автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Феномен мистериального в контексте культуры русского Серебряного века
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Пичко, Наталья Сергеевна
введение
Глава I.
Мистерия и дионисинство в русской культуре Серебряного века.
1.1.Русская культура конца XIX - начала XX веков и её мировоззренческие особенности.
1.2.Проблема дионисийства в русской художественной культуре Серебряного века.
1.3.Православный Храм как прообраз мистериального в культуре.
Глава II.
Музыкальная стихия в культуре русского Серебряного века.
2.1. Музыкально-философское сознание в русской культуре Серебряного века.
2.2.А.Ф.Лосев и П.А.Флоренский о взаимодействии звука и слова в культуре.
2.3. Претворение мистериального в жизнетворчестве А.Н.Скрябина.
Введение диссертации2005 год, автореферат по культурологии, Пичко, Наталья Сергеевна
Актуальность темы исследования.
Серебряный век относится к переломным периодам истории российской культуры.
Он характеризуется как попытка создания гуманитарного синтеза искусства, трактуемого как универсальное творчество философии, как всеобщего способа существования творческого разума, общественности, понятой в качестве социальной, художественной, искусствоведческой и религиозной реальности. Серебряный век отмечен возрожденческим стремлением создать новую реальность, творческую индивидуальность, всеобъемлющую личность. В то же время, Серебряный век характеризуется глубинными противоречиями: разрывом между высшим культурным слоем и широкими социальными течениями, противоречием между творческим индивидуализмом и идеей соборности, нравственно-эстетической всеядностью.
Актуальность темы диссертации обусловлена богатством духовно-творческих потенций Серебряного века и недостаточной степенью их усвоения современным научным сознанием.
Переходное мировоззрение характеризуется, как правило, полярностью духовно-эстетических тенденций, что связано с одновременным существованием двух различных эпох. Отсюда - напряжённость эмоциональной атмосферы, связанная с ощущением грядущих перемен. С одной стороны - оптимистично-восторженное ожидание нового, с другой - предчувствие надвигающихся катастроф, зримое ощущение грозовой атмосферы. Квинтесенция этого периода, имеющая несомненные аналоги с нашим временем, - дух бунтарства, вдохновлённость переменами и одновременно духовный надрыв, отсутствие чувства преемственности и ускоренности.
Революционный, переломный характер, переплетение старого и нового в русской культуре того времени, при всех различиях, имеет несомненные аналогии с современной духовной ситуацией. Не случайно, что как и на пороге XIX-XX веков, проявляется стремление выработать некий комплексный подход к познанию жизни, соединить данные науки с художественными интуициями и духовно-религиозными прозрениями. Истоком такого подхода явилась эстетика Вл.Соловьёва, ратовавшего за универсальный синтез науки, философии и религии.
Выбор темы диссертационного исследования обусловлен, несомненно, существующей потребностью в углублённом постижении логики историко-культурного процесса, его наиболее важных для современного сознания периодов, в частности, эпохи Серебряного века, а также необходимостью обогащения методологического инструментария культурологии.
Глобальные изменения в экономической, социальной, политической жизни, смена общественного строя страны, сопровождаются кардинальными качественными изменениями в духовной сфере, в сознании и самосознании россиян. Растёт понимание того, что преодоление современной кризисной ситуации, решение общественных проблем России, невозможно без трансформаций в интеллектуальной, нравственной, художественной, религиозной сфере, без подлинного духовного преображения и возрождения.
Качественные преобразования российского общества требуют постоянной сверки с историческим прошлым, умения учиться у этого прошлого, находить с ним определённые параллели, искать ответы на вопрос, как проблемы, подобные сегодняшним, решались в минувшие времена.
Культура, как сложное многоаспектное явление общественной жизни, требует и многообразных подходов. Она может быть исследована как системно-структурная, информационная, социальная, социально-психологическая и т.п. реальность.
Важной стороной исследования культуры является её постижение в качестве особого типа духовно-творческой целостности. Именно в контексте такого понимания раскрываются внутренние динамические силы культуры, её творящие возможности. Такое понимание является стороной, аспектом гуманитарноценностного подхода культурологии. В качестве органической составляющей такого понимания культуры выступает феномен мистериального.
Актуальность исследования обусловлена насущностью изучения этих аспектов феномена культуры.
Как реализовать творческие силы культуры, как разбудить созидательный потенциал общества - такого рода вопросы решаем мы сегодня.
Степень разработанности проблемы.
В последние годы в отечественной литературе наблюдается рост интереса к изучению культуры как гуманитарного феномена, к исследованию её творческих творящих, энергетических аспектов, к постижению её как духовно-творческой реальности, как в целом, в общетеоретическом анализе, так и конкретных культурно-исторических формах.
Культура Серебряного века вызывает, пожалуй, наибольший интерес как период творческого рывка, попытка создания грандиозного синтеза искусства, философии, религии, эпохи дионисийского начала.
Тема данного исследования затрагивает широким кругом культурологические, философские, эстетические исследования. Своё отражение находят проблемы мистсриальности и дионисийства.
Теоретическую основу исследования можно условно разделить на несколько групп:
1.Классические отечественные и зарубежные труды, в которых культура постигается в контексте гуманитарного сознания, а также работы современных авторов по соответствующей проблематике: Т.Адорно, В.Ф. Шеллинга, Ф.Ницше, О.Шпенглера, А.Белого, Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, Б.В.Вышеславцева,
B.В.Зеньковского, Вяч.Иванова, М.С. Кагана, А.Ф.Лосева, В.С.Соловьёва,
C.Л.Фрапка, А.С.Запесоцкого, С.Н.Иконниковой, Б.В.Емельянова, З.Р.Жукоцкой, И.В.Кондакова, А.П.Маркова, Ю.М.Шора и других.
2. Культурологические, философские и эстетические труды, посвящённые Серебряному веку, его духовным поискам, наличию в них феноменов мистериальнодионисийского. Это работы В.Белева, В.Васиной-Гроссман, Ю.В.Келдыша, Л.Л.Сабанеева, Г.Савосскиной, Л.Серебряковой, Ю.В.Манна, М.М.Ыовиковой, В.И.Полищука, Л.Л.Рапоцкой, В.В.Рубцовой, Е.Ручьевской, Е.Н.Трубецкого, Н.Ф.Федорова, П.Л.Флоренского, Б.Ф.Шлёцера, Б.Л.Яворского и других.
3. Исследование, изучающее музыкальную стихию в культуре как наиболее полно выявляющую мистериально-дионисийское начало: труды Б.В.Асафьева, В.А.Апрелевой, М.Ф.Гнесина, Д.В.Житомирского, П.Сувчинского, В.Л.Марченкова, Б.В.Левика, Т.Н.Левой, И.О.Мыльниковой, А.Парика, В.В.Рубцовой,
Д.Сабарьянова, Т.Б.Сидневой, Н.Ю. Катоновой и других.
Анализ культурологических, философских, искусствоведческих исследований, связанных с темой диссертации, показывает, что сложились определённые теоретико-методологические предпосылки для решения проблемы, заявленной в исследовании. В то же время недостаточное внимание уделяется духовно-творческим пластам культуры, её внутренним глубинным характеристикам, её порождающим структурам.
Во многом ждёт своего ответа вопрос: Как творится культура? Существует так же настоятельная потребность в создании целостно культурно-исторического портрета эпохи Серебряного века в тесной взаимосвязи с его мистериально-дионисийскими измерениями.
Объект исследования - культурно-исторический процесс в России рубежа XIX-XX веков.
Предмет исследования - сущность и способы существования феномена мистериалыюго в русской культуре эпохи Серебряного века.
Цель диссертационной работы. Осуществить анализ феномена мистериального в контексте культуры Серебряного века, выявить его структурно-динамические особенности и влияние на современные процессы художественного творчества.
Данная цель обусловила необходимость постановки и решения ряда задач исследования:
1.Выявить специфику и показать значение гуманитарно-ценностного подхода в анализе культурно-исторической эпохи.
2.Проанализировать взаимовлияние мистериально-дионисийского начала и само сознание русской художественной культуры рубежа XIX - начала XX веков.
3.Выяснить содержание феномена дионисийства как органической части мистериального в контексте влияния идей Ф.Ницше.
4.Проанализировать, как взаимосвязаны между собой Мистерия и образ православного Храма в русской культуре Серебряного века.
5.Выяснить место и значение музыкальной стихии в русской культуре эпохи Серебряного века.
Гипотеза исследования.
Предварительное исследование проблемы позволяет сформулировать следующую гипотезу: мистериально-дионисийское начало является неотъемлемой частью русской культуры Серебряного века, выявляющей её сущностные черты и типологические особенности.
Методологическая основа и методы диссертационного исследования.
Методологической основой диссертации является фундаментальная философско-теоретическая и культурологическая традиция западноевропейской и отечественной мысли, включающая развитие мистериально-дионисийского сознания в общий процесс исторического бытия культуры. В рамках данной традиции сущность развития культуры выявляется в ее глубинных основаниях: через трансформацию культурных «жизнесмыслов», «универсалий» культуры (человек, природа, общество, ценности и идеалы), а идея мистерии и дионисийства трактуется как социокультурный феномен, в структуре которого интерпретируются эти ценности и идеалы
Первостепенное значение работ, в которых культура рассматривается с позиций гуманитарного сознания и которые стали методологическими ориентирами для диссертационного исследования. Это труды А.Ф.Лосева, С.С. Аверинцева, М.М.Бахтина, М.Хайдеггера, В.Дильтея, К.-Г.Юнга, В.В.Иванова, а также работы современных авторов С.Н.Иконниковой, М.С.Кагана, А.С.Запесоцкого, В.В.Бибихина, А.П.Маркова, Ю.М.Шора и других авторов.
Диссертационное исследование базируется на следующих методах:
1. Культурологический метод предполагающий целостный подход к феномену культуры, выделение в нём сущностных слоев и аспектов, органически пересекающихся друг с другом.
Данный метод занят исследованием исходной почвы, на которой произрастают ведущие духовные измерения, тенденции, образы, стилевые особенности культурно-исторического типа, а Мистерию и дионисийство рассматривает как адекватное выражение этих тенденций и измерений.
2.Аксиологнческий (теоретико-ценностный) метод предполагает выявление доминирующих ценностей данного культурно-исторического типа и их взаимосвязь с феноменом мистерии и мистериального.
3.Важную роль в исследовании играет сравнительно-нсторнческий метод, изучающий особенности проявления мистериально-дионисийского начала в различные исторические эпохи.
4.Контекстный подход, позволяющий исследовать художественные феномены в их непосредственной включённости в целостность культуры, в систему её органических взаимосвязей, что отвечает специфике гуманитарного знания, работающего с универсальными образованиями.
5.В диссертации применяется герменевтический метод, предполагающий переживание и постижение глубинной смысловой структуры исследуемых феноменов, а также системно-структурный метод, определяющий логическую структуру работы.
Научная новизна исследования
Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней всесторонне исследуются культурологические аспекты существования и проявления мистериального и дионисийского в русской культуре рубежа XIX - XX веков. Мистерия рассматривается в диссертации как целостный феномен, что позволяет выявить динамические, энергетические, формообразующие составляющие культуры. В органической взаимосвязи с духовно-творческими поисками Серебряного века рассматривается феномен музыкальной стихии.
В диссертации:
- показаны идейно-философские истоки и традиция мистериально-дионисийского начала в художественной культуре эпохи Серебряного века;
- определены художественно-эстетические истоки творчества русских философов, художников, музыкантов и других деятелей культуры и искусства серебряного века; показаны культурно-эстетические грани «дионисийского начала», как особой космической категории в русской художественной культуре серебряного века;
- проанализированы культурно-эстетические аспекты дионисийского начала как особой мировоззренческой категории в русской культуре Серебряного века; вскрыта его взаимосвязь с идеями русского космизма;
- рассмотрены формы и способы бытования мистериально-дионисийского начала в художественной культуре, в живом сознании художников;
- проанализирована взаимосвязь и взаимообусловленность мистерии и литургийности в культуре Серебряного века, в частности на примере анализа православного Храма;
- раскрыты культурологические аспекты феномена мистерии и дионисийства эпохи Серебряного века;
- рассмотрена роль музыки как феномена наиболее адекватного мистериально-дионисийскому началу культуры.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы, обобщения и выводы могут быть использованы в научных исследованиях по теории и истории культуры, а также по теории и истории эстетики и художественной культуры.
Материалы диссертации могут быть применены в учебных курсах по культурологи, философии, эстетике, истории русской культуры, а также при проведении семинаров по указанным направлениям.
На защиту выносится:
1. Концепция мистерии и мистериального как определяющих феноменов культуры русского Серебряного века, включающая: а) характеристику мировоззренческих предпосылок Серебряного века, сформулировавшихся под влиянием античной мифологии, философии Возрождения, философии Всеединства и идеи Соборности в русской религиозно-философской мысли (В.С.Соловьёв, П.А.Флоренский, Л.Ф.Лосев, С.Н.Булгаков, Н.Л.Бердяев). б) обоснование обусловленности мистериального представления о пространственно-временной бесконечности мира, которая понимается при этом как неисчерпаемое многообразие качественных форм, потенциальных и актуальных, что имеет непосредственный выход на теорию культурного творчества. в) раскрытие тесной взаимосвязи образа Мистерии и православного Храма, объединяющихся в духовном стремлении к «обожению» мира, глубокому преобразованию телесного и духовного начал, прорыву в трансцендентное от земного к Небесному Граду, к соборному единению, рождающему Богочеловечество. г) рассмотрение мистериально-дионисийского начала, как неотъемлемого атрибута русской музыкальной стихии Серебряного века и музыкального звука как универсального явления, имеющего определяющее значение в формировании космической материи. Основанной на осознании музыки как звучащего космоса. Понимание музыкального звука, как индивидуального, живого существа, обладающего телесным, душевным и духовным началом.
2. Обоснование влияния мистериальной идеи на гуманитарно-ценностный подход к культуре, понимание культуры как живой целостности, рассмотрение её в качестве творящего начала, в её динамических, энергетических, формопорождающих аспектах:
- выявлены место и роль мистериальных и дионисийских механизмов в гуманитарном истолковании культуры, в постижении её как духовно-творческой лаборатории, как совокупность смыслов, находящихся в процессе постоянного рождения, роста, трансформации и умирания, замены их новыми, Охарактеризована особая миссия Серебряного века как эпохи, полно и всесторонне воплощающей указанные тенденции, включающая:
- обнаружены взаимосвязи образа Мистерии и православного Храма, объединяющихся в духовном стремлении к «обожению» мира, глубокому преобразованию телесного и духовного начал, прорыву в трансцендентное от земного к Небесному Граду, к соборному единению, рождающему Б о гочел о веч ество.
Апробации работы: Основные концептуальные положения диссертации изложены в трех публикациях автора:
Личности художника как социокультурный феномен // Материалы Пятой научно-методической конференции аспирантов и молодых преподавателей музыкальных вузов России. Вып. 5. Вопросы высшего музыкального образования -Нижний Новгород, 2003 (0,4 п.л.)
Скрябин и серебряный век русской культуры // Материалы Пятой научно-методической конференции аспирантов и молодых преподавателей музыкальных вузов России. Вып. 5. Вопросы высшего музыкального образования - Нижний Новгород, 2003 (0,4 п.л.)
Роль эстетического образования в формировании творческой личности» // Вопросы гуманитарного образования. №1.(16)- Москва, 2005).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Феномен мистериального в контексте культуры русского Серебряного века"
Заключение.
Богатство русской культуры рубежа XIX-XX веков - огромно. Это была пора большого духовного развития и возбуждения, пора бурных исканий и пробуждения творческих сил. В то время переоценивались ценности, пересматривались многие утвердившиеся в предыдущую эпоху представления и критерии эстетической оценки. Процесс этот протекал в острых спорах и столкновениях различных тенденций. Но именно это многообразие и интенсивность исканий определили особое богатство данного исторического периода, одного из самых плодотворных и интересных в отечественной культуре.
Начало века было временем сложным и противоречивым, но очень интересным. Это был ренессанс духовной культуры, философский и религиозно - эстетический, с обостренной мистической чувствительностью. В России появляются люди очень чуткие ко всем новым веяниям.
Внутренний духовный переворот, иная направленность сознания - вот главные и важнейшие черты культуры рубежа веков. Изменилась перспектива. Раскрылись глаза на иные миры, на иное восприятие бытия. В части наиболее культурной и образованной интеллигенции назревал кризис - освобождение человеческой души от гнета социальности и утилитарности.
Пришедшее в ту пору художественно-философское течение символизма, поставило ряд сложнейших проблем, связанных с искусством, религией и моралью. У недрах его рассматривались такие вопросы, как право личности и внутренней жизни, творческая реализация человекам божественного начала - теургии, ожидание грядущих перемен. Символизм ставил своей целью решение общекультурных универсальных задач, поэтому в деятельности русских символистов поэзия была неотделима от мистики, музыка - от философии. Символическое содержание мира представлялось русским философам, как теургия. Для них была не познание, а преобразование мира, не «жизнесозерцание», а жизнестроение», созидание реальности в соответствии с божественными идеалами Истины, Добра и Красоты.
При сравнительной непродолжительности этой эпохи, именуемой «серебряным веком», она была чрезвычайно динамична, заражена высоким потенциалом творческой энергии и оставила богатейшее наследие во всех областях искусства, людям этой эпохи течение времени казалось сжатым и ускоренным, все новое возникало и утверждало себя с невиданной быстротой. Ожидание надвигающихся глобальных перемен становится одним из основных моментов в настроениях людей того времени. Отсюда то беспокойство, напряженность и взволнованность психологического тонуса, которым была проникнута русская музыка рубежа веков.
Примером тому служит творчество A.M. Скрябина, который стремился подчинить всего себя осуществлению грандиозных задач, выходящих за пределы музыкального творчества. Страстный мечтатель, он жил идеей об обращении через музыку, неразрывно слитую с другими искусствами ко всему человечеству, с тем, чтобы средствами художественного творчества способствовать наступлению нового, фантастического мирового переворота. Об этом замысел его «Мистерии». В этом, собственно, и проявился рубежный, связующий характер его исторической миссии.
К сожалению, творческий путь А.Н. Скрябина был не очень долгим, но чрезвычайно ярким и самобытным, оставив глубокий след в русской и мировой культуре. На фоне многоликой, пестрой культуры начала 20 века творчество композитора отличается удивительной цельностью. Как уже отмечалось, его искусства отразило процессы духовно-умственного роста, отличающиеся необыкновенной устремленностью в будущее и безграничной верой в достижение манящих идеалов. Скрябин - подлинный композитор - философ. Многие исследователи отмечают связь философии композитора с его музыкальными произведениями, в форме своего рода «философской программности», опосредованности музыкальной образности и концепционности Словом. Отношение между словом и музыкой в творчестве любого композитора, а тем более Скрябина, порождают много проблем, на которые нужно взглянуть глазами «чистого» музыканта.
Главная проблема состоит в том, что то, что создает композитор (музыку), не всегда воспринимается как привычное просто музыкальное произведение, опус, поскольку в момент создания автор в силу объективных обстоятельств «зашифровал» в сочинении суть и дух своей эпохи. Это обстоятельство «бросает нас
219 в историко-культурное движение» . И с соответствующем контексте музыка мыслится не всегда тождественно самой себе. Сквозь нее слышится нечто иное, то, что А.В. Михайлов называет «полаганиями и именованиями» , т.е. скрытой проблематикой. В момент звучания, - обнаружения, - музыка имеет в виду не только саму себя (нотный текст), но и раскрывает перед слушателем эту зашифрованную проблематику - реализует скрытые полагания. И один из существенных способов ее лл 1 самообнаружения» и «смыслообнаружения» - связь со словом. Эта связь начинается уже с названия, которое констатирует сам факт ее существования с одной стороны, с другой же - слово именует то, что стоит за музыкой (разумеется, это не означает, что с помощью слова смысл музыки открывается во всей полноте и адекватности). Пытаясь выяснить «что» она есть (в любой момент ее времени), мы следуем лишь тем путем, по которому она сама нас ведет. Попытка проникнуть в «что» музыки «позволяет музыке достигать «крайностей» своего полагания» (напомним, что Скрябин писал программы к своим сочинениям - «Божественной поэме», «Поэме Экстаза» уже после из создания!), она становится окруженной сферой «несобственного полагания» - всем культурно-историческим «синтетическим» контекстом культуры, фантастические контуры которого проступают в замысле «Мистерии».
219 Михайлов Л.В. Об обозначениях и наименованиях в нотных записях Л.Н. Скрябина// Нижегородский скрябинский альманах. Л!» 1, 1995, с. 119
220 там же.
221 там же, с. 120
222 там же, с. 120
С этой точки зрения, «нулевой» точкой отсчета может быть суть самой музыки
223 как «только - музыки» , т.е. нотной записи. В соотнесении обязательности присутствия слова и «что» музыки выстроится определенная система: «только-музыка» получится окруженной «поясом»224 самообнаружения и смыслообнаружения, выраженного посредством слова. Этот «пояс» и обнаруживает зашифрованную проблематику культурного контекста, и одновременно сама музыка становится неотрывной от него и может существовать только в окружении этого пояса слов.
Все изложенное непосредственно относится к творчеству Скрябина а к состоянию музыки рубежа 19-20 веков. В это время европейская музыка перестала отождествлять нотную запись и смысл самого произведения в том плане, что музыкальная образность впитала в себя плоды романтического союза со словом, и создала новые предпосылки претворения философского начала.
Эта теория проясняет смысл сложные взаимосвязи скрябинских записей с его музыкальными творениями. В. Дельсон выделяет три образных сферы в музыке Скрябина: образы томления, характерные концентрированной утонченностью, волевые, активные темы самоутверждения и темы полета, отличающиеся особой одухотворенностью, вознесенностыо и динамизмом. Семантика скрябинских образов рождается из «взаимодействия интонационно-конструктивных внутри музыкальных операций»225, которые сопровождаются словесными обозначениями смысла. В этих словесных обозначениях рождается связь интонационно-конструктивных построений со словами-символами, их обозначающими. А в смысле адекватности тут существует особая мера, которая определяется сущностью самой музыки, поскольку прежде всего музыка полагает сама себя и с начале всего является только музыкой; поэтому, соотнесясь со словом и пребывая с ним в неразрывной связи, она остается сама собой.
223 там же, с. 121
224 там же, с. 121
225 там же, с. 135
Философские воззрения композитора, имеющие родственные черты со многими направлениями религиозной и философской мысли, - христианством, космизмом, романтизмом, символизмом, идеализмом, - и составляют тот самый смысловой «пояс» смыслообнаружения. Поскольку содержание работы подразумевает выяснение самобытности и одновременно традиционности творческого наследия Скрябина в современную ему эпоху, то уместно рассмотреть комплекс философских идей композитора в свете русской философской традиции начала 20 века.
В условиях философского подъема и пробудившейся богословской любознательности на рубеже веков зарождается явление «религиозного эстетизма
226 или эстетической религии» . Произошедшее размежевание внутри представителей интеллигенции, признававших преображающую силу искусства, произошло в результате несогласия по вопросам иерархии религии и искусства и необходимости аскетизма и смирения в этом вопросе. Скрябин принадлежал к тем, кто старался всячески преодолеть аскезу. Н. Бердяев по этому поводу писал: «Мы зачарованы не только Голгофой, но и Олимпом, зовет и привлекает нас не только Бог страданий и
227 умерший на кресте, но и бог Пан, бог стихии земной.» . Скрябин доводит до логического завершения идею преодоления аскетизма в своих рассуждениях и в замысле Мистерии. Скрябин уверовал в богосотворчество и в свою божественную природу, приравнял себя к посвященному. В этом сказалось отрицание границ искусства и творчества и стремление к соловьевскому «великому синтезу», посредством которого должна была произойти «разрушительная и возродительная катастрофа мира» .
В свою очередь, музыка Скрябина по чертам стиля также сближается с некоторыми современными ему течениями музыкального искусства, которые в его творчестве приобрели лишь ему свойственные особенности.
226 Сиднева Т.К. Христос или Дионис (духовный облик Скрябина с позиций христианской догматики) //
Нижегородский скрябинский альманах. 1995, №1., с.84
221 там же :"8 там же
Романтический активизм Скрябина подразумевал интенсивное истолкование сферы чувств, что непосредственно сближает его с экспрессионизмом. Эмоциональный поток неподвластен у него никаким сковывающим нормам, в этом выражается прорыв к манящей композитора главной духовной цели искусства. Экспрессивно выраженная сфера чувств в ранних произведениях проявляется как обостренность темперамента, запечатленная в гармонии, ритме, мелодическом рисунке, в способе изложения и развитии музыкального материала. По мере творческой эволюции композитора начинаются решительные поиски нового «от новых, обостренных вариантов «каприза чувств» или «бури чувств», еще тесно связанных с 19 веком, до идеи экстаза и мистического преображения» . Эти поиски выражаются в особой динамике скрябинской музыки, выраженной в частых импульсах и быстрых переменах. Обозначаются два полюса: взлет чувства и томление, где нет успокоения, а лишь трансформированная напряженность. В этом направлении Скрябин до предела исчерпал возможность экспрессионистского
230 г, нагнетания, достигнув сплошной экспрессии, перешедшей в «монотонию» . Это явление наметилось уже в «Прометее», проявившись в полной мере в поздних фортепианных сочинениях.
Вместе со страстным накалом чувств проявляется утонченность, присущая только Скрябину неповторимость выражения. Это сближает его с импрессионизмом. Свободный выбор аспектов позволял открыть множество незамеченных ранее тонкостей. На фоне обозначенной эпохи эта свобода приобретала характер своеволия, эстетического каприза. Об этом любил писать Бальмонт:
Я - внезапный излом, Я - сверкающий гром.
Но в отличие от импрессионистов, Скрябин фиксирует не только внешние впечатления, чувственные впечатления от действительности, но и внутренние движения души.
Житомирский Д.В. Скрябин'/Музыка 20 века. 4.1, кн.2. -М., Музыка, 1977, с. 108 там же.
Утонченность чувств, традиционная романтической фортепианной миниатюре, и с частности так любимому композитором Шопену, выражается в повышенном внимании к выразительным деталям. Музыкальные зарисовки приобретают точную направленность, характерность.
Идея универсальности искусства устанавливала «примат духовного над эмпирически конкретным»231. Сама природа музыки позволяла с ее помощью выражать огромные обобщенные идеи. Эта символистская установка в творчестве Скрябина выражалась в преодолении открытой связи с жанровыми моделями, в освобождении от жанровых признаков, с внешней ассоциативностью. Образы получали иную смысловую нагрузку, определяя эволюцию скрябинского тематизма. Становясь все более афористичными в выражении чувства, они приобретают смысл и вид символа или «знака». Это происходит по мере уменьшения протяженности мелодии и ее внутреннего развития. Т.е. преодолевается то, что связано в 19 веке с выражением чувства в пении. Стремясь к универсальности, Скрябин тяготеет к рационализму, являющемуся необходимым условием достижения полного охвата проблем духовного бытия и философии жизни. Сюда же нужно отнести скрябинскую любовь к «математической правильности формы».
Оригинальность стиля Скрябина ярко проявилась в ладогармонической сфере. В ранний период творчества стиль развивается в «общем русле активного развития
232 гармонии после Вагнера и Листа» . Ладовая диатоника постепенно меняет свои краски, насыщаясь тонкими оттенками выразительности. Разнообразие альтерации приводит к увеличению диссонаптности, что повышает звуковую выразительность аккордов. В области тонального развития особое значение приобретает энгармонизм, выражая прихотливость, капризную изменчивость, и вместе с тем, легкость всего гармонического развития.
В дальнейшем эти черты постепенно утрачиваются композитором, многое оказывается невозможным в условиях реформированной гармонии. Завершение формирования нового стиля происходит в период сочинения «Поэмы Экстаза».
231 Там же, с. 109
232 там же, с. 112
Мажорную и минорную тонику постепенно заменяет новое средство для объединения лада - «центральный элемент». Им становится доминантовый мажорный септ- или нонаккорд с альтерацией квинты. Но связь нового «центрального элемента» еще некоторое время существовала вместе со старой мажоро-минорной системой. Это проявлялось в сохранении ключевых знаков, в действии традиционных логических связей внутри реформированных ладов, в ' сохранении до конца творческого пути интонационных оборотов, неразрывно связанных со старой ладо-тональной системой.
В этой новой ладовой структуре возникает своеобразная динамика движения, которая заставляет воспринимать его музыку как «постоянно влекомую к какой-то неясной цели»233, где сама цель ускользает и подобна миражу. Через технику письма обнаруживается смысл, сущность образов и концепций композитора - жажда познать «тайное», ожидание великого свершения.
В дальнейшем, в период «Прометея», стилистическая реформа преодолевает все ассоциации, связанные со старым лиризмом, обостряет интерес к чисто звуковой стороне гармонии. Почти полностью ликвидируется функциональная динамика аккордов, вследствие чего исчезают ладово-тональные контрасты. Возникает ладогармоническая статика.
Начиная с Девятой сонаты, Скрябин начинает интуитивно нащупывать пути преодоления этого кризиса. В гармонии «наблюдаются очаги ладотональных проявлений, заметны черты минорного лада.»234. Новые черты заметны и в прелюдиях оп. 74. Гармоническая основа здесь сводится к несколько усложненному трезвучию. Появляется намек на возрождение старых, давно оставленных Скрябиным гармонических средств.
Искусство Скрябина стало необыкновенно популярным еще в последние годы его жизни. В 10-20-е годы 20 века он был одним из самых исполняемых композиторов. В это же время наблюдается увлечение его стилистикой (особенно скрябинской гармонией). Сочинять в стиле Скрябина было чем-то вроде хорошего
233 Житомирский Д.В. Скрябии'/Музыка 20 века. 4.1, кн.2. - M., Музыка, 1977, с.118
234 там же, с.119 тона. Правда, подражательная волна быстро схлынула, не оставив памяти об этих эпигонских сочинения. Объективно же, стилистика скрябинского музыкального языка оказала влияние на творчество композиторов современного ему и последующего времени (Мясковского, Кабалевского, Фейнберга, Шапорина, Шостаковича и др.), сфокусировав все важнейшие линии в развитии музыкального мышления 20 века. Несмотря на различие эстетических идеалов и стилей, молодые современники восприняли многое из его новой экспрессии, из его неустанного устремления к тайне.
Отмеченные выразительные средства, образующие стиль композитора, вызывают ассоциации со всем мировоззрением Скрябина. Но, прежде всего, он остается композитором, а все его творчества - символом стремления к великим духовным целям искусства: «В этом смысле Скрябин - один из самых ярких примеров активного развития в новом веке гуманистических традиций искусства прошлого»235. Исследователи, негативно отозвавшиеся и отмахнувшиеся от его философских концепций, не захотели найти достаточных оснований для соотнесения их с музыкой. И они на интуитивном уровне были по-своему правы, не захотев отдаляться от только - музыки Скрябина. Она сама по себе несомненно заслуживает восхищения. Ведь принятие в расчет «классово чуждых» скрябинских теорий отодвинуло бы их от музыкальный «сердцевины, ядра» в достаточно отдаленные сферы «пояса самообнаружения»236.
В заключение работы уместно привести замечание А.В. Михайлова: «Музыка никогда не делается хуже от того, что она всегда бывает и только-музыкой. И если сказать себе, что музыка Скрябина - это такая только музыка, окруженная поясами или слоями своего словесного самообнаружения, то кому-то это придется не по вкусу, однако ничей восторг перед музыкой Скрябина этим не умаляется - зато у нас, возможно, появляется шанс узнать, что в музыке Скрябина вызывает наш
237 восторг» .
235 там же, с.119
2,6 Житомирский Д.В. Скрябии'/Музыка 20 века. 4.1, кн.2. - М., Музыка, 1977, с. 141
237 там же, с. 142
С творчеством Скрябина заканчивалась целая эпоха. Символичным был сам уход его из жизни - в 1915 году, вначале первой мировой войны - этих «официальных похорон» романтического XIX века, но открытия композитора были направлены в будущее, определив многие характерные тенденции современного музыкального искусства.
В последующие годы, через увлечение Скрябиным прошла чуть ли не вся композиторская молодежь. Импульсом такого увлечения стал дух его новаторства. Под знаком Скрябина развертывалось творчество Е.И. Фейнберга, воздействие его стиля сказывалось в ряде сочинений Н.Я. Мясковского, Л.Л. Крейна. Музыканты были движимы стремлением осмыслить прозрения композитора, воплотить его недореализованные идеи. Эпоха серебряного века, подарившая нам таких великих деятелей, как А. Н. Скрябин, множество русских поэтов-философов течения символизма, несомненно, одна из величайших в истории русской культуры.
Сейчас, когда стало возможным подробное и детальное изучение нашего культурного наследия, нам открылась прекрасная возможность «увидеть» ушедшие эпохи глазами людей, которые жили в то время, творили свои величайшие художественные произведения. Культурно беден тот народ, который не знает своего прошлого. Без глубокого, всестороннего усвоения всего созданного русской культурой невозможно дальнейшее развитие русского искусства и завоевание новых творческих высот.
Список научной литературыПичко, Наталья Сергеевна, диссертация по теме "Теория и история культуры"
1. Аверинцев С.С. «Скворешниц вольных гражданин.» Вячеслав Иванов: путь поэта между мирами. СПб. 2001.
2. Аверинцев С.С. Вячеслав Иванов // Иванов Вяч. Стихотворения и поэмы. -Л.,1976.
3. Аверинцев С.С. Символ. Философский энциклопедический словарь. М., Сов. Энцикловедия.1983.
4. Акулинин В.Н. Философия всеединства. От B.C. Соловьева к П.А. Флоренскому. Новосибирск, 1990.
5. Алексеев А. Д. Русская фортепианная музыка. Конец XIX — начало XX века. М.,1969.
6. Альшванг А. Жизнь и творчество А.Н. Скрябина // Альшванг А. Избранные сочинения в 2-х томах, т. 1. М.,Музыка, 1969.
7. Альшванг А.А. О философской системе Скрябина//Избранные сочинения. Т.1.-М., Музыка, 1964.
8. АльшвангА. О философской системе Скрябина //А. Н. Скрябин. К 25-летию со дня смерти. М., 1940.
9. Амфитеатров А. Мысли об искусстве // Утро России, 1910,31 янв.
10. Асафьев Б. В. (Игорь Глебов). Второй внеабонементный- симфонический концертЗилоти // Хроника журнала"Муз.современник", 1916, № 5—6.
11. Асафьев Б. В. Избр. труды. М., 1954. Т. 2.
12. Асафьев Б. В. Избр. труды. М., 1954. Т. 3.
13. Асафьев Б. В. Об опере. Л., 1976.
14. Асафьев Б. В. Русская музыка. XIX и начало XX века. 2-е изд. Л., 1979.
15. Асафьев Б. В. Симфонические этюды. Л., 1970.
16. Асафьев Б.В. Русская музыка 19 и начала 20 веков. Л., Музыка, 1979.
17. Асафьев Б.В. Скрябин. Опыт характеристики. Петроград, Светозар, 1921.18.