автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Формирование жанров адыгейской прозы о войне (40-80 гг. )

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Чич, Замира Мугдиновна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Майкоп
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Формирование жанров адыгейской прозы о войне (40-80 гг. )'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Формирование жанров адыгейской прозы о войне (40-80 гг. )"

РГ Б. Oß

лэдгаюкиИ кюшрствышй ушшегсотет

спщшп1311р01шпшн совет к ii3.34.0i

На пр-таах рупопксл

Ч1Г1 Зампрт Мугдаповга'

гои1ро!!лш1е 2aiipob aituxlsîickovi прозы о бошш (40 - 80 rrJ

10.01.03 - Лпторатура паролей Российской Фвдэртшш

AIîTOPKEPAT

дпссортавдп па соискание учапоА ствпеип кандидата филологических наук

МаМяоп - 1994

АДЦГЫСШ1 гооудакдт:ш!ш университет

спщшпшгсншцшй совет к из.34.01

На-правах рукописи

ЧИЧ Замнра- Ыугдшшвна

формирование ¿таиров ащгё^ской прозы о бйшв (40 - 80 гг.)

10.01.03 - Литоратура народов Российской Федерация

абторш'крат

диссертации па соискание ученой степени кандидата филологических паук

.ЛаНкоц - 1994

Диссертация виполнепа в Адыгейском государственном ушшарситето

Научний руководитель -"доктор филологических наук, профессор К.Г.Ыаззо.

Официальные одпонопти: доктор филологических паук, профессор Схаллхо А.А.;

кандидат филологических наук, подоит Тлодцоршо Х.Г.

Ведущая организация - Карачаово-Чоркосский государственник

подагогичоски) университот

Заягата состоится 3 О 1994 1 « и /н часов

на эасодашн сдоцяализированного совета К ИЗ.34.01 до зашито диссертации на соискание учено]) степоап кандидата филологических наук при АенгоИ'сеом государственном унпворситето.

Апрос: 352700, Майкоп, ул.Первомайская,200 в конференц-зале.

С диссертацией мозио' ознакомиться в библиотеке Аднгеиского гоеуцарсл>ешюго университета.

Автореферат разослан Р 1994 г.

. Ученый секретарь свощшизировашюго совота, кандидат {.алологотеекпх наук, доцонт

.П.ЛЙрогов

и

ОЩАЯ XAPAtffiiPllCTiCa РАБОТУ

Проза об Отечественной noiiiia 19411945 годов составляот значительный пласт совремоннои- обнороссий-ckoU худоаоствошю£1 литвратури, что и слуаит главной'причиной того, что она находится под пристальным впимаииои иратид.ч з литора-туроводония'''. Успеха русской, бэлорусско!), украинской лйтарйтур, особенно порвой, оказали зцмзтпоо влияния «а развитие падпопаль-¡¡oii прозы о Boiino, в том числэ и адигопскои. Слодуог огкотмь.что твид Eoiiiuj в aruu-aiicitoU литература, как и в иладописьмашшх лито-ратурах Сонорного Кавказа, нашла своэ худо?.оствеш1оэ ос.'лыслопрз я породила онро дэлэшюо лшолю-худо^оствшшоа и ст лавоа своеобразно. Развиваясь в контоксга духовно-эститичоскцх исканиД "большой BosniuiJj прозы", аднго!1ская литорлтура выработала свои сиоте.'.!у ганроа, законоиорности оо развития. Зто д стало объоктом uaamro дЕосвртациошюго исследования.

В национальной наука о литература шлеатся сорьозныо статьи,

р

насашшося л лааих вопросов*'. Однако, по coil день ног обобщаемого труда, в котором анализировалась бы национальные особенности и вапрово-стиловие характеристики пронзвоцониП о воШт. Они сгязаПн с многовековым нравственным, эстстачаским и духовны?.) oriuiotj народа. Адыгейская проза о воина кг.юог собственную историю. В данной работа ш анализируем очерки,, рассказы, повести и романы Т.Кора-пова, А.Евтиха, Д.Костанопа, Ш.Тластвна, X.Авилова, И.Цашбаша,

1 я.Вопросы литературы - I9G5, J? 5; 1905, й 5; Адамович А. О современной военной проза. - U., 1981; Бочаров А. Человек и BOiiim. - !,!., 1978; Иванова Л. Современная советская проза о Великой Оточостлшшои война. - М., 1979; Мпнокип М. Совроуенная соваг-ская проза о Голиков Отечественной воинэ. ~ Ы., 1931.

2 Куликов М. Мысли об адыгейской литература. - Майкоп, I9C8; Maf.au Р. Пути адыгейского романа. - Uaiision, 1974; Шаззо К. По зону времена: Зпнатив о литература. - Майкоп, ГЛЗ<

П.Кошубаева, С.Панаша, В.Чуяко, множества других авторов, написавших одно или несколько произведений о воине. То есть в поле нашего зрения находится вся национальная .проза по избранно!! проблема-гиде. Анайяз проводятся в контекста л сопоставления с другими национальными литературами региона, что дает возможность отметить общие. закономерности их развития.

Национальны!! фольклор, газетная и худокоствпнная публицистика оказали сувдственлоо влияние на формирование галров аснгэ1.ской во-eiiiioii прозы, во стилистику и язык. По характеру задач и мере наших" врзмошюстей ми пытаамся ропнть и пх.

В реферируемой диссертации сделана попытка обобщить опит кадров очерка, рассказа, новости я романа в проза о Велико!) Отечественной врКне. Обпив проблема литератур» о воине ставились в роцензиях об отдельных произведениях, в головых куриальных и газетных обзорах. Что касается танров Boomioii прозы, то вопрос о них поднимался постольку, поскольку этого тробогал разговор о аанроло!! система национальной литературы. Проблема худокостшшюго своеобразия адыгейской повило!! прозы в наше!; пауко но рассматривалась.

Цдди в звядчи после косачм. Цолью данной работы является иселв-довашш жанрово-стнлевых ocodounocToh всошю). прозы в arcuroiicKoil литературе 40-80-х годов. Учитывая недостаточную изученность этой проблема, принимая во внимание имсюллося в национальной литоратуро серьезные труды по общим вопросам, ми ставим пород собой следующие проблем: определять и изучить теоретические вопрос и развития миров в отечественной bobuhoii прозо 40-80-х годов; проанализировать произведения адыгейской военной прозы с точки зрошш пх тапропост ил свах особенносте1г, проследить влияние публицистики на процесс формирования рассказа, очерка, новости, романа, показать их канро-

б

вое многообразие, осмыслить характер зарождения в развития документальной и худоггоствонно-докумантальпой прозы о воина.

Мйдрдрдйш.80дая,.и лардажааасвая. ршрз раОогц. методологический основой работы послуашш общетеоретические положения в трудах М. Бахтина, М.Пархоменко, Г.Ломвдзе, М.Храичонко, А.Бочарова, Н.Надь-ярных, Е.ВоробьевоИ, других, исследования северокавказеиих авторов по отдвлышм вопросам регионального литературного развития Л.Бвки-аовой, Х.Хашхочовой, А.Хакуашева, Х.Хапсирокова, А.Схаляхо, 'ГЛа-мокова, Х.Тлопцерао, К.Шаззо, У .11а ноша, Р.'¿сейш, Л.&амий, Л Луч-вага и других, которые опрадалили пути, характер и содержание нал'»" работ о военной проза.

Научная [¡овтна. В работо впервые на конкретном материала ставится проблема системного изучения процесса формирования жанров в эпигонской прозе о воина (40-80 гг.). Актуальное вопросы национально!! прози изучаются в реферируемой диссертации в сравнительно-! ;шологичос.;ом контексте иругих литератур, что позволяет определить пшшональное своеобразие адыгейской прозы о воине и общие с другими литературами особенности во развития,

ни надо исследование восполняет пробелы в изучении вопросов формирования аанров вооннои прозы в адыгейской литературе, способствует становлению и утверждению теоретических взглядов н концепций о канрово-стилавоп систе.мо национальной литературы.

Результаты данного труда могут бить использованы специалистами, занимающимися проблемами военной прозы, при чтении спецкурса но проблеем канров литературы о воина, а тайно нря <!ош(аи:ш ака-домичоскон истории адыгейской литературы. Наша иссяыцйдаг.й ыохо« использоксп'ься в качества учебного пособия! в вузах Республики Апнгпя, в средних школах и специальных учебных замщенаях.

Дпрдбацвд.работы. Содержание и основные результаты йсследова--Ния диссертации обсуждались на засепалиях кафеяр отечественной литературы и аднгеиско!! филологии Адыгейского государственного университета, в отдела литературы и фольклора Адыгейского Республиканского Института гуманитарных исследований.

Структура работу определена соаер;аниом, целями и задачами исследовании. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Главы реферируемо!) работы раЗдолинн на специальные дояглавы, посвященные исследованию отдельных проблем формирования п развития каиров в адыгейской прозо о вошю.

ОСНОВНОЕ С0ДЫт..'АШ!Е РАБОТЫ

13о ьвойо^аИ обосновышотсн актуальность избранно!; на-,и: проблематики. Ь нем оироделона структура работы.

Йдцгрцрцоц Прозе 40-80-у; годов" анализируются и нронзводошш малых канров - публицистические статьи, очорки, рассказы. Это пцшжто-вано том обстоятельством, что повоет,I и роману о вопно в национальной прозе предшествовали именно нроизводонкя этих глнров и том самым•оказали непосредственной влияние на их развитие. Здесь ко необходимо отмотать, что, на ши взгляд, еаа не слоился до высокого худонествошюго уровня адыгойскм! рассказ о во!.не, хотя и иглоятся отделыше ого образцы. Иокоторпо произволения, как "Слод человека" А.Евтыха (в подзаголовке оно обозначоно как ]>асс;:лз)» -скорее всего лирическая новость-анализ, шшость-иеследошшио, новели рассказ. 13 атом аспект« изучаются в данное главо рассказы Ю.Тлистона, А.Евтиха, И.Кошубаона, .О.Чулко, Дм.Костанова как произведения« тяготою'лпе к жанру повести.

Б Главо напли огрпчпико и анализ определенные соображения о

характера жаирообразосания повести о войне, высказанные К.Шаззо, У.Ианешом, ХЛ'лопцашш, Л.Чучвага в ах работах. Теоретические суждения, которио мы обнаруживаем в их исследованиях о прозе, ее жанровых формированиях, помогают нам в вцборе главных направлений исследовательских поисков.

Военная проза в адыгейской литература началась вааста с ¡щчаг лом войны и ныне продолжается. Верное, она началась и до "войны -имоам в вину то произведения, которые още до 1941 года разрабатывали проблематику возмогши воины. Кроме стихов, до войны появля- • лись еио очерки о гороях, проявивших себя в финской и халгин-гольской кампаниях. В январе IU4I года Х.Андрухаов пишет очерк "Геройство". Затем били опубликованы рассказы Х.Анпрухаова "Свя--зисты", "Сморть партизана", Дм.'¿останова "Горой-богатнрь" (очерк), "Богатырь" (поэма). В центре этих произведений находится судьба одного или двух героэв, осмысливаемая с точки зрения проявления ими мукоства и стойкости. Осталышо измерения но принимаются в расчет писателем но потому, что он по вадаот об их существовании других, а потому, что время по требовало иных. При создании внешнего портрета героя автор подчеркивает главным образом .те черты, которые дол:.ши свидетельствовать о том, что перед нами насто'япшй герой. Основной задачей для писателой и в войну было показать не трудную правду о воине, о чпловоко на войне, а зверство врага и мужество защитников. У писателен не било времени углубляться во внутренний мир человека, показать ого порошшания и страдания^ главное - звать люден на борьбу с врагом, пробудить у наших людей ненависть К' ному.

Само сунес.таование очерков и рассказов в национальной прозе; о воине подталкивает писателей Ю.Тлвотена, Дм.¡(останова, Х.Теуно-■

во, А.Иогонцукова, А.Евтыха к необходимости написания произведений болов крупных форм, которые на практике сохраняют стилистические особенности рассназа и очерка.

Поело победы над фашизмом наряду о военной тематикой в нацио-. нальной проза рассматривалась и вопроса мирной яизни. Разруха, бедность, деградация хозяйственных структур - все ото нужно было брать "с боем" герою войны, который возвратился домом, в перовню. Проза тех лет не отличалась большим разнообразном. Но одним и тем «$ принципам построены повести Дч.Костаиова "Две высоты" и А.Евтыха "Аул Псыбэ". В них немало раздуши авторов и их гороев о во!!не.

Проблематику военной действительности Ю.Тлюстен поднимает в романе "Немеркнущий свот", который стал итогом военно-патриотической публицистики и началом нового этапа в развитии адыгейской прозы в войне, сориентировавшего писателой на подлинно исследовательский, аналитически!! путь цсмыслопия проблем войны, Ото был крупный шаг национально!) "военной прозы".

Послевоенная проза о вовне в адыгейской литоратуре препстав-лена главным образом повестью. Традиции этого яинра оказались более слокившимися и устойчивыми. В адыгейской литоратуре к 50-м годам было всего лишь два романа - Т.Корашова "Дамбуль" ("Дорога к счастью") н "Неморкпуши свот" Ю.Тластона. Повостой было боль-йй. Но но в количество доло.

•Ив только в адыгейской, по и во многих новоппсьчонных литературах средний канр завоевывает главные позиции и в прозе, и в поэзии. Молодые писатели в рассказах часто выходят за рамки рассказа: у них но хватает мастерства спрессовать события до уровня этого канра, но и на развернутую эпическую панораму они но решаются..Здесь возмоиюсти повести оказываются как раз кстати. Доло

не в тоц.чго писать повесть легче, чем рассказ, речь вдеу о природных, собитийно-сгаетних характеристиках среднего жанра,

К 50-м годам литература имела достаточный опыт в изображения человека и войны. В частности, русская проза стала активно вбирать в себя традиции литератури XIX века, особенно Льва Толсто^ го и западной классики о войне. Интенсивное обновление ее не иог-ло не повлиять па процессы, происходящие в национальной прозе. Мссхно сказать, что основные вехи общероссийской .и национальной прозы совпадают, но их вдейнскэстетическая-наполненность разная.

После войга средний ¡¿аир продолг.ад некоторое Бремя удераи-вать в адыгейской литературе первие позиции, пока не вишелна. передний план "колхозный роман". Тема деревни оказалась наиболее популярной в этот период, но взе зхе военная проблематши оставалась быть одной из ведущих.

В 1953 году виола эпическая поэма И.Машбаша "Сальныо,- лцци". На пап взгляд, эту сшатно организованную поэму моапо назвать первой послевоенной повестью о войт. В центре повести судьба одной семьи, но есть в пей и судьбы других. Автор задался целью показать, как обыкновенные, простые люди-в суровых условиях становятся героями.

Законы эпической композиции пироко реализовав в "Сильных • . людях" И.Маибаша. Молодой И.;.1апбпи сумел глубоко, в национально-, психологическом контексте показать людские характеры. Он-тогда выходил я высокому уровню освоения слалшх сиасегно-композглшошшх особенностей эпического повествования, что, возмашо, и предопределило активное развитие адыгейской повести о войне. Почти во всех литературах Северного Кавказа военная проблематика оказалась иа второй плане, па перг-ои были прартБенно-цоьхсшогичеонм в хозяйственно-экономические вопросы неровна.

Новое дыхание военной проблематики дала русская проза. Рассказ {.Шолохова "Судьба человека" стал началом этого подъема. Затем появились повести Ю.Бондарева, 11л,Богомолова, Г.Бакланова, А.Адамовича, В.Астафьева, В.Быкова, А.Ананьева и других. Военная повесть отодвинула другие жанры па задай»! план и обратилась к исследованию трудной человеческой жизни на войне, в окопах. В 60-70-х годах в северокавказской прозе появились повыо произведения в канре военной новости я рассказа, что послукило результатом влияния на пее "большой прозы".

В адыгейской прозе есть несколько произведений, которые имеют более или менее отношение к гшзни человека в окопах, в условиях противостояния двух армий. Это частотно романы И.Маибаша "Сто первый перевал", Г.Схоплока "Дни войны", ,0.'Г лист она "Подкова счастья" Стремление показать окопную действительность болео характерна для до:/ментальных повестей, рассказов и очерков.

Цри атом положении следует отметить, что аоыгскио прозаики болов склонны показать но войну как таковую, а чизнь людой в условиях оккупации или плена. В произволениях 'Ч^амни па дорого" Х.Ааино-ва, "Долг" И.Кошубаега, "След чоловока" А.Евтыха основательно проанализированы судьбы людой, окпзогмолхсл в условиях в01л1ы в экстремальных ситуациях. В этих и других пропзводешлх, как "Иослодняя педеля августа" Х.Диилова, "Семь дондшшых дней" П.Коыубаова, повестях М.Тхаркахо, ХЛ'оучека, Б.Хачомпзова, которыо написаны в русло лнряяо-психологичоскоп исповоди, стиль воспоминаний даот много к авторам, и их героям. Синтез лирического и оинчоского нааол глубокое художественное вошгоиешш в повестях А.Евтыха "Судьба одной Ееииниы", "Слод чоловока". Лирическое и связашто с ним пскхо-логнческоа наполнение и кизни, и характера человека помогли писателям непосредственно обратиться к личности, ео судьбо. Вот ото

существенно в проза нового этапа. Вклад в нее А.Евтыха в канра повести значителен.

В 60-х годах появились повести о судьбе обыкновенных адыгейских коншш, оказавиихся на оккупированной немцами территории. Авторы повествуют о трудной аенской дола, р женщинах, которые предпоч-. ■ ли смерть позору, оскорблениям и остались верными долгу д чувству справедливости.

Во всех этих произведениях ¡¿анровпе границы образуют сюнотно- ■ композиционные ляпни, связанные с судьбой кенщины и часто вбпраю-иио в себя п судьбу ыутини. При всей "ропанньсти" сюхвта, заданного судьбой чоловока, упомянутые копровые формы более характерны

г

для повести, ненела романа.

Жанр повости - воспом1шашш оказался весьма выгодным, но нелегким: рассказать о том, что было, означало не просто сладить за тем, как аил человек. А.Квтых в "Судьбе одной неипшни" увидел и показал целую историческую эпоху, и одну из ее страшных страниц -войну. Повесть как еанр вместила в себя и таков широкое ашгаоскоа содержание. • ;

Сшфалышй характер сюяатостроения яспользоьан в повестях А. Евтыха "Слод чоловока", Н.Кошубаева "Семь доиддивых дной". В первой, повости аизнь гороя осмысливается с помощью судеб других ropo--ов. Нельзя понять до конца судьбу оо главного гороя РамазаМа баз анализа судьбы ого состри, бывшей супруги Рал, Идьяса, полковника. . Во второй ко "спирали" сюпета связаны по с отдельными персонажами, а о одним героем, который в тачонио соми доадливых дней вспоминает свою аизнь и осмысливает судьбу близких, в данной случае глапт-пой героини.

В произведениях адыгских писателей 70-в0-х годов рани и худогв-

ctbohhoíí повести то суваатоя до воспоминаний одного героя ("Семь доадлявый дней"- П.Кояубяепа, "След человеке" Л.Евтыха), го расширятся до эпических линий романа'(пе становясь им), как в "Испытании" С.Данеша, "lía- все вот волк, что ему дают" П.Кошубаева, "Вооруженных людях'* Х.Ашинова, других. Но и в тех и других психологизм и анализ слошшх ситуаций - se качества, которые оброла повесть в адыгейской прозе и которые удоряявают »тот жанр на первом г »айв военной-проблематики.

Далэа в данной Главе мы обращаемся в.повестям худояествеино-докумонтольним, в которы* документ, .факт,-воспоминания очевидцев яграпх очець Оолыяуп роль в формировали их жанровых и стилистических особенностей.

КруинеЙршД • теоретик литератур! М.Храпчонко отмечает в своих размышлениях вакиейшув функцию документа и факта в литературе и искусстве. Глубокиа соображения о документализме сформулированы в работах В.Ивашевой, П.Палиевского. В связи с развитием адыгейской литературы о войне и роли в ней документа высказывается Л.Чуч-вага: "Досговараре изображение ваянвймих событий нашего века через документы, воспоминания и судьбы конкретных личностей, изменение психология читательского восприятия произведения к судьбе человека, й его внутреннему миру и - что очень вашю - правдивая кногосгоронцяя. ипфортцкя, идущая но через посрецника-автора, а пряио от документа к читателю - все ото обусловило популярность sÉBófl литература"?.

основное художественное и обиественнов достоинство адыгейских дсаумапталыю-худокоствашшх повестей о реальных героях войны -

3 Чучвага Д. Фанты, документы и художественный вымысел в современной- адыгейской литературе // Проблемы адыгейской литературы П фольклора. - Майкоп, 1980. - С.92-93.

состоит в том, что они подробно рассказывают- об юс догнанном цути, разных его этапах., главных идеологических направлениях» по которым тля становление и развитие личности. Необходимо отметить, что в ио-лодых литературах.первыми произведениями бцли очерки и рассказы о передовых людях, В этом смысле в них имеются опыт я традиции, Й писателя вслед за ото« традицией продолжают писать чистые, "правильные" биография своих героев, правда» ныне на более высоком худоке-

»

стванно-повествовательном уровне, ноколи в очерках 20-30-х годов»

Рамки документальной повести почти всегда ограничены хроникой кизни и судьбы героя - это характерно для повестей Д.Йзстанова "Батыр", К.Нанэ "Хусен Лндрухаов", Б.Хачемизова."Подвиг артиллериста", Е.Бахога "Долги!! путь", РЛ.'ладш "Пока айву"-, Д» .Чуяно "Где камни горят", Г.Духу "Дня, проведенные в седле".- В повестях Дч.Коо-танова и К.Нанэ в центре композиции и сюхэта - подвиг, к которому Хусен шел всп свою недолгую, но яркую низнь. В русло биографического сюжета и композиция построены небольшие новости Б.Хачомдзова "Подвиг артиллериста" и Дн.Чуяко "Где камня горят". Вовмокности документа и факта широко использованы в повести Р.!,'дмия "Пока живу" - о торов Советского Союза Дауто Иехае, бывшем школьном учителй автора.

в ряду повестей-документов о война особое иосто- занюхают дво повести Л.Ыэудкоиа "Но забудьто!" я "Над Псокупсом". В Них много героев, много статных линий, характеры героев йсслодо&щш психо^-логически. Может быть, они выходят за рамки.чисто документальных повествований и поднимаются на уровень художественного оакысленпя событий вошш ц ее проблем. . .

Сушствонныо сдвиги произошли в документальной повести в сторону освоения ою психология личности. Принципиальных успехов в ягой разновидное^! канра изньдо; чем в худояоетвонвой.

Успехи адыгейской прозы о войне в малых кайра:: и повести подготовили значительное продвижение социально-психологического романа к серьезный эпическим и художоствошнш обобщения^.

• Bq pfppq» главе,- "'.(аиррцртотиловчо поиски подана о аойнв.в прозе 4Q-80-X голов" пан анализ романов Ю.Тлюстена "Снег в горах", "Подкова счастья", ИЛйшбаша "Оплаканных но кдут", "Человек двакды не рождается" ("Сто первый паровал"), "¡,'в тельные года", Г.Схаплока "Дни войны". В главо исследуются проблемы рома-па об оккупации, характер изображения человека на войне, особенности прояззлошш национального характера в условиях обострения соци-алышх н психологических ситуаций в иизни, прослеживаются калровна признаки фондирования крушшх эпических и лиро-эпичооких образований в прозе,

Роман о событиях I94I-I945 годов в отечественной литературе складывался довольно трудно и долго. В русской прозе ко второй половине 50-х годов их было уко номало десятков. Это произведения А.$адеева, И,Оренбурга, В.Гроссмана, И.Шолохова, М.Алексеева, Э. Казакевича, многих других.

В послевоенном романе, однако, в течение диоятилотия и более война изображалась традиционно, в чорно-балых красках. Конфликт ¿un ясен, идеологичоски он четко определен - пришел враг и его необходимо разгромить. Отсюда и задача писателя - показать свершение подвига советским человеком. При этом многие стороны совершаемого подвига - особенно философские и психологический. - оставались недостаточно выписанными. В прозе отсутствовали глубокий анализ слоаных процессов военной действительности, раскрытие психологии . поведения человека на война, трудных ситуаций военного быта и т.д. Вое это пршало к проза позднее - в начале второй половины &0-х годов. А до этого в лнторатуро и критика господствовала так

называемая теория бесконфликтности, по которой утверждалась мысль об отсутствии противоречий в советском общества, победившем фашизы. По канонам ото!; теории главным героем литературы долдон быть положительный человек, сознатольно гедуиий люяой к свотлому будущему. В этих условиях работали писатели, шпяуипо о войно. Это не могло но повлиять на худокествонно-эстетическое-содориание их произведений. Военная ть.га оставалась популярной, но была одновременно ограниченной в возможностях расширения ео психологических и нравственных границ.

Романов в национальной военной прозе народов Северного Кавказа но так много, но более глубокий и широкий показ событий I94I-I945 годов связан именно с ним. Несмотря па сложные идеологические я эстетические обстоятольства, национальный роман о войне олопился и имеет своих худохоствоннне особенности. Роман А.Келоковз "Сломанная подкова", в котором исследуются события времоп войны на Кавказе и болое всего в Кабарде, - в первом их ряду. К психологически сложному роману соворокавказская проза прппла не сразу. Она проболела болезнями описательное™, иллюстративности, локной основательности раскрываемых характеров.

Эти особенности характерны и для ацнгейского романа о войно. Условно адыгейский роман о войне за редким исключением можно назвать "оккупационным". Тематически он определяется событиями, происходящими в оккупированном '^ишотггт ауле. История и идойно-худо-зостпоннни особенности ппнгоГского романа о войно четко прослеживаются при сравпошш двух произведений З.Тлюстена "Немеркнущий сяпт" (1949) и "Подкова счастья" (I9C8).

й.Тлвстон имеет опыт, военного корреспондента, автор многих статей, очерков, носвяпепнчт герочм войны. Тем пвмопоо. поело войны он не потпт йопоерпдетррнно о гойне, Ото имеет, навзряое, обт.ек-

сшцшв и субъективные причины. Писатель, который был на фронте в речение всех лет, шшат два романа об оккупации фашистами адыгейс-кнх-аулов и процессах, которые происходили в них. Здесь могут быть разные причины. Так или иначе военная тема пришла: в национальные литературы Северного Кавказа как Теш оккупации, хотя Почти все авторы являются участниками войны.

Роман об.оккупации имеет-во воех национальных литературах сходные приматы. Содержание и композиция повествования токе мало чем о!личаэтся в романах: война прибликается к деревне, пришли фашисты, кители аула разделяются на две группы, мокду нами идет то тайная, .то открытая борьба. Есть критики, которые подвергают сомнению возможность стать момаШшм содержанием тому отрезку времени и тому кругу событий, которые связаны с несколькими месяцами пребывания фашистов в аулв. В. отом клшчо размышлений "Немеркнущий свет" называют то романом, то повестью. Для писатоля это но имеот особого значения,, но литературоведению следует в отом разобраться.

' М.Кунижеп, сравнивая "Свет в горах" с романом Т.Каратева "Дорога к счастью", видит в первом статичность в раскрытии действующих Лйд, Иссладовате«. творчества Ю.Тлюстоиа Р.»амин подтверждает эту мысль М.Кушшзва. Критик К.Шаззо подчеркивает, что рассукдения "об абсолютной статичности героев Ю.Тлюстена кажутся насколько категоричными"^. Критика отмечала5 документальную основу романа "Свет в горах".-Главное но в зтом, а в том, как видит и оценивает автор

4 ЫаззО К. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских

литературах. - Тбилиси, 1Э76. - С.НО.

б Схайяхо А. Идейно-художественное становление адыгейской литературы. - Майкоп, 1988} Маг.шй Р, Юсуф Тлюстен // АНШ. Вопросы истории адыгейской советской литературы. - Кайкоп, 1980. -Ка.2| Панвю.У. Традиция е новаторство. .- Майкоп, 1984.

события и в художественном уровне повествования, к ото складывается из той задачи, которую писатель поставил пород собой» - показать становление единства духовной и нравственной сиди лддей. Здесь организация сгаота, Фабульного дэйствпя-имеет принципиальное значение.

В диссертация ми привозом сунпошт критиков К.Иаэзо, А.СХаляхв, У.Панеша об освоении писатолем принципов романного жанра. Нэльэй не согласиться с их суядонилмп, хотя в них имоются и расхождения. Но хотолось бы сказать, что гшслъ о недостаточности "драматизма судоб шюгих героев" романа несколько преувеличена. Как раз в романа Я сюжет, и композиция, и система образов дорнатся на том, что события напрят.ошш, наполнены тревогой и страданиями лядой.

Роман "Сг.от л горах" ялп.угл.т-ался иск несколько книг. В подзаголовке значилось: "îloprnn н.шгп". И в публикации романа в 1964 году автор сохраняет иту запись. Посла порпого романа й.Тлистен написал несколько книг очорков, нозостой, два романа, но ня один из них не мо::от считаться продолженном "Пвота в горах". В 1988 году Ю.Тлостан вновь обра-иотсп к томо (апистской оккупации адыгейского аула. "Подкопа счястья" - произиоиош'.о, которое по своой проблематики, сюжвт-но-номиозишюшюму отроению, спетого образов, очень близко к "Свету в горах".

Подробны'.! анализ пропзгедония дает понять, что Ю.Тлюстен чувствовал опроделенную неудовлетворенность первым произведенном, некоторую подогодойность до конпа судеб отдольнкх гпроп, подовисказан-ность мислои о добро н зло, мужестве я трусости, подвиго л предательстве. омупал психологическую ноуЗолптольность раскрытия хяракто-роп, особенно из корпуса продптолай. Во втором романе Псйхологизм хпр&ктороз на более высоком ypoimo, что зпачитольно укрупнило его по сравнения з первым.

FonaH» Й.Тлсстпна о война дополняют друг дгруга при близости их

идвйно-худокественного содержания. В диссертации сделана попытка показать существенные перемены во взглядах писателя на войну. Ю.Тлюстан чаще и свободнее опирается на то, что "выдает" человека без обиняков, непосредственно. Он показан в действии и психологическом поводении. События определяют ого поводоиио и водут сшег, характеры. В этом взаимодействий, взаимопроникновении писатель видит главное.

После романа ЮЛ'люстона "Свет в горах" произошли существенные изменения в военной проза. В процесс оо внутреннего "оклвлешш" активно включился и П.ташбаш. Романы И.toiii6a.ua о войне но времени совпали с тем периодом, когда в прозе Северного Кавказа шел процесс последоваа'шшой психологизации человочоскпх. судеб и характеров - это романы А.Кешокова, А.Абу-Бакара, Г.Тотрова, А.Евтыха, А.Теппеева, А.Бокова, многих других. Об итом ¡ыдо'!1 критик Т.Чамо-ков: "В произведениях многих писателей прослокивается обновление национальной реалистической традиции прозы, зиислю усиливается сйциально-нсихологическая и нравственно-этическая проблематика... Новой волне нозтов и прозаиков, ааметпо поднявшей художественный уровень северокавказской прозы, свойственно стромлслше к показу "диалектики души" человека, к достижении полноты пслхологичоского анализа"6.

В этом ключе развивалась и проза Исхака .'..ашбаша, В романе "Оплаканных но идут" психологизм связан с труднейшим обретенном человеком нравственноп опоры . В "Человеке длаздц но рощшится" он связан с деградацией одно!. личности и нравственно-духовным возвышением друго.1. В "¿.еталььых годах" психологизм выгокаот из осознанных и неосознанных поисков личностью собственного "я" и т.п.

6 Чамоков Т. В ритме анохи. - Нальчик, 1ЭЬС. - С.103.

То есть психологизм в военных романах И.Машбаша призвал открыть внутренний мир' личности и кандын раз связан с разцыми философскими и нравственными проблемами.

Тагир, главный герои романа "Оплаканных не вдут", оказался в сло-люй ситуации: ушвл на ([роит, воевал как мог, попал в плен. Пле-лонио - порви;; виток ого страдании и первый виток слошшй психологической динамики скпета и характера. Писатель передает процесс виутропного переживания героем того, что происходит. Тагир но мояет принять (Уилосо'^шо того мира, который так безжалостно насилует человека, но в лашшн момент в нем йот о.ае топ силы, на которую он мог бы опереться дли возвращения на родину. II ретрокаярах писатель мастерски восстанавливает долгий н трудный путь героя К родной зомле, к самому собо. Тагир - но предатель, это мы утверждаем однозначно, хотя бы потому, что в ого сознании ни разу не мелькнула мьель о том, чтобы "перемахнуть" к не.мпдм,

Тагир оказался за чертой но по своой вола: обстоятельства отбросили ого от родили, процесс ого возвращения оказался трудным и долгим, йдоя предательства и реабилитации продатоля. - не главное органнзуииое начала н романе "Оплаканных но идут". Они затрагиваются в нем, по но в том аспекте, в каком это могло быть ойм' злено в произьодон.ш.

Проблема предательства по-другому решается во втором романе >;.,".а.1бама "Человек днл'лды и? ропдяотся" ("Сто первый поровзл"). В ном дна противостоящих характора. Уто принципиально вакно и необходимо лля (Уормцювания пянра психологического романа. Пх противостояние образует глубокую линию анализа внутреннего г.шра героев, Ь роман о "Челов'ж дна.Ош но ро;.:яаотся" вродо бы нот проблемы предательства - герои Аслан Даримок и Трам Тауоов внешне не имеют ни-

какого отношения• к атому типу доведения людей. Но тем не менее, если веога речь о предательстве как таковом, Аслан Даримок совершает продуманное, годами вшюшеште предательство.

Существуют разные миопия но отношении к этому герою'. Нам кажется, что идея писателя и поддержанная некоторыми критиками мысль о необходимости перерождения Аслана явно противоречат духовному и Художественному содержанию произволения. Как верно замочаот У.Иа-иеа, "У Аслана... мотивом поступков выступает потаониый счот к 1'ра-му. Скрытый поединок двух друзей-врагов шоот глубокие корни, ¡¡пешне положительный персонаж проявляет себя в отой борьбе кок личность Яесйс.'оятольная, а аброк, порывистый и ошибающийся, обнаруживает цельность натур: и настоящую гуманность''^.

На порвын взгляд, Аслан как бы выполняет свой долг. Но с развитием сюжета, с глубоким раскрытием его характера убеждаемся в том, что нравственное падение Аслана но шоот продола. Поело бесполезного преследования Трама Аслан встречает в лосу разводчика Самогова. Аслан устроил ому жестокий допрос. Самогов почувствовал опасность а попытался бежать. А Аслан вистролил ому в сипну. Нсхак Кашбад псвхологотоски убедительно воспроизводит сложные сцены, передает внутреннее состояние гороов, смысл и содержание их поведения,

Гуманистическио идеи произведения связаны с Трамом 'Гаусовым. 13 его раскрытии автор продемонстрировал мастерство в проникновении во внутренний мир человека, в показе сложных проявлений добра и зла, ¡аашбаш 11. построил на судьбе,, главным образом, двух гороов, роман - внутренне сложный, нсихологйчцо.»;.. ¡¡арымоинш! и наполненный

7 Кргук Ш. Книга о чоловечности // Дружба, - тонкой, 1993. - ¡> 3.

0.73 (но адыг.яз.); Мамдй Р. Пути адыгейского романа. - Майкоп, 1977. - С.117. 6 Нал ей У*. Типологические связи и формирование худон'ествешш-эс-тотнческого единств." литератур. - ;,1айкоп, 1990. - С.207.

современными идеями.

Проблема предательства посташшпа п в третьем из военных романов писатоля - в "детальных годах". В ном ориентирами в постановке вопроса, стали традиционные подкопы,.- роаонпв яе ого, - новаторским. По внопииу признакам роман И..'.йпбапа - очвропиоИ вариант распространенного в отечественной литературе "оккупационного" -роняна. "Мотель-

о

нив годи нолуч1ш1 достаточно широкую и шшлпгячоскуп критику . Но "н менее изучен как роман, с точки зрения его ^анрои/х особенностей.

"-.'.отельные годи" воссоздают драматическую атмосферу кпзнп людей в оккуштрованном (¡[«листами ауло. Писатель сумел в слокноч движении деревенской до1.ств:1тольности увидать и показать духог.но и нравственно здоровых и спльнм лпдв!:, открыть глубокно психологические характеры героев разных убетлюшш. Но главными рояанпимп героями являются Хпилимое Кагаземов и ого сын ласе!,, особенно второй. Он проходит чороз слог.шую сеть испытании. И.камбал полот своого героя по сложным ступеням раскрытия п проявления ирапствонной и психологической су:'шостн друг!« героев, кпчдш. из которых составляет определенное духовное 31-оно в ого биографии и иоволонии. Внутренняя раздвоошюсть гороя проявляется кл п-лп. раз, когда начинается новый виток его судьбы л лмшг. "рогаль ого отлопшшя к лшям.

¡¡охни Улябю слолпт за круга.-"« нравствонного лядвяяя п воэмоя-пого голролдшпп Ласоя. Л ног, когда качется, что наступила последняя минута "члршго" сулосгвованпя гороя л что вот начнется период взрыва, писатель находит тот елочный поворот в сючеге, развитие которого открывает для гороя порып пути для ого самораскрытия.

У ¡¡а.чзо а. ХуаахаегноитЖ конфликт ¡1 одохоция талров в адыгских. . литературах. - Тбилиси, 1379. - С.157; ¡йззо К. Ступени. Исхак

чизнь и тиорчпетго. - :.'.пйкоп, - С.182-183; Султа-

эгот» Л. От охпн к хлрмктпру // Дру.ба тросов. - 1980. - Л I.

Писатель рисует фигуру человека, нравственные и духовные убаа-да1шя которого е;цо до конца но сформировались, в результате оказавшегося в слоьшеишой психологической ситуации. Углубление во внутренний шр героя заметно расширило границы психологического романа. Они охватывают значительный круг ладо*! и событий, иночество 'разнохарактерных ситуации и обстоятельств, анализ и сопоставление которых приводят iCûcoh к запоздалому нравственному прозрониы. Этот процесс убодитолыю показан П.'.'лшбаыам.

Б романе сочотаются рассказ о событии с исследованием внутреннего мара человека, показом его невидимых связей с округидакм миром, Главные открытия военной прозы в манра романа связаны именно с произведен.шми 11 ..'лаабааа.

Адыгейская проза о воине выработала и другое тип ¡¿аира: роман-репортаж, роцан-зарисовка, роман-очорк. В данном случае рочь цдэт о романа Схаилока Г. "Дни войны", в нем автор почитался увидеть ваадодневность войны, воссоздать до малойшлх протокольных подробностей то, чтр ему довелось увидеть на воине. Он идет по такому пути, который дает ему возможность показать как мо шо больше войны

Традиции романа-ронортама тоне очень сильны в отечественной литература, особенно периода войны. Вспомним хотя бы "Дни и ночи" К.Симонова, которые безусловно повлияли на роман Г.Охаплока.

Па^ос'ный, цублнцистичоский слог - один из главных стилеобразу-Ю'.аих факторов романа. Им пронизана рочь генерала, командиров сродного звена, простого солдата. Он оказывает влияние и на Формирование авторской речи, авторского стиля. Па хирвоо место выходит военная лексика, слова рпый состав приказов и т.д. Основой с «мота ро-шно становятся но людские судьбы, а сама война, судьба одной дивизии от начала войны до оо конца. Писатель в романе показан свой путь и'война как путь каждого из миллионов воевавших,' ото н выпи-

лось d своеобразный конспект романа.• Он как бы составлен нз нодо-ппсашшх сцон специально для того, чтобы каядий ta воевавши мог ' бы оо дописать, из людских судоб, toso только обозначенных, но незавершенных. Писатель стремятся воссоздать всо, что хранят память, воссоздать в ого хронологической последовательности» что на-руиаот канонпчсскпе законы млогосюмотпого военного романа» но' при-блнмаот ого к открытой публицистичности и документальной достоверности.

Роман Г.Схаплока "Дни войны" имоот п другуо особенность - в нем много киалогичоскл выстроенных сцеп, что, мшимо, пяот от опыта Схаплока-яраматурга. .Диалог в этих картинах пасыюн, пкламячон, язык суховат, но ронирта :по зкспроссивои. Сценичность, дрзматур-гизм многих картин дополняет недостаточность психологизма и анализа внутреннего мира до^стьугапх лиц.

Таким образом, л результате анализа особенностей адыгейского романа о но..по мы нравля к шшопу о том, что сортировалась крупна 1 псвоствоватольно-опичоскап форма в национально!'! воопной прозе с ое по ¡тавровыми и стилевыми разновидностями: роман с тирокйм показом событий в оккупированном ауле, роман о глубоким преннкпо-вопнем в пег.хологно и внутренний мир человека и роман, в котором средства".;! хуяомсствоппон публицистики воспроизводится хронпка "днон во~ни", то есть роман-хроника. Эти три типа военного романа панболоо характерны и для других национальных литератур северокавказского региона.

излагаются основные результаты исследования.

Дяя анализа глубнлних конфликтов военного времени наиболее плодотворными для аангшекоп прозы стали напри повести и романа. Главными достижениями boohhoíi прозы являются достоворпость изображаемых событий, нокумпптллыюсть и глубинный психологизм характеров герое п.

Военная проза военных и послевоошшх лог (очерки, рассказы, ш вести Т.Керашева, Д/л.Постанова, А.Ьвтыха, ЮЛ'люстена, К.Кана) опиралась, в ооновшш на факт и на публицистику как на главное оруяпо в пропаганде, идеи подвига и за.циты родины.

• Расцвет художественной и художественно-документально!! новости о война надает на 60-70-ыо годы. Повесть 'обратилась к' противоречивый явлениям вооиного вромони, к сложным неординарным ситуациям и характерам, что и позволило ей выйти на высокий уровень художественного обобщения.

Значительные успехи новиной новости, оо пристальное внимание и шш и судьбе личности способствовали обновлению и обогащению "большой нрозы'"о войне.-Произведения А.Ьвтыха, Ю.'Глистена, П.!,!аш-баша, Г.Схаилока и других продемонстрировали широкие возможности национального романа в художественном исследовании и осмыслении . сложных процессов военной денствитольностн.

Основное-содержание диссертации изломано в следу.она/, публикациях автора:

1, Нанрово-стидевие особенности повести о ьойно хз адыгейской прозе 40-80-х годов. - Майкоп, издательство Адыгейского государ-ствонного университета. - 1994, 64 е., Й,8 н.л.

2. Дороги мужества // !!ружба, 1990. - .'" I; 0,8 н.л.

формат 60x84, обьеи"'1,2 уч. изд. л, тираж 100 экз., издательство "Дебют", Чуковского, 54.