автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Эволюция Джона Дос Пассоса - романиста (20-40 гг. )

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Джавахидзе, Манана Борисовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Автореферат по филологии на тему 'Эволюция Джона Дос Пассоса - романиста (20-40 гг. )'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эволюция Джона Дос Пассоса - романиста (20-40 гг. )"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.М.В.ЛОМОНОСОВА Филологический факультет

На правах рукописи

Дмавахидзе Манана Борисовна ■

ЭВОЛЮЦИЯ ДИОНА ДОС ПАССОСА - РОМАНИСТА (20-40 гг.)

Специальность 10.01.05. - Литература стран Западной Европы,

Америки и Австралии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва - 1992

Работа выполнена в Московском государственном университете им.М.В.Ломоносова на кафедре истории зарубежной литературы филологического факультета

Научный руководитель - доктор филологических щук,профессор Н.А.Анастасьев

Официальные оппоненты - доктор филологических наущшрофессор

Б.А.Гилансон

кандидат филологических науя.доцент К.П.Кязима

Ведущая организация - кафедра языкознания и литературы военного института

Защита состоится 25 декабря 1992 года на заседании специализированного согета Д 053.05.13 по истории зарубежных литератур при московском государственном университете им.М.В.Ломоносова

Адрес: 119899, Москга, Ленинские горы, МГУ, I корпус гуманитарных Факультетов, филологический факультет

О

Ученый секретарь кованного сс

доцент : / А.В.Сергеев

Автореферат разослав " 1992 г.

специализированного сокста /

х- •' ' • !.'Г"Г\

'.Цион/Родриго Дос Пассос (1896-1970) - один из наиболее видных прозаиков двадцатого века, в творчейтве которого отразились сложные настроения американской интеллигенции меявоенних и послевоенных десятилетий, смелый экспериментатор, новатор в области формы, трансформировавший жанр романа.

Объектом исследования в настоящей диссертации является: ланровоо своеобразие его произведений, созданных в 20-40-е годи, истоки экспериментальных приемов повествования и соотношение документальной хроники и беллетристики в свате развития мировоззрения и эстетики писателя.

Актуальность исследования. В нашей стране творчество Дос Пассоса конца тридцатых-сороковых годов еце не становилось темой отдельного исследования. Это объяснялось почти пятидесятилетним цензурным запретом. За эти годы о Дос Пассосе было написано лишь несколько глав в книгах: Я.Н.Засурского "Ачерикан-с.-сая литература XX века" (1965), Б.А.Гиленсона "Американская литература 30-х годов XX века" (1974) и А.М.Зверева "Американский роман 20-х - 30-х годов" (1982), в которых рассматривались произведения писателя, созданные до 1936 года.

Научная новизна исследования состоит в том, что оно является первой в нашем литературоведении попыткой анализа, произведений Дос Пассоса нэ только 20-30-х годов, но и конца 30-40-х в контексте мировой романной традиции XX века.

Методологической основой диссертации являются работы теоретиков культуры, связанные с проблемами литературы XX века, виднейшие исследования эарубеяиых литературоведов по теории и истории литературы США.

Научно-практическая ценность настоящей работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в лекционных

курсах и на практических занятиях по истории американской литературы.

Структура диссертации. Работа состоит" из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, внлючаще- . го 200 названий. •

СОДЕРЙАННЕ РАБОТЫ.

Во введении на основа обзора критической литературы выделяется круг основных проблем, которые привлекают внимание исследователей американской литературы 20-х - 40-х годов, определяется цель диссертации, обосновываются принципы подхода к материалу.

В первой главе прослеживается процесс становления творческого метода Дос Пассоса и эволюция его развития от первого романа "Посвящение молодого человека. - 1917" (1920) до трилогии "США" (1936). Поскольку уже в первом романе отчетливо проявляются моменты, определившие в будущем оригинальную поэтику Дос Пассоса: . незамкнутый сюяет, докумонталиэм, использование элементов кинотехники в повествовательной структуре: монтаж, крупный план, параллельные ряды изображения. В "Посвящении...", слодуя новым традициям "потерянного поколения" в их психологических реакциях на войну, Дос Пассос начал свой поиск в обновлении' структуры романа.

8 концепции Дос Пассоса война' разрушает гармонию и единст- . во, вызывая у человека ощущение неустойчивости, душевного смятения, внутреннюю-опустошенность и разорванность сознания. Аден- ■ ватным способом воплощения такой формы сознания и восприятия иыи-ра Дос Пассос считал роман-фрагмент, то. е?ть роман, построенный из вневне не связанных частей, внутренних монологов главного героя Мартина Хау. Отоядествив себя с Мартином Хау, Дос Пассос пы-

тался определить новые этические категории, отражающие дух ич законы военного времени. Дос Пассос воспринимал иизнь в ее многообразии, в диалектическом взаимодействии созидания и разрушения как основных рычагов эволюции, то есть рождения более совершенных форм жизни.

Трагические стороны действительности Дос Пассос рассматривал как постоянное крушение надеяд. По мнению многих американских исследователей (К.Холдитч, А.Кейзина, Ф.Хоффмана) методология Дос Пассоса восходит к традициям Гюстава Флобера, тан не воспринимавшего мир как крушение надеид. Именно от Флобера Дос Пассос унаследовал принцип эстетической бесстрастности, • и

...... особый документализм. Сходство между обоими писателями

проявляется в самой форме повествования, в стиле, в возмоиности героев выравать себя через свои поступки и высказывания, во фрагментарности и разорванности изображения, которые в свою очередь нуядаются в своеобразной "склойке" кусков повествования, что, как правило, достигается, с помощью монтажа.

Доспассовский монтал становится художественным выраяением, "принципа очуждения", для которого характерны разорванная композиция, плакат, коллал, вставки в худогеествэнный текст отрывков из хроники, газетных статей. Экспериментаторство Дос Ьассоса, наследника флоберовской традиции, позволило объединить элементы субъективного темперамента художника и принцип бесстрастного искусства, приобретшего в "Посвящении..." форму репортажа.

Следует отметить, что принцип "очуадения" делает наглядно иллюстрированной мысль Дос Пассоса об инфляции духовных ценностей, однако найти окончательное решение поставленной проблемы -человек и война Дос Пассосу не удалось не только в "Посвяце-

нии...", но и в следующем .романе "Три солдата" (1921).

Главную цель романа "Три солдата" Дос Пассос видел в воэ-мояности показать духовный перелом, который в годы войны перенесла вся нация. Подобная задача требовала особых худоиествен-ных средств: сочетание художественного вымысла с документаль--ной точностью повествования, совмещение характерных-черт романа социального с романом автобиографическим, кроме того, монтав, разорванная композиция, плакат, коллаж, то есть дальнейшее развитие экспериментальной техники изобракеиия действительности, апробированной в "Посвящении...", и эстетическим выражением которой был принцип "очуждения".

Роман "Три солдата" является примером синтетичной -жанровой структуры, столь характерной для романа XX века, позволяющей автору совмещать в одном произведении элементы психологического романа с элементами лиричности и характерными чертами романа автобиографического. Синтетичность жанровой структуры в произведениях Дос Пассоса не только размывает конкретные нанровые границы, но и объясняет отсутствие концепции героя, и обоб- ■ щен .я проблемы его эволюции.

.В романе "Три солдата" - три героя: бывший продавец Дэн ,Фыозелли, бывший фермер - Крисфилд и бывший музыкант - Джон Эшорюс. Различие социального положения героев понадобилось Дос Пассосу, чтобы масштабнее изобразить картину лизни. Следуя названию, момент разочарования героев должен был реализоваться в их судьбах равномерно"1. Однако, как видно из наблюдений Я.За-сурского и А..3верева, "замысел не был выдержан до конца.Постепенно в центр выдвигается Эндрас как пэрсонаа, особенно близ-2

кий автору" . Исследователи, как американские, так и русские,

1. оверев a.m. Американский роман 20-х - 30-х годов. М.,1982, с.173.' . .

2. Таи хс.

едины в том мнении, что Эндрюс близок Дос Пассосу тем, что он - человек искусства, который мечтает о том, чтобы выразить свои эмоции средствами искусства. В этом стремлении позиция Длона Эндрюса вполне совпадала с позицией Джона Дос Пассоса, не верившего в возможности развития человеческой личности в мире современной цивилизации. Подобные настроения вносят новаторский элемент в классический конфликт между индивидуальностью (каким предстает Джон Эндрюс) и обществом.

Изменение характера Джона Эндрюса, детерминировано объективными жизненными обстоятельствами. Но основой сметного движения является не развитие общественного конфликта, не столкновение противоборствующих сил, а процесс осознания, "через который проходит герой. Слояность психологического состояния героя усугублялась принципом "очуждения", выраяенным при помощи ассоциативного монтажа.

Монтаж позволил Дос Пассосу состыковать разрозненные эпизоды, внося в повествование подобие документальной хроники, дух достоверности и правдоподобия. Трагедия Джона Эндрюса в том, что для него свобода и добро имели абсолютный смысл, находящийся 'вне исторической реальности. Дос Пассос, которому как л его герою был неизвестен путь борьбы, решил лродолнить свой поиск уже в совершенно иной плоскости.

Результатом этой сложной работы стал роман "Манхэттен" (1925).

"Манхэттен" - произведение многоплановое, в каком-то смысле даке многослойное, что несомненно, подчеркивает факт идейно-эстетического обогащения самого жанра социального роман;., благодаря тому, что судьбы героев включаются в широкий поток исторических событий (испано-амориканская война 1898 года, оккупа-

ция Кубы, первая мировая война и захват зоны Панамского канала). Подобное расширение ианровых границ социального романа было связано с социальной концепцией действительности, позволившей автору осмыслить дух Америки, ее' проблемы, заботы и судьбы рядовых американцев. В этом романе Дос Пассос увеличил возмоино-сги "эффекта очуядения", по-новому осмыслил функции монтаяа, а-главное - "Манхэттен" - это роман, основным принципом построения которого стало 'соединение сцен, картин, эпизодов, следующих друг оа другом и чередование авторского повествования с голосами героев.

Доспассовский реализм, обогащенный "принципом очуждения*, становится именно той формой изображения, которая в большей степени отвечала авторскому замыслу писателя в его противопоставлениях талантливых, но неприспособленных натур миру хищных и ¡алчных дельцов. Этой ке задаче подчинена и вся поэтика романа, обладающая целым комплексом исключительных особенностей, к числу которых мояно отнести и такую закономерность - все многочисленные персонажи от главных до эпизодических связаны между собой не только пространственной категорией, то есть Нью-Йорком, как центром их пребывания'и существования, но и каге-горней времени.

В своей работе над проблемой связи судьбы города о судьбами людей, его нас;ляюцих, Дос Пассос большое внимание уделяет монтажу, функции которого значительно расширились. Благодаря ионтаку, Дос Пассосу удалось осуществить авторский замысел, связанный с процессом "оживления" города на страницах романа, создать цветовую гамму, насыщенную контрастными оттенками, вплести в единое целое повествовательные линии, связанные с частной аиз-ньа героев. Эксперимент с монтаком привел Дос Пассоса к новой

находке - к параллельным рядам героев, вскрывающим изнутри идею кастового расслоения американского общества. "Принцип очуждения" здесь был выраяен новым техническим средством - "эффектом зеркального отражения" (особенно наглядно этот принцип проявляется в изображении главных героев - Джимми Херфа и Дяордяа Болдуина) .

Одной из самых примечательных особенностей романа "Манхэт-тен" является то обстоятельство, что именно он стал существенной вехой в творческой эволюции Дос Пассоса. С момента начала работы над "Ыанхэттеном" творческий метод Дос Пассоса, исклк-чающий влияние определенной философской системы, базировался на авторской концепции "научного.искусства", (термин самого Дос Пассоса), под которым писатель, в первую очередь, подразумевал свою позицию, как "летописца", полагая, что задача художника прежде всего в накоплении деталей и реалий.

Доспассовский историзм находился в постоянной попытке запечатлеть образ движущейся панорамы города либо всей Америки. С этой целью автор был вынужден переключать свое внимание с одного персонажа, на другого - от Джимми Херфа к Эллен Тэтчер; от Джорджа Болдуина к Стану Эмери, подобное переключение американские исследователи определяют как принцип "симультанного действия", который получит дальнейшее развитие в трилогии "США" Л936) и станет одним из основных компонентов доспассовской эстетики.

Трилогия Дос Пассоса "США", состоящая из романов: "42 параллель" (1930), "1919" (1932) и "Болыаие деньги" (1930), принесла ему всемирную славу и заслуженный успех. Если в "йанхэт-тсне" Дос Пассос рассматривал тридцатилетнюю историю городу, то в трилогии "США" его у;зе интересовала тридцатилетняя история страны, отчего масштабность поставленной задачи настолько

увеличилась, что он был вынужден усложнить и дополнить создан-, ную им в предыдущих произведениях романную конструкцию.

Именно в "США" Дос Пассосу удалось по-своему отозваться на поиски нового, американского эпоса, потребность которого внутренне ощущалась. Это была смелая попытка написать художественную хронику (от испано-американской войны 1898 года до кризиса 1929 года), в центре которой оказывалось общество как исторически развивающийся организм. А двенадцать основных действующих лиц представляли Америку и ее общественную структуру.

Слояность и новизна поставленной задачи заставили Дос Пас-соса отказаться в трилогии от традиционного повествования, заменив его многоплановой структурой, представляющей собой своеобразный сплав художественных и документально-публицистических . элементов.

В результате этого сплава внешне неупорядоченная структура, гармонируя с самим материалом, создавала ощущение движущейся панорамы Америки. Каждая из грех частей трилогии обладала своим .особым колоритом: "42 параллель" охватывает примерно первые полтора десятилетия века, включая начало первой мировой войны; вторая часть - "1919" - повествует об одном годе, оказавшимся переломным в зизни страны; в третьей части - "Большие деньги" предстает Америка послевоенных лет, уие оправившаяся от социальных потрясений, страна энергично "делающая деньги", общество бурно растущей машинной индустрии.

Герои трилогии "США" олицетворяли не только судьбу целого поколения, но и одновременно представляли различные общественные слои от бродяг до крупных бизнесменов, от журналистов до деятелей искусства.

Кроме художественного плана существенную роль в трилогии играл и документальный план, состоящий из целого ряда новых элементов доспассовской поэтики - "Камера Обскура", "Новости дня" и "Портреты", что позволило Дос Пассосу показать судьбы героев нааироком фоне исторических событий, так как именно историзм являлся для творческого метода писателя фокусирующим центром. Но при всей общности цели компоненты документального плана по своей структуре и функциям существенно отличались друг от друга.

"Новости дня", которых в трилогии шестьдесят восемь, непосредственно связаны с "принципом очуядения" писателя. Они обогащены газетными сообщениями, политическими бюллетенями, выдеря-ками из речей президентов и биографиями известных людей. Несколько отличны от "Новостей дня", "Портреты", слагающиеся из своеобразной галереи образов, представляющей наиболее известных общественно-политических деятелей эпохи: Дебса, Дио Хилла, президентов Рузвельта и Вильсона, промышленных магнатов Моргана и Форда, деятелей искусства и науки Эдисона, Валентино, Дункан, судьбы которых по-своему отражали основные тенденции в жизни Америки и в некотором роде пересекались с судьбами героев трилогии.

Художественно обусловлены в трилогии и лирические отступления - "Камера Обскура", - которые не только связывали эпизоды, но и создавали определенное настроение у читателя. Кроме того, они содержали и субъективную авторскую оценку происходяиего. . Е'го объяснялось тем, что "Камеры Обскура", написанные о технике "потока сознания", являлись особой, субъективной позицией лирического героя, оценивающей и интерпретируэщей события. При помощи этого лирического героя и образов действительности, словно вы-

плывших из памяти, Дос Пассос стремился нарисовать лирическую биографию своего современника.

Одновременно с этим "Камеры Обскура" как своеобразные ли-рико-публицистическИе отступления выполняли функцию авторского комментария, и в этом заключалось новаторство трилогии.

Ведь, следуя концепции научного искусства, Дос Пассос считал необходимым лишь констатировать исторический факт, избегая авторских комментариев, выводов и наставлений, и лишь в "Камерах Обскура" впервые изменил своему принципу. Трилогия Дос Пассоса оказалась столь новаторской по форме, что многие исследователи затруднялись дать ей какое-либо точное Жанровое определение.

Одни называли ее "эпическим полотном"-*, другие "панорамным" или

? 3'

"коллективным" романом , третьи - "мемуарным . Вместе с тем,

ни одно из этих определений не охватывает всю целостность произведения, настолько оно многогранно и всеобъемлюще. Как и в предыдущих своих работах, в- "CU1A" Дос Пассос размыл жанровые границы, используя одновременно худояественные возможности эпоса, документального и социального романов. Концепция героя, практически каждого из двенадцати, становится прямым отражением трагического мироощущения-самого Дос Пассоса, не верившего в счастливое разрешение человеческих судеб, поэтому почти каддого из героев ждет предрешенный трагический конец в момент прозрения, либо в минуть неприятия действительности. Писатель был как бы не в состоянии предотвратить несчастье, сюает постоянно развивался независимо от его воли, подчиняясь естественному потоку жизни.

1. ЗасурскиЯ Я.Н. Американская литература XX века. M., 1984.

2. Гиленсон Б.А. Американская литература 30-х годов XX века. M., 1974. •

3. Ыгепп JH„ J.Dos Passes NY, 1232.

t

С конца тридцатых годов у Дос Пассоса появляется некоторая двойственность мировосприятия, начало которой критики обычно относят к 1939 году, приведшая писателя к внутреннему перелому- Именно в этот переломный для себя период Дос Пассос начинает работу над новой трилогией "Округ Колумбия", в которой по воэмоиности пытается ответить на волнующие его вопросы современности.

Вторая глава посвящена анализу именно трилогии "Округ Колумбия", состоящей из романов:. "Приключения молодого человека" (1939), "Первый номер" (1943) и "Великий замысел" (1949), и объединенной в трилогию под общим.названием только в 1952 году, то есть через три года после завершения последнего из них. Объединение романов позволило Дос Пассосу расширить в трилогии "Округ Колумбия" спектр проблем, соединить ее части авторским планом, несущим функции авторского комментария к происходящим событиям, изменить название и порядок глав, а главное - углубить конфликт, тем более: что главными действующими лицами были представители одной семьи - отец и два сына Спотсвуды. Однако, формально объединив все части трилогии семьей Спотсвудов,' Дос Пассос не свел авторский замысел только к границам семейной хроники, а, наоборот, сумел расширить основнуэ писательскую задачу о проблемах выяивания и приспособляемости человека в современном обществе. Поэтому героев сближает не только семейное родство: обшим для них становится и сам округ Колумбия, и как географическая точка. - политический центр Америки, и как место действия, в котором начинается личная драма каздого из них.

Работа над романом "Приключения молодого человека" продолжалась более трех лет. И несмотря на то, что роман был написан

сразу яе после окончания гражданской войны в Испании, Дос Пассос не. ограничился только испанской проблемой, а обратился к пересмотру прошлого уже под иным углом зрения. Американская критика тех лет о "Приключениях..." отзывалась резко отрицательно^, и ото мояно объяснить тем, что, по сути, перед ней предстал новый Дос Пассос к знакомству с которым она оказалась неподготовленно П, ей понадобилось некоторое время, чтобы привыкнуть и разобраться в нем до конца.

В романе "Приключения молодого человека" Дос Пассос впервые за,два десятилетия творчества отказался от эксперимента в создании романной формы, от хаотической раздробленности сюжета, лирических отступлений, документальных хроник, многослойности и многогеройности. Впервые после романа "Посвящение молодого человека. - 1917" Дос Пассос вновь обратился к единственному герою. Но в отличие от первого героя, Мартина Хау, у которого, по словам автора, не было "ни провлого, ни будущего", вся линия развития образа Гленна Спотсвуда в "Приключениях..." рассматривалась поэтапно, в соответствии с развитием событий.

Возмоино поэтому Артур Майзнер, определяя ванровые особенности романа "Приключения молодого человека", относит его к авантюрным романам, считая, что "само слово "приключение", вынесенное в название', уме становится определенной формулой для о

плутовского романа". Однако полностью с зтим определением трудно согласиться. Дос Пассос осовременил жанр романа, сделал его многоплановым, включил в него черти семейной хроники, философского, документального романа и романа воспитания.

1. Сравните: Sillen S.Misadventures of John Dos Passos 22, 4 July, 1..-KI, p 21-,

2. .iizener A.Dos Passos J.Windsor, p 4S-62.

В поле прения Дос Пассоса вновь попадает три десятилетия XX века, и вся лизнь Гленна Спотсвуда в той или иной степени оказывается связанной с ник). Главный герой романа стал прямым отражением внутреннего мира писателя. Поэгсм.у-го в образе Гленна Спотсвуда автобиографические моменты (семейные взаимоотносе-ния, участие в политических группиронках)тесно переплетаются с художественным вымыслом. И в этом сближении своей судьбы с судьбой героя выразилось стремление Дос Пассоса к постииенига себя, своего жизненного опыта и смысла лизни в худояественно-повост-вовательной и отстраненной форме. При этом повествовательная форма, используемая Дос Пассосом в "Приключениях..в техническом отношении довольно сложна. Формально все повествование ведется от третьего лица, но в целом оно строится на сцеплении эпизодов, в которых Гленн Спотсвуд является постоянным действующим лицом. В связи с этим обстоятельством, основные моменты развития линии героя Дос Пассос условно разбил на три этапа и определил их как: "Наследственные черты", "Ошибки молодости" и"Момент выбора", которые обеспечили ему необходимую последовательность и возможность выделить те эпизоды из лизни Гленна Спотсвуда, которые несут характеризующую ого смысловую нагрузку.

В центр писательского интереса ставится проблема, которую сам Дос Пассос определил как "плохой", период в истории того или иного народа. Следуя доспассовской концепции, к "плохим" периодам истории двадцатого века мояно отнести, в первую очередь, русскую революций, развитие коммунистического движения и гражданскую войну в Испании. Постепенно, в сфере его интересов оказывается еще одна актуальная проблема, порождающая очередной "плохой" период в истории человечества проблема зарождения

диктаторской власти на примере Америки середины тридцатых годов. Этой теме он посвяшает свой роман "Первый номер".

В романе "Первый номер" Дос Пассос сконцентрировал свою идею долга писателя перед обществом, в его участии в борьбе против диктата власти насилия. "Правда,-я' не вижу возможности улучвения общества, не всегда знаю, какие средства необходимы для эффективного процветания определенных ценностей человеческой низни и как бороться,с протекционизмом, коррупцией и насилием"*, - писал в своей статье "Писательская техника" (1935). Возможно, это незнание выхода и позволило американской критике совераенно заслуженно признать роман Дос Пассооа "Первый номер" далеко не лучшим произведением писателя. Но в самой трилогии "Округ Колумбия" за ним сохраняется функция связующего звена и без него целый пласт в повествовании остался бы поверхностным и незавершенным.

В определенном плане роман "Первый номер" - произведение без героя, и в этом одна из его отличительных особенностей. Формально главным героем (или антигероем) в ней предстает Гайлер (Тоби) Спотсвуд, который,будучи старшим братом Гленна Спотсву-да и представителем семьи Спотсвудов, эпизодически появлялся на страницах "Приключе;.ий молодого человека". Из этих фрагментарных появлений рождался схематичный образ честолюбивого и тщеславного человека. Теперь не Тоби Спотсвуду предстоит стать секретарем и вторим "я" некоего Чака Кроуфорда, человека "номер один", сенатора и диктатора, рвущегося к власти, прототипом для которого послунил печально известный луизианский губернатор Хыо Лонг, застреленный в 1935 году.

I. Hook А. Л Collection of critical Essays Dos Passos.

Prentice hall. 15/4. h 153.

йанровые особенности романа "Первий номер" базируются на свойственном Дос Пассосу совмещении элементов как политического, • так и социального романа.

"Первый номер" по-своему представляет связанную повсствова-тельность целого ряда эпизодов, воспроизводящих процесс восхождения Чака Кроуфорда и параллельно с ним все возрастающее смятение в сознании Тоби Спотсвуда. Политическая карьера героев передается в эпизодах, набросках,моментальных сценках - порой четких, порой расплывчатых, нарочито затемненных.

Дос Пассос в "Первом номере" не обозревает целое,- а внимательно фиксирует детали. Иным в романе предстает и документа-лизм. Теперь он носит вымышленный характер и является не средством исторического подтверждения и придания достоверности описываемому, а приемом, позволяющим спрятаться за видимой объективностью факта.

Главы романа "Первый номер", связанные с предвыборной компанией Чака, внешне напоминают четко сформулированный газетный репорта», в котором каждый факт играет полояеннуя ему роль. Дос Пассос, использует метод точного наблюдения: нарочитый лаконизм, минимум комментариев. Только строгий отбор фактов, которые должны соответствовать определенному идейному замыслу ,. в первую очередь, характеризует его авторскую позиция. Дос Пассос комбинирует эти факты и делает заметной их связь между собой, их социальную обусловленность. В обрывках обыденных разговоров, которые он передает в коротких беседах героев, эпизодических персонажей, проглядывают живые человеческие судьбы.

Сразу же после первой публикации романа "Первый номер" в 19-13 году на стра ипах журнала "Нь'о Миссис" Гопярд Ляонс назвал

ого наглядным, доходчивым, даже заставляющим задуматься социальным документом, но недостаточно серьезным для романа, настолько он наивен по своей структуре и явно лишен выразительных конфликтов"*. Слабые стороны доспассовских конфликтов в "Первом номере" отмечены практически кандым вторым американским исследователем, пишущим об этом романе. Так, Ян Колли считает, например, что "вина" "Первого номера" не в том, что Дос Пассос не описывает консерватизм в его столкновениях с действительностью, а в том,

о

что он пытается иметь дело только с политической идеей". Однако это всего лиаь. субъективное мнение критика, с которым легко можно было бы поспорить. Ведь в трилогии "Округ Колумбия" четко про-слеаиваигся три варианта политического опыта. В первой части -"Приключения молодого человека" - анализ отноаения личности к коммунистической партии; во второй части - "Первый номер" -возвышение диктатора и вдемократическом обществе; и в последней части - "Великий замысел" - отношение личности к "демократической" бюрократии.

Роман "Великий замысел", завершивший трилогию "Округ Колумбия", охватывает проблемы; тесно связанные с жизнью американского общества сороковых годов. Расширение социального фона потребовало от Дос Пассоса возвращения к документальной хронике, которая в большинстве его произведений являлась их неотъемлемой ооставной частью.

Рузвельтовская эпоха стала главным объектом изображения в романе. Писательский акцент приобрела тема вмешательства правительства в судьбу американского общества, их тесная взаимосвязь

1. Hook A. A collection of critical Essays Dos Passos Prentice Hall. 1074 p.14:

2. Colley I.Dos Passos and Fiction of Despair - tlY 1978 p.12e.

и взаимное влияние. Политика и экономика становятся магистраль-, ними линиями повествования. И линии эти проходят в романе двумя планами. Первой ступенью являются авторские "прологи", представляющие собой своеобразный синтез плакатного лаконизма и доку^ ментальной хроники. Именно они несут в себе основные доспассов- . ские проблемы и взгляд на происходящую действительность, проиллюстрированную голосами средних американцев.-Они задают тон и предвосхищают события, воспроизведенные вторым планом," в котором практически действуют люди, непосредственно связанные с Белым домом и делающие либо болызую политику, либр больвой бизнес. Они олицетворяют - "политокономическуя" машину - сложную, противоречивую, наполненную различными точками зрения по каидому из нп-эрева'виих вопросов современности.

Следуя давно установленной традиции Дос Пассос в "Великом замысле", как и в трилогии "СИЛ", вводит в повествование двенадцать основных героев (исключая героев-статистов, которых в романе несколько десятков человек). Это "современные апостолы" руэ-вельтовской кампании. Они проповедуют ее, проводят в жизнь, при-частны к ней, как к основной части собственного бытия. Определенную роль в романе "Великий замысел" Дос Пассос отвел и представителям семейства Спотсвуда - Герберту и Тайлору. Особенное место в романе он представляет героям типа вице-президента Уол-кера Уотсона или Юдка Оппенгейма. Для всех этих людей Белый дом, как и Вашингтон, становятся пространственными центрами, вокруг которых сосредотачиваются все основные действия романа.

Одновременно с этим Дос Пассос подчеркивает влияние этих действий не только на судьби героев, но только на историю самой Америки, но и всего мира в целом.

Следовательно, категория пространства в "Великом замысле" Дос Пассосом разрешается довольно оригинально. Физически все герои находятся в одной точке, но одновременно с этим духовно они связаны со всеми "горящими" точками Вселенной от Женевы до Москвы, Пирл Харбора, блокадного Ленинграда и Прибалтики сороковых годов. Все события, происходяшие в романе, связаны с 1941 годом -временем, изменившим систему взглядов людей, обнажившим вымирание основных принципов гуманизма среди сильных мира сего и отражение этого 'процесса на судьбах людей.

В "Великом замысле" Дос Пассос старался воздерживаться от собственных комментариев. Однако мастерски воспроизведенные сцены из жизни героев содержали и долю авторской иронии, и явное недовольство в адрес некоторых нововведений самого президента Рузвельта, и отдельных решений правительства в целом. Практически, с первых же страниц "Великого замысла" Дос ПасСос воссоздал объективную обстановку, атмосферу духа и настроения людей, их мировосприятие. Многочисленные диалоги основных героев н героев-статистов очень часто заменяли в романе традиционное действие, но от этого происходившие в мире события не теряли своей актуальности и значимости.

Автор на протяжении всего повествования сохраняет свое невмешательство, однако, мировоззрение Дос Пассоса становится очевидным благодаря именно этому невмешательству.

Особая жанровая форма позволила'Дос Пассосу в работе над "Великим замыслом" отказаться от принципов фабульного упорядочивания художественного материала. Еедь в романе фабула, как правило, дает событий,чуй мотивировку появления на страницах произведения тех или иных героев, предоставляет разрешение этих проблем. Доспассовский не роман к какдону своему читателю предъ-

являет повышенные требования: читатель "вынувдек" проделать оп-роделенную аналитическую работу, чтобы увидеть единство и упо-рядочнссть произведения, понять, почему и для чего в этой книге объединены различные глава и эпизоды.

• Естественно, что сама форма утверядала необходимость поисков смысловой внутренней связи между частями произведения. Только в итоге выстроился собственно роман, со своим скрытом смиетом, прояснилось в нем роль каждого эпизода. Точка зрения, концепция автора выразили себя поенде всего через композицию, структуру книги.

Фрагментарность не мешала Дос Пассосу в создании реальной картины лизни. Вся специфическая система, построенная на эпизодической форме доспассовского романа, стала отраяением не только взгляда на мир, но и избранного им способа познания этого мира. Вот отчего каядый эпизод в "Великом замысле" стал ни чем иным, как очередным шагом в эту сферу познания.

В национально и конкретно-историческом Дос Пассос упорно искал проявлений общечеловеческого. Он констатировал только факты. Поэтому роман "Великий замысел" до конца полифоничен, и каждый его герой имеэт право на собственный голос. Вот отчего целый ряд эпизодов в "Великом замысле" был построен на различных высказываниях героев, общий диалог которых должен был слуяить полному воспроизведению реальной картины первой военной осени 1941 года.

К несомненным достоинствам Дос Пассоса необходимо отнести тот факт, что читатель мотет и доляен понять очевидную истину - досгсассопская концепция вытекает из признания необходимости, что управлять реальным миром мояшо, лишь познав его законы и подчинившись им.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования и подчеркивается роль и влияние Дос Пассоса на последующее развитие американской литературы XX века.

' Но теме диссертации опубликованы следующие работы: I. Проблема "потерянного поколения" в ранних произведениях Дкона Дос Пассоса.// Сб.ст. Тбия. педаг. ин-та.'Т., 1989.

• 2. Проблема эпического романа XX века и трилогия Джона Дос Пассоса "США" // Сб. науч. трудов АТУ им.Горького. Сухуми, 1990.