автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Хозяйственная этика Иоанна Златоуста

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Сороцкий, Михаил Самуилович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Тула
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Хозяйственная этика Иоанна Златоуста'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Хозяйственная этика Иоанна Златоуста"

На правахрукописи

СОРОЦКИЙ Михаил Самуилович

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЭТИКА ИОАННА ЗЛАТОУСТА

Специальность 09.00.05 - Этика Специальность 09.00.13 - Религиоведение, философская антропология, философия культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Тула 2004

Работа выполнена на кафедре философии и культурологии Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого.

Научный руководитель -

Официальные оппоненты -

доктор философских наук, профессор В. Н. Назаров

доктор философских наук, профессор В. П. Римский кандидат философский наук, М.К. Константинова

Ведущая организация - Орловский государственный

университет

Защита состоится 24 декабря 2004 г. в_часов на заседани

Диссертационного Совета КМ 212.270.01. по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук в Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого по адресу: г. Тула, просп. Ленина, 125.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета.

Автореферат разослан «_»_

2004 г.

Ученый секретарь Диссертационного Совета, кандидат философских наук

доцент

А. В. Прокофьев

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования.

Решение комплекса сложных задач социального развития, вставших перед современной Россией, несовершенство социального и экономического устройства заставляют искать способы преобразования социальных реалий. Противоречивость социальных изменений в России начала нового века обусловливают потребность в четких этических ориентирах, и в том числе этизации сферы хозяйствования и экономики. Сложившаяся ныне неблагоприятная ситуация в российской экономике оправдывает необходимость формирования у российских деятелей бизнеса и предпринимателей представлений о хозяйственной этике. В соответствии с нынешней системой ценностей неадекватно распределяются приоритеты в культурной жизни и общественном сознании, переориентируя человека на поиск выгоды, бесконечного материального обогащения, следствием чего оказывается признание духовного совершенства в качестве почти пустой метафоры. Обогащение, на что в свое время указывал Иоанн Златоуст и другие отцы церкви, становится «соблазном», порождающим жестокость и взаимную вражду (то, что в современной ситуации - конкуренция, то есть по сути, отношение к «ближнему своему» как к непременному сопернику возведено в культ.

Церковь напоминает людям, что экономическая деятельность является нравственно и религиозно оправданной только в том случае, если результаты человеческого труда предназначены не только себе и своим близким, но и для обеспечения всеобщего блага. Православная этика постулирует важный принцип: хозяйственная жизнь должна основываться на нравственных критериях. Реализация данного принципа предполагает получение ответов на следующие вопросы: может ли быть жизнеспособной экономика, построенная на этических принципах? Возможно ли применение этических категорий к экономическим отношениям?

Россия дореволюционная была богата традициями купеческой и деловой этики, порушенными и утерянными в годы безвременья. Обращение к традиционным ценностям православия, в том числе представленным и идеями Иоанна Златоуста способствует возрождению как духовных ценностей православия, так и, как следствие, гуманизации материально-экономической сферы новой России.

Степень разработанности проблемы

Проблема интенсификации действия этических регулятивов в хозяйственно-экономической жизни в современной культуре выражена достаточно широко прежде всего в связи с необходимостью применения гуманистического критерия в сфере бизнеса и предпринимательства. Этика бизнеса активно разрабатывается в трудах отечественных и зарубежных ученых (Ю. Ю. Петрунин, В. К. Борисов «Этика бизнеса» 2000 г., А. Рих «Хозяйственная этика» 1996 г., А. Сен «Об этике в экономике» 1996 г., К. Хоман, Ф. Бломе-Дрез «Экономическая и предпринимательская этика» 2001 г. и др.).

Однако современная традиция, исследующая вопросы этизации экономики мало принимает во внимание религиозный компонент. В числе наиболее известных мыслителей XX века, в трудах которых указанный компонент присутствует, следует указать М. Вебера, Ж. Маритена, представителей философии русского космизма (в его религиозной версии), П. Рикёра, религиозных экзистенциалистов (Г. Марсель), А. Швейцера. В работах данных философов рассматривается как аспект влияния христианской этики на формирование современной системы хозяйствования (М. Вебер «Протестантская этика и дух капитализма», «История христианства»), так и обратное воздействие -изменение - религиозно-этических структур общественного сознания, самого религиозного субъекта, под влиянием социально-экономических процессов (Ж. Маритен «Интегральный гуманизм», «Крестьянин с Гаронны» и др.).

С религиозной точки зрения, экономический феномен собственности рассматривается в ракурсе глобальной человеческой деятельности по «освоению» и «присвоению» предметного мира, т.е. как его субъек-тивизация (Г. Марсель, космисты) в противовес научному объективизирующему рационализму.

Проблема синтеза этического и экономического начал, христианского обоснования хозяйственной жизни и правового обоснования факта хозяйственной жизни имеет глубокие исторические корни в русской религиозной философии и культуре (например, полемика «иосифлян» и нестяжателей, восходящая к XV веку).

В XVIII столетии к проблеме собственности и владения в связи с потребностью разработки «естественного» (юридического) права - обращаются С. Е. Десницкий, Я. П. Козельский, просветители Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин.

Право собственности в социально-политическом аспекте становится предметом анализа у П. П. Лаврова, И. А. Ильина, С. Л. Франка, Б. Н. Чичерина и др. (в европейской мысли данная проблематика рассматривается в концепции «экономического» человека, теории политической экономии Д. Рикардо, А. Смита, представителей марксистской философии неомарксистской социологии).

Христианская позиция осмысления экономической деятельности получила отражение в трудах С. Н. Булгакова («Философия хозяйства»), П. И. Новгородцева («Право на достойное человеческое существование»), В. С. Соловьёва («Оправдание добра»), В. Ф. Эрна («Христианское отношение к собственности») и др.

Хозяйственная жизнь, согласно воззрениям перечисленных философов, является атрибутом глобального творческого процесса обустройства материального мира и духовного совершенствования самого человека. В этой связи особо подчеркивается духовный аспект хозяйствования, раскрывающийся через свободное отношение к имуществу и владению, т.е. свободу от «любостяжания» и собственности, что делает интерес к экономическим занятиям религиозно оправданным.

Констатация несовместимости жажды материальных благ и желания благодати характерна для абсолютного большинства отечественных религиозных философов, в равной степени как и аскетическая идея нестяжания и признания необходимости сверхэкономического (духовного) регулирования хозяйственной жизни. Православная философская мысль в данном случае является продолжением традиций, сформированных учениями Иоанна Златоуста и других отцов церкви. Несмотря на потребности социокультурной ситуации, пока еще остается серьезный пробел в области исследования хозяйственной этики отцов церкви вообще, и этики Иоанна Златоуста в частности. Время написания трудов, посвященных этико-религиозному анализу хозяйственной этики Иоанна Златоуста приходится на 1906 -1911 гг.

В некоторых аспектах хозяйственная этика Иоанна Златоуста фрагментарно представлена В. И. Экземплярским в труде «Учение древней Церкви о собственности и милостыне», изданном в 1910 г.

В исследовании И. Зейпеля «Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви» проведено сопоставление хозяйственной этики Иоанна Златоуста с хозяйственно-этическими воззрениями отцов церкви.

И.В. Попов в «Богословском вестнике» за 1907 год в работе «Святитель Иоанн Златоуст и его враги» проанализировал жизненные и нравственные коллизии, коими столь богата судьба святителя.

И В. Поповым также был разработан методологический подход, позволяющий воспринять взгляды Златоуста относительно обладания собственностью в их целостности. В частности, он предложил рассматривать положения святого отца, касающиеся собственности и богатства в определенном порядке:

а) идеальные имущественные отношения;

б) рекомендуемые Златоустом способы осуществления идеала в реальной действительности;

в) критика действительных имущественных отношений;

г) забота Златоуста о развитии нравственного самосознания неимущих.

Подобная методология в рассмотрении творческого наследия Иоанна Златоуста позволила И. В. Попову изыскать определенную систему в религиозно-этических взглядах святителя.

В «Богословском вестнике» за 1907 год Н. Кудрявцевым была опубликована работа «Учение Златоуста о богатстве и его социальный идеал», где рассмотрены ключевые религиозно-этические категории святого отца в применении к хозяйственной этике.

Г. Флоровский в труде «Восточные отцы церкви» в ряду отцов церкви отвел отдельную главу описанию жизненного пути и взглядов Иоанна Златоуста.

Указанными работами почти полностью исчерпывается перечень научных работ, посвященных воззрениям Иоанна Златоуста.

Цель исследования - реконструкция системы хозяйственной этики Златоуста в контексте православной моралистической традиции.

Задачи исследования:

- рассмотрение становления Иоанна Златоуста как моралиста, в частности, на материале сопоставления его этической позиции с позицией Л.Н. Толстого;

- систематизация учения Иоанна Златоуста о добродетелях и пороках;

- исследование учения Иоанна Златоуста о роли имущественного и социального положения индивида в процессе реализации возможностей духовного совершенствования;

- сравнительный анализ хозяйственной этики Иоанна Златоуста и хозяйственной этики отцов церкви.

Методология диссертационного исследования:

Поскольку реконструкция хозяйственной этики Иоанна Златоуста производится с ретроспективных позиций с использованием сравнительного анализа его учения и идей других моралистов и христианских писателей (подводящих к необходимости синтеза синхронического и

диахронического аспектов) в основание исследования положен исто-рико-компаративный метод.

При рассмотрении материала, связанного с проблемами собственности, имущественного владения и неравенства, также привлечены психологический и социально-философский методы, что объясняется потребностью более широкого определения и анализа религиозной регуляции межличностного общения в сфере хозяйственной жизни.

Новизна диссертационного исследования выражена в следующем:

- на материале сопоставления воззрений Иоанна Златоуста с идеями Л. Н. Толстого и отцов церкви выявлены структурообразующие категории его этического учения;

- систематизировано учение Иоанна Златоуста в отношении понимания им природы собственности, власти, путей индивидуального нравственного совершенствования;

- на основе анализа нравственных положений учения Иоанна Златоуста реконструирована система его хозяйственной этики.

Апробация работы.

Содержание работы было изложено в статьях, выступлениях на конференциях.

Материалы диссертации вошли в спецкурс «Деловая этика».

Положения, выносимые на защиту:

- хозяйственная этика Иоанна Златоуста представляет собой пример исторического универсализма в решении проблем гармонизации духовного и материального аспектов человеческого бытия;

- позитивная сторона хозяйственной этики Иоанна Златоуста состоит не в положении, пропагандирующем сознательный отказ от материального благ, «добровольную бедность», (что в наше время не только мало приемлемо в социальном отношении, но едва ли эффективно и в перспективе нравственного совершенствования), но в духовно-этиче-

ской совокупности христианских идеалов нестяжания, справедливости, любви и милосердия; присутствие которых в качестве координирующих принципов хозяйственной деятельности делает религиозно оправданным не только интерес к ней, но и оправдывает сам факт материального благополучия;

- основание хозяйственной деятельности, согласно учению Иоанна Златоуста, выстраивается на безусловном признании приоритета духовного над материальным, в соответствии с постулатом: истинная бедность есть недостаток добродетели, а истинное богатство - вечная жизнь. Отсюда следует убеждение в важности и необходимости принципов милосердия и справедливости как регуляторов процесса социально-экономического сотрудничества индивидов.

Объект исследования: религиозно-этическое учение Иоанна Златоуста.

Предмет исследования: система идей Иоанна Златоуста, отражающих его воззрения на нравственные обоснования хозяйственной жизни в рамках христианской культуры.

Научно-практическая значимость работы: Результаты исследования могут использоваться в общих теоретических курсах по истории русской философии, религиозной философии, этике, патрологии, религиоведению, этике бизнеса.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследования, степень разработанности проблемы, формулируются цель, задачи, уточняются теоретические, методологические основания поиска, отображается новизна полученных результатов, их практическая значимость.

Первая глава «Иоанн Златоуст как моралист» посвящена рассмотрению творческого пути Иоанна Златоуста, в ней проведен сравнительный анализ его религиозно-этических идей с идеями Л. Н. Толстого.

В первом параграфе «Иоанн Златоуст: этапы творческого становления» прослеживается становление Иоанна Златоуста как религиозного деятеля и великого моралиста. Время, на которое приходится рождение и жизнь Иоанна Златоуста характеризуется фактом противоборства уходящего в историю язычества и распространяющегося христианства.

Гонения на христиан, а также профессиональная адвокатская практика, открывшие сферу действительности со стороны неправедности, глубокого несоответствия требованиям христианского идеала, послужили побудительными причинами обращения Иоанна к служению Богу и людям.

Дальнейшее становление и оформление духовных и нравственных позиций Златоуста, положенных в основание его учения, происходит на поприще отшельничества, аскетического подвижничества, что отмечено появлением его первых богословских трудов («Шесть слов о священстве», «Три книги к враждующим против тех, которых привлекают к монашеской жизни»).

В монашестве Златоустом написано и рассуждение «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни», где концептуализируется этическая проблематика истинного и ложного блага, соотношение мирских и аскетических ценностей человеческого бытия.

Пребывание в пастырском служении (в сане диакона, пресвитера, епископа), связанное с пониманием необходимости утверждения в ми-

ровоззрении христиан принципов Евангельской морали сподвигла Иоанна к занятию ригористической позиции - критике сложившегося полуязыческого образца нравственного сознания, и шире - дисгармонического устройства социальной жизни (антиохийский, константинопольский период).

В результате происходит кристаллизация воззрений Златоуста по вопросам социально-психологической сущности собственности и имущественного владения, проблемы социального расслоения и неравенства, определением влияния меры обладания властью и материальным достатком на способность индивида к духовно-нравственному совершенству.

Сложившиеся убеждения Иоанна получают закрепление в корпусе апологических и гомилетических текстов. Хозяйственно-этическая тематика наиболее выражена у Златоуста в трудах «Увещания к Фео-дору падшему», «К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни», «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным христианским любомудрием монашеской жизни» и других, написанных в период с 369 по 375 гг.

Второй параграф «Иоанн Златоуст и Л. Н. Толстой в их воззрениях на хозяйственную этику» посвящен сравнительному анализу этических воззрений Иоанна Златоуста и Л. Н. Толстого. Продуктивный и эвристически ценный материал для решения данной проблемы обнаруживается в работе В. И. Экземплярского «Граф Л. Н. Толстой и святитель Иоанн Златоуст в их взгляде на жизненное значение заповедей Христовых».

Профессор Экземплярский сделал попытку доказать конгениальность двух великих моралистов — Иоанна Златоуста и Л. Н. Толстого. Сопоставление взглядов Иоанна Златоуста и Л. Н. Толстого с позиции применимости в реальной жизни Евангельского учения вообще, и заповедей Нагорной проповеди в частности, позволило выделить инвариант, являющийся общим для мировоззрения обоих мыслителей.

В диссертационном исследовании выявлено сходство по духу и образу мыслей Иоанна Златоуста и Л. Н. Толстого в следующих пунктах: во-первых, Иоанну Златоусту, как и Л. Н. Толстому был понятно расхождение между Евангельскими заповедями и устоями реальной жизни христиан; во-вторых, как Иоанн Златоуст, так и Л. Н. Толстой призывают христиан к поиску христианской истины: «ищите Царства Божия и правды Его». Таким образом, оба мыслителя придают тем самым человеческой жизни определенный смысл, динамику и цель; в-третьих, Евангельский идеал бесконечного совершенства не может быть достигнут и постигнут в силу ограниченности человеческих возможностей. Однако человеческая жизнь должна определяться постоянным стремлением приблизиться к данному идеалу; в-четвертых, заповеди Нагорной проповеди есть своеобразный инструмент совершенствования человеческой жизни, идеал и нравственная норма (требование). Именно эта мысль о соответствии Христовых заповедей человеческой природе и о естественности исполнения человеком заповедей Христа утверждается Иоанном Златоустом и разделяется Л. Н. Толстым; в-пятьгх, как и Толстой, так и Иоанн находили согласие в том, что осуществление заповедей Христовых «здесь и теперь» является залогом истинной человеческой свободы; в-шестых, центральным вопросом для Толстого в понимании им христианского учения является вопрос о непротивлении злу насилием. Л. Н. Толстой утверждал, что важнейшей заповедью в учении Христа является заповедь «Не противься злому». Ненасилие имеет целью достижение мира в человеческом сообществе. Исходная точка зрения Иоанна Златоуста по данному же вопросу такова: заповедь о непротивлении злу и о прощающей любви дана нам Господом, и потому обязательна для христиан и направлена к человеческому благу.

Наиболее важным представляется вывод сделанный по поводу факта единомыслия Иоанна Златоуста и Л. Н Толстого в вопросах преимуществ бедности и трудовой жизни, на дисгармонию городской жизни, на странничество и некоторых других.

В данном параграфе мы также указали на скоординированность сравниваемых учений в вопросе о жизненном значении заповедей Христовых, особенно в ориентации на постулат необходимости нравственного обоснования хозяйственной деятельности.

Вторая глава диссертационного исследования «Социально-этическое учение Иоанна Златоуста» включает в себя два параграфа: «Хозяйственная этика Иоанна Златоуста»» и «Иоанн Златоуст и отцы церкви. Аналитика хозяйственной этики»

Параграф «Хозяйственная этика Иоанна Златоуста» посвящен исследованию хозяйственной этики Иоанна Златоуста. Понимание Иоанном Златоустом сути добродетелей и пороков более всего обнаруживает себя в рассмотрении святым отцом различных видов социального неравенства: гражданской власти, богатства, бедности и рабства.

Златоуст не был социальным реформатором. Не имея планов внешнего общественного переустройства, он признавал и принимал существующий строй и порядок, и стремился не к преобразованию общества, а к человеческому преображению. Будучи религиозным деятелем и великим моралистом Иоанн Златоуст рассматривает феномен социального неравенства с религиозно-нравственной позиции. Злоупотребления власти, бедность, насильственное лишение свободы индифферентны для общества, и приобретают способность к порождению добродетели или порока в зависимости от приложения к ним воли индивидуума. Подобный взгляд основывается на признании безусловной свободы человеческой воли, что отражено в проповеднической деятельности святого отца. Его проповеди содержат только основные руководящие принципы, оставляя простор для реализации свободной инициативы личности.

Особый индивидуализм Златоуста проявляется в атомарном восприятии им человеческого общества. Святой отец видел своей задачей не столько содействие общественному развитию вообще, сколько способствование нравственному оздоровлению отдельных его членов. Он считал возможным достижение значимых социальных результатов и

нивелирование социального неравенства через непосредственное обращение к совести индивидуума, через санацию его души.

Приписывая власти роль непременного атрибута человеческого сообщества, Златоуст развивает принцип, сформулированный апостолом Павлом: «несть власть, аще не от Бога» (13 к Римл. 1). Святитель оправдывает необходимость существования власти несмотря на то, что она обязана свои происхождением греху. Власть богоустановленна, и суровость ее сдерживает греховные человеческие помыслы.

Но при всем, при том, Златоуст признает, что власть не всегда удовлетворяет своему назначению. Инструментом в достижении властных высот служат «ходатайства друзей, происки, льстивые речи и многие другие более постыдные способы»1.

Власть в своих действиях часто игнорирует нужды народа, и произвол ее более всего обрушивается на беднейших и обездоленных членов общества. Но даже и в случае злоупотреблений властью Златоуст призывает верующих к терпению. Его апология власти подкрепляется уверенностью в праве начальника притеснять подвластных, на что есть Божья воля.

«...Страх со стороны начальников не позволяет расслабевать от беспечности, а утешение церкви не позволяет падать от уныния, и посредством того и другого Бог устрояет наше спасение. Он и начальников вооружил, чтобы устрашали дерзких, Он и священников рукоположил, чтобы утешали скорбящих»2. Подчинение Божьей воле не имеет исключений и должно быть всеобщим. Во властной иерархии Златоуст утверждает приоритет церкви над земной властью. Отсюда следует, что гражданская власть и ее носитель - царь ниже власти духовной, представленной священником. Царю Богом вверены тела и дела земные, священнику - души и небесная участь человека.

Приведенная ранее цитата демонстрирует также и взгляд Златоуста на задачи Церкви. Церкви принадлежит не только пассивная задача

1 Златоуст. Т I. С. 539.

2 Братусь Б. С. Аномалии личности. С. 175 -194.

утешения присуждаема властью к наказанию, но и нравственное руководство самой властью, обращение к совести носителей власти, злоупотребляющих предоставленным им положением.

Для прояснения социально-экономической концепции Иоанна Златоуста важно понимание его отношения к земным благам. Святым отцом порицается даже не само богатство, а страсть любостяжания (ра-болепствования перед богатством). Страсть любостяжания может быть описана в терминах феномена «сдвига мотива на цель»3, известного психологам. В контексте нашего исследования данный феномен проявляется подменой вечных небесных благ их земным суррогатом, служением маммоне, но не Господу. Любостяжание, как и всякая другая страсть, так же подчиняет все мысли, чувства и желания человека, и, следовательно, ограничивает человеческую свободу. По мнению Златоуста, страсть любостяжания противоестественна, как и любой недуг. Основной ущерб, наносимый этой противоестественной страстью приходится как раз на человеческую душу, что даже более опасно, нежели болезнь тела. По утверждению Златоуста, наличие богатства предоставляет человеку возможность удовлетворения самых темных и вожделенных страстей. Пленение богатством служит препятствием имущим в их служению Богу, поскольку «не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6,24).

Будучи истинным пастырем, Иоанн намечает и пути к спасению мирян. Святитель призывает пасомых к благотворению, убеждая своих слушателей в том, что это единственный путь к спасению.

Святоотеческим личным идеалом христианина по отношению к собственности является полное нестяжание, добровольная бедность. Бедный свободен для служения Богу.

Идеальное христианское общество, по учению Златоуста, исключает имущественное неравенство. Отличительная черта христианского общества - это любовь, связывающая между собою всех его членов «любви свойственно отвергать всякое неравенство, не знать преимуще-

3 Братусь Б. С. Аномалии личности. С. 175-194.

ства и достоинства, но нисходить к низшему из всех»4. Одним из важных признаков наличия в обществе христианской любви является, по мнению святого отца, отсутствие понятий: «твое» и «мое» , то есть соответствующей дифференциации благ.

Рекомендуемым Златоустом способом разрешения имущественного неравенства является добровольный коммунизм. Библейским основанием для проповеди коммунистического пользования имуществом святому отцу служит пример Иерусалимской церкви

Иной путь разрешения имущественного неравенства - индивидуален, но для каждого обязателен - это отказ от части имущества в пользу бедных. Иоанн, как великий моралист, сводил разрешение проблемы собственности к пробуждению индивидуальной совести своих пасомых.

Допуская абстрактную возможность происхождения богатства от Бога, Златоуст с сомнением относится к эмпирическому богатству, наблюдаемому им в окружающей действительности. Он не наблюдал в жизни примера безукоризненного приобретения богатства и в своем убеждении о неправедности приобретенного богатства он остается непоколебим.

Иоанн Златоуст признает существование только одной истинной бедности - недостаток добродетели - и только одного истинного богатства - вечной жизни. Быть истинно богатым или бедным есть проблема человеческого выбора, человеческой воли. Являясь апологетом бедных и бедности, Златоуст утверждал, что Сам Христос и Его апостолы жили в совершенной бедности, и это есть ей высшая похвала.

Помимо оказания неимущим посильной материальной помощи, в круг забот Златоуста, как пастыря, входило и попечение о развитии нравственного самосознания неимущих. Святой отец признавал реальными определенные психологические особенности, свойственные неимущим, например, их естественная завистливость, склонность ко лжи.

4 Златоуст. Т. III. С. 325.

5 Златоуст. Т^. С. 705.

Златоуст объяснял подобные особенности психологии неимущих их внутренней приниженностью, часто служащей преградой к нравственному развитию личности. Устранение материальной нужды маргинальных слоев общества рассматривалось им в контексте более общей задачи нравственного возвышения неимущих

В отличие от традиционного, основывающегося на количественном критерии рассмотрении бедности, Златоуст выделял также и причинные ее факторы. Принимая во внимание причины, лежащие в основании бедности, Златоуст рассматривал следующие категории бедности: во-первых, невольную (вынужденную) бедность и добровольную бедность.

В целях оптимизации самооценки святой отец призывал неимущих вынужденную жизненными обстоятельствами бедность обратить в бедность добровольную, как бы в свободно принятый на себя подвиг. Веру в высокую ценность простой, чуждой излишеств жизни Златоуст доказал личным примером, добровольно отказавшись от богатства и роскоши.

Главным преимуществом бедности, по мнению святого отца, служит нравственная свобода и независимость. «... бедный, как человек свободный ... отрешившись от всего, легко делает все, что, может принести пользу церквям, хотя бы нужно было обличить, хотя бы укорить, хотя бы потерпеть множество бедствий для Христа; однажды пренебрегши настоящей жизнью, он удобно и с великой легкостью совершает все»6. Златоуст приходит к мысли, что неимущие выполняют в обществе функцию спасения, они подобны врачам, исцеляющим больное общество. По мнению святого отца, подаваемая бедным милостыня «умилостивляет Бога». «Если бы не было нищих, говорил Златоуст, то ты не освободился бы от множества грехов: они врачи твоих язв, их руки предлагают тебе лекарство... Ты дал ему серебро, - и вместе с ним

7

удалились твои грехи» .

6 Златоуст. Т. III. С. 197-198. Т. VII. С. 600-604.

7 Златоуст. Т.ХТ С. 719.

Златоуст убеждал неимущих добровольно принять свой жребий в качестве жертвы, приносимой для достижения счастья другими. Осознание неимущими своей пользы дает им возможность подняться до нравственных высот.

Рассматривая рабство, как один из видов социально-экономического неравенства, можно утверждать, что Иоанн Златоуст не являлся ни апологетом рабства, ни его радикальным противником. Не отрицая рабства в принципе, Златоуст признает, что рабство по своему существу является проявлением насилия одного человека по отношению к другому. Иоанн, как сын своего времени, печется об ограничении рабства возможным минимумом, руководствуясь христианским человеколюбием. Находя отношения в оппозиции «раб — господин» комплементарными, Иоанн утверждает, что служение рабов господам предполагает и служение господ своим рабам. Подобное служение, по мнению Златоуста, состоит в достойном содержании рабов, но, прежде всего, в их христианском воспитании.

Учение Златоуста об обязанностях рабов имеет целью возвышение их нравственного достоинства и внутреннее освобождение от человеческой тирании. Раб не должен стремиться к свободе от внешнего принуждения, его усилия должны быть направлены на достижение внутренней свободы. Для освобождения от внешнего принуждения христианин должен перестать быть рабом человека и стать рабом Бога. Подчинение Божьей воле включает опосредованное подчинение раба своему земному господину, но только в пределах, очерченных волей Всевышнего.

«Когда господин не требует ничего противного воле Божьей, тогда должно повиноваться ему и покоряться, а простираться далее не должно: так раб остается свободным! Если же ты простираешься далее, то делаешься рабом»8.

8 Святитель Иоанн Златоуст и его враги. И. Попов. // Богословский вестник №12. 1907. С. 836.

При подобном служении земному господину раб превращает дело необходимости в свой свободный подвиг.

Именно регламентация внешней свободы, по мнению святого отца, создает для христианина благоприятные условия для претворения в жизнь требований Нагорной проповеди Иисуса, в частности реализации Евангельской заповеди о непротивлении злу насилием. Таким образом, Иоанн Златоуст отвергает пассивное повиновение рабов господам. Всем своим красноречием проповедника он пытается пробудить в душе раба состояние активности и этим возвысить его нравственно. Однако реализация идеала Златоуста предполагает чрезвычайную интенсивность духовной жизни, несовместимую с условиями рабства.

Одной из основополагающих нравственных категорий учения Иоанна Златоуста является милосердие.

Анализ этой категории в системе нравственных добродетелей Златоуста привел к следующим положениям, очерчивающим основные черты милосердия: во-первых, милосердие репрезентирует духовное начало в человеке; во-вторых, милосердие есть проявление естественной жизни человека, так что вполне реальна потребность в проявлении милосердия, как и реализации любой другой человеческой функции; в-третьих, милосердие как природная данность наделено динамикой и тенденцией к развитию; в-четвертых, процессом укрепления чувства милосердия можно управлять при помощи обучения и воспитания; в-пятых, милосердие как природная данность наследуется и имеет тенденцию к распространению на другие поколения людей; в-шестых, проявление человеком милосердия является реализацией Божьей заповеди о милосердии; в-седьмых, в проявлениях человеческого милосердия велика доля Божественного участия; в-восьмых, милосердие есть обладает Божественной значимостью, милосердие приближает человека к Богу.

Концепция Златоуста о милостыне, как частном виде милосердия, разработана им достаточно подробно. Исходя из учения святого отца, действенная реализация любви к ближнему проявляется именно в мило-

стыне. Милостыня, понятая в широком значении слова, одна из главных добродетелей христианина и его нравственный долг. В подаянии милостыни заключается один из способов подражания Богу. Поясняя одну из бесед Спасителя, Златоуст замечает: «Ни о какой другой добродетели не упоминает Он кроме дел милостыни, - ибо милостыня от любви, а любовь есть сосредоточие и смысл христианской жизни...»9.

Концепция Златоуста о милостыне включает в себя следующие учения:

I. Учение об основаниях долга творить милостыню

II. Учение о побуждениях к милостыне

III. Учение о всеобщности долга творить милостыню

Помимо обозначенных учений, анализируя учение Златоуста о милостыне, возможно выделить и следующие базовые принципы христианской милостыни:

1. Принцип «все всем всё».

2. Принцип братского общения имуществ.

3. Принцип безразборчивой милостыни.

4. Принцип щедрости милостыни.

5. Принцип тайного сотворения милостыни.

6. Принцип двойной милостыни.

Для Златоуста милостыня есть собирательная дефиниция, включающая в себя не только помощь нуждающемуся деньгами, но и всякого рода служение ближнему. «...Итак, приведем в действие в настоящем случае все роды милостыни. Можешь деньгами? Не медли. Можешь ходатайством? Не говори, что у тебя нет денег; это ничего, и то значит весьма много, будь так расположен, как бы ты подавал деньги. Можешь услугою? Сделай и это. Например: ты врач по званию? Позаботься о больных, и это много значит. Можешь советом? Это гораздо важнее всего; совет тем лучше и выше всего, чем большую он приносит пользу: км ты избавляешь не от голода, но от лютой смерти. Ими (советами) и

9 Златоуст. Т.Х. С. 620.

апостолы были особенно богаты; поэтому раздачу денег они вверили низшим, а сами, пребывали в служении слову»10.

Исходя из учения Златоуста, в милостыне находит свое воплощение любовь в ее христианском понимании. Аутентичность христианской милостыни подтверждается, согласно святому отцу, соблюдением трех условий: а) во-первых, милостыню должны давать все - не только богатые, но и бедные; б) во-вторых, давать милостыню нужно всем без исключения, ибо сказано: «Всякому просящему у тебя, давай» в) в-третьих, подлинная милостыня предполагает, что отдается всё. Ригоризм Златоуста в соблюдении данных условий «Все всем всё» для подлинной милостыни непоколебим. Святой отец требовал от жертвователей безусловного выполнения означенных условий истинной христианской милостыни.

Параграф «Отцы церкви и Иоанн Златоуст. Аналитика хозяйственной этики» содержит сравнительный анализ хозяйственной этики отцов церкви и Иоанна Златоуста. Рассмотрение проблемы собственности и богатства является обязательной составляющей нравственной проповеди отцов церкви. Хозяйственная этика раннехристианских мыслителей устремляет весь свой интерес не на собственность как таковую, а на внутренней мир владельцев собственности. Святые отцы пытаются донести до пасомых и инкорпорировать в их сознание христианскую систему ценностей и поведения.

Т. Б. Коваль выделила то общее, что объединяет взгляды отцов церкви на проблемы собственности и богатства11: во-первых, Бог творец и Господин . Творения есть «верховный Собственник» человеческой жизни и материальных и духовных благ, их податель и распорядитель; во-вторых, все блага, подателем которых является Бог, предназначены всем людям без исключения; в-третьих, необходима дифференциация «благ истинных» и «благ ложных», «собственности истинной» и «соб-

10 Златоуст. Т. VI С. 14.

"Коваль Т. Б. Мужи апостольские и апологеты о собственности и богатстве. С. 13 - 2 6 // Христианские начала экономической этики.

ственности ложной»; в-четвертых, христианин должен ориентироваться на приобретение истинной собственности и истинных сокровищ, а земной собственности и богатство гнушаться.

Этика собственности строится как этика господства духовного начала над материальным. Развивая евангельскую идею о том, что «трудно богатому войти в Царствие Небесное» святые отцы утверждаются в мысли о том, что богатство - тяжелое искушение, привязывающее сердце человека к земной суете.

Иоанн Златоуст еще более радикален в проведении в жизнь идей нестяжания. Согласно Иоанну Златоусту, истинное богатство заключается именно в отсутствии самого желания быть богатым. И здесь мы вправе говорить об особой психологии самоограничения, постулируемой святым отцом в качестве христианского идеала. Златоуст далек от общепринятого понимания богатства и бедности. По его утверждению, не тот беден, у кого ничего нет, а тот, который желает слишком многого. Не тот богат, кто имеет много, а тот, кому ничего не нужно. Не в собственности дело, а в самом взгляде на жизнь; богатство и бедность -вопрос миросозерцания.

Заключение

В заключении подведены итоги деятельности и воздействия идей Иоанна Златоуста применительно к его времени и соотносительно с будущим, а также сделаны обобщающие выводы.

Основные положения диссертации отражены в публикациях.

1. Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви. // Сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава ТУЛУ им. Л. Н. Толстого, 2004. Часть I. С. 219 - 222

2. Иоанн Златоуст и Л. Н. Толстой как моралисты. // «Человек в социальном мире». № 14.2005.

3. Иоанн Златоуст и Л.Н. Толстой. Поиск конгениальности. // «Человек и вселенная», принята к печати.

Отпечатано в Издательском центре Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого. 300026, Тула, просп. Ленина, 125.

Тираж 100. Заказ 274/6

124568

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Сороцкий, Михаил Самуилович

Общая характеристика работы

Введение

Глава

ИоаннЗлатоуст как моралист

§ 1. Иоанн Златоуст: этапы творческого становления

§ 2. Иоанн Златоуст и JI. Н. Толстой в их воззрениях на этику хозяйства.

Глава

Социально-этическое учение Иоанна Златоуста

§. 1. Хозяйственная этика Иоанна Златоуста

§2 Отцы церкви и Иоанн Златоуст. Аналитика хозяйственной этики.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по философии, Сороцкий, Михаил Самуилович

Актуальность исследования.

Решение комплекса сложных задач социального развития, вставших перед современной Россией, несовершенство социального и экономического устройства заставляют искать способы преобразования социальных реалий. Противоречивость социальных изменений в России начала нового века обусловливают потребность в четких этических ориентирах, и в том числе этизации сферы хозяйствования и экономики. Сложившаяся ныне неблагоприятная ситуация в российской экономике оправдывает необходимость формирования у российских деятелей бизнеса и предпринимателей представлений о хозяйственной этике. В соответствии с нынешней системой ценностей неадекватно распределяются приоритеты в культурной жизни и общественном сознании, переориентируя человека на поиск выгоды, бесконечного материального обогащения, следствием чего оказывается признание духовного совершенства в качестве почти пустой метафоры. Обогащение, на что в свое время указывал Иоанн Златоуст и другие отцы церкви, становится «соблазном», порождающим жестокость и взаимную вражду (то, что в современной ситуации - конкуренция, то есть по сути, отношение к «ближнему своему» как к непременному сопернику возведено в культ.

Церковь напоминает людям, что экономическая деятельность является нравственно и религиозно оправданной только в том случае, если результаты человеческого труда предназначены не только себе и своим близким, но и для обеспечения всеобщего блага. Православная этика постулирует важный принцип: хозяйственная жизнь должна основываться на нравственных критериях. Реализация данного принципа предполагает получение ответов на следующие вопросы: может ли быть жизнеспособной экономика, построенная на этических принципах?

Возможно ли применение этических категорий к экономическим отношениям?

Россия дореволюционная была богата традициями купеческой и деловой этики, порушенными и утерянными в годы безвременья. Обращение к традиционным ценностям православия, в том числе представленным и идеями Иоанна Златоуста способствует возрождению как духовных ценностей православия, так и, как следствие, гуманизации материально-экономической сферы новой России.

Степень разработанности проблемы

Проблема интенсификации действия этических регулятивов в хозяйственно-экономической жизни в современной культуре выражена достаточно широко прежде всего в связи с необходимостью применения гуманистического критерия в сфере бизнеса и предпринимательства. Этика бизнеса активно разрабатывается в трудах отечественных и зарубежных ученых(Ю. Ю. Петрунин, В.К. Борисов «Этика бизнеса» 2000 г., А. Рих «Хозяйственная этика» 1996 г.,А. Сен «Об этике в экономике» 1996г., К. Хоман, Ф. Бломе-Дрез «Экономическая и предпринимательская этика» 2001г и др)

Однако современная традиция, исследующая вопросы этизации экономики мало принимает во внимание религиозный компонент. В числе наиболее известных мыслителей XX века, в трудах которых указанный компонент присутствует, следует указать М. Вебера, Ж. Маритена, представителей философии русского космизма(в его религиозной версии), П. Рикёра, религиозных экзистенциалистов(Г. Марсель), А. Швейцера. В работах данных философов рассматривается как аспект влияния христианской этики на формирование современной системы хозяйствования(М. Вебер «Протестантская этика и дух капитализма», «История христианства»), так и обратное воздействие — изменение -религиозно-этических структур общественного сознания, самого религиозного субъекта, под влиянием социально-экономических процессов(Ж. Маритен «Интегральный гуманизм», «Крестьянин с Гаронны» и др).

С религиозной точки зрения, экономический феномен собственности рассматривается в ракурсе глобальной человеческой деятельности по «освоению» и «присвоению» предметного мира, т.е как его субъективизация(Г. Марсель, космисты) в противовес научному объективизирующему рационализму.

Проблема синтеза этического и экономического начал, христианского обоснования хозяйственной жизни и правового обоснования факта хозяйственной жизни имеет глубокие исторические корни в русской религиозной философии и культуре(например, полемика «иосифлян» и нестяжателей, восходящая к XV веку).

В XVIII столетии к проблеме собственности и владения в связи с потребностью разработки «естественного»(юридического) права — обращаются С.Е. Десницкий, Я.П. Козельский, просветители Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин.

Право собственности в социально-политическом аспекте становится предметом анализа у П.П. Лаврова, И.А. Ильина, C.JI. Франка, Б. Н. Чичерина и др. (В европейской мысли данная проблематика рассматривается в концепции «экономического» человека, теории политической экономии Д. Рикардо, А. Смита, представителей марксистской философии неомарксистской социологии).

Христианская позиция осмысления экономической деятельности получила отражение в трудах С.Н. Булгакова(«Философия хозяйства»), П.И. Новгородцева(«Право на достойное человеческое существование»), В. С. Соловьёва(«Оправдание добра»), В.Ф. Эрна(«Христианское отношение к собственности») и др.

Хозяйственная жизнь, согласно воззрениям перечисленных философов, является атрибутом глобального творческого процесса обустройства материального мира и духовного совершенствования самого человека. В этой связи особо подчеркивается духовный аспект хозяйствования, раскрывающийся через свободное отношение к имуществу и владению, т.е свободу от «любостяжания» и собственности, что делает интерес к экономическим занятиям религиозно оправданным.

Констатация несовместимости жажды материальных благ и желания благодати характерна для абсолютного большинства отечественных религиозных философов, в равной степени как и аскетическая идея нестяжания и признания необходимости сверхэкономического(духовного) регулирования хозяйственной жизни. Православная философская мысль в данном случае является продолжением традиций, сформированных учениями Иоанна Златоуста и других отцов церкви. Несмотря на потребности социокультурной ситуации, пока еще остается серьезный пробел в области исследования хозяйственной этики отцов церкви вообще, и этики Иоанна Златоуста в частности. Время написания трудов, посвященных этико-религиозному анализу хозяйственной этики Иоанна Златоуста приходится на 1906 - 1911 г.г.

В некоторых аспектах хозяйственная этика Иоанна Златоуста фрагментарно представлена В. И. Экземплярским в труде «Учение древней Церкви о собственности и милостыне», изданном в 1910 г.

В исследовании И. Зейпеля «Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви» проведено сопоставление хозяйственной этики Иоанна Златоуста с хозяйственно-этическими воззрениями отцов церкви.

И.В. Попов в «Богословском вестнике» за 1907 год в работе «Святитель Иоанн Златоуст и его враги» проанализировал жизненные и нравственные коллизии, коими столь богата судьба святителя. И В. Поповым также был разработан методологический подход, позволяющий воспринять взгляды Златоуста относительно обладания собственностью в их целостности. В частности, он предложил рассматривать положения святого отца, касающиеся собственности и богатства в определенном порядке: а) идеальные имущественные отношения; б) рекомендуемые Златоустом способы осуществления идеала в реальной действительности; % в) критика действительных имущественных отношений; г) забота

Златоуста о развитии нравственного самосознания неимущих.

Подобная методология в рассмотрении творческого наследия Иоанна Златоуста позволила И. В. Попову изыскать определенную систему в религиозно-этических взглядах святителя.

В «Богословском вестнике» за 1907 год Н. Кудрявцевым была % опубликована работа «Учение Златоуста о богатстве и его социальный идеал», где рассмотрены ключевые религиозно-этические категории святого отца в применении к хозяйственной этике.

Г. Флоровский в труде «Восточные отцы церкви» в ряду отцов церкви отвел отдельную главу описанию жизненного пути и взглядов Иоанна Златоуста.

Указанными работами почти полностью исчерпывается перечень научных работ, посвященных воззрениям Иоанна Златоуста.

Цель исследования — реконструкция системы хозяйственной этики Златоуста в контексте православной моралистической традиции.

Задачи исследования:

• - рассмотрение становление Иоанна Златоуста как моралиста, в частности, на материале сопоставления его этической позиции с позицией JI.H. Толстого. систематизация учения Иоанна Златоуста о добродетелях и пороках, исследование учения Иоанна Златоуста о роли имущественного и социального положения индивида в процессе реализации возможностей духовного совершенствования. А* - сравнительный анализ хозяйственной этики Иоанна Златоуста и хозяйственной этики отцов церкви.

Методология диссертационного исследования:

Поскольку реконструкция хозяйственной этики Иоанна Златоуста производится с ретроспективных позиций с использованием сравнительного анализа его учения и идей других моралистов и христианских писателей (подводящих к необходимости синтеза синхронического и диахронического аспектов) в основание исследования положен историко-компаративный метод.

При рассмотрении материала, связанного с проблемами Щ собственности, имущественного владения и неравенства, также привлечены психологический и социально-философский методы, что объясняется потребностью более широкого определения и анализа религиозной регуляции межличностного общения в сфере хозяйственной жизни. щ Новизна диссертационного исследования выражена в следующем:

- на материале сопоставления воззрений Иоанна Златоуста с идеями Л.Н. Толстого и отцов церкви выявлены структурообразующие категории его этического учения.

- систематизировано учение Иоанна Златоуста в отношении понимания им природы собственности, власти, путей индивидуального нравственного совершенствования.

- на основе анализа нравственных положений учения Иоанна Златоуста реконструирована система его хозяйственной этики.

Положения, выносимые на защиту:

- хозяйственная этика Иоанна Златоуста представляет собой пример исторического универсализма в решении проблем гармонизации духовного и материального аспектов человеческого бытия.

- позитивная сторона хозяйственной этики Иоанна Златоуста состоит не в положении, пропагандирующем сознательный отказ от материального благ, «добровольную бедность»,(что в наше время не только мало приемлемо в социальном отношении, но едва ли эффективно и в перспективе нравственного совершенствования), но в духовно-этической совокупности христианских идеалов нестяжания, справедливости, любви и милосердия; присутствие которых в качестве координирующих принципов хозяйственной деятельности делает религиозно оправданным не только интерес к ней, но и оправдывает сам факт материального благополучия.

- основание хозяйственной деятельности, согласно учению Иоанна Златоуста, выстраивается на безусловном признании приоритета духовного над материальным, в соответствии с постулатом: истинная бедность есть недостаток добродетели, а истинное богатство - вечная жизнь. Отсюда следует убеждение в важности и необходимости принципов милосердия и справедливости как регуляторов процесса социально-экономического сотрудничества индивидов.

Введение

• Возвращение России к православным религиозно-этическим ценностям обращает нас к вопросу о соответствии учения и духа православия развитию экономики. Ю.Ю. Петрунин и В.К. Борисов, анализируя приоритеты в российской этике бизнеса, считают ошибочным мнение об отрицательном отношении христианской веры к богатству, к различным способам его достижения, к имуществу, вообще к активности в ^ земной жизни и к ее устроению. Рутинным обоснованием для подобного ложного толкования используют слова Евангелия о том, "как трудно имеющим богатство войти в Царство Божие", призывы Христа продать свое имение и раздать его нищим, а также евангельское увещевание не копить себе сокровищ на Земле, где моль истребляет и где воры крадут.

Православие, как и христианство в целом, находит высший смысл щ жизни человека в искании Царства Божия. В соответствии с подобным пониманием земного предназначения человека блага сами по себе не могут рассматриваться как достойная цель человеческого существования. "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей навредит?" — вопрошает Евангелие (Мф. 16, 26). Однако если земные блага не могут быть последней целью человеческой жизни, то это вовсе не отменяет их использования. Христианское учение не находит зла в самой * природе вещей. Зло есть лишь следствие греховной, злой воли и заключается не в вещах, а в извращенном, неправильном пользовании ими. Все получает свой смысл, если принимается не как цель, а как средство для достижения единственной высшей цели жизни. В том случае, когда стремление к прибыли, к земным благам становится самоцелью, определяющей все действия человека, проистекает роковой излом человеческой психики, «сдвиг мотива на цель». Следствием ^ замещения высшей человеческой цели промежуточным результатом является рабское поклонение человека вещам. и

Предостережение о пагубности подобного пути является лейтмотивом творений святых отцов, и в частности в творений Иоанна Златоуста.

Предваряет наше диссертационное исследование описание жизненного пути Иоанна Златоуста. Анализ очерка В.И. Экземплярского «Граф JI. Н. Толстой и святитель Иоанн Златоуст в их взгляде на жизненное значение заповедей Христовых» дает нам возможность сравнить взгляды двух великих моралистов. Несмотря на полторы тысячи лет, отделяющих JI. Н. Толстого от Златоуста, их рассмотрению подлежит один и тот же, центральный для христианской совести, вопрос о жизни по вере Христовой. В.И. Экземплярский находит конгениальными двух великих мыслителей. Их совокупное мнение состоит в том, что Евангельский идеал является истинно жизненным, а заповеди Нагорной проповеди реально осуществимыми. Вся жизнь человеческая должна проистекать в устремлении к христианскому идеалу.

Вторая глава нашего диссертационного исследования представляет собой раскрытие социально-этического учения Иоанна Златоуста и посвящена пониманию святым отцом сущности добродетелей и пороков применительно к различным видам социального неравенства. Религиозно-нравственный анализ различных категорий социального неравенства не оставляет у святого отца сомнений в их индифферентности. Способность различных видов социального неравенства к порождению добродетели или порока, по мнению Златоуста, зависит от приложения к ним моральной воли индивидуума. Как великий моралист, Златоуст признает абстрактную возможность для человека, независимо от воздействия внешних условий, достичь высокой степени нравственности. Однако, при всем при том, бедность и зависимое положение служат по мнению Иоанна препятствием нравственному развитию, создавая почву для моральных девиаций. Высокое духовное развитие в данных условиях является скорее исключением, чем правилом. А посему, пауперизации общества не способствует развитию добродетели. Святой отец видит своей задачей не развитие общества вообще, а достижение нравственного здоровья отдельными его членами. Поскольку Иоанн Златоуст выступает как проповедник религиозно-нравственных начал, он апеллирует к совести каждой отдельной личности. И в этом И- В. Попов и Г. Флоровский усматривают особый индивидуализм Златоуста. В гомилиях и проповедях святого отца заложены только основные руководящие принципы, а свободной инициативе личности предоставлен широкий простор.

Следующий параграф второй части нашей диссертации посвящен исследованию предназначения собственности и богатства в понимании Златоуста. Собственность исследуется святыми отцами с позиций нравственности. Негативное отношение отцов церкви к богатству подробно раскрыто в работах В. И. Экземплярского, И. В Попова, И. Зейпеля и многих других авторов. Мы можем говорить об экстраполяции отрицательной нравственной оценки богатства вообще на частную собственность. Идеи Златоуста о богатстве составляют сложную совокупность, адекватное рассмотрение которой возможно при применении методологии, предложенной И.В. Поповым. Он предлагает определенный порядок в рассмотрении идей Златоуста относительно собственности и богатства: а) идеальные имущественные отношения; б) рекомендуемые Златоустом способы осуществления идеала в реальной действительности; в) критика действительных имущественных отношений; г) забота Златоуста о развитии нравственного самосознания неимущих.

Исходя из учения Златоуста, идеальное христианское общество исключает имущественное неравенство. Отличительной чертой христианского общества является любовь, связывающая между собою всех его членов. Генеральным признаком наличия в обществе христианской любви является, по мнению святого отца, отсутствие соответствующей дифференциации благ.

Рекомендуемыми Златоустом способами разрешения имущественного неравенства являются добровольный коммунизм или же отказ от части имущества в пользу бедных. Библейским основанием для проповеди коммунистического пользования имуществом святому отцу служил пример Иерусалимской церкви апостольского времени.

И. В. Попов констатирует аморфность хозяйственно-этические воззрений Златоуста об имуществе. Разрешение вопроса об имуществе находится в прямой зависимости от чуткости индивидуальной совести его владельцев. Допуская абстрактную возможность происхождения богатства от Бога, Златоуст с сомнением относится к эмпирическому богатству и в своем убеждении о неправедности приобретенного богатства он остается непоколебим.

Олицетворяя собой идеал пастырского служения, Златоуст в заботе о материальных интересах неимущих стремился к развитию их нравственного самосознания. Дискредитируя обаяние богатства в глазах тех, кому оно недоступно, Златоуст всячески стремился возвысить бедность. И это соответствовало его убеждениям в преимуществе бедности перед богатством. Веру в высокую ценность простой, чуждой излишеств жизни Златоуст доказал личным примером, добровольно отказавшись от богатства и роскоши. Златоуст приходит к мысли, что неимущие выполняют в обществе функцию спасения, они подобны врачам, исцеляющим больное общество. Златоуст убеждал неимущих добровольно принять свой жребий в качестве жертвы, приносимой для достижения счастья другими. Осознание неимущими своей общественной пользы дает им возможность подняться до нравственных высот. По мнению Иоанна, существует только одна истинная бедность - недостаток добродетели - и только одно истинное богатство - вечная жизнь. Быть истинно богатым или бедным есть проблема человеческого выбора, человеческой воли.

Златоуст утверждает особую ценность милосердия, считая милосердие Божественным атрибутом. Проявление милосердия сближает человека с Богом. Милосердие проявляется в первую очередь в виде милостыни, рассматривающейся святым отцом в качестве предельного или идеального случая христианского милосердия. По мнению Иоанна, в милостыне находит свое воплощение любовь в ее христианском понимании.

Завершает диссертационное исследование сравнительный анализ хозяйственной этики отцов церкви и Иоанна Златоуста. Хозяйственная этика раннехристианских мыслителей устремляет весь свой интерес не на собственность как таковую, а на внутренней мир и поведение владельцев собственности. Согласно Иоанну Златоусту, истинное богатство заключается именно в отсутствии самого желания быть богатым. И здесь мы вправе говорить об особой психологии самоограничения, постулируемой святым отцом в качестве христианского идеала.

15

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Хозяйственная этика Иоанна Златоуста"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрение хозяйственной этики Иоанна Златоуста в качестве объекта диссертационного исследования позволяет увидеть ее укорененность во взглядах его предшественников и современников, Василия Великого, Григория Богослова, Амвросия Медиоланского и других.

Христианская хозяйственная этика была определенным образом детерминирована эсхатологической атмосферой первых веков христианства. Эсхатологизм Иоанна Златоуста обнаруживал себя в проповедях, призывавших к осознанию бессмысленности обладания и накопления земных ценностей и благ перед неизбежностью конца света.

Эсхатология и этика выступали у отцов церкви в неразрывном единстве. Таким образом, церковь представала не только религиозным, но и религиозно-нравственным сообществом.

Поскольку отцы церкви выступали в качестве носителей христианской системы ценностей и поведения, то все проблемы, связанные с социальной и экономической жизнью вписаны в общий контекст христианского этического учения.

Важной составляющей нравственной проповеди Иоанна Златоуста, как и многих отцов церкви, являлось рассмотрение проблемы собственности и богатства. В своих проповедях и гомилиях он пытался внести ясность в разрешение вопросов о сущности временных земных благ и о достойном их употреблении.

Обращение к литературному наследию Иоанна Златоуста выявляет тот факт, что в его хозяйственной этике на первом плане оказываются человеческие мысли, чувства и поступки, связанные с богатством или бедностью.

Формула Тертуллиана «И то, что кажется нашим, на самом деле чужое.поскольку все — Божие»1 может служить в качестве инварианта, свойственного взглядам отцов церкви на проблемы собственности и богатства.

Исходя из святоотеческого учения, недопустимо эгоистически пользоваться избытком благ в ущерб ближнему или стремится завладеть всеми благами. Отсюда - призыв Иоанна Златоуста к милосердию и милостыне, подражая в этом верховному подателю всех благ - Богу.

Помимо утверждения необходимости милосердия, учение Златоуста содержит дифференциацию «благ истинных» и «благ ложных», «собственности истинной» и «собственности ложной». Святой отец призывал христиан к приобретению истинной собственности и истинных сокровищ. Его хозяйственная этика строится как этика господства духовного начала над материальным.

Хозяйственная этика Иоанна Златоуста не утратила своей актуальности и ныне. Его призыв к внутренней духовной свободе от излишней привязанности к собственности и благам все так же необходим.

Задача состоит в привнесении подлинного христианского отношения к собственности и богатству в современную хозяйственную жизнь.

1 Ориген. Пятая гомилия на Левит. 2. // Цитируется по Клеман О. Истоки. Богословие Отцов древней Церкви. С. 78

Опираясь на исследование В. И. Экземплярского, в нашей диссертации мы констатируем факт совпадения взглядов двух великих моралистов, Jl. Н. Толстого и Иоанна Златоуста на применимость Евангельского нравственного учения к реалиям жизни.

По их мнению, именно в согласии с Евангельским учением и должна устраиваться как личная, так и общественная жизнь. Осуществление подобного проекта является путем к построению на земле Царства Божьего.

 

Список научной литературыСороцкий, Михаил Самуилович, диссертация по теме "Этика"

1. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. Т. 1,2 Издание второе. Санкт-Петербург Издание Санкт-Петербургской Духовной Академии 1898г. СМП «Житомир-РИКО-ПРЕСС-РЕКЛАМА». Издание 2002

2. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа

3. Константинопольского, в русском переводе, тт. I-XII. С.-Петербург. Издание С -Петербургской Духовной Академии. 1894-1911.

4. Агапова И.И. Экономика и этика: аспекты взаимодействия.: Юристь 2002

5. Алексина Т.А. Прикладная этика: учебное пособие. М.:Изд-во РУДИ. 2004

6. Аман А.Г. Повседневная жизнь первых христиан. М., Молодая гвардия. Палимпсест. 2003

7. Антоний(Блум), митрополит Сурожский. Пути христианской жизни. М., 1998

8. Аренд X Vita Aktiva, или о деятельной жизни. М., 2000

9. Архиеп. Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов. М., 1992.

10. Архимандрит Киприан(Керн) Патрология. Общество любителей православной литературы. Издательство имени святителя Льва, папы Римского. Киев. 2003

11. Беляев А.Д. Любовь Божественная: опыт раскрытия главнейших христианских догматов из начала любви Божественной. М., 1880

12. Бердяев Н. Русская философия собственности // Философия неравенства. СПб., 1993

13. Бердяев Н. Русская философия собственности // Философия неравенства. СПб., 1993

14. Бердяев Н.А. О назначении человека. М. 1993

15. Беркхов Л. История христианских доктрин. СПб «Библия для всех» 2001

16. Булгаков С. Н. Народное хозяйство и религиозная личность //Соч., 1993. T.V

17. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М.: Наука. 1990

18. Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск. 1991

19. Булгаков С. Н. Православие. М., ООО «Издательство ACT»,2003

20. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры. Т.1. Раннее христианство. Византия. М.: СПб., 1999

21. Валли Л. Об истинном и ложном благе: о свободе воли. М.: Наука. 1989

22. Варнава(Беляев), епископ. Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики. В 2-х томах. Нижний Новгород. Издание братства во имя святого отца князя Александра Невского, 1996.

23. Василий Великий. "К обогащающимся". Творения, часть IV, М., 1993.

24. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М. 1990.

25. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. Социология религии. // Вебер М. Избранное. Образ общества. М. 1994

26. Вышеславцев Б.В. Этика преображенного Эроса М.: Республика, 1994

27. Гараджа М. Н., Петрунин Ю.Ю. Трудно ли богатому войти в Царствие Небесное, или Православие и рынок // Наука и религия. 1993. №2

28. Глубоковский Н.Н. Православие по его существу. СПб, 1914

29. Грановская P.M. Психология веры. СПб.: Издательство «Речь», 2004

30. Григорий Богослов. О любви к бедным. Творения, т.1, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.

31. Гурьев Н.Д. Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях. Решма.: Свет Православия, 1998.

32. Гусейнов. А.А. Апресян Р.Г. Этика. М. 2000

33. Гусейнов А.А. Великие моралисты.-М. 1995

34. Давыдов Ю. Вебер и Булгаков (христианская аскеза и трудовая этика)

35. Вопросы философии. 1994. -№2

36. Даума Й. Введение в христианскую этику СПб.: Мирт, 2001

37. Де Джорж Р.Т. Деловая этика, в 2-х томах. Издательская группа «Прогресс» СПб- Москва. 2001

38. Дебольский Н.Г. О высшем благе, или О верховной цели . нравственной деятельности. СПб., 1886

39. Добротолюбие /Составитель Кукушкин Л. С. М.: ООО «Издательство ACT» 2001

40. Зарин С. Аскетизм по православно-христианскому учению(этико-богословское исследование) М.: «Паломник» 1996

41. Зейпель И. Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви. М., 1913.

42. Зомбарт В. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека., М. 1994

43. Зомбарт В. Буржуа.- М., 1994

44. Ильин И.А. Путь духовного обновления. М., ООО «Издательство ACT». 2003

45. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика. 1993

46. Илларион(Алфеев), епископ. Православное богословие на рубеже столетий. М., 1999

47. Иоанн(Экономцев), игумен. Православие как первооснова и оправдание русской культуры. М., 1998

48. История этических учений: Учебник / Под ред А. А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2003

49. Карсавин Л.П. Святые отцы и учителя Церкви. М. 1994

50. Крестный путь Иоанна Златоуста. Автор-составитель О.В. Орлова. М., Адрес-Пресс. 2002

51. Н. Кудрявцев Учение Златоуста о богатстве и его социальный идеал // Богословский вестник №2 1907

52. Кюнг Г. Великие христианские мыслители. СПб., 2000

53. Лапицкий М.И. Труд и бизнес в зеркале религий. М.: Издательский дом «Новый век» 1998.

54. Лапицкий М. И. Деятельный без принуждения(трудовая этика в разных измерениях). М.: «Издательский Дом» «НОВЫЙ ВЕК», 2002

55. Лебедев А.П. Духовенство древней вселенской церкви от времен апостольских до X века. Спб., 1997

56. Левитов П.В. Введение в христианское нравственное богословие // Христианское Чтение. 1909. Январь-февраль

57. Лейн Т. Христианские мыслители. СПб., 1997

58. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991.

59. Мазурин К.М. Тертуллиан и его творения. М., 1982

60. Макарий (Булгаков), митрополит. Введение в православное богословие. М., 1994

61. Макарий (Булгаков), митрополит. Православное догматическое богословие. СПб., 1895

62. Маслоу А. Религия, ценности и высшие переживания. М., 1982

63. Мейендорф И, протопресвитер. Введение в святоотеческое богословие. Клин, 2000

64. Мейендорф И, протопресвитер. Православие в современном мире. М., 1997

65. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. К эффективной и справедливой экономике // Церковь и время. Научно-богословский и церковно-общественный журнал. №1(22) 2003

66. Мулен Л. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы X XVbb. М.: Молодая гвардия, 2002

67. Муравьев А. В. Первые четыре века христианства. СПб. 1998

68. Нейхауз Р. Бизнес и Евангелие. Познань. 1994

69. Нечипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. М.,1994

70. Олесницкий М.А. Из системы христианского нравоучения. Киев. 1896

71. Олесницкий М.А. Нравственное богословие, или Христианское учение о нравственности. Киев, 1892

72. Осипов Ю.М. Теория хозяйства. Учебник для вузов. В 3-х т. -М. 1995 1998.

73. Осипов Ю.М. Время философии хозяйства. М.: Изд-во «Экономисты) 2003

74. Папаян Р.А. Христианские корни современного права. М.: Издательство НОРМА, 2002

75. Петрунин Ю.Ю. Борисов В.К. Этика бизнеса. М.: Дело. 2000

76. Платон (Игумнов), архимандрит. Православное нравственное богословие. Сергиев Посад. 1994

77. Пономарев П.П. Догматические основы христианского аскетизма по творениям восточных писателей-аскетов IV века с введением истории подвижничества вообще и христианского в частности до III века включительно. Казань. 1899

78. Пономарев П.П. Идея спасения как основной принцип христианского вероучения. Казань. 1911

79. И.В. Попов Св. Иоанн Златоуст и его враги // Богословский вестник №12 1907

80. Попов И.В. Естественный нравственный закон. Сергиев Посад, 1897

81. Поснов М.Э. История христианской церкви(до разделения церквей 1054). Киев, 1991

82. Протоиерей Иоанн Мейендорф Введение в святоотеческое богословие. Фонд «Христианская жизнь» Клин. 2001

83. Протоиерей Иоанн Мейендорф Православие и современный мир(лекции и статьи) Минск. 1995

84. Разин А.В. Этика: история и теория. Учебное пособие для вузов.- М.: Академический Проект, 2002

85. Ранович А. Б. Первоисточники по истории христианства. Античные критики христианства. М.; Политиздат, 1990

86. Раннее христианство: в 2-х т. ООО. «Издательство ACT» Харьков «Фолио» 2001

87. Ренан Э. История первых веков христианства: Жизнь Иисуса. Апостолы. М., 1991

88. Рих А. Хозяйственная этика Посев 1996

89. Российская деловая культура: история, традиции, практика. М., Дело. 1998

90. Русская философия собственности(ХУ11 XX вв.) - СПб.,1993

91. Самсин А.И. Основы философии экономики: Учебное пособие. ЮНИТИ-ДАНА, 2003

92. Сборник поучений Святых отцов и опытных делателей. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1992.

93. Свенцицкая И. Первые христиане и Римская империя. М. «Вече» 2003

94. Святитель Иоанн Златоуст и его враги. И. Попов. // Богословский вестник №12. 1907.

95. Сергий (Страгородский), митрополит. Православное учение о спасении. Опыт раскрытия нравственно-субъективной стороны спасения на основании Св.Писания и творения свято-отеческих. М., 1991

96. Сен. А. Об этике и экономике., М. 1996

97. Собственность как нравственно-правовая проблема в идеологии христианского средневековья(до Фомы Аквинского) О.Ф. Кудрявцев // Культура и общественная мысль: Античность. Средние века. Эпоха Возрождения. М.: Наука, 1988

98. Солярский П.Ф., протоиерей. Записки по нравственному богословию: в 3 т. СПб. 1860

99. Столяров А.А Свобода воли как проблема европейского морального сознания. Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина М.; 1999

100. Столяров А.А. Патрология и патристика. М.: Канон, 2001.

101. Тертуллиан. Избранные сочинения. М., "Прогресс", 1994

102. Толстой Л.Н. Религия и нравственность //Толстой Л.Н. В чем моя вера? Тула, 1989

103. Учение Златоуста о богатстве и его социальный идеал. Н. Кудрявцев. // Богословский вестник 1907. №12 с. 787 797

104. Уткин Э.А. Этика бизнеса., Экономика. 1998

105. Флоровский Г. Восточные отцы церкви. М., ООО «Издательство ACT».

106. Франк Л.С Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии. Париж. 1949

107. Франк Л.С. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.

108. Фритше Д. Этика бизнеса. М., 2002

109. Хоман К. Экономическая и предпринимательская этика.// Политическая и экономическая этика // Политическая и экономическая этика: Учебное пособие. ФАИР ПРЕСС, 2001

110. Хоружий С. К феноменологии аскезы. М. 1998

111. Христианская этика: систематические очерки мировоззрения Л.Н. Толстого (Составитель В.Ф. Булгаков. М., 1919

112. Христианские начала экономической этики. Сборник материалов международной интернет-конференции. Редакторы К. Костюк и др. Москва 2000.

113. Шихирев П.Н. Этические принципы ведения дел в России /под общей редакцией С.А. смирновыа. М., Финансы и статистика. 1999

114. Шпидлик Фома. Духовная традиция восточного христианства. Систематическое изложение «Паолине» Москва. 2000

115. Экземплярский В.И. Учение древней Церкви о собственности и милостыне. Киев, 1910.

116. Экземплярский В. И. Гр JI.H. Толстой и св. Иоанн Златоуст в их взгляде на жизненное значение заповедей Христовых. Киев. Сборник. 1911.

117. Янышев И. Л., протопресвитер Православно-христианское учение о нравственности М., 1887

118. Ястребов А. Богатство и бедность: поэзия и проза денег.,-Аграф, 1999

119. Barth, Karl. Der Christ in der Gesellschaft, in:Anfange der dialektischen Theologie, Teil I, hg. von Jtirgen Moltmann, 2., um einen Anhang erw. Aufl., Miinchen: Chr. Kaiser Verlag 1996.

120. Boulding, Kenneth E. Okonomie als eine Moralwissenschaft* in: Seminar: Politische Okonomie. Zur Kritik der herrschendeen Nationalokokonomie, hg. Von Winfried Vogt, Frankfurt a.M.: Suhrkamp Verlag 1973.

121. Brunner, Emil. Das Gebot und die Ordnungen. Entwurf einer protestantisch- theologischen Ethik (1932), 4., unverand. Aufl., mit einer Einleitung von Rudolf Wehrli, Zurich: Theologischer Verlag 1978.

122. Christliche Wirtschaftsethik vor neuen Aufgaben. Festgabe fur Arthur Rich zum siebzigsten Geburstag, hg. von Theodor Strohm, Zurich: Theologischer Verlag 1980.

123. Ethik und Wirtschaftswissenschaft, hg. von Georges Enderle, Berlin: Duncker & Humboldt 1985 ( Schriften des Vereins fur Sozialpolitik, N.F: Band 147)

124. Goppelt, Leonhard. Prinzipien neutestamentlicher und systematischer Sozialethik heute, in: Die Verantwortung der Kirche in der

125. Gesellschaft, hg. von Jorg Baur, Leonhard Goppelt und Georg Kretschmar, Stuttgart: Calwer Verlag 1973.

126. Handbuch der christlichen Ethik (HCE), hg. von Anselm Hertz, Wilhelm Korff, Trutz Rendtorff, Hermann Ringeling, 3. Bande, Freiburg, Basel, Wien: Herder Verlag Giitersloh :Gutesloher Verlagshaus Gerd Mohn( Bd. 1 und 2,2 Aufl.) 1979 (Bd. 3 9) 1982.

127. Haring, Bernhard. Das Gesetz Christi. Moraltheologie, darstellt fur Priester und Laien, Band III, 7., verb. Aufl., Freiburg i. Br: Erich Wewel Verlag 1963.

128. Honecker, Martin. Kozept einer sozialethischen Theorie. Grundfragen evangelischer Sozialethik, Tubingen: J.C.B.Mohr (Pauo Siebeck) 1971.

129. Horst, Friedrich. Der Mensch als Ebenbild Gottes, in: Ders., Gottes Recht. Gesammelte Studien zum Recht im Alten Testament, hg. von Hans Walter Wolff, Munchen :Chr. Kaiser Verlag 1961.

130. Korff, Wilhelm. Orientierungslinien einer Wirtschaftsethik, in: Gerfried W. Hunold und Wilhelm Korff ( Hg.). Die Welt fur morgen. Ethische Herausforderungen im Anspruch der Zukunft, Munchen: Kosel- Verlag 1986.

131. Kung, Hans. Christ sein, Munchen: R.Riper Verlag 1974.

132. Kutter, Hermann Sie miissen! Ein offenes Wort an die christliche Gesellschaft, Zurich: Verlag Miiller 1904.

133. Locher, Gottfried W. Der Eingentumsbegriff als Problem evangelischer Theologie, 2., erw. Aufl., Zurich- Stuttgart: Zwingli Verlag 1962( Studien zur Dogmengeschichte und systematischen Theologie; 5).

134. Miiller -Armack, Alfred. Religion und Wirtschafi. Geistesgeschichtliche Hintergrunge unserer europaischen Lebensform, Stuttgart: W. Kohlhammer Verlag 1959.

135. Munby, Denis Lawrence. Christ und Wirtschafi, Giitersloh: Gutesloher Verlagshaus Gerd Mohn 1962.

136. Rechtenwald, Horst Claus. Okonomische und christliche Ethik. MiBverstandnisse trotz zahlreicher Gemeinsamkeiten, in: NZZ, Nr.48, 27/28.2.1998.

137. Rich, Arthur. Die Bedeutung der Eschatologie ftir den chrictlichen Glauben, Zurich: Zwingli Verlag 1954. Ebenfalls in: Ders, Aufrisse. Vorarbeiten zum sozialethischen Denken, Zurich: Zwingli Verlag 1970.

138. Sauter, Gehard. Was heiBt "christologische Begriindung" christlichen Handelns heute? in: EvTh, 35 Jg. 1975.

139. Schillebeeckx, Edward. Christus und die Christen. Die Geschichte einer neuen Lebenspraxis, Freiburg, Basel, Wien: Herder 1977.

140. Schrage, Wolfgang. Ethik des Neuen Testaments, Gottingen:Vandernhoeck & Ruprecht 1982.

141. Schrey, Heinz- Horst. Einfuhrung in die evangelische Soziallehre, Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft 1973.

142. Schulze, Hans. Theologische Sozialethik. Grundlegung. Methodik. Programmatik, Gutersloh: Gutersloher Verlagshaus Gerd Mohn 1979.

143. Spigel, Yorick. Hinwegzunehmen die Last der Beladenden. Einfuhrung in die Sozialethik, Miinchen: Chr. Kaiser Verlag 1979.

144. Wiebering, Joachim. Handeln aus Glauben. Grundriss der theologischen Ethik, Berlin: Evangelische Verlaganstalt 1981.

145. Wunsch, Georg. Evangelische Wirtschaftsethik, Tiibungen: J.C.B. Mohr (Paul Siebeck) 1927.