автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему: Фольклорные традиции в азербайджанской поэзии периода Великой Отечественной войны
Полный текст автореферата диссертации по теме "Фольклорные традиции в азербайджанской поэзии периода Великой Отечественной войны"
МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Н. ТУСИ
На правах рукописи
СУЛЕЙМАНОВ ЛЯТИФ АДИЛ оглы
ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТРАДИЦИИ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ПОЭЗИИ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ВОЙНЫ
10.01.09—Фольклористика
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
ВАКУ — 1992
Работа выполнена на кафедре истории азербайджанской литературы Азербайджанского государственного педагогического университета имени М. Туси.
Н а у ч н ы й р у к о в о д 11 те л ь:
—доктор филологических наук, профессор Эфендиев П. 111.
Официальные оппоненты:
—доктор филологических наук, профессор Набиев А. М., —кандидат филологических наук, Гасымов М. П.
Ведущая организации—Гднджннский государственный педагогический институт им. Г. Зардаби.
Зашита диссертации состоится „ * и^киЛ^Я, 193.1 г. в „. 'I " часов па заседании Специализированного совета 054.01.02 но защите диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук при Азербайджанском государственном педагогическом университете им. Н. Туси по адресу: 370000 г. Баку, ул. Уз. Гаджибекова, 34.
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке АГПУ.
Автореферат разослан „ " ^ 1992 г.
Ученый секретарь Специализированного совета, кандидат филологических наук
Р. О. КАФАРОВ
СБ ПАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность теми. Азербайджанская письменная литература,)Гк и литература другкх народов,во все зрехека разлгаадась а тесной связи с устным народным творчеством, что вполне правомерно.У народа нет таких желаний к чаяний, которые «9 отразились бы в его фольклоре ,кбо основу его образцов составляют кисли,связаннее с народный мировосприятием и мыкденкви.С предельной четкостью и силой наяда в фольклоре свое образное,худокестаенное отображение исконная борьба между добром и згом,светом и тьмой,красотой л уродством.Фольклор всегда был не-истодкиой я бяагодаткой сокрови*ницей, питавией и обогазавяей письменную литературу и по содеряацио.и по форме,и по идее.Все поэты в писатели в той ми ивой мере ийпользовали это духовное богатсвво народа.Прав бнп в гтон огнояеаии М,Горький, которой заметил:",.кпнсатепь,н8 обладавший знаниями фольклора, - плохой писатель.]} народноч тзорчсотое сокрыты беспредельные богатства,и добросозестний яксатёль доетак ими овладеть". ^
Бее известные азербайдяакекке поэты я писатели,начиная от гениального Низами, неязкекко обрацались к народному творчеству .черпал:? из него теки,идеи и образн.Содькяор зоепза был жпвктелыши и некссякаеккм источником,вогзебвьг'м и таяыствекник кирон, наделявши силой и мудрость» всея,кто к «сиу обращался..
Уне дзвко подмечено,что особенно интенсивным и плодотаоркни было сбрагршие к »хлору а пергод» всенародных.испытаакй и по-трясенна.Одняк ;:з таких гг.обаяышх нспитакг-.я дзя всех советских народов яв'/гась Еел:гкая Отечественная гоЯна.В трудные ?оенше годы вечно даме, неувядаемые герои народней поэзии словно передавали свою "> силу я храбрость соа-зтехги ледян.а лучя/я фольклорной сбраз:;;« керчхедили из уст з'уста,вселяя в бойцов уверенность ь конек-
Г.Горькш'! М.Собр.соч.в 30т.т.Ш!3,ГШ,19'»9-1959,с.ЗСЭ.
, ц -
ну» победу,направляя кс на подвиг;;.Но случайно кисгкг призывники V! добровольца отирг.ьлялг,сь гга »¡роит с народными хуоы калымил кк-с т ру и г н там к; ¡¡а род кал кузнка.иародше пески сопровождали их в нелегком ратиом трудс.Бплг'йй популярность!) к дтхЗозм пользовалась в отп года у советских лвдйй .и ¡судоксстввнные произведения,созданные поэтам;: и висателякк путек использования'фолькдоршл образцов, Т!п;,сшегов,образов,шзродних изобразительных ерздетв.
Как изиссгао41гаибо«ае гкбтем.опоратиааым пожалуй,дейиним жанрок литературы является гаэзкя.Создакные в годы Великой Огечес--эвнной ьоШш поэтические образцу .отвечали запросам врэнешз.г.сспе-ьи,-;гьолет к стойкость советского парода ъ борьбе с й:аакзко«,от:сн« 3$.-=! его иеклочктельнув самоояверзеквооть кг фронте к в ту."у. Иска-го сслгргеапих.юысо кохудеясостаешца "поэтических произведений- бил о создано ъ эта году к азербайджанскими 'позтакк.остагакзииися верны-т "сяожю-абСся наодоиалькоЯ тргдапга я отд»паитшся,одновром8кио, новаюрезк; подходом к нзо-'га'ягекс.к дейетзктедьности.Повсеместное обращение агерЗа^иаисЕях по^^ь ¿: устному народному творчеству в годы войки.каводьзевайке фольклор««; образцов,гзк-.сехстсв,идей,создание на их оснсяе ориггщалшос произведений обусловило необходи-' -мост* их об с тосте ль я ого кзучеаия.Кмсико этим :: бил обусловлен вк-Оор тоуы рзфорируской якссертации.Ёарность этого вкбора подтверждается наличием ^ногочкеленшУх- научных исследований .кандидатских И докторских диссертаций 'иа глгадзгшкуо тему в 'русс ком.литературоведении и .литературоведении других пародов СССР.*Актуальность кзбрзн-........... .....—■ 11 1 ..............
I,См. :Вь-х одпев Л.С.Руссгдя советская поэзия'и кародкоа творчество. Я .-Л. ,19бЗ;Лебсдса• а.®.1Ьояозящг 2 "поговорки ВзллкоЯ Отечественной . войны и'послевоенных лст.-Канд,дксс.филол.а. »Ленинград,195*»;Алегса-хкка И.В.Поззия ».С.Тихонова "периода Великой Отечественной пошы,-Канд.дксс.фидол.й, .Ворсншс, 1960.;Тарасов В.Г.Массовая партизанская • • поэзия; Бо.юруссиз в юриод Великой Отечественной гой1ш;-Канд.дксс. $кдол;н.'.Млкск,1951;Сеидхаксс К.. Казахская наредкая лирика периода дглйхой Отечественной войныШ^ 1-Т945),-Я. ,196 Г^Отоаянов С. А.Русская советская "баллада.Периода Великой Отечественной войны.-Канд. дигс.филол.и. , 197.9;Владимирский Л*Н*.. Народны*'-пески литературного происхождения в период Великой Отечественной гойнн.-Канд.дисс. Фкдод.и,Д;,197д к др. , -.•;',• -
ной теми определяется сце и том,что з настоящее время в азербайджанском лшератуц^ваденкк находился подход к изучение отдельи«" этапов фо^ьк^зристпк* в еа связях о пягьненной д'.г.'-грптурой.
Пм.'Дкег,по:)!.- ;; задлмк уссделотяяя.Прчдмат яссдедсзайкя составили иногсчксдекинс сгкхотасрония,поэмы,иарск,л<?сик,созданные азербайджански;«! позтамк в годи ЗелкксЗ Отечественной зойкы.В диссертации произведения Сакеда йургуна.Оскана Сарывелла.Расулз Рзы,Су-лййиана Рустата.Мамэда Рагкиа,Ахмеда Лжаккля.Ала Яазмн,5гйнала Ха~ лшга.Зейнага. Дигббарзаде.Млрварид Лияьйазй,Новруаа Гяядаали,Нигяр Раф:й5йли„1ха($ара Хакдзиа ;г других исследован», з-сопоставлении с фольклорну«:;: образцами. С зтей ;:олъо к "исследовании придяаченн сборники, антологии, каигк, охватываемо эсе ха!гры азербайджанского фолы-» лора.Гда»кап цель исследования состоит з княвдеиж я кзучеиии фоль-лорянх траду.цкй э азерЗайдхаисг.ой поэзии 19М-19-Ч5-х гсдоз.т.а.в одка ::з пктсреснсЗзкх и значите льнг*х пзргсдов •аззрбш'чхлнекой Д31а~ рятурн.З круг задач длосертаята входадс >
- определениз спошгййчссхнх особенностей спяззй с ^одьгдорок по-эии периода Вел»кой Отечественной .во• • , •
- лиявленк «а страницах периодической ле'пгя.з г! ягах и сбор;:::-«ах стсто:),лоэ.,:,лссз.ч..':ал::сД,«ая1:сацкух в гсдн'гойцц сзязаяп»х с ::зас5а?гл.-1 у.ы.уу гольк.-ор ейзтйкатаз&щт к групп»: рс^ка по те катке; .
- а»алдз ос-гг-ич.ггааисайшх' в годы аоим к поезяади'иссдедсза-!!*,-;» азе.с<5аР;маягкого ¿одимзра;
- содсста»игедькс-з г.ссдрдсэаш» фо.:л:сдз>р«и>: тавро V я фодьхдор-не- тг-птикп л '.•••.орчео'.'Т'З отдельных' «сотов;
. - »1 ппадкз ..«лькдорнчх :<-л;\*<}ъ,:и\?е)Л.т: ¿ль,и»-
дгнп:; г. пол^изесхях образца*;- ....
•, - $слы:<.с4щх- традиций а сагирдческоЗ ;йорзйи#:«ч>я-« '•
я лес.чях. ' .. . •„V:: ' ,1:' ; -
г>
Методологическур основу исследования составили труды видных советских,в ток число азербайджанских учения-литературоведов,их суждения и высказывания о литературе и фольклоре.
Диссертация написана на основе историко-сравиительного и описательного методов;
Степень разработанности теки и научная новизна исследования. Первая статья,пссвяяззнная изучзиво азербайджанской поэзии в годы Великой Отечественно!! войны .связана с ниенем Мир Дкалала.В статье затрагивается и вопрос использования з поэзии указанного периода 4стьклорких традиций, *Брле е. глубокий анализ вопроса о связи поэ» аза военных лет о фольклором дам в кандидатской диссертации ПДа-лкдога " Азербайджанская советская шэзия периода Великой Отечественной воШш"(1954>. .
" Целый ряд статей посвящен изученко фолыслдрных мотивов в творчестве отдельных азврбайднаггек!« Bosses - О.Сарызелли,С.Вургуна, о
Р.Рсн,С.Рустана и ар, Развяит аЕЫгекой поэзии в годи войны,изу-чешш ее'связи с пкшшшой литературой посвящена одна из глав книга "Авыгсксе творчество" академика Г.Лрдсли (I960).Всесторонне исследована :да«иая проблема в' кандидатской диссертации В.Гаиасва "Акигское творчество в годы Великой Отечественной войни"(198б).
Рс?ультатсм упорного труда и успеадох.научных поисков явилась удостоенная Республиканской Государственной премии монография Б.На-биева "Великая Отечественная война и азербайджанская литература" (1977) .Определенное место в этом фундаментальном труде отведено и вопросу воздействия на азербайджанскую.поээив вовиных лет фольклорной традиции»
¿.мир Джалал. Азербайджанская поэзия в первый год Великой Отечест-■ вея.чпй войны.-Сб-к;Литература,т.У, 1949,с.II. 2.Велиев М.Особенности мастерства поэта(О.Сарнвелли).-Азербайджан, 195ч,&6;Халияов Г.Таорческий путь О.Сарынеляи.-Азербайджан,1995,fell; Эфсндиев П.С.Вург/н и азербайджанское устное народное творчество.- . Азербайджан, 1959 ,»12; ВелвевМ.,?;аяидов Г. Расу л Рза.-Ба;су,1960;Баба-ев Г.Поэт я вреия.-Баку,196б(на рус,яэ.):Вагабзаде Б.Самед Вургуя. Баху, 1966;ЭеЯналлв А.Непроторенным щутеиСо С.Рустаке).-Баку,1570 идр
Еисокс оценивая проделан ну о в этом направлении работу всех авторов,породитея констатировать,что ни в одной к: вышеназванных трудов проблема фольклорной традиции в азербайджанской поэзии военного времени не становилась предметом специального исследования.
И постановка, и принципы анализа исслгдуоу.о'Л пройлпкы з рефе-» рируемой диссертации в корне отличаптся от всех предидущих исследований в этой сбласти.Зпервие в азербайджанской фольклористике проблема фольклорных традиций в азербайджанской поэзии периода Великой Отечественно!! войны привлечена к аирококу и всестороннему анализу.Ка основе сравнений обширного фактического материла в работе создана литературная панорама крайне сложного периода истории азер* байдаааскоК литературы,определена тематика,содержание,идейная направленность, основные особенности,развитие,формирование богатой и многогранней поэзии военных лет.Многие художественные образца привлечены к исследовании зпервке,сделаны соответстаусяие выводи и заключения. ^
Теоретическое и практическое значения диссертации. Материалы диссертации могут бить использованы при создании обширной научной истории азербайджанской фольклористики,при преподавании з вузах курсов "Советская литература","Содьклоркстика",спецсеминара "Азербайджане /ая лоэзия периода Великой Отечественной юйни"'.
Исследование мхав? представить интерес и для специалистов,изу-Ма»'лих традиции ьародяого- творчества в письменной литературе.
Апробация работ». Диссертация виполнена на кафедре истории азербайджанской литератур» Азербайджанского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического университета им.Н. •.Туе я. Ее ос нов ни о полояаштя долог: :'>•:•< ::а Ас „«♦7,45 и Ргг 1Г"*>-
лига неких научных кояферевциях аспирантов вуьевл'езкеи и сокрацен-ннс тексты "докладов',» такте статьи по теме онублккезагч э республиканской печати.-
- в -
Структура работы. Диссертация состоит из сведения ,дв/х глав, заг.лп^еаия' и библаографии.
Основное содержание диссертации.
Во "Введении" обосновывается актуальность темы .определяются цель^зпдачи, предмет,научная новизна исследования,его теоретическое и практическое значение,указывается кетодологическая основа и апробация работа.
Первая глаза- диссертации - "Воспевание патриотических г. героических традиций"» ссстовт'из четырех,взаимосвязанных разделов,-В первом раздело - "Традиции патриотизма и героизма,иду®ие из устного народного творчества" - после анализа больвого числа художест» венных произведений ааербайдяанских поэтов,создан пых в годы войны, обосновывается мысль с той,что все исследуемие авторы обращались к • ус сноху народному творчеству, лекЫдарнш народный образам,фольклорный образца»,г-сохо оцсикзгми ярко выраженные в «их мотивы патриотизм и героизма, с то ль куакг... советским людям в годину тяжёлых кс~ питангИ.Отдвльеь'о высказывания в советской,в том числе в азербайджанской печати,о том,что : Еоенное время - не время для фольклора, звучали диссонансом и,не.вкрахали мнения большиаства.ДостоЯный отпор подобным суждениям был дан в.статае О.Саршзег.ли "Духовный мир народа",1 в которой подчеркивалось,что фольклор - ото духовное богатство,ь сзсесбразной форме ртобраааидее истории народа .общества, и провес гние китайской стены между созданными народом на протяжении веков образами и сстволами и современной.литературой означало бы потере 1ициональи'о>р колорита,национального облика.-
Проведенное исследование позволяет заключить,что в основном, литература периода Великой Отечественной воЯнн отличается своеоб-; разием тематики,глубиной идейного смысла,совериенством формы.В ней наала свою Достойную оценку такие общечеловеческие ценности, кау гу-
I .ЭдебиМвт;газе*ч,1б«?,-7 исля.-Ц
- э -
манизм,человеколюбие-,патриотизм,доброта;.чилосердие.Главную тему ху-дскественннх произведений,созданных з эти годи.сосгчвдяет защита советскими народами е.?оеи отчизну,борьба с оголтелыми фаиистсхими захватчиками. Еихдется же эта литература к,з особенности, поэзия,на народах сб.ччаях и традициях.
Тауже как в кародних дас танах, сказках и преданиях,в лучших произведениях с^Вур1уна,С.Руста»а,Р.Рзы, А.Дяамиля,3,Хали'ла,И.Рагйка, д.Эйво'ова,созданных в годи войны, звучат призывы к патриотизму .гуманизму »героизму,ко ясе.,<у светлой/,доброму и прекрасному,описываются такие не легендарные герои,ставящие счастье родной ззкяи превыше личного счастья.отдашцие сзои жизни на благо Родине. Использование ^о ль мор их традиций-, фольклорных когквоз и образов,неизкеримо обогащало поэзию военных дет,делало ее более образной,более действенной,более близкой к додям,-Поэта,вз'каакё в одну руку меч,а в'другу«-перо, об рада лис ь хо всем известным фольклорным символам,а соотгетст» вии с ковьгаи условиями,вкладывали новый смысл в те или иные понятия, однкя словом,заимствовал» у народа-его ибииие образу и темы,и всз~ зрацали их ему в ковок качестве,применительно к военному Зрекени.
Важность сохранения п изучения народних традиций,гапользования фолькхорякс геи,мотивов,образов подчеркивалась я з статьях,написанных з годн зойнн.Еоспэгап героизм советских .тодей.ратные и трудовое подвиги, поэтн расценивали их как про до сцен из традиций таких народных полководцев,как Дяевагаир.Бабек.Керогли.Гйчаг Наби.^Высоко оценивая боевой дух.реиикость к бс*рьбе,веру а победу,в торжестве правого де-. ла, ярко гнраяеикые в дастаяах "Кнтаби Дзде-Коркуд"^ •'Кероглы", авторы статей сравнивали героев войны с легендарными дастн1!шл(и героями,верили,что "... сражающиеся с фашистскими палачами Мсрафиль-.Маэа-хиры,Кахаям,непременно будут вослз^глея подобно Л.'огл« .. Л .д. би.а дастаны о «их будут жить в веках и переходить от поколения к по-
I.Си.:Рафили М.Боевая отвага досталасьв наследство от дедоз.-Эдоби-яет газети.19^2,11 харта;Вургун С.Наза клятва.-Эдебипет газгти.ХЗ-?. о августа; ,
- 10 -
т '
колеиию.""
О большой лобвк воинов к устному народному творчеству в годы
войны рассказывала статья Г.Гасыиова "Фольклор Азербайджана в дан р
Отечественной войны".
3
В статье "Авугская поэзия в дик войны" М.Арифа говорилось о развитии ашнгской поэзии,этой наиболее распространенной и любимой народен составной части устного народного творчества,о ее воздействии на обогащение духовного иира,о ее ярко выраженной героической и патриотической направленности,объяснялись причины расцвета экЯ поэзии б период войны.
Вторе»: раздел пзрвой главы диссертации повествует об образах бойцов в стихотворениях и поэнах азербайджанских поэтов.созданкых под воздействием фольклорных традиций.
Пожалуй,во всех поэтических образцах,созданных в года Великой Отечественной войны, ихс&тся образы героических бойцов .Большинство этих образов,изображение в произведениях "Мужество героя", "Партизан Бабаа","Смэдай сокол" С.Вургуна,"Бахтияр"Р.Рзы,"Герой" С.Рустама,"МоЯ лев-партизан" М.Рагима и др..неразрывными узами св* зацы с национальными обычаями и традициями,верованиями и убеждениями, историческим прошлый азербайджанского народа.
Ссобенно часто сравнение героев войны с дастанными и сказочными герояхи проводилось в ашыгской поэзии.Во многих своих стихах ашыги,воопавая героических зацитликов Родины »уподобляли ях народный богатырям,больве других при эток повторяя имя легендарного Ке-роглы,одного из саиых близких сердцу народа образов.Обращение к о< разам Керогдн,Бабека,Гачаг Наби и других отважных героев обретало особое значение,становилось > условиях войны важнейшим духовно-нр ственным фактором,воодушевлявиии бойцов на ратные подвиги^
^гусейн М.Шсни борьбы и победы.-И. 1Усейн.Избранные произведения £аху,тЛХ,1979 и др.
2 Бакинский рабочий. 27 февраля (48).
3 Ветен угрукда.шг.ОТ-й.
Характерным было также и обращение поэтов к ашыгской традиции, испольэоваяет ашвгсккх поэтических форм.Так.сткхотвореаиэ "Землях" 0;Саркзсдли,яссввдекаое Исрафклу Камедеву,било капксано в одной из HâW5e.nee популярных форм народной ашгской поэзии - в форме гоамн.Еах по форме,так к по содержанию ота гонка переклика» ется с кденткчшмн образцами из дастана "Кероглы".Опираясь на народную традиции,поат уподобляет своего героя едоку,льву,тигру,орлу, рисует его смелым,отважным.выносливым и стойким.Однако,подчеркивая болызув пользу обращения х народной традиции,тот же О.Сарывелли предостерегал поэтов от чрезмерного,неуместного,неоправданного порой использования готовых образов и стволов. Именно таким путем, т.е. разумным использованием фольклорной темы в 1942 году была соз-дата народом интересная сказка "Исрафид-пехлеван",воспевающая героизм Ксрафлла Мамедова.Схззка ота, записанная фольклористоп А.Ахун» довим,была издааа отдельной книжкой;
Примечательно,что,создавая в худай ественных произведениях образы бойцов,азербайджанские позта не отделяли воинсв-азербайдкан-цез от воинов друг и национальное тей1, воспевали кстннну» фроитозуя друхбу,скрепденкуо проливаемой вместе кровью.Очень интересно в зтои о тк оценим стихотворение С.Вургуна "Шризакам Украина",где поэт сра-вкивает украинских партизан с легекдарнии Кероглы,называет их псе-емкихамй этого народного кстстеяя.В этом снисие прав аяадгкяк Б.~На-бисв,откйчапякй -сбсбпенкив характер образа Кероглн,как защитника народа.
В реферируемой диссертации обстоятельно анализируйте я и дру-vv.o произведем!!я,л кэторвх герок-йоЯны уг.одоблефольклорный cdp.i-?а>чВ ях чяслг стихотворения "Азербайджанские синозья" К.Ьагина,где екни азербайджанской зенла сравниваются с Бабе ком,более двадцати лет сражавшимся с арабскииа захватчикам и, с Бу rares ом,с Гарадма Чс-
^•Си.:Саравелли О.Луховкнй иир народа.В кя;:Избранные произведения, 1J.9 # С.
баном из дастана "Китаби Деде-Коркуд",Квроглы,боровшимся с врагом не только мечом,ко и сазом,словом,песней,"Храбрый скояа" А.Али-бейли,посвященное Гераю Асадову и др.
Отдельно рассматривается в реферируемой диссертации и образу героев в эпических произведениях,» том числе,в поэме "Илъдрым" С.Рустаха,лде использовано такяе множество пословиц,поговорок, приветствий,проклятий,сказочных зачинов и концовок,в возме "Аслан и Г^льгяз" А.Касумова.в поэме "Первая раглука" ДлиХандана,целиком написанных в фольклорном стиле и др.Не только сани образы,но и обйзе повествование,тон,язык,многие выражения в этих произведениях позволяет провести параллели между ними и народными дастанами и сказками.
В третьем разделе первой главы диссертации дан сопоставительный анализ теки дружбы народов, наш едоей отображение в фольклоре и письменной литературе.
Одним из немаловажных фе^торо^,обогативших идейное содержание азербайджанской поэзии периода войни,явилось воспевание дружбы народов,описание их совместной борьби против, фаоизма.Под словом Родина азербайджанские поэты к их герои подразумевали вс» необъятную страну Советов,ее бесчисленные поля,реки,озера, леса,горы.Независимо от национальности,советские воины одинаково самоотверженно воевали на всех фронтах,глубоко убежденные,что отстаивают свой доы,рсдн«х и близких.Общеизвестно,что война еще теснее сплотила все народы огромной бтрани.В стихотворениях "Победа за нами" Р.Рзн, "Капля крови","Кровный брат" О.Сарывелля, "Письме с фронта", "Нерушимая крепость* С, Рустама,"Любовь"С.Вургуна и др.веспета дружба народов.При этом азербайджанские позтн имели прекраснее примеру для подражания,ибе тема дружбы народов не бкпа новой ъ азербайджанской поазии.Часто у потреблявшее л в различных фовьклоккх образна?.
крндатыб выражения,пословиц и поговорки о друибе,едунстае.сотруд-чгчес гв е С "нельзя хлопать г ладоан одной рукой";'Где есть единство,
есть и мизнь","Сила народа - сила селя" я др.) органически вписи-вались в произведения азербайджанских поэтов,как нельзя лучле демонстрировали идейвув направленность этих произведений;
Одним из наиболее последовательных главатаев друнбы народов и интернационализма в годы войны был народный поэт Азербайдаана О^Сарывеллн.Капли крови на партбилете И.Личкатыя,погибпего в боях за Севастополь,поэт расценивал как духовное единство советских ладой ("Капля крови").Поступок же руссгой девупки.отдзвпей своп кровь для переливания тяжелораненому воину-азербайджанцу и теи самим спасшей его от снерти ("Кровный брат"),он характеризовал как наглядный пример дружбы народов.На его взгляд,самоотверженность русской девушки была новой формой дружеских и интернациональных связей разных народов в годы войны.И не случайно,говоря о худохес». твеиных достоинствах этоЛ) стихотворения,Мехти ГУсейн отмечал:"Это произведение,написанное сбольшоЯ теплотой-п искренностью,нохет называться поэзоЯ.Благодаря мастерству поэта,обыденное событие превратилось в волнусцее приключение,в кнтереснуп худояестзеннуп картину".*
Лруяба народов была одной из ведущие тек ив творчестве военных лет Самеда Вургуна. Воспевая историческую друхбу нейду советскими народами,поэт подчеркивал,что своп силу эта дружба брада от легендарных народных героев,таких,как Керогли и Чапаев,ямепа которых стали символами чести я верности,преданности боев^ыи друзькм О' Любовь") .Сккводом дружбы для С.Вургуна,'Ганге как и других азербайджанских по ото» является Москва и Ленинград.3 отлхотаэрзниях "Ма;? кьа ", "Здрязс тну .".со кэа" С.'Зургунауйковь у виде д тебя, красавица-Москва" ■<! .-"Ратина, "Леккяград "Р.?:? и," Го роду Лепима" С.Ру^така, "Москва" Н.'РафвЗеПди и кн.др. Москва н Ленинград представляется оплотом дружбы,бьсдтаися сердцами Родины. I.Мехти Гусейи.Избранные произведения, г. IX,Ваг/, 1979,с.38Г.
- 14 -
В стихотворении "Ленинград" Р.Рза рисует образ осажденного,но не сдавшегося врагу города.Поэт верит в скорсе освобождение го рода-героя,за спиной которого стоят такие братья,как Москаа,Баку,такие храбрецы,так Керогда со егокм Тератом,никогда не оставлявший друзей в беде.
Обширное кесто занимает описание дружбы народов и в пооках "Илъдрым" С.Рустама,мДастан о Баку" С.Бургуна,"Первая разлука "Дж. Хандака и др.Зсе они обстоятельно рассматриваются в реферируемой диссертации,проводятся параллели между их. героями и героями дастанов и сказок,комментируются многочисленные пословицы,поговорки, афоризиы,использованные в этих произведениях.
Четвертая раздел первой главы диссертации называется 'Толь народных традиций в создании женских образов" и повествует о женских образах,созданных в проиэведеоияе азербайджанских поэтов в годы Великой Отечественной войны под воздействием азербайджанского фольклора.
Известно,что в азербайджанской фольклоре - в дастанах "Китаби Леде-Коркуди,"Кероглы",нГачаг Наби",в ряде сказок,баяты,народных песнях - женщины предсяавдяптся такими яе храбрыми,отважными,мудры-ии,как и мужчины.Они-трудятся и сражаются наравне со своими отцами,мужьями и братьями,делает все;от них зависящее,ради сохранения и процветания семейного очага.Такие образы,как Сельдкан Хатун.Бурла Хатун,Кйг р,Хадяар,давно уже превратились в символы верности,предан ности,мукества',отваги.
Успешно выла продолжена гта традиция и в годы Великой Отечественной войны.Сана жизнь давала все основания дляэтого,ибо с первых ке дней войны ленияны встал* ка боевую и трудовую вахту ,раг'делилк с нунчноамн все тягоиг,трудаос*и;дишения,невзгоды военного времени.' В этя трудные годы судьбу своих огдов,иужей и братьев разделили и азербайджанскяе ивачины';проявившие бесстрашие»,мужество,подлинный ге роизи и еа фровте^я в тылу.И не сдучвйнсг#десчтхи образов смелых
и отважных азербайджанок перекочевали из жизни в художественные произведения,стали героинями целого ряда стихов и ncsw-,созданных азербайджанскими поэтами. Понимая bod важность продолжения традиций устного народного творчества;пользу от их использования,поэты обратились к богатым и разнообразным фольклорным образам,х отшлифованным на протяжения веков готовим сякволам.Именно на богатой фольклорной основе,с использованием фольклорных мотивов были созданы в годы войны стихотворения "Мужество Гнзхануи" С.Вургуяа,"Садагет","Девуа-ка-партизанка" М.Рагика, "Поскорей, любимый,поскорк-? ' АЛнаииля,"Буду »дать" ;|.1ильбази и др.На nines" .w« в этих произведениях были выдвинуты такие качества ,хара?;?ергэ;<.;ле азербайджанскую женцину, как Верность1, преданность,мужествоЛадслго запоминаются и образы женщин1,созданных в стихах -Это - его место" (ЬСарыкеллк,"Сыграем свадьбу" М.Рагика,"Гольбахар" Р.?зь!,"Девуаки Отчизны" Н.Ра$ибейли,"Кать и портрет" Б^Вагабзаде и др.Героики этих стихов не только воспиты» вают детей,не только трудятся, не покладая рук,но я являются надежными помоцкигаии,веркыуи друзьяки,спасктельниаами своих мужей и братьев.Недаром С.'Вургун,в стихотворении,написанном з первые хе дни' война, призывая иенщин на борьбу за свободу родного края,употребля« ет широко известнуо пословицу "Асланын еркейи-.дишиси олказ"("Что тигр1,что тигрица - оба равна").О беззаветном мужестве,верности и преданности азербайдианских кенцин во время бесчисленных войн в историй азербайджанского народа-,таких как героини "Хитаби Деде-Коркуд", подруги Кероглы и Наби - Нигяр и Хаджар-,говорах С;Вург/н и в своих статьях и выступлениях военного времени.*
О богатых героических традициях,» немалой степени способствовавших появлению женщин-азербайджанок,сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны,повествовала и монография З.Ибрагимова "Из исторического проалоло азербайджанских яенцин".Описывая победу царицы Томирис над кровожадным Киром,подвиги. ГатяЗы хануи.Тути Бите, ■1.им.:дургун С.Изоранные произведеиия.т.У,Баку,1972,с.135.
Нигя.р,Кадкар и других легендарных жзгаи'-:,автор оч/пе? злолне правомерны« и естественны« появление в годы войны их преемниц - Зибы Ганиевой-,1ейлн Сатаровой и многих других, прославленных героинь-азербайджанок;'
Своеобразной клятвой мужьям и женихам в верности звучит стихотворение К.-Дильбази "Буду ждать", где опять-таки использованы фольклорные уотива.Лостатсчнс вспомнить, какк оквдала своего суженого Баку Чаче г из "Китяби Дедз-Коркуд".
Прикечзтедьно,нто во впс-х внпескаэанных стихах воздействие фольклора о думается не только в женских образах,но и в сокете,.композиции, текатихе, употреблении* пословицах, поговорках,народных выражениях,описаниях обычаев и традиций.
Оставаясь зсрныки жизненной правде,язербайдканскке поэты не оставили без внимания и единичные случаи измены, имевшие , к сожалении, лесто а ¡ккзки.В стихотворении М.Рагкка "Двойное преступлен!;!!" говорится о кенийке, вь'щедяей замуж за другого,в то врекя как ее кух сражался ял фронте.Б прхмар таким женадяаи поот ставит беззаветно-преданных сьоич ыекихам и ыужьяи героинь народных дас-гаков,напоминает о том,как Бурла Хат'/к из "Китабк Леде-Коркуд" предпочитает смерть' сына позору, которий падет на голову ее мука,будь ока узнанной краток.
В реферируемой диссертации рассматриваются такие и опубликовак-ные б годя'война многомислешше фольклорные образцы,повествующие о героизме ж езди к. Од я им из них было повествование "Схватка Хадар в Карадага", * записанное А. бундовыи к призывавшее не»щии к героизму. Как сто произведение,так и позу.а иХилалмР.Рзы,,*Честь"Н.Гяндаалц, "Татьяна" г.Халила, "дассан о Баку" С.Вургуна,"Мать и почтальон "С. í'ycTüKa;"Аслан и Го.-пгез" А.Тасымова,в которых созданы интересные •сеисхис образы,ъс икогои иапоминавцис фольклорных героинь,обстоятельно анализируются в реферируемой диссертации. Г.Здсбкйет газети.1943,16 июня.
Зторая глава диссертация - "Верность традициям устного народного творчества" - состоит из шести взаимосвязанных разделов. Первый раздел второй глава называется "Конь,оружие (доспехи) и их воспевание".3 нем на основе богатого ([яитического материала исследуется проблема воздействия народных традиций,связанных с вышеуказанными понятиями,на поэзию зоенногс времеии.Как известно,не-извенннкн спутникени.непренэнны'щ атрибутами любого воина ягяяот-ся в фольклоре конь и боевое снаряжеиие>оружие',дое~1х!т;Не случайно^ во всех фольклорных образках т-р изображается верхск на коне и с оругиек в руках.Кз народной л:'•\.1.. >• азвестно.что конь-это боевой друг,спутник бойца.Лотеряваий коня воин.гохом на бескрылую птвду.П!-рзт и Бозат неоднократно спасали своих хозяев-Кероглн и ГЬчага Наби. Конь прославился в народе и как символ иелания,»ечты,чести,.сопестп.' Были созданы десятка сказок^баять,песен,пословиц,связанных с конёк. До сих пор живут в народе а различные вероваккя,убеждения,прихеты типа "бе лый едне-чгелание.чёрныЯ-каЕет.рыкий-беда^гнедой-опас^нссть.."'
Конь и срулие были одними из ведущих иоткзов и азербайджанской поэзии Боеннкх лет.В стихах"Ради Родины"О.Сарывелли,"Седлайте коней" З'Далкла; "Седлайте коней, смелые сыны Кавказа "/'Слова старика "С.Руста ка и др. конь выступает на лероднем плане, как символический образ* Умело используя образцы народной литературы ,особенно>гтрадиции героических дастанов,мастера художественного слова мобилязовывали народ на борьбу с оголтелым врагом.В кзобракении поэтов конь для -бойцов» воинов-духовная опора,символ национальной гордости.Также как Кероглы и ГЪчаг Наби не могли обходиться без Шрата и Бозата^совет» екке воины не мыслили себя без коней,ибо только они были п од ко го П и спасением на узких тропинках'^где не когла пройти никакая техника.
Тема коня и оруяия,закимаваая определённое место в азербайджан» ской народной погзяи всех периодов,сбрела в поэзии военных лет новое содержание.Поэты рассматривали орудие как средство избавления от гнёта, достижения свободы и счастья во всенародной войне.Вот почеиу почт*
- и» -
вс всех стихах настойчиво звучал пркзив и даже требование к б'сйнак беречь оружие-, содержать его в чистоте и порядке-,уметь пользоваться км .В стихотворениях "Каставлз ние матери", "Выступление старого героя" С.Вургука, "'.¡оо ¡-я м Р ны"С.Рус тачаг "Сове тс кий танк"? .Раи, "Вс танк, ус и старый с о лд и т' ';■! .Лил ъ ба зто г призкл.эго требование составляют лейтмотив,стержневую ликио произведения. Поэты справедливо расценивают оружие бойаа.ге.к его честь, со весть и славу. Нет прощения воину,который ке дорожит своим оружие:.:,не чистит и ке лелеет его,дабы воспользоваться их б лобуп минуту,ведь он защищает не только себя,ко и Родину-мать.
Правда;сама идея воспеваний,восхваления оруния-, средства для уничтожения,не является характерной для советской поэзии.Напротив, воспевание скертскоского оружия противоречит свободолюбивом и чел>-веколобквам идея.и нашего народа.Вместе с тем, превращении оружия в символ силы,величия советского солдата,стрекядегося как кскно скорее избавить родину от оголтелого врага,отнюдь не противоречит традиции,идее свобод*.Ясно,что до зубов вооруженного ^азиста невозмокнс было взять голыми руками.Единственным средством для достижения сво« бпди было оружие в руках советского солдата.Вот почему каждый сол-'дат как зеницу ока обязан беречь,чистить,держать б готовности своё орукке«этото"вериого друга","доброго товарища","спасителя родней зе; ли".
Примечательно,что этот,характерный для Бсей советской поэзия зо< еннах лет,мотив,получает в азербайджанской,поэзии своеобразный отте-кок.Согласно народному обыч'ас, настоящий нгид строе уцрсг,чеи отдас врагу своё оружии, коня к папаху .Достаточно вспомнить состояние Керо ли,у которого украли ого лоб иного Пара та. Он успокаивается лазь тегд когда сак,собственноручно возвращает своего любиаца.В азербайджанской поэзия военных лет этот коиш,очень популярный в фольклоре,иах дкт свое интересное отражение в цздон ряде стихотворений ("Ружье па тизан&"М.Рагас&,"Тысяча пятьсот пятьдесят" З.Ьаббарзаде,"£а танкам
с.Халила,"Мое рудье", "Л'сй меч" И.Солтат, "Ное ружье" Э.Аббасоэа, "Пепня Лиза" А.Дхакиля и др.).
В реферируемой дяссертацм! говорится и о воздействии подобных еггаоэ на тех, коку они предназначались - советских воинов. Та к,в письме с фронта поэту Р.Рзе говорилось о той,что его стихотворение "Ружье" стало лгбимеРвим произведением бойцов,которые наизусть читали его дало на передовой, под лрицельнш» вражеским от о я. Рг ражая поэту свою признательность,бойцы просили его иапг -ть еяё стихотворение про в яке ль, это го иеразл.п-:! г* зп^тяак»' солдата.1
Помимо оружия,азербайд^од,гу,верные фольклорной тради» ции,описывали л своих стихотворениях и землян ки, о га пи кривава из п неоднократно спасавзяе солдат ("Настапь.о утро" А.Дкаияля,"Землянка" Э.Алибейли, "Святая грусть" М.Ра гика я др.).
К Теме коня к оружия тесно приникает и тема клятва,обстоятельно рзссиатрпзаеная во вторзи разделе второй глалн дкссортация.Яв-ляюцийся продоляснием народной, фольклорной традиции,этот котив был одним из ведущих.в поэзии военных дет.Это было вполне естественно,, ибо каждый»,кто отправлялся на фронт,давал клятву роДнону народу запеть его и отчизну до последней к?пля крови»
Исследователь азербайджанского фольклора А.Набвев ппзет,что"
"Клятва в народной литературе считалась крайне езязениой...вера в
р
клятву издавна была очень сильной".'1 Такой яе сильной вера з клятву была и з военные годы.Вот что говорилось в одном зз номеров газеты "К победе" за Г943 год:"..«Клятва бойца перед пародом - перу» злмый закон,нечто свяченное.Нарувять ее - навечно запятнать
свои честь,заклеймить свое к:«.я,вызвать проклят:'?, родных и дрЗгзеЯ, заслужить.гнез и презрение народа".-*
Лучшим образце« клятвы является клятва народного поэта С.Вур-гуна,произнесенная в свое время на антифаяистскон митинге в Тбили-
1.Ск.:Эдебийет гайпти,1944,24 февраля.
2.Кабкев А.^анры азербайджанского фольклора.«Баку,19ЧЗ,с.5Э.
3.К победе,1^3.»'сентября. .
си.В сз№& тяжелые дик войны псз пру.звая все народа Кавказа к . сся.честной.бесноцадной борьбе против оба его врага."Сегодня чк клянемся панятьв назих героических предков,сказа! поэт,-что сбережем их связанные-иог'илы и не дадим осквернить их.Мы кяяяекск хяебск-свльс ,чго будем до последнего дыхания биться за честь и свободный труд нашего народа.Кяянекся молотом родивших и воспи-таагих нас матерей,что грудью своей защитим н«ших детей, стстоии честь женщин и девушек гордого Кавказа".1
. Эта традиция была продолжена и в художественных псзтичес- • ких образцах.Герои стихотворений мКяятва"С,Сустама, "Клятва"?.Рзы "Н" страже Родины" С. Зургуна вновь вернемся" М.Рагика и др. клянутся реальными вецаки - красным флагом,свяченной родной землей,хлебои-сольв.и&теркнсхик моле кок, горами и равнинами,то есть . дорогими для каждого человека понятиями,Кстати, клясться именно реальными ^ецаии,конкретными понятия«/ исходит из древней Фоль--хлорной традиции/Как известно .герои "Китаби Деде-Коркуда" токе клялись реальными предметами и понятиями. •
Характернне образцы клятва дань' в стихотворении М.Рагима "Мы вновь вернемся"; -
Клянемся землей .водой, иукой и жар кии солнцем! Кяяненся выколотыуи глазами джигитов! К ляпе ис я процальш.'ми словами погибших! КЁяаехся свебодой,счастьем,соккцек и пуной! ' Каккекся братским единство« всех лодеР!
Следусций раздал второй главы посвящен мотиву наставления,
наведщеку евсе полной выражение в азербайджанской поэзии воен-• ных лет.Это не случайно,ибо.широко распространенное в самых раз личных канрах.ята своеобразная фолькдоркая форка обращения всегда употреблялась наравне с понятием родины..Всегда,во все времена и,особенно,в коменте опасности,катерн выступали с настав-
1.Ск.:Коккукист, 1942,25 августа.
- ?л -
нениями, Слово матери становилось слово« Г од? ни, голос ом народа. Чот ■ почему мастера художественного слова часто "обращались к этому мотиву, используя его для вкрр.уения' сьоих мыслей и раздумий.Именно с этой целыз буди написанк стихотворения "Материнское напутствие" С.Вургуна, "От матери" С.?устзма,"Памятка"О.Саркгелли,"Слога солдатской матери","Вернись с поднятой головой" Р.Рз.ч,"Письме красноармейцу" .'{.Рзгима и др.,где за сбрзэом напутствующей сь'на матери, поучагдей и наставлявшей его,легко прссиатрива --я обрзз самих поэтов, превше всего ставящих ■ -"зетокнегм,- ¡одти.
.Приме чате ль но, что .продолг . - /яцуя трз2?чя1>,где наставление обязательно включаю в понятая чести,совести,героизма, отваги,азербайджанские лоэтн успеано ^огаадаяи ее,дополняя новыми оттенками и нюнеани. Так,например,в стихотворении С.Вургуна "Материнское напутствие"-использованы гее,известные и? фольклора,атрибута :пропсаясь с сыном,иать знливает ему вслед круяку води и заклиная материнским молокой,просят беречь родину как зеницу ока,не трусить.ие предавать друзей,быть храбрым,отважным,беспоцадник к врагу,вернуться с побелей.Рчесто с тем,по справедливому замечании• Б.Вагабзаде, "...это выставление отличается новизной от классических фоиькссрннэс наставлений,та к как чопь-м является сам образ матери. Ке яыели.яелаиия,чувства обегащекн новями качествами".■'"Прежде всего - это сбобденнкй образ всех советских мэтерзй,которые независимо от национальности, отправляли сыновей заютэть Род ту г широком понимании этого слова.Прилегает внимание как з этом,так и в других подобных стихах при?мв не жалеть врагл,уничтожать его любыми способами,быть <5 ее подадим м к фаяяетам.йа жрвий взгляд,это может показаться противоречащим,на соответствушим национальной, народной традиции,первейяей заповедь» которой явгяется лобовь х
1,Вагабзаде Б. Самед ВургУ'». -Баку ,198<»,сЛб6.
- 2? - .
бяикнеиу,доброта,милосердие.сострадание,умение прощать.Но не может быть гтродения тем, кто сжигает и убивает,разрушает и грабит, делает несчастными целые народы.Может бкть псотому во многих стихах дзе?ся описание ксмарного,ужасного понятия "'¡ашизм", подадн которому не яожет быть.И как закхинание произносит мать -героиня стихотворения Р.Рзи:
Ст фашистского мира,от фашистского названья, Не должно на этой зекле остаться и следа!
Интересные образки наставления создан.1' и в стихотворениях Ахмеда Джакиля.Его стихотворения "Расскажи,бабуся,с казку",'Чолкбеиь-ная", написанные простым,эадушевнни языком,пронизанные искренности особой лиричностью,рродолаают лучшие традиции фольклора.Этому способствует и народнее выражения,идиомы,пословицы и поговорки,в бол! ¡50M количестве употребленные в этих стихах (например:"омр м-к н v¡ "агрык а дым", "дзрдии мэнэ""чан нзнэ","корпэ г/зум", "гурбан опух"''.
Р, четвертой разделе второй главы рассматривается мотивы приветствия и поклятия в азербайджанской поэзии военных лет,изучается вопрос воздействия на г.исьменнуи литературу этих мотивов,зани-масадх немалое место в азербайджанской фольклоре.Образны приветст-• _ вий и проклятий встречаотск почти во всех фольклорных жанрах,особенно,в дастаках и колыбельных.
В народней литературе материнское молоко,материнское приветст-•• вне (благословенно) или проклятие всегда рас цен катись очень высоко. Не случайно, т.адеяораненного Бугаджа в "Китаби Леде-Коркуд" излечивает материнское молоко.Этот мотив очень чаете использовался и т. поэзии военного времени.Свидетельством могут служить оТкхотй'с рения "Письио с фронта" М.С.Ордубади,"Нерушимая крепость" С.Руста кц "Слава" Н.Рафкбейяи,в которых кать приветствует своего сыиа,ги дится теа.ято ее поло ко поело впрок и ей не кадо краснеть за сына
Очень часто в одной стихотворении наряду с приветствиями использовались и оригинальные образцы проклятий (например: "Евин .¡ы-хылсин"-"да разрушится твой дом", "гезлэрик кор олсун"-пусть ослепнут трои глаза"го] )|змкшэлик радист очагы сенс у н "-"пусть навсегда потухнет фашистский очаг", "ана суд/ сиз» Ьарам оясун" -"да не пойдет вам впрок материнское молоко" и др.).Ясно,что если приветствия вкранали искреннюю либовь,гордость,заботу,сииттии к бойцам,освободителям отчего края.то,лроклятия^нао' -.от,содержали, в себе лютуя ненависть к захват", т'-^гзистам,принесшим стодко горя на родную землю.Так,напри!5йл,^ . . ■таорении "¿Ь страяе Родины" С.Зургуна.тзкже кзк и во многих произведениях других азербайджанских поэтов были употреблена десятки оригинальных.сильНнх.вк-раэительных проклятий,которые,передав всю силу чувств .бушевавших в груди их авторов,намного повлекли экс прессда(ос?ь, эмоциональность художественную силу произРпдеНйй.Харзптсрной особенностью как проклятий,так и пригетстзиЯ,употребленных в произведениях военного времени,была их связь с реальной яизньп,действительностью, ■отсутстзие в них какой би то ни было религиозности и мистики.
В пятом разделе второй глава рассматриваются мотивы подарка и мзгарыча л поэзии исследуемого периода.Значение этих традиций,''идуцик. из- фольклора,трудно переоценить.В годы войны эта тра- . диций получила новое осмысление,ибо подарки,посылаемое бойцам, символизировали'нерушимую связь между фронтом.« тыгом,демонстрировали единство советских людей.Своеобразную'национальную окраску получила эта.тема п творчестве азербайджанских поэтов,В стихотворениях "Подарок поэта" С. Вургуна, "Рагдумья"А.Дкамияя, "Подарок ■ Родине" Р.Рзн,"Письмо с «$ронта"М. Рагяма;"Пяато'к на память"А.Раги-• мсва и др. по-рззному'варьируется. сдан и тот ке котив'.поселка подарков на фронт. Среди подарков, то мая; айва ("Платок на память")» дуаистый кед и'докажиее-масяо ("Подарок Родине"') .свадебет», само-
- tu -
вар и книга стихов ("Подарок поэта").теплые носки и перчаткиО'Пс-дарок"),теплая рубай ка и нехотя аагхкз("й."Л.,цр;.'к").Опиоь'ззп радость, испиткяаемуо со .датами при получении зтих незатейливых подарков, поэты подчеркивают леи важность этого обычая,поднимавшего настроение к боевой дух всинов.поиогаюяего кзрсиести доения на фронте»
Тесно прикипает к мотиву подарка и мстив магарыча.'Лироко распространенный-в народе обучай одаривать того,кто принес радостну» весть,становится в поэзии военного времени оригинальном художественны:.: средством.8 стихотворениях "Весть о победе" А.дкамиля,"Праздник победь;" С.Вургука,"О,солдат,сна Родины" У.Рзы победы бойцов на фронте.• представляйся как кагар>ч матерям к сестрам,старика« и . детям.лейтмотивом всех эгкх стихов является мысль о том,что война, какой бн странной и о iyc тияктелыюй она ии била,не ског.'а убить в додях человеческие чувства,погасить в их сердце sepy в победу.Леди,способные в тяхелих воаааых условиях делать подарки,давать магарыч .радоваться к радовать других,достойны большого .светлого праздника - праздника Победи.
Шестой раздел второй гласи диссертации посвящен. изучению Фольклорных котипов в сатирических стихах, харззх и песнях.
Широко использовались фольклорные традиции и в сатирических произведениях,создак1ШУ. в годы войны.Такие поэтические ¿.орет,глг ^ во прссн-о тве гы, аке кдоты'.бахри-тавклл, фахркййе, с тих ¡¡-у коры ,стих и-устраиецкк и т.д. ш: нельзя лучше помогали поотач эиемзг.и» врага, подвергнуть роз ко« критике .эакдзйцить захваталческуп политику са-яязма.Реазодкм фактором при соэдакви нодобкис стихов били (-элькзор-Hi'ä традиции,аоткаи.Оставаясь аернкмх этой тегдкцяв, Ä.-Hst;!:;!, ¿.'Бах яд ► >:. С. О рдубад и ,Х, Сеид заде . Кгкслзадо в другие азет-байдкансхке поэту сг.азнкаадк в своих ировгаедекикх Г^тл&ра и тов с кровожадными, волгами, голодныкп ссаки,хитрой дксой.азбязей ра: залниы совой,-'голодно" хургаей.видяедй зо ске просо к т.д.Характер-4 ней особенностью пс-дсбних сгжаъ было использование в них народных
глфшхениГ!, пословиц, поговорок, афоризмов.
¡ГирокяЯ разка* з голи войны получил один из ютерескпх зпдоа сатирической г.оэзйй - мсйхана.Создаспкося экопроктон в форма д::л~ догаулкхана сопрсгокдалис ь .игр)': не сар«&зне я койолиялкоь обычно на торжествах,цяречошгях проводов на £роит,
2;де одя!а,«прокэ респррстраиешш.4 в год'/ эоЛаы жанром,била ба-яти,}:спокоя зокоэ вирага&г&я «предки е мочтя а «аяпня.В баята зоек-нмх лот преобладают мслта« г-русти,начади,нягтаго яг.ора к острой сатиры. В рефераруекоЯ диссертации о'стоятздыго она -;фуп*:я ясйхана, баятп.а теста очень популярна -«}«••■•:• в годи' -ас н и, час зуя хя,кар-аи.Енраяая пгетроевал лвдеи,, , . -ские. .обр.тал обходили все фронта,исполнялись г раслегал I.. ь,адохчо?ляя стяга на ¿ранте н в ти~ лу-,зселяя э них веру в пс'гзу.
В "Ёаглпчонпи" подводятел выгоды,кеяедячиэ пз слусП работи и газволяодпе утверждать, что в гады войны йолылоркае тенн,сяяетг»,об-рагы/¡шроднуе дастакы, пес'у*,й8ята,!ч5слсз;1:'а :: погопорки низ ля большое значение для создания азербайджанской поэзпи периода Великой . Отечественное по Зин.
Пп диссертация о.тубликезаш; еяедувдае работа: Г.Яоозия военного периода,устное ¡гародное теорчестго.-Эда ве хаят,
2,Ро. л йосзм.-Уагергмлн 6.6 Республиканской «мучной конференция аспирантов 'вузоч Аз с рбайдяана .-Баку, , с;'5.
3,Иоэз-л.я прязиза г паггр-.;от::эчу.-Плеи'гр, 1985,¡;*0,с. 21-32. И.Коет.-Кудбвр,1980,& В,с.31-32.
5. Об разни народной •яктература.-Эла во хаят,19Р'>5,с.10-И. *
6.Трлдиииа патриотизма я герогзиа'.-Эла во хаяг, 1990,й б,с.17-18. 7.66 озкой г-роДтш.-Пгоиер, 1920,№/1,12,о.5-6.