автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Проза А. Ф. Вельтмана как явление переходной эпохи

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Балашова, Елена Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Елец
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Проза А. Ф. Вельтмана как явление переходной эпохи'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Балашова, Елена Анатольевна

Введение С.З

Глава первая

Автор и его присутствие в произведении (на материале творчества

А.Ф.Вельтмана 1820-40-х годов) С. 1. Структура повествования произведений А.Вельтмана. С. п. 1. Автор и читатель в романах А.Вельтмана С. 17 п.2. Становление иронической манеры повествования:

А.Вельтман и Л.Стерн. С.36 &2. Мифологизированная биография в творчестве А.Вельтмана. С.

Глава вторая

Синтетическое начало жанровых форм в творчестве А.Вельтмана. С. 1. Роль фантастики в творчестве А.Вельтмана. С.

62. Фольклорные элементы в прозе А.Вельтмана. С.

63. А.Вельтман и история. С. 127 п. 1. Общие черты переходной эпохи 1820-40-х годов как историко-этического феномена. С. 12 7 п.2. Использование А.Вельтманом жанра исторического романа. С.

64. Черты авантюрного романа в творчестве А.Ведьтмана. х С.

65. Роман-путешествие в творческой биографии писателя. С.

66. Особенности бытописания в романах А.Вельтмана. С.

Глава третья

Влияние барокко и бидермайера на творчество А.Вельтмана. С. 1. Элементы позднего барокко в творчестве А.Вельтмана. С. 179 &2. Черты бидермайера в творчестве А.Вельтмана: постановка проблемы. С.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Балашова, Елена Анатольевна

Среди категорий, которые складываются в каждую эпоху, особенно важными, с точки зрения эволюции художественных средств литературы, представляются категории автора, жанра и стиля. Их соотношению, функциям, значимости уделяется нами главное внимание. Это не означает, что только к указанным категориям сводится содержание поэтики той или иной эпохи; всякий раз должны быть подробно рассмотрены и другие её элементы. Но рассмотрены прежде всего в связи с ними и в их свете, так как выделение в каждой литературной эпохе каких-либо категорий в качестве определяющих позволяет, на наш взгляд, правильно оценивать эту систему «изнутри», учитывая её собственные критерии, и тем самым адекватно представить историческое движение поэтики.

Работа строится как последовательное теоретическое и историко-литературное исследование, ставящее перед собой задачу осмысления феномена переходной эпохи 20-40-х годов XIX века, когда в недрах романтизма зарождается реализм. В то же время мы стремились не отрываться от реального литературного материала - романов А.Ф.Вельтмана - и не уходить в сферу общих рассуждений.

Под переходной эпохой 20-40-х годов XIX века мы понимаем художественную систему, центральной категорией поэтики которой становится не стиль или жанр, а автор, отсюда особые, новые отношения, складывающиеся между автором, героем и читателем. Кроме того, поэтику исследуемой переходной эпохи отличает личностное сознание, которое, опираясь на психологические открытия, начавшийся социальный и исторический анализ поведения человека, предопределило и новую трактовку персонажа: впервые литература этого периода выдвинула героя - современника.

Определяющим признаком становления нового типа художественного сознания является оформление индивидуального стиля, причем его составляют не отдельные приемы, а одно синтезированное в художественном образе мировоззрение писателя. В переходную эпоху осуществима "энциклопедия" стилей - множество стилистических решений, которые нельзя представить как единую стилистическую систему.

Интересующая нас переходная эпоха характеризуется новым жанровым мышлением. Наряду с разрушением традиционных жанров ситуация литературы переходной поры приводит к радикальному переосмыслению иерархии жанров и появлению новых жанров. Несмотря на то, что романтики в тридцатые годы чаще стали использовать прозу, они все же стремятся выразить себя лирически. Предпочтительнымы становятся личностные жанры: дневники, письма, записки, воспоминания. Они демонстрируют не просто поэтическое мироощущение, но и владение языком романтической поэзии. Герой выступает в роли условного автора собственных текстов, тем самым отождествляя себя с сочинителем. В литературе появляются и совсем новые жанры: стихотворная повесть А.Пушкина "Медный всадник", роман в стихах "Евгений Онегин", поэма Н.Гоголя "Мертвые души". Но, конечно, в поэтической практике 1820-1840-х годов еще сильна инерция жанрово-иерархического мышления, поэтому большинством современников подобное творчество встречается критически. А.Вельтман, пытавшийся переосмыслить традиционные жанры, вдохнуть новый смысл в старые названия, не исключение. Известно, что "Муромские леса" А.Вельтман назвал "повестью в стихах" [Смольников,

1991, с.53], а "Путевые впечатления." шутливо назвал "рассказом в роде повести", подчеркивая жанровую неоднородность произведения.

Следующая отличительная черта переходной эпохи 20-40-х годов XIX века определяется выдвижением романа. Имя А.Вельтмана связывают с созиданием романной формы, опирающейся на "объединение и взаимодействие близкого автору рассказчика с обликом современного персонажа" [История всемирой литературы, 1989]. Повествование переходило от одной сферы к другой, от героя к рассказчику, от настоящего к прошлому. В основу формы романа кладется не механическая интрига, а движение чувств и психологических состояний героев. Развитие сюжета как бы "уходит" вовнутрь героев. А.Пушкин такую манеру назвал "болтовней"1.

Для русской литературы переходного периода 1820-1840-х годов важен процесс сближения и взаимодествия стиховых. и прозаических структур, что отразилось, с одной стороны, в прозаизации стиха и, с другой стороны, в лиризации прозы. Для литературы этого времени характерно включение стихотворных отрывков в прозу, причем эти фрагменты сохраняют "полную самостоятельность" и не знают "ни малейших деформаций собственной структуры в "контактных зонах" [Орлицкий, 1991, с.92]. Романы А.Вельтмана можно считать "монтажными текстами", так как они содержат и собственные авторские стихотворные цитаты, и цитаты произведений других авторов, включают сказовые и песенные отрывки. Есть несколько фактов в творческой биографии А.Вельтмана, которые позволяют говорить о том, что он думал о различии стиха и прозы. Во-первых, им были сделаны два варианта переложения "Слова о полку Игореве.", подразумевающие строгое следование метризации памятника; во-вторых, известна его работа "О различии слогов прозы" [Вельтман, ОР РГБ]. В-третьих, фигура А.Вельтмана особенно показательна среди авторов прозостиха, пограничной формы ритмообразования. В тридцатые годы им были включены в роман "Странник" драматическая сцена "Октавий Август и Овидий Назон в теплице пантеона", поэма "Эскандер" и в романе "Предки Калимероса" - сон автора об основных этапах жизни Наполеона. Эти вещи выполнены чистым метром. Метрическая проза А.Вельтмана оформляла лишь легендарный -древнерусский материал. Только сознание древнего человека ощущается писателем как поэтическое (позже это встретится у Ремизова). Прозостих становится "знаком некой пространственно-временной и затем онтологической отдаленности и отвлеченности, знаком своеобразного остранения, выделения из эмпирической реальности" [Кормилов, 1990, с. 39].

Актуальность работы определяется объективной научной потребностью во всестороннем, углубленном изучении такого явления, как переходная эпоха. Это требование в полной мере можно отнести к творческому наследию русского писателя Александра Фомича Вельтмана (1800-1870). Вынесенная в заглавие тема позволяет анализировать его творчество не отдельно само по себе, а в русле изучения литературного процесса как единого целого, то есть с точки зрения тех связей, которые объединяют разнообразные элементы творчества в живой, движущийся организм. Можно констатировать, что в последнее время возрос исследовательский интерес к личности А.Вельтмана настолько, что он уже перестал быть «забытым» писателем. Сейчас как бы заново открывают для себя наследие А.Вельтмана. Современному сознанию стали близки и мысли писателя об утрате целостности мира, и его попытки узнать, каким был мир до распада порядка.

Характеристика и анализ произведений А.Вельтмана в этой работе идут под знаком переходной эпохи - это определило актуальность диссертации. Избранный ракурс исследования диктуется, с одной стороны, необходимостью переоценки некоторых вопросов творчества писателя, а с другой стороны, данная работа нацелена на необходимость создания всесторонней, подробной характеристики творчества

A.Вельтмана.

В отечественном литературоведении существует немного работ (по преимуществу статей), посвященных изучению творчества этого русского писателя. Однако в большинстве этих исследований его творчество изучается наряду с творчеством других писателей начала XIX века (Ю.Гранин, Е.Двойченко-Маркова, Т.Роболи, Ю.Манн, О.Державина, В.Троицкий). Есть работы, которые, имеют своим предметом творчество одного А.Вельтмана (Б.Бухштаб, З.Ефимова,

B.Переверзев, Ю.Акутин). Первым опытом монографического исследования творчества писателя явилась обзорная статья М.Лихонина «Вельтман и его сочинения» (1836). Огромный интерес к творчеству

A.Вельтмана проявили его современники. Молодого писателя поддержали А.Пушкин, А.Бестужев-Марлинский, Н.Полевой, В.Даль,

B.Кюхельбекер, В.Одоевский. Целостное исследование творчества А.Вельтмана на протяжении 1830-40-х годов представляют критические работы В.Белинского. В.Белинский, в отличие от других критиков-современников, ценивших романы «Странник», «Кощей бессмертный», большое внимание уделял повестям А.Вельтмана, а позже - его роману «Приключения, почерпнутые из моря житейского». Высоко оценивая дарование А.Вельтмана, В.Белинский указывал и на его недостатки, считая, что талант писателя так и не создал ничего, истинно достойного для высокого назначения. Литература начала XIX века об А.Вельтмане представляет достаточно обширный материал, дающий сведения о нём как общественном деятеле и учёном-историке, и меньше - как об авторе многочисленных романов и повестей. Некоторые критические отклики современников А.Вельтмана касаются особенностей его творческой манеры и не могут быть не учтены сегодня.

Дальнейшая история изучения наследия А.Вельтмана, связанная с работами литературоведов 20-30-х годов XX века Б.Бухштаба, З.Ефимовой, Т.Роболи, В.Переверзева и др., позволяет осмыслить определённые жанрово-стилистические тенденции вельтмановского романтизма. Впервые в этих работах был поставлен вопрос, заключающийся в определении творческого метода А.Вельтмана и его места в литературном процессе I половины XIX века. Одни из этих исследователей наблюдали за отдельными деталями вельтмановской формы (Т.Роболи, Б.Бухштаб). Другие много сделали в области собирания и комментирования материалов о жизни и творчестве писателя (В.Переверзев). Он же изучал произведения А.Вельтмана в связи с вопросами социологии и психологии художественного творчества.

Появившиеся в 1970-90-е годы исследования Ю.М.Акутина, Ю.В.Манна, В.Ю.Троицкого продолжили изучение проблемы метода повестей и романов писателя, особенностей его повествовательной манеры.

По творчеству А.Вельтмана было защищено три диссертации на соискание учёной степени кандидата наук: в 1983 г. - Л.Саламовой (МГУ), в 1985 г. - Л.Крекниной (Томский госуниверситет) и в 1999 г. -О.Щалпегиным (МГОПУ). Исследование Л.Саламовой посвящено анализу повестей А.Вельтмана и определению их места в историко-литературном ряду 30-40-х годов XIX века, выделению их жанрового своеобразия и изучению различных языковых средств, используемых писателем. Л.Крекнина ставит вопрос об эстетических основах романтизма А.Вельтмана и рассматривает динамику такого элемента жанровой системы писателя, как своеобразный тип героя. Также её работа задаётся целью исследовать динамику жанрового развития писателя от романной типологии к сборникам повестей. О.Щалпегин определяет идейно-эстетический потенциал образов материального мира, анализирует индивидуальный стиль работы писателя над созданием словесными средствами художественного образа в пейзаже, портрете и изображениях вещи.

Исследования названных авторов, а также исследования других учёных были учтены в данной работе, которая, однако, не мыслится как продолжение их, а преследует иную цель. Обзор исследовательской литературы о творческом наследии А.Вельтмана позволяет обосновать научную новизну диссертации.

Новизна исследования определяется тем, что оно является первым опытом исследования проблемы, вынесенной в заглавие. Данная работа дает общую характеристику переходной эпохи 20-40-х годов XIX века - и как литературного, и как историко-этического феномена. Именно в русле проблемы переходного периода в диссертации исследуется творчество А.Вельтмана. Научная новизна работы заключается в переосмыслении распространённых в предшествующих исследованиях представлений о художественном методе писателя, а также в обнаружении новых вопросов, помогающих приблизиться к всесторонней оценке творчества А.Вельтмана. Нами впервые ставится вопрос о влиянии барокко на его творчество. Подробно сравнивая повествовательные манеры Л.Стерна и А.Вельтмана, в работе выявляем становление иронической манеры повествования. Впервые в литературоведении роман «Странник» анализируется не только как литературная, но и как мировоззренческая пародия, в связи с чем мы рассматриваем мифологизированную биографию в творчестве А.Вельтмана.

Основная цель диссертации - исследовать творчество А.Вельтмана как явление переходной эпохи. В соответствии с поставленной целью ставятся и конкретные задачи исследования:

- определить основные черты переходной эпохи конца XVIII -начала XIX веков; проанализировать структуру повествования романов А.Вельтмана, а именно: исследовать формы авторского присутствия и способы выражения позиции читателя в прозе А.Вельтмана;

- выявить становление иронической манеры повествования А.Вельтмана, сравнивая её с повествовательной манерой Л.Стерна;

- объяснить причины появления и сущность мифологизированной биографии в творчестве А.Вельтмана;

- выявить синтетическое начало жанровых форм в творчестве писателя;

- проследить влияние бидермайера на художественный мир романов А.Вельтмана; исследовать элементы позднего барокко в творчестве А.Вельтмана.

Материалом диссертации послужили и современные издания произведений А.Вельтмана, и прижизненные публикации романов исследуемого писателя. Кроме опубликованных произведений А.Вельтмана предметом исследования явился архив писателя, хранящийся в РО РГБ (ф.47). Некоторые рукописи включены в диссертацию, так как они играют роль необходимого вспомогательного материала.

Научно-практическое значение диссертации. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы при разработке общих вузовских курсов и спецкурсов по истории русской литературы XIX века, а также в дальнейших научных исследованиях, связанных с данной проблематикой. Результаты исследования могут способствовать как более глубокому изучению творчества А.Вельтмана, так и выявлению тенденций и закономерностей литературного процесса переходной эпохи 1820-1840-х годов.

Апробация работы. Основные выводы исследования обсуждались на заседаниях кафедры русской литературы КГПУ, отдела теории литературы ИМЛИ РАН. Основные положения диссертации изложены в докладах на различных научных конференциях КГПУ, на Десятых Пушкинских чтениях, проводимых в 2000 году в г.Калуге, на Третьих Киреевских чтениях «Оптина пустынь и русская литература» (1999г., г.Калуга), а также межвузовской конференции, проходившей в г.Брянске в 1998г. («Актуальные проблемы истории, теории и методологии языка и литературы»). По теме диссертации опубликованы 5 статей в сборниках научных трудов. Основные положения диссертации используются в читаемом автором курсе лекций по истории отечественной литературы для студентов-филологов.

Структура диссертации определяется обозначенными задачами и целью. Диссертационное исследование состоит из введения, трёх глав, заключения, примечаний и библиографии, насчитывающей 148 единиц. Первая и третья главы содержат по два параграфа, вторая глава содержит шесть параграфов. Общий объём диссертации - 225 страниц.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проза А. Ф. Вельтмана как явление переходной эпохи"

Заключение

Всем русским писателям-переходной эпохи 20-40-х годов XIX века по-разному свойственно проницательное осознание рубежа веков как начала новых путей искусства. Отсюда стремление к широкому подведению итогов - что принять и от чего отказаться в художественном прошлом. К этой проблематике и приобщается наше исследование, никоим образом не претендуя на целостное освещение и полноту фактов такого явления, как переходная эпоха.

Одна из важнейших категорий поэтики - категория автора -приобретает особую важность в рассматриваемую нами переходную эпоху. Романы А.Вельтмана дают представление о том, как в 1820-1840-е годы меняются и субъектная структура текстов, и формы авторского самообнаружения, и позиция читателя. А.Вельтман немалое значение придавал такой форме авторского "присутствия" в романтическом произведении, как мифологизация биографии. И в этом смысле А.Вельтману становится важна проза масонов. Он не был среди тех, кто создавал масонскую литературу, но он охотно использовал их находки - это было одной из причин, позволяющей романам А.Вельтмана выглядеть необычно. На наш взгляд, ориентация писателя на масонскую символику соответствовала его установке на создание мифологизированной биографии. Позволяя себе надевать на повествователя различные маски, А.Вельтман показывает свое ироническое отношение к нему. Все это способствовало'становлению иронического повествования. Однако, говоря о романтической природе иронии в творчестве А.Вельтмана, только ей мы не ограничились: следовало указать на сентименталистскую природу иронии (со стернианской традицией) в творчестве, писателя. Художественная мистификация в вельтмановском романе - это специфическая форма ведения игры, активная роль в которой автором отведена читателю.

Об ориентации, писателя на широкую общеевропейскую культурную традицию, равно как и о новаторстве его произведений, свидетельствует органическое соединение различных в типологическом отношении жанровых признаков, активное привлечение богатого исторического, фольклорного, фантастического и другого материала. Какого бы жанра ни касался А.Вельтман, он обязательно спорит с устоявшимися жанровыми признаками. Жанровое мышление А.Вельтмана доказывает важность многих установок, к которым пришла литература в дальнейшем. Угадав своим художественным чутьем многое из будущего развития жанра, писатель, к сожалению, не сумел гармонично синтезировать свои жанровые решения. Но нельзя сказать, что перед нами неудачный опыт, нужно помнить, что речь идет о только нарождающейся жанровой системе переходной эпохи. В творчестве А.Вельтмана берет начало жанровая установка, которая выражает личностную эстетическую концепцию действительности. А.Вельтман, безусловно, доказал, что одним из ведущих признаков, определяющих жанр, является своеобразие позиции автора. В переходный период 18201840-х годов многие из авторов, в том числе А.Вельтман, заявили о существовании авторских жанровых систем. Своим творчеством они отстаивали право следовать не привычной, общей, регламентирующей системе, а только своему видению мира. Все вельтмановские жанровые решения направлены на доказательство того, что жанр в переходную эпоху 20-40-х годов XIX века перестает ощущаться как формально-содержательная категория.

А.Вельтман всецело* принадлежал*' переходной эпохе. Доказательством этому может служить то, что его творчество - особое явление синтетического характера. Так,' исследователями не раз отмечался синтез романтизма и реализма, свойственный его писательской манере. Мы считаем нужным подробнее остановиться на чертах барокко в творчестве А.Вельтмана," поэтику которого он использовал на разных уровнях - проблемном, жанровом, сюжетно-композиционном. Кроме того, в своем исследовании мы показываем, что многими своими чертами творчество А.Вельтмана может укладываться в литературное явление синтетического характера -бидермайер. Это позволило бы отказаться в отношении его творчества применять громоздкое определение синтеза разных художественных методов.

Центральной категорией поэтики в рассматриваемый переходный период становится автор, отсюда особые отношения, складывающиеся между автором, героем и читателем в произведении. Эта характерная черта эпохи, как и другие-, (например, установление нового жанрового сознания, эволюция стиля), рассматриваемые в работе на материале произведений А.Вельтмана, далеко не исчерпывают других возможных подходов к ней.

Данное диссертационное исследование нуждается в развёртывании и умножении конкретных исследований, общей целью которых будет окончательное утверждение представления о переходной эпохе 1820-1840-х годов как важном и закономерном этапе эволюции русского художественного слова.

 

Список научной литературыБалашова, Елена Анатольевна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Вельтман РГБ ОР (2): Вельтман А.Ф. Повесть о себе, ф.47, ш.р. 28, 16. Вельтман РГБ ОР (3): Вельтман А.Ф. «Слово о полку Игореве»: предисловие и перевод, ф.47, ш.р. 20-3.

2. Вельтман РГБ ОР (4): Вельтман А.Ф. Примечания к старой былине «Кощей бессмертный», ф.47, ш.р. 20-5.

3. Вельтман РГБ ОР (5): Вельтман А.Ф. О различии слогов прозы, ф.47, ш.р. 22-4,-14.

4. Вельтман, 1836: Вельтман А.Ф. Предки : Калимероса. Александр

5. Филиппович Македонский. М., 1836.

6. Вельтман, 1978: Вельтман А.Ф. Странник. М., 1978.

7. Вельтман, 1986: Вельтман А.Ф. Сердце и думка. М., 1986.

8. Вельтман, 1957: Вельтман А.Ф. Приключения, почерпнутые из моряжитейского. Саломея. М., 1957.

9. Вельтман, 1834: Вельтман А.Ф; Лунатик. М., 1834.

10. Бестужев-Марлинский, 1984: Бестужев-Марлинский A.A.

11. Романтические повести. Свердловск, 1984.

12. Нарежный, 1964: Нарежный В.Т. Российский Жилблаз, или Похождения князя Г.С.Чистякова. М., 1964.

13. Радищев, 1976: Радищев А. Путешествие из Петербурга в Москву, М., 1976.

14. Стерн, 1968: Стерн J1. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена. Сентиментальное путешествие по Франции и Италии. М., 1968. Сю, 1989: Сю Эжен. Парижские тайны. М., 1989.

15. Акутин, 1978: Акутин Ю. Александр Вельтман и его роман «Странник» // Вельтман А.Ф. Странник. М., 1978.

16. Акутин, 1977: Акутин Ю. Ротмистр-Чернокнижник. Псевдонимы и анонимы А.Вельтмана // Альманах Библиофила, 1977, вып.4. Акутин, 1975: Акутин Ю. У истоков Пушкинианы // Литературная газета, 30.07.1975.

17. Архангельский, 1990: Архангельский А.Н. Стихотворная повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». М., 1990.

18. Астахова, 1966: Астахова A.M. Былины: йтоги и проблемы изучения.м.-л., 1966. * .

19. Барабаш, 1992: Барабаш Ю. Гоголь: барокко, барокко. // Современная драматургия, 1992, №2.

20. Белинский, 1953: Белинский В.Г. ПСС в 13 т. М., 1953. Т.2. Берберова, 1990: Берберова Н. Люди и ложи // Вопросы литературы, 1990, №№1,3,4,5,6,7.

21. Богданов, 1995: Богданов А.П. Александр Вельтман писатель-историк // Вельтман А.Ф. Романы. М., 1985.

22. Бухштаб, 1926: Бухштаб Б. Первые романы" А.Вельтмана // Русская проза. Л., 1926.

23. Васильев, 1995: Васильев С.Ф. Русская романтическая проза: поэтика фантастического // Кормановские чтения. Ижевбк, 1995.ч

24. Виноградов, 1971: Виноградов B.B. О теории художественной речи. М., 1971.

25. Волков, 1992: Волков С.В. Семантическая структура былички // Вестник МГУ. Серия 9, филология. 1992, №5.

26. Выровцева, 1993: Выровцева Е.В. Категория жанра (к истории изучения жанра в русской науке) // Содержательность' форм в художественной литературе. Самара, 1993.

27. Григорян, 1978: Григорян К.Я. Судьбы романтизма в русскойлитературе. Русский романтизм. Л., 1978.

28. Грифцов, 1927: Грифцов Б.А. Теория романа. М., 1927.

29. Гуминский, 1977: Гуминский В.М. К вопросу о жанре путешествий //

30. Филология, вып. 5. М., МГУ, 1977.

31. Долгов, 1897: Долгов С.А. А.Ф.Вельтман и его план окончания «Русалки» А.С.Пушкина. М., 1897.

32. Дунаев, 1997: Дунаев М.М. Православие и русская литература. М., 1997, ч.1.

33. Егоров, 1988: Егоров Б.Ф. Художественная проза Ап. Григорьева // А.Григорьев. Воспоминания. М., 1988. ;

34. Елистратова, 1973: Елистратова А. Эпистолярная проза романтиков // Европейский романтизм. М., 1973.

35. Ефимова, 1927: Ефимова З.С. Начальный период литературной деятельности А.Ф.Вельтмана//Русский романтизм. Л., 1927. Заметка об исторических трудах покойного Вельтмана // Московские епархиальные ведомости. СПб, 1870, №7.

36. Зеньковский, 1991: Зеньковский В.В. История русской философии в 2-х1. Т"Г Л Г\Г\ Л гр 1 1томах, л., 1УУ1. 1 л, 4.1.

37. Ильин, 1993: Ильин И.А. Собр.соч. в 10 томах. М., 1993. Т. 1. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.

38. История русского романтизма. М., 1973.

39. История романтизма в русской литературе. М., 1979.

40. Калашникова, 1991: Калашникова-О;Л. Русский роман 1760-70-х годов.1. Днепропетровск, 1991.

41. Калугин, 1985(1): Калугин В. Забытый Вельтман // Литературная Россия, 02.08.1985. .

42. Калугин, 1985(2): Калугин В. Романы А.Вельтмана // А.Ф.Вельтман. Романы. М., 1985.

43. Калугин, 1989: Калугин В. Струны рокотаху. М., 1989.

44. Касаткина, 1996: Касаткина Т.Д. Философские камни в печени // Новыймир, 1996, №7.

45. Ключевский, 1895: Ключевский В.О. Воспоминания о'Н.И.Новикове и его времени // Русская мысль. 1895, №1.

46. Кожевникова, 1994: Кожевникова H.A. Типы повествования в русской литературе XIX-XX веков. М., 1994.

47. Кожинов, 1963: Кожинов В.В. Происхождение романа. М.,1963. Концевич, 1993: Концевич И.М. Стяжание Духа Святого в путях древней Руси. М., 1993.

48. Корман, 1981: Корман Б.О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов // Содержательность форм в художественном произведении. Проблема жанра. Куйбышев, 1990.

49. Кормилов, 1990: Кормилов С.И. Русская метризованная проза K.XVIII-н. XIX вв. // Русская литература, 1990, №4.

50. Кошелев, Чернов, 1986: Кошелев В.А., Чернов A.B. Мудрая фантазия сказочника /'/' А.Ф.Велыман. Сердце и думка, т., 1986. Крекнина, 1985: Крекнина Л.И. Жанровое своеобразие прозы А.Ф.Вельтмана 1830-1840-х годов XIX века (автореф. к. дис.). Томск, 1985.

51. Крекнина, 1979: Крекнина Л.И. К проблеме романтического характера // Проблемы творческого метода. Тюмень, 1979.

52. Кривонос, 1995: Кривонос В.Ш. Автор и читатель в повествовании // Образцы изучения текста художественного произведения в трудах отечественных литературоведов. Вып.1. Эпическое произведение. Ижевск, 1995. •

53. Кривонос, 1998: Кривонос В.Ш. Особенности повествования в прозе А.А.Бестужева-Марлинского // Проблема автора в художественной литературе. Ижевск, 1998.

54. Леонова, 1982: Леонова Т.Г. Русская литературная сказка XIX века и её отношение к народной сказке. Томск, 1982.

55. Лихачёв, 1968: Лихачёв Д.С. Древнеславянские литературы как система // Славянские литературы. VI Международный съезд славистов. М., 1968.

56. Лотман, 1994: Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб, 1994. Лупанова, 1959: Лупанова И.Н. Русская народная сказка в творчестве писателей I пол. XIX века. Петрозаводск, 1959.

57. Манн, 1994: Манн Ю.В. Автор и повествование // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.

58. Медведева, 1990: Медведева Н.Г. Литературная утопия: проблема метода // Проблема автора в художественной литературе. Ижевск, 1990. Мифы народов мира в 2-х т. М., 1992.

59. Михайлов, 1985: Михайлов A.B. Гоголь в своей литературной эпохе // Гоголь: история и современность. М., 1985.

60. Михайлов, 1989(1): Михайлов A.M. Диалектика литературной эпохи. Переход от романтизма к реализму • в литературах Европы (автореф.док.ф.н.). М., 1989.

61. Михайлов, 1996: Михайлов A.B. Иоганн Беер и И.А.Гончаров: о некоторых поздних отражениях литературы барокко // Контекст-1993. М., 1996.

62. Михайлов, 1976: Михайлов A.B. Искусство и истина поэтического в австрийской культуре сер. XIX в. // Советское искусствознание, №1. М., 1976.

63. Михайлов, 1994: Михайлов A.B. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.

64. Михайлов, 1989(2): Михайлов . A.B. Проблемы анализа перехода к реализму в литературе XIX века // Методология анализа литературного процесса. М., 1989.

65. Михайлов, 1997: Михайлов A.B. Языки культуры. М., 1997. Морозов, 1966: Морозов A.A. «Маньеризм» и «барокко» как термины литературоведения // Русская литература, 1966, №3.9

66. Морозов, 1971: Морозов A.A. Развитие стилей и историческая реальность //Русская литература, 1971, №3.

67. Морозов, 1962: Морозов A.A. Проблемы барокко в русской литературе XVII-XVIII вв. // Русская литература, 1962, №3.

68. Морозов, 1968: Морозов A.A. Проблемы европейского барокко // Вопросы литературы, 1968, №12.

69. Небольсин, 1979: Небольсин С.К. К вопросу о классических традициях //Контекст-1979. М., 1980. .

70. Одинцов, 1973: Одинцов В.В. О языке художественной прозы. М., 1973. Орлицкий, 1991: Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе. Воронеж, 1991.

71. Осипов, 1997: Осипов А.И. Путь разума в поисках истины // Даниловский благовестник, 1997.

72. Павлинов, 1996: Павлинов С.А. Тайнопись Гоголя. М., 1996.

73. Падучева, 1996: Падучева E.B. Семантика нарратива // Семантические исследования. М., 1996.

74. Переверзев, 1989: Переверзев В.Ф. У истоков русского реализма. М., 1989.

75. Петров, 1984: Петров С.М. Русский исторический роман XIX века. М., 1984.

76. Петрунина, 1987: Петру'нина H.H. Проза Пушкина. Л., 1987. Пинский, 1962: Пинский Л. Испанский плутовской роман и барокко /'/' Вопросы литературы, 1962, №7.

77. Полевой, 1833: Полевой Н. Отзыв на роман А.Вельтмана «Кощей бессмертный» // Московский телеграф, 1833, №12.

78. Полонский, 1898: Полонский Я.П. Мои студенческие воспоминания. Литературное приложение к «Ниве», 1898, №12.

79. Померанц, 1993: Померанц Г. Лекции по. философии истории. М., 1993. Премудрость Соломона, 7, 17-21.

80. Рассел, 1993: Рассел Б. История западной философии в 2-х т. М., 1993. Рексхайзер, 1996: Рексхайзер А. Православная'религиозность и западное образование в России k.XVII-XVIII в.в. Андрей Болотов // Контекст-1993. М., 1996.

81. Роболи, 1926: Роболи Т. Литература путешествий. Л., 1926

82. Русская литература и фольклор (I п. XIX в.). Л., 1976.

83. Саламова, 1983: Саламова Л.В. Повести А.Вельтмана: проблематика,жанр, стиль (автореф. канд. дис.). М., 1983.

84. Сахаров, 1996: Сахаров В.И. Проза русских масонов // Контекст-1994-1995гг. М., 1996.

85. Сахаров, 1982: Сахаров В.И. Проза эпохи классицизма. Освоение новых художественных форм // Русский и западноевропейский классицизм (проза). М., 1982.

86. Семибратова, 1973: Семибратова Н.В. Типология фантастики в русской прозе в 30-40-е годы XIX века (автореф. канд. дис.). М., 1973. Скобелев, 1978: Скобелев В.П., Мущенко Е.Г., Кройчик Л.Е. Поэтика сказа. Воронеж, 1978.

87. Словарь-справочник «Слова о полку Игореве», вып.1. М.-Л., 1965. Смирнов, 1990: Смирнов С. История и молодая проза // Литературная учёба, 1990, №6.1 1ЛГ» 1 . тт т-т т-тьмильнилив, 1УУ1. смольников п. путешествие Пушкина в Ориенбургский край. М., 1991.

88. Современное зарубежное литературоведение. М., 1996.

89. Соколовская, 1914: Соколовская Т. Сокровенность масонских списков //•

90. Голос минувшего, 1914, №3.

91. Соловей, 1992: Соловей Н.Я. Роман. Д.С.Пушкина «Евгений Онегин». М., 1992. ;

92. Софронова, 1992: Софронова Л.А. Принцип» отражения в поэтикебарокко // Барокко в славянских культурах. М.? 1982.

93. Теория литературных стилей. М., 1982. Т.4.

94. Тертерян, 1983: Тертерян И. Романтизм как целостное явление // Вопросы литературы, 1983, №4.

95. Томашевский, 1990: Томашевский Б.В. Пушкин: работы разных лет. М., 1990.

96. Троицкий, 1985: Троицкий В.Ю. Художественное открытие русскойромантической прозы 20-30-х годов XIX века. М., 1985.

97. Тукалевский, 1911: Тукалевский В.И. Искания русских масонов. СПб,1911. ,

98. Тынянов, 1977: Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.,1977.

99. Уваров, 1813: Уваров С.С. Письмо к Гнедичу о русском гекзаметре // Чтения к беседе любителей русского слова. Чтение №13. СПб, 1813.

100. Фёдоров, 1979: Фёдоров В.И. Литературные направления в русской литературе XVIII века. М., 1979.

101. Фёдоров, 1988: Фёдоров Ф.Н. Художественный мир: пространство и время. Рига, 1988.

102. Фридлендер, 1962: Фридлендер Г.М. Нравоописательный роман. Жанр романа в творчестве романтиков 30-х годов // История русского романа. М.-Л., 1962.

103. Фридлендер, 1968: Фридлендер F.ïvi. О закономерностях развития жанров // Славянские литературы. VI Международный съезд славистов. М., 1968.

104. Хализев, Шешунова, 1989:. Хализев В.Е., Шешунова C.B. Цикл А.С.Пушкина «Повести Белкина». М., 1989.t

105. Чернов, 1987: Чернов A.B. О романтизме Вельтмана. «Кощей бессмертный» // Русская литература, 1987, №2.

106. Чулков, 1985: Чулков В.И. Читатель в переходных художественных системах // Проблема автора в художественной литературе. Устинов, 1985.

107. Чулков, 1990: Чулков В.И. Типология переходных художественных систем (постановка проблемы) // Проблема автора в художественой литературе. Ижевск, 1990.

108. Шарыпкин, 1975: Шарыпкин Д.М. Скандинавская тема в русской романтической литературе (1825-1840 гг.) // Эпоха романтизма: из истории международных связей. Л., 1975.

109. Своеобразие романтизма повести А.Ф.Вельтмана --------------- *1 IV!па« Печати. Сб.тезисов студенческой научной конференции по итогам Т ГГ ЛЧ . 1 Г\Г*Л---т • 11Ш за 15'5'и юд, калуга, 1990 0,2 п.л.

110. Сюжетно- композиционная структура романа А.Ф.Вельтмана «Кощей Бессмертный» Печати. Сб.тезисов студенческой научной конференции по итогам НИР за 1991 год, Калуга, 1991 0,2 п.л.

111. Фольклорные мотивы в творчестве А.Вельтмана Печати. Актуальные проблемы истории, теории и методологии языка и литературы, Брянск, 1998 0,3 п.л

112. Православная символика в романах А.Вельтмана Печати. Оптина пустынь и русская культура, Калуга, 1999 0,3 п.л.

113. Сопоставительная характеристика повествовательных систем А.С.Пушкина и А.Ф.Вельтмана Печати. X Пушкинские чтения. Калуга, 2001 0,5 п.л.1. Соискатель:

114. Список верен: Завкафедрой и зарубежной КГПУ им.Ци1. Секретарь1. Проректор по НИР15 марта 2001 года1. Балашова Е.А.

115. Черников А.П. Дробышев Ю.А. Богданов Е.Н.