автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Эволюция индивидуального стиля поэзии К. Кулиева

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Керимова, Раузат Абдуллаховна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Нальчик
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Эволюция индивидуального стиля поэзии К. Кулиева'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эволюция индивидуального стиля поэзии К. Кулиева"

КЕРИМОВА РАУЗАТ АБДУЛЛАХОВНА

ЭВОЛЮЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПОЭЗИИ К. КУЛИЕВА

10.01.02 - литература народов Российской Федерации (кабардино-балкарская и карачаево-черкесская литература)

- 1 ЛЕК 2011

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Нальчик 2011

005003287

Работа выполнена в секторе балкарской литературы Учреждения Российской академии наук «Институт гуманитарных исследований Правительства КБР и Кабардино-Балкарского научного центра РАН»

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор

Тхагазитов Юрий Мухаметович

Официальные оппоненты доктор филологических наук, профессор

Кучукова Зухра Ахметовна

кандидат филологических наук, доцент Астежева Айшат Маевна

Ведущая организация: Пятигорский государственный

лингвистический университет

Защита состоится «¿3» декабря 2011 г. вЯ.СЬшсоп на заседании Диссертационного совета ДМ 212.076.04 при Государственном бюджетном образовательном учреждении «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» (360004, КБР, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного бюджетного образовательного учреждения «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» (360004, КБР, г. Нальчик, ул.Чернышевского, 173).

Автореферат разослан « » ноября 2011 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

А.Р. Борова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Творчество К.Ш. Кулиева неоднократно становилось предметом глубоких научных изысканий и критических анализов. Художественное наследие великого балкарского писателя и поэта изучалось с разных позиций, в работах рассматривались вопросы жанровой парадигмы, генезиса и эволюции поэзии и прозы К. Кулиева, выявлялся основной комплекс тем и мотивов и т.д. Однако и сегодня творчество писателя вызывает читательский и научный интерес, провоцирует новые исследования с учетом достижений современного литературоведения.

Несмотря на многочисленные работы, посвященные творчеству К.Кулиева, до сих пор остаются без должного внимания некоторые аспекты данного художественного феномена. Одним из вопросов, требующих адекватного исследования, остается вопрос индивидуального стиля балкарского писателя. Данное диссертационное исследование, направленное на выявление особенностей и динамики развития образно-эстетической системы К. Кулиева, его уникального авторского почерка, отчасти заполняет образовавшуюся нишу, представляя собой реализацию одного из возможных аспектов изучения индивидуального стиля поэта на современном этапе развития национального литературоведения.

Диссертационная работа отличается особым методологическим подходом к исследованию творчества К. Кулиева. Описание компонентов индивидуального стиля автора выполняется с применением современных литературоведческих методов исследования, когда осуществляется переход от изучения отдельных образных и концептуальных элементов к анализу природы художественной организации поэтического текста, рассматриваемого на различных уровнях художественной рефлексии.

Актуальность работы определяется особой значимостью в современной литературоведческой науке тех исследований, в которых создаётся единое поле для изучения поэтики художественного стиля национальной литературы. Такая многоаспектность изучения избранного материала способствует наиболее полному раскрытию, как оригинальности поэтического текста, так и стилевых компонентов образности. Данный подход к изучению приёмов сравнения, метафоры и повтора обусловливает значимость избранной темы.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в ней впервые выделяются наиболее значимые образные и концептуальные единицы в лирических произведениях К. Кулиева, определяется их контекстуальная значимость, исследуются доминантные компоненты индивидуального стиля поэта - сравнение, метафора, повтор. В работе также осуществляется классификация и обобщение данных приёмов, выявляется роль обозначенных компонентов в создании ключевых образов. Мы ориентируемся на современные методы лите-

ратуроведческого анализа художественного произведения для обоснования доминантных составляющих стиля поэта.

В работе предпринята попытка детализированного исследования таких средств словесной образности, как сравнение, метафора, повтор, и обоснования их принципиальной значимости в индивидуально-образной системе стиля К. Кулиева.

Цель исследования - на материале стихотворных текстов К. Кулиева выявить и описать доминантные художественно-изобразительные средства его поэзии - сравнение, метафору и повтор, а также определить их роль в создании ключевых образов в лирике балкарского поэта.

Данная цель определила постановку и решение ряда конкретных задач:

• теоретически обосновать проблему творческой индивидуальности, определить ее связь с национальным своеобразием, выявить особенности поэтического стиля и образного инструментария К. Кулиева;

• определить функции сравнения, метафоры и повтора в создании ключевых образов как важных организующих компонентов структуры художественного текста К.Кулиева;

• выделить ключевые образы, в которых обнаруживаются ведущие художественные приёмы сравнения, метафоры и повтора в лирике К. Кулиева;

• исследовать приём повтора на разных рефлективных уровнях, представить позиционную характеристику повтора;

• проанализировать функции приема сравнения в контексте стихотворений К. Кулиева, определить композиционную роль сравнения как особого средства интеграции образного пространства поэтического текста;

• исследовать функционирование метафор в поэзии К. Кулиева, выявить разнообразие стилевой реализации в системе художественного и мировоззренческого видения поэта.

Объектом исследования является поэзия К.Ш. Кулиева, рассматриваемая в аспекте поставленной проблемы, с которой связаны и вопросы национального своеобразия поэта, специфики его художественного мышления и поэтического стиля.

Материалом для исследования послужили лирические произведения К.Кулиева разных лет, в которых наиболее ярко прослеживаются индивидуальные особенности поэтического стиля балкарского писателя.

Степень научной разработанности темы. К. Кулиев считается одним из самых исследованных северокавказских авторов. Работ, посвященных наследию балкарского поэта, достаточно много: монографии, методические разработки, учебные пособия для студентов и преподавателей, критические статьи, изданные при жизни и после смерти поэта.

В 1940-е годы появились первые отзывы о творчестве К. Кулиева таких видных литературных деятелей, как Д. Кедрин, Б. Пастернак, М. Фадеев и др.

В 1970-е годы вышли в свет статьи и очерки А.И. Алиевой, Т.Ш. Биттировой, Р.Г. Гамзатова, Х.Х. Малкондуева, A.M. Теппеева, З.Х. Тол-гурова, Ф.А. Урусбиевой и других литературоведов. В эти же годы был опубликован ряд монографических исследований, среди которых наиболее значительными стали труды Ст. Рассадина «Кайсын Кулиев» (М., 1974), Байрамуковой «Кайсын Кулиев. Очерк творчества» (М., 1975), Т.Е. Эфендиевой «Поэзия жизни. Очерк творчества» (Нальчик, 1977).

В 1980-90-х годах появляются книги, монографии, научные работы С.К. Башиевой «В оригинале и переводе. Литературно-критические статьи» (Нальчик, 1990); В.В. Дементьева «Кайсын Кулиев: Размышления о жизни и творчестве» (Нальчик, 1987); Ж.К. Кулиевой «Остаться в памяти людской. К 70-летию К. Кулиева» (Нальчик, 1987) и «Я жил на этой земле. К 70-летию К. Кулиева» (Нальчик, 1992); A.M. Теппеева «Кайсын Кулиев: Методическое пособие в помощь учителям» (на балкарском языке) (Нальчик, 1995), а также статьи и очерки З.Х. Толгурова в книгах «Движение балкарской поэзии» (Нальчик, 1984) и «В контексте духовной общности. Проблемы развития литератур Северного Кавказа» (Нальчик, 1991).

В 2000-е годы было продолжено исследование творчества К. Кулиева. В эти годы опубликованы книги С.С. Гуртуева «Кайсын, каким я его знал. Статьи о жизни и творчестве» (Нальчик, 2002), Э. Кулиевой «Мой гений, мой ангел, мой друг. Воспоминания. Письма. Дневники» (Нальчик, 2002). Особо следует отметить монографию З.А. Кучуковой «Онтологический метакод как ядро этнопоэтики: карачаево-балкарская мен-тальность в зеркале поэзии» (Нальчик, 2005). Данное исследование оказало серьезное влияние на научную концепцию нашей работы, на него мы ориентировались при определении ключевых моментов национально-эстетического самовыражения К. Кулиева.

Между тем, величина таланта балкарского поэта, сопрягаясь с динамикой литературоведческой мысли, на каждом новом этапе развития национальной поэзии и литературоведения актуализирует исследовательский интерес к феномену творчества К. Кулиева. В нашем диссертационном исследовании, основанном на новых методиках литературоведческого анализа художественного текста, впервые примененных к поэзии К. Кулиева, акцент сделан на понятие доминанта в поэтическом стиле балкарского писателя.

Основные положения, выносимые на защиту.

• Изобразительно-выразительные средства как важные стилевые приемы, свойственные творчеству поэта, являются способом проявления индивидуальности и своеобразия авторского мировидения.

Доминантными компонентами в индивидуальном стиле К. Кулиева являются сравнение, метафора и повтор, участвующие в построении его художественной системы.

• Метафоры для К. Кулиева являются неисчерпаемым источником для передачи практически неограниченного круга смыслов во всех сферах материальной и духовной жизни человека. Поэт новаторски подходит к использованию метафорических образов, они отличаются оригинальностью, выразительностью и эмоциональной наполненностью.

• Повторы в текстах К. Кулиева - это образно-композиционный приём, направленный на эмоциональное выделение фрагментов авторской мысли, формирующий поэтический строй художественного текста. Кроме того, повторы имеют уровневую структуру: повторяться могут элементы разной степени организации - от отдельного слова до фразы и целой строфы.

• В произведениях К. Кулиева в основу сравнений ложатся абстрактные понятия, так как они для поэта являются, прежде всего, средством раскрытия чувств, состояний, мыслей. С помощью сравнений поэт стремится сочетать в своих стихах контрастные в смысловом и стилевом отношении речевые средства (абстрактные понятия сравниваются с конкретными вещами, предметы часто сопоставляются с отвлеченными понятиями).

В поэтическом стиле К. Кулиева преобладают сравнения, в которых одушевленные и неодушевленные объекты поэт сопоставляет с природными явлениями. В основе значительного количества сравнений лежит не внешнее (визуальное) сходство, а психологическое, заложенное в самой сути сравниваемых объектов. Сравниваются чаще разнородные предметы и явления, также характерны развёрнутые сопоставления с чёткой смысловой основой сравнения.

Реализация поставленных в исследовании задач позволяет рассмотреть особенности индивидуальной поэтики произведений К. Кулиева комплексно.

Методологической основой явились теоретические положения, рассмотренные в работах, посвященных общей теории образа, где также предлагаются различные современные методы изучения индивидуального стиля автора и анализа художественных приемов в структуре произведений: С.С Аверинцева, Ю.Я. Барабаша, М.М. Бахтина, В.А. Бигуаа, В.В. Виноградова, В.М. Жирмунского, Г.Д. Гачева, Ю.М. Лотмана, К.К. Султанова, М.Б. Храпченко.

Также в ходе диссертационного исследования мы руководствовались трудами северокавказских ученых-литературоведов, теоретиков и критиков: Х.И. Бакова, H.H. Байрамуковой, С.К. Башиевой, A.M. Гутова, A.M. Казиевой, А.И. Караевой, Ж.К. Кулиевой, З.А. Кучуковой, А.Х. Му-сукаевой, С.Б. Рассадина, З.Х. Толгурова, Ю.М. Тхагазитова, Ф.А. Урус-биевой, Т.Е. Эфендиевой.

Теоретическая значимость диссертации заключается в представлении картины функционирования изобразительно-выразительных средств - метафоры, повтора и сравнения - в стихотворных текстах конкретного автора, в выявлении содержательной стороны указанных приёмов, в раскрытии их значимости в формировании индивидуального стиля поэта, в определении их роли в создании ключевых образов поэзии К.Кулиева. Выполненный нами анализ приёмов сравнения, метафоры и повтора в лирических произведениях К. Кулиева позволяет обосновать доминантную роль этих средств выразительности в индивидуальном стиле поэта и важность их применения при создании ключевых образов.

В диссертации предпринята попытка открытия новых граней в анализе поэтических особенностей творчества К. Кулиева. Исследование содержит ряд теоретических положений, которые позволяют с новой точки зрения увидеть и понять индивидуальные особенности поэзии К.Кулиева.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при изучении индивидуального поэтического стиля К. Кулиева, анализе художественного текста, при разработке курса «История балкарской литературы», а также ряда спецкурсов по творчеству К. Кулиева.

Кроме того, предлагаемое диссертационное исследование может способствовать дальнейшему изучению феномена балкарской национальной литературы и конкретно поэзии К. Кулиева.

Апробация исследования. По теме диссертации опубликовано 10 статей, в том числе 4 - в ведущих рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК, а также монография «Доминантные компоненты индивидуального стиля поэзии К.Кулиева».

Основные положения диссертации изложены и обсуждены на международных, всероссийских, региональных и межвузовских научно-теоретических конференциях: X конференция молодых ученых (г. Нальчик, 2008); V международная научно-практическая конференция «Наука и совре-менность-2010» (г. Новосибирск, 2010); международная научная конференция «Современная филология: теория и практика» (г. Москва, 2010).

Диссертационное исследование обсуждено на расширенном заседании сектора балкарской литературы Института гуманитарных исследований Правительства КБР и Кабардино-Балкарского научного центра РАН (август, 2011 г), а также на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» (сентябрь, 2011) и рекомендована к защите.

Структура диссертации определена объектом исследования, целью и задачами диссертационной работы. Она состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи работы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования, его методика и методология.

В первой главе «Специфика лирического переживания в новописьменных литературах Северного Кавказа» рассматривается процесс зарождения и формирования национальной балкарской литературы.

Принято считать, что новописьменные проза и поэзия Северного Кавказа, в частности балкарская, в качестве формирующих компонентов имеют национальный фольклор и русскую литературу. С этим не приходится спорить, однако необходимо указать, что данная общая картина моментов ранней генерации национального авторского словесного творчества нуждается в значительных уточнениях.

В частности, концепция «ускоренного развития» национальных литератур, разработанная в свое время Д. Гачевым и подхваченная целым рядом исследователей, лишь констатирует факты влияния русской культуры на этнические. Между тем проникновение русской и советской традиций в словесное творчество новописьменных народов носило выраженный стадиальный характер. Даже поверхностный обзор произведений довоенной поры показывает, что первые поэтические произведения национальных авторов имели весьма отдаленное отношение к опыту русской классической литературы, равно как и к фольклору народов Северного Кавказа, на концептуальном и образном уровнях.

Два календарных десятилетия - слишком малый срок для формирования двух поколений творческой элиты, и по умолчанию все поэты Северного Кавказа довоенной эпохи причисляются к первой волне национальных авторов. Однако опыт тех писателей, которые вошли в советскую литературу с агитационными произведениями, а затем продолжали творить еще многие годы, но так и не избавились от издержек классовой, политически ангажированной поэзии, ясно свидетельствует о смене в этот короткий период поколений национальных писателей, что рельефно прослеживается и в истории балкарской литературы. Даже те художники, мышление которых было обогащено традицией восточной арузной поэзии, пришедшие к светским стихам нового времени от духовных мусульманских произведений, но типологически относящиеся именно к первому поколению советских авторов, в большинстве своем до конца жизни так и не смогли отказаться от стандартов классового эстетического мышления, от безальтернативности и категоричности в оценках окружающего.

Кайсын Кулиев уже в первых своих произведениях продемонстрировал стремление к уникально-личностному осмыслению и отражению окружающего бытия. Поэт создал ряд произведений на политическую потребу дня, но главная направленность творчества К.Кулиева еще в довоенный период - поиски своего личностного лирического «я», формиро-

вание образного, концептуального, формального инструментария, наиболее адекватно приспособленного для передачи не партийной морали и этики, не классовой идеологии, а его человеческих эмоций, художественной реализации его видения мира и общества.

Обращение к более позднему творчеству К.Кулиева позволяет констатировать, что он оказался создателем - не только в балкарской, но и во всей северокавказской поэзии - схем и моделей образного мышления нового уровня.

Пытаясь определить для себя истоки новаторского мышления К.Кулиева на ранних этапах, причины заметного выделения его стиля в общем потоке балкарской поэзии на протяжении всего творческого пути, мы неизбежно придем к проблеме взаимодействия Кулиева-автора и традиций русской классической поэзии XIX - начала XX века. По всей видимости, действие феномена ускоренного развития литературы воплотилось в произведениях балкарского поэта прежде всего на уровне эстетической идеологии. Стремление к индивидуальному лирическому переживанию, к употреблению эмоционально-насыщенных и неклишированных образов оказалось аргументировано в стихах балкарского поэта нормами свободного владения культурными концептами и объектами всего мирового пространства.

В зрелом творчестве Кайсын Кулиев сменил эстетические ориентиры. Возросшее мастерство поэта, врожденная одаренность и погруженность в национальное художественное мироощущение закономерно привели его к подчеркнуто этническим формулам отражения окружающего. Сохранив до конца своей жизни некоторую обособленность индивидуальных художественных принципов в ряду других балкарских поэтов, К.Кулиев в ходе своего творческого развития все более и более углублял национальную специфику произведений в восприятии русскоязычного читателя. Тем не менее, его индивидуальный стиль даже на уровне образных представлений являл собой сплав русской поэтической традиции с принципами национального эстетического отражения, не говоря уже об общей архитектонике.

Такая особая черта стиля К. Кулиева, как тяготение к конкретным, осязаемым образам, которая многими исследователями воспринимается в качестве особой меты его поэтического стиля, на поверку является, скорее всего, не результатом образных представлений и не спецификой авторской эстетической рефлексии, а обусловлена особенностями самого балкарского языка, весьма конкретного в своих номинациях. Во всяком случае, стремление к детализации называемых объектов в раннем творчестве К. Кулиева не представляется доминирующей чертой. Поэт, безусловно, тяготел к конкретным, зримым, вещным образам, зачастую обращался к визуальному описанию мелких, а потому тактильно идентифицируемых объектов («У ишака чуть синие / Бахромки над губой»), но в основном и в пору творческой юности, и в зрелости стремился к описанию объектов, обладавших пластичным наполнением, фактурой изначально, в самом языке:

Знаю я

Вкус соли твоей и меда,

Иду, земля моя,

Топча травы твои и снега.

Иначе говоря, конкретику и пластичность образов К. Кулиева, во многом определяющих его индивидуальный стиль, задавали особенности карачаево-балкарского языка. Интересно в связи с этим то, что сужение смыслового поля номинируемого объекта, неизбежное при осознанном или подсознательном авторском стремлении к «фактурности» образа, у К. Кулиева отсутствует, во всяком случае, он не разбивал общепонятийные номинативы на их классификационные составляющие. Так, например, традиционные и устойчивые в его объектном мире представления «камень», «рыба», «снег», «гора» и другие в абсолютном большинстве случаев не уточняются. Ни в одном стихотворении К.Кулиева мы не найдем указания на породу камня, хотя балкарский язык и изобилует названиями горных пород.

Национальные авторы в подавляющем большинстве объектный мир использовали не в качестве посредника между эмоциями поэта и читателя. Камень, скала, кинжал, скакун, горная река, снег для К.Кулиева - в первую очередь именно объекты, а не символы его душевных состояний; возможно, самостоятельность их эмоциональных значений идет от патриархального синкретизма горской культуры, в границах которой не существовало четкой разницы между эмоционально-эстетическим значением явлений и объектов природы, продуктами труда человека и его экзистенциальными переживаниями, такими, как любовь, ненависть, стремление к выживанию и благополучию и так далее.

Вторая глава «Детерминанты индивидуального образного мышления К. Кулиева» состоит из четырех параграфов.

В первом параграфе «Особенности изобразительно-выразительных средств и индивидуальный стиль автора» обозначены и научно обоснованы основные понятия, связанные с проблемой индивидуального стиля, которые являются теоретической базой диссертационного исследования.

Современное национальное литературоведение уделяет значительное внимание истории балкарской литературы, восстановлению полного пути ее развития, исследованию становления жанров и художественных методов. При этом проблемы творческой индивидуальности художника слова не подвергаются скрупулезному глубокому изучению, либо интерпретируются довольно поверхностно, в ряду других вопросов и аспектов, рассматриваемых наукой о литературе.

В своей работе мы стремимся в определенной степени восполнить данный пробел. Нами собраны, изучены и систематизированы разрозненные представления о понятии индивидуального творческого стиля. Данный материал составил теоретическую базу для изучения проблемы индивидуального авторского стиля и роли яркой творческой личности в литературном процессе на примере поэзии К. Кулиева.

Важным признаком появления «индивидуально-творческого сознания» в той или иной национальной литературе является то, что центральное положение в художественном мире занимают автор и его стремление к познанию окружающего мира, обобщенного в широком художественном образе.

Процесс формирования авторского начала, его индивидуальной поэзии в каждой национальной литературе представляется уникальным, так как «каждая национальная литература, давая конкретное отражение общелитературного процесса, предлагает свой вариант его развития» (С. С. Аверинцев и др.). По нашему убеждению, личностное начало, творческая индивидуальность диалектически связаны с национальным своеобразием.

Поэзия К. Кулиева гармонично соединила в себе национальную картину мира с миром понятий, актуальных для общероссийского культурного и литературного пространства. Национальная и русская традиции в совокупности с элементами традиции восточной, также повлиявшей на творчество К. Кулиева, обусловили специфику индивидуального стиля балкарского поэта.

Первые сборники стихов поэта отличаются от его более поздних произведений. Свежесть, чистота юности, открытое и радостное восприятие мира, оптимизм, переливающийся через край, - здесь нет места печали, нет черных красок, переживаний и глубокого анализа окружающего мира.

Четкость стиля, пластичность и красочность образов, стремление к созданию объективно-выразительных произведений - отличительные черты зрелого творчества К. Кулиева. Поэт избегает мажорных тонов, предпочитая чувства выражать сдержанно, с естественной простотой, часто зашифровывая внутреннюю направленность лирического героя и мысль, которая его волнует.

Автор вводит в текст образы и детали, которые расширяют художественное пространство, раздвигают жанровые границы произведений, отражают ключевые для поэзии К. Кулиева мотивы и переводят его стихотворения в контекст лирических раздумий о «вечных», онтологических вопросах о смысле бытия, о жизни и смерти, о взаимоотношениях человека и природы.

Во втором параграфе «Повтор, его особенности и функции в произведениях К.Кулиева» анализируется один из главных художественных приемов в поэтическом стиле К. Кулиева — повтор.

Повтор играет значительную роль в идейно-смысловой и композиционной организации текста. К повторам относятся как повторяющие друг друга слова, маркирующие цепи логически следующих друг за другом предложений, так и близкие по смыслу, но не совпадающие текстуально, симметричные фразы, целые фрагменты, экспрессивно и

семантически осуществляющие связь между определенными частями поэтического текста.

На сегодняшний день наблюдается повышенное внимание ученых к повтору как стилистической категории в художественных произведениях, и объясняется это прежде всего значительно возросшим интересом к изучению мастерства писателя, его индивидуального стиля. Повторы непосредственно связаны со «стилеобразующим ядром» индивидуального стиля поэта. В использовании повторов в их количественном, структурном и стилевом своеобразии с особой яркостью проявляются эмоциональность, напряженность и определение «ключевых моментов» повествования.

Исходя из вышесказанного, мы задались целью изучить данный художественный прием, играющий важную роль в формировании индивидуального поэтического стиля К. Кулиева. Повторы просматриваются почти во всем поэтическом тексте К. Кулиева на разных уровнях структуры - стилевом, образном, тематическом.

В стихотворных текстах К. Кулиева повторяются как отдельные слова, так и сочетания слов. Многие из его поэтических текстов чрезвычайно насыщены повторами. Так, по нашим подсчетам, в одном стихотворении поэт может использовать до 7 повторов.

Принимая во внимание особенности повтора как экспрессивного и гармонизирующего средства, целесообразно рассматривать его в качестве одного из основных элементов индивидуального стиля балкарского поэта. Во-первых, высокая частотность употребления повтора в поэтических текстах К.Кулиева указывает на неслучайный выбор нами этого стилевого приёма. Во-вторых, автор не ограничивается каким-то определённым видом повтора: в его поэтических произведениях используется большое количество разных видов этого художественного приема. Наконец, повтор в поэзии К.Кулиева многофункционален, а значит, направлен на решение авторских задач, касающихся и плана содержания, и плана выражения идеи поэтического произведения. Таким образом, все виды повтора как экспрессивного и гармонизирующего средства призваны обеспечивать структурную и смысловую законченность поэтических произведений К.Кулиева.

Несмотря на стабильный интерес к проблеме повтора, до сих пор не существует единой классификации данного художественного приема. Опираясь на работы Ю.М. Лотмана, Н.Т. Головкиной, В.А. Кухаренко, Л.В. Зубовой и других исследователей, а также собственный анализ, мы разработали классификацию видов повтора, которой и пользуемся при исследовании обозначенной проблемы в произведениях поэта.

Своеобразие повтора в поэзии К. Кулиева определило индивидуальность его поэтического стиля. В одном стихотворении может быть использовано сразу несколько видов повторов.

Одной из особенностей повтора в поэзии К. Кулиева является то, что в подхвате повторяющаяся единица расширяет своё значение не в процессе повтора, а после него.

Кроме того, повтор в поэтических текстах К. Кулиева из художественного приема может перерасти в структурно-композиционный, образуя целую поэтическую строфу или отдельные части текста. Иногда повтор организует весь поэтический текст.

Широкое использование повтора позволяет К. Кулиеву раздвигать смысловые рамки стихотворения. Речь идёт о метафорических переносах: // Но счастлива река - она течет, / И счисти и в снег - на солнце он сверкает, / Счастлива трава - она растет, / И птица счастлива - она летает //.

Совмещение прямого и метафорического обозначения проявляется в одновременной актуализации двух действий одного слова: река - крупный естественный водоток, протекающий по постоянному руслу, течь -ее природное назначение и естественное действие, счастлива - переносное, метафорическое значение, чувство, которое дано испытать только человеку. Поэт соединяет оба значения, создавая олицетворенный образ природы, и через это соединение раскрывает свое отношение к природным явлениям, призывая относиться к природе бережно и с любовью.

Среди природных символов, константных для поэзии К. Кулиева, наиболее частотными являются дождь, ливень, река, камень, гора. Будучи лейтмотивами, данные образы организуют поэтическое пространство многих произведений поэта, не только объединяя их в своеобразные циклы стихов, но и всякий раз вступая в новые сочетания, приобретая новаторское значение и новый индивидуальный смысл. Таким путем повторы участвуют в образовании индивидуальной символики лирического цикла. Сочетание в образе контрастных признаков - общее свойство поэзии К.Кулиева.

В большинстве случаев повторы в стихотворениях К.Кулиева -это ключевые слова, с помощью которых поэт подчеркивает основную мысль своих произведений. Анализ функционирования повторов в поэтических текстах балкарского автора, позволяет говорить о глубоком проникал в сущность родного языка, освоении его разнообразных художественных средств. Опираясь и на народные поэтические традиции, и на образцы мастеров русского поэтического слова, К. Кулиев стал поэтом вдохновенным, тонко чувствующим язык, в высокой степени обладающим чувством меры, способным координировать художественные средства для создания гармоничных образов в составе поэтических текстов, различных по тематике и жанровой природе.

Третий параграф главы «Сравнительные оппозиции как составляющая рефлективных стандартов поэта» посвящен исследованию изобразительно-выразительного средства, с помощью которого

К.Кулиев придает двоякое значение предметам и абстрактным явлениям. Такими свойствами в системе стиля автора обладает сравнение.

В данной работе представлено комплексное исследование приема сравнения: теоретический анализ фигуры сравнения проводится в неразрывной связи с функциональным изучением сравнений в художественном тексте на примере лирики К. Кулиева. В разделе анализируются стилевые и эмоционально-экспрессивные функции сравнений в поэзии К. Кулиева.

Значительную роль в творчестве балкарского поэта играют образные сравнения, отличающиеся разнообразием и оригинальностью. К. Кулиев соединяет прямые и переносные значения, тем самым не только семантически обогащая каждое слово, но и подчёркивая основную мысль своего высказывания.

Анализ сравнения в поэзии К.Кулиева позволил выявить определенную тенденцию - жизненные процессы, чувства, человеческие качества поэт сопоставляет с объектами природы. Например: Года похожи на дожди; И реки быстротечные, как детство; Слова любви - они стары, как звезды; Любовь пришла, как день весенний; Мои стихи - ручьи, они журчат; Был я и железом и огнем.

Безусловное большинство портретных сравнений в лирике К. Кулиева - сравнения, описывающие глаза. Автор уподобляет их сияние, блеск мерцанию драгоценных камней (// Синие глаза, такие синие, / Что пред ними меркнет бирюза //); в других стихотворениях глаза девушки сравниваются с глазами определённого животного (// Сказать, что смотришь ты глазами лани //) и т.п.

Интересны сопоставления разных периодов жизни, процессов, происходящих в ней, с животными: // Тянетесь вы в горе, как волы II; сравнение поэзии с птицей, с голосом матери: II Поэзия, цветок ты или птица?/Ты словно голос материнский, сладок II.

Стилистический анализ сравнений и сравнительных конструкций в поэзии К. Кулиева выявил, что поэт черпает материал для сравнений из общеупотребительной лексики, поэтому ассоциации его просты, доступны и понятны. Они обусловлены идейно-тематической направленностью его произведений. Для поэта важно найти слова, способные адекватно передать его впечатления, чувства, его отношение к изображаемому.

В четвертом параграфе «Эффект осязаемости абстрактных явлений как черта индивидуального стиля» рассматривается прием метафоры, широко представленной в стилистической системе К. Кулиева.

Метафора является одним из доминантных средств словесной образности в поэтическом стиле автора. С помощью метафор поэт придает абстрактным явлениям эффект осязаемости, что становится одной из черт его индивидуального стиля.

В поэзии К.Кулиева метафоры наиболее полно воплощают идею жизни, движения, поиска, занимая существенное место в поэтическом

стиле автора - и в плане художественно-образного варьирования, и с точки зрения функционального многообразия их реализации. Метафорические образы создают гармонию новых, потаенных смыслов: // Мои стихи-ручьи, они журчат, / Теряются в потоках на равнине. // Реке отрадно видеть над собой / снега вершин и купол голубой. // Ей нравится листвы густая сень, / и солнце радует ее, и тень. / Среди зеленых трав течет река. / Долга ее дорога, далека. // Весь день шел дождь - и глину и песок /Перемесил в одно сплошное месиво //.

Обозначенные стилистические и художественные особенности в лирике К.Кулиева рождают эффект осязаемости образа, почти физического воздействия на читателя, придают образу повышенную экспрессию; с другой стороны, расширяется и углубляется сфера переносных смыслов, что выводит поэтический текст на уровень обобщений и выводов философского и онтологического плана.

Частотность метафор в поэзии К.Кулиева обусловлена, очевидно, не только широкими возможностями ассоциативного использования образов и высоким семантическим потенциалом, а в первую очередь философской направленностью лирики поэта.

На 390 страницах стихотворных текстов выявлено более 300 употреблений метафор. Метафоры в поэзии К.Кулиева в основном индивидуально-авторские, либо общеязыковые, «оживленные» в условиях контекста и «переходящие», таким образом, в разряд авторских.

Употребление метафор в поэзии автора наблюдается не только в одном или нескольких тематических направлениях, они охватывают всю его поэзию.

Третья глава «Некоторые концепты лирики К. Кулиева и методы их актуализации» содержит два параграфа.

В первом параграфе «Метафорическое представление поэта о «течении времени»» формируется представление о сущности данного понятия в поэтическом творчестве К. Кулиева.

Продолжением и развитием (и в то же время истоком) размышлений о жизни является метафорическое представление К. Кулиева о «течении времени».

Время - одна из концептуальных величин в мировосприятии и поэзии К. Кулиева. Ощущение, понимание времени, отливающегося в образы вечно движущегося, меняющегося потока, предстает в его стихах с необычайной силой реальности, яркостью визуальных представлений, в почти осязаемой плоти: // И за холмы ушли. К чему им быстрота? / Но время - как река, они одной породы! //Но песня и мужество не позабыты / Бессмертны, как море, и вечны, как травы. // О время! Я вкушай твои плоды, /Нои вином меня поило горе. // О вечер мой, я знал, что ты придешь, / Что ты не опоздаешь, будешь точен, / Что ты мой мир закроешь тьмою сплошь, / Что ты приблизишь ночь - посланец ночи! //.

15

Исследование поэтического стиля К. Кулиева спровоцировало наш научный интерес к одной из наиболее употребительных поэтом образно-тематических групп, относящейся к «водной стихии». В данном разделе мы рассматриваем особенности употребления изобразительно-выразительных средств при создании «водных образов» в поэзии К. Кулиева, определяем приемы актуализации образных значений, выявляем ключевые смыслы, аккумулирующие основные ценности мировоззрения автора.

На образах «водной стихии» мы останавливаемся не случайно, наш выбор обусловлен масштабностью употребления их поэтом. Органичность этих образов в стихах балкарского поэта, возможно, является следствием того, что основные из типичных смыслов, передаваемых образами воды, родственны духовным, концептуальным приоритетам К. Кулиева - человека и поэта.

Частое употребление и многообразие слов семантического поля вода дает нам основание установить, что в картине мира К. Кулиева вода предстает в разных ипостасях, демонстрируя максимальное семантическое разнообразие. Идейно-смысловая наполненность «водных образов» в лирике поэта имеет широкий этико-философский диапазон. Вода и ассоциативно-образное поле, связанное с этим понятием, отражает ряд доминантных идей автора, среди которых константной является идея бытия, существования, наделенного духовным смыслом. Но часто образы «водной стихии» приобретают неожиданную смысловую нагрузку в контексте отдельных произведений.

Вода может передавать следующий семантический и идейно-смысловой комплекс:

• философские идеи: вода - жизнь, вода - время, вода - судьба;

• человеческие ощущения: вода - печаль, тоска, скорбь; вода -радость, счастье, восторг; вода - благо; вода (в данном случае цвет воды имеет значение) — горе; вода - одиночество; «водные образы» широко представлены также в любовной лирике;

• идеи пространственно-временной ориентации в мире: вода -постоянная смена событий; вода - вечность; вода — разные времена и периоды жизни.

При создании образов «водной стихии» был задействован весь арсенал изобразительно-выразительных средств, характерных для поэзии К. Кулиева. Использование приемов повтора, сравнения и метафоры позволило автору создать яркие «водные образы», проявить индивидуальный стиль.

В стихотворениях К. Кулиева часто встречается сочетание сразу нескольких художественно-стилевых средств в одном стихотворении. В процессе исследования мы выявили преобладание метафор в стихотворениях, посвященных данным образам.

Во втором параграфе «Тстос «Родина» в поэзии К.Кулиева» рассматривается одна из ключевых тем в творчестве поэта и осуществляется анализ художественных приемов создания данного топоса.

На сегодняшний день существует множество работ, посвященных теме родного края, но их целевая установка отличается от нашей. В данной работе рассматриваются индивидуальные особенности поэтического стиля К. Кулиева, которые формируются, на наш взгляд, из совокупности стилевых и мировоззренческих моментов.

Произведения, посвященные теме родного дома, наиболее ярко отражают жизненные и моральные принципы поэта и обладают повышенной эмоциональностью и выразительностью, обусловленными особенностями употребления поэтом различных стилевых приемов и изобразительно-выразительных средств. Цель главы ~ выявить и проанализировать художественные средства создания образа Родины в творчестве К. Кулиева.

Менталитет каждой нации обусловлен в значительной степени картиной мира, в которой репрезентировано ее мировидение и миропонимание. На ее формирование влияют язык, традиции, природа и ландшафт, воспитание, обучение и другие социальные факторы.

В период 1944-1957 гг. (время высылки и проживания на чужбине) в творчестве К. Кулиева происходят изменения художественно-стилевых приемов и тематики поэзии, использование изобразительно-выразительных средств становится еще более насыщенным, так они применяются поэтом для передачи и усиления идейно-смыслового и эмоционального аспектов произведений.

На примерах проанализированных стихотворений мы видим широкое использование К. Кулиевым различных стилевых приемов. Они являются важными составляющими при создании ключевых образов стихотворений поэта, несущими смысловую и эмоциональную нагрузку: Видел я много не виданных вами Стран и народов, неведомых вам, Но, возвратись, припадал я губами К отчим камням, К отчим камням!

В данном случае автор использует повторы. Большинство повторяющихся слов являются ключевыми словами в стихотворении.

В процессе создания поэтом образов дома, родного края, при повторе прямое значение слова может сменяться переносным, которое впоследствии наделяется индивидуальным символическим смыслом. Иначе говоря, семантические отношения между повторяющимися словами соответствуют динамике смысла, участвуют в реализации смыслового движения текста.

Такой художественный прием, как сравнение, также часто используется поэтом. Сравнения в подобных стихотворениях чаще метафорические и служат для более четкого выражения авторской мысли.

Поэзию К. Кулиева отличает повышенная метафоричность, иногда целое стихотворение может быть построено на метафорах.

Использование К. Кулиевым метафор при создании образов дома, родного края является доминирующим. Метафорические образы в поэзии К. Кулиева о родной земле и доме создают особое настроение грусти и печали, тоски, через эти образы автор передает свои переживания и размышления о жизни, мироздании, о человеке и мире. Метафоры наиболее полно воплощают идею жизни, движения, поиска. Философская направленность подобных стихотворений определила частотность метафорических образов в произведениях балкарского поэта.

К. Кулиев с помощью метафор описывает свое душевное состояние, и своеобразие их использования заключается в сочетании и сопоставлении разных по тематике и семантике явлений и предметов, что создает неповторимые образы, через которые автор реализует основную идею произведения.

Таким образом, метафоризация в поэзии К.Кулиева служит для того, чтобы наиболее ярко и образно показать и подчеркнуть мировосприятие и гуманное отношение поэта ко всему живому на земле.

В заключении диссертации изложены основные результаты и выводы, общие итоги исследования доминантных компонентов индивидуального стиля К. Кулиева, представленных приёмами повтора, сравнения, метафоры, а также определяется дальнейшая перспектива работы.

Исследование доминантных компонентов поэтического стиля К.Кулиева проводилось с опорой на понятия «образ» и «концепт», которые, в нашем понимании, в своем текстуальном воплощении являются главными конструкционными элементами, необходимыми для создания лирического произведения.

В диссертации выявлены доминирующие изобразительно-выразительные художественные средства и определена их роль при создании ключевых тем и образов в поэзии К. Кулиева.

Рассмотрев такие традиционные поэтические фигуры, как повтор, метафора, сравнение, мы пришли к выводу, что их роль в образно-речевой художественной системе поэзии К. Кулиева особенно велика, поскольку они связаны с его личностным миропониманием и играют важную роль в формировании его философской и творческой позиции.

Изобразительно-выразительные средства в системе стиля К. Кулиева - это способ передачи авторского видения, восприятия и интеллектуально-эмоционального осмысления окружающего мира.

Гениальный балкарский поэт, разрешая задачи времени, создавая непревзойденные по художественному совершенству произведения различных жанров, внес существенный вклад в развитие карачаево-балкарской литературы и в образный фонд российской многонациональной поэзии.

В библиографию включена художественная, научная и критическая литература по исследуемой теме, способствовавшая формированию и решению научной концепции нашего диссертационного исследования.

Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях:

I.

1. Керимова Р.А. Доминантные компоненты индивидуального стиля поэзии К. Кулиева. - LAMBERT Academic Publishing, Саар-брюккен, Германия, 2011. - 9 п.л.

II.

Ведущие рецензируемые научные журналы, рекомендованные ВАК:

2. Керимова Р.А. Выразительные и модально-оценочные функции предметных типов обращений в поэзии К. Кулиева // Научный журнал «Культурная жизнь Юга России». - Краснодар, 2009. - №4 (33) - 0,3 п.л.

3. Керимова Р.А. Повтор как один из важных поэтических приемов в лирике К. Кулиева // Научный журнал «Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН». - Нальчик, 2010. -№3 (35). -0,6 пл.

4. Керимова Р.А. Образы «водной стихии» в поэтическом языке К. Кулиева // Научный журнал «Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН». - Нальчик, 2010. -№ 6 (37), И ч. -0,6 п.л.

5. Керимова Р.А. К. Кулиев в контексте национальной поэтической традиции // Научный журнал «Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН». - Нальчик, 2011. -№5 (42). - 0,6 п.л.

III.

6. Керимова Р.А. Некоторые типы преобразований концепта образа женщины в поэзии К.Кулиева // Материалы X конференции молодых ученых. - Нальчик, 2009. - 0,3 п.л.

7. Керимова Р.А. О некоторых особенностях поэтического языка К. Кулиева // «Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН». - Нальчик, 2009, № 3 (29). - 0,4 п.л.

8. Керимова Р.А Некоторые типы обращений в поэзии К. Кулиева // «Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН» - Нальчик, 2009, №5 (31).-0,5 п.л.

9. Керимова Р.А. Создание эффекта осязаемости абстрактных явлений с помощью метафор - как проявление одной из особенностей языковой личности К. Кулиева // V Международная научно-практическая конференция «Наука и современность-2010». - Новосибирск, 2010. - 0,4 пл.

Ю.Керимова Р.А. Роль изобразительно-выразительных средств при создании ключевых образов в поэзии К. Кулиева // Материалы

19

международной научной конференции «Современная филология: теория и практика». - М., 0,4 п.л.

П.Керимова P.A. Метафорическое представление К. Кулиева о «течении времени» // Научный и общественно-политический журнал «Вестник Владикавказского научного центра РАН». - Владикавказ, 2011. Т. 11, №1.-0,4 п.л.

Сдано в набор 31.10.2011г. Подписано в печать 8.11.2011г. Гарнитура Тайме. Печать трафаретная. Формат 60x84 '/16. Бумага писчая. Усл. п.л. 1,0. Тираж 100.

Типография ФГОУ ВПО «Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им. В.М. Кокова»

360030, г. Нальчик, ул. Тарчокова, 1а

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Керимова, Раузат Абдуллаховна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Специфика лирического переживания в новописьменных литературах Северного Кавказа.

1.1 К.Кулиев в контексте национальной поэтической традиции.

ГЛАВА II. Детерминанты индивидуального образного мышления К.Кулиева.

2.1. Особенности изобразительно-выразительных средств и индивидуальный стиль автора.

2.2. Повтор, его особенности и функции в произведениях К.Кулиева.

2.3. Сравнительные оппозиции как составляющая рефлективных стандартов поэта.

2.4. Эффект осязаемости абстрактных явлений как черта индивидуального стиля.

ГЛАВА III. Некоторые аспекты изучения художественной концепции лирики К. Кулиева и методы их актуализации.

3.1. Метафорическое представление поэта о «Течении времени».

3.2. Топос «Родина» в поэзии К.Кулиева.

 

Введение диссертации2011 год, автореферат по филологии, Керимова, Раузат Абдуллаховна

Изучение индивидуальных особенностей поэтического стиля писателя на сегодняшний день является весьма актуальной и интересной тематикой. Но данная проблематика мало затронута учеными-литературоведами в отношении писателей Северного Кавказа. Тем не менее, для нас стало необычайно интересным рассмотреть особенности, характеризующие глубинную сущность художественной личности писателя-творца. Насыщенность разнообразными приемами и присущая яркость поэтического творчества К. Кулиева, определило тематику нашего выбора в данном направлении.

Актуальность темы исследования. Творчество К.Ш. Кулиева неоднократно становилось предметом глубоких научных изысканий и критических анализов. Художественное наследие великого балкарского писателя и поэта изучалось с разных позиций, в работах рассматривались вопросы жанровой парадигмы, генезиса и эволюции поэзии и прозы К.Кулиева, выявлялся основной комплекс тем и мотивов и т.д. Однако и сегодня творчество писателя вызывает читательский и научный интерес, провоцирует новые исследования с учетом достижений современного литературоведения.

Несмотря на многочисленные работы, посвященные творчеству К.Кулиева, до сих пор остаются без должного внимания некоторые аспекты данного художественного феномена. Одним из вопросов, требующих адекватного исследования, остается вопрос индивидуального стиля балкарского писателя. Данное диссертационное исследование, направленное на выявление особенностей и динамики развития образно-эстетической системы К. Кулиева, его уникального авторского почерка, отчасти заполняет образовавшуюся нишу, представляя собой реализацию одного из возможных аспектов изучения индивидуального стиля поэта на современном этапе развития национального литературоведения.

Диссертационная работа отличается особым методологическим подходом к исследованию творчества К. Кулиева. Описание компонентов индивидуального стиля автора выполняется с применением современных литературоведческих методов исследования, когда осуществляется переход от изучения отдельных образных и концептуальных элементов к анализу природы художественной организации поэтического текста, рассматриваемого на различных уровнях художественной рефлексии.

Актуальность работы определяется особой значимостью в современной литературоведческой науке тех исследований, в которых создаётся единое поле для изучения поэтики художественного стиля национальной литературы. Такая многоаспектность изучения избранного материала способствует наиболее полному раскрытию, как оригинальности поэтического текста, так и стилевых компонентов образности. Данный подход к изучению приёмов сравнения, метафоры и повтора обусловливает значимость избранной темы.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в ней впервые выделяются наиболее значимые образные и концептуальные единицы в лирических произведениях К. Кулиева, определяется их контекстуальная значимость, исследуются доминантные компоненты индивидуального стиля поэта - сравнение, метафора, повтор. В работе также осуществляется классификация и обобщение данных приёмов, выявляется роль обозначенных компонентов в создании ключевых образов. Мы ориентируемся на современные методы литературоведческого анализа художественного произведения для обоснования доминантных составляющих стиля поэта.

В работе предпринята попытка детализированного исследования таких средств словесной образности, как сравнение, метафора, повтор, и обоснования их принципиальной значимости в индивидуально-образной системе стиля К. Кулиева.

Цель исследования — на материале стихотворных текстов К. Кулиева выявить и описать доминантные художественно-изобразительные средства его поэзии - сравнение, метафору и повтор, а также определить их роль в создании ключевых образов в лирике балкарского поэта.

Данная цель определила постановку и решение ряда конкретных задач:

• теоретически обосновать проблему творческой индивидуальности, определить ее связь с национальным своеобразием, выявить особенности поэтического стиля и образного инструментария К.Кулиева;

• определить функции сравнения, метафоры и повтора в создании ключевых образов как важных организующих компонентов структуры художественного текста К.Кулиева;

• выделить ключевые образы, в которых обнаруживаются ведущие художественные приёмы сравнения, метафоры и повтора в лирике К. Кулиева; *

• исследовать приём повтора на разных рефлективных уровнях, представить позиционную характеристику повтора;

• проанализировать функции приема сравнения в контексте стихотворений К. Кулиева, определить композиционную роль сравнения как особого средства интеграции образного пространства поэтического текста;

• исследовать функционирование метафор в поэзии К. Кулиева, выявить разнообразие стилевой реализации в системе художественного и мировоззренческого видения поэта.

Объектом исследования является поэзия К.Ш. Кулиева, рассматриваемая в аспекте поставленной проблемы, с которой связаны и вопросы национального своеобразия поэта, специфики его художественного мышления и поэтического стиля.

Материалом для исследования послужили лирические произведения К.Кулиева разных лет, в которых наиболее ярко прослеживаются индивидуальные особенности поэтического стиля балкарского писателя.

Степень научной разработанности темы. К. Кулиев считается одним из самых исследованных северокавказских авторов. Работ, посвященных наследию балкарского поэта, достаточно много: монографии, методические разработки, учебные пособия для студентов и преподавателей, критические статьи, изданные при жизни и после смерти поэта.

В 1940-е годы появились первые отзывы о творчестве К. Кулиева таких видных литературных деятелей, как Д. Кедрин, Б. Пастернак, М.Фадеев и др.

В 1970-е годы вышли в свет статьи и очерки А.И. Алиевой, Т.Ш. Биттировой, Р.Г. Гамзатова, Х.Х. Малкондуева, A.M. Теппеева, З.Х. Толгурова, Ф.А. Урусбиевой и других литературоведов. В эти же годы был опубликован ряд монографических исследований, среди которых наиболее значительными стали труды Ст. Рассадина «Кайсын Кулиев» (М., 1974), Байрамуковой «Кайсын Кулиев. Очерк творчества» (М., 1975), Т.Е. Эфендиевой «Поэзия жизни. Очерк творчества» (Нальчик, 1977).

В 1980-90-х годах появляются книги, монографии, научные работы С.К. Башиевой «В оригинале и переводе. Литературно-критические статьи» (Нальчик, 1990); В.В. Дементьева «Кайсын Кулиев: Размышления о жизни и творчестве» (Нальчик, 1987); Ж.К. Кулиевой «Остаться в памяти людской. К 70-летию К. Кулиева» (Нальчик, 1987) и «Я жил на этой земле. К 70-летию К. Кулиева» (Нальчик, 1992); A.M. Теппеева «Кайсын Кулиев: Методическое пособие в помощь учителям» (на балкарском языке) (Нальчик, 1995), а также статьи и очерки З.Х. Толгурова в книгах «Движение балкарской поэзии» (Нальчик, 1984) и «В контексте духовной общности. Проблемы развития литератур Северного Кавказа» (Нальчик, 1991).

В 2000-е годы было продолжено исследование творчества К.Кулиева. В эти годы опубликованы книги С.С. Гуртуева «Кайсын, каким я его знал. Статьи о жизни и творчестве» (Нальчик, 2002), Э. Кулиевой «Мой гений, мой ангел, мой друг. Воспоминания. Письма. Дневники» (Нальчик, 2002). Особо следует отметить монографию З.А. Кучуковой «Онтологический метакод как ядро этнопоэтики: карачаево-балкарская ментальность в зеркале поэзии» (Нальчик, 2005). Данное исследование оказало серьезное влияние на научную концепцию нашей работы, на него мы ориентировались при определении ключевых моментов национально-эстетического самовыражения К. Кулиева.

Между тем, величина таланта балкарского поэта, сопрягаясь с динамикой литературоведческой мысли, на каждом новом этапе развития национальной поэзии и литературоведения актуализирует исследовательский интерес к феномену творчества К. Кулиева. В пашем диссертационном исследовании, основанном на новых методиках литературоведческого анализа художественного текста, впервые примененных к поэзии К. Кулиева, акцент сделан на понятие доминанта в поэтическом стиле балкарского писателя.

Но сама проблематика, лежащая в основе исследования (в частности вопрос о доминантных компонентах индивидуального стиля К. Кулиева) позволяет выйти за рамки сугубо северокавказской специфики изучения творческого наследия балкарского поэта и обратиться к работам всемирно известных ученых- филологов, труды которых посвящены общей теории образа, где также рассматриваются современные методы изучения индивидуального стиля автора и осуществляется анализ художественных приемов в структуре произведений. Наиболее фундаментальные труды в данной области принадлежат: С.С Аверинцеву, М. М. Бахтину, В.В. Виноградову, В. М. Жирмунскому, Г. Д. Гачеву, Д.С. Лихачеву, Ю. М. Лотману, М. М. Гиршману, А. В. Михайлову, Г.И. Поспелову, М. Б. Храпченко.

Очень подробно освещена данная проблема в одной из глав книги М.Б. Храпченко «Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы». Ученым были сделаны предположения, касающиеся самого существа творческой индивидуальности: по его мнению, к ним относилось индивидуальное видение мира. В своих статьях М.Б. Храпченко придерживался точки зрения И:С Тургенева, для которого было важным выявить в авторе что-то свое, индивидуальное, а также отметить его оригинальность в способе мышления, в убеждениях и, конечно; в стиле.

Основные положения, выносимые на защиту.

• Изобразительно-выразительные средства как важные стилевые приемы, свойственные творчеству поэта, являются: способом проявления индивидуальности и своеобразия авторского мировидения.

Доминантными компонентами в индивидуальном стиле К. Кулиева являются , сравнение, метафора и повтор,, участвующие в построении его; художественной системы.

• Метафоры для К. Кулиева- являются неисчерпаемым; источником для передачи практически неограниченного круга смыслов во всех сферах"материальной и духовной жизни человека. . Поэт новаторски^ подходит к использованию метафорических образов, они отличаются оригинальностью, выразительностью и эмоциональной наполненностью;

• Повторы в'текстах К. Кулиева - это образно-композиционный? приём, направленный; на эмоциональное выделение фрагментов авторской; мысли, формирующий поэтический строй художественного текста. Кроме того, повторы имеют уровневую структуру: повторяться могут элементы разной^ степени организации* - от отдельного слова до фразы и целой строфы.

• • В- произведениях К. Кулиева в основу сравнений ложатся абстрактные понятия, так как они для поэта являются, прежде всего.; средством раскрытия чувств, состояний, мыслей. С помощью сравнений, поэт стремится сочетать в своих стихах контрастные в смысловом и стилевом отношении речевые средства (абстрактные понятия сравниваются с конкретными вещами, предметы часто сопоставляются с отвлеченными понятиями).

В поэтическом стиле К. Кулиева преобладают сравнения, в которых одушевленные и неодушевленные объекты - поэт сопоставляет с природными явлениями. В основе значительного количества сравнений лежит не внешнее (визуальное) сходство, а психологическое, заложенное в самой сути сравниваемых объектов. Сравниваются чаще разнородные предметы и явления, также характерны развёрнутые сопоставления с чёткой смысловой основой сравнения.

Реализация поставленных в исследовании задач позволяет рассмотреть особенности индивидуальной поэтики произведений К.Кулиева комплексно.

Теоретическая значимость диссертации заключается в представлении картины функционирования изобразительно-выразительных средств - метафоры, повтора и сравнения — в стихотворных текстах конкретного автора, в выявлении содержательной стороны указанных приёмов, в раскрытии их значимости в формировании индивидуального стиля поэта, в определении их роли в создании ключевых образов поэзии К. Кулиева. Выполненный нами анализ приёмов сравнения, метафоры и повтора в лирических произведениях К. Кулиева позволяет обосновать доминантную роль этих средств выразительности в индивидуальном стиле поэта и важность их применения при создании ключевых образов.

В диссертации предпринята попытка открытия новых граней в анализе поэтических особенностей творчества К. Кулиева. Исследование содержит ряд теоретических положений, которые позволяют с новой точки зрения увидеть и понять индивидуальные особенности поэзии К. Кулиева.

Методологической основой явились теоретические положения, рассмотренные в работах, посвящённых общей теории образа, где также предлагаются различные современные методы изучения индивидуального стиля автора и анализа художественных приемов в структуре произведений: С.С Аверинцева, Ю.Я. Барабаша, М.М. Бахтина, В.А. Бигуаа, В.В. Виноградова, В.М. Жирмунского, Г.Д. Гачева, Ю.М. Лотмана, К.К. Султанова, М.Б. Храпченко.

Также в ходе диссертационного исследования мы руководствовались трудами северокавказских ученых-литературоведов, теоретиков и критиков: Х.И. Бакова, H.H. Байрамуковой, С.К. Башиевой, A.M. Гутова, A.M. Казиевой, А.И. Караевой, Ж.К. Кулиевой, З.А. Кучуковой, А.Х. Мусукаевой, С.Б. Рассадина, З.Х. Толгурова, Ю.М. Тхагазитова, Ф.А. Урусбиевой, Т.Е. Эфендиевой.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при изучении индивидуального поэтического стиля К.Кулиева, анализе художественного текста, при разработке курса «История балкарской литературы», а также ряда спецкурсов по творчеству К.Кулиева.

Кроме того, предлагаемое диссертационное исследование может способствовать дальнейшему изучению феномена балкарской национальной литературы и конкретно поэзии К. Кулиева.

Основным методом исследования стал метод функционально-стилевого анализа, целью которого является описание закономерностей функционирования поэтических форм для создания образной системности стиля и его разновидностей (текстов).

В диссертации также использован метод художественного анализа, выявляющий структурные особенности текста, связанные с образно-концептуальными основами конкретной культурной сферы, (на материале поэзии К. Кулиева) который раскрывает дополнительные философские грани произведений балкарского поэта.

Структура работы определена объектом исследования, целью и задачами диссертационной работы. Она состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Эволюция индивидуального стиля поэзии К. Кулиева"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При исследовании индивидуального стиля автора очень важным этапом является рассмотрение изобразительно-выразительных средств, выделение ключевых образов и выявление доминирующих приемов в его произведениях. В данной работе исследовалась образно-концептуальная и семантическая организация поэтических текстов К. Кулиева и функционирование в них разных типов повторов, сравнений и метафор.

Устойчивые стереотипы лирического переживания, выражающиеся в определенном наборе образно-концептуального инструментария, предпочитаемого автором, в значительной, если не решающей мере, задают характеристики его индивидуального стиля. Поэтому проблема изучения уникальной личностной манеры писателя, его художественной интерпретации окружающего мира, во многом сводится к задаче выделения в типологическом аспекте текстуальных, внетекстуальных, образных и концептуальных смысловых полей, которые в совокупности организуют замкнутую систему зависимостей, порождающих авторскую модель мира.

Исследование доминантных компонентов поэтического стиля К.Кулиева проводилось с опорой на понятия «образ» и «концепт», которые, в нашем понимании, в своем текстуальном воплощении являются главными конструкционными элементами, необходимыми для создания лирического произведения.

Рассмотрев такие традиционные поэтические фигуры, как повтор, метафора, сравнение, мы пришли к выводу, что их роль в образно-речевой художественной системе поэзии К. Кулиева особенно велика, поскольку они связаны с его личностным миропониманием и играют важную роль в формировании его философской и творческой позиции.

Изобразительно-выразительные средства в системе стиля К. Кулиева - это способ передачи авторского видения, восприятия и интеллектуально-эмоционального осмысления окружающего мира.

В поэзии К. Кулиева повтор, сравнение и метафора выступают в роли ядерных экспрессивно-смысловых единиц, которые формируют микрополя и тем самым очень важны при составлении разных образов. Насыщенность и концентрация в одном микротексте одновременно сравнений, повторов, метафор, их чередование и другие функции направлены на решение определенных авторских задач, текстуальная реализация которых и актуализирует особенности функционирования изобразительно-выразительных средств в произведениях великого балкарского поэта. Изучение изобразительно-выразительных средств (метафор, сравнений, повторов) в лирике К.Кулиева помогло нам максимально приблизиться к мировосприятию поэта, выявить более предпочитаемую поэтом тропику и определить доминирующие художественные приемы в его поэзии.

Важную роль в поэзии К. Кулиева играют образные сравнения, с помощью которых поэт создает двойственное видение мира, его образы отличаются разнообразием и оригинальностью, свежестью и колоритом. Сравнения в поэзии автора обусловлены идейно-тематической направленностью его произведений. Главная задача поэта — это выбор объектов сопоставления, способных передать его впечатления, чувства, показать отношение к окружающему миру. В процессе изучения данного приема в поэзии К.Кулиева выявлены следующие индивидуальные особенности их употребления: жизненные процессы, чувства, человеческие качества поэт сопоставляет с объектами природы. Индивидуальность данных сравнений заключается в выборе поэтом неожиданных сопоставлений. Например, «водные образы» поэт сравнивает с абстрактными явлениями и с человеческими чувствами и ощущениями. Описанию внешности человека посвящено значительное количество стихотворений. Данные стихотворения в основном имеют эстетическую направленность. Среди них, несомненно, преобладают сравнения, описывающие глаза. Много разных параллелей приводит поэт при описании женских глаз. Наиболее часто поэт их сравнивает с разными драгоценными камнями. Несмотря на то, что данное уподобление имеет весьма давнюю традицию, новационность этих образов заключается в сопоставлении объектов не по признаку, а по действию. Также к неожиданным, оригинальным сравнениям можно отнести сопоставление неосязаемых явлений с живыми и реальными предметами, например, разных периодов жизни, процессов происходящих в ней с животными, интересно также сравнение поэзии с птицей, с голосом матери.

Исследуя следующий троп, охотно применявшийся К. Кулиевым -метафору, мы пришли к выводу, что она, в силу своей изначальной гносеологической динамичности наиболее полно воплощает идею жизни, движения, поиска и тем самым, занимает весьма существенное место в индивидуальном стиле поэта, как в плане разнообразия образно-концептуальных деклараций, так и с точки зрения оригинальности и новизны самого хода лирического переживания.

Обозначенные стилистические и художественные особенности в лирике К.Кулиева рождают эффект осязаемости образа, почти физического воздействия на читателя, придают образу повышенную экспрессию; с другой стороны, расширяется и углубляется сфера переносных смыслов, что выводит поэтический текст на уровень обобщений и выводов философского и онтологического плана. Большое значение в системе поэтических метафор автора, на наш взгляд, имеет частота состава существительных, прилагательных и глаголов, входящих в ее состав.

Результатом особой индивидуализации метафоры является существенное расширение круга денотатов. Совокупность этих денотатов в стихотворных текстах К. Кулиева охватывает разнообразные сферы природных явлений, а также материальной и духовной жизни человека.

При употреблении метафоры ярко проявляется одна из главных черт поэтического творчества К. Кулиева — сочетать одновременно актуализацию прямого и переносного значения, вследствие чего возникают новые авторские метафоры. Метафорические образы создают гармонию новых, потаенных смыслов: // Мои стихи — ручьи, они журчат, /Теряются в потоках на равнине. //Реке отрадно видеть над собой /снега вершин и купол голубой. // Ей нравится листвы густая сень, / и солнце радует ее, и тень. / Среди зеленых трав течет река. / Долга ее дорога, далека. // Весь день шел дождь — и глину и песок / перемесил в одно сплошное месиво //.

Использование метафоры в произведениях К. Кулиева наблюдается не только в одной или нескольких тематических направлениях, они охватывают всю его поэзию и являются одним из доминирующих приемов, задающих рисунок его поэтического мышления. Метафоры у К. Кулиева часто выступают как синонимы к символичному выражению значения, вводят одну и ту же идею, соответствующую традициям, ориентированную на балкарскую культуру. Обращаясь к образным метафорам, поэт стремится стереть границу между метафорой и символом. Следовательно, можно говорить о сложном, преимущественно образно-метафорическом и символическом характере индивидуального стиля балкарского поэта.

В процессе изучения метафоры в поэзии К. Кулиева мы выделили очень интересное, на наш взгляд, тематическое направление, которое является продолжением и развитием (и в то же время истоком) размышлений о жизни - хроно-метафорические представления К. Кулиева о «течении времени». Время — одна из концептуальных величин в мировосприятии и поэзии К. Кулиева. Ощущение, понимание времени, отливающегося в образы вечно движущегося, меняющегося потока, предстает в его стихах с необычайной силой реальности, яркостью визуальных представлений, в почти осязаемой плоти. Образ «времени» в поэзии К. Кулиева имеет образно-логическую природу. Анализ проводился с позиций номинативного, ассоциативно-образного и текстового измерений ассоциативно-семантического поля, который направлен на выявление семантических подполей (смысловых зон) образа «времени».

Следующее средство художественной выразительности, привлёкшее наше внимание, - послание, диалог. В нашем исследовании мы выявили множество типов посланий в поэзии К. Кулиева: одиночные послания, послания-словосочетания и апеллятивные высказывания, используемые поэтом в различных фрагментах стихотворного текста.

В поэзии К. Кулиева существуют послания - обращения к лицам и не к лицам. Среди них помимо именования самого адресата, можно выделить некоторые наиболее типичные для лирики послания: метафорические;

• послания-характеристики; описательные послания, иногда включающие высказывания или фрагменты высказываний.

Исследовав послания в поэзии К. Кулиева, мы пришли к выводу, что основная их роль - уточнение и формализация дихотомии экстра - и интровертности лирического переживания. В качестве безусловных операторов экстравертности, послания в произведениях К.Кулиева выявили следующие функции: функцию адресации (в основном в поэтические послания);

• псевдоапеллятивную (в структуре стихотворного текста послания выполняют функцию, отражающую условность, поскольку художественная функция превращает его в средство художественного приёма, служащее диалогизации поэтического текста).

Произведения К. Кулиева в большинстве случаев характеризуются высокой частотностью употребления посланий - регулятивов. Много посланий-регулятивов среди стихотворений балкарского поэта, адресованных друзьям, в этих случаях оно не имеет иного текстуального значения, кроме регулятивного - выражения отношения автора к адресату.

Послания в поэзии К. Кулиева могут выполнять концептообразующую функцию благодаря фокусированию значения концепта в высказывании. Особенно наглядно это можно проследить на примере обращения поэта к таким образам и символам как: «гора», «река», «поток» и др., занимающим особое место в его поэтической картине мира и относящимся как к этнокультурным константам, так и к индивидуальным авторским представлениям. Обзор функций посланий в поэзии К.Кулиева не может быть полным без рассмотрения всей группы, которые в стихотворениях выполняют дополнительную художественную нагрузку.

Исходя из проведенного анализа, мы выделили следующие функции посланий-экстравертов в поэзии К. Кулиева:

• изобразительная - выражается через номинацию образов в стихотворениях;

• выразительная - реализуется через индивидуальные эстетические образы;

• этическая - проявляется через выражение нравственной позиции автора и его героев;

• функция стилизации - придания особого, часто исторического или национального колорита поэтическому тексту.

Нами был проведен следующий анализ использования посланий в поэтических текстах К. Кулиева:

• применение посланий в стихотворных текстах автора в составе изобразительно-выразительного ряда и в сфере концептуальных особенностей; описание функции посланий как оператора экстравертности в произведениях К. Кулиева.

Следующий художественный прием рассмотренный нами - повтор. Частое использование его придает стихотворениям балкарского поэта живописность, плавность, напевность также способствует замедлению развития действия. Таким образом, повторяемость - это одна из ведущих текстовых категорий в поэзии автора, участвующий в структурно-смысловой организации текста, в создании экспрессивности, в привлечении внимания читателя к важным в смысловом отношении описаниям. Также повтор в поэтических текстах К.Кулиева передает дополнительную информацию эмоциональности, экспрессивности, стилизации и, кроме того, часто является связующим средством между предложениями. В стихотворных текстах К. Кулиева повторяются как отдельные слова, так и сочетания слов. Многие из его поэтических текстов чрезвычайно насыщены повторами. Так, по нашим подсчетам, в одном стихотворении поэт может использовать до 7 повторов. В поэтических текстах балкарского писателя весьма часто используется композиционный повтор, где анафора организует поэтическое предложение в единое целое и создаёт различные формы параллелизмов. При этом одной из особенностей подобного употребления повтора является то, что в различных частях образуемых параллелизмов значение, точнее смысловое и эмоциональное содержание повтора, часто меняется. Иначе говоря, семантические отношения между повторяющимися словами соответствуют динамике смысла, участвуют в реализации смыслового движения текста.

Принимая во внимание особенности повтора как экспрессивного и гармонизирующего средства, целесообразно рассматривать его в качестве одного из основных элементов индивидуального стиля балкарского поэта. Во-первых, высокая частотность употребления повтора в поэтических текстах К.Кулиева указывает на неслучайный выбор нами этого стилевого приёма. Во-вторых, автор не ограничивается каким-то определённым видом повтора: в его поэтических произведениях используется большое количество разных видов этого художественного приема. Наконец, повтор в поэзии К.Кулиева многофункционален, а значит, направлен на решение авторских задач, касающихся и плана содержания, и плана выражения идеи поэтического произведения. Таким образом, все виды повтора как экспрессивного и гармонизирующего средства призваны обеспечивать структурную и смысловую законченность поэтических произведений К.Кулиева.

Следующим важнейшим этапом в исследовании индивидуального стиля балкарского писателя явилось рассмотрение и выделение ключевых тем в его поэзии, а также выявление роли изобразительно-выразительных средств в их создании. Не претендуя на полноту охвата всего тематического многообразия поэзии К. Кулиева, мы ограничились анализом индивидуальных представлений образов «водной стихии» и топоса «Родина».

В создании образов «водной стихии» оригинальное использование изобразительно-выразительных средств является проявлением индивидуальных качеств поэта. Данные образы в поэзии К. Кулиева насыщены повторами, сравнениями, посланиями и метафорами.

Также поэт часто сочетает сразу несколько стилистических приемов в одном стихотворении. В создании топоса родного края мы выявили преобладание метафоры. Анализ принципов образного представления данного топоса определил константный характер динамического текстуального осмысления, свойственного повтору в произведениях К.Кулиева. В процессе создания поэтом образов дома, родного края, при повторе прямое значение слова может сменяться переносным, которое впоследствии наделяется индивидуальным символическим смыслом. Иначе говоря, семантические отношения между повторяющимися словами соответствуют динамике смысла, участвуют в реализации смыслового движения текста.

Мобильность образного мышления К. Кулиева, понимаемая нами в качестве одной из важнейших характеристик его индивидуального стиля, обуславливает и особое место образов «водной стихии», в общем объеме его поэтических представлений. Частое употребление и многообразие слов семантического поля вода дает нам основание установить, что в картине мира К. Кулиева вода предстает в разных ипостасях, демонстрируя максимальное разнообразие художественного осмысления воды.

Ассоциативно-семантическое поле «водных образов» отражает ряд идей автора - общих, доминантных и частных - определяемых и неотчетливых. Общей важнейшей идеей в образах «водной стихии» является идея бытия, существования, наделенного духовным смыслом.

Доминирующие в системе стиля автора идеи и смыслы разнообразны:

• философские идеи: вода — жизнь, вода — время, вода — судьба;

• человеческие ощущения: вода — печаль, тоска, скорбь; вода — радость, счастье, восторг; вода — благо; вода (в данном случае цвет воды имеет значение) - горе; вода — одиночество; вода также используется в любовной лирике;

• идеи пространственно-временной ориентации в мире: вода -постоянная смена событий; вода — вечность; вода - разные времена и периоды жизни.

Исследовав ассоциативно-семантические поля «водных образов», мы можем утверждать, что картина мира К. Кулиева имеет водное начало, то есть она изначально в ассоциативном и концептуальном аспектах формируется из этой тематической группы.

Образы «водной стихии» в поэзии балкарского писателя актуализированы в тексте в разнообразных тропических формах — сравнениях, метафорах, символах, повторах, что позволяет нам говорить об устойчивых для поэта смыслах и генеральных направлениях его эстетической рефлексии.

Доминантными способами актуализации образов «водной стихии» в индивидуальном стиле К. Кулиева являются метафорическое и символическое: передача образов через символическое изображение водных тем;

• употребление данных образов в новых неожиданных интерпретациях, придание им новых смыслов;

• важные образы, с помощью которых поэт передает свои чувства, ощущения, душевное состояние.

В совокупности поэтический мир К. Кулиева сложен и многообразен, но сложен он не с точки зрения понимания его произведений читателем, а с точки зрения системы стиля. Каждый элемент его поэтического мышления достоин особого исследования. Это объясняется не только тем, что его творческий путь был насыщен разными историческими событиями, нашедшими отражение в его поэзии, но и богатством внутреннего духовного потенциала поэта. Особое восприятие жизни и многих событий, произошедших с ним, были основой индивидуальности не только творческой деятельности, но и личности.

Поэзия К. Кулиева органично сочетает в себе разнообразные эмоциональные, идейные и стилистические пласты: жизнь человека и неумолимое движение времени, глубокую поэтичность. Исходя из этих фактов, было весьма сложно выделить доминанту его творчества без ущерба для остальных сторон поэзии, которые лишь все вместе и создают неповторимое своеобразие. Однако не будет ошибкой сказать, что одним из проявлений разносторонности кулиевской поэзии, а быть может, и главным условием этого является свойственные поэту контрастные сопоставления в восприятии мира. Эта особенность проявляется как при использовании сравнений, так и при описании разных явлений. Например, сопоставление черного цвета - белому, горестных событий - радостным. Данные сопоставления свидетельствуют о жизненных принципах поэта, которые основываются на смене событий и переменах, из которых состоит наша жизнь. Именно эта характерная черта К. Кулиева определяет индивидуальные особенности в его системе стиля.

Контрастное видение мира позволяет поэту изобразить его диалектически, в противоречиях, во взаимодействии противоположных начал. Вместе с тем такое мировосприятие вытекает из особенностей склада «лирической души» поэта, воспринимающего окружение как смену радостного, просветленного и печального, тяжелого чувства, что определяет особого рода психологизм, присущий К.Кулиеву в изображении человека.

Исследование индивидуального стиля поэта должно быть направлено на максимально детальное рассмотрение элементов всех уровней его образных и концептуальных представлений, которые формируют и смысловую основу, и индивидуальные особенности его художественных произведений. В данной диссертационной работе мы попытались придерживаться именно этой точки зрения и проанализировать наиболее важные компоненты образных, концептуальных представлений в их тропическом воплощении - метафору, сравнение и повтор, а также определить их роль в развитии важных для поэта тем его лирики.

На примерах проанализированных стихотворений наглядно показано многообразие использованных К. Кулиевым художественных приемов. Они являются важными для поэта составляющими при создании различных образов и выполняют определенную смысловую и эмоциональную нагрузки.

В диссертации выявлены доминирующие изобразительно-выразительные художественные средства в системе стиля К. Кулиева и определена их роль при создании ключевых тем в поэзии автора.

Гениальный балкарский поэт, разрешая задачи времени, создавая непревзойденные по художественному совершенству произведения различных жанров, внес огромный вклад в развитие карачаево-балкарской литературы, так и в образный фонд национальной поэзии.

155

 

Список научной литературыКеримова, Раузат Абдуллаховна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Абрамович Г.А. Введение в литературоведение. - М.: Просвещение, 1966.-352 с.

2. Аверинцев С. С., Франк-Каменецкий И. Г., Фрейденберг О. М. От слова к смыслу: Проблемы тропогенеза. М.: Эдиториал УРСС., 2001.- 124 с.

3. Антология балкарской поэзии. Нальчик: Эльбрус, 1959. - 336 с

4. Арнаудов М. Психология литературного творчества. — М.: Прогресс, 1970.-596 с.

5. Арутюнов Л.Н. Национальный художественный опыт и мировой литературный процесс. М.: Наука, 1972. - 126 с.

6. Байрамукова Н. Кайсын Кулиев. Очерк творчества. М.: Советский писатель, 1975. - 270 с.

7. Бакина М. А., Некрасова Е. А. Эволюция поэтической речи XIX-XX вв.: Перифраза. Сравнение. М.: Наука, 1986. - 191 с.

8. Баков X. И. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. Майкоп: Изд-во «Меоты» Адыгейского республиканского ИГИ, 1994. - 268 с.

9. Балухатый С. Д. Теория литературы. Аннотированная библиография, I. Общие вопросы. Л.: Прибой, 1929. - 332 с.

10. Барабаш Ю. Вопросы эстетики и поэтики. М.: Современник, 1983. -415с.

11. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989.-616 с.

12. Башиева С. К. В оригинале и переводе. Нальчик: Эльбрус, 1990.-83 с.

13. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -412 с.

14. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986. - 542 с.15