автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Жанровое многообразие адыгейской советской поэзии (1946-1982 гг.)

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Паранук, Кутас Нуховна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Жанровое многообразие адыгейской советской поэзии (1946-1982 гг.)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Паранук, Кутас Нуховна

Стр.

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИРИКИ В

ДЦЬЕПМСКОЙ ПОЭЗИИ (1946-1982 гг.) 12

ГЛАВА ВТОРАЯ. ЭВОЛЮЦИЯ ЭПИЧЕСКИХ ЖАНРОВ В

СОВРЕМЕННОЙ АДЫГЕЙСКОЙ ПОЭЗИИ IIO

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Паранук, Кутас Нуховна

Поэзия как эмоционально отзывчивый род литературы играет немаловажную роль в идейно-эстетическом освоении мира. Современная многонациональная поэзия активно проникает во все сферы общественной и культурной жизни народа.

Сегодня поэзия занимает важное место и в художественной культуре адыгейского народа. Адыгейская литература, как и другие младописьменные литературы СССР, за короткий исторический срок прошла значительный путь развития и вышла на уровень "передовых". Сформировавшись как самостоятельная идейно-художественная система, она отражает многообразие внутреннего мира современника, его духовное богатство, раскрывает значительные общественные конфликты.

Сложившаяся в адыгейской литературе жанрово-родовая система, появление в ней хфупных творческих индивидуальностей, сформировавшийся художественный метод социалистического реализма - позволяют ставить и решать актуальные для советского литературоведения задачи.

Актуальность диссертации определяется возросшим интересом к закономерностям развития молодых литератур СССР, в том числе и адыгейской, к осмыслению их вклада в мировую культурную сокровищницу.

Анализ проблем развития младописьменных литератур, в частности, их жанрового и стилистического богатства, может внести новые положения в теорию литературы. Например, адыгейская литература, еще не имевшая в 20-х годах никаких жанровых и родовых традиций, кроме фольклорных, сейчас осваивает сложный опыт мирового литературного развития. Этот динамический процесс сопровождается жанрово-родовыми образованиями, дающими материал для углубления и уточнения некоторых положений теории жанров.

Актуальность освещаемых в данной диссертации вопросов определяется также недостаточной изученностью жанрового состава адыгейской советской поэзии.

Монографическое исследование жанрового многообразия адыгейской советской поэзии (1946-1982гг.) вносит определенный вклад в изучение истории адыгейской советской литературы.

Цель и задача данной работы заключаются в том, чтобы, опираясь на общие тенденции развития адыгейской советской поэзии (1946-1982гг.), ее жанровое богатство и эволюцию как зрелой идейно-художественной системы, проанализировать характер и структуру жанрообразования в лирике, проследить эволюцию эпических жанров.

Методологической основой нашего исследования являются теоретические положения классиков марксизма-ленинизма об искусстве и литературе, диалектический подход к решению проблем художественного развития.

В формировании концепции диссертации важную роль сыграли выводы исследователей современного литературного процесса М.Бахтина, М.Храпченко, А.Метченко, Д.Лихачева, Г.Ломидзе и других.

В работе находит отражение опыт исследователей проблем многонациональной советской литературы Л.Новиченко, М.Пархоменко, К.Зелинского, З.Османовой, Н.Джусойты, Г.Цицшпвили, Р.Бик-мухаметова, Ч.Гусейнова, С.Хитаровой.

Автор диссертации учитывает и современное состояние теории и истории жанров, опирается на существующие теоретические раз

Т 2 работки по лирике и поэме .

Диссертант в работе обращается к системному и комплексному методам исследования, как наиболее мобильном при выявлении общих закономерностей литературного развития и типологических особенностей поэзии. "В настоящее время на первый план следует выдвинуть раскрытие внутренних соотношений в тех или иных структурных образованиях, соотношений между их различными составными

1 Г е г е л ь. Эстетика. В 4-х т., М.: Искусство. 1971, т.З ; Б е л и н с к и й В.Г. Сочинения. В 3-х т., М.: ЛЕСЯ, 1948, т.2; Тимофеев Л.И. Очерки теории и истории русского стиха. М., 1958; Его же: Основы теории литературы. М.: Просвещение, I960; Т о м а ш е в с к и й Б.В. Стилистика и стихосложение. Л. ,1959; Гинзбург Л.Я. О лирике. Л.: Сов. писатель, 1974;А б р а м о в и ч В.Г. Введение в литературоведение.М., 1966; К узьмичев И. йанры русской литературы военных лет (I94I-I945).Горький,1962;С к в о з н и к о в В.Д. Лирикаv В кн.: Теория литературы. М.: Наука,1964; Его же: Реализм ли-, рической поэзии. М.:Наука,1975;П оспелов Г.Н. Лирика.

М.: Изд-во МГУ, 1976; С п л ь м а н Т. Заметки о лирике.Л., 1977;

2 Б е л и н с к и й В.Г. Разделение поэзии на роды и виды. -Полн.собр.соч.,М., 1954, т.5; Соколов А.Н. Очерки по истории русской поэмы ХУШ и первой половины XIX века.М.,1955; Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. М., 1972; Ч е р в я ч е н к о Г. Поэма в советской литературе. Ростов н/Д, 1978; Коваленко С.А. Поэма как жанр литературы. М.: Знание, 1982; Ч и с л о в М.М. Советская поэма на новом рубеже. О современном состоянии жанра поэмы. М.,1975; М а р ц и н к я в и ч ю с Ю.Судьбы поэмы. -В кн.: Литература и современность. М., 1967, сб.7. частями и компонентами", - такую актуальную задачу ставит академик М.Храпченко.

В адыгейском литературоведении к моменту написания данной диссертационной работы появился ряд работ Д.Костанова,А.Схаляхо, Т.Чамокова,К.Шаззо,К.Шикова, свидетельствующих о возросшем внимании к современной поэзии и доказывающих необходимость больших обобщений^.

ЗХрапченко М.Б. Размышления о системном анализе литературы. - В кн.: Контекст-1975. Литературно-теоретические исследования. М., 1977, с,39. 4 К о с т а н о в Д.Г. Некоторые воцросы становления и развития адыгейской советской литературы. - В кн.: Ученые записки Адыгейского НИИ (в дальнейшем АНИИ). Майкоп, 1964,т.Ш,с.5-24.Его же: Адыгейская литература. - В кн.: История советской многонациональной литературы. М.: Наука, 1974, т.У, с.482-488; С х ал я х о А.А. О путях развития адыгейской советской литературы: Дисс. канд.филол.наук. - Тбилиси, 1968.-295с. Его же: Адыгейская литература послевоенного десятилетия (1946-1956)В кн.: Вопросы истории адыгейской советской литературы: В двух книгах. Майкоп,1979, кн.1, с.101-137; Ч а м о к о в Т.Н. В созвездии сияющего братства. М.: Современник, 1976. Его же: Традиции и новаторство в адыгейской поэзии и русско-адыгские поэтические связи: Автореф. дисс.канд.филол. наук.Майкоп, 1967; Ш а з з о К.Г. Адыгейская советская литература на современном этапе (1957-1978). - В кн.: Воцросы истории адыгейской советской литературы: В двух книгах, кн.1, с.138-173; Ш и к о в К.М. Становление и развитие адыгейской советской поэзии (20-40-е годы): Дисс. канд.филол. наук. - Тбилиси, 1974. КунижевМ.Ш. Раздумья об адыгейской литературе. Майкоп, 1968с 127 с. (На адыгейском языке).

В этих работах намечаются пути исследования общих тенденций ее развития. В диссертационном труде А.Схаляхо содержится глава, посвященная послевоенной адыгейской литературе, в кото -рой обзорно рассматривается творчество крупных адыгейских поэтов.

Авторы данных работ рассматривают послевоенную адыгейскую поэзию как часть целого, всей литературы. Поэтому их наблюдения над закономерностями развития поэзии несколько конспективны и отрывочны, что относится и к вопросам жанрообразования в ней.

В адыгейском литературоведении создан также ряд статей и очерков по творчеству отдельных поэтов: М.Паранука, А.Евтыха, к

С.Яхутля, А.Гадагатля, К.Жанэ, И.Машбаша, Х.Беретаря . В них содержится конкретный материал, дается анализ тематики, образной системы их творчества, затрагиваются вопросы жанров, стилистического многообразия их лирики.

Анализу творчества отдельных поэтов посвящено немало страниц в книгах А.Схаляхо^.

5 К у н и ж е в М.Ш. Мурат Ларанук. - В кн.: Ученые записки АНИЙ. Майкоп,1964,т.Ш, с.54-69; Ш а з з о К.Г. Аскер Евтых. -В кн.: Ученые записки АНИИ.Краснодар,1968, т.У1, с.63-94; С х ал я х о А.А. Аскер Гадагатль. - В кн.: Ученые записки АНИИ. Краснодар, 1968, т.1У, с.134-151; С х а л я х о А.А. Дуть поэта. (Творчество Сафера Яхутля). - В кн.: Адыгейская филология. - Ростов н/Д, 1970, вып.1У, с.68-82; Г и ш е в Н.Т. Творчество Исхака Машбаша. - В кн.: Ученые записки АНИИ. Майкоп, 1973, т. ХУШ, с.104-145; Воцросы истории адыгейской советской литературы: В двух книгах. Майкоп, 1979, кн.П.

6 С х а л я х о А,А. Ступени развития. Майкоп, 1971. (На ады -гейском языке); Его же:Ровдение строк. Майкоп, I98I.(Ha адыгейском языке).

Своеобразный интерес представляют статьи ТЛамокова и 7

М.Горенштейна , посвященные вопросам теории стиха, художественных особенностей творчества отдельных поэтов.

Вопросы развития адыгской поэзии затрагиваются в работах Х.Халсирокова, Л.Бекизовой, З.Налоева, Х.Теунова, Т.Чамокова по адыгским литературам®. Адыгские литературы (адыгейская, кабардинская и черкесская) - это родственные литературы с общей исторической судьбой, единым фольклором. Поэтому исследования Х.Халсирокова, Л.Бекизовой по черкесской литературе, З.Налоева и Х.Теунова по кабардинской оказывают большую помощь в анализе аналогичных процессов и явлений в адыгейской литературе.

Немалый интерес представляют для нас исследования К.Шаззо, в которых автор осмысливает пути развития послевоенной адыгейской поэзии и особенности ее стилеобразования, затрагивает вопросы жанров.

7Чамоков Т.Н. Традиции фольклора в адыгейской поэзии. -В кн::Адыгейская филология. Краснодар,1967, вып.П,с.259-273; Эволюция рифмы и ритмики в адыгейской поэзии. - В кн.:Адыгейская филология. Ростов н/Д,1972, вып.У,с.20-30; Горен-ш т е й н М.С. Лирика Исхака Машбаша. - В кн.: Адыгейская филология. Ростов н/Д, 1970, вып.ЗУ, с.43-57. 8ТеуновХ. Литература и писатели Кабарды, М.: Сов. писатель, 1958; ХапсироковХ. Некоторые вопросы развития адыгских литератур. Ставропольское книжное изд-во,1964; Пути развития адыгских литератур. Черкесск, 1968; БекизоваЛ.А. Черкесская советская литература. Ставропольское книжное изд-во,1964; Ее же: От богатырского эпоса к роману. Черкесск,1974; Налоев З.М. Послевоенная кабардинская поэзия, Нальчик, 1970; Ч а м о к о в Т.Н. В созвездии сияющего братства. М.: Современник, 1976.

К.Шаззо в своих обзорных статьях^ рассматривает лирику И. Машбаша и Х.Беретаря, делает ряд интересных наблюдений и выводов, затрагивая вопросы проблематики и идейно-художественных особенностей их лирики. Им анализируется также ряд поэм Х.Беретаря, прослеживается эволюция жанра поэмы. Но узкие рамки статьи не позволили ему достаточно широко рассмотреть эту сложную проблему.

Осмыслению вопросов жанрообразования в адыгских литературах посвящена монография К.Шаззо^, в которой рассматривается природа художественного конфликта и его роль в формировании жанров в современных адыгских литературах и, в частности, в лирике и делает по этим проблемам ряд интересных выводов.

Автор совершенно обоснованно утверждает, что в адыгейской поэзии послевоенного периода утвердились публицистические жанры, имевшие место еще в довоенной поэзии.

В монографии К.Шаззо отмечается эволюция общеадыгской лирики 60-х годов от декларативно-риторической поэзии к медитативной форме мышления, осмысливаются этапы преодоления риторики и схематизма, в частности, в творчестве поэтов старшего поколения. Автор говорит об общих тенденциях развития адыгской поэзии, не всегда обращаясь к частным проблемам национальной лирики. Это обстоятельство диктует необходимость показать подробно особен

9 Ш а з з о К.Г. Новый этап адыгейской поэзии. - В кн.: По зову времени. Литература, годы, жанры. Майкоп, 1973, с.94-159. (На адыгейском языке); Его же: Главная мера - человек! - В кн.: Молодые о молодых.

10 Ш а з з о К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси: Мецниереба, 1978. ности развития адыгейской поэзии послевоенного и современного периодов, ее жанровой структуры.

Об актуальности данной задачи, стоящей перед адыгейским литературоведением, говорится и в заключительной статье А.Схаляхо к "Вопросам истории адыгейской советской литературы; В двух книгах": "Становление социалистического реализма в адыгейской литературе, взаимосвязь литературы и фольклора, влияние опыта русской и других литератур на возникновение адыгейской литературы, становление жанров и стилей и другие важные темы желают тт куда более глубокого и проникновенного исследования" .

Данная диссертационная работа является первой попыткой монографического исследования основных процессов жанрообразова

Т2 ния, происходящих в адыгейской поэзии (1946-1982гг.) В работе осуществляется системный и комплексный подход к явлению жанровой структуры адыгейской советской поэзии, что дает возможность выявить как общие типологические характеристики поэзии,так и формы бытования в ней отдельных жанров лирики.

Практическая ценность настоящей работы заключается в том, что она может стать полезным подспорьем для преподавателей,аспирантов, студентов-филологов и учащихся школ и педтехникумов, а также способствовать как дальнейшей разработке проблем адыгейской советской поэзии, так и при исследовании аналогичных процессов в других младописьменных литературах.

11 С х а л я х о А.А. Заключение. - В кн.: Вопросы истории адыгейской советской литературы:В двух книгах.Майкоп,1981,кн.I.

12 Адыгейская поэзия довоенного и военного периодов уже являлась предметом монографического исследования.См.:Ш и к о в К.М. Становление и развитие адыгейской советской поэзии (20-40-е годы). - Дисс. .канд.филол. наук. - Тбилиси, 1974.

Работа выполнена в отделе литературных взаимосвязей народов СССР Института истории грузинской литературы игл.Ш.Руставели AHICCP и в секторе литературы Адыгейского ордена "Знак Почета" научно-исследовательского института экономики, языка, литературы и истории, где докладывались и обсуждались главы и работа в целом. Основные положения и научные результаты диссертации отражены в научных изданиях Адыгейского ордена "Знак Почета" научно-исследовательского института и в литературно-художественных альманахах "Дружба" и "Кубань".

Главная исследовательская задача диссертации обусловила и выбор принципов ее структуры. Жанрово-хронологический подход к исследованию адыгейской советской поэзии, опирающийся на периодизацию истории советской литературы, стал определяющим для структуры работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Жанровое многообразие адыгейской советской поэзии (1946-1982 гг.)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наблюдения над процессом формирования и развития жанров в адыгейской советской поэзии (1946-1982 гг.), ее жанрового многообразия позволяют сделать следующие выводы.

За исследуемый период адыгейская советская поэзия прошла значительный путь развития и на современном этапе представляет собой сложную идейно-художественную систему, характеризующуюся зрелостью содержания и многожанровостью структуры.

Современная адыгейская поэзия развивается на основе освоения опыта русской поэтической культуры и наследования лучших фольклорных традиций. Она продолжила и на высоком идейном и эстетическом уровне развила те традиции, которые сложились в ней в 20-30-е годы и в период Великой Отечественной войны. Большое влияние на принципы изображения, культуру стиля, фактуру стиха, на эволюцию поэтического синтаксиса оказывает русская классическая и советская литература. За последнее время усиливается также влияние поэзии братских литератур.

Залогом больших успехов современной поэзии явилась наша социалистическая действительность, способствовавшая расцвету культур, национальных по форме и социалистических по содержанию.

Начиная с первых послевоенных лет и по настоящее время в поэзии лирические жанры преобладают над эпическими.

Подобный приоритет лирики объясняется ее спещгажческими свойствами как рода литературы.

Жанрово-стилевое содержание поэзии послевоенного периода (1946-1956 годы) определяется творчеством поэтов старшего поколения - А.Евтыха, М.Паранука, К.Жанэ, С.Яхутля, А.Гадагатля и других.

В поэзии этого периода утверждаются публицистические жанры, что отобразило пафос времени, общественный энтузиазм, новые трудовые подвиги советского народа, вышедшего победителем над фашизмом в Великой Отечественной войне. Публицистические стихи укрепили гражданственность поэзии, наполнили ее актуальным со-циалыю-иде ологиче ским содержанием.

Наряду с публицистикой получают развитие жанры эмоциональной поэзии - любовная лирика, пейзажные стихи, в поэзии заметно усиливается сатирическое начало.

Однако в творчестве поэтов старшего поколения в 40-50-е годы в известной степени обнаружились традиции риторизма, бесконфликтной поэзии. Это отрицательно сказалось на многообразии жанров и стилей в их творчестве.

Преодолению этого "недуга" поэтами в борьбе за идейно-художественный рост литературы способствовали сдвиги в общественном сознании, отразившем успехи советского народа в социалистическом строительстве, демократизация общественного развития, особо активизировавшаяся после XX съезда КПСС, забота о счастье и достоинстве советского человека.

В середине 50-х годов в адыгейской лирике усиливается медитативное (размышляющее) начало, что заметно выразилось в творчестве молодых поэтов И.Машбаша и Х.Беретаря.

Проникновение в лирику медитативного начала способствует расширению ее жанровой структуры, цреобладанию медитативных стихотворений, в которых выразились раздумья авторов о человеке и современном мире.

В 60-е годы и в лирических, и в эпических жанрах адыгейской поэзии идут активные преобразовательные цроцессы, приводящие к важным качественным сдвигам, утверждению жанров лирико-философ-ской поэзии.

Эти годы стали для адыгейской поэзии временем зрелости и выхода на всесоюзную арену. Современная адыгейская поэзия отражает динамическое обновление жизни, успехи советского народа в социалистическом строительстве, рост его самосознания. Соответственно повышается роль современной лирики в эстетическом воспитании адыгейского читателя.

В 60-70-е годы в адыгейскую поэзию пришло новое поэтическое поколение (К.Кумпилов, Р.Нехай, Н.Куек, Н.Багов, а также женщины М.Емиж, Р.Паранук, Р.Унарокова, Л.Хакуринова и другие), привнесшее в поэзию новые мотивы, свежие образы и краски.

Входящий в поэзию многообразный жизненный материал требовал для своего выражения многообразия средств выражения.

В поэзии шел процесс обновления идейных, жанровых, стилистических традиций. Обновление отразилось на поэтике, архитектонике стиха.

Эволюция лирических жанров выразилась в их интеллектуализации или в движении к медитативности - высшему качеству рода лирики.

В современной адыгейской поэзии сложились два типа лирического мышления - медитативно-аналитический и эмоционально-суггестивный, каждый из которых имеет свою жанровую систему.

Медитативно-аналитическое начало в лирике выразилось в жанрах думы, философской притчи, лирического этюда, сонета, а эмоционально-суггестивное - в жанрах лирической оды, баллады, думы, этюда, песни, элегии.

Таким образом, жанровая структура современной адыгейской лирики многообразна по своему составу и представлена разными ее формами, рашфывающими богатый внутренний мир современника во всем многообразии его связей с окружающей жизнью. Повышенный интерес лирики к человеку, широта охвата действительности, стремление освоить глубинные конфликты эпохи, прямота и откровенность в изображении жизни человека - вот ведущие качества современной адыгейской лирики, выраженные как в откровенно медитативных формах, так и в сюжетно-новеллистических стихах и интимнейших исповедях поэтов.

Художественная зрелость адыгейской поэзии выразилась и в эволюции ее эпических жанров - повести в стихах, стихотворной литературной сказке, лирическом цикле и поэме. Поэма в особенности за исследуемый период подверглась заметной эволюции, выразившейся в ее лиризации. Широк ее тематический, жанровый и стилевой диапазон, многообразны пути поиска.

Если поэмы послевоенного периода были преимущественно эпическими, с традиционным сюжетно-кошозиционным построением, то начиная с середины 50-х годов лирическое начало в них заметно усиливается, образуя новый лиро-эпический жанр поэмы.

Современная адыгейская поэма обнаруживает многотипность художественных структур: лирико-эпическая, обращенная к конкретному событию, лирическая, лирико-философская поэмы, достигшие идейно-художественного совершенства, так самостоятельные жанровые формирования.

При всей широте и многообразии художественного поиска современная адыгейская поэма, (как и советская), сохраняет верность своему эпическому роду. Однако сущность эпического претерпела значительные изменения, взаимодействуя с лирическим началом.

В процессе взаимопроникновения эпического и лирического современная поэма обнаружила "эпическую форму лиризма", определившую новаторскую сущность советской поэмы, нередко именуемой "лирическим эпосом1,' объединяющим в своем русле повествовательное, лирическое, драматическое начала.

Современная адыгейская поэма, не замыкаясь в узких национальных рамках, на высоком художественном уровне решает важные проблемы современности и раскрывает глобальные конфликты эпохи и человечества.

В своих лучших достижениях современная адыгейская поэзия отвечает высоким требованиям традиций социалистического реализма: революционной гражданской активности, качественно нового, углубившегося и осознанного историзма, дальнейших нравственно-гуманистических и художественно-стилевых исканий.

 

Список научной литературыПаранук, Кутас Нуховна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. ПРОИЗВЕДЕРШ ОСНОВОПОЛОШМКОВ МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМА.

2. М А Р К С К. и ЭНГЕЛЬС Ф. Об искусстве. В 2 т. 1957, т.1.

3. М А Р К С К. и ЭНГЕЛЬС Ф. Немецкая идеология.-Соч., М., 1955, т.З.

4. М А Р К С К. и Э Н Г Е JI Ь С Ф. Энгельс Лассалю. -Сб. Об искусстве. М., 1938.

5. МАРКС К. и ЭНГЕЛЬС ф. О литературе. М.,1958.

6. М А Р К С К. Введение к Критике политической экономии. Собр.соч., т.ХП, ч.1

7. ЭНГЕЛЬС Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М.: Гослитиздат, 1948.

8. Л Е II И Н В.И. Развитие капитализма в России. Полн.собр. соч., М.: Политиздат, т.З.

9. Л Е Н И Н В.И. Поли.собр.соч., М.: Политиздат, т.15.

10. Л Е Н И Н В.И. Полн.собр.соч., М.: Политиздат, т.25.1.10, Л Е Н И Н В.И. Полн.собр.соч., М.: Политиздат, т.35.

11. ЛЕНИН В. И. О национальной гордости великорусов. -Полн. с обр. соч., М,: Политиздат, т.2 6,2. ошщшю-дотитсАльный материал

12. П Р О Г Р А М М А Коммуни с тиче с кой партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1976 144 с.

13. XX СЪЕЗД Коммунистической партии Советского Союза, 14-24 февраля 1956 года. Стенограф, отчет, т.1-2,М.: Госполитиздат, 1956.

14. М АТЕР И АЛЫ внеочередного XXI съезда КПСС, М.:1. Политиздат, 1959. 260с.

15. ХХП СЪЕЗД Коммунистической партии Советского Союза 17-31 октября 1961 г. Стенограф, отчет. В 3-х т., т.2-3. М.: ГосПолитиздат, 1962, 608 с.

16. МАТЕРИАЛЫ ХХГ/ съезда КПСС.,М.: Политиздат, 1972.

17. М А Т Е Р И А Л Ы ХХУ съезда КПСС.,М.: Политиздат, 1976.

18. М А Т Е Р И А Л Ы ХХУ1 съезда КПСС.,М.: Политиздат, 1981, -224 с.

19. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС о литературно-художественной критике. В кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, М.: Политиздат, 1978, т.П, с. 2933.

20. ТИХОНОВ Н.А. Основные направления экономического и социального развития СССР на I98I-I985 годы и на период до 1990 года; Доклад ХХУ1 съезду КПСС 27 февраля 1981 года.М.: ИМ, 1981. 46 с.

21. О 60-Й ГОДОВЩИНЕ образования Союза Советских Социалистических Республик. Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982 года. М.: Политиздат, 1982. 32 с.

22. АНДРОПОВ Ю.В. Шестьдесят лет СССР.М.: Политиздат,1982. 30 с.

23. АНДРОПОВ Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. М.: Политиздат,1983. 31 с.

24. МАТЕРИАЛЫ Пленума Центрального Комитета КПСС, 22 ноября 1982 года. М.: Политиздат, 1982. 30 с.

25. О 80-Л Е Т И И Второго съезда РСДРП. Постановление ЦК КПСС 31 марта 1983 года. М.: Политиздат, 1983. 14 с.2. 15. ПЛЕНУМ Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983г.: Стенограф.отчет. М.: Политиздат, 1983. -'222 с.

26. МАТЕРИАЛЫ Пленума Центрального Комитета КПСС, 2627 декабря 1983. 30 с.

27. ЧЕРНЕНКО К.У. Народ и партия едины. Речь навстрече с избирателями Куйбышевского избирательного округа. М.: Политиздат, 1984. 30 с.

28. МАТЕРИАЛЫ СЪЕЗДОВ, КОНФЕРЕНЦИЙ,СИМПОЗИУМОВ

29. ПРОГРАММА регионального совещания, посвященного проблемам литературных взаимосвязей в процессе становления и развития литератур народов Северного Кавказа, состоявшегося в г.Карачаевске 2-4 декабря 1963 года. Черкесск, 1963. 6 с.4. К Н И Г И

30. А Б X А 3 С К А Я литература: краткий очерк. Сухуми,1963. 141 с.

31. АД ЫГ Е Й СКА Я филология. Краснодар, 1965, в.1.140 с.

32. А Д Ы Г Е й С К А Я филология. Краснодар, 1967, в.П.331 с.

33. АД НГ Е й СКА Я филология. Краснодар, 1969, в.Ш.1.I с.

34. А Д Ы Г Е й С К А Я филология. Ростов н/Д. 1970, в.1У.96 с.

35. А Д Ы Г Е й СКА Я филология. Ростов н/Д, 1974, в.У1.68 с.

36. А Д Ы Г Е к СКА Я филология. Ростов н/Д, 1976, в.УП.79 с.

37. АД ЫГ Е Я в цвету. . Сборник стихов адыгейский поэтов.

38. Краснодар, , 1955. - 96 с.

39. Л Б Р А М О В И Ч В.Г. Введение в литературоведение.М., 1966.

40. А К ТУАЛЬНЫЕ проблемы социалистического реализма. Сборник статей. М.: Сов.писатель, 1969.

41. АРИСТОТЕЛЬ. Об искусстве поэзии. М.: Гослитиздат, 1957, 183 с.

42. А Ш И Н 0 В X. Настоящий друг. Майкоп, 1954. 44 с. (На адыгейском языке).

43. А Ш И Н 0 В X. Дорога как жизнь. Майкоп, 1969. 174 с. (На адыгейском языке).

44. Б А Ё Р А М У К 0 В А II.М. Поэзия и условная поэтика. Ставрополь, 1973. 75 с.

45. Б А Р А Б А Ш Ю. Вопросы эстетики и поэтики. М.: Советский писатель, 1973. с.47.

46. БАХТИН М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож.лит., 1975.

47. Б Е К И 3 0 В A JI.A. Черкесская советская литература. Ставрополь, 1961.

48. Б Е К И 3 0 В А Л.А. От богатырского эпоса к роману. Черкесск, 1974. 288 с.

49. БЕЛИ Н С К И К В.Г. Собр.соч. в 3-х томах, М.: Госполитиздат, 1948.

50. БАГОВ H.II. Радости дверь открываю. Майкоп, 1969. -55 с. (На адыгейском языке).

51. БАГОВ II.Н. Солнечный день. Майкоп, 1976. 51 с. (На адыгейском языке).

52. БАГОВ Н.Н. Доброго тебе урожая. Майкоп, 1981,- 80 с, (На адыгейском языке).

53. БАГОВ Н.Н. Поле добра. М.: Современник, 1982. 42с,

54. БЕРЕТАРЬ Х.Я. Рассвет. Майкоп, 1957. 56 с. (На адыгейском языке).

55. БЕРЕТАРЬ Х.Я. Весенняя песня. Майкоп, I960. -72с. (На адыгейском языке).

56. БЕРЕТАРЬ Х.Я., РЕЗНИКОВ 11. Дочери аула. Очерки в стихах. Майкоп, 1961. - 80 с.

57. БЕРЕТАРЬ Х.Я. Луч солнца. Майкоп, 1964. НО с. (На адыгейском языке).

58. БЕРЕТАРЬ Х.Я. Исламей. Краснодар, 1965. 83 с.

59. БЕРЕТАРЬ Х.Я. Оленья гора. Майкоп, 1967. 122 с. (На адыгейском языке).

60. БЕРЕТАРЬ Х.Я. Камень не плачет. М.: Советский писатель, 1968. 80 с.

61. БЕРЕТАРЬ Х.Я. Новый день. Майкоп, 1969. НО с. (На адыгейском языке).

62. БЕРЕТАРЬ Х.Я. Тропинка в горы. Краснодар, 1971. -120 с.

63. БЕРЕТАРЬ Х.Я. Узор. Майкоп, 1972. 164 с. (На адыгейском языке).

64. БЕРЕТАРЬ Х.Я. Твой добрый друг. М.: Современник, 1974. 104 с.

65. БЕРЕТАРЬ Х.Я. Сказ об ауле. Майкоп, 1974. 76 с. (На адыгейском языке).

66. Б Е Р Е Т А Р Ь Х.Я. Колыбельная песня. Майкоп, 1975. -75 с. (На адыгейском языке).

67. БЕРЕТАРЬ Х.Я. Единственная любовь. Майкоп, 1977.128 с. (На адыгейском языке).

68. БЕРЕТАРЬ Х.Я. Века соединяют берега. Краснодар, 1978. 143 с.4.3S. БЕРЕТАРЬ Х.Я. Далекие берега. Майкоп, 1981. -256 с. (На адыгейском языке).

69. БЕРЕТАРЬ Х.Я. Неделимая доля. Майкоп, 1983. -143 с. (На адыгейском языке).

70. БРЕЖНЕВ Л.И. Целина. М.: ШШ, 1978. 79 с.

71. В И НОГРАДОВ И. Вопросы марксистской поэтики.М.: Советский писатель, 1972. 424 с.

72. ВОПРОСЫ истории адыгейской советской литературы. В двух книгах, Майкоп, 1979, кн.1. 176 с.

73. ВОПРОС Ы истории адыгейской советской литературы. В двух книгах. Майкоп, I960, кн.П. 205 с.

74. ВЫХОДЦЕВ П.С. Русская советская поэзия и народное творчество. M.-JI,: Изд-во АН СССР, 1963.

75. Г А Д А Г А Т Л Ь A.M. Песнь сердца. Майкоп, 1948. -48 с. (На адыгейском языке).

76. ГАДАГАТЛЬ A.M. Светлые дни. Майкоп, 1950. 32 с. (На адыгейском языке),

77. ГАДАГАТЛЬ A.M. Мой аул. Майкоп, 1953. 124 с. (На адыгейском языке).

78. ГАДАГАТЛЬ A.M. Песнь об ауле. Повесть в стихах. Краснодар, 1954. 120 с.

79. ГАДАГАТЛЬ A.M. Адыгейская песня о партии.М.: Муз— гиз, 1954.

80. ГАДАГАТЛЬ A.M. Дочь адыга. Майкоп, 1957. 88 с. (На адыгейском языке).

81. Г А Д А Г А Т JI Ь A.M. Дочь адыга. Повесть в стихах. Майкоп, 1957. 116 с.

82. Г А Д А Г А Т Л Ь A.M. Желание сердца. Майкоп, 1959. -115 с. (На адыгейском языке).

83. ГАДАГАТЛЬ A.M. Лаба поет. Майкоп, 1961. 96 с.

84. ГАДАГАТЛЬ A.M. Сердце адыга. М.: Сов.Россия, 1963. 128 с.

85. ГАДАГАТЛЬ A.M. Весна моей Родины. Майкоп, 1966.80 с. (На адыгейском языке).

86. ГАДАГАТЛЬ A.M. Дороги. Майкоп, 1972. 248 с. (На адыгейском языке).

87. ГАДАГАТЛЬ A.M. Честь. Краснодар, 1974. 80 с.4. 59.Г АДАГАТЛЬ A.M. Память лет. Майкоп, 1980. 104с.

88. ГАДАГАТЛЬ A.M. Свет над Лабой. М.: Советский писатель, 1981. 88 с.

89. ГАДАГАТЛЬ A.M. Светлые надежды. Майкоп, 1982. -168 с. (На адыгейском языке).

90. ГЕЙ Д.К.,ПИСКУНОВ В.М. Художественное богатство литературы социалистического реализма. М.: Знание, 1971.

91. ГИНЗБУРГ Л.Я. 0 лирике. Л.: Советский писатель, 1974. 408 с.

92. ГОРЬКИЙ A.M. О литературе (сборник статей), М.: СП, 1953.

93. ГРИНБЕРГ И.Л. Современная лирическая поэзия. М.: Знание, 1971. 78 с.

94. ГРИНБЕРГ И. Л. Над картой советской поэзии. М.: Знание, 1974. 64 с.

95. ДОБРОЛЮБОВ Н.А. Собр.соч. в 3-х томах. М. :Гос-политиздат, 1950т1952.

96. Д Р Е М О В A.PC, 0 художественном образе. М.: Сов.писатель, 1956. 226 с.

97. Д Р Е М О В А.К. Эстетический идеал советской литературы. М.: Знание, 1973. 62 с.

98. Е В Т Ы X А. Наши дни. Стихи. Майкоп, Адыгнациз дат, 1938. (На адыгейском языке).

99. Е В Т Ы X А. Новая быль. (Стихи и поэмы). Майкоп, Адыг-нациздат, 1940. 148 с. (На адыгейском языке).

100. ЕВТЫХ А. Счастье. Майкоп, Адыгнадиздат, 1946. -146 с. (На адыгейском языке).

101. ЕДИНСТВО, рожденное в борьбе и труде. Новаяи>то-рическая общность людей советский народ и литература социалистического реализма. (Сборник статей). М.: Известия, 1972. - 442 с.

102. Е Д И Н С Т В 0. Сборник статей о многонациональной советской литературе. М.: Худон,лит., 1972. 432 с.

103. Е М И Ж М. Возвратившиеся песни. Майкоп, 1977. 48 с. (На адыгейском языке).

104. Е М И Ж М. Таинственный знак. Майкоп, 1980. 47 с. (На адыгейском языке).

105. Ж А Н Э К.Х. Стихи. Майкоп, 1945. 36 с. (На адыгейском языке).

106. Я А Н Э К.Х. Наши дни. Майкоп, 1951. 77 с. (На адыгейском языке).

107. К А Н Э К.Х. Наша земля. Майкоп, 1953. 64 с.(На адыгей- " ском языке),480., Ж А Н Э К.Х. Красная звезда. Майкоп, 1955. 50 с. (На адыгейском языке).

108. Ж А Н Э К.Х. Стихи для младших братьев и сестер. Майкоп, 1956. 43 с.

109. Ж Л Н Э К.Х. Песни сердца. Майкоп, 1957. 102 с.

110. Ж А Н Э К.Х. Друзья и подружки. Майкоп, 1958. 56 с.

111. Ж А Н Э К.Х. Адыгея моя. М.: Молодая гвардия, 1959. 47с.

112. Ж А Н Э К.Х. Дети аула. Майкоп, 1959. 32 с.

113. Я А Н Э К.Х. Ребята с нашей улицы. Краснодар,1959. -30 с,

114. Н А Н Э К.Х. Маленькие друзья. Майкоп, 1959. 48 с. (На адыгейском языке).

115. Ж А Н Э К.Х. Дед и внуки. Майкоп, 1961. -64 с.

116. К А Н Э К.Х. Как Хазрет уходил на скачки. М.: Детгиз, 1961. 15 с.

117. Я А Н Э К.Х. Первый цветок. Майкоп, 1962. 27 с.

118. Ж А II Э К.Х. Есть у всех свои дела. Майкоп, 1963. 20с.

119. Ж А Н 3 К.Х. Нарисованное письмо. Краснодар, 1963.- 24с.

120. Я А Н Э К.Х. Первый цветок. Майкоп, 1963. 32 с. (На адыгейском языке).

121. Ж А Н Э К.Х. Ответ. Майкоп, 1963. НО с. (На адыгейском языке).

122. Ж А И Э К.Х. Дед и внуки. Майкоп, 1963. 48 с. (На адыгейском языке).

123. Ж А Н Э К.Х. Ответ . Краснодар, 1965. 71 с.

124. Ж А И Э К.Х. Слепой дождик. Краснодар, 1967. 15 с.

125. Ж А Н Э К.Х. Твои глаза. Майкоп, 1967. 113 с. (На адыгейском языке).

126. А С А Т И А Н И Г. Горизонты гражданственности. В кн.: Крылья и корни. М.: Сов .писатель, 1981, с. 47-64-.

127. АУТ ЛЕВА С. 111. Особенности художественной обработки сказок в современной адыгейской поэзии. В кн.: Ученые записки АНИИ. Майкоп, 1964, т.Ш. с.96-113.

128. Б А Р У 3 Д И И С. Воспитывать нового человека. Литературная газета, I мая 1958.

129. Б Е К И 3 О В А Л.А. Роль фольклорного наследия в становлении черкесской литературы тридцатых годов. В кн.: Ученые записки АШИ. Майкоп, I9S4, т.Ш, с.88-95.

130. БЕРЕТ А РЬ X. Стихи адыгейского лирика (0 Киримизе Жанэ). Советская Кубань, 1965, 28 декабря.

131. Б И К М У X А М Е Т О В Р.Г. Традиционные образы и стилистические течения в татарской советской поэзии. В кн.: Социалистический реализм в литературах народов СССР. М.: Наука, 1962.

132. Б О В Ы К И Н А З.Ф. Киримизе Жанэ. В кн.: Вопросы истории адыгейской советской литературы. В двух книгах. Майкоп, 1980, кн.П, с.120-130.

133. ВАСИЛЬЕВА Л. Доброта поэтического слова. (Литературный портрет Исхака Машбаша). Литературная Россия,1973, J ." 9.

134. В Е Л Е И Г У Р И II Н. Позиция автора. (Разговор о поэзии).-Кубань. Краснодар, 1959, 22.

135. B Е Р Б И Ц К И Й В. У писателей Адыгеи. Литературная газета, 1954, 29 июня.

136. Г АДАГАТЛЬ A.M. Шаззо К.Г. Аскер Евтых. В кн.: Ученые записки АНИИ. Майкоп, 1968, т.У1, с.63-94.

137. Г АДАГАТЛЬ A.M. Образ В.И.Ленина в адыгейской литературе. В кн.: Ученые записки АНИИ. Майкоп, 1970, т.10, с. 215-238.

138. Г АДАГАТЛЬ A.M. Книги о дружбе поют. Заметки писателя. Адыгейская правда, IS75, 10 июня.

139. Г АДАГАТЛЬ A.M. Влияние адыгского эпоса "Нарты" на современную культуру народа. В кн.: Проблемы адыгейской литературы и фольклора. В.2, Майкоп, 1979, с.55-67.

140. Г АДАГАТЛЬ A.M. Павел Резников. В кн.: Вопросы истории адыгейской советской литературы. В двух книгах.

141. Майкоп, 1980, кн.П, с. 180-185.

142. Г В Е Р Д Ц И Т Е JI И Г.Е., Канкова Г.И. Грузинская литература. В кн.: История советской многонациональной литературы. М.: Наука, IS74, т.5, с.347-365.

143. TEJIJIEP Э. Тепло, весело. Дон, 1962, J-3 3.

144. Г К III Е В И.Т. Творчество Исхака Машбаша. В кн. : Ученые записки АНШ. Майкоп, 1973, т.ХУШ, с. 104-145.

145. Г 0 JI У Б Е В А Л.Г. В.И.Ленин в адыгейской поэзии. В кн.: Ученые записки АНШ. Краснодар, 1968, т.У1, с.3-14.

146. ГОЛУ БЕВА Л. Г. Летопись литературной и культурной жизни Адыгеи. В кн.: Ученые записки АНШ. Майкоп, 1968, т.УП, с.188-219.

147. Г 0 Р Е II Ш Т Е Й II М.С. Лирика Исхака Машбаша. В кн.: Адыгейская филология. Ростов н/Д, 1970, в.1У, с.43-57.

148. Д А Н И Е Л Ь 10., Хазанов Ю. Заметки о детской литературе народов Северного Кавказа. В кн.: Детская литература . М.: Детгиз, 1962, вып.2.

149. Д Е М Е Н Т Ь Е В В. ".И время выразить свое". Мастера молодшл. (Беседа с адыгейским поэтом). - Лит. Россия, 1977, В 16, с.7.

150. ДЕМЕНТЬЕВ В. В. В час рассвета. В кн.: Пламя поэзии: Советская литература 70-х годов: Новые имена.М.: Мол.гвардия, 1982., с.80-106.

151. К Е Р Л III Е В А.Т. Дарю мои песни людям. (О последних книгах К.Жанэ). Комсомолец Кубани, 1974, 22 сентября.

152. К Е Р Л Ш Е В Л.Т. Новая книга поэта. Сов.Кубань, 1974, 26 октября.

153. КЕРАШЕВ А. Т. Сашер Яхутль. В кн.: Вопросы истории адыгейской советской литературы. В двух книгах. Майкоп, 1980, кн. П, C.I05-III.

154. К Е Р А Ш Е В Т. Доклад на первом съезде писателей ашугов Адыгеи. Адыгейская правда, 1936, 21 декабря.

155. КОС ТАНОВ Д. Г. Поэты Адыгеи. В кн.: Адыгея в цвету. Краснодар, 1955, с.3-8,

156. К 0 С Т А II 0 В Д.Г. Мурат Паранук (К 50-летию со дня рождения). Адыгейская правда, 1962, 8 мая.

157. К 0 С Т А II 0 В Д.Г. Некоторые вопросы становления и развития адыгейской советской литературы. В кн.: Ученые записки АНИИ, Май-коп, 1964, т.Ш, с.5-24.

158. КОС ТАНОВ Д. Г. Адыгейская литература. В кн.: История советской многонациональной литературы, М.: Наука, 1974, т.5, с.482-487.

159. К 0 С Т А Н 0 В Д.Г. Рождение адыгейской советской литературы и ее первые шаги. В кн.: Вопросы истории адыгейской советской литературы. В двух книгах. Майкоп, 1979, кн.1, - с. 35-57.

160. КОС ТАНОВ Д. Г. Адыгейская литература 30-х и начала 40-х годов, В кн.: Вопросы истории адыгейской советской литературы. В двух книгах. Майкоп, 1979, кн.1, - с.58-83,

161. К 0 II Ч A JI 0 В С К А Я II. Признание. Литература и жизнь. 1961, 12 апр.

162. К 0 III У Б А Е В П. С Лениным в сердце.(Образ В.И.Ленинав творчестве М.Паранука). Адыгейская правда,1969,7 июня.

163. К У II И 2 Е В М.Ш. Мурат Паранук. В кн.: Ученые записки АШИ. Майкоп, 1964, т.Ш, с.54-69.

164. К У II И Ж Е В М.Ш. Ахмет Хатков. В кн.: Вопросы истории Адыгейской советской литературы. В двух книгах. Майкоп, 1980, кн.П, с.37-45.

165. К У Н И Ж Е В М.Ш. Мурат Паранук. В кн.: Вопросы истории адыгейской советской литературы. В двух книгах. Майкоп, 1980, кн.П, с.58-67.

166. JI 0 М И Д 3 Е Г.И. Интернационализм и национальные традиции .-Вопросы литературы, 1961, J* 3.

167. М А Р Г В Е JI А Ш В И JI И Г. 0 развитии советской грузинской поэзии. В кн.: Литературно-критические статьи, Тбилиси; Заря Востока, 1958.

168. М A III Б А 111 И.Ш. От фольклора к письменной литературе.-В кн.: Ученые записки ЛЕШИ, Майкоп,1968,т.УП,с.5-18.

169. М А 111 Б А Ш И.Ш. (Поэт, прозаик) В кн.: Писатели Кубани. Краснодар, 1971, с.192-201.

170. М И X Е Л Ь С 0 II В.А., ГАДАГАТЛЬ A.M. Аскер Евтых. В кн.: Вопросы истории адыгейской советской литературы. В двух книгах. Майкоп, 1980, кн.П, с.80-94.

171. ПА II Е Ш У.М., 111 А 3 3 0 К.Г. Молодые писатели. В кн.: Вопросы истории адыгейской советской литературы. В двух книгах. Майкоп, 1980, кн. П, с.191-204.

172. ПОЛИКАРПОВ А. Поэзия солнечного братства (0 поэзии К.Жанэ). Литературная газета, 1958, I мая.

173. СВЕТЛАНОВА 3. Эта поэтическая сторона. (Культурная и литературная жизнь Адыгеи). Литературная Россия, М., 1966, 15 20.

174. С X А Л Я X 0 А.А. Аскер Гадагатль. В кн.: Ученые записки АНИИ. Майкоп, 1968, т.У1, с.134-151.

175. СХАЛЯХО А. А. Киримизе Зланэ. В кн.: Ученые записки АНИИ. Майкоп, IS68, т.У1, с.114-133.

176. СХАЛЯХО А.А. Путь поэта. (О жизни и творчестве Яхутля Сафера). В кн.: .Адыгейская филология. Ростов н/Д, 1970, в.1У, с.68-82.

177. С X A JI Я X 0 А.А. Адыгейская литература послевоенного десятилетия (1946-1956). В кн.: Вопросы истории адыгейской советской литературы. В двух книгах. Майкоп, 1979,кн.1, с.101-137.

178. СХАЛЯХО А.А. 0 некоторых вопросах современнойадыгейской литературы. В кн.: Проблемы адыгейской литературы и фольклора, в.2, Майкоп, 1979, с.5-29.

179. ТЛЮ СТЕН 10. К новому подъему адыгейской литературы. Адыгейская правда, 1952, 4 июля.

180. Т У Р К 0 В А. Вдохновенный поэт Адыгеи.(Вступительная статья о творчестве И.Машбаша). Сов.литература, 1981, J'ii 4, с. 137-139. На англ. яз.; на исп. яз.

181. ФЕДОРЦЕВ П. На поэтической тропе. Кубань, 1972, j& 7, C.II3-II4.

182. Ц И Ц И Ш В И JI И Г.Ш. Национальная форма литературыи процесс взаимодействия литератур. В кн.: Литературные взаимосвязи. Тбилиси, 1965, т.1, с.229-246.

183. Ч А М 0 К 0 В Т.П. Мелодии сердца. Дон, 1965, & 3, с. 171-172.

184. Ч А М ОКОВ Т.Н. Традиции фольклора в адыгейской поэзии. В кн.: Адыгейская филология, в.2, Краснодар,1967, с.259-273.

185. Ч А М ОКОВ Т.Н. О традициях и новаторстве в поэзии адыгских литератур. В кн.: Ученые записки АНИИ.Майкоп, 1968, т.У1, с.203-219.

186. Ч А М ОКОВ Т.Н. Об адыгейском стихосложении. В кн.: Адыгейская филология, в. 1У, Ростов н/Д, 1970, с.83-95.

187. Ч A М ОКОВ Т.Н. Зволюция рифш и ритмики в адыгейской поэзии. В кн.: Адыгейская филология, в,У, Ростов н/Д, 1972, в.У, с.

188. Ч А М ОКОВ Т.Н. С любовыо к родной земле. К 50-летию со дня рождения поэта и литературоведа А.Ы.Гадагатля. -Адыгейская правда, 1972, 22 сентября.

189. Ч А М ОКОВ Т.Н. Аскер Гадагатль. В кн.: Вопросы истории адыгейской советской литературы. В двух книгах. Майкоп, 1980, кн.П, с.131-139.

190. Ш A 3 3 0 К.Г. Не звонкой славы ради. Дон, 1966, J& 8, с.190-191.

191. Ш А 3 3 О К.Г. Главная мера человек!. - В кн.: Молодые о молодых. М.: Молодая гвардия, 1974, с.308-322.

192. Ш А 3 3 О К.Г. Адыгейская советская литература на современном этапе (1957-1978). В кн.: Вопросы истории адыгейской советской литературы. В двух книгах. Майкоп, 1979, кн. I, - с.138-173.

193. Ш А 3 3 О К.Г. Исхак Машбаш. В кн.: Вопросы истории адыгейской советской литературы. В двух книгах. Майкоп, 1980, кн.П, с.140-153.

194. Ш Е В JI 0 К 0 В П. Исхак Машбаш. (0 творчестве). Ошхама-хо, 1973, В I, с.84-89. (На кабард. яз.).

195. Ш И К О В К.М. Отражение сощталис тиче ских преобразований в адыгейской советской поэзии. В кн.: Ученые записки АЛИИ. Майкоп, 1973, т.ХУШ, с.104-145.

196. Ш И КОВ К.М. Интернационализм адыгейской советской поэзии военного периода. В кн.: Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Майкоп, 1977, в.1, с. 3-18.

197. Ш И КОБ К.М. Поэзия мужества. О жизни и творчестве Ху-сена Лндрухаева. В кн.: Проблеш адыгейской литературы и фольклора. Майкоп, 1977, в.1, с.43-62.

198. Я К И М Е II КО Л. Песнь о будущем (о развитии младописьменных литератур). Литературные заметки, Правда, IS72,15 декабря.6. ДИССЕРТАЦИИ

199. БАКОВ Х.И. Адыгские литературы и проблема ускоренного развития младописьменных литератур. Дисс.канд. филол. наук. М., 1973.

200. БЕКИЗОВА Л.А. Национальные художественные традиции и развитие повествовательных жанров адыгских литератур. Дисс. доктора филол. наук. М., 1972, - 384 с.

201. Д Е М Е II Т Ь Е В В. Лирика С.Щипачева. (Очерк творческой эволюции). Дисс. канд. филол. наук. М., 1954.

202. М А М И Й Л.Г. Образ нового человека в адыгейской прозе. Дисс. канд. филол. наук. Тбилиси, 1968.

203. П А II КРАТОВА Л.Я. Поэзия М.Исаковского. Дисс. канд. филол. наук. М., 1951.

204. С X А Л Я X О А.А. О путях развития адыгейской советской литературы. Дисс. канд. филол. наук. Тбилиси, 1966. -295 с.

205. X А К У А Ш Е В А.Х. Адыгское просветительство дореволюционного периода. Дисс. доктора филол. наук. - Нальчик - Тбилиси, 1981. - 389 с.

206. Ч А М О К О В Т.Н. Традиции и новаторство в адыгейскойпоэзии и русско-адыгские поэтические связи. Дис. канд. филол. наук, -М., 1967.

207. Ill И К О Б К.ш. Становление и развитие адыгейской советской поэзии (20-40-е годы). Дисс. канд.шилол.наук.-Тбилиси, 1974.7. АВТОРЕФЕРАТЫ

208. БАКОВ Х.И. Адыгские литературы и проблема ускоренного развития младописьменных литератур. Авторе:.), дисс. канд. филол,наук. ivl., 1973. - 20 с.

209. Б Е К И 3 0 В А Л.А. Национальные художественные традиции и развитие повествовательных жанров адыгских литератур: Автореф. ДИСС.ДОКТ. филол. наук. -Ы., 1972. 39 с.

210. ГАДАГАТЛЬ A.AI. Адыгский эпос "Нарты": Автореф. дисс.канд.филол.наук. Тбилиси, 1965. - 42 с.

211. К У Н И It Е В М.Ш. Формирование жанров адыгейской литературы: Автореф. дисс.канд.филол. наук. И., 1971. - 20 с.

212. И Ш И Г 0 Т U Ж ЕВ А.З. Кабардинское стихосложение: Автореф. дисс.канд. филол. наук. Тбилиси, I960. - 20 с.

213. С 0 К У Р 0 В wl.T. Лирика Алима Кешокова: Автореф. диссканд. филол. наук. Нальчик, 1967. - 22 с.

214. С X А Л Я X 0 А.А. Пути развития адыгейской советской литературы: Автореф. дисс. канд.филол. наук. Тбилиси, 1966. - 38 с.

215. Ч А М ОКОВ Т.Н. Традиции и новаторство в адыгейской поэзии и русско-адыгские поэтические связи: Автореф. дисс. канд. филол. наук. М., 1967. - 19 с.

216. Ill А 3 3 0 К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанровв адыгских литературах: Автореф. дисс----докт.филол. наук. 1. Тбилиси, 1979. 47 с.

217. III И К 0 В К.ГЛ. Становление и развитие адыгейской советской поэзии (20-40-е годы):Автореф.дисс.канд.филол. наук. -Тбилиси, 1974. 24 с.