автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему: Этническая идентичность тувинцев
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Донгак, Венера Седип-ооловна
Введение.
Глава 1. Теоретические и методологические основы исследования этнической идентичности.
§ 1 .История изучения этнокультурных феноменов.
§2. Современные подходы к изучению этничиости.
2.1. Примордиализм.
2.2. Инструментализм.
2.3. Конструктивизм.
§3. Понятие этничности в этносоциологии.
§4.Идентичность в социально-философских и психологических концепциях.
§5.Этническая идентичность как форма социальной идентичности.
Глава 2. Историко-социологическая реконструкция этнической истории тувинцев.!.
§ 1. Этническая история тувинского народа.
1.1. Тюркский (уйгурский и кыргызский) период в этнической истории тувинцев.
1.2. Монгольский период.
1.3. Русские источники ХУЬХУН вв. о тувинцах.
§2. Тува в цинский период (китайской колонизации).
§3. Основные факторы формирования тувинского этноса.
3.1 .Самоназвание тувинцев.
3.2. Этнолингвистический фактор.
3.3. Антропологический фактор.
3.4. Религиозный фактор.
§4. Образование тувинского этноса.
§5. История тувинско-русских отношений.
Глава 3. Современная этническая идентичность тувинцев (по материалам этносоциологического исследования).
§ 1 .Этническая идентичность как объект эмпирического исследования.
§2. Степень выраженности этнического «я».
§3. Этноконсолидирующие и этнодифференцирующие признаки.
§4. Этнические отношения.
§5. Этнические стереотипы как индикатор этнической идентичности.
§6. Этническая культура.
6.1. Язык. б.2.Этническая история.
6.3.Традиции и обычаи.
6.4.Религи я.
Введение диссертации2003 год, автореферат по социологии, Донгак, Венера Седип-ооловна
Актуальность темы диссертации. Проблематика этничности, этнической идентичности в последнее время заняла прочные позиции в отечественной социологии и социальной антропологии. По мнению многих исследователей, категория этнической идентичности обладает значительным методологическим потенциалом для научного анализа российского общества,. переживающего период социальных трансформаций и кризисов. На фоне распада господствующей идеологии и «кризиса идентичностей», присущих постсоветскому периоду, во многих российских регионах, бывших советских республиках этничность вышла на первый план в качестве основы образования групповых солидарностей, общественных движений, политической мобилизации и личностной идентификации. Соответственно, чаще всего внимание исследователей направлено на анализ проблем, связанных преимущественно с конфликтогенными проявлениями этничности.
Вместе с тем, этничность представляет собой сложный феномен, содержание которого не может быть сведено исключительно к социальному или политическому аспекту. Этничность, понимаемая как этническая идентичность, должна рассматриваться в качестве социально-психологического и культурного явления. Такая трактовка позволяет проследить особенности формирования и проявления этнической идентичности в различных регионах России.
Изучение этнической идентичности тувинцев представляет интерес для этносоциологического анализа по ряду причин: в силу особенностей исторического развития Тувы1; «буферного» положения между двумя империями (российской и китайской); характерной для Тувы специфической ситуации в области межэтнических отношений, в частности, между двумя основными этническими группами - тувинцами и
1 «Наименовашм Республика Тыва и ТуЕа равнозначны.» щгг.по: Конституция Республики Тыва, раздел 1,глава I, ст.1,п.2. Кьпы.%2001. русскими. Л также из-за сравнительно позднего вхождения Тувы в состав России (1944 г.) и географической труднодоступности у тувинцев сохранилась самобытная этническая культура.
Степень разработанности проблемы.
Анализ научной литературы показывает, что изучение этнической идентичности невозможно в отрыве от существующих теорий этничности. Теоретические подходы к исследованию феномена этничности в нашей стране были заложены в 60-70-е гг. такими известными советскими этнологами как Ю.В. Бромлей, JI.H. Гумилев,В.И. Козлов, П.И. Кушнер, H.H. Чебоксаров. В трудах современных российских исследователей анализируются различные аспекты социальных и этнокультурных процессов: работы Ю.В. Аругюняна, А.О. Бороноева, Б.Е. Винера, JI.M. Дробижевой, А.Г. Здравомыслова, Н.Г. Скворцова, П.И Смирнова, A.A. Сусоколова, Ж.Т. Тощенко, К.Н. Хабибулина, C.B. Четко, В.И. Ядова и др. Политологический аспект этнических проявлений в постсоветском пространстве рассматривают Р.Г. Абдулатипов, Э.А. Баграмов, Т.Ю. Бурмистрова, М.О. Мнацаканян, Г.В. Старовойтова, В.А. Тишков. Социально - психологические проблемы этничности разрабатываются в исследованиях А.О. Бороноева, JI.M. Дробижевой, И.С. Кона, З.В Сикевич, Г.У. Солдатовой, Т.Г. Стефаненко. Этнокультурные аспекты этничности привлекают внимание известных отечественных этнологов и культурологов С.А. Арутюнова, М.Н. Губогло, Э.С. Маркаряна и др.
Среди зарубежных авторов, разрабатывающих проблемы этничности, этнической идентичности, нации и национализма можно назвать таких исследователей, как Ф. Барт, Дж. де Воз, Э.Смит, С.Олзак, Дж. Нейджел, Дж. Мак-Кэй, К. Гирц, П. Ван ден Берге, Н. Глейзер, Д. Мойнихан, X. Айзеке, Дж. Окамура, А. Коэн, Д. Хоровиц, Б. Андерсон, Э. Геллнер, Э. Хобсбаум и др. Психологические и социальные аспекты идентичности рассматриваются в работах Э. Эриксона, А. Тэшфела, Дж. Тернера, М. Хогга, Д. Абрахамса и ДР
Для анализа этнической истории тувинцев представляют интерес труды этнографов, археологов, лингвистов. Особое значение имеют исследования Г.Е. Грумм-Гржимайло, Н.В. Кюнера, С.И. Вайнштейна, В.И. Дулова, С.Е. Малова, Ф.Я. Кона, Л.П. Потапова, А.Д. Грача, Н.А. Сердобова, Л.Р. Кызласова, Д.П. Савинова, В.П. Дьяконовой, ЮЛ. Аранчын и др. В настоящее время социальными и этнокультурными проблемами Тувы занимаются З.В. Алайбан, Г.Ф. Балакина, М.В. Монгуш, С.М. Биче-оол, М.Х. Маннай-оол, В.Д.Март-оол, Н.П. Москаленко, В.А Семенов, О.М. Хомутку, Н. О.Товуу, Ч.К. Даргын-оол и др.
Однако, несмотря на некоторый рост количества научных публикаций, статей, монографий по исследованию этнокультурных и межэтнических процессов современного тувинского общества, проблемы этничности и этнической идентичности тувинцев далеко не исследованы и требуют дальнейшей разработки.
Объект и предмет исследовании. Объект настоящего исследования -тувинское население Республики Тува. Предметом исследования является содержание и динамика этнической идентичности тувинцев.
Цель и задачи исследования. Целыо настоящей диссертации является выявление особенностей и механизмов формирования этнической идентичности у современных тувинцев. Реализация этой цели предполагает решснио следующих задач:
- определить исторические источники и факторы формирования тувинского этноса;
- выяснить степень выраженности этнического «я» у представителей тувинского населения Республики Тува;
- определить этноконсолидирующие и этнодифференцирующие признаки тувинцев;
- выявить специфику межэтнических отношений в Республике Тува;
- проанализировать особенности этнической идентичности тувинцев на уровне системы авто- и гетеростереотипов;
- описать характерные для тувинцев социокультурные установки и оценки, выявляющие отношение к этнической истории и к отдельным элементам этнической культуры (языку, традициям и религии). Теоретико-методологическую основу исследования составили интегративный, исторический и междисциплинарный подходы:
- интегративный подход является наиболее адекватным для выражения интегральной природы этничности. Если в начале 90-х годов разногласия сторонников примордиалистского, инструменталистского и конструктивистского подходов носили непримиримый характер, то в дальнейшем в научном сообществе все большее внимание уделяется возможности интеграции различных подходов;
- исторический подход использован для историко-социологической реконструкции этнической истории тувинского этноса.
- междисциплинарный подход, развиваемый в российской этносоциологии Л.М. Дробижевой, Ю.В. Аругюняном, З.В. Сикевич и другими исследователями, дает понимание этнической идентичности, как несводимого только к идеологии и политике феномена, как сложного социально-психологического и культурного явления, изучение которого требует привлечения социологии, психологии, социальной антропологии, политологии и других наук, а также рассмотрения исторического, социально-психологического и политического контекстов его формирования.
В качестве эмпирической базы выступает данные анкетного опроса, проведенный автором в Республике Тува в апреле и в августе 2001 году.
Достоверность данных и обоснованность выводов, полученных в эмпирическом исследовании, обеспечивается теоретико-методологической базой исследования, применением надежных и апробированных методов эмпирического исследования, соблюдением необходимых конкретно-методологических требований, использованием современного инструментария математической обработки данных.
Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:
- осуществлена историко-социологическая реконструкция этнической истории тувинцев с точки зрения проблемы этнической идентичности;
- определены источники и особенности современного состояния этнической идентичности у тувинцев;
- выявлена специфика межэтнических отношений у тувинского населения Республики Тува;
- проанализирована этностереотипическая модель поведения у тувинцев;
- обоснована роль социальных, политических и психологических факторов, влияющих на характер этнической идентичности тувинцев. На защиту выносятся следующие положения, представляющие собой основные итоги проведенного исследования:
- тувинцы имеют устойчивую, позитивную идентичность, которая характеризуется высокой степенью выраженности этнического «я», стремлением к сохранению своей аутентичности и этнической самобытности;
- в наибольшей степени тувинцев сближают этнокультурные признаки (язык, обычаи, родная земля и т.п.), «мы» от «не мы» отличают, кроме тех же этнокультурных признаков, антропологические признаки и в меньшей степени психологические особенности (особенности поведения);
- этнические отношения, характеризовавшиеся в 90-е годы как напряженные, в настоящее время стабилизировались. Тем не менее зафиксировано противоречивость этноконтактной ситуации в Туве. На межличностном уровне тувинцы проявляют открытость и толерантность, что подтверждается готовностью опрошенных жить в одном городе с людьми другой национальности, вступать с ними в брак. Па межгрупповом уровне обнаруживается преобладание негативных гетеростереотипов над позитивными;
- при выявлении этнических гетеростереотипов по отношению к русским негативные качества преобладают над позитивными. Больше всего они доминируют в категориях, выражающих общий стиль поведения, социальные характеристики и отношение к людям. Тем не менее тувинцы высоко оценивают трудолюбие, работоспособность, волевые качества, практичность и солидарность русских;
- в настоящее время общественная жизнь характеризуется доминированием национальной тувинской культуры, которая обусловлена процессом возрождения национальной культуры, численным преобладанием тувинского населения, устойчивым положением и широкой сферой функционирования тувинского языка.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что они могут быть использованы при дальнейшем изучении этнической идентичности тувинцев и востребованы этнологами, историками, социологами, политологами при изучении социально-психологических особенностей этносов, при разработке мер по предотвращению межэтнической напряженности, при анализе этносоциальных, этнопсихологических и этнополитических проблем и процессов.
Апробация работы.
Отдельные результаты и различные аспекты темы были представлены на второй российской конференции «Традиции и обычаи народов России» (Санкт-Петербург, 2000), международной научной конференции «Роль ахалтекинского коня в формировании мирового коннозаводства» (Ашхабад, 2001), на городском семинаре «Сибирь и сибирский менталитет» (Санкт-Петербург, 2002), международной научно-практической конференции
Культура и менталитет населения Сибири» и в ряде публикаций, подготовленных в рамках исследовательского проекта РГНФ № 01-03-00395 «Сибирь и сибирская идентичность».
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Этническая идентичность тувинцев"
Заключение.
Основной научный результат проведенного исследования состоит в раскрытии механизмов и источников проявления этнической идентичности у тувинского населения Республики Тува.
1. В рамках междисциплинарного подхода, включающего в себя историко-социологический метод анализа этнической истории тувинцев на основе исторических письменных источников, этнографических и археологических материалов, антропологических данных и результатов этнолингвистичеких (топонимических) исследований рассмотрен процесс формирования тувинского этносас точки зрения проблем этнической идентичности тувинцев. Также проанализирована история тувинско-русских межэтнических контактов.
2. Обобщая результаты этносоциологического исследования современной этнической идентичности, сделан вывод о том, что тувинцы имеют устойчивую, позитивную идентичность, которая характеризуется высокой степенью выраженности этнического «я», стремлением к сохранению своей аутентичности и этнической самобытности. Респонденты в подавляющем большинстве гордятся тем, что они - тувинцы. Несмотря на то, что разделение тувинцев по родовому признаку не имеет такого важного значения, как раньше, внутриродовые связи существенно влияют на идентичность тувинцев. Гражданская (российская) идентичность зафиксирована у каждого четвертого опрошенного.
3. Судя по результатам нашего исследования, заметных различий в соотношении отдельных индикаторов консолидации и дифференциации не обнаружено. Более всего тувинцев значительно больше других признаков сближают этнокультурные признаки (язык, традиции, обычаи, родная земля и т.п.), «не нас» отличают кроме тех же этнокультурных признаков, психологические особенности (особенности поведения) и в меньшей степени антропологические (внешность). Иными словами, для участников опроса
156 важны примордиальные привязанности, что характерно для традиционно! о общества.
4. Исследование показало, что этнические отношения, характеризовавшиеся в 90-е годы как напряженные, в настоящее время стабилизировались. Тем не менее наше исследование зафиксировало противоречивость этноконтактной ситуации в Туве. На межличностном уровне гувинцы проявляют открытость и толерантность, что подтверждается готовностью опрошенных жить в одном городе с людьми другой национальности, вступать с ними в брак. Однако на межгрупповом уровне обнаруживается преобладание отрицательных гетеростереотипов над положительными.
5. Модальным качеством тувинского характера является уважительность и ее проявления (доверчивость, доброжелательность, гостеприимность, искренность). Недостаточно развиты и актуализированы в тувинце трудолюбие, предприимчивость, целеустремленность. При выявлении этнических гетеростереотипов по отношению к русским негативные качества преобладают над позитивными. Больше всего они доминируют в категориях, выражающих общий стиль поведения (хитрость, жадность, алчность), социальные характеристики (нацизм, пьянство, приспособленчество) и отношение к людям (лицемерие, наглость, высокомерие). Тем не менее тувинцы высоко оценивают трудолюбие, работоспособность, волевые качества, солидарность, дружелюбие и доброжелательство русских. Причинами такого восприятия могут быть как неоднозначность и сложность истории взаимоотношений тувинцев и русских, так и современные условия межцивилизационных взаимодействий Запад-Восток.
6. В настоящее время состояние культуры в Туве характеризуется доминированием национальной культуры, главными причинами которого являются процесс возрождения национальной культуры, численное преобладание тувинцев, устойчивое положение и широкая сфера
157 функционирования языка. Несмотря на высокий уровень владения тувинским языком участниками опроса, наше исследование выявило тенденцию влияния русского языка на лексику современного тувинского языка. Результаты опроса по этнической истории показали значимость для опрошенных событий досоветской и постсоветской истории Тувы, которые способствовали проявлению позитивной этнической идентичности тувинцев. Национальные традиции и обычаи у опрошенных выражаются в некоторых «стандартизованных действиях» праздничного поведения. Популярностью у участников опроса пользуются национальные праздники и ритуалы, относящиеся к повседневной обрядовой практике тувинцев. Конфессиональная ситуация в Туве определяется преобладанием буддистов. Мы полагаем, что религиозность, являясь наиболее интимной областью индивидуально-личностного самосознания, требует специального исследования.
Список научной литературыДонгак, Венера Седип-ооловна, диссертация по теме "Социология культуры, духовной жизни"
1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.
2. Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез. М., 1989.
3. Анайбан З.В. Межнациональные отношения в Туве в 90-е годы (по материалам этносоциального исследования). М., 1999.
4. Анайбан З.В. Молодежь Тувы и проблемы безработицы // Этносоциальные процессы в Сибири. Вып.З. Новосибирск, 2000.
5. Анайбан З.В. Республика Тува: модель этнологического мониторинга. М., 1996.
6. Аристов И.А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности. «Живая старина» вып.Ш-VI, СПб., 1896.
7. Аристов И.А. Опыт выяснения этнического состава киргиз-казаков на основании родословных сказаний и сведений о существующих родовых делениях и о родовых тамгах, а также начинающихся антропологических исследований. «Живая старина». Выи.IV. СПб., 1894.
8. Арутюнян Ю.В., Дробижева JI.M., Сусоколов A.A. Этносоциология. М.,1999.
9. Астахов С.Н. Палеолит Тувы. Новосибирск, 1986.
10. Ачкасов В.А. Этническая идентичность в ситуациях общественного выбора // Журнал социологии и социальной антропологии. Т.П. №1 (5). СПб., 19999.
11. Балакина Г.Ф., Анайбан З.В. Современная Тува: социокультурные и этнические процессы. Новосибирск, 1995.
12. Бартольд В.В. Сочинения. Т. II. М., 1973.
13. Баскаков H.A. Введение в изучение тюркских языков. Москва, 1969.
14. Батманов И.А., Арагачи З.Б., Бабушкин Г.Ф. Современная и древняя енисеика. Фрунзе, 1962.
15. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древнейшие времена, т.1. M.-JL, 1950.
16. Бланковая карта «Тувинская АССР» М., 1967.
17. Бороноев А.О. Павленко В.И. Этническая психология. СПб., 1994.
18. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., 1981.
19. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
20. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1972.
21. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987.
22. Вайнштейн С.И. Историческая этнография тувинцев. Проблемы кочевого хозяйства. М., 1972.
23. Вайнштейн С.И. Очерки этногенеза тувинцев // Ученые записки ТНИИЯЛИ. Кызыл, 1957.
24. Вайнштейн С.И. Происхождение и историческая этнография тувинского народа. Автореф. дисс. . докт. ист. наук. М., 1969.
25. Вайнштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы: историко-этнографические очерки. М., 1961.
26. Вайнштейн С.И. Тувинское шаманство. М., 1964.
27. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб., 2001.
28. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.
29. Вебер М. История хозяйства: Город. М., 2001.
30. Винер Б.Е. Этничность в поисках парадигмы изучения // ЭО., №4,1998.
31. Владимирцов Б.Я. Общий строй монголов. Л., 1934.
32. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.
33. Герд A.C. Введение в этнолингвистику. СПб., 1995.
34. Горощенко К.И. Сойоты // Русский антропологический журнал. СПб., 1901.
35. Государственные и титульные языки России. Энциклопедический словарь-справочник. Главный ред. В.П. Нерознак. М., 2002.
36. Грач А.Д. Древнетюркские изваяния Тувы. М., 1961.
37. Грач А.Д. Петроглифы Тувы // Сборник МАЭ, т. XVII. М.-Л., 1957.
38. Грач А.Д. Петроглифы Тувы //Сборник МАЭ, т.ХУШ. М.-Л., 1958.
39. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Т.Н. СПб., 1926.
40. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. ТЛИ. Л., 1930.
41. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.
42. Даргын-оол Ч.К. Культурно-антропологические факторы регионального развития Тувы. Автореф. дисс. . канд. философских наук. М., 2002.
43. Дебец Г.Ф. Краниологический очерк танну-тувинцев. «Северная Азия». Москва, 1929.
44. Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. М.,1960.
45. Доржу З.Ю. Этнополитическая ситуация в Республике Тыва // Этносоциальные процессы в Сибири. Вып.З. Новосибирск, 2000.
46. Дробижева Л.М. История и социология. М., 1971.
47. Дробижева Л.М. Штрихи к национальному самосознанию русского народа // Русские. Этносоциологические очерки. Под ред. Ю.В. Арутюняна. М., 1993.
48. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в РФ 90-х годов. М., 1996.
49. Дробижева Л.М. Этничность в современной России // Россия -трансформирующееся общестов. М., 2001.
50. Дулов В.И. Социально-экономическая история Тувы XIX в. нач. ХХв. Москва, 1956.
51. Дульзон А.П. Былое расселение кетов на данных топонимики // Сборник Вопросы географии». №58, 1962.
52. Дульзон А.Г1. Дорусские топонимы средней Сибири // Сборник Московского филиала географического общества СССР. №70. М., 1966.
53. Дьяконова В.П. Погребальный обряд тувинцев как историко-этнографический источник. JI., 1975.
54. Дьяконова В.П. Религиозные культы тувинцев // Памятники культуры народов Сибири и Севера. СМАЭ. JL, 1977.
55. История Тувы. Т. I. М., 1964.
56. Караев О. Арабские и персидские источники IX-XII вв. о киргизах и Киргизии. Фрунзе, 1968.
57. Катанов П.Ф. Письма из Сибири и Восточного Туркестана. СПб.,1893.
58. Козин С.А. Сокровенное сказание: монгольская хроника 1240 г. М.-Л., 1941.
59. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса // СЭ., 1974. N2.
60. Козлов В.И. Проблематика "этничности" // ЭО., 1995. N4. с.50
61. Козьмин H.H. Хаказы. Историко-этнографический и хозяйственный очерк Минусинского края.
62. Кон Ф.Я. Предварительный отчет по экспедиции в Урянхайскую землю. Известия Восточно-Сибирского отделения Русского географического общества. XXXIV. Иркутск, 1905.
63. Кон Ф.Я. Экспедиция в Сойотию. За пятьдесят лет. Собрание сочинений. Т. III. М., 1934.
64. Конституция Республики Тыва. Кызыл. 2001.
65. Краткий русско-тувинский словарь географических терминов. Кызыл, 1959.
66. Кузьмин В.А. Проблемы межцивилизационных взаимодействий // Этносоциальные поцессы в Сибири. Вып.З. Новосибирск, 2000.
67. Курбатский Г.Н. Тувинцы в фольклоре. Кызыл, 2001.
68. Кызласов Л.Р. История Тувы в средние века. М., 1969.
69. Кызласов Н.Ф. Средневековые города Тувы // Советская археология. №3.1959.
70. Кюнер Н.В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. М., 1961.
71. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб., 2000.
72. Левин М.Г. К антропологии Южной Сибири// КСИЭ. 1954.
73. Леви-Стросс Л. Структурная антропология. М., 1985.
74. Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1998.
75. МалаховВ.С. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии.1998. №8.
76. Малов С.Е. Енисейская письменность тюрков. М.-Л., 1952.
77. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии. М.-Л., 1959.
78. Мандельштам А.М. Археология СССР. СПб., 1991.
79. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. №2.1981.
80. Мид Дж. Интернализрованные другие и самость // Американская социологическая мысль. М., 1994.
81. Миллер Г. История Сибири. Т. Н.М.-Л. 1941.
82. Миллер Г. История Сибири. Т. I. М.-Л. 1937.
83. Миронов Б.И. История и социология. М., 1981.
84. Мнацаканян М.О. Об интеграции теории национально-этнической общности // Социологические исследования. №9. 1999.
85. Монгуш Б.Д. Тыва араттын ундезин созунун ужуу // Башкы.1999.
86. Монгуш М.В. Буддизм в Туве // Буддизм России. №2. 1999.
87. Монгуш М.В. История буддизма в Туве. Новосибирск, 2001.
88. Монгуш М.В. Тувинцы в Монголии и Китае. Новосибирск, 2002.
89. Москаленко ГШ. Основные проблемы этнополитической истории Тувы в XX в. Автореф. дисс. канд. истор. наук. М., 2000.
90. Тарасов А. Экономику Тувы подорвали кайгалы // Московские новости. №23.17-23 июня. 2003.
91. Мурзаев Э.М. Южно-Сибирские топонимические элементы в Монголии // Сборник «Вопросы географии» №70, М., 1966.
92. Наука и религия. 1997.-№11.
93. Никонов В.А. Краткий топонимический словарь. М., 1966.
94. Окладников А.П. История Якутской АССР. Т. I. Л., 1955.
95. Островских П.Б. Олениые тувинцы // Северная Азия. М., 1927.
96. Платонов Ю.П. Почебут Л.Г. Этническая социальная психология. СПб, 1993.
97. Потанин Г.Н. Очерки северо-западной Монголии. Вып.IV. СПб.1883.
98. Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. Москва, 1969.
99. Потапов Л.П. Происхождение и формирование хакасской народности. Абакан, 1957.
100. Радлов В.В. Этнографический обзор турецких племен Сибири и Монголии. Иркутск, 1872.
101. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т. I, кн.1. М.-Л, 1952.
102. РИА-Новости. Могильники раскрывают тайны // Известия. -2003. №112. с. 10
103. Родевич В. Очерк Урянхайского края. СПб, 1910.
104. Розенберг О.О. Введение в изучение буддизма (по китайским и японским источникам) Ч.Н. Проблемы буддийской философии. Пг, 1918.
105. Романовский Н.В. Историческая социология: опыт ретроспективного анализа//Социологические исследования. 1998. №5 .
106. Россия: Центр и регионы (по результатам социологических исследований). М, 2001.
107. Садохин А.П. Этнология. М, 2000.
108. Семенов В.А. Неолит и бронзовый век Тувы. СПб., 1991.
109. Сердобов Н.А. История формирования тувинской нации. Кызыл, 1971.
110. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. Спб., 1999.
111. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. М., 1996.
112. Сикевич З.В. Этнический фактор в политических процессах современной России. Автореферат дисс. доктора соц. наук. СПб., 1996.
113. Скворцов Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии. Спб., 1997.
114. Солдатова Г.У. Психологическое исследование этнической идентичности в условиях межэтнической напряженности // Национальное самосознание и национализм в РФ начала 90-х годов. М., 1994.
115. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.,1998.
116. Социологический словарь. Аберкомби Н., Хилл С., Гернер Б.С. Пер. с англ. Казань, 1997.
117. Социологический энциклопедический словарь. Редактор-координатор акад. РАН Г.В. Осипова. М., 1998.
118. Статистический сборник Государственного комитета Республики Тува по статистике. Кызыл, 2001.
119. Стефаненко Т.Г. Эгнопсихология. М., 1999.
120. Сунчугашсв Я.И. Горное дело и выплавка металлов в древней Туве. М., 1969.
121. Тарасов А. Экономику Тувы подорвали кайгалы // Московские новости.- 2003. №23. с.2.
122. Татаринцев Б.И. Влияние лексики русских и монгольских языков на развитие лексической системы современного тувинского языка. Автореф. дисс. канд. фил. наук. Новосибирск, 1968.
123. Тишков В.А Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе // Вопросы социологии. 1993. N1-2. с.З.
124. Тишков В.А. Очерки теории этноса и политики этничности в России. М., 1997.
125. Тишков. В.А. Концептуальная эволюция национальной политики в России // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. №100, М., 1996.
126. Послание Председателя Правительства Республики Тыва Великому Хурале о положении дел в республике и государственной политике на 2003 год // Тувинская правда. 2003. №43.
127. Тувинско-русский словарь «Основные географические названия Тувинской АССР». М., 1968.
128. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995.
129. Фром Э. Человеческая ситуация. М., 1994.
130. Хабибуллин К.И., Скворцов Н.Г. Испытания национального самосознания. СПб., 1993.
131. Уложение Китайской палаты внешних сношений. T.II. М., 1919.
132. Хара-Даван Э. Русь монгольская. М., 2002.
133. Хомушку О.М. От «опиума для народа» до «возрождения духовности» // Слово.- 2001. №1.
134. Хотинец В.Ю. О содержании и соотношении понятий этническая самоидентификация и этническое самосознание. Социологические исследования. №9.1999.
135. Чешко C.B. Человек и этничность // ЭО., 1994. N6.
136. Широкогоров С.И. Исследование основных признаков изменения этничности и этнографических явлений. Шанхай, 1923.
137. Эриксон Э. Детство и идентичность. СПб., 1996а.
138. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 19966.
139. Этнография и смежные дисциплины, этнографические субдисциплины, школы и направления. Под общ. ред. акад. Ю.В. Бромлея и проф. Г. Штробаха. М., 1988.
140. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования личности. // Социальная идентификация личности. М., 1993.
141. Яковлев Е.К. Этнографическое обозрение инородского населения долины Южного Енисея и объяснительный каталог этнографического отдела музея. Минусинск, 1900.
142. Ярхо А.И. Алтае-Саянские тюрки. Абакан. 1947.
143. Anderson В. Imagined Communities: Reflections on The Origins and Spread of Nationalism. London, 1983.
144. Barth f. Introduction // Ethnic Groups and Boundaries: The Social Organisation of Culture Difference. Bergen; Oslo; London, 1969.
145. Bently G.C. Ethnicity and Practice // Comparative Studies in Society and History. 1987. V.29. N1.
146. Cohen A. Introduction: The Lesson of Ethnicity // Urban Ethnicity / Ed. by A. Cohen. L., 1974.
147. Cohen A. Tvvo-dimentional Man. Cambridge, 1975.
148. Eller J.D. Coughan R.M. The Poverty of Primordialism: The démystification of Ethnic Attachments // Ethnic and Racial Studies. 1993.Vol. 16.N.2.
149. Ethnicity: Theory and Experience / Ed. by N. Glaser, D. P. Moynihan. Cambridge, 1975.
150. Gans H. Symbolic Ethnicity: The Future of Ethnic Groups and Cultures in America // Ethnic and Racial Studies. 1979. V.2. N1.
151. Hobsbavvm E. Introduction: Inventing Traditions // The Invention of Tradition. Cambridge, 1985.
152. Kardiner A. Lintlon R. The Individual and His Society. New-York,1945.
153. Linton R. The Cultural Background of Personality. London, 1946.
154. Mckcy J. An explorary Synthesis of Primordial and Mobilisatist Approaches to Ethnic Phenomena // Ethnic and Racial Studies. 1982. V.5 N4.
155. Mead D. G. Mind, Self and Society. Chicago, 1936.
156. Okamura I.Y. Situational ethnicity // Ethnic and Racial Studies. 1981. Vol.4. N4.
157. OkelyJ. The Traveller-Gypsies. Cambridge, 1983.
158. Olzak S. The Dynamic of Ethnic Competition and Conflict, Stanford, 1992.
159. Olzak S., Nagel J. Introduction. Competitive Ethnic Relations: An Overview// Competitive Ethnic Relations, London, 1986.
160. Sherif M. Group Conflict and Cooperation: Their Social Psycology. London, 1966.
161. Shils E. Primordial, personal, sacred and civil ties // British J. Sociology. 1957. Vol.8. N2.
162. Smith A.D. Ethnic Nationalism // The Blackwell Ensyclopaedia of Political Science . Ed. by V. Bogdanor. Oxford; Cambridge, 1992.
163. Tajgfel II. Human Groups and Social Categories: Studies in Social psycology. Cambridge, 1981.
164. Turner J. Social Categorization and selfconcept: A Social Cognitive Theory of group Behaviour// Advances in Group Processes. Grcenvich, 1985.
165. Van den Bcrghe P.L. A Sociobiological Perspective // Ethnic and Racial Studies. 1978/ Vol.1. N4.
166. Van den Berghe P.L. The Ethnic Phenomenon. N.Y. 1981.
167. Vos G de. Ethnic Pluralism: Conflict and Accomodation // Ethnic Identity: Cultural Continuities and Change / Ed. by G. De Vos, L. Romanucci-Ross. Chicago; London, 1982.
168. Waterman A. (ed.) Identity in adolescence: Processes and Contents. San-Francisco. 1993.