автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Формы исповеди в романах Ф. М. Достоевского

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Криницын, Александр Борисович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Формы исповеди в романах Ф. М. Достоевского'

Введение диссертации1995 год, автореферат по филологии, Криницын, Александр Борисович

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ИСПОВЕДИ.12

1. Литературоведческое понимание исповеди.12

2. Христианское понимание исповеди.19

3. Трактовка исповеди М.М. Бахтиным.24

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Формы исповеди в романах Ф. М. Достоевского"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В итоге проделанной работы нами обнаружено, что около половины дискурсивных элементов романов "пятикнижия" представляют собой исповеди описанных нами разновидностей, наделенные рядом устойчивых жанровых признаков. Огдешиле исповедальные черты присущи также и прочим романным дискурсам, не вошедших в нашу классификацию, в целях сохранения чистоты и определенности исповедального жанра. Это естественно вытекает из общей исповедальной атмосферы романа, провоцирующей героев на всевозвожные типы публичных выступлений, значительная часть из которых оказывается исповедями. В целом становится очевидно, что хотя романы Достоевского нельзя назвать романами- исповедями, так же как общение героев между собой далеко не сводится к одним только исповедям, однако все важнейшие в психологическом и идейном плане сцены романов строятся по законам исповедального жанра, с очевидным и последовательным переходом от диалогичности к монологи чности. Поэтому изучение специфики исповедей у Достоевского становится существенно важным для пониманий как поэтики, так и философской антропологии писателя.

Анализ исповедей "пятикнижия" позволяет также сдейатъ многочисленный ряд наблюдений над поэтикой Достоевского, И в частности проследить совершенствование его писательского мастерства от романа к роману. Постоянно разнообразятся виды исповедей и усложняется их построение. Четко прослеживается тенденция к увеличению числа идейных исповедей (как правило наиболее совершенных по исполнению) за счет исповедей романических. Построение сюжета первых четырех романс» "пятикнижия" вокруг одного из героев, становящегося "исповедальным центром романа (Раскольников, Мышкин, Ставрогин, Аркадий) создает вокруг них исповедальную атмосферу, позволяющую проявить себя в исповеди также всем остальным героям. Преобладание "исповедей гордецов" в "Преступлений й наказан ии", "Идиоте", и "Бесах" сменяется центральной ролью исповедей праведников в "Подростке" и "Братьях Карамазовых". Эволюция философских взглядов Достоевского повлекла за собой создание в "Братьях Карамазовых" нового типа исповеди, приближенной к церковной, что повлекло к серьезному изменению всей поэтики писателя. Разрушилась безысходная монологичность "гордых исповедей", показана возможность покаяния и спасения для "горячих" сердец, на примерах Зосимы, "таинственого гостя и Дмитрия Карамазова. О том же свидетельствуют нам детские исповеди романа. Однако исповеди Ивана Карамазова еще воспроизводят прежний тип исповеди самоутверждения, что позволяет нам говорить о целостности исповедального жайра в пределах всего "пятикнижия".

В дальнейшие наши планы входит подробный анализ исповедей всех художественных произведений Достоевского, при сопоставлении их с исповедальными формами других крупнейших реалистов того периода русской литературы, особенно JI.H. Толстого и Н.С. Лескова.

Считаю своим сердечным долгом выразить благодарность и признательность за помощь в работе моему научному руководителю профессору В.И. Кулешову, Ю.Ф. Карякину за указание темы, А.И. Журавлевой, Р.Г. Назирову и П.В. Лещенко за ценные советы и содержательную критику, а также кафедральным рецензентам К.И. Тюнькину и A.M. Бокучаве за глубокое и вдумчивое прочтение диссертации, предопределившее конструктивное ее исправление.

 

Список научной литературыКриницын, Александр Борисович, диссертация по теме "Русская литература"

1. Ф. М. Достоевский Полное собрание сочинений в 30-ти тт. Л. "Наука*. 197 i-1989.

2. Ф. М. Достоевский Собрание сочинений в 10-ти тт., М., 1956.

3. Биография, письма и заметки из записной книжки Ф.М.Достоевского Спб., 1883.

4. Неизданный Достоевский. Литературное наследство, т. 83, М., 1971. Критические работы:

5. Алексеев М.П. Ф. М. Достоевский и книга Де Квинси "Confession of an Englisch opiumeater " (в МГБ без титульного листа и обложки, шифр R330/1671).

6. Аллен, Луи Достоевский и Бог Спб., 1993.

7. Алмазов А.И. Тайная исповедь в православной Церкви Одесса, 1894. ^

8. АльмиИ. Л. К вопросу о психологизме Достоевского. ("Преступление и наказание") /I Достоевский и современность. Материалы VIII Международных "Староруссских чтений" 1993 г. Новгород, 1994.

9. Анненский И.Ф. Ф. М. Достоевский Казань, 1905.

10. Анненский И.Ф. Книги отражений М., 1979.11 .Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности Н Работы 20-х годов. Киев, 1994.

11. Бахтин М.М. К переработке книги о Достоевском И Эстетика словесноготворчества. М. 1979. (З.Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М. 1972.

12. Белый, Андрей Трагедия творчества, Достоевский и Толстой М., 1911.

13. Бем А.Л. О Dosiojevskem Praha, 1972.

14. Бем А.Я. Достоевский. (Психологические этюды) Берлин, 1938.

15. Бем А.Я. Драматизация бреда ("Хозяйка"Достоевского) И О Достоевском. Сб. под ред. А.Л. Бема, Прага, 1929.

16. Бем А. Л. V истоков творчества Достоевского (Достоевский и русские писатели) Прага, 1936.

17. Бердяев О русских классиках М., 1993.

18. Бердяев H.A. Миросозерцание Достоевского Прага, 1925.21 .Бицилли П.М. Почему Достоевский не напирал "Жития великого грешника" Н О Достоевском. Сб. под ред. А.Л. Бема, Прага, 1930.

19. Блюменкранц М.А. Путь личности через демонизм и ничто (опыт внутренней биографии Николая Ставрогина) Киев, 1990, №9.

20. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь, t.XXIV. Спб.1898.

21. Бубер, Мартин "Яи Ты". '.Диалог". Н Два образа веры. М„ 1995.

22. В духовной врачебнице, сборник изречений об исповеди, из творений св. Иоанна Златоустого, митр, московского Иннокентия, еп. Феофана и др. Спб,1899.

23. Ветловская В.Е. Поэтика "Братьев Карамазовых " Л., 1977.

24. Викторович В.А. Сюжет и повествование в романе Достоевского "Идиот* Н Вопросы сюжета и композиции в русской литературе. Горький, 1988.

25. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы М., 1976.

26. Власкин А.П. Православие Благообразие - Культура в романе

27. Ф. M Достоевского "Подросток" //Достоевский и современность. Материалы VIII Международных "Староруссских чтений" 1993 г. Новгород, 1994.

28. Волгин И.Л. Родиться в России. М., 1991.

29. Волгин И.Л. Последний год жизни Достоевского М., 1991.

30. Гапонов, Иоанн Церковныя. краткие поучения о покаянии. Харьков, 1874.

31. Голосовкер Э.Я. Достоевский и Кант М., 1961.

32. Григорьев А. Достоевский и Дидро (к постановке проблемы). // Русская литература ,1966, № 4.

33. Гришин Д.В. "Дневник писателя " Ф. М.Достоевского Мельбурн, 1961.

34. Гроссман Л.П. Поэтика Достоевского М., 1991.

35. Гроссман Л. П. Библиотека Достоевского. Одесса, 1919.

36. Десяткина Л.П., Фридлендер Г.М. Библиотека Достоевского (новые материалы) H Достоевский. Материалы и исследования. Вып. 4. Л. 1980. С. 262, №91.

37. Долинин A.C. Достоевский и другие. Л., 1989.4(>.Долинин A.C. Последние романы Достоевского. Как создавались "Подросток"и "Братья Карамазовы". М.-Л., 1963.

38. Дол инин A.C. В творческой лаборатории Достоевского М„ ¡947.

39. Долинин А .С. Исповедь Ставрогина. (В связи с композицией "Бесов") И Литературная мысль Спб., №1, 1923.

40. Достоевская А.Г. Дневник 1867г. М., 1923.

41. Достоевский : три ненапечатанных главы из романа "Бесы". München, 1922. 45.Достоевский. Материалы и исследования, тт. 1-11, Л., 1974-1994. АвДостоевский. Статьи и материалы. Сб. 2 под редакцией А.С, Долинина. Л., 1924.

42. AI Достоевский. Статьи и материалы. Сб. под редакцией А.С, Долинина. Л., 1922.

43. Ельчанинов, о. Александр Записи. Рига, 1991.

44. Ермакова М.Я. Традиции Достоевского в русской прозе, М., 1990.

45. Живолупова Н.В. Герой и автор в сюжете "Записок из подполья" Ф.М.Достоевского // Вопросы сюжета и композиции в русской литературе. Горький, 1988.

46. Живолупову I I. В. Жанровая вариативность русской исповеди антигероя. // "Достоевскиймо" Калининград. 1995.

47. Живолупова Н.В. Проблемы свободы в исповеди антигероя. От Достоевского к литературе XX века. // Поиск смысла. Нижний Новгород. 1994.

48. Жиркова М.А. Исповедь и проповедь в житии старца Зосимы И Достоевский и современность. Материалы VI Международных "Староруссских чтений* 1991г. Новгород, 1992.

49. Жиркова М.А. Исповедь и проповедь в системе высказываний Ивана Карамазова // Истоки, традиция, контекст в литературе. Владимир, 1992.

50. Журавлева А. И. Лермонтов и Достоевский. // Изв. А H СССР, 1964, т. 23. 57.3авадскиЙ C.B. Новое определение драмы в свете романов Достоевского //О

51. Достоевском. Сб. под ред. А.Л. Бема, Прага, 1929. 58.3андер A.A. Тайна добра (проблема добра в творчестве Достоевского)

52. Франкфурт на Майне, 1960. 59.3аписки рус. акад. группы в США t.XIV, Нью-Йорк, 1971.бО.Захаров В. H. Символика христианского календаря в произведениях Достоевского И Новые аспекты в изучении Достоевского Петрозаводск, 1994.

53. Иванов В.В. Достоевский: поэтика чина // Новые аспекты в изучении Достоевского Петрозаводск, 1994.

54. Иванов В.И. Достоевский и роман- трагедия. И Родное и вселенское. М., 1994.

55. Иванов В.И. Достоевский: трагедия — миф — мистика. // Эссе, статьи, переводы. Брюссель, 1985.

56. Иванов В.И. Лик и личины России. К исследованию идеологии Достоевского И Родное и вселенское. М., 1994.

57. Камю А. Бунтующий человек М., 1990.

58. Карякин Ю.Ф. Самообман Раскольникова М., 1976.

59. Карякин Ю.Ф .Достоевский и канун XXI века. Ы. 1989.71 .Касаткина Т. А. Об одном свойстве эпилогов пяти великих романов Ф.М.Достоевского // Достоевский и современность. Материалы IX Международных "Староруссских чтений" 1994 г. Новгород, 1995.

60. Кирпотин В. Лебедев и племянник Рамо. // Вопросы литературы, 1974, №7.

61. Кирпотин В.Я. Достоевский-художник М., 1972.

62. Ковалевская C.B. Воспоминания и письма. М. 1961.

63. Кожинов В,В, "Преступление и наказание"Достоевского // Три шедевре русской классики. М., 1971.

64. Козин А. Пропущенная глава m романа "Бесы* Нью-Йорк, 1964.

65. Козловская И.С. Характер и функции монолога-исповеди в повести А.П. Чехова "Дуэль"И Вопросы сюжета и композиции в русской литературе. Горький. 1988.

66. Комарович В.Л. "Мировая гармония"Достоевского. "Атеней" , 1924 В. 1-2.

67. Комарович В.Л. Достоевский и Гейне И Новый мир, 1916, № 10.

68. Комарович В. Л. Неизданная глава романа "Бесы". // Былое, №18 (1922).

69. Кондаков В.Н. Христианская парадигма текста Ф.М. Достоевского Н Достоевский и современность. Материалы VIII Международных "Староруссских чтений" 1993г. Новгород, 1994.

70. Кошкаров В.Л. Как мыслят герои Достоевского (номинация психических состояний) И Новые аспекты в изучении Достоевского Петрозаводск, 1994.

71. Криницып А.Б. "О евангельском эпиграфе к роману Ф.М.Достоевского

72. Братья Карамазовы" " И Православная беседа. М. 1993, № 5-6.

73. Криницын А.Б. О притчевой основе идей в романах Ф.М. Достоевского // Вестник Московского университета, 1993, № 5.

74. Криницы н А.Б. Жанр притчи в структуре романов Достоевского. Дипломйая работа. МГУ, 1992.

75. Кулешов В.И. Жизнь и творчество Достоевского М., 1979.

76. Лапшин И.И. Достоевский и Паскаль Научные труды Русского народного университета I, 1928.

77. Лапшин И.И. Как сложилась легенда о великом инквизиторе Н О Достоевском, сб. М., 1990.

78. Левин В.И. Достоевский, подпольный парадоксалист и Лермонтов. И Изв.АН СССР, 1972, т. 3!, вып. 2.

79. Левин В.И. Об истинном смысле монолога Печорина. //Творчество М.Ю. Лермонтова. Л., 1964.

80. Левина Л.А. Роковая ошибка князя Мышкина // Достоевский и современность. Материалы VIII Международных "Староруссских чтений" 1994г. Новгород, 1995.

81. Леонтьев К.Н. Наши новые христиане И О Великом инквизиторе. Сб. М. 1991.

82. Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание И Бог и мировое зло. М., 1994.

83. Лотман Ю.М. Руссо и русская культура XVIII-го начала XÍX-го веков. И Ж.-Ж. Руссо. Трактаты. М, 1969.95Ляцкий "ЕЛ. Две тени, два крыла. (Этюд к роману Достоевского "Идиот") // Научные труды Русского народного университета в Праге. Т.IV, Прага, 1931.

84. М Достоевский, 1881 -1981 (С. Аскольдов, С. Булгаков, В. Вышеславцев и др.) Лондон, 1981.

85. М. Достоевский: 1. Исповедь Ставрогина. 2. План "Жития великого греиШка" М., 1922.

86. Манн, Томас Достоевский — но в меру. Н полн. собр. соч. М., 1961. Т. 10

87. Марк Подвижник Слово о Покаянии. М. 1867.

88. ЮО.Мартьянова С.А. Ставрогин и Тихон (роман "Бесы"). И Достоевский и современность. Материалы VIII Международных "Староруссских чтений" 1994г. Новгород, 1995.101 .Махлин В. Л. Я и Другой (истоки философии "диалога " XX века) Спб., 1995.

89. Мейер Г.А. Свет в ночи (о "Преступлении и наказании"). Опыт медленного чтения. Франкфурт на Майне, 1967.

90. ЮЗ.Мережковский Д.С. Толстой и Достоевский Спб., 1911,

91. Михайловский Н.К. <0 "Бесах"Достоевского >. <Из полемики с Достоевским> Н Литературная критика и воспоминания. М., 1995.

92. Ю5.Михайловский Н.К. Жестокий талант // Статьи о русской литературе XIX- начала ХХ-го века.Л., 1989.

93. Об.Мишеев Н. Русский Фауст. Опыт сравнительного выяснения основного художественного типа в произведениях Достоевского. Варшава, 1906.

94. Ю.Осипов Н.Е. "Двойник". Петербургская поэма Ф.МДостоевского И О Достоевском. Сб. под ред. А.Л. Бема, Прага, 1929.111 .Отверженный Н. Штирнер и Достоевский М., 1935.

95. Переверзев В.Ф. Ф. М.Достоевский М.-Л., 1925.

96. Побединский Н.Г. Религиозно-нравственные идеи и типы в произведениях Достоевского. М. 1899.

97. М.Померанц Г.А. Открытость бездне М., 1990.

98. Розанов В.В. Легенда о Великом Инквизиторе И Мысли о литературе. М., 1989.1. б.Розенблюм Л.М. "Красота спасет мир " (о символе веры

99. Ф.М.Достоевского) // "Вопросы литературы", ноябрь-декабрь 1991.

100. П7.Розенблюм Л.М. Творческие дневники Достоевского. М., 1981.

101. Савченко Н.К. Сюжетосложение романов Достоевского. М., 1982.

102. П9.Сараскина Л.И. "Бесы":роман-предупреждение М., 1990.

103. Селезнев Ю.И. Достоевский М„ 1981.

104. Скафтымов А.П. Лермонтов и Достоевский И Вестник образования и воспитания, яии.-фсир., 1916, Казань.

105. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей.: Статьи и исследования о русских классиках. М., 1972.

106. Соловьев B.C. Три речи в память Достоевского И Литературная критика. М., 1990.

107. Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Достоевского М., 1979.

108. Степанян К .А.Достоевский иязычество (какие пророчества Достоевского мы не услышали и почему?) Смоленск, 1992.

109. Степун Ф. А. Миросозерцание Достоевского Н О Достоевском, сб. М., 1990.

110. Сыроватко Л .В. "Потрясающее впечатление: Макар Иванов". // Достоевский и современность. Материалы VIII Международных "Староруссских чтений" 1994г. Новгород, 1995.

111. Сыроватко Л.В. "Подросток" и подростки. И Достоевкиймо, Калининград, 1995.

112. Творческий путь Достоевского. Сб. под ред. Н.Л. Бродского Л., 1924.

113. Тихон, еп. Воронежский и Елецкий "Покаяние" Спб, 1850.131 .Топоров В.Н. Поэтика Достоевского и архаические формы мифологического мышления Н Проблемы поэтики и истории литературы. Саранск, 1973.

114. Троицкий, Илларион Покаяние в церкви и покаяние в католичестве. М., 1913.

115. ЗЗ.Туниманов В.А. Безумие и "вечная великая мысль" //Ф. М. Достоевский "Бесы", Л., 1990.

116. Ф. М. Достоевский. Новые материалы и исследования. ЛН, т. 6.

117. Флоровский, о. Георгий Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.

118. Зб.Фридлендер Г.М. Достоевский и мировая литература М., 1979.

119. Фридлендер Г.М. Творческий процесс Достоевского //Пушкин.

120. Достоевский. "Серебряный век". Спб., 1995.

121. Фриддендер Г.М. Реализм Достоевского М.-Л., 1964.

122. Хазин Е.Я. "Все позволено "(размышление о творчестве Достоевского) Париж, 1972.

123. Холшевников В.Е. О литературных цитатах у Достоевского //Вестник Ленинградского университета, №6, I960.141 .Храповицкий, Антоний Пастырское изучение людей и жизни по сочинениям Ф.М.Достоевского Казань, 1898.

124. Чижевский Д. К проблеме двойника. // О Достоевском. Сб. под ред. А.Л. Бема, Прага, 1929.

125. Чирков Н.М. О стиле Достоевского. Проблематика. Щей. Образы. М. 1967.

126. Чулков Г. Как работал Достоевский М., !939.

127. Шестов Л. Преодоление самоочевидностей //Современные записки, 1926, VIH.

128. Шестов, Лев. Достоевский и Ницше (философия трагедии) Н Избранные сочинения. М., 1993.

129. Шкловский В. За и против. Заметки о Достоевском. М., 1957.

130. Штейнберг А.З. Система свободы Ф.М.Достоевского И Берлин, 1923.

131. Щенников Г.К. Художественное мышление Ф.М.Достоевского Свердловск, 1976.

132. Ясенский С.Ю. Искусство психологического анализа в творчестве Ф.М.Достоевского и Л.Н. Андреева // Достоевский. Материалы и исследования. Спб., "Наука", 1994.

133. Belknap, Robert L. The structure of Brothers Karamazov The Hague, Paris, 1967.

134. Benet, W.R. The Reader's encyclopedia. Vol.1. New York, 1965.

135. Catteau, Jacques La creation litteraire chez Dostoievski Paris, 1978.

136. Catteau, Jacques The Paradox of the Legend of the Gtand Inquisitor in the

137. Brothers Karamazov " II Dostoevsky. New Perspectives, (edited by R. L. Jakson), Prentice-Hall, 1984.

138. Cuddon J .A A Dictionary of literary term. London, 1979.

139. Danow D.K. Subtexts of the "Brothers Karamazov" Russian Literature, Xlf-fl, 1982.

140. Danow David K. The Dialogic Sign. Essays on the Major Novels of Dostoevsky. New York, 1991.

141. Doody T. Confession and community in the novel. Baton Rouge; L.: Lusiana state univ. press, 1980.

142. Fülöp-Miller, Rene und Eckstein, Friedrich (hisg.) Unbekannte Dostoevsky . Mönchen, 1926.

143. HoIquist M. Dostoievsky and the novel Princeton (New Jersey)? 1977.161 .Howard, Barbara The Rhetoric of Confession: Dostoevsky's "Notes from the Undegrond" and Rousseau's "Confession" SEEJ, vol. 25, nom. 4,1981.

144. Jackson, Robert Louis Dostoevskij's Quest for Form. New Haven und London, 1966.

145. Jakson R.L. Dostoevsky and Marquis de Sade. if Russian Literature, 1976, fV -1, Amsterdam.

146. K>4.Lauth, Reinhard Die Philosophie Dostoevskijs. München 1950.

147. Linner, Sven Bishop Tichon in "The Possessed" II Russian literature Vol. IV-1 Januar 1976.

148. Mettang-Weiss, Brigitte Daskapitel "U Tichona" ausdemroman Besy " vom F.M. Dostoevski). Eine lextgeschiehtliehe Untersuchung" Tubingen, 1985.

149. MHler, Robin Feuer Dostoevsky and Rousseau: The Morality of Confession Reconsidered 11 Dostoevsky. New Perspectives, (edited by R. L. Jakson), Prentice-Hall, 1984.

150. Miller, Robin Feuer Dostoevsky and The Idiot. Author, Narrator and Reader. Cambridge, Massachusetts and London, 1981.

151. Relk, Theodor The Compulsion to Confess: on the Psychoanalysis of Crime and Punishment. New York, 1961.

152. Scipley J.T. Dictionary of world literary terms. Boston, 1970 171.Spender, Stephen. The Making of a Poem. London, 1955.