автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Философско-социологический анализ эффективности военно-инженерного творчества

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Гуськов, Михаил Дмитриевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Философско-социологический анализ эффективности военно-инженерного творчества'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Философско-социологический анализ эффективности военно-инженерного творчества"

военно-политическая орденов ленина

и октябрьской революции, краснознаменная академия

имени в. и. ленина

На правах рукописи

ГУСЬКОВ Михаил Дмитриевич

ФИЛОСОФСКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОГО ТВОРЧЕСТВА

Специальность 09.00.01 — Диалектический и исторический материализм

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

МОСКВА - 1990

Работа выполнена на кафедре общесгвенных наук Военно-воздушной инженерной академии Н. Е. Жуковского.

Научный руководитель — доктор философских наук, профессор МАЛЬКОВ Б. Н.

Официальные оппоненты —доктор философских нате,

доцент БАЛАХОВСКИЙ А. А.,

кандидат философских наук, доцент КУРЕНКОВ И. С.'

Ведущая организация — Военно-инженерная академия

имени В. В. Куйбышева

Защита состоится € »_1990 г. в часов на заседании специализированного совета по философским наукам (Д. 106.01.02) при Военно-политической академии имени В. И. Ленина • (103107, г. Москва, К-Ю7, ул. Б. Садовая, 14).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке академии.

Автореферат разослан « » ___ 1990 г.

Ученый секретарь •

специализированного совета

кандидат философских наук, доцент ДИБИЖЕВ В. В.

Подписано в печать 28.10.90 г. Зак. 3425. Тираж 100 экз. Объем 1,38 п. л.

Типография ВВИА им. Н. Е. Жуковского.

I. АКТУАЛЫОСТЬ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Философские исследования природы инженерного творчества, за-ояомсриостей и путей поЕшения его социальной эффективности в овременннх условиях тлеют не только фундаментальное значение, но исключительный практический с (а/с л. Творческое овладение дости-ениямя научно-технической револвции, их эффективное использова-ие является одним из основных факторов углубления перестроечных родессов во всех сферах советского общества, в том числе и обо-онном строительстве^. Военная реформа во Есем богатстве её со-иальных аспектов может быть успешно осуществлена лшь на основе ачественного совершенствования технической базы Вооружениях Сил, сущеетвляемого прежде всего усилиями военно-инженерных кадров.

Актуальность философско-социологического исследования эффек-иеностй военно-инкенерного творчества обусловлена следующими Зстоятельствами.

Во-первых, успешная реформа Вооруженных Сил в соответствии требованиями нового мышления и оборонительной доктрины немысля-з без привлечения духовно богатых, социально активных лодей, о<5-адагощих высокой военно-технической культурой и творческим поген-залом. Теоретический анализ сущности и содержания творческого гацесса должен позволить выработать практические рекомендации ш создания необходимых социальных условий значительного повыше-тя его эффективности.

Во-вторых, качественное услоЕнение военной техники, совер-¡нствование технической базы армии и флота повышает требования творческому, нешаблонному решению военными ингеяараш многочяс-¡нных проблем, возникающих в процессах создания, производства, :сплуатации, ремонта вооружения. Интересы повышения боевой готов->сти с необходимостью требуют выработки системы специальных мето-•в повышения эффективности военно-инженерной деятельности и твор-ства. О недостаточном владении такими методами заявляют более % инженеров?

Б-третьих, повышение интеллектуальной насыщенности военно-ин-

Горбачев М.С. Достойно пройти перевал в истории странц// Красная Звезда. - 1990. - 19 августа.

См.: Актуальные методологические и социальные проблемы развития и освоения новой авиатехники. -М.: ВБИА, 1988. - С.10.

женерного творчества вызывает необходимость планомерного и целеустремленного развития ТЕорчоских потенций, будущих инженеров в военно-учебных заведениях, требует перестройки системы юс переподготовил. На наличие неиспользованных резервов ввузов указывает тот факт, что, по данным социологически исследований, в процессе учебы интерес к творчеству пробудился менее чем у половины (41%) обучаемых.

В-четвертых, требует совершенствования система управления военно-инженерным творчеством в частях и учреждениях. Изучение руководящих документов, результаты социологических исследований показываю , что действенной научной организации военно-инженерного творчества в настоящее время не существует. Оно зачастую искусственно отрывается от боевой готовности, не рассматривается как эффективное средство обучения и воспитания воинов; образ мышления некоторых руководителей инженерно-технических служб значительно отстает от требований дня; действующие принципы и критерии оценки эффективности не стимулируют его развития.

В-пятых, известный перекос в недавнем прошлом в сторону тех' нократических подходов, ослабление внимания к социальным вопроса: привели к снижению творческой отдачи специалистов. Такое положение несовместимо с повышением ответственности военных инженеров за надежность и боевую готовность техники, обучение и воспитание подчиненных. Исследования показали, что неудовлетворенность жилищными условиями снижает творческую активность почти на треть /только в ВВС нуждаются в жилье около 40 тысяч авиаторов/*.

Степень разработанности проблемы военно-инженерного творчества и его эффективности явно недостаточна. Решение масштабной и сложной задачи перестройки военно-инженерного творчества требует научного подхода, однако не сопровождается тщательным теоретическим анализом этого явления. Прежде всего требуются глубокие фи-лософско-социологические исследования факторов ■ и механизмов формирования творческой личности и коллектива, обусловливающих их активность, путей преодоления элементов консерватизма у части военно-инженерных кадров. Тем не менее, в советской и зарубежной философской литературе данная тематика практически не получила разработки несмотря на то, что в общем пиане проблемы творчества уже много лет изучаются философией, психологией, педагогикой, со

1 См.: Зоенно-ВоздушЕые Силы сегодня и завтра// Авиация и космонавтика. - 1990. - № 8,- С.2..

цислогией, эвристикой, шшоватикой я другими науками.

Имеющиеся публикации с известной долей условности мсскно объединить в следующие группы.

Во-первых, работы, посвященные общей теории творчества, в которых рассматривается проблемы сущности, структуры, закономерностей творчества, его роли в жизни общества*. В центре вникания авторов публикаций находятся роль диалектико-материалистических принципов в исследовании творчества и творческом преобразовании действительности, многогранность социального творчества, соотношение в нем индивидуальных и общественных факторов, социаль-зо-историческая природа творчества и другие общие проблемы, понимание которых необходимо для анализа воеоно-инхенерного творчест-за.

Во-вторых, работы, посвященные проблемам творчества в военном деле, в которых особое внимание уделяется выяснении сущности творчества военнослужащих, его социальной обусловленности, принципам, средствам формирования творческого мышления офицерских кадров. Наиболее глубокому научному анализу подвергались проблемы творчества в деятельности военных командных кадров^; вопросы развития творческого мышления офицеров^, военных педаго-

' Гиргинов Г. Наука я творчество. -М.: Прогресс, 1979; Диалектика и теория творчества. - М.: Изд-во МГУ, 1987; Структура и закономерности творческого процесса. -U.: МШИ, 1983; Ыааданов A.C. Процесс научного творчества. - 11.: Наука, 1983; Пригскин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. - М.: Политиздат, 1989; Французова ИД. Общественно-историческая сущность и творческая активность сознания. - М.: Мысль, 1983; Человек: деятельность, творчество, стиль мышления. - Симферополь: Тварида,

( 1987 и др.

' Волков А.Ф. Методологические проблемы оптимизации систем и процессов управления войсками: Автор еф.дис.... д-ра филос.наук,-М.: ВПА.,1977; Данченко В.Т. Теоретико-методологические и социальные проблемы творчества в деятельности советских командных кадров: Автореф. две.... канд.филос.наук. -14.: БОА, 1975; Тш-кевич СЛ. Философия и военная теория. - М.: Натка, 1975; Ыило-ввдов A.C. Ленинский стиль научного творчества// Военно-теоретическое наследие В.йЛенина и проблемы современной войны. -М.: Воениздат, 1987. - С.304-329. Серебрянников В.В., Ясаков МЛ. Инициатива и творчество в военном деле. - М.: Воениздат, 1976 и др.

Дмитриев АЛ. Методология и методы военного исследования. - М.: ВПА, 1973; Кириченко В Д. Методологические вопросы развития творческого мышления курсантов в процессе преподавания марксистско-ленинской философии: Автореф. дис.... канд.филос.наук. -Ы., 1984; Короткоз ЭЛ. Развитие творческого мышления офицеров в процессе обучения. - М.: ELLA, 1988 и др.

гов*. Эти работы ценны для исследования социальной детерминации инженерного творчества в военные условиях.

В-гретьях, исследования проявлений научно-технического творчества в деятельности инженерных кадров, социального портрета инженерных коллективов, проблем профессиональной мотивации их деятельности; общей характеристики военно-шхенерного труда2,

В-четвергцх. публикации, посвященные анализу эвристических методов повышения эффективности инженерного творчества, машинных методов проектирования и конструирования^. Эти методы получают распространение я в военно-ииженерной деятельности.

В-пя1. к. исследования, в которых затрагиваются некоторые со-• циальные аспекты эффективности творческой деятельности инженерных

* Балаховский A.A. Военно-педагогическое творчество: сущность, содержание и услоаия оптимизации. - М.: ВПА, 1988 а др.

^ Бовдаренко В.М. Современная наука и развитие военного дела. -Ы.: Воениздат, 1976; Вахтеров В Л. ЬГесто и роль технической оснащенности в укреплении боевого потенциала Вооруженных Сил /фшюс.-социол. анализ/: Автореф. дис.... канд.филос.наук. -Ü.: ВПА, 1984; Горохов В.Г. Знать, чтобы делать: история инженерной профессии. - Воронеж, Изд-во Воронежек. ун-та, 1986; Мартынюк О .И. Инженер в зеркале времени. - Киев: Политиздат Украины, 1989; Михалкяя Н.В. Методология и методика анализа,

оценки и прогнозирования развития военно-технических систем.-U., 1989; Морозников Б.К. Методологические проблемы комплексной оценки в оеШ£о~технича с кой деятельности: Автореф. дис.... канд.филос.наук. - М.: ВПА, 1984; Пусько B.C.'Научно-техническая политика социалистического государства: сущность, содержание, роль в укреплена экономической мощи и материально-технической базы обороны страны: Автореф. дис.... д-ра филос.наук,-М.: ВПА, 1986: Советский военный-инженер /социологический очерк. - М.: Воениздат, 1977; Стародумов В .А. Влияние научно- . технической революции на характер и содержание труда советских военно-инкенерных кадров: Автореф. дис..,. канд.филос.наук. -М.: ВПА, 1987; Чугунова Э.С. Социально-психологические особенности творческой активности инженеров. - 1.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. См.: также работы А ЛЛозднякова, А.В,Федурина, А.Ы.Чугунова и др.

3 Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука: Теориярешения изобретательских задач. - Рига: Авогс, 1985; Джонс Дж.К. Методы проектирования. - М.: Мир, 1986; Мвдлер И. Эвристические методы в инженерных разработках. - 13.: Радио и связь. 1986: Мичи Д., Джонс тон Р. Компьютер - творец. - М.: Мир, 1987: По-вилейко Р.П. Инженерное творчество. -М.: Знание, 1977; Поло-винкш Л Л. Основы инженерного творчества. - М.: Машиностроение, 1988 и др.

в знно-инженерннх кадров1.

В-дестых. мемуары выдающихся военных ученых, инженеров и энструк торов, а также издания, посвященные их жизни и творчес-эй деятельности^.

Анализ источников показывает, что специальных философско-со-зологическиж исследований пройдем эффективности военно-иняенер-эго творчества до настоящего времени не проводилось. В прямой остановке не рассматривались сущность, структура, закономерного военно-инженерного творчества, не выявлены его критерии. Ни одной из работ не проводился анализ системы социальных факто-зв, влияющих на военно-инженерное творчество. Наиболее актуаль-ю цроблеыы его эффективности, мотивации и стимулирования затра-шались лишь фрагментарно. Вопросы эффективности решались, как завило, в экономическом плане, мотивации - в психологическом, симулирования- в общесоциологическом. Как результат, отсутствует индексные научно-практические рекомендации по повышении эффектности творчества военных кадров, что сказывается на их актив-юти в поддержании високой боевой готовности, проведении воен->й реформы.

Андреев ИЛ. Пути повышения эффективности научного груда. - М.: Наука, 1985; Головачев A.C., Скароянский МЛ. Эффективность инженерного труда. -Ы.: Экономика, 1983; Казанцев В.К. Комплексный анализ эффективности работы НШ и КБ. - Л.: Машшостроение, 1983; Калянкин Б.В. Научно-технический потенциал вузов и пути его эффективного использования. - М.: Высш. школа, 1988; Курен-, ков И.О. Методологические проблем обеспечения эффективности больших систем военного назначения: Автореф. дис....канд,филос, наук. - Ы.: ВНА, 1979; Меерович ГЛ1. Анализ эффективности: принципы, критерии, опыт. -М.: Знание, 1979; Пупко А.Б. Система: человек я военная техника. - М.: Военяздат, 1976; Социальные проблемы оптимизации научно-технического творчества /тезисы докладов/. - Уфа, 1989; Рабочий и инженер: Социальные факторы эффективности труда. -М.: Мысль, 1985; Рахимов О.Х-А. фялософ-ско-этический анализ эффективности систем человек-военная техника: Автореф. дис.... канд.филос.наук. -Ы.: ВПА, 1980; Социальные и экономические проблемы повышения эффективности науки. -М.: Наука, 1985; Терехин В .И. Повышение эффективности • производства новой техники. - Ii.: Экономика, 1987; Зффектин-яость научных исследований и разработок. - М.¡Экономика,1986 и щр,

2м. напр.: ГайДЛ. Формула мудрости. -Ы.: Знание, 1984; Дынин 1.М. Творцы советского оружия. - М.: Воениздат, 1989; Ежов АЛ. [ворцы технического прогресса. -I.: ВИКИ, 1988; Мархелова Л.С. Зружием творчества. - М.: Политиздат, 1985; Яковлев A.C. Цель шзни: Записки авиаконструктора. - М.: Политиздат, 1987 и др.

Теоретическая важность, практическая актуальность я недостаточная разработанность проблей эффективности творческой деятельности инженерных кадров армии и флота предопределили объект, предмет, целя я задачи исследования. Объектом исследования является военно-дняенерное творчество как относительно самостоятельная разновидность инженерной деятельности, направленной, яа создание, обслуживание и использование технической базы армии и флота, Предметом исследования выступаюг эффективность воекно-янкенерно-го творчества и влияющие на нее социальные факторы.

Цель исследования - разработать философско-социологическуи концепци> эффективности военно-инженерного творчества, исследовать её зависимость от социальных факторов и выработать рекомендации по её повышению в ходе военной реформы, перестройки Вооруженные Сил,

Поставленная цель предполагает решение следувщях исследовательских задач:

- систематизация методологических основ философско-социо-логического анализа военно-инкенерного творчества;

- формулирование сущности, специфики и закономерностей развития военно-инженерного творчества;

- выявление сущности эффективности воеаяо-инхенерного творчества;

- разработка системы критериев эффективности военно-ин&енер ного творчества;

- выявление комплекса социальных факторов, воздействие кото рых обусловливает эффективность военно-инженерного творчества, его состояние и динамику развития;

- определение основных социальных резервов повышения эффективности военно-иняеяеряого творчества;

- выработка теоретических и практических рекомендаций для повышения эффективности военно-инженерного творчества.

Е. МЕТ0ДЩ01ЖЕСК1Е ОСНОВЫ, СТРУКТУРА И ОСНОШОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Общая цель диссертации, её конкретизация в задачах исследования с учетом анализа практики и имеющихся научных работ позволяют сформулировать исходную концепцию исследования. Суть её в следующем. Эффективность военно-инженерного творчества, определяемая с помощью системы научно обоснованных критериев, зависит от системы социальных факторов. Знание этих факторов и закономерностей их влияния на развитие военно-инженерного творчества делает возможной выработку комплекса социальных мер и приемов значительного повышения его эффективности.

Ведущей методологической основой исследования военно-инженерного творчества выступали материалистическая диалектика, философские концепция деятельности, творчества, технического прогресса, развития систем "человек - военная техника". Осуществляя ^илософско-социологическое исследование, диссертант опирался на щалектико-материалистическое учение об общества, войне я армии, яремился учесть новые позитивные идеи советских а зарубежных фа-гософов. Учитывая специфику современного социального развития, штор использовал наиболее важные общегосударственные документы, >аботц ученых а политических деятелей но проблемам использования ;остижений НТР в целях перестройки. Кроме того, при подготовке ;яссертации использовались приказы и директивы, определяющие продление военной реформы, развитие Вооруженных Сил.

Эмпирическую базу исследования составили:

- анализ документов, регламентируицих военно-инженерную дея-ельность и творчество;

- контент-анализ материалов периодической военной печати;

- результаты специального социологического исследования, роведенного автором среди военных инженеров различных категорий, роходящих службу в войсках и обучающихся в ВВИА имени профессо-а Н.Е.Жуковского;

- итоги ежегс. .пых социологических опросов слушателей, црово-шых в 1987-1990 гг.;

- результаты интервьюирования военных инженеров, проводяыо-5 в целях уточнения социологической информации, полученной при 1кетировании;

- анализ более ста личных дел военных инженеров различных категорий я специальностей;

- материалы социологических исследований, проводившихся кафедрами общественных наук ряда вузов страны} .

- личный опыт политико-воспитательной, исследовательской я педагогической работы в войсках л военно-учебных заведениях.

Структура я основное содержание диссертации.

Диссертация состоят из введения, трех разделов, заключения, списка литературы и приложений. Объем работы составляет 187 страниц машинописного текста.

Во т ->едэяия основывается актуальность избранной тема, показы^ . вается степень разработанности, формулируется цель и задачи яссле< дования, определяются его объект, предмет, исходная концепция, из-латаются выносимые на защиту положения, дается общая характернее ка научной новизны я практической значимости.

В первом разделе - "Сущность военно-инженерного творчества, понятие его эффективности - на основе обратная к историко-философ сксзцг наследию и современный работам анализируются исходные положения, необходимые для рассиофеняя исследуемой цроблемы. Выделяются существенные особенности творческой деятельности как процесса созидания качественного нового, обладающего социальной значимостью. На основе уточнения понятий "творчество" я "инженерное творчество* определяется понятие "вовяяо-^инжеяерное творчество", характеризуются ведущие элементы творческой военно-инженерной деятельноетд. Анализ 8той деятельности приводит к необходимости оценки её эффективности, характеризуемой как стэпеньо достижения поставленной цели, так и уровнем затрат я усилий, необходимых длв её достижения. Рассмотрение внешнего и внутреннего аспектов эффа? тивности военво-инжеяерного таорчесгоа позволяет определить зависимость результатов от различных социальных•факторов, специфических условий, в которых осуществляется' этот вид деятельности. ,

Во втором разделе - "Основные социальные детерминанты я критерии эффективности военно-инженерного творчества"- отмечается, 45 решение проблемы повышения эффективности творчества военно-инженерных кадров невозможно без учета общих я специфических закономерностей его развития я функционирования. Субъект творчества фо] мируется я развивается только в обществе, посредством включения ] опредвленЕШ образом организованные общественные отношения, которые либо способствуют раскрытию творческого потенциала личности ;

коллектива, либо деформируют их. Здесь рассматриваются объективные закономерные взаимосвязи, определявшие развитие военно-инженерного творчества на различных уровнях современных отношений. На этой основе анализируется и система социальных факторов эффектив-юсти военно-инженерного творчества, которые вычленяются с учетом усмотренных закономерных связей этого явления. Учитывая, что грияятие решения на практическое применение новаторского ияженер-юго решения неизбежно связано с необходимостью сравнения альтернативных вариантов, рассматривается система критериев эффективности военно-инженерного творчества, вычленяется основной, антег-(альный критерий.

В третьем разделе - "Актуальные проблемы повышения эффективном военно-инженерного творчества и основные пути их решения-шечается, что повышенна эффективности военно-инженерного твор-ества в значительной степени сдерживается существующей его орга-изадией, консерватизмом системы управления, сложившимися нравет-енными, психологическими и другими барьерами. В целях опредвле-ия научно обоснованных путей повышения творческой активности оенно-инженерных кадров предлагается решение ряда проблем, котс-аа условно можно объединить в следующие группы: управление с ко- . рганизационные, экономические, правовые, духовные я социально-ловые, Здесь ке на основе данных, полученных с помощью сопиолб-етеских исследований, предлагаются конкретные пути совершенство-шия социальных условий, в которых новаторы могли бы трудиться шболее эффективно.

В заключении формулируются основные теоретические выводы я вожены практические рекомендации, которые могут способствовать 1вышению эффективности творческой деятельности военных инженеров.

Приложения составляют: программа спецкурса "Основы теории и тодики военно-инженерного творчества"; предложения по оптимиза-и структуры информационного процесса в части /НИУ/; программа циологического исследования эффективности военно-инженерного орчества; бланки анкет совдологических опросов; результаты обра-тки полученной информации в вычислительном центре ВВИА /ЭВМ ЕС-30/.

• Ш. НАУЧНАЯ НОБИША ЯССЩОВАНИЙ И ОБОСНОВАНИЕ ДШОШШЙ, ВШОСИШХ НА ЗАЩИТУ

Научная новизна исследования состоит црезде всего в разрабо! ке целоотной философе ко-сошодогической концепции эффективности военно-инженерного творчества, осуществляемой впервые.

Определенной новизной характеризуются таете:

- уточнение сущности, структуры, специфики творчества как В1 да деятельности и, в частности, инженерного и военно-инженерного творчества;

- выявление сущности эффективности военно-инженерного творчества;

- анализ основных закономерных взаимосвязей, определяющих развитие военно-инженерного творчества;

- вычленение и анализ системы социальных факторов эффективности военно-инженерного творчества;

- разработка системы критериев эффективности военно-инженер ного творчества;

- выявление с помощью конкретных социологических исследований актуальных проблем повышения эффективности военяо-инженерног< творчества л выработка рекомендаций но их решении.

На защиту выносятся следующие положения разработанной авторам философско-социалогической концепции эффективности военно-ин женерного творчества.

1. Уточненное определение творчества как исторически обусло; ленной деятельности по созданию общественно значимых материальны и духовных ценностей, отличающейся новизной результатов шш путе их достижения и направленной на прогрессивные социальные изменения. Авторское определение инженерного творчества как о ¡носитель но самостоятельного вада творческой деятельности, направленной н удовлетворение конкретной технической потребности общества посредством создания новых и совершенствования наличных образцов те яики, технологии, оптимизации функционирования систем "человек -технический: объект". Эти уточненные определения необходимы для более глубокого анализа военно-инженерного творчества.

2. Развернутая характеристика военно-инженерного творчества так относительно самостоятельного вида деятельности военных инже

яерс -, направленного на поддержание боевой готовности Вооруженных Сил и включающей в себя качественное обновление военной техники, способов её обслуживания и применения, повнсение эффективности функционирования систем "человек - военная техника" и развитие необходимой учебно-материальной базы.

Важнейшими элементами военно-инженерного творчества являются:

- объекты, которыми выступают военно-технические комплексы, системы "человек - военная техника", технологии обеспечения я ведения боевых действий, а также специфические воинские коллективы, предназначенные для разработки, производства и обслуживания военной техники;

- субъекты, которыми являются военные инженеры, то есть офицеры, имеющие соответствующее образование, замещающие инженерные должности,'объединенные, как правило, в постоянные или временные коллективы для решения инженерных 3"адач;

- материальные и интеллектуальные средства, выбор и способ црименения которых зависит от характера решаемой военно-технической проблемы.

Динамическая структура творческой военно-инженерной деятельности включает в себя следующие основные этапы:

- выявление объективной потребности в качественно новом военно-техническом решении;

- анализ характера этой потребности, определение разрешаемого военно-технического противоречия, осознание его неординарности субъектом творчества;

- формулирование общей целя творческого акта, характери-ха предполагаемого конечного результата ;

- принятие решения в соответствии с наличными средствами;

- шинирование и организация творческого процесса по реализации целевой установки;

- оценка результата и выявление новых потребностей в творческих решениях.

Исследование сущности, содержания и структуры военно-инхе-1ерного творчества "озволяет сделать вывод, что оно выступает как процесс разрешения противоречий медцу изменявшимися социаль-[ымя требованиями к военной технике, технологии боя, профессио-[альному облику специалистов и менее динамичными реальными

уровнями их развития. Военно-инженерное творчество не может быть эффективным без опоры на знание закономерностей социального развития, техносферы, -ведения боевых действий,'без учета цротиворе-чивого взаимодействия социокультурных и технологических факторов.

3. Определение эсЕфективностя военно-инженерного творчества как обобщающей характеристика его результативности, выражаемой соотношением степени повышения боеготовности систем "человек -военная техника" в результате творческого процесса и совокупных затрат,потребовавшихся для этой цели. В работе определяется место понятия эффективности в системе социальных, общенаучных и философских понятий, характеризуются его связи с категориями "цель", "средство", "результат". Доказывается, что внешний аспект эффективности военно-инженерного творчества характеризуется соотношением между поставленной целью я степенью её реализации, соответствием полученных параметров прогнозируемым. Внутренний аспект характеризуется средствами достижения поставленной цели, уровнем усилий я затрат /материально-техническихг энергетических, физиологических, интеллектуальных, временных и др./. Диалектическая связь, противоречивое единство этих аспектов выражается во взаимс обусловленности я взаимовлиянии целей, средств и результатов. В творческой деятельности специалистов армии и флота решающую роль играет внешний аспект, ибо в военной деде главное - достаточная степень боеготовности. Средства для достижения такой степени выбираются в зависимости от военно-псаштических факторов, состояния вооруженных сил вероятного противника, социально-экономических условий, уровня научно-технического развития и т.д., что подтверждает вывод о возможности управления развитием военно-инженераого творчества, его эффективностью с помощью определенных социальных средств.

4. Определение основных закономерных взаимосвязей, определяющих развитие военно-инженерного творчества и его эффективность. Творчество, в том числе и военно-инженерное, возможно лишь в определенных социальных условиях, в деятельном общении с другими лвдьми, во взаимопревращениях индивидуального и социального. Внутренний регламентации, логику творческого процесса во многом обусловливает специфика его алеман тог, а внешняя регламентация в решающей степени осуществляется конкретно-исторической социальной обстановкой. Это влияет на характер объективных предпосылок развития военно-инженерного творчества и его эффек-

тй: чости. Следует учесть го, что военный инженер использует /не всегда, впрочем, осознанно/ различные социальные ориентиры, шх>-фессиональные нормы, коллективный опыт, культуру творческого труда. Эти нормы инженер усваивает вместе с собственный пониманием целесообразности я рациональности, внутренней логикой творчества, социально заданными требованиями. Объективные дредпосшки создают возможность функционирования военно-инженерного творчества, а звеном, непосредственно определяющих его эффективность, является сам человек, его способность я готовность к творчеству, степень осознания особой социальной значимости военно-технического нова-торсяза.

Познание диалектики внешней в внутренней регламентации военно-инженерного творчества, объективных и субъективных предпосылок развития облегчает выявление его существенных взаимосвязей, носящих закономерный характер. Ведущие закономерности развития военно-инженерного творчества целесообразно искать с учетом основных уровней его социальных отношений.

В система общих военно-социологических отношений проявляются: политическая детерминация совершенствования военной науки ь техники, всей сферы военно-технической деятельности; обусловленность средств военно-инженерного творчества развитием науки, пропитанного производства, экономики в целок; зависимость эффективности военно-инженерного творчества от характера и глубины социальных преобразований в обществе, способствущих более ихи ме-зее полной реализации творческих потенций человека.

Характеризуя закономерные взаимосвязи военно-инженерного гворчества в системе военно-технической деятельности, следует отлети ть, что непосредственным источником развития военно-инженер-юго творчества в данной сфере являются противоречия между воея-ю-техническими потребностями и степенью совершенства существующих образдов военной техники. Зависимость направленноеги военно-¡нженерного творчества от текущей военно-технической политики го-:ударства включает активное обратное влияние результатов творческих изысканий на военно-технйческую политику. Направление д эффективность военно -инженерного творчества зависят от направленности, хода и глубины преобразований, вызываемых военно-технической эволюцией в других странах. Существует взаимосвязь эффектявно-ти военно-инженерного творчества я системы профессиональной под-отовки, повышения технической культуры личного состава Вооружен-

ных Сил.

Внутренние, специфические взаимосвязи, обусловливающие развитие военно-инженерного творчества, его эффективности включают ■ в'себя: зависимость эффективности военно-инженерного творчества от темпов качественных преобразований в средствах военно-инженерной деятельности, особенно компьютеризация и автоматизации проектирования и расчетов; зависимость эффективности от характера дифференциации и интеграции творческой военно-инженерной деятельности при повышении значения коллективных форм творчества; зависи-шсть эффективности военно-янженерного творчества от степени ов-. ладения субъектами творчества системой военно-технических знаний, ■ методологией и методикой творчества, от уровня обеспеченности современной научно-технической и военно-технической информацией; возрастающее взаимовлияние и взаимообусловленность социальных и технических сторон военно-инженерного творчества.

5. Вычленение системы социальных факторов. которые определяют интенсивность и формы функционирования, военно-инженерного тво] чества. При атом также можно ввделить несколько уровней - от социально-политических отношений до межличностные отношений и социально-психологических особенностей конкретной личности. Кроме того, следуит учесть неизбежную условность классификации любых социальных феноменов и многоликость специфических условий, в которых действуют различные субъекты военно-инженерного творчества

В диссертации'определены основные группы факторов эффективности творческой деятельности. Среди них отмечаются социальный строй, политика государства в различных сферах, правовые инстигу ты, система образования, степень демократизации общества, а гакж военно-институциональные, военно-политические, военно-доктрдналь ные, военно-экономические, военно-научные, военно-технические и особые, обусловленные, спецификой военного дела, духовные и социально-психологические факторы. Важное значение имеют инженерно коллективистские и личностные факторы, характеризующие сошальну направленность коллектива, структуру и тип взаимоотношений между его членами, а также общий стиль поведения, уровень знаний, ина яерно-организациояные умения, коммуникабельность, демократичное! и другие социально обусловленные качества.

Влияние указанных факторов на эффективность творческого прс цесса проявляется прежде всего в том, что политические потребности направляют в виде социального заказа творческий поиск военнс

¡шупнорнцх кадров на разрешение актуальных, технических и социаль-*о-тсхнических противоречий. От социальных условий зависят нали-гие я уровень развития необходимых научных, технических, материальных возможностей для военно-шсгенерного творчества. Многообразные ¡теологические, нравственные и психологические феномены играют «ощную стимулирующую роль в реализации творческого потенциала лич-юсти, коллектива.

6. Достановка и последовательное решение проблемы определения системы критериев эффективности военно-инженерного творчества.

Критерий определяется как признак, на основании которого зооизеоднтся окончательная оценка, выбор, принятие ответственного зешения в результате сравнения эффективности различных вариантов. Срятерий является функцией нескольких показателей, представляющих ,".енее общие характеристика исследуемого процесса. Основным, интегральным критерием эффективности Еоенно-инженерного творчества 1редлагается считать степень его влияния на уровень боеготовно-:тд подразделений и частей Вооруженных Сил, боевой эффективности юеяно-технических систем. Однако осуществление, реализация княэ-шрных решений и разработок в заЕиселоста от их характера и кон"->етных целей обеспечивает достижение различных видов эффекта, лишь I конечном счете сливающихся в едином, который отражается инте-•радьным критерием. Для ях оценки можно в оделить критерии, по ко-•орда распределяются основные показатели эффективности военно-ин-■.енерного творчества:

- военно-политический критерий, указывахидай на воздействие дноваций в военной технике на военно-политическую обстановку, остояние военно-стратегического паритета;

- военно-технический критерии, характеризующий диалектиче-кую взаимосвязь военно-инженерного творчества с основными поло-ениями и требованиями военной науки в целом, военного искусства,

также включающий в себя систему собственно технических показа-елей;

- военно-экономический критерий, показывающий степень эконо-ической эффективности результатов военно-инженерного творчества, то особенно ва^чо для решения задачи обеспечения эффек-ивяости оборонного строительства преимущественно качественными араметрами;

- социально-эргономический критерий, показатели которого укатают на степень учета человеческого фактора при создании

и модернизация военной техники, на оптимальность согласования человека и' техники.

Предложенная система критериев и показателей эффективности военно-инженеоного творчества может служить инструментом анализа творческой деятельности специалистов, решения практических военно-инженерных задач, определения основных направлений совершенствования военной техники и организации её обслуживания и боевого применения.

7. Обоснование возможности и основных направлений управления творческим процессом в военно-инженерной деятельности. Под управлением в данном случае понимается социально обусловленное изменение хода военно-инженерного творчества, осуществляемое посредством системы специфических средств в целях повышения его эффективности.

Управление эффективности военно-инженерного творчества может осуществляться:

- с помощью управленческо-организацяонных мер. Среди них выделены совершенствование профотбора в инженерных ввузах, перестройка системы подготовки и переподготовки военно-инженерных кадров, совершенствование технического и информационного обеспечения творческого иродесса, научно-обоснованное планирование др.;

- с помощью оперативного решения проблем материально-технического и финансового обеспечения творческого процесса;

- путем совершено вования правового положения новаторов;

- целенаправленной воспитательной работой, направленной на формирование у военно-инженерных кадров научного мировоззрения,. развитие высоких морально-политических, боевых и психологических качеств, на более полное использование духовных резервов творчества;

- созданием отвечающих современным требованиям условий жизне деятельноета, быта я отдыха военно-инженерных кадров.

П. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Научно-практическая значимость исследования состоит в фориу-шровании, обосновании, реализации ряда теоретяческях и организа-хионных рекомендаций по повышении эффективности военно-инженерного творчества. Они объединены в две группы: рекомендации, касаю-щеся управления и планирования дальнейшей научной шоработки гооблеи повышения эффективности военно-инженерного творчества и )екомендации организационно-практического характера.

Усилия в области планирования дальнейших исследований пооб-гем эффективности военно-инженерного творчества рекомендуется вес-'и по следующим направлениям:

- методологические основы организации, планирования и управ-щния военно-инженерным творчеством;

- социальные и социально-психологические проблемы автомати-ацш научно-исследовательских и конструкторских работ;

- философско-методологический анализ эвристических приемов оенно-кшзнерного творчества;

- социально-психологические механизмы формирования и разви-ия творческих способностей военных инженеров;

- актуальные проблемы формирования нравственного облика ду-овной культуры советского военного инженера;

- социокультурная регуляция творческой деятельности военного нженера;

- социальный облик и личностные факторы деятельности армей-ких изобретателей и рационализаторов;

- исследования эффективности военно-инженерного творчества условиях перехода подразделений и частей на новую организациан-

э-штатяую структуру и систему боевой подготовки.

К группе непосредственно организационных рекомендаций можно снести:

- создать и внедрить в практику современные методики про-гссионального. отбора для поступления в высшие военно-инженерные шлища и инженерные академии;

- включить в учебные планы военно-инженерных академий и шлищ спецкурсы по методологии, теории и практике военно-янже-

- 1В -

нерного творчества, а также спецкурсы по истории и логике инженерной деятельности, то общекультурному развитию обучаемых /дифференцировано для адъюнктов, слушателей, курсантов/;

создать в аппарате заместителя министра обороны по вооружению, либо при ведущих центральных НИУ или инженерных академиях лаборатории методологии и теории технического творчества, на которые возложить задачи разраЗоткя, пропаганды и внедрения в практику соответствующих методических, нормативных и учебных материалов, а также разработку я испытание современных средств интенсификации военнс-инженерного творчества на базе компьютерных систем и . -нформационных технологий;

- создать единую информационную систему министерства обороны и штатные патентные подразделения в видах Вооруженных Сил и объединениях для обеспечения творческого процесса армейских новаторов ;

- обязать аттестационные комиссии в аттестациях на военных инженеров, выдвигаемых на вышестоящие должности и кандидатами для поступления в военные академии, указывать степень развития творческих способностей, участие в изобретательской и рационализаторской работе. Рекомендовать внести соответствующие дополнения в руководяще документы до организации аттестования офицеров;

- ввести в .систему командирской подготовки военно-инженерныз кадров занятия по овладению практическими навыками использования методов интенсификации творческой деятельности, изобретательства и рационализация;

- в Воениздате подготовить к' изданию справочник "Советы армейским изобретателям и рационализаторам", в который включить до тодические рекомендации по организации и проведению изобретатель с кой, рационализаторской и патентно-лицензионной работы, краткий обзор некоторых методик поиска новых технических решений, пример ные планы работы общественного университета технического творчества в части, соединении, а также список литературы по техническому творчеству;

- в соответствии с Законом об изобретательской деятельности в СССР переработать документы, регламентирующие правовое положение армейских и флотских новаторов;

■ - ЩиР МО совместно с.ЦфУ МО СССР разработать систему льгот, материального поощрения для армейских и флотских из обрек телей и рационализаторов, внесших значительный вклад в повышена«

бое. отошости частей а подраздолений, либо получивших большой экономический аффект от внедрения разработок. Рекомендовать восстановить систему выплаты вознаграждения за содействие изобретательству в звене "соединение - объединение";

- создать в зоенно—инженерных академиях и училищах специально оборудованные аудитории, а в которых сосредоточить информацию по обучению кавыкам творческой инженерной деятельности, наглядные пособия, модели, а также оснастить ¡а ПЭВМ, в память которых внести основной текстовой и графический материал спецкурсов го теории и методике военно-инженерного творчества;

- разрешить главнш инженерш объединений, соединений командировать способных к творческой работе инженеров на краткие курсы технического творчества и патентоведения при отделениях ВОИР, Союза научных и инженерных обществ СССР, межотраслевых центрах научно-технической информации с оплатой за счет сметы МО СССР.

У. АПРОБАЦИЯ И ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основные положения диссертационного исследования прошли апробацию в докладах и выступлениях на Третьей республиканской конференции молодых философов "Проблемы человека как предмет философского анализа" /1989 г./ на Московской городской научно-практической конференции "Оптимизация научного и технического творчества как фактор ускорения научно-технического прогресса" /1988 г./, на УП Всесоюзных чтениях молодых ученых "Молодежь и творчество. Сощтьно-фшосойские проблемы" /1988 г./, на Всесоюзной научно-практической конференции "Методологические проблемы научно—технического творчества" /1988 г./, на Всеармейской конференция изобретателей и рационализаторов /1988 г./, на Всесоюзной научной конференции "Историзм и творчество" /1990 г./, в докладе "Человек как объект социального воздействия" на 1УП сессия международной Зарненской философской школы /Болгария, 1990 г./ на заседаниях зекции теории и ме- эдологии творчества Философского общества СССР, з процессе проведения занятий с адъюнктами, слушателями и курсантами ВВИА имени Й.ЕЧуковского, в выступлениях перед инженерно-техническим составом соединений и частей ВВС.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

1. К проблеме дастятуционалязация термина "Инженерное творчество" //Методологические проблемы научно-технического творчества Дезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. -Рига, 1988. - 0,3 л.л.

2. Некоторые аспекты повышения эффективности военно-инженерного творчества //Актуальные методологические и социальные проблемы развития я освоения новой авиатехники. - М.: ВВИА,1988 -0,5 п.л.

3. В<х-нно-инженерное творчество и пути говыпения его эффек-

" тявности //^ровоззренческое и методологическое значение марксистско-ленинской философии для деятельности военного инженера //Учебно-методическое -особие. - М.: ВВИА, 1988. - 0,5 п.л.

4. 0 специфике инженерного творчества //Молодежь и творчество: социально-философские проблемы //Часть 2. - М.: Ф0 СССР, 1989. - 0,3 п.л.

5. Учебно-методические материалы по спецкурсу "Общественно-политическое введение в профессию военного инженера" и учебной дисциплине "Философия". - М.: ЯША, 1989. - 4,75 п.л.

6. Социальные факторы эффективности военно-инженерного творчества в ВВС /по материалам социологического исследования //Методологические проблемы качественного совершенствования боевого потенциала ВВС. - М.: ВВП', 1989. - 1,6 п.л.

7. И вечный бой... Инженер-профессия творческая //Военный авиационный инженер: Введение в профессию. - 14.: ЕВИА, 1990. -0,5 п.л.

8. Развитие творческих способностей слушателей в процессе цреподавания общественных наук; Программа спецкурса "Основы теории и методики военно-инженерного творчества" //Концепция гуманитарной подготовки авиационных инженерных кадров в условиях военной реформы: научно-методические материалы. - М.: ВВИА,1990. -0,6 п.л.

9. Человек как объект социального воздействия /Дезисы докладов участников 2У1 сессии Мездународной Варненской философской школы. - София, 1990. - 0,5 п.л. /в печати/.