автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.19
диссертация на тему:
Форманты языковой личности писателя-новатора

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Попов, Олег Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Воронеж
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.19
Автореферат по филологии на тему 'Форманты языковой личности писателя-новатора'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Форманты языковой личности писателя-новатора"

РГ6 од

)5ЫЧШ*СЯШЙ орлеце ЛМП'НД ГОСТ ЦАРСТВЕ; 1!lin mffiEPCVITET !;;•!. jT!-.I ИНГИОП.' ;<ОМС;:МОЛЛ

Iii правах рукописи ПОПОВ Олпг Владимирович

формант» tî3ukobovî ЛИЧНОСТИ писателя-новатора (га ултеуи;чле т»оу>гвс?&1 Кш/идо Хосэ Соли)-'

10.02.И - Теория .яэтаоз;1глнил

А в т о р .о ф в р а ? диел^ртанме m соискание. учйао.1 о'/опвни кандидата Фяяологичегких лаук

йсропед --- 1094

Работа выполнена на кафелре рошнпкой филологии Воронти;: орцоча Ленина государственного универсшега им. Леш'нског» и»!

мот.

Паучннй руководитель - доктор филологических няук,

профессор Рнлов Ю.А.

Официальные оппонентн

доктор Филологических наук. профессор Чернухшю И.Я.'

кандидат филологических наук доцент Попова Т.Г.

Ведущая оргони?ппил

Ки о пский университет им Т.Шевченко

Защита диссертации состоится 9 июня 1994 г. в 15.00 на гднии специализированного совета К 063.48.0В в ауд.37 ВГУ (3'.М< Воронеж-, ил.' Ленина, 10).

О диссертацией .мо»но одчакомитм«! п научной брЛлиотеко КГ.

Автореферат разослан "'¿У 1994 г.

УчоныЦ секретарь специализированного >лвч.щ, доц-зиг

Концепция лэнковой личности (ИЛ), активно раэрабатывямиаяся и юледцее время, позволяет проводить многоаспектный, комплексный юпиз язнча и стиля творческой индивидуальности.

Актуальность исследования. Творчество признанного мастера ntp<w»H!tnft испанской прозн Комило Хосв Сели, лауреата Нооелйвской ючич в области литератур!! за 1969 год, лает пример новаторского, тояюкионвого подхода к национальному язмку. Богатство лексики, 'стсянгое пополнение ее состава за счет новообразований и привло-•н!'л [лироких пластов иноязычной, диалектной и арготической лекеи-р.т5?1ообраы1« морфологических ресурсов, оригинальны* сантаксяс )члш'!т неповторимый авторский идиостиль.. До сих пор п пашой стра-! исследовались только литературоведческие аспекты творчества Са-I (K.A.ïepiepnu, В.К.Яашй), в.Испании язик художественной прозч ¡со толп поллрргапся традиционно* грамматической классификации (3. érw î?nl Гэ, P.-Ilie, V.'/Viinora), .гакумепгалъная проза характеризо-(плсь сквозь приему литературоведения и этнографии в ША (R.Kir-юг) и 'ИТ (R.IVu-ck).

Такnri образом нпстоичшя работа находится в русле актуальных в icTorei!!'o вр«мя исследлрштй, лпяэашшх с теорией язшовой личное-!. Кром-э этого данная работа приткана обеспечить восприятие яэжа

г»и:<и-..г»пиП нвторн на ое«юв« росеозланич иолостного портрета его

[.

Цель настоящего иоследов;ишя состоит в комплексном рассматро-!И осношшх ХПраКТЧрИСТИК (формаи/о») языковой личности К.Х.Селы к писатели-новатора. Обширность тми обусловлена, с одной еторо-I, болылич объемом литературного наследил писателя, разноплано-кчьп его творчества, привлечением не только письменных, по и ус-шх юскпзнмннЯ С другой стороны, с шла тема "яэшеовая личность" юн» срягаштельно пмдарио с-Ьормулировина в отечественное лиигвис-[ке (в работах 10.HЛСарауаогкз и др.) '.

Носгавленяая цель определяет следующие конкретные задачи, ис-е л о па ни и:

I ) определенно понятая языковая .личность применительно к л:.Ш-nn!t личности писагеля-нова'юра, определение роли речевой де-олт поста писателя в развитии национального языка;

Я! гчтлиг» ortttorntix гяппг> о<>в«т1че|то--.»нтоескоЛ речевой да-

ягельнопти К.Х.Селы;

3) виявленио лексяко-гримматических ресурсов языкового и с: листкчоского новаторства писателя.

Положения, выносимые на защиту:

1) Языковая личность является не только совокупностью criocoi иостей к созданию и восприятию речевых произведений, но и базов* перспективной моделью для изучения этих речевых произведений koi кратной индивидуальности, что предполагает их комплексное исслел вание на основе психо- и социолингвистических данных и анали текстов. Рассмотрение механизма порождения нового языковой ли костью позволяет заключить, что он обусловлен ¡штенциональностыо момент акта творения, осойеннстями тезауруса, строением долговр менной памяти, пресуппозицией личности, строением ее ассониати но-ссмантическо.й сети, т.е. всеми тремя уровнями структуры язык пой личности.

2) Форманты языковой личности писателя-новатора эксплицирую ся в двух планах: в собственно-авторской речевой деятельности новаторских элементах на всем протяжении текстов одного автор OoûcTBQHHO-aaiopcKîUi речезая деятельность отражает "чистое" язя:: вое сознаний "п;:с:леля дозедисимо ох язьисосвх сознаний рассказчик к персонажей. Новаторские олрл'эпты па всех ярусах языковой систо такм относятся к производству язквоаой личности, т.к. только ч реэ'сго творчество они эафшгснроыши в речи.

3) Сойственно-авторскап речевая деятельность К.Х.Селы о: ществляатся в четырех основных видах: озпглавливание, лиричес: идиостиль, лексикографические раОоты и нарентетнчоские внесен! Наиболее осЗии'мл Тенденция."« стиля являются эстетизация "кцу.чне изложения и ого сциентизашт, т.о. научный, классифииирукхлуй i рактер в •излог-онки хухокествзиноч. Новаторским является тыкге К(

• нк'ишю-критичоский подход Сслн к испанском,; языку, отра12Ш«и5е< ■постоянной лексикографической раОоте по этимологии и слов. Языковая личность Соли раскрытою« в провалпровашк г.ялш дуальной пресуппозиции в лирике, своеобразном многоплановом hbj Кении в прозе, когда парантетические внесения оформляют ешлультт ныЛ характер мышления личности.

■ 4) Новаторский характер языковой личности сформируется по:

- В -

чнпччггичеекой средой, образованием, личными яэыкошп/и интересами нетепл. Обширность лппгрохогп»rttnnero горизонта личности сно-обелпует обт-члинекию слот* ряоинх тачров, стилпЯ и лавкол, обраэо-чниг им неологиумоп, воздействию на (Ьра^оологим пзиил. Представ-ения пзикопой личности Солы о лзике как о вневременной системе едет к глубокс.'у проникновении и усвоению ряэних сторон и уровней зкиокалького яэика, снятия сливесшнс та:у, иэвостиоЗ архаизация '/нтдксиса.

Wviepgruiwj для исслвпогаппя послужили тркстн произведений Сй-л: рс-пиов, докуменшяышх повесток, никогда pnnse на расгматря-1РтгЯс•• терпки. j"?ccr.i:>oi», статей "Тайного словари" и "Зщшлоно-«к яротй?м1", шпоры-"', дшшио писателем испанская прессе.

Цели I! подачи диссерт,чшш, я также многогранность обт-екта ис-зед'.-мпия овусчппяли применение широкого пайора мптог.оо веслело^ лччд. В качество ofiwo применялся дедуктивно-индуктивный метод »mif». При конкретном анализе ррсиепялтг* метод напосредствонно-»пбтелонпя и описания, коптекстуальнс-токстовнй и элемент); ста-;ч"-,'чес кого »«тона. При. описания структур» етюсотворвквЯ и ассо-кал/рнс-срмаптпчрских ссяаей исполдесвадся метол структурной глис-Ьсртаки и компонентного анализа.

¡¡куша.'« новизна рабегн состоит в росс:,к,-тропки объекта ксеяе-I'liuvi - языког-его я стч-дистяческого творчества писателя-новатора гочкч "рения осооешюслйЛ его ЯЛ. является выделение в са-

'стрятльчиЗ предмет яссчедокшш сойстБоиноавторской речевой да-."лт,пост:г. комплексный подход к изучению различиях аспектов реча-деятельности Соли, рассмотрели«) прагматических установок ЯЛ в ?зд?кии .жределелних яздеовме ф*ьо!-"знов, анализ уровней ЯЧ пкеа-""••и ~ структурпо-лзикоеого. ляагиокогнитивяого, крагчг.7ич«скогс.

Теогетичрская значимость работы состоит а выявлешг.; я списа-•" паи о сушостсенчих /аракториепч:: твсрчосксЯ Я7), в опредоле-•.я ».скйических и иш:х ресурсов, пони-,; для язл.;ка ссврсмчшюЯ ие-nior.rit пгоэн, испанского литературного язика. Дассертадия пред-;fi£j!.4nT краткий исторический обзор лингвистических и философских •талон ;;а природу яэнка а личности, уточняет и конкретизирует •.иовчыр чертч язнколого ч стилистического новаторства К.X.Сели.

Практическая ценность диссертации определяется -том, что мото-ч-а агля«т. ччвоик и р^еудьтатч могут Окть использованы v теоре-

тических курсах (стилистике, лексикологии, истории мрубекной ли тератури), в спецкурсах по теории языкознания. Аналогичные прием анализа могут ряалиэовиваться лри исследовании ЯЛ писателей, пр обзоре всего их творчества, языкового новаторства, отдельных тан ров литературы и. видов речевой деятельности, а также в других ро манских языках.

Апробация работы. По тома диссертации депонирована о ян, статья, ошв одна находится в печати. Основные выводы и полоиеии излагались автором на ежегодных научных конференциях факультет романо-германской филологии ВГУ, методика анализа текстов щшменя ется на семинарских занятиях по зарубежной литературе по месту ра боты. Яиссартапия обсуждалась- на эасодании кафедры -романской фи л о логин Вороненского госуниверсутвта.

■ Структура работы. - Диссертация состоит из введения, 3 глав Рйклачйняя, списка литература и списка источников.

- Ео зво,п«цяк обосновывается правомерность постановки пробле"ы актуальность избранной темп, научная , новизна исследования, ег практичзскап ценность и т-еоретическая значимость,, формулируют с. цели и-задачи работы, оповдоляются методы, объект и материалы иг следования. '

Пгрт tg гл-т ("Языковая личность писателя-новатора как Çuhtc равиткя :: х;,.-пйшюго яэшса") рассмлтрйваот теоретическое значен" Фермия? ЯД в оо применении к конкретному творчеству писателя-кгл.: тора. , •

Термин ffll знаменует переход лингвистики к новому этапу, с:, одшшя з ccci! психологические, социальные, этические, мнровоззр'1; ческяе компоненты,'- образ к.чзш; к формы поведения шншмуалыюст; реализуемы;] в сфера яэгг;са и области его употребления.-.

iî с, пользовали о термина ЯЯ доот вогиедтюсть .объединения пр!-: ыдствуюав«.лингвистических'подходов на систг.мпоИ qcuoiio, т.к. альная ЯЛ вмеидет .в себя-и дсйстцвв ссцкайышх законов, яптаг производной от -процессов исторического развития языка и пммхлоп часкгм феноменом, использует и замыкает, па себе система зиаксш отношений .и системно-структурные сферы. Так™ образом, >1/1 CTaiu р.ятся е..л1шм организуют:^ и сяетешобраэувдим началом для octw

- 7 -

[ традиционных вопросов а новом ракурсе.

Вячвениэ понятия ЯЛ поготовлен"! различными напрчвдпялмч язн-(нанял и философии. Начало поясов ипгергрирсванного пзшгсда мы гарутипаеч в XVIII реке у Э.Б. да Кондильггка я, потке, у Й.Гер->я. Пристальное вничаннч к роли личности в идеалистических вал-изнилх философии выражалось в том числе и в огебсм интереса к я;у индивида. Однако разброс млений о сущности индивидуальной гл от признания, что каждый человек говорит на сео?м языке Кроче), до утверждения, что человек лишь выразитель чухого соэ-1ия (Ф.Ницше, Ф.Шеллинг), несколько снижал ценность иссл.'чога-

В материалистических конпепиях категория особенного, янд'/вл-пьнсго часто занимала подчиненное место по отнситиио к клгого-1 сСкего. Речь, в частности, ста о том, как. оесезтггвво-эхзнсмп-:::ал формация, класс или социальная группа влияет на .опрзячлен-! |'1пкт речи.

3 л этгко знании последовательная счена господствует»* воззрений сравнительно-исторического ».«атсда до структуралдзма пряпо:глла к •лпочтзтельисму изучению отлелтных э1с«-пгоз г- ячкче лт-шс ;:•-!.

Переход на современном этапе к комплексно1'1," «пуздтт шсгсвн-птиЯ речи позволяет обгединлгь во? прадгеструихто м-зтолн на '■ой основе.

Р./1 подробнее всого рассматриваюсь в педагогике я частик:-: мо-г.тах л в изучении лзнка хулсгестввтпй литературы. Од;г,;м из г'пти! постижения лингводидактиги мстно считать выработку уровне-< яэнповоЯ личности. Псдо&ше отрухтуря:^ погтрорайл -да-

четков раэгршичеияв впаов яэьковоЯ деятельности пяяавяпа, его 1?внх поступков, кл.'сслриннрус'/цх по я?нховт;м.уровням ;! к.ачоз->пнок/ и количественному сог.вр^аки» (Г.И.Бэгян). Тттельнов ¡уктуриропанле и внлялвнио компонентов всего кс1гяле;;аа ЯЛ прод-хпялт ее как родовое свойство человека вообцг;

В исследовании ЯЛ з художотвенной литературе -первые тгч были этан« В.В.Виноградовым, раоскатривавинм в качестве 2 возможгах г"!! изучение ЯЛ персонажа и ЯЛ автора, им такяо был дан своэоО-зныИ реостр сложностей исследования (неполнота фактов речеупог-блениЛ, неполнота экстралингвистических данных, поясность в пси-чогичесгсой мотивировка).

Наиболее, общую картину представлений о как в рамках худо-

KflCTEOimoro такста, так и вно его дает уровнэвая модуль ЯД, раэрг d о тайная Ю.Н. Карауловпм.

Языковая личность обнаружите? три структурнпх уровня. В не пссродствонном наблюдении лап структурно-языковой или семани ко-строекоЯ, иивариантннй уровень, отражающий степень влалош личностью обндённш языком. Творчество в языке основывается i этом базисе и в зависимости от установки личности реализуется креативном акте. Поэтому представления об этом уровне у эстетичяс ких идеалистов и неолингвистов (К.Фосслер, Дж.Бон^пнте) гак о tue сино или дефиците личности в известной маро оправдано. Олохтуг,.;;' или порций, уровень носат наименование лингвокогнитнрного и npej полагает отршкояие яэпновой модели мара личности, ор тозауруса. I наколок, второй, вг/сший уровень, ьгатяюниошшй, цплопопзгад;о;;] прагматический; он включает в себя выявлений и *эрсктервоткку тигов к нйлоИ,. лвлдешпх развитием ЯЛ.

структура.кзсгсбодт от дгаасктачесгл» протг.мрпч,-ssc как личность соодапяг.т в endo элемзнти сгаСгльпо--?.; к 1:ь>!;:г. в;к;ти, ока иод^орсена вяплпк» и несвободна ст гьут*«:;::

ког.^'кктов. Шпачпп этих лгу;: частей болэс уелсг:и:тьт струи;У •flsi:::oi:oti личности, проявляясь на веек се уровнях.

"Анализ структуры Я.Ч писателя в тсксгз оелоэтюсгсл проб;' rCü".vro" г С-Г>?а в районе, т.е. тем, в о; t::po 7'. ,

отражает ЯП Г7':ан:ля, а в капе" - ЯЛ п-исок""";?*', '

давности глпра. Б работе га расаихгт-аа:.: ибск.сльг.с и:. лсь...: .

ОрйЧЧП.

В.Г-Л:«;г;дг радову ЛЛ тто$ь представлялась ковмруг.горсм сг.с.> C.vii.i:v:\о г.лрггиид 1уИ1,;оаллы1сго лс.;.;г.. В нрэиэьгдггн,:,. гго г-.-: и сгпвз рпйон образ шпора, но но р<:алн;нй, п стяеоагазииГ., аг.;> ский, kotcjikS носят -у Виноградова тэт/ка "тисового созкгг,:;. ";пл;!:-;:;17алы!ого стиля" и, канона'],, ".cüpasa nnrcpa". По отис:.г п порсх:;ас!,".ему тексту автор вшолвяот дв&Зиу» дункш'л»: он, е jwi с горечи, вводит собственную рвчъ, с друггД, организует в егч деяоо стияясткчоекко отрезки рассказчиков и псрсоказзй, пхь ''чуггяв" автору стили тоже, в определением сг.члла, принадлежат • языковому сЬгкаипя.

Противоположный В.В.Виноградову пол.'сс заявляет f-i.Ai.ftm; Реши представляется ому диалогом, которое дадут два naaaj

)ое" и "чужой", причем "свое" подчинено внешним голосам. Образ 'opa вводится л плач повествования других образов и не предлола-;т как. у Виноградова своего прообраза, личности писателя. Герои ¡•^ведений для Втинл суть живи о лота, и их речь реальна, а»то-остается лишь вскрнвать ах скисловив и яэтеод зео.«мо*яости.

Попутки компромиссного подхога к характеристике образа автора • тексте предпринимались » ся' ч i »о времч Б.О.КормИ'Ом, Л.Я.Гкл-грг, Г.О.Винокуром. Как представляется, проблема риделеьил лкч-:а:шх моментов в конкретном речевом акте к, особенно, в т.онтек-> хукохеетзононого проаадогчнкл таит в себе угрозу сул-активис-го • 1Ков><ш!я. Torra валким чсивнтом отаг.овктср г;К1чл»н?.в "!э acero :cnmro »«сект тех ф-мюменов, so^or-sw могут псд

.етоач*} jicwo, отртпя при этом сооет-.-лсас-ййгс-рс.чуч рВЧ2Г:'/Ч 1гпл;.г]рс"'ь я порс^дрп;'!« чезад^ем.г.х Висаpr.ívry пи.с..-.п мч л л с 'м1 а з; о г -.г ч и ■? м к :¡ С со з пап;'".

Тгорчео.Кч'Д прочпео г сын».' г-з :.■,::'"/. t.ол,з "¿яд згл-

: - пролу.ггю'иое - ю:-:*.' - r.fv/м-п -

"ííí, кл;^:;'? из ЧОТ'ЗПХ z ceJ? '.i...-? ícnx прС'И.Г^-

: ЯЛ ш*.'■."•-'.>чя, рув.и'ачль, in--er.-£¡íhkm и саво>}н«'-гл '

.•:<>• г.ед »mipKaw, иост«си1»о B¡.;a".rvrKw; чсз:;е м-зтоди л фортг :>ес'и;го . /.с уг^тре,.осоГенаостй'«

M'.'íü, ;го on.vra, полное7'!'0.а орден./CiiMH, ::.=!к;.а-:ле;:ьос.тьК1 i:a ' оп-ajippo.iTOB. Zpyv/.м 'v".ví.v-'.г..-: спугл?

'л'-чллныи.! panfiKiüH я^ка здолч. ^ачаегуя) свепи^ж* рода ;t •;.ч литпра .';.'(Мо ;сэij-э¿tуfi■ i'i не поевмлот упст-

i'eib те пля ан»*> eT¡b!i¡o'nwnu.-.e пласги, грамматические ■•■лруктай, обороте, ксчорлп с^нцс-ству/Л' в >.ато!1 разговорном язн-Тсл'-г,': ■; л/'мыкзть v ;k;;;'ie<:.<o;¡ tiw»j г л ло^виллет. аак-

•.гг,. Ги.тоparyp;¡ :-;ти a затем к во

•■i "и ям.'К1.

'i.Vir?iM в f'.i'i одинBi.cMHiiiio na ранних па

: ¡г:;: ,и,<\-:г,:г;:, ¿.ри.ум'лпно.'о ч ^ояр^ук.му.чо. с. £оря за ие;-;ову

'.:? !!"nv:'');;¡'4k<:i чщ:v.г учаfi де.'ольнозти л", mi¡ í!о отjjjpra-im

í стягиммп/ч, ¡шг^'якио ноедуи^звоггмпх феноменов, чв-;'x!>: ut ничей тг:!»зч«!<гл«, ьс iw-^üho в йог«: ;орсгв» проявкяются ■Ч 'Л . ¡¡ai;r.n.iv-iiifcKK<i лй'Шоот«. '»ля-копнторетт в вначитель-

noîi biope. снимается проблема "своего" и "чужого" слова. Индивидуально употребленное'слово всегда "свое", авторское, rase если оно вг.оузно в уста персонажа. Возможное возражение о том, что нововведение в речи персонага является фактом его ЯД, представляется ма-лоуйедитолыщм и научно доказуемым, так как дискурс персонажа известен лишь через его моделирование автором, и именно ато является фактом, реально существующим и доступным для научного исследования.

Итак, мн предлагаем двуплановое изучение ЯЛ писателя, с одной стороны, исследование'речевых .феноменов, подводимых под категорию нового па всем пространстве текстов одного автора, с другой стороны, детальная характеристика тех видов речевой деятельности, которые однозначно определяются как собствзшш-аптерскк.е. Осмнслеиие данных фактов па базе уровневой модели позволяет создать реальны;! портрет творческой личности, отраженной в языке своих произведений, ■. •

шиовтф:* в рчерчнкншд контуров ЯЛ Ш'лястел такие ха-ракторвет&т его пбгл.торства. ЛроЛВ£>а "■Jîùrvrypiierc гечеюкальяого я&ика, пути-пл решения в • зависимости от. эстегеко-мта$пэичш;и«]: воээранаВ ксжрвтноЯ ЯЛ,.ее урешл языково'.; культуры, целой к задач. pc:;ac:."i>r on гик Е определением ирактмьиивч;- так к всем творчеством,- опрелелг'.-т тг.п. н^г-атсрсти.

Опитгглч»екоо пбсагорство прод полагает. обновления набор.-Языковы: ере;,:??, ушрйкасгнх, лгде^.пурир"; .традицией с определен ним стелем ;;уди:::о,стванцо11 речи. ' Системная.организация языка в глинам случае'не затрагивает«!, -рсформируются стили и нормы языковой употребления, Я/i вводит' новый языковой' материал вопреки -юс подствущим эстетическим представлениям. Еели:;:о в результате до ЯТельноети образуются новые ^орчы, саеутствук;гло, например, г, ело rapo национального" языка, иэмздягиме тем сцм;;м отиошзпия гьугр! слетемч язика, то речь уже будет вестись о новаторстве языковом.

Воздействие ЯЛ-па систем-/ языка упирается в' проелсму поии-л> ния. При несоответствии фоновых знаний ЯЛ тдерид н рецвшюига кг .ста коммуникация невозможна. Вхо-игонке' нового «ргтаюога £акта i систему .языка возможно лишь тогда, когда лхбой уника лышП образ i принципы его организации создаются .и воскриякмаютгп по гпнкм и : . ->:е принципам. При соблюдении'данного условия собственно яэвког.о

- f+ -

■аторство оказывается продуктивным.

Те или шше языковые феномены, используемые автором, а, осо-iiio, нехарактерные для определенного канра или рода литература, вставляют собой набор черт индивидуального характера ЯЛ, сип вставляют реакцию языкового сознания автора на окружагягай мир, 1Воллют выявить его позицию, мотиваиионные установки. Сюда мз:?но юсти введение диалектной, официальной, научпоН лексики в jcoh-;ст художественного произведения, иностранных зярмствосяппЯ, по-¡емнелениа значений, исходяаее иэ этимологии слоп, глорчас.'ссо )еосмасление морфологические конструктов, слопопролзЕслстдс, :;iyn ногапализанхо объектов to ситуяцпй, неологпака и скяаз™:*!-

•V4 .

Роль писателя в развития и "Тормяроианив национального яэи-л ¡елеляется в лингвистическом п/ане оеебеннестя>:и структур:! его :ковой личности па всех ее трёх уровнях, сформированных образо-тссм, воспитанием, язнком.'м округеинсн и cyOseKTiirmi.*"? 'Тяптора-■ '':яуктурно-яэшовой, лангпопшштлпш''. :: нраг:ит:!-;есп"" ;с-¡ь, црс.тя:е этшвядуаяьвнэ черты у каядоП лагкоге"- л;г-;:!:ст:!, у гивной творческсИ индивидуальности, обладайте*! спре.пзлеши"! ап-1 нт от см, пересекаясь с епет-'моЗ, норкоЯ и узуссм ягшеа osar,rvvif низ; воэдеЗетвяе и име*чг ъоу.спо'пъ г-'акрйкпхься.

Уч'лгнрая даштпе о природе ЯД всоОжо и писательской Я31 а ,-лс-•)ств, определив типы новаторского влияния личности на язтгч, мс:> расс:.'ттр;п-ать новаторские тенденции в тгсрчесгве' К.Х.Ое-лн в прозлзлизчровпиисго пдторяала.

Во_второй главе ("Собственно-авторская речевая деятельность Х.Селн") проводится анализ »идол речевой деятельности- Селы, ort-значно соотносимых с его ЯЛ. 'Это озаглавливайте, ■ поэтический зэлркт, лексикологические исслекояэния, авторские парептстпчсс-з внесения в тексты худсжестветшх и локуг/оятольамя произвело-Ч.

В озаглавливанич отчетливо просматривается авторская иктенни-альчость, глувоколежапшЯ уровень Ш1, с трудам иодвапгн'Дся яналк-л рангах целого текста. Ир.агмагизацил заглавий у Сели - лостига-

гтрскям набором приемов: пряччя иомпиацня участников, песта, Гзза действия, цел:! написания или прочтения рассказ!; использо-

гание необычных' имен, ситуаций, реклама; привлечение чисол, аббр виатур, редкий, окказиональных слов, цитат: стилизация и рнтмиз. ция заглавий. Данные привмц адресованы эстотическому и логичооко мышлению читателя, т.е. эти вицы ккашания пведетавляютея каибсл значимыми и. для ЯЯ писателя. Освобеннпетьп прагмчтияапии загл2.в у Седы является, значительный удельный вес конкретизирующего аспе та, отракамаего стремление автора к максшлалг-иому представлен объекта речи до акта коммуникации (проснекцил текста). Проспект роганкв текста является одним из ведущих мотивов ЯЯ Седы три 'озч лавдиганги. Многообразие првмачяемих приемов предает заглавиям п ' лкфункцио1/ал1нн0 характер и говорит с сложности тааауруснкх отн шаиий в ЯЛ писателя.

'Поэтический идиолект. ЯЛ отражает ее -откошеиео к тортч яэт в лирика. Поэтическое мировосприятие налагает особые требования в&рсхаит яэикового соз.чашся, поэтому в ноэсип чаю», чач 'г лрс как драме, • фиксируется новаторство. Кая-олг-шше поэтичсо.»-•зкслрвссявй ел oso в-условиях особы:-; традипий употребления лркоз: тает иоаив -свойства. Поэтический идйостйль Сели строится na г.' чвркнуто экспериментаторской основе,- новаторство автора затрат,;! ет хехсику■(нвологиэация), семантику (ассоциирование разооплано! . значение), синтаксис (подавление предикативного начала в преллт икп,• кшшзидувлнцше .откпонапия ъ употреблении приглагольнкх п;-> логов), пунктуашга. Характер ключевых слов обнаруживает гр«г.г-' коее вреприяти.а мира у писателя: atroz (исасгокий), dolor (бол».." miortíi .(смерть), amargo (горький) и т.п. Об' этом свидетольстг.: тремендистский и Оолвзненнб-срото'сзший характер лексики многих ричзских. произведений.

Сложный тезаурусные отношения между единицами хюггакги*? ного уровня ЙЛ Солы, отмечаемые в таком видо собсп;онао-г.ьтс;;. речевой деятельности как озаглавливало, наиболее четко ярое.;,-, каются з лирике. - Намотивироваиноеть, кавдчиаяся случайность в ас циировании образной семантики, говорит о' превалировал..!« миткальной пресуппозиции-у Солы, по крайноП мерс, в плозии. аия затрудняется вследствие.того, что т, дтлкчко от саглзлм, важнее кодтактоустанавливаидая эадячз. г> лийика пораосттео роль играет самовыражение. Ком-Вникания pny wac шляется п". УР" передачи смысла всего текста.

Наличиз гшрентегических внесения в текстах любого рола озна-ет крайнюю заиптересоранноеть писателя V оолергчияи и локаэит-, что автор чуждается и параллельном диалоге с адресатом по ходу алия. Значительное число пароятоя в текстах Сели голови1* о ха-ктерз его мпилшшя. Парентегические кпнетрукччи Сели закрепляет тексте нплиноПнум структуру человеческого мчл'лонпя. Вольт я ■еегдэ яншз !()/>) протяженность ппроптез по отнегсо'нкп I; протятеи-сти тдиета - одна из новаторских черт творчеетта писателя. Тчпо-ю значения вводннх конструкций Сели в долом соотноси!,"; с сС".:"-п-нятнш: уверенность / неуверенность я достокерпеетн сообщаемого, 'мгеоиядьная оиолка происхоа&тго, впражение отгуктурч отпопнп*! тду частями текст?, указание «д источник со^стлс'л. Одиско Села ш-шо схрсгжтся оцелтш пИчр'/ялг.чл, оч песода^т -чту роль г.дре-.ту текста, езм го виражает «гое ич-'чпп тлягп'лптяо, чсро-> дпг.ол-.толмпю счег.егя!)! и за^ечупия по з'сду .геРстачд. ирсмз того. -".герс:для Солч чсуЕ<?рпннесть л пгаенлыю" перед.:"п .;

газдотся при немота ксщ-авленкй и утоплений дчу-рл тп.'едлс'-'кч'.'. ;огда о1, ерм^ляемпч а т-чд<* г^речтоз.

'¡■лч^ольдсе число пчрччтеч мюл г, Счлч ч

1?ЗОчп годи, ко Э1вп9 >ропк:гт4::?, кегдз <;г" расска-ч отгго-тсп передаче:! сложного нолслоп с мкегочксл"чк!;'ч< гк'раплеи"' '"ч ссСо^ччдо-ГфлмсЛ речя. Зсич •^г'ч-'ч'-ч'л.". п-' оегл::"''1 ;: рас:-' :'-...о;; г чер'-чтзгч позпог:"; определят* т ■:

■топ!:? к сообщаемом;-'.

СсгбсЛ форме1! со"ст1л!!П';-арт ч'-кс': речезеП - 'ьнепп Г."-'гг.—ея ле';с;!!'олсп!ч^г!:,-е коел м'отгл'Ч"!,

'-критлчсскоо, прайм': кческое и, отчестл, рег-ам-гпо?;:---•нио к. язшеу. Пс?т»Е»я и оачня^я язковуя сястс"-'. Ода д~г-;-ч 1 болеэ понятней якдо»"?г/ чо'.'чг^ла ягт/вл, тем с:мг" сч стг"".чтгм:г чзм^лочип чегмч ч уз-м. г""-лкелогнческ-;'~ '1сследсг'чг:ч

у:г.' 1я;г липгвокоп.ч! гчдпчо нпгересн Я Я Сели (тепелд'ч'ч, Й1Г0''1Л С:' кюлргня, сзкеуадыше стпопсчил), члсссч1!чц!;руг"л!" даргчпч'р о ума, об'.гарнче горизонт!) зрудчччч. ,

Ногатсрский характер носит т'чдлечччл Селч к гч'реогиф'.кпп'л л тетизапин научного стиля, о" чо пластал псказат:-. себя строг,'.:' енчм, и это прыгает доступнчч и популярней трактор до-до его кс.'чтогра^ии: "ТаЗисму елегарю" и "Знцкклопзддч аротиз'-?.". Илг.ро-

тив, в путовых заметках, отчасти и в художественной прозе, нау-/ образный характер некоторых вставных конструкций смешает бытоог сательную, костумбристскуи литературу в сторону научного - этнс рафичоского, исторического, географического, филологического - s следовании. -.

В третьей главе ("Лексико-грамматические ресурсы новаторе; Сели") рассматривается отдельный аспект ЯЛ - особенное речеуп; ребление.

Новаторство вырастает на основе всего лексикона личности. ( на из важных предпосылок новаторства - это набор определенных ti дешшЯ в творчестве писателя, его стремление к самовыражению и i щаямл (коммуникации) с читателем. Подобные задачи и аспекты прг г-птязащзи художественного слова наиболее отчетливо' проявляют i торег.ке мотивы, например, при озаглавливали произведений. Но и •отдельных случаях выбора слова или формы, создания нового сл заметны особенности авторской картины мира.

Мсследогатели творчества Сели -'C.Cyápec Солис, В.Л.Самц 0. Пшэгалипсг.и, П.Илио, В.Р.М.Гарсия, Х.Г.Шульц, Д.Фостер, М.Д и др. - отмечают среди особенностей языка.и стиля Селы богато словаря, сочотанио снов различных языков, диалектов, жаргон стилистических пластов, разнообразную н причудливую окс-маех.-. дзидт'пкмцяк и-собственную идаотхизацию, параллели»«!, по; г а перечрг.тсгая, ритмическую градацию определений, необычные с;: нения :: ;лсг'оа другое; Совокупность этих черт обрисовывает кэг вую и стилисгичоскую деятельность К.Х.Солы.

Так,'повторы и перечисления в текстах Седы проявляют. ibuv анроьашш" характер его.знаний о мире. Перечисления оргашк последовательно возникаыдие звенья тематически ализхородстсс-i понятий. От этого художественная проза пробретает зрудирсва; характер. Солы 'вводит сведения дополнительные, факультатив; ■ слабо .связанные с общим контекстом произведения. Ивречвсл:

сформированы в,большинство групп по принципу понятийной иди t!

тической* близости, в результате, они, в известной стояени, ст.-•эптся слейкама тематических групп лексикона M писателя и . ого тезауруса.

Многочисленные повторения слов и обыгрывание понятий И

печаток новаторского вклада писателя в язык и стиль художествен-Я л»иературн. Однако повторы у Соли не образуют разветвленной руктуры ключевых или опорных слов, повторяемые слова вызывают у топа интерес не как обозначения значимых для его личности худо-с.твешшх образов или понятий, а, в первую очередь, как сами сло-: их фонетический облик, этимология и т.п. Мы обнаруживаем здесь торес ученого, филолога, переплетенный с интересом художника, речисления Селы, стоящие в русле техники ретардации, т.е. прив-ченип внимания через замедление повествования, разнообразно ор-шг.-оваия в синтаксическом плана: здесь присутствуют ритмяэлиия, в»рсяч, ри,1?,ора1»ность. НлрСОЛеа обагирпнмя п полными яяляктси начисления сведений из терминологии естественных наук, искусе?**, хн/ки, различных профессий, ботаники, зоологии, •¡дагпрам4. п>ог-¡Гяя, тспоиигкк, кулинарии, тавромахия п уоцлнзяглкпя. .

ЯЛ Сели представляет интерес в ля исследователе;! Оалингшзж , точнее, полялгвгэкзгп. Одним из важных показателен гкгчтм кгуге-)М и эрудиция ЯЛ является пачичне в ее составе ■•г.^"от:'" ••¡'•кс:;-, уровень владения ею, степень ее адаптации к гоятсясту» степень вхо:тпои«я и адоптация к словарному запасу родного языка. Сэля, отцу - галисиец, но ттври - вкглачэчхи. птнзт яо-клстчльспя, в псм гозрэст» он тэучад французский и каталонски;?. Эта Лгхтори о'.' кт.то пор;;;»яггп па то, что лексикон Сели, оказался ссогаи'г?)Г.;:'М ковкчеетвт иностранных слов. Крс-мл того, китарее к этачл-г аллм ' лют Селе возмочгяостг. использовать в хулсгогт^'шнх и кучентальпых текстах йокшоэ число ?®эт'ствсваяяЗ :: ячраяяопкй аз е:*с:гого, арабского, немецкого, идиша, Еенгепскзго, латинского л сзнегреческого. Слова из родных писателю галвсяРспого. и лнгллЗ-о г о ¡»зшкюлзетаточпо свободно входят л испански,'! контекст, чг сто з о'т-яснен'ля для читателя. Особо интересным прчдстазляотся тот исм»и, когда Села лает коптпминчпионпче» ::ыа ср!згг.а;':'-г.:" сл^п, эдаих в этих языках. Это уканпает. что при свободном ал.ггг'¡ли нк:м и, при близости фонетического ефэрмяендо одного, слева на зних языках происходят ияг»рфвреиаяя• яэнксвсг.о сэзтняя ЯЛ. поо-хозкт гояохетм акустических образов, обозначай»» одно пэпнпо разных языках, в одном фаПла тезауруса, что доказывает., первлч-зть понятия по сравнению с его вербальным выражением.

Сгр^млвипс к счр'Ажсчгл.ю мздербаггиэовштнх "аса".'" н структур"

... If, _

ЯД, понятий, ставших для нее актуальными, но еще на имеющих оби ринятого словесного рош;.-,¡допил, приводит писателя к необхелимг поиска адекватных яэкчоп'х сречстп. Рапд чтих средств авторе;, язык своих произведений означает уже воздействие не только на ¡ My и у.зус, но .и па саму систему тииспалмтго язн^а. Homqthbi ванны!!, контекстуально но обусловленный паи не отражающий опро лепного понятия неологизм отторгаете« не только языковой систе;. но и получателем информации.

Неологизмы Седы существуют, в основном, в виде индивилуалт экспрессивных образований, выполнявших свою номинативную.функш несущих определению емтеловуи и эмолиоиэльлую негрузку • топьк< пределах художественной реальности его текстов. В некоторых сл: ях в текстах статей Сели выражается желание, чтобы то или : предложенное им слово ведшо в систему языка, стало бы определе! нового попятил, напримор, "унамуно", для обозначения повой ук> ценной рясы священников, Эти попытки, там на менее,, успехом увенчались. Новообразованное слова отличает между совой степей; мотивированности или обусловленности контекстом'и внешними фа! рами, степень эмоциональности и приемы их образования. Они вир; ют переход понятий в картине мира ЯЛ из невербалдиэованной в б' актуальную, вербализованную часть. Эмоциональная окрашенность вого слова (а таких больинпстго у С!глы) свидетельствует о вые-авторской экспрессии в монэкт создания неологизма или окнази лиьма. Окема слообраоования у Сел» обусловлена лексическими и i Дологическими уровни,« системы испанского языка, автором испоч ются такие приемы,, носящие определенные архаические черты.

. В сфере употребления фразеологизмов новаторство Селы выр лось наиболее заметно в создании собственных фразеосочетанкмй, ла а своих фразеологических ыовообраэоралиях 'идет по пути еоэд сентенций, ооошаюшкх нитеИские суждения, явйяшихся закончен предложениями и -носящих наз-лдатолышй характер, иногда с инсск юлтт планом содержания. Некоторые фразеологизмы строятся по толстимая моделям с заменой лексических компонентов; кег таз que el Caco (быть хуже Какуса - мифического испанского раэбо ка), у Селы - ser rrás infeliz que el cubo (быть несчастнее öo« Помимо собственной идиоматизации писатель часто прибегает к не оматк .алии имвхшихсл фразоосочетаний, этимологизированию с вое

новлением утраченных смыслов, употреблению в ином контексте и кон-таминапии.

В области синтаксиса нами отмечается ряд черт, означающих творческий авторский подход.

1. Автор сознательно расширяет палитру временных отношений за счет вышедших из употребления времен индикатива Pretérito anterior и Futuro II и времен субхунтива Futuro I и Futuro II. Стремление к употреблению этих времен во многом относится к эстетической или эмоциональной сфера ЯЛ, т.к. порой они используются ненормативно, вопреки правилен.

2. Села,.сообразно ситуации, корректирует глагольное управление с подошью предлогов в сторону конкретизации направления протекания действия: ojos desorbitados hacia (вместо а)

3. 3 с 7.чта у. ей с а прозаических прсичседений наблюдаются смещение а сторону синтаксических конструкций, более характерных для-позйии: вирярснл прилагательного, параллелизм конструкций ta ypr»

/¡т,~ег:Ь:!1:х сетпягм, абзацев и да:ге законченных текстов.

4. Села расютрзл и ввел в яспэясккЛ язш< целый ряд связанных H'-iíHHUTKBnux комплексов: рог по + inf., entro + inf., para + int. Гапяыо обороты присутствуют а испанском языка, ;:о б иерархий к?п-;;ст.,ч ае:июс7с.1 С*ки пр-и5;мтйнт самодоадякшвз а::ачо:;:;о. 7-у,:.* :у урермлены интояаиионно я пуютугшиолло, предлс:!а:о~н!Ц,;:.':,1т;:в;;уо кечлд'чен представляет совой редукцию неких придоточянх прелло:-:;--п-л. Тем самым новоизелошшз комплексы полноправно могут быть ?а-чнзлени в один ряд с устояиазтся оборотами типа al + inf-.

Своеобразие логического мышления автора обуславливает летра-зииионяов членение предложение. " Акцентируя внимяшш читателя на ппй':твии, обхакте кп.ч его характеристика, Села строит несколько зе.ъиодрмых предлотзниЗ m база единого целого. Шряду с другими -a vMav»! - в частности, с анафорой удается достичь пр:гс7дл:-.?гсго ";:•'•'.лния к выделенное/ пространству текста.

В заклкноняи обобщены результаты исследования, сформударованы зскашша положения, у.арактпряэукцич облик ЯЛ писаталя-новатора.

Положения диссертации отряиенн в следующих публикациях: I. Попоч 0.3. Задачи, аспекты и приемы прягмлтиоаппл гл1::

у К.X.Сели, (в печати)

2. Попов О.В. Типология асесоциативио-еемантичеекик евяэе ранней лирике К.Х.Селн. Воронеж,1994. - Деп. в ИНИОН РАН.»

Ж

Заказ 127 от. 25.04,94 г. Тир. 100 акэ. <1>с>?'"лт 60 1 90 I/!1 Объем I п.л, С^сатнал лаборатория ВГУ.