автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Этнические процессы и этническая политика в государстве Северное Вэй (IV-VI вв.)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Этнические процессы и этническая политика в государстве Северное Вэй (IV-VI вв.)"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕПЛ ЛЕНИНА, ОРДГНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕПЛ ТРУДОВОГО КРАС ¡'О ГО ЗНЛЛ'.ЕПИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени ЛА. В. ЛОЛЮПОСОВЛ
Институт стран Азии и Африки при МГУ
На правах рукописи
ГОЛОВАЧЕВ Валентин Цуньлиевич
ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ЭТНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ГОСУДАРСТВЕ СЕВЕРНОЕ ВЭП (IV—VI вз.)
07.00.03 — Всеобщая история
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Москва 1901
Работа выполнена па кафедре Истории Китая ИСАА при МГУ.
Научный руководитель — доктор исторических паук,
профессор 3. Г. Лапина.
Официальные оппоненты — доктор исторических наук,
профессор М. В. Крюков; кандидат исторических паук С. Н. Гончаров.
Ведущее учреждение — сектор древней и средневековой истории Китая ИВ АН СССР.
Защита состоится « . » .^.Рг^г? . 199^г. в . . . час. на заседании Специализированного совета Д.053.05.23 по историческим наукам Института стран Азии и Африки при МГУ по адресу: г. Москва, проспект Маркса, д. 18.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ИСАА при МГУ.
Автореферат разослан «г-Ф-. » г.' ./. . 1991 г
Ученый секретарь Специализированного совета кандидат исторических паук
А. Л. Сафропова
(Ш'ШШШт РАБОТЫ .
Ажатаиьгош» юстешзашя. Полуторавековая история се-вовюзэйозндаз кюударстба {38&-534 гг.), существовавшего в этажу Шина и Сетевых династий в Китае, соотносится боль- , швягвш готорште с» временем перехода от древности к сред-ввдековыэ в ооудегтвяекия в недрах китайского общес-ва коравто. соцгзльио-энонсгяачеста, • политических и этнокультурных: таредая.* Действительно, возникновение единой империи после 1ву1 <?тодб«ий войн и распада создало благоприятные возлпжкос-ги цкя дальнейшегг социал ыю-эюоногагческого и культурного развития всех вояедшях в ее состав плрмш и народов. Политичес-,
оьа объединение Севера Китая способствовало интенсификации • - , > ! дажэтшгсескохх) взаимодействия, в ходе которого каждый из
гногочислеяиых этнических компонентов северойзйокой шиерии
тротерпэвал аушествеинне этнокультурные изменения.,
О быстроте .и кдивтабах этих изменений 'свидетельствовали, ь частности, глубокие сдвиги в'-этническом самосознании и пеи-солопг* правивших тобийцев. Так, если основа сеЕеровэйс-юй династии Тоба Туй {386-409) считал, что исйонние /обий-!кие 'государси еяные обычаи просты и безыскусны, стр&стн и селанк« малы",, что "нельзя приобщать ах к хитрости и коварет-¡7, обучать их ловкости и выгода", якобы свойства шх коте*-«щ, тб уже менее, чей через сто лёг, один из его потомков и феемников, император Тоба Хун (47^-439), выражал' гзротийогкн южные опаеэнйя. в тон, что собдвдетт древкх тобййоккх обидев чревато тем, что "через нескагко похюланИ о .приокн
' Крюков М.В., ..алявш! В.В.,
Софроноз'М.В, '.лтейскй} откос
на ,пороге средних веков, - М.., 197&. -•0»/2*?3,
И V Ло (т.е. тоЗийцы,- жившие в самом, цэнтра Кстая - ЩГ„)) вновь превратятся в ладей /варваров/ с рйсидааашш вшги* ми".
Специфика этнических процессов^, этого иердадац «ыфадаад-лась взаимодействием множества факторов» среда штцт шаЗй* лее значительными бичи чрезвычайная разнородность. агшнйаш-го состава населения, иноземное происхождение; прашдаяж® таперш, относктадьная макочиояеккасть-* со1даально>-шш®шяей>--кая и культурная отсталость тобийдав и пр.. Боа здаг ошйааша©-ти предопределили важнейшую роль этнического' фазшфа в гесу-' дарственном управлении северовэйской империей» ■
Потребность в урегулировании' мааэякотееетж аяшашзшй диктовала необходимость вкрабоакипроведши® сйййМй ашта-чеекой .политика, которая оказывала воздействий г^шет^м® из все стороны обцестйенной кизяк в Северной- Еа® ш„ а сшей ош-редь,. была такие сощю."-'но дифференцирована-. иг с^еясшет. Ее успешное .ссуществлеше; бшо, одним да рэшаадгг удяшшй 8ф~ февишдат 'тазззаретвенйсшо. управления ш еа^адашш ШШШНЙ-ческода* «гяшщаша вдбийшгй: дааши* Шшшь шажищу зшпрэ-са рщагдая-ша яадааашщгмга шшгшгезмшаа,
пейайдаетшщш зшшйяшй евдз£ов.эйс;шх цеавиэдо&»
© зэдайаащ; аяшШш оятш&вш щт& и, сведет» хщояздрт&ттшжй! штат' войиЯщи ксяодазовали, ошйг правителей. Гшизнашши; вддяяь падазщ\-<отвс®8ова8ших на территории Срединной-' равшаша а»н»аэь.„ ш жавзр традиции-
Под термином "этнический. леовдоо!" шдйазршйшжш изменение в этносе любого его ■ кодяшвявай оздрдыош гглвмвнтдз- культ-туры, языка, социальной егдайтда»№ тип. Ш Сш. ШиД^оы»-лей.' Очерки теории этноса.. М„„ Ш&&. - а..
взаимоотношений Китая с "варварами" (смнну .1 пр.), олояспв-шиеся еще во времена ханьской династии. Со временем я сами тобийцы оказались в роди носителей уникального опыта управления полиэтнической спорней, приш'-шшегося ео внимание всеми последующими правгтол.чш: и;;озомних завоевательных династий в Китае. При этом, поскольку основные пути и методы урегулирования межэтнических отноыешШ в рамках цсштрачизован-ных государсту.ешшх образований но претерпели за прошедшие со: времен Северного "иэП полтора тысячелетии особенных изменений, историческое познание сущности и закономерностей этнических процессов и явлений, диалектики взаимодействия э1'-ническпх и политических сби.ноетвй, соотношения традиционного и современного в вопросах этнической политики, ваюгь до нашего времени остается на просто академической проблемой, но и важнейшей политической задачей. Относительная малоизучеи-ность указанных проблем применительно к периоду Северного Вэй, гзобходямость .анализа и обобщения оущестзущга на сегодняшний день специальных исследований, такие определяют актуальность теми представленной у. защите диссертации.
Целя и задали исследование. Цельа диссертационной работы является иаучЬние особенностей этнических процессов а этнической полигаки в государстве Северное Вэй. В ¿вязи о этим формулируются и решаются следующие задата:
- провести историографическое изучение исследований по этнической историй Северного Вэй учеными КНР и Тайваня;
- осуществить источниковедческий анализ и апробацию новых материалов письменных и эпиграфических историков;
- показать сущность, особенности и динамику этнических процессов на различных'этапах существования Северной Вой;
- выявить особенности, условия и факторы эволюции характера, форм и методов этнической политики государства Toda Вэй;
- определить значение этнической политики как субъек- • тивкого фактора этносоциального, политического к культурного . развития оеверовэйокого общества, ее адаптирувдув роль в процесса взаимодействия китайской и других ииоэтнических культур.
Наущая новизна исследования и по тоже им, вннооишэ на . защиту. В диссертации рассматривается малоизученные вопросы ' ать-леокой исторья государства Северное* Вэй. С этой целью ■ предпринят историографический анализ v обобщение результатов максимально доступного круга специальных трудов советских и зарубежных авторов. В качества основы исследования в'-научиий оборот вводятся новые да^шне аисьме.лых и эпиграфических ис- ' точшшэв, позволяющие с5орг>!улировать;следуидиэ выводы:
- отнокультурное развитие 'оеверовэйокого общества соответствовало общим закономерностям развития этнокультурных процеооов, выявленным в теоретичебках научных исследованиям'
- особенности аткичэоко'а политики-тобийских правителей определялись характером этнических процессов, которые сводились к ускоренной завоеванием Китая внутриэтлическс.; кокео-: лидации тобийцев и их постепенной стихийной синизацки, вли ' этнокультурной-диффузии, сыснишейся в 80-х гг, У в.. периодом «исиш.ой етнокуль^ургой т-ранс^оршшщ^
- этническая полкаша соверовэ'иских правителей носкла . дв^еранцкровакный характер1 в откбшешш отдельных зтшгчоских компонентов чм-ери: на разных этапах ее <зуцеств^вания{
- сущ'"зстная периодизация сикизаторсккх реформ шыра-
" тора Toda луна (Сяо Вэнь-ди, 471-4У9) 'должк.; походить из • учета степени vi характера к;с воздействия на процесс этяо-, культурной трансформации тоб.'йцов к р.сого бевр.ровэйского общества, а не личной ¿оли и кииди отдельных правителей династии;
- формирование этнической политики продотавляло собой живей процесс, равнодействующую миояесиза факторов, среди которых важную ролт... играте деятельность внутриполитической оппозиции;
- взаимодействие китайской и сяяьбийскол культур, как двух постфигуративных культур, привело к возникновению уникальной ситуации временной коп^гуращш,* в результате чего политическое противостояние приверженцев стадам и реформаторов обрело черты социально-возрастных противоречий меуду поколениями "отцов" и "детой", icaxt носителей различной этнической психологии и самосознания.
В работе также намечаются перспектива для дальнейшей разработки исследуемой теш. ■
Степень научной разработанности проблемы. Как в русской, так и в советской историографии' проблемы этнической истории периода Северного Вэй, вплоть до конца 70-х гг., . практически не рассматривались. Одно из первых ¿ .азаний ял эту "интереснейшую страницу истории инородческой империи" принадлежит К.А..&рнскому, обратившему внимание на сложный характер и неоднозначные последствия этнокультурной ассими-
Мвд М, Культура и преемственность, исследование конфликта мевду поколениями //В кн.: Культура и мир детства, Ш,, 1988. - С. 442-343.
- б -
ляцпи тобийцов. По его словам, хотя "китайское ыоро делает солеными eco втекающие в него пресныэ воды", правление то-бийцев, как и других стошшх народов, .вторгавшихся на север Китая, оказало значительное воздействие на формирование единого китайского этноса в период раннего средневековья.*
Попытку do.ioо широкого освещения истории государства Тоба Вэй в овязи о глсбалышмн сощшьно-экономичесышп • изменениями этого периода предпринял е 50-х гг. Д.И.Думан, утверждавший, что активизация межэтнических контактов ускорила становление феодального' способа производства у завоевателей-кочевников й, вместе с тем, общую эволюция общественно-экономических отношения в,Северном Brft, Однако закономерности этничеоких процессов и механизмы регулирования-шкэтнн- ' ческих контактов в этот период упоминаются Л.И.Думаном, лишь
о
. в садам обобщенном и схематическом ввде, , •.
Одним из немногих споциеиьных- исследований, непооуод-страняо связанных о историей Соворного Baii, до сегодняшнего дня остается конография'Л.Н.Гумилева "Хушш п Китае".3 В ет-ой работе, в свете теории ее автора»'-рассматриваются'как■ наиболее общие закономерности развития зт-нических процессов, так в кошфетдаа вопроси, кэоащкеся этшкопфессионадыюй политики, трансформации атиической психологии тоб£Лдов «' . многих-других проблем китайско-тобийского. этнокультурного взашадейеявия. ' .'■■'''
* Хаококий К. А, Китай с *рёвтейшос времен до наших дай. . '
'¿.барово.^адЕБорток,.1Ь2Т.чС,^'-116-1ГГ, 167-169, 2 Думая К истории государств Теба Вэй ■ и Ляо- и их евя- • зей с Кигч«м // Учедае эапиоди института Востоковедения. -«J'Jfc M.f 1955. V ' ■- ' ■ ^милев Л.Н. 1унны в Китае, Ы., 1У74, '
Наиболее полное и систематизированное изложение современных представ.;екиК об этнической истории Сиверного Зэй содержится в .монографии "Китайский этнос нб пороге средых веков" (1979 г.). Данная работа имеет важное значение д..я исследуемой теш, так кг к в ней определены основ/ше осооен-ности этнических процессов, условия 11 факторы формирования этличоскоД политики, глубоко разработаны важнейшие теоретические понятия и методологические аспэкты изучения этнической истории Китая в11У-У- вв. н.э. Однако этнические процессу ч этническая политика этэго периода рассматриваются авторами в общем контексте этнической истории ранносредневеков^го Китая и, уже в силу этого, не могут быть представлены в виде специального развернутого исследования.
В трудах зарубежных западных и японских ученых слощ.аль-ному изучению подвергались многие нии-
бслее значимые аспекты этнической истории Северного Взй (политика ассимиляции- варваров среди китайцев,., связи северян с гакными династиями и Западом, этнг-чонфессиональная политика и др.), такие учтенные при написание диссертационной работы.
Изучаемая £вка наиболее полно представлена в иселамо-.врчиях историков КН1-, особенно активизировавшихся в 80— гг., когда были иэдаш десятки огоциаль'шх :: общих научгчх публикации, пзрзпздат в систематизированном еигэ многие письменные источники, впервые введен б научный оборот целый ряд ценных эпиграфических и археологических источников, праип^издкх- :->выМ свет на исподуемую тему.
Несколько отличным от чзл:з:не вдеологизи.повавшойся истср;:огра:иш Ь'Ч образом разим алое* изучение этнической
- а -
истории увверного Вэй на Тайване. В настоящей диссертации бта чспо.тьзовгнн работы, посвяшчнные исследованию таких вгжнемшю: проблем, как изменение положения служилых китайцев под властью тобийской династии, развитие брачно-родст-веншх связей ..;езду тобийцами и представителями знатных китайских родов и пр. Исследования тайваньских ученых ш этнической историк Северного Вэл, несомненно, представляют собой особый предмет историографического исследования, со своими традициями, методологией и яроблематикой. К сожалению, в -ил} недоступности большей части тайваньских, научных материалов, эта задача выполнена в рамках нынелиего д-ссерта-:цонного исследования только .фрагментарно. •
Основой дал оригинальной части исследования послужили материалы письменных источников, представленных, глазным образом, официальными дкьасгийяшш историями.. Большая часть этих материалов п^ка еще не изучена советскими учеными. Кро~ гэ того, при написании-работы были использованы сведения . эпиграфически источников, в частности, из те.;ста каменной стели с Центрального сгщзнного пика (горн Суншань) и над-.' писи на стене храьл древних сякь^кйцев в пещере Гасяньтун (во Внутренней Монголии), ■юста^енных в 30-40-х гг. У в. при •жлепторе Toóa-Tao. Оба паытш'ка со-сво му уникальны , и и-леют важное знрчеике для характеристики особенностей эф-н-.-ческой искорки раннего пер«одга „-ущеетволания Северного Вэй. ...
Методология нсслгЧрвания. Мете- ;оло^кческо": основой работы являются теоре-ичес - же положения исторического а' диалектического маг эр^ишй» разрабожаяянв в трудг-x ©Го . основоп-лл'ЧЕН'Ков, а так ъ нь/чн*' труди совете.^., и зару-
беленых ученых, посвященные как общим вопросам методологии и методики исторических иследований, так и ¡.онкретнгм проблемам потестарно-политической гтнограйЪгт.1 И частности, при изучении особенностей этнических процессов в Северном Вэй мы исходили из современник представлений о том, что этнические процессы могут быть как этноэволюциошшвд, так и эт-гогранс^ормационныш. В первом случае происходит изменение отдельных Компонентов этнической системы, которое не приводит к ломко сисЬеми в полом, и она сохраняется как таковая Во, втором же случае система переходит в ноше качественное состояние. Таким образом, в этноэволвдионных процесса."" прежнее этническое самосознание, как основа этнической индивидуальности, сохраняется, а в этнотрансформационных - изменяет-ся.2
Научно-практическая значимость работы. Значение диссертационной работы заключается в исследовании на примэре далоизученного периода истории Китая, актуальных проблем мея-этнических отношений, в том числр особенностей' этнических процессов и способов их политическою регулирования в условиях полиэтнического авторитарно устроенного государства. Результаты исследования, з силу непреходящей значимости ею предмета, могут быть приняты во вниганние как в современной практике политического регулирования метаацг.огальных отпше-
* В работе использованы исследования С.Л.Арутюнова, Ю.В.Ару-тюпяна, Ю.В.Брошея, Л.С.Васильева, И.С.Копа, М.Ъ.*.рюкова, Л.Е.Куббеля, В.В.Малявин?, М.Мвд, Б.О.ПорЕшева, С.Л.Токарев.^, Н;Н.1Ьбоксарова, В.Эборхарда к др.
2 Брошей ы.В., Пучков П.И. Типология этяичеегк процессов // Всемирная.историк и Восток. - М., 1-69. - С. 65.
- -О -
ш111, гак при дальнейшей разработке проблем
зтюнеокой истории, относящихся нчпосредс'хленно к периоду суг:оствовлкля государства Северное ^эЁ. Материалы диссертации таете могут найти применение в научно-педагогической работе, при проведении лекционных, практических и учебно-методических занятий, о
Апробация работа. Основные положения Диссертационного исследования апробированы в декциошт занятиях по курсу "История ^итая", в докладе на региональной научной конференции "Осдое и особенное в истории ц культуре народов Дальнего Востока" (г. Владивосток, 1989), а также в научных публикациях автора. Результаты работы обсудчалис« на заседали кафедры истории Кьгая КСМ при МГУ,
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. В прзщожешш дана библиография ( нашеиовашг?*),
ОСНОВНОЕ СОДЕРШШ РАБОТЫ
Во Вгедении обосновывается выбор и актуальность теш, сформулированы цель и основные задачи исследования, показана . степень разработанности избранной темы в сове :ской к зарубуж-но" псториогра^ш, определена научная.новизна к практическая ' зн^чимост* дчссертапм.
В Гла^о I рассматриваются <"зновиые проблеми изучения этничэс: :пс процессов и этнической по'гитп"и Северного ^эй учеными КИР и Тайваня. Поучивается, что нес.\ютря на относи-, гельн; мал-изучошюст: , проблеми этнической погорит .лого пор1.«>да занимает к.кноо "с -тс в .»оследоватих, "о меньшей
мэре, четырех последах десятилетий,, состагляя традкдгоэ, пос"9пешго лревращащуюся ^ самостоятельный объект исгорио-графслеских исследований.
В оценке особенностей ятничсск'ос процессов периода Северного Вэй китайский у энше достаточно единодушно сходятся на том, ч!'0 эти цропссн представляли собой постепеш'уга и леобратимую синизащш тоба-сяньбийцоь я .других нгчитайс-ких, этносов, входивши -. в состав сдано" империи. Основой си-низашш было завоевание боле^ высокоразвитой экономикой и культуроЛ китайцев бол~е слаборазвитой экономию" и культ^ы "варваров", в том число и семи тобийцев. По сути, шк.гив историки рассматривают сидазацшо как форм;* феодализации ко' чевых народов, включенных в орбиту влияния китайской цивилизации в период их собственного пребывания на стадии разложения родо-ппэменчого строя и патригрхально-рабозладе.иьчо-ких отношений. При этом в последние годы особо подчеркивалась неправомерность шлного огоздестр ттш этих прощссог и, соответственно, преувеличения нэситг-С синизэцли "варварских" этносов в Северном Вэй раннего периода.
Согласно представлениям ученых ЙНР и Тайваня, процесс синизащш северойэйского общества развивался сложно и не-рагноыерно в пространстве и во сроком. Так, о"ин из крупнейших специалистов Китая, -1энь .¿нькэ,-счавшгсал скшгаацио "варваров" о штоком, в котором ¿¡ознихели и ант^сшшзатор-огж противоречия. Временами они оказывались дахе Нреобла-дащими, приводя к политическим и религиозным столкиовен :-ям, а такав к обратному явления "сяньбизации" части северо-вэйского общества, особенно :ш севере Китая. Оляако, замедляя сшшзадию, о'п все же не могли полностью птюстансзлт'ь
ее развила. ;
Вклютаясь в процесс сшшзации.тобийцы тем самым обретали вошжно-ть сохранения своех о господотва р Северном Вэй. Это обстоятельство ясно осоЧкавалооь и яадшо отражение в этнической политике правителей иноземной династии. Сущнооть этой ьлшческой иалитг'Ш оолышшство историков усматривает в
о .
стремлении укрепись ыогущеотво тобийцэв, добиться расширения границ и числа подданных, обеспечил лояльность подвдасгчых . этносов и использовать их в интересах наиболее эффективного удравле.ш империей. Что касаетоя характера, значения а 'последствий этнической политики на различных, эталах оуцеотвова-нич тосударотва, то мнения ".оториков в отношении эти:: проб- ' лем чрезвычайно разнородны и нередко даже противоречат друг ДРУгу,
, Проблемы периодизации этнических процессов и этнической политики в Северном Вэй, вплоть , ;о нг.чала 80-х гг., не. представляли собой специального предмета исследования в историографии КНР и Т^Шваня. . Однако этническая истори; ^гого периода (386-534) традиционно разделяете^,~ва этаги сишаавд;. • и, соответственно, гоуществляния этнической политики; втипа стихийной выьувденг Й сшгиэации, завершившегося в серодичэ Г в,н.э. втеиетюЗ победой а"Твкипйо«и кастрс знных %обяй-ц^в . -I этапа со: Нательной фаршированной синизации, соотноси-■ даго о "рв'Ърмаш Тоб; Хуяа (471-499)" : продолжавшегося вйлть до слюй гибели Северною ^эй. , •
Р последнее д-.онтш'вт-а в истор^ура^ш КНР предцрвдк V' маатся усилия гце, докить болре. йдекватчую периодизацию оеверо-, "эйско^ этюнескоЛ иото.'Ю! за счет ввделекия переход"', л)- по- 1 угоде; меэту ранним л поздн! д ; :аьаш;«шшзацда, г «акно
■внутренней периодизации каждого из них. Примером последней моггт служить пспытки пере щенки реформ Тобо. Хуна, преувеличивающие или, поборот, прэуменьгзпци« Ефчмяшше пределы и итоги его правлении. В целом, проблемы пвриодиаадиь тяи-чеокой истории Северного Вэй пока еще далеки от своего разрешения. >
Особенности этнических процессов раннего перяода правления династии китайские ученые усматривают во все усиливав-^ шемся смешении клементов китайской и "отепной" ьулатур. <Эт^
I
время, оти, как правило, связывают о адаптацией'тобийцев к новым условиям существования и постепенным осознанном ими необходимости этно-культурных преобразований душ сохранышя ' политического господства в.империи. При этом многие з'чепке подчеркивают наяигиэ противоречия меяду изначальной культурно-этнической разобщенностью и намэтикпейся тевдевдтЬ к тнтеграции китайцев и тобийцев, проявившегося в неодио-"начном отношении тсбийск^х превитбле~ .» китайской кул.туре. С одной стороны, оиь были прагдатчески заинтересованы в использовании китайцев, как носителей лита государственного управления, а, о другой стороны, отрвмшшсь всеми силами сохранить специфику и преимущества исконной культуры. Последнее обстоятельство отразилось в гтпо-охранятельной внутренней политике сепероввйскшс иь.лераторст, ггиоть до середины У в.н.э. сдерживавшей теитн сдшзации, происх'дигшей сравнительно медленно и стихийно, ж ограничивавшейся главным образом заимствованиями отдельных элементов экономии!, политических институтов и культуры китайского образна.
Однако стихийная си^изоидя гола к неуклонному росту влияния китайцев и, кпк следствие, к обос. рению межэт>'ичес-
ких противоречий, кульминаций которшс стало истребление киийцев 'лз знатных родов, во ¿лаве о сановником Цуй Хао. • Инцидент с ЦуЦ Хао большинство исследователей оценивают как реакцаю тобийцев на угрозу потери их политического гос-подотва и этнической индивидуальности. Общепризнанным последствием этого отол"ноьония было временное замедленна си-о
¡шзащш северовэЧского общасгза,
В начало 80-х гг. ученые КН1 предложи и повое толкование пркчлн и значения инцидента с Цуи Хао. Согласно этой то^кэ зранип, казнь гапийского сановника, била всего ;лш> личной трагедией отдельного, но умевшего "ладить о -вдьми" человека. Этнические протпюречия имели -место, но нп глевду тобийцаш и китайцами, для. которых это время явилось не чем ины, как эпохой "нобнвалого согласгя", а липь мевду тобий- ■ наш и другими эттачеоташ моцыглнетвамя. Появление данной 1 кслшпцин вызвало широкий рьзогаш г продолжительную дискуссию в научных кругах КНР, в юторой она подверглась критика за старость аргументации, методологические недостатки я оэмивделыюсть наиболее радшллып'Х, о *очли зрения исторической градицкч, втодив.
Важное место ч историографии КНР и Тайваня занимает изучение полошшг отделышх этносов в сеБьр^вэйскол империи». Сущоствугцю исследования показывают, что положение различных этносов в шперш: были ,теод1 косым, а госуцарст-энная по.лишеа в отновонии этиг этносов была такке дифференцированной и определялась на раннем этапе соотношением ' сил к 1« положением в слокташеися этнополитической иерархии.
Одной из ^игральных тем в области этнической истории Сев рного Вэй является кэ. че :ие синизаторсклх реформ и пре-
образований конца У в. Их оценки китайским! учеными чрезвычайно- противоречивы. хкздавлявдео большинство исследователей полагаю'., что значение реформ было прогрессивным. Вместе с тег, в начале 80-х гг. в КНР быта выдвинута вдея пересмотра и при: аания роз ко негативной оценки синизаторской деятельности императора Сяо Вэиь-ди. В хода полемики мевду сторонниками и противниками новой концепции выязялась и компромиссная точка зрения, утворядащая неоднозначную оценку отдельных реформ.
Цели этнической политики тобийских правителей в поздний период Северного Взй "пактуются как стромюпие сохранить политическое господство путем устэ"овленыя классово-политического союза с социальной верхушкой китайцев, а ':акьз дальнейшего наступлешш на Кинлэ династии. Основным средством дости • ¡хенкя этих целей служила политика всесторонней форсированной сшшзации, проводившаяся императором Сяо Вэиь-ди. Вместе с том, утгэ -в 50-х гг. учеными КНР было показано, что, несмотря на общий ус по:-'. форсированная сшшзадая спровоцировала встречный процесс "ияньбизацип", проявившийся, в частности, в формировании лросяньбийской этноохранительной оппозиции и. восстании "шести север;_нх четной" в конце существования Северного Вэй. Еще одной важной особенностью эгносо. дальнего разв..тх: севоровэйского обществаподчеркиваемой многими лсторикамг, б"ко ти, что этшгчеслю различия этого врс .;emi дачами.постепенно ,,ступать лесто противоречия:: соцканышн. Наряду - ыутриэтиической сепарацией тобийцев "роисходила гчцсотедац-я представителей различных этносов на соц: ально-классовой основе,
В диссертации показывается, что традиция изученил эт.-
leoKoft истории Северного Вэй, как н jsgero периода Северн--jc в 'Ъищх дияаотий, в вырос чертах повторяет Особенности развития всей истор~ческой науки в КНР. Ос..ошпй круг проблем и современяых представлений по исследуемой теш был залокен в iO-БО гг. такими крутшвДяими учеными, как Чэкь "нькэ, Шаы luio Юэ, Тан 4aiuy it .др. Их адеи и методы развивалиаь Чжо, Иляноы, Ван Чжуняс и другими учеными, чьи исследования были пре.вака в начале. 60-х it. "культурной революцией". Вплоть до ко'щв 70-х гг. в КНР не было значительных работ по • истории Северного Вэй, хотя и шо накопление фактических сведений аа оиет иявлвния новых ар;. юлогических, эпиграфических и письменных материалов. Лишь в конце 70-х гг., на волке усилившегося о началом политики "четырех модернизаций" об- • ¡явственного интереса к историческому опыту реформ ч преобразований, a телке известной либерализащи в области истопи- . ческой, ¡¿ауки, исследования до этнической истории Северного £г!й вновь заметно активизировались. Необходимость дереосшс- . явная положений ц выводов 40т60-х гг., анализа данных новых •
* ■ - . ■ - : ' N
исторических сатериалов и преодоления современногэ мегодоло-ее кого кр.тзиса китайской иотбриог^афии сиэсобйтвовали по-яидеяшо различных, нередко, противоположных взглядов на ха- . рактер с особенности этнических гроцессов и этической истории Северного Вэй. Стремление ч критическому: переосмыслению ■ сложившихся представлений проявилось ь вдпытках сделать основой современных исследований 'новое понимание /ключевых ыэ- * тодологических проблем: соотношения этнического и социального, роли личности в истпии, значимости трансформации тех или иных элементов- этнической культуры и т.д. Однако недостаточно «»ррс'отиое определение и не всегда' последовательное цри-
- г? -
макание вгшс центральных методологических понятиГ приводит в _ща случаев к несколько упрощений' и даже неверным выводам: отпаданию межэтнических противоречий и противоборства мевяу тобийпэмк и китайими, недооценке значения кекотопнх вагнеиих синизаторских реформ, преувеличенно масштабов темпов сг-шзации в ранний период Северного Вэй, неадекватной трактовке личной рол» отдельных северовэй^ких правителей в осуществлении этнокультурных перемен а т.д.
В то же время постановка ряда новых вопросов, касащих-ся преемственности раннего и позднего этапов этнической политики Северного Вэй, -•.ариодизации-реформ 80-90-х гг. У в. а личной роли Зэяь Мин тайхоу и Сяс Вэнь-щи в проведении реформ, имеет »'большое-значение Для дачьнейпшх исследований и вихода современных китайских историков на более высокий уро- ■ вень научных прадоташений об изучаемой проблеме.
В главе Ц рассматриваются особенности этнополиггческой ситуации раннего периода Северного ВэС, 1 лжнейией из которых стало государстве, но-лолигичеекое объединение северного Ки-. •
' N . , *
тая;шд •зластью тобийской династии. Это объединение создало новые условия для активного взаимодействия и постепенного .сближения-различных этысов империи на китайской культурной осноер. Доказывается, что этническая разнородность и различия в об^ес. ленном и культурном р; звитии делали необходимым выработку в лшчлтельной степени новой й- достаточно эффе^-гив-ной'.гос.дар^твенной политик« как_в'отношении различных этн^-,,' сов, -так и .сс яавлявшах их отде шшх обществекнг-: слоев и .
лизсссв, Эта политика дасэда. д^дяренщгр'-шнгнй. хчрак^ер'г. „. •"■-' была ориентировала на три оснр^нь'о этнические". группы': тоба-^сяЕьбийцев» кита)С^Б, а также друх-и«'^шдвласт'^о тобикцам
этносы инородного происхождения. Положении казщой из этих •1'рех груш анализируется в соответствуют« разделах главы.
Так, портика в отношении тобийщв была рассчитана на укрепление их господства за счет сохранения тех немноги:. реальных опеямуществ (тленная мощь и срав{ш.'в.^>ко высокая степень этносоциальной консолидации), которые сделали возможным само установление тсбийского господства. С другой сторона, укрепить господствующее положение было невозможно без сознательной ориентации ка соответствующую новым условиям внутреннюю трансформацию всего тобииского этнос".
Ваи.ейшила: предпосылками подобной этнической трансформации были отмена в 306 г. традиционной обще^твенло-племс ч-ной структуры, леревод кочевых ллемен к оседлому зешеделшз и,перевод основной массы тобикцев в категории податного населения. Вместе с том, теменной принцип органлзаичи был сохранен в качестве основы новой системы воинских формирований, созданной для укрепления центральной власти в борьбе против сепаратистки настроенной военно-кочевой знати.
Усилившееся Б рамках северсвэйской империи взаимодействие китайцев и тоба-сяньбийцев делало неизбежныы их постепенное сближение, ьо, в то ае время^ порокдадо сложные мен-эткичемсяе противоречия. Урегулирование этих противоречий обеспечивалось, с одной стороны, црегштичесюш заимствованием наиболее необходишх в испытанных элементов китайской культуры Снапример, политических институтов, религиозных ве-" роваьтй и пр.), а, 6 другой сторона, укрепяеякзй внугриэтни-ческой консолидации тоиийцев путем сохранения их собственной ■ этнокультурной специфики. Попытки североБЭйских правителей ракнэго периода искусствьнно ограничить предали китайского
влияния и., вместо с тем. сохранить тяянойшие элементы и сам дух исконной '"стопной" культуры свидетельствует о том, шю этническая Полити"а в отношении тобийцев, вплоть до' начала . 50-х гг. У в., носила, в целой, этноо::ранптелышй характер.
Важнейшим иаправлопием деятельности гарвнх северовэЁс-. кпх императоров било культивирование этнического самосозиа-Ш1я, укрепление представлений об общности лрсисхоздения, .. предков и исторически судеб тобийцев. Особенности этсй политики на'пли отракелио в* известно!: надписи из пещерного храма на родине дровних'сяньбийцов, высеченной.в 443 г. по приказу и от имени императора Тобз Таб. Содержание надпиои . подробно анализируется в диссертации,
Гфоводпцио отноохрйнитслыюй политика: на- раннем этапе ' способствовало ускоренному завершении процесса•этнической консолидации тобийиев л позволило им успешно решить задает/ всешю-политкчоского ооъедиьения сегера Китая под властью северовэйской империи. Однако, в целом, слэошшшк сохранить вкутризттческуо консолидацию 5?оби'*цов путом этнокультурного .обособлелгя оказывалось нереальным. Одно только восприятие, "чертральных" элементов китайской культуры делало эту обособленность все более призрачной и создавало предпоецшеи как ,;ля внутренней!. этнокультурной трансформации тобийцов, так' и их послед'ущэй .этнокультурной .штеграцйи с китайским населе- . нием импер^л, .' ; • , ■
В ¿азд^де, посшг.шшом этнической политик^ в отнолеит.. китайского на^елсшот импорт, рчссмотрени 'редпос'ылки ■
тсоийско-ка-айского политического союза,- иолс.хенир китайцев под.частью иноземной династии - особенности гобийсхо.-клта'й ч ких межэтнических яроигёоречий''^. способы'их ургту '
о . - "
государством и' другие' вопроси, относящиеся к раннему порноду Северного Вэй.
Как показшташт материалы источников, в политике привлечения и использования служилых китайцев правители династии выступали продолжателями традиций' предшоствущих иноземных . правителей периода "шестнадцати царств днти ху". При этом, несмотря на взаимную заинтересованность в сотрудничестве, от' ношение тобийцев к китайцам бшго 1зесы.&. противоречивым. В •глазах гооиЛдев, китайцы оставшись пяе'шшками и слугами, к которым следовало относиться с суровостью и превосходством победителей. Китайцы не пользовались полным доверием, не до' пускались ч эаллтшо военных должностей. В' отличие от пред-шесгвугадих правителей, тобийцы не сделали официального признания социально-привилегированного статуса знатных китайских р^дов-и фамилий, не гарантировали их эконоыичесше интересы. ,Большое влияние на характер межэтнических отношений оказыва-• ¿о существование китайских династий на юге, усиливавшее сомнения тобийцев в преданности китайцев-с чверян.. Следствием ■ этой политик;: било сохранение враждебности и глубокой культурно-психологической разобщенности .тобийцев и китайцев, . проявлявшейся в почти полном отсутствии брачно-родственных связей между ниш в' этот период. _ _
Однако, несмотря яп негативное отношение к тобийцам, ишуедешюе сотрудничество с прагящей.династией оказалось для китайцев не толь.:о условием выживания, но в конечном счете,' эффвкчикват средством, трансформации государственло-шлитичоского режима Северного Вэй в соответствии с их интересами и традиционными идеалами. Число и влияние китайцев при с^иерозэйском даоре со временем узелзяшлось, Тоблйско-
>
китайское соперничество приобретачо все более гдсбальныо масштабы,'угрожая самому существованию тобийского господства, и делая неизбежным открытое мекотпичоское столкновение. 4
В этих условиях правительство б:ло вынуждено учитгаать, в той'или иной степени, интересы каждой из соперничавших эт~ : яических группировок. Одним из средств правительственного маневрирования явилась идеологическая политика,- призванная сгладить действительную глубину этнокультурных разлч'.лй между тобийщш! и китайцами путем создания искусственных ^ред-
/
отавлений о единстве их происхождения, культурно-лсториче-ско-гб развития, -религиозных,воззрений, законности мсста правя. щей-династий в общем ряду преечотзенности собствешо китай- ■ ских династий и пр. С этой целью ухе в ЗУ2 г. была сфабрикована мифическая родословная, утверждавшая происхождение то-б;тйцев от одного ич прямых потомков древнекитайского плпера-тора Хуан-ди. Для придания еще большего сходства с "кчтайс-кам" -праял опием, осуществлялась широкая пропаганда личной деятельности сег.еровэйсккх ш.'итераторов, как живого олицство-. рения идеальных конфуцданских правителе';:, довершавших "дела, воплощаюцие(требования) совести и долга". ' '
Стремление завоевать сопатки китайцев, содействовало общем" укреплению'власти дкнастйл, но, в, то ко Брили, -приводило к усилению китайского- вл. яния в идеологии; проявлякие- . ■ лея, в чсстн<.оти, в обостренш '^тио конфессиональных ь^отиио- • речий. 'Эгноко'н^.ссьонз.аьная .политика северовэкоких правите лей ратого ..зрпода, по суй, определялась .поли^'песким до-*_лир дзэни^и при дворе т*й или иной этнпеск й трущц.ровки.' Одда^/рёшицим- моментом было ^стремление п.-еодолеть этно-. ■ конфессиокал^!{уп розкь путем ьедвшания едино"' гисуда^ствек-
ной религии и ограничения влияния дротах вероучений, Лнти-буддийские гонения 446 -г. били важным эпизодом межэтнического противоборс 1ва и свидетельствовал!; о.ьамотном изменении • соотношения сил в пользу китайцев. Усиление религиозна:.' противоречий способствовало росту антиштайскиг настроений среди тобийцев, в конце концов йриведон.:; к физическому ист-реолекш Цуй 1ао и 128 китайцев. из числа его родни и сподвижников. СЛцим го итогом межэтнических противоречий стало постепенное возрастание роли буддизма. Его последугадее превращение в государственную религию оказалось возможным благодаря тому, что ои не был цокватен религиозным представлениям . ни одного из северовэйских этнических элементов в отдельности и, в то.же время, обеспечивал удобныо возможности для их
. синтеза и использования в качес гво универсального сродства « . ; ■ ■ конфессиональной политики в единых обяетшерских интересах,
,. Политика в. отношении других инородны: этносов на раннем-этапе сводилась, главным образом, к признанию внешнего изъявления покорности, при минимальном вмешательстве тобий-■ дев в и* вну'-.реяние дела в управление. Такая тактика погво-лила ослабить сопротивление завЬёваяных этысов'и использовать. .их,военную силу в ходе формирования империи. Вместе с тем, иьородше этносы рассматривались как потешдаальные иаадиты и, при необходимости, приводмись в швпновекие открытым насилием. ■ Для контроля над ними тобийцы шкроко использовали и практику насильственных переселен :й. Но насиль- • сгвешше переселения везли к быстрой деградации и даже вымиранию переселенцев, чте в конечном счете' противоречию глобальным интересам укрелчения империи и винутдало к отказу от ,'. пирО;,л"х> применения- этого''сродства.
В полом, политику в отношения инородных этносов северо-вэйские правители осуществляли с позиций проводников цивилизаторского воздействия китайской культуры. При этом выбор методов и средств связывался с необходимость?.» учета диких "инстинктов" и меры способностей "варваров" к восприятию китайской культуры и образа жизни. На практике, методы реализации этой. политики определялись двумя основными подходами. Первый подход' заключался в отрицанил способности "варваров" к правильному _ пониманию ритуалов и долга, необходимости "обращать-
■ I
ся с jrji№i устрашающа и сурово", "умерять их с помощью срб-nix "законов", проявляя рсшотачьность и непреклонность. На -раннем этапе этот подход был првобдадашЫм. Но постепенно, он все больше вытеснялся требованиями" "цивилизованного" управления" покоренными этническими меньшинствами о учетом кок- . фуцааяских норм и 'ханьского опыта управления санну, Со временем,- правители Северного Bait начинали прибегать к недоль- ■ зовашпо максимально 'широкого набора средств управления поко-.р.енншяй-этаосамг,;прй очевЗДном отказе от прямого насилия» ' . как йемтительного средства' политического господства.
^ »глава 111 анализируются особенности этнических 1роцео-сов и этнячеоко., ШДИТ1Ш1 позднего этапа существования Северного. Bat, т.е.-начиная .со втброй.¿¿ловины У в* -Глаыюй'. особенностью этого периода стад переход-,к.соз.-зте~ъному (Jon-' риродешда .ейгшза'цкошшх-процессов, а результате чего офици-шсьный вяу^ридалитическйй курс утрачивал этйоахращгаальйый характер и-принимал с :<ритую прокитайскуа пправлешюсгь.
• Цели- этнической' политики &того периода достиг глись: теперь уже не путем внешнего урегулирования' тобйЯскл-ыггау.о-
ких противоречий шт^амн дифференцированной этнической по' * . . I. . , ff
литига, но за счет принудительного слияния тобийцев и китайцев на единой китайской культурной основе. Ь связи с этим, правители династии предпринимали; с одно# стороны, достеленное "сворачивание" традиционной"сяньбийской культуры, а, с другой стороны, стремились распространить влияние китайской культуры в масштабах всего северовзйокого общества.
Ускоренная оинизацил не означала полной утраты спевдфи-ки традиционной сяньбийской культуры. Многие обычаи переосмысливались и адаятяровелись к новой действительности, сохраняя при этом важную сигнификативную роль, как символы этнической индивидуальности и господства тобийцев. Указанная особенность рассматривается в диссертации на примере древнего сяньбийско-го обычая умерщвления матери наследница престола. Под предлогом .сохранения древки порядков, ,этот утративший первоначальный смысл обычай использовался как средство политической . борьбы на, протяжении по«ти всего существования государства. Переосмысление здевцесяньбЕйских обычаев в категориях китайской культуры, обоснование их ссылками на прецеденты из ханьской историй, составление "китайской" родословной тобийцев,. все это свидетельствовало о том, что в условиях взаимодействия китайской-и сяньбийской культур, в равной мэре основанных на идеализации традиционных порядков, фактическая подмена "образца древности"-одной культура соответствующим ''образцом" другой культуры выполняла роль одного из важных механизмов этнокультурной трансформации северовэйского общества и сохранения политического господства тобийцев.
' Проблема периодизагш синизаторских реформ конца У в. не имеет однозначного решения.;Большинство китайских историков разделяют их по времени правления императрицы Вэнъ -¡Лин
- '¿¡э -
(до 490 г.) и императора Зяо Вэнь-ди (Тойа Худа, до 499 г.). Но периодизация реформ не может основываться лишь на оценке -личного вклада правителей династии. Действительное значение реформаторских преобразований определялось, прежде всего,' естественной последовательностью, общественного развития. Так, крудгайшие сощ;пльяо-экоиомичес jme и политико-едминист-ратиьные ■ изменения: БО-х гг. подготовили, почву для последующей <|орсировашюй сикизации, Соответственно, перйод до начата гг. характеризуется в'диссертации как этап постеган-
1
ной этнокультурной диффузий северовэйского общества. Рапвй-Tiie этого процессг. сделало возможным переход в середияо 90-х гг. к новому этапу екнизацин, или коренной этнокультурной трансформации тобийцев. "
Важнейшим рубежом, разделивши» эти этапу, стал, на кал взгляд, перенос столицы империи с севера на- юг, в г. Лоян (494 г,}.' Измерение географической, языковой и, в целом, социокультурной среды: обитаття способствовало окончательному разрушению этнической обособленности тобийцев, трансформации ' - их этпчестсой психологии и самосознания, превращен!® северо- . •вэйсшго общества из. разнородного этноюлитического <. бъедино-ния в единый ин;егрированный этносоциальный организм. -В конечном счете,, этнокультурная трйясфзрмация, как завершающая . фаза аккультурации тобийцев, обеспечила пм ocupar ние, со-■ гиальго-политического господства в неверном Вэй, но ¿делала ,• не.чзйеяной юг шеяедукщуп этническую ассимиляции в китайской среде. , "- * •• . ;■' 5•
• Последствия (форсированной- сиюиацта были иео;дозначшзд. Как всякая насильственная политика,- она спровоцировала обратную общественную реак'твэ, т.ё. этническую консолвдш^ю к уси-
. логае этнического самосознания значительной части тобийцев. Насаждение этнически чудщх порядмв со временем привело к оформлению политической оппозиции, отслаивавшей сохранение этнокультурной специфики и привилегий тобийцев. Деятельность . оппозиции оказывала существенное воздействие на официальную политику Северного Вэй, Гак, по маре проведения в жизнь "реформ Сяо Вэнь-ди", сопротивление противников. протатайских перемен принимало все более активный и ожесточенный характер, приняв открытую форглу в период переезда в Jíohh. В 4УЗ г. оппозиции 'удалось сорвать первую попытку переезда в лоян, которую Тоба Хун хотел осуществить "под видом карательного по-' ' хода'на юг. Однако, в целом, процесс аккумурацки тобийцев бш: предопределен , самим временем и мог быть в лучшем случае приостановлен, но не отменен действиями противников перемен. ■ 1
Поражение в-борьбе за перенос етолщы послужило толчком для' еще большей консол'лавди' оппозиции и подготовка дворцового' переворота в пользу находившегося под влиянием этко-' охранительной группировки несовершеннолетнего наследника
' . N
престола Тоба Сюня. Последовавшие в ¡486 г. казнь Тоба Свял и подавление открытого внСтзшёния .-участников организованно: го заговора (мятеж Му Тая и Л у Куя) отнюдь да означали окончательной победы правительства над оппозицией. Отказ от одних, форм и методов антисипизагорской деятельности означал лишь их замену дгугвдш, бодее пассивными и скрытьми фзрмами и методами (личное неприяуие, саботаж и пр.;.
Инерция, вековых традидий, психологии -и стереотипов мышления тобийцев оказались в отдельных случаях настолько . велики» что под их воздействием правительству пришлось,пойти на уступки и отказаться от жесткого курса в осуществлений
сишзаторских реформ'. Вскоре поел» переезда в До ян, Сяо ■Вэяь-ди позволил гобийской знати возвращаться в период лет- ' ней жары, на родину,, на север»
• ' Анализ материалов письменных п. эпиграфических источников приводит в выводу " том, что допдскгзшкеся властями послабления в исполнении строла^ших официальных предписаний касались главным образом, представителей отавного поколения тобийцев,, которые "в приобр&гешнх привычках уже застарели". Да-нние источников ясно свидетельствует-что социально-воз-Еяганшэ нировоззрекческко и психологические различия гак правит и онредаляо еетествешгу» грань, мезду пр1гееркеьцами ата®шя£ а рйфвркаторажг,, позволяя, охарактеризовать- ж полити-• чшгшаа пратгвсетоянитз: такие. и-- как; проявление вечною: конфликта "Ьадзв"' к "Детей*"*
Вз делом,, прослеженная в диссертации динамика борьбы саздоягшков' синизагорского гсурса с гобийской этноохракнтель-ной: отозиэдей,, на. дат взгляд, слутат еще одним вавшым признаком- перехода севоровэйского общества после 494 г, к новому этапу этнического развития,, иреврачешш в единый- этно-соцп-алвный организм.. Этот- переход не только положил конец целостности политические интересов тобийцев, но ж повлек за собой-их этническую сепарацгяк, в-результата которой зк..*ительна^-часть тсбийских переселенцев подверглась окончательной этнокультурной трансформации на китайской; основе..
Следует,''однако, иметь в виду,, чю процесс окончательно® ассимиляция тобийцев все ке не был всеохватываидол. И: прякали-; нейннм» свидетельством чему служило временное' возрождение традиций сяньбийской культуры с начала У1 в. , С' наступлением так называемого "сяньбийского ренессанса". Этог период, пред-,.
ставлящий собой одш ез ®аяболэе интересных эпизодов ран-веоредневековой китайской истории, несомненно, заслуживает в дальнейшем более тщательного ьсслодования.
В аакдичеящ подводятся основные итоги исследования, намечаются перспактиш дальнейшей разработки изучаемой проблемы.
Осяог пае оодергашге ди-осертдачи отражено в сяедувдих публикациях:
1. Аб особенностях политической о<шозищш в Северном Вэй П Общество и государство в Китае. ОД к. к. - Н., 11390, -Ч. . . - С. 49-54.
2. К проблеме кптайсио-сяньбийското культурного взаимодействия // Вести® иосковского университета. Сыр. 13, Восто-шыщение. 1090. Л I, - С. 24-32.
3. Че настало ли вреыя "заною произвести оценку реформ Сяо Вэнь-ди" ? // Общество и государство в Китае'. ПИ н.к. -{.:., 1991, -Ч. I. - С, 124-128.