автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Этносоциальная структура и институты социальной защиты в Хадрамауте (19 - первая половина 20 вв.)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Этносоциальная структура и институты социальной защиты в Хадрамауте (19 - первая половина 20 вв.)"
№ об. эа
Российская Акадеиия наук
Институт востоковедения Санкт-Аетербургский филиал
На правах рукописи
2абд ал-^азиз джаЬар вин £аш
ЭТНОСОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В ХАДРАНАУТЕ (19 - первая половина 20 вв.)
07.00.03. - Всеобщая история
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 1 992
/
Работа выполнена в Институте востоковедения РАН (Санкт-Петербургский филиал)
Научный руководитель - ведущий научный сотрудник 11В РАН
П.А.Грязневич
Официальные оппоненты:
доктор исторических наук 11.А.Родионов кандидат исторических наук С.А.Французов
Ведущая организация:
восточный факультет Санкт-Петербургского Государственного университета
Защита состоится пM^tiÄr.____1992 г.
в П.'Л." час. на заседании специализированного совета (Д 003.Gl.Об) при Санкт-Петербургском филиале Института востоковедения РАН (I9I04-I, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 18).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН.
Автореферат разослан 1992 г.
Ученый секретарь специализированного совета, кандидат исторических наук/
Школяр С.А.
I ОВДАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОШ
Диссертационная работа посвящена традиционному обще-отв^ладраыаута в 19 - первой половине 20 вв. с характерной для него, как и для всего Ига Йемена, социально-политической, экономической и культурной раздробленностью, а также жесткой стратовой иерархией. Эту раздробленность усугубляли природные особенности рассматриваемого ареала: изолированные долины сочетаются здесь с труднодоступными плоскогорьями и береговой полосой, которая еще полвека назад не была связана с внутренними районами надежными дорогами. Центробежные тенденции поддерживались и племенной организацией, существующей в регионе с древних времен (в изучаемый период в Хадраиауте ииелось 15 крупных племенных союзов, не считая сотен самостоятельных племен и племенных подразделений).
Объект исследования - традиционный социум Хадрамаута; предмет исследования - этносоциальная (стразовая) структура локального общества и прежде всего ее племенной костяк, а также механизмы регулирования внутриплевенннх и межплеменных конфликтов (институты социальной задаты). Рассматриваются социально-политические, экономические и культурные факторы, которые к концу 30-х гг. нашего века подорвали или упразднили основные функции этих институтов, что повлекло за собой трансформации традиционного общества, продолжающуюся по сей день. Этим обусловлена актуальность работы.
Цель диссертации - определение места, занимаемого плененной стратой в традиционной социальной иерархии Хадрамаута, характеристика этносоциальной структуры его населения и выявление в конкретном историческом контексте функций, присущих институтам социальной защиты. Для этого решались следующие задачи; а) определение источниковедческой базы и методики исследования, б) анализ стратовой и племенной структуры на всех ее уровнях, в) описание институтов социальной защиты как
совокупности организационно-правовых принципов и механизма их реализации в сфере обычного и общего права, г) выявление ключевых факторов, приведших к трансформация традиционного общества.
Работа основана на комплексной источниковедческой базе.
I„ Впервые вводятся в научный оборот 420 документов, хранящихся в йеменском центре культурных исследований (г. Мукалла), куда они попали в 1988 г. из архива бывшей правящей Социалистической партии, а также документы, находящиеся в архиве йеменского центра в г.Сейун. Это племенные документы (васар - вусур) 16 - начала 20 вв., виды которых подробно рассмотрены в разделе 1.2 Второй Части настоящей диссертации.
2. Рукописи опубликованные и неопубликованные.
Среди них - труды ал-Хамдани (10 в.), "Турфату-л-ас-
хаб" °Уыара б. ар-Расули (ум. 1297), Хроника Шанбала, или "Та'рих ал-Акмал" (16-17 вв.), труд Ибн Хумайда (уы. 1893) "Ал-суддату-л-муфидап и др. Названные труды дают возможность проследить, хотя и со значительными хронологическими лакунами, этноплеменную динамику в рассматриваемом ареале, однако их сведения зачастую ограничиваются лишь названием племени и/или его подразделений с местом их проживания, практически не затрагивая социальных аспектов.
3. Полевые материалы.
Среди них - племенные родословия, записанные автором диссертации во время полевых разысканий: несмотря на сомнительную достоверность, эти декларируемые генеалогии отражали историю племенных союзов. Использованы материалы, собранные автором и его коллегами по полевым сезонам Советско-йеменской комплексной экспедиции (СОЙКЭ) в 1983-1987 и в 1990 гг., а также полевые материалы, полученные автором в Восточном Хадрамауте (1982 г.) и вади Хаджр (1983 г.); некоторые из этих сведений были затем опубликованы диссертантом в йеыен-
ских журналах. Важнейший раздел полевых материалов представляют собой интервью со старейшинами и другими хорошо осведомленными информаторами, дающие уникальные сведения о традиционных социальных институтах и ушедшем в прошлое быте.
4-.' Печатные работы и исследования российских, западных и йеменских авторов.
Из работ российских ученых отметим большое значение трудов научного руководителя диссертации П.А.Гразневи-ча, исследований арабистов 11.Б.Пиотровского, О.Г.Большакова, U.A.Родионова, В.В.Наумкша, С.Н.Сереброва, А.Д.Кныша и др., эпиграфистов Г.М.Бауэра и А.Г.Лундина. Изучение этих трудов позволило разработать методику« использованную.в данной диссертации; сочетание историко-культурного и этнографического метода, филологического и эмпирически-полевого подхода. Из западной научной литературы привлечены работы голлардца Л. ван ден Берга, британцев Т.Литтла, У.1. Инграмса, Р.Сард-жента, австрийского этнографа В.Досталя, французского социолога 1.Шельхода и др. Учтена фактологическая база из сочинений местных хадрамаутских авторов Caiia-ха ал-Бакри, Салиха ал-сАлави, Сасида Ба Вазира, Ибн Хашима и др., среди которых крупнейшим является Иухам-мад Ба Матраф; привлечены работы сАбд ал-Кадира ас-Саб-бана, сАбд- ар-Рахмана ал-Маллахи и др.
Научная новизна диссертации обусловлена рассмотрением институтов социальной защиты как механизма функционирования и трансформации традиционных этносоциаль-г ных структур на примере Хадрамаута, комплексной методикой первого по этой теме исследования и введением в научный оборот нового полевого и письменного материалов.
Практическая значимость работы определяется важностью исследуемой проблематики для изучения история Южной Аравии, культурологии, социологии и этнографии, для вопросов соотношения традиций и инноваций. Приве-
з
денный в диссертации фактический материал и использованная в ней методика могут стать основой для дальнейшего изучения локального племенного общества, культурно-правовых норн, которыми оно руководствуется, и механизмов, с помощью которых оно функционирует. Работа может быть использована для дальнейших российско-йеменских полевых исследований, для подготовки историков и этнографов, как в России, гак и в арабских странах, для совершенствования учета полевого материала о племенном обществе и прогнозирования возможных последствий модернизации.
Апробация основных положений и выводов исследования производилась на заседаниях СОЙКЗ (1983-87, 1990), где они излагались в виде сообщений и докладов, на заседаниях сотрудников йеменского центра культурных исследований (Мукалла, 1990 г., Сейун, 1990 г.), на конференции йеменских литераторов (Сана, 1987 г.), перед научными сотрудниками Института этнографии (С.-Петербург, 1991), а также в виде статей и рецензий, опубликованных в йеменской печати, полевых отчетов и записей для архивов, Работа обсувдена и рекомендована к защите Сектором Ближнего Востока Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН.
Структура исследования. Диссертация состоит из Введения, двух частей (Часть I: Главы 1-3, Часть П: Главы 1-2), Заключения, Примечаний, Списка сокращений, Списка использованных документов, Списка использованных рукописей, Списка цитируемой литературы и Приложения.
В Части I характеризуется история Хадрамаута в рассматриваемый лериод (Глава I), причем достаточно бегло ввиду многочисленной литературы по данному вопросу; описывается этносоциальная структура (Глава 2) с особым вниманием к племенной страте; анализируется понятие ■племя" и дается картина племенного состава и расселе-нхя племен в Хадрамауте (Глава 3).
Часть П посвящена институтам социальной защиты и про-
цессу трансформации племенных структур. В Главе-1 подробно описывается процесс избрания/назначения воадей и других племенных лидеров, рассматриваются племенные.документы (соглашения о прекращении боевых действий и пире, договоры о племенных союзах, границах, торговле), выявляется механизм третейского суда и судебного разбирательства, опирающегося на законы обычного права; говорится о социальном институте мансабов и хаутах (районах убегщ). Глава 2 анализирует изменения в плененных структурах и институтах социальной защиты на примере двух ключевых факторов - эмиграции и реформистских процессов, происходивших в 30-60-х гг. нашего века в султанатах ал-£усайти и ал-Касири.
Работа снабжена поглавшши выводами, поэтому в Заключении называются лишь вагнейиие из них; основное внимание уделено здесь дальнейшим перспективам исследования заявленной в диссертации теиы.
Библиография состоит из 180 названий, из них а) документы (1-29), б) рукописи (30-56), в) цитируемая литература (I-I24) на арабском, русском, английском и французской" языках.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении определяется объект и предмет исследования, обосновывается научная значиность и актуальность работы, формулируется ее цель и задачи, характеризуются источниковедческая база и методика.
Уточняются границы ареала, обозначаемого как Хадра-иаут, совпадающие в настоящей работе с плененным представлением об этой пространстве, отрааенноа в плененных документах и в основном соответствующим определению ал-Хамдани. В ранках исследования находится вадн Духр (провинция Шабва).
Сам Хадрамаут разделяется в исследовании на районы прояивания племенных союзов: западный, или ад-кибла
(вади ал-Каср, ал-сАйн, Даусан, сАмд, Рахйа, Духр с плоскогорьями, вади Сарр с плато северо-запада до границ ал-сАбра); центральный (от Шибама до сАйната восточнее Тарима); северный (район Самуда, пустыня севера и северо-востока); восточный, или ал-Ыишкас (к востоку от порта аш-Шихр до Сейхута); прибрежный (побережье от аш-Шихра до Мукаллы с выходящими на юг долинами Хаджр, йибсас, Хаул и юго-западными нагорьями).
В'диссертации особое внимание уделено западному и восточному Хадрамауту как районам, где благодаря их долгой изоляции от городских центров лучше всего сохранилась племенная организация. Эти районы были выбраны для полевых исследований СОЙКЭ - историко-культурной группой под руководством П.А.Грязневича и временной этнографической группой. Российскими и йеменскши учеными проводилась работа по детальному описанию и регистрации населенных пунктов, исторических и археологических памятников, а также племенных подразделений, проживающих в районах изысканий.
Часть I диссертации носит название "Социально-политическое положение и этносоциальная структура в Хад-рамауте (19- первая половина 20 вв.)" и делится на три главы.
Глава I - "Социально-политическое положение1' сжато определяет исторический контекст, в котором существовало традиционное общество Хадрамаута в указанный период. Указываются факторы, повлиявшие на трансформацию изучаемого социума - от йафиитско-касирийского соперничества до установления британского протектората и начала реформ в султанатах ал-Кусайти и ал-Касири. Основные тезисы этой главы следующие:
I. Отсутствие единого политического и социально-экономического пространства в рассматриваемый период было обусловлено наличием многочисленных мелких государств, сформированных на племенной основе.
е
2. Политическая раздробленность была усугублена в начале 18 в. появлением внешней силы - йафиитских племен, которые вскоре превратились в один из важнейших внутренних социально-политических факторов. В 19 в. на йафиитской основе образовалось одно из двух ведущих государств Хадраыаута - султанат ал-Кусайти.
3. "Вмешательство Великобритании во 2-й половине 19 в., опиравшейся на ал-Кусайти, привело к установлению британского косвенного управления, а "мир Инграмса" прекратил племенные стычки.
Перемирие 1936 г. было достигнуто нелегкой ценой, однако именно благодаря ему открылся путь реформ в экономике и административной сфере.
5. Племенная ослова султанатов ясно ощущалась и в 20 в., что, в частности, отражалось на содержании и стиле документов, которыми обменивались султанская администрация и племена. Для подрыва влияния соперничающих с ними племен султаны нуждались в широкой модернизации государства, которая в конечном счете лишила власти и султанов, и племена.
Глава 2 - "Этносоциальная структура" показывает эволюцию этнического самосознания хадрамийцев, анализирует их этническую идентификацию и подробно описывает традиционную стратовую иерархию, выделяя племенную страту. Рассмотрена литература по социальной стратификации, ^функции каждой из страт (сада, маша'их, каба'ил, карар, масакин, дусафа, субйан, сабйд), их отношение к традиционным ценностям, брачные связи, культурные особенности. Главные положения главы следующие:
1. В исследуемый период общество Хадрамаута, как и Йеменское общество в целом, ощущало свою принадлежность к миру ислама, арабскому суперэтносу (нации) и йеменскому региону, соединяя в своей характеристике черты общего и локального.
2. йеменская самоидентификация хадрамийцев претерпе-
ла эволюции, усиливаясь по мере уменьшения социально-политической и экономической изоляции Хадрамаута.
3. Благодаря ландшафтному разнообразив Хадрамаута (основное вади и боковые долины, нагорья и прибрежная полоса) и разнообразию традиционных занятий его населения (оседлые и кочевники) местное общество разделялось на ряд локальных групп, отличавшихся по своей этнической культуре.
Существенна! локальных особенностей оказались социальные различия, воплотившиеся в иерархически организованной системе традиционных социальных страт, каждая кз которых обладала своими.функциями, традициями и обычаями.
5. Эти наследственные страты присущи всему Йемену, однако в Хадрамауте они представлены своим особым набором, обусловлены локальной спецификой, прежде всего ис-торико-кульгурной и этносоциальной.
6. Основным стержнем стратовой системы была третья по престижности страта - племенная (кабйли), заложившая основу местной государственности, в то время как функция высих (сада и маша'их) и низших (масакйн, дусафа, субйан, сабйд) страт заключались в предоставлении различных услуг в сфере просвящения, религии, производства.
Глава 3 - "Племенная структура" содержит два разделу. В первом раскрывается понятие "племя" в традиционном гадрамийском обществе. Это понятие отличается от научного определения термина, который до сих пор вызывает дискуссию у специалистов. Часто племя рассматривается как тип этнической и социальной общности, восходящей к первобытной эпохе; признаками племени считаются реальные или фиктивные кровнородственные связи, деление на роды (не менее двух в силу родовой экзогамии, не практикуемой в обществах Ближнего Востока), наличие племенной территории, самоназвания, племенных обычаев.
Многочисленные полевые исследования, которые этно-
графы стали проводить с начала нашего века в "примитивных" обществах Австралии, Америки и черной Африка, также как изучение бедуинов Аравии, Магриба и др. племен, заложили основу для дифференциации наших знаний о племенах. Так, например, стали очевидными различия неаду обществами Африки и Аравии, между бедуинскивд кочевнаи племенами центральных районов Аравийского полуострова и его юга. Нессотря на кажущуюся простоту этих обществ, иного-образие собранных фактов, заставило ученых отказаться от попытка втиснуть противоречивый материал в угнле рамки одного термина.
Смысл, вкладываемый арабскими источникает в понятие кабила (племя), восходит к средневековью, когда под племенем понимали потомков одного праотод. Исходя из этого, названием племени было имя его основателя-эпоннва или, как считали некоторые арабские специалисты по родословиям, имя основательницы (праматери) плееенз. Иы походим у ал-Хавдани имена местностей, населенных пунктов, древних царств и божеств, которые он включает в генеалогическое древо как имена автохтонов, потомков Пахтана. Несмотря на убеждение в том, что всякое племя происходит от единого предка, многие арабские авторы не выдерживают его в приводимых ими генеалогиях.
Рассмотрим понятие "племя", как его трактуют в Хад-рамауте и, в целом, в Йемене, т.е. в условиях общества, разделенного на традиционные социальные страты.
"Генеалогический" подход играет особенно важную роль в стратах.сада и маша,их, ибо изоляция в социальной и религиозной жизни оценивается по степени родословной близости к °Али б. Аби Талибу (у хашиыитов), к аббаси-даи или к асхабам Пророка (к Абу Бакру и др.). О значении родословия у каба'ил уже было сказано. Для более низких социальных страт, родословие не играло роли для исполнения их социальных функций и поэтому практически не сохранилось.
Согласно полевьш данным, племенная структура (от низших звеньев к высшим) такова:
1. Большая (она же неразделенная, расширенная) семья.' Состоит из отца и матери с семейными детьми и их потомством. Называется локальным термином - дар, в значении дом, ибо в прошлом все члены подобного семейно-родствен-ного коллектива проживали в общем жилище, представлявшим собой единое домохозяйство. Глава семьи владел ее земельной собственностью, руководил хозяйственной деятельностью ее членов, распоряжался доходами и был ее полномочным представителем во всех делах. Роль же нуклеар-ных (простых, парных) семей, составляющих дар, стала возрастать лишь в 20 в., особенно в результате отходничества и эмиграции, усиливавших экономическую самостоятельность младших членов большой семьи.
2. Фахйза. Это совокупность больших семей, имеющих общего предка 4-5 степени; она представляет собой ряд домохозяйств и, увеличиваясь в размерах, может занимать целую деревню или некоторое пространство, населенное единым семейно-родственным коллективом. Местное название этой группы - ал, к которому добавляется имя эпонима: ал Сасид б. сУмар, ал Химид и т.д. В хозяйственной сфере земельный массив фахизы разделялся на участки, находившиеся в собственности глав больших семей и дробившиеся только благодаря законам наследования.
3. Совокупность нескольких фахиз называется кабила, байт или батн, причем происходит смешение этих терминов. Чаще, особенно во внутреннем .Хадрамауте, в этом значении используется слово кабила. С точки зрения классической племенной структуры (например, у ал-Хамдани) местное употребление термина "племя" соответствует классическому "батн" (род)« В отличие от эволюционистского лонятия последнего термина, "род" рассоривается как совокупность расширенных семей, составляющая основу племенной структуры.
Общий предок племени обычно отделен от здравствующих его членов 10-12 поколениями, отраженных в родословии. Численность рода в среднем колеблется между 200 и 300 человек (мужчин). Численность его подразделений - до 50 чел. (в некоторых случаях - до 70 чел.). Нередко крупные роды со временем разделялись, образуя новые патри-линейные группы со своей территорией. По эпохе пггднего средневековья имеется особенно много документов, свидетельствующих о том, как при разделении разросшихся племенных групп отделившиеся захватывали новые территории и вытесняли прежнее население, причем некоторые из упомянутых в документах подразделений понижали с течением времени свой статус. Есть также немало свидетельств о превращении в начале 20 в. некоторых отделившихся родов в жизнеспособные самостоятельные образования.
4. Совокупность нескольких родов составляет племя (кабила) или племенной союз. Его территория (сумма земель, входящих в него отдельных родов) имеет хорошо известные границы. Так же значительное число населенных пунктов, где проживают каба'ил общего родословия, обладают названиями, указывающими на их племенную принадлежность: Кара Ал Сабит (гора рода Сабит), Ганима Ал °Ибри (Ганима рода сйбри), сАрд Ал ас-Сукайр (угодья рода ас-Сукайр) и т.д. В центре этих территорий находятся поселения городского типа (балда), среди жителей которых - ремесленники, мелкие торговцы, писцы, учителя; в специальных деревнях или кварталах проживают сада или маша*их, выполняющие религиозные функции.
На этом уровне развития культуры, не требующем широких межплеменных хозяйственных связей и тесного сотрудничества, когда каждое .племя являлось самодостаточным этносоциальным организмом, внутренняя солидарность в значительной мере основывалась на психологической установке, когда каждый член племени считал себя представителей своего племенного общества ("мы"), окруженного
и
/
-чужаками ("они"), основанного на общности родства и крови и выделяющегося среди прочих особенностями языка, внешнего вида, обычаев и жизненного уклада.
Заключительный раздел Главы 3 посвящен племенам и плененным союзам Хадранаута. Племена и племенные союзы расселены во всех районах Хадрамаута, а некоторые*^ них, такие как сайбан или кинда, имеют давнюю историю и упомянуты в древнейеменсвдс надписях. Другие появились здесь сравнительно недавно, как например, многочисленные пленена Еафиитов, служившие с 16-18 вв. наемниками для ая-Ка-сирн, а затем не только приобретшие самостоятельность, но н основавшие свои мини-государства, первое из ннх создано в 1702 г. родом Насади в Ыукалле.
Другие упомянутые в источниках пленена, живние в Хад-рамауте, покинули его в период арабских завоеваний, влившись в исламские отряды. Некоторые пленена пресеклись, а их остатки потеряли свое родословие и понизили статус, превратившись в ду°аф'а или хирсан.
Старые племенные союзы сохранились в Хадрамауте на плоскогорьях, протянувшихся с запада на восток, и в прилегающих к ним долинах, ведущих во внутренний Хадрамаут или на побережье. К таким союзам относятся ал-хумум, сасин, ад-даййин, сайбан, нуввах, насман,. а в старых кин-дитских районах остались племена, возводящие себя к легендарным бану хилал и герою Абу Зайду ал-Хилали. Кинди-тами считаются племена ас-сай°ар и ал махфуз, мажа'их из рода ба кайс и ал сафиф и др., семьи кирван из больших поселений - ал марта0, ба насима, ба матраф и др. Некоторые уцелевшие киндитские племенные коллективы вошли в иные племенные союзы - старые (например, ад-даййин) и новые (например, ал-машаджира),
Далее приводится детальная картина расселения племен в западном Хадрамауте, на южных и юго-западных плато, в центральных и северных районах основного вади, в восточном Хадрамауте; особо выделены дисперсно расселенные йафиитские пленена.
Глава 3 завершается следующици основными выводаии:
1. Племя в Хадрамауте (ив йевене в целой) представляет собой одну из страт традиционного общества. Члены ее обладают правой носить орузие, владеют четно ограниченной территорией, вступают в союзнические отнопения с другими племенами, подчиняются требованиям обычного права и Прибегают к посредничеству при разрешении келпле-менных конфликтов.
2. Терминология, прилагаемая к разным уровняз племенной структуры (род - племя - плесенной союз, шш батн- кабила - хилф), отражает отсутствие .кезду иики четкой грани, ногда термин кабида ыозет обозначать практическое любое звено этой динамической системы.
3. Основной ячейкой плененной организации является род (батн, байт), или совокупность расширенных сеней, объединенных реальным родством по отцовекой линии с сохранением всех генеалогических звеньев от этого предка до нынешнего поколения, общей территорией (или последовательностью ареалов) обитания и общей собственностью на сельскохозяйственные угодЬя, заросла, пастбища и водные источники.
4. Потребности жизнеобеспечения вынуждали к сотрудничеству кочевников и оседлых в рамках общего плененного союза, причем взаимопомощь и солидарность укреплялись созданием легендарной (декларируемой) генеалоги, иллюзией общего родства.
5. Племена и племенные союзы, вопреки их кажущейся статичности в наши дни, складывались под влиянием целого ряда.факторов. Некоторые из этих племенных коллективов сохранили свое имя и место обитания с давних времен, другие мигрировали в Хадрамаут извне или перебирались
из одного локального района в другой. Племена переходили из старых союзов в новые, понижали или повышали свой статус в стратовой иерархии, пресекались. Общей чертой этого племенного ареала является, тем не менее, однород-
ность обычаев и традиций, положений обычного права и культурных феноменов на обширных пространствах.
Часть П диссертации носит название "Институты социальной защиты в Хадрамауте". Ее ядро представляет собой Глава I - "Составляющие институтов социальной защиты и их функции".
Под институтами социальной защиты понимаются специфические институты, существовавшие в племенном обществе Хадрамаута в 19 в. и до первой половины 20 в. для поддержания мира и регулирования таких насущных для структуры племенного общества вопросоз, как выбор племенных вождей, разрешение споров между членами одного племенного подразделения (фахма) или между племенами, будь то в рамках одного племенного союза, двух или нескольких. Подобные институты занимались также отдельными правовыми казусами (убийство, кровомщение) с рассмотрением доказательств обвинения и защиты, определением ответственности и мер, необходимых для улаживания конфликта. В их ведении было составление различных племенных документов.
В изучении институтов социальной защиты как таковых сделаны лишь первые шаги, хотя частным их аспектам посвящены работы местных и европейских исследователей, имеются также отдельные замечания и ■описания, связанные с этими институтами, принадлежащие европейским путешественникам и ученым. Однако, глубокое раскрытие этой темы возможно лишь тогда, когда будут проанализированы различные письменные источники и собран представительный полевой материал.
В четырех разделах Главы I рассмотрен процесс избрания и назначения племенных вождей и их помощников, а также их функции (I), проанализированы племенные документы - соглашения о мире, союзах, границах и купле-продаже (2), описаны законы обычного права и меры, связанные с их нарушением (3), а также места убежищ (хаута) и роль мансабов сада и мала'их в■межплеменных конфликтах (4).
Особо отмечается роль верховного вождя, обязанности которого включают: 4
1. Представительство племенного союза в отношениях с другими племенами и с государственными органами, формулирование и выражение его интересов.
2. Одобрение и подписание различных документов совместно со всеми или частью вождей подразделений в интересах племен, входящих в союз.
3. Разрешение внутренних конфликтов (особенно связанных с убийствами, спорами о земле и ирригации, вопросами чести), переданных на его рассмотрение после того, как вождям подразделений и членам племенного совета не удалось их урегулировать.
4. Передача неразрешенных конфликтов для улаживания мансабам социальных страт сада и/или маша*их или верховному хакаму "арбитру" племен Хадрамаута в отношении уголовных наказаний (хакам бин садзадз), а также контроль над выполнением принятого решения»
5. Принятие дисциплинарных мер против единоплеменников, не выполняющих судебного решения.
6. Созыв общего племенного схода для разрешения конфликта, угрожающего соплеменности.
7. Объявление войны - по согласованию со старейшинами.
8. Прием и угощение ицошгемешшх гостей с помощью всех подразделений, представляющих: дождю своп долю съестными припасами. • '
Выводы к Главе I Части П диссертации таковы:
1. Институты социальной защиты- в рассматриваемый период представляли собой совокупность "взаимосвязанных меха-*'^ низмов для обеспечения нормалЕнопз! функционирования пле-" менного общества путем избрания! владей всех уровней и поддерживания связей между всаиш звеньями племенной структуры.
2. Нормы обычного права осхяйнна нетерпимы к нарушениям внутриплеменного единства, ж союзных договоров в отно-
/
иении мира, перемирия, союзнических прав, безопасности коммуникаций и других аспектов, регулируемых институтами социальной защиты.
3. Обычное право рассматривало индивидуальные преступления как деяния, ответственность за которые несет весь племенной коллектив - семья, род, племя; в случае, если субъект не выполнял судебного решения, последствия касались всей семейно-родственной группы.
Положения обычного права, сохранявшиеся преимущественно устной традицией, не имели жес-тко очерченных границ, подвергаясь изменениям, дополнениям и толкованиям. Однако общая тенденция, сформулированная в пункте 2, оставалась неизменной.
5. По мере укрепления централизованного государства, отмирали или трансформировались основные функции институтов социальной защиты, что в свою очередь влияло на модернизацию управленческого аппарата и утрату автономии племенных районов.
Глава 2 - "Изменения в племенных структурах и институтах социальной защиты в 20 в." рассматривает две основные причины этих перемен - эмиграцию и реформистские процессы, приведшие к модернизации государственного аппарата и экономической жизни Хадрамаута. Выделяются основные направления эмиграции - восточная Африка, Индия, Индонезия и другие страны Юго-Восточной Азии, нефтедобывающие страны Аравийского полуострова. Рассказывается об иршадитском движении, реформации и других процессах обновления. Тезисы главы следующие:
I. Год 1937 знаменует новый период в общественной жиз-_с.^>нж Хадрамаута, когда стали ослабевать родоплеменные связи, ' '•■-очутратилось значение одних институтов социальной защиты и мвмепились функции других. Все это было вызвано модернизацией государственных структур после прекращения межпле-мзнвнх усобщ, уменьшения роли племенных вождей и расширения социальной базы государства.
2. Указанные изменения стали возможны благодаря миграционным процессам, участники которых (в основном средние торговцы, выходцы из разных страт) подрывали традиционно иерархию хадрамийского социума, открыв эпоху реформ. Первой реформистской организацией оказалось ириа-дитское^ движение: перенесенное на родную почву из эмиграции оно способствовало модернизации Хадрамаута в 30-50 гг. и возникновению националистических организаций.
3. В 30-е гг. заверпался начавшийся еще. во второй половине 19 в. процесс включения рассматриваемого ареала
в мировую экономику; товарно-денежные отношения все шире вторгались в локальное-натуральное хозяйство, что не могло не привести к расширению и реорганизации традициг онных социально-экономических связей.
4. В сфере семейно-родственных отношений данные процессы вызвали укрепление экономической самостоятельности нуклеарных семей в городах и крупных деревнях; подверглась критическому пересмотру концепция абсолютной власти главы неразделенной семьи, племенного вождя л лидеров других традиционных социальных институтов.
5. Несмотря на перемены, произошедшие в племенной структуре и институтах социальной защиты, племенная организация и племенное мировидение сохранили свои жиша корна как в Хадрамауте, так и в других местах Йемена. Укрепление или ослабление племенного начала впредь будет зависеть от ряда обстоятельств: глубины социально-экономических и культурных реформ, социальной политики государства в отношении различных категорий своих граждан, положения, которое займет в регионе рассматриваемый ареал.
В Заключении диссертации подводится итог проделанной работе:
1. Период с 19 в. по первую половину 20 в. имеет первостепенную важность для этносоциальной истории Хадрамау-та, ибо именно тогда после долгой полувековой борьбы стабилизировались султанаты ал-Кусайти и ал-Касири, над которыми Великобритания установила режим косвенного управления. Все это привело к существенным сдвигам в локальной этносоциальной структуре и обслуживающих ее институтах социальной защиты, сохранивших, однако, свою основу.
2. Локальную социальную структуру в данный период определяло наличие иерархически расположенных эндогамных (по мужской линии) страт, высшей из которых считалась страта потомков Пророка - сада, а низшей - рабы сабид. Между этими стратами помещался целый спектр прочих социальных слоев, главным из которых являлась страта племенников - каба!и, обладавших реальной силой и обширными земельными площадями. С эпохи позднего средневековья до начала нашего века племена создавали и сокрушали локальные государства и мелкие государственные образования.
3. Племенная страта Хадрамаута имела право носить оружие, обладала четко очерченной племенной территорией, заключала и расторгала союзы, подчинялась нормам обычного права и состояла из оседлой и кочевой/полукочевой частей, причем оседлые обладали гораздо большим хозяйственным значением.
4. Высшим уровнем племенной организации является племенной союз, включающий в себя множество более мелких племенных подразделений, но не способный создать более высокую форму социального объединения. Это замедляло процесс формирования национального государства вплоть до 2-й половины 20 в.
5.. В изучаемый период племенные ареалы пользовались самостоятельностью от султанских властей, распоряжаясь
своими территориями и используя механизмы институтов социальной защиты, основанные на принципах и нормах обычного права. Ведущие племенные союзы составляли военную и социальную опору султанатов.
6. Институты социальной защиты представляли собой традиционные социальные механизмы, предназначенные для нормального функционирования племенного общества и урегулирования возникающих в нем конфликтов.
7. В рассматриваемый период большинство племенных вождей в ареале были наследственными. Сам механизм передачи власти варьировался от племени к племени. Роль вождя состояла по преимуществу в решении повседневных проблем, возникающих в его племенном коллективе, представительстве соплеменников при внешних контактах и вынесении более серьезных случаев на третейский суд хакама.
8. Для обеспечения безопасности заключались договоры между различными племенными союзами или между подразделениями, входящими в разные союзы, иногда продолжающие враждовать. Такие договоры требовали время от времени возобновления.
9. Для подтверждения прав на свою племенную территорию, племена подписывали документы с соседними племенными союзами, где оговаривались границы территории и права племени-владельца.
10. Племенные нормы ограничивают право соплеменника продать свой участок чужаку. Арендатор даже после многолетнего труда на земле не приобретает право владеть ею и должен выплачивать часть урожая собственнику из каба'ил как временный пользователь.
11. Для разрешения конфликтов между племенами Хадра-маута применяется обычное право, большинство положений которого восходит к доисламским временам. С другой стороны, многие споры разрешаются на основе шариатских норм.
12. Нормы обычного права карают, как правило, тех, кто подрывает внутреннее единство племенной группы и племенные узы. Так, наказание усугубляется за убийство союзника, члена племени, с которым заключено перемирие или мир, клиента или путника, находящегося под защитой племени, или за убийство на территории хауты.
13. Вина субъекта, согласно обычному праву, падает на весь представляемый им семейно-родственвый коллектив, который связан взаимозависимостью круговой поруки.
14. Одна из основных функций хауты как места убежища заключается в возможности безопасной встречи представителей враждующих племен для торговли, т.о. со времени позднего средневековья до середины нашего века хауты выполняли жизненно важную роль, поддерживая хозяйственные и прочие социальные связи в разобщенном племенном социуме.
15. В первой половине 20 в. институты социальной защиты изменили, ослабили или совсем утратили многие свои функции, а традиционная социальная структура потеряла жесткость благодаря новым социально-экономическим и политическим процессам, происходившим в изучаемом регионе и за его пределами.
16. Несмотря на коренные изменения, произошедшие в племенной структуре Хадрамаута, она не прекратила своего существования по сей день и несомненно окажет влияние на будущее развитие местного социума.
Таковы важнейшие положения, к которым приводит анализ использованного в диссертации материала. На базе настоящей работы необходимо вести дальнейшие исследования. Думается, что они могут включать следующие шаги:
I. Необходимо продолжать.программу учета и описания населенных пунктов, выявляя стратовую или племенную принадлежность их жителей, их прежние и настоящие связи с племенными союзами и институтами социальной защиты. Эта программа, начатая в 1983 г. СОЙЕЭ, должна быть рес-простраьена в центральные и северные районы Хадрамаута,
а также продолжена в прибрежной полосе.
2. Опрос и анкетирование горожан по вопросам эмиграции (с учетом стратовой/племенной принадлежности) для выявления факторов, способствующих инновациям или консервации традиционного уклада.
3. Создание отдела в Йеменском центре культурных исследований, который занимался бы изучением этносоциальной структуры населения и институтами социальной защиты, подготовил к изданию словарь специальных терминов, встречающихся в племенных документах и рукописях.
4. Проведение полевых изысканий о племенных усобицах и традиционных способах разрешения конфликтов, о проявлении племенной солидарности и взаимозависимости.
5. Публикация полевого материала по теме, чтобы в конечном счете издать детальную карту этноплеменного расселения жителей Хадрамаута и схемы племенных генеалогий в их динамике.
Собранный и обработанный материал по этноплеменной структуре и институтам социальной защиты не только сохранит для науки исчезающие реалии традиционной культуры, но и позволит строить на разумных основаниях взаимоотношения современного государства со значительной частью своих граждан.
Основные положения диссертации отражены в следующих печатных работах:
1. Бин сАкил сАбд ал-сАзиз. Хаута фи таур ат-та'сис// Афак. Мукалла, 1987, )Ё10, с.27-40 (0.7 п.л.).
2. Бин сАкил 3Абд ал-сАзиз. Ал-хуват фи Хадрамаут: кава'ид ли-л-абхас ал-майданийа // Хадрамаут ал-кадима ва-л-мусасир. Сейун, 1987, ч.2, с.178-192 (0.6 п.д.).
3. Бин сАкйл сАбд ал-°Азиз. Ал-Каср. сАрид тарихи-джутрафи-иджтима'и // Ната'идж асмал ал- Бисса лисам, 1986, Сейун, 1986, с.91-112 (I п.л.).
4. Бин сАкил сАбд ал-сАзиз. Кадайа ад-дирасат ат-тари-хийа ли-Хадрамаут // Нага'идя асмал ал-Бисса ли-сам, 1985. Сейун, 1985, с.77-87 (0.5 п.л.).
5. Бин сАкил °Абд ал-сАзиз. Вади-л-сАйн: Иудунуху ва кураху ва таркибуху ал-иджтинаси ал-кибли ва мава-ки°уху ал-асарийа // Хадрамаут, Нукалла, 1984,
с. 20 - 39 (I п.л.).
6. Бин сАкил сАбд ал-сАзиз, Ба Махрама Мухаммад. Такрир хаула ан-нузул ал-майдани ила мудирийат Хаджар. Нукалла, 1983, с.1-56 (2,6 п.л.)
Общий объем: 6,4 п.л.