автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Материальное благополучие и его роль в системе ценностей китайского общества

  • Год: 2010
  • Автор научной работы: Середа, Алексей Валентинович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Материальное благополучие и его роль в системе ценностей китайского общества'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Материальное благополучие и его роль в системе ценностей китайского общества"

На правах рукописи

0034Э2422

Середа Алексей Валентинович

МАТЕРИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И ЕГО РОЛЬ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ КИТАЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Специальность 09 00 11 - социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

^^ЕВ 2010

Улан-Удэ-2010

003492422

Работа выполнена на кафедре философии ГОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н Г. Чернышевского»

Научный руководитель доктор философских наук

Иванова Юлия Валентиновна

Официальные оппоненты доктор философских наук, профессор

Балханов Гавриил Иванович

кандидат философских наук Бальчиндоржиева Оюна Баировна

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Читинский

государственный университет»

Защита состоится 26 февраля 2010 г в 14 00 часов на заседании диссертационного совета Д 212 022 01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при ГОУ ВПО «Бурятский государственный университет» по адресу 670000, г Улан-Удэ, ул Смолина, 24 «а», конференц-зал

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Бурятского государственного университета

Автореферат разослан 25 января 2010 года

Автореферат размешен на сайте БГУ www bsu ru 25 января 2010 года

Ученый секретарь диссертационного совета доктор философских наук, доцент

Кузнецова А М

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования В последние годы, в условиях мировой глобализации и интеграции, в китайском и в российском обществах происходят кардинальные изменения, затрагивающие все сферы жизни общества проводятся экономические реформы, меняются законы, развивается предпринимательство. С сожалением приходится признать, что темпы позитивных преобразований в Китае заметно выше. Впечатляющая динамика роста китайской экономики на фоне политической стабильности требует от российских ученых внимательного изучения китайского опыта, выявления общекультурных предпосылок и оптимальных путей ускорения экономического роста и общественного развития

Ситуация переходного периода сопровождается серьезной переоценкой ценностей, жизненных приоритетов Значительные трансформации в экономике и культуре обеих стран неоднозначно влияют на образ жизни и уровень материального благополучия населения, вызывая имущественное расслоение и социальные противоречия То, что было недопустимо в социалистическом обществе, становится приемлемым и порой даже престижным в новых условиях Это порождает проблемы определения границ нравственных трансформаций по отношению к устойчивым ценностям общества. В данном контексте представляется важным исследовать социальный феномен материального благополучия, его место среди общественно значимых ценностей, обращаясь к трудам западных и китайских ученых, посвященным данной проблематике

Материальное благополучие имеет отношение ко многим процессам в жизни человека и общества, поэтому его научное осмысление требует междисциплинарных исследований Социально-философский анализ материального благополучия, учитывающий данные разных наук, позволяет выявить его качественное своеобразие, сформировать обобщенное научное представление о нем, в том числе и в ценностном аспекте

Рассмотрение материального благополучия применительно к китайскому обществу требует изучения и систематизации исторически сложившейся уникальной комбинации объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на материальное благополучие индивида и общества

Понимание особенностей отношения к материальному благополучию в Китае может быть полезным для развития и углубления межкультурного диалога, расширения контактов в самых разных областях в сфере межправительственного сотрудничества между двумя странами на уровне центра и регионов, в деловых контактах, в области культурного и образовательного обмена и тд

Степень научной разработанности проблемы В истории западной социально-философской мысли категория материального благополучия рассматривалась как аспект общего благополучия в структуре человеческого бытия в трудах Ж -Ж Руссо, И Канта, ГВФ Гегеля, Л Фейербаха, и др '

Зависимость материального благополучия от общественного блага и государственного устройства изучали Платон, Аристотель, Н Макиавелли и др2

Материальное благополучие в контексте экономических процессов и категорий исследовалось в трудах Т Мальтуса, А Смита, К Маркса и др 3 Позднее данная проблематика нашла отражение у Д Белла, У Ростоу, Э Тоффлера и других ученых, рассматривавших также политические, культурологические, футурологические стороны материального благополучия

Материальное благополучие в аспекте удовлетворения потребностей разного уровня рассматривалось М Вебером, Э Фроммом, А Маслоу, Ж Бодрийяром и др4

Тема общественного и индивидуального благополучия всегда находилась в поле зрения китайской социальной философии, в связи с чем у

' Руссо Ж -Ж Об общественном договоре Трактаты - М, 2000, Кант И Основы метафизики нравственности, Критика практического разума, Метафизика нравов -М, 2005, Гегель ГВФ Философия права - М, 1990, Фейербах Л Избранные философские произведения -М , 1955

2 Платон Государство / Собр соч в 3 т - М, 1971, Макиавелли Н Государь пер ситал ГД Муравьевой - М , 2006

3 Мальтус Т Опыт о законе народонаселения - Петрозаводск, 1993, СмитА Исследование о природе и причинах богатства народа (отдельные главы) -Петрозаводск, 1993, Маркс К Экономическо-философские рукописи 1844 года - М , 2000

4 Вебер М Хозяйственная этика мировых религий / Избранное Образ общества - М , 1994, Фромм Э Иметь или быть - М , 2000, Маслоу А Мотивация и личность -СПб , 1999, Бодрийяр Ж Общество потребления Его мифы и структуры - М , 2006

многих мыслителей - от Конфуция до современности - ценностный аспект материального благополучия интерпретировался в контексте исследования природы человека Начиная с конца XIX века, вопросы материального благополучия рассматривались в русле идей противостояния западной и восточной культур, китаизации элементов западной культуры и некоторых других концепций, что связано с именами Кан Ювэя, Лян Цичао, Лян Шумина, Фэн Юланя, Ху Ши и др 5

В наше время проблема материального благополучия исследуется в Китае в ценностном контексте, в том числе и в связи с процессами модернизации и глобализации, такими авторами, как Дин Чжиган, Сяо Вэйпин, Гао Дуаньцюань, Ду Вэймин, Ван Мэн, Лю Фантун и др Социологические аспекты материального благополучия во взаимосвязи с социально-политическими целями реформирования Китая затронуты в исследованиях Ван Мэнкуя, Лу Сюзи, Ян Гунфа 6 и др

Среди трудов отечественных авторов нужно отметить как обращенные к проблемам потребностей и социально-значимых ценностей общетеоретические социально-философские труды А Г Здравомыслова, А К Уледова, А В Мялкина и др , так и ценные для решения задач данного исследования исторические, философские и культурологические труды китаеведов Л С Васильева, В Г Бурова, А И Кобзева, В В Малявина, О Н Борох, М Л Титаренко и др В аксиологическом контексте сведения о месте материального благополучия в системе ценностей китайского общества можно почерпнуть из работ Н А Абрамовой, М Л Доржиевой, В С Морозовой, К М Тертицкого, В М Феоктистова7

5 См Цверианашвили А Г Кучьтурологические воззрения Лян Шумина - М , 1990, Фельбер Р Учение Кан Ювэя о мире Да-тун - теория утопического коммунизма или положительный идеал либеральных реформаторов? / Общественно-политическая мысль в Китае (конец XIX- начало XX в) - М , 1988, Ху Ши Вэньцунь саньцзи (Собрание избранных сочинений) - Тайбэй, 1953 -китяз

6 Tu Wei-mmg Humanity and self cultivation Essays m Confucian thought Berkeley, 1979, Fangtong Liu & others Introduction to articles collection "The Bases of Values in a Time of Change Chinese and Western", 1999, Хэсе шэхуэй лилунь юй цзинъянь (Гармоничное общество Теория и опыт) / под редакцией Се У - Бэйцзин, 2006 - кит яз

7 Абрамова Н \ Традиционная культура Китая и межкультурное взаимодействие (социально-философский аспект) - Чита, 1998, ТертицкийКМ Китайцы традиционные ценности в современном мире - М , 1994

Несмотря на значительное количество исследований, посвященных ценностной проблематике применительно к китайской традиционной культуре и современной общественной ситуации, проблема места материального благополучия в системе ценностных представлений и его роли в развитии китайского общества не получила еще должного освещения в философской литературе В связи с социальными трансформационными процессами на фоне нарастающих тенденций вестернизации и глобализации существует потребность комплексного исследования данной темы Кроме того, в целях более адекватного и системного понимания структуры социально-значимых ценностей китайского общества представляется необходимой дальнейшая конкретизация материального благополучия как социально-философской категории

Отсутствие в научной литературе целостного представления о материальном благополучии и его связях с другими ценностями китайского общества в вариативном контексте конкретно-исторического процесса, предопределило формулировку объекта, предмета и цели настоящего исследования

В качестве объекта исследования выступает материальное благополучие как социальный феномен в многообразии его свойств и отношений

Предметом исследования выступает ценностная значимость материального благополучия в жизнедеятельности индивида и в общественном развитии

Цель диссертационного исследования состоит в выявлении сущностных свойств материального благополучия и его места в системе ценностей китайского общества.

Реализация цели обусловила постановку и решение следующих задач

- выявить и проанализировать основные теоретические подходы к рассмотрению материального благополучия в истории западной общественной мысли,

- уточнить содержание понятия «материальное благополучие» на основе рассмотрения современных социально-философских представлений о нем,

- осуществить системный анализ социоприродных условий, наиболее значимых для достижения материального благополучия и раскрыть их содержание применительно к Китаю,

- на основе достижений современной аксиологии реконструировать традиционную систему ценностей Китая и определить место материального благополучия в ней,

- систематизировать представления о ценности материального благополучия на уровне индивидуального сознания;

- определить ценностную роль материального благополучия в общественном и государственном развитии Китая

Гипотеза исследования состоит в том, что материальное благополучие, вопреки своей кажущейся приземленное™, задает горизонты жизненного мира человека, выступает необходимым (хотя и не достаточным) условием духовного развития, основой для формирования общественного статуса личности и группы, гарантией личностного самоопределения, средством гармонизации социальных отношений. Поэтому стремление государства повысить уровень материального благополучия людей приводит не только к экономическому росту, но и к всестороннему прогрессу общества

Теоретико-методологическую основу исследования представляют фундаментальные труды зарубежных и отечественных классиков социальной философии, истории, культурологии и синологии, а также современных исследователей, раскрывающие основные подходы к изучению материального благополучия

Диссертант опирался на данные информационно-аналитических сборников Института Дальнего Востока РАН, Института Научной Информации по Общественным Наукам РАН и зарубежных организаций, официальные директивные документы КНР, материалы российских и китайских средств массовой информации и научных сайтов

Исследование основывается на общенаучных принципах познания общественных явлений историзма, объективности, детерминизма, систематизации, аналогии и сравнения, индукции и дедукции, предполагающих системное изучение условий достижения материального благополучия

Логика исследования определяется диалектико-материалистическим методом познания, рассматривающим общественные явления в их взаимосвязи и развитии, конкретно-историческим подходом, концепцией о развитии сложных социальных систем

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации

- выявлены и систематизированы основные подходы к анализу материального благополучия в истории западной общественной мысли,

- уточнено понятие «материальное благополучие», определены его сущностные свойства,

- предложена классификация основных социоприродных факторов, влияющих на достижение материального благополучия, выявлена их специфика в условиях китайской цивилизации,

- с использованием средств и методов современной аксиологии реконструирована традиционная система ценностей Китая и определено место материального благополучия в ней,

- показано место материального благополучия в системе индивидуальных ценностных представлений,

- на основе анализа работ современных авторов, в том числе самостоятельно переведенных диссертантом с китайского и английского языков, определена ценностная роль материального благополучия в общественном и государственном развитии Китая

Основные положения, выносимые на защиту:

- в определении и оценке материального благополучия в истории западной философии можно выделить принципиально разные подходы политико-ориентированный, аскетический, гедонистический, разумно-эгоистический, марксистский и др ,

- материальное благополучие понимается как обладание определенным набором благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей и реализацию жизненного потенциала социального субъекта, как комплексная позитивная характеристика его жизнедеятельности,

- сущностные свойства материального благополучия заключаются в его общественном и деятельностном характере, конкретно-исторической

специфике, изоморфности по отношению к системе ценностей, интересов и потребностей субъекта, функциональной многоуровневости и структурной многокомпонентности,

- к основным факторам достижения материального благополучия и формирования представлений о нем в обществе можно отнести природные и социальные, внешние и внутренние, общественные и индивидуальные, а также модальные и релятивные факторы, обладающие яркой спецификой в условиях существования китайской цивилизации,

- иерархичность, бинарность, соподчиненность и другие сущностные свойства ценностей предопределяют возможность системного подхода к их изучению, на основе чего традиционная многоуровневая система ценностей Китая может быть сопоставлена с общественной иерархией и конфуцианскими императивами, а материальное благополучие выступает на каждом ее уровне как следствие и условие успешного функционирования,

- в ряду индивидуальных ценностных представлений материальное благополучие воплощается в единстве личного и общественного, являясь производной статуса индивида и иерархии социума, следствием личных усилий и условием восходящей социальной мобильности; в отношении китайского общества такие представления остаются глубоко детерминированными общественными факторами и культурными приоритетами,

- материальное благополучие в общественном и государственном развитии Китая выступает итогом сбалансированного сочетания традиционных принципов построения отношений (эгалитаризма и строгой иерархии, продуманной организации трудовой деятельности народа и распределения ее результатов) с современными мерами руководства страны, направленными на поощрение трудовой активности и всестороннего личностного развития, что обеспечивает высокую эффективность решения социально-экономических проблем

Теоретическая и практическая значимость исследования Содержащиеся в диссертации теоретические выводы и фактические

материалы обогащают и расширяют представления, имеющиеся в

российской науке относительно материального благополучия как социального явления, вносят вклад в изучение истории и культуры Китая Полученные результаты могут быть продуктивно использованы в дальнейших научных исследованиях по ряду проблем социальной философии, аксиологии, культурологии, экономики и китаеведения, а также при подготовке программ различных курсов для специальностей «культурология», «философия» и «регионоведение» Результаты работы могут представлять интерес для создания энциклопедических и справочных изданий страноведческого и философского характера В практическом отношении выводы исследования, обогащая знания о китайской культуре в широком ее понимании, могут способствовать оптимизации развивающихся отношений с КНР

Апробация результатов исследования По результатам исследования опубликовано 8 статей (в том числе 2 в реферируемых изданиях), основные положения работы излагались автором в ходе участия во Всероссийском социологическом конгрессе «Глобализация и социальные изменения в современной России», региональных научно-практической конференциях «Общественный идеал прошлое, настоящее и будущее» и «Лингвистическое образование в контексте XXI века», внутривузовских научных конференциях и получили одобрение специалистов

Структура диссертации обусловлена характером работы и задачами исследования Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографического списка

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект и предмет, формулируются цель и задачи работы, излагаются теоретико-методологические основы исследования, определяется его научная новизна, практическая значимость и защищаемые положения, приводятся сведения об апробации результатов работы и ее структуре

В первой главе - «Теоретико-методологические основы исследования материального благополучия» - раскрываются основные направления интерпретации материального благополучия в западной философии, освещаются современные социально-философские подходы к

анализу материального благополучия, предлагается системный анализ социоприродных закономерностей формирования материального благополучия

В параграфе 1 1 - «Развитие концепций материального благополучия в истории западной общественной мысли» - отмечается, что материальное благополучие, являясь одной из основных проблем существования и развития общества и отдельной личности, всегда было предметом внимания общественно-научной мысли

Представления о необходимом человеку уровне материального благополучия широко варьировались в истории общественной мысли Запада, затрагивая социально-философскую, аксиологическую и этическую проблематику Основы теории материального благополучия были заложены мыслителями Древней Греции Платон и Аристотель связывали материальное благополучие с политикой государства и устройством общества « наилучшим государственным строем должно признать такой, организация которого дает возможность каждому человеку благоденствовать и жить счастливо» 8

В то же время в античной и средневековой философии выдвигалось требование минимизации материального благополучия человека (кинизм, стоицизм, христианская теология) Аскетизм, честная бедность, трудолюбие расценивались здесь как социальная панацея, как гарантия свободы, предпосылка равенства всех людей, гармонии человека с природой, развития духовных сил человека

Противоположная концепция максимизации материального благополучия, первоначально заявленная в идеологии эпикуреизма и гедонизма, получила широкое распространение в эпоху Возрождения, явившись важным теоретическим средством гуманистического утверждения ценности человека во всех его жизненных проявлениях

Позже материальное благополучие стало привлекать внимание мыслителей и правителей как инструмент социальных преобразований, учитывая, что забота индивида о собственной выгоде, в принципе,

8 Аристотель Политика//Аристотель Сочинения в 4-х т - М , 1983 -Т4-С 460-462

объективно способствует благополучию государства (Н Макиавелли, школа политической экономии)

Приоритетная роль государства в формировании материального благополучия обосновывалась в теории общественного договора, которая сформировалась благодаря научным трудам Т Гоббса, Б Спинозы, Дж Локка, Ш Л де Монтескье и др Ж Ж Руссо связал материальное благополучие не только с особенностями общественного устройства, но и с нравственностью, призывая воспитывать в людях патриотизм, альтруизм и умение довольствоваться минимумом материальных благ

Выдающийся представитель немецкой классической философии И Кант, рассуждая о материальном благополучии в рамках концепции высшего блага, показывает, что в условиях рыночной экономики распределение материальных благ, необходимых для удовлетворения потребностей людей (материальное условие человеческого счастья) не связано с принципами морали Другой классик немецкой философии - Л А Фейербах - считает материальное благополучие людей частью и стимулом развития культуры

В философии марксизма была обоснована значимость материальных благ и их производства в жизни общества, рост материального благополучия рассматривался как цель общественного развития, условие духовного расцвета личности и общества

В XX веке было выдвинуто несколько оригинальных концепций материального благополучия, связывавших его с целерациональными действиями индивида (М Вебер), с антиномией бытия и обладания (Э Фромм), с постиндустриальным обществом и эрой потребления (Д Белл, Дж Гэлбрейт, У Ростоу, П Самуэльсон, Э Тоффлер), с социальной иерархией (Ж Бодрийяр) и др

Таким образом, в разных философских направлениях материальное благополучие получало как позитивную, так и негативную оценку с точки зрения его политической, экономической, аксиологической, этической значимости Тем самым был накоплен материал для разработки целостной социально-философской концепции материального благополучия

В параграфе 1 2 рассмотрены современные социально-философские направления анализа материального благополучия.

Здесь отмечается, что материальное благополучие как социальное явление является предметом исследования многих наук экономики, социологии, философии, этики, истории, страноведения и других Социальная философия рассматривает материальное благополучие с точки зрения наиболее общих законов развития общества Основой понятия материального благополучия выступает благо, как нечто, имеющее свойство полезности, как предмет удовлетворения человеческих потребностей, стремлений его чувственности или духа

Различение материальных и духовных благ влечет за собой разделение материального и духовного благополучия Однако особенности человеческой природы, предполагающей наличие духовного компонента в любом материальном благе, делает противопоставление материального и духовного благополучия отчасти условным, диалектичным Материальное благополучие подразумевает обладание определенным набором материальных благ, что создает условия для творческой жизнедеятельности, для целостного, в том числе духовного, развития личности Материальное благополучие связывается с другими видами благополучия телесным, психическим, социальным, субъективным и т д

Материальное благополучие коррелирует с человеческими потребностями, которые выстраиваются в конкретно-исторические иерархии и неуклонно возрастают в ходе развития общества Кроме того, материальное благополучие отвечает общественным и личным интересам индивида, вовлеченного в многообразные отношения в экономической, политической, социальной и духовной сферах общества

Среди общественных отношений, влияющих на материальное благополучие, особое место занимают отношения распределения, варьирующиеся в различных социальных системах и по-разному оцениваемые разными мыслителями В связи с этим в диссертации анализируются отношения распределения в сословно-кастовых и классовых обществах, концепции мальтузианства, уравнительного распределения, распределения по труду и др

Далее в работе рассмотрен структурный аспект изучения материального благополучия, приводятся различные типы его классификации (по масштабу субъекта, по степени полноты удовлетворения

потребностей и др), а также количественные и качественные, экономические и социальные параметры материального благополучия, прослеживается его взаимосвязь с некоторыми социологическими категориями - социальным статусом, социальной стратификацией и др Материальное благополучие сопоставляется в данном параграфе со смежными категориями, такими как образ жизни, качество жизни, стиль жизни. Определяются объективные (уровень развития материального производства, комплиментарность общественных отношений, влияние природной и социальной среды) и субъективные предпосылки (личная активность субъекта, его социальный статус, здоровье, уровень притязаний) формирования материального благополучия

Диссертант приходит к выводу о чрезвычайной значимости материального благополучия для жизни общества, для всех сфер его деятельности и разных субъектных уровней - начиная от отдельного индивида и заканчивая человечеством в целом Материальное благополучие понимается как позитивная комплексная характеристика жизнедеятельности социального субъекта, его жизненная перспектива, целостная возможность реализации его потенциала Материальное благополучие, вопреки своей кажущейся приземленное™, задает горизонты жизненного мира человека, выступает необходимым (хотя и не достаточным) условием духовного развития, основой для формирования общественного статуса личности и группы, гарантией свободы личностного самоопределения, средством предотвращения конфликтов Повышение уровня материального благополучия индивидов приводит не только к экономическому росту, но и прогрессу общества в целом

В параграфе 1 3 систематизируются социоприродные условия формирования материального благополучия.

Соблюдение общенаучного принципа детерминизма требует выявления характера причинной обусловленности социальных явлений, понимания их специфики как результата действия множества факторов Опираясь на общую логику социально-философского познания общества, диссертант строит классификацию факторов, влияющих на формирование материального благополучия

Прежде всего, традиционно выделяются две большие группы факторов, представляющих воздействие природы и общества на протекание любых социальных процессов - это факторы природные и социальные

Природные факторы материального благополучия делятся на факторы внешней и внутренней природы Факторы внешней природы, в свою очередь, подразделяются на абиотические и биотические Абиотические факторы - это компоненты и явления неорганической природы климатические, почвенные, гидрографические и иные Биотические факторы среды охватывают совокупность влияний со стороны других организмов Внешние природные факторы оказывают на материальное благополучие положительное (теплый климат, плодородные почвы, богатство промысловой флоры и фауны) или отрицательное воздействие (суровый климат, нехватка воды, угроза жизни человека со стороны хищников, ущерб имуществу от различных вредителей и др) Внутренние природные факторы (уровень физического и психического здоровья, темперамент, психологические ресурсы личности) определяют физические и психические возможности достижения индивидом материального благополучия, являясь одним из источников неравенства в обществе

Социальные факторы аккумулируют возможности влияния общества на формирование материального благополучия, среди них можно выделить субъектные, объектные, модальные, релятивные и некоторые иные

Субъектные социальные факторы, те соотносимые с субъектом, добивающимся материального благополучия, делятся на индивидуальные, групповые и общественные Индивидуальные факторы определяют вклад личности в формирование собственного материального благополучия, это активное отношение к миру, социальная мобильность, конструктивная мотивация, настойчивость и сила воли, трудолюбие, поддержание здоровья и тд Групповые факторы - это способы воздействия группы на формирование материального благополучия индивида или самой группы Групповые факторы весьма разнообразны - от помощи семьи (материальная и психологическая поддержка, институт наследования и тп) до классовой солидарности В современных теориях обмена и социальных сетей поддержка группы оценивается как разновидность социального капитала -«ресурсы, основанные на родственных отношениях и отношениях в группе

членства» 9 Общественные факторы формирования и сохранения материального благополучия - это любая особенность жизни общества, влияющая на материальное благополучие индивида Наиболее значимы в этом плане уровень развития цивилизации и материального производства, особенности властных отношений, острота социальных конфликтов, конфессиональная принадлежность, этнические традиции

Объектные, те соотносимые с объектами материального благополучия факторы - это материальные и духовные блага, составляющие основу материального благополучия К анализу объектных факторов применимы такие категории, как качество, количество, мера К объектным факторам можно отнести, к примеру, личное имущество и средства производства, включая орудия труда, технику и технологию и др

Модальные факторы - это варианты оценочного отношения окружающих и общества в целом к носителям материального благополучия Такие факторы могут быть как позитивными (одобрение и уважение), так и негативными (неприятие, осуждение, зависть), в конкретных социальных условиях они влекут за собой разнообразные общественные санкции (награды, наказания) и социальные последствия (кражи, убийства, раскулачивание и тд)

Релятивными факторами можно считать все общественные отношения, так или иначе связанные с материальным благополучием. Эти отношения могут иметь разный масштаб, направленность и результаты, воплощаться в различных социальных феноменах власть, знатность, коррупция, имущественный ценз, брачный договор и тд

Отмеченные факторы конкретизируются в параграфе применительно к китайской действительности

Вторая глава - «Роль материального благополучия в системе ценностей Китая» - посвящена анализу системы ценностей китайского общества и той роли, которую выполняет в этой системе материальное благополучие - как в плане его индивидуальной ценностной значимости, так и в плане общественно санкционированных условий его достижения и

9 Bourdieu P The forms of capital // Handbook of theory and research for sociology of Education Ed by J Richardson New York Greenwood Press, 1986, p 21

поддержания в историческом контексте развития китайского общества и государства

В параграфе 2 1 - «Система ценностей китайского общества н анализ материального благополучия в китайской философии» -

изложены важнейшие философские подходы к трактовке категории «ценность», выявлены основания системного анализа ценностей, показана оценка индивидуальной и общественной значимости материального благополучия в китайской философии, предпринята попытка реконструкции традиционной системы ценностей китайского общества и определено место, занимаемое в этой системе материальным благополучием

Природа ценностей и многомерность ценностного бытия объединяют в себя следующие основные свойства важнейший элемент ценностного бытия - волящее разумное «Я», сфера ценностного бытия человека неустранимо субъективна и ситуативна, ценностное бытие человека, при всей его ситуативности, невозможно вне предметов, процессов и событий окружающего мира, личность обладает внутренними априорными базовыми ценностными предпочтениями, а также чувством ценности как психологическим переживанием ценностей и актов ценностного выбора Элементами структуры ценностного акта выступают его конкретно-исторический субъект, непосредственные действия (рационально-волевые оценивающие и планирующие), состояния и переживания либо желания и стремления, реальные или воображаемые предметные (вещные) носители ценностей и объекты, относительно которых выносятся ценностные суждения и испытываются ценностные переживания, а также некие всеобщие природные основания ценностного поведения человека 10

Основными свойствами идеального мира ценностей выступают иерархичность, бинарность ценностных модальностей, запрет в любой культуре на инверсию ценностных полюсов, соподчинение позитивных и, соответственно, негативных ценностей, практическая направленность мира ценностей, наличие идеала, персонифицирующего высшие ценности в

10 Иванов А В , Миронов В В Университетские лекции по метафизике -М,2004

конкретном и зримом образе Все эти свойства обусловливают возможность системного анализа ценностей

Система ценностей образует фундамент всякой культуры, своеобразный геном, культурно-генетический код, в соответствии с которым культура функционирует и развивается В этом смысле система ценностей сближается с системой традиций, однако система ценностей имеет преобладающее свойство объектности, а система традиций - свойство процессуальное™ Традиция понимается в диссертации как любой элемент культурного наследия, имеющий ценность для некоторого сообщества, и бережно передаваемый от поколения к поколению

Основа системы ценностей китайского общества была сформулирована две с половиной тысячи лет назад в рамках философии конфуцианства В параграфе подробно рассматриваются социально-философские и аксиологические воззрения главных философских школ Китая, понимание ими достойных путей управления обществом и государством Особое внимание уделяется при этом оценке роли материального благополучия в жизни индивида и общества

Исходя из опыта изучения конкретных представлений китайской философии о ценностях, традиционный ценностный базис китайского общества реконструируется как система, привязанная к иерархии подмножеств универсума, каждое из которых представляет отдельную ценность природа (мироздание) - общество (обычно понимаемое как государство) - территориальная единица - семья Все звенья данной цепи имеют в своем составе главное «лицо», наделенное властью в пределах этой общности (Небо - император - чиновник - глава семьи) и подчиненных (вся Поднебесная - народ - население территории - члены семьи) Высшей ценностью на уровне каждого из подмножеств выступает следование «дао», чему подчинены такие императивы, как достижение гармонии, соблюдение меры и поддержание порядка

Внутри каждой выделенной социальной общности важны четыре ценности среднего уровня соблюдение всеми субъектами системы правил поведения - «ли», высокий моральный уровень главного лица - «дэ» (достигаемый через самосовершенствование путем самообразования «чжи» и следования долгу «и»), гуманное управление - «жэнь» (забота главного

лица о нижестоящих), а также их подчинение ему - сыновняя почтительность «сяо», братские отношения «ди», верность «синь»

Материальное благополучие - желанное состояние для всех социальных общностей По отношению к высшим ценностям и ценностям среднего уровня материальное благополучие (ценность низшего уровня) занимает подчиненное положение, являясь их следствием, но в то же время создавая базис для их реализации Поэтому материальное благополучие общности постоянно находится в поле зрения главного лица этой общности

В параграфе 2 2. раскрываются представления о ценности материального благополучия на уровне индивидуального сознания в Китае

Отмечается, что на возможности достижения материального благополучия влияет социальная структура общества и положение индивида в этой структуре. В китайском обществе долгое время существовала четкая социальная иерархия, в соответствии с которой происходило распределение материальных благ Характерно, что выражением статуса человека здесь традиционно служит тн «лицо», идентифицирующее личность человека в соответствии с двумя системами оценки «маньцзы» (престиж, достигнутый через материальный успех) и «лянь» (уважение группы по отношению к человеку с хорошей моральной репутацией) При этом материальное благополучие вторично по отношению к моральной оценке поступков индивида - если человек утратил свое материальное положение ради того, чтобы сохранить верность нравственным принципам, то окружающие считают, что он сохранил свое «лицо» Если же предпочтение отдается богатству, то это не вызывает уважения Легитимным средством достижения индивидуального материального благополучия является не удача, а личные усилия человека, соблюдение им нравственных предписаний Однако бедность и сознательное отречение от материальных благ осуждались в Китае как проявление неспособности к плодотворному труду, отсутствия стремления к духовному совершенствованию и соответствию Дао

В связи с особенностями исторического развития именно регулятивные действия государства, а не личная инициатива граждан лежали в основе материального благополучия китайского общества Система общественных

отношений сформировалась таким образом, что действия индивида были ограничены рамками семейных и клановых связей Материальное благополучие индивида всегда зависело от семьи При этом коллективный труд, направленный непосредственно на благо общества в целом, не являлся приоритетной ценностью в силу особенностей системы взаимоотношений, сформированной доминирующей религиозно -философской системой - конфуцианством Важно, что конфуцианство предписывало исполнение обязательных ритуалов, акцент в которых делался на внешнюю сторону, а не на внутренний смысл взаимоотношений Результатом этого стало построение системы взаимодействий между людьми, основанной на внешних нормах ритуала, а не на внутреннем расположении и доверии Данный аспект общественных взаимоотношений повлиял на специфическое понимание коллективизма и относительно низкую оценку коллективного труда в китайском обществе

Ведущая роль государства в формировании и регулировании социальных отношений поддерживалась почтительным отношением к власти и правителю, закрепленным в культуре Поэтому именно государство выдвигало идеи, способные объединить усилия нации для достижении материального благополучия на уровне общества В разные времена таковыми выступали тезисы о борьбе с иноземными захватчиками, уникальности китайской цивилизации и ее превосходстве над другими, теория «гармоничного общества» и др

Современный Китай успешно выполняет задачи консолидации нации, решения проблемы высокой численности населения за счет продуманной демографической политики, преодоления ограниченности внутренних ресурсов путем привлечения внешних, направленно стимулирует развитие образования и науки в стране, что уже привело к заметному улучшению материального благосостояния страны за последние годы Успех этой политики во многом обеспечен опорой на традиционные ценности и особенности мировоззрения (значимость труда в достижении материального благополучия, приоритет духовного развития над материальными потребностями и др )

Значительную роль в повышении социального статуса и уровня личного материального благополучия в Китае играло получение человеком

образования и его самосовершенствование Совершенствование понималось как преодоление биологических начал - страстей, желаний, бытовых излишеств, и направлялось в сферу этического и духовного

Концепция необходимости духовного совершенствования выполняла функцию сдерживания потребностей людей в материальных благах Эти представления также выполняли компенсаторную функцию, оправдывая невозможность достичь желаемого материального благополучия определенными социальными группами, долгое время легитимизируя социальную стратификацию, основанную на ярко выраженном экономическом неравенстве

В то же время, вторичность материального благополучия перед духовными ценностями не предполагала аскетизма и полного отречения от материальных благ, характерного для религиозно-философских идеалов западной цивилизации Альтернативой стремлению к материальному благополучию являлась целесообразность довольствования и смирения всякого индивида перед общественными интересами, что было сформировано в массовом сознании не религией, а моралью и осознанием своего долга перед обществом

В параграфе 2 3 анализируется ценностная роль материального благополучия в общественном развитии современного Китая показаны условия, повлиявшие на достижение китайским обществом существующего уровня материального благополучия, рассмотрены меры, предопределившие успехи экономических реформ, проводимых китайским государством

Говоря о ценностной роли материального благополучия в общественном развитии современного Китая, автор исходит из того, что производство материальных благ, а значит, и уровень благополучия, определяется трудовой деятельностью В Китае труд рассматривался, прежде всего, как средство поддержания ценностей высшего порядка (процветание семьи и государства), как исполнение высшего долга Так как долг связан с выполнением индивидом определенных социальных обязанностей в зависимости от его положения в обществе, то разделение обязанностей происходило в соответствии с социальной структурой общества, на основе сбалансированного сочетания принципов эгалитаризма и строгой иерархии

Согласно этим принципам различные социальные группы должны выполнять разные обязанности, что и предопределяет их материальное благополучие, при этом в пределах одной социальной страты уровень материального благополучия не должен резко отличаться

Организация трудовой деятельности и распределение ее результатов в Китае всегда зависели от государства, основным условием и средством достижения материального благополучия была соответствующая деятельность государственной власти, обеспечивающая благоденствие своих граждан В частности, конфуцианские ценности предписывали государю, следуя принципам «благородного мужа», обеспечивать благосостояние своих подданных, в том числе и тех, которые не способны делать это самостоятельно

Бурные социальные потрясения принес Китаю XX век, ставший временем интенсивного поиска новых путей развития государства и общества Новая идеология - идеология социализма по Мао Цзэдуну -предписывала иные, отличные от традиционных, принципы отношения к труду индивида Труд оказался лишен прежнего сакрального значения высшего долга, субъект труда был оторван от его результатов, утратив эффективную мотивацию Распределение материальных ресурсов не учитывало естественные принципы социальной иерархии (были принижены знания, опыт и высокая творческая квалификация образованных слоев населения)

Подобная система взглядов и ценностей была оторвана и от реальности, и от традиций Китая Поэтому в 80-е годы XX в произошла кардинальная смена социально-политического курса Руководство страны, и в первую очередь, Дэн Сяопин, приступило к реализации курса реформ Построение социалистического общества с китайской спецификой предполагает использование традиционной системы ценностей и положений китайской философии при осуществлении новой социально-экономической политики Выдвигая концепцию построения общества «Сяокан» (общество среднего достатка) как основной цели развития, государство берет на себя ответственность за обеспечение гражданам среднезажиточного уровня, при котором удовлетворяются основные потребности На это направлен ряд конкретных мер

экономического характера, таких как разрешение индивидуального предпринимательства, легитимизация частной собственности, введение новой системы оплаты труда Реформы в стране ставят своей целью достижение Китаем высокого уровня развития, воплощенного в традиционной конфуцианской идее общества «Датун» (Великое Единение) На основе анализа большого числа современных аутентичных источников, в том числе переведенных с китайского языка автором диссертации, делается вывод, что политика Китая является примером эффективного использования традиционных ценностей и достижений философской мысли для решения современных социально-экономических проблем И в ряду ценностей, наиболее важных для обеспечения устойчивого развития, значительное место занимает материальное благополучие индивида и общества Стремление индивида к достижению материального благополучия способствует активизации творческого сознания, развитию инноваций, интенсификации трудовой и организаторской деятельности Реализация этого стремления в сбалансированной системе социально-экономических отношений способствует росту материального благополучия общества в целом, что, в свою очередь, обеспечивает все более широкие возможности социальной политики в отношении гармонизации отношений в обществе и обеспечения устойчивого развития

Таким образом, материальное благополучие оказывает влияние на различные аспекты бытия мировоззрение и цели деятельности индивида, социальные настроения, формирование социальных отношений в разных сферах общества. Достижение высокого уровня материального благополучия в обществе создает основу для повышения других показателей социального и индивидуального развития, связанных с реализацией потребностей высшего уровня

В заключении подводятся общие итоги, излагаются результаты и основные выводы проведенного исследования

Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:

1. Середа A.B. Отражение представлений о материальном благополучии в религиозно-обрядовых действиях китайцев / A.B. Середа // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - № 18 (44). - СПб., 2007. - С. 232-237 (реферируемое издание).

2. Середа A.B. Материальное благополучие как фактор консолидации и стабилизации современного китайского общества в ценностном аспекте / A.B. Середа // Вестник БГУ. Философия, социология, политология, культурология. - Вып. 11. - Улан-Удэ, 2007. -С. 70-75 (реферируемое издание).

3 Середа А В Борьба, конкуренция, состязательность в китайской общественной мысли / AB Середа // Молодая наука Забайкалья Аспирантский сборник - Чита изд-во ЗабПТУ, 2005 - С 67-72

4 Середа А В Сложности оценки качества жизни в современном Китае Субъективная самооценка благополучия / А В Середа // Молодая наука Забайкалья Аспирантский сборник - Чита изд-во ЗабГПУ, 2006 -С 137-143

5 Середа А В Линвокультурологическое содержание понятий «богатство», «благосостояние», «благополучие» в китайском языке / А В Середа // Лингвистическое образование в контексте XXI века материалы научно-практической конференции - Чита ЧитГУ - 2006 -С 117-127

6 Середа А В Общее в проблемах оценки материального благосостояния в России и Китае / AB Середа // Тезисы докладов и выступлений на Всероссийском социологическом конгрессе «Глобализация и социальные изменения в современной России» в 16 т - М Альфа-М, 2006 - Т 15 Социальная стратификация Социология конфликта Тендерная социология — С 48-51

7 Середа AB Новые представления о структуре современного китайского общества и эволюция понятия «сяокан» / AB Середа // Действующая структура проблемы формирования гуманитарной среды научный альманах - Вып 2 - Ч 2 // Приложение к вестнику 30 АГН «Гуманитарный вектор» - Чита Восточно-консалтинговое агентство «Ариадна-NT», 2005 -С 185-190

8 Середа AB Задача построения общества «сяокан» и проблемы оценки качества жизни в КНР / А В Середа // Общественный идеал прошлое, настоящее и будущее материалы научно-практической конференции.-Чита ЗабГГПУ-2006 - С 57-62

Подписано в печать 25 01 2010 Формат 60x90/16 Бумага офсетная Способ печати оперативный Уел печ л 1,3 Уч-изд л 1,3 Заказ №01510 Тираж 100 экз

Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им Н Г Чернышевского 672007 г Чита, ул Бабушкина, 129

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Середа, Алексей Валентинович

ВВЕДЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ.И

§1.1. Развитие концепций материального благополучия в истории западной общественной мысли.

§ 1.2. Современные социально-философские направления анализа материального благополучия.

§ 1.3. Социоприродные условия формирования материального благополучия.

ГЛАВА 2. РОЛЬ МАТЕРИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ КИТАЯ.

§2.1. Система ценностей китайского общества и анализ материального благополучия в китайской философии.

§ 2.2. Представления о ценности материального благополучия на уровне индивидуального сознания.

§ 2.3. Ценностная роль материального благополучия в общественном развитии современного Китая.

 

Введение диссертации2010 год, автореферат по философии, Середа, Алексей Валентинович

Актуальность темы исследования. В последние годы, в условиях мировой глобализации и интеграции, в китайском и в российском обществах происходят кардинальные изменения, затрагивающие все сферы жизни общества: проводятся экономические реформы, меняются законы, развивается предпринимательство. С сожалением приходится признать, что темпы позитивных преобразований в Китае заметно выше. Впечатляющая динамика роста китайской экономики на фоне политической стабильности требует от российских ученых внимательного изучения китайского опыта, выявления общекультурных предпосылок и оптимальных путей ускорения экономического роста и общественного развития.

Ситуация переходного периода сопровождается серьезной переоценкой ценностей, жизненных приоритетов. Значительные трансформации в экономике и культуре обеих стран неоднозначно влияют на образ жизни и уровень материального благополучия населения, вызывая имущественное расслоение и социальные противоречия. То, что было недопустимо в социалистическом обществе, становится приемлемым и порой даже престижным в новых условиях. Это порождает проблемы определения границ нравственных трансформаций по отношению к устойчивым ценностям общества. В данном контексте представляется важным исследовать социальный феномен материального благополучия, его место среди общественно значимых ценностей, обращаясь к трудам западных и китайских ученых, посвященным данной проблематике.

Материальное благополучие имеет отношение ко многим процессам в жизни человека и общества, поэтому его научное осмысление требует междисциплинарных исследований. Социально-философский анализ материального благополучия, учитывающий данные разных наук, позволяет выявить его качественное своеобразие, сформировать обобщенное научное представление о нём, в том числе и в ценностном аспекте.

Рассмотрение материального благополучия применительно к китайскому обществу требует изучения и систематизации исторически сложившейся уникальной комбинации объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на материальное благополучие индивида и общества.

Понимание особенностей отношения к материальному благополучию в Китае может быть полезным для развития и углубления межкультурного диалога, расширения контактов в самых разных областях: в сфере межправительственного сотрудничества между двумя странами на уровне центра и регионов, в деловых контактах, в области культурного и образовательного обмена и т.д.

Степень научной разработанности проблемы.

В истории западной социально-философской мысли категория материального благополучия рассматривалась как аспект общего благополучия в структуре человеческого бытия в трудах Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, JI. Фейербаха, и др. 1

Зависимость материального благополучия от общественного блага и государственного устройства изучали Платон, Аристотель, Н. Макиавелли и -> др."

Материальное благополучие в контексте экономических процессов и категорий исследовалось в трудах Т. Мальтуса, А. Смита, К. Маркса и др.3 Позднее данная проблематика нашла отражение у Д. Белла, У. Ростоу, Э. Тоффлера и других ученых, рассматривавших также политические, культурологические, футурологические стороны материального благополучия.

Материальное благополучие в аспекте удовлетворения потребностей разного уровня рассматривалось М. Вебером, Э. Фроммом, А. Маслоу, Ж. Бодрийяром и др.4

Тема общественного и индивидуального благополучия всегда находилась в поле зрения китайской социальной философии, в связи с чем у многих мыслителей — от Конфуция до современности — ценностный аспект материального благополучия интерпретировался в контексте исследования природы человека. Начиная с конца XIX века, вопросы материального благополучия рассматривались в русле идей противостояния западной и восточной культур,

1 Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре: Трактаты. - М., 2000; Кант И. Основы метафизики нравственности; Критика практического разума; Метафизика нравов. - М., 2005; Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М., 1990; Фейербах Л. Избранные философские произведения. - М., 1955.

2 Платон. Государство / Собр. соч. в 3 т. - М., 1971; Макиавелли Н. Государь: пер. с итал. Г.Д. Муравьевой. - М., 2006.

3 Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения. - Петрозаводск, 1993; Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народа (отдельные главы). - Петрозаводск, 1993; Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. - М., 2000.

4 Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий / Избранное. Образ общества. — М., 1994; Фромм Э. Иметь или быть. - М., 2000; Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб., китаизации элементов западной культуры и некоторых других концепций, что связано с именами Кан Ювэя, Лян Цичао, Лян Шумина, Фэн Юланя, Ху ТТТи и ДР-5

В наше время проблема материального благополучия исследуется в Китае в ценностном контексте, в том числе и в связи с процессами модернизации и глобализации, такими авторами, как Дин Чжиган, Сяо Вэйпин, Гао Дуань-цюань, Ду Вэймин, Ван Мэн, Лю Фантун и др. Социологические аспекты материального благополучия во взаимосвязи с социально-политическими целями реформирования Китая затронуты в исследованиях Ван Мэнкуя, Jly Сюэи, Ян Гунфа 6 и др.

Среди трудов отечественных авторов нужно отметить как обращенные к проблемам потребностей и социально-значимых ценностей общетеоретические социально-философские труды А.Г. Здравомыслова, А.К. Уледова, А.В. Мялкина и др., так и ценные для решения задач данного исследования исторические, философские и культурологические труды китаеведов: Л.С. Васильева, В.Г. Бурова, А.И. Кобзева, В.В. Малявина, О.Н. Борох, М.Л. Тита-ренко и др. В аксиологическом контексте сведения о месте материального благополучия в системе ценностей китайского общества можно почерпнуть из работ Н.А. Абрамовой, М.Л. Доржиевой, B.C. Морозовой, К.М. Тертицкого, В.М. Феоктистова7.

Несмотря на значительное количество исследований, посвященных ценностной проблематике применительно к китайской традиционной культуре и современной общественной ситуации, проблема места материального благополучия в системе ценностных представлений и его роли в развитии китайского общества не получила еще должного освещения в философской лите

1999; Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. - М., 2006.

5 См: Цверианашвили А.Г. Культурологические воззрения Лян Шумина. - М., 1990; Фельбер Р. Учение Кан Ювэя о мире Да-тун - теория утопического коммунизма или положительный идеал либеральных реформаторов? / Общественно-политическая мысль в Китае (конец XIX- начало XX в.) - М., 1988; Ху Ши. Вэньцунь саньцзи (Собрание избранных сочршений). - Тайбэй, 1953. - кит.яз.

6 Tu Wei-ming. Humanity and self cultivation: Essays in Confucian thought. Berkeley, 1979; Fangtong Liu & others. Introduction to articles collection "The Bases of Values in a Time of Change: Chinese and Western", 1999; Хэсе шэхуэй: лилунь юй цзинъянь (Гармоничное общество. Теория и опыт) / под редакцией Се У. - Бэйцзин, 2006 - кит. яз.

7 Абрамова Н. А. Традиционная культура Китая и межкультурное взаимодействие (социально-философский аспект). — Чита, 1998; Тертицкий К.М. Китайцы: традиционные ратуре. В связи с социальными трансформационными процессами на фоне нарастающих тенденций вестернизации и глобализации существует потребность комплексного исследования данной темы. Кроме того, в целях более адекватного и системного понимания структуры социально-значимых ценностей китайского общества представляется необходимой дальнейшая конкретизация материального благополучия как социально-философской категории.

Отсутствие в научной литературе целостного представления о материальном благополучии и его связях с другими ценностями китайского общества в вариативном контексте конкретно-исторического процесса, предопределило формулировку объекта, предмета и цели настоящего исследования.

В качестве объекта исследования выступает материальное благополучие как социальный феномен в многообразии его свойств и отношений.

Предметом исследования выступает ценностная значимость материального благополучия в жизнедеятельности индивида и в общественном развитии.

Цель диссертационного исследования состоит в выявлении сущностных свойств материального благополучия и его места в системе ценностей китайского общества.

Реализация цели обусловила постановку и решение следующих задач:

- выявить и проанализировать основные теоретические подходы к рассмотрению материального благополучия в истории западной общественной мысли;

- уточнить содержание понятия «материальное благополучие» на основе рассмотрения современных социально-философских представлений о нем;

- осуществить системный анализ социоприродных условий, наиболее значимых для достижения материального благополучия и раскрыть их содержание применительно к Китаю;

- на основе достижений современной аксиологии реконструировать традиционную систему ценностей Китая и определить место материального благополучия в ней; ценности в современном мире. - М., 1994.

- систематизировать представления о ценности материального благополучия на уровне индивидуального сознания;

- определить ценностную роль материального благополучия в общественном и государственном развитии Китая.

Гипотеза исследования состоит в том, что материальное благополучие, вопреки своей кажущейся приземлённости, задает горизонты жизненного мира человека, выступает необходимым (хотя и не достаточным) условием духовного развития, основой для формирования общественного статуса личности и группы, гарантией личностного самоопределения, средством гармонизации социальных отношений. Поэтому стремление государства повысить уровень материального благополучия людей приводит не только к экономическому росту, но и к всестороннему прогрессу общества.

Теоретико-методологическую основу исследования представляют фундаментальные труды зарубежных и отечественных классиков социальной философии, истории, культурологии и синологии, а также современных исследователей, раскрывающие основные подходы к изучению материального благополучия.

Диссертант опирался на данные информационно-аналитических сборников Института Дальнего Востока РАН, Института Научной Информации по Общественным Наукам РАН и зарубежных организаций, официальные директивные документы КНР, материалы российских и китайских средств массовой информации и научных сайтов.

Исследование основывается на общенаучных принципах познания общественных явлений: историзма, объективности, детерминизма, систематизации, аналогии и сравнения, индукции и дедукции, предполагающих системное изучение условий достижения материального благополучия.

Логика исследования определяется диалектико-материалистическим методом познания, рассматривающим общественные явления в их взаимосвязи и развитии; конкретно-историческим подходом; концепцией о развитии сложных социальных систем.

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации:

- выявлены и систематизированы основные подходы к анализу материального благополучия в истории западной общественной мысли;

- уточнено понятие «материальное благополучие», определены его сущностные свойства;

- предложена классификация основных социоприродных факторов, влияющих на достижение материального благополучия, выявлена их специфика в условиях китайской цивилизации;

- с использованием средств и методов современной аксиологии реконструирована традиционная система ценностей Китая и определено место материального благополучия в ней;

- показано место материального благополучия в системе индивидуальных ценностных представлений;

- на основе анализа работ современных авторов, в том числе самостоятельно переведенных диссертантом с китайского и английского языков, определена ценностная роль материального благополучия в общественном и государственном развитии Китая.

Основные положения, выносимые на защиту:

- в определении и оценке материального благополучия в истории западной философии можно выделить принципиально разные подходы: политико-ориентированный, аскетический, гедонистический, разумно-эгоистический, марксистский и др.;

- материальное благополучие понимается как обладание определённым набором благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей и реализацию жизненного потенциала социального субъекта, как комплексная позитивная характеристика его жизнедеятельности;

- сущностные свойства материального благополучия заключаются в его общественном и деятельностном характере, конкретно-исторической специфике, изоморфности по отношению к системе ценностей, интересов и потребностей субъекта, функциональной многоуровневости и структурной многокомпонентности;

- к основным факторам достижения материального благополучия и формирования представлений о нём в обществе можно отнести природные и социальные, внешние и внутренние, общественные и индивидуальные, а также модальные и релятивные факторы, обладающие яркой спецификой в условиях существования китайской цивилизации;

- иерархичность, бинарность, соподчиненность и другие сущностные свойства ценностей предопределяют возможность системного подхода к их изучению, на основе чего традиционная многоуровневая система ценностей Китая может быть сопоставлена с общественной иерархией и конфуцианскими императивами, а материальное благополучие выступает на каждом её уровне как следствие и условие успешного функционирования;

- в ряду индивидуальных ценностных представлений материальное благополучие воплощается в единстве личного и общественного, являясь производной статуса индивида и иерархии социума, следствием личных усилий и условием восходящей социальной мобильности; в отношении китайского общества такие представления остаются глубоко детерминированными общественными факторами и культурными приоритетами;

- материальное благополучие в общественном и государственном развитии Китая выступает итогом сбалансированного сочетания традиционных принципов построения отношений (эгалитаризма и строгой иерархии, продуманной организации трудовой деятельности народа и распределения её результатов) с современными мерами руководства страны, направленными на поощрение трудовой активности и всестороннего личностного развития, что обеспечивает высокую эффективность решения социально-экономических проблем.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Содержащиеся в диссертации теоретические выводы и фактические материалы обогащают и расширяют представления, имеющиеся в российской науке относительно материального благополучия как социального явления, вносят вклад в изучение истории и культуры Китая. Полученные результаты могут быть продуктивно использованы в дальнейших научных исследованиях по ряду проблем социальной философии, аксиологии, культурологии, экономики и китаеведения, а также при подготовке программ различных курсов для специальностей «культурология», «философия» и «регионоведение». Результаты работы могут представлять интерес для создания энциклопедических и справочных изданий страноведческого и философского характера. В практическом отношении выводы исследования, обогащая знания о китайской культуре в широком её понимании, могут способствовать оптимизации развивающихся отношений с КНР.

Апробация результатов исследования. По результатам исследования опубликовано 8 статей (в том числе 2 в реферируемых изданиях), основные положения работы излагались автором в ходе участия во Всероссийском социологическом конгрессе «Глобализация и социальные изменения в современной России», региональных научно-практической конференциях «Общественный идеал: прошлое, настоящее и будущее» и «Лингвистическое образование в контексте XXI века», внутривузовских научных конференциях и получили одобрение специалистов.

Структура диссертации обусловлена характером работы и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Материальное благополучие и его роль в системе ценностей китайского общества"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Материальное благополучие, как важнейшая цель жизнедеятельности личности и общества, всегда было предметом внимания социальной философии и других научных дисциплин. В разных концепциях материальное благополучие получало как позитивную, так и негативную оценку его политической, экономической, аксиологической, этической значимости. Социальная философия рассматривает материальное благополучие с точки зрения наиболее общих законов развития общества. Основой понятия материального благополучия выступает благо как нечто имеющее свойство полезности, предмет удовлетворения человеческих потребностей, стремления его чувственности или духа. Различение материальных и духовных благ влечет за собой разделение материального и духовного благополучия. Однако особенности человеческой природы, предполагающей наличие духовного компонента в любом материальном благе, делает противопоставление материального и духовного благополучия отчасти условным.

Материальное благополучие в диссертации понимается как обладание определённым набором благ, не только обеспечивающим удовлетворение витальных потребностей, но и создающим необходимые (хотя и не всегда достаточные) возможности для духовного развития личности или социальной группы, целостной реализации их жизненного потенциала. Тем самым материальное благополучие выступает как позитивная комплексная характеристика жизнедеятельности социального субъекта.

Материальное благополучие коррелирует с человеческими потребностями, которые выстраиваются в конкретно-исторические иерархии и неуклонно возрастают в ходе развития общества. Кроме того, материальное благополучие отвечает общественным и личным интересам индивида, вовлеченного в многообразные общественные отношения в экономической, политической, социальной, и духовной сферах общества.

Среди общественных отношений, влияющих на материальное благополучие, особое место занимают отношения распределения, варьирующиеся в различных социальных системах и по-разному оцениваемые разными мысли

163 телями. В связи с этим в диссертации анализируются отношения распределения в сословно-кастовых и классовых обществах, концепции мальтузианства, уравнительного распределения, распределения по труду и др.

Методологическую сложность при социально-философском анализе материального благополучия создает необходимость учета широкого круга явлений: разнообразных природных факторов, этнических традиций, нравственных императивов, - вплоть до социально-политических доктрин, взятых на вооружение лидерами той или иной эпохи при осуществлении экономических преобразований. Все эти явления нашли отражение в нашей работе. Особенностью диссертации является то, что материальное благополучие рассматривается здесь не только в теоретическом, социально-философском плане, но и конкретизируется применительно к реалиям одной из древнейших мировых цивилизаций — китайской.

Особое внимание в диссертации уделено ценностному анализу материального благополучия. При реконструкции традиционной системы ценностей китайского общества учитывалось, что основными свойствами идеального мира ценностей выступают: иерархичность, бинарность ценностных модальностей, запрет на инверсию ценностных полюсов, соподчинение позитивных и соответственно негативных ценностей, практическая направленность мира ценностей, наличие идеала, персонифицирующего высшие ценности в конкретном и зримом образе. Все эти свойства обусловливают возможность системного анализа ценностей.

Система ценностей образует фундамент всякой культуры, своеобразный геном, культурно-генетический код, в соответствии с которым культура функционирует и развивается. В этом смысле система ценностей сближается с системой традиций, однако система ценностей имеет преобладающее свойство объектности, а система традиций - свойство процессуальное™.

Система ценностей китайского общества реконструируется в диссертации на основе анализа социально-философских и аксиологических воззрений главных философских школ Китая, понимания ими достойных путей управления обществом и государством, особое внимание уделяется их оценке роли материального благополучия в жизни индивида и общества. Исходя из этого

164 анализа, показана возможность понимания традиционной системы ценностей китайского общества как системы, привязанной к иерархии подмножеств универсума, каждое из которых представляет отдельную ценность в Китае. Эти подмножества: природа (мироздание) - общество (обычно понимаемое в китайской философии как государство) - территориальная единица — семья. Все звенья данной цепи имеют в своем составе главное «лицо», наделенное властью в пределах этой общности (Небо - император - чиновник - глава семьи) и подчиненных (вся Поднебесная, народ, население территории, члены семьи). Высшей ценностью на уровне каждого из подмножеств выступает следование Дао, чему подчинены такие императивы, как достижение гармонии, соблюдение меры и поддержание порядка.

Внутри каждой выделенной социальной общности важны четыре ценности среднего уровня: соблюдение всеми субъектами системы правил поведения «ли», высокий моральный уровень - «дэ» - главного лица (достигаемый через самосовершенствование путем самообразования «чжи» и следования долгу «и»), гуманное управление - «жэнь» (забота главного лица о нижестоящих), а также их подчинение ему (сыновняя почтительность «сяо», отношения братства «ди», верность «синь»).

Материальное благополучие — желанное состояние для всех социальных общностей. По отношению к высшим ценностям и ценностям среднего уровня материальное благополучие (ценность низшего уровня) занимает подчиненное положение, являясь их следствием. В то же время материальное благополучие создаёт необходимый базис для реализации ценностей высшего порядка. Поэтому материальное благополучие общности постоянно находится в поле зрения главного лица каждой общности.

В диссертации проводится также краткий лингвокультурологический анализ словознаков китайского языка, используемых для передачи смысла «материальное благополучие». В китайском языке существует устойчивое сочетание с комплексным значением благополучия, состоящее из корней, имеющих следующий смысл: «богатство (обилие)», «достаток (достаточность)», «спокойствие (стабильность, отсутствие неприятностей и опасностей)», «здоровье (способность к гармоничному функционированию)». Еще одно сочетание, характеризующее благополучие, объединяет покой и радость. Такое представление о материальном благополучии соответствует доминирующей в китайском мировоззрении идее необходимости достижения в мире общей гармонии и спокойствия.

Материальное благополучие в ценностном аспекте рассматривается в диссертации на уровне индивидуального и общественного сознания.

Отмечается, что на возможности достижения материального благополучия влияет социальное положение человека и социальная структура общества. В китайском обществе долгое время существовала чёткая иерархия, в соответствии с которой распределялись материальные блага. Выражением статуса человека служит т.н. «лицо», идентифицирующее личность человека в соответствии с двумя системами оценки: «маньцзы» (престиж, достигнутый через материальный успех) и «лянь» (уважение группы по отношению к человеку с хорошей моральной репутацией). При этом материальное благополучие вторично по отношению к моральной оценке поступков индивида: если человек утратил своё материальное положение ради того, чтобы сохранить верность нравственным принципам, то окружающие считают, что он сохранил своё «лицо». В случае же, если предпочтение отдаётся богатству, то это не вызывает уважения. При этом, легитимным средством достижения индивидуального материального благополучия является не удача, а личные усилия человека, соблюдение им нравственных предписаний. Однако бедность и сознательное отречение от материальных благ традиционно не одобрялось в Китае, как проявление неспособности к плодотворному труду, отсутствия стремления к духовному совершенствования и соответствию Дао.

В связи с особенностями исторического развития именно государство, а не личная инициатива граждан составляло основу материального благополуI чия китайского общества. Система общественных отношений сформировалась таким образом, что действия индивида были ограничены рамками семейных и клановых связей. Материальное благополучие индивида всегда очень зависело от семьи.

В Китае традиционно была велика регулятивная роль государства. Такое положение поддерживалось почтительным отношением к власти и правителю, закрепленным в культуре. Поэтому именно государство выдвигало идеи, способные консолидировать нацию в достижении материального благополучия на уровне общества. Таковыми являлись в разные времена идеи о борьбе с иноземными захватчиками, об уникальности китайской цивилизации и превосходстве над всеми другими, теория «гармоничного общества».

Современный Китай успешно выполняет задачи консолидации нации, решения проблемы высокой численности населения за счёт продуманной демографической политики, преодоления ограниченности внутренних ресурсов путем привлечения внешних, стимулирует развитие образования и науки, что уже привело, в конечном итоге, к улучшению материального благосостояния страны в последние годы. Успех этой политики во многом обеспечен опорой на особенности мировоззрения и традиционные ценности (значение труда в достижении материального благополучия, приоритет духовного развития над материальными потребностями).

Значительную роль в повышении статуса и увеличении материального благополучия в Китае играло получение человеком образования и его самосовершенствование. Совершенствование человека заключалось в преодолении биологических начал — страстей, желаний, бытовых излишеств, и направлялось в сферу этического и духовного.

Концепция необходимости духовного совершенствования выполняла функцию сдерживания потребностей людей в материальных благах и компенсаторную функцию, оправдывая невозможность достичь желаемого материального благополучия всеми социальными группами и легитимизируя социальную стратификацию, основанную на ярко выраженном экономическом неравенстве.

В то же время, вторичность материального благополучия перед духовными ценностями не предполагала аскетизма и полного отречения от материальных благ, считавшегося идеалом в религии западных стран. Альтерна

167 тивой стремления к материальному благополучию являлась целесообразность довольствования и смирения каждого индивида перед общественными интересами, что было сформировано в массовом сознании не религией, а моралью, требовавшей осознания и выполнения своего долга перед обществом.

Говоря о ценностной роли материального благополучия в общественном развитии современного Китая, следует еще раз подчеркнуть, что производство материальных благ, а значит, и уровень благополучия, определяется трудовой деятельностью. В Китае труд рассматривался, прежде всего, как средство поддержания ценностей высшего порядка (процветание семьи и государства), как исполнение высшего долга. Так как долг связан с выполнением индивидом определённых социальных обязанностей в зависимости от его положения в обществе, то разделение их происходило в соответствии с социальной структурой общества на основе сбалансированного сочетания принципов эгалитаризма и строгой иерархии. Согласно этим принципам различные социальные группы должны выполнять разные обязанности, что и определяет их материальное благополучие, при этом в пределах одной социальной страты уровень материального благополучия не должен сильно отличаться.

Организация трудовой деятельности и распределение её результатов в Китае зависели от государства. Основным средством достижения материального благополучия была государственная власть, обеспечивающая благоденствие своих граждан. В частности, конфуцианские ценности предписывали государю следовать принципам «благородного мужа», обеспечивать благосостояние своих подданных, в том числе и тех, которые не способны делать это самостоятельно.

XX век в Китае был веком бурных социальных потрясений, веком поиска новых путей исторического развития. Новые идеологии нового общества предписывали иные принципы отношения к труду, пересматривая его значение в обществе. Труд был лишён прежнего сакрального значения высшего долга, субъект труда был оторван от его результатов, была утрачена мотивация к эффективному труду. Распределение материальных ресурсов не учитывало естественные принципы социальной иерархии (были принижены знания, опыт и высокая творческая квалификация образованных слоев населения).

Подобная система взглядов и ценностей была оторвана и от реальности, и от традиций Китая. Поэтому в 80-е годы XX в. произошла кардинальная смена социально-политического курса. Руководство страны, и, в первую очередь, Дэн Сяопин, разработало программу реформирования и приступило к её осуществлению. Построение социалистического общества с китайской спецификой предполагает использование традиционной системы ценностей и положений китайской философии при осуществлении новой экономической политики. Выдвигая концепцию построения общества Сяокан (Общество среднего достатка) как основной цели, государство берет на себя ответственность за обеспечение гражданам среднезажиточного уровня, при котором удовлетворяются основные потребности. На это направлен ряд конкретных мер экономического характера, таких как разрешение на ведение индивидуального предпринимательства, легитимизация частной собственности, введение новой системы оплаты труда. Реформы в стране ставят своей целью достижение Китаем высокого уровня развития, становление общества, воплощенного в традиционном философском представлении «Датун» (Великое Единение).

На основе анализа большого числа современных аутентичных источников, в том числе переведенных с китайского языка автором диссертации, делается вывод, что политика Китая является примером эффективного использования традиционных ценностей и достижений философской мысли для решения социально-экономических проблем. В ряду важнейших для обеспечения устойчивого развития китайского общества ценностей значительное место занимает материальное благополучие индивида и общества. Стремление индивида к достижению материального благополучия способствует активизации творческого сознания и трудовой деятельности, развитию инноваций. Рост материального благополучия общества в целом обеспечивает широкие возможности социальной политики по гармонизации отношений в обществе, обеспечению устойчивого развития. Благополучный и процветающий Китай сможет на новой основе строить международные отношения, поэтому роль материального благополучия нации прямо подчеркивается политиками и учеными, занимающимися выработкой внешнеполитической стратегии государства.

Дальнейшее развитие исследований видится автором в направлении сопоставления материального и духовного благополучия личности и общества, а также кросскультурного анализа особенностей достижения материального благополучия в странах Запада и Востока.

 

Список научной литературыСереда, Алексей Валентинович, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Источники на русском языке:

2. Абрамова, Н. А. Политическая культура Китая: Традиции и современность Текст. / Н.А. Абрамова. Улан-Удэ, 2002. - 333 с.

3. Абрамова, Н. А. Традиционная культура Китая и межкультурное взаимодействие (социально-философский аспект) Текст. / Н.А. Абрамова -Чита: ЧитГТУ, 1998. 258 с.

4. Абрамова, Н.А. Конфуцианский рационализм как духовный ресурс ци-вилизационного развития Текст. / Н.А. Абрамова. Чита: ЧитГУ, 2005. -213 с.

5. Антология кинизма. Фрагменты сочинений кинических мыслителей Текст. М.: Наука, 1984. - 400 с.

6. Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского средневековья Текст. / ред. С.С. Неретина // Собр.соч.: в 2 т. СПб: Питер, 2001.-Т.1.-539 с.

7. Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения Текст. / С.В. Перевезенцев и др. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 448 с.

8. Анучин, В.А. Географический фактор в развитии общества Текст. / В.А. Анучин. М.: Мысль, 1982. - 334 с.

9. Апресян, Ю.Д. Избранные труды Текст.: в 2 т. / Ю.Д. Апресян. М., 1995.-Т.1 -263 с.

10. Аргайл, М. Психология счастья Текст.: пер. с англ., общ. ред. и вступ. статья М.В. Кларина / М. Аргайл. СПб.: Питер, 2003 г. - 272 с.

11. Аристотель. Политика Текст. / Аристотель // Собр. соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1983.-Т.4.-830 с.

12. Афанасенко, Е. Особенности этнического самосознания современных китайцев Электронный ресурс. / Е. Афанасенко. — Режим доступа: http://rl-online.ru/articles/l-04.html

13. Барахта, Б. Китайский «рыночный социализм» — что это такое? Текст. / Б. Барахта // Деловой мир. 1993. - №8. - С. 5-10.

14. Барулин, B.C. Соотношение материального и идеального в обществе Текст. / B.C. Барулин // Методологические аспекты проблемы. М.: Политиздат, 1977. - 143 с.

15. Барулин, B.C. Социальная философия Текст. / B.C. Барулин. — М.: Фаир-Пресс, 2000. 560 с.

16. Белоусов, С.Р. Конфуцианство и модернизация Китая Текст. / С.Р. Белоусов // Проблемы Дальнего Востока. — 1989. № 5. - С. 108.

17. Бергер, Я. XVI съезд КПК и стратегия социально-экономического развития Китая Текст. / Я. Бергер // Проблемы Дальнего Востока. 2003. -№2.-С. 29-51.

18. Бодрийяр, Ж. К критике политической экономии знака Текст. / Ж. Бодрийяр. -М.: Академический проект, 2007. 366 с.

19. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры Текст. / Ж. Бодрийяр. М.: Культурная революция, Республика, 2006. - 269 с.

20. Бондарев, В.Г. Детерминизм: система и развитие Текст. / В.Г. Бондарев, Т.С. Васильева, П.А. Водопьянова. Минск: Наука и техника, 1985. -261 с.

21. Борох, О.Н. Скромное обаяние Китая Текст. / О. Н. Борох, А. Ломанов // Pro et Contra. 2007. - Т. 11. - № 6. - С. 41-60.

22. Буров, В.Г. Современная китайская философия Текст. / В.Г. Буров. -М.: Наука. ГРВЛ, 1980. 311 с.

23. Бычкова, Т.А. Культура традиционных обществ Китая и Японии Текст. / Т.А. Бычкова. Томск: Изд-во Томского университета, 2002. - 63 с.

24. Ван, Мэн. Волна глобализации и строительство культурной державы Текст.: пер. с кит. С. Торопцева / Ван Мэн // Проблемы Дальнего Востока. 2004. - № 2. - С. 168-171.

25. Васильев, Л.С. Культы, религии, традиции в Китае Текст. / Л.С. Васильев. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. -488 с.

26. Васильев, Л.С. Проблемы генезиса китайского государства (Формирование основ социальной структуры и политической администрации) Текст. / Л.С. Васильев. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1983. - 326 с.

27. Васильев, JI.C. Проблемы генезиса китайской мысли: Формирование основ мировоззрения и менталитета Текст. / JI.C. Васильев. -М.: Наука, 1989.-309 с.

28. Васильев, JI.C. Этика и ритуал в трактате «Ли Цзи» Текст. / JI.C. Васильев // Этика и ритуал в традиционном Китае. М.: Наука. ГРВЛ, 1983. -331 с.

29. Вебер, М. Основные понятия стратификации Текст. / М. Вебер // Социологические исследования. 1994. — № 5. — С. 147-156.

30. Вебер, М. Хозяйственная этика мировых религий Текст. / М. Вебер // Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. - 704 с.

31. Виноградов, А. Государственно-политические «коды» Востока и Запада Электронный ресурс. / А. Виноградов. Режим доступа: http://www.intertrends.ru/tenth/OQ 1 .htm

32. Владимиров, О.Е. Эволюция политики и идеологии маоизма в 70-х -начале 80-х гг. Текст. / О.Е. Владимиров, М.А. Ильин. М.: Международные отношения, 1980. — 326 с.

33. Воркачев, С. Г. Концепт счастья: понятийный и образный компоненты Текст. / С.Г. Воркачев // Известия РАН. Серия лит-ры и языка. 2001. — Т. 60.-№6.-С. 47-58.

34. Всемирная энциклопедия: Философия / главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. М.: ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. -1312 с.

35. Вэнь, Фэнцяо. Ван Мэн и третий выбор «модернизации» китайской литературы XX века Текст. / Вэнь Фэнцяо. // Ван Мэн в контексте современной китайской литературы: сборник. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2004. - 194 с.

36. Галенович, Ю.М. Китайское чудо или китайский тупик? Текст. / Ю.М. Галенович. М.: Муравей, 2002. - 144 с.

37. Галенович, Ю.М. Наказы Цзян Цзэминя: принципы внешней и обороной политики современного Китая Текст. / Ю.М. Галенович. М.: Муравей, 2003.-335 с.

38. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос Текст. / Г.Д. Гачев. — М.: Изд. Группа «Прогресс»-«Культура», 1995. — 480 с.

39. Гегель, Г.В.Ф. Философия права Текст. / Г.В.Ф. Гегель. М., 1990. -524 с.

40. Горяина, Ю.П. Специфика «внутреннего» и «внешнего» образа Китая в начале XXI в. Текст. / Ю.П. Горяина // Проблемы Дальнего Востока. -2009.-№2.-С. 25-38.

41. Григорьян, Т.Г. Материальное производство — основа общественного развития Текст. / Т.Г. Григорьян. М.: Изд-во Московского университета, 1971.- 176 с.

42. Громов, И.А. История социологии. Лекция № 4: Социал-дарвинизм в социологии США Электронный ресурс. / И.А. Громов. Режим доступа: http://herzenfsn.narod.ru/leksion/historyofsoc/

43. Де Грааф, Дж. Потреблятство: болезнь, угрожающая миру Текст.: пер с англ. / Джон де Грааф и др. Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005. -392 с.

44. Делюсин, Л. Китай в поисках путей развития Текст. / Л. Делюсин. М.: Муравей, 2004. - 448 с.

45. Делюсин, Л.П. Дэн Сяопин и теория социалистической модернизации Текст. / Л.П. Делюсин // Проблемы Дальнего Востока. 1994. - № 5. -С.45-60.

46. Делюсин, Л.П. Реформы в Китае: проблемы и противоречия Текст. / Л.П. Делюсин // Мировая экономика и международные отношения. -1990. № 9. - С.25-35.

47. Делюсин, Л.П. «Китайский капитализм» или «социализм с китайской спецификой»? Текст. / Л.П. Делюсин // Свободная мысль. — 1993. -№ 12.-С. 52-66.

48. Добреньков, В.И. Социология: Социальная структура и стратификация Текст. / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко // в 3 т. Т.2. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 536 с.

49. Доржиева, М.Л. Особенности трансформации системы духовных ценностей в сфере морально-этических представлений в современном китайском обществе Текст.: Дис. . канд. филос. наук: 09.10.06/ М.Л. Доржиева. Иркутск, 2006. - 150 с.

50. Древнекитайская философия Текст.: в 2 т. / ред. Ян Хин-Шун. — М.: Принт, 1994.50