иерусалимскому, было создано, по всей видимости, в одно время с «Сокращенным житием». Его текст также представляет собой почти дословную компиляцию отрывков из «Жития» Псевдо-Георгия и содержит в сокращенном виде все его основные сюжетные мотивы. Однако, по сравнению с «Сокращенным житием», это произведение литературно
более самостоятельное. Если первое представляет собой механически урезанное «Житие» Псевдо-Георгия, то во втором видна творческая работа: отрывки «Жития» Псевдо-Георгия соединены друг с другом авторскими связками, в некоторых случаях агиограф не просто сокращает, но сам пересказывает содержание произведения. В «Житии» Псевдо-Исихия есть также несколько отрывков, которые отличаются по содержанию от «Жития» Псевдо-Георгия.
Три рассмотренные жития отражают основные тенденции развития агиографии Иоанна Златоуста в конце УШ-1Х веках. Произведение Космы Веститора демонстрирует агиографическую традицию, выходящую за рамки «Жития» Псевдо-Георгия, два других жития непосредственно основаны на его произведении. Одно из них является его механическим сокращением, другое же носит следы авторской переработки.
Третий параграф посвящен наиболее значительному памятнику постгеоргиевской традиции - «Житию» Никиты Философа (или Никиты Пафлагонского), произведению, содержание которого представляет немалый интерес для изучения агиографической традиции Иоанна Златоуста. Никита Философ был известным византийским церковным писателем и агиографом, жил и творил в середине IX - начале X вв. Из-под его пера вышло множество литературных произведений различного характера: агиографических, нравственно-богословских, сочинений по герменевтике, исторических и философских работ. По поручению императора Константина Порфирогенета в начале X века им было написано житие Иоанна Златоуста. Помимо жития Никита Философ посвятил Иоанну Златоусту энкомий и два слова на перенесение его мощей. Хотя «Житие» создано, главным образом, на основе произведения Псевдо-Георгия, между двумя этими памятниками, наряду со сходством существуют и существенные отличия.
В «Житии» Никиты Философа большое количество фрагментов, заимствованных из его основного источника, подверглось значительной литературной переработке. В некоторые из них агиограф добавляет различного рода уточняющие выражения, придающие большую выразительность
сказанному, а некоторые или сокращает, или, наоборот, распространяет, часто комментируя сказанное Псевдо-Георгием, размышляя над его текстом, стремясь дать ему интерпретацию и преподать на его основе нравственное наставление, а для большей выразительности повествования, для большей его торжественности и для расстановки смысловых акцентов употребляя различные фигуры речи, отсутствующие в произведении его предшественника.
Помимо «Жития» Псевдо-Георгия, Никита Философ опирается и на другие источники: на «Житие» Феодора Тримифунтского, а также на неизвестные произведения, об использовании которых свидетельствуют некоторые повествования и сообщения «Жития» Никиты Философа.
Итак, если «Житие» Псевдо-Георгия было первым опытом объединения многочисленных источников, как исторических, так и легендарных, в единое повествование об Иоанне Златоусте и представляло собой необработанный разностильный материал, соединенный в одно целое с помощью «ножниц и клея», то Никита Философ, опираясь на этот материал, создает новое произведение. Его «Житие» - это метафрасис, литературное переложение предоставленного ему Псевдо-Георгием материала - явление широко распространенное в византийской литературе еще до Симеона Метафраста.
Агиограф отшлифовывает материал стилистически, осмысляет, интерпретирует и использует в дидактических целях, восполняя при этом небольшим количеством дополнительных сведений. Хотя по своему содержанию «Житие» Никиты Философа мало отличается от «Жития» Псевдо-Георгия, по форме оно представляет самостоятельное литературное произведение, даже несмотря на то, что в нем содержится большое количество заимствований из произведения последнего. Подобно «Житию» Псевдо-Георгия, «Житие» Никиты Философа дало импульс для дальнейшего развитии агиографической традиции Иоанна Златоуста.
Пятая глава диссертации «Агиографическая традиция II половины X века» посвящена агиографическим произведениям, в основу которых было положено «Житие» Никиты Философа. В первом параграфе главы речь идет о так
31
называемом «Житии без начала». Текст жития был опубликован Ф. ван Оммеслеге, он же установил, что одним из его источников было «Надгробное слово» Псевдо-Мартирия Антоихийского, сочинения неизвестного для агиографов более раннего периода. Ученый составил также перечень заимствований из этого памятника, отметив, что по содержанию одни из них носят сугубо литературный, а другие - информативный характер, восполняя сведения, отсутствующие в других источниках.
В «Житии без начала» существуют заимствования не только из «Надгробного слова» Псевдо-Мартирия, но и из других памятников. Наибольшее число их принадлежит «Житию св. Иоанна Златоуста» Никиты Философа. Заимствования из этого произведения составляют костяк повествования «Жития без начала» (в тексте главы содержится перечень этих заимствований). Другой памятник, который послужил источником «Жития без начала» - это «Похвальное слово» императора Льва VI Мудрого (886-912), которое представляет собой, также как и «Житие» Никиты Философа, сокращенную и литературно обработанную версию «Жития» Псевдо-Георгия.
Подобно заимствованиям из «Надгробного слова», заимствования из перечисленных выше памятников можно разделить на две группы: одни из них носят исторический, а другие - литературный характер. Заимствования, носящие исторический характер, по содержанию не выходят за рамки «Жития» Псевдо-Георгия; в «Житии без начала» не нашли отражения те дополнительные сведения, которыми, как мы помним, Никита Философ в некоторых случаях восполняет повествование своего источника. Заимствований риторического характера в «Житии без начала» немного, и они, главным образом, представляют собой фрагменты текста, содержащие метафоры.
Помимо трех упомянутых источников в состав «Жития без начала» полностью включено так называемое «Неизданное приложение» к «Житию» Симеона Метафраста. Текст представляет собой рассказ о событиях, произошедших после кончины Иоанна Златоуста. Материалом для него послужило «Житие» Псевдо-Георгия Александрийского (главы 68-72) за
исключением рассказа о видении Кирилла Александрийского, который, в свою очередь, включен в такие произведения, как «Житие» Феодора Тримифунтского и второй энкомий Космы Веститора. И, наконец, в составе «Жития без начала» находятся отрывки из посланий Иоанна Златоуста к Феодоре и к Бриссону, в которых описываются его страдания на пути в ссылку в Кукуз.
Второй параграф посвящен еще одному произведению, относящемуся к агиографической традиции II половины X века, так называемому «Житию» Анонима. Нам удалось установить некоторые источники, положенные в основу этого сочинения. Его каркас составило «Житие» Никиты Философа (пространный перечень заимствований из этого произведения приводится в тексте главы). Из этого произведения Аноним заимствовал фрагменты, в которых проявилась творческая работа его автора над «Житием» Псевдо-Георгия. По содержанию все заимствования делятся на те, которые заключают в себе как новые сведения, введенные Никитой Философом в повествование, так и его мысли, наблюдения, умозаключения, а также риторические находки. Характер всех этих заимствований свидетельствует о том, что Аноним, по сравнению с автором «Жития без начала», более широко использовал в своем произведении этот источник, не только создав на его основе общую повествовательную канву, но выбирая из него яркие фрагменты, содержащие выразительный смысловой и художественный материал.
Кроме «Жития» Никиты Философа, в текст «Жития» Анонима включены фрагменты из «Надгробного слова» Псевдо-Мартирия. При сравнении заимствований из «Надгробного слова» у автора «Жития без начала» и у Анонима, становится очевидным, что самый их характер различный. Автор «Жития без начала» использует фрагменты, если не второстепенные, то не имеющие принципиального значения для истории Иоанна Златоуста, в то время как Аноним сумел увидеть самое существенное из того, что сообщил Псевдо-Мартирий: историю строительства Иоанном Златоустом больницы для прокаженных. К сожалению, этот важный эпизод теряется у Анонима в обилии другой информации и не получает должного развития.
Еще одним источником «Жития» Анонима были «Житие» и один из энкомиев, принадлежащие Косме Веститору. Заимствований из этих памятников немного, и они носят двоякий характер: одни переданы почти дословно, а другие подверглись переложению. В числе фрагментов «Жития» Анонима, написанных на основании произведений Космы Веститора, находится хорошо известный рассказ о том, как Иоанн Златоуст сделал свою проповедь более понятной для слушателей и получил прозвание «Златоуста».
Наряду с упомянутыми выше источниками, Аноним не обошел своим вниманием и «Похвальное слово» Льва Мудрого. Его привлек тот отрывок этого сочинения, в котором содержится реминисценция из Аристофана, в которой высмеиваются языческие обряды и ритуалы. В этом заимствовании анонимный автор, не следуя буквально за императором Львом, копирует его логику, противопоставляя языческие суеверия подлинным мистическим созерцаниям Иоанна Златоуста.
Говоря об источниках «Жития» Анонима, следует упомянуть также творения самого Иоанна Златоуста: некоторые письма, в которых он рассказывает о своих страданиях на пути в ссылку, а также отрывок из I слова «О священстве», в котором повествуется о мольбе матери Иоанна к своему сыну, чтобы он не покинул ее, удалившись в монастырь. В качестве источника Аноним использовал и «Житие» Псевдо-Георгия Александрийского, о чем свидетельствуют фрагменты «Жития» анонимного автора, содержащие упоминания, которые восходят лишь к произведению Псевдо-Георгия.
Мы не располагаем другими свидетельствами о прямых источниках «Жития» Анонима, отметим лишь, что, оно содержит многочисленные рассказы об Иоанне Златоусте, основанные, по всей видимости, на легендарных повествованиях, возникших после создания «Жития» Псевдо-Георгия.
«Житие» Анонима было использовано в последующей агиографической традиции Иоанна Златоуста. Например, в анонимный «Энкомий на перенесение мощей Иоанна Златоуста», опубликованный Ф. Алкэном, включено несколько отрывков из этого произведения. Также «Житие» Анонима послужило
34
источником для еще одного памятника - жития Иоанна Златоуста, относящегося к концу X — началу XI вв. и представляющего собой компиляцию произведений Симеона Метафраста и анонимного автора.
В третьем параграфе дается ответ на вопрос, чем объяснить очевидное сходство между двумя памятниками, «Житием» Анонима и «Житием без начала». Сходство, существующее между этими двумя произведениями, выражается в том, что в качестве источников в них использованы одни и те же тексты, причем каркасом обоих является «Житие» Никиты Философа. В связи с этим встает вопрос, было ли «Житие» Никиты Философа прямым источником для обоих произведений, или один из этих памятников оказал влияние на другой.
При сравнении друг с другом «Жития» Никиты Философа, «Жития без начала» и «Жития» Анонима в одних случаях мы наблюдаем разночтения между фрагментами «Жития без начала» и «Жития» Анонима, но при этом каждый из них по отдельности совпадает с «Житием» Никиты Философа, а в других -отрывки «Жития без начала» и «Жития» Анонима почти полностью совпадают между собой, но при этом расходятся с «Житием» Никиты. Это обстоятельство ставит под сомнение тезис о том, что последнее было их прямым и независимым источником.
Тезис о взаимном влиянии друг на друга «Жития» Анонима и «Жития без начала» также не может быть обоснован, поскольку, во-первых, трудно объяснить, по какой причине, согласуясь по-отдельности с «Житием» Никиты Философа, они разнятся друг с другом, а, во-вторых, те отрывки из «Надгробного слова» Псевдо-Мартирия и «Похвального слова» императора Льва, которые имеют место в «Житии без начала» отсутствуют в «Житии» Анонима и, наоборот, в то время как, если бы одно произведение послужило источником для другого, то заимствованные отрывки были бы общими.
Поэтому следует обратиться к версии, высказанной Ф. ван Оммеслеге, о существовании общего неизвестного или не сохранившегося источника. Однако с нашей точки зрения этот источник был шире, чем предполагал Ф. ван Оммеслеге. По всей видимости, он представлял собой компиляцию «Жития» Никиты
Философа, «Надгробного слова» Псевдо-Мартирия Антиохийского, «Похвального слова» императора Льва и писем Иоанна Златоуста, причем «Житие» Никиты вошло в его состав почти полностью с небольшими изменениями.
В четвертом параграфе рассматривается произведение, созданное в конце X века: «Житие» под редакцией Симеона Метафраста. При параллельном чтении «Жития» под редакцией Метафраста и «Жития» Анонима бросается в глаза большое сходство между этими памятниками. Это сходство выражается, прежде всего, в том, что в обоих сочинениях существует множество отрывков буквально или почти буквально совпадающих друг с другом, на основании чего можно сделать вывод, что «Житие» Анонима послужило источником «Жития» Симеона Метафраста. Однако, поскольку среди перечисленных отрывков можно встретить и много таких, которые соответствуют не только «Житию» Анонима, но и «Житию» Никиты Философа, некоторые исследователи считают, что именно оно является источником «Жития» Метафраста.
Тем не менее, источником «Жития» Метафраста, несомненно, является именно «Житие» Анонима, поскольку, наряду с очень близкими к «Житию» Никиты Философа фрагментами, в «Житии» Метафраста встречаются и такие, которые отсутствуют у Никиты Философа и находят соответствия только с «Житием» Анонима. Близость же метафрастова «Жития» и «Жития» Никиты Философа следует объяснить тем, что отрывки из последнего, соответствующие метафрастовой редакции, проникли в нее вместе с заимствованиями из «Жития» Анонима, содержащего, в свою очередь, многочисленные и пространные заимствования из «Жития» Никиты Философа.
Помимо буквальных совпадений с «Житием» Анонима в метафрастовом «Житии» вс тречаются такие фрагменты, между которыми, хотя и нет буквальных совпадений, но есть соответствия в содержании, в структуре повествования, а также следы полемики составителя метафрастова «Жития» с анонимным автором.
Сопоставление «Жития» под редакцией Симеона Метафраста с другими агиографическими памятниками свидетельствует, что его источниками послужили также «Житие без начала», «Житие Псевдо-Георгия Александрийского, «Диалог» Палладия Еленопольского, а также в отдельных случаях просматриваются и следы влияния «Жития» Никиты Философа.
Итак, исходя из сравнительного анализа метафрастовой редакции жития Иоанна Златоуста с его предыдущими версиями, следует сделать вывод о том, что в ее основе лежало как минимум три памятника, и, кроме того, использовались и другие тексты, как, например, «Диалог» Палладия, которые дополняли основные источники.
Пятый параграф посвящен литературно-художественным особенностям самых значительных агиографических памятников II половины X века -«Жития» Анонима и «Жития» Метафраста. Литературными особенностями «Жития» Анонима являются, с одной стороны, усложнение, по сравнению с памятниками предыдущей традиции, сюжетной линии путем включения в нее дополнительных повествований позднего происхождения, благодаря чему образ Иоанна Златоуста подвергся крайней идеализации, приобрел черты, выделяющие его из числа прочих святых и возвышающие его над ними, а с другой, дидактический стиль, подчас, подменяющий собой подлинное литературное совершенство.
Литературные особенности «Жития» Симеона Метафраста становятся очевидными при сравнении его с «Житием» Анонима. Хотя редактор метафрастова «Жития» использует некоторые характерные для «Жития» Анонима сюжеты, он, тем не менее, опускает ряд наиболее впечатляющих подробностей из жизни Иоанна Златоуста, описанных в «Житии» Анонима. То обстоятельство, что редактор метафрастова «Жития» опускает эти детали, говорит о его стремлении облегчить и упростить содержание своего произведения, благодаря чему в «Житии» Метафраста оказалась нивелированной та исключительная роль, которая отведена ему в «Житии» Анонима.
Тенденция к большей простоте и легкости просматривается в метафрастовом «Житии» не только на уровне содержания, но и на уровне стиля. Во-первых, по сравнению с «Житием» Анонима, оно стилистически более сухо и сдержано, а, во-вторых, метафрастово «Житие» отличает большая лаконичность. Но, с другой стороны, помимо стремления к сдержанности и лаконичности, «Житию» Метафраста, по сравнению с «Житием» Анонима, присуще стремлением к большей выразительности. Для этого редактор метафрастова «Жития» в ряде случаев, обогащает и усовершенствует свой источник путем использования различных риторических фигур и тропов.
Таким образом, «Житие» Метафраста, по сравнению с «Житием» Анонима представляет собой, с одной стороны, версию облегченную и упрощенную, а с другой - версию, в которой мысли оттеняются яркими стилистическими фигурами, благодаря чему они становятся более рельефными и доступными для восприятия.
В Заключении подводятся основные итоги исследования. Содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:
Монография:
1. Балаховская, A.C. Иоанн Златоуст в византийской агиографической традиции (V-X вв.) / A.C. Балаховская. - М.: «Тезаурус», 2013. - 300 с.
Научные статьи, опубликованные в ведущих российских периодических изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ
2. Балаховская, A.C. Псевдоэпиграфы Иоанна Златоуста как один из источников его агиографии / A.C. Балаховская // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. - 2009. - № 3. - С. 54-62.
3. Балаховская, A.C. Иоанн Златоуст в сочинениях церковных историков Сократа Схоластика и Созомена Саламинского / A.C. Балаховская // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. - 2010. - № 2. - С. 84-92.
4. Балаховская, A.C. Два византийских жития Иоанна Златоуста. Опыт сравнительного анализа / A.C. Балаховская // Индоевропейское языкознание и классическая филология — XV: Материалы чтений, посвященных памяти профессора Иосифа Моисеевича Тройского. 20-22 июня 2011 г. - СПб.: Наука, 2011. - С. 22-32.
5. Балаховская, A.C. «Житие св. Иоанна Златоуста» Псевдо-Георгия Александрийского / A.C. Балаховская // Вестник ПСТГУ, серия «Филология». - 2012. - Вып. 1 (27). - С. 7-21.
6. Балаховская, A.C. Два византийских жития свт. Иоанна Златоуста X в. и их источники / A.C. Балаховская // Вестник ПСТГУ, серия «Филология». -2012. - Вып. 2 (28). - С. 26-44.
7. Балаховская, A.C. Христианский энкомий в агиографических произведениях, написанных в честь Иоанна Златоуста / A.C. Балаховская // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2012. - № 6. - С. 2731.
8. Балаховская A.C. «Житие св. Иоанна Златоуста» Симеона Метафраста. Источники, стилистические особенности / A.C. Балаховская // Индоевропейское языкознание и классическая филология - XVI: Материалы чтений, посвященных памяти профессора Иосифа Моисеевича Тройского. 18-20 июня 2012 г. - СПб.: Наука, 2012. - С. 42-52.
9. Балаховская, A.C. Иоанн Златоуст: друзья и враги. Топография противостояния [Электронный ресурс] / A.C. Балаховская // Новые российские гуманитарные исследования: материалы международной научной конференции «Первые московские Анциферовские чтения: Н.П. Анциферов. Филология прошлого и будущего». ИМЛИ РАН, 25-27 сентября 2012 г. Тезисы докладов..- 2012. - №7. - Режим доступа: http://www.nrgumis.ru/articles/article full.php?aid=457&binn rubrik pi articles =376.
10. Балаховская, A.C. Легенда о винограднике вдовы Феогноста в агиографической традиции Иоанна Златоуста. Pro et contra /
A.C. Балаховская // Вестник ПСТГУ, серия «Филология». — 2013. — Вып. 2 (32).-С. 7-20.
11. Балаховская, A.C. Город и ойкумена в ранней агиографии Иоанна Златоуста / A.C. Балаховская // Вопросы культурологии. - 2013. - № 12 — С. 28-33.
12. Балаховская, A.C. Легенды о святых и формирование жанра биографии (по материалам агиографии Иоанна Златоуста) [Электронный ресурс] / A.C. Балаховская // Вестник Московского государственного областного университета. - 2014. - № 1. — Режим доступа: http://evestnik-mgou.ru/Articles/View/510.
13. Балаховская, A.C. Хронотоп в «Диалоге о житии блаженного Иоанна, епископа константинопольского, Златоуста» Палладия Еленопольского / A.C. Балаховская // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2014. - № 2 (32), ч. 2. - С. 25-28.
14. Балаховская, A.C. Иоанн Златоуст как литературный герой / A.C. Балаховская // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -2014. - №3 (33), ч.2. - С. 28-33.
15. Балаховская, A.C. Легенды о святых и житие как литературное произведение (по материалам агиографии Иоанна Златоуста) / A.C. Балаховская // Известия волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Филологические науки». — 2014. — №2 (87).-С. 141-144.
16. Балаховская, A.C. Малоизвестное житие Иоанна Златоуста X века / A.C. Балаховская // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2014. -№ 4 (34), ч.2. - С. 35-38.
Комментированные переводы текстов
17. Палладий Еленопольский. Диалог с Феодором, римским диаконом, повествующий о житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского, Златоуста; [вступительная статья, перевод с древнегреческого, комментарии A.C. Балаховской]. - М.: ИМЛИ РАН, 2002. - 248 с.
18. Древние жития святителя Иоанна Златоуста: Тексты и комментарии; [перевод, вступительная статья, комментарии A.C. Балаховской]. - М.: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007. - 527 с.
Статьи, опубликованные в сборниках научных трудов и периодических изданиях:
19. Иоанн Златоуст в византийской агиографии // Жанры и формы в письменной культуре Средневековья. - М.: ИМЛИ РАН, 2005. - С. 142-158.
20. Иоанн Златоуст: история и легенда. (По памятникам агиографии) // Слово и мудрость Востока. Литература, фольклор, культура. К 60-летию академика А.Б. Куделина. - М.: Наука, 2006. - С. 162-169.
21. Горчичное зерно христианской литературы. (совместно с М.Р. Ненароковой) // Флорилегий. Чтения по истории христианской позднеантичной и средневековой литературы. - М.: Звезда и Крест, 2011. -С. 4-11.
22. Как работали византийские агиографы. Псевдо-Георгий Александрийский и его эпигоны // Флорилегий. Чтения по истории христианской позднеантичной и средневековой литературы. Вып. I. - М.: Звезда и Крест,
2011.-С. 83-102.
23. Иоанн Златоуст: друзья и враги. Топография противостояния // Н.П. Анциферов. Филология прошлого и будущего. По материалам международной научной конференции «Первые московские Анциферовские чтения» (25-27 сентября 2012 г.). - ИМЛИ РАН, Москва,
2012.-С. 183-189.
24. Основные черты антиохийской экзегезы // Раннехристианская и византийская экзегетика. - М.: ИМЛИ РАН, 2008. - С. 119-133.
25. Общая характеристика литературной деятельности Иоанна Златоуста и его экзегетические сочинения // Раннехристианская и византийская экзегетика. -М.: ИМЛИ РАН, 2008.-С. 134-150.
26. Иоанн Златоуст о библейском тексте и библейском языке // Раннехристианская и византийская экзегетика. - М.: ИМЛИ РАН, 2008 - С. 151-188.
27. Духовная экзегеза в творениях Иоанна Златоуста // Раннехристианская и византийская экзегетика». - М.: ИМЛИ РАН, 2008. - С. 189-211.
Заказ № 261. Объем 2 пл. Тираж 100 экз.
Отпечатано в ООО «Петроруш». г.Москва, ул.Палиха 2а.тел.(499)250-92-06 www.postator.ru