автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Эволюция Джона Дос Пассоса - романиста, 20 - 40-е гг.

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Джавахидзе, Манана Борисовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Эволюция Джона Дос Пассоса - романиста, 20 - 40-е гг.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Джавахидзе, Манана Борисовна

ВВЕДЕНИЕ .3-II

Глава I. ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЕТОДА ДЖОНА

ДОС ПАССОСА .12

§ I. От "Посвящения молодого человека-1917" к

Манхэттену" .12

§ 2. Трилогия "США" .46

Глава П. ЭВОЛЮЦИЯ ДОС ПАССОСА КОНЦА ТРИДЦАТЫХ-СОРОКОВЫХ

ГОДОВ.63

§ I. "Приключения молодого человека".63

§ 2. "Первый номер" .89

§ 3. "Великий замысел" .107

 

Введение диссертации1992 год, автореферат по филологии, Джавахидзе, Манана Борисовна

Джон Родриго Дос Пассос (1896-1970) - один из наиболее видных прозаиков двадцатого века, в творчестве которого отразились сложные настроения американской интеллигенции межвоенных и послевоенных десятилетий, опубликовал свое первое произведение "Посвящение молодого человека - 1917" еще в 1920 году. Именно этот момент является точкой отсчета его полувекового творчества.

За это время Дос Пассос ом были написа.ны почти два десятка романов, несколько значительных путевых, политических очерков, ряд драматургических пьес. Он всегда работал много и увлеченно, несмотря на то, что отношение к нему литературных критиков и читателей, как в Америке, так и в Европе, и в нашей стране, в частности, никогда не было однозначным.

Давно уже стала хрестоматийной фраза французского писателя и философа Ж.П.Сартра, последовавшая сразу же после публикации романа "1919" (1932), о том, что "Дос.Пассос является величайшим художником современности" (192, 25). Или слова американского литературоведа М.Гайсмара, утверждавшего, что "Дос Пассос -это воплощение национальной традиции художника-рационалиста, здравый и передовой критик - моралист нашей общественной жизни. Один из самых эрудированных писателей современности, располагающий широкой информацией" (75, 428^. Не менее широкую известность получило в свое время и мнение Синклера Льюиса, считавшего, что "произведения Дос Пассоса по своей значимости не уступают созданиям Гертруды Стайн или Марселя Пруста, или даже "Улиссу" Джеймса Джойса, потому что ему удалось соединить все их экспериментальные находки в области физиологии и стиля, что сделало его романы более интересными" (174, 361).

Многие восторгались Дос Пассосом, о нем говорили и спорили, и в то же время о нем забывали на десятилетия. Но как точно заметил американский исследователь Д.Поттер, автор первой библиографии работ о творчестве Дос Пассоса, "в каждой книге, анализирующей американскую прозу с 1920 года, содержится упоминание о Дос Пассосе" (182, 94). И эти упоминания вполне закономерны, ведь, именно он ввел в американскую литературу своеобразную повествовательную форму, для которой было характерно отсутствие жанровой определенности, полифония, временные сдвиги, дополненные поэтикой монтажа, художественное возведение частного, документально достоверного в общее, 'универсальное, символическое, а также внутренние монологи и усложненный синтаксис.

В справочных изданиях о Дос Пассосе определенный акцент делается на то, что писатель "принимал участие в первой мировой войне во Франции. Был санитаром. Работал военным корреспондентом в Испании, Мексике и на Ближнем Востоке" (100, 142), последние годы жизни провел "добровольным затворником". "Путь Дос Пассоса в литературе во многом напоминает эволюцию других представителей "потерянного поколения" (100, 142).

Джон Дос Пассос, действительно, был близок • Э.Хемингуэю, но одновременно с этим, уже в первых своих произведениях "Посвящение молодого человека - 1917" (1920), "Три солдата" (I92X), "Манхэттен" (1925), а также в зрелой прозе и особенно в трилогии "США" (1930-1936), ему удалось выработать собственную новаторскую структуру художественного мира, в центре которого находилась личность, а отношения этой личности и общества, человека и мира приобрели особый драматизм. Человеческие судьбы, обремененные прошлым, помимо своей воли оказывались втянутыми в поток обстоятельств, в конфликт природы и машинной цивилизации. Эти романы Джона Дос

Пассоса часто называют "экспериментальными", потому что именно в них Дос Пассос попытался разработать новую форму романа, совместив в одном произведении черты романа, эпопеи и документальной хроники, выявив при этом ранее не использованные возможности многопланового изображения современной ему действительности.

В последующих произведениях: "Приключения молодого человека" (1939), "Первый номер" (1943) и "Великий замысел" (1949), объединенных в трилогию "Округ Колумбия", Дос Пассос отказался от экспериментальной художественной структуры, предпочитая ей традиционную форму романа с последовательным развитием событий, сюжет, лишенный хаотической раздробленности и лирических отступлений.

Естественно, что художественный мир Дос Пассоса по-разному преломлялся в сознании многих исследователей. Его творчество литературоведы Запада трактуют в самых разных ракурсах: его считают формалистом-экспериментатором, экзистенциалистом и символистом, реалистом и натуралистом.

Определяя метод Дос Пассоса как натуралистический, ряд американских исследователей (А.Кейзин, Ч.Уиллкотт) объясняют это определение тем, что одним из основных мотивов целого ряда произведений писателя становился мотив принижения личности (173, 196), но поскольку сам термин "натурализм" имеет в контексте англоязычного литературоведения значение, несколько отличное от того, в котором он используется в русской литературной науке, приведем определение, данное в "Оксфорском справочнике по американской литературе"; "натурализм - это критический термин, используемый для обозначения литературного метода, который характеризуется стремлением к бесстрастности, научной объективности в изображении природного человека. Он трактует человека как существо, находящееся в полной власти собственных страстей или социальной и экономической среды и обстоятельств. Поскольку согласно такому взгляду человек лишен свободной воли, писатель-натуралист не прибегает к моральным оценкам и как детерминист тяготеет к пессимизму" (178, 5Р5\

Известные критики Дж.Олдридж (138) и М.Каули (146, 67) считают Дос Пассоса представителем "потерянного поколения", учитывая тематику его первых двух романов - "Посвящение молодого человека. - 1917" и "Три солдата", в которых личная биография и духовная драма Дос Пассоса определяет социально-психологический скляд главных героев (146, 232).

По мнению С.Финкелстайна (130) и Р.Лиэна (181) Дос Пассос является одним из наиболее ярких представителей экзистенциализма в американской литературе, поскольку в его первых произведениях и особенно в трилогии "США" проблема отчуждения стала основополагающей. Хотя, при этом "Дос Пассос не претендует на роль богоискателя, который требует обращения к "сверхъестественному" и отвергает интерес к "мирскому". Дос Пассос абсолютно земной писатель, интересы которого лежат в области политики" (130, 215).

Среди работ американских литературоведов глубиной анализа отличаются труды Э.Лоури (175^, Б.ГелфйОТ(169, 170), Д.Шварца (194), Л.Вагнер (196). Ценный фактографический материал содержится в коллективных трудаэ; изданных А.Белкиндом, Д.Сандерсом и А.Хуком, в критико-биографических исследованиях Р.Дэвиса, Д.Рен-на, М.Майзнера, А.Кейзина, считавших, что именно Джон Дос Пассос заслуживает самого "серьезного внимания в истории мировой культуры" (143, 87). И не только потому, что "Дос Пассос обладает блестящей техникой"' (173, 77), и не только потому, что он "расширил границы жанра романа", а потому, что "ему удалось воссоздать атмосферу наиболее важных периодов жизни Америки" (199, 89).

В 1973 году, через три года после смерти Дос Пассоса, был издан однотомник его творческого наследия - "Четырнадцатая хроника. Письма и наброски Д.Дос Пассоса", в котором с документальной достоверностью воссоздается жизнь писателя, с его слабостями и заблуждениями, проиллюстрированная письмами, фотографиями и дневниковыми записями" (155).

А несколькими годами позже, исследуя все многогранное творчество Дос Пассоса от исторических повестей, драм и путевых очерков, Л.У.Вагнер признала, что за произведениями Дос Пассоса стоит "литературное исследование всей Америки", и именно этот аспект волнует воображение читателя и поддерживает в нем постоянный интерес (1961.

Творчество Дос Пассоса вызывает интерес и в сегодняшней Америке. С одной стороны, это объясняется именно тем, что писатель в свое время был не до конца понят современниками. А с другой стороны, - "исторические коррективы и изменения последних лет требуют от критиков и ученых продолжения поиска исследовательской правды о Дос Пассосе" (189, 28).

В советском литературоведении интерес к творчеству Дос Пассоса возник еще в тридцатые годы. Уже в 1933 году в журнале "Знамя" были опубликованы материалы дискуссии "Советская литература и Дос Пассос", в которой приняли участие такие известные писатели и литературоведы, как В.Кирпотин, А.Лейтес, А.Фадеев, В.Вишневский. Эта дискуссия, несмотря на множество ее слабых сторон, интересна признанием важной роли Дос Пассоса в мировом литературном процессе.

Сохраняя исследовательскую правду и объективность, в эти годы о мастерстве Дос Пассоса писали Р.Миллер-Будницкая, С.Динамов,

А.Старцев, В.Стенич. В своих работах они уделяли большое внимание вопросам стиля и формы творчества писателя, анализу его социальных и философских сторон.

Большая заслуга в ознакомлении советских читателей с произведениями Дос Пассоса принадлежит И.Кашкину - известному переводчику и исследователю американской литературы, автору комментариев, сопровождающих произведения писателя "42 параллель" и "1919".

Однако в конце тридцатых годов отношение к творчеству Дос Пассоса в нашей стране резко изменилось. Причину этого следует искать, по-видимому, в целом ряде факторов. С одной стороны, это причины, носившие политический характер. Ведь с конца тридцатых годов, точнее с 1936 года, Дос Пассос выступал с критикой не только в адрес марксизма, коммунизма, диктатуры Сталина, но и осуждал участие СССР в событиях Гражданской войны в Испании в 1936-1939 годах. Справедливость многих высказываний Дос Пассоса ныне признана отечественным общественным мнением, аналогичные идеи утверждаются сегодня, как в прессе, так и в беллетристике, но тогда реакция на эти выступления Дос Пассоса была однозначной, начиная с 1936 года его книги не переводились и не издавались на русском языке.

Второй фактор довольно точно охарактеризован американским исследователем А.Хуком, который считает, что "в период холодной войны между США и коммунистическими силами литературный радикализм был непопулярен, как и любой другой радикализм. Что казалось таким волнующим в Дос Пассосе в 20-е и 30-е годы, теперь в соро-ковые-пятидесятые могло показаться более чем подозрительным. Надежнее было игнорировать его" (181, 42). Это положение давало возможность советским критикам, ссылаясь на отрицательное мнение их американских коллег, .в течение почти сорока лет публиковать уничижительные рецензии в обзорах новинок американской литературы.

Только в конце шестидесятых годов, после более чем тридцатилетнего молчания, Я.Н.Засурский в книге "Американская литература XX века" (1965) посвятил творчеству Дос Пассоса главу "Экспериментальный роман Дос Пассоса", в которой выделил основные элементы экспериментальной прозы Дос Пассоса 20-х - 30-х годов от первого романа "Посвящение молодого человека - 1917" (1920) до трилогии "США", состоящей из романов: "42 параллель" (1930), "1919" (1932) и "Большие деньги" (1936).

Творчество Дос Пассоса 20-х - 30-х годов также нашло отражение в книгах Б.А.Гиленсояа "Американская литература 30-х годов XX века" (1974) и А.М.Зверева "Американский роман 20-х - 30-х годов" (1982). Оба исследователя в своих работах уделили должное внимание новаторским особенностям доспассовской прозы, роли документа, символики, подчеркивая неординарность Дос Пассоса и его роль в развитии литературы США XX века.

В конце семидесятых годов были защищены две кандидатские диссертации, посвященные Дос Пассосу - В.Бернацкой "Эксперимент в американской прозе 20-х годов XX века" (У.Фолкнер, Г.Стайн, Д.Дос Пассос1 (1976) и Р.Москвиной "Поэтика экспериментального романа Джона Дос Пассоса" ("Манхэттен", "США") (1978), в которых был дан анализ произведений Дос Пассоса, созданных в период двадцатых-тридцатых годов, отмечены особенности художественного метода писателя, его мировоззрения, стиля, звукового и цветового фонов, архитектоники и языка.

Однако творческие интересы всех выше названных авторов были стеснены целым рядом цензурных ограничений, бытовавших до недавнего времени в нашей стране, что, естественным образом лишало их возможности рассматривать произведения Дос Пассоса, созданные после 1936 года.

Именно это обстоятельство и повлияло на выбор темы данного исследования - Эволюция Джона Дос Пассоса - романиста (20-40 гг.).

Сама, тема включает в себя раскрытие целого ряда аспектов: мировоззрения писателя, жанрового своеобразия его произведений, а также художественной структуры его романов, истоков экспериментальных приемов повествования, монтажа, как художественного приема, соотношения документов и беллетристики в романах писателя 20-х - 40-х годов.

Все это позволяет сформулировать цель даяной работы - дать, по возможности, полную картину эволюции Дос Пассоса на протяжении более чем тридцатилетнего периода творчества - с начала 20-х и до конца 40-х годов XX века.

Научная новизна работы заключается в том, что она является первой в нашем литературоведении попыткой проследить эволюцию Дос Пассоса не только двадцатых - тридцатых, но и конца трид* цатых - сороковых годов.

Необходимость рассмотрения эволюции Дос Пассоса, - романиста в сложном единстве ее социально-исторических и эстетических аспектов определила структуру всей диссертации и отдельных ее глав.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Эволюция Джона Дос Пассоса - романиста, 20 - 40-е гг."

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Когда-то М.Бахтин заметил, что "процесс становления романа не закончился. Он вступает ныне в новую фазу. Для эпохи характерно необычайное усложнение и углубление мира, необычайный рост человеческой требовательности, трезвости и критицизма. Эти черты определяют и развитие романа" (20, 427). Эти бахтинские строки подтверждаются анализом книг сложной жанровой формы, созданной Джоном Дос Пассосом в 20-40-е годы XX века. Произведения Дос Пассоса от "Посвящения молодого человека - 1917" до "Великого замысла" могут быть названы представительной разновидностью романа XX века, для которой характерен особый "способ формирования, организации произведения как эстетического целого" (132, 269). Такой роман часто складывается из отдельных сюжетно-законченных глав, в центре которых - самоценные индивидуальные личности. А само художественное единство, как правило, опирается не на единство фабулы (ведь многие американские писатели, в том числе и Дос Пассос, придерживались, начиная с 20-х годов тезиса, провозглашенного Ш.Андерсоном "нужна не фабула, нужна форма"), и не на отношения персонажей, а на выражающую себя через композицию книги систему сущностных сопоставлений - противопоставлений многих индивидуальных судеб и миров, которые здесь воссозданы.

В определенном смысле "экспериментальные" романы Джона Дос Пассоса - это новый шаг в направлении художественного развития, значение которого исключительно велико в целом для литературы XX века. Универсальной категорией, организующей художественный мир романов Дос Пассоса 20-40-х годов (за исключением "Приключений молодого человека" и "Первого номера") выступает категория "сосуществования и взаимодействия" (18, 33). Здесь все явления

- 129 художественной действительности расположены рядом, синхронно, а не следом друг за другом, и это позволяет автору сохранять на страницах своих произведений полную иллюзию документально аргументированной исторической достоверности. Да и сам образ мира создается в романах Дос Пассоса по обновленным в литературе XX века законам.

После первых трех романов ("Посвящение молодого человека -1917", "Три солдата" и "Манхэттен") Дос Пассос воссоздает в трилогии "США" тридцатилетнюю историю страны. В связи с тем, что увеличилась масштабность поставленной задачи, писатель усложняет и дополняет созданную им в предыдущих произведениях романную конструкцию. Новые возможности приобретает уже ставший для Дос Пассоса традиционном монтаж, усиливается художественная роль цвета и звука в изображении героев, для всех романов трилогии становится характерными как постоянная смена углов зрения и дистанции по отношению к изображаемому объекту, так и синхронная передача действия. В комплексе это позволило Дос Пассосу передать текучесть времени в потоке жизни, напряженность и тревогу человеческого бытия.

В результате художник создает собственное мировидение, при котором социум как элемент общей художественной модели мыслится как обладатель определенного голоса, определенной устойчивой системы общепринятых представлений, которое проходит проверку на истинность, сталкиваясь с разнообразными голосами других героев. Конструктивные принципы произведений Дос Пассоса можно рассматривать как новое преломление тенденции "видеть все как сосуществующее, воспринимать и показывать все рядом и одновременно в пространстве, а не во времени" (20, 33, 34), о которой применительно к романам Достоевского говорил М.Бахтин. В рамках новой романной фор-га Дос Пассос изначально видит мир как совокупность человеческих жизней, проходящих параллельно, одна подле другой, и поэтому он органически тяготеет к экстенсивному развертыванию художественного материала.

Новая романная форма позволяла писателю сопрягать разнородные и противоречивые явления художественной действительности, не сводя все в единый сюжетно-фабульный центр. Необходимыми предпосылками создания прочного художественного единства выступают в романах Дос Пассоса единство времени, места действия сюжетно-завершенных частей произведения. Для доспассовской прозы внутренне органично тяготение к построению универсальных моделей жизни сообществ разного уровня.

Поэтика романов Дос Пассоса 20-40-х годов ориентирована на принцип внефабульного упорядочивания художественного материала. Произведения такого рода несут в себе явные приметы своеобразия. От национальных в своем генезисе и принципиально разрешимых проблем Дос Пассос уходил в область вечных "проклятых" вопросов, через анализ современности пробивался к осмыслению феномена жизни как такового, нащупывал повторяемость и универсальность в явлениях жизни. Именно это, в конечном итоге, и определило значительное усложнение первоначальной жанровой структуры в произведениях Дос Пассоса: отказ от единого места действия, использование пролога и эпилога, сопряжение глав-эпизодов, рисующих широкую панораму общественной жизни, с рассказами, сосредоточенными на исследовании тайн индивидуального бытия.

Доспассовская форма родилась для того, чтобы отразить состояние мира, не обладающего способностью к диалогическому общению, к внутреннему обмёщ.

Вот отчего характерное для Дос Пассоса отсутствие фабульной цельности, сопровождаемое специфическим повышением читательской

- 131 активности, сближает эту романную разновидность с различными формами романов XX века - социального, философского, документального, где также "единство повествования достигается не последовательностью и взаимодействием мотивов, а скорей темой, общностью проблематики, единством авторского взгляда на вещи" (86, 97).

Тенденция к изменениям и поиску новых форм самовыражения, столь очевидно проявившаяся в трилогии "Округ Колумбия", лишний раз доказывают внутреннюю связь Дос Пассоса с устойчивыми традициями прозы XX века, с такими как "центростремительный" роман, а также "тяга к фрагментарности", по выражению М.Фриша (57, 462), которая особенно отличает современную литературу. (Хотелось бы отметить, что общее значение принципа фрагментарности в эстетической системе XX века нуждается в специальном изучении).

В романах Джона Дос Пассоса 20-40 гг. дробность, фрагментарность повествования преодолевается единством авторской концепции человека и мира.

В романах такого типа происходит соединение субъективного и объективизированного типов повествования.

Построение доспассовских романов в целом отражает эволюцию авторского отношения к происходящему, той главной идеи произведения, которая становится основой и его внутреннего сюжета. При этом, созданная им романная конструкция не допускает насилия над читателем. Авторская концепция Дос Пассоса требует для своего понимания тех относительных связей, которые возникают между всеми изображенными индивидуальными характерами и событиями. К читателю предъявляются повышенные требования: он должен самостоятельно, без помощи однозначно трактуемого сюжета, пройти весь путь, пройденный автором, принять или отвергнуть его выводы. И в этом моменте положение читателя пересекается с положением профессиональных критиков, которые могли отвергать выводы Дос Пассоса или принимать их, но в одном их мнение оставалось неизменным - "Дос Пассос не просто удивительный писатель - он, прежде всего, мастер, сумевший повлиять на все последующие поколения американских писателей" (194, 112).

Романная конструкция, построенная на последовательном монтаже материалов, связанных с отображением действительности и документальных хроник, нашла развитие в произведениях Н.Мейлера, Э.Л.Доктороу и многих других.

 

Список научной литературыДжавахидзе, Манана Борисовна, диссертация по теме "Литература народов Европы, Америки и Австралии"

1. Агеносов В.В. Генезис философского романа. М.: МНПИ им.Ленина, 1986. - 131 с.

2. Аллен У. Традиция и мечта. М.: Прогресс, 1970. 424 с.

3. Анастасьев Н.А. Творчество Э.Хемингуэя. М.: Просвещение. 198I. - 112 с.

4. Анастасьев Н.А. Фолкнер. Очерк творчества. М.: Худож.лит. 1976. - 226 с.

5. Анастасьев Н.А. Разочарование и надежды. Заметки о западной литературе сегодня. М.: Сов.писатель. 1979. - 184 с.

6. Анастасьев Н.А. Обновление традиции. М.: Сов.писатель. 1984. - 352 с.

7. Андреев Л.Г. Сюрреализм. М.: Высш.шк. 1972. - 230 с.

8. Андреев Л.Г. Современная литература Франции. М.: МГУ, 1977.- 366 с.

9. Андреев Л.Г. Импрессионизм. М.: МГУ, 1980. - 250 с.

10. Аникин Г.В. Современный английский роман. С.: УГУ, 1971.- 310 с.

11. Анисимов И.Н. Новая эпоха всемирной литературы. М.: Сов. писатель. 1966. - 688 с.

12. Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в Западноевропейской литературе. М.: Прогресс, 1976. - 556 с.

13. Бальзак 0. Предисловие к "Человеческой комедии". Бальзак 0. Собр.соч.: в 9 т. М.: Худож.лит., 1951, т.1. - С.1-18.

14. Бароха П. Алая заря. М.: Худож.лит., 1964. - 254 с.

15. Бароха П. Избранные произведения. М.: Худож.лит., 1973. -844 с.

16. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Сов.писатель, 1970. - 423 с.17