автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Фольклорные традиции в творчестве К.Д. Воробьева

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Симоненко, Юлия Игоревна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Курск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Фольклорные традиции в творчестве К.Д. Воробьева'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Симоненко, Юлия Игоревна

Введение

Глава 1. Фольклорная традиция: аспекты изучения

1.1 Фольклорная традиция и методики ф ее анализа.

1.2 Предпосылки обращения К.Д. Воробьева к фольклору.

Глава 2. Функционирование фольклорной традиции в прозе К.Д. Воробьева

2.1 Образное взаимодействие.

2.2 Мотивное взаимодействие.

2.3 Жанровое взаимодействие.

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по филологии, Симоненко, Юлия Игоревна

В современной науке одним из наиболее актуальных направлений является исследование национальной самобытности русской культуры. Литературоведение рассматривает данную проблему в нескольких аспектах, в частности в контексте изучения вопроса о взаимодействии литературы и фольклора. «Обе эти близкие друг другу области словесно-поэтического искусства всегда находились в тесной творческой взаимосвязи на протяжении веков и развивались в общем русле единой славянской (русской, украинской, белорусской) национальной культуры» [160; 5].

Вопрос о функционировании фольклорных традиций - это существенная часть проблемы взаимоотношений литературы с устным народным творчеством. С ним связаны различные области изучения: исторического, теоретического, методологического характера. Несмотря на обилие научного материала, к вопросу о функционировании фольклорной традиции в литературе не ослабевает ни интерес, ни внимание исследователей.

В конце XX века заметно расширились границы изучаемого нами вопроса. Неоспоримым доказательством этого является большое количество исследовательских работ, посвященных данной проблеме, как обобщающего (О.Ю. Трыкова «Отечественная проза последней трети XX века: жанровое взаимодействие с фольклором», 1991; JI.H. Скаковская «Фольклорная парадигма русской прозы последней трети XX века», 2004 и пр.), так и частного характера (И.А. Митрофанова «Мифо-фольклорная и древнерусская традиция в повестях В.Г. Распутина», 1991; В.А. Михнюкевич «Русский фольклор в художественной системе Ф.М. Достоевского», 1995; Н.Н. Иванов «Древне-славянский языческий миф в художественном мире М. Горького, А.Н. Толстого, М. Пришвина», 2000; и др.). Современные литературоведы, пытаясь разработать новые положения о сущности и месте фольклорной традиции, отмечают недостаточное количество локальных исследований, необходимых для развития теоретической базы.

Анализ творчества курского писателя К.Д. Воробьева в аспекте фольклорной традиции является частным исследованием в рамках заданной теоретической проблемы.

Глубокое изучение творческого наследия К.Д. Воробьева началось только с конца 80-х годов XX в. Но внимание ученых было обращено прежде всего на его «военные» произведения (И.В. Соколова «Творчество К.Д. Воробьева (Эволюция. Проблематика. Герой)», 1988; М.В. Кульгавчук «Проза К. Воробьева и В. Семина в контексте литературного процесса: (к проблеме авторской позиции)», 1990; Н.Н. Золототрубова «Нравственные аспекты войны и мира в прозе К.Д. Воробьева», 1995). И лишь в диссертационном исследовании Н.Н. Золототрубовой в контексте исследования аспекта «мира» рассматриваются темы, имеющие фольклорную природу, например образ дома, героя-хозяина и т.д. Между тем, вопрос о взаимодействии творчества К.Д. Воробьева с фольклором не разрабатывал ни один исследователь. Этой открытостью вопроса, его неизученностью, но несомненной важностью и объясняется наш исследовательский интерес к нему.

Актуальность исследования, его современность определена задачами современной филологической науки. Изучение творчества писателя в аспекте фольклорной традиции, являясь локальным исследованием, способствует разработке теории литературно-фольклориых связей.

Рассматривая творческую деятельность писателя во взаимосвязях с фольклором, мы предприняли попытку выявить историко-культурные истоки творчества в контексте взаимодействия с национальной культурой.

Предметом данной работы являются фольклорная традиция в творчестве К.Д. Воробьева и ее роль в художественном мире писателя.

Учитывая внутреннюю взаимосвязь между «традицией» и «фольклором», под «фольклорной традицией» мы будем понимать такое взаимодействие устного народного творчества с произведениями литературы, которое проявляет себя на уровнях образов, мотивов, жанров.

Объектом исследования является проза писателя 1943-1975 годов, в которые были созданы наиболее значимые произведения К.Д. Воробьева, испытывающие влияние фольклора.

Материалом исследования послужили произведения писателя: повести «Это мы, Господи!.» (1943), «Сказание о моем ровеснике» (1960), «Крик» (1961), «Убиты под Москвой» (1963), «Друг мой Момич» (1965), «Почем в Ракитном радости» (1964), «Вот пришел великан» (1971), «.И всему роду твоему» (1975), рассказы «Дорога в отчий дом» (1948), «Гуси-лебеди» (1952), «Подснежник» (1952), «Ничей сын» (1953), «Ермак» (1955), «Волчьи зубы» (1957), «Два Гордея» (1967), дневниковые записи, эпистолярная проза.

Научная новизна работы заключается в том, что проза К.Д. Воробьева впервые подвергается всестороннему анализу с точки зрения фольклорных истоков творчества писателя, а также предпринимается попытка систематизации элементов художественного мира, имеющих фольклорную природу. Конкретные новые результаты исследования сформулированы в положениях, выносимых на защиту, и в заключении.

В соответствии с избранным предметом работы формулируется и цель диссертационного исследования - определить и проанализировать связи между художественной прозой К.Д. Воробьева и фольклором, регламентируемые традицией, на различных уровнях: в образной системе произведений, мотивной системе, в сюжетно-композициониом построении.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1) проанализировать существующие методики, помогающие выявить функционирование фольклорной традиции в литературе. Систематизировать в рамках истории литературоведения специфику проблемы взаимодействия фольклора и литературы и осмыслить понятие «фольклорной традиции» в применении к нашему объекту исследования.

2) выявить предпосылки обращения писателя к фольклору и подчеркнуть значение для его творческого становления широкой сферы народных поверий, примет, закрепленных в вариативных фольклорных текстах.

3) установить круг фольклорных мотивов, символов, сюжетов, которые проявляют себя в произведениях К.Д. Воробьева (например, образ богатыря, сказочные мотивы, песенные структуры и др.) и в конечном счете влияют на жанровую природу его произведений.

4) выявить и раскрыть национальные истоки прозы К.Д. Воробьева, предложить новую интерпретацию важнейших для писателя тем (войны, деревни, детства), подчеркнуть важность фольклорного начала для художественного целого.

В качестве метода исследования использовался комплексный подход, сочетающий в себе историко-культурный, сравнительно-типологический и источниковедческий анализ литературного творчества.

Теорпко-методологической основой настоящего исследования являются:

1. Труды М.М. Бахтина, А.И. Белецкого, В.М. Жирмунского, Д.С. Лихачева, посвященные основным вопросам анализа текста.

2. Труды крупнейших отечественных литературоведов и фольклористов XIX-XX вв.: М.К. Азадовского, В.П. Аникина, А.Н. Афанасьева, А.Н. Веселовского, П.С. Выходцева, Л.И. Емельянова, Д.Н. Медриша, Е.М. Меле-тинского, Э.В. Померанцевой, В.Я. Проппа, Б.Н.Путилова, Ю.И. Юдина и др.

3. Работы, посвященные творчеству К.Д. Воробьева (И. Дедков, Е. Джичоева, В. Енишерлов, И. Золотусский, В. Камянов, Л. Лавлинский, Ю. Томашевский и др.).

4. Исследования культурологического характера, связанные с заданной темой (Г.Д. Гачев, Д.К. Зеленин, И.О. Лосский, А.В. Ополовников, Б.А. Рыбаков и др.).

Данная работа прошла апробацию на конференциях различного уровня: в 2003 году на Всероссийской научной конференции «Юдинские чтения

2003. Миф - фольклор - литература» в г. Курске, на Международная конференция «Юг России в прошлом и настоящем: история, экономика, культура» в Белгороде; в 2004 году на IX Всероссийской научно-методической конференции «Мировая словесность для детей и о детях» в Москве, на литературных чтениях, посвященных 85-летию со дня рождения писателя К.Д. Воробьева, в Курске, на Международной научной конференции «Фетовские чтения» в Курске; в 2005 году на Международной научной конференции «Русская литература XX века. Типологические аспекты изучения» в Москве, на Международной научной конференции «IX Царскосельские чтения» в Санкт-Петербурге. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры литературы Курского государственного университета.

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Фольклорные традиции в творчестве К.Д. Воробьева"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящем диссертационном исследовании рассмотрен, в соответствии с заданной темой, вопрос о функционировании фольклорной традиции, который тесно связан с проблемой взаимодействия двух метасистем - фольклора и литературы. Рассмотрев два самостоятельных понятия - фольклор и традиция, - мы увидели, что они внутренне связаны между собой единым семантическим полем (память), на основе которого и рождается органичное представление о «фольклорной традиции».

Поскольку в литературоведении не существует закрепленного общепринятого определения фольклорной традиции, мы вывели таковое и использовали его в рамках нашего диссертационного исследования

Рассмотрев некоторые существующие методологические концепции (Д.Н. Медриша, Ю.И. Юдина, О.Ю. Трыковой), мы определили методологию исследования. Представленная методология состоит из важных системообразующих элементов, сложившихся в четыре основных типа взаимодействия: на уровне образов, мотивов, структур и языка.

Итак, принимая во внимание выделенные в методологии уровни взаимодействия, под «фольклорной традицией» мы понимаем устные народные традиции, прослеживающиеся в образах, мотивах, структурах в творческом наследии К.Д. Воробьева.

Подчеркнем, что наше исследование носит практический характер, так что значительной частью его является изучение фольклорных традиций в творчестве К.Д. Воробьева.

Выявление возможных предпосылок обращения писателя к фольклору, систематизация и обработка практического материала, его последующая классификация и анализ - определили ход научной работы.

Анализ биографии К.Д. Воробьева, воспоминаний о его жизни позволил нам назвать две значительные причины, повлиявшие на взаимодействие его творчества с народно-поэтическим:

1. Деревенское детство; 2. Разлука с родиной.

Происхождение, воспитание, уклад крестьянской жизни, восприимчивость детской души к окружающему миру явились теми источниками, благодаря которым сознание К.Д. Воробьева стало частью народного. Именно благотворная сила памяти и привитые деревенским укладом жизни понятия являются основой для создания истинно народных образов и характеров. Жизнь вдали от малой родины,, невозможность возвращения в страну активизировали в душе писателя любовь и внимание к детству, которое прошло в родной деревне. В произведениях, объединенных деревенской тематикой, писатель погружается в прошлое, напоминая себе и открывая читателю неповторимость мироустройства под названием «крестьянская жизнь».

Итак, выбранная методология исследования, раскрытие причин, которые позволили определить степень отношений писательского сознания с народно-поэтическим творчеством, предоставили исследователю широкие возможности для анализа образов, мотивов, структур, которые обнаруживаются в произведениях К.Д. Воробьева. Фольклорная традиция проявляет себя на всех перечисленных уровнях, и на каждом из них мы выявили закономерности и специфику ее функционирования.

Благодаря проведенному анализу образного взаимодействия, мы можем сделать выводы о том, что образы главных героев деревенской прозы К.Д. Воробьева, Момича (повесть «Друг мой Момич»), Матвея Егоровича («Сказание о моем ровеснике»), героев рассказов «Ермак», «Подснежник» близки к образам могучих богатырей. Основными чертами главных героев, равно как и богатырей, являются физическая и духовная мощь, связь с землею, преданность отечеству, трудолюбие, способность к подвигам, любовь и великодушие.

Комплекс личностных богатырских черт, о которых говорили И.Я. Фроянов, Ю.И. Юдин: вольность, самоотверженность, безудержность стремлений, склонность к насмешке и доброта, в полной мере присущи герою рассказа «Подснежник» К.Д. Воробьева Андрею Потаповичу Мичуде.

Образ Момича («Друг мой Момич») мы соотносим с образом фольклорного богатыря-хлебопашца Микулой Селяниновичем. В повести К.Д. Воробьева «Друг мой Момич», как и в народной былине о Микуле, поэтизируется крестьянский труд, чувствуется авторское уважение и любовь к работе пахаря. В описаниях Момича присутствует прием гиперболизации, сознательного преувеличения, целью которого является подчеркивание значимости героя, его бытия. В повести «Друг мой Момич» присутствует характеристика героя через его коня, свойственная былинному эпосу.

Характерная для былины общая поэтизация бытовой реальности проявляет себя в произведениях К.Д. Воробьева. Герои деревенского цикла (Момич из повести «Друг мой Момич», Матвей Егорович из повести «Сказание о моем ровеснике») подобны фольклорному герою-исполину, в котором предметно-вещественный мир составляет одно, неотделимое от него целое. Личности человека, его внешности, внутреннему миру соответствует в повестях писателя изображение его жилища.

Поступки героев из произведений К.Д. Воробьева мы можем назвать деяниями, определяющими их богатырскую натуру. Например, настоящие богатыри всегда помогали сиротам, несчастным и обездоленным. Дед Матвей («Сказание о моем ровеснике»), несмотря на своей преклонный возраст, защищает сироту от жестокого мира, воспитывает в ребенке лучшие чувства-любовь и преданность к своей малой родине, доброту и понимание, жизненную мудрость. Главный герой повести «Друг мой Момич», Момич, обладая незаурядным умом, сочетающимся в герое со стремлением к правде, удивительным радушием и сознанием своего действительного превосходства над окружающими, как герой былинного эпоса, один противостоит несправедливой власти.

Образ Момича («Друг мой Момич») соединяет в своей основе черты древние, исконно русские, поскольку неразрывно связан с прошлым. Согласно авторской концепции, уничтожение традиционного крестьянского уклада жизни, установление новой власти привело к истреблению таких героев-исполинов, каким для К.Д. Воробьева явился Мотякин.

В ходе исследования было установлено, что основными чертами главных героев Момича (повесть «Друг мой Момич»), Матвея Егоровича («Сказание о моем ровеснике»), героев рассказов «Ермак», «Подснежник», позволяющими нам соотносить их с образом богатыря, являются физическая и духовная мощь, связь с землею, преданность отечеству, трудолюбие, способность к подвигам, любовь и великодушие.

Был выявлен ряд образов, связанных с фигурой главного героя-богатыря, в частности, образ пчелы. Анализ народных представлений о пчеле и пчеловодстве как сакральной деятельности помогает глубже раскрыть характер Момича («повесть «Друг мой Момич»). Сопоставление образа пчелы с образом героя позволяет углубить представление о таких его чертах, как трудолюбие, доброта, созидание.

Благодаря анализу мы установили, что сцена уничтожения пчел во время раскулачивания весьма символична. Согласно народным представлениям убийство пчел - это преступление, которое сопоставимо с разрушение светлого мира. Предполагаем, что разгром ульев, которое совершается в момент раскулачивания Мотякина, - является символом глобального разрушения старого мира, которое происходило в 30-е годы XX века.

К.Д. Воробьев с образом птицы жаворонок связывает мотив прихода весны, характерный для народных примет, веснянок. Образы таких птиц, как жаворонок («Дорога в отчий дом»), курица («Друг мой Момич»), близки к народной символике и развивают в произведениях писателя мотив тоски по дому.

Анализ уровня, которому соответствует мотивное взаимодействие, показал, что мотив смерти в повестях и рассказах писателя реализует себя через традиционный для фольклора образ-символ темной птицы. Исследователь выявил определенную закономерность: обычно за повествованием о прилете птицы (черной, ночной, хищной) следует известие о смерти героя.

Исследование показало, что в произведениях писателя, равно как и в народном творчестве, образ птицы ворона является черным, зловещим, хищным и кровожадным, его карканье символизирует приход беды, смерти.

В повести К.Д. Воробьева «Сказание о моем ровеснике» нашла отражение народнопоэтическая символика смерти, связанная с образом-символом хищной птицы коршуном.

Мотив смерти, связанный с образом-символом ночной птицы сыча, реализуется через народную примету, согласно которой прилет ночной птицы к дому предвещает беду его хозяину. Описанный мотив реализует себя в повести «Сказание о моем ровеснике», «Вот пришел великан», рассказе «Ничей сын».

Анализ следующих факторов: истории создания повести «Друг мой Момич», исторического фона описанных событий, национальной психологии- позволил нам выявить присутствие в произведении утопического мотива

Мы установили, что представление героев К.Д. Воробьева о доме-мечте, или коммуне, земном рае для бедняков, мы соотносим с утопическими народными легендами о «далеких землях» (согласно классификации К.В. Чистова). К.Д. Воробьев в повести «Друг мой Момич» соединяет утопический и антиутопический мотивы, добиваясь трагичности звучания эпизода.

Мотивный анализ показал, что мотивы запрета, поиска, встречи, дороги, составляющие художественную основу волшебной сказки, являются органической частью сюжета рассказа «Гуси-лебеди».

Опираясь на анализ эмпирического материала, мы выявили несколько структур, функционирующих в произведениях К.Д. Воробьева и имеющих фольклорную основу: жанр плача, былички, песни, частушки.

В целом проведенный анализ структурного заимствования показал, что жанр плача, реализующий себя в творчестве К.Д. Воробьева, тесно связан с переживаниями, страданиями, носящими личностный характер, что позволило писателю добиваться искренних, эмоционально окрашенных интонаций в произведениях.

Исследователь установил, что жанр плача является структурообразующим в первой повести К.Д. Воробьева «Это мы, Господи!.». В произведении выявлена и проанализирована разнообразная палитра плачей: стон - плач, плач-проклятие, плач по материнской любви, плач-слава, женский плач по мужчине, сыну, плач природы, плач по судьбе. В целом повесть «Это мы, Господи!.» мотивом оплакивания близка по звучанию древнерусским летописям, поскольку плен издревле считался не меньшим испытанием, нежели сражение на поле брани.

В повести «Почем в Ракитном радости» проявляет себя материнский плач-причет по своему сыну, обрекшему себя детским проступком на несчастную взрослую судьбу.

В военных повестях К.Д. Воробьева «Крик» и «Убиты под Москвой» преобладают трагические интонации, которые приближают их по звучанию к жанру плача. Траурная, мрачная символика в повести «Убиты под Москвой» усиливает трагичное звучание повести.

Исследование показало, что структура плача в рассказе «Гуси-лебеди» включает в себя стихотворное заклинание любви. Присловье о великане в повести К.Д. Воробьева «Вот пришел великан» - это история героя о самом себе, скупая, сдержанная, но напряженная и граничащая с криком, как плач.

Мы установили, что жанры песни и частушки проявляют себя посредством прямого цитирования в художественном тексте.

В повестях К.Д. Воробьева с разнообразием и полнотой представлен жанр песни, использование которой помогает писателю углубить и более полно раскрыть общее содержание произведений и понять художественные образы.

Фольклорный текст песни о «Деревце самородинке.», представленный в повести К.Д. Воробьева, реализует реалистически сферу чувств, переживаний героев. В песне слова дополняются комментарием к ее исполнению, контекстуальным настроением.

В текстах К.Д. Воробьева встречаются шуточные песни. Каламбур в песне, которую сочиняет на собственный лад Ястребов («Сказание о моем ровеснике»), является насмешкой над теми непонятными для него событиями, которые происходят в родной Шелковке (приезд продотряда, приказ сдавать хлеб, лошадей).

В повести «Друг мой Момич» мы встречаем частушечный поединок-импровизацию, представляющий собой шуточный диалог.

Частушка «Эх, яблочко!.» («Сказание о моем ровеснике») в художественном тексте является не просто фольклорным текстом, который исполняет матрос для младшего Ястребова. При помощи этого фольклорного жанра писатель вводит и характеристику времени.

В произведении К.Д. Воробьева «И всему роду твоему.» мы выявляем в одном из эпизодов структурные элементы жанра устной прозы былички. Схема сюжета о появлении домового, как в народных быличках, так и в повести К.Д. Воробьева, одна: домовой подает знак, который является пророчеством беды или счастья. В образе домового Зеленые Уши К.Д. Воробьев сохраняет чисто народные представления. В повести «И всему роду твоему.» автором переработан мотив ухода домового, т.е. уход домового рассматривается не как приход бед и несчастий в семью, согласно народной традиции, а как приход настоящего хозяина (отчима) и наступление этапа взросления.

Обратим внимание на то, что в контексте нашего исследования мы не собирались рассматривать уровень взаимодействия, предполагающий анализ использованных писателем тропов, художественных приемов и средств, имеющих фольклорное происхождение. Но уровневый анализ образов, мотивов, жанров показывает, что все его составляющие функционируют в единой системе, поэтому неотделимы друг от друга. Таким образом, последний уровень присутствует в каждом из трех, изученных нами. Например, рассматривая образ Момича, испытывающий явное фольклорное влияние, мы говорим и о приеме гиперболизации, связанном с поэтикой былин.

Заметим, что деление эмпирического материала, согласно предложенной методологии, весьма условно. Анализируя мотивы, мы базируемся на анализе образов, а, изучая проявление той или иной жанровой структуры в творчестве писателя, мы учитываем как анализ образов, так и мотивов. Очень часто одно и то же произведение (например, повести «Друг мой Момич», «Сказание о моем ровеснике» и др.) анализируется нами на различных уровнях. Таким образом, многие сделанные нами выводы созвучны между собою и углубляются от параграфа к параграфу.

Тем не менее, сам факт повторения выводов является положительной тенденцией, поскольку говорит о продуктивности и верности представленного анализа.

Проведенное исследование доказало, что литературное творчество К.Д. Воробьева органично связано с фольклорной традицией. Связь эта проявляется не только в ярко выраженном следовании фольклорным образам, мотивам, структурам, но и в том, что творчество писателя отражает глубинные процессы, связанные с народной культурой и своеобразным национальным сознанием, самобытно формировавшемся в социокультурном процессе в течение многих столетий.

 

Список научной литературыСимоненко, Юлия Игоревна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Абелюк Е. Правда о К. Воробьеве // Литература. 2005. - № 9. - 115 мая.-С. 59-61.

2. Азадовский М.К. Статьи о литературе и фольклоре. М. - Л.: изд-во «Худ. лит.», 1960. - 546 с.

3. Азбелев С.Н. К определению понятия «фольклор» // Русская литература. 1974. - № 3. - С. 94 - 114.

4. Айтматов Ч. Предисловие к роману «И дольше века длится день» // Новый мир. 1980. - № 11. - С. 4.

5. Аникин В.П. Русский богатырский эпос. Пос. для учителя. М.: Просвещение, 1964. - 191 с.

6. Аникин В.П. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» -М.: Худ. лит, 1973.- 104 с.

7. Аникин В.П. Теория фольклорной традиции и ее значение для исторического исследования былин. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 331 с.

8. Аникин В.П. Русский фольклор. М.: Изд-во «Высш. школа», 1987. -285 с.

9. Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. -Л.: Просвещение, 1983. -413 с.

10. Ю.Астафьев В.П. Зрячий посох: Книга прозы. М.: Современник, 1988. -590 с.

11. П.Астафьев В.П. И все цветы живые // Всему свой час. М.: Молодая гвардия, 1985. - С. 189 - 206.

12. Астафьев В.П. Я люблю его книги: творческая биография Константина Воробьева // Смена. 1984. - № 9. - С. 8 - 11.

13. З.Астафьев В.П. Яростно и ярко о книге К.Д. Воробьева «Убиты под Москвой». // Посох памяти. М.: Современник, 1980. - С. 254 - 257.

14. М.Астахова A.M. Исследования советского времени о роли фольклора в русской литературе // Вопросы советской литературы. Т. 4. Фольклор в русской советской литературе. М. - Л.: АН СССР, 1956. - С. 288 -333.

15. Ачкасова Г.Л. Причастный к юным судьбам: Рассказы К.Д. Воробьева// Литература в школе. 1995. - № 3. - С. 68 - 72.

16. Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи / Подготовка текста и коммент. Ю.М. Медведева, вступит, статья Б.Н. Кирдана. М.: Современник, 1982.-464 с.

17. Базанов В.Г. О социально-эстетической природе причитаний // Фольклор. Русская поэзия начала XX века. Л., Изд-во «Наука», 1988. - 310 с.

18. Балтрунис А. Дорога в отчий дом о творчестве К. Воробьева. Сборник «Дорога в отчий дом». // Молодая гвардия. -1981.-1 января. С. 3.

19. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М.: художественная литература, 1975. - 504 с.

20. Бахтин М.М. Слово в поэзии и прозе // Вопросы литературы. 1972. -№6.-С. 55-85.

21. Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. М.: Просвещение, 1964.-478 с.

22. Белов И.В. Лад: Очерки о народной эстетике. М.: Мол. Гвардия, 1989. -420 с.

23. Белова О.В. Славянский бестиарий. Словарь названий и символики. -М.: Индрик, 1999.-320 с.

24. Бель Г. Способность скорбеть // Новое время. 1988. - № 24. - С. 36 -40.

25. Болдырев Ю. Распалась связь времен // Детская литература. 1992. -№ 5-6. - С. 3 - 9.

26. Бондарев Ю.В. Талантливый писатель // Бондарев Ю.В. Человек несет в себе мир. -М.: Молодая гвардия, 1980. С. 179-181.

27. Бондаренко В. Стержневая словесность // Наш современник. 1989. -№ 12.-С. 165-179.

28. Василевский Н. Разорение // Новый мир. 1989. - № 3. - С. 245 - 249.

29. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высш. школа, 1989. -406 с.

30. Викторов А.Ш. История русской культуры. Курс лекций для студентов Вузов. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем» - Издательство «Гном-Пресс», 1997. - 132 с.

31. Владимерцев В.П. Народные плачи в творчестве Достоевского Ф.М. // Русская литература. 1987. -№ 3. - С. 179 - 190.

32. Власова З.И. О приемах и композиции в частушке // Русский фольклор. Материалы и исследования. Т. 5. М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1960. -471 с.

33. Власова М. Русские суеверия: энциклопедический словарь. СПб: Азбука, 200. - 672 с.

34. Волкова Е.В. Трагическая вина // Вопросы философии. 2001. - № 11. -С. 29-39.

35. Волошина Т.А., Астапов С.Н. Языческая мифология славян. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1996. - 448 с.

36. Вопросы советской литературы. Фольклор в русской советской литературе. Т. 4. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1956 г. - 424 с.

37. Воронова О.Е. Система фольклорных традиций в художественной прозе С.А. Есенина // Фольклорные традиции в русской и советской литературе. М.: МГПИ, 1987. - С. 132 - 150.

38. Воробьев К.Д. «Заметы сердца»: Из архива писателя. М.: Современник, 1989.-236 с.

39. Воробьева В.В. «Жизнь моя, иль ты приснилась мне.» (воспоминания) // Литература в школе. 1995. - № 2. - С. 8-11.

40. Воробьева В.В. Искренний голос человека: К.Воробьев: краткая летопись судьбы // Славянский дом (Толока). 1999. - № 27. - С. 44 - 48.

41. Воробьева В.В. Неистовая раскаленность слова: воспоминания // Русская речь. 1987. - № 6. - С. 33 - 38.

42. Воробьева В.В. «Книги мужа до конца не прочитаны». В 1999 К. Воробьеву исполнилось бы 80 лет // Молодая гвардия. 1998. - 29 января. -С. 15.

43. Воробьева В.В. Писатель и его повесть «Убиты под Москвой» // Уроки литературы в старших классах. М., 1998. - С. 176 - 185.

44. Воронин С.А. Время итогов: Рассказы, очерки, статьи. Л.: Лениздат, 1987.-448 с.

45. Выходцев П.С. На стыке двух художественных культур (проблема фольклора в литературе) // Русский фольклор. Вопросы теории фольклора. Вып. XIX. Л.: Наука, ИРЛ (Пушкинский дом). - 1979. - С. 3 -30.

46. Выходцев П.С. Народно-поэтические традиции в творчестве С. Есенина // Русская литература. 1961. - № 3. - С. 123 - 143.

47. Выходцев П.С. Об исторических закономерностях взаимосвязей литературы и фольклора // Русская литература. 1977. - № 2. - С. 3 - 21.

48. Выходцев П.С. Русская советская поэзия и народное творчество. МЛ.: Академия наук СССР, ИРЛ (пушкинский дом), 1963. - 548 с .

49. Выходцев П.С. Труд нравственность - искусство (о книге В. Белова «Лад») // Русская литература. - 1982. - № 1. - С. 32 - 47.

50. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Курс лекций. М.: Академия, 1998.-432 с.

51. Гельбак П. Он любил эту землю (воспоминания литовского писателя о К.Д. Воробьеве) Медвенка. - 1984.

52. Гончаров Б.П. Фольклор в творчестве писателей // Литература в школе.- 1995.-№3,-С. 48-51.

53. Горький М. О литературе. М.: Гослитиздат, 1961. - 611 с.

54. Горелов А.А. К истолкованию понятия «фольклоризм» литературы // Русский фольклор. Вопросы теории фольклора. Вып. XIX. Л.: Наука, ИРЛ (Пушкинский дом). - 1979. - С. 31 -48.

55. Горяинова М. Это мы, Господи!.: отрывок из рецензии на книгу К.Д. Воробьева// Класс. 1998. - № 2 (февраль). - С. 9.

56. Грачева И.В. Художественная деталь в пьесе Островского «Гроза» // Литература в школе. № 8. - 2003. - С. 17-20.

57. Гришаев В.В. Сельскохозяйственные коммуны Советской России 1917- 1929. -М.: Мысль, 1976. 188 с.

58. Грякалова Н.Ю. Фольклорные традиции в поэзии Анны Ахматовой // Русская литература. 1982. - № 1. - С. 47 - 64.

59. Гура А.В. Пчела как богородица в народной традиции славян // Живая старина.-2001 -№ 1.-С. 16-19.

60. Гусев В.Е. Фольклор как элемент культуры// Искусство в системе культуры / Отв. Ред. М.С. Каган. Л.: Наука. 1987. - С. 36 - 41.

61. Гусев Л.Ю. Птицы русского фольклора. Курск: Изд-во Курск, гос. пед. ун-та, 1996. - 111 с.

62. Давлетов К.С. Фольклор как вид искусства. М.: Наука, 1966. - 364 с.

63. Далгат У.Б. Литература и фольклор: Теоретические аспекты. М.: Наука, 1981.-303 с.

64. Даль В.И. Пословицы русского народа. М.: ЭКСМО-Пресс, изд-во ННН, 2000.-616 с.

65. Дардыкина Н. «Признание после смерти», Беседа с дочерью писателя // Московский комсомолец. 2001. - 24 апреля. - С. 4.

66. Дедков И.А. «.До конца дней своих». Проза К. Воробьева // Наш современник. 1977. -№ 6. - С. 167- 184.

67. Дедков И.А. Живое лицо времени: Очерки прозы 70-х/80-х. М.: Сов. писатель, 1986. - 392 с.

68. Дедков И. Обновленное зрение: Сб. ст. М.: Искусство, 1988. - 315 с.

69. Дедков И. Отвергнутая «ничья» (Константин Воробьев) // Дедков И. Возвращение к себе: Лит.критич. статьи. Из опыта сов. прозы 60-70-х г.: герои, конфликты, нравственные искания. М., 1978. - С. 157 - 183.

70. Дементьев В. «Это мы, Господи!» Лирические заметки о творчестве К.Д. Воробьева // Москва. 1987. - № 5. - С. 188- 194.

71. Джичоева Е.Г. Возвращение в отчий дом // Подъем. 1984. - № 2. - С. 132- 138.

72. Джичоева Е.Г. «.Что в мире вечно»: о литературном мастерстве (писателя К.Д. Воробьева) // Дон. 1978. - № 3. с. 166 - 174.

73. Джичоева Е.Г. Из книги жизни // Литературное обозрение. 1987. - № 5.-С. 50-53.

74. Джичоева Е.Г. Тридцать лет после войны осенью. (К.Д. Воробьев) // Джичоева Е.Г. Притяжение: Сб. лит-крит. работ. Воронеж, 1987. - С. 90-119.

75. Дементьев В. Это мы, господи!. Лирические заметки о творчестве Воробьева//Москва. 1987. -№ 5. - С. 188 - 194.

76. Добин Е Национальное начало в искусстве и поэзии Александра Прокофьева // Звезда. 1961. - № 9. - С. 185 - 194.

77. Дюжев Ю.И. Новизна традиции. М.: Современник, 1985. - 288 с.

78. Евглевский Е.М. Мотив памяти в военной прозе К. Воробьева // «Курские тетради». Тетрадь первая. Курск: Изд-во Курск, гос. пед. ун-та, 1997.-С. 64-69.

79. Емельянов Л.И. Изучение отношений литературы к фольклору // Вопросы методологии литературоведения. М.-Л.: Наука, 1966. - С. 256 -283.

80. Емельянов Л.И. Литературоведение и фольклористика // Взаимодействие наук при изучении литературы. Л.: Наука, 1981. - С. 102 - 129.

81. Емельянов Л.И. О природе фольклоризма современной литературы // Русская литература. 1961. - № 3. - С. 109- 122.

82. Енишерлов В. Времен прослеживая связь. М.: Современник, 1985. -С. 243 - 249.

83. Енишерлов Д. Мужественные книги (О творчестве писателя К.Д. Воробьева) // Огонек. 1977. - № 21. - С. 25.

84. Еремина В.И. Миф и народная песня (к вопросу об исторических основах песенных превращений) // Миф. Фольклор. Литература. Сб. статей. -Л.: Наука, 1978.-С. 3-15.

85. Еремина В.И. Ритуал и фольклор / Отв. Ред. Горелов. Л.: Наука, 1991. -206 с.

86. Ершов Л.Ф. История русской советской литературы: Учеб. Пособие. -2-е изд., доп. М.: Высш. школа, 1988. - 655 с.

87. Ерофеева Е., Тюльпинов Н. Бесстрашие правды // Звезда. 1977. - № 2. -С. 214-215.

88. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. М.: Наука, 1977.-408 с.

89. Жукас С. О соотношении фольклора и литературы // Фольклор. Поэтика и традиция /сборник статей/. М.: Наука, 1981, с. 8 - 20.

90. Журавлев С.И. Выстраданное слово (о военной прозе К. Воробьева) // Литературная учеба. 1984. -№ 4. - С. 151 - 161.

91. Журавлев С.И. Книги, вместившие судьбу // Вступит, стаья к книге К.Д. Воробьев Повести: избранное. М.: Сов. Россия, 1985. - С. 3 - 20.92.3аварзин Г. Познать Россию // Труд. 2005. - 15 июня. - С. 6.

92. Залыгин С. Литературные заботы. М.: Современник, 1972. - 302 с.

93. Зеленин Д.К. Избранные труды: Статьи по духовной культуре, 1901 -1913. М.: Индрик, 1994. 400 с.

94. Зимин В.Я. Детство и природа в творчестве К.Д. Воробьева // Писатель и творчество: современное прочтение: сб. аспирантских статей. -Курск, 2000.-С. 79-95.

95. Золотусский И.П. Там, на войне // Литература в школе. 1995. -№2.-С. 2-8.

96. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник для вузов. -М.: Флинта; Наука, 1998. 400 с.

97. Иванова Т. Он сдал экзамен на бессмертие // Молодая гвардия. -1999.-30 сентября.-С. 8.

98. Иванов В.В., Топоров В.Т. Славянские моделирующие семиотические системы (Древний период). М., 1965. - 246 с.

99. Иванченко Н.И. Невероятная явь войны// Литература в школе. -1995.-№3.-С. 72-75.

100. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. 431 с.

101. История русской советской литературы / Под ред. И.С. Выходце-ва, 2-е изд. М.: Высш. школа, 1974. - 736 с.

102. Камянов В. Преодоление: о повести Воробьева «Это мы, господи!» // Новый мир. 1987. - № 5. - С. 253 - 258.

103. Капустин М.П. Конец утопии?: Прошлое и будущее социализма. М.: Новости, 1990. - 592 с.

104. Кардин В. По существу ли эти споры. М.: Современник, 1989. -461 е.

105. Карсалова Е.В. Русский дом: жизнь и судьба сквозь годы испытаний (И.С. Шмелев «Лето Господне», М.А. Булгаков «Белая гвардия», А. Абрамов «Дом», В.Г. Распутин «Изба») // Литература в школе. -2004.-№9.-С. 32-40.

106. Кедровский А.Е. Земляки: творчество К.Д. Воробьева и Е.И. Носова. Курск: Изд-во КГПУ, 2000. - 128 с.

107. Кедровский А.Е. Русская литература XX века: 1917 1930 годы: Учебное пособие. - Курск: Изд-во Курск, гос. пед. ун-та, 2002. - 348 с.

108. Киреева А. «Великан» в нарядной курточке // Литературное обозрение. 1973. -№ 1.-С. 62-64.

109. Киреев А. Надеяться и верить // Лит. Россия. 1976. - № 3. - С. 9.

110. Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России. М.: Наука, 1977.-335 с.

111. Климов В. Детство есть судьба // Детская литература. - 1992. -№5-6.-С. 9-16.

112. Кожинов В.В. Размышления о русской литературе. -М.: Современник, 1991. 526 с.

113. Колесников В.В. Слово живет в нас // Литература в школе. -1995.- № 4. С. 87-91.

114. Кондаков И.В. Русская культура: краткий очерк истории и теории: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Книжный дом «Университет», 1999. - 360 с.

115. Кондратьев В. Кругами ада // Литературная газета. 1986. - 10 декабря. - С. 4.

116. Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1962. - 284 с.

117. Костомаров Н. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа.- М.: Экономика, 1993. 399 с.

118. Костржевская Н. У кого поселяются аисты. // Урал. 1965. - № З.-С. 150- 154.

119. Кошечкин С.П. Вступительная статья к альбому «Легла дорога в Константиново» -М.: Изд-во «Московский рабочий», 1985. С. 10-40.

120. Кравцов Н.И. Славянский фольклор. Учебное пособие для студентов филологич. специальностей ун-та. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1976.-263 с.

121. Криничная Н.А. Дом: его облик и душа: к вопросу о тождестве символов в мифологической прозе и народном изобразительном искусстве. Петрозаводск: Карельский научный центр, РАН, 1992. - 29 с.

122. Кузин Н. Зарницы памяти // Российские вести. 1994. - 29 октября.-С. 3.

123. Кузин Н. Воюющая проза // Молодой коммунист. 1985. - № 5. -С. 100- 103.

124. Кузин Н. В мире самого трудного. М.: Современник, 1985. -319 с.

125. Кузин Н. Мужество таланта (о творчестве К. Воробьева) // Литература в школе. 1984. - № 5. - С. 2 - 9.

126. Кузнецова О. Друг мой, Момич! (О творческой судьбе писателя К.Д. Воробьева) // В мире книг. 1988. - № 4. - С. 10-12.

127. Кузьмичев И.К. Жанры русской литературы военных лет (1941 -1945). Горький, 1962. - 455 с.

128. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Научный редактор: д.ф.н., проф. Г.В. Драч. Ростов н/Д: Феникс, 2003.-576 с.

129. Культурология: Учебное пособие / Под ред. В.А. Фортунатовой и Л.Е. Шапошникова. М.: Высш. шк., 2003. - 303 с.

130. Кукушкина Е.Ю., С.Е. Никитина Жанровые «портреты» фольклорного дома // Живая старина. 2000. - № 2. - С. 5.

131. Лавлинский Л.И. Биография подвига: о военной прозе К. Воробьева // Новый мир. 1980. - № 3. - С. 261 - 267.

132. Лавлинский Л.И. Мета времени, мета вечности. М.: Худож. лит., 1986.-269 с.

133. Лазутин С.Г. Русская частушка. Вопросы происхождения и формирования жанра. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1960. - 261 с.

134. Лакшин В.Я. Открытая дверь: Воспоминания и портреты. М.: Моск. Рабочий, 1989. - 448 с.

135. Ланщиков А.П. Возраст судьбы. М.: Современник, 1985. - 365 с.

136. Ларин Б.А. «Чайка» Чехова (стилистический этюд) // Исследование по эстетике слова и стилистике художественной литературы. М., 1964.-С. 11-24.

137. Лихачев Д.С. Земля родная. М.: Просвещение, 1983. - 256 с.

138. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: основы этики; характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. - 368 с.

139. Максимова Е. Символика «Дома» «Антидома»// Аврора. 1994. - № 9 - 10. - С. 70-76.

140. Малкин Л. Все мы войной пуганные // Литературная Россия. -2000. - 3 марта. - С. 4.

141. Малкин Л. Ничего, кроме правды // Курская правда. 23 сентября.-1987.-С. 3.

142. Маразов А. Мифологема пчелы в античном мире // Живая старина. 2001.-№ 1.-С. 20-21.

143. Мацявичюс Ю. В памяти и сердце // Пяргале. 1975. - № 4. - С. 156- 158.

144. Мельгунов Б.В. Некрасов и крестьянская утопия // Русская литература. 1980. -№ 1.-С. 73 -89.

145. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. - 407 с.

146. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах / Российский государственный гуманитарный университет. М., 1994. - 136 с.

147. Медриш Д.Н. Литературная и фольклорная традиция. Вопросы поэтики. Саратов: Изд-во СГУ, 1980. - 296 с.

148. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. Т. 2. М.: Прогресс, 1994. - 416 с.

149. Михайлов О. В час мужества // Наш современник. 1969. - № 4. -С. 106-114.

150. Морозов А. О, русская земля. Литературно-экологические очерки // Природа и литература. М.: Знание, 1979. - С. 7 - 65.

151. Некрылова А. Народная демонология в литературе // Власова М. Русские суеверия: энциклопедический словарь. СПб: Азбука, 2000. -С. 609-672.

152. Нива Ж. Возвращение в Европу: Статьи о русской литературе/ пер. с фр. Е.Э Ляминой. М.: Высшая школа, 1999. - 304 с.

153. Никонова Т. Прощания. Размышления над страницами «деревенской» прозы. Статьи. Воронеж: Центр. Чернозем, кн. изд-во, 1990. -143 с.

154. Носов Е. Он любил эту землю // Лит. Россия. 1978. - 16 июня (№ 24). - С. 7.

155. Новикова A.M., Е.А. Александрова Фольклор и литература. Семинарий. -М.: Просвещение, 1978 144 с.

156. Ополовников А.В. Русь деревянная образы русского деревянного зодчества. -М.: Изд-во «Детская литература», 1970. - 200 с.

157. Осовецкий И.А. О языке русского традиционного фольклора // Вопросы языкознания. 1975. - № 5. - С. 66 - 77.

158. Панков А. «Все видеть»: уроки одной писательской судьбы // Дон. 1989. №7.-С. 162-168.

159. Паперный З.С. «Чайка» А.П. Чехова. М.: Худ. лит., 1980. - 160

160. Пахомов Ю. Выстоять! // Знамя. кн. 5. - 1988. - С. 216 - 217.

161. Петелин В. Сила обнаженного слова. О книге К.Д. Воробьева «Друг мой. Момич» // Литературная Россия. 1988. - 2 декабря (№ 48). -С. 8-9.

162. Петракова И.В. Связующая нить памяти // Нева. 1986. - № 10. -С. 145- 146.

163. Петракова И.В. Военная проза К.Д. Воробьева // Совесткая литература: традиции и новаторство. Л., 1986. - Вып. 3 - С. 53 - 66.

164. Плоткин Б. Уроки мастерства (О К.Д. Воробьеве) // Молодая гвардия. 1977. - 24 сентября.

165. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. -М.: Наука, 1975.- 183 с.

166. Поэзия крестьянских праздников. Л.: Сов. писатель, 1970.

167. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во ЛГУ, 1946.-364 с.

168. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. -М.: Наука, 1976.-325 с.

169. Путилов Б.Н. Историко-фольклорный процесс и эстетика фольклора//Проблемы фольклора. М.: Наука, 1975.-С. 12-21.

170. Путилов Б.Н. О некоторых проблемах фольклоризма советской литературы // Вопросы советской литературы. Т. 4. Фольклор в русской советской литературе. М. - Л.: АН СССР, 1956. - С. 5 - 32.

171. Рогощенков И.К. Без праздника и хлеб горек. В кн.: Критика и время. - Л.: Лениздат, 1984, С. 214 - 223.

172. Русская народно-бытовая лирика. Причитания Севера в записях В.Г. Базанова и А.П. Разумовой. М. - Л., 1962.

173. Русское народное поэтическое творчество/ Под ред. A.M. Новиковой, А.В, Кокорева. -М.: Высшая школа, 1969. 520 с.

174. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987. - 782 с.

175. Сальников П. «.Страдая за людей» (о повести К.Д. Воробьева «Сказание о моем ровеснике»)// Славянский дом (Толока). 1999. - № 27 (сент.).-С. 42-43.

176. Севрук В. Суровая правда войны // Роль мировоззрения в художественном творчестве. М.: Мысль, 1966. - С. 254 - 299.

177. Селье Г. Стресс без дистресса/ Пер. с англ. М.: Пресс, 1982. -124 с.

178. Семенова М. Мы славяне!: Популярная энциклопедия. - СПб: Азбука, 1998.-560 с.

179. Семенова М. Быт и верования древних славян. СПб.: Азбука-классика, 2001. - 560 с.

180. Серебряков Г. «Счастье в соучастье!» // Наш современник. -1977.-№6.-С. 185- 188.

181. Сидельников В.М. Поэтика русской народной лирики. Пособие для вузов. -М.: Учпедиздат, 1959. 128 с.

182. Синельников М. X. А надо бы всерьез . // Литература и жизнь. -1962. 11 ноября (№134). - С. 4.

183. Сипинев Ю.А., Сипинева И.А. русская культура и словесность. Кн. 1: Учебно-методологическое, литературоведческое и культурологическое пособие. С-Пб.: Изд-во «Сайма», 1993. - 370 с.

184. Слово о полку Игореве: Древнерусский текст и переводы /Сост., вступит, ст., подготовка др.р. текста и коммент. В.И. Стеллецкого. -М.: Сов. Россия, 1981.-288 с.

185. Смирнов В. Слово о гордом и трудном человеке: о К. Воробьеве . // Воробьев К. Заметы сердца (Из архива писателя). М.: Современник, 1989.-С. 3-22.

186. Смирнова Л.А. Постижение духовной природы человека. В. Белов, В. Астафьев, Б. Можаев // Литература в школе. 1995. - № 4. - С. 35 -43.

187. Солодкин Я. Великий сын России: О К.Д. Воробьеве. // Славянский дом (Толока). 1999. - № 27. - С. 43.

188. Станюта А. Пространство проклятого квадрата: о творчестве Воробьева // Дружба народов. 1990. - № 9. - С. 206 - 211.

189. Старшинов Н. К. Воробьев рыбак // Старшинов Н. Что было, то было. На литературной сцене и за кулисами: веселые и грустные истории о гениях, мастерах и окололитературных людях. - М.: Звонница -МГ, 1998.-С. 104- 107.

190. Твардовский А.Т. О литературе. М.: Современник, 1973. - 448 с.

191. Терещенко А.В. Быт русского народа. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2001.-416 с.

192. Томашевский Ю.В. Право на возвращение: Из наблюдений над жизнью лирического героя Константина Воробьева // Томашевский Ю.В. Встречи: Литературно-критические сюжеты. Воронеж: Центр.-Чернозем, кн. изд-во, 1975. - С. 87 -117.

193. Томашевский Ю.В. Лейтенант "41 года // Литература. 1994. - т. 3.-С.4-5.

194. Томашевский Ю.В. Неоконченная повесть. // Лит. газета. -1976. 21 апреля (№ 16). - С. 4.

195. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифо-поэтического. М.: Прогресс. Культура, 1995. - 624 с.

196. Туранина Н.А., И.А. Шевченко Образ русского дома в фольклоре // Юдинские чтения 2002: Слово и образ. - Курск: Изд-во КГПИ, 2002.-С. 3-6.

197. Тюрин Ю. Они выстояли. // Лит. Россия. 1984. - 30 марта (№ 14).-С. 20.

198. Федякин С. «Нельзя об этом не писать!.» К 75-летию со дня рождения Константина Воробьева. // Литературная газета 28 сентября. - 1994.-С. 4.

199. Федорова Т.В. Тема дома в литературе XX века // Русская словесность. 2003. - № б. - С. 32 - 34.

200. Филиппов Ю.Л. Очарование жизнью: художественный мир Е.И. Носова. Курск: Изд-во Курск, гос. пед. ун-та, 2002. - 126 с.

201. Фольклор: Поэтика и традиция. Сборник АН СССР, ин-т мировой лит. им. A.M. Горького. М.: Наука, 1982. - 344 с.

202. Фридман Г.М. Поэтика русского реализма. Очерки о русской литературе XIX века. Л.: Наука, 1971. - 282 с.

203. Фроянов И.Я., Юдин Ю.И. Русский былинный эпос: Учебное пособие. Курск: Изд-во КГПУ, 1995. - 94 с.

204. Хомякова В. Писатель, воин, гражданин // Молодая гвардия. -1994.-24 сентября.-С. 2.

205. Цивьян Т.В. Архетипический образ дома в народном сознании // Живая старина. 2000. - № 2. - С. 2 - 5.

206. Чалмаев В.А. «Слово, не сорвись на стон.» К. Воробьев у истоков войны народной // Литература в школе. 1998. - № 4. - С. 62 - 76.

207. Чалмаев В.А. Сквозь огонь скорбей. «Негромкий эпос Е.Носова// Литература в школе. 1995. -№3.-С. 35-41.

208. Чеботаев М. Страдая за людей: Штрихи к портрету писателя К.Д. Воробьева // Сибирские огни. 1991. - № 7. - С. 280 - 297.

209. Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII -XIX века. М.: Наука, 1967. - 341 с.

210. Чистов К.В. Русская народная поэзия: Обрядовая поэзия. Л.: Худож. лит., 1984. - С. 5 - 24.

211. Шаргунов С. Это он, Господи! К. Воробьев: повести настоящего человека. // Независимая газета (Приложение). 2005. - № 42. - 3 марта.-С. 1.

212. Шаулич Н. Причитания в лирической и эпической традиции славянских народов. В кн.: 4 Международный съезд славянистов. Славянская филология. Сб. ст. III. М.: Изд-во АН СССР, 1958. - С. 316 -333.

213. Шевченко М. Цена верности правде //Литературная Россия. -1998.- 1 мая.-С. 6.

214. Шехирев М. К.Д. Воробьев (сов. писатель) // Гордость земли Курской. Курск, 1992. - С. 34-37.

215. Шкляровский И. Читаю «Слово о полку Игореве»: Кн. для учащихся. -М.: Просвещение, 1991. 79 с.

216. Штокман И. Сказание о ровеснике: К.Д. Воробьев судьба человеческая, судьба народная // Московская правда. - 1998. - 14 апреля. -С. 5.

217. Штокман И. Сказание о ровеснике: герои и проза Константина Воробьева//Литва литературная. 1979. -№4. - С. 135 - 146.

218. Юдин Ю.И. Традиции народной культуры в современной литературе. Курск: изд-во КГПУ, 1990. - 27 с.

219. Юрьева Л. Живая душа // Нева 1962. - № 2. - С. 194 - 195.

220. Эльяшевич А. Задолго до Победы // Звезда. 1987. - № 9. - С. 195-205.1. Текстовые источники:

221. Бабель И.Э. Конармия. Рассказы, дневники, публицистика. М.: Правда, 1990.-447 с.

222. Былины / Сост., вступит, ст., подгот. текстов и коммент. Ф.М. Селиванова. М.: Сов. Россия, 1988. - 576 с.

223. Воробьев К.Д. Это мы, Господи!. Собр. соч. В 3 т. Т. 1. М.: Современник, 1993. - С. 201 - 291.

224. Воробьев К.Д. Сказание о моем ровеснике. Собр. соч. В 3 т. Т. 1 -М.: Современник, 1993. С. 10 - 95.

225. Воробьев К.Д. Крик. Собр. соч. В 3 т. Т. 1. М.: Современник, 1993.-С. 95-147.

226. Воробьев К.Д. Убиты под Москвой. Собр. соч. В 3 т. Т. 1. М.: Современник, 1993. - С. 147 - 201.

227. Воробьев К.Д. Друг мой Момич. Собр. соч. В 3 т. Т. 1. М.: Современник, 1993. - С. 291 - 413.

228. Воробьев К.Д. Почем в Ракитном радости. Собр. соч. В 3 т. Т. 1. -М.: Современник, 1993. С. 413 - 478.

229. Воробьев К.Д. Вот пришел великан. Собр. соч. В 3 т. Т. 2. М.: Современник, 1993. - С. 35 - 223.

230. Воробьев К.Д. «. И всему роду твоему». Собр. соч. В 3 т. Т. 2. -М.: Современник, 1993. С. 223 - 338.

231. Воробьев К.Д. Дорога в отчий дом. Собр. соч. В 3 т. Т. 2. М.: Современник, 1993. - С. 338 - 354.

232. Воробьев К.Д. Два Гордея. Собр. соч. В 3 т. Т. 2. М.: Современник, 1993.-С. 419-434.

233. Воробьев К.Д. Гуси-лебеди. Собр. соч. В 3 т. Т. 3. М.: Современник, 1993.-С. 33-51.

234. Воробьев К.Д. Подснежник. Собр. соч. В 3 т. Т. 3. М.: Современник, 1993.-С. 51-65.

235. Воробьев К.Д. Ничей сын. Собр. соч. В 3 т. Т. 3. М.: Современник, 1993.-С. 6-20.

236. Воробьев К.Д. Ермак. Собр. соч. В 3 т. Т. 3. М.: Современник, 1993.-С. 102-123.

237. Воробьев К.Д. Волчьи зубы. Собр. соч. В 3 т. Т. 3. М.: Современник, 1993.-С. 156- 162.

238. Воробьев К.Д. Трое в челне. Собр. соч. В 3 т. Т. 3. М.: Современник, 1993.-С. 195-200.

239. Воробьев К.Д. Дневники. Собр. соч. В 3 т. Т. 2. М.: Современник, 1993.-С. 434-441.

240. Воробьев К.Д. Записные книжки. Собр. соч. В 3 т. Т. 2. М.: Современник, 1993. - С. 441 - 468.

241. Воробьев К.Д. Письма. Собр. соч. В 3 т. Т. 2. М.: Современник, 1993.-С. 441 -468.

242. Воробьев К.Д. Письма. Собр. соч. В 3 т. Т. 3. М.: Современник, 1993.-С. 259-362.

243. Воробьев К.Д., Носов Е.И. Фанфары и колокола, повести и рассказы о войне к 55-летию Курской битвы. Курск: ТОО «Крона», 1998. - 700 с.

244. Воробьева В.В. Розовый конь: Воспоминания о писателе К.Д. Воробьеве // Воробьев К.Д. Собрание сочинений. В 3 т. Т. 3. М.: Современник, 1993. - С. 362 - 494.

245. Горький М. Собрание соч. в 30 т. Т. 24. М., 1949. - 576 с.

246. Есенин С. Собрание соч. в 6-ти т., Т.5. Проза. М.: Худ. лит, 1979. - 398 с. («Ключи Марии» - 167 - 191).

247. Гура А.В. Символика животных в славянской традиции. Докт. Дис.-М., 1987.

248. Исторические песни XVII в. M.-JI.: Наука, 1966. - 384 с.

249. Исторические песни XVIII в. JI.: Наука, 1971. - 355 с.

250. Исторические песни XIX в. JI.: Наука, 1973. - 283 с.

251. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева в трех томах/ подготовка текста и примечаний В.Я. Проппа. М.: Худ. лит., 1957.

252. Русский фольклор: Хрестоматия для высших учебных заведений / Сост. Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. М.: Флинта: Наука, 1998. - 480 с.

253. Трыкова 0.10. Отечественная проза последней трети XX века: жанровое взаимодействие с фольклором. Докт. Дис М., 1999, 331 с.

254. Частушки /Составитель JI.A. Астафьева. М.: Современник, 1987.-494 с.

255. Лексикографические источники:

256. Бореев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во ACT», 2003. - 575 с.

257. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Философия и литература. Мифология и религия. Язык и культура. М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 592 с.

258. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. М.: ООО «Изд-во Астрель», ООО «Изд-во ACT», 1989.

259. Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. -М.: «Советская энциклопедия», 1987. -752 с.

260. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. А.Н. Николюкин. М.: НПК «Интервак», 2003. - 1600 стлб.

261. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1986. - 797 с.

262. Словарь литературоведческих терминов/ Под ред. Л.И. Тимофеева, С.В. Тураева. М.: Просвещение, 1974. - С. 355.

263. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. Т. 2 / Пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева; под ред. и с предисл. Б.А. Ларина. -СПб.: Тера-Азбука, 1996.

264. Энциклопедия литературных героев: русский фольклор и древнерусская литература. М.: Олимп, ООО «Фирма», издательство ACT», 1998.-544 с.