автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему:
Формирование политической культуры личности в условиях обновления социализма

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Губерский, Станислав Антонович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.02
Автореферат по философии на тему 'Формирование политической культуры личности в условиях обновления социализма'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Формирование политической культуры личности в условиях обновления социализма"

Киевский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции государственный университет им. Т. Г. Шевченко

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛИЗМА

Специальность 09.00.02 — теория научного социализма

и коммунизма.

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

На правах рукописи УДК I МИ

ГУБЕР С КИЙ Станислав Антонович

Киев — 1990

Диссертационная работа выполнена ва кафедре те.ррш социализма Института повышения квалификации яреподавагелей общественных наук яри Киевской ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции государственном университете имена Т.Г.Шевченко.

Научный руководитель - доктор юридических наук.

профессор БАБКИН В.Д,

Официальные оппоненты: доктор философских наук,

профессор МШЯЬЧШО Н.Й., кандидат философских наук, доцент СЪТГЙЕНКО Г1.А.

Ведущая организация - кафедра теории социализма Высшей

школы МВД ССОР г.Киев.

Защита состоится "/Г" 1090 года в /^""чаоов

на заседании специализированного совета К 068,18,13 при Киевском ордера Ленина И ордена Октябрьской Революции государственном университета имена Т.Г.Шевченко по адресу: 25201?, г.Киев, ГСП-17, ул.Владшарская, 60, ауд

О диссертацией можно ознакомиться в научной библиотека Киевского гооунивзрситага.

Автореферат разослан рода.

Ученый секретарь ''' ^ X'

одациализлровалного совета ' у ША#0В В,А.

ОШЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблей». нормирование политической культуры личности - одна лз центральных задач обновления общества. Только политически зрелая личность ;.:о;.сят бить активный поборником социалистических идеалов, творцо.и ношх общественных отношений, основанных на реальное гуманизма ¡1 социальной справадливости, .Особую .актуальность данная задача приобретает сигоднл, в период революционной перестройки, качественного обновления всой социалистической шзнедеятелыюсти. Пороломноа вромя нуждается в лиши, обладающих високол долитлчвской образованностью, гражданской ответственностью, активностью. £руги;.ш слонами, речь идет о политически культурно!! личности, способной самостоятельно разобраться в хит-росплвтениях общечеловеческих и классовых проблем и противоречий, отличить истину от лки, занять верную гражданскую позицию, провести ее в реально!'! практика.

Процессы, осуществляющиеся ныне в общества, носят далеко не оциозначнии характер. Социальная активность зачастую граничит с экстремизмом, плюрализм мпшления и слова - с социальной демагогией и огульнш охаиванием всаго социалистического, советского. Наряду с социалистической политической культурой, бистро формируются соответствующие "блоки" субкультурц, антисоциалистической, либеральной, социал-демократической а даже реакционно-клерикальной, монархистской, консервативной, профашист-скол и других политических культур, Появились и, по-видимому,

I

будут развиваться разнородные общоствешШо дшизшш. Нестандарт-ноотью характеризуется цалцй ряд обществэнних починов'и инициатив. Как выработать авов отношение ко всему, .что происходит в общество? Из каких оснований исходить, дэедя и отстаивая ту йля

иную оценку? Какие внутренние качества необходимо воспитать в себе, чтобы не отстать от жизни, находиться в ев гуща, быть ак-~ гивной, самостоятельной,' творческой личностью? Ответ на эти вопроси концентрируется в понятии "политическая культура", виработ— •са которой у каждого советского человека предстает одной из основных задач подготовки гражданина в самом широком я возвышенном значении.

Актуальность разработки теоретических проблем формирования политической культуры личности социалистического общества тесно связана с широкой, комплексной постановкой задач по развитию социалистической демократии. ПересгроШса политической системы предъявляет к человеку повышенные требования. Однако иметь собственное мнение, уметь его высказать и отстоять молют сегодня далеко не кадцый член нашего общества. Тем более, если речь идет о политических проблемах., ¿доха сталинизма' и общественного застоя, отчуждая личность от политики и власти, выработала у людей привычку к скрытности, сдержанности, робости и замкнутости. Лемокра тизм нуждается в личности иного склада - активной, открытой, дей стванно боеватои. Одновременно р;.шышй демократизм требует компетентности и культуры. Он не совместим с социальной демагогией и кликушеством. Субъектом демократических преобразований ыохсег быть лишь личность, обладающая высокой политической культурой. В противном случав человек монет быть оттеснен на периферию политической жизни страны, или же оказаться вовлеченным в ангина-" родные, антисоциалистические действия.

Задачи воспитания политически зрелого, культурно развятог субъекта демократических преобразовании в свою очередь обусловливают необходимость теоретической проработки данной проблемам ки, изучения ее на новом уровне теоретического дознания и общее

венной практики,

Ilfj мена о актуальна разработка дашюii пробламн и в снлпл с аз.монениа;.! идеологической обстановки на ¡.!индуunpo.'uioü ариии, Ут-иор:.;ц£!Шв- полого политического (.¡.'млояил, приората гол чолопечиос-г л а гумашшп, торшг.остл к ¡шакоиюлиз в об ласта шлит.пи и адеологаа трабуют наличия политической кульгурп нового шчостйя, основанной на общечеловеческих цеииостях. ¿оргырошлшо такой политической кул*тури т^адуиг ovyouteix. усал.Ш. i'aayueovon, и их ос-нови снова-гакл дол-.цш ло.'.утв упрй;.;дшо:цлэ тоорятпчоска« лсслодо-влнхл.

Стогшнь разработанности проб лег,и. вопросам лроппшиг политической культури социалистической личности посп,пиана довольно обдирная исследовательская литература. Причем ноток пуйл.ислдяИ из года в гоц возрастает, расширяется, затрагивает все иоиии к новло грани етои слоиюй л .vHororpaiinoii пробломи. достаточно боль-Doil объем печатной продышит посвящен матодологпческ.в.1 ii* общэгоо-ротичвсюш пробломам политической культуры. Здесь лрослегавается

содержание понятия "политическая культура", структура данного фаг

нсмона, его место в системе человеческой культури как таковой .

* Бабосои U.U. Политическая культура а ее роль в .¿opaupommm личности. .Минск, 1982; Бурлацкий J>-.!,;. Иовов мшилениа: Диалоги а оу,\;даш!Я о тахнологической революции а наших реформах/¿1989; Кршлсв Л „А,, Рабкало U.A. Политическая культура личности, К., TS35; Иптваов В,Л. Политическая культура: ошт ¿ориирования л проблемы, Ы., 1^50; Кепзоров И,ы. Политическая л правовая культура: /Metoдо логически-) проблем/. .<!*,/X98Ö; Каримов Д.Л» Фило-оофскяа основания полигако-правопих исследований. М.» 1936; Политическая культура социализма, круиза, 1934; Попов С.И, Поли-тчтеа, зконо^ина, г..ораль: Социально-пиаззстазишт аспекты перестройка. М., ID39; Сбытоз В.Ф, ¿ориировште политической куль-гурн личности. Uf, 1987; Чври рмнчаюю Д»П» Культура активного политического действия» М., 1986,

Большое количество публикаций посвящено изучению вопросов формирования политической культуры различных категорий молодежи и трудящихся: учащейся молодеки /школьников/ и студентов, рабочей молодежи, творческих работников, других категорий трудящихся^. Важные аспекты этой проблемы рассматриваются в связи с анализом мировоззренческого, классового воспитания личности, в контексте изучения эффективности идеологической работы, политической у^ебы, лекционной пропаганда2; "соггголсгя'ггекнх" иагердрегадий поли?к-ческой жизни и-положения личности в политическом системе социа-

* Блинов Н;1Д,, Оьсегов И.П., Шераги a.J. Политическая культура и молодежь. М,, 1982; Болтаев 1Л.11. Политическое воспитание молода ми в условиях развитого социализма. Ташкент, 1983; лраговец В„Н. Политическая культура: опыт, проблемы формирования: Из практики работы комсомольской организации Белоруссии., ¡.¡инск, 1987; Комаров И.Г. Политическая культура молодежи: Проблемы формирования и развития, Ы., 1936; Комсомол и.формирование политической культуры молодеет, LI., 1938; Никифоров 10,Н,, Бенина Л.И. Опит иосладования политической культуры сельского труженика, Уфа, 1985; Политическая культура молодежи: состояние, проблемы формирования. М,, 1987,

2 Андрузов S.A., Благове Л,А., !.1узсдаа Т,В, КПСС о довишении политической культуры масс, 1Л,, ¡985; Бойтасик Л. Псшсология политической пропаганда, Mt, 1931; Идеология и социальная практика масс. .К,, 1933; Капто A.C. Идейная.закалка личности. К., I983;.Kopdy B.ivl. Формяройаниа политической культуры трудящихся /На материалах MGGPA Клшщев, 1988; Роль сидтемы комсомольского до'лвдического просвещения в формировании политической . культуры шлодавд, -М.; Шшадаадой Г, Обновление идеологии и идеология об1}овдещщ // Коадщ^ет, 1990, J4 4i Дковлав А.И Эффективность идеологической работы» М., 1984,

лизма, социально-политической активности трудящихся*. Вопросы

формирования политической культуры обсуждались на ряда научных и

о

научно-практических конференций' , а такмэ в диссертационных исследованиях разных лета.

* Ышвениерадзе У .Б. Современное буржуазное политическое сознание. Философский-аспект. »1., 1981; Прозоров БД. Идеологическая диверсия против советской молодежи: Расчеты и просчеты буржуазных советологов. 1-1., 1986; Пугачев В.П. Демократизм политической системы социализма: Идеология, полигика, критика буржуазной дано кр ним. 1.1., 1983; Савельев В..1., Зарукшш «1.Х. Несостоятельность буржуазных концепций политической культуры социализма. К., 1986; Федосеев А. Современная американская буржуазная политология: истоки, традиции, новации. I., 1989.

о

Политическое сознанчо грудящихся в условиях перестройки: поиск, опыт, пути чорццрования: По материалам науч.-практ. конф. Черновцы, 1988; Политическое сознание трудящихся и перестройка: Тез. докл. к респ. науч.-практ. конф. /25-26 мая/. Казань, 1989; Проблемы повышения эффективности коммунистического воспитания студенческой молодежи. Тезисы докладов и выступлений на республиканской научно-практической конференций* К., 1985; Проблаш уормилования исторического сознания студентов педагогических вузов и учащихся школ. Всесоюзн. науч.-практ. конф. Тезисы докладов и сообщений, февраль 1990 г. М., 1990. .

® Бушуев В.Б. Нормирование политической культуры совегской молодели в условиях перестройка: Д1а материалах допризыв, и арм. молодели/. Авторе;]?* дис. ... канд. филос. наук» К., 1989; Гончарова И.Б. Политическая культура и производственная демократия в условиях революционного обновления социализма: Авто'реф. дис. ... канд. филос. наук. I;!., 1989; Рыбаков О.Ю. Формирование политической культуры советского студенчества в условиях перестройки: Авгореф. дис. ... канд. филос. наук. Саратов, 1988; Чередниченко А.И. Политическая культура социалистического общества: /Теоретический анализ/. Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Ы., 1987.

. Л все ;.;о, несмотря на значительное количество публикаций, исследование проблемы 'формпровашт. политической культуры социалистической личности не г,о>.;ог считаться завершенным. Все с по дисг.ус-• о;.лшим яь'шотся исходное -понятие "политическая культура". Обилие подходов ¡1 точек зрения затрудняют выработку четких представлении о ое структуре л основных функциях, что, п свою очередь, сказывается на обоонокшаи иуто;1 и средств ;.орнирования' политической культуры, гне¿фенил научных рокомендац:ш" в практику идеологичес-. кол, политико-воспитательной работы. Посяоднео сцсрмлвастся так-;.:а п -тем,' что ео многих публ;и;:щ;ик, изкашшх в период-70-х -нпчзча ЗС-х годов, содержатся не огвечашма реальному положению дел характеристики., оценки, выеош л прогнозы относительно уровня развит.ш политической культуры молодо;,и трудлц'.кся. л им во многом обусловлены как.скедтичесг.ое отношение практических работников к теоретически.',', рекомендациям, так и неэффективность последних при их внедрении в практику.,

Опыт первых лот обновлена убедительно доказывает, что углубляющаяся перестройка нуждается в резком приросте своего теоретического, интеллектуального потенциала. 1ашюе положение, на над взгляд, в полной море относится и к доследовал;«.".! проблемы •Т>орш-роваяия политической, культуры социалистической личности. Учитывая исключитвльнув актуальность и недостаточно всестороннюю освещенность данной тема, автор избрал ее в качестве предмета специального теоретического анализа.

Цели и задачи исследования. Главная цель диссертационного исследования состоит в изучении сущности, механизма и основных . направлений процесса формирования политической культуры социалис-' тической личности в условиях перестройки. Реализация основной цели осуществляется через решение следующих: взаимосвязанных .друг с

другом задач:

- уточнение содер:.'лн:ш понятия "политическая культура личности" в свате современных научных дискуссий;

- исследование структуры н Оункцлй политической культуры личности в соцлаллстичоско..! о5гсотво;'оп:,оцелон:1о ни ото.1 основе глчвних направленл/ процесса ое ¡юрмлровиния л разните;

- изучение специфики утвирздонхч на личностном уровне идаЛ— но-теоротнчоско.] основы поллтлчискол культуры;

выявлении противоречил и обоснование путей их разрешения в ходе ¿ормпровшмя полдглчисклх убеждений ллчностя;

- анализ основных особенностей процесса "перевода" убояде-нил в ирактичвекли дела, угвер./.дания азспшиоЛ гражданской позиции в условиях перестройка.

„I е го до лог ич о с кую осно ву диссертационного исследования составляет циалектпко-ыагериаллстлческий подход к изучению социокультурных явлений й процессов, в частности, фундаментальное положение о социально;! сущности и деятельной природе человека, культуре как с^ора самореаллзацли личности, политике как области реализации интересов и потребностей различных социальных групп в контексте общечеловеческих и классових приоритетов.

При анализе изучаоиой проблийц диссертант опирался и исходил из методологических установок, содерздщихся в работах классиков марксизма-ленинизма, документах ХХУП оъезда ШСО и КПУ, XIX Всесоюзно)! партийной конференции, материалах, пленумов ЦК КПСС и ЦК КПУ, постановлений партии а правительства, относящихся к изучаемой проблемет /' .

Научная'новизна после доващу| состоит в обосновании следующих положении, выносимых на защиту: —

- "политическая культура" - есть качественно своеобразное

явление, предетавлящее собой органическое единство "политики" и "культуры", специфика которого определяется способностью личности реаддзовывать политические дели в различных сферах материальной и духовной деятельности по законам и требованиям человеческой культуры;

- материальную основу политической культуры социалистического общества составляет единство политической деятельности и политического опита личности, класса, обпества, заоплоцровакнегс в законах, обычаях и политическом сознании, в исторически сложившихся социальных институтах. Политическая ку;*.>тура личности отражает уровень знаний и представлении о политической организации общества, политических отношениях и власти, и проявляется в способности адекватно оценивать явления общественной Яизни, умении запять отвечающую этой оценке политическую позицию, реализовать ев и целенаправленной политической деятельности;

- выражая единство реальной политической деятельности людей и результатов этой деятельности, политическая культура личности характеризует человека, с оцнегй стороны, как носителя и творца определенных политических знаний, идей, опита, теорий и учений, с другой - как сознательного, активного участника поли-тичаской хишни общества;

' -.к основным направлениям формирования политической культуры личности относятся: а/ творческое изучение марксистско-ленинской теории, представляющей собой идейную основу и теоретическую платформу политической культуры^ б/ формирование политических убоадений; в/ утверждение активной гражданской позиции;

- особенности формирования политической культуры личнооти в условиях пе'растройкд обусловлены спецификой экономических, политических и духовных преобразований, осуществляемых в общества.

Своеобразие утверждения политической культуры на личностном уровне определяется характером перехода ог командно-административных механизмов к демократическим, от закрытости к гласности, от разрыва между словом л целой к их графическому единству, ог идеологических миров, политических иллюзий к реализму во всех сборах /

общественной и личной жизнедеятельности советских людей, от "одномерности" к плюрализму кисли и действия.

Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в возмо:кности использования полученных результатов и выводов, сраженных в практических рекомендациях, направленных на оптимизацию процессов политического воспитания личности, развитие общей и политической культуры. '

Результаты исследования могут быть использованы:

- в преподавательской работе в вузе при изложении ряда тем теории научного социализма;

- при подготовке специального курса для студентов гуманитарных факультетов университетов и практических работников идеологической сферы на тему: "Политическая культура'социалистической личности: проблемы формирования"}

- при разработке перспективных комплексных программ и планов политического и общекультурного воспитания различных категорий и групп шлодеш и трудящихся: учащейся молодежи, студентов, рабочей молодели и т.п.;

- в лекциошю-пропагандистской и идеологической работе.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались -

автором в докладах и сообщениях на ряде Всесоюзных и республиканских конференций /"Проблемы формирования политической культуры молодежи", сентябрь-октябрь 1980 го .да, г.Керчь;' "Кцинство мировоззренческой и методологической функций марксистско-ленинской

it '

- 1С -

I

филосории", октябрь 1980 row, г.Глсв; "Обществе нше науки :i проблсми коммунист им о схого воспитания мою дека", сентябрь 1931 г., г.Киев; "Актуальные проблемы марколстско-лен:щской направленности учебного процесса в шсиоЛ жолс", октябрь 1932 года, г.Киев;" "Проблемы повылония адюкглвноси коюдушютлчеасого воспитания студвнчесно;; ..олоцоци", сентябрь IGJb года,'г.Киев/, использовалась диссертанте:.: в процесса преподавания курса методики преподавания обпоствашшх наук в >Ш'| рри "ы7, а таю/д ирл чтйймй лекций идеологическому 'активу Баягадского paiiona Ипколаовской области, в Университете карксазма-лонлнлма при Киевском горкоме партии я нашла отражение в статье, мзгодлческ.к рекомендациях, тезисах.

Но материалам исследования автором опубликовано 7 работ.

Структура работы. Диссертация состоит из введр :ия, двух глав, включаю;ч.1х b параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЙ COILji'^AiLbJ РАШШ

Во введении обоснована акт. льность избранной -теш, показывается степень разработанности проблемы л необходимость ее дальнейшего исследования, определены цель и задачи диссертационной ' работы, ее научная новизна и практическая значимость.

В первой главе диссертации - "методологические а теоретические проблемы исследования политической культуры общества и личности" - рассматриваются основные подхода к анализу политической культуры в зарубежной и отечественной литературе. Выделяются сущностные характеристика данного феномена, исследуется его структура. Здесь жа анализируются такие компоненты политической1 культуры, как "политическое сознание", "политический опыт", "политические чувства и убеждения", "политическая деятельность";

Рассматривая разнообразные точки зрения на феномен политической культуры /А.II.Арнольдов, А.II .Чередниченко, А.А.Ерытев, В.А.Е'обкало, Ю.П,Ожегов, ¿.Ы.Бабосов, Л.Н.Коган и щ>./, автор приходит к выводу, что при всем многообразии подходов прослеживается шсль о природе политической культуры как органическом единстве двух социальных феноменов - "политики" и "культуры": полити- ■ ческая культура предстает как синтез политики и культуры, объединение их сущностных качеств, но на сводящееся к ним.

;гз ленинского понимания политики следует, по мнению автора, по крайней мере три существенных вывода относительно статуса политической культуры: буиучи политическим явлением, политическая культура, во-первых, реализуется /существует/ в тех областях жизнедеятельности людей, где затрагиваются интересы классов, наций, других социальных групп, личности и гос. царства, независимо от того, идет ли речь о труде, бите, семейных отношениях или межгосударственном общении; во-вторых, квинтэссенцией политической культуры является вопрос о государственной власти; в-третьих, структура политической культуры определяется структурой политического бытия как общественного явления.

ТаКие выводы, на первый взгляд, ведут к отождествлении "политики". и "политической культуры". Однако о их тождестве не шкет быть и речи. "Политическая культура" несет в себе "качества" не только политики, но и культуры. Очевидно, не всякая политика монет быть названа культурной. Понимание этого положения предполагает анализ феномена "политическая культура" через призму "культуры".

В современной обществоведческой литературе "культура" рассматривается как специфический способ развития человеческой жизнедеятельности, представленный в.продуктах материального и ду-

ховного груда, как синтетическая характеристика развития человв-кп, вырпглдащ меру овладения ¡и сю.шд отношениями к самому себе, обппсгпу и природе. Культура характеризуется как степень творчества, раскрытая способностей л длрованлй человека. Она ародстаог как способ п средство развит:ш его сущностных сил. ¡Mg-;рг; культуры в продаете, идее, вещи или отношении определяется ые-¡рой '"участия" данного предмета /идеи, пещи, отношения/"в ^ормиро-'Вчпии и развитии чиловочпекнх сущностных сил, возвышении человека ■как личности, обеспечении '.¿ори кизнёдолтолыюсти, способствующих ,реализации его /человека/ гуманистической природы.

Категория "культуры" фиксирует определенный качественный срез предмета. Критерий среза - мера ого /предмета/ человекотнор-ческого участия, .которое включает в себя, во-первых, значимость предмета в развитии сущностных сил человекп, во-вте;чх, меру овладения его /предмета/ содержанием реальным человеческим индивидом, в-третьих, степень вхоздония предмета /конкретной реализации/ в повседневную человеческую практику.

Соизмерение политических явлений, процессов, идей и отнопе-huíI о общими критериями культур:."позволяет выявить качество того феномена, который обозначается термином "политическая культура". . Последняя рассматривается в контексте общих требований культуры, направленных на возвышение человека и общества и реализуемых черва непосредственную практику масс, овладевших ее со дерганием и нормами. Другими словами, политическая культура - это способносп личности реализовывать политические идеи, цели, нормы, установки в соответствии с нормами и предписаниями культуры.

Социалистическая политическая культура - это основанная на глубокой идейной убежденности социально-политическая деятельност человека, направленная на воплощение в жизнь коренных интересов

соватского народа, ло - сознательная поддермкц политики обновления общества, напосридстиенлоо участие л работа по рз;:шн:ш данной задачи, умение руководствоваться в лврпум очередь обм.оотввн-HLii.ni интереса;.!.'!.

опродадяищили чертим и п&.чптнчаскои культури социалистической личности ял/шитсн:

- преданность идеалам и данностям гуманного, демократического соцллллзма, готовность отстаивать и укреплять соина.'чптичоо-кне ценлостл. Последние но иоклпчаот наличия в обмастие отдолышх лиц н групп лице Л, нсповею'^'.'мх и отстали 1.,'д.к иныо, порой антисоциалистические ¡тол. Такла груши; а лица но только супесгвуюг, но п нородко залвлллт о себе диЛстн.иин, иап.иплешшш против социалистического строя. ¡1 все >.:о но- они определяет политико-культурный облик соцпплдстцчоского общества. Воль.шшство советски людей разделяет социалистический лдоалк, составляющие основу основ нашей политической культуры; »

- прннержвнность 'марксистско-ленинским убеждениям, идеологии обновления, В современных условиях ото утверждается через активный диалог о иными /религиозными, ливо-ра днкалышмп, а то и консервативными, антисоциалистическими и т.п./ взглядами и ориен-тэциями;

- возрастание интереса трудящихся к вопросам политической жизни как внутри страны, так и'на международной ар8на, стремление людей к реальному участию в решении политических вопросов, повышение действенности масс в сфера по л и неги, расширение дв акания народной дипломатии!

- рост общественно-политической активности трудящихся. Радикальные изменения в жизни общества' рпособотвуют раскрепощен™ сознания масс, создают уникальные возможности для развития поли-

тической активности каждого .члена общества. Сщшко не все лиц и оказалась подготовленными к казни в условиях демократии. Передки экстремистские винада против парши и государства, непродуманные действия /несанкционированные „'„цинги, забастовки и т.н./, дестабилизирующие социально-политическую обстановку,"наносящие колоссальный Брад народному хозяйству. Развитие демократии, привлечение людей к плодотворному участию в разворачивании и углублении демократических процессов - одна из основных и актуальных линий развития политической культуры на современно;.! этапе',

В диссертации рассматривав гея структура пошцичоскол куль-

I

туры личности и общества. В результате проведенного исследования автор ьыделяог такие основные звенья, элементы политической культуры, как политические взгляды /политическое сознание и знание/; нормы, принципы, идеалы, ценности; политические отношения /и процессы/; политическая деятельность; политический опыт; политические чувства и убеждения.

Политическая культура, закрепляя и реализуя коренные интересы советских людей, включает в себя систему политических взглядов, знаний, убеждении, умений, навыков, ценностей, норм и идеалов. Она характеризует уровень политического и общественного сознания, степень участия граждан в обществонпо-политической казни, работе политических и социальных институтов.

Политическая культура относится не только к духовным образованиям, но .и превращается в повое.дневной кизни в реальную материальную салу. Личность, социальная группа, класс в результате практической социально-политической деятельности реализуют усвоенные иш определенные политические идеи, установки в соответствии с аандмаемой политической позицией в общество. Тем самым осуществляется практическое и духовное освоение и изменение мира по-

сродством целенаправленного социзлыю-полятичесеого воздействия на рззук и чувства масс, отдельных индивидов." Это в свою очередь_ отражается в политических традициях, настроению:, взглядах, привычках ¡1 установках, политических теориях л нормах, идеалах л программах политической деятельности, политических институтах и характере их работа.

Осиовнн;! элеаенгоы политической культуры является полптичо-ci:ce сознание личности. Анализ структуры политической культуры в диссертации сопряжен с рассмотрениям ее функциональных особенное-тел. При это:/, автор отмечает, что политическая культура является одновременно неотъемлемой часть» как полягичоокой системы общества, гак я об:цел слатеш культуры. Все это отражается в функцио— налышх особенностях изучаемого феномена. В частности, поскольку в о пуще 11 функцией культу pu является общественное развитие личности, то политическая культура реализует юяитнческии аспект этой задачи, подготавливает человека к активной политической деятельности, осуществляемой на основа н в соответствии с темя знаниями и убел-сцеияями, которые составляй? о о внугренцео содержание.

В силу своего статуса политическая культура оказывает большое Еоспитатолыюе воздействие на вез общество и яа каждого конкретного человека. В ддсссртации обосновывается виеод о том, что политическая культура нормативна, концентрирует в себе совокупность требований и норм общества к политическому развито и лове-деншо каждого человека.

Во второй главе - "Основшо направления и особенности формирования политической культура личности в условиях перестройки"-обосковываются основные направления"л особенности форгллрованпя политической культури личности в условиях вере стройки. В частности рассматриваются такие направления, как: а/ творчоскоо изучение

марксистско-ленинской теории; б/ формирование политических убеждений личности; в/ утверждение активной гражданской поз шиш.

Прежде всего в диссертации показаны роль и значение овладения личностью марксистско-ленинской теорией для формирования высокой политической культуры. Отношение к данной теории во многом сегодня оказалось неоправданно пр:ши>.;енным, что неизбежно сказывается на политической культуре граждан, особенно ;лэлодо;.-:и. Лишенная прочной идейной основи, политическая культура личности превращается в рыхлое образование, ¿>у Акционирующее по принципу флнгера под изменчивым вл;шнием "политических ветров". Отсюда -необходимость упрочения идейной основы политики и культуры, что связано с творческим овладением марксистско-ленинской теорией.

Последнее сегодня затруднено рядом обстоятельств. В диссертации рассматриваются такие из них, гак догматическое отношение к теории, извращение ее в период культа личности и годы общественного застоя, отсутствие целостной продуманно;! системы марксистско-ленинского образования, укоренившиеся хюрМализм и бюрократизм и др.

'Перестройка марксистско-лешшсглго образования в контексте формирования политической культуры, х:о мнению диссертанта, предполагает прежде всего устранение отмеченных недостатков - обстоятельств, затрудняющих овладение его содержанием. Ведущими звеньями этого многогранного, сложного и противоречивого процесса являются, на нал взгляд, следующие требования: а/ обеспечение освоения марксизма-ленинизма как целостной и развивающейся теории познания и революционного преобразования мира; б/ обеспечение не-, прерывности и преемственности изучения марксизма-ленинизма; в/ творческий подход к марксизму-ленинизму как в процессе его освоения, гак и в ходе применения полученных знаний в практике. Ое-

гоцня необходимо новое прочтение ./.арксистско-лшпшской теории, проникновение в е-^ поташное, освобожденное от "идеологизаторских" наслоений презлого' содержание.

Отмечал вшшость организации изучения марксизма-ленинизма как единой, целостной теории, автор указивает на необходимость овладения методологией марксизма-ленинизма, его д;1алокгикой, которая позволяет проникнуть во взаимосвязь социальных противоречии, обнаружить их проявления в окономичсскоп, социально:), политической и иных областях, выявить комплексный характер разрешаемых противоречии, диалектика объективных противоречил требует их всестороннего осмыслении. ло и связывает различимо части теор:ш в оцщюо цолоо, заставляет изучать их во взаимосвязи друг с другом. Изучение диалектики обусловлено практикой, необходимостью анализа противоречий реальной лизни, ло как раз и выступает основанием, обусловливающем необходимость целостного изучения марксистско-ленинской теории, проведения радикальных преобразований в этой сфера под данным углом зрения.

В диссертации обосновано, что следующим ваишм направлением воспитания политической культуры личности является формирование ее политических убеждений.'

Без ясных и прочных политических убеждений политическая культура невозможна. Только убежденный человек момет занять ак-' тивную гражданскую позицию, отстаивать не на словах, а на дело приоритеты гуманизма и справедливости, проводить в жизнь те цела и задачи, которые служат общенародному £алу, интересам трудового народа.

Убеждение - ото такой эломэнт сознания, который характеризует меру присвоения- тех или ишх идей субъектом на основа оценки истинности и значимости этих идей'и включает в себя готовность ~

действовать в соответствии с ншш, Сущность убеждения оосгоиг в единство сосгавляювдх его знании, чувств и воли. Нодлпшю научные убеждения основаш па глубоко;,; познании законов развития природы а общества. С ^уг'оп стороны, уго воьсе не означает, что убеждения, возишише па основе з;<цщрлческого опыта, обязательно являзяся оиибочншла. Но шсяа Б.ДДошша.-есгь "сгахаЕшое, не-осоонавааглое, неоформленное, филосо^скл-боссозиатольшо уби.мдо-нио..."1. Тадшв убеждения возникают в рииудоаге отрагллкя новее дневного казненного опыта людей. Вместо с так и обыденное со-ашшие шив г содораагь неточные, очабочш- представления. 0:.ши-рическне убеждения норедко носят лолвШ, ненаучшм характер.

В работа подчеркнуто, что в основе политических убездтшй " лех§т знания, который присущ оценочный характер. Политическая культура формируется па основе научных убеждении, сформированных, в свою очередь, на базе научных, истинных знании. Чтобы знания превратились в убеждения, -они должны подучить соответствующую оценку личности, эмоциональную окраску. Усвоение идол, теоретических знании предполагает определенное эшцлонплыюе отношение к ним. Без этого превращение знании в убеадошш иевоа.тно»

Закреплекшо и упрочению -убеждений личности способствует практическая деятельность» Местом, соединяющим сознание и действие, определяющим взаимообусловленность убеждений личности и ей социальной практики, единство слова и деда, является активность ее казненной позиции, когда гражданское отношение к алзци становится внутренняя.! побужденном человека. Активность «шзнаннои по-апции личности во многой есть производная от гуманистической убежденности, поэтому выработка такой доашцщ цррусматршзает

* Лешш Материализм а эгдариокрштцазм // Поли.собр.соч.

Т.18. С,367.

правда всего формирование а данных убеждений личности, формирование гуманистической политической убежденности.

Убеждения и установки личности реализуются в ее жизненной позиции, поведенческом акте, практической деятельности. Критерием убеждении индивида является его стремление и умение самостоятельно реяать выдвигаемые глзнью практические и теоретические вопроси, способность отсташть свои убеждения в лвбо;5 обстановке.

Овладение марксизмом, ^армирование гуманистической политической убежденности личности необходимо для достижения целей обновлен»!" общества. В ходе практической деятельности проверяется прочность и глубина.усвоенных знаний, ценностных норм и убеждений. Убежденность всегда предполагает наличие соответствующих действий. Ограничиваясь только сферой сознания, она остается "вещью в себе", не является действенной. Лаже будучи выражена только в речи, она уже является действием, которое и оценивается как определенное убеждение. Поэтому активное участие в практической деятельности есть одновременно и условие, и средство формирования политических убеждений личности, ео активной жизненной позиции. Вне практической деятельности никакие прочные личные убеждения, установки невозможны. Отсюда следует возрастающая значимость вовлечения личности в активную социально полезную деятельность, что и является одним из направлений формирования ее политической культуры.

В заключении показывается, что проведенное исследование выявляет слояный, противоречивый характер воспитания политической культуры личности в современных условиях. С одной стороны, возрастает общественная потребность в политически зрелой и культурной личности, с другой - но ослабевает "сопротивление" личности по отношении к тем явлениям, посредством которых общество пытает-

ся в най эту зрелость воспитать. Последнее связано и с заскорузлостью, омертвлением, безжизненностью традиционных форм и методов воспитания политической культуры, долгие годы практиковавшихся в период застоя и авизштх в известном смысла и в наши гни. Разрешение' указанного противоречия связано с обновлением всей сферы .воспитания, которое предполагает, с одной стороны, внедрение новых, отвечающих духу времени оорм, методов, приемов и способов взращивания политической культуры, с другой - использование приамов и методов, проверенных временем, но очищенных от стереотипов и догматизма, обновленных по содорнаншо и по форма, развитых в соответствии с велением революционного процесса перестройки.

На основе проведенного исследования автором изложены теоретические выводы и практические рекомендация, направленные на дальнейшее исследование проблемы и оптимизацию процесса формирования политической культуры, повышение его эффективности.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Комплексный характер процесса формирования научного мировоззрения, Таз, докл. научно-практической конференции молодых ученых г.Киева "Общественные науки и проблемы коммунистического воспитания моладеид" // Актуальные вопросы идейно-политического воспитания молодежи. К, 1981, 0,3 а,п.

2, Политическая культура - вакшая задача коммунистического воспитания личности // Тевисы докладов республиканской ручно-практаческой конференции "Актуальные проблемы марксистско-ленинской направленности учебного процесса в высшей школе". К,, 1982. О»3 п.л. *

3. Некоторые вопросы формирования политической культуры в развитом социалистическом обществе // Бояр, обществ, наук, вып.55. К., 1983. 0,4 п.л.

4. Роль политической культуры в формировании личности советского человека: Методические рекомендации. Дом. политического лроовэщеяия Николаевского обкома Компартии Украины. Николаев,

1984. 1,0 п.я.

5. Формирование политической культуры студентов в процессе коммунистического воспитания // Тезисы докладов республиканской научно-практической конференции "Проблема повышения эффективности коммунистического воспитания студенческой молодежи". К.,

1985, 0,3 п.л,

■ б. Формирование политической культуры учащихся. Методические рекомендации. К., 1988, 2,2 пг.л, /в соавторстве/.

7. Некоторые вопроси развитая политической культуры личности социалистического общества // Бопр, научн. коммунизма, вып.73. К., 1988. 0,5 п.л.

Зак,№ 533. тир. 100. Уч. тип. КГУ. 1890г.