автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Этнодемографические процессы у манси в XVIII-XX вв.

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Пивнева, Елена Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Диссертация по истории на тему 'Этнодемографические процессы у манси в XVIII-XX вв.'

Текст диссертации на тему "Этнодемографические процессы у манси в XVIII-XX вв."

/ /. // (i ■ ■/ / / / ^ ; (.-■); 1 ч......^ / и/ - -л

I ^ -РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ

им. H.H. Миклухо-Маклая

На правах рукописи

ПИВНЕВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА

ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ У МАНСИ

В XVIII - XX вв. (в аспекте проблем естественного воспроизводства)

Специальность: 07-00-07 -этнография, этнология и антропология

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научные руководители:

доктор исторических наук Г.М. АФАНАСЬЕВА доктор исторических наук З.П. СОКОЛОВА

Москва 1999

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................3-30

ГЛАВА I. ЧИСЛЕННОСТЬ, СОСТАВ И РАССЕЛЕНИЕ (XVII-XX вв.)

1. Численность и расселение манси в границах

административной структуры.........................................................31-61

1.1. Численность и расселение в XVII в................................33-46

1.2. Численность и расселение в XVIII в...............................46-50

1.3. Численность и расселение в XIX - начале XX в.............51-59

1.4. Современное расселение и численность.........................59-61

2. Структура поселенческих единиц манси (XVIII - XX вв.)......61-107

2.1. Традиционная структура поселений...............................61-86

2.2. Современная структура поселений...............................86-107

ГЛАВА II. ФАМИЛЬНАЯ СТРУКТУРА МАНСИ (XVIII - XX вв.)

1. Динамика фамильного состава..............................................110-145

2. Числовые характеристики семейного состава фамилий.......145-151

3. Персональный состав и территориально-административная

преемственность фамилий.........................................................151-159

ГЛАВА III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОПУЛЯЦИОННО-ДЕМОГРАФИ-ЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У МАНСИ (XVIII - XX вв.)

1. Возрастная структура.............................................................160-170

2. Рождаемость............................................................................170-177

3. Смертность..............................................................................177-195

4. Этническая ассимиляция........................................................196-203

5. Репродуктивный и эффективно-репродуктивный размеры популяции....................................... ........................................................203-215

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................216-223

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................224-238

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ................................................................239

ПРИЛОЖЕНИЕ I

ПРИЛОЖЕНИЕ II ПРИЛОЖЕНИЕ III

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы. Переход коренных народов Севера от традиционного, исторически сложившегося образа жизни к современному, связанному с интенсивным промышленным освоением северных районов нашей страны, оказал значительное воздействие на их жизнь, сопровождаясь существенными медико-биологическими и социальными изменениями. Новый уклад экономического развития, сложная социально-политическая обстановка ставят на повестку дня вопрос о сохранении не только культурного наследия народов Севера, но зачастую и самих носителей этих культур.

В поисках путей физического выживания, сохранения и улучшения здоровья народов Севера особое место занимает изучение закономерностей воспроизводства населения, которое чрезвычайно важно с точки зрения прогнозирования их дальнейшего развития и корректировки нежелательных направлений. Существование этнической специфики демографических процессов, связанной с географическими и климатическими условиями, традиционным укладом жизни, особенностями социально-экономического развития и т.п. диктует необходимость конкретных исследований в этом направлении, что обусловливает особую значимость этнографии в изучении демографических проблем. При этом под демографией, вслед за В.И. Козловым, здесь понимается «наука о закономерностях воспроизводства населения, складывающегося при взаимодействии процессов изменения рождаемости и смертности и отражающегося в процессе изменения численности и половозрастной структуры населения» [Козлов, 1977: 13].

Главным объектом демографии является население (или народонаселение), под которым понимается совокупность населяющих определенную территорию людей прежде всего как биосоциальных существ. Этот термин, подразумевающий наличие естественного воспроизводства, близок к употребляющемуся в биологических науках (например, в антропологии) термину популяция}

Настоящая работа, наряду с сопутствующими направлениями, посвящена, главным образом, исследованию основных тенденций исторических и современных демографических процессов у одного из коренных народов северной части России - манси. Она является первым этапом в решении фундаментальной, обширной проблемы, касающейся эволюции порядка самовоспроизводства этого народа в исторически обозримом временном пространстве, охватывающем традицию с элементами реконструкции, современность и прогноз.

Репродуктивная структура популяции, обусловливающая специфику комплексного механизма самовоспроизводства в ней, предусматривает, как известно, несколько взаимосвязанных направлений анализа: 1) кровно-родственное (инбридинг, аутбридинг, min - max и наиболее предпочтительная дистанция кровного родства в браках); 2) пространственное (территориальная система заключения браков: демы, изо- , гетеролокальность поселенческих единиц и т.п.); 3) социальное (ассортативность заключения браков в зависимости от принадлежности к фамилии, роду, генеалогической линии).

Все три структурообразующие направления требуют в каждом данном случае предваряющего исследования, специфика которого детерминирована особенностями формирования и конкретного исторического развития самого объекта изучения, а также наличием по

нему документальных источников, диктующих подходы и методы анализа.

Основным предметом предваряющего исследования в настоящем случае является следующий круг вопросов.

1. Динамика численности объекта изучения (манси) в исторически обозримое время как внешний, самый общий индикатор механизма самовоспроизводства.

2. Поселенческая структура объекта изучения: особенности дислокации селений, расстояние между ними, влияющее на выбор брачных партнеров; количественные характеристики структурообразующих единиц (в данном случае - городков, юрт, паулей) - численность людей и хозяйств (=домохозяйств) в селениях, размеры хозяйств, характеристика их семейного состава.

3. Особенности социальных структурообразующих единиц: характер и обусловленность динамики состава фамильного фонда объекта; решение вопроса о степени преемственности населения на фиксированных во времени территориях.

4. И, наконец, динамика демографических процессов, являющихся результирующим проявлением адаптивной эффективности механизма самовоспроизводства, сопряженного с эндо- и экзогенными факторами.

Без этих исследований невозможен корректный подход к решению вопроса о порядке самовоспроизводства, воплощенном в репродуктивной структуре популяции.

Рассматриваемые в настоящей работе вопросы чрезвычайно важны в определении адаптивных механизмов популяционно-демографической структуры манси, что может помочь в уяснении естественных способов демографической саморегуляции в условиях

преодоления возможных отрицательных демографических тенденций. Кроме того, ретроспективная и современная динамика демографических процессов у манси, являясь отражением особенностей их социально-экономического развития, представляет интерес с точки зрения изучения этнической истории этого народа и других сопредельных проблем.

Характеристика объекта исследования. Анализ демографических процессов на примере конкретной этнической общности целесообразно начать с краткой ее характеристики.

Не преследуя цели всестороннего описания этого народа (подробная историография проблем материальной и духовной культуры, социальной организации и общественных отношений манси содержится в работах З.П.Соколовой, И.Н.Гемуева, Е.Г.Федоровой и др.), остановимся здесь лишь на общих сведениях, а также на некоторых вопросах этнической истории манси, имеющих непосредственное отношение к рассматриваемой теме.

Манси (около 8,5 тыс. чел.) входят в группу малочисленных народов Севера. Вместе с родственными им хантами, их называют обскими уграми, в отличие от дунайских угров - венгров, имевших единых с ними предков, но дальнейшая история которых протекала в отрыве от обских угров, в другом этническом окружении. Обские угры представляют собой прежде всего историко-культурную общность, сложившуюся благодаря близкому хозяйственно-культурному укладу, сходству духовной культуры и антропологических типов. Гоморфизм обско-угорских языков объясняется исследователями большей частью ареально-генетическими и ареальными связями [Напольских, 1997: 60].

Проблема этногенеза обских угров остается пока во многом дискуссионной. Многие ученые поддерживают положение В.Н. Чер-нецова о двухкомпонентности культур хантов и манси, согласно которой они сложились в результате слияния местных аборигенных племен таежных охотников и рыболовов и кочевых угорских племен, пришедших в южное Зауралье около I тыс. до н.э. из южных степей Западной Сибири и Северного Казахстана.

Современные манси расселены на обширных пространствах Обь-Иртышского бассейна в административных районах Ханты-Мансийского а.о. (Тюменская и Свердловская области). Для природы лесной (таежной) зоны Западной Сибири, где обитают манси, характерна континентальность климата, значительная залесенность и заболоченность, обилие рек и озер. Природные ресурсы детерминировали основные занятия манси - таежная охота и рыболовство, на севере ареала - оленеводство. При этом традиционное хозяйство манси всегда было комплексным, сочетающим в зависимости от ресурсов окружающей природы и времени года различные виды промыслов.

Физический тип манси в антропологической литературе получил название уральского. В его формировании, помимо носителей европеоидных и монголоидных черт, принимали участие группы, принадлежавшие к древнеуралъской расе, не имеющей аналогов среди современных расовых типов.

Мансийский язык, вместе с хантыйским и венгерским, составляет угорскую ветвь финно-угорской группы уральской языковой семьи. Существуют разные варианты лингвистической классификации мансийского языка. В. Н. Чернецов, вслед за А. Каннисто, выделяет в нем следующие группы диалектов: (1) се-

верная группа, к которой отнесены сосьвинский диалект с верхне-сосьвинским, ляпинским, сосьвинским и обским говорами; а также близкий к сосьвинскому верхнелозьвинский диалект; (2) южная группа: тавдинский диалект; (3) восточная группа: кондин-ский диалект с верхнекондинским, среднекондинским и нижне-кондинским говорами; (4) западная группа: пелымский диалект, вагильский диалект, средне- и нижнелозьвинские диалекты. В прошлом существовали и другие диалекты мансийского языка, такие как кунгурский, верхотурский, чердынский [Чернецов, 1937: 165; Можарский, 1959: 455]. Этой классификации придерживается большинство современных исследователей, хотя о количестве диалектов, говоров и наречий в мансийском языке до сих пор нет единого мнения [см.: Соколова, 1990а: 17].

Особенности языка и хозяйственно-культурного облика легли в основу деления манси на четыре одноименные перечисленным выше этнографические группы. Внутри них различают так называемые территориально-диалектальные группы (делятся в свою очередь на территориально-говорные), для которых характерна замкнутая в речном бассейне территория расселения, самоназвание географического характера, особый диалект, своеобразие культуры [Соколова, 1990а: 85].

Пути и факторы формирования отдельных групп обских угров прослежены во многих работах З.П. Соколовой. Изучение указанных проблем позволило ей сделать заключение о том, что современные манси - это довольно поздно сложившаяся этническая общность. Различные этнографические и территориальные группы этой общности формировались в разное, но сравнительно недавнее время: северная и карымская завершили свое формиро-

вание в конце XVIII - начале XIX вв., кондинская, вероятно, в XIII - XV вв., тавдинская и туринская - возможно, еще ранее [Соколова, 1993: 240]. Однако существует еще множество вопросов, требующих дальнейших разработок. Сложность изучения отдельных локальных групп манси обусловлена исчезновением части из них еще в XVII-XVIII вв. в результате обрусения и тюркиза-ции. К XIX в. преобладающими в численном отношении становятся северные (ляпинско-сосьвинские) и восточные (кондинские) манси. Эти сохранившиеся до наших дней группы и являются основным объектом настоящего исследования. Обе они, как было отмечено, считаются сравнительно поздними образованиями, сложившимися в результате переселения мансийского населения из более западных и южных районов, хотя время появления манси на нынешних территориях их обитания в научной литературе определяется по-разному [см.: Соколова, 19796; Пика, 1982].

Накануне присоединения к Русскому государству (в XIV-XVI вв.) манси, по некоторым данным, жили в районе Среднего Урала, занимая на его западных склонах территорию по верховьям Печоры и притокам Камы - Вишеры, Косвы и Чусовой с притоками Сылвой и Иренью; на восточных склонах Урала - по Тавде и Туре (притокам Тобола). Их поселения располагались также по рекам Сосьве, Ляле, Лозьве, Пелыму, Тагилу, Мулгаю, Салде, Нейве, Ни-це, и по притоку Иртыша - Конде [История Сибири. Т. 1, 1968: 353-354].

В течение ХУП-Х1Х веков под давлением русской колонизации происходил отток мансийского населения с запада и юга на север и на восток, сокращалась их этническая территория (подробнее этот вопрос будет рассмотрен в I главе).

Территориально-хронологическая привязка манси в предшествующие столетия в ряде случаев является довольно условной, поскольку имеются определенные данные, говорящие о том, что на некоторых территориях до манси могли проживать ханты [Соколова, 1982в, 1990а и др.; Федорова, 1994 и др.]. Специфика же письменных источников затрудняет выделение из среды обских угров собственно мансийского населения, так как там отсутствует четкая дифференциация по этническому признаку (применительно к XVII в. существует также проблема дифференциации мансийского и татарского населения). Все это создает сложность для изучения длительной ретроспективы этнодемогра-фических процессов именно у манси.

Русские письменные документы освещают сравнительно поздний этап истории обских народов. Вероятно, самое раннее упоминание о вогулах (внешнее название манси) содержится в «Житии Стефана Пермского» (конец XIV в.)3.

Близкородственные манси ханты вошли в состав Московского государства под именем остяков (впервые они упоминаются в русских письменных источниках по отношению к населению Западной Сибири с XVI в.). Поскольку принято считать, что название вогулы относится к манси, а остяки - к хантам, в дореволюционной и советской литературе вызвал споры вопрос об этнической принадлежности некоторых локальных групп, предположительно являющихся мансийскими, но названных в исторических документах остяками, (подробнее об этом см. I главу).

Трудность точного географического расположения народностей, названных в документах вогуличами и остяками, одни ученые объясняли случайностью употребления обоих терминов:

«Русские плохо разбирались в племенном составе покоренных ими народов; а в отношении остяков и вогуличей это было тем более затруднительно, что и по языку, и по внешнему облику, и по быту они были очень близки между собою, и во многих местностях между ними произошло почти полное смешение» [Бахрушин, 1935: 4]. Точно так же жителей Среднего Приобья, похожих по образу жизни и внешнему виду на хантов, русские люди вначале называли остяками, и только с XIX в. ученые стали подразделять самоедов и угров, называя жителей нарымских лесов и болот остяко-самоедами, а жителей Среднего Васюганья - остяками [Емельянов, 1978: 105]. Подобные мнения высказывались и в дореволюционной литературе: «Русские, или точнее, Славяне Новгородские, в пору первоначального их знакомства с северо-востоком, племена, там обитавшие, различали под теми названиями, какие до них доходили по слухам от ближайших соседей, и заменяли их другими, если сталкивались с этими племенами ближе. Не раз поэтому одно и то же название присваивалось разным племенам, или одно и то же племя являлось под разными названиями» [Огородников, 1877: 43]. Другие исследователи делали вывод об условности существующего деления обских угров на хантов и манси [Долгих, 1960: 58].

З.П. Соколова совершенно справедливо объясняет данное обстоятельство сложностью этнической истории хантов и манси. По ее мнению, тот факт, что современные ханты и манси, являясь двумя разными народами4 (лингвисты четко делят их на два народа), так схожи по культуре, а также «путаница» остяков и вогулов в русских документах обусловлены смешением хантов и манси между собой и с татарами, поздним формированием современных манси, сменой этнического самосознания у различных групп этих

и

народностей на протяжении последних чет