автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Эволюция политической системы Непала (1950-е - начало 90-х гг.)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Эволюция политической системы Непала (1950-е - начало 90-х гг.)"
ОРДЕНА ДРУ2Ш НАРОДОВ РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖШ НАРОДОВ
На правах рукописи
МАХАДЕО САХ СВАРНКАР
эвошщ иолгпжзскоЯ сисгаы непш
/1950-е - начало 90-х гг./.
Специальность 07.00.03 - Всеобщая история.
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Москва - 1992
Работа выполнена на кафедре всеобщей история Российского Университета дружбы народов
Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор МАЛАХОВСКИЙ К.В.
Официальные оппоненты: - доктор исторических наук,
профессор КУЦЕНКОВ A.A.
- кандидат исторических наук, доцент ГОРОШКО Г.Б.
Ведущая организация - Институт стран Азии и Африки при Ш7.
Защита состоится "/О " июня 1992 г. в 14 час. SO мин. на заседании специализированного совета К 053.22.25 в Российском Университете дружбы народов по адресу: II7I98, ГСП, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6. ауд. 442
С'диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Университета дружбы народов.
Автореферат разослан " 7 " мая 1992 г.
Ученый секретарь специализированного совета кандидат исторических наук,
доцент Н.С.ЕЛМАЕОВА
- Политическая система общества, наряду с государством, являющимся ее основным звеном, включает в себя политические партии, профессиональные объединения трудящихся, различные движения, организации и союзы /молодежные, женские, коопера-. тивные, религиозные, творческие и др./. Содержание этого понятия составляют такие исторически сложившиеся в данном обществе политические традиции, идейные установки, правила и нормы жизни. Политическая система, формирующаяся в ходе исторического и культурного развития страны, отражает особенности ее социально-классовой структуры, уровень развития политической демократии, что в конечном счете определяет структуру государственной власти, формы и методы функционирования государственных и негосударственных социальных институтов.
В современном Непале действует политическая структура в виде многопартийной системы правления в форме конституционной монархии, в которой сувереном страны является сам народ.* Многопартийная система была завоевана народом в результате 30-летней борьбы за ее восстановление.
Последние 40 лет Непал, зажатый между крупнейшими странами - Индией и Китаем - и испытывающий влияние этих государств в своей внутренней политике, был ареной острой политической борьбы, сутью которой была борьба за власть, а целью - установление такой политической системы, которая способствовала бы более быстрому социально-экономическому развитию и сохранению независимости страны.
В 1950-51 гг. в результате объединения сил к совместного выступления различных политических партий и монархия в Непале было свергнуто правление наследственных премьер-министров из семейства Рака.
Король, ставший в этой борьбе против Еана народным героем и символом нации, в последующие годы использовал свое влияние с целью укрепления позиций Дворца и усиления роли т:оролэзского ш. .титута в управление страной. И эта цель была достигнута. Постоянная борьба между политическими партютли и группировками, а также разногласия между партийными лидерами позволили королю играть все возрастающую роль в политической лшзнк Непала. В рв-
* Конституция Кооолевства Непал. - Катманду, 1990.-На языке
непал;:.
зультате низкого политического сознания населения Непала, а также борьбы внутри треугольника - Рана-конгресс-левые силы-король всегда оказывался в выигрыше.
В 1959 г. в стране была принята конституция и проведены первые в ее истории всеобщие выборы, в результате которых было сформировано правительство во главе с Б.П.Коиралой. Однако в конституции 1959 г. королевская власть уже определялась "источником конституции",* что было значительной победой монархии и значительной потерей политических партий и демократических сил.
После сформирования конгрессистского правительства были предприняты попытки по изменению феодальных устоев и по ограничению королевской власти, что было неприемлемо для Дворца, так как король опирался в своей политике на традиционные институты, в которых немаловажную роль играли землевладельцы-феодалы.
В этих условиях король произвел в стране военный переворот и'упразднил созданные властные структуры, введя режим "прямого правления".2 Таким образом, после этой акции, ликвидировавшей демократические завоевания народа, в стране произошел переход от традиционно-монархической системы к абсолютной монархии. Но король искал с целью прикрытия своей неограниченной власти подходящие формы правления страной и с успехом нашел их. Такой новой формой правления стал "панча-ят", характерными признаками которого стали принципы "беспартийности" и "классового сотрудничества".® Беспартийная панча-ятская форма правления во главе с единственным лидером - самим монархом - с самого начала была противоречивой, неспособной стимулировать развитие непальского общества.
Период существования беспринципной, беспартийной панча-ятской системы с вносившимися в нее время от времени поправками был периодом острой политической борьбы всех политических партий за ликвидацию этой структуры. В результате встал-вопрос о существовании самого королевского института, а авторитет королевской власти оказался под угрозой. В этих условиях монарх был вынужден показать свою добрую волю и великоду-
* Конституция Королевства Непал.-Катманду,1959. - На языке
2
о Прокламация короля Махендра от 15.12.1960 г.- Н Конституция Непала 1962 г. - Катманду,1962.-На
непали.
На яз.копали, яз.непатш.
шие перед народом, представив себя защитником демократии и национальных традиций.
Развернувшееся на базе студенческих выступлений в 1979 г. общенациональное движение против панчаятской системы заставило короля серьезно задуматься о дальнейшем существовании монархии как института. Правящие круга, как правило, на случай чрезвычайных обстоятельств имеют несколько альтернативных вариантов."'' В сложившихся условиях любой другой путь, кроме либерализации, был опасен и рискован как для традиционного королевского института, так и для самой королевской персоны, являвшейся' центром политической жизни Непала. Осознав остроту момента и шлея целью сохранение своей власти, король пошел путем компромиссов, т.е. разделения власти с народом, объявив о проведении референдума, в ходе которого населению Непала предлагалось высказаться по двум вопросам: сохранить ли панчаятскую систему со своевременными реформами в ней или взамен этой системы установить многопартийную систему правления?
Мнение самого короля склонялось в пользу сохранения пан-чаятской системы, но с соответствукэдши изменениями в ней. Эта позиция короля во многом определила поражение демократических сил и победу панчаятской системы, реформированной в соответствии с предложениями короля, но сохранившей главные идеологические принципы - "беспартийность" и "классовое сотрудничество". Поражение политических партий на референдуме предопределило отказ в их легализации.
Политическая система Непала периода 1962-1989 гг. описана с помощью таких терминов, как "беспартийная панчаят-ская система" и "правительственная демократия", но на практике это была такая система, при которой король находился выше конституции,2 а его власть и авторитет на могли быть никем оспорены."^ За это время корона стала центром, вокруг которого вращались интересы земельной и военной аристократии, религиозной алиты и т.п. В этот же период между различными политическими партиями, прежде всего между демократами-конг-рессистами и демократическими коммунистами, помимо разногла-
1 Baral L.R. Nepal's Politic3 of Referendum.Oelhi ,1935.-Г'. 1.
2 Конституция Непала. - Катманду, 1962. - На языке '.¡епали.
3 Там же. ~ о
сий стали появляться ирлзнак«! 'делового сотрудничества . Признаки такого сотрудничества появились и в отношениях между различными коммунистическими группировками. Однако главными разногласиями между ними были разногласия о формах борьбы, об основном противоречии в непальском обществе и конечных целях борьбы. Важную роль в этот период играл также выдвинутый лидером ПК Коиралой Б.П. лозунг "национального примирения", имевший глубокий политический смысл, суть которого можно выразить следующим образом: борьба не против короля, но борьба до конца против беспартийной пан-чаятской системы.
Политические мероприятия, которые были проведены панча-ятской системой за это время для того, чтобы укрепить принцип беспартийности непальского общества, порождали лишь политические, экономические, социальные и культурные противоречия в стране. Непальский народ был лишен элементарных прав, провозглашенных в принятой ООН "Декларации прав человека".*
Проблемы, вставшие перед страной к концу 80-х гг., уже нельзя было решить сверху. Объединение всех левых и демократических сил в борьбе за восстановление демократии стало исторической необходимостью. И как никогда в прошлом, к этому моменту все демократические партии были готовы к организованному совместному движению за восстановление демократии. Начало этому историческому народному демократическому движению било положено 14 февраля 1990 г., когда Непальский конгресс и Объединенный левый фронт, в который вошли 7 коммунистических партий и группировок, объявили о начале мирного народного движения за восстановление многопартийной системы в стране.^
При всех маневрах сверху панчаятская система за все время своего существования была замкнута на определенный и весьма ограниченный круг людей, которые являлись лишь послушными исполнителями воли короля и верхушки привилегированного слоя собственников за сохранение феодального устройства страны посредством панчаятской системы. • Кроме 18 месяцев демократического правительства во главе с Б.П.Кои-
* Манифест Объединенного левого фронта.-Катманду,1990. -
2 На языке непали.
Совместный призыв к национальному народному движению, фальгун 7. - Катманду, 1989. - На языке непали.
ралой, всего 7 человек, считая и короля, правили страной,* осуществляя "феодальное господство над обществом, в результате чего Непал с точки зрения социального развития является самой отсталой страной".^ В ходе народного движения была восстановлена многопартийная демократическая система и ограничена абсолютная власть короля. Народ стал сувереном страны.® В этом смысл всей эволюции политической системы в Непале.
Политическая система общества закрепляет его существование в качестве целостного, интегрированного в своих главных элементах и стадиально единого организма. Формирование политической системы, охватывающей все общество, не может быть легким или решенным делом, если подобный организм отсутствует или только складывается. С такого рода проблемами и столкнулась политическая эволюция Непала в изучаемый период. В ней соединились совершенно разные - по меркам эволюции - стадии и даже эпохи политического развития человечества. ото трудный и далеко не всегда однонаправленный процесс поглощения "старого" "новым". Сложность и мучительность объединения разнородных структур и институтов власти в современную политическую систему определяются не только тем, что у качдой из них свой тип, логика и ритм изменений, свои собственные формы политических отношений, которые не могут быть изжиты или внедрены в общество, пока для этого не созрели необходимые социально-экономические условия. Важнее то, что, как всякая форма политики, такие структуры являются орудием социально-классовых интересов, средоточием общественных противоречий и политической борьбы. И как во всяком политическом процессе столкновение интересов, целей, воли участников политического развития неизбежно доминирует в данном случае над соображениями формальной целесообразности эволюции, ее абстрактной логикой.
В историческую науку бистро вошла и утвердилась категория "политическая система". С ее помощью стало возможным приступить к конкретному исследованию механизма власти в разных
* Шахи Прем Бахадур. Фамилии членов правительства и парла-0 мента. - Катманду, 1290.
Л Манифест Объединенного левого фронта,-Непал,1990. - На яз.
непали.
3 Конституция Королевства Непал. - Непал,1990. - На яз.попали.
странах и его основных элементов - государства, политических партий, их функций. В то же время сейчас очевиден кризис конфронтационной модели системы международных отношений, долгое время вынуждавший смотреть на развитие внутренних политических процессов в развивающихся странах прежде всего через призму военно-политического соперничества мировых систем социализма и капитализма, когда политическое развитие этих стран мыслилось как непременно альтернативное и восходящее, ориентированное либо на социализм, либо на капитализм.
В таком случао в рамках столь жестко противопоставленных друг другу формационных вариантов развития в методологическом плане возникает вопрос о возможности истолкования политических процессов в Непале исключительно на основе категории "политическая система". Может ли оно целиком базироваться на достаточно общей категории политической системы без надежного представления о реальном состоянии механизма власти, его устойчивости и направлениях развития? Ведь анализ механизма власти часто ограничивается официальной политической системой и составляющими ее ядро институтами государства и партий, в то время как при неразвитости реальной политической системы, многонаправленности ее развития важную политическую роль могут играть и институты, не входящие целиком в политическую сферу /племенные институты, кастовые структуры, религиозные общины и т.д./ или не закрепленные законом /неформальные личностные отношения типа "патрон-клиент"/. Важна при этом и оценка роли такого фактора политических процессов, как деятельность правящего режима, в которой более чем в какой-либо другой сфере политического развития проявляется способность или, наоборот, неспособность данного конкретного, в нашем случае, непальского общества, его основных социальных групп и правящего слоя к восприятию и адаптации передовых форм политического устройства; при этом большое значение могут приобретать историческое наследие, опыт конкретных групп лидеров, собственная логика правящего режима, геополитическое положение страны и т.д.
В советской /российской/ политологической литературе понятие политической структуры употребляется в разных зна-чониях: и как синоним политической системы, и как совокуп-
ность политических отношений в единстве с политическим сознанием и политической организацией, и как внутреннее строение, внутренняя организация политической спстомы.* Близки по значению к нему понятия "структура власти", "механизм власти". В данной работе политическая система рассматривается больше как производное от совокупности конкретных политических структур Непала, их взаимоотношений, совместимости, форм и процессов развития.
Из вышесказанного вытекают ц_е_л_и__и_з_а_д_а_ч_!:
диссертации:
- проследить историю возникновения и эволюции политической системы в Непале с момента падения pe.r_io.ia Рала в 1951 г. до начала 90-х гг., уделив особое внимание анализу политико-идеологических ее аспектов;
- исследовать социальные корни политической сиотэмы, а также принципы взаимоотношений института монархии к пан-чаятской системы;
- рассмотреть с демократических позиций эволюцию деятельности политических партий и межпартийные отношения.
Акту ал ь н о с т ь настоящей работы заключается в том, что именно научный анализ эволюции политической системы в Непале в указанный период дает возможность понять ее социальные корни, определить степень влияния на нее традиционных институтов, включая институт монархии, определить ее характер, специфику и жизнеспособность в нашей страно.
Отсутствие в непальской историографии подобного рсда работ определяет научное, политическое и практическое значение данного исследования, особенно в свете событий в Катманду начала 1532 г,, причиной которых явились разногласия политических партий по вопросам развития Непала.
Н_а_у_ч_н_а_я__н о в и з на. Непал относится к тем
государствам, политическая система которых и ее эволюция еще практически не изучена. Недостаточно также исследована природа власти и политических отношений в стране.* По мне-
* Марченко М.Н. Очерки теории политической системы современного буржуазного общества. - М., 1^83. - С. 25-36.
2 Кшааг И.?. Мера1 уеаг оГ <Пс1з1оп. - РЛЬ1, %9дО.
нию российского ученого Редько И.Б. в мировой непалистике до сих пор отсутствуют научные труды, в которых содержалась бы целостная концепция исторического развития Непала.* Автор диссертации предпринял попытку проделать комплексный анализ эволюции политической системы в Непале в период с начала 50-х - до начала 90-х гг., уделяя при этом особое внимание исследованию истории политической системы в период с середины 60-х годов до падения панчаятской системы, а также фев-ральско-апрельскому демократическому движению 1989 г. и формированию новой политической многопартийной демократической системы в стране.
К_с_т_о_р_и_о_г_р_а_ф_и_я__проблемы. Исследования по истории Непала немногочисленны, а по данной проблеме практически отсутствуют. Среди исследований, близких к данной тематике, есть работы непосредственно непальских авторов, труды индийских ученых, исследования западно-европейских и американских политологов и российских историков.
В работах непальских авторов дается представление об истории страны и ее периодизация. Однако, основные труды непальских историков посвящены событиям 1951 г., а также событиям декабря 1960 г. Но зато практически отсутствуют исследования, в которых бы анализировались проблемы политической истории Непала, в частности, эволюция политических структур. Отсутствие проблемных и критических работ непальских историков по этим вопросам ограничивают возможности исследования данной темы. В ряде работ непальских публицистов тлеются описания исторических событий, политической структуры и функций правительств в 50-е - первой половине 80-х гг. Существуют различные работы, которые посвящены анализу тех или иных политических событий и политических течений в этот период. Но их авторы прежде всего ставят перед собой цель - защиту собственных политических интересов. Все работы непальских авторов, весьма условно, можно разделить на три течения: буржуазно-демократическое, правительственное или официальное и марксистское. Кроме них, существуют просто справочные издания по истории Непала.
К числу представителей буржуазно-демократического тече-
* Редько И.Б. Политическая история Непала. - Ы.,1986. - С.10.
8
ния можно отнести таких историков, как Реши Д.Р., Шарма Балчандра, Непали Читтрандаан, Джоши Ехуван Лал, Шарма Бха-ратмани, Шах Ркгпкеш, Шривастаз Кааштрасад, Манав Пурна Бахадур, Гаутам Раджеш и др.^
Весьма богат фактическим материалом о борьбе непальского народа против семейства Рана "Очерк истории Непала" Б. Шармы. В трудах Регми Д.Р. исследуются становление автократического режима Рана в Непале,причины недовольства непальцев этим режимом и предпосылки народных движений; он изучает также политические тенденции развития непальского общества после "революции 1951 года", рассматривает разногласия между политическими группировками. Однако нельзя не согласиться с мнением Редько И.Б., что "все эти непальские историки и общественные деятели, объективно являющиеся выразителями интересов нарождающейся национальной буржуазии, выступают в своих работах с позиций антифеодальной и антиимпериалистической направленности и ратуют за проведение политики, которая соответствовала бы задачам экономического и политического прогресса страны.2
После ухода режима Рана с политической арены Непала появилась новая тенденция в изложении истории страны, суть которой выражалась в отражении личного взгляда автора на исторические процессы.
В своей монографии "Роль партии Праджа Паришад в демократическом движении Непала" Раджеш-Гаутам объясняет, например, какую роль играла Праджа Паришад в "революции IS5I года", какие предпосылки существовали в стране для "революции". В книге "Спустя 10 лет после революции 1951 года" он показывает различные тенденции и политические течения, их роль в обществе в обозначенный период.
1 Hegni D.H. A Centory of Family Autocracy in Nepal.-Benares, 1950s Hegmi D.R. Ifhither Hepal.-Luctaow,1952t Shah Riatu Keah. An Introduction to Hepal.-KTM,1975l Sh*h Hiah Kesh. Hepali Politics.Retrospect and proapect.-Oxf.,1978: Sharma Balehrji-dra. Nepal Ko Aiti-hasik Rynrekha.-Benares,l951t Srivaatava K.P. Nepal ki Kahani.-KTK,1955¡ Giri Pradip. A Short lUstory of Hepali Congress.-Benaree,197* etc.
2 Редько И.Б. Непал после второй мировой войны.Антифеодаль-
ное и антиимпериалистическое движение 1945-56 гг.-М.,1960.-
С • 9«
5 Promod Кшгаг Haaal. Historiography¡ А сазе atady of the Hature of Movement of Sepal of 1950-1951;A Dissertation submitted.-History Institution Coneittee.-XTM,1980. - P.20.
Б.П.Коирала в своей автобиографии пишет об исторических предпосылках возникновения политических партий, анализирует природу и суцность режима Рана. В его многочисленных статьях подробно освещается концепция демократического социализма и "национального примирения".
Многие непальские историки посвятили свои работы панча-ятской системе, политике ПК, показывали борьбу против системы панчаята.
Историография новейшей истории Непала официального направления появляется после военного переворота I960 г., когда в стране устанавливается панчаят как государственная форма правления. Перед учеными, сторонниками панчаятской системы, встала задача защиты идеологии "беспартийности" и "классового сотрудничества", всей панчаятской системы во главе с королем с целью укрепления устоев монархической власти. Представителями данного направления являются Бхарат Лдтт Коирала, Мохшин М., Пашупати Шамшер Рана, Пашанг Гопарма, Диргха Рада Прасайн, Кусум Гобинд Прасад, Прамод Шамшер, Джа Бедананд, Кусум Шрестха, Джоши Балкришна, ЛЛ.Шрестха и др.*
С марксистских позиций рассматриваются исторические события в трудах таких историков и политических деятелей, как Пушплал, Тулси Лал Аматья, Ниламвар Ачария, Манандхар Б.Б., Адхикари Д.П., Хиранья Лал Шрестха, Шамбу Рам Шрестха, Май-нали Си Пи, Сингх M.Б., Рохлт Сингх и др.2 '
1 Koirala B.D. Nepal's Panchayat Denocracy.-KTM, 1981; Tha Vedanand. Nepal Today. Baeic characteristics of Panchayat Democracy.-KTM, 1966; Joshi Ballcrishna and. Shrestha Lakshai. Panchayat. Repel, 2025 (1968); Mohsin and J.B.R.Pashupati Shamsher. - Some aspects of Panchayat System in Nepal. -KTM, 1966» Rana Peehupati J.B.R. and Mohsin M. The Panohayat a planned Democracy. - KTM; Прасайн Д.Р. Анализ политической системы Непала. T.I-2. - Катманду,1986 /на языке непали/ и т.д.
2
Равал Ехим. Возникновение и развитие коммунистического движения в Непале. - Катманду,1990 /на яз.непали/; Аматья Тулси Лал. Явные разногласия в коммунистическом движении Непала. -Катманду, 1975 /на яз.непали/j, Ачаркя Ниламвар. Путь Непала. - Катманду /Б.г./; Манандхар Б.Б. Ситуация и необходимость страны. - Катманду /Б.г./ и др.
Большинство работ непальских авторов написаны прежде всего с учетом политических интересов партий или групп, в которых эти ученые состояли. Объектом дискуссий многих авторов являются панчаятская система, королевский институт и их отношения с конгрессистами. Кроме того, некоторые работы посвящены истории партий, их политическим задачам. Отдельные работы носят программный характер, отражая цели различных партий.
За исключением работы Ехимравала, в непальской историографии практически отсутствуют труды с научным анализом коммунистического движения и истории партии. В его работе, посвященной возникновению и развитию коммунистического движения в Непале, рассматривается возникновение КПН и раскол в партии, разделение ее на различные группировки и фракции, излагаются взгляды представителей КПН, принадлежащих к различным группировкам, на различные исторические события. Монография Ехимра-валы является на наш взгляд важным источником в своей области и ближе всего находится к рассматриваемой диссертантом теме.
Исследования индийских авторов в основном посвящены политическим проблемам, в-частности, "революции 1951 года", а также событиям 60-х - 70-х годов, »логае из них рассматривают непало-индийские отношения. Основными тенденциями этих работ являются выступления против панчаятской системы, показ главной роли НК в политической жизни страны. В них также дается характеристика королевского института власти в Непале.*
Л.Р.Барал в книге "Oppositional politics in Sepal"
1 Gupta Anirudha. Politics in Nepal. - Bombay ,1964i Baral Ъ.В. Oppositional Politics in Nepal. - Hew Delhi,1977; 3a-ral L.R. Nepal's politics of Heferendum: A Stady of Groups, Personalities and Trends. - Delhi,1933; Chatterjee 3hula. A Stady of Recent Nepalese politics. - Calcutta,1967; Cheu-han Bhola. Nepal in perspective palace people and politics.-Hew Belhi,1980j Chauhan H.8. The political development in Nepali Conflict between Tradition and Modernity. - Sew Delhi,1971j Parmanand. The Nepali Congress in Exile. - Dflhi, 1978» Parmanand. The Nepali Congress Since its Inception. -Delhi,1982} Kuaar D.P. Nepal year of Dicision. - Delhi, 1980 etc.
рассказывает о деятельности подпольных оппозиционных партий в Непале, раскрывает их роль в процессе развития политической истории страны. Он же в книге "Sepal's politics of Referendum. A Stady of Groups, personalities. Trends" анализирует политику королевского двора во время референдума и рассматривает различные тенденции и течения в политических партиях, анализирует взгляды выдающихся деятелей в период до и после референдума. В работе "The Nepali Congress Since its inception" показывается возникновение партии конгрессистов /НК/, подробно анализируется политическая роль правительства НК в период с 15 мая 1958 г. по 27 мая 1959 г., исследуется природа военного переворота, произведенного королем Махенд-рой, политическая деятельность конгрессистов в Индии после свержения их правительства.
Историография западноевропейского и американского направления представлена следующими исследователями: Rose Leo г.. Driver J., Riccardi Т.Н., Gaide ïrederio H., Mihali S.B., Tuker Francis, Boggs, R.Kirbi etc.1
В своих работах Роуз Л.Е., Шольц Да.Т. и другие рассматривают события 50-х - 60-х годов-, анализируют внутрипартийные и межпартийные противоречия и приходят к выводу, что взятие королем Махендрой власти в свои руки являлось необходимостью для стабилизации внутриполитической обстановки. Такер Френсис в своем труде анализирует эпоху правления Рана и события 1951 г. Гэйда Фредерик в своем исследовании анализирует центростремительные и центробежные тенденции в Непале как многонациональном обществе и приходит к выводу, что для Непала является необходимостью развитие чувства национального единства.
Первые труды советских ученых по Непалу появляются в начале 50-х годов. Связаны они с именем Костинского Д.Н. Однако его статьи носили популярно-ознакомителышй характер. Ео-
1 Rose L.E. Nepal.Strategy for survival. - Berkely,1971» Rose L.E. and Scholz John T. Profile of a Himalayan Kingdom. - Delhi, 1980; Rose and Joshi. Democratic Innovation in Nepal. - Berkeley,1966; Mihali E.B. Foreign Aid and Politics in Nepal. - L.,1965; Gaige Frederick. Regionalism and National Unity in Nepal. - Delhi,1975; Tuker Francis. The Story of the Gurkhas of Nepal. - L.,1957 etc.
лее серьезные исследования стали появляться в конце ои-х -в 60-х годах. Это работы Редько II.Б. и Кудрявцева Б.З., Туркина В.Н. и дуравлева Ю.Н., Грецкого Ф.Н. и др.* Зти работы были посвящены изучению этнического состава страны, истории англо-непальских отношений, проблемам государственного строительства, состоянию экономики и внешней торговли Непала. ■
В 70 - 80-е годы советские учение обратили внимание на более глубокое изучение социально-экономических и политических проблем современного Непала.^ Особое значение в этом плане имеют труды советского /российского/ ученого Ильи Борисовича Редько, посвятившего свое творчество исследованию политической истории Непала.^ Его монография "Очерки социально-политической истории Непала в новое и новейшее время" стала первым шагом в исследовании политической истории Непала в бывшем СССР. Эта же тема была развернута Редько И.Б. в книге "Политическая история Непала", в которой автор дает комплексное изложение истории возникновения и развития политической системы в стране с ХУШ в..и до середины 60-х годов XX в. Исследователь рассмотрел классовое содержание государственного строя в Непале, его эволюцию, деятельность политических партий, их взаимодействие с административным аппаратом и несостоятельность западных моделей модернизации для Непала. В этом своем труде И.Б.Редько писал: "Мы ограничиваемся общей характеристикой панчаятской системы. Рассмотрение ее эволюции в 70-80-х годах предполагается посвятить специальное исследование".^ К сожалению самому Редько И.Б. не удалось воплотить свой замысел в жизнь.
* Костинский Д.Н. Непал. - М.,1960: Кудрявцев Е.В. Непал. Экономика и внешняя торговля. - М.,1959; Редько И.Е. Государственный строй Непала. - М.,1959; Он же. Непал поело второй мировой войны. - М.,1%0; Он же. Непал ждет перемен. - П., 19о2 и др. его труды; Туркин В.Н. Англо-непальские отношения в период первой мировой войны. - М.,1964; Гуравлев Ю.Н. Этнический состав и проблемы национального развития народов Непала. - М.,1964. »
2 Яковлев Г.К. Сельское хозяйство и аграрный строй Непала. -М.,1975; Иванов Б.А. Непал.Проблемы новой и новейшей истории Непала. - Ц.,1980; Сн же. Два типа феодальных отношений в Непале. К постачовко проблемы. - М.,1582; Якубенок А. Непальский феномен - наука и религия. - М.,1986 и т.д.
3 Редько И.Е. Политическая история Попала. - 'Л., 1986.
4 Тал же, С. 13.
Автор диссортации имел честь быть лично знакомым с Редько Ильей Борисовичем, поддерживал с ним постоянные контакты с 1983 г. и до конца его дней и всегда получал необходимую помощь и ценные советы в ходе разработки темы.
Исследования по истории Непала, по теме диссертации в частности, на территории России ограничиваются для ученых труднодоступностью источников. Автором диссертации основ-н_ы_.е_ и_ с т очники.и материалы по теме собраны непосредственно в Непале в ходе нескольких научных командировок. Почти все они вводятся в научный оборот на русском языке впервые. Собранные источники можно подразделить на несколько крупных блоков по принадлежности.
Первая г.р у п п а - это официальные государственные документы. Среди них особую ценность представляют правительственные указы, акты,-законы, обращения и выступления короля. В них содержится значительный фактический материал, и они отражают официальную точку зрения правительственных кругов на те или иные события.
Вторая группа - это документы различных политических партий. Личные контакты автора диссертации с руководящими деятелями многих политических партий позволили ему использовать различные партийные документы - решения, обращения, манифесты, политические программы, уставы, а также внутренние партийные документы, которые значительно расширили ксточняко-вую базу исследования. Автором также были использованы такие документы, как предвыборные манифесты различных политических партий, их официальные обращения к народу, манифесты различных политических сил, входящих в состав Объединенного фронта. Зти доку?.юнты, представляющие, так сказать, внешнюю сторону жизни и деятельности партий, составляют отдельную группу источников.
Автор с полным основанием относит также к источникам диссертации, с которыми он ознакомился в университетских библиотеках Непала и Индии.*
Значительный интерес при написании данной работы пред-
1 Centre for Economic Development and Administration» A Case Stadr of Institution Building and development in Nepal. -The University of Oklahomas Development of Panchayat in Nepal.-University of Sagar (India)î Political Participation in
Cm.: C. 15.
ставляли труды политических деятелей'Непала: Е.П.Коиралы, Г.Б.Девкоты, Р.Гаута-.ты, Б.Равала, Д.Прасаина, Пушшгала, Н. Ачарии, И.Бхандари, Б.Б.Манандхара и др.
Значительный фактический материал по теме диссертации содержится также в периодических изданиях Непала, Индии, Великобритании, США и России.
В в_ы_б_о_р_е__т_е_м_ы__диссертации немаловажную роль для автора сыграли непосредственные контакты с политическими и общественными деятелями Непала, а также участие самого автора в студенческих движениях 1970, 1975 и 1979 гг., а также в референдуме 1979 г. Написание работы на ЗЕание магистра по теме "Эволюция панчаятской системы Непала: политико-идеологический аспект" и некоторых статей по этой проблематике окончательно сформировали интерес к политической истории моей страны.
Цели и задачи исследования определили структуру -д и с с е р т 'а ц и и, хсоторая состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и использованной литературы и приложений. В основу структуры положен проблемно-хронологический принцип изложения материала.
В. о_введении обосновывается актуальность теми,
излагаются постановка проблемы,_ цели и задачи диссертации, характеризуются источники и дается историографический обзор научной литературы по избранной теме.
Глава_I. "Политическое развитие Непала /1950-1979 гг./"
состоит из двух параграфов. В первом параграфе "Возникновение и деятельность политических партий в Непале" анализируются предпосылки возникновения политических партий в Непале, показывается процесс их становления.Отмечается, что наиболее влиятельные партии, такие, как Непальский конгресс и Коммунистическая партия Непала, сортировались на территории Индии и под сильныгл воздействием индийского национально-освободительного дв^кения.
Nepal. - A Stady of Post Referendum Politics. - Kuman University (India); The Political Basic of Socio-economic development: the Case of Nepal. - University of California; Political Role of Monarchy in Nepal. - Agra University (India); Nation Building in Nepals A Case Stedy of the Post Revolution period (1950-1981). - Tribhuvan University etc.
Основной целью политических партий в конце 40-х годов было свержение режима Рана. Непальский конгресс, социальный состав которого представлял собой довольно точный слепок непальского общества, но у руководства которым находились выходцы из элитных групп населения страны, ставил перед собой задачу установления демократической системы правления государством.* Коммунистическая партия считала'же, что в условиях Непала политические, экономические и социальные проблемы могут быть решены только при помощи коммунистических методов. Открытый конфликт между королем и семейством Рана в 1950 г. был расценен политическими партиями как удобный момент для перехода к активным действиям. Непальский конгресс объявил себя сторонником короля и призвал народ к борьбе против Рака. Начались военные действия между правительственными войсками и подразделениями конгрессистов, на стороне которых выступили и другие политические партии, в том числе коммунисты.
В связи с возможной затяжкой конфликта Индия выступила в качестве посредника между сторонами, предложив свой вариант выхода из. кризиса. В конечном счете индийское предложение было принято сторонами. Суть индийских предложений сводилась к тому, чтобы Непал избрал "средний путь, который обеспечивает осуществление конституционных преобразований и в то же время не ставит перед собой цели полностью ликвидировать старый режим".® Это соглашение получило название Делийского компромисса, итогом которого было упразднение режима наследственных премьер-министров и фактическая реставрация традиционно-монархической системы в Непале, однако в значительно модифицированном виде - политические партии были легализованы и получили возможность формировать правительство.
Период с 1951 г. по I960 г. - это период ожесточенной межпартийной и внутрипартийной борьбы. Особенно остро внутрипартийная борьба развернулась в Непальском конгрессе, представители которого возглавляли правительства. Эта борьба позволила королю рядом ловких политических маневров зна-
1 Рапа anand. The Hepali Congreaa in Exile.-Delhi,1979,
p.2-4.
2 Gupta Anirudha. Politice in Hepal.-Bombay,1964, p.199-5 The Hindu. - 7.12.1950.
16
чительно усилить позиции дворца в стране. В конечном счете король совершил военный переворот, ссылаясь именно на неспособность партийных правительств решить стоящие перед страной проблемы. В 1962 г. была принята консти""уция, по которой в Непале вводилась беспартийная панчаятская система правления во главе с королем. В стране-была установлена абсолютная монархия. Последующие годы, вплоть до 1979 г., политические партии, загнанные в подполье, вели неустан1»ую борьбу за восстановление в стране многопартийной демократии, прибегая к различным формам и методам борьбы: организовывались террористические акции /достаточно вспомнить по-• пытку покушения на короля Бирендру в 1974 г./, делались попытки поднять вооруженное восстание в стране, проводились забастовки и мирные движения по типу сатьяграхи и т.п. С 1976 г. лидер Непальского конгресса Б.П.Коирала провозгласил борьбу под лозунгом "национального примирения", что подразумевало борьбу не против монархии, а против беспартийной панчаятской системы до ее окончательной отмены. Этот же период характерен серьезным расколом в коммунистическом движении страны - образовывается десяток различных партий и партийных группировок, которые объявили о том, что они придерживаются взглядов ортодоксального марксизма-ленинизма, маоизма, кимирсенизма.и т.п. и в соответствии с этим выбирают те или иные формы борьбы за достижение своих целей. Поскольку руководство и основная масса активных членов политических партий находились в этот период на территории Индии, буквально для всех политических партий явилось неожиданностью движение студентов, которое поддержали рабочие, крестьяне и служащие, против панчаятской системы, прокатившееся по стране в начале 1979 г. Это движение поставило правящий режим на грань краха. В поисках выхода из создавшейся ситуации король вынузден был объявить о проведении в стране референдума.
В параграфе втором "Панчаят как инструмент монархии в управлении страной" рассматривается процесс становления государственной структуры управления Непалом в период установления в стране абсолютной монархии. Подробно разбирается 'Конституция Непала 1962 г., рассматриваются документы, определившие права и обязанности органов панчаята
от местных /деревенских и городских/ до Национального пан-чая та, а также система выборов в панчаяты всех уровней. В параграфе приводятся схемы организационной структуры панча-ятской системы, системы панчаятов и классовых организаций, центральных органов управления, которые были созданы в стране согласно Конституции Непала 1962 г. и рядом последующих правительственных /королевских/ указов и которые просуществовали с некоторыми изменениями вплоть до 1979 г. Здесь же разбираются основные идеологические постулаты панчаятской системы и анализируется роль так называемых "классовых организаций" в политической системе страны. "Классовые организации" были задуманы как альтернатива запрещенным политическим партиям и организациям, а их основной задачей было продемонстрировать, что "в условиях панчаятской демократии создается справедливое общество, основанное на классовой координации и гармонии классовых интересов".*
В параграфе также показывается постепенное вызревание кризиса панчаятской системы, что не являлось тайной и для правящих кругов. Именно поэтому уже с середины 60-х годов Дворец вынужден был искать способы укрепления влияния панчаятов среди населения страны. В связи с этим с 1967 г. стала' проводиться Национальная кампания "Назад в деревню", которая имела своей конечной целью укрепление панчаятских принципов. Эта кампания проводилась в два этапа - вначале королем Махендрой, а затем королем Бирендрой. Она так и не достигла своей цели, свидетельством чему явился правительственный кризис 1979 г.
В__главе__II "Институт королевской власти в поисках
выхода из политического кризиса" рассматривается расстановка политических сил и политическая борьба в Непале накануне и в ходе референдума 1979 г. /§1/, а также стремление Дворца сохранить политическую систему в стране в виде панчаятов, реформировав ее соответствующим образом /§2/.
В первом параграфе говорится о том, что кризис политической системы для политических партий в его конкретном проявлении явился в некоторой степени неожиданным. Поэтому к
1 Pander Khilendra. Ri.ee of nationalism in Nepal. - Nepal Review. March, 1969, vol. I, No 5. -P. 231.
референдуму политические партии не сумели подготовиться надлежащим образом, не выработав ни политических, ни социально-экономических программ. Существовавший по-прежнему запрет на деятельность политических партий также осложнил борьбу на референдуме за отмену панчаятской системы. Кроме того, позиция самого короля, изложенная им в ряде прокламаций, явно склонялась в сторону сохранения панчаятской системы, правда, в модернизированном виде. Разрешение лидерам политических партий выступать в ходе агитационной кампании перед референдумом не от имени своих партий, а от себя лично, внесло разногласия в ряды руководства партий.
Лидеры многих партий сознавали необходимость единства между партиями в борьбе за отмену панчаятской системы, однако на практике такого единства не сложилось. Все это в конечном счете предопределило победу панчаятской системы на референдуме, хотя более 455? населения отдало свои голоса в пользу введения в стране многопартийной системы.
Во втором параграфе "От кризиса к кризису: взаимоотношения между институтом королевской власти и панчаятом /1979-1989 гг./" анализируется процесс политического развития Непала, в ходе которого монархия пыталась укрепить свои позиции путем политического маневрирования, целью которого было стремление никоим образом,не допустить в стране восстановления многопартийной системы. С этой же целью король внес третью поправку в Конституцию страны, согласно которой отныне /с 1980 г./ образовывалось правительство, ответственное перед Национальным панчаятом, а не перед королем, вводилась система прямых выборов в Национальный панчаят и т.п., то есть создавалась некая видимость ограничения абсолютной власти короля, что на деле являлось фикцией.
Здесь же анализируется роль Дворца в осуществлении государственной власти, положение Секретариата Дворца в структуре управления страной и т.д.
Показывается ошибочность тактики бойкота выборов в Национальный панчаят в 1981 г., которой придерживался Непальский конгресс и ряд других политических партий. Этой же тактики Конгресс придерживался и в ходе выборов 1986 г. Однако ряд конгрессистов, не согласных с политикой бойкота, объявленной руководством партии, приняли участие в предвыборной борь-
бе. В этих выборах приняли участие также коммунисты из ряда коммунистических партий и групп /за исключением группы Мон-махана/ и многие из них были избраны в панчаяты различных уровней, в том числе и в Национальный панчаят. В предвыбор- . ной борьбе 1986 г. широко использовался лозунг о восстановлении многопартийной системы, причем этот лозунг выдвигали и кандидаты от панчей. Коммунисты, избранные в Национальный панчаят, использовали его трибуну для выдвижения требований о введении вновь многопартийной системы в стране.
С декабря 1985 г. по декабрь 1986 г. в стране было организовано празднование 25-летия панчаятской системы. С этой целью был подготовлен и издан сборник "Панчаят смарика", в котором была предпринята попытка доказать эффективность панчаятской системы и показать ее достижения за весь период существования в социально-экономической области. Все положения этого юбилейного сборника были подвергнуты критике"политическими партиями, доказавшими, что именно панчаятская система привела страну к порогу бедности и Непал занял одно из последних мест в мире по доходам на душу населения.
Во второй половине 80-х гг. в Непале разразился ряд скандалов о коррупции в высших правительственных сферах, в которых оказались замешанными и члены королевской семьи.
В этот же период постепенно преодолеваются разногласия между политическими партиями,на практике складывается единство действий на местах, между членами различных партий в организации мирных движений протеста по типу сатьяграхи против панчаятской системы. Намечается сближение позиций руководства Непальского конгресса и коммунистических партий и групп па ряду вопросов о методах борьбы против панчаятской систе- " мы. Преодолеваются разногласия между коммунистическими группами.
Таким образом, в стране созрели предпосылки для организации мощной оппозиции правящей системе.
В__главе Ш "Кризис панчаятской системы и введение
многопартийности /1989-1991 гг./" анализируется ход борьбы ,
политических партий за восстановление многопартийной демократии в стране /§1/ и после отаены панчаятской системы, предвыборная борьба п итоги выборов в парламент в 1991 г. /§2/.
В первом параграфе анализируется процесс создания Объединенного левого фронта, в состав которого вошло 7 левых
политических партий и группировок, его Политический манифест и метода и формы борьбы за отмену панчаятской системы. Показывается также, что в результате совместных действий между Объединенным левым фронтом и Непальским конгрессом, в стране было начато 14 февраля 1990 г. широкое глирное народное движение за многопартийную систему. Несмотря па репрессивные меры, предпринятые правительством для его подавления, народное движение увенчалось успехом. Король вынужден был пойти на уступки и обнародовал прокламацию об упразднении панчаятской системы и приостановил действие ряда статей конституции, касающихся запрета на политические партии. В соответствии с королевской прокламацией была создана комиссия по подготовке проекта новой конституции. В состав этой комиссии вошли представители различных политических партий.
В ноябре 1990 г. в Непала была введена в действие новая конституция, согласно которой в стране устанавливается конституционная монархия. В параграфе анализируется текст непальской конституции 1990 г.
Во втором параграфе главы анализируются предвыборные программы политических партий, пользовавшихся наибольшим авторитетом среди непальского населения и потому претендовавших на победу на выборах. Это прежде всего Непальский конгресс , Коммунистическая партия Непала /Объединенная .марксистская и ленинская/. Коммунистическая партия Непала /Демократическая/ и Непальская партия благонамеренйя /Непал садбха-вана парти/. Сопоставляются политические и социально-экономические разделы их программ, показывается их различие по ряду вопросов. Подводятся также итоги прошедших в мае 1991 г. ■выборов, победу на которых одержал Непальский конгресс, подучивший 110 мест из 205 в нижней палате парламента, что позволило ему сформировать правительство. Второе место по числу голосов зашита КПН /Объединенная марксистская и ленинская/, получившая 69 мест в нижней палате. КПН /ОМЛ/ стала самой мощной оппозиционной силой в парламенте и сформировала свой "теневой кабинет" во главе с Манмоханом Адхикари.
Разногласия между основными политическими партиями в вопросах о конечных целях социально-экономического и политического развития Непала порождают острое соперничество между
шили и не позволяют создать коалиционное правительство национального единства, а это дает определенные шансы реакционным силам на политический реванш.
В_заключении диссертации подводятся итоги исследования и формулируются выводы, вытекающие из проведенного анализа.
Политическая система в Непале прошла в своем развитии через несколько этапов. Причем на различных отрезках исторического развития страны за последние 40 лет, т.е. после свержения режима наследственных премьер-министров из семейства Рана, реальное содержание понятия "монархия" менялось несколько раз. В 1951 г. в стране была произведена реставрация монархии в виде традиционно-монархических институтов с некоторой модернизацией. Однако объективные /низкий уровень социально-экономического развития/ и субъективные /слабость политических партий и участие короля в борьбе против семейства Рана/ предпосылки привели к тому, что в стране произошла не революция, а реставрация монархии.
В последующее десятилетие - в годы переходного периода /1951-1959 гг./ - происходили перемены, которые внесли существенные элементы модернизации в государственное устройство и Политическую систему: функционирование партий; формирование правительств парламентского большинства, несших коллективную ответственность перед законодательным органов; прямые всеобщие выборы в парламент и т.д. Тем не менее партийные кабинеты не смогли лишить традиционные институты /конфессиональные, племенные, кастовые, профессиональные общности и т.д./ той важной роли, которую они играли в непальском обществе. Дуть к консолидации государственной власти и ее удержанию лежал через овладение ими.
3 годы переходного периода монархия внешне приобрела конституционные черты. В действительности же происходило движение к монархии абсолютистского типа, которое оппозиционные силы оказались не в силах предотвратить. Отмена х многопарткйной системы явилась попыткой королевской власти найти выход из кризисной ситуации и решить вставшие перед страной социальные и экономические проблемы на, путях авторитаризма. Непальский абсолютизм .обладал достаточными возможностями, чтобы поступиться некоторыми интересами отдельных групп феодального класса во имя удовлетворения его ко-
ренншс интересов в целом и, постепенно преобразуя класс, не меняя его состава, помочь преодолеть ему трудности переходного периода и извлечь наибольшие выгода из формирующегося капиталистического уклада. Во временных рамках панчаятской системы королевская власть демонстрировала способность противостоять давлению наиболее привилегированной прослойки феодального класса, вынуждать ее идти на определенные уступки и самоограничения.
Но вопреки утверждения;.! официальной пропаганды в период 60-х - 70-х годов, что панчаятской системе нет и на может быть альтернативы, в ходе накопления элементов капиталистической инфраструктуры неизбежно обострялись старые и завязывались новые узлы противоречий, которые непальский абсолютизм в рамках беспартийной панчаятской системы оказался не в силах преодолеть.
В конце 70-х годов основательный кризис потряс панчмг-скув систему и саму монархию, оказавшуюся под угрозой существования. Однако в тех условиях благодаря достаточно ловкому политическому маневру в виде общенационального референдума королю удалось спасти беспартийную политическую систему, пообещав внести в нее необходимые коррективы.
В 80-е годы политические партии прошли хорошую школу борьбы, пройда путь от бойкота .всеобщих выборов в Национальный панчаят до участия в его работе с целью проведения агитации и пропаганды в пользу многопартийной демократической систем, доказывая с высокой трибуны, что панчаятскач система ничего не дала народу.
В конце 80-х годов противник! панчаятской системы, объединив свои силы, начали мощное мирное народное движение против системы. Панчаятская система была обречена. Ничто уже не могло ее спасти. Монархии пришлось согласиться на введение многопартййной демократической системы управления государством. Однако народное движение было столь мощным, а политические партии, выступившие в большинстве своем с едиными требованиями, столь сильны, что уже не могло быть и речи о даровании конституции народу королем. Новая конституция ограничила абсолютизм, введя в Непала конституционную форму правления.
В разделе "Приложения" даются переведенные на русский язык тексты официальных /правительственных/ и партийных документов.
положения и выводы диссертации докладывались на научно-теоретических конференциях молодых ученых Российского Университета дружбы народов в 1991 и 1992 гг. По теме диссертации была опубликована статья "Проблема национализма и национальный вопрос в современном Непале" в сборнике "Вопросы всеобщей истории. Материалы конференции аспирантов кафедры всеобщей истории Университета дружбы народов имени П.Лумумбы". - Москва, Наука, 1991. - С. 47-58.
Апробация_диссертации. Основные
Ротапринт Университет Дружбы народа заказ 351 тираж 100