автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Философско-методологический аспект понятия "чувственный образ"
Полный текст автореферата диссертации по теме "Философско-методологический аспект понятия "чувственный образ""
005005383
На правах рукописи
ВИНОГРАДОВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА
ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ «ЧУВСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»
Специальность 09.00.01 - онтология и теория познания
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук
-8 ДЕК 2011
Уфа-2011
005005383
Работа выполнена на кафедре философии и методологии науки ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет».
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор
Кудряшев Александр Фёдорович
Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор
Ким Владимир Васильевич
кандидат философских наук, доцент Тарасов Олег Владимирович
Ведущая организация: ФГ БОУ ВПО «Башкирский государственный
аграрный университет»
Защита состоится «23» декабря 2011г. в 10.00 час. на заседании диссертационного совета Д.212.013*03 по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук в Башкирском государственном университете по адресу: г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32, ауд.345.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Башкирского государственного университета.
Автореферат разослан «21» ноября 2011 г.
Учёный секретарь диссертационного совета, доктор философских наук, профессор !у/ /ил С.М. Поздяева
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Статус понятия «образ» как философской категории, несмотря на его широкое использование в философии, не является очевидным. Проблема заключается, во-первых, в том, что остаётся до конца невыясненным, всякий ли образ является чувственным, а во-вторых, в том, что нет ясности в вопросе, можно ли содержание понятия «чувственный образ» выразить философско-категориальными средствами?
Современная наука открывает новые возможности для изучения деятельности мозга, что способствует расширению знаний о человеке и, в частности, о чувственном образе, как элементе его сознания. Развитие генетики, нейронаук, информационных и нанотехнологий позволяет получать ранее недоступные данные. Сегодняшняя философия просто обязана учитывать то новое, что появилось в деле изучения человека. Вместе с тем, научно-практические достижения последних лет выявляют проблемы и вопросы, требующие философско-методологического и морально-этического осмысления. Новые технологии порождают такие феномены бытия, как виртуальная реальность и виртуальные образы, которые приводят к уходу человека от действительности в сформированный им самим виртуальный мир.
Естественнонаучное познание, проникая всё глубже в сущность явлений, уже давно вышло за пределы человеческой чувственности, в результате чего роль логико-математических методов и формализации в научном познании чрезвычайно возросла. Кроме того, объективность результатов изучения микрообъектов и микропроцессов поставлена под сомнение, так как сам процесс измерения или наблюдения влияет на их поведение, а в силу макроскопичности человеческих ощущений микропроцессы не могут непосредственно восприниматься органами чувств. Всё это даёт возможность многим представителям естествознания говорить об отсутствии наглядности в современной науке, что, так или иначе, ведёт к игнорированию или недооценке роли чувственности в научном познании. Тем самым, весьма целесообразно в философии естественных наук обратиться к специальному исследованию этой роли. В свою очередь, гуманитарное познание во многом близко к художественному освоению действительности, что уже предполагает связь с чувственно-эмоциональной сферой людей.
Итак, особенностью жизни современного человека является, с одной стороны, возрастание роли рационально-логического мышления, с другой -повсеместная пропаганда средствами массовой информации чувственных наслаждений и стремление к удовлетворению потребностей средствами, не требующими духовных усилий. Данные обстоятельства заставляют
3
обратиться к рассмотрению чувственного образа, чтобы выяснить, насколько важно, не покидая почву чувственной реальности, не забывать о вечных ценностях, высших проявлениях человеческого бытия. В данном смысле чувственный образ служит связующим звеном между объективной реальностью и внутренним миром человека. Иначе говоря, необходимо повернуться к самому человеку, отказавшись от односторонних абстракций, и рассмотреть его в многообразии проявлений, то есть как существо, в котором сочетаются перцептивно-телесное, рационально-логическое и духовно-экзистенциальное начала.
Степень разработанности проблемы. Проблема чувственной стороны человеческого сознания и познания, пожалуй, одна из наиболее популярных и, в то же время, спорных в философской и научной мысли. Не останавливаясь подробно на всех исследованиях, выделим из них те, которые являются наиболее значимыми для разработки изучаемой проблемы. В философии чувственный образ в основном рассматривается в рамках познавательного процесса, а чувственное познание, как правило, представляется низшей ступенью, не способной дать достоверное знание.
Античная философия выработала два основных принципа, лежащих в основе современного подхода к чувственному образу: причинная обусловленность образа внешним воздействием на органы чувств и его зависимость от особенностей самих органов чувств. Демокрит объяснял возникновение ощущений проникновением в воспринимающие органы мельчайших частиц (атомов), истекающих от объекта. Фактически он заложил основу разделения качеств на первичные (существующие в реальности) и вторичные (существующие «во мнении»). Софисты утверждали, что восприятие субъективно, следовательно, всякое знание относительно. Платон чувственному миру, как кажущемуся и нереальному, противопоставляет идеальный мир, как действительный и реальный, а все ощущения, по его мнению, обманывают человека. Аристотель сравнивал ощущения с отпечатком, оставленным внешним источником, который возникает благодаря деятельности «животной» души. При этом кроме внешнего воздействия необходимо направленное на объект действие организма. Обратил внимание Аристотель и на существование представлений (или фантазий), которые соединяются в сознании по определённым правилам.
В Новое время были заложены основы естествознания, и сложилось два направления в научном познании: эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт). Дж. Локк систематизировал учение о первичных и вторичных качествах. Дж. Беркли, Д. Юм утверждали, что человек не может выйти за пределы своих ощущений, а материя существует только в восприятии. И. Кант подчёркивал, что человеческому познанию доступны только явления (феномены), а не сущность вещи или процесса, а также обосновал
4
существование априорных форм познания (пространства и времени), с помощью которых упорядочиваются ощущения.
Марксистская философия, отводя чувственному познанию важную роль, как начальному этапу процесса получения знаний, связывает этот процесс, в первую очередь, с социальной обусловленностью и общественно-исторической практикой людей. В.И. Ленин, следуя взглядам К. Маркса и Ф. Энгельса, развил теорию отражения, согласно которой человеческие ощущения есть отражение, образ внешнего мира. Работы советских философов строились на методологической основе диалектического материализма, а чувственный образ рассматривался как отражение действительности. В 60 - 70-е годы XX века советскими и болгарскими философами было проведено совместное исследование проблем чувственного отражения, результаты которого были опубликованы в сборниках «Ленинская теория отражения и современность» и «Ленинская теория отражения и современная наука» в 3-х томах. Здесь нашли своё выражение идеи физиологов, например, П.К. Анохина, философов B.C. Тюхтина, А.Д. Урсула и др. В 1986 г. в Свердловске вышел сборник научных трудов «Категория образа в марксистско-ленинской гносеологии: структура и функции» под редакцией профессора И.Я. Лойфмана. В сборнике также представлены статьи В.Н. Сагатовского, И.С. Нарского, В.В. Кима, Н.И. Губанова, Е.В. Золотухиной-Аболиной и других философов.
Д.И. Дубровский рассматривает процесс познания, опираясь на естественнонаучные факты, кибернетику и теорию информации. Э.В. Ильенков, Г.С. Батищев подчёркивали особое значение принципа практики в познании. В свете естественнонаучных достижений анализирует чувственное отражение Н.И. Губанов, в соотношении с деятельностью -A.M. Коршунов, В.В. Мантатов. Наглядный образ в структуре познания рассматривает A.B. Славин.
Проблемы научного познания поднимают в своих работах В.Ф. Асмус (проблемы интуиции), Б.М. Кедров, B.C. Швырёв (теоретическое и эмпирическое в научном познании), М.В. Мостепаненко, И.Б Михайлова, А.Н. Кочергин (методы научного познания), В.А. Штофф (проблемы моделирования в науке), A.C. Кармин (субъект-объектное отношение в науке), А.И.Ракитов (системный подход, историческое познание), B.C. Стёпин, В.Г. Горохов, М.А. Розов, В.А. Лекторский, М.В. Лебедев, Л.А. Мнкешина (философско-методологические проблемы науки), В.В. Ким (семиотические аспекты научного познания), А.Ф. Кудряшев (проблемы единства и обоснования научного знания), A.C. Майданов (научное творчество). С синергетических позиций рассматривают процесс познания и творческой деятельности В.И. Аршинов, E.H. Князева, С.П. Курдюмов, А.Л. Алюшин.
В работах K.P. Мегрелидзе, А.Р. Лурии, Л.С. Выготского, И.Т.
5
Касавина на богатом фактическом материале показаны различия в восприятии окружающего мира людьми разных исторических эпох и разного социально-экономического уровня.
Среди крупных отечественных философов немарксистского направления следует выделить работы B.C. Соловьёва, Г.Г. Шпета, М.М. Бахтина, А.Ф. Лосева, Н.К. Рериха, М.К. Мамардашвили, которые вносят большой вклад в понимание специфики гуманитарного знания, роли языка, слова и символа, а также искусства в человеческом бытии.
Зарубежная немарксистская философия конца XIX - начала XX вв. представлена направлениями, которые обращались либо к самому человеку, его сознанию и существованию (феноменология, экзистенциализм, отчасти герменевтика), либо к процессу научного познания и его методологии (позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постмодернизм, прагматизм). Эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус) выдвигает представление о мире как совокупности «ничьих»» ощущений. Представляют интерес для разработки исследуемой проблемы работы Б. Рассела, К. Поппера, Т. Куна, Г. Башляра. На основании достижений биологии, генетики строится эволюционная теория познания (К. Лоренц, Г. Фоллмер, К. Поппер и др.). Среди отечественных философов данный подход развивают И.П. Меркулов, В.Г. Борзенков, И.Г. Ребещенкова. Значительный вклад в разработку проблем познания был сделан на основе кибернетики (Н. Винер) и синергетики (Г. Хакен, И. Пригожин). Новые возможности для понимания особенностей чувственного образа открывает биосемиотика (Я. Фон Икскюль, А. Шаров, А.Е. Седов, Ю.С. Степанов и др.). Современные технологии, средства массовой коммуникации, виртуальная реальность и виртуальные образы рассматриваются в работах М. Маклюэна, С.С. Хоружего, H.A. Носова, М.Ю. Опёнкова, В.А. Кутырёва и др.
Понятие «образ» одно из ведущих в психологии, поэтому разработкой связанных с ним проблем занимаются многие психологи. В данной связи следует назвать имена Ж. Пиаже, Р. Арнхейма, М. Вертгеймера, Ч. Шеррингтона, Р.Л. Грегори, Х.Р. Шифмана, К. Коффки, А. Валлона, H.A. Бернштейна, A.B. Запорожца, Б.Г. Ананьева, Л.М. Веккера, С.Л. Рубинштейна, E.H. Соколова, А.Р. Лурии, A.A. Ухтомского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, A.A. Леонтьева, A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского, В.П. Зинченко. Серьёзный материал содержится в трудах учёных: Г. Гельмгольца, И.П. Павлова, П.К. Анохина, Н.П. Бехтеревой, К.В. Судакова.
Среди философов Башкортостана проблема онтологизированных образов освещается в работах Р.Ю. Рахмагуллина, чувственное познание и восприятие окружающей реальности - С.М. Мочалова, М.С. Кунафина. Различным аспектам интересующей нас проблемы также уделяют внимание Б.С. Галимов, A.B. Лукьянов, Д.А. Нуриев, Л.Б. Султанова, Д.М. Азаматов,
6
Е.Ю. Бикметов, У.С. Вильданов, С.М. Поздяева, B.C. Хазиев, H.A. Шергенг, Р.Х. Лукманова, А.И. Столетов, И.М. Орешников, М.А. Пушкарёва, О.И. Елхова, О.В. Тарасов, Г.Б. Святохина и др.
Хотя объём исследований по данной теме очень обширен, работ, посвященных анализу непосредственно чувственного образа, не так много, в них он рассматривается только как гносеологическая категория. Кроме того, во многих работах понятия «образ» и «чувственный образ» фактически отождествляются. Поэтому важно рассмотреть методологический аспект понятия «чувственный образ» в единстве онтологии, гносеологии и аксиологии и представить чувственный образ как целостную категорию.
Объектом исследования является чувственный образ как составляющая человеческого сознания и результат познавательной деятельности.
Предмет исследования - проявление и функции чувственного образа в познавательной, [фактически-трудовой и духовной сферах жизнедеятельности человека.
Цель диссертационного исследования - дать разностороннюю характеристику понятию «чувственный образ» как целостной философской категории и доказать значимость проявления чувственного образа в познавательной, практически-трудовой и духовной сферах жизнедеятельности человека.
Реализация поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
- раскрыть содержание понятия «чувственный образ» и рассмотреть его как феномен бытия;
- сформулировать гносеологическую концепцию чувственного образа и выяснить, какими факторами обусловлено его формирование;
- выявить специфику чувственного образа в естественнонаучном познании;
- охарактеризовать роль чувственных образов в гуманитарном познании;
- определить аксиологические функции чувственного образа;
- доказать, что множественность чувственных образов является необходимой предпосылкой творческой деятельности.
Методологическая и теоретическая основа исследования. В методологическом плане диссертант придерживается подхода, характеризуемого Л.А. Микешиной как «синтез когнитивных практик». В рамках этого подхода необходимо решить проблему взаимопроникновения двух основных видов мыслительной деятельности: в соответствии с естественными, точными науками и по образцу гуманитарных и художественных форм мышления. Также используются элементы когнитивно-эволюционного, синергетического, диалектического и
7
комплексного подходов. При рассмотрении чувственного образа как феномена бытия в процессе его изменения и развития используется принцип историзма и социокультурный подход.
Научная новизна исследования:
- развито понимание чувственного образа как системы восприятий и представлений, основывающихся на внешних и внутренних ощущениях, и введено понятие «второсигнальный чувственный образ», характеризующее образы, возникающие при восприятии знаковых систем;
- выявлено, что в процессе исторического развития произошли коренные изменения в чувственной сфере человеческого сознания: изначально непосредственное восприятие человеком природной реальности сменилось её опосредствованным восприятием цивилизованным человеком, окружённым искусственной реальностью;
- обнаружено, что в естественнонаучном и гуманитарном познании различия между второсигнальными образами имеют не качественный, а количественный характер, так как образы гуманитарных наук допускают более обширное многообразие интерпретаций;
- определено, что в естествознании чувственные образы составляют основу аномальных эмпирических фактов, способствующих смене парадигм, и что характерной особенностью науки конца XX - начала XXI веков является трансформация чувственного образа, выражающаяся в преобразовании недоступных человеческому восприятию частот излучений в видимое изображение объекта при помощи средств технической визуализации;
- раскрыто ценностное значение чувственного образа, интегрирующее следующие его функции: экзистенциально-аксиологическую, социально-аксиологическую, культурно-аксиологическую, эколого-аксиологическую;
- обосновано, что чувственные образы способствуют расширению креативного ландшафта творящего субъекта, позволяют полнее исследовать проблему, что приводит к более эффективному решению поставленной задачи.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в подходе к чувственному образу как целостной онтологической, гносео-эпистемологической и аксиологической категории. Основные теоретические положения способствуют расширению существующего понимания чувственного образа и его функций.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его выводов при чтении курсов философии, онтологии и теории познания. Полученные результаты можно также применять в методических разработках по преподаванию различных учебных дисциплин, педагогике, развивающих программах и в воспитательном процессе.
8
Апробация диссертационной работы. Основные положения диссертационного исследования были изложены автором на научных и научно-практических конференциях, в том числе: на IV и V Всероссийских научно-практических конференциях «Шолоховские чтения» (Стерлитамак, 2008, 2009), на 60-й и 61-й научно-технических конференциях студентов, аспирантов и молодых учёных (Уфа, УГНТУ, 2009, 2010), в выступлениях на заседании Башкирского отделения научного совета по методологии искусственного интеллекта РАН (Уфа, 2009), на методологическом семинаре профессора А.Ф. Кудряшева «Проблема обоснования знания» (Уфа, 2010), на II Международной научной конференции молодых учёных «Актуальные проблемы науки и техники» (Уфа, 2010 г.), а также в 10 публикациях автора, общим объёмом 2,5 п.л.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, по два параграфа в каждой, заключения и списка использованной литературы, включающего в себя 255 наименований. Общий объём диссертации 177 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во «Введении» обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень научной разработанности проблемы, определяется объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи, раскрываются методологические основы диссертации, её научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, приводятся данные об апробации диссертационного исследования.
В первой главе «Онтологическая и гносеологическая характеристики чувственного образа» автор рассматривает понятие «чувственный образ» как онтологическую и гносеологическую категорию.
В первом параграфе «Чувственный образ как понятие и онтологическая проблема» диссертант, проанализировав существующие в философии и психологии определения образа, приходит к выводу, что в отечественной литературе понятие «образ», если речь идёт о познавательных процессах, часто используется в значении «результат чувственного познания», то есть содержание понятий «чувственный образ» и «образ» отождествляется. Однако слово «образ», как правило, связывается с такой чувственной формой, как представление. Образ явления, события или процесса в своей основе содержит когда-либо полученные сенсорные данные, но данные, рационально обработанные. Здесь речь идёт уже о концептуализированных представлениях, опирающихся на определённое понимание явлений и процессов. Кроме того, слово «образ», будучи составным элементом ряда понятий, например, «образа жизни», часто используется в метафорическом смысле. Но, так или иначе, по своей форме
9
всякий образ всегда чувственный, тогда как содержание его может включать в себя рациональные элементы (образ атома, образ мира).
Диссертант заключает, что первичным чувственным образом можно назвать восприятие, а вторичным - представление. Ощущение образом не является, так как не обладает характерными признаками образа. Основные признаки, характеризующие образ, следующие: предметность, целостность, относительная константность, категориальность, или осмысленность. По мнению автора, необходимо отказаться от упрощённой трактовки чувственного образа и сведения его только к первой сигнальной системе, и ввести понятие второсигнальных чувственных образов, которые возникают при восприятии знаковых систем, обозначающих предметы, явления объективной реальности, воспринимаемые по первой сигнальной системе.
Диссертант проводит типологизацию чувственных образов. В зависимости от её критериев выделяются следующие типы чувственных образов: а) по степени адекватности отражения действительности: адекватные (соответствующие оригиналу) и неадекватные (сновидные образы, иллюзии восприятия, галлюцинации, фантомы); б) в зависимости от наличия непосредственного контакта с отражаемым объектом: первичные (восприятия) и вторичные (представления); в) по ведущему анализатору в акте, восприятия: зрительные, осязательные, вкусовые образы, аудиообраз, образ обоняния, полимодальные (или полисенсорные); г) по воспринимаемому явлению: образы времени и пространства; д) особые виды образов: послеобраз и эйдетический образ, виртуальный образ, художественный образ; е) образ тела - собирательный образ, основанный на проприоцептивных (создаваемых рецепторами мышц, сухожилий и суставов) ощущениях и включающий в себя образы движения, пространства и времени, а также как сознательные, так и бессознательные механизмы; ж) при восприятии окружающей действительности - первосигнальные, при восприятии искусственной знаковой реальности - второсигнальные.
Исходя из проведённого анализа, автор приходит к выводу, что содержание исследуемого понятия достаточно сложно выразить философско-категориальными средствами, однако предлагает определить чувственный образ как сложный психический комплекс, основывающийся на внешних и внутренних ощущениях, включающий в себя осознанные и (или) неосознанные элементы и воспроизводящий в сознании какой-либо объект или явление. Бытие чувственного образа не является неизменным на протяжении исторического процесса, а подвержено развитию и изменению. Основной предпосылкой этих изменений являются практические интересы, человеческая деятельность, образ жизни людей и социокультурный уровень общества в целом.
Во втором параграфе «Гносеологическая концепция чувственного образа» автор рассматривает процесс формирования чувственного образа и
10
выясняет, насколько адекватно чувственный образ отражает действительность. Используя имеющиеся данные нейрофизиологии, психологии, генетики, кибернетики и различных направлений когнитивных наук, диссертант констатирует факт, что образ - это результат слаженной работы нервных клеток-нейронов, то есть физиологической основой образа является нейронная модель - совокупность нервных клеток и их синаптическнх связей, которые образуют относительно устойчивую во времени группу. Вместе с тем, деятельность мозга, как открытой самоорганизующейся системы, не является жёстко детерминированной и подвержена влиянию случайных факторов. В процессе формирования чувственного образа тесно переплетаются биологически закреплённые потребности, например, доминанта и мотивация (которые, однако, могут иметь и социально-обусловленный характер), а также складывающиеся из внешних влияний факторы: отношение, установка.
Эволюционный подход и современные психогенетические исследования позволяют по-новому взглянуть на утверждение И. Канта о наличии априорного созерцания. Автор, рассматривая концепции Я. фон Икскюля, К. Лоренца, К. Поппера, приходит к выводу, что кантовское а priori можно рассматривать как особенности организма, базирующиеся на центральной нервной системе, сложившиеся в результате человеческой эволюции и детерминированные адаптацией. Продолжающаяся когнитивная эволюция, выражающаяся, в том числе, в экзосоматических (выходящих за пределы человеческого тела) мутациях, дала человеку возможность расширить свой внешний мир. Диссертант считает верным утверждение, что процесс формирования чувственного образа включает в себя не только отражательные процедуры, но и такие как репрезентация (одновременное представление-отражение объекта и его замещение-конструирование); конвенция (предполагающая интерсубъективную деятельность познания) и интерпретация (одновременно момент познания и истолкования смыслов). Интерпретирующий субъект обладает как внутренней свободой, так и принадлежностью к определённой культуре и социуму, что во многом определяет его отношение к действительности и способы познания.
Гносеологическую концепцию чувственного образа можно охарактеризовать как гипотетико-реалистическую. Познание не является пассивным отражением мира в сознании или простым переживанием, а осуществляется путём структурирования, или духовной обработки воспринимаемого содержания. На формирование чувственного образа влияют как внутренние особенности самого субъекта познания
' Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - С.20.
(доминирующая в данный момент мотивация, психологическая установка, субъективное отношение к предмету познания, включающее в себя как важную составляющую, эмоциональный настрой человека, а также самовосприятие и особенности психики), так и внешние, или социокультурные факторы (принятые в обществе культурные стереотипы и достижения научной и практической деятельности человека). Субъект познания обладает когнитивной системой, перерабатывающей информацию на основе сигналов окружающей среды и внутренних структур организма и обеспечивающей информационный контроль окружающей среды. Фактически человек доверяет не своим органам чувств, а доверяет своему мозгу, который не отражает, а, скорее, вычисляет на основе полученных сенсорных данных необходимую для жизни информацию. Когнитивная система постоянно строит гипотезы относительно состояния внешнего мира, истинность которых проверяется в процессе жизнедеятельности человека. Несмотря на гипотетический характер познания, адекватность чувственного образа определяется тем, что даёт возможность человеку свободно ориентироваться в окружающем его мире, а сами образы способствуют выработке определённой стратегии поведения.
Во второй главе «Эпистемологические особенности чувственного образа» диссертант рассматривает проявление чувственных образов в научном познании.
В первом параграфе «Специфика чувственного образа в естествознании» автор анализирует роль чувственных образов в естественных науках. Обращаясь к традиционному выделению в научном познании эмпирического и теоретического уровней, диссертант утверждает, что не существует строгих критериев определения границ между теоретическим и эмпирическим. Хотя первичный слой эмпирических знаний исследователь получает при помощи органов чувств, эмпирическое научное познание имеет дело чаще не с самими объектами реальности, а с так называемыми эмпирическими объектами, которые отличаются от реальных ограниченным и жёстко фиксированным количеством признаков. Диссертант показывает, что чувственные образы играют решающую роль в таких методах научного исследования, как наблюдение и эксперимент, в том числе, виртуальный и мысленный. Основу наблюдения и эксперимента составляют восприятие и первичный чувственный образ как его результат. При прямом наблюдении действуют первосигнальные (первичные) образы, так как наблюдаются чувственно воспринимаемые объекты или явления окружающей реальности. При косвенном - второсигнальные, так как наблюдатель имеет дело не с объектами окружающей действительности, а со знаками, указывающими на этот объект и дающими характеристику его свойствам. В виртуальном эксперименте исследователь получает информацию через виртуальные образы, которые имеют двойственную
12
природу, так как создаются при помощи предметов естественной объективной реальности, но погружают человека в мир искусственной виртуальной реальности. В мысленном эксперименте речь идёт о вторичных чувственных образах, или представлениях.
Автор подробно останавливается на проблеме моделирования в научном познании, рассматривая как материальные (действующие), так и идеальные (мысленные) модели. При восприятии материальной модели и совершении каких-либо действий с ней возникает чувственный образ. Модель выступает как материальное средство получения новых знаний, а образы, соответственно, являются идеальным результатом познания, то есть полученным новым знанием. Идеальные модели связаны с вторичными образами, или представлениями. Идеальная модель также является средством, орудием опосредствованного изучения объекта действительности. В её основе лежит образ как предпосылка моделирования, он же является его результатом. Модель замещает те стороны изучаемого объекта, образы которых при исследовании оригинала учёные получить не могут.
Диссертант придерживается позиции, что идеальное моделирование является одним из наиболее актуальных на современном этапе развития естествознания, так как современная наука, проникая всё глубже в сущность явлений, выходит за пределы человеческой чувственности. Идеальные модели могут иметь наглядно-образный и знаковый характер и представляют чувственно не воспринимаемые процессы и явления. На современном этапе развития естественных наук возрастает роль знаковых моделей и, соответственно, второсигнальных образов, так как исследователь имеет дело уже не непосредственно с природной реальностью, а со знаковой реальностью, характеризующей микропроцессы. В условиях развития современной науки особенно явно проявляется принцип гипотетического реализма. Критерий принципиальной наблюдаемости, выдвинутый учёными в качестве важнейшего, подразумевает, что наблюдение, невозможное на данном этапе развития научных знаний может оказаться возможным в результате эволюции субъекта познания, его мышления, научных теорий и методов, экспериментальной техники и т. п.
На эмпирическом уровне познания чувственные образы способствуют формированию аномальных эмпирических фактов, которые, вступая в конфликт с исходными теоретическими положениями, приводят к смене парадигм. Диссертант полагает, что характерной особенностью конца XX -начала XXI века является трансформация чувственного образа в науке, что связано с применением методов технической визуализации, которые дают возможность преобразовывать невидимые для человеческого глаза поля излучения в видимое изображение излучающего объекта. В целом в процессе естественнонаучного познания происходит постоянное
13
взаимодействие между теорией и опытом, в отдельности ни один из них не может предоставить точных доказательств положений науки.
Во втором параграфе «"Чувственный образ" в гуманитарных науках» диссертант выделяет специфику гуманитарного познания и на примере психолингвистических и исторических исследований проводит анализ особенностей чувственного образа в гуманитарных науках. Поскольку гуманитарий в своих исследованиях имеет дело, прежде всего с текстом, то автору представляется важным выяснить, как соотносится слово (знак) - составляющий элемент текста, и осмысленный образ, и какое влияние оказывает язык на формирование этого образа. Исследование текста всегда характеризуется двуплановостью, то есть всегда существуют два субъекта. С одной стороны, это субъект, создавший текст и передающий с его помощью определённую информацию, с другой - субъект, воспринимающий и воспроизводящий текст в соответствии со своими личностными особенностями, то есть процесс восприятия текста имеет диалогический характер. Воспринимающий субъект всегда вносит что-то своё, личностное в понимание текста. Само по себе слово-знак (название какого-либо предмета или явления) не имеет ничего общего с этим предметом или явлением, не отражает их сущности. Но именно благодаря осмысливанию этих слов (знаков) в сознании рождается представление (образ) указанных предметов или явлений. Человек должен обладать определённым запасом знаний, чтобы соотнести расшифрованное понятие с образами памяти и сделать вывод об их соответствии. Следовательно, в гуманитарном познании, как и в естественнонаучном, просматривается тесная связь чувственного и логического, и большое значение имеют второсигнальные образы.
Особенностью истории как науки является то, что она познаёт события, которые уже свершились и являются объективно не доступными наблюдению. Историк, изучая прошлое, имеет дело с историческими фактами, дошедшими до нас в виде исторических источников. Исторические источники - это эмпирически данный материал, содержащий информацию относительно исследуемого объекта или события. Чтобы извлечь эту информацию, учёный должен обладать знаниями, навыками, умениями. Процесс формирования осмысленного образа исторического события проходит несколько этапов: восприятие самого объекта, выяснение его принадлежности к тому или иному виду объектов (категоризация), интерпретация, которая требует серьёзной мыслительной работы, привлечения как уже существующих в сознании образов, так и дополнительных чувственно воспринимаемых источников, а также теоретических установок. Этот образ может зависеть и от социально-политических условий, в которых находится историк. И всё же, несмотря на субъективистскую интерпретацию прошлого исследователем, всегда
14
остаются факты, истинность которых не вызывает сомнений, они и составляют «костяк» реконструируемых событий. Так или иначе, сама субъективность образа исторической реальности носит объективный характер в том смысле, что этот образ изменяется в ходе развития самого исторического процесса. А это соответствует положениям эволюционной эпистемологии о том, что в процессе развития субъекта познания изменяются и сами знания. В данном аспекте естественнонаучное и гуманитарное познание схожи между собой. Однако образы в гуманитарных науках допускают более обширное многообразие интерпретаций. Говоря о научном познании в целом, можно сделать вывод, что специфика чувственного образа в естествознании и гуманитарных науках заключается не в качественных, а в количественных различиях.
В третьей главе «Аксиология чувственного образа» диссертант рассматривает ценностное содержание чувственного образа.
В первом параграфе «Аксиологические функции чувственного образа» автор, исходя из онтологических оснований, выделяет четыре основных блока взаимосвязей человека в окружающем его мире: человек -человек, человек - общество, человек - природа, человек - культура. В соответствии с этим выделяются четыре основных типа ценностей: экзистенциальные, социальные, экологические и культурные. В зависимости от того, в какой сфере проявляет себя чувственный образ, диссертант определяет его функции как экзистенциально-аксиологическую, социально-аксиологическую, эколого-аксиологическую и культурно-аксиологическую. В рамках каждой из этих сфер могут находить своё выражение и другие функции. Уже на ранних этапах развития человеческой личности чувственные образы выполняют эколого-аксиологическую функцию, так как способствуют, в первую очередь, элементарному выживанию ребёнка в непростых для него условиях, экзистенциально-аксиологическую функцию, реализую потребность ребёнка в любви. Сенсорно обогащенная среда в раннем возрасте способствует более высокому интеллектуальному развитию В процессе онтогенеза складывается сенсорно-перцептивная основа словесного (вербального) образа. Кроме того, проявляются развивающая и обучающая функции, способствуя интеллектумьному развитию человека, а также ассоциативная функция чувственного образа, в которой образы выступают как элемент мыслительной деятельности. Предметно-образные ассоциации дают возможность облегчить процесс запоминания информации, создают условия для развития творческого мышления. В процессе познания постоянно проявляет себя оценочно-эмоциональная функция чувственного образа, так как человек эмоционально оценивает цель своей деятельности и результат, как воплощение этой цели. Чувственный образ в познании выполняет эстетико-эвристическую функцию, в которой важную роль играют такие факторы как чувство
15
красоты, гармонии, простоты и экономии, и прогностическую, заключающуюся в предвидении возможного результата конкретного исследования и познавательной деятельности в целом. В образовательной сфере проявляются культурно-аксиологическая, социально-аксиологическая функции, а также обучающая, развивающая, воспитательная, эмоционально-оценивающая функции.
По мнению диссертанта, развитие компьютерной техники и виртуализация жизни ведёт к уходу человека от действительности. Теряется ценность именно живого чувственного образа, утрачивается реальная связь человека с действительностью. Кроме того, это создаёт дополнительные возможности для манипулирования людьми. В современных условиях массовой культуры, засилья рекламы, в сознании человека складывается представление о «красивой жизни». Этот образ (художественный) - идеал бытия, навязываемый средствами массовой информации, представляется как образец, к которому нужно стремиться. При этом красота понимается как-связанная только с чувственными наслаждениями. Поэтому автор считает необходимым обратиться к идеям русских философов-гуманистов - Ф.М. Достоевского, B.C. Соловьёва, Н.К. Рериха, М.М. Бахтина, для которых красота не мыслится в отрыве от знания, истины и добра. При восприятии настоящей красоты создаётся одухотворённый чувственный образ. Чувственный образ, в составе художественного, выполняет культурно-аксиологическую функцию, в рамках которой могут проявляться эмоционально-оценочная, развивающая, обучающая, воспитательная функции, так как искусство несёт просвещение людям, социально-аксиологическую, так как способствует формированию социально зрелых граждан, а также культурно-транслирующую и объединяющую. Настоящая чувственность предполагает живую связь с окружающей действительностью, а также межиндивидуальное общение. Поэтому диссертант в качестве важной функции чувственного образа выделяет коммуникативную (вербальное и невербальное общение). Выполняя социально-аксиологическую функцию, чувственные образы могут играть как положительную, так и отрицательную роль. Образ может выступать как социальный идеал, созданный государством, но не всегда истинный. Также через чувственные образы возможно выражение определённых убеждений, социально-политических идей отдельных личностей.
Во втором параграфе «Множественность чувственных образов как необходимая предпосылка творчества» диссертант рассматривает творческую деятельность и роль чувственных образов в этом процессе с синергетической и эволюционной точек зрения. Интересы творческих личностей, как правило, не являются ограниченными узкой сферой деятельности. Когнитивные системы, как и другие природные системы, подчиняются принципу разнообразия элементов. Чем больше разнообразие
16
системы, тем многообразнее варианты её развития и больше плодотворность результатов. Чем разностороннее интересы учёного, шире его кругозор, тем больше возможность креативного поиска и выхода за пределы стереотипов. Несмотря на чёткое разграничение науки и искусства, в них много общего. С логическим, вербальным мышлением связано левое полушарие головного мозга, для правого полушария характерен более высокий уровень «энтропийности». Но именно «энтропия» правого полушария даёт возможность отвлечься от «запретов» левополушарного мышления и просмотреть разные варианты решения проблемы в виде визуальных и мысленных образов, что способствует быстрому разрешению проблемной ситуации.
При решении любой проблемы в сознании человека возникает образ, первоначально нечёткий, иногда в виде некоего ориентира. Если следовать синергетической терминологии, то образ - это аттрактор творческой деятельности, цель, которая как бы притягивает к себе. Применительно к творческой деятельности образ-аттрактор - это образ возникающего целого, которое может удерживаться в уме в виде плана, замысла, фабулы или интриги. Первоначально образ-аттрактор - это нечто подсознательное, которое в определённый момент осознаётся и приобретает вербализованную форму. Стремление к единому целому определяется важным свойством творческого процесса - механизмом самодостраивания. Механизм самодостраивания предполагает своеобразное самовырастание целого из частей, причём сами части при этом также усложняются. То есть из отдельных мыслей и образов самовыстраивается целостный образ. Иначе говоря, образы в синергетическом понимании творческой деятельности могут играть двойную роль. Образ как аттрактор представляет собой цель, а разрозненные образы выступают как потенциальные элементы целого. Из хаоса образов выделяется какой-либо центральный образ, вокруг которого организуется и упорядочивается всё произведение. Этот процесс чаще происходит на интуитивном, бессознательном уровне. Однако для того, чтобы вступили в силу бессознательные механизмы, на сознательном уровне человек должен обладать огромным запасом знаний, опыта и чувств, то есть владеть разносторонней информацией.
Автор подчёркивает, что творчески одарённый человек способен, прежде всего, увидеть в окружающем нечто особенное, чаще всего недоступное другим, он обладает уникальным чувственным восприятием, то есть в творческом процессе важен механизм избирательного внимания, который помогает обнаружить наиболее значимое среди множества различных элементов. Важную роль в творческом мышлении играет ассоциативная функция чувственного образа, так как в любой творческой деятельности мышление осуществляется за счёт ассоциативных переходов от символа к образу и обратно.
С точки зрения синергетики, творящий субъект обладает креативным ландшафтом, расширению которого способствует множественность чувственных образов, обучение, самообразование. При решении сложных когнитивных задач могут на определённый срок происходить изменения даже на молекулярно-генетическом уровне.
В «Заключении» приводятся основные выводы и результаты диссертационного исследования, а также намечаются дальнейшие перспективы работы в данном направлении.
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:
Статьи, входящие в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК Минобрнаукн РФ.
1. Виноградова Н.В., Бондаренко A.B. Чувственный образ: сущность и его роль в процессе интуитивного познания II Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. — 2009. - №3. — С.254-257.(0,3/0,15 п.л).
2. Виноградова Н.В. Вербальный символизм чувственного образа // Вестник Башкирского университета. -2010. -Т.15. -№1. - С. 124-129.
3. Виноградова Н.В. Чувственные образы и знаковая реальность // Аспирантский вестник Поволжья. -2010. - №5-6. -С.18-21.
Другие публикации:
4. Виноградова Н.В. Роль научных открытий XX в. в формировании представлений о процессе познания // История науки и техники. - 2008. — №9. - Спецвыпуск №4. - С. 17-20.
5. Виноградова Н.В. Понятие «чувственный образ» и его виды // Шолоховские чтения: Материалы четвёртой всероссийской научно-практической конференции. 4.1. - Стерлитамак: СФ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. -С.102-106.
6. Виноградова Н.В., Галлямова А.Р. Образ как цель и результат творческой деятельности // 60-я научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых учёных: мат-лы конф. Кн.1. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 2009. - С.343-344. (0,04/0,02 пл.)
7. Виноградова Н.В. Чувственный образ как составляющая исторического знания // V Садыковские чтения: Сб-к научных трудов. - Уфа: БашГУ, 2009.-С. 223-228.
8. Виноградова Н.В. Роль чувственных образов в интеллектуальной деятельности человека // Шолоховские чтения: Материалы пятой всероссийской научно-практической конференции. - Стерлитамак: СФ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. - С.275-277.
18
9. Виноградова Н.В., Галлямова А..Р. Художественное отражение реальности и его воздействие на человека // 61-я научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых учёных: Мат-лы конф. -Кн. 2. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 2010. - С.327-328. (0,05/0,025 пл.)
Ю.Виноградова Н.В.Трансформация чувственного образа в современной науке // Сборник трудов II Международной научной конференции молодых учёных «Актуальные проблемы науки и техники». Т.2. Уфа 9 декабря 2010 г. - Уфа: Нефтегазовое дело, 2010. - 360с. - С.245-247.
Виноградова Наталья Викторовна
ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ «ЧУВСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Лицензия на издательскую деятельность ЛР № 021319 от 05.01.99г.
Подписано в печать 17. 11. 2011 г. Формат 60x84/16. Усл. печ. л. 1,15. Уч.-изд. л. 1,38. Тираж 100 экз. Заказ 726.
Редакционно-издательский центр Башкирского государственного университета 450074, РБ, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Отпечатано на множительном участке Башкирского государственного университета 450074, РБ, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Виноградова, Наталья Викторовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧУВСТВЕННОГО ОБРАЗА
§1. Чувственный образ как понятие и онтологическая проблема
§2. Гносеологическая концепция чувственного образа.
ГЛАВА II. ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧУВСТВЕННОГО ОБРАЗА
§1. Специфика чувственного образа в естествознании.
§2. «Чувственный образ» в гуманитарных науках.
ГЛАВА III. АКСИОЛОГИЯ ЧУВСТВЕННОГО ОБРАЗА
§1. Аксиологические функции чувственного образа.
§2. Множественность чувственных образов как необходимая предпосылка творчества.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Философско-методологический аспект понятия "чувственный образ""
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, проведённый анализ существующих в философии и психологии определений образа показывает, что в отечественной литературе понятие «образ», если речь идёт о познавательных процессах, часто используется в значении «результат чувственного познания», то есть содержания понятий «чувственный образ» и «образ» отождествляются. Однако, слово «образ», как правило, связывается с такой чувственной формой как представление. В частности, образ явления, события или процесса в своей основе содержит когда-либо полученные сенсорные данные, но данные, рационально обработанные. Здесь речь идёт уже о концептуализированных представлениях, опирающихся на определённое теоретическое понимание явлений и процессов. Кроме того, слово «образ» как составной элемент ряда понятий, как, например, «образа'жизни», используется, скорее, в метафорическом смысле. Но, так или иначе, по своей форме всякий образ,всегда чувственный, тогда как содержание его может включать в себя рациональные элементы (например, образ атома, образ мира). Само содержание понятия «чувственный образ» достаточно сложно выразить философско-категориальными средствами, так как оно является многоаспектным. Однако предлагаем определить чувственный образ как сложный психический комплекс, основывающийся на внешних и внутренних ощущениях, включающий в себя осознанные и (или) неосознанные элементы и воспроизводящий в сознании какой-либо объект или явление.
Основными' свойствами чувственного образа являются предметность, целостность, относительная константность и категориальность или осмысленность.
На основании существующих в философии и психологии подходов к исследуемой проблеме можно провести типологизацию чувственных образов. В зависимости от её критериев следует выделить следующие типы чувственных образов: I
154 а) по степени адекватности отражения действительности: адекватные и неадекватные; б) в зависимости от наличия непосредственного контакта с отражаемым объектом: первичные (восприятия) и вторичные (представления); в) по ведущему анализатору в акте восприятия: зрительные, осязательные, вкусовые образы, аудиообразы, образы обоняния, полимодальные (полисенсорные) образы; г) по воспринимаемому явлению: образы времени и пространства; д) особые виды образов: послеобраз, эйдетический образ, виртуальный образ, художественный образ; е) образ тела - собирательный образ, основанный на проприоцептивных ощущениях и включающий в себя образы движения, пространства и времени, а также как сознательные, так и бессознательные элементы; ж) при восприятии окружающей действительности - первосигнальные, при восприятии искусственной знаковой реальности — второсигнальные.
Рассматривая чувственный образ как онтологическую проблему и используя исторический метод, мы убедились, что бытие чувственного образа не является неизменным на протяжении исторического процесса, а подвержено' развитию и изменению. Основной предпосылкой этих изменений являются практические интересы, человеческая деятельность, образ жизни людей и социокультурный уровень в целом. Происходящие изменения в чувственной сфере человеческого сознания выражаются в переходе от непосредственного восприятия человека, живущего в природной реальности к опосредованному восприятию современного человека, окружённого искусственной реальностью.
Гносеологическую концепцию чувственного образа можно охарактеризовать как гипотетико-реалистическую. Чувственный уровень человеческого познания определяется рядом факторов. В его основе лежат генетико-биологические предрасположенности человека как вида и нейронная модель как совокупность нейронов и их синаптических связей. Но познание не является пассивным отражением мира в сознании или простым переживанием, а осуществляется путём структурирования, или духовной обработки воспринимаемого содержания. На формирование чувственного образа влияют как внутренние особенности самого субъекта познания, так и внешние, или социо-культурные, факторы. К внутренним факторам следует отнести доминирующую в данный момент мотивацию, психологическую установку, субъективное отношение к предмету познания, включающее в себя как важную составляющую, эмоциональный настрой человека, а также самовосприятие и особенности психики познающего субъекта. Внешние факторы — это принятые в обществе культурные стереотипы, достижения научной и практической деятельности человека, в целом уровень социокультурного развития.
В отношении проблемы адекватности чувственного образа мы считаем целесообразным придерживаться позиций гипотетического реализма по следующим позициям. Во-первых, субъект познания, являясь биологическим существом и подлежащий биологической и культурной эволюции, обладает когнитивной системой, перерабатывающей информацию на основе сигналов окружающей среды и внутренних структур организма. Во-вторых, когнитивные способности человека обеспечивают информационный контроль окружающей среды. Фактически мы можем говорить не о том, что человек доверяет своим органам чувств, а о том, что он доверяет своему мозгу, который не отражает, а, скорее, вычисляет на основе полученных сенсорных данных необходимую для жизни информацию. Гипотетический характер познания в большей степени проявляется в научном познании. В восприятии и обыденном познании, несмотря на гипотетический характер познания, адекватность чувственного образа определяется тем, что даёт возможность человеку свободно ориентироваться в окружающем его мире, а сами образы способствуют выработке определённой стратегии поведения.
Чувственные образы являются важным компонентом научного познания. На эмпирическом уровне они выступают в качестве составляющих таких методов как наблюдение; эксперимент, моделирование. При этом важно подчеркнуть, что. они составляют основу эмпирических фактов. Кроме того, в процессе научно® деятельности в виде чувственных образов может быть представлена5 цель- и предполагаемый результат совершаемой; работы; Из. чувственных образов- сформированных, на эмпирическом уровне научного' познания; могут складываться аномалии, вступающие в конфликт с исходными теоретическими, положениями и способствующие тем- самым радикальному перевороту в: познавательном процессе, : то есть- смене парадигм. Выполняют чувственные, образы и; эвристическую: роль, помогая? учёному почувствовать^ красоту и целостность.изучаемого явления или решаемой проблемы и создавая условия-длядостиженияпоставленнойцелш
Характерной особенностью конца XX — начала XXI века является трансформация чувственного- образа в науке, что- связано с применением, методов технической визуализации-,. которые дают . возможность преобразовывать невидимые для' человеческого глаза поля- излучения, (инфракрасного, ультрафиолетового,, рентгеновского, ультразвукового и др.) в. видимое (черно-белое или- цветное) изображение излучающего объекта. Создаваемые при .этом второсигнальные' .образы- требуют расшифровки,, поэтому познающий субъект должен обладать определённым^уровнем^знаний!и; теоретической подготовки. Иначе говоря,, современные учёные в своих исследованиях имеют дело уже не с природной реальностью, а- со знаковой^ то есть возрастает роль знаковых моделей. По^ чувственность< при- этом/ всё же не -исчезает. В целом нужно отметить, что в естественнонаучном познании чувственное и теоретическое очень тесно взаимосвязаны, и не следует умалять значение'того или другого. Излишняя теоретизация может привести к отрыву науки от действительности, а чувственные образы позволяют сохранять эту связь.
Проявление чувственных образов в гуманитарном познании мы рассмотрели- на. примере таких дисциплин, как психолингвистика и история;
Этот выбор обусловлен тем, что основным источником, дающим знания в гуманитарных дисциплинах, главным образом, в филологии, лингвистике, литературоведении, а также в истории, является словесный текст. Психолингвистика - это одна из относительно молодых дисциплин, которая даёт возможность понять роль языка как речевой деятельности в жизни человека и соотнести его с внутренними психическими состояниями человека, в данном случае, с интересующими нас чувственными образами. В истории кроме текстовых источников используются и другие материальные источники, исследование которых на эмпирическом уровне позволяет выявить исторические факты. Но любой материальный источник мы можем также рассматривать как текст, несущий определённую информацию. Так как при восприятии текста формируются второсигнальные образы, то можно сделать вывод, что в гуманитарном познании, как и в естественнонаучном, решающую роль играют второсигнальные образы. Однако образы гуманитарных наук допускают многообразие интерпретаций, что приводит к их более субъективному характеру. Полученный образ (второсигнальный) является сложным конструктом, включающим в себя переплетения объективного и субъективного. То, насколько адекватными будут эти образы, зависит от мировоззрения и многих личностных качеств исследователя, а также существующих на данный момент социально-политических условий. Целостный образ исторической реальности не является неизменным, а изменяется в процессе социально-политического развития и появления новых методов и подходов исследования. Говоря о научном познании в целом, можно сделать вывод, что специфика чувственного образа в естествознании и гуманитарных науках заключается не в качественных, а в количественных различиях.
Чувственный образ обладает ценностным значением, интегрирующим следующие его функции: экзистенциально-аксиологическую, социально-аксиологическую, культурно-аксиологическую, эколого-аксиологическую.
Кроме того, в рамках этих функций/чувственный образ может проявляться в когнитивной, обучающей, развивающей, воспитательной, ассоциативной, прогностической, эстетической, эвристической;, духовной, транслирующей, коммуникативной* и эмоционально-оценочной, функциях. При помощи чувственных образов можно; выражать определённые: взгляды, как социально-политические, так и? морально-нравственные. В виде чувственного образа возможно: представление какой-либо идеи, идеала; к которому нужно стремиться.
Образ- является важной аксиологической составляющей творческой деятельности. В творческой, деятельности, независимо: от её направления, велика^ роль активности/ правого, полушария: головного: мозга, ' которое традиционно считается зоной локализации, бессознательного и образного мышления. Если подходить к творческой деятельности с синергетических позиций; то именно образ может являться аттрактором творческой деятельности; её целью ишртентйром. А^прифеализации^этойщелищроисходит^ самодостраивание целостного образа из хаоса образов-элементов.
Чувственный образ является' целостной/ онтологической; гносео-эпистемологической и аксеологической ; категорией, а также важной-составляющей жизни человека/ и проявляет себя- фактически; во всех областях человеческой/ деятельности; Поэтому разработка данной- проблематики имеет дальнейшие: перспективы, ряд» вопросов заслуживает более пристального/ внимания. В частности;/, это проблема чувственных образов в виртуальной; реальности; и сами виртуальные образы. Подробнее можно исследовать, роль, чувственности в художественных: произведениях и, соответственно,, художественные образы, как особый вид образов.
Список научной литературыВиноградова, Наталья Викторовна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"
1. Абрамова Н.Т. Являются ли словесные акты мышлением? // Вопросы философии.-2001.-№ 6.-С. 68-83.
2. Азаматов Д.М. Социальная антропология. Проблемы человеческой телесности. Уфа: РИО БашГУ, 2006. - 130с.
3. Алексеев П.В., Панин A.B. Теория познания и диалектика. М.: Высш. шк., 1991.-383с.
4. Алюшин А.Л. Скорость восприятия и двигательных реакций // Человек. -2010. №2. - С.95 - 106.
5. Алюшин А.Л., Князева E.H. Скорость восприятия // Вопросы философии. -2004. -№9.-С.135- 148.
6. Алюшин А. Л., Князева E.H. Эндофизика и временные шкалы виртуального восприятия // Вопросы философии. 2007. - №2. - С.80-96.
7. Алюшин А.Л., Князева E.H. Многоуровневое темпоральное строение реальности // Вопросы философии. 2007. — №12. — С. 81 — 96.
8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. - 288с.
9. Анохин П.К. Психическая форма отражения действительности // Ленинская теория отражения и современность. — М. — София: Наука и изкуство, 1969. 725с.
10. Антология мировой философии: Античность. Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство ACT», 2001. - 960с.
11. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994.-352с.
12. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М.: ИФРАН, 1999.-215с.
13. Аршинов В.И., Лебедев М.В. Философские проблемы развития и применения нанотехнологий // Философские науки. -2008-№1- С.58-79.
14. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. Очерк15