автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Формирование парламентской системы Индии в 30-50-е гг. ХХ в.

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Кожина, Татьяна Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Формирование парламентской системы Индии в 30-50-е гг. ХХ в.'

Текст диссертации на тему "Формирование парламентской системы Индии в 30-50-е гг. ХХ в."

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Кожина Татьяна Николаевна

ФОРМИРОВАНИЕ ПАРЛАМЕНТСКОЙ СИСТЕМЫ ИНДИИ В

30-50 ГОДЫ XX ВЕКА

Специальность 07.00.03 - всеобщая история (новая и новейшая история)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель доктор исторических наук, профессор И.И. Шарифжанов

Казань - 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ__3

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ АНГЛИЙСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ _25

1.1. Предпосылки адаптации норм парламентаризма в Индии_26

1.2. Реформа Монтегю-Челмсфорда_49

1.3. Создание представительных органов по Конституции Британской Индии 1935 года_70

ГЛАВА II. СОЗДАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО КОНСТИТУЦИИ ИНДИИ 1949Г. И ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ_108

2.1. Внешние и внутренние условия принятия конституции Индии _. _109

2.2. Особенности политической системы в Индии после принятия конституции 1949 года_143

ЗАКЛЮЧЕНИЕ_171

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ_175

ВВЕДЕНИЕ

Либерально-демократическая модель государственного устройства, которая сложилась в течении ХУН-Х1Х вв. в странах Запада, в XX в. постепенно начинает адаптироваться рядом стран Востока. Попытки создания представительных систем предпринимались в государствах, где более привычными являются авторитарные формы разрешения власти.

Общественно-политическая актуальность данной темы состоит в изучении исторического опыта освоения и адаптации европейской формы парламентского правления в обществе с иными представлениями о власти. Изменяющийся мир Востока ищет новые пути взаимоотношений между государством и обществом. Известно, что форма правления, как правило, отражает уровень политической культуры данного общества, степень его открытости и привычные нормы политического урегулирования. Традиционно Индия была государством с отличным от европейского представлением о власти и политических процессах. Поэтому зарождение, институциональное оформление и функционирование парламентской системы имеет в Индии специфические особенности. Тем не менее, заимствованные "вестминстерские" институты власти там довольно успешно работают, хотя и дают непривычные для Запада формы правления.

Научная новизна диссертации состоит в последовательном и всестороннем исследовании проблемы формирования парламентской системы в Индии. Особенностью изучения становления либерально-демократических институтов в Индии является то, что эта тема довольно долго была в центре идеологических и политических споров марксистских и немарксистских исследователей. При этом опреде-

ленные вопросы остались не раскрытыми. Данная диссертация восполняет ряд аспектов проблемы становления парламентской системы в Индии, не затронутые в уже имеющихся исследованиях. Необходим пересмотр процесса трансформации политических институтов Индии в контексте межцивилизационного взаимовлияния в сфере государственного строительства. Научная актуальность исследования обусловлена тем, что история формирования и работы парламента Индии стала одним из примеров, и довольно удачных, инсти-туциирования диалога власти и общества. Пример этот оказывает большое влияние на развитие парламентской формы правления в различных государствах Азии, Африки, Латинской Америки. Хотя созданный в восточных странах парламентаризм не похож на западный, а политический плюрализм ограничен различными факторами, сам факт создания таких институтов представляет интерес для выявления общих тенденций, особенностей политической системы. Интересен сам механизм формирования представительных институтов, нюансы политических дискуссий по различным аспектам политической практики в Индии.

Культурно-цивилизационный фундамент, менталитет индийского общества, отношение к власти и политике исторически чужеродны парламентской модели управления, которая отражает скорее западное представление о взаимоотношениях между обществом и государством. Поэтому интересны условия, при которых процесс принятия и адаптации именно такой политической системы в Индии стал возможен и начал соответствовать традициям и нормам политического поведения индийцев.

Целью данной работы является раскрытие особенностей формирования в Индии в 30-50 гг. XX в. институтов парламентаризма, роли Великобритании и индийского национального движения в этом

процессе, специфики созданной в Индии политической системы в результате принятия Конституции 1949г.

Основными задачами исследования были следующие:

- выявить существенные предпосылки, которые повлияли на принятие и адаптацию европейской системы парламентаризма в Индии.

- определить роль элементов представительной системы, введенных англичанами в политическую систему Британской Индии по реформе Монтегю-Челмсфорда, проследить эволюцию политических институтов Индии под влиянием метрополий.

- рассмотреть процесс разработки Закона об управлении Индией 1935г. и определить его значение для дальнейшего развития политической системы Индии.

- исследовать политические процессы, внутренние и внешние, конца 30-х - 40-х гг. с точки зрения их влияния на создание парламентских институтов в Индии.

- выявить особенности политической системы независимой Индии, созданной по Конституции 1949г.

Представительная демократия, парламентаризм — термины, обозначающие, что в стране имеются такие политические институты, как всеобщие выборы, многопартийная система, конституционное разделение власти, при которой законодательной власти парламента отдается первенствующая роль. В отличие от иных форм государственного устройства при демократии признается власть большинства, политическое равноправие граждан, осуществляется выборность основных государственных органов.

Но наличие государственно-правовых, институтов парламентаризма не обязательно в реальности предполагает их соответствующее содержание, их подлинную роль в обществе, куда они были внедре-

ны, по сравнению с тем обществом, где они возникли. Если сравнивать институциональную организацию парламентской системы Индии и Англии, то существенной разницы не обнаруживается. Парламент является законодательным органом, который контролирует исполнительную власть. Следовательно, отличие состоит в понимании и восприятии этих институтов на Западе и Востоке, то есть в содержании этих форм власти.

При исследовании становления парламентаризма в Индии необходимо применение системного подхода, то есть рассмотрение его как целостной системы. Но в то же время, выявление и рассмотрение особенностей представительной системы Индии требуют использования метода сравнительного анализа тех или иных элементов политической системы Индии и Великобритании. В своей работе мы придерживаемся предметно-хронологического принципа изложения материала.

В Индии представительная демократия является продолжением традиции, выраженной через институты западного образца. Некоторые исходные данные политической культуры индийского общества позволяли адаптировать западные политические нормы, что дало возможность успешно синтезировать два типа видения власти. Режим функционирования демократии определяется балансом интересов основных общественно-политических сил и рационалистическим выражением политической культуры и общественного сознания.

Влияние колониализма на процесс создания институтов власти очень велико. Ведь именно метрополией делались первые шаги по созданию представительных органов в Индии. Кроме того, особенности цивилизационного фундамента этой страны наложили отпечаток на практику политического процесса.

На наш взгляд, основной проблемой установления норм парламентаризма в Индии являлось разное видение будущих институтов основными политическими силами, которые участвовали в построении индийской государственности. Таким образом, проблема сводится к вопросу создания федеративной структуры государства, то есть конституционному оформлению отношений центра и других субъектов федерации. Изначально, все три основные силы — метрополия, Индийский национальный Конгресс и Мусульманская Лига придерживались разных позиций по этому вопросу. Власти метрополии считали, что население Индии не представляло собой единой нации с общими интересами, то есть Индия — это огромный конгломерат различных национальностей, каст, религий. Вместе их скрепляло только британское господство. Соответственно, именно Британия должна была взять на себя миссию сооружения структур государственности в этой стране, при этом учесть весь имеющийся комплекс условий и защитить права всех социальных групп в этой стране. Институт представительной власти в таком обществе казался наиболее приемлемым.

Другая политическая сила — Индийский национальный Конгресс — напротив, основывался на идее единства индийского народа. Соответственно, идеи централизованного управления были достаточно популярны среди лидеров ИНК, особенно после изменения структуры самой партии в 1934г.у. Парламентаризм рассматривался как форма политического влияния Индийского национального Кон-грессаа, претендовавшего на представление интересов всех индийцев.

Третья сила — Мусульманская лига — в количественном плане значительно уступала Индийскому национальному Конгрессуу, но по политическому влиянию и методам борьбы была более действенной. Не удивительно, что именно Мусульманская Лига добилась осущест-

вления раздела Британской Индии по конфессиональному признаку и существенно повлияла на создание представительных органов и государственного устройства. Идеологи Лиги пропагандировали наличие в Индии двух наций — индусской и мусульманской, — радикально отличающихся по образу жизни, идеалам, видению власти. Основываясь на традиционализме, лидеры Лиги проводили идею создания Пакистана, так как такая форма государственного правления как парламентаризм не могла обеспечить мусульманам достойного представительства в стране, где большинство составляли индусы.

Наиболее уязвимой в этой ситуации оказалась точка зрения Индийского национального Конгрессаа. Исходя из начальной предпосылки единства индийского народа, лидеры Индийского национального Конгрессаа мало уделяли внимания требованиям других общин вплоть до резких выступлений Лиги и других коммуналист-ских организаций. Созданию действительного союза различных общин объективно препятствовало и большинство индусов в Конгрессе, и использование традиционных индуистских символов в политической мобилизации масс. Английское правительство постоянно пользовалось уязвимостью позиции ИНК, указывая на политические просчеты, проводя политику защиты меньшинств в Индии. Эта политика объективно способствовала развитию идеи создания Пакистана.

Периодизация последнего периода борьбы Индии за независимость в литературе по этой проблеме обычно увязывается с реализацией этапов установления институтов государственной власти, институциональным их оформлением. В данной работе мы придерживаемся этой традиционной периодизации: создание органов управления по Акту 1919г., разработка Конституции Британской Индии

1935г., работа по формированию собственной Конституции Индии 1949г.

Эта периодизация наиболее точно, на наш взгляд, отражает этапы политической борьбы за создание институтов самоуправления, их преемственность.

Хронологические рамки данного диссертационного исследования обусловлены подготовкой и конституционным оформлением норм собственно индийской парламентской системы, формированием позиций и методов парламентской борьбы политическими партиями, вступившими на политическую арену. На наш взгляд, работа правительственной комиссии Д.Саймона и разработка, на основе ее доклада, рекомендаций по формированию Конституции Британской Индии 1935г. а, является наиболее важной вехой в становлении парламентаризма в Индии. Процесс этот нашел свое логическое завершение созданием Конституции Индии и вступлением ее в силу в 1950 году.

Источники по данной теме исследования можно условно разбить на три группы.

В первую группу источников мы отнесли материалы и документы, непосредственно касающиеся становления парламентских институтов в Индии. Эти документы и материалы отражают ход процесса, его основные этапы, противоречивость, трудности и препятствия, а также преемственность этой политической системы. Прежде всего — это акты об управлении Индией 1919 и 1935 годов, Конституция Индии 1950г. Сюда же можно отнести и Декларацию о независимости Индии, первые законы и постановления независимого индийского государства. В эту же группу мы включили постановления премьер-министров Великобритании, вице-королей Индии, в которых отражаются этапы формирования политической власти в Индии

— Р.Макдональда, К. Этт ли, Л.Эмери, лорда Линлитгоу, лорда Ма-унтбеттена.1 Большое значение имеют материалы конференций, на которых обсуждались важнейшие вопросы федеративного устройства Индии, основы избирательной системы представительных институтов, партийно-политической системы Индии — конференции Круглого стола в Лондоне 1930-1931 годов2. Большой интерес представляют также отчеты и доклады различных комиссий британского кабинета по вопросам конституционного развития Индии — комиссии Саймона, миссий Криппса и Петик-Лоуренса3.

Ко второй группе источников мы отнесли различные документы, касающиеся непосредственно самих участников реформ по выработке конституционных форм государственного устройства. Это политические заявления лидеров индийского освободительного движения, лидеров основных политических партий Индии — Индийского национального Индийского национального Конгресса, Мусульманской Лиги, а также речи видных деятелей британского парламента.

1 Great Britain. Cabinet Mission to India. Papers Relating to the Cabinet Mission to India. 1946. Statement by the Cabinet Mission to India and His Excellency the Viceroy (Speech Mr. Attley). London, 1946; India and the War. Statement Issued by the Governor-General of India on 17th Oct. 1939. London, 1939; Statement Made the Governor-General to the Indian Legislature on 20th November 1940. London, 1940; Statement of the Policy of His Majesty's Government, Made by the Secretary of State for India on June 14th, 1945. London, 1945 и другие.

2 Round Table Conference. Second Session. September 7 - to Desember 1, 1931. Proceedings... London, 1931; Round Table Conference. Third Session. November 17 - to December 24, 1932. Proceedings... London, 1933; Round Table Conference. 1930-1931. Proceedings of Sub. Committees. London, 1931.

3 Report of the Indian Statutory Commission (Simon Report), vol. 1-2. London, 1930; Joint Committee on Indian Constitutional Reform, Report. London, 1934; Correspondence and Documents Connected With the Conference Between the Cabinet Mission and His Excellency the Viceroy and Representatives of the Congress and the Muslim League. May, 1946. London, 1946.

Сюда же включены резолюции партийных конференций о политических изменениях, происходивших в стране1.

Третья группа включает документы, отражающие политические, этические, религиозные взгляды участников и творцов индийской демократии — мемуары, автобиографии, собрания сочинений и речей, переписка. Сюда же мы отнесли и оценки этических систем, политических программ, форм социального устройства, уровня жизни индийцев различными деятелями культуры, влиятельными политическими деятелями.2

Поскольку автору диссертации не были доступны архивные материалы в Индии, в исследовании использовались опубликованные документы, имеющиеся в фондах библиотек России.

Научная литература по данному' вопросу имеет свои особенности. Исследованием политических процессов в Индии занимались историки, политологи, социологи, как в нашей стране, так и на Западе. В отечественной историографии исследователи уделяли внимание различным аспектам проблемы парламентаризма. Как правило, это - становление партийно-политической системы Индии, федеративное устройство, проблемы социального развития, философско-

" 3

мировоззренческие доктрины различных политических деятелей.

1 Indian National Congress. Resolutions on States Reorganisation. 1920-1956. New Delhi, 1956; The All India Muslim Conference 1928-1935. A Documentary Record. Karachi, 1972.

2 Абул Калам Азад. Индия добивается свободы. Автобиографический очерк. Пер. с англ. М.Б.Граковой-Спиридоновой. Москва, 1961; Роллан Р. Махатма Ганди. M.-JL, 1924; Bose S.C. The Indian Struggle. 1920-1942. Calcutta, 1964; Irwin. Indian Problem. Speeches. London, 1932; Montagu E.S. An Indian Diary. London, 1930; Sapru T.B. Welding the Nation. Academic Addresses and Selected Writings. Bombay, 1974 и другие.

3 Буржуазные партии и политическая борьба в странах Востока. Сб.ст. Москва, 1987; Гордон-Полонская JI.P. Религия в политической истории Индии // Индия: религия и политика в общественном сознании. Москва, 1991; Дьяков A.M. Национальный вопрос и английский империализм в Индии. М., 1948; Егорова М.Н. Образование партии свараджистов // Индия: проблемы истории национально-освободительного

движения и современного политического развития. Сб.ст. Отв.ред. Э.Н.Комаров. М., »

Наиболее общее исследование институтов создания институтов парламентской системы в Индии было сделано в работе А.Г.Володина "Индия: становление институтов буржуазной демократии"1. Автор делает анализ этапов зарождения, институционального о