автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Эволюция политических взглядов военных правительств в Бирме.(1962 - 1997).
Полный текст автореферата диссертации по теме "Эволюция политических взглядов военных правительств в Бирме.(1962 - 1997)."
ИСАА при МП/ им. М.В. Ломоносова
Л
на правах рукописи
Нитипум Наваратна
Эволюция политических взглядов военных правительств в Бирме. (1962 - 1997).
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук.
Специальность 07.00.03 Всеобщая история (новое и новейшее время)
Москва, 1997.
Работа выполнена на кафедре истории стран Дальнего востока и Юго-Восточной Азии ИСАА при МГУ им. М.В. Ломоносова
Научный руководитель - д.и.н.,проф. Д.В. Деопик
Официальные оппоненты - д.и.н.,проф. Н.П. Мапетин
к.и.н. H.A. Листопадов
Ведущая организация • Российская Академия
Государственной службы при Президенте РФ
Защита состоится "_" ноября 1997г. в_часов на
заседании Специального совета_в ИСАА
при МГУ по адресу: Москва,ул. Моховая.11.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ИСАА при МГУ.
Автореферат разослан "_" октября 1997г.
Ученый скретарь Специального совета
Менее полутора веков тому назад в некоторых азиатских странах начинают формироваться доктрины, прнзванные политически и идеологически обеспечить изменение внутри- и внешнеполитического курса В большинстве стран провозглашается та или иная разновидность "политики самоусиления", суть которой - в заимствовании западных технологий производства, прежде всего оружия, и западных же методов военного строительства. Однако технологии и методики, рожденные в результате длительной эволюции иной цивилизации, вырванные из историко-социального контекста, оказались неэффективными. Только в Японии, после событий "Мэйцзи исин" произошли изменения, позволившие не только сохранить государственную самостоятельность, но уже в начале XX века занять равноправное положение в системе международных отношений.
Реформы XIX в. в Бирме (с июня 1989 г. Мьянма) в смысле нахождения адекватного ответа на брошенный историей вызов, начались в правление Миндопа (1853-1876 гг.), при котором не только была разработана и частично осуществлена широкая программа внутренних преобразований. но и велась активная (по тем временам) внешняя политика, предпринимались попытки использовать противоречия между европейскими державами для сохранения бирманской государственности. Ьго преемники были убеждены в том, что все беды страны идут от нарушения традиций п пытались найти решение стоящих перед страной проблем на путях автаркии. Занятие страны англичанамит-нмзвержение и ссылка последнего бирманского монарха Тибо в Индию в 1886 г. символизировали официальную ликвидацию суверенитета страны.
Англичане, в рамках установленного колониального режима, нспо.чыуя оиьп преобразований в Индии, пытались осуществить
модернизацию политических и социальных структур завоеванной страны.
Одним из ощутимых последствий английского колониального правления в Бирме было появление новой элиты. Отказ властей от сотрудничества с традиционной элитой, проведенные ими реформа образования и административная реформа положили начало процессам формирования такой элиты, открыли возможность социальной мобильности через систему получения образования, для новых слоев. Семейное традиционное (частично-монастырское), а, следовательно, буддийское воспитание и английское либеральное образование сформировали когорту лидеров, возглавлявших политическую жизнь Бирмы с 30-х до конца 80-х годов XX века. В основе их мировоззрения лежали буддизм, национализм, а также недоверие ко всему иностранному и социализм. Как и в подавляющем большинстве стран Азии от Турции до Тайваня, социализм у бирманских политиков ассоциировался с этатизмом, т.е. государственным контролем над экономической, политической и социальной жизнью общества. Последние три компонента мировоззрения бирманских политиков последнего полувека по-разному сочетались и у каждою из них и у различных политических объединений; это определяло различия во взглядах и позициях.
Бирманских политиков общенационального масштаба объединяло также стремление обеспечить своей стране достойное место в содружестве нации (каждый из них понимал это по-своему) и лучшую жизнь для народа В последние 60 лет три фигуры претендовали на определение направления жизни страны.
Прежде всего, это национальный герой, объект всеобщего поклонения, активный разработчик планов национального возрождения, сумсшшш сплотить на основе платформы достижения национальною суверенитета подавляющее большинство политических деятелей и к-чений - генерап Аун Сан. Его авторитет остается на протяжении
Леонидами непререкаемым, поскольку он привел страну к независимости. Кто наследие составляют масса статей и документов.' Но насильственная смерть летом 1947 года не дала ему шанса осуществить на практике "Проект для Бирмы" - обширную программу обновления общества и государства.
До 1962 года ключевой фигурой, главным идеологом и практиком реформ первого десятилетия независимости был У Ну. В годы его руководства был провозглашен курс на модернизацию и построение "демократического социалистического государства", культивировалась система представительной демократии при многопартийной системе. Период правления У Ну стал примером поисков самобытного государственного устройства, при котором должно было происходить приживление новых культурных институтов и ценностей средствами традиционной политической и социальной культуры.2 У Ну не отождествлял себя полностью со взглядами своих предшественников, и построил собственную концепцию развития Бирмы. Это позволило ему пенолмошпь отдельные 'элементы обеих моделей, но обрекало на критику ;а о кутание "чистоты иозииии" и за непоследовательность Но. чтобы сработала самая обоснованная и перспективная концепция нужны время и деньги.
У Ну сделал очень мною и для налаживания действия механизма демократической процедуры, но для него главным была опора на демократические принципы буддизма и его этику: это привело к ку.тыивированию мифа о буддийском и традиционалистском демократизме. которому соответствовала своеобразная трактовка института прав и свобод граждан. Трактуя институты представительной демократии в понятиях буддийско-рисоводческой цивилизации, У Ну
С\ шествует обширная литература н;| бирманском и английском языках (см библиографию) См Дарченков Д В V Ну и государственное ртвитне Бирмы. М. 1947
способствовал культивированию идей воссоздания традиционного общества с преобладанием межличностных, а не правовых связей руководителей и подчиненных, сотрудничества государства и религиозных организаций. Все это породило неразрешимые, в краткосрочном плане, противоречия, хотя в перспективе и могло содержать позитивные элементы.
Не все его мероприятия адекватно воспринимались современниками. Особенно болезненно воспринимался политически активной частью населения естественный процесс политической дифференциации бывших соратников по борьбе за независимость, и трудный поиск механизма взаимодействия местных элит и центральных властей. Политические расколы и неопределенность компетенций центра и мест многими в столице и в стране воспринималось как впадение в "безгосударственность". Поэтому государственный переворот 1962 года был воспринят, прежде всего, как попытка восстановления порядка в условиях сползания страны в политический хаос.
Нолее чем на четверть века третьей ключевой фигурой в политической жизни Бирмы становится Не Вин (настоящее имя Шу Маун) один из не I срано» освободительною движения, ближайший сподвижник Аун Сана и многолетний коллега по кабинету У Ну, где он занимал посты заместителя премьер-министра, министра обороны, с апреля 1949 года стал ыавнокомандующим.
Не Вин и возглавляемые им высшие офицеры бирманской армии закрепили за собой абсолютную власть и контролировали все ресурсы страны на протяжении большей части истории независимой Бирмы. У них было время для осуществления своих представлений о путях движения страны к обеспеченному будущему. Они начали с установления единоличной диктатуры, которая потом стала сопровождаться созданием разл........ институтов, призванных продемонстрировать общенародный
xapaiciep их режима. Затем было объявлено о переходе к многопартийной uicicmc в окчябре-ноябре 1988 i.. а поюм был вновь совершен государственный переворот, на этот раз с целью сохранения военных у власти (1990 г.). За эти годы провозглашались различные приоритеты, проводились разнообразные идеологические, пропагандистские компании, призванные оправдать проводимую политику и мобилизовать общественность на ее поддержку.
Новое поколение военных руководителей (Со Маунг, Тан Шве, Кхин Нмонт и др.), продолжая контролировать ситуацию, произвело существенные изменения в крайне жесткой до 1988 года политической chcicmc. mhoiol' сделало для либерализации экономики, существенно продвинулось в разрешении межэтнических противоречий. Т.е. военные в Бирме оказались в состоянии, сохраняя преданность основополагающим ценностям эпохи Аунг Сана, проводить разнонаправленную политику, а после 1988 года и добиться позитивных социальных и экономических результатов. Бесспорно, что политика военных, их методы достижения поставленных целей представляют собой существенный академический и практическим интерес
11релметом исследования в данной работе являются программные установки и практическая деятельность военных режимов в Бирме с 1962 года до середины 1997 г., и прежде всего эволюция их подходов к основным социальным, экономическим и политическим проблемам.
Задачи исследования. В предлагаемой диссертации изучаются программные документы, опубликованные военными режимами в разное время, но главным образом - малоизученные в 90-е гг., причем основное внимание уделяется выявлению эволюции взглядов на ключевые проблемы жизни народов страны, на взаимоотношения Бирмы с внешним миром. Кроме того, в диссертации сопоставляются оценки различными авторами событий новейшего времени в Бирме, а также проводится
контент-анализ бирманских программных документов за самые последние I оды.
Хронологические памки диссертации охватывают период с 1962 года, когда была установлена диктатура, и до 1997 года. Тщательное исследование эволюции позиций военного режима в 90-е гг. приобретает особое значение в связи с тем, что проводимая им политика непосредственно сказывалась на судьбах миллионов людей, проживающих в Бирме и на взаимоотношениях Бирмы с внешним миром.
Актуальность темы данного исследования определяется тем, что реконструкция идейно-политической эволюции доктринальных установок военных режимов и проводимых им массовых компаний позволяет подойти к пониманию механизма и особенностей реформаторской деятельности в рамках реалий политической жизни в стране буддийско-рисоводческой цивилизации. Диссертация значительно расширяет представления о сочетании традиционного и современного в политической жизни прежде колониальных и зависимых стран, о внутренних корнях идей представительного правительства, о бесплодности попыток отмены товарно-денежных отношений, об универсальности института разделения властей, о малой перспективности силовых решений социальных и межэтнических противоречий.
Научная значимость диссертации определяется группой затронутых в ней «опросов эволюции доктринальных установок военно-бюрократических режимов в Бирме прежде всего за последний период их существования: до сих пор они получали лишь фрагментарное, в силу различных причин, отражение в работах по истории Бирмы в период независимого развития. Вопросы соотношения традиционных и модернизанионных факторов в доктринальных установках бирманских руководителей после 1962 года ставятся с учетом последних культурно-нолншческич н социальных изменений в стране. В своем анализе автор
стремился руководствоваться совокупностью выдержавших проверку временем теоретических разработок английских, американских, в некоторой степени российских обществоведов, в том числе и ориенталистов.
На конкретном бирманском примере автор раскрывает новые грани пагубности для страны режимов, абсолютно уверенных в том, что они знают, в чем суть общественного интереса и упорствующих в каком-то конкретном методе их осуществления. Эта самонадеянность в бирманском случае привела к тому, что страна утратила позицию ведущего мирового экспортера риса и тика, а, следовательно, источники получения валюты, и из относительно благополучной, в том числе и по сравнению с ближайшими соседями, страна переместилась в разряд крайне слаборазвитых государств.
Вместе с тем, создание военными новых государственных и общественных институтов рассматриваются в диссертации как процесс воплощения в конкретных условиях определенной политической идеологии. Представим, себе облик этой модели позволил анализ взглядов и практической деятельности конкретного исторического деятеля Не Вина и его преемников.
Научная значимость обеспечивается также использованием свежих первоисточников и материалов англоязычных исследований. Ряд документов исследуется впервые.
1^тактическая значимость диссертационного исследования определяется тем. что в нем предпринимается попытка, опираясь на критический анализ первоисточников, дать адекватное представление о деятельности авторитарных военно-бюрократических режимов в Бирме, выделить и этой деятельности общие и национально-самобытные стороны.
Материалы н выводы диссертации призваны помочь взвешенному прогнозированию хода и результатов современных политических,
жономических и социальных процессов, помогают глубже проникнуть во инляды различных политических деятелей, понять суть предлагаемых ими вариантов развития. Поэтому они могут быть использованы в работе государственных учреждений, занимающихся исследованием текущей бирманской политики, а также послужить базой для продолжения работы над .чанной темой. Содержащиеся в рукописи материалы могут быть использованы в разработке учебных курсов и пособий по проблемам истории стран Юго-восточной Азии в XX веке, а также по общим политологическим, глобальным и цивилизационным проблемам. Работа может быть использована при чтении курсов лекций по истории стран Юго-восточной Азии и послужить основой для соответствующего спецкурса.
Методологические основы осуществленного исследования базируются на цивилизационном подходе ко всемирной истории. Это подход к историческому процессу как результату взаимодействия отдельных цивилизаций, обладающих комплексом уникальных, неповторимых черт и вместе с тем находящихся в непрерывном процессе изменения, в процессе поисков ответов на вызовы времени и окружающей среды.
Важной теоретической и методологической основой диссертации стали груды западных и отчасти российских исследователей, посвященные проблеме модернизации традиционных обществ, вариантов выхода их за пределы их прежних возможностей. В целом автор стремился, используя в качение главного инструмента историко-культурологический (шжилизационный) подход, осуществить системный анализ процесса формирования и практической реапизации определенных идеологических доктрин.
Источники, использованные в данной работе, определяются предметом исследования и состоят из выступлений Не Вина и других
руководящих деятелей военных режимов, документов Революционного Совета и Партии бирманской социалистической программы, органов Iосударственного управления, созданных на основе конституции 1974 года. Особую роль играет контент-анализ программных документов CJIOPK1 ("Обращений к нации по случаю Дня Независимости" Председателя CJ10PK) в 1991-1997 гг., проводящийся впервые. Изучение последних дало автору возможность непосредственно ощутить атмосферу исследуемых событий н явлений, попытаться проникнуть во внутреннюю логику политического процесса в Бирме в исследуемый период.
Автором использовались также издаваемые в Рангуне в разные годы сборники статей и выступлений Не Вина, постановлений правительственных органов. Эта группа источников имеет своеобразный характер, они далеко не равнозначны.
Важный материал для понимания официально создаваемого имиджа НеВина содержит его биография, написанная Маунг Маунгом. видным бирманским юристом, публицистом и общественным деятелем.
В выступлениях руководителей СЛОРК по поводу Дня I 1счаиисимосш. опубликованных к газете "New Ligiii ol" Myanmar" oiражена эволюция взглядов новых лидеров Бирмы на все основные проблемы внутренней и внешней политики Мьянмы.
Автором было привлечено также большое количество материалов, опубликованных в периодике, прежде всею, в рангунских газетах "Working people's daily". "Guardian" н журнала "Forward".
Историография. В своей работе автор опирался на труды бирманских, американских, английских, российских, советских, австралийских и иных историков, социологов, политологов и культурологов, исследователей вопросов модернизации азиатских обществ и, прежде всего.
' СЛОРК - транслитерация с англ. SLORC. State Law and Order Restoration Council. - Государственный Совет по восстановлению la юна и порядка
ii.'ieo.ioi ического обеспечения модернизационного процесса.
Российские и советские бирманисты создали ряд работ, вносящих весомый вклад в исследование происходящих в бирманском обществе процессов. Прежде всего, должны быть названы две обширные монографии В.Ф. Васильева, в которых воссоздается картина политического и социального развития страны с 80-х годов прошлого века по 80-е годы текущего столетия. В этих работах прослежены особенности социального развития Бирмы. Составить реальное представление об идеино-политическом менталитете бирманских лидеров и сути выдвигаемых ими доктрин помогли работы И В. Можейко (Всеволодова) и A.C. Агаджаняна, которые позволяют полнее представить общую картину эволюции политической и социальной культуры Бирмы.
Для понимания этнической ситуации в Бирме и факторов, питающих политику центральной власти в отношении этнических меньшинств очень важна монография А.Г. Гавриловой "Национальный вопрос в Бирме в 40-50-с юлы ".
Н 1970 г была опубликована монография Ю.Н. Гаврилова-"Борьба за нсчааисимость и прогрессивные преобразования в Бирме", в которой аналн» идеологических позиций военного руководства и соииально-по.тн шческои ситуации в Бирме доведен до конца 60-х гг. Ю.Н. Гаврилов обосновал свое убеждение в том, что классовый подход не является всеобъемлющим и определяющим и что идейно-политическая позиция того или иного лидера не определяется только его классовым происхождением.
Привлекают внимание выводы по различным аспектам эволюции суверенной государственности в Бирме, содержащиеся в публикациях H.A. Лнскшадова. в том числе монографии "Проблемы отношений между Мьянмои и Индией: история и современность" И напечатанная в том же uu> большая стат ья "Общество и государство в современной Бирме." Н А.
Jl ис юна лов в этих грудах предлагает свое понимание того, чем об\с.твлснм le или иные ш;пи бирманскою руководства.
И i работ общего плана диссертант особо выделяет опубликованную под редакцией H.A. Симония фундаментальную монографию "Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного", в которой подобный синтез рассматривается как характерная черта эволюции восточных обществ со времен колониальной экспансии. Книга особенно пенная тем, чго в ней комплексное исследование различных аспектов общественного развития стран Востока сопоставляется с историческим опытом
Англоязычная бирманистика обильна и многообразна, поскольку большую часть второй половины XX века Юго-восточная Азия (и Бирма в юм числе) была одной из наиболее кризисных горячих точек. При многих английских, американских, австралийских университетах были созданы центры по изучению проблем данного региона, где имелись специалисты и группы fio изучению Бирмы. При созданной » 1956 году международной Ассоциации азиатских исследований существует группа по изучению Бирмы, коюрая с разной периодичностью проводит конференции и 11 > ó.tiikaci представляемые на них доклады.
Диссертант в своем исследовании опирался на "классику" ашлоязычной бирманистики и прежде всего труды Дж. Фэрниволла. написанные на богатом фактическом материале и содержащие значимые выводы о складывании и функционировании политической системы в не зависимой Бирме, без чего невозможно понять ее дальнейшую эволюцию. Конечно, они были современниками описываемых событий и не всегда смогли разглядеть за очевидными конфликтами и трудностями поиск собственных путей к стабильности и достатку.
Собственно проблемам правления военных в Бирме, начиная с 1462 юла. посвяшены следующие публикации Тейлора. Сильверстейна,
Лсмаиа. Стейнберга и др.
Ile все пи работы равноценны, но почти все они написаны людьми, почавшими ситуацию на месте. Позицию большинства из них отражает фраза Дэвида Стейнберга в предисловии к книге: "Я пытался написать эту работу с пониманием бирманских проблем - проблем, которые нуждаются в объяснении, с симпатией к бирманцам и с большой надеждой на лучшее будущее для этой страны и ее народа."
Целостный взгляд на эволюцию бирманской государственной системы с учетом культурных, т.е. цивилизационных, факторов содержится в обширной монографии 1987 года Роберта Тейлора, ряд общих выводов которого был крайне полезен при детальном анализе в настоящей диссертации. К тому же Р.Тейлор, - один из немногих исследователей, котором}- удалось включить события в Бирме в широкий контекст международной политики: в частности диссертанту представляется, что он убедительно увязал развитие событий в Бирме с ситуацией в соседних странах Юго-восточной Азии.
Заслуживают серьезного внимания труды лауреата Нобелевской премии, дочери генерала Аун Сана, которая носит имя Аун Сан Су Чжи. Она выпустила в Лондоне в 1991 году книгу "Свобода от страха", в которой проявила себя тонким знатоком бирманской культуры и психологии и раскрыла многие скрытые от исследователя-небирманиа стороны традиционной бирманской культуры и менталитета.
Важные материалы, позволяющие проникнуть в механизм отношений в бирманской правящей элите, достаточно достоверная обобщающая реконструкция политических событий и ценный взгляд "изнутри" содержится в книге видного бирманского политического журналиста Сейн Вина Диссертанту были полезны исследования и других бирманских \ченых: Такнн Л вина. Такин Чнт Маунг. Оценки, дававшиеся в различных официальных изданиях военных правительств, при всем своем
официозном характере, также оказались во многом полезны.
Апрооапия работы. Направления и результаты исследований обсужлались на заседаниях кафедры Истории стран Дальнего Востока и Юю-восточной Азии Института стран Азии и Африки при МГУ. Основные положения и выводы диссертации опубликованы автором в статьях в различных бангкокскнх изданиях.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры Истории стран Дальнего Востока и Юго-восточной-Азии ИСАА при МГУ.
Структура и содержание работы
Диссертация состоит из Введения, четырех разделов и заключения.
Во Введении обосновывается выбор темы диссертации, формулируются основные задачи и цели исследования, раскрывается его ак1\алык)сп>. научная значимость и возможности практического применения, определяется, в чем состоит научная новизна работы и метлика анализа, устанавливаются хронологические рамки исследования. '5лесь же содержится обзор и анализ историографии вопроса, характиризукпея источники.
Н нервом раз/юле "Утнерждснне военных у власти" анализируются документы и материалы по периоду от прихода военных к власти в марте 1%2юла по январь 1974 года, когда была введена в действие вторая бирманская конституция н формально власть стала осуществляться не I рхннои военных и не армией в целом, а избранными на основе принципов социалистической демократии органами.
И первые после-перепоротные годы характерную черту стиля деятельности правительства составляло то. что его ведущие участники приобрели свой управленческий и политический опыт в армии. Поэтому в отшиении экономики и финансов и во взаимоотношениях с различными
социальными слоями преобладал армейский командный стиль работы. Военные аналог ии и примеры наиболее часто приходили на ум членам РС. Например, три года спустя после переворота генерал Не Вин на партийном форуме 1965 г. описывал свою позицию как лидера правительства так: "подобно командиру армейского подразделения в затруднительной ситуации., я столкнулся с проблемой - как мобилизовать и перегруппировать людей с тем, чтобы они организованно и в духе единства служили стране." В целом для РС экономика не были многоплановой системой, где в большинстве случаев силовые методы противопоказаны. Даже в 1969 году, когда уже началось осознание того, что что-то надо менять. Не Вин, выступая на закрытии четвертого партийного форума, где говорилось и о том, что надо вносить изменения и в политическую и в экономическую систему, заявил: "Внутренняя юрюиля наша реальная проблема. Я говорю о торговле только по привычке, распределение, а не торговля, более подходит для социализма". Поенные метафоры, также как в СССР, КНР. на Кубе и т.д.. стали и в Кирме общим местом в партийных и государственных документах Так, например, описывая практику юсударственной монополии на закупку черна РС. в докладе первой Национальной ассамблее отмечал, что местные комитеты управления и безопасности "контролировали весь процесс эффективно. как это делается при проведении военных операций".
Военные власти действительно успешно перегруппировывали людей и умело вели различные пропагандистские компании, призванные воспитать нового человека с новым отношением к труду (хотя к успех)' это и не привело) Зато они достигли успеха в решении другой, поставленной перед собой задачи. Как все выразители настроений социальных низов они были убеждены, что главные беды страны идут от вовлеченности в мировое хо;яйспю. считали, что внешнеэкономические связи только некинвно сказываются на состоянии национальной экономики Поэтому с
середины 60-х гг.. внешнеэкономические связи стали резко сокращаться и в 70-е п. достигли одного из самых низких уровней в мире.
Хотя бирманские руководители и не ставили перед собой задачи превратить всю страну в сплошную деревню, на практике их экономическая политика вела к низведению экономической жизни в городах до уровня сельской местности, где тоже преобладала тенденция к натурализации хозяйства. Это породило в Бирме, никогда не знавшей продовольственной проблемы, продовольственный дефицит, особенно в юродах. Возникли проблемы со снабжением рисом даже немногочисленной бирманской армии.
Представляется, что в первый 12-летний цикл своего нахождения у власти военные в Бирме вели поиск ответов на вызовы времени и адекватного для условий страны пути построения процветающего государства. Во многом поиск этих ответов велся в русле традиционных для бирманских деятелей источников формирования политической и.киформы. Своеобразие состояло в попытке ввести "прямую демократию" через серию всякого рода встреч военных лидеров с мрелаавик'дями различных слоев общества.
Но постепенно укреплялось сознание того, что надо что-то менять. При л ом дело сводилось к изменениям организационных форм устройства государственной власти и методов ее связи с общественностью. Проведенная конституционная реформа - с организационной точки зрения само совершенство: многократно задействуются миллионы людей, у них тщательно выясняются и учитываются мнения. Но в итоге всех этих многочисленных контактов и усилий были лишь подтверждены все представления властей о конституционном устройстве страны.
В итоге первого цикла пребывания военных у власти родился интересный документ, который при традиционном пропагандистском заряде представлял собой новый этап в развитии представлений высшего
11,
офицерства о путях построения процветающего государства. В документе "Дод| «срочная и краткосрочная экономическая политика ПБСП" появились положения о том, что для сдвигов в экономике необходима личная заинтересованность работника в результатах труда, и что выход из стагнации в Бирме пролегает, в том числе, и через внешнеэкономическое сотрудничество. Другой вопрос, что последовательное осуществление и того и другого было невозможно в условиях тогдашнего авторитарного режима, претендующего на монополию выражения взглядов общества.
Во втором разделе. "Пнституализаипя военного режима. Иденно-иронаганднстск'ос обеспечение" анализируются основные документы, определявшие жизнь Социалистической республики Бирманский Союз до копна 80-х гг.. Автор стремился раскрыть многоплановость происходящих cooi.ii ин. показать, что задача сохранения власти не была для военных единственной Но очень важную роль играло то обстоятельство, что менталитет, сформировавшейся в условиях оппозиционного студенческого движения в колониальные годы, борьбы за независимость против японцев
аш.ипап. а позднее гражданской войны, обусловливал приоритет политико-организационных методов. Считалось, что все проблемы можно решить политическими методами, посредством мобилизации масс на решение конкретных задач. Как показал опыт Бирмы в те годы, когда она была "социалистическом республикой", военные руководители оказались не в состоянии запустить экономический механизм. Если порой и принимались решения, открывавшие возможность оживления экономической жизни, то одновременно принимались меры прямо противоположного характера. Главной же заботой бирманского ру ководства было не допустить углубления социального неравенства, для •цого «но трижды прибегало к массовым конфискациям накопленных населением средств путем изъятия из оборота банкнот определенного досюннства. Так. демонетизация 1987 года привела к изъятию 70%
денежной муссы, находившейся в обрашении. Это было одно из величайших бедствий для экономики страны, отбросившее на годы процесс первоначального накопления и застопорившее саму возможность прогресса в сфере экономики. У бирманской общественности вызвало шок и причисление по настоятельной просьбе правительства к ООН их страны к числу 10 наименее развитых стран. Оказаться в одном ряду с Чадом, Эфиопией, Непалом и Бангладеш для политически активных бирманцев было в высшей степени неприятно: это и явилось сигналом к проявлению давно назревавшего недовольства. Военные были уверены, что они контролируют все и вся; и вот, в считанные недели, они утратили контроль над страной. При этом массовые организации, объединявшие почти треть населения, на создание которых военные потратили столько сил и средств, оказались абсолютно недееспособными и ненадежными.
Конечно, не все шаги правительства в сфере экономики были неверными. За годы их правления посевные площади в стране увеличились на 1/5. что было крупнейшим достижением и может быть сопоставимо только с тем. что было сделано англичанами за первую четверть века их управления Бирмой Очень много было ими сделано для внедрения высокоурожайных сортов, прежде всего риса, и распространения современных технологий возделывания сельскохозяйственных культур. Псе это стало неотъемлемым достоянием страны и помогло ей выжить в грудные юлы. И. наконец, очень медленно, по крупицам накапливался опыт нахождения компромисса с повстанческими группировками. В ходе этого процесса, по крайней мере, у какой-то части военных происходило понимание того, что совсем не обязательно контролировать все и вся. что есть какие-то ключевые позиции, а ответственность за все остальное нужно снимать с себя и передавать в юрисдикцию мест. Именно этот опыт и сформировал правительственный стиль новой группы военных, взявших ответе!ценность за судьбы страны в сентябре 1988 года. Важно помнить.
чю \ военных всегда было под рукой идеологическое обоснование любой смены курса; они всегда (в теории) заявляли, что их доктрина не является жесIко сформулированной и неизменной. Она. говорили они, скорее служит основой, в соответствии с которой вырабатываются партийные и правительственные установки. Основополагающие принципы тоже изменяются с учетом накопленного опыта: с изменением условий может меняться и сама идеология.
В третьем разделе "Революционные потрясения конца 80-х -начала 90-х гг. (1988-1990 гг.)" рассматриваются перипетии политической жизни изучаемой страны на грани последнего десятилетия XX века. В Бирме, официально в это время вернувшейся к самоназванию -Мьянма. - общий социальный взрыв произошел не в самой низкой точке экономического, политического и социального падения, а тогда, когда уже начали вырисовываться контуры выхода из кризиса. Оппозиционные выступления охватили практически весь урбанизированный сектор тогда, когда власти не только в теории признали, но и на практике уже начали осуществлять мероприятия, открывавшие страну для экономического сотрудничества с внешним миром, и дававшие основной массе проп шодителей риса надежды на получение обоснованной цены за свою ирод\кцию. Диссертанту представляется, что существенную роль в том, что кризис разразился именно в 1988 г.. сыграли психологические факторы: общество восприняло как крайнюю степень произвола изъятие из обращения 70% банкнот (это было третья демонетизация за четверть века) п как национальный позор - получение по настоятельной просьбе правительства Бирманским Союзом статуса крайне слаборазвитой страны.
В калейдоскопе событий 1988-90 годов выделены следующие.
I. Все тщательно построенные военными организационные структуры окупались совершенно неприспособленными к деятельности в условиях, кома потребовалось проявлять инициатив)- и что-то. кроме силы,
|У
противопоставлять требованиям оппозиции. Многие партийно-государственные руководители на местах просто испугались и разбежались, скрываясь от гнева населения.
2 Несмотря на длительное существование авторитарно-бюрократического режима, нашлись лидеры, способные возглавить самодеятельность масс Особенно всех иностранных наблюдателей поразил тот факт, что в подавляющем большинстве городских центров сложились органы самоуправления, которые поддерживали элементарный порядок и обеспечивали функционирование повседневной жизни. В короткий срок выдвинулись и общенациональные лидеры, прежде всего Лун Гаи Су Чжп. которые привлекли к себе массовые симпатии населения.
3 Переворот 1488 года лишь по форме был повторением переворота 1%2к)да. Очень скоро оказалось, что к власти пришла иная генерация офицерства, которая, оставаясь офицерством, отдавая приоритет армейским метлам разрешения конфликтных ситуации и опираясь на определенные положения ранее разрабшанных документов, коренным образом изменили политика
И четвертом разделе "Поили политика попом группы ноеннмх ли.и'рон" рассматривается постеленный поворот от достаточно утопичной теории и оказавшейся разорительной и неприемлемой социально-культурной практики к явно прагматическим установкам и реалистичной нракIикс То и другое уже принесло очевидные плоды.
Ус шпонки У()-.\ п вьплядят следующим образом. Новые военные лидеры
1 Всячески демонстрируют свой прагматизм, признали многие обьскинзно 1'\шес|в>ю1пие социальные и политические реальности, в частности, легализовали гзыезд из страны
2 Передали решение экономических проблем на места и вообще резко сократили вмешательство центра в дела перифирии, разрешили
лсятсльиопь мест ного и иностранного частного капитала.
3. Новые власти проводят политику открытости страны. Прежде все1 были нормализованы отношения с Таиландом и Китаем, что сняло мноп проблемы, обернулось экономическими выгодами для Бирманского Союз
4. Мноше„ внешнеполитические акты правительства привели ослаблению и в значительной степени снятию экономической блокад! прием страны в важнейшие региональные организации, что облегча( решение многих внутренних проблем.
5. Правительству в Рангуне больше не противостоит организованна военная сила на периферии, ставящая своей целью его свержение. Правд военный режим не может отказаться от вошедшей в кровь и плоть борьб с коммунистической угрозой. (Так, неотразимым аргументом про™ оппозиции власти считают обвинение в использовании "коммунистиче< кпх методов" )
6 Национальная оппозиция в стране сохраняется, но даже наиболе крупные и радикальные объединения местных сил исходят из того, чт пере! оворныи процесс должен играть важную роль в определении места роли периферийных районов в жизни Союза Мьянма. Конечно, т обстоятельств», что центральные власти отдали местной элите решены экономических проблем и практически не вмешиваются в религиозны проблемы в центре и на местах и в дела, связанные с местными обычаям! переводят конфликт "центр - места" в иную плоскость.
7 На ноли!ической сцене Союза Мьянма утвердились две силы правнк-дьство и невооруженная оппозиция, прежде всего в столице, чт коренным образом изменило ситуацию. И та. и другая сила апеллируют иоле большинства, интересам народа. Но ни та. ни другая не обладаю бо.'н.шс монополией на выражение этих интересов и воли, что качественн чснас! сиI\нише!, (хот претензии на эту монополию у военны сохраняются).
riiо ярко проявляется и в текстах ежегодных "Обращений к нации по случаю Дня Независимости" Председателя СЛОРК (сначала - генерала Со Мауша, затем - генерала Тан Шве), которые и стали объектом контент-анализа. проведенного автором.
То. что источник представляет собой четко структурированный документ, издаваемый в одно и тоже время и имеющий характер итогового обобщения идеологических и политических установок текущего года, и то, что имеется четкая структура текста (чаше всего 1 абзац=1 теме) облегчило автору задачу. (Итоговый характер документа подчеркивается и тем, что День Независимости Союза Мьянма приходится на 4 января.)
Было сосчитано количество слов в каждом тексте и каждом абзаце-теме отдельно, и процентные соотношения между количеством слов в каждом абзаце и полным объемом текста Это, как и место в тексте документа приблизительно оценивает его важность. Полученные результаты были занесены в восемь таблиц, по одной на текст каждого гола Затем из всех присутствующих в 1991-1997 гг. тем-абзацев были выделены часто повторяющиеся (частые), которые встречаются более чем м одном токае. н дста.'ннируницие (единичные), встречающиеся только один раз. По обоим группам тем-абзацев были сделаны сводные таблицы. Далее автор выделил основные группы родственных тем и провел анализ изменений, происходящих в каждой постоянной теме и в группе из года в гол. попытаться установить причины и смысл возникновения легализирующих тем-абзацев именно в те годы и на тех местах, когда и где они появлялись R основе анализа лежало положение о том, что более важные с точки зрения СЛОРК' темы будут иметь больший объем и запиши, большую процентную долю текста В результате анализа были сделаны следу ющие заключения
Доминирующее положение во всей группе текстов занимают: а) темы, спя ;:п1иые с установками на укрепление национального единства, с
т>
кшорым прочно увязывается сохранение и упрочение государственной независимости; б) темы внешней опасности, расшатывающего влияния "больших" иностранных государств как угрозы независимости страны и тема "подпитки" антиправительственных вооруженных групп; в) тема пози I ивной результативности СЛОРК как временного органа государственного управления, призванного спасти нацию от распада, мобилизовать ее на решение созидательных задач и построение современного развитого и правового государства; г) тема международного положения Мьянмы как фактора и условия ее развития.
Отдельное положение занимает тема демократии и демократического устройства государственной системы. Несмотря на подчеркнутое внимание, обращаемое авторами текстов на вопросы создания новой Конституции, и на отсутствие формального запрета на существование многопартийной системы, в терминологическом аспекте, как замечает диссертант, после событий 1990 года когда были проигнорированы результатов всеобщих выборов, происходят резкие изменения и слово "демократия" совершенно пропадает из текстов последующих "Обращений".
Анализ показывает, что стиль и акценты "Обращения" с течением времени подвергаются значительным изменениям. Императивный тон текстов начала 90-х годов постепенно сменяется более спокойным и рассудительным, с явно проступающей тенденцией к разъяснению, заменяющему прямые указания 1990-1992 гг. Границей между двумя стилями следует считать 1993 г.. т.к. текст этого года содержит элементы как "старой", так и "новой" стилистики. Хотя, зарождение "новой" стилистики относится к 1992 г.. где прямо переписанные с 1991г. постоянные абзацы-темы соседствуют с единичными, детализирующими, написанными уже по-новому.
К" серьезным изменениям текста диссертант относит и перемещение
"центра тяжести" с блока тем "национальное единство - угроза со стороны мирового империализма", где следствием взаимодействия этих факторов видится существование инсургениии, к блоку "национальное единство -построение современного развитого государства - инкорпорация инсургентных группировок в сферу влияния центральной власти -превращение Мьянмы в равноправного партнера на мировом и региональном уровне при сохранении национальной самобытности и реального суверенитета".
Изменения в теме роли СЛОРК по мнению автора иллюстрируют значительные сдвиги и самооценке военного правительства в середине 90-х гг.. связанные с последовательным проведением курса "открытых дверей" в экономике, ведущим, в числе прочих результатов, и к более высокой степени внимания правительства к собственному имиджу в глазах зарубежной общественности, прежде всего - стран региона ЮВА. Тем не менее, сохраняется в полной неприкосновенности типичная для бирманских военных правительств идея "эволюции сверху", т.е. носIснснной реализации ишенений в экономической, социальной и политической сферах, в том числе и изменений по сути демократических, по жесткому плачу п под строгим надзором и руководством правительства. )ю четко прослеживается, например, по ежегодным изменениям в теме Национальной Конституционной конвенции, созданной административным путем в противовес законотворческим органам, не возникшим в мае 1990 г.. а также в теме искусственно созданной и напоминающей нн.тонешйскнй опыт "партии власти" - Ассоциации Союзной Солидарности и Развития Подтверждения этому заключению найдены диссертантом и в динамике включенных в тексты с 1991 г. ежегодных ,1о:\|(юи о "Национальных целях" и "Национальных задачах".
Мноюе в динамике текстов предполагает наличие в политическом мировотфении СЛОРК некой идеологической "вилки" между
необходимостью поддержания "Мьянманского союзного национализма" и пафнотизма как- необходимого условия с охранения национального едина ни и целостности государства (а значит - неизбежными ссылками на кнспнною опасность) и необходимостью реагировать на позитивные изменения международного положения Бирмы и внешнеэкономических связей, постоянно подтверждать внешнему миру свое дружелюбие, цивилизованность и приверженность демократическим формам власти. Вступление Бирмы в АСЕАН в июле 1997 года значительно изменило баланс в пользу последнего. Это четко отразилось в тексте от 4 января 1997 т., т.е. более чем за полгода до события. Вместе с появлением темы-абзаца о региональном сотрудничестве из текста лозунгов-задач исчез призыв к "всемерному поддержанию патриотизма и национального духа " На основании вышеприведенных и других результатов автор приходит к выводу о том. что вступление в АСЕАН, ставшее логическим завершением последовательной политики, проводившейся СЛОРК с середины 90-х гг. (разработка этой политики велась СЛОРК. видимо, в 1990-1992 годах), диктовалось не только несомненными социально-экономическими выгодами, в глазах партнеров, но и были следствием объективного движения Бирмы к демократическим формам правления, все более решительно декларируемоего СЛОРК на протяжение всего периода его сущее твоваиия
В {ак.тючеппн диссертант формулирует несколько положений общею порядка, основывающихся на проведенном анализе. Он, в частости, видит принципиальное отличие военного режима в Бирме от военных и диктаторских режимов в других странах в том, что на Тайване, Южной Корее. Таиланде и даже в Индонезии, приход военных к власти означал расширение возможностей социальной мобильности через получение образования, проявление личной инициативы; правительство же Не Вина резко сократило их. До 1962 года в Бирманском Союзе были
четыре способу повышения социального статуса - высшее образование, ирннише монашества, политическая деятельность и служба в вооруженных силах: каждый из них был важен и выдвинул выдающихся лидеров. После 2 марта в течение 30 лет существовал лишь единственный путь. вертикальной социальной мобильности вверх - через принадлежность к вооруженным силам, их офицерскому корпусу. Для страны с более чем 40 млн. населением иметь в год 200 человек (а именно столько кончало Академию служб обороны) для которых открыты безусловные возможности к продвижению - явно недостаточно. Не говоря уже о том, что военная подготовка прививает, прежде всего, навыки послушания и исполнения и не способствуют формированию людей, иш\ тих собственные пути решения возникающих проблем.
Как представляется, проблема Бирмы состояла в том. что в ней армия из защитницы интересов элиты, каковой она по сути является во многих странах, сама стала элитой и строго следила за чистотой своих рядов со нссмп вытекающими ич этою последствиями.
И )|о,м о|ношении та политика, которая сформировалась с начала годов, качественно отличается от политики Г1БСП. Открыта возможность для проявления инициативы в хозяйственной деятельности, администрация на местах поощряется не только морально, образцом для подражания становится умелый и добившийся успеха, и, наконец, есть во!можность для выражения и сопоставления различных мнений. Это шачш. что собственный, особый ответ на вызов истории перестает быть главным, что отныне открыта возможность сдвигов в социальной, экономической и политической сферах
Общинное, патриархальное сознание отторгает перемены и в Бирме п во всех других странах Важно, что носителем его является не только крссм>янс отдаленных от центра районов, но и люди с высшим обра юванием и вон лавлясмые ими партии с самыми современными
названиями. Но Бирма за три десятилетия правления авторитарного поенною режима утроила долю населения, физически вышедшего за пределы деревенского мирка. 30% населения, проживавшего в городах в 1483 году, могут послужить основой для будущих изменений. Городской житель уже фактом смены местожительства гигантски расширяет свой кругозор, а если это сопровождается и сменой рода занятий, то возникает вера в то. что от собственных усилий что-то зависит.
Важен еше один аспект. Облегчение на грани 80-90-х гг. условий выезда за границу, приведшее к формированию значительной бирманской диаспоры, прежде всего в Таиланде, с точки зрения перспектив развития страны имело качественный характер. Уже тот 1% населения, который, по оценкам 1990 года проживал за пределами Союза Мьянма, в перспективе может послужить той критической массой, которая вызовет заметные тменения. Городское население, образованные и квалифицированные жнге.тп и особенно ге граждане, которые уехали на заработки за пределы страны . являются носителями знания о том, что жить иначе - не значит жить хуже. Но при этом преобладающим ощущением продолжает оставаться гордость своей самобытностью и убеждение в том, что "лишь мы сохранили самобытность, а все остальные ее утратили". Составной частью такого менталитета является убеждение в том, что на протяжении истории именно бирманцы играли выдающуюся роль, внесли вклад в ннин.чнзашио окружающих народов. Этот менталитет подпитывался официальном пропагандой. Правительственные газеты писали: "Наш первый приоритет - сохранение наших национальных ценностей, нашего достоинства и нашего культурного наследия. Следующий приоритет -стремление к материальному прогрессу и развитию, без нанесения ущерба нашему культурному наследию. Мы, конечно, никогда не предпочтем модернизацию в ущерб нашей культуре и морали" ("Ботатаун", 27.02 1989.) Все годы правления НеВина велась официальная компания
кроши иностранцев, как "длинноносых" - западных так и "темных" -индийцев. Публиковались длинные статьи о прошлых реальных и мнимых экономических несправедливостях, порче бирманских женщин и аморальности иностранцев. Этому противопоставлялись чистота бирманцев, их образ жизни как единственно возможный, который должен быть сохранен.
В авторитарном обществе (и в Бирме в исследуемый период) порой трудно провести грань между идеологией и пропагандой. Идеологические доктрины должны были внедряться в сознание, идеи военной элиты должны были быть усвоены массами, что выразилось в создании многомиллионных массовых организаций и сложно-организованном воздействии на урбанизированное население. (В деревенском секторе шла своя жизнь - радио, телевидения и даже газет там не было: впрочем довольно скоро военные поняли, что крестьянина больше, чем урожай, занимает иен а на рис). Но психологические стереотипы были очень стоки, и имплантируемые властями установки в основном оставались где-ю IК1 иоиер\нос1 и. не становясь составной частью ни менталитета, ни наниоиалмюш сознания населения Втянутое в пропагандистскую деятельность население очень скоро усваивало, что говорить надо не то, что п,1 считаешь верным, а то. что от тебя ждут. А это на личностном уровне порождало кризисные явления
В конце концов, лишь искренняя, не циничная, часть авторитарного руководства оказывалась подверженной собственной пропаганде. Она жила а мире представлений, порожденных пропагандой, а это неизбежно вело к неадекватности предлагаемых реформ. к частой вшимонсключаемосги проводимых мероприятии, и если не к прямому экономическому упадку, то к нарастающему (вскоре качественному) (поаванию от соседей Проблема не в том. проис\одит ли при авюритарном режиме развитие, а в том, что соседи добиваются
несопоставимо большего.
Каждое общество находит свои подходы к ответу на вызовы истории. В бирманском случае вот уже больше 150 лет предлагаются способы разрешения противоречий между необходимостью заимствования иностранных знаний и опыта и стремлением к сохранению традиционных представлений и ценностей. В 90-е годы международные технологии, радио, телевидение, телефоны, компьютеры и факсы резко сокращают 110!\10Ж1ЮС1И вернуться в состояние самодовлеющей изоляции. Путь изменений труден, но неизбежен.
Отпечатано в УПЛ;
3. (91