автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Социально-политическая история Хадрамаута в раннее средневековье
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-политическая история Хадрамаута в раннее средневековье"
АКАДЕМИЯ НАУК СССР
ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
На правах рукописи
ФРАНЦУЗОВ
Сергей Алексеевич
УДК 953.3
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ХАДРАМАУТА В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
07.00.03 — ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени
ЛЕНИНГРАД — 1990
Диссертация выполнена в секторе Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР.
Научный руководитель — кандидат филологических наук Петр Афанасьевич ГРЯЗНЕВИЧ
Официальные оппоненты: доктор исторических наук Севир Борисович ЧЕРНЕЦОВ,
кандидат исторических наук Алий Иванович КОЛЕСНИКОВ
Ведущая организация: Институт стран Азии и Африки при Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова.
Защита диссертации состоится 26 октября 1990 г. в часов
на заседании специализированного совета Д 003.01.06 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Ленинградском отделении Института востоковедения АН СССР по адресу: 191065, Ленинград, Дворцовая набережная, д. 18, Зеленый зал.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР (Ленинград, Дворцовая набережная, д. 18).
Автореферат разослан « ^ » сентября 1990 г.
Ученый секретарь
С. А. ШКОЛЯР
ОНЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность теш определяется тем значением, которое раннесредневековая эпоха в развитии Южной Аравии имеет для исследования фундаментальных проблем истории Востока и мира в целом, таких как переход от древности к средневековью, инкорпорация номадов в древнюю земледельческую цивилизацию и возникновение оседло-кочевого социума, роль ислама в формировании средневекового общества, социальный механизм массовых религиозно-политических движений, генезис собственной государственности в провинциях Арабского халифата.
На примере Хадрамаута, автономного историко-культурного региона Южной Аравии, сделана попытка проследить,в какой конкретно-исторической форме проявлялись общие закономерности перехода древней южноаравийской цивилизации к средневековью в одной из крупных провинций Химйаритского государства.
События и процессы, происходившие в раннесредневековом Хадрамауте, оказали решающее воздействие на развитие региона в последующие столетия.Многие явления общественной жизни, социальные структуры, этноплеменные и государственные институ-тг, характерные для позднесредневекового и современного Хадрамаута, уходят своими корнями в раннее средневековье.
Научная новизна диссертации заключается в том, что она представляет собой первое в отечественной и'западной науке исследование, посвященное раннесредневековому Хацрамауту. В отличие от сочинений современных хадрамаутских историков, выполненных в традиционной манере, эта работа основывается на критическом анализе источников и на интерпретации полученных данных в соответствии с материалистическим пониманием
исторического процесса. В диссертации пересмотрен и уточнен ряд положений, выдвинутых советскими и зарубежными востоковедами по проблемам хадрамаутской истории изучаемого периода в работах, посвященных древней и средневековой Южной Аравии.
Практическая значимость. Содержащиеся в работе материалы могут быть использованы исследователями, занимающимися историей и этнографией Южной Аравии и Ближнего Еостока в целом, в том числе при подготовке и чтении лекций по истории арабских стран и спецкурсов на восточных факультетах университетов.
Наблюдения и выводы, сделанные в диссертации, учитываются в деятельности Советско-йеменской комплексной экспедиции (СОЯКЭ) при разработке программ полевых изысканий.
№тодологической и теоретической основой диссертации послужили диалектико-материалистический метод исторического исследования, достижения советской и мировой науки в области изучения социально-политической истории Южной Аравии, а также работы советских ученых по актуальным проблемам медиевистики.
Б приложении к диссертации дана реконструкция этнической истории хадрамаутского племени ас-садаф, в которой применен метод анализа ономастики племенной генеалогии, не получивший пока распространения в арабистической науке.
Хронологические рамки диссертации ограничиваются ранним средневековьем. За нижнюю границу этой эпохи в Хадрамауте принимается рубеж У-У1 в.в. Источники показывают, что к этому времени здесь были налицо все основные признаки, характерные для раннесредневекового общества на юге Аравии. Предшествующий этап хадрамаутской истории, начиная с хшйаритского
завоевания конца Ш - начала 1У в.в., рассматривается как переходный период между древностью и ранним средневековьем. В диссертации события, относящиеся к этому периоду, а иногда и к еще' более раннему времени, затрагиваются, главным образом, для того, чтобы показать их влияние на социально-политическое и этнокультурное развитие Хадрамаута 71 - начала УП в.в.
За верхний рубеж исследуемой эпохи принят конец ХП - начало ХШ в. в. - время наивысшего расцвета султаната ал Рашид, наиболее значительного среди первых средневековых хадрамаут-ских государств, и окончательного упадка ибадитского движения.
Источники и литература. В основу диссертации положены два типа источников: эпиграфические памятники и арабо-мусульман-ские сочинения, как опубликованные, так и рукописные. Первый тип представлен, в основном, надписями знатного южноаравийского рода зу йаз'ан, которые относятся к середине 17 в. и к концу У - началу У1 в.в. и содержат уникальный материал по истории Хадрамаута этого периода. Круг использованных арабо-мусульманских источников включает в себя произведения доисламской поэзии, генеалогические своды ("Джамхарат ан-насаб" Хишама ал-Калби /утл.ок. 206/821 г./, опубликованные части "Ансаб ал-ашраф" ал-Балазури /ум. в 279/892 г./, "Китаб ал-иштикак" Ибн Дурайда /'223/837 - 321/933 г.г./), жизнеописания Пророка и его сподвижников (сира Ибн Хишама /ум. в 218/ 833 г./, "Китаб ат-табакат ал-кабир" Ибн Са°да /ум.в 230/845 г./), труды по истории "войны отступничества" и завоеваний I"Китаб футух ал-булдан" ал-Балазури, "Китаб ал-футух" ибн Ассама ал-Куфи /ум. ок. 314/926 г./, "Китаб ал-иктифа' фи
II n
магази-л-мустафа ва-с-саласа ал-хулафа' ал-Кала и ал-Балан-си /565/1170 - 634/1237 г.г./), раннемусульманские "энциклопедии" Ибн Хабиба /ум. в 245/85У г./ - "Китаб ал-мухаббар" и "Китаб ал-ыунаммак фи ахбар курайш", хроники Ибн Хаййата /ум. в 240/854 Г./, ал-йаскуби /ум. в 284/897 или 292/905 г./, ат-Табари /224/838 - 310/923 г.г./, Ибн ал-Асира /544/1149 606/1210 г.г./, географические словари ал-Бакри /ум. в 487/ 1094 г./ и Йакута /574/1178 или 575/1179 - 626/1229 г.г/,равно как и сочинения иных жанров. Особое место среди арабо-му-сульманских источников занимают труды йеменского ученого-энциклопедиста конца IX - 1-й*половины X в.в. ал-Хасана ал-Хам-дани "Китаб ал-шшил" ("Книга венца") и "Сифат джазират ал-°араб" ("Описание Аравияского полуострова"), в которых приведены подробные данные об этноплеменной ситуации в Хадрамауте того времени.
Уникальные материалы о хадрамаутском ибадитском движении были обнаружены в рукописях североафриканских ибадитов, хранящихся в библиотеке Львовского университета.
В раннесредневековом Хадрамауте не сложилось собственной историографической традиции. Позднесредневековые хадраыаут-ские рукописные сочинения, в которых иногда упоминаются события, относящиеся к самому концу раннего средневековья - 2-й половине XI - началу ХШ в.в., остались нам недоступными. Поэтому при подготовке заключительных разделов диссертации приходилось использовать в качестве источника труды современных историков-хадрамаутцев, в которых излагаются почерпнутые из этих рукописей сведения.
Большую помощь диссертанту оказали монографии советских востоковедов А.Г.Лундина, М.Б.Пиотровского, 0.Г.Большакова,
в которых затрагиваются отдельные вопросы раннесредневеко-вой истории Хадрамаута, а также статьи и монографии зарубежных ученых по южноаравийской эпиграфике (М. Ба Факих, Кр. Ро-бен, Ж.Рикманс, В.Мюллер), исторической географии, хронологии, социально-политической истории древней Южной Аравии (I. фон Виссманн, М. Хёфнер, А.Еистон, М. Ба Факих), ибадитско-му движению на юге Аравии и проблемам правовой доктрины иба- . дитов (Дж.Вилкинсон, Т.Левицкий).
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР 14 мая 1990 г. Основные положения диссертации опубликованы в трех статьях и двух тезисах к докладам (общий объем - 2 п.л.), а также издохенн в сообщениях, сделанных автором на XXI, ХХП, ХХШ годичных сессиях Л0 ИВ АН СССР (февраль 1986 г., апрель 1987 г., апрель 1988 г.), на сессиях' ленинградских арабистов в октябре 1986 г. и ноябре 1988 г., на научных конференциях Советско-йеменской комплексной экспедиции в январе 1938 г. в Ленинграде и январе 1989 г. в Москве.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и исследований, списка обозначений надписей, приложения:, и двух карт.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении дзно обоснование актуальности темы, научной новизны диссертации, приведен краткий обзор источников и исследований, использованных при подготовке работы, сформулированы основные положения, которые выносятся на защиту.
В главе I "Хадрамаут в У! - первой троти УП в.в.: становление раннесредневекового общества" рассмотрен!! основные проб-
лемы перехода Хадрамаута от древности к средневековью, формирования в этом регионе нового социума. Недостаток материалов не позволил дать последовательное изложение социально-политической истории Хадрамаута в этот период, акцент сделан на наиболее значительных событиях и процессах.
В раннее средневековье среди хадрамаутцев могут быть выделены три основные группы, различавшиеся по своей этнической принадлежности и социальной организации: объединенные в территориальные общины земледельцы - носители древней южноаравийской культуры, полукочевые скотоводы-автохтоны и переселившиеся из Внутренней Аравии бедуины. В главе I дана характеристика кавдой "из этих групп в доисламский период раннего средневековья.
Включение Хадрамаута в состав Химйаритского царства в конце Ш - начале 1У в.в., сопровождавшееся ликвидацией местной государственности, нарушило традиционную систему социально-политических связей и создало тем самым необходимые предпосылки для формирования в этом регионе раннесредневекового общества. В период химйаритского завоевания ярко проявилась такая чорта политической жизни Хадрамаута, характерная для древности и получившая дальнейшее развитие в средние века, как децентрализация региона и автономное положение земледельческих общин.
Как и в других регионах и областях Юкной Аравии, установление химйаритского господства в Хадрамауте сопровождалось подчинением местных общин власти кайлей, представителей высшей знати Химйаритского государства. Среди них могут быть выделены хймйаритские кайли, участвовавшие в завоевании Хадрамаута, такие как Мархабиты, и перешедшие к химйаритам на
службу выходцы из традиционной хадрамаутской знати, к числу которых относились Йаз'аниты. К середине 1У в. под властью рода зу Йаз'ан оказались полукочевники-автохтоны, обитавшие на западных и восточных окраинах Хадрамаута. Значительную часть Внутреннего Хадрамаута, в т.ч. вади Рахйа и. область ал-Каср, йаз'анитским кайлам удалось подчинить лишь к началу У1 в. Однако эта первая в средние века попытка объединения Хадрамаута завершилась неудачей. После химйаро-эфиопских войн (конец 1-й четверти У1 в.) йаз'аниты потеряли контроль над большинством хадрамаутских общин, а во 2-й половине У1 в. их влияние в этом регионе было полностью утрачено.
После окончательного распада Химйаритского государства в конце У1 в. на вершине социальной иерархии у оседлых хадра-маутцев по-прежнему оставались рода кайлей, причем не обнаружено каких-либо сведений, указывающих на существование социально-экономической или политической зависимости этих родов .друг от друга. Как видно из посланий Мухаммада хадрамаут-скпм кайлам (Рабисе б. зи Ыархабу, Ва'илу б.Худжру, кайлам Шабвы из абна' масшар и абна* дамсадж), наряду о находившимися в родовой собственности землями, пастбищами, оросительными сооружениями, водными источниками, полезными ископаемыми (соляная копь близ Шабвы), рабами ракик (т.е. рабами по рождению) з Хадрамауте имелись частные земельные владения знати.
Основными структурными единицами оседлого хадрамаутского населения накануне ислама и в раннемусульманское время являлись земледельческие общины. Арабские генеалоги обозначали их тем же привычным для себя термином каба'ил, что и бедуинские племена,и объединяли под общим этнонимом хадрамаут. В первой
половине УП в. хадрамаут разделялся на две ветви:ал ал-харис и ал-ашба', - различавшиеся по своему происхоздению. Очевидно, к хариситам принадлежали общины,издревле обитавшие на территории вади Хадрамаут и его боковых долин,тогда как под ал-ашба' следует понимать жителей древней хадрамаутской столицы и ее округи, переселившихся в период ее упадка во внут- ' ренние районы Хадрамаута.
Процесс инкорпорации кочевников и полукочевников в традиционную структуру общества интенсивно протекал в Хадрамауте, как и во всей Южной Аравии, на рубеже древности и раннего средневековья. Обитавшие в этом регионе номады, как автохтоны, так и переселившие'ся из Внутренней Аравии, вступали в союзы с местными общинами: в начале УП в. в состав хадрамаута наряду с земледельцами входили бедуины. Одним из результатов этого процесса стало усиление военно-политической разобщенности хадрамаутского общества.
Среди хадрамаутсхих скотоводов-автохтонов наибольшее внимание уделено садафитам. На основании эпиграфических материалов и арабо-цусульманских источников удалось показать, что в начале раннесредневековой эпохи они являлись номадами. Об этнической принадлежности садафитов приводятся разноречивые
сведения: одни генеалоги относили их к киндитам, другие счи-
<
тали их коренными жителями Южной Аравии. Доказательство авто-хтонности садафитов получено в результате анализа их ономастика, который дан в.приложении к диссертации. Некоторые имена, входящие в племенное родословие ас-садафа, имеют аналоги в генеалогии средневековых махрийцев, а также среди этнонимов и антропонимов носителей современных реликтовых языков Южной Аравии /джиббали, сокотри, махри). Причем располагаются такие имена в наиболее близких к племенному предку-эпониму ярусах
родословия и принадлежат прародителям крупнейших ветвей. Исследование этого ономастического пласта приводит к выводу об общности происхождения ас-садафа и автохтонных южноаравийских племен, говорящих на бесписьменных языках южнопериферийной подгруппы семитской группы афразийской семьи.
При переходе от древности к средневековью садафиты выступали в качестве влиятельной военно-политической силы. Они оказывались во главе местного населения в тех случаях, когда обстоятельства требовали его временной консолидации: в период химйаритского завоевания в конце Ш- начале 1У в.в., во время похода хадрамаутских общин и племен против царя Сайфа зу Йаз'ана в 60-х г.г. У1 в., цри переселении киндитов в конце У1 в. В ходе вторжения химйаритов наряду с садафитами значительную роль в этнополитической жизни Хадрамаута играл сай-бан. В середине 1У в. ив конце У - начале У1 в.в. сайбанитн находились под властью рода зу Йаз'ан. Сайбаном в этот период называли как оседлых общинников,населявших район Нисаба в центре йаз'анитских владений, так и номадов,кочевавших на плоскогорьях-джолях Юго-Западного Хадрамаута. Очевидно, общность этнонима объясняется существованием прочных военно-политических связей между оседлыми и кочевыми сайбанитами.
Среди обитавших на восточных окраинах Хадрамаута махрий-ских племен на рубеже У-У1 в.в. часть находилась в зависимое- . ти от Йаз'анитов, часть подчинялась другому роду кайлей - зу Мархаб.
Местные кочевники-автохтоны, в т.ч. махрийцы, накануне ислама находились в тесных взаимоотношениях с племенами,переселившимися из других областей полуострова, и подверглись влиянию традиционной бедуинской культуры Внутренней Аравии.Поеле
переселения в Хадрамаут киндитов это влияние стало настолько сильным,, что могло, как в случае с садафитами, привести к полной ассимиляции местного племени.
Попытка отнести начало переселения кинды и генеалогически ей родственных ас-сакуна и ас-сакасика в Хадрамаут к рубежу Ш-1У в.в. представляется недостаточно обоснованной.Наи- ' более раннее достоверное упоминание о появлении киндитов в этом регионе в качестве самостоятельной политической силы восходит к 40-м г.г. У1 в. Очевидно, первая волна миграции киндитов приходится на начало У1 в.. и ее следует связать с окончательным распадом "нового киндитского царства" и ослаблением Химйаритского государства, поддержка которого способствовала сохранению доминирующего положения киндитской знати во Внутренней Аравии.
Другая крупная миграционная волна,в которой приняли участие десятки тысяч киндитов из Финикиона, Хицжаза, Бахрайна относится ко 2-й половина У1 в., когда после серии поражений в межплеменных войнах племена кинды окончательно утратили прежнюю гегемонию среди бедуинов полуострова.Переселение такой массы людей в регион,отстоявший на сотни километров от мест (их обитания, явилось одной из грандиозных этнических миграций в доисламской Аравии.Оно коренным образом изменило этно-
I
политическую и демографическую обстановку в Хацрамауте.
Киндитам не удалось создать в Хадрамауте даже такое аморфное протогосударственное образование, как™ являлось "новое киндитское царство" У в. н.э. Накануне ислама они были расколоты на многочисленнее племена, ни одно из которых не могло реально претендовать на гегемонию во всей соплеменкости. Прежняя географическая и этносоциальная разобщенность киндитов
препятствовала их консолидации в рамках устойчивого военно-политического объединения.
В конце У1 - начале УП в.в. к самостоятельным племенам хадрама'утских киндитов принадлежали бану зухл б. мусавийа, бану хинд, бану-т-тумх, бану сади б. рабиса, бану мурра б. худаф, бану худжр, бану хамар, бану-л-аркам (последние пять - из генеалогической ветви бану мусавийа ал-акрамун) . Представление средневековых арабских авторов о вождях из рода бану джабала, ал-Ашсасе б. Кайсе и его отце, как о маликах, которым подчинялись все киндиты Хадрамаута или, по крайней мере, большая их часть, не соответствует действительности. Власть этого рода распространялась только на бану сади б. рабиса и бану мурра б. худжр. С другими киндитскими и саку-нитскими подразделениями род бану джабала заключал лишь временные союзы для участия в межплеменных войнах.
У киндитов и земледельческого населения Хадрамаута сложились различные типы политической организации. В отличие от местных общин, являвшихся элементами южноаравийской государственности, племена хадрамаутских киндитов. возглавляемые вождями из знатных родов (маликами и саййидами), находились на более низкой ступени общественного развития. Они представляли собой протогосударственные образования, которые в современных исторических и этнографических исследованиях принято обозначать термином вождество или чифцом. Крупнейшие из киндитских чифдомов Хадрамаута достигли максимально возможного в условиях доисламской Аравии военно-политического могущества и оказались приблизительно равны по силам, так что ни один из них не смог объединить под сво^й властью остальные.
Разнообразие религиозных верований в Хадрамауте накануне
ислама--было обусловлено этнической неоднородностью его населения. Языческие культы кочевников, переселившихся из Внутренней Аравии, соседствовали там с остатками традиционного политеизма коренных хадрамаутцев и с пришедшими ему на смену монотеистическими религиями: иудаизмом и христианством. О пережитках древних политеистических верований в Хадрамауте кон- ' ца УТ - начала УП в.в. в средневековых арабских источниках приведены крайне скудные и искаженные сведения (легенда об идо.-ле Мархабе). Об язычестве переселившихся в Хадрамаут бедуинов известно несколько больше. Сохранились сообщения о киндитском идоле Зиррихе, подробное описание обряда поклонения идолу ал-Джалсаду, упоминания о колдунах-сахирах из ас-сакасик, о местных прорицателях-кахинах и женщинах-прорицательницах, о паломничестве хадрамаутских племен в доисламскую Мекку. Почти все дошедшие до нас сведения о христианстве в Хадрамауте относятся к походу войск химйаритского царя зу Нуваса на этот регион осенью 518 г. н.э. По-видимому, местные монофизиты так и не смогли оправиться от удара, который был нанесен в ходе этого похода. По крайней мере, нет никаких данных о хадрамаутских христианах в конце У1 - начале УП в.в.
Иудейская община Хадрамаута в этот период пользовалась заметным влиянием, причем иудаизм получил здесь распространение не только среди местного земледельческого населения, но и у киндитов.
Посольства хадрамаутцев, как и делегации из большинства областей Аравии, посетили Пророка в 10 /631-32 г. Как правило, они преследовали не религиозные, а военно-политические цели. Все более обострявшееся соперничество между хадрамаут-скими этноплеменными группировками вынуздало их искать силь-
ного союзника за пределами региона.
В Хадрамаут Мухаммад назначил трех наместников (°амилей), разделив его не по территориальному, а по этноплеменному принципу. сАмилем над хадрамаутом стал Зийад б. Лабид.к ас-сакуну и ас-сакасику был отправлен сУккаша б. Саур ал-Гауси, к ас-садафу и кинде - ал-Мухаджир б. Аби Умаййа. Обострению противоречий между различными группировками хадрамаутцев в немалой степени способствовала введенная мусульманскими наместниками система сбора садаки, при которой часть садаки, причитавшейся с хадрамаута, была возложена на кин.ду и ас-са-кун, а часть налога киндитов и сакунитов - на хадрамаут. Кроме того, кинциты, привыкшие сами собирать подати с других племен, восприняли садаку как унизительную дайь. Политика мусульманских лидеров, направленная на сохранение равновесия между обратившимися в ислам племенами, оттолкнула киндитских вождей, стремившихся за счет союза с Мухаммадом подчинить остальных хадрамаутцев.
После смерти Пророка киндиты, в соответствии с традицией, сочли свои договорные обязательства перед ним утратившими силу и отказались подчиниться его преемнику Абу Бакру, который, по гас мнению, был избран при явном нарушении норм племенной демократии. С точки зрения мусульман, такие действия считались риддой, вероотступничеством, требовавшим немедленной и йюстокой кары.
Нет оснований рассматривать хадрамаутскую ридду как движение, носившее религиозный характер. Вопреки мнению А.Еистона, ликование "хадрамаутских блудниц" по случаю кончины Кухамма-да яеилось не антиисламской акцией ревнительниц традиционного политеизма, а политическим выступлением против союза с Пророком и мусульманской общиной.
В ходе первого этапа хадрамаут ской; ридды племена Хадрамаута разделились на две противоборствующие группировки. Значительная часть ас-сакуна, ас-сакасика. некоторые подразделения хадрамаута, отдельные киндитские воади поддержали мусульман в лице самила Зийада б. Лабида. Киндиты и примкнувшие к ним отряды других племен вначале действовали разобщенно и потерпели ряд серьезных неудач. Затем малику ал-Ашсасу и стоявшему за ним роду бану джабала удалось собрать крупные силы и почти полностью разгромить своих противников в сражении у стен Тарима.
Отличительная черта второго этапа ридды заключалась в том, что теперь борьбу с кйндой' вели не только сакуниты и другие местные племена, но и мусульманские отряда ал-Мухаджира б. Аби Умаййи и сИкримы б. Аби Джахла, отправленные халифом в Хадрамаут. Несмотря на приход подкрепления, коренного перелома в ходе военных действий мусульманам удалось добиться не сразу. Поражению киндитов в значительной степени способствовало обострение разногласий среди их вождей, некоторые из которых разорвали союз с ал-Ашсасом.
Продолжавшаяся около двух лет, с середины 632 г. по сере, дину 634 г., хадрамаутская ридда завершилась взятием крепости ан-Нуджайр, ставшей последним оплотом мятежных киндитов,
<
и резней его защитников. Исход ридды сделал необратимым процесс исламизации Хадрамаута. Коренным образом изменилась эт-■ нополитическая обстановка в регионе: киндитские племена навсегда утратили доминирующее военно-политическое положение, произошло возвышение ас-сакуна, упрочилась роль коренных хац-равдутцев.
Глава П. "Хадрамаутское общество в середине УП-ХП в.в."
посвящена важнейшим событиям и процессам, происходившим в Хадрамауте по мере развития раннесредневекового социума, которое завершилось переходом региона на рубеже ХП-ХШ в.в. к развитому средневековью.
При "праведных халифах" и Омейядах Хацрамаут представлял собой одну из провинций Халифата, которой управлял самил, непосредственно подчинявшийся наместнику в Сан°е. На протяжении столетия после ридды происходило постепенное внедрение в сознание хадрамаутцев мусульманских догматов веры, & в их социальную практику и быт - ритуальных предписаний и правовых норм ислама. Процессу исламизации способствовала относительно стабильная этнополитическая обстановка, сложившаяся в Хадрамауте после разгрома киндитов и ослабления остальных этно-племенных группировок в результате ридды, а также после массового оттока за пределы региона нескольких тысяч социально активных хадрамаутцев во время арабских завоеваний.
Население Хадрамаута не принимало заметного участия в гражданских войнах, которые вспыхивали в Халифате во 2-й половине, УП в. Нададиты, представители хариджитской группировки, возглавляемой вождем бану ханифа Надждой, собирали садаку с Хадрамаута в годы второй гражданской войны, но не оказали никакого влияния на историю этого региона. Точка зрения Т.Левицкого, считавшего, что от сторонников Радвды" хад-рамаутцы восприняли хариджитские взгляды и благодаря этому легко усвоили ибадитскую доктрину, представляется необоснованной.
По мере укрепления раннемусульманского государства все сильнее проявлялось противоречие между его централизованной структурой и традиционной для хадрамаутского общества этно-
племенной разобщенностью. Однако к"середине УШ в. исламская идеология так прочно вошла в сознание хадрамаутцев, что стремление местных племен к самостоятельности не могло быть реализовано вне ее рамок. Их сплочение произошло вокруг одного из оппозиционных суннизму направлений в исламе - ибадизма. Уже в начале УШ в. вскоре после возникновения ибадитской общины в Басре ее руководители стали рассматривать Южную Аравию в качестве одного из регионов, где пропаганда их учения могла привести к успешному выступлению ибацитов. Демократические принципы ибадизма, наиболее полно проявлявшиеся в учении об имамате, соответствовали господствовавшим в социально-политической жизни хадрамаутцев традициям локальной автономии.
Начавшееся в 129 /746-47 г. восстание хадрамаутских иба-дитов возглавил местный кади сАбдаллах б. Йахйа ал-Кинди, получивший прозвище Талиб ал-Хакк ("Стремящийся к Правде"). Благодаря характерной для ибадизма терпимости к мусульманам -неибадитам повстанцам без труда удалось в том не году овладеть Хадрамаутом и Йеменом. Омейядский халифат был охвачен в этот период жесточайшим военно-политическим кризисом, завершившимся спустя несколько лет его полным крушением, и не сумел оказать им на первых порах действенного сопротивления. В этих условиях часть сподвижников Талиб ал-Хакка была готова остановиться на достигнутом и перейти к обороне. Другая группировка, сплотившаяся вокруг предводителя отряда басрий-ских ибадитов Абу Хамзы и состоявшая из представителей беднейших слоев, в т.ч. из бедуинов, выступала за продолжение экспансии. В конце 129 - начале ISO г.г. /во 2-й половине 747 г.' ибадитское войско Абу Хамзы взяло Ыекку и Медину, а его пере-
довой отряд дошел до Вади-л-Кура, где и был наголову разбит четырехтысячной армией омейядского полководца Ибн сАтийи. До конца 130 /747-48 г. этому полководцу удалось полностью подавить восстание, лишь в Хадрамауте, несмотря на опустошительные карательные похода Шусайба ал-Барики в 131 /748 -49 г. и Щсна б. За*иды при аббасидском халифе ал-Мансуре, ибадитская община сохранилась, причем верх в ней взяла умеренная группировка, решившая отказаться от борьбы за пределами региона. •
Хадрамаутский ибадитский шламат, сложившийся после восстания Талиб ал-Хакка, нельзя рассматривать как государственное образование из-за того, что его глава не располагал постоянной армией и регулярными налоговыми поступлениями, кроме заката. Консолидации региона под властью имама препятствовал ряд других факторов:
конфессиональная неоднородность хадрамаутцев, при которой в отдельных крупных племенах, например, в туджибе, иба-диты составляли меньшинство;
частое вторжения из Йемена халифских наместников, а также самостоятельных правителей (Зийадидов, йусфиридов);
происходившее время от времени включение хадрамаутской ибадитской общины в состав Оманского имамата.
Специальный раздел главы П посвящен анализу этнополити-ческой ситуации в Хадрамауте в конце IX - 1-й половине X в.в. на основании трудов ал-Хамдани. Установлено, что население региона было в этот период значительно более однородно этнически, чем в начале раннего средневековья. Присущий бедуинам тип этносоциальной организации (сопдеменность) стал в Хадрамауте господствующим. Крупнейшими соплеменностями ре- .
гиона в конце II - 1-й половине I в.в. являлись хадрамаут, ас-садаф, ас-сакун (туджиб). В работе определены основные районы их обитания, составлена этническая карта Хадрамаута для этого периода. Соплеменность хадрамаут во времена ал-Хам-дани состояла из трех подразделений: ал ал-харис, ал-ашба' и сайбана. Ее владения охватывали, в частности, Шибам и районы главного вади, расположенные к востоку от Тарима. Большинство садафитов было сосредоточено в четырех областях: западных боковых долинах вади Хадрамаут (Рахйа, сАвд, Даусан) вади Манваб, центральной части главной долины (ас-Сарир) и на юго-востоке региона, в ал-Хайке. Туджибиты обитали преимущественно в вади Рахйа, Духр и в области ал-Каср.
Наибольшей остротой отличалось в этот период соперничест-• во туджиба и хадрамаута, вылившееся в серию межплеменных войн. Происходило возвышение местных политических центров, вокруг которых стали формироваться первые государственные образования хадрамаутского средневековья: Шибама, где правили наместники йусфиридов из ал хазйк, положившие начало династии султанов ал Нусман, и портового города ал-Асса' (позже - аш-Шихр), в котором находилась резиденция махрийского вождя Абу Саура, сыгравшего решающую роль в освобождении региона от подчинения йусфиридам. Зачаточные формы местной государственности складывались и вокруг других поселений, таких как Хайнан, Хаура, Садба, в которых правили туджибитские возди.
На середину XI в. приходится последний подъем ибадитского движения в Хадрамауте при шламе Абу Исхаке Ибрахиме б. Кайсе ал-Хавдани, которому удалось разгромить войска исмасилитского правителя Йемена сАли ас-Сулайхи и подчинить своей власти значительную часть региона. С его смертью это эфемерное по-
литическое образование распалось. Сомнения в историчности Абу Исхака, выказанные рядом современных хадрамаутских историков, не находят подтверждения в источниках.
В ХП в. лидерство в ибадитской общине Хадрамвгута переходит к светским правителям - шибамским султанам ал Нусман.Их поражение в борьбе с исповедовавшими суннизм султанами ал Рашид из Тарима на рубеже ХП-ХШ в.в. серьезно ослабило хадрамаутских ибадитов. Однако прошло еще, по крайней мере, более столетия презде, чем это направление в исламе было полностью вытеснено из Хадрамаута шафиситским мазхабом суннизма, значительную роль в распространении которого сыграло складывавшееся в этот период сословие местных саййидов.
Первые в эпоху средневековья хадрамаутские государства возникают и достигают расцвета в конце XI - начале ХШ в.в., на 3-4 столетия позже, чем в соседнем Йемене, что объясняется большей этнополитической разобщенностью хадрамаутцев, усилившейся в период господства ибадизма. Наиболее влиятельными среди первых самостоятельных династий Хадрамаута оказались та-римские ,султаны ал Кахтан или ал Рашид, их соперники- султаны ал Нусвдн из Шибама и род ал Икбал или ал Фарис из аш-Шихра.
Средневековые хадрамаутские государства качественно отличались от племенных объединений более раннего периода. Правившие в них династии уже не были тесно связаны с собственными этно-племенными коллективами, а строили свою политику на умелом использовании межплеменных противоречий. В периоды наибольшего могущества хадрамаутские династии становились эффективной сдерживающей силой в племенных конфликтах внутри своих государств: иногда им удавалось обуздать центробежные тенденции и на короткое время создать стабильную этнополитическую обета-
новку на значительной части региона, но затем центробежные силы вновь брали верх, как это видно на примере султана из династии ал Рашид сАбдаллаха б.Рапшда (593/1196-97 - 616/ 1219-20 г.г.).
Заключение содержит основные выводы, сделанные в процессе работы над диссертацией, а именно:
1. Формирование хадрамаутского раннесредневекового социума было значительно ускорено за счет влияния внешних факторов, прежде всего, благодаря присоединению Хадрамаута к Хи-мйаритскому царству в конце Ш - начале 1У в.в., которое сопровождалось разрушением местной государственности и ее идеологической опоры - традиционного политеизма. Утверждение хи-мйаритского господства привело к коренным переменам в составе правящего слоя. Главенствующая роль в нем перешла к служилой знати - кайлам, подчинившим своей власти земледельческие общины и местные племена номадов.
2. Отмечена в Хадрамауте и другая отличительная черта этого периода южноаравийской истории - рост военно-политической- активности бедуинов, как местных, так и переселившихся из Внутренней Аравии, усиление их воздействия на различные сферы общественной жизни.
Появление в Хадрамауте в У1 в. нескольких десятков тысяч киндитов, представлявших внушительную военно-политическую силу, нарушило местную демографическую, этноплеменную и социально-политическую ситуацию. Сфера их влияния накануне ислама охватывала Западный Ха.драмаут, ряд районов в центре и на востоке главного вади, а также на побережье. . За счет пёреселения киндитов и роста влияния номацов-автох^-тонов в хозяйственной жизни региона увеличилась доля кочево-
го и полукочевого скотоводства. Характерным явлением социально-политической жизни следует признать принятие племенной организации местными земледельческими общинами, которые стали обозначаться тем же термином каба'ил, что и племена номадов. В раннее средневековье под влиянием киндитских племен доминирующую роль в хадрамаутском социуме стали играть социально-политические процессы и институты, типичные для до-государственной ступени общественного развития.
3. Характерной чертой раннесредневекового периода хадра-маутской истории была этнополитическая раздробленность; в масштабах региона централизованная власть не сложилась, что объясняется комплексом причин:
во-первых, особенюсгями местного рельефа - существованием множества боковых долин - притоков главного вади, изолированных географически и хозяйственно друг от друга?
во-вторых, влиянием политических традиций древнего Хадра-маута, для которого были типичны автономное положение территориальных общин и слабость царской власти;
в-третьих, общим для всей Южной Аравии процессом превращения кайлей из служилой знати в полунезависимых наследственных правителей, который наиболее ярко проявлялся в окраинных областях Химйаритского государства, в частности, в Хадра-мауте;
в-четвертых, хозяйственной и этносоциальной неоднородностью населения Хадравдута, которое разделялось на коренных земледельцев, скотоводов-автохтонов и переселившихся из Внутренней Аравии бедуинов;
в-пятых, разобщенностью киндитских племен и подразделений, претендовавших на роль объединителей, которые до пере-
селения в Хадрамаут обитали в различных частях Аравии и возглавляли там крупные племенные объединения, а также соперничеством знатных киндитских родов, ни один из которых не оказался настолько могущественным, чтобы подчинить себе остальные .
Периодически предпринимавшиеся попытки объединения Хадра-маута, инициаторами которых выступали представители различных политических сил и социальных слоев: Йаз'аниты в 1У-У1 в.в. знатные киндитские рода на рубеже УТ-УП в.в., ибадитский имам Абу Исхак Ибрахим в середине XI в., таримские султаны из .династии Рапшдидов во 2-й половине ХП - начале ХШ в.в., - неизменно заканчивались неудачей, а центробежные тенденции брали верх над консолидирующими.
4. Несмотря на этнополитическую разобщенность, различные этнокультурные группы хадрамаутцев оказывали'друг на друга влияние. Оно проявлялось в заимствовании элементов хозяйственного уклада, социальных институтов, стереотипов духовной культуры (обрядов, религиозных верований), оношстикона, в распространении арабского языка среди коренных обитателей Хад-рамаута, а иногда в ассимиляции отдельных подразделений и целых племен (например, автохтонов садафитов киндитами). Так,
с началом раннего средневековья стал набирать силу процесс сближения этногенетически разных групп хадрамаутцев и формирования этнически однородного населения региона.
5. В политической сфере противоречия между хадрамаутскими этноплеменными группировками накануне ислама продол;кали нарастать, причем борьба коренного населения и переселившихся в регион бедуинов к этому времени отошла на второй план, а наибольшей остроты достиг конфликт среди самих бедуинов -
между частью киндитских племен и сакунитами. Он-то и вылился в началу 30-х г.г. УП в. в ожесточенную межплеменную войну, известную в источниках как "харб ар-ридда" ("война отступничества от ислама"). Приход ислама послужил катализатором , а не причиной этого конфликта.
■ 6. Разгром киндитов в ходе ридды изменил этнополитическую ситуацию в Хадрамауте: киндитские племена навсегда утратили доминирующее положение в регионе. Однако последствия ридды для хадрамаутской истории в целом оказались куда более существенными: победа мусульман сделала процесс исламизации Хад-рамаута необратимым. Ислам не вызвал существенных изменений в социально-экономическом базисе общества, но коренным образом преобразовал сферу духовной культуры, правовые отношения и политические структуры: Хадрамаут стал одной из провинций складывавшегося раннемусульманского государства - Халифата.
7. Противоречия межцу централизаторскими устремлениями властей Халифата и традициями хадрамаутской политической жизни, для,которой была характерна самостоятельность этношге-менных общностей, постепенно углублялись и спустя более, чем столетие после прихода ислама привели к ибадитскому восстанию под предводительством Талиб ал-Хакка, вспыхнувшему в период крушения Омейядского халифата.
Ибацизм, правовая доктрина которого предусматривала выборность шлама, его ответственность перед общиной, право общины смещать имама, запрет на создание постоянной армии и на введение иных налогов, кроме заката, наиболее адекватно отвечал демократическим принципам, господствовавшим в ранне-средневековом Хадрамауте как среди бедуиноЕ, так и у оседлых
земледельцев. Это позволило ибадизму несмотря на поражение восстания Талиб ал-Хакка утвердиться в Хадрамауте на несколько веков в качестве господствующей религиозно-политической идеологии.
8. Торжество ибадизма повлекло за собой серьезные перемены в жизни региона. Вызванный им рост племенного сепаратизма и этнополйтической раздробленности существенно замедлил процесс сложения средневековой хадрамаутской государственности. Ибадитский имамат в Хадрамауте не мог трансформироваться в государство, главным образом, из-за того, что реальная военно-политическая власть оставалась в руках племенных вождей,
а имам не располагал постоянной армией и признавался местными ибадитами только в качестве высшего религиозно-правового авторитета.
9. К X в. были, в основном, преодолены этнокультурные и языковые различия между коренными хадрамаутцами и потомками переселившихся в Хадрамаут бедуинов; сложился единый тип этносоциальной организации, основу которого составляла сопле-менность. Такое сближение всех хадрамаутцев вне зависимости от их этногенетических корней облегчило формирование местной государственности.
10. Возникновение в Хадрамауте средневековых государств было обусловлено постепенным превращением наиболее влиятельных племенных вождей в самостоятельных правителей, частично утративших связь с собственными этноплеменными коллективами , и строивших свою политику на умелом использовании межплеменных противоречий. Такие правители и дали начало династиям, которые в ХП - начале ХШ в.в. возглавили первые в средневековом Хадрамауте государственные образования.
• II. Одновременно с утверждением власти местных династий
происходило ослабление и вытеснение из Хадрамаута ибадизма, что объясняется помимо неблагоприятного сочетания внешних факторов, таких как фактический распад имамата в Омане и прекращение традиционной помощи оманских ибадитов хадрамаутским единоверцам, несоответствием ибадитского учения новым тенденциям в сфере идеологии и социально-политического развития.
В отличие' от ибадизма утверждение шафисизма не было связано с особенностями правовой доктрины этого мазхаба. Он пришел в Хадрамаут из соседнего Йемена, куда проник из Египта..
Возникновение хадрамаутских государств во главе с местными династиями и вытеснение ибадизма шафисизмом - таковы основные признаки перехода Хадрамаута от раннего к развитому средневековью..
Основные положения и выводы диссертации изложены в следующих работах диссертанта:
1.Этноконфессионалыше процессы в доисламской Аравии (религиозно-племенные общности хумс, хилла и тулс). - Советская этнография. 1986, й 3, с.47-57 (I п.л.).
2. Начальный этап распространения ислама в Хадрамауте. -Четвертая всесоюзная школа молодых востоковедов. Тезисы. Т.1. История, источниковедение, историография. М., 1986, с,88-90 (ОД п.л.).
3. Киндиты в доисламском Хадрамауте. - Тезисы конференции аспирантов и молодых научных сотрудников ИВ АН СССР. Т.1. История, политика, идеология, экономика. М., 1987, с.49-52 (0,1 п.л.).
4. Ас-садаф и кинда в ранне.средневековом Хадрамауте. -Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XXI годичная научная сессия Л0 ИВ АН СССР (доклады и
сообщения). 1987 . 4.1. М., 1987, с.158-166 ( 0,5 п.л.).
5. Особенности хадрамаутской ридцы. - Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. ХХП годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения). 1988. Ч. I. М.. 1989, с.190-195 (0.3 п.л.).