автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Ф.М. Достоевский и О.Ф. Миллер: история взаимоотношений
Полный текст автореферата диссертации по теме "Ф.М. Достоевский и О.Ф. Миллер: история взаимоотношений"
□□34Э1388
На правах рукописи\
Окишева Карина Анатольевна
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ И О.Ф. МИЛЛЕР: ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Специальность 10.01.01 - русская литература
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук.
2 а ЯНВ 2910
Магнитогорск - 2010
003491388
Работа выполнена на кафедре русской литературы ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» Научный руководитель: доктор филологических наук,
профессор
Борисова Валентина Васильевна Официальные оппоненты: доктор филологических наук,
зам. директора по научной работе С.-Петербургского ГУК «Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского» Тихомиров Борис Николаевич
кандидат филологических наук, доцент
Постникова Екатерина Георгиевна Ведущая организация: ГОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования».
Защита состоится 16 февраля 2010 года в 10 часов на заседании диссертационного совета Д. 212.112.03 по присуждению ученой степени кандидата филологических наук в Магнитогорском государственном университете по адресу: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 114, ауд. 211.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Магнитогорского государственного университета. Текст автореферата опубликован на официальном сайте ФГОУ «Магнитогорский государственный университет» http://science.masu.ru 14 января 2010 года. Автореферат разослан 15 января 2010 года
Ученый секретарь
диссертационного совета
доктор филологических наук, профессор
А.В. Петров
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Научная постановка темы диссертационного исследования определяется следующими факторами. Во-первых, необходимо с научной объективностью оценить значение личности и деятельности Ореста Федоровича Миллера (1833-1889), определить его подлинное место в истории отечественной литературы и критики. При жизни О.Ф. Миллер был почти легендарной фигурой, а в наши дни интерес к его наследию связан в основном с ростом популярности историко-биографических исследований. Между тем заслуги его перед русской культурой шире. Во-вторых, обращение к истории взаимоотношений О.Ф. Миллера и Ф.М. Достоевского призвано обогатить наши представления о творческой индивидуальности автора великого «пятикнижия».
В этой связи в нашем исследовании предполагается реализовать новые возможности для расширения и обобщения фактической, документальной основы изучения Достоевского-человека и художника, тем более что монографических работ, специально посвященных данной теме, до сих пор нет, чем и определяется принципиальная новизна работы.
Ее актуальность обусловлена необходимостью расширения историко-биографического контекста, без которого невозможна подлинно научная биография Ф.М. Достоевского. В ее подготовку значительный вклад первым внес именно О.Ф. Миллер.
Цель диссертационного Исследования:
воссоздание истории личных и творческих взаимоотношений Ф.М. Достоевского и О.Ф. Миллера в контексте общественно-культурной жизни России второй половины XIX века и разрушение сложившегося в литературоведении тенденциозного представления о первом биографе писателя как критике «второго ряда».
Реализация цели предполагает решение следующих задач:
- в историко-функциональной перспективе реконструировать и оценить творческую индивидуальность О.Ф. Миллера;
- провести анализ взаимоотношений О.Ф. Миллера с Ф.М. Достоевским;
- определить место и значение наследия О.Ф. Миллера в научно-биографической литературе, посвященной Ф.М. Достоевскому.
Предметом изучения является суть и характер взаимоотношений О.Ф. Миллера и Ф.М. Достоевского, нашедших свое отражение в творческих, публицистических, эпистолярных, рукописных и других источниках.
Объектом исследования стал доступный на сегодня круг источников, необходимый для решения поставленных задач. В этой связи материалом исследования служат: произведения и записные книжки Ф.М. Достоевского; работы О.Ф. Миллера - лекции, речи, статьи, очерки, опубликованные в различных журналах и газетах («День», «Русская мысль», «Новости», «Неделя», «Русский курьер» и др.), значительная часть которых собрана в основных трудах «Русские писатели после Гоголя», «Славянство и Европа»; а также неопубликованные материалы, хранящиеся преимущественно в Российском государственном архиве литературы и искусства и рукописном отделе Российской государственной библиотеки, - автобиография профессора «Воспоминания и признания» (1833-1886), его дневники и письма. Помимо этого использованы материалы архивного фонда Ф.М. Достоевского, в частносга - переписка О.Ф. Миллера с писателем, А.Г. Достоевской, Н.Н. Страховым, А.Н. Майковым и другими респондентами.
Основным источником исследования явилась первая часть посмертной биографии писателя - «Материалы для жизнеописания Ф.М. Достоевского», а также мемуарно-биографические работы современников о О.Ф. Миллере.
Взаимоотношения Ф.М. Достоевского со своим биографом в той или иной степени затрагивались в ряде работ, посвященных жизни и деятельности двух современников. В дореволюционный период касались данной темы Б.Б. Глинский и И.А. Шляпкин - авторы биографических очерков о 4
О.Ф. Миллере. Она нашла свое отражение и в мемуарно-биографической, справочной литературе советских и современных достоевсковедов -Л.П. Гроссмана, A.C. Долинина, B.C. Нечаевой, В.Я. Кирпотина, П.ГТ. Косенко, C.B. Белова, И.Л. Волгина, Б.Н. Тихомирова, H.H. Богданова и других авторов.
Среди немногих специальных работ, имеющих отношение к истории взаимоотношений О.Ф. Миллера и Ф.М. Достоевского, выделяется статья Н.М. Перлиной «Первая посмертная биография Ф.М. Достоевского - анализ источников»1, в составлении которой приоритетная роль отведена именно О.Ф. Миллеру.
В основе диссертации лежит комплексный подход, включающий в себя биографический, сопоставительный, историко-литературный методы изучения жизни и литературно-общественной деятельности О.Ф. Миллера и Ф.М. Достоевского. Биографический метод, в частности, дает возможность на документальной основе реконструировать жизнь и деятельность О.Ф. Миллера, историю его взаимоотношений с Ф.М. Достоевским.
Научно-практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его материалы и выводы могут быть использованы в преподавании истории русской литературы XIX века. Кроме того, результаты изучения данной темы могут оказаться полезными в составлении научной биографии писателя - первостепенной задачи современного достоевсковедения.
В целом данная работа позволяет осмыслить широкий контекст диалогических отношений двух современников, представить систему новых фактов, существенно дополняющих общую картину культурно-исторической жизни второй половины XIX века.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Жизнь и деятельность О.Ф. Миллера, являющая собой образец гражданского и духовного подвижничества, органично соответствует пафосу творчества Ф.М. Достоевского. И в этом смысле О.Ф. Миллер - «человек Достоевского».
1 Перлина Н.М. Первая посмертная биография Ф.М. Достоевского - анализ источников // Статьи о Достоевском. 1971-2001. - СПб., 2001.-С. 121-134.
2. На духовное самоопределение О.Ф. Миллера значительное влияние оказал Ф.М. Достоевский, который в свою очередь увидел в православном немце О.Ф. Миллере нравственно и психологически близкого себе человека -«труженика во Христе», деятельного патриота России.
3. Ф.М. Достоевский и О.Ф. Миллер были душевно и духовно близки. Родство их воззрений на человека, мир, историю обусловлено принадлежностью к единой религиозно-философской мысли, утверждающей идеал творческого, миропреображающего христианства, человеческой истории как «работы спасения». Это помогло биографу проникнуть в тайну личности великого художника.
4. О.Ф. Миллер по праву является первым достоевсковедом: он впервые предпринял попытку научного осмысления наследия Ф.М. Достоевского сквозь призму событий жизни, определивших его творческий метод. Подготовленные профессором «Материалы для жизнеописания Ф.М. Достоевского» стали кульминацией дореволюционной биографической литературы о писателе в силу своей первичности, исследовательской точности и фактографической содержательности.
5. Непреходящее научное значение сохраняют литературно-критические работы О.Ф. Миллера о Ф.М. Достоевском, в которых его произведения рассмотрены в органическом идейном единстве, с пониманием общей логики творческой эволюции, что послужило основой для современных представлений о двух этапах исканий писателя (до «Преступления и наказания» и после него). Многие критические наблюдения О.Ф. Миллера получили развитие в достоевсковедении: соотношение типов героев, выяснение роли второстепенных персонажей, анализ способов повествования, изображения снов и т.д.
6. О.Ф. Миллер первым ввел в научный оборот записные книжки и черновые варианты произведений Ф.М. Достоевского с полным осознанием их значения для полноценного восприятия художественного мира писателя. Он
раскрыл в этих материалах своеобразную летопись духовной жизни ФМ. Достоевского, сохранил их для потомства
Основные положения диссертации апробированы в докладах на Международной конференции «Язык. Культура. Деятельность: Восток-Запад (Набережные Челны - Нижний Новгород, 1999-2002 гг.), Всероссийской научной конференции «Проблемы психологии в современных условиях» (Набережные Челны, 2003 г.), на региональных научных конференцииях «Непрерывное образование: школа - педколледж - вуз» (Уфа, 2006-2009 гг.).
Результаты исследования отражены в семи опубликованных работах по данной теме, в том числе в издании из списка ВАК, в специальных курсах по литературе, читаемых в Набережночелнинском филиале Нижегородского государственного лингвистического университета.
Структура работы соответствует поставленным целям и задачам, включает в себя введение, в котором характеризуются актуальность проблемы, предмет и объект исследования, намечаются его цели и задачи, обосновывается теоретическая и практическая значимость. Основная часть работы содержит три главы. В первой - характеризуется жизнь и литературно-общественная деятельность О.Ф. Миллера, история его взаимоотношений с Ф.М. Достоевским. Во второй главе анализируются «Материалы для жизнеописания Ф.М. Достоевского», рассматривается история создания, концепция первой биографии писателя. Последняя глава посвящена осмыслению литературно-критических работ О.Ф. Миллера. В заключении подводятся итоги проведенной работы и намечаются перспективы дальнейших исследований. Завершает работу список цитированной и использованной литературы, в котором значится 200 наименований.
Тексты писателя цитируются по изданию: Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. - Л.: Наука, 1972-1990. При ссылках на него в тексте автореферата в квадратных скобках цифрами указываются номер тома и страницы.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении определяются предмет и объект исследования, обозначаются его цели и задачи, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе - «Личность О.Ф. Миллера: жизнь и литературно-общественная деятельность» - в историко-функциональной перспективе реконструирована жизнь О.Ф. Миллера и дана оценка его личностной и творческой индивидуальности; проанализирована история взаимоотношения профессора и Ф.М. Достоевского.
История жизни и формирования личности О.Ф. Миллера раскрывается в его дневниках и «Воспоминаниях и признаниях (1833-1886 гг.)», хранящихся в Российском государственном архиве литературы и искусства2. В «Воспоминаниях...» заметна тенденция к художественному обобщению опыта своей жизни. И хотя в них отразились только отдельные факты биографии О.Ф. Миллера, они позволяют полнее осветить его личность. В значительной степени их дополняет обстоятельное жизнеописание профессора, составленное его учеником, писателем и публицистом Б.Б. Глинским (1860-1917). С ним Орест Федорович находился в многолетней дружбе.
Жизнь О.Ф. Миллера напоминает житие первых христиан: она была сознательно бессемейная, полностью посвященная духовным и общественным целям - бескорыстному служению людям, их нравственному совершенствованию в духе православной морали. По происхождению балтийский немец, лютеранин по вере, в пятнадцатилетнем возрасте О.Ф. Миллер осознанно принял православие. Своей праведностью он восхищал современников.
Наряду с русским фольклором, предметом постоянного научного интереса О.Ф. Миллера в 1870-80 годы стала история русской литературы. Статьи по новейшей литературе вошли в его трехтомный труд «Русские писатели после Гоголя», который переиздавался шесть раз, вплоть до 1915 года.
2Миллер О.Ф. РГАЛИ. Ф. 1380. Оп. 1. Д. 1. Дневник 1849-1850; Д. 9. Дневник 1888; Д. 11. Воспоминания и признания (1833-1886).
Особое отношение у О.Ф. Миллера было к Ф.М. Достоевскому, о чем свидетельствуют его многочисленные речи и статьи. Современники отмечали, что в конце 1870-х годов и особенно после смерти писателя О.Ф. Миллер находился под его сильным влиянием. Часто участвуя вместе с Ф.М. Достоевским в разных литературных и благотворительных вечерах во второй половине 1870-х годов, О.Ф. Миллер искренне привязался к нему как к гениальному романисту, прозорливому психологу и самоотверженному защитнику «униженных и оскорбленных».
Изучение архивных материалов дает возможность проследить динамику и характер их отношений. Личное знакомство с писателем, как сообщает О.Ф. Миллер в «Материалах для жизнеописания Ф.М. Достоевского», состоялось в начале 1870-х годов. Биограф, скорее всего, имел в виду начавшуюся между ними переписку в 1874 году по поводу публикации статьи о самарском голоде. Но Ф.М. Достоевский, вероятно, был знаком с литературно-общественной деятельностью О.Ф. Миллера еще в 1860 - начале 1870-х годов, когда Орест Федорович активно стал печатать свои работы по фольклору, славянскому вопросу и т.д.
Сначала писатель относился к О.Ф. Миллеру скептически и даже несколько неприязненно как к представителю «застаревшихся либералистов». Публикация в 1874 году третьей и четвертой лекций О.Ф. Миллера из цикла «Русская литература после Гоголя», посвященных творчеству Ф.М. Достоевского, которые сам писатель расценил как «очень хвалебные», способствовала перемене его отношения к профессору.
Доверительные отношения между О.Ф. Миллером и Ф.М. Достоевским установились с начала Сербской войны, когда оба приняли активное участие в деле помощи нуждающимся славянам. Судя по упоминаниям имени О.Ф. Миллера в записных тетрадях писателя начиная с 1876 года, личность и общественно-литературная деятельность профессора вызывала повышенный интерес у Ф.М. Достоевского, тем более что он относился к той группе славянофилов, к которой, по признанию Ф.М. Достоевского в «Дневнике писателя» за 1877 год, примыкал и он сам. Для своего времени О.Ф. Миллер стал заметным деятелем славянофильства, одним из главных членов
Петербургского Славянского общества и различных его комитетов. «В то время ходила эпиграмма, - вспоминает ученик О.Ф. Миллера, писатель В.В. Вересаев. - Москва, умолкни. Stiller! Stiller! Здесь Петербург стал Петроград. Здесь Гильфердинг, Фрейганг и Миллер Дела славянские вершат»3.
Говоря о поисках собственного направления, Ф.М. Достоевский записал: «Миллер провозгласил славянофильское учение народным. А я выдумал примирить славянофилов с запад<ника>ми» [24, 205]. Несомненен полемический характер этой записи. Писатель обнажает здесь различия между собственной позицией и взглядами О.Ф. Миллера. Но другая запись, сохранившаяся в рукописной редакции «Дневника писателя» за 1877 год, несмотря на иронический тон, отражает уже определенное сходство мировоззренческих представлений Ф.М. Достоевского и О.Ф. Миллера, обусловленное тесным общением и близким знакомством: «Ор<ест> Миллер, соединивший в себе славянофильство с европейничаньем» [25,228].
Более того, может быть, под влиянием Ф.М. Достоевского некоторые выступления О.Ф. Миллера стали носить явно почвеннический характер. Об этом свидетельствует реакция профессора на доклад председателя санкт-петербургского отдела Славянского благотворительного комитета князя Васильчикова «О помощи славянам», в котором говорилось, что надо обратиться с призывом о пожертвованиях к европейским странам. Именно с ним, а не с большинством членов собрания, выступивших против такой идеи, оказался солидарен О.Ф. Миллер. Судя по всему, с этой речью О.Ф. Миллера на собрании Славянского комитета связана запись Ф.М. Достоевского о соединении славянофильства с «европейничаньем». Ее иронический пафос не мешает выражению идеи «всечеловечности», которая самому Ф.М. Достоевскому тоже была очень дорога в конце 1870-х годов. Однако нараставшая идейная близость Ф.М. Достоевского и О.Ф. Миллера не привела их к полному единомыслию. Так, имя О.Ф. Миллера иронически упоминается в подготовительных материалах к «Дневнику писателя» за 1976 г.: «Любвеобильность - вещь, положим, и недурная, но ведь и заездить клячу. Все [люби] одно да одно - оно и присластится, не любовь то есть, а
3Вересаев В.В. В студенческие годы//Собр. соч.: В 5 т. -М., 1961. - Т. 5. - С. 205. 10
любвеобильность» [24, 247]. Почти дословно эта запись отразилась в опубликованном «Дневнике писателя» за 1876 год (июль-август; глава 4). Она показывает, что Ф.М. Достоевский, в отличие от наивного, мечтательного идеалиста-профессора, не питал особых иллюзий на счет «великого всенародного движения» в поддержку славян. Предвидение писателя, к сожалению, оправдалось. Вскоре О.Ф. Миллеру пришлось горько убедиться в том, что новая историческая эра далеко еще не наступила - это было одно из самых убийственных разочарований в его жизни.
В целом Ф.М. Достоевский по достоинству оценил энергичную общественную деятельность О.Ф. Миллера, в частности, его активное участие в Восточном вопросе во время Сербской войны. Заметил Федор Михайлович и всеобщее уважение студенчества к О.Ф. Миллеру как к учителю и наставнику. Его бескорыстное служение России и русскому народу также импонировало писателю. Он не мог не обратить на него внимания как на яркий тип обрусевшего немца, ставшего православным «делателем».
Убежденное самопожертвование во благо других, вера в спасительный Божий промысел и всепобеждающую силу христианской любви связывают О.Ф. Миллера не только с «положительно-прекрасными» героями Ф.М. Достоевского (Макаром Долгоруким, Зосимой, Тихоном, князем Мышкиным, Алешей Карамазовым), но и с ним самим.
Писатель, пристально вглядываясь в близких ему по времени православных подвижников, угадывал в них «святую фигуру», «труженика во Христе». Судя по всему, и в О.Ф. Миллере он увидел черты, нравственно и психологически понятные и близкие себе. И в этом смысле О.Ф. Миллер - это «человек Достоевского».
Не случайно с конца 1870-х годов между Ф.М. Достоевским и О.Ф. Миллером завязываются особенно теплые и доверительные отношения. Профессор часто бывает в доме Достоевских, ведет с ними переписку. Оба откровенно делятся друг с другом творческими и личными планами. Известно, что Федор Михайлович фамильярно называл О.Ф. Миллера «Оринькой».
Писатель был огорчен его отсутствием на Пушкинских торжествах, полагая, что О.Ф. Миллер как красноречивый оратор и преданный критик,
безусловно, мог бы оказать ему необходимую моральную поддержку. Профессор отозвался на Пушкинскую речь горячей и обстоятельной статьей, дав ей чрезвычайно лестную оценку и обвинив оппонентов писателя, в частности А.Д. Градовского, в безосновательных нападках на автора.
Но все же взаимоотношения О.Ф. Миллера и Ф.М. Достоевского нельзя полностью назвать интимно-дружескими, скорее, они были доверительно-деловыми. Позиция «великий учитель - внемлющий ученик», как нам представляется, совершенно устраивала профессора.
Неожиданная кончина Ф.М. Достоевского стала для О.Ф. Миллера огромным потрясением и личным горем. Во время болезни и смерти писателя он был одним из самых сочувствующих помощников Анны Григорьевны, а на панихиде и похоронах - распорядителем траурной процессии.
29 января 1881 года на Пушкинском вечере, где должен был выступать Ф.М. Достоевский, О.Ф. Миллер произносит поминальную речь, в которой провозглашает писателя Пророком, Учителем общества.
После смерти Ф.М. Достоевского своим гражданским и моральным долгом О.Ф. Миллер считал задачу популяризации его наследия. Он становится основным организатором конкурса на надгробный памятник Ф.М. Достоевскому и сбора пожертвований для его создания (1881-1883 гг.), принимает участие в вечере памяти для учреждения именной стипендии (1881 г.); вплоть до 1887 года вместе с Анной Григорьевной проводит ежегодные литературные вечера, посвященные памяти художника; помогает в организации и присутствует на открытии народной школы имени Достоевского в Старой Руссе (1883 г.).
Наконец, О.Ф. Миллер собирает биографические материалы о жизни и деятельности Ф.М. Достоевского, читает цикл публичных лекций о нем в Петербургском университете, посвящает его жизни и деятельности ряд речей и статей.
Таким образом, со всей очевидностью выявляется, что личное знакомство с Ф.М. Достоевским стало важной духовной и творческой вехой в судьбе профессора. Тесный человеческий и творческий контакт с великим писателем в
последние годы его жизни позволил О.Ф. Миллеру стать его выдающимся биографом и критиком.
Во второй главе - «О.Ф. Миллер - первый биограф Ф.М. Достоевского» - анализируется история создания посмертной биографии писателя, ее концепция, принципы составления. В центре исследования - «Материалы для жизнеописания Ф.М. Достоевского», которые стали главным трудом О.Ф. Миллера.
Это обширный свод документов и фактов, в котором сочетаются высокий профессионализм ученого и его искренняя любовь к своему герою. По сути, профессор провел огромную, трудоемкую и скрупулезную работу по сбору документальной базы для будущей систематической биографии Ф.М. Достоевского. Он фактически сыграл центральную роль в ее составлении. При этом О.Ф. Миллер учитывал как собственно биографические, так и творческие факты, сопрягая фактографическое описание событий из жизни писателя с его духовной жизнью. Личное жизнеописание Достоевского он дополнил его социальной и литературной биографией. Под взглядом биографа творческая индивидуальность Ф.М. Достоевского оказалась не просто описанной, но по-своему осмысленной и объясненной.
О.Ф. Миллеру удалось реконструировать жизнь писателя от его рождения до освобождения из ссылки и возвращения в Петербург. Профессор с большим воодушевлением работал над биографией, о чем свидетельствуют его все еще не опубликованные письма к Анне Григорьевне. Представить жизнь Ф.М. Достоевского как можно полнее, собрать все факты, ее проясняющие, с максимальным тщанием, - такую задачу выполнил О.Ф. Миллер, считая создание биографии великого писателя делом первостепенной важности.
Он развивает кипучую деятельность по сбору документального материала: ведет обширную переписку и встречается с современниками, лично знавшими писателя, записывает их устные рассказы, собирает эпистолярий Ф.М. Достоевского, уточняет неизвестные или малоизвестные сведения.
«Материалы для жизнеописания Ф.М. Достоевского» представляют собой хронологически последовательное описание докаторжного и сибирского периода жизни писателя: «Детство и учебные годы», «Начало литературного
поприща», «Катастрофа», «Ссылка и освобождение». Распределяя биографический материал по главам, О.Ф. Миллер выделяет четыре рубежа в жизни Ф.М. Достоевского, кульминацией которой, судя по символическому названию третьей главы («Катастрофа»), оказывается увлечение идеями социализма и участие в кружке Петрашевского.
Уже в самой группировке фактов и событий просматривается концепция жизнеописания в целом и образа биографического героя в частности. О.Ф. Миллер подчеркивает пророческий дар Ф.М. Достоевского, его великую любовь к русскому народу и России; в его многострадальной судьбе видит героизм и подвижничество. Отмечая благотворную роль каторги в жизни и творчестве писателя, биограф утверждает, что Ф.М. Достоевский никогда не был в прямом смысле социалистом и атеистом.
Можно выделить основной круг проблем и тем, который О.Ф. Миллер наметил в своей части биографии: это первые литературные опыты; увлечение утопическим социализмом; взаимоотношения с кругом В.Г. Белинского; роль каторги в дальнейшей судьбе писателя, влияние ее на мировоззрение и творчество Ф.М. Достоевского; время и причина заболевания (эпилепсия); отношение к славянофильству, народу.
Как биограф О.Ф. Миллер исходил из собственных принципов работы, которые до сих пор сохраняют важное значение для науки. Во-первых, это принцип прямого цитирования. Излагая и оценивая факты жизни и творчества Ф.М. Достоевского, биограф отдает безусловный приоритет свидетельствам самого писателя. Прежде всего он ориентируется на авторские воспоминания, помещенные в «Дневнике писателя» (о литературно-общественных деятелях 1840-60-х годов и примыкающие к ним воспоминания о петрашевцах, о литературном дебюте и литературе 1840-х годов, о минутах, проведенных на эшафоте, и жизни на каторге, о родительской семье, детстве, мужике Марее, Алене Фроловне, брате Михаиле, об Инженерном училище, о жизни за границей и т.д.), и на «Краткие биографические сведения, продиктованные писателем А.Г. Достоевской». Только в некоторых случаях О.Ф. Миллер вводит в свой комментарий суждения писателя в виде скрытых цитат.
Во-вторых, это принцип контекстуальной реконструкции. Часто не располагая необходимым фактическим материалом, О.Ф. Миллер пытается вычленить из контекста имеющихся писем, дневниковых записей, воспоминаний современников ту информацию, которая могла бы заполнить пробелы в биографии писателя, уточнить некоторые имена, даты и т.д. Если все же определенные факты и события в жизни писателя не удается выяснить, то О.Ф. Миллер оставляет нерешенный вопрос открытым.
В-третьих, это принцип классификации фактов по степени их достоверности. С большой осторожностью используя разнообразные источники и подчеркивая, что те или иные сведения записаны со слов мемуариста, О.Ф. Миллер отмечает его субъективность, старается проверить информацию. Учитывая пределы компетентности рассказчика и уровень его суждений о жизни и творчестве писателя, профессор различает добросовестные заблуждения, когда описываемый факт толкуется упрощенно или ошибочно, и заведомо сознательные искажения.
В-четвертых, это принцип полноты представления биографического материала. О.Ф. Миллер понимал, что следует сохранить все факты жизни и творчества Ф.М. Достоевского, не пренебрегая ничем. Ему пришлось выдержать сильный напор Анны Григорьевны, которая, как известно, не пропускала в печать материалы, касающиеся, по ее мнению, личной и семейной жизни Федора Михайловича. Но О.Ф. Миллер, тем не менее, учитывал их в своей характеристике личности Достоевского. Даже оставшись за кадром, они проливали нужный свет на биографию великого романиста. Биограф был убежден, что все сведения, касающиеся жизни и деятельности великих людей, должны быть непременно обнародованы полностью, потому что «всякая утайка» документов или их корректура осложняет понимание личностных особенностей писателей и мотивов их поведения, вызывает субъективизм в оценке фактов, порождает слухи и т.д.
Собрав и систематизировав практически весь имеющийся на том этапе фактический материал о жизни и деятельности Ф.М. Достоевского, О.Ф. Миллер смог обозначить и наметить дальнейшие пути научного изучения
биографии автора, что делает его труд незаменимым первоисточником для всех последующих поколений биографов-исследователей.
Жизнеописание Достоевского, составленное О.Ф. Миллером, стало кульминацией всей биографической литературы, написанной в дореволюционный период, и сохраняет непреходящее значение до сих пор. К тому же оно обогащено ценными литературными характеристиками и находками. Несомненной заслугой О.Ф. Миллера как биографа следует считать выявление ряда неосуществленных и затерянных замыслов Ф.М. Достоевского. Ему же принадлежит их датировка, правильность которой в большинстве случаев подтвердилась позднейшими научными исследованиями. Также профессор оспаривал расхожее для того времени отождествление героев произведений Ф.М. Достоевского с самим писателем, с чрезвычайной осторожностью используя подобные ассоциации при составлении биографии.
Тем не менее, в своих работах о Ф.М. Достоевском О.Ф. Миллер допустил определенную тенденциозность. Он стремился создать и закрепить в общественном сознании идеальный образ писателя и ради этой цели, с одной стороны, искал оправдания его поступкам, с другой - иногда опускал то, что не соответствовало его личным представлениям о Ф.М. Достоевском как учителе молодежи, писателе-христианине.
В целом же ученый не отрицал и не скрывал таких черт в характере Ф.М. Достоевского, как впечатлительность, нервность, странность, замкнутость, но стремился подчеркнуть другое: цельность личности великого художника, ясность и последовательность его идейно-нравственной позиции.
Интуиция и тактичность О.Ф. Миллера как ученого-мемуариста проявилась практически' на каждом этапе работы: в композиции и языке биографического описания, в интерпретации фактов, при реконструкции «белых пятен», в поиске, отборе и обработке материала. Так, особую роль в биографическом труде О.Ф. Миллера играет речевая организация повествования. Авторский голос часто меняет свою тональность: в лирических отступлениях он звучит приглушенно, биограф не навязывает читателю свои представления. Комментируя документы, О.Ф. Миллер констатирует
подлинность проверенных фактов; характеризуя мировоззренческую и эстетическую позицию писателя, впадает в полемически заостренный тон.
Только в некоторых случаях, отступая от принципа беспристрастного описания фактов жизни и деятельности писателя, О.Ф. Миллер начинает их по-своему интерпретировать, что неизбежно в любой биографии. Ученый временами перемежает мысли Ф.М. Достоевского собственными, тенденциозно сближая точку зрения писателя со своей.
Так, зная итоги политической деятельности петрашевцев и поздние высказывания Ф.М. Достоевского о своей революционной юности, О.Ф. Миллер пытается найти скрытые (якобы неосознанные самим автором и очевидные по прошествии времени) истоки перерождения его убеждений. Разделяя славянофильские и религиозно-нравственные взгляды позднего Ф.М. Достоевского, О.Ф. Миллер старается подчеркнуть его прозорливость в вопросах «народолюбия», целостность характера и последовательность убеждений.
Но при всех фактических неточностях и пробелах «Материалы для жизнеописания Ф.М. Достоевского» сохраняют свое значение до сих пор. О.Ф. Миллера по праву можно назвать первым биографом-исследователем жизни и творчества автора «Братьев Карамазовых».
Третья глава - «О.Ф. Миллер как интерпретатор произведений Ф.М. Достоевского» - посвящена осмыслению критических работ О.Ф. Миллера, собранных в третьей и последующих редакциях книги «Русские писатели после Гоголя». Впервые к творчеству писателя профессор обратился в начале 1874 года в рамках студенческих лекционных курсов и благотворительных публичных выступлений. В первой своей оценке его творчества, идя вслед за современной критикой, О.Ф. Миллер выделил в произведениях Ф.М. Достоевского «гуманную мысль», сочувствие «униженным и оскорбленным», идею возрождения в «бедном герое» человеческой полноценности и душевного богатства; увидел в молодом писателе прямого продолжателя традиций Н.В. Гоголя.
Но, высоко оценив «Бедных людей» и «Записки из Мертвого дома», в «Идиоте» и «Бесах» Ф.О. Миллер указал на отступление автора от прежних принципов, его обращение к такому роду явлений, которые вызвали типы вроде Базарова и Марка Волохова. О.Ф. Миллер выразил сожаление, что в «Бесах» почти отсутствует сострадание к «униженным и оскорбленным», но в то же время нашел, что этот роман в художественном отношении выше «Идиота».
В третьем издании книги с переименованным названием «Русские писатели после Гоголя» (1886-1888), в отличие от первых своих статей, О.Ф. Миллер уже ставит Ф.М. Достоевского как учителя-писателя и гражданина-пророка чуть ли не выше всех литературных деятелей. А те недостатки и «промахи» автора «Бесов», на которые сам критик указывал в 1874 году, он теперь не только оправдывает, но и возводит в степень заслуги.
По признанию О.Ф. Миллера, работая с архивными материалами после смерти Ф.М. Достоевского, общаясь с его окружением в процессе подготовки к печати первой биографии писателя, он проникся еще большим уважением к нему. Поэтому следует говорить о двух этапах в восприятии О.Ф. Миллером творчества Ф.М. Достоевского. Первый, пользуясь определением самого биографа, можно назвать «переходным» (1870-е годы), второй (1880-е годы) -«оригинальным», отмеченным зрелым отношением критика к наследию великого автора.
Вместо двух лекций о нем в предыдущих изданиях в новую редакцию своего труда О.Ф. Миллер включил еще три, дав им общее название «Образы и идеи в сочинениях Ф.М. Достоевского». Кроме того, он разместил в третьем издании шесть работ, написанных по.сле смерти писателя: «Карамазовщина и иночество», которая представляется нам кульминационной в наследии профессора, посвященном творчеству Ф.М. Достоевского; «Дети в сочинениях Ф.М. Достоевского», «Ф.М. Достоевский как наш учитель», «Ф.М. Достоевский и славянский вопрос», «Записная книжка Ф.М. Достоевского», «Несколько слов о взаимных отношениях Достоевского и Тургенева». Следует отметить, что именно эти посмертные материалы о Ф.М. Достоевском отражают полный взгляд О.Ф. Миллера на наследие писателя.
О.Ф. Миллер увидел в нем художника, которому нет равных по глубине психологического анализа. Призыв Ф.М. Достоевского «Найди себя в себе!» О.Ф. Миллер понимал как призыв к пробуждению в человеке «добрых чувств». В связи с этим не «мрачным» и «жестоким» представляет он творчество Ф.М. Достоевского, а чрезвычайно оптимистичным, переполненным любовью и верой в человека, надеждой на его перерождение, провозглашая великого романиста христианским гуманистом-«сердцеведом».
Все произведения Ф.М. Достоевского в интерпретации О.Ф. Миллера рассмотрены в органическом единстве: так, в «Бедных людях» он увидел «зерно» художественной оригинальности, получившее свое развитие в последующих произведениях писателя; отметил автобиографическую основу романов «Униженные и оскорбленные», «Идиот». Первым О.Ф. Миллер указал и на идейную связь эпилога романа «Преступление и наказание» с романом «Бесы», считая, что «Бесы» подготовлены не только «Преступлением и наказанием», но также «Идиотом».
В самой компоновке анализируемых произведений выражается понимание творческой эволюции писателя. О.Ф. Миллер делит ее на два периода - до «Преступления и наказания» и после. К раннему периоду он относит произведения докаторжного, сибирского времени и начала 1860 годов, включая роман «Униженные и оскорбленные». С «Преступления и наказания», по мнению О.Ф. Миллера, начинается качественно новый, высший этап творчества Ф.М. Достоевского. Первую половину 1860-х годов профессор считает знаковым временем для Достоевского-художника и мыслителя. В этот период состоялось, как пишет Миллер, окончательное формирование творческого метода писателя и закрепилось его мировоззрение. Ключевыми произведениями он объявляет «Записки из Мертвого дома», «Записки из подполья» и статью «Зимние заметки о летних впечатлениях», с которых, по мнению критика, начинается целеустремленное выражение центральных идей в творчестве Ф.М. Достоевского.
В общем названии работ («Образы и идеи в сочинениях Ф.М. Достоевского») отражена суть литературно-критической концепции О.Ф. Миллера. Так, он впервые обратил внимание на типологическое сходство
героев, кочующих из одного произведения писателя в другое, то есть на то, что Л.П. Гроссман позже назовет «возвращающимися образами».
Вместе с тем О.Ф. Миллер заметил, что у Ф.М. Достоевского каждый герой индивидуален, сложен и противоречив, каждый по-своему непредсказуем. В то же время он вписывается в тот или иной эволюционирующий ряд: персонажи ранних произведений в каждом последующем романе писателя вырастают в более сложный психологический тип. О.Ф. Миллер, например, отметил сходство Грушеньки с Настасьей Филипповной, Кати с Аглаей; в Раскольникове он увидел черты героя «Записок из подполья», в Иване Карамазове - Раскольникова, в Алеше Карамазове - Мышкина и т.д.
В отличие от современных критиков, О.Ф. Миллер в «забитых людях» Ф.М. Достоевского прочувствовал сложные, противоречивые натуры: в них проявляется щедрость при величайших лишениях, стремление к братству и в то же время к «уединению», смирение перед страданием и одновременно проявление чувства собственного достоинства, которое может превратиться в тиранство и деспотизм.
О.Ф. Миллер одним из первых обратил внимание и на то, как философски осмыслил Ф.М. Достоевский психологию «добровольного палачества» в «Записках из Мертвого дома». Он подчеркнул мысль писателя о том, что «добровольным палачом» человек делается.
Работы О.Ф. Миллера по творчеству Ф.М. Достоевского отличаются не только глубиной понимания сути творчества писателя, но и необычайной прозорливостью. С литературоведческой точки зр.ения в работах О.Ф. Миллера достаточно много эстетических наблюдений, получивших развитие в достоевсковедении: сопоставление типов героев, роль второстепенных лиц, анализ способов повествования, изображения снов и т.д. Он первым предпринял попытку рассмотреть сновидения героев как сюжетообразующие факторы произведений писателя; в частности, критик считал, что в полной мере понять идейный смысл «Преступления и наказания» без учета последнего сна Раскольникова невозможно.
В романе «Бесы» О.Ф. Миллер увидел историософские пророчества Ф.М. Достоевского: отметил родственную преемственную связь Нечаевых с либерально-утопическим движением 1840-х годов, подчеркнув, что в этом автобиографическом и пророческом романе писатель с явным вызовом самому себе как бывшему петрашевцу показал заблуждения собственной революционной молодости.
Анализируя роман «Идиот», Миллер-критик выделил образ Мышкина, сравнив его с любимым в народе сказочным героем Иванушкой-дурочком, который, как и Алеша Карамазов, оказывается «умнее всех». Эти герои, в представлении О.Ф. Миллера, обделены житейским разумом, но обладают особым типом ума - «сердечным».
Основным творением Ф.М. Достоевского, в котором сфокусированы все философские, эстетические, этические взгляды писателя, О.Ф. Миллер справедливо объявил «Братья Карамазовы». По его мнению, главная мысль романа заложена в эпиграфе и связана с идеей разложения и смерти «карамазовщины», с рождением обновленного человека. «Карамазовщину» он проницательно определил как русский вариант болезни цивилизации.
Анализируя произведения Ф.М. Достоевского, профессор широко использует переписку писателя, его «записные книжки» и черновые варианты, которые давали О.Ф. Миллеру возможность, в отличие от современников, более объективно подойти к оценке наследия романиста. Работая с архивом Ф.М. Достоевского, он первым отметил чрезвычайную ценность записных тетрадей художника, увидев в них своеобразную летопись духовной жизни писателя. В частности, О.Ф. Миллер настоял на том, чтобы самые существенные отрывки из последней тетради Ф.М. Достоевского за 1880-1881 гг. были опубликованы в посмертном Полном собрании сочинений писателя. Это, пожалуй, одна из самых главных заслуг О.Ф. Миллера: он первым ввел в научный оборот те материалы, которые до сих пор являются наиболее часто цитируемыми. Как историк и филолог, О.Ф. Миллер хорошо осознавал ценность подобных «бумаг», позволяющих войти в писательскую лабораторию.
Сегодня некоторые суждения дореволюционного профессора о Ф.М. Достоевском могут показаться несколько наивными и
сентиментальными, иногда банальными. Однако нужно учитывать, что они были высказаны еще при жизни писателя или сразу после его смерти и в этом смысле приобретают особую ценность.
О.Ф. Миллер во многом опередил свое время, сумел определить в творчестве Достоевского главные идейно-художественные доминанты и таким образом проложить путь к пониманию его истинного значения. В целом его метод литературной критики можно охарактеризовать как нравственно-религиозный.
Следует подчеркнуть высокую значимость литературно-критических изысканий О.Ф. Миллера. Они носили достаточно независимый и полемический характер. В них ярко выражена твердая авторская позиция, вызывающая уважение. Работы О.Ф. Миллера о Достоевском в историко-функциональном контексте представляют собой важный этап в изучении жизни и творчества писателя. С одной стороны, они синтезировали практически весь спектр проблем, которые обсуждались современниками писателя, с другой -стали началом нового периода в достоевсковедении.
В заключении подводятся итоги проведенной работы и намечаются перспективы для дальнейших исследований. Наследие О.Ф. Миллера настолько обширно, что оно еще не раз сможет стать объектом исследовательского внимания, и не только в связи с творчеством и личностью Ф.М. Достоевского, но и в контексте истории русской литературной критики, фольклористики, публицистики, литературы. Научный интерес вызывают взаимоотношения О.Ф. Миллера с окружением Ф.М. Достоевского - Анной Григорьевной, H.H. Страховым, В.Н. Майковым и др. Они, несомненно, дают широкие возможности для дополнения и уточнения биографических сведений о Достоевском-художнике и человеке. Архивных изысканий требует выяснение взаимоотношений профессора со своими учениками, а впоследствии известными исследователями творчества писателя - Д.С. Мережковским, В.В. Вересаевым, С.А. Венгеровым и др.
Основные положения исследования отражены в следующих публикациях: 1. Окишева, К.А. О.Ф. Миллер - первый биограф Ф.М. Достоевского / К.А. Окишева // Язык. Культура. Деятельность: Восток-Запад : тез.
докладов 2-й Международной научной конференции (24-26 августа 1999 г.): в 2 т. - Набережные Челны : Изд-во Института управления, 1999. - Т.2 : Филологические аспекты международных коммуникаций. - С. 49-52 (0,3 п.л.).
2. Окишева, К.А. В.В. Розанов о Ф.М. Достоевском / К.А. Окишева // Язык. Культура. Деятельность: Восток-Запад : тез. докладов участников III Международной научной конференции (18-19 сентября 2002). -Набережные Челны : Изд-во Института управления, 2002. - С. 171-174 (0,3 п.л.).
3. Окишева, К.А. О.Ф. Миллер о взаимоотношениях Достоевского и Тургенева / К.А. Окишева // Bridge. - Нижний Новгород ; Набережные Челны : Издательско-полиграфический отдел НФ НГЛУ, 2002. - № 10. -С. 42-44 (0,4 п.л.).
4. Окишева, К.А. Автобиографизм в художественной системе Ф.М. Достоевского / К.А. Окишева // Проблемы психологии в современных условиях : тез. докладов Всероссийской научной конференции (г. Набережные Челны, 18-19 сентября 2003). - Набережные Челны : Изд-во Института управления, 2003. - С. 176-180 (0,3 пл.).
5. Окишева, К.А. Биографический очерк Е.А. Соловьева о Ф.М. Достоевском в серии «ЖЗЛ» Ф.Ф. Павленкова / К.А. Окишева // Три века русской литературы: Актуальные аспекты изучения. Вып. 18 : 500 лет Роду Достоевского. - М. ; Иркутск : Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та : Изд-во Литературного института им. A.M. Горького, 2008. - С. 158-167 (0,7 п.л.).
6. Окишева, К.А. Ф.М. Достоевский и О.Ф. Миллер: история взаимоотношений / К.А. Окишева Н Вестник ЧелГУ. Вып. 29 : Филология. Искусствоведение. - Челябинск, 2009. - № 5. - С. 81-86 (0,7 п.л.). (Реестр ВАК МОиН РФ).
7. Окишева, К.А. О.Ф. Миллер как интерпретатор произведений Ф.М. Достоевского / К.А. Окишева // Bridge. - Нижний Новгород ; Набережные Челны : Издательско-полиграфический отдел НФ НГЛУ, 2009. - № 24. - С. 28-33 (0,7 пл.).
Окншсвя Карина Анатольевна
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ И О.Ф. МИЛЛЕР: ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Подписано в печать 13.01.10 г. Формат 60х90'/1б. Бумага ксерографическая. Печать ксерографическая. Усл. печ. листов 1,5. Тираж 100 экз. Заказ № 149.
Отпечатано в издательско-полиграфическом отделе
НФ ГОУ ВПО НГЛУ 423802, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. Центральная, д. 62. Тел. (факс): (8552) 70-59-60
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Окишева, Карина Анатольевна
Введение.3
Глава 1. Личность О.Ф. Миллера: жизнь и литературно-общественная деятельность.13
Глава 2. О.Ф. Миллер - первый биограф Ф.М. Достоевского . 74-
Глава 3. О.Ф. Миллер как интерпретатор произведений Ф.М. Достоевского.128
Введение диссертации2010 год, автореферат по филологии, Окишева, Карина Анатольевна
Имя петербургского профессора Ореста Федоровича Миллера (1833 - 1889 гг.) - известного во второй половине XIX века русского ученого-фольклориста, историка литературы, публициста славянофильского направления, общественного деятеля, критика и переводчика — в наши дни знакомо лишь узкому кругу специалистов. В советский период работы О.Ф. Миллера не переиздавались из-за религиозного уклона его литературно-общественной деятельности и в результате оказались выключенными из научного и культурного обихода.
Между тем О.Ф. Миллер - одна из ярких и незаурядных фигур в своем богатом на таланты времени. Круг его научных и общественных интересов был весьма широк, о чем свидетельствует объемный список трудов по народному эпосу, истории русской литературы, славянскому вопросу и т.д.
Ученому принадлежит капитальное исследование (почти 1000 страниц) «Сравнительно-критические наблюдения над слоевым составом народного русского эпоса. Илья Муромец и богатырство киевское», которое стало на несколько десятилетий одним из основных трудов по фольклористике. Он автор сборника критических статей «Русские писатели после Гоголя», переиздававшегося шесть раз, вплоть до 1915 года. Им написан учебник «Опыт исторического обозрения русской словесности», ставший настольной книгой не только для нескольких поколений студентов, но и для каждого просвещенного патриота и др.
Немец по происхождению, славянофил по убеждению, О.Ф. Миллер был предан Православию, верил в исключительную судьбу России и ее национальные устои. Он внес огромный вклад в развитие самосознания российского общества. Являясь активным деятелем Славянского комитета, особенно важную роль О.Ф. Миллер сыграл во время Восточного кризиса 1875-1878 годов.
По своим взглядам он «был убежденным сторонником идеала земской монархии, "симфонии" Царя, Народа и Церкви»1. Идеализируя Древнюю Русь, видел в ней «народосоветие», торжество общинных и равноправных начал, что и составило суть его славянофильского учения.
В оценке современников О.Ф. Миллер «явился одним из виднейших представителей того типа профессоров-учителей правды, во главе которых стоит Грановский» . Еще при жизни за ним закрепилась слава «самоотверженного друга университетской молодежи»3. Главный деятель и основатель Общества вспомоществования студентам Петербургского университета, Общества для доставления денежных средств высшим женским курсам, председатель Студенческого научно-литературного общества и т.д., он самоотверженно поддерживал учащуюся молодежь любыми возможными средствами.
Проповедник реальной нравственности и идеи народности»4, он поражал всех единством морали и практики жизни. Даже не разделявшие идеологических, политических воззрений О.Ф. Миллера современники безоговорочно признавали «высокую моральную личность»5, гуманность и доброту, принципиальность и правдолюбие профессора, что и сделало его близким человеком многих знаменитых соотечественников — К.Д. Ушинского, И.С. Аксакова, Н.Х. Весселя, отца Антония Храповицкого и др., в том числе и Ф.М. Достоевского, с
Лебедев C.B. Миллер Орест Федорович // Платонов O.A. Святая Русь. Большая энциклопедия Русского народа. Русская литература. - М., 2004. - С. 568.
2Венгеров С.А. Миллер // Новый энциклопедический словарь. Т. 26. - Пг.: Издание Акционерного общества Издательское дело бывшее Брокгаузъ-Ефрон», 1904. - Стлб. 525.
3Там же.
4Глинский Б.Б. Орест Федорович Миллер. Биографический очерк. - СПб., 1896: (Изд-е Н.П. Карбасникова). - С. 114.
Платонов С.Ф. Несколько воспоминаний о студенческих годах // Дела и дни. - 1921. -Кн. 2. - С. 111. которым О.Ф. Миллера в последние годы жизни Федора Михайловича связывали тесные личные и литературно-общественные отношения.
В достоевсковедении О.Ф. Миллер известен, прежде всего, как первый биограф писателя: практически ни одно более или менее обстоятельное исследование жизни и творчества автора не обходится без ссылок на главный труд профессора - «Материалы для жизнеописания Ф.М. Достоевского», хотя значительное место в наследии ученого занимают и другие биографические и критические работы о Ф.М. Достоевском, которые до сих пор не получили своего должного осмысления (в частности статьи, вошедшие в сборник «Русские писатели после Гоголя»6).
Еще при жизни О.Ф. Миллера сложилось устойчивое представление о нем как об апологете Достоевского, идеализирующем творчество знаменитого литератора и мифологизирующем его личность, что и предопределило почти единодушное отношение к нему как второстепенному критику, не сумевшему адекватно оценить идейно-творческое наследие писателя.
Искренне почитая талант Ф.М. Достоевского как «властителя дум», учителя и пророка, О.Ф. Миллер неустанно популяризировал его наследие, ревностно оберегал от резкой критики и, действительно, в некоторых своих суждениях оказывался излишне пафосен и наивен. Но он собирал до тысячи слушателей на своих публичных лекциях. При этом следует подчеркнуть, что, несмотря на свои восторженные суждения о писателе, О.Ф. Миллер никогда не был его подобострастным поклонником.
В последние годы жизни Ф.М. Достоевского профессор активно общался с ним и был одним из самых преданных критиков. Надо бМиллер О.Ф. Русские писатели после Гоголя: чтения, речи и статьи: В 3 т. - [5-е изд.]. - СПБ.; М., [1908]: (Товарищество М.О.Вольф). - Т. 1. - раздельная пагинация. признать, что в тех условиях, когда Ф.М. Достоевский порой подвергался тотальной жесткой критике современников, находиться среди его защитников было непросто. Такая позиция свидетельствовала о проявлении гражданского мужества, принципиальности О.Ф. Миллера.
Безусловно, Достоевский и Миллер — фигуры неравнозначные, и говорить о каком-то особенном влиянии последнего на писателя вряд ли возможно. Между тем, анализ динамики взаимоотношений О.Ф. Миллера и Ф.М. Достоевского (их переписки, архивных документов и т.д.) показывает, что литературно-общественная деятельность профессора не была безразлична писателю в последние годы его жизни, а главное, Федору Михайловичу импонировала личность ученого — «труженика во Христе», деятельного патриота России, «выдающегося руководителя юношества, учителя по призванию», увлекавшего современников п благородным идеализмом» .
Научная постановка темы диссертационного исследования определяется следующими факторами. Во-первых, необходимо с научной объективностью оценить значение личности и деятельности Ореста Федоровича Миллера (1833-1889), определить его подлинное место в истории отечественной литературы и критики. При жизни О.Ф. Миллер был почти легендарной фигурой, а в наши дни интерес к его наследию связан в основном с ростом популярности историко-биографических исследований. Между тем заслуги его перед русской культурой шире. Во-вторых, обращение к истории взаимоотношений О.Ф. Миллера и Ф.М. Достоевского призвано обогатить наши представления о творческой индивидуальности автора великого «пятикнижия». В этой связи в работе предполагается реализовать новые возможности для расширения и обобщения фактической, документальной основы
7Гревс И.М. В годы юности. За культуру // Былое. - 1918. - № 12. - С. 65. изучения Достоевского-человека и художника, тем более что монографических работ, специально посвященных данной теме, до сих пор нет, чем и определяется принципиальная новизна работы.
Ее актуальность обусловлена необходимостью расширения того историко-биографического контекста, без которого невозможна подлинно научная биография Ф.М. Достоевского (в данном случае п имеется в виду специфический академический жанр) , в составление которой значительный вклад первым внес именно О.Ф. Миллер.
Соответственно формулируется цель диссертационного исследования: раскрытие истории личных и творческих взаимоотношений Ф.М. Достоевского и О.Ф. Миллера в контексте общественно-культурной жизни России второй половины XIX века и разрушение сложившегося в литературоведении тенденциозного представления о первом биографе писателя как о критике «второго ряда».
Реализация цели предполагает решение следующих задач:
- в историко-функциональной перспективе реконструировать и оценить творческую индивидуальность О.Ф. Миллера;
- определить место и значение наследия О.Ф. Миллера в научно-биографической литературе, посвященной Ф.М. Достоевскому;
- провести анализ взаимоотношений О.Ф. Миллера с Ф.М. Достоевским.
Предметом изучения является суть и характер взаимоотношений
О.Ф. Миллера и Ф.М. Достоевского, нашедших свое отражение в творческих, публицистических, эпистолярных, рукописных и других источниках.
Объектом исследования стали, во-первых, произведения, записные книжки Ф.М. Достоевского; во-вторых, работы О.Ф. Миллера — лекции,
8См. об этом: Демченко A.A. Научно-биографическое изучение писателя: История. Методология. Типология: учебное пособие по спецкурсу для студентов филологического факультета. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2005. речи, статьи, очерки, опубликованные в различных журналах и газетах («День», «Русская мысль», «Новости», «Неделя», «Русский курьер» и др.), значительная часть которых собрана в основных трудах «Русские писатели после Гоголя», «Славянство и Европа»; а также неопубликованные материалы, хранящиеся преимущественно в Российском государственном архиве литературы и искусства и рукописном отделе Российской государственной библиотеки, — автобиография профессора «Воспоминания и признания (1833-1886)», его дневники, письма. Помимо этого использованы материалы архивного фонда Ф.М. Достоевского, в частности переписка О.Ф. Миллера с писателем,
A.Г. Достоевской, H.H. Страховым, А.Н. Майковым и другими корреспондентами.
Основным источником исследования явилась первая часть посмертной биографии Ф.М. Достоевского - «Материалы для жизнеописания Ф.М. Достоевского». Также исследовательской базой стали и мемуарно-биографические работы современников о О.Ф. Миллере, главным образом биографический очерк Б.Б. Глинского «Орест Федорович Миллер» и «Биографический очерк О.Ф. Миллера» И.А. Шляпкина.
Взаимоотношения писателя со своим биографом в той или иной степени затрагивались в ряде работ, посвященных жизни и деятельности двух современников. В дореволюционный период касались данной темы Б.Б. Глинский и И.А. Шляпкин. Тема взаимоотношений О.Ф. Миллера и Ф.М. Достоевского нашла свое частичное отражение в мемуарно-биографической, исследовательской, справочной литературе советских и современных достоевсковедов - Л.П. Гроссмана, A.C. Долинина,
B.C. Нечаевой, В.Я. Кирпотина, П.П. Косенко, C.B. Белова, И.Л. Волгина, Б.Н. Тихомирова, H.H. Богданова и других авторов.
Среди немногих специальных работ, имеющих отношение к истории взаимоотношений О.Ф. Миллера и Ф.М. Достоевского, выделяется большая статья Н.М. Перлиной «Первая посмертная биография Ф.М. Достоевского — анализ источников»9. «Биография, письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского»10 рассматриваются здесь как первый опыт научного описания его жизни и трудов.
Опираясь на различные архивные данные, Н.М. Перлина выделила две стадии работы по составлению «Материалов к биографии», причем отметила большую роль именно О.Ф. Миллера, которому пришлось разбирать эпистолярий писателя, с чем он «справился весьма удачно»11.
Более того, исследователь подчеркнула приоритетное участие профессора в отборе фактического материала. Он стремился «как можно полнее представить переписку Достоевского с разными лицами», но, к сожалению, его намерение «далеко не всегда встречало поддержку у Страхова и Анны Григорьевны»12. В целом же Н.М. Перлина совершенно справедливо оценила труд О.Ф. Миллера как наиболее авторитетный источник, к которому обращаются все исследователи творчества писателя.
В основе диссертации лежит комплексный подход, включающий в себя биографический, сопоставительный, историко-литературный методы изучения жизни и литературно-общественной деятельности О.Ф. Миллера и Ф.М. Достоевского.
9 Перлина Н.М. Первая посмертная биография Ф.М. Достоевского - анализ источников // Статьи о Достоевском. 1971-2001. - СПб., 2001. - С. 121-134.
10 Полн. собр. соч. Ф.М. Достоевского. Т.1: Биография, письма и заметки из записной книжки, с портретом Ф.М. Достоевского и приложениями. - СПб., 1883.
11 Перлина Н.М. Первая посмертная биография Ф.М. Достоевского - анализ источников // Статьи о Достоевском. 1971-2001. - СПб., 2001. - С. 122.
12Там же. - С. 123.
Под «взаимоотношениями» мы традиционно понимаем «взаимное отношение двух или несколько лиц»13, «образующееся из общения на какой-нибудь почве»14, поэтому основной теоретико-методологической базой данной работы стала диалогическая концепция (М.М. Бахтин, C.J1. Франк, A.A. Мейер, М. Бубер, B.C. Библер и др.), согласно которой диалог — универсальная и абсолютная характеристика человеческого бытия, базовое условие сознания и самосознания человека.
По справедливому замечанию М.М. Бахтина, «только в общении, во взаимоотношении человека с человеком раскрывается "человек в человеке" как для других, так и для себя самого»15. Любые человеческие проявления — согласие и несогласие, даже игнорирование собеседника — есть реплика в глобальном диалоге, коллективном со-общении коммуникаторов, которое ведет к познанию мира, окружающих людей и саморефлексии. «Быть — значит общаться диалогически. Один голос ничего не кончает и ничего не разрешает. Два голоса — минимум жизни, минимум бытия»16.
Услышать» Другого невозможно без эмпатического взаимопонимания, которое напрямую связано с личностными особенностями коммуникаторов и их жизненным кругозором. Поэтому в основе данной работы лежит биографический метод, дающий возможность на основе изучения личных документов (переписки, дневников, автобиографий и др.) реконструировать жизненный путь и индивидуальность О.Ф. Миллера, историю его взаимоотношений с Ф.М. Достоевским.
13Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: Альта-Принт, 2006. - С. 71.
14Там же. - С. 636.
15Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1979. - С. 294.
1бТам же.
Сущность биографического метода заключается в рассмотрении биографии и личности писателя как главного, определяющего момента творчества (Ш. Сент-Бев, И. Тэн и др.). В последние годы в отечественной науке биографический метод стал более востребованным как один из принципов комплексного исследования литературы17. Сегодня используется «модификация биографического метода, направленная на постижение творческой биографии на основе художественных произведений, а не на интерпретацию художественного произведения на основе биографических данных. Указанная модификация воспринимается в свете принципа герменевтического круга: чтобы глубоко и верно интерпретировать художественные произведения писателя, надо обратиться к его биографии, но чтобы знать биографию писателя, надо глубоко понимать его художественные произведения, увидеть в них нравственно-эстетический потенциал творческой личности писателя»18.
Научно-практическое значение работы состоит в том, что ее материалы и выводы могут использоваться" в преподавании русской литературы XIX века. Кроме того, результаты изучения данной темы могут оказаться полезными в составлении научной биографии писателя, создание которой остается первостепенной задачей современного достоевсковедения.
В целом данная работа позволяет осмыслить широкий контекст диалогических отношений двух современников, представить систему новых фактов, существенно дополняющих общую картину культурно-исторической жизни второй половины XIX века.
17См., например, сборники «500 лет роду Достоевского». - М.; Иркутск, 2008, 2009.
18Фокин A.A. И.Д. Сургучев: творческая биография писателя в свете художественной антропологии: Автореф. доктора филологических наук: 10.01.01 / Ставропольский государственный университет. - Ставрополь, 2008. - С. 12-13.
Основные положения диссертации апробированы в докладах на Международной конференции «Язык. Культура. Деятельность: Восток-Запад (Набережные Челны - Нижний Новгород, 1999-2002 гг.), Всероссийской научной конференции «Проблемы психологии в современных условиях» (Набережные Челны, 2003 г.), на региональных научных конференцииях «Непрерывное образование: школа — педколледж - вуз» (Уфа, 2006-2009 гг.).
Результаты исследования отражены в семи опубликованных работах по данной теме, в том числе в издании из списка ВАК, и специальных курсах по литературе, читаемых в Набережночелнинском филиале Нижегородского государственного лингвистического университета.
Структура работы соответствует поставленным целям и задачам, включает в себя введение, в котором определяется актуальность проблемы, предмет и объект исследования, намечаются его цели и задачи, обосновывается теоретическая и практическая значимость. Основная часть работы содержит три главы. В первой -реконструируется жизнь и литературно-общественная деятельность О.Ф. Миллера, история взаимоотношений профессора и Ф.М. Достоевского. Во второй главе анализируются «Материалы для жизнеописания Ф.М. Достоевского», рассматривается история создания, концепция первой биографии писателя. Последняя глава посвящена осмыслению критических работ О.Ф. Миллера идейно-художественного наследия Ф.М. Достоевского. В заключении подводятся итоги проведенной работы и намечаются перспективы дальнейших исследований.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Ф.М. Достоевский и О.Ф. Миллер: история взаимоотношений"
Заключение
Орест Федорович Миллер — фигура в русской общественной и литературной жизни России второй половины XIX века значительная и уникальная. Вся его деятельность являет собой образец гражданского и духовного подвижничества.
Воспитанный в православных традициях, О.Ф. Миллер всю жизнь стремился к нравственному самосовершенствованию, этическому самовоспитанию в духе христианской морали. Евангельская нравственность - вот мера, которой определялся смысл его жизни. В этом заключается пафос его трудов и общественно-литературной деятельности, оказавшийся конгениальным пафосу творчества Ф.М. Достоевского.
Бескорыстие во благо других, аскетический образ жизни, отказ от материальных благ, честность и принципиальность в вопросах нравственности едва ли не более всего действовали на современников, которые не переставали восхищаться цельностью личности О.Ф. Миллера и его праведным житием.
Решающее значение для О.Ф. Миллера имело личное знакомство с Ф.М. Достоевским. Оно стало важной духовной и творческой вехой в судьбе профессора. Тесный человеческий и творческий контакт с великим писателем в последние годы его жизни естественно привел к тому, что многие суждения и выводы профессора приобрели законченный характер. Без сомнения, О.Ф. Миллер вел творческий диалог с писателем и после его смерти, о чем говорят многочисленные работы профессора 1880-х годов.
Он сам неоднократно подчеркивал, что в его деятельности было много такого, что соответствовало мировоззрению Ф.М. Достоевского. О.Ф. Миллер принял одну из главнейших идей Ф.М. Достоевского - о бесперспективности насильственного, революционного приведения человечества к рационально вычисленному всеобщему счастью. Вслед за писателем он популяризировал социальные формы славянофильства и активно выступал как против революционного, так и против консервативного лагеря.
На фоне общей разобщенности, двойственности, колебаний и сомнений, свойственных эпохе, личность Ф.М. Достоевского притягивала идеалиста и искателя гармонии О.Ф. Миллера. В авторе «Братьев Карамазовых» профессор увидел Пророка, Учителя молодежи, близкого себе по духу человека, проповедующего служение народным идеалам.
Ф.М. Достоевскому в свою очередь был близок тот тип русской святости, который олицетворял православный немец О.Ф. Миллер как «труженик во Христе». В его «труженическом» подвиге органически сочеталось интимно-духовное и общенациональное созидание. «Самовольное, совершенно сознательное и никем непринужденное
1 АО самопожертвование всего себя в пользу всех есть» , по Достоевскому, «признак величайшего развития личности»270, величайшего его могущества, высочайшего самообладания, высочайшей свободы собственной воли. И в этом смысле О.Ф. Миллер - это действительно «человек Достоевского».
Родство воззрений О.Ф. Миллера и Ф.М. Достоевского на мир, человека, историю обосновывается принадлежностью писателя и ученого к единой религиозно-философской мысли, утверждавшей идеал творческого, преображающего христианства, человеческой истории как «работы спасения».
Литературно-общественная деятельность писателя получила у О.Ф. Миллера подробнейшее освещение. Как историк литературы, как человек, которому был духовно близок писатель, он хорошо понимал великое значение наследия Ф.М. Достоевского.
Главным трудом О.Ф. Миллера стала первая часть посмертной биографии писателя — «Материалы для жизнеописания Ф.М. Достоевского». Это обширный свод документов и фактов, в котором сочетается высокий профессионализм ученого и искренняя любовь к своему герою. По сути, профессор провел огромную, трудоемкую и скрупулезную работу по сбору документальной базы биографии Ф.М. Достоевского. Он фактически сыграл центральную роль в составлении жизнеописания великого писателя. При этом он учитывал как собственно биографические, так и творческие факты, сопрягая фактографическое описание событий из жизни писателя с его духовной жизнью. Личное жизнеописание Ф.М. Достоевского он дополнил его социальной и литературной биографией. Под взглядом биографа творческая индивидуальность Ф.М. Достоевского оказалась не просто описанной, а по-своему понятой и объясненной.
Собрав и систематизировав практически весь имеющийся на том этапе фактический материал о жизни и деятельности Ф.М. Достоевского, О.Ф. Миллер смог обозначить и наметить дальнейшие пути научного изучения его биографии, что делает труд критика и биографа незаменимым первоисточником для всех последующих поколений исследователей, которые продолжают дополнять и уточнять детали и ключевые факты в судьбе писателя.
Мировоззренческая и духовная близость к нему помогла О.Ф. Миллеру составить его первую биографию. Принципы его работы до сих пор сохраняют важное значение для науки. Это принцип прямого цитирования, принцип контекстуальной реконструкции, принцип классификации фактов по степени их достоверности и принцип полноты представления биографического материала.
Так, критик-биограф понял, что следует сохранить все факты жизни и творчества Ф.М. Достоевского, не пренебрегая ничем. Ему пришлось выдержать сильный напор Анны Григорьевны, которая, как известно, не пропускала в печать материалы, касающиеся, по ее мнению, личной и семейной жизни Федора Михайловича. Она считала невозможной публикацию его писем к ней, вычеркивала сведения, касающиеся пасынка Павла, вдовы М.М. Достоевского — Эмилии Федоровны, первой жены писателя — Марии Дмитриевны Исаевой.
Но О.Ф. Миллер, тем не менее, учитывал их в своей характеристике личности Ф.М. Достоевского. Даже оставшись за кадром, они проливали нужный свет на биографию великого романиста. Более того, часто не располагая необходимыми фактами, критик вычленял необходимые сведения из контекста имеющихся писем, дневниковых записей, воспоминаний современников. Фоновая информация для него тоже была чрезвычайно важна.
По мнению О.Ф. Миллера, все материалы, касающиеся жизни и деятельности великих людей, должны быть непременно обнародованы полностью, потому что «всякая утайка» документов или их корректура осложняет понимание личностных особенностей писателя и мотивы их поведения, вызывает субъективизм в оценке фактов, порождает слухи и т.д.
Жизнеописание Достоевского, составленное О.Ф. Миллером, стало кульминацией всей биографической литературы, написанной в дореволюционный период, и сохраняет непреходящее значение до сих пор. К тому же оно обогащено ценными литературными характеристиками и находками. По мнению Н.М. Перлиной, например, «несомненной заслугой Миллера как биографа следует считать выявление им по названиям многих неосуществленных и затерянных замыслов Достоевского. Ему же принадлежит их датировка, правильность которой в большинстве случаев подтвердилась позднейшими научными исследованиями»271.
Также профессор оспаривал расхожее для того времени отождествление героев произведений Ф.М. Достоевского с самим писателем. Поэтому с чрезвычайной осторожностью использовал их при составлении биографии.
Тем не менее, в своих работах о Ф.М. Достоевском О.Ф. Миллер допустил определенную тенденциозность. Он стремился создать и закрепить в общественном сознании идеальный образ писателя и ради этой цели, с одной стороны, искал оправдания поступкам «уважаемого автора», с другой — иногда опускал то, что не соответствовало его-личным представлениям о Достоевском как учителе молодежи, писателе-христианине.
В целом же ученый не отрицал и не скрывал таких черт в характере Достоевского, как впечатлительность, нервность, странность, замкнутость, но стремился подчеркнуть другое: цельность личности великого художника, ясность и последовательность его идейно-нравственной позиции.
Интуиция О.Ф. Миллера как ученого-мемуариста проявилась практически на каждом этапе работы: в композиции и языке биографического описания, в интерпретации фактов, при реконструкции «белых пятен», поиске, отборе и обработке материала.
Особую роль в биографическом труде О.Ф. Миллера играет речевая организация повествования. Авторский голос часто меняет свою тональность: в лирических отступлениях он звучит приглушенно, биограф не навязывает читателю свои представления. Комментируя документы, О.Ф. Миллер констатирует подлинность проверенных фактов; характеризуя мировоззренческую и эстетическую позицию писателя, впадает в полемически заостренный тон.
Безусловная ценность «Материалов.» состоит и в том, что они составлены человеком, лично знавшим Достоевского, его окружение, быт, привычки, склонности - все то, что характеризует его индивидуальные черты и побуждает к разгадке его личности. Введенные О.Ф. Миллером биографические детали как бессознательные и неконтролируемые проявления натуры много говорят о писателе.
О.Ф. Миллер сумел проследить мировоззренческую и творческую эволюцию писателя. «По существу, он первым приподнял завесу над тайной творчества писателя», показал, «как прорастает художественный вымысел через правду жизни»272.
Особое место в критическом наследии О.Ф. Миллера занимают статьи, посвященные трактовке творчества Ф.М. Достоевского, основная часть которых вошла в труд профессора «Русские писатели после Гоголя». Надо заметить, что на становление литературно-критических взглядов профессора во многом повлиял сам автор «пятикнижия», что отразилось как в третьей редакции лекций о Ф.М. Достоевском (18861888 годы), так и в последующих работах о писателе. В них сконцентрированы все основные положения, связанные с трактовкой творчества Ф.М. Достоевского.
Поэтому следует говорить о двух периодах восприятия профессором творчества писателя. Первый, пользуясь определением самого биографа, можно назвать «переходным» (1870-е годы), второй
1880-е годы) — «оригинальным», отмеченным зрелым отношением критика к наследию Ф.М. Достоевского.
Работы О.Ф. Миллера о Достоевском в историко-функциональном контексте науки представляют собой важный этап в изучении жизни и творчества писателя. С одной стороны, они синтезировали практически весь спектр проблем, которые обсуждались современниками Ф.М. Достоевского, с другой - стали началом нового периода в изучении его наследия.
В критике О.Ф. Миллера полно и ярко отразилась православно-патриотическое мировоззрение и славянофильская позиция «ученого-народника». Он увидел в Ф.М. Достоевском христианского гуманиста-«сердцеведа» и великого писателя-психолога, которому нет равных по глубине психологического анализа.
Профессор полагал: «тайна человека», которую писатель разгадывал всю жизнь, заключала в себе тайну соотношения «ума» и «сердца». Обретение «разума сердца», по Миллеру, важнейшая задача, стоящая перед человечеством, которую в своих произведениях решал Ф.М. Достоевский. По сути, О.Ф. Миллер впервые выдвинул актуальную и для современного достоевсковедения проблему оппозиции рассудочного и сердечного знания, соотнесенной с двумя альтернативными жизненными путями: человекобога и богочеловека.
Работы О.Ф. Миллера по творчеству Ф.М. Достоевского отличаются не только глубиной знаний, но и необычайной прозорливостью. С литературной точки зрения в статьях-лекциях О.Ф. Миллера о Ф.М. Достоевском достаточно много глубоких эстетических наблюдений, его идеи и суждения органично вошли в современное достоевсковедение: это сопоставление типов героев, анализ роли второстепенных лиц, способов повествования, изображения снов и т.д.
Например, все произведения писателя он рассмотрел в органическом единстве, в «Бедных людях» увидел «зерно» писательской оригинальности, получившее свое развитие в последующих произведениях Ф.М. Достоевского; обратил внимание на типологическое сходство героев, кочующих из одного произведения в другое, отметил автобиографическую основу романа «Униженные и оскорбленные», «Идиот»; проанализировал детские образы и т.д.
Он первым отметил чрезвычайную ценность записных тетрадей художника, увидев своеобразную летопись духовной жизни писателя, позволяющих войти в писательскую лабораторию. Именно О.Ф. Миллер ввел в научный оборот те материалы из записных книжек Ф.М. Достоевского, которые до сих пор активно цитируются, что является одной из главных заслуг ученого.
Следует подчеркнуть важность и значимость литературно-критических изысканий О.Ф. Миллера. Они носили достаточно независимый и полемический характер. В них ярко выражена твердая авторская позиция, вызывающая уважение. Нельзя не признать, что О.Ф. Миллер - оригинальный и творческий толкователь произведений Ф.М. Достоевского.
Все работы О.Ф. Миллера, посвященные Ф.М. Достоевскому, входят в тот историко-биографический контекст, без которого невозможна подлинно научная биография автора великого «пятикнижия». В ее составление первым значительный вклад внес именно О.Ф. Миллер. Он стоял у истоков становления науки о Достоевском. Его по праву можно назвать первым достоевсковедом.
Мы только наметили пути дальнейшего изучения творческого диалога великого писателя и его будущего биографа. Перспективность темы очевидна: наследие О.Ф. Миллера настолько обширно, что он еще не раз может стать объектом самого пристального исследовательского внимания. Безусловно, деятельность профессора заслуживает более детального изучения не только в связи с творчеством и личностью Ф.М. Достоевского, но и в контексте истории русской литературной критики, истории русской литературы (в частности фольклора), публицистики.
Научный интерес вызывают и взаимоотношения О.Ф. Миллера с окружением Ф.М. Достоевского — Анной Григорьевной, H.H. Страховым, В.Н. Майковым и т.д., что, несомненно, даст новые возможности дополнить и уточнить биографические сведения о Достоевском-художнике и человеке.
Архивных изысканий требует выяснение взаимоотношений профессора со своими учениками, а впоследствии известными исследователями творчества писателя — Д.С. Мережковским, В.В. Вересаевым, С.А. Венгеровым и др.