автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Философско-нравственные аспекты критики религии в творческом наследии А.М. Горького

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Яковенко, Александр Васильевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Минск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Философско-нравственные аспекты критики религии в творческом наследии А.М. Горького'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Яковенко, Александр Васильевич

ВВЩЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ

ПОЗИЦИЙ A.M. ГОРЬКОГО.

РАЗДЕЛ П. ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ РЕЛИГИИ В ТВОРЧЕСКОМ

НАСЛЕДИИ A.M. ГОРЬКОГО.

РАЗДЕЛ Ш. A.M. ГОРЬКИЙ О СУЩНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ

РЕЛИГИИ.

РАЗДЕЛ 1У. КРИТИКА A.M. ГОРЬКИМ РЕЛИГИОЗНОЙ МОРАЛИ

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Яковенко, Александр Васильевич

В нашей стране под воздействием глубоких социально-экономических, научно-технических и культурных преобразований, благодаря целенаправленной идейно-теоретической, политико-воспитательной и организаторской деятельности ленинской партии, происходит необратимый процесс высвобождения многомиллионных масс людей от влияния религии. Атеистическая убежденность стала одной из определяющих характеристик общественного сознания.

Однако значительная часть советских людей еще в той или иной степени находится под влиянием религиозной веры, что не позволяет им максимально использовать все условия и возможности развитого социалистического общества для своего всестороннего, гармонического развития, для проявления высокой социальной активности, полного раскрытия своих личностных способностей и духовных потенций.

В силу этого по-прежнему важными и актуальными в идеологической, массово-политической работе партии являются вопросы пропаганды научно-материалистических взглядов, атеистического воспитания населения-*-, формирования нового человека - сознательного, активного строителя коммунизма, "с присущими ему идейными установкар ми, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения" .

В последние годы значимость этих вопросов возрастает в связи с резким обострением идеологической борьбы на международной арене, с развязанным империализмом "крестовым походом" против социализма, использованием силами реакции религии в идеологических диверсиях.

Вполне понятно, что наряду с изобличением попыток классового противника "оказывать разлагающее воздействие на сознание совет

1 См.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. -М.: Политиздат, 1983, с. 72-73.

2 Там же, с. 18. ских людей"возрастает необходимость усиления критики религии не только как извращенной формы общественного сознания, но и как орудия классового, социально-политического и духовного угнетения человека, как антигуманной нравственной системы.

В этом смысле непреходящее значение имеет художественно-литературное, публицистическое и эпистолярное наследие великого мастера слова, крупного мыслителя и общественно-политического деятеля, основоположника пролетарского гуманизма, пламенного пропагандиста атеизма Алексея Максимовича Горького. Изучение атеистического наследия писателя важно прежде всего в силу огромного богатства его идейного содержания, многоплановости поставленных в нем цроблем, широты охвата и глубины их исследования, а также органической связи этих проблем с актуальными задачами практики коммунистического воспитания. И хотя величие Горького заключается не в непосредственном изложении диалектического и исторического материализма, а, как верно заметил Л.А. Бондарев, в талантливой пропаганде идей марксизма-ленинизма средствами доходчивого, живого художественно-о го слова , философские позиции писателя вырисовываются достаточно четко, смысл его рассуждений, оценок и выводов во многом соответствует сегодняшней постановке научных проблем.

Следует, однако, подчеркнуть, что богатейшее атеистическое наследие Горького недостаточно изучено в нашей философской литературе. Анализируя мировоззренческие позиции писателя, исследователи, как правило, главное внимание уделяли критике его ошибочных идей, связанных с "богостроительскими" заблуждениями, и в гораздо меньшей степени выявляли атеистический потенциал его творчества.

1 Материалы ХХУ1 съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1981, с. 75. о

См.: Бондарев Л.А. Борьба Горького за пролетарский атеизм. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Киев, 1954, с. 5.

Лишь с середины 50-х - начала 60-х годов наметился более плодотворный подход к оценке философских и атеистических воззрений Горького, отмеченный объективным, вдумчивым анализом в первую опередь позитивных аспектов творческого наследия писателя и, в частности, выявлением атеистической значимости его трудов. Помимо упомянутой уже работы Л.А. Бондарева под отмеченным углом зрения защищены кандидатские диссертации П.И. Сумаревым, Д.М. Сте

Т 9 панюком , вышли отдельные публикации . Однако указанные диссертации далеко не исчерпывают всего идейного содержания атеистического наследия мыслителя. Они посвящены, в основном, советскому периоду творческой деятельности Горького и в очень ограниченной мере затрагивают его дореволюционные произведения. Кроме того -и это главное - в названных работах философско-нравственные аспекты критики Горьким религии затрагиваются весьма фрагментарно. Внимание исследователей сосредоточено главным образом на выявлении атеистических мотивов в художественном творчестве Горького, а философских проблем критики религии авторы касаются лишь в связи с анализом проблемы соотношения религии с искусством. В диссертации Бондарева Л.А. хотя и рассматриваются некоторые философские аспекты критики Горьким религии (проблема генезиса религии, связь ее с философским идеализмом, социальная роль религии), однако трактовка их дана в самой общей форме, без достаточно глубокого теоре

1 Сумарев П.И. Борьба A.M. Горького против религии, за эстетическую традицию в литературе и искусстве. Автореф. канд. дисс. М., 1965; Степанюк Д.М. Антирелигиозная тема в художественном наследии Максима Горького. Автореф. канд. дисс. Киев, 1966. р

Жегалов Н. Горький - обличитель сектантства. - В кн.: Русская литература в борьбе с религией. М., изд-во АН СССР, 1963; Сумарев П.И. A.M. Горький о религии. М., I960; Шахнович М.И. A.M. Горький о происхождении религии. - В кн.: Ежегодник Музея истории религии и атеизма. Вып. I. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1957; с. 74-143. тического анализа. При этом данная работа страдает не совсем объективной оценкой роли религиозного феномена в истории общества, к тому же во многом "разоблачительный", даже "ругательский" подход к пониманию религии иногда необоснованно приписывается самому пролетарскому писателю. Наконец, в диссертациях Константинова К.С. т и Константинова И.М. атеистическим взглядам Горького места отведено не много и освещаются они в контексте их взаимосвязи с различными проблемами коммунистической морали и культуры.

Наиболее серьезной научной публикацией следует признать р статью М.И. Шахновича , которая отличается богатством привлекаемого фактического материала, широтой охвата проблематики, довольно подробным рассмотрением отдельных сторон проблемы происхождения религии, как она отражена в творческом наследии Горького. Однако при всех достоинствах данной публикации автор ее стремился скорее к постановке данной проблемы, а не к глубокому ее решению, поскольку ставил задачу "впервые собрать и систематизировать замечания Горького о возникновении религии"3 (на материалах его творчества 1926-1933 гг.).

В связи с вышеизложенным главную цель настоящего исследования диссертант видит в том, чтобы на основе творческого наследия Горького, как советского, так и дореволюционного периодов его дея

Константинов К.С. Вопросы коммунистической морали в произведет! ях A.M. Горького. Автореф. канд. дисс. Киев, 1966; Константинов И.М. Философские взгляды A.M. Горького на вопросы культуры. Автореф. канд. дисс. Волгоград, 1971. р

Л См.: Шахнович И.М. A.M. Горький о происхождении религии. -В кн.: Ежегодник Музея истории религии и атеизма. Вып. I. M.-I.: Изд-во АН СССР, 1957, с. 74-143.

3 Там же, с. 75. тельности, проанализировать взгляды писателя на важнейшие философ-ско-нравственные проблемы критики религии, которые в упоминавшихся исследованиях наследия Горького не являлись предметом специального рассмотрения.

Следуя принципу проблемного, целостного и обобщенного рассмотрения атеистических воззрений Горького, автор, естественно, стремился анализировать эти взгляды писателя с учетом их эволюции. Диссертант стремился выяснить, как те или иные особенности его общефилософских взглядов, "богостроительские" концепции оказывали влияние на становление атеистической позиции Горького, подчас препятствуя научному решению им тех или иных проблем критики религии. Вместе с тем в диссертации показывается, что во многом плодотворное исследование мыслителем философско-нравственных проблем критики религии вытекало в первую очередь из его твердых марксистских позиций в этой области, которые всегда проявлялись отчетливо, несмотря на отдельные заблуждения. В диссертации в этой связи подчеркивается та огромная роль, которую сыграл В.И. Ленин в длительном и сложном процессе преодоления Горьким своих ошибочных, немарксистских положений в понимании религии.

Научная новизна данного исследования состоит в том, что впервые предпринята попытка дать целостный и систематизированный анализ трактовки Горьким таких важных философско-нравственных проблем критики религии,как происхождение религии, сущность и специфика религии как формы общественного сознания, социальная роль религии в истории общества, социально-классовая сущность религиозной морали. При этом:

- подробно освещается процесс формирования и развития атеистических взглядов писателя, который рассматривается в тесной связи с эволюцией его общественно-политических и философских воззрений;

- рассматривается решение Горьким проблемы социальных, гносеологических и психологических корней религии, специфика их проявления в различных общественных формациях, у представителей различных классов и социальных групп;

- раскрыто понимание писателем сущности религии, ее специфики как формы общественного сознания, соотношения религии с первобытной мифологией, философским идеализмом и, отчасти, с искусством;

- проанализированы взгляды Горького на социальную роль религии в классово-антагонистическом обществе, ее важнейшие социальные функции, на место и роль ее в духовной культуре эксплуататорского общества;

- С привлечением новых материалов рассмотрены основные аспекты критики Горьким религиозной морали, включая оценку им идей христианского человеколюбия, отношения религии к женщине, религиозного понимания труда;

- подчеркнута актуальность ряда проблем, решаемых в свое время Горьким, для современных задач критики религиозной идеологии и практики научно-атеистического воспитания.

Ставилась также цель выделить в первую очередь то ценное, положительное, что было сделано Горьким в этой области, показать подлинно гуманистический характер его атеизма, утверждающего величие человека, его разума и творческих возможностей, укрепляющего в людях оптимизм и уверенность. Наряду с этим автор стремился раскрыть непримиримость позиции Горького в отношении различных философе ко-идеалистических, художественно-мистических, упаднических литературных течений, которые своей проповедью иррационализма и пессимизма способствовали упрочению религиозного мировоззрения.

Фактологической базой диссертации явились художественные и публицистические произведения Горького, его эпистолярное наследие, а также некоторые неопубликованные работы. Для написания диссертации привлечены материалы периодической печати, философская, общественно-политическая и атеистическая литература, как дореволюционного, так и послеоктябрьского периодов, затрагивающая понимание Горьким различных сторон религиозного комплекса, а также работы современных советских ученых, специализирующихся в области научного атеизма.

Теоретической и методологической основой диссертации послужили труды основоположников марксизма-ленинизма, Программа КПСС, материалы ХХУ1 съезда партии, июньского (1983 г.) Пленума ЦК Ш1СС, решения Коммунистической партии и Советского государства по вопросам отношения к религии и церкви, организации и совершенствования системы научно-атеистического воспитания.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Философско-нравственные аспекты критики религии в творческом наследии А.М. Горького"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы:

1. В диссертации показано, что постановка и решение Горьким важных философско-нравственных проблем критики религии явились во многом оригинальными, интересными и весьма плодотворными. Анализ их писателем был дан в целом с прочных марксистских позиций, глубоко и всесторонне, с привлечением фактического материала, заимствованного из различных наук. Все это обусловило, как отмечено в работе, несомненную теоретическую значимость суждений Горького по вопросам социальных, гносеологических и психологических корней религии, понимания ее сущности и социальной роли в истории общества, соотношения религии с философским идеализмом, выявления реакционной направленности социально-нравственных поучений религии. Особую убедительность горьковской критике придавала художественно-образная и публицистическая форма изложения идей, проникнутых могучим пафосом отрицания религиозной идеологии, ее философско-нравственных принципов и постулатов.

2. Раскрыто содержание основных этапов формирования и эволюции атеистических взглядов Горького, развивавшихся в тесной взаимосвязи с общественно-политическими и философскими его воззрениями. Отмечена сложность и определенная цротиворечивость его понимания религии, связанные с известными заблуждениями "богострои-тельского" характера. Прослежен процесс преодоления Горьким ошибочных взглядов в связи с чем раскрыта решающая роль В.И. Ленина в освобождении великого пролетарского писателя от "богостроитель •• о ских" вдеи и утверждении его на прочных позициях марксистского атеизма. Обоснована мысль о том, что плодотворное исследование

Горьким важных философских и нравственных проблем критики религии определялось всецело марксистской основой его взглядов, которая проявлялась, несмотря на богостроительские искания, и в его дореволюционных работах.

3. Красной нитью в диссертации проведена мысль о том, что атеистическое наследие Горького представляет для нас не только исторический интерес. Несмотря на то, что в этом наследии не все равноценно и приемлемо, основная часть его выдержала строгую проверку временем и в наши дни может успешно служить как задачам дальнейшего развития теории научного атеизма, так и практики атеистического воспитания. Это означает, что основные выводы и положения, полученные в результате настоящего исследования, имеют свою несомненную научную и практическую значимость. Они обогащают теоретическое понимание сущности и генезиса религии, ее социальной роли в истории общества, способствуют осмыслению специфики критики религии средствами публицистики и художественного слова. Суждения Горького расширяют научное представление о становлении, содержании и особенностях ленинского этапа в развитии марксистского атеизма. На наш взгляд, положения и выводы пролетарского писателя, мыслителя-марксиста содержат огромный потенциал идейно-воспитательного и пропагандистского характера и потому с успехом могут быть использованы при изучении вузовских курсов по истории советской литературы и научному атеизму, проведении спецкурсов на тему: "Ленинский этап в развитии марксистского атеизма", "Искусство и религия", "Идеи свободомыслия и атеизма в русской художественной литературе Х1Х-ХХ вв.", в работе семинара по творчеству Горького и т. д. Их правомерно использовать также в чтении лекционных курсов "Основ научного атеизма", "Основ коммунистической морали" вечерних университетов марксизма-ленинизма. Результаты исследова

- 180 ния могут быть применены в лекционной, агитационно-пропаган-дистокой и издательской деятельности научно-методических секций по атеизму организаций общества "Знание".