автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Философия и литература в творчестве Бертрана Рассела
Полный текст автореферата диссертации по теме "Философия и литература в творчестве Бертрана Рассела"
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
РОЗАНОВА Марья Сергеевна
ФИЛОСОФИЯ И ЛИТЕРАТУРА В ТВОРЧЕСТВЕ БЕРТРАНА РАССЕЛА
Специальность 09.00.03. - история философии
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Санкт- Петербург 2004
Работа выполнена на кафедре современной зарубежной философии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
доктор философских наук, профессор Колесников Анатолий Сергеевич доктор философских наук, профессор Чукин Сергей Гергиевич доктор искусств, профессор Тишунина Наталия Викторовна Санкт- Петербургская государственная академия театрального искусства
Зашита состоится " (7 " 2004 года в часов на заседании
Диссертационного совета К.212.232.08 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, Санкт-Петербург, В.О., Менделеевская линия, д. 5, философский факультет, ауд.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. М.Горького Санкт-Петербургского государственного университета
Автореферат разослан " " _2004 г.
Ученый секретарь диссертационного совета,
кандидат философских наук, ст. преподаватель Круглова Н.В.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования.
В настоящее время современная зарубежная философия находится в состоянии критического пересмотра своих оснований. Вместе с тем, она не отказалась от продолжения тех систем, которые были предметом ее разработки в
XX веке, ибо в последней четверти XX столетия многообразный мир потребовал разнообразных подходов. Вполне закономерно, что попытки осмысления этого единого, но различного в себе мира предполагают и обновление философских концепций. Мир все больше занимается темой взаимодействия культур, диалогом, а также практическими проблемами. Одной из этих проблем оказалась связь философии и литературы. Естественно предположить, что эта проблема имеет долгую историю, ибо первые философы были поэтами, а значит, литературная форма подачи философского материала была особенно значима во все времена. Постфилософская культура рубежа XX-
XXI веков, однако, провозгласила, что философствование является одним из видов литературной практики. Не отказывая этой тенденции в ее правомерности, мы попытаемся разобраться в соотношении философии и литературы, опираясь на работы известного английского философа Бертрана Рассела (1872-1970).
Конечно, сама проблема предполагает решение двойной задачи: непосредственное рассмотрение соотношения философии и литературы — с одной стороны, и анализ работ Рассела, касающихся данной темы — с другой. При этом в орбиту нашего внимания входит и взаимопроникновение философии и науки, и диалог философских культур, и анализ эволюции взглядов Б. Рассела. Плодотворность опыта возвращения к прошлому, то есть к концепциям, выдвинутым английским мыслителем, напрямую связана с стремлением обнаружить в богатстве его многообразия незаслуженно оставшиеся без внимания, а потому невостребованные, но обладающие актуальностью методы и подходы. Во многом предлагаемое исследование открывает «нового», то есть
»■ос. НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
неизвестного Рассела не только у нас в стране, но и за рубежом. Обращаясь к недавнему прошлому, к 20-60 гг. XX века творчества философа, мы обнаруживаем то, что кажется особенно актуальным сегодня. Нельзя забывать и тот факт, что плодотворное напряжение, существующее между областью философии и литературы, их взаимное сближение и взаимная критика- это не только проблемы современной философской мысли, в частности, философии постмодерна; они постоянно сопутствуют европейской (и не только) философии со времен античности.
Сегодня историки философии и специалисты в области гуманитарных наук говорят о том, что мир в XX веке предстает непонятным для человека: множество нестандартных ситуаций, кризисных и переломных явлений стали причиной того, что прежние стереотипы и жизненные ориентиры перестали работать, произошла перестройка привычного навыка понимания. В таких случаях на помощь всегда приходят некие скрытые возможности в самом языке, ранее не попадавшие в поле зрения человека. Итак, назревает необходимость отвлечения жизненно- практического сознания от своих непосредственных носителей и посредством переосмысления представить его в философско-литературной форме, пользуясь средствами литературного языка (широкое распространение получает метафора, составляя основу поэтических ассоциаций и выводя стиль философствования за пределы строго логического мышления). Современная философия, сознательно обращаясь к литературе, и тем самым, расширяя прежнюю узконаправленную специализацию академической философии, соединяет термин с метафорой, чтобы затем вновь обратить к людям уже в форме, приоткрывающей завесу непрозрачности неподдающегося объяснению хаоса действительности.
Многие исследователи задаются вопросом, какие методы использует современная история философии, обращаясь к художественной форме. Значительные изменения привели к тому, что классическая рациональность постепенно отошла от изначальных строго заданных рамок и вплотную приблизилась к сфере художественного, образного, эмоционального и т. п.
настроя современных философских спекуляций. Для изучения этого комплекса обращаются к психоанализу, деконструкции, постмодернизму,
постструктурализму. Известно, что со второй половины XX столетия на смену классическому понятию рациональности приходит постклассическое, а затем - постнеклассическое. Свою лепту в этот процесс внес и Бертран Рассел, который в 50-60-х годах через литературно - философско-публицистическое творчество расширяет понятие рациональности, и таким образом становится предвестником смены парадигм рациональности, которая теперь сочетает в себе логические основания с культурно- историческим контекстом. Так, будучи одним из основоположников аналитической философии, философии логического атомизма, изначальным приверженцем логического и строго рационального подхода, Рассел переходит к художественной форме изложения, которая никоим образом не может быть ограничена. В произведениях Рассела происходит поиск зон свободы в мире внешней упорядоченности, ибо художественное творчество освобождает человека от тирании факта.
В рамках становящейся на рубеже XIX — XX веков новой парадигмы мы имеем дело не просто с взаимосвязью, но скорее с комплементарностью, синкретическим единством художественного, философского, мифологического и научного мировидения, различными вариантами их взаимодействия. Современное искусство, с одной стороны, сопутствует научному, мифологическому, философскому мировоззрению, но с другой,- испытывает их воздействие. Эту проблему пытается по-своему решить история философии. Так, в центре внимания Б. Рассела оказывается формирование разных подходов, альтернативных сочетаний концепций и способов постановки и решения проблем в истории философии, которые не могут быть разрешены на внутридисциплинарном уровне.
Степень разработанности проблемы.
Определенные сложности при написании этой работы были связаны, прежде всего, с тем, что из шестидесяти книг философа на русский язык переведены лишь несколько из них («История западной философии», «Дедал и
Икар», « Новейшие работы о началах математики», «Человеческое познание», «Практика и теория большевизма», «Проблемы философии», «Словарь разума, материи, морали», «Мудрость Запада», «Философия логического атомизма» сборник статей «Искусство мыслить»), к тому же философско-художественное творчество Рассела никогда не становилось предметом специального исследования не только у нас в стране, но и за рубежом (исключение составляет перевод нескольких философско-художественных эссе, опубликованных в шестидесятых - восьмидесятых годах).
Теоретическую основу диссертации составляют, в первую очередь, работы философов, занимающихся исследованием актуальной темы соотношения философии и литературы. Среди западных исследователей следует отметить Г.-Г. Гадамера, П. де Мана, Г. Башляра, Ж.-Л. Нанси, М. Хайдеггера, К. Уилсона, А. Мэрдок, М. Бланшо, Ж.- П. Сартра, М. Мерло - Понти, Р. Барта, А. Данто, П. Рикера, Ж. Делеза, Ж. Деррида.
К сожалению, приходится отмечать, что столь популярная на европейском и американском континентах тема взаимодействия философии и литературы в нашей стране пока не смогла заинтересовать многих исследователей, несмотря на то, что сегодня эта тенденция в философии становится уже важным историческим прошлым, а значит, заслуживает более пристального внимания. В России среди исследователей, серьезно подходящих к данной проблематике, можно отметить М. К. Мамардашвили, Н. Б. Маньковскую, А. Гулыгу, И. П. Ильина, В. Курицына, А. С. Колесникова, В. М. Дианову, М. Эпштейна, Н. В. Тишунину, А. А. Грякалова, Н. Савченкову. В работе получили отражение идеи многих из них.
Основные цели и задачи научного исследования.
Цель данного исследования — восполнить имеющийся пробел в историко-философском процессе, включив в него такой важный компонент как философско-художественное выражение современной мысли на примере творчества Бертрана Рассела.
Реализация основной цели осуществлялась посредством решения следующих исследовательских задач:
• определение одной из наиболее важных тенденций развития современной философской мысли в связи с ее обращением к практикам искусства, а именно - литературы;
• определение соотношения и взаимной обусловленности философии и литературы в XX столетии;
• установление единого комплексного подхода науки, философии, искусства в отражении процессов современного мира;
• тщательный анализ предпосылок и источников формирования философско-художественного отражения действительности;
• анализ причин и механизмов изменения понятия классической рациональности и последствия этого изменения;
• определение роли средств искусства (в частности, литературы) в современной философской традиции;
• анализ условий, в рамках которых протекало становление личности Б. Рассела;
• выявление специфики анализа философско-художественной мысли на примере философско-художественных эссе Б. Рассела;
• выявление в философско-художественном творчестве Б. Рассела мифопоэтической основы;
• определение роли Б. Рассела в области развитая диалога культур и актуализация его идей в поисках решения конфликтов в современных глобализационных процессах.
Методологическим основанием диссертационного исследования является метод комплексного междисциплинарного анализа, который позволил в рамках исследования связать воедино в неразрывное целое проблемы истории философии, науки и искусства с сохранением специфики каждого из них в отдельности. Также использовался метод логико-концептуального анализа, метод интерпретации, прием сравнительного текстологического анализа. Особое
значение для исследования имеет метод компаративистского анализа, позволивший объективно соотнести и сопоставить различные историке -философские традиции. Исследование проводилось в соответствие с принципами объективности, всесторонности рассматриваемых проблем и системности в процессе их разработки.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• впервые как в зарубежной философской мысли, так и в отечественной, в качестве центральной темы исследования выступает философско-литературное творчество Бертрана Рассела;
• произведено обоснование плодотворности и исторической необходимости обращения современной философии к области литературы на примере сопоставления европейской и американской философских традиций;
• установлена преемственность и единство процесса философской мысли на примере творчества Б. Рассела, в эволюции взглядов которого раскрыты особенности формирования современной философии;
• выполнен систематический анализ в области определения нового статуса, как философии, так и литературы в связи с изменением критериев и общих норм оценки философских и литературных работ;
• представлено творчество Рассела как одного из первых западных философов, работавших в направлении преодоления европоцентризма, выработки новых ценностей в условиях становления глобализационных процессов;
• показано, что в философии Рассела содержатся основы компаративистского подхода в области диалога культур Востока и Запада;
• на примере опыта английского философа продемонстрирована объективная необходимость сочетания академической и практической философии.
Теоретическая и практическая значимость работы.
В исследовательском плане результаты диссертационной работы могут быть использованы для исследований в областях, смежных с философией и
литературоведением. Философско-теоретические подходы и выводы диссертации могут применяться в качестве существенного дополнения для углубления лекционных, а также разработки специальных курсов по истории современной зарубежной философии, литературоведению, эстетике, культурологии, философской компаративистике.
Работа может быть использована при составлении энциклопедических и справочных изданий по философии.
Результаты исследования апробировались:
1. при выступлении с докладами на международных научных конференциях, в частности:
доклад «Современная философия и творчество Б.. Рассела» на 11-й Международной конференции молодых ученых «Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы» (СПб., СПбГУ, декабрь 2000.);
доклад «Научная проза Бертрана Рассела на примере работы «Проблема Китая» на Шестой Санкт-Петербургской ассамблеи молодых. ученых и специалистов «Философские и духовные проблемы науки и общества» (СПб., СПбГУ, декабрь 2001);
доклад «Диалог культур: проблема самоидентификации» на IV
международной конференции «Проблема «Другого голоса» в языке, литературе и культуре» (СПб., РГПУ им. Герцена, март, 2003);
доклад «Философия и литература в перспективе сравнения европейской и американской традиций» на X международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, МГУ, апрель 2003).
2. при выступлении с докладом «Проблема межкультурной коммуникации в контексте философско-художественного освоения современной реальности» на заседании теоретического семинара «Современная коммуникативная философия и коммуникативные стратегии в преподавании философии» (Минск, Европейский гуманитарный университет, январь 2004) .
3. Диссертационное исследование поддержано грантом Минобразования АОЗ-1.1-89. (2003-2004 гг.).
Диссертация получила положительную оценку и была рекомендована к защите на заседании кафедры современной зарубежной философии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета 5 марта 2004 года.
Структура диссертации.
Работа определяется характером и направленностью поставленных в ней задач. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографии.
Основное содержание работы.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования,
формулируются: цель и задачи, научная новизна, раскрывается , его методологическая база, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Проблемы взаимодействия философии и литературы в современной западной традиции» осуществляется описание общих теоретических предпосылок формирования философско-художественного отражения современной действительности, дается общая характеристика нового статуса, как философии, так и литературы в связи с изменением критериев и обших норм оценки философских и литературных работ, обосновывается необходимость и плодотворность обращения современной философской мысли к художественной форме ее выражения. Подобная подготовительная часть исследования не только оправданна, но и необходима, так как без создания предварительной теоретической базы было бы чрезвычайно сложно осуществлять анализ философско-художественного творчества Бертрана Рассела.
В первом параграфе «Взаимосвязь философии и литературы в западной мысли XX века» анализируется тенденция тесного взаимодействия философии и литературы по линиям: философия и литература, философия - как - литература, литература - как - философия, литература как моральная философия, философия в литературе.
В исследовании показывается, что на пороге XXI века и философия, и литература максимально расширили свои границы. При этом важно отметить,
что критерий, согласно которому оцениваемое произведение относится к философскому тексту или составляет дополнение к перечню литературных, текстов, - этот критерий сам по себе является этико - культурологическим, идеологическо - философским, а значит, зависит, в первую очередь, от внутренней потребности эпохи, культуры и человеческих представлений о мире, а также от трансформации взглядов на сущность искусства, человека и общественных отношений в недрах философских течений. Анализируя понятие нормы и пытаясь определить ее границы, мы приходим к выводу о том, что они, особенно это касается последней трети XX века, претерпели существенные изменения, делая определение нормы подвижным и пластичным. Произошло смещение акцентов: из запретительной она превратилась в разрешительную, а в соединении с этикой, философией, политикой, на первый взгляд, приобрела «анормальность» относительно своих классических принципов. Суть таких изменений обусловлена лишь расширением области классической рациональности, в которую было включено то, что раньше отвергалось как неприемлемое.
В наше время сосуществуют две устоявшиеся точки зрения на природу художественного творчества, в частности, литературу. Первая провозглашает, что цель всякого творчества находится в самом творчестве, то есть идеалом литературы является эстетическое использование языка. Согласно второй позиции (оформившейся к середине ХК века), творчество, прежде всего литературное, должно доставлять не только эстетическог наслаждении, но с необходимостью должно содержать нормы этические, философские, религиозные, отражать философский взгляд на мир, способствовать распространению новых идеалов и ценностей, а значит, оно может претендовать на включение как равноправного компонента в контекст философии современных мыслителей.
В качестве примера приверженцев первой позиции приводится анализ концепций Ш. Бодлера, В. В. Вейдле, И. Тэна, критически относящихся к современным им процессам трансформации критериев красоты, которая
приобрела значение понятийной, отойдя от прежней непосредственности передачи художественного образа. По их мнению, утрата искусством своей истинной сущности неизбежно приводит к его деградации. Здесь не учитывается то обстоятельство, что философско-литературное отражение жизненных процессов не уничтожает сущность искусства, так как сотканная из образов «живая» ткань текста не подлежит расчленению на рассудочные формулы аналитического сознания, наполняя его лишь необходимым содержанием.
Представители второй позиции (Ж. - П. Сартр, Ж. Делез, Ж. - Л. Нанси, М. Нусбаум, П. де Мая) считают, что сущность искусства органично сочетается с понятийными структурами, а объекты философского видения могут быть тождественны образам искусства, наделенными общезначимостью понятия и целостностью структуры субъективного переживания В связи с этим, вторжение философии в пространство искусства, а искусства - в пределы философии не только естественно, но и плодотворно: синкретизм рационального и чувственного приводит к тому, что они взаимодополняют друг друга в поиске истины. В диссертации продемонстрировано, что обращение философии к литературе может быть полезным и с точки зрения того, что искусство всегда оживляет абстрактную философию, делая ее близкой и понятной, и неизмеримо обогащая множественностью смыслов.
Несмотря на то, что задачей было описание контекста, в рамках которого происходило становление взглядов Рассела, оправданным явилось
рассмотрение более позднего этапа развития философской мысли, поскольку анализ взаимодействия философии и литературы только на примере европейской традиции был бы неполным без включения в поле рассмотрения взглядов американских философов (М. Бердсли, Р. Рорти, А. Нозик, А. Данто, Дж. Пассмор, С. Кейвл, М. Нусбаум) на данную проблему. Таким образом, анализ тематики взаимодействия философского и литературного способов выражения мысли осуществляется в перспективе сравнения американской и европейской философских традиций.
Сравнение двух традиций - европейской и американской, - выявило разницу между современной американской философией с ее тяготением к явно научному самовыражению и более литературными европейскими дискуссиями.
Не смотря на то, что американским мыслителям свойственно научное выражение философской мысли, они постепенно преодолевают предзаданные рамки чистоты научного подхода в стремлении к дедисциплинарности, выраженной в создании многочисленных амальгам, таких как теория философско-литературного творчества, философско-моральные публичные дискурсы и др. В то же время ими признается, что на первом плане должны быть не столько эстетические достоинства искусства, сколько заложенная в нем смысловая нагрузка, а также анализ произведений искусства с точки зрения их общественной значимости.
Сопоставление европейской и американской философских традиций подтвердило наше предположение о плодотворности и исторической необходимости обращения философии на данном этапе ее развития к области искусства литературного изложения, которая проявилась в широком распространении в практически автономных друг другу естественным образом разделенных философских традициях.
Второй параграф «Основные методологические подходы к анализу философско-художественных текстов в XX веке» повествует об общих принципах понимания текста, что связано с прояснением позиции, с которой мы рассматриваем философско-художественные тексты Б. Рассела.
Во внимание принимаются некоторые подходы к анализу текста, авторской интенции и нашей интерпретации, как первого, так и второго.
Рассматриваются теория, утверждающая, что смысл произведения строго тождествен авторской интенции, то есть полностью совпадает с тем, что намеревался сказать автор, и теория, отрицающая роль авторской интенции при определении значения и смысла произведения, а также теория, объявляющая критерием в определении значения текста читателя.
Соответственно различным позициям, дается краткий обзор их
представителей. Анализируются работы Р. Барта, в которых на место автора как организующего и объясняющего принципа литературы ставится безличный язык. При этом текст образует сложное сплетение цитат, отсылающих к бесчисленному количеству культурных источников и отрицанию подлежит изначально данная однозначная истина, заложенная в тексте.
Далее представлена проблематика поиска естественных границ интерпретации, получившая актуализацию в герменевтике. Рассматриваются имеющие интерес для исследования концепция Ф. Шлейермахера, который в качестве задачи герменевтики определял восстановление первоначального значения написанного, и Г.- Г. Гадамера, для которого значение текста - всегда нечто большее в свсей сводимости к исходной авторской интенции и призывом отказаться от попыток понять текст таким, какой он есть «сам по себе». Затем рассмотрению подлежит и теория Поля Рикера, согласно которой в самом акте письма интенция автора и интенция текста перестают
совпадать, связь между ними становится более сложной, и дальнейшая судьба текста не укладывается в рамки горизонта жизни его автора.
Исследование связи философии и литературы потребовало тщательного изучения составляющих художественного творчества, к которым обратилась философия в поиске способов расширения своих возможностей. Потребовалось проведение анализа нового статуса воображения как способности не только формирования образов, но и преобразования привычного восприятия значений языковых структур. Поскольку подобное мышление образами граничит с метафорой - одной из распространенных и всеобщих форм художественного воображения, - в исследовании возникает необходимость ее описания. Метафора рассматривается как функция, с одной стороны,
закрепления вторичных смыслов, а с другой стороны, - возможность их раскрытия. Она заключает в себе источник множественности смысла, выявляющий амбивалентность художественного языка, а также получает наполнение опытом.
Вторая глава «Философия, наука, литература в творчестве Б. Рассела» составляет центральную и основную часть исследования. Творчество Рассела
представлено в единстве философских, литературных, и научных работ философа. В исследовании для выражения сущности многогранного мира мыслителю потребовались качественно иные средства выражения, поэтому в работе большое внимание уделено контексту ситуации философствования и тому, насколько Рассел стал не только подлинным выразителем главных тенденции современного историко-философского процесса, но и опередил свое время (что относится, в первую очередь, к теме диалога культур). В главе также актуализированы те стороны его творчества, которые с силу многих причин оставались непопулярными и неизученными.
Первый параграф «Мифотворчество и поиск новых форм выражения идей философии в рассказах Б. Рассела» раскрывает содержание философско-художественного творчества мыслителя, которое можно охарактеризовать в целом как мифопоэтическое. Анализируется сам феномен мифомышления, его роль в философской мысли XX века.
Проблема отношения мифа и разума лишается в современном контексте своей оппозиционности. Сознательно обращаясь к мифу, философия не только приобщает к вневременной истине, но и черпает из него неиссякаемый источник художественного выражения. Миф посредством включения в его рамки понятий доводится до уровня философского осмысления. Благодаря силе философской рефлексии прежняя монолитность исходного мифа разрушается, но вместе с тем и углубляется, обогащенная научным видением мира. Более того, в работе доказывается, что необходимость обращения к мифу появляется в случаях, когда сложную в своей абстракции философскую идею нужно преподнести в более конкретном виде.
Такие явления современной жизни как предельная универсализация, массовые идеологии, а также тенденции глобализации существенно изменили привычные навыки мышления. Жизненная необходимость вновь обрести ориентиры в разрешении множества всевозможных нестандартных для традиционного восприятия проявлений действительности породила потребность в мифе, а значит, вновь актуализовала эту проблему.
В исследовательской работе анализируются две разновидности мифомышления: «цитатное» и «нецитатное». Первое использует в философской литературе сюжеты античных мифов, стремясь дополнить и углубить их смысл. Последнее имеет дело с метафоризацией описываемой действительности с целью придания ей универсального смысла, и именно посредством этого вида мифомышления . воплощаются основные идеи философско-литературных
произьедений Рассела.
Далее в качестве примера философско-художественного текста с мифопоэтической основой анализируется рассказ Рассела «Правые восторжествуют». Недосказанность в тексте свидетельствует об изначальной неоднозначности и многовариантности прочтения. Рассел сознательно задает схему, мифологему, чгобы мы смогли самостоятельно наполнить ее актуальным для нас конкретным содержанием своего опыта. Психологически воздействие нового осмысления мифа таково, что оно может воздействовать на читателя, только когда в повествовании о мире он узнает собственную жизненную ситуацию. Мифологизация в данном произведении (как и многих других) проявляется; прежде всего, в создании автором универсальных ситуаций, где персонажи имеют не столько индивидуальные черты характера, сколько обладают социальными характеристиками.
В данном эссе ярко выражен прием «монтажа», популярный в произведениях современной литературы, помогая- Расселу изобразить такое видение мира, которое отличается многоплановостью, и обнажает смысл и динамику всемирной истории. Его повествование охватывает
многочисленные эпохи: цивилизацию Египта, майя, советскую
действительность и т.д., а значит, становится мощным художественным обобщением многих столетий человеческого существования. Философско-мифологическое толкование истории, отраженное в его эссе, каждый раз дополняется, объясняется и развивается в зависимости от потребности нового дня. В исследовании представлен взгляд Рассела на волнующие нас сегодня проблемы современного состояния мира.
Далее обобщению подлежат основные идеи других философско-литературных работ философа («Кошмар метафизика», «Кошмар царицы Савской», «Кошмар психоаналитика», «Инфракрасный глаз» и др.)- В них синкретичное единство образуют исторические, политические, эстетические, философские, компаративистские, культурологические установки, а также свое выражение получает тема всемирной истории и диалог культур, критика идей основоположников Венского кружка, идеи плодотворности теории психоанализа и критика ее воплощения в практической деятельности психоаналитиков, проблемы гуманистической основы мироустройства и воспитание нового типа человека- носителя таких качеств как ответственность, стремление понять Другого, открытость и терпимость к иному, милосердие.
Рассел использует художественное воплощение принципа мифологического моделирования мира. Он создает универсальную модель человеческого существования, подчеркивая значимость психологических архетипов. Поэтому у него имеет место сознательный отказ создавать нечто реальное, все сводится к философскому обобщению. Повествование рассказов основывается на изложении несуществующих событий, однако диалогичность повествования позволяет передать ощущение правдоподобности, непосредственности и способствует более глубокому раскрытию герое з.
Сам философский текст рассматривается здесь как вмешательство в диалог, стремящийся к литературно-поэтическому выражению. Толерантность и плюрализм диалога вмещает в себя стремление к целостному воззрению на мир.
Рассел в философско-художественных эссе представляет свои идеи, не подлежащие выражению в традиционной трактатной форме западной философии.
В параграфе «Наука и творчество в воззрениях Б. Рассела» анализируется современная ситуация изменения соотношения науки, искусства (в частности, литературы), мифологии и философии сквозь призму взглядов Бертрана Рассела. Рассел, как и многие представители науки, философии, искусства XX века, испытывал потребность в объединении этих
17
сфер бытия, долгое время отдаленных друг от друга, и попытался связать их воедино в едином акте рефлексии. Новый подход способствовал тому, что всякий предмет рассмотрения был более всеохватывающим, комплексным, ибо любое одностороннее исследование никогда не дает истинного представления о положении дел. Таким образом, научный способ постижения реальности в классической парадигме, ограниченный определенным набором используемых средств, неизмеримо обогащается, объединенный с безграничностью возможностей воображения.
Любое исследование творчества Рассела в известных областях его мысли, не включающее научные разработки и представления мыслителя, можно считать неполным. Особенно это относится к области его литературных работ, так как они заключают в себе всю глубину научного подхода мыслителя. Не касаясь столь важной стороны деятельности лорда Рассела, невозможно было бы правильно и адекватно воспринимать и интерпретировать все многообразие его историко-философско-логическо- художественного творчества.
Творческая эволюция Рассела являет собой беспрецедентное в XX веке восхождение от идеала математического знания к вершинам философии, а затем к философской литературе, сочетая в конце жизненного пути рациональный взгляд на мир со всем богатством творческого воображения.
В открытии законов бытия наука и искусство используют различные методы и подходы. Наука, по преимуществу, опирается на данные наблюдения, эксперимента, прибегая к анализу, индукции, дедукции, а искусство реализует себя посредством воображения, интуиции. Но в рамках современной парадигмы провести четкую демаркацию между наукой и искусством практически невозможно, и как следствие этого, происходит расширение сферы классической рациональности. Благодаря этому процессу становится возможным утверждение новых амальгам, связанных со становлением новой художественно - научной целостности и отвергающих односторонние концепции приоритета либо искусства, либо науки. Исходя из подобного положения дел, в исследовании делается вывод, что нет никакого
противоречия в том, что, начиная как деятель науки, Рассел обращается со временем к философии и литературе. Во многом в работах Рассела прослеживаются нарождающиеся тенденции, получившие свое развитие впоследствии: это разработка теории случайности, неопределенности, вероятности, многозначности, - всего того, что связано с новыми представлениями о картине мира, и что нашло отражение в научных, философских и литературных работах мыслителя.
В третьем параграфе «Проблема диалога культур в философии Б. Рассела» раскрывается неизвестная для многих сторона творчества Б. Рассела как одного из первопроходцев в области философской компаративистики. На конкретном примере показывается, каким образом новые подходы, в данном случае, это сочетание научного метода с методом художественным, в едином акте освоения реальности помогает понять эту самую реальность, создавая целостность и единство картины мира.
В творчестве Рассела не случайно заложена точка пересечения искусства и науки: литературный опыт дает сопряжение близкого и далекого, своего и чужого, он способствует выходу и автором, и читателем за пределы собственной индивидуальности, преодолению односторонности, а потому оказывается востребованным в компаративистских исследованиях мыслителя,
В диссертации исследуется работа Рассела «Проблема Китая» (Russell В. «The Problem of China». London, 1922 ), где сочетание философского, художественного и научного подхода позволило мыслителю не только адекватно отразить ситуацию взаимоотношений Востока и Запада во время посещения Расселом Китая, но и предугадать дальнейшее развитие этих отношений.
Рассел оказался первым крупным западным теоретиком, призвавшим к сохранению китайской цивилизации и настоятельно рекомендовал западным странам воспринимать Китай как партнера по культурно-цивилизованному диалогу и, в меру возможности, пытаться усвоить позитивный опыт восточной культуры
Раскрывается позиция Рассела, которую можно характеризовать как «феноменологический диалог» В его основе заложен принцип толерантного отношения к миру, к самому себе и Другому, а потому репрессия иного здесь исключается (на основе феноменологического диалога большей частью и осуществляется развитие философской компаративистики, нацеленной на установление диалога культур). Понимание здесь могут обеспечить интуиция, воображение, творчество и принципиальная открытость, не исключающая индивидуальности.
В отличие от «феноменологического», практикуемый долгое время в классической европейской культуре «логический диалог» не подразумевает взаимопроникновения сторон, открытости Другому. Здесь общение возможно только в одной из заранее выбранных плоскостей, то есть либо Другой должен встать на мои позиции, либо я вынужден подчиниться. Для Другого Я и Другой для меня - объекты, на которые мы направляем наши взгляды с целью познания, манипуляции и т. д. При таком общении мы чаще всего хотим видеть в Другом, скорее, сходство с нами самими, нежели отличия. Приходится признать обозначенный в труде Рассела вывод, что аналитические практики, методологический рационализм не позволяют найти подход к Другому. Философ предупреждал, что в случае, когда взаимодействие культур становится естественным процессом, переход от конфликта к мирному сосуществованию возможен только через взаимное признание обеими сторонами особенностей друг друга.
Рассел проповедует гуманизм как универсальный принцип восточного мировидения, противопоставляемый технократической установке
утилитарного западного образа жизни, которые целесообразно рассматривать как препятствие на пути к расширению горизонтов человеческого сознания и ведущие к глубоким юнфликтам личности и общества. Поиск оптимальных решений побуждает мыслителя сопоставлять западные и восточные принципы, на которых выстраиваются отношения между людьми. Западу не достает таких качеств Востока, как толерантность в межличностных отношениях, альтруизм и
подлинная духовность. Запад, в свою очередь, может восполнить нишу в сфере научно-технического развития Востока. Но и здесь не все однозначно, и Рассел понимал существенность моральных различий между культурами, происходящих из своеобразия исторического контекста.
В работе прослеживается связь событий начала XX века и практикой наших дней. В этом смысле опыт, который оставил нам в наследие философ, актуален и по сей день, и может иметь огромное практическое, значение в разрешении вопросов диалога культур.
То, что Рассел открывает в «Проблеме Китая», для многих лишь сегодня становится очевидным: приходится отказаться от старых установок признания универсальности европейского разума и классической рациональности.
Предвидя в будущем ситуацию, когда межкультурные контакты будут неотъемлемой частью повседневной жизни, мыслитель все усилия прикладывал к достижению предельно высокой степени взаимопонимания на
индивидуальном уровне. И здесь за помощью он обращался к обширному философско-литературному опыту, выражающему подлинную с>щность культуры, предсказывающему перспективы будущего, и всегда чуткому к новым влияниям. Особое внимание к самым тончайшим деталам при анализе дает возможность увидеть невидимое. Литературные средства, используемые в сфере философской рефлексии, помогли философу описать и осознать всю многообразную палитру различных ситуаций не только настоящего, но и будущего.
Наиболее важным аспектом в данном контексте является тот факт, что анализ метафоры, являясь средством обобщения исторического и культурного опыта всех предшествующих поколений, может стать тем ключом, при помощи которого есть вероятность обнаружить общие корни, единство и сходство различных культур.
Таким образом, в научном исследовании делается вывод о том, что для практики установления межкультурного диалога необходима не только академическая философия, но и «живая», которая вопрошает о человеке, смысле
21
его постоянно меняющейся жизни, и которая предполагает взаимное конституирование единого смыслового поля понимания, помогая осмыслить глубинные онтологические и психологические связи человека с миром.
В Заключении подводятся итоги научного исследования, полученные в соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, формулируются основные выводы. Намечаются дальнейшие перспективы в рамках проблематики диссертационного исследования.
Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в следующих публикациях:
1. Философия и литература в работах Б. Рассела // Вестник Российского философского общества. 4(12), М., 1999. С. 64-65.
2. Проблема смены парадигм рационального на рубеже тысячелетий // Человек, культура, цивилизация на рубеже второго и третьего тысячелетий. Труды межвузовской научной конференции. Волгоград, 2000. С. 79-81.
3. История развития диалога как формы выражения философской мысли // Диалог: Проблемы междисциплинарных исследований: Межвузовский сборник. СПб., 2000. С. 34-37.
4. Современная философия и творчество Б. Рассела // Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы. Материалы 11-й международной научной конференции молодых ученых. СПб., 2000. С. 108-113.
5. Перевод философско- художественного рассказа Б. Рассела «Правые восторжествуют» с послесловием // «Метафизические исследования». Вып. 15. Искусство И. СПб., 2000. С. 239-254.
6. Философия и литература в творчестве Б. Рассела // Философия XX века: школы и концепции. Материалы научной конференции. СПб., 2001. С. 204-207.
7. Научная проза Бертрана Рассела на примере работы «Проблема Китая» // Философские и духовные проблемы науки и общества. Материалы Шестой Санкт-Петербургской ассамблеи молодых ученых и специалистов СПб., 2001. С. 131-137.
8. Мифопоэтическое творчество Бертрана Рассела // Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы. Материалы 12-й международной научной конференции молодых ученых и специалистов. СПб.. 2001. С.119-123.
9. Вклад Б. Рассела в становление научной картины мира XX века // Философские и духовные проблемы науки и общества. Материалы Седьмой Санкт-Петербургской ассамблеи молодых ученых и специалистов СПб., 2002. С. 99-108.
10. Взаимодействие философии и литературы: европейская и американская традиции // Рабочие тетради по компаративистике. Вып. 8: Сравнительные исследования в политических и социальных науках. СПб., 2003. С. 141-147.
11. Взаимопроникновение философии и литературы на примере западноевропейской традиции // Философские и духовные проблемы науки и общества. Материалы Восьмой Санкт-Петербургской ассамблеи молодых ученых и специалистов. СПб., 2003. С. 93-102.
12. Диалог культур: проблема самоидентификации // Проблема «Другого голоса» в языке, литературе, культуре. Материалы конференции Материалы IV Международной научной конференции. СПб., 2003. С. 273-279.
RESUME ROZANOVA MARYA PHILOSOPHY AND LITERATURE IN BERTRAND RUSSELL'S WORKS.
This scientific investigation is devoted to the interpenetration of contemporary philosophy into literature, and the philosophy of Bertrand Russell concerning literary aspect along with the dialogue among cultures.
Russell is well-known as the founder of analytical tradition in philosophy. We also know that he was keen on the problems of mathematics, logic, theory of knowledge, religious and moral dilemmas, theory of society. But almost no one -both in Russia and abroad takes no interest in his contribution to the development of philosophy in the part connected with literature and comparative philosophy. The world is too complex that it could be defined by classical philosophical notions to explane the, processes of the rapidly changing modern world. The methods of the classical philosophical discourse are too obsolete (and too primitive and rational) to understand, explane and express the essence of the external and internal world. The literary language is very close to our life, our emotions, feelings. But the special language of classical philosophy is more rational and exact. The aim of this book is to explane why Russell reffered to literature to express his feelings and deep understanding of life. For this purpose he combined philosophical essence and literary language and forms. Today we may state the fact that philosophy is not self-sufficient It is impossible to show all the versatility and variety of the world due to some definite limits of classical philosophical notions. The contemporary philosophy along with the literature help to find mutual comprehension both individual and national levels. Russell was one ofthe founders of the comparative philosophy and his ideas are still very actual and valid. The results of the scientific investigation can be used as a theoretical basis in exploring the programmes of history of contemporary philosophy, aesthetics, cultural research.
Подписано в печать 19.04.04. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,4. Тираж 100 экз. Заказ №
ЦОП типографии Издательства СПбГУ. 199061, С-Петербург, Средний пр., 4].
v-99 Fi
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Розанова, Марья Сергеевна
Введение
Глава I. Проблемы взаимодействия философии и литературы в современной западной традиции.
1. Взаимосвязь философии и литературы в западной мысли XX века.
2. Основные методологические подходы т к анализу философско- художественных текстов в XX веке.
Глава II. философия, наука, литература в творчестве Б. Рассела.
1. Мифотворчество и поиск новых форм выражения идей философии в рассказах Б. Рассела.
2. Наука и творчество в воззрениях Б. Рассела.
3. Проблема диалога культур в философии Б. Рассела. 126 Заключение. 158 Библиография.
Введение диссертации2004 год, автореферат по философии, Розанова, Марья Сергеевна
Актуальность темы исследования.
В настоящее время современная зарубежная философия находится в состоянии критического пересмотра своих оснований. Вместе с тем, она не отказалась от продолжения тех систем, которые были предметом ее разработки в XX веке, ибо в последней четверти XX столетия многообразный мир потребовал разнообразных подходов. Вполне закономерно, что попытки осмысления этого единого, но различного в себе мира предполагают и обновление философских концепций. Мир все больше занимается темой взаимодействия культур, диалогом, а также практическими проблемами. Одной из этих проблем и оказалась связь философии и литературы. Естественно предположить, что эта проблема имеет долгую историю, ибо первые философы были поэтами, а значит, литературная форма подачи философского материала была особенно значима во все времена. Постфилософская культура рубежа XX- XXI веков, однако, провозгласила, что философствование является одним из видов литературной практики. Не отказывая этой тенденции в ее правомерности, мы попытаемся разобраться в соотношении философии и литературы, опираясь на работы известного английского философа Бертрана Рассела (1872-1970).
Конечно, сама проблема предполагает решение двойной задачи: непосредственного рассмотрения соотношения философии и литературы, и анализ работ Рассела, касающихся данной темы. При этом в орбиту нашего внимания входит и взаимопроникновение философии и науки, и диалог философских культур, и анализ эволюции взглядов Б. Рассела. Плодотворность опыта возвращения к прошлому, то есть к концепциям, выдвинутым английским мыслителем, напрямую связана с устремлением обнаружить в богатстве его многообразия незаслуженно оставшиеся без внимания, а потому невостребованные, но обладающие актуальностью методы и подходы. Во многом предлагаемое исследование открывает «нового», то есть неизвестного Рассела не только у нас в стране, но и за рубежом. Обращаясь к недавнему прошлому, к 20-60 гг. XX века творчества философа, мы обнаруживаем то, что кажется особенно актуальным сегодня. Нельзя забывать и тот факт, что плодотворное напряжение, существующее между областью философии и литературы, их взаимное сближение и взаимная критика- это не только проблемы современной философской мысли, в частности, философии постмодерна; они постоянно сопутствуют европейской (и не только) философии со времен античности.
Сегодня историки философии и специалисты в области гуманитарных наук говорят о том, что мир в XX веке предстает непонятным для человека: множество нестандартных ситуаций, кризисных и переломных явлений стали причиной того, что прежние стереотипы и жизненные ориентиры перестали работать, произошла перестройка привычного навыка понимания. В таких случаях на помощь всегда приходят некие скрытые возможности в самом языке, ранее не попадавшие в поле зрения человека. Итак, назревает необходимость отвлечения жизненно- практического сознания от своих непосредственных носителей и посредством переосмысления представить его в философско-литературной форме, пользуясь средствами литературного языка (широкое распространение получает метафора, составляя основу поэтических ассоциаций и выводя стиль философствования за пределы строго логического мышления). Современная философия, сознательно обращаясь к литературе, и тем самым; расширяя прежнюю узконаправленную специализацию академической философии, соединяет термин с метафорой, чтобы затем вновь обратить к людям уже в форме, приоткрывающей завесу непрозрачности неподдающегося объяснению хаоса действительности.
Многие исследователи задаются вопросом, какие методы использует современная история философии, обращаясь к художественной форме. Значительные изменения привели к тому, что классическая рациональность постепенно отошла от, изначальных строго заданных рамок и вплотную приблизилась к сфере художественного, образного, эмоционального и т. п. настроя современных философских спекуляций. Для изучения этого комплекса обращаются к психоанализу, деконструкции, постмодернизму, постструктурализму. Известно, что со второй половины XX столетия на смену классическому понятию рациональности приходит постклассическое, а затем - постнеклассическое. Свою лепту в этот процесс внес и Бертран Рассел, который в 50-60-х годах через литературно - философско-публицистическое творчество расширяет понятие рациональности, и таким образом становится предвестником смены парадигм рациональности, которая теперь сочетает в себе логические основания с культурно- историческим контекстом. Так, будучи одним из основоположников аналитической философии, философии логического атомизма, изначальным приверженцем логического и строго рационального подхода, Рассел переходит к художественной форме изложения, которая никоим образом не может быть ограничена. В произведениях Рассела происходит поиск зон свободы в мире внешней упорядоченности, ибо художественное творчество освобождает человека от тирании факта.
В рамках становящейся на рубеже XIX - XX веков новой парадигмы мы имеем дело не просто с взаимосвязью, но скорее с ком-плиментарностью, синкретическим единством художественного, философского, мифологического и научного мировидения, различными вариантами их взаимодействия. Современное искусство, с одной стороны, сопутствует научному, мифологическому, философскому мировоззрению, но с другой,- испытывает их воздействие. Эту проблему пытается по-своему решить история философии. Так, в центре внимания Б. Рассела оказывается формирование разных подходов, альтернативных сочетаний концепций и способов постановки и решения проблем вистории философии, которые не могут быть разрешены на внутридисцип-линарном уровне.
Степень разработанности проблемы.
Определенные сложности при написании этой работы были связаны, прежде всего, с тем, что из шестидесяти книг философа на русский язык переведены лишь несколько из них («История западной философии», « Дедал и Икар», « Новейшие работы о началах математики», «Человеческое познание», «Практика и теория большевизма», «Проблемы философии», «Словарь разума, материи, морали», «Мудрость Запада», «Философия логического атомизма» сборник статей «Искусство мыслить»), к тому же философско-художественное творчество Рассела никогда не становилось предметом специального исследования не только у нас в стране, но и за рубежом (исключение составляет перевод нескольких философско-художественных эссе, опубликованных в шестидесятых - восьмидесятых годах).
Теоретическую основу диссертации составляют, в первую очередь, работы философов, занимающихся исследованием актуальной темы соотношения философии и литературы. Среди западных исследователей следует отметить Ж.-П. Сартра, Г. Г. Гадамера, Г. Башляра, Р. Барта, М. Хайдеггера, К. Уилсона, П. де Мана, А. Мэрдок, М. Бланшо, Ж.-Л. Нан-си, М. Мерло-понти, А. Данто, П. Рикера, Ж. Делеза, Ж. Дерида.
К сожалению, приходится отмечать, что столь популярная на европейском и американском континентах тема взаимодействия философии и литературы в нашей стране пока не смогла заинтересовать многих исследователей, несмотря на то, что на сегодня эта тенденция в философии становится уже важным историческим прошлым, а значит, заслуживает более пристального внимания. В России среди исследователей, серьезно подходящих к данной проблематике, можно отметить М. К. Мамарда-швили, Н. Б. Маньковскую, И. П. Ильина В. Курицына, А. С. Колесникова, В. М. Дианову, М. Эпштейна, Н. В. Тишунину, Грякалова А. А. В работе получили отражение идеи многих из них.
Основные цели и задачи научного исследования.
Цель данного исследования - восполнить имеющийся пробел в историко-философском процессе, включив в него такой важный компонент как философско-художественное выражение современной мысли на примере творчества Бертрана Рассела.
Реализация основной цели осуществлялась посредством решения следующих исследовательских задач:
- определения одной из наиболее важных тенденций развития современной философской мысли в связи с ее обращением к практикам искусства, а именно - литературы;
- определения соотношения и взаимной обусловленности философии и литературы в XX столетии;
- установления единого комплексного подхода науки, философии, искусства в отражении процессов современного мира;
-тщательного анализа предпосылок и источников формирования философско-художественного отражения действительности;
-анализа причини механизмов изменения понятия классической рациональности и последствия этого изменения;
- определения роли средств искусства (в частности, литературы) в современной философской традиции;
- анализа тех условий, в рамках которых протекало становление личности Б. Рассела; выявления специфики анализа философско-художественной мысли на примере философско- художественных эссе Б. Рассела;
- выявления в философско-художественном творчестве Рассела мифопоэтической основы;
- определения роли Б. Рассела в области развития диалога культур и аюуализация его идей в поисках решения конфликтов в современных глобализационных процессах.
Методологическим основанием диссертационного исследования является метод комплексного междисциплинарного анализа, который позволил в рамках исследования связать воедино в неразрывное целое проблемы философии, науки и искусства с сохранением специфики каждого из них в отдельности. Также использовался метод логикоконцептуального анализа, метод интерпретации, прием сравнительного текстологического анализа. Особое значение для исследования имеет метод компаративистского анализа, позволивший объективно соотнести и сопоставить различные философские традиции. Исследование проводилось в соответствие с принципами объективности, всесторонности рассматриваемых проблем и системности в процессе их разработки.
Научная новизна исследования.
Научная новизна диссертации заключается в следующем:
- впервые как в зарубежной философской мысли, так и в отечественной в качестве центральной темы исследования выступает философ-ско-литературное творчество Бертрана Рассела;
- произведено обоснование плодотворности и исторической необходимости обращения современной философии к области литературы на примере сопоставления европейской и американской философских традиций;
- установлена преемственность и единство процесса философской мысли на примере творчества Б. Рассела, в эволюции взглядов которого раскрыты особенности формирования современной философии;
- выполнен систематический анализ в области определения нового статуса, как философии, так и литературы в связи с изменением критериев и общих норм оценки философских и литературных работ;
- представлено творчество Рассела как одного из первых западных философов, работавших в направлении преодоления европоцентризма, выработки новых ценностей в условиях становления глоба-лизационных процессов;
- показано, что в философии Рассела содержатся основы компаративистского подхода в области диалога культур Востока и Запада;
- на примере опыта английского философа продемонстрирована объективная необходимость сочетания академической и практической философии.
Теоретическая и практическая значимость работы.
В исследовательском плане результаты диссертационной работы могут быть использованы для исследований в областях, смежных с философией и литературоведением. Философско-теоретические подходы и выводы диссертации могут применяться в качестве существенного дополнения для углубления лекционных, а также разработки специальных курсов по истории современной зарубежной философии, литературоведению, эстетике, культурологии, философской компаративистике.
Работа может быть использована при составлении энциклопедических и справочных изданий по философии.
Результаты исследования апробировались:
1 .при выступлении с докладами на международных научных конференциях, в частности: доклад «Современная философия и творчество Б. Рассела» на 11-й Международной конференции молодых ученых «Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы» (СПб., СПбГУ, декабрь 2000.); доклад «Философия и литература на грани третьего тысячелетия» на Четвертой Санкт- Петербургской ассамблеи молодых ученых и специалистов (СПб, СПбГУ, декабрь 1999); доклад «Диалог в современной философской традиции» на Пятой Санкт-Петербургской ассамблеи молодых ученых и специалистов (СПб, СПбГУ, декабрь 2000); доклад «Диалог: античность и современность» на VIII международной Платоновской конференции (СПб, СПбГУ, июнь 2000); доклад «Диалог как способ существования философской мысли» на юбилейной научной конференции «Философия XX века: школы и концепции» (СПб, СПбГУ, ноябрь, 2000); доклад «Научная проза Бертрана Рассела на примере работы «Проблема Китая» на Шестой Санкт-Петербургской ассамблеи молодых ученых и специалистов «Философские и духовные проблемы науки и общества» (СПб, СПбГУ, декабрь 2001); доклад «Философия Бертрана Рассела» на конференции молодых ученых философского факультета СПбГУ (СПб, СПбГУ, ноябрь 2002); доклад «Взаимодействие философии и литературы: европейская и американская традиции» на межвузовской научной конференции «Гуманитарные науки, философия и компаративистика» (СПб, СПбГУ, ноябрь 2003); доклад «Диалог культур: проблема самоидентификации» на IV международной конференции «Проблема «другого голоса» в языке, литературе и культуре» (СПб, РГПУ им. Герцена, март, 2003); доклад «Философия и литература в перспективе сравнения европейской и американской традиций» на X международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, МГУ, апрель 2003).
2.при выступлении с докладом на заседании теоретического семинара «Современная коммуникативная философия и коммуникативные стратегии в преподавании философии» «Проблема межкультурной коммуникации в контексте философско-художественного освоения современной реальности» (Минск, Европейский гуманитарный университет, январь 2004) .
3. Диссертационное исследование поддержано грантом Минобразования А03-1.1-89. (2003 -2004 гг.).
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры современной зарубежной философии философского факультета Санкт- Петербургского университета 5 марта 2004 года.
Структура диссертации.
Работа определяется характером и направленностью поставленных в ней задач. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографии. Объем диссертации -177 страниц.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Философия и литература в творчестве Бертрана Рассела"
Заключение.
В диссертационной работе была проделана попытка восполнения имеющегося пробела в историко - философском процессе, связанного с таким важным компонентом как философско-художесгвенное выражение современной мысли на примере творчества Бертрана Рассела.
Творчество Рассела представлено в единстве философских, литературных, и научных работ философа. Подобная проблематика характеризуется обширностью, так что заложенный в диссертационной работе потенциал может явиться основанием для проведения дальнейших плодотворных исследований. Они могут касаться проблем соотношения философии и искусства в целом, более детального изучения философско-художественных приемов аллегорического, метафорического, мифологического и других способов выражения мысли, или относиться к более специализированным темам, таким как взаимодействие философской и художественной мысли в Европе, сравнение западноевропейской и американской философско-художественной мысли и т. д. Нашей задачей был не просто обзор работ Рассела, но и анализ современной ситуации в философии. Вызовы, бросаемые миром человечеству XX века, не могли не повлиять на направление движения философской мысли. Потребовались качественно иные средства выражения и теоретическое осмысление, поэтому в работе большое внимание уделено контексту ситуации фил ософствования и тому, насколько Рассел стал не только подлинным выразителем главных тенденций современного историко-философского процесса, но и опередил свое время (это относится, в первую очередь, к теме диалога культурна также придать актуальность тем сторонам его творчества, которые с силу многих причин оставались непопулярными и неизученными.
Параграф, посвященный диалогу культур Востока и Запада, с одной стороны, раскрывает неизвестного для многих Б. Рассела как одного из первопроходцев в популярной сегодня области философской компаративистики, а с другой, - на конкретном примере показывает, каким образом новые подходы, в данном случае, это сочетание научного метода с методом художественным, в едином акте освоения реальности помогает понять эту самую реальность, создавая целостность и единство картины мира.
В работе представлена не только общая теория взаимодействия областей философии и литературы; в ней отражение получили также концепции сторонников подобного синкретизма. Свое представление получила и позиция критиков. При этом следует заметить, что к рассмотрению были предложены только западноевропейская и американская традиции. Это объясняется тем фактом, что они наиболее близки для описания духовного контекста, в котором рождались философско-художественные произведения лорда Рассела (много лет философ жил и работал в США). К тому же включение проблемы синкретизма философии и литературы на Востоке или, например, в России, является настолько обширной темой, что она должна была бы стать самостоятельной работой и не могла бы уложиться в рамки данного исследования.
Важность этого исследования также состоит в том, что оно носит ярко выраженный междисциплинарный характер, являясь своего рода отражением многогранности личности английского философа. И на его примере анализируются основные тенденции современной философии в целом, включая ее вторжение в рамки и искусства, и науки.
Большое значение в дальнейшей разработке данной темы планируется уделить теории метафоры, посредством которой во многом и раскрывается тайна художественного восприятия мира. Планируется определить значение метафоры для компаративистского подхода, в рамках которого осуществляется сегодня обладающее первостепенной значимостью развитие диалога культур.
В перспективе намечается установление более тесной связи, которая лишь намечена в диссертации: это связь философской, научной, художественной, мифопоэтической мысли в творчестве английского философа; а также более подробно отразить этапы формирования творческой деятельности мыслителя.
Исследуя работы Рассела, мы отталкивались не только от непосредственно анализируемого текста, но и попытались связать его с жизненной позицией автора, соотнести с его политическими, социальными воззрениями и вписать его философские взгляды в контекст всемирного философского процесса. Уточнению подлежал и сам метод анализа трудов Рассела, который проводился не на основании разбираемого текста, но с привлечением многочисленного материала для прояснения воззрений мыслителя на данный предмет. Возможно, дальнейшая разработка данный темы будет включать более комплексный анализ всемирно- исторического развития философской мысли XX века в перспективе ее взаимодействия с литературой не только в рамках европейской традиции, но и с привлечением подробного анализа американской, не исключая восточную традиций.
Потенциал, который открывает современная философия в возможностях художественных средств выражения мысли, может внести неоценимый вклад в установление более адекватного, а значит, плодотворного диалога между различными культурами, что должно оказать неоценимое практическое значения для разрешения конфликтных ситуаций, связанных со становлением единого и открытого мирового пространства. То понимание китайской цивилизаций, которое дал в своей работе английский мыслитель, имеет значительный потенциал для выработки сотрудничества не только на теоретическом, но и на практическом уровне. Прослеживая связь времен, Рассел показал, что истоки сложившихся представлений в общественном сознании можно и необходимо искать в прошлом. А это означает, что и по сей день его книга, написанная восемьдесят лет назад, сохраняет свою актуальность.
В диссертации четко показано, как философия Бертрана Рассела вписана в общий историко-философский процесс конца XIX-XX вв., во многом подверглось изменению традиционное представление о философе, оно стало более комплексным, утратило свою прежнюю односторонность.
В заключение, еще раз можно сказать о том, что философия все больше внедряется в сферу практической деятельности. Это происходит, в том числе, благодаря плодотворным достижениям такого незаурядного и достойного человека, каким был лорд Бертран Рассел. Не без его активного участия сегодня снимается противостояние западной и восточной философии, идут обоюдные поиски целостного философского воззрения на мир. Английский лорд одним из первых проявил искренний интерес к культуре и философии Китая, побывал в революционной России, всячески участвовал в политической жизни, боролся против войны, за что не раз подвергался преследованию властей, - все это свидетельствует об активной жизненной позиции, новому подходу к реальности и попытке реализации своих идей на практике. Своей целью Рассел ставил осмысление, выражение и объяснение сущности человеческого бытия; на базе своих работ воспитать образованного, свободомыслящего, ответственного и гармоничного человека. Нельзя не согласиться с высказыванием Ван Говэя: «Философия Рассела не ставит своей целью достижение какого-либо богатства или счастья, она призвана помочь людям разобраться в этом простом и одновременно сложном окружающем нас мире».
Список научной литературыРозанова, Марья Сергеевна, диссертация по теме "История философии"
1. Абулмагд А. К., Ариспе Л., Ашрави X. и др. Преодолевая барьеры: Диалог между цивилизациями. М.: Логос, 2002.
2. Адмони В. А. Поэтика и действительность. Л., 1975.
3. Адорно Т. Эстетическая теория. М.: Республика, 2001.
4. Американская философия искусства: основные концепции второй половины XX века антиэссенциализм, перцептуализм, институциализм. Антология. Екатеринбург: Деловая книга, 1997.
5. Асмус В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М.: Искусство, 1968.
6. Анализ стилей зарубежной художественной и научной литературы. СПб., 1996.
7. Банфи А. Философия искусства. М., 1989.
8. Барт Р. Избранные работы: Семиотика; Поэтика. М., Прогресс, 1994.9. Барт Р. 8\г.М.,2001.
9. Батай Ж. Литература и Зло. М.: Издательство МГУ, 1994.
10. Башляр Г. Грезы о воздухе. Опыт о воображении движения. М., 1999.
11. Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987.
12. Бибихин В. В. Язык философии. М., 1993.
13. Бланшо М. Пространство литературы. М.: Логос, 2002.
14. Бодлер Ш. Об искусстве. М., 1986.
15. Боррадори Д. Американский философ. М.: Гнозис, 1999.
16. Борхес X. Л. Рассказы: Серия классики XX века. Ростов-на-Дону, 1999.
17. Вайман С. Т. Неевклидова поэтика. Работы разных лет. М.: Наука, 2001.
18. Вейдле В. В. Умирание искусства. Размышления о судьбе литературного и художественного творчества. СПб.: Аксиома, 1996.
19. Великовский С. Умозрение и словесность. Очерки французской культуры. М.- СПб.: Университетская книга, 1998.
20. Великовский С. Грани «несчастного сознания». М., 1973.
21. В поисках развития науки. Очерки западноевропейских и американских концепций XX века. М.: Наука, 1982.
22. Вейз Д. Времена постмодерна. Минск, 2002.
23. Гадамер Г. -Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.
24. Гадамер Г. -Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1998.
25. Гайденко П. П. Проблема рациональности на исходе XX века//Вопросы философии. № 6.1991.
26. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М.: Наука, 1980.
27. Горных А. А. Формализм: от структуры к тексту и за его пределы. Мн.: И. П. Логвинов, 2003.
28. Грякалов А. А., Прозерский В. В. Деконструкция и ее социально-культурный смысл // Художественная культура и искусство. Методологические проблемы. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1989.
29. Гусев С. С. Смысл возможного. Коннотационная семантика. СПб.: Але-тейя, 2002.
30. Губман Б. Л. Западная философия культуры XX века. Тверь, 1997.
31. Гулыга А. В. Искусство в век науки. М., 1978.
32. Делез Ж. Различие и повторение. СПб.: Петрополис, 1998.
33. Делез Ж. Критика и клиника. СПб., 2002.
34. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: «Алетейя», 1998.
35. Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000.
36. Деррида Ж. Письмо и различие. СПб., 2000.
37. Дессон Ж. Художественная мысль // Позиции современной философии. Вып. 2. Современная философия во Франции. СПб.: Издательство Санкт- Петербургского философского общества, 2001.
38. Дианова В. М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. СПб.: Петрополис. 1999
39. Дианова В. М. Философское искусство в постмодернистской ситуации // Грани культуры. СПб., 1997.
40. Долгов К. Кризис буржуазного философско- социологического сознания // Борьба идей в эстетике. М., 1974.
41. Ильин И. Постсруктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.
42. Искусство и художник в зарубежной новелле XX века. СПб., 1999.
43. История современной зарубежной философии: Компаративистский подход. В 2-х томах. СПб., 1999.
44. История философии: Запад- Россия Восток (книга четвертая: Философия XX века). 2-е издание - М., 2000 .
45. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М., 1990.
46. Канке В. А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия. М.: Логос, 2000.
47. Керни Р. Диалоги о Европе. М.: Издательство «Весь мир», 2002.
48. Козловски П. Миф о модерне: Поэтическая философия Эрнста Юнгера. М : Республика, 2002.
49. Колесников А. С. Позитивный экзистенциализм К. Уилсона//Вестник ЛГУ, 1990. Вып. 4.
50. Колесников А. С. Постмодернизм Мориса Бланшо // Проблемы интеграции философских культур в свете компаративистского подхода. СПб. 1995.
51. Колесников А. С. Современная зарубежная философия: генезис и проект //Вестник Санкт- Петербургского университета. 1995. Сер. 6. Вып. 3.
52. Колесников А. С. Философия Бертрана Рассела. Л., 1991.
53. Колесников А. С. Б. Рассел: взгляд на историю западной философии // История современной зарубежной философии: Компаративистский подход. СПб., 1998.
54. Колесников А. С. Философия и литература: современный дискурс // История философии, культура и мировоззрение. Сборник в честь 60-летия профессора А. С. Колесникова. Серия «Мыслители» Выпуск 3. СПб., 2000.
55. Колесников А. С. Философская компаративистика: Восток Запад. СПб., 2004.
56. Колесников А. С. Философская культура и основы ее преемственности // Вестник Санкт- Петербургского университета. 1995. Сер. 6. Вып. 4.
57. Колесников А. С. Философия и литература в творчестве Поля де Мана // Позиции современной философии. Вып. 2. Современная философия во Франции. СПб.: Издательство Санкт- Петербургского философского общества, 2001.
58. Колесников А. С., Ставцев С. Н. Формы субъективности в философской культуре XX века. СПб.: Издательство Санкт- Петербургского философского общество, 2000.
59. Колесников А. С. Философская компаративистика: основные этапы и идеи // Компаративистика: Альманах сравнительных социогуманитарных исследований. СПб.: Социологическое общество им. Ковалевского, 2001.
60. Компаньон А. Демон теории. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2001.
61. Корнеев М. Я. Сравнительная философия // Компаративистика: Альманах сравнительных социогуманитарных исследований. СПб.: Социологическое общество им. Ковалевского, 2001.
62. Кормин Г. Онтология эстетического. М., 1992.
63. Краткая литературная энциклопедия. М., 1975.
64. Крячко Б. М. Социальная философия Б. Рассела. М., 1986.
65. Культура в свете философии. Тбилиси, 1979.
66. Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М., 2000.
67. Лелеко В. Искусство повседневности. СПб., 1993.
68. Ломанов А.В. Современное конфуцианство: Фэн Юлань. М., 1996.
69. Лосев А. Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития: В 2-х книгах. Кн. 2. М.: Искусство, 1994.
70. Мамардашвили М. К. Литературная критика как акт чтения // Вопросы философии. 1984. № 2.
71. МанП. де. Слепота и прозрение. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2002.
72. Ман П. де. Аллегории чтения: Фигуральный язык Руссо, Ницше, Рильке и Пруста. Екатеринбург, 1999.
73. Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000.
74. Маньковская Н. Б. «Париж со змеями». (Введение в эстетику постмодернизма). М., 1995.
75. Маньковская Н. Б. Художник и общество. Критический анализ концепций в современной французской эстетике. М., 1985.
76. Марков Б. В., Сухачев В. Ю. Понятие Чужого в компаративистских исследованиях // Рабочие тетради по компаративистике. Вып. 3. СПб.: Социологическое общество им. М. М. Ковалевского, 2001.
77. Марков Б. В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб.: Лань,1997.
78. Марков В. Миф. Символ. Метафора. Модальная онтология. Рига, 1994.
79. Мелетинский А. Поэтика мифа. СПб., 1995.
80. Менде Г. Мировая литература и философия. М., 1969.
81. Мигунов Б. Эстетика и искусство во второй половине XX века. М., 1991.
82. НансиЖ-Л. Согрш. М., 1999.
83. Новейший философский словарь. Ми., 1998.
84. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.
85. От Я К Другому: Сб. пер. по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога. Мн.: «Менск», 1997.
86. От мифа к литературе. М., 1993.
87. Пассмор Д. Современные философы. М.: Идея-Пресс, 2002.
88. Перспективы метафизики: классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков. СПб.: Алетейя, 2000.
89. Петровская Е. Глазные забавы. М., 1997.
90. Позиции современной философии. Вып. 1. Новые образы философии XX века. СПб.: Издательство «Алетейя», 1999.
91. Позиции современной философии. Вып. 2. Современная философия во Франции. СПб.: Издательство Санкт- Петербургского философского общества, 2001.
92. Поэтика и политика (сборник статей). Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. СПб.: Алетейя, 1999.
93. Размышления о философии на перекрестке второго и третьего тысячелетий. Сборник к 75-летию профессора М. Я. Корнеева. Серия «Мыслите-ли».Выпуск И. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.
94. Рассел Б. В силах людей создать хороший мир // Огонек. 1959. № 45.
95. Рассел Б. Истина восторжествует // Метафизические исследования. Вып. 15. Искусство. СПб., 2000.
96. Рассел Б. Искусство мыслить. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. 98. Рассел Б. История западной философии. М., 1959.
97. Рассел Б. Инфракрасный глаз // Химия и жизнь. 1978. № 12.
98. Рассел Б. Кошмар богослова // Наука и жизнь. 1966. № 3.
99. Рассел Б. Мудрость Запада. Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами. М., 1998:
100. Рассел Б. Самая неотложная проблема//Международная жизнь. 1961. № 1.
101. Рассел Б. Философский словарь разума, материи и морали. К.: port- Royal, 1996.
102. Рассел Б. Философия логического атомизма. Томск, Водолей, 1999.
103. Рассел Б. Человеческое познание. М.: «Иностранная литература», 1957.
104. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995 .
105. Романовская Т. Б. Рациональное обоснование вненаучного. Вопросы философии. № 9. 1994.
106. Розанова М. С. Диалог в современной философской традиции // Тезисы докладов Пятой Санкт-Петербургской ассамблеи молодых ученых и специалистов. СПб.: Издательство Санкт Петербургского государственного университета, 2000.
107. Розанова М. С. Диалог как способ существования философской мысли// Материалы научной конференции «Философия XX века: школы и концепции». СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2000.
108. Розанова М. С. Диалог культур: проблема самоидентификации // Материалы IV международной конференции «Проблема «Другого голоса» в языке, литературе и культуре». СПб., 2003.
109. Розанова М. С. Диалог: античность и современность // Материалы VIII Платоновской конференции. СПб.: Издательство Санкт Петербургского государственного университета, 2000.
110. ИЗ. Розанова М. С. Перевод философского рассказа Б. Рассела «Истина восторжествует» с послесловием // «Метафизические исследования». Вып. 15. Искусство II. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2000.
111. Розанова М. С. Политические воззрения Б. Рассела //Материалы Восьмой ежегодной научной конференции «XX Век: молодежь, экология, ноосфера и устойчивое развитие». СПб.: Издательство Санкт- Петербургского государственного университета, 2000.
112. Розанова М. С. Проблемы смены парадигм рационального на рубеже тысячелетий // Труды международной научной конференции «Человек, культура, цивилизация на рубеже II и III тысячелетия». Волгоград, 2000.
113. Розанова М. С. Философия и литература на пороге третьего тысячелетия // Материалы круглого стола «Традиции и новации в современных философских дискурсах» . СПб.: Издательство Санкт- Петербургского философского общества, 2001.
114. Розанова М. С. Философия и литература в работах Б. Рассела // «Вестник Российского философского общества». № 4. М., 1999.
115. Розанова М. С. Философия и литература: сравнение европейской и американской традиций // Рабочие тетради по компаративистике. Вып. 8: Сравнительные исследования в политических и социальных науках. СПб., 2003.
116. Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск: Издательство Но-восиб. Университета, 1997.
117. Рыклин М. К. Мишель Фуко: мыслить литературой // Эстетический логос. М., 1990.
118. Самопознание культуры и искусства XX века. Западная Европа и США. СПб.: Университетская книга, 2000.
119. Сартр Ж. П. Что такое литература? Слова. Мн., 1999.
120. Сачков Ю. В. вероятностная революция в науке (Вероятность, случайность, независимость, иерархия). М.: Научный мир, 1999.
121. Серль Дж. Рациональность или рационализм: что поставлено на карту // Путь. М., 1994.
122. Современный философский словарь. М.: Панпринт, 1998.
123. Творческая природа научного познания. М.: Наука, 1984.
124. Терещенко Н. А., Шатунова Т. М. Постмодерн как ситуация философствования. СПб.: Алетейя, 2002.
125. Тишунина Н. В. Западноевропейский символизм и проблема взаимодействия искусств: опыт интермедиального анализа. СПб., 1998.
126. Торчинов Е. А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., 2000.
127. Тулмин Ст. Человеческое понимание. М., 1984.
128. Тэн И. Философия искусства. М.: Республика, 1996.
129. Универсалии восточных культур. М., 2001.
130. Уткин А. И. Глобализация: процесс и осмысление. М.: Логос, 2002.
131. Философские и эстетические традиции в зарубежных литературах. СПб., 1995.
132. Философские основания эстетики постмодерна. Научно-аналитический обзор. М., 1993.
133. Философское мышление и художественное творчество. М., 1987.
134. Философия возвращенной литературы. М., 1990.
135. Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб., 1998.
136. Флобер Г. Письма. M.-JL, 1933.
137. Хайдегер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур. СПб., 2000
138. Хайдеггер М. Бытие и время. Харьков, 2003.
139. Элиот Т. С. Назначение поэзии. Киев М., 1997.
140. Энциклопедия мировой литературы. СПб.: Невская книга, 2000.
141. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.
142. Эпштейн М. Постмодерн в России. Литература и теория. М.: Издание Р. Элинина, 2000.
143. Эйнштейн Л. Собрание научных трудов. В 4-х томах. М., Наука. 1967.
144. Юань Вейши. Рассел в Китае // Человек и культура. 1991. № 1.
145. Язык и наука конца XX века. М., 1995.
146. Beardsley M. С. Aesthetis: Problems in Philosophy of Criticism. N-Y., 1958.
147. Comparative Literature: Matter and Method. N -Y., 1969.
148. Danto A. Philosophy as/ and/ of Literature // Post- Analitic Philosophy. N. Y. , 1985.
149. Encyclopedia Britannica, Inc. Chicago 1993 .
150. Encyclopedia Americana in 30 Volumes, 1991.
151. Nussbaum M. The Golden Bowl and Literature as Moral Philosophy// Literature and / as Moral Philosophy. Vol. XV. Baltimor, 1983. № 1.
152. Philosophy and the History of the Arts. Madison, 1993.
153. Philosophy and Literature. Cambridge etc.: Cambridge univ. press, 1984.
154. Philosophy in history. Essays on the historiography of philosophy. N.Y. -L., 1993.
155. Russell B. Unpopular Essays. L., 1950.
156. Russell B. Philosophical Essays. L., Longmans, 1910. 168; Russell B. Philosophy and Politics. L., 1947.
157. Russell B. Marriage and Morals. Georg Allen & Unwin. Ltd., 1929.
158. Russell B. Education and the Good Life. New York., 1954.
159. Russell B. Icarus or the Futuer of Science. L., 1924.
160. Russell B. Mysticism and Logic. George Allen & Unwin, Ltd., 1918.
161. Russell B. Skeptical Essays. Georg Allen & Unwin , Ltd. 1928.
162. Russell B. The Problem of China. Georg Allen & Unwin. Ltd., 1922.
163. Russell B. The Scientific Outlook. George Allen & Unwin. Ltd., 1931.
164. Russell B. Wisdom of the West: ( A historical survey of Western philosophy in its social and political settings). New York: Grescent books, 1959.
165. Russell B. The Autobiography of Bertrand Russell 1914-1944. New York, N. Y.: Bantam book, 1969.
166. Russell B. The Autobiography of Bertrand Russell 1872-1914. London: Alen and Unwin, 1967.
167. Russell B. History and Art. Aldington, 1954.
168. Russell B. Satan in the Suburbe.L., 1954.
169. Russell B. Portraits from Memory and other stories. L., Unwin books, 1956.
170. Russell B. Human Society in Ethics and Politics. L.- N.Y., 1954.
171. Russell B. Nightmares of Eminent Persons and other stories. Lodon, 1954.
172. Russell B. My Pilosophical Development. L., 1959.
173. The Cambridge Dictionary of Philosophy. Cambridge Universiti Press, 1999.
174. The Cambridge Encyclopedia. Cambridge Universiti Press 2ed ed., 1994.
175. The Collected Stories of Bertrand Russell. L., 1972.
176. Viehoff R., Angringa E. Literary Understanding as Interaction // Journal for Empirical Research on Literature, the Media and the Arts. Literature Understending. Amsterdam, 1990.