автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Философско-антропологический анализ психотерапии как феномена постнеклассической науки

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Круглова, Елена Альбертовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Философско-антропологический анализ психотерапии как феномена постнеклассической науки'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Круглова, Елена Альбертовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Ведущие направления современной психотерапии как исцеляющей деятельности. Философско-антропологический аспект.

1.1. Эриксоновский гипноз. Рождение объективных методов из опыта удивления.

1.2. Гештальттерапия.

1.2.1. Проблема границы в гештальттерапии.

1.2.2. Схема прерываний. Проблема эффективности практики.

1.3. Нейро-лингвистическое программирование.

1.3.1. Рождение НЛП из эриксоновского гипноза и гештальттерапии с привлечением

1.3.2. лингвистических исследований.

1.3.3. НЛП как объективное знание о принципах здорового мышления.

1.4. Психосинтез.

1.4.1. Психосинтез. Введение.

1.4.2. Самоорганизация внутреннего мира человека в психосинтезе.

1.4.3. Проблема эффективности практики психосинтеза.

1.4.4. Методы психосинтеза как объективное (теоретическое) знание.

ГЛАВА 2. Вербальные средства и психотерапия как философско-антропологическая проблема.

2.1. Герменевтическая составляющая психотерапевтической практики.

2.2. Информационная экология и современная психотерапия.

2.3. О психотерапии в связи с критикой Карла Поппера и Норберто Кеппе.

ГЛАВА 3. Деятельность как философско-антропологический принцип психотерапии.

3.1. Краткий обзор зарождения психотерапии как нормирующей деятельности, направленной на проявления души человека.

3.2. Понятия типа и сферы деятельности.

3.3. Схема деятельности. Взаимодействие теории и практики психотерапии.

3.4. Коммуникация как способ психотерапевтической деятельности.

ГЛАВА 4. Философия постнеклассической парадигмы и современная психотерапия.

4.1. Психотерапия и синергетика.

4.1.1. От классического до постнеклассического идеала рациональности.

4.1.2. Человек как самоорганизующаяся система.

4.1.3. Бифуркации в психотерапевтической практике.

4.1.4. Понятие аттрактора и психическое здоровье.

4.2. Субъектный статус клиента в психотерапии.

4.3. Роль и значение рефлексии в излечении.

4.4. Проблема научного статуса психотерапии.

4.5. Психотерапия как фактор социальных отношений.

ГЛАВА 5. Радикальный конструктивизм в антропологии как основа психотерапевтической теории и практики.

5.1. Основные положение радикального конструктивизма.

5.2. "Онтология" радикального конструктивизма.

5.3. Методы конструирования психотерапевтических теорий как путь выстраивания психотерапевтом самого себя.

5.3.1. Человек как аутопоэтическая целостность высшего порядка.

5.3.2. Замкнутость, относительность и субъективность знания.

5.3.3. Метод интроспекции (самонаблюдение) - основной метод конструирования психотерапевтической теории.

5.5. Развитие идеи метаиндивидуальной целостности (высшего порядка) - возможное восточное направление радикального конструктивизма. О хранителях Огня в OIKOSe.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Круглова, Елена Альбертовна

Термин «психотерапия» происходит из древнегреческого языка и означает «чуткую заботу о жизни, душе, уме, настроении» [85, С.5].

Современный человек помещен в контекст жизни, глубоко пораженной стрессовыми ситуациями, «духовной неприкаянностью», жизненными кризисами. Поиск и указание путей обретения душевного здоровья и является центральной задачей любой психотерапии.

Можно считать, что психотерапия в ее современной форме возникла уже в конце 18 века. Райльс в 1803 году книгой «Psychische Kurmethode» («Метод психического лечения») открыл, кажется, первую систематическую дискуссию на тему психотерапии. Психотерапия впервые признана в Германии самостоятельной дисциплиной в 1811 г. с назначением Хайнрота профессором психотерапии» [85, С. 30].

В данное время психотерапия представляет собой собрание более ста различных методов и методик оздоровления души, среди которых самыми известными сейчас являются:

• Эриксоновский гипноз

• Гештальттерапия

• Нейро-лингвистическое программирование

• Психосинтез

От того, будет ли принят в обществе научный статус психотерапии, зависит, будут ли выделяться на развитие этой дисциплины государственные средства, будет ли преподаваться психотерапия в государственных образовательных учреждениях. Хотя споры о научном статусе психотерапии в самом разгаре, однако в России (и не только в России) уже открыт Институт психотерапии и медицинской психологии. (Однако надо отметить, что здесь психотерапию причислили к медицинской психологии). В институте психологии и педагогики в Москве открыт факультет психологического консультирования и психотерапии.

Итак, каков статус психотерапии? Является ли психотерапия наукой или искусством? Или эта область человеческой деятельности есть не более чем знахарство, основанное на субъективных и ненаучных вымыслах и предположениях о человеческой психике? Имеет ли отношение к психотерапии дихотомия наука-практика? Относится психотерапия к традиционной медицине, к психологии или это самостоятельная научная дисциплина?

На настоящий момент известно, что многие ученые добиваются признания научного статуса психотерапии. Среди них: Альфред Притц (Генеральный секретарь Европейской Ассоциации Психотерапии), Хайнц Тойфельхард, Эмми Ван Дорцен-Смит, Дейвид Смит, Вильдфрид Датлер, Ульрике Фельт, Рудольф Бухман, Марио Шлегель, Йозеф Феттер, Манфред Штайнлехнер, Роберт Гуттерер, Людвиг Рейтер, Эгберт Штейнер, Гюнтер Шипек, Элизабет Вагнер, Александр Фильц, Гернот Зоннек, Оскар Фришеншлягер, Томас Слунецко, Эва-Мария Вольфрам, Фриц Вальнер и др.

Пока споры о научном статусе психотерапии не закончены. Ряд ученых относят психотерапию к классической науке. В своем исследовании мы показываем неправомерность такой позиции.

О рассмотрении психотерапии как постнеклассической науки, а именно: ее связи с синергетикой, впервые заговорили на Первой конференции Немецкого общества сложных систем и нелинейной динамики (Deutsche Gesellschaft fur Komplexe Systeme und Nichtlineare Dynamik) в немецком городе Гюнцбурге в октябре 1997 года, где целый блок докладов был посвящен синергетическому взгляду на психологию, психиатрию и психотерапию. В этом же 1997 году вышла первая в мире книга на эту тему - «Самоорганизация в психологии и психиатрии». Это сборник статей современных ученых. Обратим внимание, что в названии книги нет слова «психотерапия», т.е. очевидно, что большинство ученых пока не отделяют психотерапию от медицины и психологии. Проблема рассмотрения статуса психотерапии как отделенной от психиатрии и психологии также рассматривается в нашем исследовании.

Дата рождения синергетики - начало 70-х годов 20 века, когда появились работы Германа Хакена, который ввел термин «синергетика» в научную литературу. Сейчас это довольно хорошо разработанное направление современной науки. Среди авторов, занимающихся проблемами синергетики в России -Акчурин И.С., Алексеев И.С., Алешин А.И., Аршинов В.И., Буданов В.Г., Гайденко П.П., Гиренок Ф.И., Данилов Ю.А., Киященко Л.П., Климонтович Ю.Л., Князева Е.Н., Крылов Ю.К., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.А., Налимов В.В., Огурцов А.П., Розов М.А., Степин

B.C., Свирский Я.И., Тарасенко В.В., Тищенко П.Д., Харитонов С.В., Хоружий С.С., Чернавский Д.С., Юдин Б.Г. и др. Среди зарубежных авторов - Пригожин И., Стенгерс И., Николис Г., Баблоянц А., Хакен Г., сотрудники Брюссельского Свободного Университета и др.

В середине 60-х годов философская мысль пришла к представлению, что реальность - это набор мыслительных конструкций, что она, в конечном счете, есть текст (П. Бергер, Н. Лукман). К началу 80-х складывается философское течение "радикальный конструктивизм" (П. Ватцлавик, Э. фон Глазерсфельд, X. фон Фёрстер и др.). Они подчеркивают аспект "сделанности" реальности человеком. О многом говорит название сборника, подготовленного этими авторами, "Изобретенная действительность" (1981г.).

X. фон Фёрстер утверждает, что "Окружающая среда в том виде, как мы ее воспринимаем, - это наше изобретение". По мнению П. Ватцлавика, "Единственное, что существует - это множество различных версий реальности, некоторые из которых могут входить в противоречие друг с другом" (монография "Насколько реальность реальна" (1976 г.). Радикальный конструктивизм стал эпистемологией теории самоорганизации, теория самоорганизации является онтологией радикального конструктивизма (см. С. Цоколов).

Основные положения радикального конструктивизма можно выразить в двух следующих утверждениях:

1. знание не получается пассивно субъектом из окружающей действительности или посредством коммуникации, а активно конструируется им; слушающий, и в общем воспринимающий, сам создает информацию посредством операций в своей когнитивной области.

2. познание служит для организации опыта, полученного при взаимодействии с окружающим миром, а не для получения истинного знания об объектах абсолютной реальности.

Радикальный конструктивизм утверждает, что знание от начала и до конца строится субъектом. При этом в сознании изначально не существует никаких универсальных категорий, объектов или структур, а также не существует никакого объективного эмпирического опыта или фактов. Представления об отражении действительности в сознании в конструктивизме исключаются.

Конструктивисты от биологии - Матурана и Варела, замечают, что для нервной системы (сознания) не существует абсолютного критерия, позволяющего отличить ложное ее состояние (галлюцинацию) от состояния, вызванного внешним раздражителем. Единственным условием, определяющим пригодность знания (состояния нервной системы), является возможность достижения динамического равновесия субъекта (познающей системы) со средой или другим субъектом.

Положения радикального конструктивизма проходят красной нитью через всё наше исследование, даже, если мы о нем не упоминаем специально. Мы аналогично не признаем существование Абсолютной объективной реальности. Мы считаем, что Абсолют - это Бог, и Бог в каждом человеке в виде искры Божьей. Впрочем, это вопрос Веры, т.е. опять же вопрос конструирования своего мира.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Цели:

1.Показать, что психотерапия в свете современных постнеклассических представлений о междисциплинарной организации науки представляет собой особого рода коммуникативно-деятельностное (Аршинов В.И.) взаимодействие теории и практики (Розин В.М.). Показать, что в этом качестве психотерапии может быть придан научный статус. Обосновать, что психотерапия - новая наука о человеке.

2.0босновать тезис о том, что радикальный конструктивизм является онтологической и методологической основой психотерапии. Задачи:

1. Выявить и раскрыть проблемы, связанные с психотерапией в социальном, теоретическом и практическом планах:

• Статус психотерапии - наука или искусство?

• Раскрыть основные положения радикального конструктивизма и приложить их к рассматриваемым вариантам психотерапии.

• Критерии эффективности психотерапии

- Отношения между психотерапевтом и клиентом;

- Эффективность психотерапевтической коммуникации;

- Значимость развития личности самого психотерапевта;

• Перспективы развития психотерапии.

• Проблема трансляции психотерапевтической культуры в России.

2. Исследовать ведущие направления современной психотерапии сквозь призму теории деятельности.

3. Исследовать указанные направления психотерапии сквозь призму постнеклассического (синергетического) подхода и показать, что психотерапию можно квалифицировать как науку в рассматриваемом синергетическом контексте.

4. Ввести представления о современной психотерапии как о научной деятельности постнеклассического типа, а именно: коммуникативно-деятельностное взаимодействие теории и практики.

На эти проблемы отвечает исследование. Мы берем в рассмотрение несколько ведущих современных подходов в психотерапии - эриксоновский гипноз, гештальттерапия, НЛП, психосинтез. Выбор этих направлений задан теми проблемами и задачами, которые определяют тему исследования. Указанные проблемы могут быть разрешены по-разному.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Философско-антропологический анализ психотерапии как феномена постнеклассической науки"

Заключение

Цель предлагаемого исследования мы считаем выполненной:

Показано, что радикальный конструктивизм является онтологической и методологической основой психотерапии; психотерапия представляет собой в свете современных постнеклассических представлений о науке коммуникативно-деятельностное взаимодействие теории и практики. Показано, что психотерапию можно отнести к постнеклассической науке. Научные результаты диссертационного исследования:

1. Выявлены проблемы, связанные с психотерапией в социальном, теоретическом и практическом планах, а именно: Радикальный конструктивизм можно рассматривать как онтологическую и методологическую основу психотерапевтической теории и практики по следующим положениям:

• Человек как аутопоэтическая имманентная целостность высшего порядка - основная ценность психотерапии.

• Методы психотерапевтической практики можно рассматривать как путь смены иллюзий клиентом - выстраиванием новой реальности.

• Реальность можно считать нормальной, если она позволяет человеку существовать как социальной единице, избегать страданий и конфликтных ситуаций.

• Метод интроспекции - самонаблюдения - основной метод конструирования психотерапевтических теорий.

• Психотерапевтические теории - конструкты без онтологии.

• Знание в психотерапии субъективно и относительно.

• Объективность психотерапии заключается в её эффективности: положительном результате. Статус психотерапии - наука постнеклассического типа, представляющая собой междисциплинарные исследования с гуманитарным ядром, включающие в себя как гуманитарные науки, так и естественные дисциплины: философию, герменевтику, лингвистику, биологию, физиологию, нейрофизиологию, информатику, кибернетику и др.

Критерии эффективности психотерапии:

- Отношения между психотерапевтом и клиентом субъект - субъектные;

- Эффективность психотерапевтической коммуникации достигается путем эмпатии психотерапевта и клиента; предоставления свободы выбора клиенту, многозначностью высказываний психотерапевта (для выявления модели мира клиента); организации саморефлексии клиента; включение клиента в процесс саморазвития посредством обнаружения внутреннего наблюдателя, способного к положительным самоизменениям, воздействуя на собственную психику;

- Для положительного исхода психотерапевтического воздействия имеет важнейшее значение развитие личности самого психотерапевта.

Перспективы развития психотерапии: обоснована возможность принятия психотерапии как принципа коммуникации для гармонизации социальных отношений (от межличностных отношений до отношений между народами и странами).

Россия постепенно включается в общемировой процесс распространения психотерапевтических знаний и налаживает обслуживание клиентов, нуждающихся в психотерапевтической помощи. Однако следует отметить, что в России психотерапию практикуют чаще психиатры или психологи, что не может не влиять отрицательно на качество оказываемой помощи.

Исследованы ведущие направления современной психотерапии сквозь призму теории деятельности. Рассмотрена методологическая схема деятельности. Взаимодействие между теоретической и практической частями психотерапии в теории деятельности можно описать следующим образом: психотерапевт в своей практической деятельности использует теоретические построения как средства перевода клиента в иное состояние психики с помощью коммуникации (способ деятельности психотерапевта). Психотерапия признает исключительно вербальное воздействие на психику клиента. Рассмотрены понятия типа и сферы деятельности. Показано, что сфера деятельности психотерапии на сегодняшний момент в Европе и Америке достаточно развита и представляет собой систему m ассоциаций и союзов психотерапевтов; систему подготовки специалистов по этой специальности; доступность литературы по психотерапии для широкого круга читателей; доступность психотерапевтической помощи; конкуренцию разных психотерапевтических школ.

3. Поскольку деятельностный подход не позволил в полноте исследовать психотерапевтическую теорию и практику, указанные направления психотерапии исследованы сквозь призму постнеклассического (в том числе синергетического) подхода. Результатом такого исследования являются следующие положения: психотерапия вписывается в постнеклассический контекст современной науки по следующим признакам:

Статус субъекта является доминирующим.

Взаимодействие психотерапевта и пациента можно описать как субъект-субъектные отношения.

Ценностные ориентации психотерапевта и пациента являются превалирующими.

Человек - диссипативная система: открытая, нелинейная, неравновесная.

Состояние болезни можно интерпретировать как странный аттрактор, рост хаоса в психике человека.

Состояние здоровья тяготеет к простому аттрактору, к упорядоченности.

Определенная доля хаоса должна присутствовать в творческом процессе.

Развитие психической болезни и выздоровление можно интерпретировать как бифуркационные изменения.

Человек способен к рефлексивной самоорганизации.

В постнеклассике наблюдатель способен саморазвиваться за счет обнаружения в себе объекта воздействия.

4. Выявлена ведущая роль вербальных и знаковых средств в психотерапии.

5. Показана роль рефлексии в психотерапевтической практике.

6. Обоснована необходимость рефлексии в обретении внутренней свободы личности.

7. Обосновано, что психотерапия представляет собой особого рода коммуникативно-деятельностное взаимодействие теории и практики.

8. Обоснована необходимость освоения обществом психотерапевтической культуры.

9. Обоснована необходимость личной и социальной фильтрации загрязненной информационной сферы, поскольку это влияет на состояние психического здоровья личности и общества в целом.

В настоящий момент человечество уже достигло той стадии развития, когда оно оказывается способным обдуманно выбирать пути своей эволюции. Двадцатый век будет памятен не войнами, а в первую очередь тем, что именно тогда человечество впервые задумалось о здоровье, как человеческом, так и здоровье общества и Земли в целом. Принципы психотерапии должны стать ведущими для осуществления межличностной коммуникации, для общения и развития отношений между странами и народами. Возможно, что психотерапия, как наука об исцелении души, станет ведущей наукой XXI века, ибо человек уже преуспел в технике, но теперь настало время успехов в познании своей человеческой природы. Закончим пророческими словами академика Моисеева: «XXI век будет веком гуманитарного знания» [51, С.6] и программным тезисом радикального конструктивизма, высказанным Ж. Пиаже:

Разум организует мир, организуя самого себя".

Автор диссертации выражает искреннюю благодарность за конструктивную критику докторам философских наук Института философии РАН: Ларисе Павловне Киященко, Федору Ивановичу Гиренку, Вадиму Марковичу Розину, Вячеславу Эмирековичу Войцеховичу, к.ф.н. Якову Иосифовичу Свирскому. Особую благодарность автор выражает первооткрывателю (во многом) радикального конструктивизма для русскоязычной аудитории доктору философских наук Сергею Арнольдовичу Цоколову, а так же профессору философского факультета МГУ Валерию Григорьевичу Кузнецову за содействие в установлении коммуникационного контакта с Сергеем Арнольдовичем, который продолжает свои исследования в США и Германии.

 

Список научной литературыКруглова, Елена Альбертовна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Norberto R. Керре. "Liberation": Proton Editora, Ltda. Sociedade Internacional de Trilogia Analitica, Sao Paulo Brazil, 1983. - 230 c.

2. Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ - М». 2000.-336 с.

3. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности и до наших дней: Пер. с англ. М.: Прогресс - Культура; Издательство Агентства «Яхтсмен», 1995. - 608 с.

4. Анисимов О.С. Акмеология и методология: проблемы психотехники и мыслетехники. -М., 1998. 772 с,

5. Анисимов О.С. Гегель: мышление и развитие (путь к культуре мышления). -М., 2000. 800 с.

6. Анисимов О.С. Основы методологии: Учебное пособие / Российская академия менеджмента и агробизнеса. М.: 1994.—Т. 1-2.

7. Анохин П.К. Системогенез как общая закономерность эволюционного процесса// Бюл. Экспериментальной биологии и медицины. 1948. - Т.26, -№ 8.

8. Арский Ю.М., Данилов-Данильян В.И. и др. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? (Учебное пособие). М., 1997.

9. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999.-203 с.

10. Ассаджоли Р. Психосинтез. М.: «Рефл-бук», «Ваклер», 1997. - 320 с.

11. Бизоньо Паоло. Память о будущем. Записки об образах науки / Пер. с итал. В.Н. Радциг. М., 1994. - 303 с.

12. Бинсвангер Людвиг. Бытие в мире. Введение в экзистенциальную психиатрию «КСП+», М.: «Ювента», СПб (при участии психологического центра «Ленато», СПб), 1999. - 300 с.

13. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск: Наука, 1983.

14. Бранский В.П. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории.// Общественные науки и современность. 1999. № 6. - С. 117-127.

15. Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики.// Вопросы философии. 2000. № 4. - С. 112-129.16