автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Формирвание и кризис идеи прогресса в европейской философии
Полный текст автореферата диссертации по теме "Формирвание и кризис идеи прогресса в европейской философии"
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГрруД^уСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
" -л
1 7 ОКТ Ьао
На правах рукописи
МАРТЫСЮК ПАВЕЛ ГРИГОРЬЕВИЧ
ФОРМИРОВАНИЕ И КРИЗИС ИДЕИ ПРОГРЕССА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
специальность 09.00.03 - история философии
АВТОРЕФЕРАТ диссертации па соискание учгяой степени кандидата фдлософския наук
Санкт-Петербург 1996
Работа выполнена на кафедре истории философии Санкт-Петербургского государственного университета
Научный руководитель: Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
доктор философских наук, профессор Ю.В.Псроь
доктор философских наук, профессор Ю.Н.Солоивн
кандидат философских наук, доцевт О.Е.Ивано»
Санкт-Петербургская военная инжснерио-косыическая академия им. А.Ф.Можайского
Защита состоится " СЕИПЕРЗ 1996 года в часов иа заседании Диссертационного СоветаК.04Л.5^.\8.по присуждению ученой степевнкандидата философских наук в Санкт-Петербургском государственном университете
Адрес: 199164, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д.5 философский факультет, ауд.-М
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке иы. А.М.Горького Санкт-Петербургского государственного университета
Автореферат разослан "19" — 1996 года
Ученый секретарь Диссертационного Совета,
кандидат философских наук, доцент И А.Тульпе
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
Исследование идеи • прогресса и является одной из важнейших задач, стоящих перед философской мыслью. Она имеет многовековую историю, своими корнями уходящую в античную эпоху, находит достойное место в различных философских учениях. Идея прогресса несет в ceöe множество смысловых оттенков, выступает в самых различных вариациях. В результате ее исследования раскрывается тайна перехода, изменения, что проливает свет на неуловимость и невыразимость культуры, ее неисчерпаемость в историческом времени.
Актуальность теш исследования. Актуальное значение исследуемой теме придает круг, затрагиваемых ею вопросов, таких как характер и особенности идеи прогресса взаимодействие объективных и субъективных детерминант а процессе развития, соотношение цели и результата в этом исследовании.
Необходимость в исследовании идеи прогресса является требованием самого времени. В противном случае не представляется возможным определить происходит ли развитие или эпоха "топчется" на месте, воспроизводя себя в одной и той же определённости. -
Учитывая то, что расширение категориального аппарата любой науки свидетельствует об её объективном развитии, совершенствовании, способности охватить ноЕые процессы и явления человеческой практики, утверждается, что анализ идеи прогресса несомненно будет способствовать развитию как философии, так и других наук, изучающих многообразные аспекты развития общества, самоутверждения и самовыражения человека.
Степень научной разработанности проблемы. Состояние исследования проблематики прогресса обеспечивает ей заметное место в отечественной философской литературе. В связи с этим можно назвать широкий круг авторов, подготовивших целый ряд публикаций, посвященных марксистской концепции общественного прогресса, и занимавшихся разработками в рамках ■ исторического материализма. К ним относятся: Арнольдов А.И., Бенедиктов H.A., Гобозов И.А.. Гербер JLE., Глезерман Г.Е., Гончарук С.И., Денисов В.В., Зеркин Д.П., Лоскутов В.А., Лысманкин E.H., Протасенко З.М., Спиркин А.Г., Федосеев П.Н. и мн.др. В большинстве своём вышеназванные авторы ограничились исследованием концепции общественного прогресса в контексте материалистического понимания истории. Идея прогресса ими рассматривалась лишь в применении к определённому
историческому процессу. .Поиски объективного научного критерия прогресса осуществлялись только применительно к материалистической основе общества.
На протяжении определённого ряда лет было подготовлено достаточно большое количество публикаций, посвященных проблематике критики современной буржуазной философии истории и социологии, в первую очередь связанных с отрицанием ею идеи прогресса. Сюда же вошли и работы по критике концепций локальных цивилизаций. Агорами данных публикаций являются: Артановский С.Н., Асланян Г.Г., Арай-Оглы Э.А., . Бовш В.И., Богомолов A.C., Бондарчук И.А., Бычко И.В., Гайденко П.П., Губин В.Д., Давыдов Ю.Н., Кон И.С., Каграма-нов Ю.М., Маркарян Э.С., Митин М.Б., Осипов Г.В., Семёнов Ю.Н., Скворцов Л.В., Чесноков Г.Д. и мн.др. В большинстве своём их работы посвящены критике буржуазной социологии ва ограничение ею сферы действия прогресса областью общественного сознания, постановку этой проблемы в этической плоскости, непризнание исторического подхода к явлениям, происходящим в обществе, а также отказ от идеи прямолинейного исторического развития и вамены его концепциями локальных цивилизаций.
Существует также целый ряд работ, посвященных анализу идеи прогресса в историко-философской традиции. В числе их авторов можно назвать таких исследователей истории философии как Аверин-цев С.С., Асмус В.Ф., Баткин Л.М., Барг М. А., Блок М., Безобразов П.В., Гофф Л.Ж.-, Гуревич А.Я., ЗлобинН.С., Иванов В.И., Коллинг-вуд Р.Дж., Карсавин Л.П., Лосев А.Ф., Лазарев В.В., Майоров В.*В., 'Межуев В.М., ХёйэингаЙ., Февр Л. и мн.др.
Следует, однако, отметить, что историко-философские исследования по тематике прогресса развивались явно неравномерно: есть направления, периоды в истории философии, которым более "повезло", и потому изученные довольно обстоятельно. Это идеи прогресса во французском Просвещении, марксистская,- позитивистская традиции. Марксистская теория прогресса, как и позитивистский эволюционизм, подверглись наиболее тщательной проработке. В связи с этим, при том уровне обобщения материала, который принят в диссертации, т.е. без особого■углубления в частности, мало, что можно добавить к этому по существу.
В специальной литературе нередко преобладают несколько тен^ денвдозные и не вполне адекватные трактовки как отдельных учений,
гак и философии целых эпох в их отношении к идее прогресса. Историко-философские исследования по тематике общественно-исторического прогресса в массе своей страдают некоторой односторонностью. Понятие "прогресс", кзк правило, трактуется в них в обособленности и в абстрактной противоположности другим, в первую очередь, идее циклизма.
Настоящее исследование сводится к исследованию идеи прогресса в её отношении к идее цикличности, в трудах (Платона, Полибия, Тита Ливия, Августина, Иоанна Дамаскина, Максима Исповедника, Иоахима Флорского, Ф.Бэкона, Ж.Ж.Руссо, Д.Еикоидр.) ; соединению идеи прогресса с принципом историзма в трудах (И.Г.Гердера и Г.В.Ф.Гегеля); осовйакио кризиса идеи прогресса в произведениях (Ф.Ницше, О.Шпенглера, Н.Я.Данилевского, К.Н.Леонтьева, П.Сорокина, А.Д.Тойнби и др.); морально-религиозной концепции прогресса в работах (Вл.С.Соловьёва, Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, С.Л.Франка, В.Ф.Эрна и др.). ;
Цель исследования заключается: во-первых, в воспроизведении европейской традиции на основайии ликвидации в ней пробелов, связанных с недостаточным вниманием к идоо прогресса; во-вторых, в конкретизации п уточнении как отдельных учений, так и философии целых эпох в их отношении к идее прогресса; в-третьих, в исследовании идеи прогресса в её отношении к идее цикличности. Реализация поставленной цели потр&бовада решения следующих задач:
- исследования основных моментов возникновения и формирования идеи прогресса в европейской историко-философской традиции;
- выявления в исторической ретроспективе соотношения идеи прогресса с идеей цикличности;
- прояснения специфической сущности кризиса идеи прогресса у Вл.Соловьёва, Ницше и Шпенглера. ■
Положения и выводы, выносимые на защиту.
В процессе анализа идеи прогресса, осуществляемого на историко-философском материале, раскрыты некоторые трудности в её отношении и оценке. Благодаря тому, что идея прогресса достаточно широко используется в литературе, в диссертации выявлена ее неоднозначность и многогранность. При этом уточняется, что идея прогресса присутствует не только в достижениях в сфере науки, техники, экономики, но и в истории, а также области социальных и культурных отношений.
В частности, основные результаты исследования могут быть зафиксированы по следующим параметрам:
- само понятие прогресса существовало и эволюционировало в философии всегда в соотношении с "циклизмом". Их отношение оказывалось не внешним противостоянием, а обретало форму взаимополага--ния и взаимопроникновения. Только в наиболее абстрактных и потому односторонних "линейных" версиях общественного прогресса представления о прогрессе исключали элементы циклиэыа;
- идея прогресса тач гке как и идея циклического развития несет мифологическую и архетипическую нагрузку;- новоевропейская идея прогресса есть лишь одна из её форм,
наиболее развитая и последовательная, но и отчасти поэтому односторонняя;
- крквис идеи прогресса у Вл.Соловьёва выражается в сомнении в7'Универсальности и неодолимости прогресса во всех областях ливни, ' в невозможности его реального осуществления, что приводит к радикальной корректировке и переосмыслению идеи прогресса на религиозной основе;
- кризис идеи прогресса у Ницше вырзкается в критике лишь определенных её форм, трактовок, содержания понятия "прогресс" и его критериев, что было вызвано сдвигами в самом философствовании. В го время как у Шпенглера кризисные тенденции идеи прогресса обусловлены ограничением сферы действия прогресса рамками отдельно взятой .культуры.
Структура и объём диссертации. Задачи исследования определили собой структуру диссертации, состоящей из введения, трёх глав и заключения.
Первая глава называется : "Становление идеи прогресса в её отношении к идее цикличности". В ней проводится анализ идеи прогресса. Идея прогресса здесь рассматривается в её соотношении с идеей цикличности в различных историко-философских учениях.
Вторая глава называется : "Новоевропейская идея прогресса и её завершение в философии Гегеля". В ней основное внимание уделяется разработке теории прогресса Гердером и Гегелем, так как они наиболее последовательно воплотили своеобразие именно новоевропейского понимания прогресса.
Третья глава называется : "Кризисные тенденции в интерпретации идеи прогресса". В ней кризис идеи прогресса представлен дву-
мя параграфами : и Соловьеве и о Ницше и Шпенглере. Подобную структуру главы можно- объяснить тем, что именно здесь выбраны тенденции конца прошлого - начала нашего века.
Отдельные положения диссертации целесообразно использовать в преподавании спецкурсов по истории философии и культурологии.
Апробация работы.
Материалы диссертационной работы автором использовались при чтении курса лекций и проведении семинарских занятий по культурологии. Результаты исследования докладывались на республиканских конференциях (Минск 1995-1996г.).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
Во введении обосновывается актуальность темы, степень 'её разработанности, формулируется цель и задачи исследования, определяется научная новизна, практическая и теоретическая значимость работы, даются краткие характеристики структуры и логики диссертационного исследования.
Первая глава называется : "Становление идеи прогресса в её отношении к идее цикличности". В ней проводится анализ идеи прогресса. При этом делается акцент на её неповторимость, многогранность, уникальность, способность проявляться в различных формах и вариациях.
Прогресс относителен, любая открытость философского знания "вперед" неразрывно связана с открытостью "назад". Высшее достижение зрелой, возмужалой нзуки возвралрет нас к первоисточникам, в которых мы даже не можем узнать отправную точку самого процесса. Во многом это объясняется тем, что каждому направлению в каждую эпоху свойственен свой диапозон шслей и возможностей.- Все это не вселяет уверенность, что на определенном этапе исторического развития идея прогресса предстанет перед нами в"некем завершённом вид1?.
Одним из основных элементов пошшания исторического процесса являются циклические теории общественного развития. Соглабно, им общество в целом и его отдельные сферы движутся по замкнутому кругу с постоянным возвращением вспять к исходному состоянию с последующими новыми циклами возрождения и упадка.
В диссертационном исследовании отмечается, что противоположность прогресса и циклического развития не является основанием
- б -
для того, чтобы их рассматривать в изоляции друг от друга. Они имеют обпито психологическую природу, проистекающую из потребности человека в совершенствовании своей личности, стремлении к участию в исторической и культурной деятельности, несут мифологическую и архетипнческую нагрузку. Далеко не последнюю роль здесь также играют объективные историко-культурные основания.. Это приводит к параллельному эволюционированию понятия прогресса и "циклизма" в истории, их взаимополагаагао и взаимопроникновению.
Не последнюю роль в возникновении идеи циклического развития играет "космизм", который язляется неотъемлемым атрибутом сознания античного человека. Космологическое сознание как нельзя лучше согласуется с циклическим восприятием времени, которое содержит в себе идею вечного возврата. Идея вечного возврата долгое время служила спасительным психологическим прибежищем человека от угрозы перемены к худшему, будучи заключенной в потоке времени.
Идея цикличности в античности неразрывна с единым повсюдным центром, вокруг которого происходит постоянное и бесконечное вращение различных исторических судеб и образований, их оборотни-чество. В этом водовороте теряется начало и конец, происходит постоянное возвращение к первоначальному. Индивид в этот период не способен вырваться из этого круга, разорвать его. Он еще тесно связан с мифологической вечностью.
Идея цикличности'в полной мере наша отражение в философии Платона. В ряде своих произведений философ подчёркивает необходимость повторения ранее пройденных этапов развития. В бесконечно поступательном возникновении по прямой линии он видит смерть всему живущему. Сама же платоновская идея цикличности времени обуславливается тем, что "циклы" истории определяются не изнутри, а извне её - состоянием космоса. Идея цикличности в рамках истории лишена исторического смысла, так как полностью заполнена смыслом космическим.
■ На основе анализа трудов Тита Ливия, Корнелия Тацита и других римских историков, отталкиваясь от практики общественной жизни и своеобразия политики Рима, автор,пришёл к выводу, что идея прогресса осуществляется в реальности в римской истории.
Римская идея в последующем сохраняется как идея универсальной истории. Она проникает в последующие исторические наслоения, в различные культурные и религиозные проявления, находит своё отра-
жение в Римской католической церкви. Последняя повлекла миссионеров римского епископа сперва в Германию и Англию, а несколько веков спустя в Африку, Китай и Японии. Римская церковь', отвращалась от всего частного и разбросанного, свёртывалась в великие духовные ордена, по сути своей далеко отличающиеся от христианской ар-тодоксш.
Далее в тексте анализируется отношение к идее прогресса со стороны различных представителей христианской мысли. Прогресс в историческом времени у Августина в первую очередь можно рассмотреть как прогресс в области нравственности. Замкнутая цикличность, присущая античности, им отрицается, священная де история мыслится в движении к нравственному совершенству. Августин берет на себя ответственность систематизировать Священную историю," в результате чего история земного человечества у него оказывается заключенной между 2-мя катастрофическими событиями: грехопадением Адама и Евы и Страшный судом.
У представителей Восточной Церкви история рассматривается в неразрывной связи с онтологией. В отличие от западного подхода к решению этой проблемы (начало которой положил Августин), здесь не ставится во главу угла проблема оппозиции время - вечность, а открыто утверждается преимущество бытия и жизни по отношению к смерти и упадку. В этом 'подходе определяющим понятием является понятие движения бытия.
Максим Исповедник в своих трудах развивает богословие истории. В его учении мы сталкиваемся с мыслью о том, что истина'истории и цель исторического прогресса находятся в будущем, что безусловно ограничивается лишь онтологическим смыслам. Они претендуют на истину, когда пребывают в движении и следуют к своему завершению. Опираясь на учение Максима Исповедника, Иоанн Зизиудас метко подмечает, что если мы откажемся видеть в окончании истории вечно восходящее и бессмертное существование, тогда неизбежно придётся признать вместе с греками, что после конца всё прекратится и что история есть не-бытие и не-истина. Таким образом, истина истории отождествляется с истиной бытия только потому, что история есть движение к своему завершению. Здесь уже просматривается момент -разрешения проблемы взаимодействия истории и бытия, так и не разрешенной античностью.
Проблема столкновения линейного развития и "циклизма"' не раз
усматривалась во взапмосопрнкосновении между ортодоксией и ересью. Их взаимосвязи нередко обретали форму конфликта между приверженцами линейной и циклической концепции исторического развития. Ещё в 3 веке Ориген, под влиянием эллинской мысли утверждал, что страсти господни повторяются ежедневно и будут повторяться до окончания века. В 13 в. эту мысль повторил христианский философ Сигер Варабантский. Особенно широко элементы циклизма были представлены в схоластике 14-15 вв. Элементы циклизма также - имели место в круговращении церковного календаря, в литургии и мистериях, в которых разыгрывались не только евангельские сюжеты, но и космические драш. В народных верованиях, несмотря на протесты ортодоксии, время рассматривалось как чередование повторяющихся циклов.
Довольно-таки интересные моменты, связанные с идеей исторического развития и прогресса, обнаруживают себя у французского каноника-августинца Гуго ие Сен-Виктора. Он сумел систему исторической периодизации Августина наполнить внутренней динамикой, придал универсальный характер процессу исторического развития. Гуго из Сен-Виктора наиболее близко подошел к идее исторического развития как поступательного взаимосвязанного процесса. При этом элементы античного наследия им истолковывались в мистическом христианском ключе. Он первым рассматривал историю как процесс, . обусловлтааищийся его отрицательной стороной.
В средневековой историографии в мистифицированной форме содержалась идея постоянного расширения интеллигибельной истории. В наиболее.выраженной степени она нашла отражение в лице Иоахима Флорского ("1132-120£гг.). Не довольствуясь системой Августина, которая остановилась на христологической позиции, он видел дальнейшее развитие священной истории в её непосредственной связи, с. третьим лицом - духом святым.
Отдельные черты, характерные для античности и средневековья нашли свое место и в возрожденческой традиции. Позаимствовав идею цикличности у античности, мыслители эпохи Возрождения выработали своё отношение к "цигслизму". Но их убеждение в возможности исторического круговорота сводилось не к периодическому возврату, затрагивающему интересы целостной истории, а к круговороту только лишь отдельных исторических форм. Это свидетельствовало о том, что гуманистическая теория круговорота приобрела феноменальный, а
, не сущностный характер. В эпоху Возрождения утверждению идеи прогресса мешало чрезмерное преклонение иных гуманистов перед античной, культурой, которую они считали недосягаемой вершиной человеческих достижений. Первым шагом к преодолению такого отношения была теория циклического развития, согласно которой периоды подъёма и упадка цивилизации чередуются. Эта теория обещала новый расцвет культуры. Её придерживался, например, Ж.Воден. Не чужд ей был и Макиавелли. Его мысль о том, что государства переходят от порядка к беспорядку и наоборот, вполне тому отвечает.
Вторая глава называется: "Новоевропейская идея прогресса и её завершение в философия Гегеля". В ней говорится о том, что в начале 17 века у Фрэнсиса Бэкона идея прогресса в сфере научного познания обнаружилась и обосновывалась в "чистом виде" - свободном от элементов циклизма. Последний усмотрел причину отказа от движения вперед именно в "благоговении перед древностью".
Занимаясь исследованиями различных наук, Бэкон внёс значительный вклад в теорию прогресса, зачатки которой уже имели место у античных материалистов. Одной из задач, связанных с воплощением идеи прогресса в науке, на которую обратил внимание Бэкон, является задача систематизации всего накопленного людьми производственного опыта в истории наук и "искусств". Это происходит в результате последовательной деятельности многих поколений, сменяющих друг друга.
Если прогресс в области науки, следуя бэконовскому учению, можно характеризовать как абсолютный, то прогресс в области истории несет в себе ряд противоречивых особенностей и различного рода сложностей.
Хотя в историка - философской традиции с именем Батона преимущественно связывается идея прямолинейного прогресса. Тем не менее как историк, рассматривая прошлое, он больше склоняется к циклической интерпретации хода истории, придерживаясь мнения, что все в мире повторяется и то, что было полезным независимо от того представят ли люди эти изречения как создание своего века или бу-. дуг специально подчеркивать их древность.
Идея прогресса занимает существенное место в историзме Просвещения. Она связывается с общей верой в разум, позволяющей оптимистически заглянуть в'будущее.
Вера в то, что человек по самой своей природе способен к бес--
конечному совершенствованию, нашга свое воплощение в сочинении А.Кондорсе "Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума"(1795г.). Путь к совершенствованию человека он определяет через прогресс научных знаний, который в конечном итоге приведет к воцарению рая на земле.
Проблема развития и совершенствования культуры в этот исторический период является одной из наиболее важных. В культуре, в самой познавательной способности человека, просветительский ум видит главное средство исправления пороков и недостатков существующей цивилизации. В связи с этим возникает потребность привести разум в соответствие с самим собой и тем самым вырвать из "объятий природы."
Проблема соотношения "циклигыа" и развития нашла существенное место в философской мысли Руссо. Для последнего общественное развитие протекает в 3-х фазисах. Первый фазис представляет собой естественное равенство. Второй фазис непосредственно связан с возникновением неравенства. Третий фазис вновь является водворением равенства. Но равенство, обретенное в третьем фазисе развития отлично от уже пройденного. Ибо первое является равенством чисто естественным, а второе в свою очередь вынужденным. Оно представляет собой крайнюю точку, соприкасающуюся с исходной точкой. В результате этого круг замыкается.
Идея циклического развития наша своё полное выражение в творчестве итальянского историка и философа Дж.Вико. Всемирная история у него представляет собой совокупность - замкнутых циклов, где непрерывный, преемственный процесс развития не находит своего места.
Вместе с тем цикл, которому подвержено историческое развитие в трактовке Вико, предполагает присутствие идеи прогресса. Это объясняется тем, что история движется не по кругу, , а по спирали ибо она никогда не повторяется, а вступает в каждую новую фазу в иной форме, которую определяет предшествующее развитие. Именно потому, что история всегда создает нечто новое, она содержит в себе идею прогресса, которая и позволяет нам предвидеть будущее. В атом отличие закона циклической эволюции Вико от старой греко -римской идеи строгого циклического движения в истории (мы находим ее, в частности, у Платона, Подибия, у таких историков Возрождения, как Макиавелли и Кампанелла).
Впоследствии Гердер сумел обнаружить действительные слабости всех просветительских -версий исторического прогресса (включая и кантовсгага) и сформулировал в их критике аргументы, которые позже стали пользоваться широким признанием, в том числе и в русской религиозной философии, начиная с Соловьёва.
Гердер в своем учении предпринял попытку соединить принцип историзма с идеей прогресса. Причина развития общества им усматривается в естественных причинах. Для него-мир в целом является ареной действия универсальных сил всеобщего прогресса, обуславливающего движение от простого к сложному, переходом неорганической материи в растительное и животное царство, с последующим появлением человека. Для Гердера поступательное движение вперёд связано с разрушением ранее существовавших форм. На смену им приходят более организованные и разумные формы, что уже предполагает воцарение идеи прогрессивного начала. Отвергая рационалистическую трактовку прогресса в его отношении к идеалу завершающего исторического состояния, гердеровский историзм противопоставляет ему -идеи плюрализма. и многообразия истории, вариативность исторического процесса, самоценность каждого исторического состояния.
Особый интерес представляет отношение Гегеля к идее прогресса. Предшествующие философские идеи, связанные с историческим развитием и идеей прогресса, в значительной степени предуготовили появление на философской арене исторического учения Гегеля. Он же в свою очередь сумел объединить взгляды своих предшественников в концептуальную схему всешфно-исторического., процесса,' выдвинув критерий прогресса - осознание идеи свободы.
В философии Гегеля концепция прогресса становится высшей и наиболее развитой формой идеи прогресса. Во многом это объясняется тем, что Гегель впервые представил естественный , исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии. Идея прогресса имплицитна гегелевскому историзму, и в её разработке Гегель делает заметный шаг вперёд. У него будущий этап развития наделён большим совершенством, чем наличный, что стимулирует дальнейший прогресс. Вместе с этим движение в истории Гегелем объясняется не из прошлого, а из будущего, из более высокого состояния. А всё иное в истории, что не является воплощением исторической цели, окаэыва-
ется эа пределами всемирной истории. Философская позиция Гегеля, выразившаяся в том, что всеобщая история подобно мощной реке тащит за собой не только отдельных индивидов, но и нации, что в свою очередь приводит к схождению с исторической сцены различных народов, реализовавших своё предназначение, получила негативный отклик в различных философских направлениях 19-20 века. Тот же Швейцер критикует его за устранение из истории морального фактора и, как следствие, разрыв между человеческой деятельностью и идеей прогресса. У Гегеля он усматривает больше веры в прогресс,' чем содействия его осуществлению.
Гегелевская идея прогресса, получив своё выражение в сфере духовной культуры, лишь отчасти затрагивает материальное производство. Отсюда напрашивается вывод о неизбежности неустойчивого и конфликтного существования культуры во враждебной и материальной среде, эгалитарного её понимания. Поэтому и не срабатывают критерии общественного прогресса. Подчиняясь воле абсолютного духа, культура перестает удовлетворять интересы различных слоев населения. Возникает понятие культуры меньшинства. Момент тождестзз культурной значимости субъекта и волеизъявления абсолютного духа приобретает иллюзорный характер, утрачивает смысл общедоступной значимости.
Гегелевская идея объективной свободы прокладывает себе дорогу вне зависимости от сознания отдельных индивидуумов. Идея прогресса сопрягается с культурным (духовным) развитием, способствующим формированию мышления в сторону "всё большего приближения к абсолютному знанию. Вместе с этим уже в йО-веке исторический объективизм Гегеля радикально преодолевается экзистенциальной к герменевтической философией в лице К.Ясперса, М.Хайдеггера, Г.-Г.Га-дамера. Идея прямолинейного исторического развития и ценностный смысл прогресса подвергаются жесточайшей критике со стороны Нище и Шпенглера. Это приводит к невозможности осмысления.истории в её целостности и завершённости. Тем не менее отдельные черты гегелевской идеи прогресса не исчезли бесследно, а нашли благодатную почву в русской-философии конца 19-века и, в частности, в творчестве Вл.Соловьёва.
Третья глава называется: "Кризисные тенденции в интерпретации идеи прогресса."
В первом параграфе. "Морально-религиозная концепция Вл.С.Со-
ловьвва" говорится о том, что у русского философа идея прогресса не продумана до конца. -Она не отражает такую ценность исторического прогресса, какую можно было бы формулировать ясно и просто. Идея прогресса заключается в самом разнообразном выдвижении на первый план го одних, то других сторон исторического процесса. С ней связана попытка характеризовать исторические факты, которые можно как-нибудь квалифицировать как прогрессивные.
Соловьёв в полной мере постиг гегелевскую концепцию прогресса. ' Нет никаких сомнений, что развитие соловьевских категорий мыслится на гегелевский манер исторически. Каждое философское направление подчиняется единой логике, всезавершахзщей, реально воплощённой философской идее. Вместе с этим Соловьёв модифицирует гегелевскую концепцию прогресса, преобразовывая её в идеях христианизации. Он не может допустить, как это имело место у Гегеля, чтобы вся историческая действительность пришла к философии. В "Оправдании добра" он выстраивает некоего Анти-Гегеля, но вместо познающего разума утверждает прогресс Добра. Основным правилом морали 19-века, по мнению Соловьёва, является альтруистическое служение прогрессу. Им подвергается критике идеал социального прогресса, выражающийся в эвдемонистическом понимании адей прогресса, и видящем свою цель лишь в увеличении счастья наибольшего числа людей. Социальный прогресс з конечном итоге приводит к обращению личности в животное состояние, подчинению коллективному началу, служению конечной земной цели.
По утверждению Соловьёва, никакой рационализм не раскрывает смысла мира, не даёт его полной гармоничной картины. Ибо идея прогресса, которую содержит рационализм, не связана с возвеличиванием личности. Без наполнения божественным, вечным смыслом идеи рационализма и социализма несут в себе ущербный, незаконченный характер.
Идея прогресса у русского философа связана с теорией эволюции. Она в определённой степени отлична от традиционного эволюционизма натуралистов, гак как затрагивает не только наличную сторону бытия, но и идёт дальше сугубо природных явлений. Соловьёв признаёт разумный характер эволюции, прогрессирующее значение в ней ценностей и сущностей. Эволюционизм Соловьева выступает в качестве орудия его теодиции. Разделяя общехристианский взгляд на природный космос как результат божественного творчества, мысли-
тель отказывается признать это творение совершенным и готов его оправдать в качестве идущего к совершенству. Космический процесс у него переходит в исторический. Если космический процесс подготавливает рождение натурального человека, то уже в недрах исторического идея прогресса связывается с подготовкой духовного человека, воцарением добра, божественной идеи в мире.
Во втором параграфе "Осознание кризиса идеи прогресса Ницше и Шпенглером" идея прямолинейного исторического развития и ценностный смысл идеи прогресса были подвергнуты жесточайшей критике со стороны Нише и Шпенглера, -
У Ницше идея прогресса подвергается основательной критике в области морали и культуры. Им отрицается общественный прогресс, которому противопоставляется любовь к судьбе. Выведенный им образ "сверхчеловека", отражает те же стороны его морали: это образ человека, индивидуалистически преодолевающего нынешний мир и нынешних людей - вне всяких моральных норм. Здесь идея прогресса, у немецкого мыслителя, ассоциируется с идеей "человеческого будущего", оставившего позади современность с ее пороками и ложью.
Ницше подошёл к осознании кризиса идеи прогресса, который на протяжении последних столетий углублялся и овладел сознанием многих людей. Основанием для этого послужила чрезмерная европоцент-ричность прогресса, его телеологическое обоснование, недооценка многосложности.
Ницше открыто подвергает критике ценности предшествующего исторического развития. С этого момента получает широкое распространение идея поворота в историческом развитии, завершения истории в том смысле, какой ей придавала раньше идея радикального изменения человеческого бытия. У него идея прогресса не является гарантом стабильности и устойчивости, источникам бесконечного поступательного общественного развития. Лейтмотивом прогресса нередко служат отрицательные силы, а посему, поступательное развитие отнюдь не влечёт за собой непременно возрастания и умножения сил. Отдельные удачные феномены беспрепятственно появляются в различных частях света.
Мир, согласно Ницше, есть становление, бесцельность которого конкретизируется в идее "вечного возвращения одного и -того же". Он понимает становление как чистое движение, а не как4движение
какой-либо определенной субстанции. Основной причиной введения понятия "вечного возвращения равного" является протест против субъективизма отдельных теорий познания. Говоря о вечном возвращении, Ницше уже в нём подспудно усматривает элементы вечности, как что-то ценное и непроходящее..
Отдельные мысли Ницше, связанные с кризисом идеи прогресса, подучили развитие в философии жизни, прогматязме, феноменологии, экзисценциализме.
Ницшевское представление "о вечном возвращении" оказало заметное влиянне нз философскую позицию Шпенглера, со стороны которого идея сквозного поступательного прогресса подверглась жесточайшей критике. Это.привело к разработке им идеи культурных циклов. Мотивзцией критики идеи прямолинейного поступательного прогресса у него явилась неспособность человека, в том числе и отдельно взятой культуры, сочетать в себе все виды исторической и культурной деятельности, в то время как идея преемственности во всеобщей истории, их к этому обязывает.
Идея прогресса, присущая 19-20 столетию, у Шпенглера сродни оптимизму, свойственному развитому человечеству. Она имеет искусственный, привнесённый характер, нередко используется применительно к реализации личных целей, что создаёт лишь примитивную конструкцию продолжения. Современное ему время у него не является вершиной достижения восходящей всемирной истории, а также окончательной реализацией идеи прогресса. Оно лишь представляет одну из ступеней в развитии культуры. Идея прямолинейного прогресса кажется Шпенглеру неубедительной по той причине, что в движении к будущему далеко ке всегда присутствует мотив полезности и целесообразности.
Проблемы культуры £0-века, в том числе и её кризисные тен- ' денции, в полной мере нашли выражение в философской позиции Шпенглера. Воцарение равенства в культуре, господство массы над индивидуальным творением, приводят его к мысли о гибели идеи прогресса внутри культуры, а в связи с этим и гибели самой культуры. Немецкий мыслитель не исключает и того, что идея прогресса вполне может существовать в цивилизации. Социализм, как пример цивилизации, хоть и является упадком фаустовской культуры, вместе с тем содержит в себе идею всеобщего благополучия, которую возводит в ранг как общественно-экономической, политической, так и
нравственно-этической цели, являющейся по сути своей прогрессивной.
В последующей прямо иди косвенно эти идеи оказали влияние на формирование различных философских и культурологический концепций £и-века.
В заключении диссертации подводятся краткие итоги исследования, намечаются перспективные направления дальнейшего анализа идеи прогресса.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях :
1. Диалектика общественного прогресса и культуры как одна из проблем философии Гегеля // Материалы региональной научно-практической конференции.- Минск, 1995.- 0,3 л.
2. Идея прогресса в системе культуры // Философия : Проблема преподавания. Выпуск N 2.- Минск : РИВШиГО, 1996.- 0,3 л.