автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.08
диссертация на тему: Философский анализ понятия "виртуальная реальность"
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Воронов, Андрей Игоревич
Введение
Параграф 1.
Актуальность проблемы.
В свое время Мартин Хайдеггер, размышляя о технике, усмотрел в техническом методе мировоззренческую основу, не выводимую из самой техники. Эту основу он увидел в потребительском извлечении человеком посредством техники энергетических и минеральных кладовых мира. Техникой человек извлекал власть над миром. Создание виртуальной реальности изменило вектор этой власти. Теперь техника устремилась на внутренний мир своего создателя, на "длительность" в бергсоновском понимании. И если ранее к внутреннему миру человека ключи были лишь у поэзии, литературы, театра, наконец, религии и философии, то ныне на эти работы посылается техника.
Виртуальная реальность (ВР), став крупнейшим достижением техники конца XX века, становится серьезнейшим фактором в развитии науки, техники и культуры. Уже сейчас ВР заявляет о себе, как средстве преобразования объективной реальности. Она вполне может стать соратником и помощником в технике, архитектуре, проектировании. Однако, негативным фактором, могущим перекрыть положительное "сальдо" ВР, будет ее воздействие на духовный и психический мир человека, на весь комплекс человеческой культуры.
Подобно тому, как атомная бомба стала неким кульминационным фактом научно-технического прогресса, техника ВР становится более чем фактом информационного общества, она являет себя артефактом всей -новоевропейской истории.
Становясь очевидным символом информационного общества, ВР в своем развитии способна достичь такого уровня воздействия на социум, когда в лице многоликих своих копий станет активно-агрессивным инструментом власти.
Результатом этого может стать кардинальное изменение сознания индивидов, как в плане частного влияния на интуицию, воображение, творческие способности, так и в сугубом влиянии на жизнь всего общества, через программируемое изменение социального менталитета.
Есть вероятность полного "выпадения" человеческой личности из обыденной реальности, посредством привнесения в последнюю черт полиментализма, т.е. постоянных переходов из ВР в ординарную и обратно. Результатом этого может стать полное отторжение части индивидуумов от социума, с очевидным диагнозом душевной болезни.
По факту входа в каждый дом телевизионного приемника, и скорого ожидания компьютера, останется недолго ждать появления систем ВР в наступающем XXI веке. Следовательно, уже сейчас, на ранних стадиях развития подобных "человеко-машинных" систем, мир ВР нуждается в глубоком анализе своих составляющих, начиная с самого понятия -виртуальная реальность (ВР).
Через подобного рода исследования мы сможем поставить данное явление науки, техники и культуры под социальный и нравственный контроль, который в дальнейшем сможет стать основой для контроля законодательного, для блага не только поколений формирующихся (детей и подростков), но и всего социума в целом.
Виртуальная реальность как экзотическое явление, созданное высокими технологиями, становится частью человеческой культуры, или ноосферы, понимаемой в русле идей Тейяра де Шардена. Однако не фактичность ее появления, как любого артефакта, наполняют ВР актуальностью и новизной, но ее неоднозначность для всего социума в целом. Это и техническая неконтролируемость: достаточно вспомнить работу американских спецслужб, которые так и не смогли установить информационную блокаду в период операции "Буря в пустыне" в 1991 году, где речь шла лишь о сети Интернет. Это и перспективы тотальной экспансии через шоу-бизнес, сравнимой с тотальностью нацизма. Это и излишний психологизм современных исследований, рождающий неправдоподобное объяснение данной реальности в философских ее разработках, непосредственно влияющих на экзистенциальные перспективы BP. Неразборчивость, связанная с психологизмом исследований, вытекает из закрытости фундаментальных пластов виртуальной культуры по причине вполне исторической, связанной с отсутствием соответствующих знаний духовной культуры в целом уже у нескольких поколений российского истеблишмента, и как следствие, неподготовленностью аналитической базы для философского (а не оккультного) объяснения проблем BP. Роль всех этих факторов делает тематику BP весьма актуальной для философского ее исследования. Новизна проблемы вытекает из ее очевидной актуальности.
Параграф 2.
Методология исследования
Изучая виртуальную культуру, и ее артефакт - виртуальную реальность, мы обратились к онтологии и истории данного понятия. Данный термин (virtual) представлялся весьма многоликим, ибо встречался уже в работах Николая Кузанского и Фомы Аквинского, где демонстрировал себя прообразом наличного бытия (virtus), и даже главной из всех добродетелей -мудростью, которую греки называли Sophia. Исходя из греческой "Софии", мы обращались к логосам Максима Исповедника и Григория Паламы, но основные события в первоначальном "собирании" данного понятия были предприняты нами через физику, где были изысканы "виртуальные
11 tl fr «J перемещения в механике, виртуальные частицы в квантовой механике, "виртуальная память" в кибернетике.
Английский словарь определил виртуальную реальность как продукт кибернетического пространства, но уже с момента своего появления искомый феномен перерос электронную машину как техническую среду, и ныне, претендует на символ новой мифологии в информационном мире.
Говоря о ВР, мы приняли ее, по определению, как часть реальности. Слово "виртуальный" является прилагательным к существительному "реальность", и следовательно, от изменения смысла прилагательного будет меняться и "симптоматика" реальности. Таким образом, в двоице -"виртуальная реальность", термин виртуальный будет термином программирования, термином определяющим наше понимание реальности.
Но остается немалая трудность самой реальности, ибо ее мифология еще более многозначна, нежели термина виртуальности. Чтобы изначально не запутаться в историко-философских конструкциях реальности, мы использовали "нить Ариадны", зафиксировав феномен виртуальной реальности как факт, обладающий безусловной техничностью. На это же указывал в своих работах и профессор Шаповалов Е.А (192). Именно это и позволило нам отличать виртуальную реальность от любых иных психических состояний индивида, связанных с осмыслением художественной, духовной или любой иной реальности. Противоположная установка имеет место в исследованиях московской лаборатории виртуалистики ИЧ РАН, где ВР принимается как психологический факт контакта с любыми субъектами или объектами бытия. Такая ВР похожа на "гоголь-моголь", где путаются личные духи бытия - ангелы (115), продукты программного обеспечения компьютеров и личные мировоззренческие установки разработчиков. Все это растет как снежный ком, оккультные построения которого грозят обрушиться на головы неискушенных пользователей.
Фундаментальным элементом в понимании ВР является ее метатехнический источник, который наше исследование стало обнаруживать, уже начиная с эпохи Реформации. Данная эпоха развернула веер Романтизма, который в свою очередь был подготовлен "мысленным театром" католической мистики, о чем будет сказано подробнее в третьем разделе второй главы.
Таким образом, уже в романтический период вырисовываются те "сказки для взрослых", которые в конце XX века станут новомодными религиями Рерихов или оккультными мирами Карлоса Кастанеды, которые в талантливом техническом исполнении разовьются в артефакт ВР, с ее программными продуктами соответствующей ориентации "от шоу-бизнеса".
Из веками устанавливавшегося "чувства порядка", за которым скрывались "архитипические его образы, "вживленные" природой в наше подсознание и поддерживаемые в нас культурными традициями"(31), посредством нигилистических программ в этике и глубокой рационализацией в культуре, были подорваны традиционные основы духовного бытия. "Молнии" Ницше и "слезы" Шпенглера уже констатировали факт свершившегося.
Называя важнейшим элементом ВР ее мета-технический источник, мы отмечаем в феномене ВР две ее природы - материальную и духовную. Моделирование вообще и тренажерные системы в частности, становятся технической стороной ВР и ее первой природой; духовное оскудение новоевропейской культуры, развившееся из нигилистического сознания, становится второй стороной искомого нами феномена. И если артефакт ВР вырастает из высоких технологий XX века, то его идеологическая поддержка в лице виртуальной культуры, проистекает из известной исторической перспективы. Поэтому сравнительно-исторический метод, предпринятый нами в область генезиса виртуальной культуры, является наиболее надежным средством анализа артефакта ВР. А наши экскурсы, доходящие до библейского права и "Каиновой техники", направлены на поиск первопричин, побудивших человека XX века к вполне виртуальным разработкам: от постмодернизма в философии до ВР в технике.
Так обозначилась методология нашего исследования понятия ВР.
Параграф 3.
Цели и задачи исследования, его научная новизна.
Автор работы, не желая превращать понятие ВР в новомодный миф или ярлык, которым можно интерпретировать все непонятное (что уже имеет место в многочисленных работах отечественных и иностранных исследователей (например - 115, 227, 228)), попытался извлечь из "сидерических" глубин ее мифологию, ее религиозно-философскую историю, чтобы максимально ясно и точно отграничить саму ВР от иных форм реальности, имеющих свое существование в Бытии.
Таким образом, это отграничение ВР от иных форм реальности, стало как конкретной задачей исследования, так и его аргументированной новизной, раскрывшей влияние определенных духовных составляющих, начиная с библейской "каиновой культуры" с одной стороны, вплоть до "буддийских переживаний" в современной европейской культуре - с другой, что и позволило состояться анализу понятия "виртуальная реальность". В том числе, исследование раскрывает генетическую связь определенных идей новоевропейской культуры ХУ1-ХХ веков и виртуальной культуры XX века, а также их влияние на исследовательские разработки в области философии техники в целом, и ВР в частности.
Параграф 4.
Структура диссертации.
Исходя из вышесказанного, обозначилась и структура нашего исследования в своих основных положениях.
Первая
глава "Виртуальная реальность: природа и история становления" знакомит нас с этимологией понятия "виртуальная реальность", его истоками, и предлагает взглянуть на онтологические признаки ВР, как на диалектику естественного и искусственного. Также в первой главе отслежена история разработок и тенденций развития систем ВР как в военном, так и в коммерческом применении.
Глава вторая наиболее значимая в нашем исследовании, т.к. в ней делается попытка реконструкции культурного основания техники ВР, через религиозно-философские аспекты генезиса виртуального менталитета, произошедшего в новоевропейской истории. Именно не техническая часть систем ВР является наиболее трудоемкой в понимании феномена ВР, именно она вызывает, и будет вызывать многочисленные споры и разночтения. Поэтому в нашей работе данным аспектам культуры ВР уделяется самое пристальное внимание. Забвение культурных оснований ВР, непонимание ее "архитектуры", создадут игрушку, сверкающую всеми цветами оккультной радуги, на радость новой тоталитарной идеологии.
Первый раздел второй главы "Метатехнические аспекты для ВР" анализирует и соотносит понятия техники и виртуальности, предлагая взглянуть на ВР как на "метафизику" техносферы. В этом взгляде мы использовали подход, намеченный в контексте философии техники Николая Александровича Бердяева, который во многом предвосхитил идеи и тенденции ВР, увидев в развитии техники желание творить что-то запредельное, сверхприродное, о чем он и поведал в книге "Царство Духа и Царство кесаря" (12). Говоря, что христианство расколдовало природу, сам Бердяев стремился расколдовать технику, но по исторической иронии скорее наделил технику более сильной "магией", которая в лице ВР стала претендовать на "метафизику" техносферы.
Но был еще один человек, которому мы не можем не отдать лавры философского предтечи ВР - это Бергсон. Если Бердяев сориентировал технику в сторону творчества неких надприродных запредельностей, то Бергсон, под этот процесс, разработал метафизику, с ее многочисленными мирами и теорией множественности "взаимопроникновений", полностью отличающейся от нумерической множественности (17). Так совместное творчество двух философов заложило метатехническую базу для будущей ВР.
Завершает данный раздел разговор о мировоззренческой магии техники, о которой в своей "Органопроекции" размышлял еще Павел
Флоренский, и в которую (как в техносферу) уже давно погружена как природа биологическая, так и психический мир человека (191).
Второй раздел второй главы предлагает разобрать опыт новоевропейской реальности, через генезис понимания самой реальности. Этот подход позволяет увидеть, как одна мифология в новоевропейской культуре постепенно заменялась другой - виртуальной, и которая в своей технической оправе помогала рождаться многочисленным проектам - от "дела" по воскрешению мертвых Н.Федорова, до реальности новых вселенных, оформленных в лице компьютерного сайентизма.
Третий раздел посвящен духовным основаниям, которые участвовали в развитии виртуального менталитета или демонстрировали его.
Четвертый раздел второй главы является ключевым, т.к. анализирует построение пространств нигилизма новоевропейской культуры, сыгравших центральную роль в виртуализации не только мышления, но и всей культуры в целом. Начавшись средневековым карнавалом, продолжившись ступенями нигилистической диалектики - от либерализма до витализма, далее философией абсурда, а ныне той формой нигилизма, которая демонстрирует себя в ситуации постмодерна, в виде первой ступени сугубо виртуальной культуры мышления, и развернулись в новоевропейской истории нигилистические программы. Завершается раздел выводом о том, что происходящий ныне всплеск оккультных построений, наблюдаемый во многих отраслях культуры и науки ("технологии духовного роста" эры "New Age"), связан с завершением работающего ресурса новоевропейской метафизики. Данный вывод автор делает на основании весьма любопытных наблюдений американского философа Эрнста Муди (222), и работы нашего соотечественника А.Савельева (147), показанных в начале данного раздела.
Третья
глава настоящего исследования "Социально-антропологические горизонты виртуальной культуры" выводит данную работу на понятие информационного общества, являющегося артефактом виртуальной культуры, а вовсе не только глобальных компьютерных сетей и их информационных потоков.
Первый раздел вышеупомянутой главы анализирует социально-политические аспекты виртуальной культуры в целом; человека, как предмета виртуального пользования в ней; политических процессов и финансовых игр как вполне виртуальных технологий, а не только как безнравственную деятельность "нечистоплотной" команды.
Второй, и последний раздел третьей главы рассматривает вхождение ВР в культуру в целом, рассматривая данный процесс как испытание для классической метафизики, как ее осевое время. Далее автор рассматривает виртуальную культуру в сравнении с традиционной русской, обнаруживая в сравнительном анализе две технологии жизни - сакральную (почти исчезнувшую) и виртуальную (ей противолежащую).
Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Воронов, Андрей Игоревич
Изучая степень разработанности данной проблемы, автор, в качестве источниковой базы, использовал не только статьи и книги современных авторов по виртуальной реальности, но и работы, опубликованные во всемирной сети Интернет, которые отражают новейшее состояние разработок, что, несомненно, повышает актуальность настоящего исследования.
Глава I.
Виртуальная реальность: природа и история становления понятия.
Создать вторичный мир, в котором зеленое солнце окажется на своем месте, и будет восприниматься с доверием".
Дж. Толкиен (170).
Заключение научной работыдиссертация на тему "Философский анализ понятия "виртуальная реальность""
Заключение.
Параграф 1.
Теоретическое и практическое значение исследования понятия ВР. Итак, техника ВР, возникнув как проект по созданию "человеко-машинных" систем, по своему онтологическому статусу оказалась двойственна, определяясь как амбивалентный мир современных технологий и духовных руин современной культуры.
Действительно, первичной технической причиной, приведшей к системам ВР, стало многофункциональное моделирование. Однако вторая причина - метафизическая, оказалась глубже и, определяющее первой, явившись в лице духовного оскудения всей новоевропейской культуры с одной стороны и влиянием восточной ментальности на нее - с другой. Лежащие нераздельно и неслиянно, эти две составляющих и определили новый феномен высоких технологий в постновоевропейской культуре -виртуальную реальность.
И если техника, электроника и программирование лежат на поверхности данного явления, то аспекты метафизические не всегда охотно идут в руки.
Один из первых эти проблемы начал поднимать Бердяев, разрабатывая свою философию техники, увидев в развитии техники стимулы творить что-то запредельное, сверхприродное, о чем он поведал в книге "Царство Духа и Царство кесаря" (12). Говоря, что христианство расколдовало природу, сам Бердяев стремился расколдовать технику, но по исторической иронии скорее наделил технику более сильной "магией", которая в лице ВР стала претендовать на "метафизику" техносферы.
Другой человек, которому наше исследование не может не отдать лавры философского предтечи ВР - это Бергсон. Если Бердяев сориентировал технику в сторону творчества неких надприродных запредельностей, то
Бергсон разработал под этот процесс метафизику, с многочисленными мирами и теорией множественности "взаимопроникновений", полностью отличающейся от нумерической множественности (17).
Так совместное творчество двух философов заложило метатехническую базу для будущей ВР.
Однако не будем забывать, что ВР явилась как артефакт виртуальной культуры, чему наше исследование уделило особое внимания.
Сей опыт виртуальной культуры, озвучил в своей работе Макс Шелер (196), когда предложил осознать, что новая техника, как артефакт, есть не просто идея человеческой власти над природой, но перенос инстинкта власти с Бога на вещи: истина лишь то, что содеяно нами, "что надо знать, то можно взять руками" (46). Рождается философия "бытия, каким ему должно быть" (118). Этот культурологический аспект нашей работы, выполненный в рамках философии техники, актуально демонстрирует начальные технофилософские страницы новоевропейской парадигмы, оказавшие реальное влияние на созревание артефакта ВР внутри естественнонаучной ментальности XVI - XX веков.
Вторым аспектом работы стало выяснение гипотезы о том, является ли виртуальная культура производной от рациональной мифологии, сложившейся в новоевропейской парадигме. Данное наше вопрошание следовало уже из того, что европейская наука в лице того же Канта, связала объективность науки с субъективностью научных категорий. Обозначился процесс мифологизирования рациональной науки, который объяснялся присутствием человека, как носителя мифологического ядра.
Синтез технофилософских продуктов "бытия, каким ему должно быть" (118) и "что надо знать, то можно взять руками" (46), соединенных с мифологизированием рациональной науки привело к проектам, подобным Федоровскому, решившемуся извлечь частицы умерших тел из сидерических далей и теллурических глубин. Усвоив техничность данному проекту, Николай Федоров построил свою мифологию по обращению космического организма в исправный механизм. Данные технофилософские проекты начала века уже дышали виртуальными проектами его конца.
Так в этой драме по подготовке виртуальности, поучаствовала и реальность науки. Мы говорили в нашей работе, что начальный период приращения научного знания шел симфонично знанию духовному. Предполагалось, что эти два начала человеческого образования будут дополнять друг друга, борясь с оккультизмом, активно проникавшим в европейские университетские школы с эпохой Возрождения. Однако, сменившийся цикл философского развития с римо-католического на протестантский, закрыл нишу духовного движения в культуре, как себя не оправдавшую в русле тех (уже вполне научных) задач, которые ей ставились. Какое то время научная рациональность строила свою модель Вселенной и Бытия, но с ростом научного знания, стало выясняться, что миф, как явление присущее человеческой природе, не хочет оставлять вполне рациональные научные построения.
Так незаметно в истории Нового времени произошло нетривиальное событие. Лишив бытие реальности сакральной, европейское человечество открыло механизм замещения в лице нового мифотворчества, сохранившего старые сюжеты, но значительно деформировав их.
Следующим выводом нашей работы стало положение, согласно которому, разработанность понятия ВР находится в начальной стадии, где, не смотря на видимую многочисленность работ по ВР, особенно на страницах компьютерных журналов и в сети Интернет, понятие ВР практически не определено, т.к. определено слишком широко. Так западный мир, имея некоторую преемственность духовной культуры, с которой и связана его интерпретация ВР, говорит о ней в рамках технического приложения к (традиционной западной) культуре. Такое определение ВР имеет скорее инженерный, нежели философский ракурс.
Но есть и иная сторона, используемая в российском исследовательском поле, когда понятие ВР интерпретируется чрезвычайно широко, захватывая все малодоступное и непонятное - от философии постмодерна до ангельских миров. Действительно, часть российских исследователей феномена ВР рассматривают его с точки зрения психологических и мистических характеристик. Указанные исследования рассматривают все таинственное и непонятное в бытии посредством нового термина "виртуальная реальность". Наша работа отмечает причины этого, которые видятся в слабом освоении традиционной христианской культуры с одной стороны, и довольно активном продвижении в европейскую ментальность индо-буддийских и оккультных программ с другой, "обрабатывающих" исследователя пластами оккультных переживаний, которые "помогают" "объяснять неправдоподобную реальность неправдоподобным образом" (156).
Желание исследователей артефакта ВР и его культуры расширить границы осмысленного бытия посредством психологических и мистических толкований понятия ВР, само по себе любопытно, однако автор настаивает на том, что ВР есть реальность техническая; для духовных же лакун бытия уже давно существует свой, достаточно устойчивый инструментарий. Желающие изучать эти пласты не должны игнорировать духовные знания, накопленные традиционной христианской культурой в целом, и русской в частности, ибо, по словам А.С.Пушкина "уважение к родному минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости".
Так изучая технику ВР, мы вышли на ее противоположность -теологическое мировоззрение. Превратности исторической судьбы человека деформировали это мировоззрение. Появились следствия, пытающиеся формальным образом вернуть утраченное мировоззренческое единство. "Духовная конституция человечества, - как пишет о том академик Шафаревич, лауреат Хайнемановской премии Геттингенской Академии наук, - не позволяет ему (человечеству) долго мириться с деятельностью, цель и смысл которой ему не даны. И здесь, как и во многих других явлениях, вступает в силу механизм замещения - не найдя того, что им необходимо, люди не успокаиваются на этом, но прибегают к суррогатам. (.) Согласно тому же закону, когда культурная деятельность человечества лишена ясного понимания своих целей, она пытается заимствовать себе осмысление из других источников: так математик готов рассчитать траекторию ракеты или подслушивающий аппарат, а если это ученый крупного масштаба, - то спланировать и целое общество, состоящее из гибридов людей и компьютеров"(195).
Такой вывод крупного математика более походит на репортерские строки с театра боевых действий. И боль этих строк в том, что полигоном для них являются сердца человеческие; а через них - сама культура современного, уже вполне виртуального, по сути, мира.
И действительно, слишком бросается в глаза, как лихорадочная деятельность человечества, обозначившись в новоевропейской истории через понятие "прогресса", все более выступает движением религиозным. Все ускоряющийся темп изменения окружающей среды, предполагающий в пределе виртуальную реальность (где нет смерти, есть радость и все устроено под человека), более всего похоже на плод религиозного "преображения" мира (в рай). Здесь гораздо больше от Н.Фёдорова, чем от Ползу нова или Нартова.
Так рождается амбивалентный мир ВР. Развитие техники конца XX века, подготовило всплеск высоких технологий. Работы в области философии начала века, в лице Бердяева и Бергсона, разработали метатехническую идею ВР. Но еще ранее этого, прошли процессы подготовки виртуальной культуры, без которых ее артефакт - ВР, не мог бы быть реализован. Этими технологиями стали водопады пространств нигилизма, послужившие для расчистки площадки под новую оккультно-буддийскую мифологию, долженствующую сменить серьезно болеющее европейское христианство. Внутри самого христианства происходили метаморфозы, все более превращавшие реальность в информационно-фантазийный слепок, пока информационное общество не завизировало факт свершившегося. Да и нормальная наука, сама, немало поспособствовала виртуальной культуре, когда не желала принимать ничего, что было сверх рационального истолкования. "Что для русского хорошо, то для немца смерть", что для ученого хорошо, то для социума стало непреодолимой преградой: невозможность существования вне духовно-религиозного пространства, стало приоритетным стержнем для созидания утопий, последняя из которых называется виртуальная реальность. Шоу-бизнес уже активно внедряет ее в мир.
Да, изначально ВР это философский опыт нашего сердца, возможно возвышенный, возможно устрашающий - как мы его принимаем. Возвышенному, как это определял еще Кант, свойственен холод в позвоночнике, исходящий от бесконечно возможного при обживании виртуальных миров.
Но есть и другая сторона амбивалентного мира ВР, раскрывающаяся при моделировании мира как виртуального. "Это обратная его перспектива, которая может невообразимо запутать нас; но может подвигнуть нас и к обратной дороге, к той простой в своей ясности и властной альтернативе, воплощенной в вопросе Лейбница: "Почему есть все, а не ничего?"(215).
Таковы некоторые теоретические положения, проистекшие из исследования понятия ВР, в котором стержневым фактором анализа, явилось использование методик, связанных с историческим генезисом религиозных и метафизических систем, проявивших себя как культурные основания для построения мифологических пространств, одним из которых стало пространство виртуальной культуры и ее артефакта - ВР.
Данные методики не являлись определяющими в анализе понятия ВР ранее, в лице предыдущих исследований ВР, как феномена науки, техники и современной культуры мышления. Поэтому наше исследование пошло по пути изучения культурных оснований техники ВР, рассматриваемых через призму религиозно-философских аспектов формирования виртуального менталитета в новоевропейской культуре ХУ1-ХХ веков, из которого и состоялся артефакт ВР.
Благодаря вышеуказанным методикам, рассматривавшим культуру ВР, мы пришли к принципиальному выводу о том, что явление ВР есть факт обладающий безусловной техничностью. А все интерпретации артефакта ВР, как явления психического или мистического характера, даваемые некоторыми современными исследователями, проистекают из тех самых мифологических пространств, с которыми и кореллируют их исследовательские методики. По этой причине, мы не беремся считать виртуальной реальностью ни искусство, ни театр, ни литературу, ибо сколь бы глубоко не "погружался" в них человек, у него всегда остаются свободные каналы связи с внешним миром. Особенность же ВР в том и состоит, что ее реальность основана, главным образом, на разрыве всех возможных каналов связи с внешним миром, кроме самого технического устройства ВР. Здесь пролегает важное онтологическое основание ВР.
Наработки и выводы данной диссертации могут сослужить свою практическую службу преподавателям, работающим в области философии техники и иных философских дисциплин в ракурсе рассмотрения генезиса технофилософского мышления, проистекшего из глобальной смены метафизических оснований в период ХУ-ХХ веков европейской истории.
Возможно также использование материалов диссертации для подготовки законодательной базы в области компьютерных технологий.
Список научной литературыВоронов, Андрей Игоревич, диссертация по теме "Философия науки и техники"
1. Абрамова Н.Г. Границы фундаменталистского идеала и новый образ науки. // Философские науки. № 11. 1989.
2. Аверинцев С.С. Аналитическая психология Юнга и закономерности творческой фантазии. //.Вопросы литературы. № 3. 1970.
3. Аверинцев С.С. Фома Аквинский. // Философский энциклопедический словарь. М., 1983.4. Андерсен. Тень. М., 1965.
4. Антология мировой философии. М., 1969-1972.
5. Аристотель. Метафизика. Соч. в 4 т. Т. 1. М., 1975.
6. Арто А. Театр и его двойник. М., Мартис, 1993.
7. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1994.
8. Бабенко B.C. Виртуальная реальность: проблемы интерпретации. // Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. СПб., 1996.
9. Бабенко B.C. Две книги о виртуальной реальности. // Виртуальная реальность и современный мир. М. 1997.
10. Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.
11. Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1998.
12. Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994.
13. Берестов А. Число зверя. М., 1996.
14. Бердяев H.A. Человек и машина. // Вопросы философии. №2. 1989.
15. Бердяев H.A. Смысл истории. М., 1990.
16. Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.18. Библия. Гл. 1.28.
17. Бирюков Б.В. Кибернетика и методология науки. М., 1974.
18. Бирюков Б.В., Гутчин. Машина и творчество. М., 1982.
19. Блох Э. Принцип надежды. // Утопия и утопическое мышление. М., 1991.
20. Боголюбов Н. Тайные общества XX века. СПб., 1997.
21. Бодрийар Ж. Войны в заливе не было. // Художественный журнал. №3. 1994.
22. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. Т. 2. М., 1994.
23. Бранский В.П. Искусство и философия. Калининград. 1999.
24. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV -XVIII вв. ВЗт. М.,1992.
25. Буддизм. // Словарь. М., 1992.
26. Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука. М. Т.1 1953, Т.2. - 1991.
27. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1988.
28. Василькова В.В. Архетипы в индивидуальном и общественном сознании. // Социально-политический журнал. №6. 1996.
29. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. СПб., 1999.
30. Венда В.Ф. Инженерная психология и синтез систем отображения информации. М., 1975.
31. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.
32. Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958.
33. Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. // Сборник. СПб, 1996.
34. Виртуальная реальность в психологии и психопрактике. // Труды лаборатории виртуалистики. М, 1995.
35. Виртуальная реальность. Философские и психологические проблемы. Под ред. Носова H.A. М, 1997.
36. Виртуальная реальность и современный мир. Под ред. Носова H.A. М, 1997.
37. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат, М, 1994.
38. Волошин М. Лики творчества. Лд, 1988, с. 279-280.
39. Волькенштейн М.В. Энтропия и информация. М,1986.
40. Вунд В. Миф и религия. СПб.
41. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. СПб, 1994.
42. Генисаретский О.И. Процепция и виртуальность в возможных жизненных мирах. // Виртуальная реальность в психологии и психопрактике. Труды лаборатории виртуалистики. Вып.1. М., 1995.
43. Гердер И.Г. Идеи к истории человечества. М., 1977.
44. Гете И.В. Фауст, Соч. в 8 тг.,М., 1976, Т. 2. С.418
45. Гоголь Н.В. Собрание сочинений. М., 1994.
46. Грек Александр "Астрофизики с Тау Кита", Эксперт №23,Наука и технологии, 1998 год.
47. Гроф С. Области человеческого бессознательного: опыт исследования с помощью ЛСД. // К XIX Всемирной философской конференции. М., 1992.
48. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990.
49. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. Л., 1990.
50. Гуревич П. Мистика как культурная традиция. // Общественные науки и современность. №5. 1994.
51. Дамаскин. Источник знания. М., 1995.
52. Даникен Э. Воспоминание о будущем. СПб., 1991.
53. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб., 1995.
54. Джонс Дж.К. Инженерное дело и художественное конструирование: современные методы проектного анализа. М., 1976.
55. Дильтей В. О типах мировоззренческих систем и обнаружении их в метафизических системах. // Культурология XX века. 1993.
56. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. Л., 1972 1990.
57. Дунаев М.М. Православие и русская литература. М., 1996.
58. Дунаев М.М. Своеобразие русской религиозной живописи ХП-ХХ века. М, 1997.
59. Дышлевый П.С. Естественнонаучная картина мира как форма синтеза знания. // Синтез современного научного знания. М., 1973.
60. Желтов и др. Виртуальная реальность новая информационная технология. // Аномалия. №1. 1995.
61. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. СПб., 1995.
62. Зиновьева Т. К вопросу о культе мертвых на территории бывшего СССР. // Знание сила. №11. 1996.
63. Злотников К. "Виртуальная реальность" новое измерение или новая вселенная? // Read - Me Magazine. №5. 1995.
64. Иванов Б.И. Философские проблемы технознания. СПб., 1997.
65. Иванов Д.В. Постиндустриализм и виртуализация экономики. // Журнал социологии и антропологии. №1. 1998.
66. Иванов Д.В. Виртуализация общества. // Журнал социологии и антропологии. СПб., 1997.
67. Игнатьев М.Б. Мир как модель внутри сверхмашины. // Тезисы докладов международной конференции по виртуальной реальности. СПб., 1995.
68. Игнатьев М.Б., Чефранов A.C., Шаповалов Е.А. Виртуальная летопись семьи. // Аномалия. №3. 1995.
69. Игнатьева И.Ф. Антропология техники. Екатеринбург. 1992.
70. Ильин И.А. Кризис современного искусства. // Собрание сочинений. Т.б.Кн.1. М., 1996, с. 62-69.
71. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.,1998.
72. Шантепи де ля Соссей. История религий. М.,1992.
73. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
74. Капп Э. Основные направления философии техники. // Роль орудия труда в развитии человека. Д., 1925.
75. Каширин В.П. Философские вопросы технологии. Томск. 1988.
76. Кестлер А. Дух в машине. // Вопросы философии. №10. 1995.
77. Киреевский И.В. Избранные статьи. М., 1994.
78. Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936.
79. Косарева JI.M. Генезис научной картины мира (социально-культурные предпосылки). М., 1985.
80. Косарева JIM. Социокультурный генезис науки Нового Времени. Философский аспект проблемы. М., 1989.
81. Кравченко В.В. О мистике как виртуальной реальности.// Виртуальная реальность. Философские и психологические проблемы. М., 1997.
82. Крипке С.А. Семантическое рассмотрение модальной логики. // Семантика модальных и интенсиональных логик. М., 1981г.
83. Кузанский Николай. О видении Бога. Т.2. М., 1980, с. 46-47.
84. Кураев Андрей. Сатанизм для интеллигенции. М., 1997.
85. Курицын В. На пороге энергетической культуры. // Литературная газета. №44. 1990.
86. Ласло Э. Век бифуркации. Постижение меняющегося мира. // Путь. №7. 1995.
87. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.,1994.
88. Лейбниц. Собрание сочинений. Т.1. стр.498., М., 1982.
89. Лем С. Сумма технологий. М., 1968.
90. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., Изд. МГУ, 1972.
91. Ленк X. Размышления о современной технике. М., 1996.
92. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. // Философия. Мифология. Культура. М.,1991, с.36.
93. Лосев А.Ф. Философия имени. М., 1991.
94. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн.1. М., 1992.
95. Лосев А.Ф. Хаос и структура. М., 1997.
96. Мамардашвили М.К. Классические и неклассические идеалы рациональности. Тбилиси. 1984.
97. Мандельштам О. Слово и культура. М., 1987, с. 83-84.
98. Мандельштам О. Пушкин и Скрябин. // Мандельштам О. Собрание сочинений. Т.2. М., Терра, 1991, с. 314.
99. ЮГМанхейм К. Идеология и утопия. М., 1994. Ю2.Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1995. ЮЗ.Мейер A.A. Философские сочинения. Париж. 1998. Ю4.Мень А. История религии. Т.З. М., 1992.
100. Митчем К. Что такое философия техники? М., 1995.
101. Мифологический словарь. М., 1992.
102. Михайловский В.Н., Светов Ю.И. Научная картина мира. СПб., 1993.
103. Мэмфорд JI. Техника и природа человека. // Новая технократическая волна на Западе. М., 1086.
104. Мэмфорд Л. Миф машины. // Утопия и утопическое мышление. М., 1991. ПО.Неклесса А. Конец цивилизации, или зигзаг истории. // Знамя. №1. М.,1998.
105. П.Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М., 1994.
106. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990.
107. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
108. Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ. М., 1978.
109. Носов H.A. Психология ангелов. М., 1995.
110. Носов H.A. Психология виртуальных реальностей. // Аномалия. №3. 1995.
111. Феномен человека. Антология. М., 1993. С. 239. 120.0сипова Е., Соколова Р. Кризис цивилизации и неоконсерватизм. // Общественные науки и современность. №3. 1993.
112. Первый Российский философский конгресс. В 4-х тт. СПб., 1997.
113. Пигров К.С., Яценко Л.В. Философские аспекты научно-технического творчества. М., 1987.
114. Платон. Собр. соч. Т.З. 1994.
115. Плахов В.Д. Традиции и общество. М., 1982.125.По Э. Рассказы. М., 1997.
116. Погоняйло А.Г. Философия заводной игрушки или апология механицизма. СПб., 1998.
117. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2 тт. М., 1992.
118. Поснов М.Э. История христианской церкви. Брюссель. 1964.
119. Пригожин И. Философия нестабильности. // Вопросы философии. №6. 1991.
120. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М., 1986.
121. Пригожии И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М. 1994.
122. Пришвин М.М. Собр. соч., Т.8. М. 1988.
123. Проблема человека в западной философии. М., 1988.
124. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 1986.
125. Радхакришнан С. Индийская философия. Т.1-2. М., 1957.
126. Рейхенбах Г. Направление времени. М., 1962.
127. Рело Ф. Техника и ее связь с задачею культуры. СПб., 1885.
128. Риккерт Г. Философия жизни. Киев. 1998.
129. Розин В.М. Философия техники и культурно-исторические реконструкции развития техники. // Вопросы философии. №3. 1996.
130. Розин В.М. Технология виртуальной реальности. Проблемы. // Аномалия. №1. 1995.
131. Розин В.М. Виртуальная реальность как форма современного дискурса. // Виртуальная реальность. Философские и психологические проблемы. М., 1997.
132. Рорти Р. Хабермас и Лиотар о постсовременности. // Ступени. Философский журнал. №2(4). 1994.
133. Рыбаков Б.Я. Язычество Древней Руси. М., 1987.
134. Рыбников В., Чукин С. Постмодернизм в культуре и культура постмодерна.// Символ в культуре, СПб., 1992.
135. Руднев В. Прагматика художественного высказывания. // Родник. №11-12. 1988.
136. Саймон Г. Науки об искусственном. М., 1972.
137. Савельев А. Три круга европейской философии. СПб., 1997.
138. Свентоховский И. История утопий. М., 1910.
139. Семенов С.А. Первобытная техника. М.-Л., 1957.
140. Силин A.A. Машины, которых не было. Возвращение в минувшие столетия. // Вестник РАН. №2. 1994.
141. Силин A.A. О единстве и саморазвитии мира. // Вестник РАН. №4. 1993.
142. Символы в культуре. СПб., 1992.
143. Семушкин A.B. Литературный корпус греко-египетского философского синкретизма. // Человек как философская проблема: Восток Запад. М., 1991.
144. Современная западная философия. Словарь. М., 1991.
145. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
146. Солоневич И. Диктатура импотентов. Новосибирск. 1994.
147. Тавризян Г.М. "Метатехническое" обоснование сущности техники М. Хайдеггера. // Вопросы философии. №12. 1971.
148. Тавризян Г.М. Человек в техническом мире. // Философские вопросы технического знания. М., 1984.
149. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.
150. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
151. Технологии ВР. Состояние и тенденции развития. М., 1996.
152. Титов В. Игра в воображение. М., 1998.
153. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.
154. Толкиен Дж. О волшебных сказках. // Утопия и утопическое мышление. М., 1991.
155. Традиции и инновации в духовной жизни общества. М., 1986.
156. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997.
157. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений. Т.1. с.224. М. 1982.
158. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М., 1990.
159. Успенский Л. Богословие иконы. С. 422. Киев. 1998.
160. Утопия и утопическое мышление. М., 1991.
161. Философия техники в ФРГ. М., 1989.
162. Философия техники: история и современность. М., 1997.
163. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
164. Флоренский П.А. Органопроекция. М., 1919.
165. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Т.1. М., 1990.
166. Флоровский Г.В. Проект мнимого дела. // Культура и свобода. №1-2. 1993.
167. Флоровский Г.В. Метафизические предпосылки утопизма. // Вопросы философии. №10. 1990.
168. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Париж. 1937.
169. Фома Аквинский. Сумма теологии. I, g.76, 4 с// Антология мировой философии. 1969, с.849-851.
170. Фромм Э. Из плена иллюзий. М., 1992.
171. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. №3. 1990.
172. Хабермас Ю. Модерн: незавершенный проект. Наука и техника как идеология. // Вопросы философии. №4. 1992.
173. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия. // Вестник МГУ. Серия "Философия", №4. 1993.
174. Хайдеггер М. Вопрос о технике. Поворот. // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
175. Хайдеггер М. Европейский нигилизм. // Новая технократическая волна на ЗападеМ., 1986.
176. Хокинг С. От большого взрыва до черных дыр. Краткая история времени. М., 1990.
177. Хоружий С.С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности. // Вопросы философии. №6. 1997.ъ
178. Цицерон. Об обязанностях. 1.28.97; 1979, с. 364.
179. Честертон. Г. Вечный человек. М., 1991.
180. Честертон Г. Шар и крест.// Приключения 90. М., 1990. С. 286
181. Шаповалов Е.А. Курс лекций по философии техники. СПб., 1998.
182. Шаповалов Е.А. Философские размышления о виртуальной реальности. // Вестник Санкт-Петербургского университета. 1996. Серия 6. Выпуск 2.
183. Шаповалов Е.А. Русские вопросы философии техники. СПб. 1999.
184. Шапошникова JÏ. Огненное творчество Космической Эволюции.// Рерих Е.И. У порога нового мира. М., 1993, с.17.
185. Шафаревич И.Р. О некоторых тенденциях развития математики. // Есть ли у России будущее? М., 1991.
186. Шелер Макс. О социологии позитивной науки. // Социс №4,1985, с. 164.
187. Шелли М. Франкенштейн, или Современный Прометей. М., 1997.
188. Шпенглер О. Закат Европы. В 2 т. 1998.
189. Шредер Р. Киберкультура, киборг-постмодернизм и социология технологий виртуальной реальности. Guilford. 1994.
190. Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики? М., 1947.
191. Штейн Михаил. Слово, №2, 1991 год.
192. Шубин А.В. Гармония истории (Введение в теорию исторических аналогий). М., 1992.
193. Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.
194. Юнг К. Проблемы души нашего времени. М., 1994.
195. Юнг К. О современных мифах. М. 1994.
196. ГЯсперс К. Современная техника. // Смысл и назначение истории. М., 1994.
197. Christopher Jones. Design methods seeds of human futures. N.Y. 1972.
198. Ellul J. The technological society. N.Y. 1964.
199. Hammed Francis. Virtual reality. N.Y. 1993.
200. Heim Michael. The metaphysics of virtual reality. //Virtual reality: theory, practice, and promise. Vestport-London. 1991.
201. Keel J.A. UFOs: operation Trojan Horse. P.303. N.Y. 1970.
202. Leary T. Chaos and cyber culture. Berkeley: Ronin Publishing, 1994.
203. Lewis David. Truth in fiction. // Philosophical papers. N.Y. 1983.
204. Matchett E. Control of Thought in Creative Work, N.Y., 1968.
205. Miller Barry. Could any fictional character ever be actual? // The southern journal of philosophy. V.23. №3. 1985.
206. Mitcham C. Thinking through Technology: The Path between Engineering and Philosophy. Chicago. 1994.
207. Moody E.A. The Age of Analysis: Presidential address delivered before the Thirty-Seventh Annual Meeting of the Pacific Division of the American Philosophical Association at the Miramar Hotel, Santa Monica, California,
208. December 27-29, 1963. Цитировано no: Moody Е.А., Studies in medieval philosophy, science and logic, Berkeley, L.A., 1975, pp. 305-320.
209. Myron W. Krueger. Artificial reality: past and future. Virtual reality: theory< practice and promise. London. 1991.
210. Tart C.T. Multiple personality altered states and virtual reality: the world simulation process approach. // Dissociation. 1990, #3.
211. Page J.K. Environmental Research Using Models, N.Y., London, 1964.
212. Vallee J. The invisible college. P.202. N.Y. 1975.
213. Virtual Reality.Applications and Explorations. Edited by Alan Wexelblat, Academic Press Professional, A. Diviain of Harcourt Brace and Company, London, 1993.
214. Virtual Reality Casebook. Editors Carl Eugene Loeffler, Tim Anderson, Van Nostrand Reinhold, Am. International Thomson Publishing Company, N.Y. 1994.1. Содержание.1. Введение.1. Глава 1.
215. Виртуальная реальность: природа и история становления понятия.1. Раздел 1.
216. Этимология и природа понятия виртуальная реальность (ВР).131. Раздел 2,1. История разработок ВР.261. Глава 2.
217. Культурные основания техники ВР в религиозно-философских аспектах генезиса виртуального менталитета.1. Раздел 1.
218. Метатехнические аспекты ВР.381. Раздел 2.
219. Виртуальность как проблемный опыт реальностив новоевропейской парадигме мышления.551. Раздел 3.1. Духовные основы для ВР.801. Раздел 4.
220. Построение пространств нигилизма.от средневекового карнавала к постмодернизму).1111. Глава 3.
221. Социально-антропологические горизонты виртуальной культуры.1. Раздел 1.
222. Человеческий мир и виртуальные технологии.1431. Раздел 2.
223. Проблемы вхождения BP в культуру.1621. Заключение.178
224. Использованная литература.185