автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Философия логики Э. Гуссерля. Критический анализ
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Норкус, Зянонас Броневич
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Философские проблемы логики и генезис феноменологической философии. II
§1. Критический анализ психологистической интерпретации логико-математического знания в работах раннего Гуссерля . II
§2. "Чистая логика" и ее "феноменологическое проис- ' хождение" . . . ;.
§3. Проблемы логической семантики в гуссерлевской философии сознания
ГЛАВА II. Логика и математика в свете трансцендентальной феноменологии
§1. "Генеалогия логики" в тупике априоризма
§2. Телеология познания и структура логико-математического. знания.
§3. Феноменологическая философия логики и проблема идеала научной рациональности
Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Норкус, Зянонас Броневич
Последние годы ознаменовались резким обострением борьбы двух главных социальных сил современности, в том числе и на идеологическом фронте: "идет напряженная, поистине глобальная борьт ба двух идеологий". В этих условиях важное значение имеет углубленный критический анализ концепций ведущих представителей современной буржуазной философии, представляющей собой идейную и методологическую основу буржуазной пропаганды, идеологии антикоммунизма и ревизионизма.
К числу крупнейших представителей буржуазной философии XX века, определивших ее облик, относится Эдмунд Гуссерль (18591938), основатель влиятельного феноменологического течения современной буржуазной философии. Институционально оно представлено многочисленными феноменологическими обществами, центрами, архивами по исследованию и изданию его рукописного наследства, несколькими периодическими изданиями. Объявлялось о предстоящем учреждении журнала, специально посвященного историко-философским исследованиям гуссерлевской философии (Husseri-StuAas). В основном этой задаче служит и приближающаяся к сотне томов серия монографий РК^логпшоЦеся. В целом масштабы критической и истори-ко-комментаторской литературы о Гуссерле колоссальны: в подготавливаемый к изданию 2-ой том "Документов Гуссерлианы" войдет 10 ООО названий работ такого рода. Дополнительным фактором живучести феноменологического движения является продолжающееся т
Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Доклад на Пленуме ЦК КПСС 14-15 .УТ. 1983.- Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 г. М., 1983, с.47. публикование рукописного наследства Гуссерля; к нынешнему времени изданы уже 23 тома собрания сочинений Гуссерля.
Как органическая связанность феноменологического движения с исследованием философского наследства Гуссерля, так и расширяющийся круг источников делает необходимым снова и снова возвращаться к критическому марксистскому анализу гуссерлевской философии. Обращаясь к философии логики Гуссерля, мы учитываем прежде всего изменение перспективы восприятия гуссерлевской философии в буржуазной философии, обусловленное, в частности, все более расширяющимся знакомством с трудами Гуссерля в англо-саксонских странах, где преобладает традиция лингвистического анализа в разных фюрмах. "С упадком экзистенциальной феноменологии обнаружилось более острое осознание логических и формальных элементов в философии Гуссерля и его близости и влияния на логику т и философию языка". При этом все большее внимание стали привлекать произведения раннего Гуссерля, посвященные логико-философской тематике. Логико-семантические аспекты философии Гуссерля привлекли внимание таких крупных логиков и методологов, как Д. Фёллесдаль, Г.Кюнг, Я.Хинтикка. В полную меру эти тенденции проявились в самое последнее время выходом в свет нескольких крупных работ, посвященных философии логики, математики и языка у Э.Гуссерля.
Влияние Гуссерля на развитие буржуазной философии XX века не свелось к обновлению концептуального аппарата иррационалисти-ческой философии. Экзистенциалистской интерпретации феноменологии не принимали такие крупные ее представители, как А.Гурвич и Р.Ингарден, продолжившие традицию разработки логико-гносеологи
1 Sokolowski R.TVie structure unA corderd of Husserl's Logical iTavest^utuW. - Inquiry, 1974, vd^ № b, p.318. ческих, логико-методологических и логико-онтологических проблем с позиций феноменологии, заложенную Э.Гуссерлем. Гуссерлев-ская философия логики и математики являлась источником идей и предметов размышления для многих крупных представителей французской эпистемологической традиции (Ш.Серрюс, Ж.Кавайес, Н.Мулу, М.Фуко и т.п.).
В марксистской историко-критической литературе не получил еще должного осмысления сам факт связи генезиса феноменологии, получившей в дальнейшем развитие в разных направлениях, с обсуждением философских проблем логики и математики. Является ли это случайностью или как-нибудь существенно отражается в самом концептуальном аппарате феноменологии? Освещение этого обстоятельства существенно для углубления анализа гносеологических корней феноменологии, являющегося, по указанию В.И.Ленина, непреложным условием эффективной критики буржуазных философских учений.*
Историко-философскому и критическому анализа философии Гуссерля, главным образом трансцендентальной феноменологии, посвящены в советской литературе работы В.Ф.Асмуса, В.У.Бабушкина, А.Ф.Базилика, К.С.Бакрадзе, А.Ф.Бегиашвили, А.С.Богомолова, А.Т. Бочоришвили, Ю.П.Ведина, И.Ф.Габруся, П.П.Гайденко, В.Д.Губина, Л.П.Ивановой, Л.Г.Ионина, З.М.Какабадзе, М.А.Кисселя, Т.А.Кли-менковой, В.И.Колядко, Т.А.Кузьминой, М.Х.Кулэ, В.А.Лекторского, Ю.И.Матьюса, Ю.К.Мельвиля, А.А.Михайлова, В.И.Молчанова, Н.В.Мотрошиловой, Т.И.Ойзермана, Е.Н.Причепия, М.А.Рубене, А.А. Рубениса, Т.А.Содейки, Э.Ю.Соловьева, Г.М.Тавризян. Но из всей тематики логического учения Гуссерля подробно освещена (в работах К.С.Бакрадзе, А.Т.Бочоршивили, Н.В.Мотрошиловой, С.Л.Рубинштейна, Г.Б.Сориной) лишь гуссерлевская критика психологизма в ло
1 См.: Ленин В.И. Поля. собр. соч., т.29, с.161, 322. гике, играющая в отношении гуссерлевской трактовки природы логико-математического познания и знания в целом роль пропедевтики. Автор опирается на результаты названных авторов и отдельно не рассматривает данной темы. В работах В.В.Петрова и Я.А. Слинши некоторые идеи Гуссерля рассматривались с точки зрения проблематики логической семантики.
Целью данной работы является критический анализ философии логики Э.Гуссерля, ее эволюции и отражения философско-логичес-кой проблематики в концептуальном аппарате' феноменологической философии. При этом решаются следующие задачи:
- критический анализ логического учения и философии Гуссерля в раннем психологистическом периоде . его философской эволюции;
- выяснение соотношения философских и конкретно-научных элементов в гуссерлевской трактовке природы и структуры логико-математического знания;
- анализ отношения логического учения Гуссерля к ключевым позициям методологической платформы современной формальной логики, сформулированным Г.Фреге;
- исследование отношений гуссерлевского учения о структуре сознания с проблематикой философии языка и логическом семантики;
- анализ специфики гуссерлевской концепции трансцендентальной логики;
- выявление влияния гуссерлевской трактовки природы логико-математического знания на решение им проблемы идеала научной рациональности.
Теоретико-методологическую основу диссертации составляют работы классиков марксизма-ленинизма, в которых формулируются основоположения диалектико-материалистического понимания природы познания, сознания и логико-математического знания, ленинские принципы критики буржуазной философии, работы советских шилосо-йов, историков философии, логиков и психологов. Руководящее идейно-методологическое значение имели также документы КПСС, положения, содержащиеся в выступлениях руководителей партии и государства.
Помимо других, в работе подвергаются анализу философско-ло-гические работы Гуссерля, которым при общем критическом анализе основ феноменологии обычно уделяется меньше внимания - "Формальная и трансцендентальная логика" (1929), "Опыт и суждение" (1939), а также ранее не рассматривавшиеся в историко-критической литературе работы раннего Гуссерля - "Философия арифметики", статьи и рецензии по логике, включая опубликованные в течение последних десятилетий рукописные материалы. Диссертант использовал также работы буржуазных исследователей, опираясь на сформулированные т
В.И.Лениным принципы марксистского отношения к таким трудам.
Работа является первом в советской историко-философской литературе попыткой критического анализа философии логики и математики Гуссерля в ее целостности и развитии. Так как философские проблемы логики и математики составляют почти исключительный предмет философских интересов Гуссерля в ранний психологический период его философской эволюции, работа также является первой в советской историко-философской литературе попыткой анализа философской концепции Гуссерля на этом этапе. Научная новизна исследования выражается в полученных при этом результатах:
I. В диссертации выясняется, что трактовка Гуссерлем природы логико-математического знания в психологистический период основывается, во-первых, на метафизическом противопоставлении сознания как интроспективной достоверности и знаково-символичес
1 См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.18, с.363-364. кйх средств познавательной деятельности, во-вторых, на принципе "экономии мышления".
2. Автор обосновывает точку зрения, что феноменологический метод в том виде, как он практикуется в т.н. "статической феноменологии", формируется в результате сплава гносеологических, интроспективно-психологических и семантических анализов, основываясь на применении понятий логико-семантического происхождения для описания структуры сознания как субъективной реальности.
3. Следование семантической сложности естественного языка, отражаемой в феноменологических анализах структур сознания познающего субъекта,делает Гуссерля невосприимчивым к экстенсиональной логике фрегевского типа и методу построения формализованных языков, на котором основывается современная формальная логика.
4. В эйдетической феноменологии и при вычленении элементарных логических форм (в "генеалогии логики") Гуссерль опирается на положения фрагментарно набросанного игл "учения о целом и частях", представляющего собой заявку на создание специальной логико-математической теории, аналогичной теории множеств и "мерео-логии" Ст.Лесневского.
5. Автор показывает, что трансцендентально-идеалистическая трактовка природы и структуры логико-математического знания Гуссерлем преломляет два момента: неадекватное предмету осмысление методологических уроков развития аксиоматического метода на этапе построения абстрактных неформализованных аксиоматик и положения феноменологического учения о структуре сознания (различие значения и предмета, "прямой" и рефлексивной установки) при преобладающем значении последних - и в целом представляет собой субъективно-идеалистическую спекулятивную доктрину. ■ 6. В гуссерлевской концепции "трансцендентальной логики" в узком смысле (в субъективно направленных анализах формально-логического) в идеалистически мистифицированной, спекулятивно-синкретической форме трактуются отдельные методологические проблемы формальной логики и теоретического языкознания, а также проблема специфики логико-математического знания и его функций в отношении научного познания в целом.
7. Неверная трактовка роли аксиоматического метода в науке и его возможностей приводит Гуссерля к отождествлению идеала научной рациональности в естествознании с изложимостью готового знания в форме строго дедуктивной теории, предметная область которой характеризуется "дефинитностью", систематической закрытостью, и к противопоставлению ему феноменологического метода как воплощения идеалов и норм научной рациональности в философии и социальном познании.
Материалы и результаты исследования могут быть использованы для углубления критики философии Гуссерля и феноменологии в целом, при подготовке лекционных курсов, проведения семинарских занятий и составлении учебных пособий в курсе истории философии и диалектического материализма. В силу того, что в философии логики Гуссерля ярко преломились гносеологические трудности становления современной формальной логики, материалы диссертации могут быть также использованы в исследованиях по истории и гносеологическим вопросам формальной логики, а также в соответствующих спецкурсах.
По теме диссертации автором сделаны доклады на научной конференции "Теоретическое наследие К.Маркса и современность (к 165-летию со дня роздения и 100-летию со дня кончины К.Маркса)" на философском факультете JH7 им. А.А.Жданова в марте 1983 года, на конференциях молодых ученых Л17 в апреле и декабре 1983 года. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры современной зарубежной философии и социологии философского факультета ЖУ. Материалы диссертации отражены в публикациях автора.
Работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка основной использованной литературы. В первой главе подвергается критическому анализу трактовка Гуссерлем природы логико-математического знания в период становления феноменологической философии, когда философская проблематика логики и математики представляла собой центральный предмет научных интересов Гуссерля, и отражение логико-философской проблематики в ее концептуальном аппарате. Во второй главе гуссерлевская философия логики анализируется в качестве особого проблемного сектора его уже вполне сформировавшейся трансцендентально-идеалистической философии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Философия логики Э. Гуссерля. Критический анализ"
- 165 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведем итоги проделанного анализа. Идеалистическая картезианская концепция сознания, являющаяся общим знаменателем всех изменений в ходе философской эволюции Гуссерля, задает ложную гносеологическую перспективу анализа природы познания в целом и неадекватную методологическую перспективу для решения назревших в его время проблем развития формальной логики. Метафизически противопоставляется индивидуальное и социальное сознание субъекта как внутренняя достоверность и средства познавательной активности. Ярким выражением такой метафизичности является определяющая у Гуссерля исходную постановку философской проблематики логики и математики антитеза мышления как внутренней достоверности сознания и его языковой формы. На самом деле сознание возникает и существует в качестве опосредующего звена предметно-практической деятельности социального субъекта, совершающейся посредством освоения, использования и воспроизводства ее культурно-предметных средств и условий. Познавательная деятельность, в ходе развития человеческой практики обособляющаяся в самостоятельный вид деятельности, также опосредуется объективными результатами прошлой познавательной активности, социально вырабатываемыми условиями и средствами, в том числе и языковыми,знаково-сим-волическими. Путь к осмыслению природы познания лежит через объективный анализ этих средств и условий. Сосредоточившись на интроспективных проявлениях сознания, Гуссерль упустил из виду, что подлинное обновление логики возможно лишь на путях исследования и обновления знаково-символических средств познания.
Ложная онтологическая перспектива, которая задается картезианской концепцией сознания, в которой непосредственно противопоставляется физическое, естественно-научная картина реальности и интроспективные проявления сознания, вела к биологизаторскому и релятивистскому истолкованию познания, к неспособности объяснить объективность содержания знания. Выход из тупика Гуссерль ищет на путях адаптации элементов объективного идеализма, посредством фетишистского постулирования особого "царства истины" пытаясь воздать должное объективности познания в целом и логики в частности. Одновременно подвергается модификации сама картезианская концепция сознания. Вместо традиционной атомистически-сенсуалистической "аналитической схемы" самоотчета о субъективных переживаниях принимается новая, базирующаяся на интуитивном следовании семантике естественного языка, прежде всего, ее особенностям в т.н. "интенсиональных контекстах". Нагруженность семантическим содержанием составляет специфическую особенность феноменологии как особой "философской", "рациональной" психологии, одного из вариантов "психологии духа", или "психологии сверху", предлагавшихся в обстановке методологического кризиса психологии на рубеже веков.
Критика психологизма в логике Гуссерлем, сыгравшая в целом положительную роль, велась им на абстрактно-гносеологическом уровне и не сопровождалась, в отличие от Фреге, выработкой плодотворной методологической платформы для развития формальной логики. Обращенность к семантической сложности естественного языка, помноженная на ее искаженное восприятие в форме описания структур интенциональных актов и их интенциональных коррелятов, приводит к подмене объективного логико-семантического анализа, достигающего адекватности отображения логических механизмов познания в результате восхождения от абстрактного к конкретному после предшествующей работы абстрагирования и идеализации, несостоятельными поисками логической формы путем интероспективного анализа "феноменологического происхождения" логических категорий. Противоречия субъективно-идеалистических и объективно-идеалистических компонентов своего философского учения Гуссерль пытается решать, переходя на позиции трансцендентального идеализма, где эти противоречия воспроизводятся в новой форме.
Гуссерль приходит к априористическому толкованию логических форм мышления, превращая их в формы активности трансцендентального сознания. Размывание границ рациональной ("предикативной") и чувственной ("допредикативной") сфер сознания не приводит, однако, к разрешению преследующего априоризм затруднения об их соотношении. Введение в состав механизмов трансцендентального сознания ассоциации ("пассивного синтеза") ведет к своеобразному возрождению коллизии психологизма и антипсихологизма в рамках самого феноменологического идеализма. Вычленение форм логической активности трансцендентального сознания проводится Гуссерлем на основе предвзятой концепции "учения о целом и частях", по замыслу самого Гуссерля, представляющего собой набросок будущей специальной логико-математической теории. Это приводит к бедности и бесплодности его "трансцендентальной логики" в отношении анализа категориальной структуры мышления, задачи, успешно решаемой диалектическим материализмом как диалектической логикой на основе обобщения, диалектической обработки материала истории философии, отдельных наук, умственного развития ребенка и животных, языка, а т также психологии, физиологии органов чувств, всей области знания.
Попытка Гуссерля с помощью "обращенных к субъекту" феноменологических анализов "понять" формальную логику, уяснив структуру ее проблематики, имеет характер спекулятивного довеска в отношении конкретного материала, привлекаемого Гуссерлем к тому же в форме, несоответствующей уровню развития современной ему формаль См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.29, с.314. ной логики. Реальный учет "фактора субъекта", использующего логические методы и знаковые средства в познании, может быть осуществлен лишь на базе развития самой логической теории, в частности, интенсиональной семантики, а также теоретического языкознания, эвристики, кибернетики и психологии. Отдельные плодотворные логико-методологические идеи Гуссерля, относящиеся прежде всего к раннему периоду его философской активности, не смогли получить у него плодотворного развития из-за игнорирования метода построения формализованных языков, представляющего собой адекватную базу для успешного развития формальной логики.
Неверно истолковав некоторые тенденции в развитии логико-математического знания и естествознания, действительное значение которых было впоследствии раскрыто новыми успехами методологии математики (ограничительными теоремами), Гуссерль приходит к расколу научного познания на принципиально различающиеся типы, расчищая место для субъективного метода как якобы необходимого дополнения к принятым в науке познавательным процедурам и подготавливает почву для некоторых позднейших субъективистских течений в области социального познания и для иррационалистической критики науки в экзистенциализме.
Список научной литературыНоркус, Зянонас Броневич, диссертация по теме "История философии"
1. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. ~ Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т.З, с.1-4.
2. Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология.** Маркс К, и Энгельс Ф. Соч., т.З, с.7-544.
3. Маркс К. Введение (из экономических рукописей 1857-1858 годов). -Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.12, с. 709-738.
4. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К. и Энгельс Ф.Соч. ,т.20,с.1-^338.
5. Энгельс Ф. Диалектика природы.- Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.20, с.339-676.
6. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.- Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.21, с.269-317.
7. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии, т.1. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.23, с.1-784.
8. Маркс К. Экономическон£илософские рукописи 1844 года.- Маркс К. и Энгельс Ф. Соч, т.42, с.41-174.
9. Маркс К. Математические рукописи. М.: Наука, 1968, 639 с.
10. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? Полн.собр.соч.,изд.5-е,т.I,с.125-346.
11. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г.Струве.-Полн.собр.соч., т.1, с.347^34.
12. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм,- Полн.собр.соч., т.18, с.7-384.
13. Ленин В.И. Карл Маркс.- Полн.собр.соч., т.26, с.43-93.
14. Ленин В.И. Философские тетради.- Полн.собр.соч.,т.29,с.1-620.
15. Ленин В.И. О карикатуре на марксизм и об "империалистическом экономизме".- Полн.собр.соч., т.30, с.77-130.
16. Ленин В.И. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина.-Полн.собр.соч., т.42, с.264^04.17,18,19,20