автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Факторы межобщинной агрессии в культурах охотников-собирателей полупустынь

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Казанков, Александр Алексеевич
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Факторы межобщинной агрессии в культурах охотников-собирателей полупустынь'

Текст диссертации на тему "Факторы межобщинной агрессии в культурах охотников-собирателей полупустынь"

^ ' <* * • .V /У о

/ / , * / , / > —*"-■ ^

( f 1 ч»«/

РОССИИСКИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

на правах рукописи

Казанков Александр Алексеевич

ФАКТОРЫ МЕЖОБЩИННОЙ АГРЕССИИ В КУЛЬТУРАХ ОХОТНИКОВ-СОБИРАТЕЛЕЙ ПОЛУПУСТЫНЬ

24.00.01. "Теория культуры"

Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии

Научный руководитель доктор исторических наук М.Л.Бутовская

Москва 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава I. Территориальность и агрессия у бушменов Калахари. ... 18 Глава II. Территориальность и агрессия у аборигенов Австралии:

Западная Пустыня, штат Виктория, Северо-Восточный Арнемленд.....72

Глава III. Территориальность и агрессия у индейцев Большого

Бассейна США......................................................................105

Заключение....................................................................125

Приложения.........................................................................................125

Библиография.....................................................................................132

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемая диссертация посвящена анализу факторов, влияющих на частоту межобщинных столкновений у охотников-собирателей полупустынь. В качестве объектов кросс-культурного сравнения выбраны: бушмены "пустыни" Калахари (Калахари не является пустыней в строгом смысле, о чем мы будем говорить далее), аборигены центральной Австралии и нумик-язычные (шошоноязычные) индейцы так называемого «Большого Бассейна» США.

Тема исследования агрессии у человека современного вида является очевидно актуальной. Деструктивные аспекты этой тенденции человеческого поведения составляют одну из основных проблем, стоящих перед правительствами множества стран, равно как и перед международным сообществом в целом. Достаточно вспомнить конфликты во Вьетнаме, Эфиопии, Афганистане, Кампучии, Руанде, Боснии, Абхазии, Приднестровье, Чечне, и т.д., - список можно было бы значительно расширить.

Помимо межэтнических и межгосударственных конфликтов опасение правительств, социологов и общественности в равной мере вызывают: рост насилия и насильственных преступлений в больших городах, насилие в семьях и по отношению к малолетним, серийные убийства, пропаганда насилия в средствах массовой информации и тому подобное. Ряд исследователей придерживается той точки зрения, согласно которой агрессия по отношению к представителям собственного вида является имманентным свойством Homo sapiens sapiens, преодолеть которое он не сможет никогда (Ardrey, 1966; Bigelow,

1969; Vayda, 1968, 1976; Chagnon, 1977; Harris, 1984; и др.). Однако этнография знает примеры обществ, в которых, в силу разных причин, открытые проявления агрессии сводились к минимуму (Fabbro, 1978; Ferguson, 1984, 1990, 1992; Robarchek, 1986; Montagu, 1976; Sumner, 1964; Dentan, 1978). За исключением случаев явных аккультурационных воздействий, все эти общества представлены охотниками-собирателями жившими в маргинальных экологических условиях. Маргинальной в данном контексте мы считаем среду с низкой экологической продуктивностью. Конкретным примером такой среды являются полупустыни (в настоящих пустынях с уровнем осадков менее 200 мм. в год охотники-собиратели выжить не могут). Все охотники-собиратели полупустынь отличаются низким уровнем межобщинной агрессии (да и агрессии вообще) (Otterbein, 1968, 1970; Ember, 1978). Ясно, что детальный анализ довольно очевидной экологической компоненты в ряду детерминант их относительного миролюбия заслуживает внимания в плане построения теории человеческой агрессивности. В условиях, когда проявления агрессии в пределах собственного вида представляют актуальную и существенную угрозу если не выживанию, то, по крайней мере, благосостоянию и гармоничному существованию человечества, выяснение обстоятельств, при которых происходит снижение межгрупповой агрессии, может представлять, - кроме теоретического, -также и значительный практический интерес.

Целью диссертации является кросс-культурное сопоставление влияния экологических и культурно-исторических факторов, определяющих частоту межобщинных столкновений в обществах охотников-собирателей полупустынь. Задачами исследования являются:

1) выявление критериев оценки степени экстремальности природных сред в которых обитали (в традиционных условиях) рассматриваемые охотники-собиратели полупустынь) и сравнение соответствующих природных сред между собой

2) определение уровней интенсивности (за определенные промежутки времени в пересчете к размерам социумов) межобщинных конфликтов в обществах охотников-собирателей полупустынь и сравнение этих уровней между собой. Далее предполагается сравнить уровень межобщинной агрессии в указанных обществах с агрессией в обществах охотников-собирателей, живших в сравнительно благоприятных природных средах Австралии и прерий Северной Америки

3) выявление и описание действия конкретных экологических факторов, снижающих уровень межобщинной агрессии у охотников-собирателей полупустынь

4) исследование этноисторических и аккультурационных факторов снижающих уровень агрессии у рассматриваемых охотников-собирателей полупустынь

5) сопоставление этнографических данных по традиционному образу жизни рассматриваемых обществ с даннымим по археологии соответствующих районов

6) сопоставление динамики роста межобщинных агрессивных столкновений у охотников-собирателей по мере роста болагоприятности природной среды

7) сопоставление данных археологии и этнографии выбранных районов с целью определения степени репрезентативности материалов

по межобщинной агрессии и территориальности современных охотников-собирателей полупустынь.

Относительно миролюбивые общества в списке кросс-культурного сравнения Катерины Эмбер (Ember, 1982) представлены в основном бродячими охотниками-собирателями. В их число совершенно очевидно попадают все охотники-собиратели полупустынь (Шнирельман, 1994: 102). Нас интересует механизм причинно-следственных взаимосвязей между экстремальной средой и низким уровнем агрессивности внутри соответствующих социумов, имея в виду также и то, что данная закономерность действует, по-видимому, только при охотничье-собирательском стадиальном уровне социально-экономического развития. Скотоводы полупустынь, например, не отличаются пониженным уровнем межобщинной агрессии (А.В.Коротаев, Н.Н.Крадин, личные сообщения).

По поводу степени миролюбия тех или иных этнографических групп и критериев его оценки велись интенсивные споры. Можно считать доказанным, что ни в одном из изученных социальными антропологами обществ, проявления агрессии не отсутствовали полностью (Eibl-Eibesfeldt, 1974, 1979). Гипотезу "изначального" (primordial) миролюбия каких бы то ни было традиционных этнических групп можно считать научным мифом, а примеры жестокого агрессивного поведения в архаических обществ встречаются в изобилии. Вместе с тем не приходится сомневаться, что разные общества достоверно различаются по количеству гомицидных конфликтов в пересчете на размер социума и единицу времени наблюдения. Что определяет эту разницу? Ответ на этот вопрос является основной задачей данной диссертации.

Разумеется, мы не можем проанализировать все факторы, влияющие на уровень агрессии в выбранных для сравнения социумах. Мы ограничимся теми из значимых факторов, которые поддаются анализу в рамках специальности, которой владеет диссертант. В число их входят экологические и конкретно-исторические детерминанты агрессии у бушменов, аборигенов пустынь Австралии и шошоноязычных индейцев. Перечисленные группы населения относятся именно к таким, этнографические описания которых дают основания предполагать, что у них уровень межобщинных конфликтов был существенно ниже, чем у охотников-собирателей, живших в экологически благоприятных районах. Таким образом, логично предположить, что одним из основных факторов, снижающих уровень межобщинной агрессии у охотников-собирателей аридных районов, является экологическое "давление".

Перечисленные группы населения относятся к хозяйственно-культурному типу охотников-собирателей полупустынь, когда-то широко распространенному в соответствующих экологических зонах Евразии (Чебоксаров, Чебоксарова, 1985: 176-178). К началу этнографических наблюдений этот ХКТ на территории полупустынь Евразии уже давно исчез, и встречался только в южной Африке, центральной Австралии и Большом Бассейне США. Некоторая узость выборки кросс-культурного сравнения является, таким образом, вынужденно необходимой.

Охотничье-собирательский образ жизни господствовал на большей части исторической протяженности существования человека современного вида и должен был оказать, таким образом, существенное воздействие на формирование специфически человеческих (детерминируемых культурными нормами) форм поведения. В

обществах охотников-собирателей, сравнительно простых в плане социальной структуры, детерминирующие экологические факторы проявляются более непосредственно, по сравнению с аграрными, или индустриальными обществами. Поэтому действие этих факторов легче проследить и оценить степень его воздействия на традиционные формы поведения. Особенно справедливо это для охотников-собирателей, проживавших в таких (экстремальных) природных условиях, в которых ограничения, накладываемые экологией на развитие социальных структур, имеют наиболее жесткий характер. Одной из очевидно экстремальных для человеческого существования природных сред являются полупустыни.

Еще раз оговоримся, что везде далее, где для краткости мы будем писать "пустыня" или "аридный", мы будем иметь в виду полупустынные и полу аридные экологические условия. Настоящие пустыни с преобладающим отсутствием травостоя и доминацией в

фауне пресмыкающихся, грызунов и насекомых, никогда не входили в ойкумену охотников-собирателей. Первым населением таких районов являлись скотоводы, имевшие верблюдов. Соответственно, предметом нашего исследования будут охотники-собиратели тропических полупустынь - бушмены Калахари и аборигены Западной Пустыни Австралии, и охотники собиратели полупустынь умеренного пояса - нумик-язычные индейцы США. Подробную характеристику экологических условий указанных районов и общее этнографическое описание их охотничье-собирательского населения мы дадим далее в соответствующих главах.

Настоящая работа представляет собой первую в русскоязычной литературе попытку подробного исследования влияния одной из

разновидностей экстремальных природных сред на динамику агрессивного поведения у человека. Поскольку охотники-собиратели представляют собой тот тип социальной адаптации, который господствовал на большей части протяженности существования Homo sapiens sapiens - в частности, и гоминид - в целом, то любые условия формирования неагрессивных форм поведения на этом историческом этапе имеют существенную теоретическую значимость.

Иными словами - они позволяют лучше понять структуру человеческого поведения.

Обозначим применяемые в работе процедуры анализа. Мы собираемся:

1) рассмотреть экологические условия в которых проживали этнические группы, выбранныне для кросс-культурного сравнения, выявить критерии экологической экстремальности и сопоставить районы по этим критериям

2) дать описания систем жизнеобеспечения и социальных структур охотников-собирателей по каждому из соответствующих районов

3) описать культурные нормы регулирующие проявления агрессии в данных обществах; выявить предполагаемые экологические детерминанты этих норм

4) выявить уровень межобщинной агрессии (количество убийств в общинах за определенный промежуток времени в пересчете к размерам социума, т.е. среднее количество убийств за год на группу в 500 человек). При этом следует помнить, что группа в 500 чел. в данных обществах

скорее является демом (кругом брачного общения), а размеры реальных общин варьируют от 20 до 60 чел.

5) сравнить уровни агрессии и указанные нормы по разным континентам; сопоставить их с контрольными группами близких к рассматриваемым охотникам-собирателям территориально, но живших в более благоприятныых экологических условиях.

Рабочие определения территориальности и агрессии будут даны ниже, при обзоре литературы.

***

ЛИТЕРАТУРА. Работ, посвященных антропологическому анализу агрессии у человека современного вида, имеется огромное множество (сводки - см. например: Шнирельман, 1994; Dennan, 1995). Вместе с тем, работ, специально посвященных анализу экологических детерминант относительного миролюбия бродячих охотников-собирателей, - немного.

На русском языке имеется, насколько нам известно, лишь две работы, в которой затрагивается вопрос дифференциированного, - в плане экологии, - подхода при анализе агрессии охотников-собирателей (Шнирельман, 1992, 1994). Бушменам в этих работах посвящена одна страница, что вполне естественно, поскольку автор исследования ставит перед собой более широкие, чем анализ одного региона, задачи.

В работе В.А.Шнирельмана проанализирована, с разной степенью подробности вся англоязычная литература по агрессии приматов и охотников, собирателей, включая работы Дж.Гудолл (Goodall, 1986) Р.Дайсон-Хадсон - Смита (Dyson-Hudson - Smith, 1978) и Э.Кашдан (Cashdan, 1983). В.А.Шнирельман отмечает противоречие между

моделью Р.Дайсон-Хадсон - Э.Смита с одной стороны, и выводами Э.Кашдан (Cashdan, 1983) относительно территориальности бушменов Калахари - с другой. Кроме того, он указывает на противоречие описаний низкого уровня агрессии у бушменов Калахари в середине XX в. и более ранних описаний начала XX века (Шнирельман, 1994: 73-75, 95-96) и анализирует модификацию В.Смитом своих взглядов (Шнирельман, 1994: 75; Smith, 1987).

Наличие указанных противоречий требует дополнительного анализа, который мы постараемся провести в соответствующих главах. Рассматривая аборигенов Австралии, В.А.Шнирельман не ставит вопрос о дифференцированном анализе агрессии в экологически благоприятных районах и в пустынных областях центра континента, например у питьянтьятьяра. В предлагаемой работе мы собираемся, при анализе австралийского материала, провести дифференцированный подход более последовательно, учитывая существенное экологическое сходство между Калахари и Западной Пустыней Австралии.

Работа Р.Дайсон-Хадсон - Э.Смита является ключевой для темы нашей диссертации. Ссылаясь на данные В.Хамильтона по бабуинам чакма (Papio Ursinus; Hamilton, 1976), Дайсон-Хадсон и Смит показывают, что в пределах одного и того же вида приматов, группы обитающие в высокопродуктивных экологических условиях отличает территориальное поведение, а группы, обитающие в маргинальных экологических зонах - отсутствие территориальности. Для сообществ, живших в обильной ресурсами дельте реки Окаванго, были характерны защита: кормовых территорий и столкновения при их нарушении, т.е. территориальность, в то время как в условиях полупустынь Намибии у популяций того же вида территориальность отсутствовала. От себя

можем добавить, что сходную закономерность в динамике поведения наблюдали и этологи Марк и Делия Оуэне в центральной Калахари у черноспинных шакалов: в дождливый сезон они были заметно более территориальны, нежели чем в сухой период года (Owens, Owens, 1985: 58-59, 67). По-видимому, иллюстрацию указанной закономерности у высших социальных животных можно продолжать, но это пока не входит в наши задачи. Авторы показывают, используя этнографический материал, что в ряде архаических культур человека действует сходная закономерность. Этнографический материал, которым оперируют Р. Дайсон-Хадсон и Э.Смит это: западные шошоны штата Невада (США), пайюты долины Оуэне (также штат Невада), баннок-шошоны штата Айдахо и карамоджа Уганды. Авторы показывают, что наличию обильных и предсказуемых естественных ресурсов (в первую очередь -пищевых) в рассматриваемых группах населения соответствует наличие территориальной схемы использования ресурсов, и наоборот, - группы, обитающие в районах со скудными и непредсказуемыми ресурсами, нетерриториальны. экологически различных местообитаниях.

Дайсон-Хадсон и Смит показали, что и в архаических сообществах людей действует та же закономерность: максимальное развитие территориальных форм поведения (закрепленных в соответствующих социальных нормах и традициях) при обильных и предсказуемых ресурсах, и полное отсутствие территориальности у бродячих охотников-собирателей пустыни. Кроме бушменов и шошонов к анализу привлекались также и материалы по каримоджонгам Уганды (скотоводам), которые нас, в рамках выбранной тематики фактически не интересуют.

Под территориальностью Дайсон-Хадсон и Смит понимали (Dyson-Hudson - Smith, 1978: 23), вслед за Э.Уилсоном (Wilson, 1975: 256), любые формы поведения связанные с исключительным использованием ресурсов внутри замкнутой группы особей, вне зависимости от способов, которыми обеспечивается такое эксклюзивно�