автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Этнонимия Русского Севера

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Попова, Эльвира Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Этнонимия Русского Севера'

Текст диссертации на тему "Этнонимия Русского Севера"

И 1 /!

^ ^ / - / г 7:...... Г

УРАЛЬСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.М.ГОРЬКОГО

На правах рукописи

ПОПОВА Эльвира Юрьевна

ЭТНОНИМИЯ РУССКОГО СЕВЕРА

10.02.01 - русский язык

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: член-корреспондент РАН, доктор филологических наук, профессор А.К. Матвеев

Екатеринбург, 1999

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение_ 3

Глава 1. Этнонимы Русского Севера

§1. Этнонимы Русского Севера в письменных источниках_14

§2. Современные фиксации этнонимов на Русском Севере_47

Выводы_._ 67

Глава 2. Этноантропонимы.

§ 1. Этнонимы и этноантропонимы_69

§ 2. Отэтнонимические имена, прозвища и фамилии в исторических

документах_ 70

§ 3. Современные отэтнонимические прозвища на территории севера

Европейской части России__ 78

§ 4. Современные отэтнонимические фамилии Ш/Территории Русского

Севера_ 85

Выводы ___92

Глава 3. Этнотопонимы _93

§ 1. Отэтнонимические образования в топонимии_93

§ 2. Историческая, эволюция русских этнотопонимов (по данным русских письменных источников)_ 97

§ 3. Русские этнотопонимы и их структурные типы_107

§ 4. Этнотопонимы в субстратной топонимии_'_129

§ 5. Этнотопонимические ареалы и их интерпретация_137

Выводы_;_144

Приложения

1. Карты_._148

2. Библиография_153

3.Список сокращений_174

Введение

Изучение этнонимов важно для различных наук: истории, географии, этнографии и лингвистики.

Объектом настоящего исследования является этнонимия Русского Севера, а точнее группа этнонимов, называющих финно-угорские народы, ранее обитавшие на этой территории. Исследование этнонимии даёт богатый материал для выяснения исторических взаимоотношений племён и народов. Оно неоценимо как основа для изучения русской и субстратной топонимии.

Разумеется, решить поставленные задачи можно, опираясь не только на лингвистические, но и на этнографические, исторические и историко-географические свидетельства. «При изучении этаонимии привлечение подобных данных неизбежно, хотя это только небольшая доля всей истории народа, носящей данное имя, - скорее история имени, чем история его носителя» [Попов, 1973, 6]. Однако прежде всего необходим лингвистический анализ этнонимов, которому и посвящено настоящее исследование.

В теоретической этнонимике существует ряд дискуссионных проблем.

Прежде всего, это еще не получивший окончательного решения вопрос о месте этнонимики в ономастике, а этнонимов в составе ономастической лексики. «Определить подлинное место этнонимов... пока не представляется возможным. Одни авторы относят их к ономастике, другие - к апеллятивной лексике», - считает В.Д.Бондалетов [1983, 29]. В.Ташицкий, понимая под личным именем «имена собственные в самом широком смысле слова», пишет, что «понятием личного имени охватываются как имена отдельных лиц, так и названия целых групп людей - сюда относятся личные имена, фамилии, прозвища, ...названия племён и народов» [Ташицкий, 1961, 7]. Тем самым автор включает этнонимы в ономастическую лексику. Безоговорочно относит этнонимику к ономастике и А.И.Попов. Он отмечает: «Термином «этнонимика» обозначается раздел исторической ономастики, который содержит сведения о названиях племён и родов, племенных союзов, различных этнографических групп и т.п., о

возникновении и изменении этих названий в разные эпохи» [Попов, 1962, 183184]. А.А.Реформатский указывает, что этнонимика является разделом лексики, но не ономастики. [Реформатский, 1964, 9-34]. Н.В.Подольская считает, что изучением этнонимов должна заниматься ономастика, поскольку они тесно связаны с антропонимами и топонимами [Подольская, 1988, 153]. Р.А.Агеева и К.В.Бахнян также придерживаются того мнения, что этнонимы - «это слова, изучение которых обязательно для ономастических исследований» [Агеева, Бахнян, 1984, 8].

Думается, что вернее будет отнести этнонимику к области ономастики, но при этом подчеркнуть её особое положение среди собственных имен.

Этнонимы являются базой для образования антропонимов: личных имён, прозвищ, фамилий. Некоторые антропонимы несут реальную этническую нагрузку. По словам В.А.Никонова, «антропонимия может служить драгоценным историческим источником, помогая выяснить былой этнический состав и миграции населения в прошлом» [Никонов, 1970, 46].

Этнонимия также тесно связана с топонимией, потому что этнические имена нередко образуются от географических названий и, наоборот, для образования топонимов используются этноосновы. Этнотопонимы образуют особую группу географических названий, возникновение которых обусловлено прежде всего внеязыковыми факторами, что делает их источником чрезвычайно важной информации как для языкознания, так и для других наук (истории, географии, этнографии). Этнотопонимы обычно возникают на стыках, границах этнических групп или на инонациональной территории, подчёркивая отличие жителей данного селения от окружающего коренного населения. При изучении этнотопонимов важно, однако, выяснить, восходит ли предполагаемая этнони-мическая основа к собственно этнониму или происходит от этноантропонима и связано ли использование этнонима с пребыванием на исследуемой территории соответствующего населения.

Необходимо подчеркнуть взаимосвязь между указанными ономастическими

классами. Так, антропонимы - имена вождей племён становятся основой для названия племён или даже народов, которые в свою очередь становятся нередко основами географических названий. С другой стороны, топонимы участвуют в образовании этнонимов и антропонимов. Исследуя этнонимы, надо обязательно использовать данные смежных разделов ономастики.

Существует также проблема границ этнонимии. В.А.Никонов относит к этнонимам обозначения лиц по местожительству (сибиряки, москвичи, волжане, пензенцы и др.), а также прозвища (пензенцы-толстопяты, рязанцы-косопузые), предлагая принять для обозначения этих названий термин «микроэтнонимы», впервые использованный Е.В.Ухмылиной [1970, 255] [Никонов, 1970, 6-8].

С таким широким пониманием этнонима нельзя согласиться: и названия жителей по их местожительству, и коллективные прозвища создаются без учета этнического состава номинируемых и, скорее, могут быть охарактеризованы как макроантропонимы. В данном случае более обоснованным представляется мнение А.В.Суперанской, рассматривающей этнонимы отдельно от обозначений лиц по их местожительству и от групповых прозвищ людей. [Суперанская, 1978, 61], хотя некоторые коллективные прозвища исторически могут восходить к этнонимам (ср. ниже зыръ).

Этнонимические материалы всегда привлекались исследователями для решения вопросов этногенеза и этнической истории народов. «Уже античные географы высказывали догадки о происхождении тех или иных народов и по-своему толковали названия этих народов» [Агеева, 1990, 5]. АИ.Попов, прослеживая историю изучения этнонимии, отмечает, что ещё русские и польские хронографы XVI - XVII вв. много занимаются происхождением племенных названий. Правда, попытки эти не всегда удачны [Попов, 1970, 25] и нередко носят случайный характер. Только в XIX в. этнонимический материал входит в различные историко-географические исследования. Первым исследованием было сочинение Н.П.Барсова «Очерки русской исторической географии. География начальной русской летописи» [Варшава, 1865], в котором содержится мно-

го примеров, относящихся к этнической топонимике. В «Очерках...» автор сравнивает ряд географических названий с наименованиями различных племён. Сравнение происходит формально, почти без привлечения исторических источников. Например, названия деревень Мерзляково, Мериново Н.П.Барсов связывает с наименованием летописного племени меря. Названия деревень Весь и Весь за Ручьём оказываются связанными с именем племени весь. «Нет ни одного сколько-нибудь близкого к достоверности вывода в рассуждениях Н.П.Барсова о подробностях расселения славянских, литовских и чудских племён» [Попов, 1970, 31].

Вопросы этнонимики и её приложений интересовали крупных финно-угроведов ХГХв.: А.М.Шёгрена, М.А.Кастрена, Ф.И.Видемана, М.П.Веске.

В конце XIX - первой трети XX вв. исследования этнонимического и топонимического материала встречаются на страницах работ по истории и этнографии. Однако наиболее известные работы С.К.Кузнецова, А.И.Соболевского и Н.Я.Марра, связанные с изучением и применением этнонимических данных, страдают серьёзными недостатками, содержат ряд неверных толкований. Причина состоит, очевидно, в том, что при обработке материала авторами не используется вся совокупность исторических данных, относящихся к племенному составу древнего населения изучаемого края, и не привлекается весь документальный материал.

В 1947 году появляется работа Д.В.Бубриха «Происхождение карельского народа», в которой автор, рассматривая историю карельского народа, затрагивает вопросы, связанные с дорусским населением севера Европейской части России. Владея лингвистическим материалом, привлекая данные письменных источников, Бубрих приводит доказательства в пользу отождествления средневековой чуди с древней весью, указывает основные места обитания древней веси, характеризует этнический состав заволоцкой чуди.

Для исследования этнонимии представляют интерес некоторые этнографические труды, посвящённые народам, населявшим когда-то территорию севера

Европейской части России или находящимся в тесном контакте с современным русским населением региона. Это работы В.В.Пименова «Вепсы: Очерк этнической истории и генезиса культуры» [М.-Л.Д965], М.В.Витова «Этнические компоненты русского населения» [М. 1962], исследования Л.Н.Жеребцова и И. Л. Жеребцова, посвященные этнической истории коми, труды Б.А.Серебренникова о происхождении марийского народа и мерянской проблеме и др.

Междисциплинарный подход к этнонимии характерен для работ археологов и этнографов Б.А.Рыбакова, Т.А.Бернштам, К.В.Чистова и других.

Новый этап в изучении этнонимов прежде всего связан с именами А.И.Попова и В.А.Никонова, в 50 - 60-х годах положивших начало новому этапу в развитии ономастики. Под редакцией В.А.Никонова вышел и первый сборник «Этнонимы» [М., 1970], в который вошли статьи, посвященные теоретическим проблемам этнонимики и конкретным этнонимам.

Среди обобщающих исследований по этнонимии следует отметить книгу

A.И.Попова «Названия народов СССР» [Л., 1973], монографию Г.А.Хабургаева «Этнонимия «Повести временных лет» [М., 1979], исследования Г.Ф.Ковалёва «История русских этнических названий» [Воронеж, 1982] и Р.А.Агеевой «Страны и народы: Происхождение названий» [М., 1990].

Освещение истории изучения этнонимии будет неполным, если не упомянуть труды по этнотопонимии и этноантропонимии. Этнотопонимами занимались многие учёные: В.А.Никонов, А.И.Попов, Э.М.Мурзаев, Е.М.Поспелов,

B.А.Жучкевич и др. Им же посвящён сборник Московского филиала Географического общества «Этническая топонимика» [М., 1987]. Этнотопонимы и этно-антропонимы рассматриваются в сборнике «Этнография имён» [М., 1971]. Проблемам этнотопонимии Архангельской области посвящена статья А.А.Пантелеевой, Н.В.Янчевской (Ткаленко) [1966].

Изучение этнонимии Русского Севера невозможно без привлечения результатов исследований по проблемам русско-финно-угорского языкового

взаимодействия, среди которых необходимо назвать труды А.К.Матвеева [труды с 1958 по 1998 гг.], а также работы его учеников: О.В.Вострикова [1979, 1981, 1990], Л.Г.Гусевой [1970, 1971, 1978, 1993], Л.А.Субботиной [1984,1985, 1988, 1995] и др.

Выбор региона исследования. В настоящее время сложилось несколько направлений в исследовании Русского Севера, которые требуют взаимодействия различных наук. К числу таких проблем относятся история освоения севера России, проблема лингвоэтнического взаимодействия на данной территории, вопросы этногенеза северорусского населения, его истории, языка, народного творчества.

В данной работе исследуется этнонимия территории Архангельской и Вологодской областей, а также района Волго-Двинского междуречья - Костромской области.

Выбор региона обусловлен рядом факторов этноисторического, географического и лингвистического порядка.

До прихода русских эта территория была занята финно-угорским и - на крайнем северо-востоке - самодийским населением. Колонизация Европейского севера проходила в основном мирным путём. Первые русские поселения появились здесь уже с начала XII в. С течением времени финно-угорское население было ассимилировано русскими. В настоящее время русскоязычное население проживает на этой территории в окружении народов, говорящих на финно-угорских и самодийских языках.

Ранние языковые контакты русского и финно-угорского населения отразились в субстратных географических названиях, восходящих к дославянскому периоду, и в финно-угорском лексическом наследии (заимствованиях) в говорах Русского Севера. В речи русского населения и исторических документах сохранились также этнонимы, называющие финно-угорские народы севера Европейской части России, функционируют отэтнонимические апеллятивы в лексике севернорусских говоров, широко распространены на данной территории

отэтнонимические наименования (топонимы и антропонимы).

Этнонимы и отэтнонимические образования на территории Русского Севера содержат ценную информацию о дорусском населении этого региона. Специальное изучение этнонимов, этноантропонимов и этнотопонимов тем более необходимо тогда, когда они выявляются на территориях, где в течение длительного времени происходили сложные и разнообразные этногенетические процессы, в которых участвовали многие родственные и неродственные народы.

Актуальность исследования определяет интерес к языковым источникам, этнической истории различных народов и процессам освоения территорий, населяемых русскими в настоящее время. Она обуславливается также отсутствием специального исследования этнонимов, называющих финно-угорские народы, и отэтнонимических образований на территории Русского Севера. В силу этого изучение этнонимов, этноантропонимов и этнотопонимов представляется важным, особенно в русле лингвоэтнических исследований.

Целью исследования является установление связей собственно этноними-ческого материала (русские этнонимы, называющие финно-угорские народы) с топонимией и антропонимией региона.

Задачи исследования

- выявить этнонимы, называющие финно-угорские народы севера Европейской части России, в исторических письменных памятниках; :

- установить, какую роль играют этнонимы в образовании этноантропонимов и этнотопонимов;

- проследить эволюцию русских этноантропонимов и этнотопонимов по данным исторических документов;

- провести лингвистический анализ этнонимов на современной территории Русского Севера;

- произвести семантический и структурно-словообразовательный анализ отэтнонимических антропонимов и топонимов;

- определить зоны распространения отэтнонимических географических названий;

- определить возможность использования этнотопонимов для целей этнои-сторических исследований на Русском Севере;

~ уточнить методику выявления и обработки этнотопонимического материала.

Основным источником исследования послужили собранные в полевых условиях в 1961 - 1998 гг. материалы Топонимической экспедиции (ТЭ) Уральского государственного университета, с 1977 по 1984 гг. при непосредственном участии автора. По теме исследования автором была составлена картотека, насчитывающая около 1000 единиц, данные которой и явились предметом исследования.

Источниками также послужили материалы исторических письменных памятников: русские летописи, юридические акты, писцовые книги, ревизские сказки и т.д.

Древнейший памятник русской письменности «Повесть временных лет» содержит большое количество собственно этнонимов, отэтнонимических антропонимов и географических названий. Основными источниками для нашей работы стали Лаврентьевская, Ипатьевская, Вологодско-Пермская, Холмогорская, Двинская летопись, Устюжские и Вологодские летописи ХУ1-ХУШ вв. и I Новгородская летопись по Синодальному списку.

Ценнейшие сведения содержит северный актовый материал. Сборник «Акты Соловецкого монастыря» включает документы ХУ-ХУ1 вв. В двухтомнике опубликовано 885 актов. Большая часть документов - частные крестьянские акты, которые, с одной стороны, отражают взаимоотношения крестьян между собой, с другой - крестьян и монастыря. В актах содержится большое количество этноантропонимов и этнотопонимов.

В «Актах социально-экономической истории северо-восточной Руси конца XIV - начала XVI вв.» наиболее интересными для данного исследования явля-

ются акты костромские, вологодско-устюжские и другие северные акты.

«Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей Х1У-ХУ1 вв.» также содержат интересный лингвистический м