автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Философия истории Лян Шумина
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Калкаева, Аглая Борисовна
Введение.
Глава 1. Истоки философии истории Лян Шумина.
§ 1. Философия Тайчжоуской школы и ее влияние на философию истории Лян Шумина.
§ 2. Влияние китайской традиционной историографии и философии истории конца XIX - начала XX вв. на философию Лян Шумина.
§ 3. Идеи йогачары в интерпретации Лян Шумина.
§ 4. Концепции А. Шопенгауэра и А. Бергсона в восприятии Лян Шумина.
Глава 2. Становление философии истории Лян Шумина.
§ 1. Онтологическая и эпистемологическая платформа.
§ 2. Философия истории и философия культуры.
§ 3. Китайская культура.
ЗЛ. Концепция китайской культуры.
3.2. Проблема трансляции культуры.
3.3. Ритуал и музыка.
§ 4. Религия в философии истории Лян Шумина.
Глава 3. Лян Шумин и современные ему теории исторического процесса. Л
§ 1. Дискуссия о культурах Востока и Запада.
§ 2. Восприятие разных моделей истории.
§ 3. Участие в дискуссиях по истории китайского общества.
Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Калкаева, Аглая Борисовна
Осмысление истории - один из ключевых элементов китайской мысли. Неотъемлемой частью традиционного мировоззрения было ощущение неразрывной связи с прошлым, целостности истории и неизменности законов человеческого бытия, которые обозначались как путь Неба или природная естественность. Специфика восприятия истории в Китае неразрывно связана со свойствами его философской культуры, для которой основополагающими постоянно оставались этические вопросы. Определение смысла истории в ней также неизменно было сопряжено с установлением цели действий человека и определением норм его поведения. Кроме того, китайскую историософию отличали представления о принципиальной структурной однородности природных и социальных процессов, космогенеза и истории. Варианты функционирования человека в социуме коррелировали с его ролью во всем мироздании, что отражалось на строении философских систем.
Исторический процесс в рамках современной конфуцианской философии обычно интерпретируется в тесной связи с концепцией единства мира и человека (тянъ жэнъ хэ и). В этом отразилось восприятие китайской историософией XX века особенностей традиционного мышления. Для китайского конфуцианства в XX веке наступил период своеобразного ренессанса и существенной трансформации, схожий с тем, который оно переживало в эпоху династии Сун (Х-ХШ вв.) при становлении неоконфуцианских учений как реакции на усиливающиеся позиции буддийской философии. В центре внимания современного конфуцианства снова оказалась эпистемологическая и онтологическая проблематика. Его отличает также свойственная конфуцианской мысли вообще фокусировка на этике.
Диссертация посвящена анализу философии истории Лян Шумина (1893-1988), одного из наиболее оригинальных китайских мыслителей XX века и яркого представителя так называемого современного неоконфуцианства (или постконфуцианства). Лян Шумин - создатель новой для всей истории китайской мысли концепции исторического развития отдельных культур и их типологии (он рассматривал историю как последовательную смену преобладания культур с разными доминантами). Всю его философию отличает внимание к социальной жизни, ей свойственна прагматическая направленность. Многие исследователи отмечали, что в жизни и творчестве профессора Ляна проявилась ориентация на неоконфуцианский идеал «внутренней мудрости и внешней царственности» (.нэй шэн вай ван) - высокой требовательности к своим поступкам, соответствия действий в социально-политической сфере внутренней установке на гармонию с мирозданием.
В настоящее время современное неоконфуцианство является одним из магистральных направлений китайской философии на материке и за рубежом, и тем актуальнее для синологии исследование взглядов одного из его основателей. Философия истории была выбрана как наиболее репрезентативная часть системы Лян Шумина, при этом было учтено, что ее изучение дает большие возможности для того, чтобы составить общее представление о структуре всей этой системы. Интерес к историческому аспекту взаимодействия мировых культур был характерен для китайской философии первой половины XX века, и в работах профессора Ляна эта проблематика была разработана в полной мере.
Лян Шумин (родители назвали его Хуаньдин) принадлежал к старинному роду, шедшему от монгольской аристократии времен династии Юань (ХШ-ХГУ вв.); из поколения в поколение его представители становились чиновниками. Его семья происходила из Гуйлиня (сейчас этот город относится к территории Гуанси-Чжуанского автономного округа), но сам он родился в Пекине и прожил там большую часть жизни. Он не получил классического образования, сменил несколько учебных заведений экспериментального образца, а также занимался самообразованием. В юности его увлек западный прагматизм, затем он принял буддизм и даже написал ряд работ по буддийской философии (в частности, «Доискавшись до истоков, разрешаю сомнения» (1916) и «Изложение смысла йогачары» (1920)), но к началу 20-х годов оставил монашеский образ жизни, который было начал вести. Тогда им была написана работа «Культуры Востока и Запада и их философии» (вышла в свет в 1921 году в издательстве «Шанъу иньшугуань»), - в ней проявилось стремление к построению типологически новой конфуцианской философской системы. В 1916 году Цай Юаньпэй (1868-1940), ректор Пекинского университета, пригласил его читать лекции по индийской философии. В 20-е годы благодаря преподавательской деятельности (он работал в Пекинском университете до 1924 года) и участию в дискуссии о культурах Востока и Запада Лян Шумин приобрел известность в среде молодой интеллигенции. В 1927-1930 гг., придя к выводу о необходимости укрепления деревни - основы китайской экономики и общества, он вел исследовательскую и преподавательскую работу -подготовку к проекту «строительства деревни» («аграрного строительства», сянцунъ цзянъшэ). В 1929 году он стал директором Хэнаньского института управления деревней, в котором работал до его закрытия в октябре 1930 года; после этого он основал Шаньдунский институт аграрного строительства. В 1931 году Лян Шумин получил возможность опробовать свои представления на практике в уезде Цзоупин провинции Шаньдун, который стал полем для проведения эксперимента (в 1933 году Шаньдунский институт получил этот уезд и уезд Хэцзэ под свою юрисдикцию). В ходе эксперимента, территория которого постоянно расширялась, были предприняты шаги по укреплению местного самоуправления, особое внимание уделялось образованию; были созданы производственные кооперативы и т.д. Работа в рамках этого проекта (он прекратил свою деятельность с вторжением японцев в Шаньдун в 1937 году), которая заслуживает отдельного исторического исследования, имела своей теоретической основой взгляды профессора Ляна на сущность культуры Китая. В этот период он написал книги «Самое последнее прозрение в китайском национальном движении за самоспасение» (вышла в 1932 году) и «Теория аграрного строительства» (вышла в 1937 году).
С началом китайско-японской войны совпадает начало его активности как политика. В 1939 году он становится одним из основателей Ассоциации единомышленников за единое государственное строительство, в 1941 -одним из лидеров Демократической лиги Китая, стремившейся наладить диалог между Коммунистической партией Китая и гоминьданом.
Не прекращается и осмысление им судьбы Китая в контексте истории человечества. В 40-е годы Лян Шумин пишет книгу «Основы культуры Китая» (вышла в ноябре 1949 года), где подведены итоги изменений, произошедших в его философии истории и философии культуры со времени создания «Культур Востока и Запада и их философий», а также нашел отражение опыт его участия в движении аграрного строительства.
После образования КНР профессор Лян стал членом Народного политического консультативного совета Китая. Убедившись, что КПК в состоянии управлять единой страной и в своей политике учитывает специфические условия Китая, он выразил свою лояльность к режиму. В 1953 году реакция Мао Цзэдуна на публичное выступление Лян Шумина с критикой политики КПК в отношении крестьянства положила начало гонениям на мыслителя. Подверглись осуждению и его общественно-политические взгляды, и его философия культуры, и его философская система в целом (в 1956 году вышел двухтомник «Критика идеологии Лян Шумина»), С этого времени его труды долго не публиковались, но он продолжал писать и взялся за работу над своей последней большой работой «Сознание и жизнь»; в 50-е годы он внимательно изучал марксизм в его маоистской модификации. В 1966 году началась «культурная революция», хунвэйбины разгромили его дом, уничтожили библиотеку и рукописи; но уже через несколько месяцев он снова получил возможность писать. В период «кампании критики Линь Бяо и Конфуция» 1974 года он на заседании НГЖСК сделал доклад «Как мы должны сегодня оценивать Конфуция?», где указал, в частности, на то, что у Линь Бяо мало общего с Конфуцием, а вклад последнего в китайскую культуру очень важен. Эти простые утверждения в контексте идеологической обстановки того времени имели необычайно сильный резонанс и вызвали новую волну критики взглядов Лян Шумина. В 1975 году он закончил работу над «Сознанием и жизнью». Последние годы его жизни прошли спокойно, его книги снова стали издавать, его самого избрали в постоянный комитет НКПСК; когда в 1984 году была создана Академия китайской культуры, Лян Шумина включили в правление. А в 1987 году Академия в рамках юбилейной деятельности (ему исполнялось 95 лет) провела международную конференцию, посвященную его философии.
Еще в 70-е годы творчество Лян Шумина было своего рода «белым пятном» в западной, в том числе и советской, истории философии. Так же дело обстояло и в Китае. Между тем, профессор Лян продолжал работать и совершенствовать свою философскую систему. Во второй половине восьмидесятых положение в Китае переменилось. Наблюдая тенденции того времени в китайских исследованиях, А.Г. Цверианишвили в 1986 году предсказывал их массовое обращение к наследию Лян Шумина - и оказался прав; уже в 1987 году прошла конференция в Академии китайской культуры, в 1989 - 1993 годах Шаньдунское народное издательство выпустило полное собрание сочинений мыслителя. А библиография КНРовских работ о Лян Шумине, помещенная на интернет-сайте Госюэ (http://www.guoxue.com), насчитывает 74 наименования, вышедших после 1990 года, из них 12 монографий (и это далеко не все). Исследователи рассматривают широчайший спектр проблем, связанных с его творчеством, причем в центре внимания чаще всего оказываются его типология культур и общественно-политические взгляды, истоки его мысли, педагогическое наследие и детали биографии. Что касается историософии Лян Шумина, в основном она оказывается в тени разработанной им типологии культур и разбирается постольку, поскольку имеется неразрывная связь между философско-исторической и философско-культурной концепцией.
Одним из самых основательных исследований в области философии культуры и философии истории Лян Шумина является монография Го Циюна и Гун Цзяньпина «Философская мысль Лян Шумина» (1996). Поскольку становление системы Лян Шумина и его жизненный путь во многом повлияли друг на друга, что неоднократно подчеркивал и он сам, авторы включают в свою работу очерк биографии мыслителя. Ряд постулатов его историософии в этой работе рассматриваются на материале всех базовых сочинений мыслителя, однако авторы не выделяют ее в качестве части философской системы. Анализируя эту систему, они пишут о философии культуры, концепции китайской культуры, теории аграрного строительства, воссоздании конфуцианства и философии человеческой жизни как основных ее элементах и посвящают каждому из них по главе своей книги. Такой подход обеспечивает достаточно полное описание системы Лян Шумина, но, к сожалению, то, что там нет отдельного разбора философия истории, обедняет ее содержание и не дает представления о влиянии на его творчество ряда концепций старой историографии и философии реформаторов конца XIX века. К тому же это приводит к умолчанию о том, что он продолжил традицию конфуцианского утопизма, объединив его с буддийскими представлениями, и создал одну из первых в Китае философско-исторических концепций нового типа, объединив ее с типологией культур.
Книга Чжэн Дахуа «Биография Лян Шумина» (2001), вопреки своему названию, содержит не только и не столько жизнеописание мыслителя, сколько воссоздание развития его философской системы. Здесь в фокусе внимания по-прежнему остается философия культуры, а проблематика работ профессора Ляна описывается не в тематическом, а в хронологическом порядке. Один из параграфов посвящен теории трех периодов, изложенной в
Культурах Востока и Запада.», кроме того, специально разбирается концепция «нового эволюционизма», сформулированная в «Основах китайской культуры». Чжэн Дахуа также останавливается на тезисе Лян Шумина о циклической структуре истории Китая. Что касается «Сознания и жизни», он дает лишь очерк эпистемологической проблематики, взглядов на религию и этику и на различие восточной и западной учености, не разбирая историософскую модель этой книги. В «Биографии Лян Шумина» очерчены изменения, произошедшие в его философско-исторической концепции от «Культур Востока и Запада.» до «Основ китайской культуры», и дана характеристика его взглядов на историю и культуру Китая в их единстве. Однако сам охват затронутых в этой книге проблем и особенности жанра биографии не дали автору возможности специально разобрать эволюцию философии истории Лян Шумина в целом.
Некоторые работы касаются онтологического и эпистемологического основания его философии истории, которое совпадает с основанием типологии культур, в частности, в [86] и [100, 162-168] рассмотрен его облик, относящийся к эпохе создания «Культур Востока и Запада.», а в [79, 110115, 176-198, 209-217] - эволюция онтологии и эпистемологии. Восприятие буддизма в системе Лян Шумина, которое повлияло на саму структуру его модели истории, подробно разбирается в ряде исследований, например, в уже упоминавшейся книге Го Циюна и Гун Цзяньпина, в фундаментальной монографии Лу Шэнфа «Буддизм и современное неоконфуцианство», а также в работах Ван Шоучана, Цзин Хайфэна, Цзэн Иханя и Чэн Гунжана. Кроме того, несколькими китайскими исследователями, в частности, Ма Юном, Чжэн Дахуа и Чжэн Цзядуном, рассматривался такой важный элемент философии истории Лян Шумина, как концепция трансляции культуры.
На Западе прорывом в исследовательской литературе по современному неоконфуцианству стала работа американского историка Г.С. Алитто «Последний конфуцианец. Лян Шумин и современная дилемма Китая» первое издание - 1978 год, второе - 1986 год), после ее выхода философская общественность вне КНР заговорила о Лян Шумине. Работа была написана на основе очень большого объема материала. В ней дается критическая биография мыслителя, а также анализируются его социально-политические и философские взгляды на разных этапах творчества. Наиболее подробно в книге разобрана концепция китайской культуры, как она представлена в работах «Культуры Востока и Запада и их философии», «Самое последнее прозрение в китайском национальном движении за самоспасение», «Теория аграрного строительства» и «Основы китайской культуры», а также теория и практика аграрного строительства. Большое внимание в книге уделено личности Лян Шумина, в частности, влиянию взаимоотношений с отцом на его жизнь и творчество. В исправлениях и дополнениях второго издания нашли отражение беседы Алитто с профессором Ляном в 1980 году. Философия истории в этой работе не рассматривается специально, поскольку автор концентрируется на непосредственно связанных с общественно-политической деятельностью Лян Шумина аспектах его творчества. Кроме того, поскольку и первое, и второе издание книги вышли до того, как Г.С. Алитто получил возможность ознакомиться с «Сознанием и жизнью», в ней не использован материал этой работы.
В вышедшей в 1997 году на немецком языке работе польского исследователя 3. Весоловского «Понятия жизни и культуры у Лян Шумина (на материале «Дун Си вэньхуа цзи ци чжэсюэ»)» проанализирован данный в «Культурах Востока и Запада и их философиях» первоначальный вариант типологии культур и его онтологическая и эпистемологическая платформа. Кроме того, там дан обзор истоков философских взглядов Лян Шумина; автор специально останавливается на влиянии конфуцианской и буддийской мысли, а также бергсонианства на типологию культур, данную в «Культурах.». В книге затронут ряд аспектов философии истории Лян Шумина, однако, поскольку она посвящена непосредственно понятийному и аппарату «Культур.», там не рассмотрена эволюция его философско-исторических взглядов. И работа Алитто, и работа Весоловского снабжены подробной библиографией и указателем.
В России первые публикации о философии Лян Шумина появились еще в 50-е - 60-е годы. В них давались солидарные с официальной пропагандой КНР идеологизированные оценки взглядов мыслителя, его философия по большей части квалифицировалась как реакционная и буржуазная. Оставалось только уточнить, чьи интересы он представлял -компрадорской буржуазии или помещиков (ср. [22, 62]). Важно также, что в годы «культурной революции» (1965-1976) информацию об его текущей деятельности было получить невозможно. В конце 70-х годов' ситуация изменилась, появились первые беспристрастные исследования творчества китайских философов-немарксистов; а в 80-е годы в Китае были опубликованы ранее недоступные читателю груды Лян Шумина, что также облегчило работу по изучению его философской системы. В работах С.Р. Белоусова и Л.П. Делюсина анализируются отдельные аспекты философии культуры Лян Шумина, а также освещается его участие в дискуссии о культурах Востока и Запада. С.Р. Белоусову же принадлежит и статья о Лян Шумине в вышедшем в 1994 году энциклопедическом словаре «Китайская философия» [35, 207-208]. Специфике китайской культуры во взглядах Лян Шумина, структуре и содержанию его философии культуры и философии истории в период написания «Культур Востока и Запада и их философий» посвящен ряд статей А.Г. Цверианишвили, а также его диссертация «Лян Шумин и его концепция национального спасения Китая». В ней автор описывает облик типологии культур на первом этапе ее создания, дает характеристику места конфуцианства в культуре Китая и будущем человечества, проводит сравнение концепции Лян Шумина с европейскими культурологическими теориями и останавливается на роли «Культур Востока и Запада.» в теоретических дискуссиях 20-х годов. Эволюция философии профессора Ляна и анализ изменений его модели истории человечества не входила в задачи А.Г. Цверианишвили, как он указывал сам [67, 53-54]. Отечественных исследований философии Лян Шумина немного (достаточно подробное - только одно), за единственным исключением это статьи или тезисы выступлений на конференциях; кроме того, почти все они ограничиваются анализом первого периода становления его типологии культур.
Представление о наибольшей репрезентативности «Культур Востока и Запада и их философий» для всего наследия Лян Шумина разделяет большинство ученых, между тем, это приводит к пренебрежению эволюцией его философии истории и игнорированию того факта, что формирование его философской системы как таковой завершилось только к моменту создания «Сознания и жизни». Так, из всех работ Лян Шумина только «Культуры.» (исключение - отрывки из «Теории аграрного строительства») переводили на иностранные языки: существует перевод их фрагментов на английский и немецкий (английский перевод есть в книге «Sources of Chinese Tradition» [130], а к книге Весоловского приложен немецкий перевод). Работа переведена также на французский язык; русского перевода нет.
Предлагаемое исследование имеет целью восполнить недостаток отечественных исследований в области взглядов Лян Шумина. Нашей задачей будет выявление учений, повлиявших на становление философии истории профессора Ляна, ее основных элементов и этапов эволюции, а также объективный анализ его философии истории в свете современных дискуссий о судьбах классической китайской мысли и ее взаимодействии с западной философской традицией.
Целью диссертационной работы было рассмотреть структуру и содержание философии истории Лян Шумина в контексте восприятия им древней и современной философско-исторической мысли. В диссертации были выявлены учения, повлиявшие на становление философии истории Лян
Шумина, определены ее основные элементы и этапы эволюции, а также проанализировано отношение Лян Шумина к современным ему теориям исторического процесса.
При работе над диссертацией был использованы методы, разработанные современной историографией китайской мысли, в частности, сравнительный, сравнительно-исторический, структурный подходы и семантический анализ. Кроме того, при разборе строения философии истории Лян Шумина был применен структурно-функциональный подход.
Изучение базовых особенностей новой историософии в Китае и видения в ней путей сосуществования культур на теперешнем этапе и в будущем может способствовать пониманию места и роли неоконфуцианской философии в современном мире. Объединение элементов традиции мысли Китая и Европы, продемонстрированное представителями современного неоконфуцианства, и Лян Шумином в том числе, может послужить примером для практики взаимодействия различных культур в процессе создания единой мировой культуры. Внимание Лян Шумина к анализу ценностей, лежащих в основе каждой цивилизации, и его утверждение о принципиальной несводимости структуры мировой истории к простой линейной последовательности свидетельствует об его обстоятельном изучении современных реалий и стремлении предотвратить тотальную вестернизацию. Такая установка в наши дни, когда, как пишет М.Л. Титаренко, «насущной задачей стало формирование нового цивилизационного мировоззрения, учитывающего реалии сегодняшнего дня, акцентирующего взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимоуважение культур» [58, 13], подтверждает актуальность исследования типологии культур Лян Шумина и ее исторического аспекта.
Следует указать, что результаты диссертационного исследования можно использовать при разработке проблематики, связанной с историей развития современного неоконфуцианства. Вместе с тем, они дают материал для изучения механизмов восприятия традиционных представлений о времени в Китае XX века.
Базовыми источниками для данной работы послужили книги Лян Шумина «Культуры Востока и Запада и их философии» (1921), «Самое последнее прозрение в китайском национальном движении за самоспасение» (1932), «Основы китайской культуры» (1949), «О различии и сходстве конфуцианства и буддизма» (1966), «Сознание и жизнь» (1975) и ряд статей. При работе над текстами Лян Шумина в основном было использовано семитомное полное собрание сочинений (Лян Шумин цюань цзи, 1989 -1993), а также издание «Избранного» Лян Шумина в серии «Современная классика китайской мысли» под редакцией Лян Пэйкуаня и Ван Цзунъюя (Хэбэйское педагогическое издательство, 1996).
На защиту выносятся следующие тезисы диссертации:
1) Основными течениями мысли, серьезно повлиявшими на особенности структуры и содержания философии истории Лян Шумина, были тайчжоуский янминизм, философия йогачары, традиционная историография и бергсонианство.
2) Философия истории и философия культуры у Лян Шумина изоморфны и базируются на тесно связанных онтологии и эпистемологии, причем структура онтологии, в свою очередь, определяется эпистемологией.
3) Центральной и для философии истории, и для философии культуры является концепция китайской культуры. При этом проблема трансляции культуры совпадала в рассматриваемой системе с проблемой восстановления главенства нравственной интуиции как характерной для китайской традиции познавательной способности. Через обращение к конфуцианскому наследию должно было произойти возрождение культуры Китая.
4) Отношение Лян Шумина к современным ему теориям исторического процесса последовательно отличали стратегии формировки нового поля культурологического дискурса, открытия поликультурной перспективы через критику однолинейного эволюционизма, проведения демаркационной линии с китайской материалистической историографией, а затем частичной идентификации с ней, и умолчания.
Ряд главных тезисов и выводы диссертации были изложены в виде докладов на XII Международной научной конференции «Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы» (Москва, 2001), на VIII научной конференции «Философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация» (Москва, 2002) и на конференции аспирантов РУДН. Кроме того, исследование прошло апробацию в ходе обсуждения на двух заседаниях семинара «Человек и духовная культура Востока» в Центре изучения духовных цивилизаций Восточной Азии ИДВ РАН. Было опубликовано пять работ, отражающих содержание диссертации.
Первая глава диссертации посвящена истокам историософских представлений Лян Шумина, причем основное внимание уделяется воздействию на них минского неоконфуцианства, традиционной историографии, утопизма реформаторов конца XIX века, буддизма и европейской философии жизни.
Во второй главе рассматривается становление философии истории (и, соответственно, философии культуры) Лян Шумина в контексте изменения его онтологической и эпистемологической концепции, а также интерпретация им места китайской культуры в мировой истории.
В третьей главе дан анализ различных стратегий Лян Шумина по отношению к современным ему и популярным в Китае теориям исторического процесса, которые он применял в процессе своих философско-исторических изысканий.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Философия истории Лян Шумина"
Заключение
Лян Шумина по праву можно назвать одним из основоположников неоконфуцианской традиции XX века, его имя стоит в одном ряду с именами Чжан Дунсуня, Фэн Юланя, Хэ Линя. Почти всю свою жизнь он был не только философом-конфуцианцем, но и ревностным апологетом конфуцианства (а в прошлом столетии оно действительно нуждалось в защите, начиная со времен «движения за новую культуру»). Это сочеталось с патриотическими устремлениями профессора Ляна, которые нашли отражение в его видении смысла истории. Задача доказать самостоятельную ценность китайской культуры и существование ее особой исторической миссии была решена им через сопоставление культур Китая и стран Западной Европы. Первым на всем протяжении истории китайской мысли он, как справедливо замечает В.Ф. Феоктистов, «попытался обосновать тезис о типологической неодинаковости, разновекторности развития западной и китайской духовных цивилизаций» [64, 80]. Вместе с тем, рассмотрение индийской культуры в одном ряду с двумя упомянутыми выше определило троичную структуру схемы мирового культурного пространства в его концепции.
Несмотря на новизну концепции Лян Шумина, познакомившей Китай с одной из модификаций цивилизационного подхода, она была также органическим продолжением традиционной китайской философии истории. То, что философия истории и философия культуры в его системе тесно переплетены друг с другом, является свидетельством восприятия им представлений об изоморфизме различных сфер мироздания, которые составляли неотъемлемую часть конфуцианского миросозерцания. Вместе с тем, отказ от глобального циклизма (несмотря на признание возможности локального преходящего циклизма исторического процесса) показывает необратимость изменений, произошедших в китайской философской мысли XX столетия. Стадиальная модель исторического процесса, созданная Лян Шумином, сочетает в себе и прогрессизм, и элементы цивилизационного подхода, и понимание доминирования различных ценностей на разных периодах жизни человечества.
В отечественной и китайской истории философии типологию культур Лян Шумина часто называли идеалистической. Не говоря уже об условности деления всей философской мысли на материалистические и идеалистические учения, особо упомянем категорическую неприменимость его к китайской философии. С другой стороны, квалификация его концепции как неотрадиционалистской оставляет нераскрытой ее специфику - сочетание установок старой историографии и западной философии истории и культуры при общей телеологической направленности.
Озабоченность этической проблематикой привела Лян Шумина к тому, что онтологическая основа его историософии, с которой человека на всех этапах развития концепции связывал живой контакт, непосредственно проявлялась в интуиции или разуме - основе нравственного поведения. Поэтому наиболее адекватной остается общепринятое определение творчества Лян Шумина как части современного неоконфуцианства, течения «моральной метафизики» (так определяют это учение сами его представители), несмотря на то, что центром всей его системы была социальная практика, а историософия и типология культур имели ярко выраженный рекомендательный характер.
Принятие элементов западной философии жизни и йогачары, во многом определившее облик историософии Лян Шумина, еще раз подтверждает высокий синтетический потенциал, который демонстрирует современное неоконфуцианство в целом, дает оно и материал для проведения аналогий с особенностями становления сунского неоконфуцианства, для которого и стимулом, и источником послужила буддийская философия. Близость видения Лян Шумином истории человечества к утопизму реформаторов конца XIX века позволяет рассматривать его культурно-исторические построения как непосредственное продолжение этой линии. Кроме того, это также предоставляет возможность для анализа путей восприятия ханьского конфуцианства в современной китайской мысли: считая, что в эпоху Хань конфуцианство находилось в упадке, профессор Лян вместе с тем через утопизм своих старших современников перенял троичную схему исторического процесса, впервые разработанную именно в ханьской историографии.
Анализ строения системы Лян Шумина, проведенный во второй главе диссертации, показывает, что разные уровни в ней отличаются большим или меньшим изоморфизмом, и историософскую теорию наиболее целесообразно рассматривать в связке с типологией культур на базе разбора структурно однородных онтологии и эпистемологии.
Внимание Лян Шумина к современным ему и популярным в Китае философско-историческим концепциям также можно отнести не только на счет его желания получать новую информацию и материал для корректировки собственных теорий, но и на счет стремления объяснить читателю, что его историософия может предоставить альтернативу этим концепциям и стать эффективной теоретической основой преобразования общества.
Вместе с тем, изменение его отношения к марксизму может служить иллюстрацией для корректировки исследовательской идентичности в характерных для ряда стран в прошлом столетии политических обстоятельствах. При этом из-за редкой бескомпромиссности профессора Ляна мы имеем дело не с переменой общей позиции и перестройкой системы, а лишь с пересмотром ряда положений историософии, которые, на его взгляд, вступали в прямое противоречие с действительностью новейшей китайской истории.
Для всестороннего понимания строения системы Лян Шумина необходимо исследование собственно философско-исторических его взглядов и эволюции его схемы исторического процесса, поскольку именно на этом фоне возможно выявить базовую связь культурно-исторической концепции с онтологией и эпистемологией.
Кроме того, в ходе такого исследования становится очевиден механизм помещения концепции культуры Китая в фокус всех теоретических построений. Он функционирует следующим образом: на уровне историософии и зависящей от нее типологии культур центральным становится отмеченный доминантой китайской культуры слой. И уже над этим центральным для всей системы слоем надстраивается модель аграрной реконструкции, столь важная для всей социально-политической теории и практики Лян Шумина.
Что касается мотивов отведения мыслителем концепции китайской культуры центрального места, можно упомянуть, в частности, прагматическую направленность его философии, основной целью которой было предложение пути национального строительства, и о влиянии на него традиционного представления о Китае как центре мира.
Исследование философской системы Лян Шумина не потеряло своего значения за последние годы. Вся история становления его типологии культур может не только служить иллюстрацией изменения в XX веке специфики конфуцианской мысли и рассматриваемой в ней проблематики по сравнению с предыдущими столетиями, но и дать представление о механизмах решения проблемы глобализации, которые предлагал один из представителей современного неоконфуцианства.
Его предостережения против мировой вестернизации, впервые прозвучавшие в 1920-е годы, злободневны и сейчас. Достойно внимания то,
128 что профессор Лян указывал на недостаточный удельный вес моральной составляющей в современном мире и считал необходимым не только возрождение обществ с конфуцианской доминантой в рамках китайской мегакультуры. Он выступал и за сохранение идентичности национальных культур в глобализованном обществе. Кроме того, актуальным для современных концепций осмысления исторического процесса является предпринятый Лян Шумином отказ от крайностей рассмотрения мира в качестве совокупности развивающихся независимо друг от друга цивилизаций (который фактически воскрешает архаические циклические представления) и от строго линейного прогрессизма.
Список научной литературыКалкаева, Аглая Борисовна, диссертация по теме "История философии"
1. Лян Шумин. Вэйши шу и (Изложение смысла йогачары). - ЛянШумин цюань цзи. Цзинань: Шаньдун жэньминь чубаньшэ, 1989. Т. 1. - 251-321.
2. Лян Шумин. Дун Си вэньхуа цзи ци чжэсюэ (Культуры Востока иЗапада и их философии). - Лян Шумин цзюань. Чжунго сяньдай сюзшу цзиндянь. - Шицзячжуан: Хэбэй цзяоюй чубаньшэ, 1996. - 1-230.
3. Лян Шумин. Дунфан сюэшу гайгуань (Очерк мысли Востока).Лян Шумин цюань цзи. Цзинань: Шаньдун жэньминь чубаньшэ, 1993. Т. 7. - С . 324-367.
4. Лян Шумин. Жу фо и тун лунь (О различии и сходствеконфуцианства и буддизма). - Лян Шумин цюань цзи. Цзинань: Шаньдун жэньминь чубаньшэ, 1993. Т. 7 . - С . 152-170.
5. Лян Шумин. Жэнь синь юй жэнь шэн (Сознание и жизнь). - ЛянШумин цзюань. Чжунго сяньдай сюэшу цзиндянь. - Шицзячжуан: Хэбэй цзяоюй чубаньшэ, 1996. - 539-780.
6. Лян Шумин. Иньду чжэсюэ гайлунь (Очерк индийскойфилософии). - Лян Шумин цюань цзи. Цзинань: Шаньдун жэньминь чубаньшэ, 1989. Т. 1. - 23-250.
7. Лян Шумин. Сянцунь цзяньшэ лилунь (Теория аграрногостроительства). - Лян Шумин цюань цзи. Цзинань: Шаньдун жэньминь чубаньшэ, 1989. Т. 2. - 141-587.
8. Лян Шумин. Тань водэ сысян вэньти (О проблемах моейидеологии). - Лян Шумин цюань цзи. Цзинань: Шаньдун жэньминь чубаньшэ, 1993. Т. 7. - 117-125.
9. Лян Шумин. Цзиньтянь вомэнь индан жухэ пинцзя Кун-цзы (Какмы должны сегодня оценивать Конфуция). - Лян Шумин цюань цзи. Цзинань: Шаньдун жэньминь чубаньшэ, 1993. Т. 7. - 270-315.
10. Лян Шумин. Цзю юань цзюэ и (Доискавшись до истоков,разрешаю сомнения). - Лян Шумин цюань цзи. Цзинань: Шаньдун жэньминь чубаньшэ, 1989. Т. 1 . -С. 1-22.
11. Лян Шумин. Чжунго вэньхуа дэ тэчжэн цзай нали? (В чемспецифика китайской культуры?). - Лян Шумин цюань цзи. Цзинань: Шаньдун жэньминь чубаньшэ, 1992. Т. 5. - 697-712.
12. Лян Шумин. Чжунго вэньхуа яои (Основы китайской культуры).- Лян Шумин цзюань. Чжунго сяньдай сюэшу цзиндянь. - Шицзячжуан: Хэбэй цзяоюй чубаньшэ, 1996, - 231-538.
13. Лян Шумин. Чжунго миньцзу цзыцзю юньдун чжи цзуйхоуцзюэу (Самое последнее прозрение в китайском национальном движении за самоспасение). - Лян Шумин цюань цзи. Цзинань: Шаньдун жэньминь чубаньшэ, 1992. Т. 5. - 44-119.
14. Liang, Shuming. Les cultures d'Orient et d'Occident et 1еш8philosophies / Liang Shuming; traduit du chinois et annote par Luo Shenyi. Paris: Presses universitaires de France, 2000. На русском языке
15. Белоусов С Р . Об одной разновидности китайского буржуазногонационализма//ПДВ.М.: 1983, N 6 . - С . 115-126.
17. Бергсон А. Творческая эволюция. М.: «Кучково ноле», 1998.383 с.
18. Борох Л.Н. Конфуцианская этика в эпоху модернизации(концепция гун дэ) II От магической силы к моральному императиву: категория дэ в китайской культуре. М.: Восточная литература, 1998. - 237-263.
19. Борох Л.Н. Конфуцианство и европейская мысль на рубеже X I XX X веков. Ляп Цичао: теория обновления народа. М.: Восточная литература, 2001.-287 с.
20. Борох Л.Н. Традиционные утопии в восприятии СуньЯтсена.Житайские социальные утопии. М.: Восточная литература, 1987. 271-309.
21. Буров В.Г. Современная китайская философия. М.: Восточнаялитература, 1980. - 311 с.
22. Ван Аньши. Рассуждение о ритуале и музыке.// Человек идуховная культура Востока. М., 2000. - 117-125.
23. Делюсин Л.П. Дискуссия о культурах Востока и Запада в Китае20-х годов //Иностранная литература. - М., 1977. - N 1.
24. Делюсин Л.Н. Китайская идея Лян Шумина / /XXIV НК ОГК.Тезисы докладов. - Ч. 2. - М., 1993. - 78-84.
26. Дьюи Дж. Свобода и культура. Лондон, 1968. - 170 с.
27. Историческая наука в КНР. М.: Восточная литература, 1971.303 с.
28. Калкаева А.Б. Понятие «жизнь» в философии Лян Шумина //VIIIВсероссийская научная конференция «Философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация». М., 2002. - 60-63.
29. Калкаева А.Б. Понятие человечности в философии Чэн Хао //VIВсероссийская научная конференция «Философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация». М., 2000. - 58-62.
30. Калкаева А.Б. Связь этики и онтологии в философии Ван Аньши//Человек и духовная культура Востока. М., 2000. - 65-84.
31. Калкаева А.Б. Трансляция культуры в концепции Лян Шумина//Тезисы докладов XII МНК «Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы». Ч. 3. М., 2001. - 57-60.
32. Калюжная Н.М. Трактовка Чжан Бинлинем категории дэ //Отмагической силы к моральному императиву: категория дэ в китайской культуре. М.: Восточная литература, 1998. - 264-294.
33. Калюжная Н.М. Утопическое государство Чжан Биньлиня//Китайские социальные утопии. М.: Восточная литература, 1987. - 210253.
34. Китайская философия. Энциклопедический словарь. РАН, ИДВ.М.: Мысль, 1994.-573 с.
35. Китайские социальные утопии. М.: Восточная литература, 1987.312с.
37. Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайскаяфилософия. М.: Восточная литература, 1983. - 352 с.
38. Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. М.:Восточная литература, 2002. - 606 с.
39. К проблеме категорий традиционной китайской культуры.Круглый стол // Народы Азии и Африки. - 1983. - №3. - 61-95.
40. Краснов А.Б. Категория «лисин» в философии Лян Шумина / /XXIПК ОГК. Тезисы докладов. Ч. 1. М., 1990. - 199-201.
41. Краснов А.Б. Сюн Шили и судьба конфуцианства в КНР / /XXIVНК ОГК. Тезисы докладов. Ч. 2. М., 1993. - 88-89.
42. Кривцов В.А. Ли Да-чжао. От революционного демократизма кмарксизму-ленинизму. М.: Восточная литература, 1978. - 165 с.
43. Кроль Ю.Л. Сыма Цянь - историк. М., 1970. - 447 с.
44. Кроль Ю.Л. Хуань Куань. Спор о соли и железе (Янь те лунь). Т.
45. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1997. - 416 с.
46. Крымов А.Г. Общественная мысль и идеологическая борьба вКитае (1900-1917 гг.). - М.: Гл. редакция Восточной литературы, 1971. 367 с.
47. Кычанов Е.И. Ли и право //Этика и ритуал в традиционном Китае.М.: Наука, 1988 . -С. 299-309.
48. Кюзаджян Л.С. Идеологические кампании в КНР. 1949-1966. М.:Восточная литература, 1970. - 238 с.
49. Ломанов A . B . Современное конфуцианство: философия ФэнЮланя. М.: Восточная литература, 1996. -248 с.
50. Мартынов A.C. Конфуцианская утопия в древности и всредневековье //Китайские социальные утопии. М.: Восточная литература, 1987 . -С . 10-57.
51. От магической силы к моральному императиву: категория дэ вкитайской культуре. М.: Восточная литература, 1998. - 422 с.
52. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политическойистории Китая. М.: Восточная литература, 1981. - 332 с.
53. Пирсон К. Грамматика науки. Пер. В. Базарова и П. Юшкевича.СПб, изд-во «Шиповник». Б.г. - 440 с.
54. Роль традиции в истории и культуре Китая. М.: Восточнаялитература, 1972. - 374 с.
55. Рубин В.А. Личность и власть в Древнем Китае: Собрание трудов.- М.: Восточная литература, 1999. - 384 с.
56. Серова А. Тайчжоусцы о категории дэ как силе нравственногосамостояния и гармонизации человека (XVI-XVII вв.) //От магической силы к моральному императиву: категория дэ в китайской культуре. М., 1998. - 218-236.
57. Стабурова Е.Ю. Утопия Тань Сытуна //Китайские социальныеутопии. М.: Восточная литература, 1987. - 200-209.
58. Титаренко М.Л. Китайская философия и будущее китайскойцивилизации //Китайская философия и современная цивилизация. М.: Восточная литература, 1997. - 5-14.
59. Тихвинский СЛ. Путь Китая к объединению и независимости(1898-1949). М.: Восточная литература, 1996. - 575 с.
60. Ткаченко Г.А. Хаос и космос в традиционной китайскойкосмологии и антропологии //Бог - человек - общество в традиционных культурах Востока. - М., 1993. - 30-38.
61. Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. - СПб.:Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - 304 с.
62. Торчинов Е.А. Традиционная китайская историография: картинамира и исторический процесс. littp://oriental.ru/a/torchinov/chinhist.shtml, 2000.
63. Ушков A .M . Утопическая мысль в странах Востока: традиции исовременность. - М.: Издательство Московского университета, 1982. - 184 с.
64. Феоктистов В.Ф. Китай - Запад: проблема синтеза философскихкультур //Востоковедение и мировая культура. К 80-летию академика С Л . Тихвинского: сборник статей. М.: Памятники исторической мысли, 1998. 74-86.
65. Хабдаева А.К. Теория алаявиджняны в учении Фасян //ТезисыVII буддологической конференции. Составитель Е.А. Торчинов. - СПб, 2 0 0 0 . - С . 77.
66. Цверианишвили А.Г. Культурологические воззрения ЛянШумина./Юбщественно-политическая мысль в Китае (конец X I X -начало X X в.). М., 1988 . -С . 158-198.
67. Цверианишвили А.Г. Лян Шумин и его концепция национальногоспасения Китая. Диссертация на соискание ученой степени к.и.н. М., 1986. -175 с.
68. Цверианишвили А.Г. Лян Шумин и Ху Ши о культурах Востока иЗапада / /XV НК ОГК. Тезисы докладов. Ч. 3. М., 1984. 120-132.
69. Чэн Чжунъин. Теория конфуцианского «я»:самосовершенствование и свободная воля в конфуцианской философии //Китайская философия и современная цивилизация. М., 1997. 63-91.
70. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М.: «Московскийклуб», 1992.-394 с.
71. Эймс Р. Индивид в классическом конфуцианстве (модель «фокусполе») //Бог - человек - обпдество в традиционных культурах Востока. М., 1993 . -С. 39-65.
72. Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философиикитайского буддизма. Новосибирск: Наука, 1995.-224 с.
73. Янгутов Л.Е. Психологические аспекты учения о "спасении" вкитайском буддизме //Психологические аспекты буддизма. Новосибирск: Наука, 1986 . -С . 11-23. На китайском языке
74. Ван Аньши. Ли юэ лунь (Рассуждение о ритуале и музыке) //ВанАньши саньвэнь цюаньцзи. Пекин: Цзиньжи Чжунго чубаньшэ, 1996. - 282-285.
75. Ван Дунлинь. Лян Шумин вэнь да лу (Запись интервью с ЛянШумином). - Гонконг: Саньлянь шудянь, 1998 (2-е изд.). - 230 с.
76. Ван Жошуй. Лян Шумин со вэй «лисин» ши шэммо? (Что такое«разум», о котором говорит Лян Шумин?») //Лян Шумин сысян пипань. Цз.
77. Пекин: Саньлянь шудянь, 1956. - 123-137.
78. Ван Шоучан. Цзиньдай жу фо гуаньси (Отношенияконфуцианства и буддизма в новое время). Тайбэй, 2000. - 110 с.
79. Го Циюн, Гун Цзяньпин. Лян Шумин чжэсюэ сысян(Философская мысль Лян Шумина). Ухань, 1996. - 330 с.
80. Ли Дачжао. Дунси вэньмин гэньбэнь чжи идянь (Коренныеразличия цивилизаций Востока и Запада) //У сы цяньхоу Дун Си вэньхуа вэньти луньчжань вэньсюань. Пекин, 1985. - 56-69.
81. Ли И. Чжунго макэсычжуи юй сяньдай синь жусюэ (Китайскиймарксизм и современное неоконфуцианство). Шэньян: Ляонин дасюэ чубаньшэ, 1994.-390 с.
82. Ли Хуасин. Чжунго цзиньдай сысян ши (История китайскоймысли нового времени). Ханчжоу: Чжэцзян жэньминь чубаньшэ, 1988. 532 с.
83. Ли цзи чжи цзе («Ли цзи» с междустрочным комментарием). Подред. Цуй Фучжана. Ханчжоу, 2000. - 551 с.
84. Ли ци лэй (О принципе/ли и субстанции/г^и).//Сы бу бэй яо, Синли цзин и. Т. 1552, цз. 9-12. Шанхай, 1936.
85. Ли Юйчуань. Чань цзун юй Сун Мин лисюэ (Школа чань и лисюэдинастий Сун и Мин).// Чань кань. - Пекин, 1998. - № 5 (47). - 20-27.
86. Лу Шэнфа. Фосюэ юй сяньдай синь жуцзя (Буддизм исовременное неоконфуцианство). Шэньян: Ляонин дасюэ чубаньшэ, 1994. 464 с.
87. Лун Вэньмао. Чань цзун дэ учжо чжихуй цзи ци дуй Сун Минжуцзя дэ инсян («Непривязанная мудрость» школы чань и её влияние на конфуцианство династий Сун и Мин).// Кун-цзы яньцзю, 1998, № 2. - 5665.
88. Лю Цзунсянь. Лу - Ван синьсюэ яньцзю (Исследование учения осердце школы. Лу - Вана). Цзинань: Шаньдун жэньминь чубаньшэ, 1997. 424 с.
89. Люй Чжэньюй. Цзяньмин Чжунго тунши (Краткая историяКитая). Т. 1. - Пекин, 1950. - 339 с.
90. Лян Шумин сяньшэн цзинянь вэньцзи (Сборник статей,посвященных памяти Лян Шумина). Пекин: Чжунго гунжэнь чубаньшэ, 1993. -396 с.
91. Ма Юн. Лян Шумин вэньхуа лилунь яньцзю (Исследованиетеории культур Лян Шумина). Шанхай: Шанхай жэньминь чубаньшэ, 1991. -300 с.
92. Ма Юн. Лян Шумин цзяоюй сысян яньцзю (Исследованиепедагогической мысли Лян Шумина). Шэньян: Ляонин цзяоюй чубаньшэ, 1994. -328 с.
93. Ма Юн. Лян Шумин чжуань (Биография Лян Шумина).Чжэнчжоу: Хэнань вэньи чубаньшэ, 1999. - 369 с.
94. Моу Цзунсань. Та ду нэн шэнмин хуа лэ Кун-цзы (Только он смогоживить Конфуция) // Лян Шумин сяньшэн цзинянь вэньцзи. Пекин: Чжунго гунжэнь чубаньшэ, 1993. - 211-212.
95. Моу Цзунсань. Чжунго чжэсюэ ши цзю цзян (Девятнадцатьлекций по истории китайской философии). Шанхай, 1997. - 453 с.
96. Оуян Айди. «Лян Шумин дэ юнци» хэ хуаюй вэньти («МужествоЛян Шумина» и проблема языка) //Uly у. Пекин, 2000. N 7. - 32-40.
97. Оуян Цзюньси. Лунь у сы синь вэньхуа юньдун дэ жусюэгэньюань (О конфуцианских истоках движения Четвертого мая за новую культуру) //Кун-цзы яньцзю. 1999, № 2. 4-15.
98. Су Хай. Лунь Тайчжоу сюэпай Ван Гэнь сяньшэн дэ «дао» (О«дао» Ван Гэня из Тайчжоуской школы) //Web-site Confucius2000, 2001.
99. Ху Вэньхуэй. Лян Шумин дэ юнци (Мужество Лян Шумина)// Шу у. Пекин, 1999. N 2. - 22-31.
100. Цзэн Ихань. Вэйши сюз юй Лян Шумин дэ вэньхуа чжэсюэ(Йогачара и философия культуры Лян Шумина). Тайбэй, 1999. - 200 с.
101. Чжао Фуцзи. Чжунго чуаньтун лиши чжэсюэ чжун дэ цзячжииши (Ценностное сознание в китайской традиционной философии истории) //go3.163.com/luodawen/index.html
102. Чжунвай жусюэ бицзяо яньцзю (Сравнительные исследованиякитайского и зарубежного конфуцианства). Под ред. Чжан Ливэня и Ли Супина. Пекин: Дунфан чубаньшэ, 1998. - 377 с.
103. Чжэн Цзядун. Дандай синь жусюэ ши лунь (Об историисовременного неоконфуцианства). Наньнин: Гуанси цзяоюй чубаньшэ, 1997. -391 с.
104. Чуаньтун вэньхуа юй сяньдайхуа (Традиционная культура имодернизация). Под ред. Чжан Ливэня и др. Пекин: Чжунго жэньминь дасюэ чубаньшэ, 1987. - 415 с.
105. Чуньцю Гунъян чжуань чжу шу (Комментарий Гунъяна к«Чуньцю» с примечаниями и субкомментариями) //Ши сань цзин чжу шу. Ханчжоу: Чжэцзян гуцзи чубаньшэ, 1998. - 2189-2355.
106. Чэн Гунжан. Лян Шумин дэ фоцзяо сысян шупин (О буддийскоймысли Лян Шумина) //Кун-цзы яньцзю. 1998, Ш2. - 66-76.
107. Чэнь Ванхэн. Чжунго гудянь мэйсюэ ши (История классическойкитайской эстетики). Хунань цзяоюй чубаньшэ, 1998. - 1215 с.
108. Чэнь Сун. Цяньянь (Введение) // У сы цяньхоу Дун Си вэньхуавэньти луньчжань вэньсюань. Пекин: Чжунго шэхуэй кэсюэ чубаньшэ, 1985. - С . 1-32.
109. Alitto G.S. The Last Confucian. 2 ed., Berkley, 1986. - 412 pp.
110. An Yanming. Liang Shuming and Henri Bergson on intuition: culturalcontext and the evolution of terms //Philosophy East and West, vol. 47, № 3 (1997.07). University of Hawai'i Press. - Pp. 337-362.
111. Ch'ien Edward T. The Neo-Confucian Confrontation with Buddhism:A Structural And Historical Analysis //Journal of Chinese Philosophy. Vol.15. Honolulu, 1988.-P. 347-348.
112. De Bary, W.T. The Message of the Mind in Neo-Confucianism. NewYork, 1989.-286 p.
113. De Bary, W.T. Waiting for the dawn: a plan for the prince. HuangTsung-hsi's Ming I tai-fang lu. New York, 1993. - 331 p.
114. Gentz J. Introduction into the exegetical context of the Gongyangzhuan. - Paper presented at the workshop «Text and Commentary in Imperial China» held in Heidelberg, June 15*, 2000. - 24 p.
115. L i Chenyang. How Can One Be A Taoist-Buddhist Confucian? AChinese Illustration of Multiple Religious Participation //International Review of Chinese Religion & Philosophy. Vol . 1, March 1996. - P. 29-66.
116. Sources of Chinese Tradition. V. 2: From 1600 Through theTwentieth Century. Ed. by Wm. Th. de Bary and R. Lufrano. 2"^ Edition. Columbia University Press, 2000. - 656 p.
117. Taylor R. The Study of Confucianism as a Religious Tradition: Noteson Some Recent Publications //Journal of Chinese Religions 18 (1990). - P. 143159.
118. Tu Weiming. The Ecological Turn in New Confucian Humanism:1.plications for China and the World //Daedalus Journal. American Academy of Arts and Sciences, 2001.-P. 23-44.
119. Wayman A. A defense of yogaacaara Buddhism //Philosophy Eastand West, vol. 46, № 4. (1996.10). -University of Hawaii's Press. - P. 447-476.
120. Wesolowski Z. Lebens- und Kulturbegriff von Liang Shuming (18931988). Dargestellt anhand seines Werkes Dong-Xi wenhua ji qi zhexue. - Sankt Augustin: Instituí Monumenta Sérica. Nettetal: Steyler Verlag, 1997.-487 S.
121. Yu Zintian, «The Significance of Cultural Values of Buddhism inModem China» // Conference «The Hindu Roots of Chinese Buddhism», December 2 - 18, 1999.-P. 18-21.