автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Фортепианное творчество Григория Корчмара

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Курносова, Светлана Евгеньевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Фортепианное творчество Григория Корчмара'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Фортепианное творчество Григория Корчмара"

На правах рукописи УДК 784.67

Курносова Светлана Евгеньевна

ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО ГРИГОРИЯ КОРЧМАРА: ЖАНРОВО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Специальность 17.00.02 — музыкальное искусство (искусствоведение)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

//-' 7/1

¿>" л

/ /'

л •; .—<> •

005061474

т

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2013

005061474

Работа выполнена на кафедре музыкального воспитания и образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»

Научный руководитель: Доктор искусствоведения, профессор

Черная Марина Радославовна, профессор кафедры музыкального воспитания и образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Официальные оппоненты: Доктор искусствоведения, профессор

Чигарева Евгения Ивановна, профессор кафедры теории музыки Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского

Кандидат искусствоведения, доцент Цивинская Наталия Павловна, доцент кафедры методики фортепианного исполнительства, педагогики и специализированного общего курса фортепиано для дирижеров, композиторов и музыковедов Санкт-Петербургской государственной консерватории имени H.A. Римского-Корсакова

Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования «Петрозаводская государственная консерватория (академия) имени А.К. Глазунова»

Защита состоится «4 июня» 2013 года в 14 часов на заседании Совета Д 212.199.20 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, соискание ученой степени доктора наук, созданном на базе Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена по

адресу: 199155, Санкт-Петербург, пер. Каховского, д. 2, ауд. 404. С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке Российского государственного университета им. А. И. Герцена по адресу: 191186, наб. реки Мойки, 48, корпус 5.

Автореферат разослан ^ g Д[|р 2QT3 2013 года

Ученый секретарь Совета, кандидат педагогических наук, профессор

И.С. Аврамкова

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования Многообразие процессов в музыкальном искусстве последних десятилетий требует пристального внимания к самым разным явлениям, прежде всего, стилевого и интерпретационного порядка. В этой связи, изучение индивидуального композиторского стиля открывает широкое исследовательское поле и актуализирует историографический подход к персоналиям, представляющим современную отечественную музыку. Настоящая работа посвящена комплексному рассмотрению малоизученного, но востребованного концертной и педагогической практикой фортепианного творчества петербургского композитора Григория Овшиевича Корчмара,

Деятельность Г.О. Корчмара неразрывно связана с Ленинградом-Санкт-Петербургом, где с юношеских дней он заявил о себе как талантливом пианисте и композиторе. Не менее ярко проявилось его дарование и в публицистике: Г.О. Корчмар — мастер художественного слова, автор нескольких либретто, множества рецензий, музыкально-критических статей и эссе.

В предлагаемой диссертации в исследовательское поле помещено фортепианное творчество, и этот выбор не случаен, так как композитор-пианист Г.О. Корчмар много сделал для развития инструментальной музыки. Им создано большое число произведений для различных инструментов, в ряду которых фортепиано занимает особое место. Нередко универсализм фортепиано служил композитору как творческая лаборатория («Багатели», 1967; сюита «В честь столетия Арнольда Шёнберга», 1975; «Анаграммы», четыре посвящения для фортепиано, 1980 и др.). Этому инструменту Г.О. Корчмар поверяет такие масштабные замыслы, как Соната для фортепиано, «Прелюдия, фуга и хорал» для двух фортепиано (1995), «Страницы», двенадцать инвенций для фортепиано (2004) и др. Раздолье для пианиста-солиста представляют собой сочинения для фортепиано с оркестром - «Моцартиссимо», концерт-пастиччио (1986) и «В мире Эдварда Грига», концерт-фантазия (1997). Наконец, в области музыки для детей Г.О. Корчмар создал большой массив произведений в разных жанрах, в значительной мере обеспечивающих потребности в обновлении педагогического репертуара на различных стадиях обучения игре на фортепиано.

Степень разработанности темы исследования. К творчеству современных петербургских композиторов обращались многие исследователи, в их числе И.Г. Вишневецкий, В.А. Гуревич, А.Н. Должанский, М.С. Друскин, O.A. Кузьменкова, А.П. Милка, Г.П. Овсянкина, Л.Н. Раабен, Е.А. Ручьевская, М.Г. Рыцарева, В.Н. Сыров, B.C. Фомин и др. Союз композиторов Санкт-Петербурга осуществляет издание работ, освещающих деятельность тех, кто принят в это профессиональное сообщество и находится в его рядах. Так появились литературные портреты А.П. Петрова, С.М. Слонимского, Б.И. Тищенко, Г.И. Фиртича и др., разного рода эссе и исследования о деятельности композиторов — наших современников. Вместе с тем, изучение рождающейся на наших глазах отечественной музыки последних десятилетий,

многоликой в своих проявлениях, постоянных обновлениях, представляет собой одну из недостаточно разработанных сфер в музыковедении.

Базовой работой для нас явилась коллективная монография «Русская музыка и XX век»1, где авторы статей - М.Г. Арановский, Н.С. Гуляницкая, Ю.И. Паисов, С.И. Савенко, М.Е. Тараканов, Ю.Н. Холопов и др. - показали историю русской музыки XX века как феномен единой национальной культуры, раскрыли комплекс новых идей, которыми она обогатила художественную мысль своего времени в области эстетики и в сфере музыкального языка, во многом определив ход эволюции мирового музыкального искусства.

Стилистические взаимодействия, присущие музыке второй половины XX века, рассматривает Л.П. Казанцева2. Опираясь на труды В.В. Медушевского и А.Г. Шнитке, она дает классификацию таких явлений как: стилистический синтез и стилистический контраст, программная и непрограммная, вертикальная или горизонтальная полистилистика.

В XX веке сложилось новое отношение к категории стиля, в связи со знаковыми явлениями в области композиторского мышления и технологии сочинения музыки. «Игра в стили» И.Ф. Стравинского послужила импульсом для дальнейшей работы композиторов со стилевыми моделями во всех последующих индивидуальных модификациях. Во второй половине столетия стилевой плюрализм становится ведущей характеристикой основного стиля эпохи - постмодернизма. В музыкальном искусстве существует своя периодизация, в которой процессы 60-90-х годов отделены от того, что характерно для рубежа XX-XXI веков и получило продолжение в наши дни. Отметим, что в целом в отечественной музыковедческой литературе второй половины XX века ощущается терминологический разнобой «полистилистика» (термин А.Г. Шнитке), «моностилистика» (термин Г.В. Григорьевой), «стилевое моделирование» (термин O.A. Кузьменковой) и др. Автор настоящего исследования акцентирует внимание на неоднородности смысла в употреблении термина «полистилистика», который, зачастую используется в различных контекстах. Обычно «полистилистика» - в более узком значении - употребляется для обозначения композиционного принципа, в более широком и обобщающем - как направление, связанное со стилем. Отсюда следует, что смысловой разнобой в употреблении вышеозначенных терминов требует разъяснения и дальнейшей доработки.

Синтетичность, полифонизированность художественного мышления, отмечаемые музыковедами у многих современных композиторов, проявляют себя в стилевом смешении, или точнее, - свободном использовании различных грамматических и композиционных систем, элементов музыкального языка, которое, эволюционируя, проходит путь от плюрализма, построенного на

1 Русская музыка и XX век. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века: Монография / Ред.-сост. М.Г. Арановский. М.: Внешторгиздат, 1997. 874 с.

2 Казанцева Л.П. Полистилистика в музыке: лекция по курсу "Анализ музыкальных

произведений". Казань: Казанская государственная консерватория,1991. 36 с.

4

коллаже, к синтезу различных аллюзий, стилизаций, не вступающих между собой в конфликт. Наряду с полистилистикой, в музыке второй половины XX века отмечаются не менее важные стилевые тенденции, получившие наименования: неоромантизм, неоклассицизм, неофольклоризм.

Использованные нами искусствоведческие работы разделены на подгруппы. Одни из них посвящены проблемам стиля, другие - творчеству отдельных композиторов, третьи связаны с проблемами философии музыки, социологии и культурологии.

К первой подгруппе относятся труды Б.В. Асафьева, М.Г. Арановского, JI.H. Березовчук, Г.В. Григорьевой, М.Н. Лобановой, В.В. Медушевского, М.К. Михайлова, Е.В. Назайкинского, Г.П. Овсянкиной, С.С. Скребкова, A.C. Соколова, В.Н. Холоповой, Е.И. Чигаревой, А.Г. Шнитке и др.

Во второй выделенной нами подгруппе, помимо вышеуказанных работ, посвященных петербургским композиторам, заслуживают внимания сборники статей Шнитке-центра, которые охватывают широкий спектр проблем, связанных с творческим процессом и стилистическими исканиями самого А.Г. Шнитке и других композиторов, а также включают эксклюзивный музыковедческий, источниковедческий и иконографический материал.

В третьей подгруппе выделим переведенную на русский язык книгу Т.В. Адорно «Философия новой музыки», где выполнен глубокий анализ того, что было предложено нововенцами (А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн) и И.Ф. Стравинским, представляющим, согласно Т.В. Адорно, неоклассическое направление. Важность для нашего исследования этого труда проистекает из того влияния, которое испытал Г.О. Корчмар от обоих воздействий, более всего, со стороны нововенской школы. Большое значение для нас имело также изучение работ Ю.Г. Кона, С.Т. Махлиной, А.Н. Сохора и др.

Хотя Г.О. Корчмар и его творчество не оставались без внимания критиков и искусствоведов, произведения композитора не так часто рассматривались в музыковедческих работах, на практике изучались лишь отдельные вопросы. Творческий портрет Г.О. Корчмара представлен в статье М.Г. Бялика3. Особенности творческого процесса композитора отражены в статье Г.П. Овсянкиной4. К произведениям Г.О. Корчмара обращались также М.Р. Черная5, Е.И. Чигарева.

Наиболее масштабным исследованием, связанным с творчеством Г.О. Корчмара, на настоящий момент является кандидатская диссертация

3 Бялик М.Г. Он слышит будущую музыку // Невское время, № 226, 10.12.1997.

4 Овсянкина Г.П. Размышления о роли стилистической модели в творческом процессе: беседа с композитором Григорием Корчмаром // Процессы музыкального творчества: Сб. научных трудов РАМ им. Гнесиных / Науч. ред. Е.В. Вязкова. М.: РАМ им. Гнесиных, 2010. Вып. 11. С. 207-233.

5 Черная М.Р. Моцарт в «стилевом моделировании» Григория Корчмара // Петербургское приношение Моцарту: Сб. статей Международного моцартовского симпозиума (к 255-летию со дня рождения и 220-летию со дня смерти В.А. Моцарта) / сост. и науч. ред. М.Р. Черная. СПб; Тверь: Твер. гос ун-т, 2012. 204 е.; Черная М.Р. «Соната сонета» Григория Корчмара: симбиоз музыкального и поэтического жанров. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.gnesin-academv.nl/userphoto/File/Cliernavamfl 2.pdf

5

O.A. Кузьменковой «Стилевое моделирование в творчестве отечественных композиторов 70-90-х годов XX века (Симфоническая и инструментальная музыка)», защищенная в Санкт-Петербурге в 2004 году. Перу этого автора принадлежит также монография «Метод стилевого моделирования в творчестве Григория Корчмара»6. O.A. Кузьменкова предлагает термин «стилевое моделирование», который, по ее мнению, включает различные композиционные техники: полистилистику (основана на коллажном, конфликтном сопоставлении стилей), моностилистику (синтез стилей, бесконфликтное сопоставление моделей различных стилей), неоклассицизм (работа с классической моделью), неоромантизм (опора на романтическую модель), неофольклоризм (фольклор как тип мышления), привлечение сферы массовой культуры, смешанных жанров, воссоздание стиля определенного композитора7.

Обзор трудов отечественных музыковедов свидетельствует о стремлении к тщательному анализу творчества современных композиторов, вместе с тем, он подтверждает, что в известных нам работах фортепианное творчество петербургских авторов раскрыто недостаточно полно.

Ценными источниками нам представляются свидетельства композиторов, размышления крупных музыковедов - исследователей отечественной культуры, а также несколько интервью с самим Г.О. Корчмаром, на которые композитор любезно давал согласие.

Таким образом, с одной стороны, назрела необходимость выйти на новый уровень обобщения процессов в развитии современного отечественного музыкального искусства и роли отдельных персоналий, а с другой стороны, ощущается явный недостаток такого рода работ. Отсюда формулируется проблема исследования, которая заключается в необходимости осуществления комплексного исследования фортепианного творчества Г.О. Корчмара, с обращением к генезису и развитию его композиторского стиля.

Объект исследования: фортепианное творчество Г.О. Корчмара в контексте развития музыкального искусства во второй половине XX века.

Предмет исследования: жанровые, стилевые, интерпретационные и методические исследовательские аспекты, связанные с фортепианным творчеством Г.О. Корчмара.

Цель исследования: выявление характерных особенностей композиторского письма Г.О. Корчмара и отражение стилевых реалий эпохи в его фортепианном творчестве.

6 Кузьменкова O.A. Метод стилевого моделирования в творчестве Григория Корчмара. СПб: ИНФО-ДА, 2004. 48 с.

' Кузьменкова О. А. Стилевое моделирование в творчестве отечественных композиторов 7090-х годов XX века (Симфоническая и инструментальная музыка): Дис....канд. искусствоведения: 17.00.02: СПб., 2004. 190 с.

Задачи исследования:

• определить стилевые особенности фортепианного творчества Г.О. Корчмара;

• произвести жанровую и композиционную классификацию произведений Г.О. Корчмара для фортепиано;

• выполнить анализ основных сочинений Г.О. Корчмара для фортепиано соло и фортепиано с оркестром;

• изучить методические аспекты использования произведений Г.О. Корчмара в педагогическом репертуаре;

• рассмотреть проблемы интерпретации, возникающие при обращении к фортепианным сочинениям Г.О. Корчмара;

• обобщить теоретические результаты исследования, сформулировать выводы и дать необходимые рекомендации.

Материалом исследования выступают произведения, созданные Г.О. Корчмаром для фортепиано и фортепиано с оркестром, изданные или существующие на данный момент в рукописи. Камерная музыка с участием фортепиано не рассматривалась, так как эти сочинения имеют другую специфику (фортепиано обычно трактуется в этом случае как один из равноправных участников, а не как универсальный инструмент). К ансамблевым произведениям мы обращались в общем ракурсе, выявляя генезис и становление индивидуального стиля композитора. Исследованию и обобщению послужили, кроме того, ряд публикаций Г.О. Корчмара, а также несколько интервью, данные композитором автору диссертации.

Методологическую основу исследования составляют фундаментальные труды Б.В. Асафьева, М.Г. Арановского, М.Н. Лобановой, JI.A. Мазеля, М.С. Друскина, В.В. Медушевского, М.К. Михайлова, JI.H. Раабена, С.С. Скребкова, A.C. Соколова, А.Н. Сохора, В.Н. Холоповой, Ю.Н. Холопова, В.А. Цуккермана и др., в которых разнопланово представлен феномен стиля, а также обоснована методология анализа музыкальных произведений. Изучение отечественной теории стиля составило важный ракурс настоящего исследования, а историко-стилевой подход определил его базис. Другим основанием для проведения исследования послужили принципы комплексного подхода, привлеченные для рассмотрения различных аспектов композиторского стиля Г.О. Корчмара с музыкально-теоретических и системно-исторических позиций. Поскольку Г.О. Корчмар - это наш современник, являющийся участником процессов, происходящих в музыкальном искусстве, логичным представилось обращение и к историографическому подходу (в трактовке М.С. Друскина8).

Методы исследования:

• поиск и анализ документов, рукописей и других источников, связанных с творчеством Г.О. Корчмара;

• системный анализ музыкальных произведений;

8 Друскин М.С. Зарубежная музыкальная историография: учебное пособие. М.: Музыка, 1996. 62 с.

• целостный анализ, модернизированный для музыки, связанной со

стилевым моделированием;

• контекстуальный анализ;

• сравнительный анализ;

• текстологический метод (работа с рукописями);

• метод интервью.

Положения, выносимые на защиту:

• Фортепианная музыка составляет самостоятельный пласт в творчестве Г.О. Корчмара, она отличается жанровым разнообразием и свободным подходом к выбору стилевых параметров.

• Фортепианное творчество Г.О. Корчмара обладает богатым потенциалом развития художественно-выразительных средств, это своеобразное и яркое явление в области современного музыкального искусства.

• В творчестве Г.О. Корчмара, отличающемся сложностью и многосоставностью, важным направлением является стилевое моделирование, когда творец вступает в диалог (полилог) с композиторами прошлого, как бы ведет с ними музыкальный диспут. Кроме того, стилевое моделирование можно отнести к творческому методу композиторского письма Г.О. Корчмара. Однако, в целом, можно выделить еще два направления: неофольклоризм и экспрессивный стиль.

• Основными композиционными принципами творчества Г.О. Корчмара выступают цикличность в ее различных проявлениях, программность, а также - в произведениях крупной формы -индивидуально трактованные вариационность (стилевой ракурс) и сонатность (в преломлении содержательной концепции произведения).

• Г.О. Корчмар обращается к различным композиционным технологиям, среди которых ведущее положение занимают полифонические способы работы с материалом, оперирование элементами серийной техники и метод выращивания тематизма из единого зерна.

• Фортепианные опусы Г.О. Корчмара несут в форме черты индивидуализации, что обусловлено, как правило, наличием оригинальных музыкальных идей.

• Большой массив произведений композитора, написанных для детей и юношества, являются ценным источником для обновления педагогического репертуара на разных стадиях обучения игре на фортепиано.

Научная новизна данной работы заключается в самом факте обращения к поднятой проблеме, т. е. малоисследованному фортепианному творчеству Г.О. Корчмара, как феномену современного музыкального искусства, а также в

выявлении композиционных и интерпретационных аспектов фортепианной музыки композитора. В исследовании впервые:

• системно проанализированы в полном объеме произведения Г.О. Корчмара, созданные для фортепиано соло и фортепиано с оркестром;

• сделаны выводы о стилевых особенностях фортепианных сочинений композитора;

• даны методические рекомендации по использованию на различных ступенях музыкального образования произведений, написанных Г.О. Корчмаром для фортепиано;

• предложены возможные пути решения интерпретационных проблем, возникающих при обращении к фортепианному творчеству композитора.

Теоретическая значимость исследования: результаты и выводы диссертации пополняют научно-теоретический потенциал знаний в области ряда аспектов истории и теории современного музыкального искусства, прежде всего в разделе, связанном с фортепианной музыкой, а также с точки зрения комплексного изучения творчества одного из ярких представителей музыкального Санкт-Петербурга - Г.О. Корчмара. В диссертации раскрыто индивидуальное воплощение стилевого моделирования в его фортепианном творчестве. Кроме того, сделана попытка адаптировать метод целостного анализа (в трактовке В.А. Цуккермана) к произведениям, связанным со стилевым моделированием. Апробация представленной модификации подтвердила ее хорошие возможности в применении к музыке композиторов эпохи постмодернизма.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть включены в содержание учебных курсов и программ для музыкальных вузов по дисциплинам профессионального цикла: «История отечественной музыки», «Теория музыкознания», «Анализ и интерпретация художественных произведений», «Методология и методика обучения игре на фортепиано», «Современные проблемы истории и теории музыкального искусства», «Музыкальная историография» - а также использоваться в курсах мировой художественной культуры в немузыкальных вузах. Кроме того, выполненные в диссертации аналитические разборы сочинений представляют реальную помощь исполнителям и дают возможность разобраться как в строении, так и содержании заинтересовавшей их музыки. Методические разработки по изучению произведений Г.О. Корчмара для детей и юношества полезны для практики преподавания и изданы в виде учебного пособия.

Апробация и внедрение результатов исследования: диссертация обсуждалась на заседании кафедры музыкального воспитания и образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Актуальные идеи и выводы исследования были представлены научной аудитории на III Международной научно-практической конференции «Музыкальное образование в современном мире: диалог времен» 22-23 ноября 2010 г. (Санкт-Петербург) и VII

Международной научной конференции «Музыкальная наука сегодня: неизменное и меняющееся» 10-11 мая 2012 г. (Даугавпилс, Латвия). Написано пять статей, две из которых опубликованы в журналах из списка ВАК, одна -в сборнике материалов конференции «Музыкальная наука сегодня: неизменное и меняющееся» на английском языке. Издано учебное пособие «Музыкальные подарки Григория Корчмара юным пианистам и их учителям» под грифом УМО по направлению «Педагогическое образование» Министерства образования и науки РФ.

Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (203 единицы на русском языке, 5 — на английском, 2 - на немецком, интернет-источники) и трех приложений (№ 1 «Хронология творческого пути Г.О. Корчмара»; № 2 «Список фортепианных произведений Г.О. Корчмара»; № 3 «Нотные примеры»).

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обозначаются проблематика, цель и задачи исследования, обосновывается его актуальность, рассматривается степень изученности темы, характеризуются методология исследования и примененные методы, определяются научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации, кратко представлена структура работы.

В главе I - «Традиции и новации в фортепианном творчестве Григория Корчмара» - изучается фортепианное творчество композитора в целом, здесь сделан акцент на теоретических вопросах, связанных с проблемами стиля, жанрового многообразия и др. В разделе 1.1. - Генезис стиля и особенности музыки Г.О. Корчмара в контексте развития отечественного музыкального искусства второй половины XX столетия и первых десятилетий XXI века - представлен творческий портрет композитора, рассматривается, в общих чертах, его творчество в русле исторического процесса в отечественном музыкальном искусстве второй половины XX века; выясняются характерные для русской музыки этого периода пути и этапы, традиции, становление новых явлений в культурной жизни общества. Г.О. Корчмар - один из участников движения к новой музыке, поэтому так важен контекст, в котором происходило становление и развитие его стиля, отклик композитора на ведущие тенденции времени.

Помимо исторического экскурса и представления основных направлений в музыкальном искусстве рассматриваемого периода, автором диссертации освещены теоретические изыскания авторитетных музыковедов (М.Г. Арановского, Г.В. Григорьевой, Е.В. Назайкинского, В.Н. Сырова, А.Г. Шнитке и др.) относительно такого важного явления в современном музыкальном искусстве, как полистилистика.

Главной чертой творчества Г.О. Корчмара в направлении стилевого моделирования является постановка типовых элементов музыкальной ткани в необычные, парадоксальные сочетания, что в итоге приводит к новому качеству и образной многозначности. Например, в концерте-пастиччио «Могаг^то»

контрасты, свойственные стилю венского классицизма, намеренно преувеличиваются. Оставаясь в рамках структуры, характерной для моцартовского клавирного концерта, композитор обновляет музыкальный язык, усиливает оркестровые группы, переосмысливает содержательную часть, по-своему трактует логику развития музыкального материала, эклектично смешивает моцартовские, бетховенские, брамсовские, штраусовские интонации, получая образ «Большой Вены». В одном из интервью Г.О. Корчмар сказал: «Имея в руках необъятное и бесценное музыкальное наследие прошлого, я не собираюсь от него отказываться и беззастенчиво им пользуюсь, разумеется, в индивидуальном преломлении». Моделирование как метод формирует характерные для музыкального языка и стиля Г.О. Корчмара приемы (имитация, пародия и др.) и жанры («В манере...», «Подражание...»).

В данном разделе выделяются три основные линии в фортепианном творчестве Г.О. Корчмара: первая из них - фольклорное направление (Соната для фортепиано); вторая — воплощение стиля espressivo, берущего свое начало в эстетике экспрессионизма и музыке нововенской школы («Пять состояний», «Страницы» для фортепиано и др.) и отражающего внутренний мир композитора; третья - стилевое моделирование. Особое внимание автор настоящего исследования уделяет именно этому направлению: представлены наиболее характерные композиторские приемы в работе со стилевой моделью, выявлены некоторые особенности воплощения художественного замысла. Рассматриваемый раздел содержит также выводы и обобщения, касающиеся основных черт композиторского письма Г.О. Корчмара и его авторского стиля.

В разделе 1.2. — Жанровая классификация фортепианных произведений — производится классификация фортепианной музыки композитора с позиций жанра и структуры его сочинений. Кроме того, затронута проблема жанрового разнообразия в музыкальном искусстве второй половины XX века.

В фортепианном творчестве Г.О. Корчмара отразились характерные для эпохи тенденции к жанровому синтезу. Основой для подразделения по типу композиции обычно выбирается принадлежность той или иной структуры пьесы к разряду малых или крупных форм. Однако в отношении произведений Г.О. Корчмара такой водораздел становится не слишком надежным, так как у этого композитора в качестве центральной определяется идея цикличности, малой или большой. Тип мышления склоняет композитора к тому, что пьесы у него рождаются сериями: Пять состояний, Три настроения, Две поэтические картинки, Две пьески-арабески и т.п. Новеллистичность определяет содержание миниатюр, входящих во многие опусы Г.О. Корчмара.

Из циклических форм встречаются: сонатно-симфонический цикл с основной идеей контрастирования при единстве замысла (Соната, Сонатина, концерты), сюитный цикл, состоящий только из танцевальных жанров (сюита «В честь столетия А. Шёнберга»), многочисленные циклы с сюитным принципом (Маленькая сюита, Анаграммы, Багатели и др.).

Другим важным принципом выступает программность, ведь Г.О. Корчмар, как правило, дает своим произведениям броские, запоминающиеся заголовки, например, «Моцартиссимо», «В мире Эдварда

Грига» и др. Цикличность и программность напрямую указывают на черты, родственные романтикам — поэтам фортепиано (Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист). Язык же сочинений современный, далекий от ретроспективности. В отличие от композиторов-романтиков, в полемике с эпохой Просвещения ставивших чувство выше ratio, Г.О. Корчмар всегда остается ярко выраженным рационалистом, его музыка кажется, прежде всего, сконструированной интеллектом, но всегда согретой искренним чувством художника. В таком смешении черт и в жанровом многообразии, несомненно, проявляется стилевой плюрализм, присущий музыканту эпохи постмодернизма.

Обращение к сонатному жанру в музыке для фортепиано соло воплощено в трех крупных формах, созданных Г.О. Корчмаром, - Сонате для фортепиано (1975), Сонатине (1984) и Сонате сонета (2009). Концертный э/санр представлен двумя масштабными сочинениями: «Моцартиссимо», концерт-пастиччио для фортепиано с оркестром, и «В мире Эдварда Грига», концерт-фантазия для фортепиано с оркестром (по наброскам Второго фортепианного концерта Э. Грига). Жанр вариаций воплощен в цикле «Уроки учителя», семь вариаций на тему Сергея Вольфензона, где тема, придуманная любимым учителем Г.О. Корчмара, предстает в характеристичных жанровых вариационных трансформациях (Вальс, Пионерский марш, Траурный марш и т.д.), включая и полифонические (Фугетта, Жига).

«Несонатная цикличность» входит в фортепианное творчество Г.О. Корчмара на уровне композиционного принципа. Циклы, предназначенные для концертного исполнения, представлены четырьмя основными опусами -Багатели (1967), Сюита «В честь столетия Арнольда Шёнберга» (1975), Анаграммы (1980), Пять состояний (1982). Характерно, что свои миниатюры композитор обычно оформляет в виде циклов или сборников. На принципе смыслового или тематического объединения миниатюр строятся и циклы, предназначенные для юных пианистов: «Циркачи», четыре пьесы для фортепиано, Музыкальные рисунки, Маленькая сюита для фортепиано и др. В музыке Г.О. Корчмара для детей и юношества представлены как танцевальные и маршевые жанры, так и пьесы-портреты, пьесы-пейзажи, пьесы-настроения и т. п.

В данном разделе отмечен также вклад, внесенный Г.О. Корчмаром в развитие жанра фортепианной транскрипции и музыки для двух фортепиано.

В разделе 1.3. - Композиционные принципы и технологии в творчестве Г.О. Корчмара - сделаны выводы по первой главе. Изучение фортепианной музыки Г.О. Корчмара привело к констатации того факта, что перед нами результат синтеза высокого профессионализма, мастерства и, вместе с тем, яркой эмоциональной наполненности, насыщенности, вдохновенности.

Мы установили, что основными композиционными принципами и тенденциями в фортепианной музыке Г.О. Корчмара выступают:

• стилистический плюрализм;

• контрастность;

• новеллистичность;

• свободно трактованная сонатность;

• сюитность и несонатная цикличность;

• программность;

• свободное обращение с тематизмом различных эпох.

Основными направлениями в творчестве Г.О. Корчмара являются:

• работа с фольклорными источниками (неофольклоризм);

• стиль espressivo;

• стилевое моделирование.

Наиболее важными технологиями, задействованными в фортепианных произведениях Г.О. Корчмара, выступают:

• полифонизация музыкальной ткани произведения;

• выращивание тематизма из единого зерна;

• элементы и приемы серийной техники.

Периодизация творчества Г.О. Корчмара относительна. Ранний период хронологически можно определить с середины 70-х годов, после обучения в консерватории, и условно назвать его «нео-нововенским». С середины 80-х начинается новый этап — условно это становление мастера, когда начинается увлечение композитора стилевым моделированием, а также возникает интерес к глубинным слоям фольклора. Период примерно с середины 90-х годов до конца первого десятилетия нового века можно трактовать как зрелый, когда происходит синтез всех трех направлений, то есть, единение обращения к фольклору, стилевого моделирования и стиля espressivo. В настоящее время композитор переживает начало нового этапа, с мощными импульсами к творчеству.

Вторая глава - «Произведения крупной формы в фортепианном творчестве Г.О. Корчмара» - разнопланово освещает фортепианные произведения, созданные композитором в различных жанрах.

Раздел 2.1. — Фортепианные концерты — включает в себя подробный анализ произведений для фортепиано с оркестром, содержит сведения о первом исполнении этих сочинений и разделен на подразделы.

Подраздел 2.1.1 - «Mozartissimo» («Моцартиссимо»), Концерт-пастиччио для фортепиано с оркестром (1986) - посвящен сочинению, которое эклектично, стилистически мозаично, но более всего связано с моделированием моцартовского стиля, а также включением стилевых элементов из музыки его венских последователей — Л. Бетховена и И. Брамса. Конкретной первичной моделью своего опуса Г.О. Корчмар избрал до-минорный Концерт В. Моцарта KV 491. Вместе с тем, Г.О. Корчмар считает, что моцартовский Концерт послужил своего рода моделью для бетховенского Концерта в одноименной тональности (ор. 37), который, в свою очередь, во многом явился образцом для ре-минорного Концерта И. Брамса (ор. 15). Таким образом, сочетая наличие моделей, каждая из которых исходит из предыдущей, «Моцартиссимо» Г.О. Корчмара являет собой любопытный и далеко не частный случай стилевого моделирования, приблизительно 3-ей степени родства (В. Моцарт - Л. Бетховен - И. Брамс). Основным художественным методом в произведении Г.О. Корчмара становится принцип эмоциональной

гипертрофии, казалось бы, привычных музыкальных образов и гиперболизация технологических средств их воплощения, что объясняет прибавление суффикса «-иссимо» к имени «Моцарт» в названии сочинения. При этом композитор конструирует материал таким образом, что он воспринимается как бы отраженным в кривом зеркале.

Первая часть сочинения Г.О. Корчмара написана в типичной для моцартовских, бетховенских и брамсовских концертов сонатной форме с двойной экспозицией, которой в данном случае предшествует вступительный раздел, где за начальными аккордами tutti следует своеобразный эпизод «знакомства» пианиста с оркестрантами: практически каждый оркестровый инструмент в порядке расположения в партитуре (по принципу - сверху вниз) в диалоге с солистом подает свою реплику. В главной партии узнается излюбленный И. Брамсом мелодический рисунок, образованный последовательностью терции, октавы и сексты, правда, в немалой степени осложненный гармоническими напластованиями. Моцартовская обаятельность в побочной партии также слегка «дискредитируется» мелодическими «завихрениями», политональным двоевластием и кадансовыми сюрпризами. К числу «кривозеркальных» элементов можно отнести и сверхдраматичную разработку (с привкусом «невсамделешности»), и нарочито пышную и чувствительную сольную каденцию. При этом догматично соблюдается принцип тональных соотношений (условные g moll - В dur в экспозиции и, соответственно, g moll - g moll в репризе).

Те же тенденции типичны и для лирической второй части (в условном Es-dur; кстати, тональности вторых и третьих частей «Моцартиссимо» и моцартовского до-минорного Концерта совпадают). Среди ряда аллюзий следует отметить имитацию продолжения традиций моцартовских формул в пассажах солиста, в частности, в фортепианных «разливах» гуммелевско-шопеновского типа; неумеренный в своей патетике средний раздел трехчастной формы (прообраз - вторжение смятенных «реквиемных» эпизодов в безмятежную музыку второй части моцартовского «Юпитера»); явную аналогию коды с соответствующим разделом моделируемого Концерта В. Моцарта, правда, в данном случае не получающей завершения, а застывающей на полифункциональном сочетании тонического баса и доминантовой гармонии. Следующий далее attacca финал сочинен в строго очерченной форме рондо-сонаты с классическими тональными соотношениями. При этом главная партия своим мелодическим изгибом напоминает начальную тему финала бетховенского до-минорного Концерта, второй материал непредсказуемо погружает в стихию штраусовской вальсовости, а средний эпизод наполнен quasi-шубертовско-шопеновскими интонациями.

Идея объединить как бы «на одной территории» венских классиков и некоторых романтиков пришла в результате полученного автором концерта-пастиччио впечатления в Вене. Дело в том, что на Центральном венском кладбище Л. Бетховен, Ф. Шуберт, семейство Штраусов и И. Брамс лежат рядом, там же стоит памятник В. Моцарту. Второе дно этой, на первый взгляд, шутки заключается в щемящем подтексте, пронизывающим все произведение,

проникнутое ностальгией по прежним временам и наполненное осознанием бесцельности возвращения «впрямую» к красоте и гармоничности музыки прошлого.

«Моцартиссимо» Г.О. Корчмара во многом подтверждает мысль: не открывая новых форм, композитор искусно пародирует старые, нередко доводя до абсурда противоречия между формальной структурой с встроенным в нее клишированным материалом и его парадоксальным воплощением, тем самым, обозначая драматическую сущность своего произведения. Абсурдизм как система мышления - достаточно типичный атрибут эпохи постмодернизма, и в этом контексте сочинение Г.О. Корчмара стоит в ряду актуальной проблематики нашего времени.

Выполнена структурная схема каждой из частей произведения.

В подразделе (2.1.2.) - «В мире Эдварда Грига» концерт-фантазия для фортепиано с оркестром (по наброскам Второго фортепианного концерта Э. Грига) (1997) - представлены история создания произведения, его структурная схема и производится его анализ. Мастерство и высокий профессионализм творчества Г.О. Корчмара соединяется, вместе с тем, с трепетным отношением к используемому музыкальному материалу. Так, на примере концерта-фантазии для фортепиано с оркестром «В мире Эдварда Грига» (1997) можно охарактеризовать отношение композитора к авторскому тематизму: оригинал здесь абсолютно неизменен. Разумеется, он «подкрашен» оркестром более современного плана; тематизму дано развитие в духе музыкальных традиций XX века, но сами григовские наброски сохранены в неприкосновенности.

Концерт-фантазия «В мире Эдварда Грига» одночастен. Его композиция состоит из трех неравномерных по величине разделов, следующих без перерыва. Начальный называется «Конструкция», в нем представлен тот материал, который остался после Э. Грига. Первый эскиз норвежского романтика - это красивая мелодия без последующего развития. Второй григовский «кусочек» - скерцозного плана: возможно, он планировался для использования во второй части. Наконец, более развернутый фрагмент ориентирует на музыку финала, он создан в темпе и характере тарантеллы. У Г.О. Корчмара темы сопоставляются, образуя сначала экспозицию («Конструкция»), а затем контрэкспозицию («Деструкция») в концертной форме. Обращение к построению материала по типу контрэкспозиции не случайно. Оно связано с полифонической формой второго плана, которая, безусловно, ощущается в сложной композиционной структуре произведения, которая схематично представлена в диссертации.

Особо нужно остановиться на пианизме, который явно тяготеет в концерте-фантазии Г.О. Корчмара к листовскому типу. Композитор использует множество фактурных моделей из произведений Ф. Листа и Э. Грига, и тут уж не до шуток солисту, так как исполнение концерта требует подлинной виртуозности и большой выносливости.

Обращение Г.О. Корчмара к сонатному жанру освещено в разделе 2.2. — Сонатные и вариационные формы - Он состоит из трех параграфов.

Подраздел (2.2.1.) - Соната для фортепиано (1975) - содержит аналитический разбор сочинения, здесь используются также материалы интервью, которое композитор дал по поводу своей Сонаты.

Автор исследования не только подробно изучает произведение, но рассматривает его в контексте времени, в которое соната создавалась. Помимо смены музыкального языка, претерпели изменения и композиционные принципы: на авансцену вышли по-новому трактованные вариационность и процессуальность, тогда как тональный и тематический контрасты заметно сдали позиции в воплощениях сонатности. Кроме того, во второй половине XX века получила развитие полистилистика и возник новый тип смешанных форм, в которых совмещаются черты ранее не объединяемые. Это напрямую связано с поиском форм, вновь акцентирующих и способных представлять личностное начало, обладающих потенциалом к выстраиванию эмоционального плана произведения. Сонатность, как способ передачи образно-тематического контраста, по-новому раскрыла свой потенциал, а возможность индивидуализации формы в жанре сонаты стала знаком времени.

Соната для фортепиано написана в те годы, когда Г.О. Корчмар увлекался эстетикой Нововенской школы, но произведение несет в себе черты переходности. Композитор находится в поиске новых путей, не соприкасающихся с композиционными принципами нововенцев, но от нововенского стиля остаются полифоничность мышления, тенденция к созданию в фактуре нескольких одновременно звучащих пластов. Обращаясь к особенностям композиционной техники, автор исследования констатирует, что двенадцатитоновой серийности в этом произведении нет, что же касается основ серийности, ее элементов, то они, безусловно, присутствуют, но представлены свободными микросериями — из трех-четырех звуков.

В ходе аналитического разбора автором исследования выявляются приемы композиторской техники: различные полифонические приемы, кластерные уплотнения и мартеллатные пассажи в фактуре. Далее характеризуется организация музыкальной ткани, как отдельных частей, так и всего произведения в целом; затронуты такие важные моменты, как метрическая переменность, разнообразная акцентуация, нерегулярная ритмика и др. Автор проводит незримые параллели и связи с творчеством И.Ф. Стравинского, П. Хиндемита, Б.И. Тищенко. Подробно освещены композиторские решения Г.О. Корчмара в плане гармонии и тонального мышления.

Детальное рассмотрение автором образно-тематического плана произведения выявляет связи с романтическим направлением, на что указывает, прежде всего, сфера образов. Вместе с тем, в контексте эстетико-стилевых тенденций тех лет, в сонате Г.О. Корчмара автор усматривает контрастное сочетание как романтической, так и антиромантической направленности.

Для большей наглядности и систематизации аналитического разбора автором предлагается структурная таблица, а также тональный план и способ метро-ритмической организации Сонаты для фортепиано Г.О. Корчмара. Выполненная схема позволяет оценить масштабность цикла и его частей, а

также автономность ряда параметров формы, таких как структурная организация, метроритм и др. Драматургия цикла связана с новеллистичностью и эпичностью подхода, который перенесен из кинематографического произведения в музыкальное сочинение и применен в новых условиях.

На основании проведенного целостного анализа сделаны выводы, которые позволяют назвать Сонату произведением ярким и самобытным, представляющим собой счастливое соединение высочайшего мастерства, композиторской техники с возможностями и палитрой средств музыкального языка современности, с богатой фантазией и высокой эмоциональной содержательностью. Тем не менее, это сочинение пока еще ждет обращения к нему молодого поколения исполнителей.

В подразделе (2.2.2.) - «Соната сонета» (2009) - выполнен анализ произведения, находящегося в рукописи. В самом названии вновь можно усмотреть некоторую программность, которая акцентирует связь музыкальной формы произведения с формой поэтической. На этом примере можно с полным основанием говорить о попытке композитора связать формообразующими узами музыку и слово.

Примечательно, что в произведении Г.О. Корчмара сонетная форма сочетается с сонатной. Из представленной в диссертации структурной схемы видно, что «венок сонетов», хотя и уложен в сонатную схему, но не совпадает с ней. «Скрещивание» форм из различных видов искусства привело к особой, синтетической структуре, в которой происходит сквозное развитие. В результате на кульминации (начало репризы, 3-ий сонет) утонченная, поэтичнейшая, тишайшая побочная партия появляется в экстатической трансформации (на три forte, в октавной дублировке, в пластовой фактуре), и только к моменту возвращения главной партии напряжение спадает. Большую роль играет в этом произведении контрастная полифония, а также в сонате находит применение кинематографический принцип «склеивания кадров».

Анализ неукоснительного соблюдения необходимости смены материала при переходе в сонетах с катренов на терцеты выявляет мастерскую авторскую технику работы с музыкальным материалом при построении фактуры сонаты. Основную тональность произведения можно определить как усложненный фа мажор. Заметим, что как отмечает сам автор, это нетипичная для его музыки тональность. Обычно ее трактуют как носительницу пасторального начала, и «Соната сонета» Г.О. Корчмара действительно излучает мягкий свет.

Сложный замысел, связанный с синтезом жанров из различных видов искусства, получил у Г.О. Корчмара стройное, почти скульптурное воплощение в изящно скомпонованной, индивидуализированной сонатной форме.

Подраздел (2.2.3.) - «Уроки учителя» и Сонатина - освещает произведения Г.О. Корчмара крупной формы, созданные для детей и юношества. Цикл «Уроки учителя» состоит из семи вариаций на тему из пьесы для скрипки и фортепиано «Размышление» С.Я. Вольфензона. Произведение создавалось к юбилею Учителя и впервые было исполнено на вечере его памяти. По форме это вариации, причем автор обращается к принципу жанрово-характерного варьирования. Все вариации имеют названия и

воплощают самые яркие, узнаваемые особенности того или иного жанра. Для большей наглядности приведем перечень названий вариаций: Тема: «Размышление» С.Я. Вольфензона

1 вариация Вальс

2 вариация Пионерский марш

3 вариация Дуэттино

4 вариация Скерцино

5 вариация Траурный марш

6 вариация Фугетта

7 вариация Жига

Принцип стилевого моделирования (в данном случае, варьирование жанрового плана с аллюзиями на определенные композиторские стили), столь важный для композиторского творчества Г.О. Корчмара, становится очевидным и значимым для построения данного цикла. Напомним, что стилевой плюрализм стал одним из ярких явлений музыки второй половины XX века, в этом смысле «Уроки учителя» могут рассматриваться в качестве своеобразного пособия по особенностям работы со средствами музыкальной выразительности в современной музыке. В калейдоскопе жанров каждая вариация представляет собой законченную пьесу, свободно преломляющую материал темы. Таким образом, можно констатировать, что композитор предлагает в игровой форме, в своеобразной «игре в стили», познакомить юных музыкантов с различными жанрами, а также с таким приемом композиторской техники, как стилевое моделирование.

В Сонатине для фортепиано Г.О. Корчмару удалось многое: в фактуре этого сочинения талантливо воплощаются характерные особенности композиторского письма XX века, в звучание Сонатины введены искусные аллюзии на музыку предыдущих эпох. В первой и второй части производится опора на структуру сонатной формы, причем вторая часть — Andantino — словно старинный менуэт, очень грациозный и галантный. Andantino написано в фа мажоре, тональности нижней медианты по отношению к тонике. Гармония здесь также отличается сложностью и терпкостью, но диссонансы сглаживаются периодическим разрешением в консонансы.

Осмысление структуры финала Сонатины предоставит возможность юному пианисту познакомиться с классической формой рондо, соединенной Г.О. Корчмаром со средствами современного музыкального языка.

В целом Сонатина для фортепиано — произведение впечатляющее и яркое, лишенное штампов и клиширования. Г.О. Корчмар стремится соединить традиции далеких музыкальных эпох в современном преломлении. Это ему блестяще удается, и сонатная форма как бы символизирует «музыкальную истину», понятную во все времена.

Раздел (2.3) — Свободные формы — посвящен двум фортепианным сочинениям Г.О. Корчмара, не связанным с типовыми инструментальными жанрами, стоящим особняком среди других произведений крупной формы. Это Поэма для фортепиано под названием «... Которого любит душа моя...» и «Гуцульская рапсодия».

Поэму «...Которого любит душа моя ...» Г.О. Корчмара (по мотивам оперы А.Г. Рубинштейна «Суламифь»), можно отнести к разряду свободных форм, т. е. к развернутым фортепианным сочинениям крупной формы. Условно это произведение можно причислить как к жанру фортепианной фантазии, так и к свободным транскрипциям с чертами поэмности. Для исполнителя Поэма Г.О. Корчмара представляет собой произведение благодатное, удобно ложащееся «в пальцы» и руку пианиста, дающее богатые возможности для эмоционального раскрытия. Здесь есть что играть и есть что выразить в игре.

Начало 2013 года ознаменовано завершением «Гуцульской рапсодии» для фортепиано. В примечании, содержащемся в рукописи, Г.О. Корчмар замечает: «В этом сочинении цитируются фольклорные наигрыши, заимствованные из книги И.В. Мациевского «Музыкальные инструменты гуцулов» (Винница: Нова Книга, 2012)»9. Г.О. Корчмар, обратившийся к гуцульскому народному искусству через посредство крупнейшего музыкального этнографа наших дней И.В. Мациевского, по-настоящему окунулся в этот благодатный материал. Музыкальная ткань рапсодии искусно сплетена из гуцульских напевов и наигрышей. Г.О. Корчмар использует технику коллажа, которая позволяет охватить большой объем фольклорных источников украинских горцев. И все это происходит в атмосфере вечного праздника жизни гуцулов, в слиянии с природой и духами предков.

Импровизационная природа фольклорного материала располагает к свободному построению музыкального произведения. В свою очередь, в истории музыки немало примеров обращения к контрастно-составной форме, если композитор вдохновляется народной музыкой. «Гуцульская рапсодия» Г.О. Корчмара вполне соответствует этому типу. Структурно в этом сочинении выделяются пять больших разделов.

Фактура «Гуцульской рапсодии» виртуозна, содержит множество колористических эффектов, изобразительных моментов, во многих случаях связанных с эффектом «двух клавиатур», а также с различными приемами выстраивания фактурных пластов.

Третья глава называется — «Альбомный жанр и циклы (сборники) миниатюр в фортепианном творчестве Г.О. Корчмара».

В разделе 3.1. — Несонатные циклические формы - рассмотрены опусы, которые связаны с образованием цикла миниатюр. Это Багатели, Сюита «В честь столетия А. Шёнберга», Анаграммы, Пять состояний и Страницы, расположенные в данном ряду хронологически, по времени их создания. Единство стиля в этой группе произведений отсутствует, каждый цикл имеет индивидуальные композиционные и стилистические особенности. Метод стилевого моделирования преломляется своими разными гранями, рождаются яркие идеи, а композиторская техника Г.О. Корчмара оттачивается от ранних опусов к более поздним.

Наряду с подробным аналитическим разбором, произведения сопровождают данные по их первому исполнению.

9 Г.О. Корчмар. Гуцульская рапсодия. Рукопись.

19

Раздел 3.2. - Музыка для детей и юношества — обращен к фортепианным произведениям Г.О. Корчмара для начинающих пианистов.

Детская музыка занимает особое место в творчестве Г.О. Корчмара. При создании произведений в этой сфере он стремится учитывать детскую психологию, особенности восприятия юным поколением языка современной музыки. В настоящем разделе исследования целью ставится выявление возможности обогащения детского педагогического репертуара произведениями этого композитора, здесь использованы материалы интервью с ним. В данном разделе третьей главы выполнены: а) методическая классификация произведений для детей Г.О. Корчмара; б) целостный анализ пьес с позиций интерпретации; в) систематизация фортепианных произведений Г.О. Корчмара по этапам формирования пианизма начального уровня, которая предлагается для преподавателей фортепиано детских школ искусств; г) методические рекомендации для учащихся и преподавателей музыкальных школ.

Как отмечает Г.О. Корчмар, изданием специального учебно-методического пособия для начинающих пианистов он не занимался, хотя такие предложения поступали. Тем не менее, композитор создал много детских фортепианных сочинений, особенно в период с 1978 по 1997 годы, причем все эти произведения изданы большей частью в сборниках замечательного композитора и педагога С.Я. Вольфензона, который был школьным учителем Г.О. Корчмара и инициатором возникновения пьес.

Каждая детская миниатюра Г.О. Корчмара имеет четкую методическую направленность на развитие того или иного навыка фортепианной игры. Например, пьеса под забавным названием «Бормашина» предполагает выработку исполнения трели в партии левой руки, потому что именно трель изображает, по словам композитора, «...стрекот этой страшной машины!». А если вспомнить, с какими трудностями исполнения трелей в левой руке сталкивается юный пианист уже в инвенциях И. С. Баха, то эта пьеса на образном материале представляет возможность подготовиться к такого рода сложностям заблаговременно.

Помимо практико-методической значимости этих фортепианных произведений, хотелось бы отметить, что каждая пьеса индивидуальна по своей характерности, более того, содержит яркий, неповторимый и, главное, понятный образ, что чрезвычайно важно для развития ассоциативно-образного восприятия у начинающих, еще формирующихся музыкантов-пианистов. Стремление к программности является одной из характерных стилевых черт музыки Г.О. Корчмара. В музыке для детей это проявляется особенно ярко и выражается в образных названиях пьес, в яркой эмоциональности музыкального материала и звукоподражательности звучания фортепиано, то есть, в стремлении «изобразить» то, что предлагается в заголовках.

Во многих произведениях учитываются технические трудности, с которыми обязательно сталкиваются начинающие пианисты, и композитор интересными фактурными решениями как бы подсказывает пути их преодоления.

В разделе 3.3. - Особенности циклов миниатюр и малых форм в творчестве Г.О. Корчмара - формулируются выводы по произведенному в третьей главе анализу сочинений малых форм.

Принцип несонатной цикличности отражен в композициях ряда фортепианных произведений Г.О. Корчмара, созданных как для обучения детей и юношества, так и для концертного исполнения. Обычно в паре с этим принципом проводится и программность, явная, обнародованная в характерном названии, или завуалированная, даже скрытая.

В альбомном жанре и в циклах миниатюр композитор обращается к самым разнообразным техникам. В Сюите «В честь столетия А. Шёнберга» серийная техника связывается с бытовыми жанрами (марш и танцы) и переосмысливается как одно из возможных средств выразительности. В «Анаграммах» используются как элементы серийной техники в работе с набором букв в темах-символах, так и другие технологии, в частности, выращивание тематизма из единого зерна. Сонатность как композиционный принцип также представлена в индивидуальном преломлении в некоторых более крупных пьесах несонатных циклов Г.О. Корчмара.

Большое значение имеют полифонические приемы, как широко распространенные (каноны, имитации, сложный контрапункт), так и более редкие (basso ostinato).

Каждый цикл Г.О. Корчмара отражает какую-либо художественную, а иногда и философскую идею.

Циклы для фортепиано соло Г.О. Корчмара содержат пьесы, которые могли бы украсить программу выступления пианиста, как маленького, начинающего, так и большого, способного пропагандировать современную музыку.

В Заключении результаты произведенного исследования фортепианного творчества Г.О. Корчмара обобщаются. Подведены итоги исследования:

• Г.О. Корчмар толерантен как к авангардным тенденциям, так и сохранению традиций в музыкальном искусстве.

• Основными направлениями в творчестве Г.О. Корчмара выступают стилевое моделирование, работа с фольклорными источниками и стиль espressivo.

• Основными композиционными принципами в фортепианной музыке Г.О. Корчмара являются контрастность, новеллистичность, свободно трактованная сонатность, несонатная цикличность, программность, а также свободное обращение с тематизмом различных эпох.

• Наиболее важными технологиями, задействованными в фортепианных произведениях Г.О Корчмара, выступают полифонизация музыкальной ткани, использование элементов и приемов серийной техники, а также выращивание тематизма из единого ядра.

• В творчестве Г.О. Корчмара представлены разновидности крупных инструментальных форм - сонатный цикл, одночастная фортепианная соната, концертно-симфонический цикл и фортепианный концерт-

фантазия с внутренней цикличностью (части соединяются без перерывов), а также свободные формы.

• Проведенный анализ позволяет утверждать, что «фирменным знаком» композиторского подхода Г.О. Корчмара к жанрам фортепианного концерта и фортепианной сонаты является индивидуализация формы при разграничении характерных черт: для его сонатных форм характерно обращение к единой структурной модели, связанной с зеркальной репризой (Соната - I часть, Сонатина - II часть, Соната сонета), а для построения формы произведений в концертных жанрах на первый план выдвигается роль стилевых моделей, используемых композитором.

• В обеих фортепианных сонатах Г.О. Корчмара большую роль играет полифония. В цикле Сонаты для фортепиано образуется большая полифоническая форма, а в Сонате сонета контрастная полифония и полифония пластов являются важными средствами построения фактуры, движущей силой развития материала и построения формы произведения.

• Единственный вариационный цикл, созданный Г.О. Корчмаром для фортепиано - «Уроки учителя», - связан с принципом стилевого моделирования. Его драматургия четко выстроена, она отличается неторопливостью развертывания (своеобразное путешествие по стилям) и традиционностью в выделении смысловых акцентов (полифония как результирующая кульминация формы).

• В своих фортепианных концертах Г.О. Корчмар не обошелся без стилевого моделирования, но выбор моделей всякий раз обусловлен индивидуальной композиционной идеей: узнаваемый «венский дух» в стиле композиторов разных поколений, связанных с Веной, в концерте-пастиччио - и моделирование образа романтического концерта в концерте-фантазии «В мире Эдварда Грига». Оба произведения требуют от исполнителя виртуозности, большого эстрадного размаха.

Г.О. Корчмар уже сделал значительный вклад в развитие отечественного фортепианного искусства, обогатив его плодами своей композиторской и исполнительской деятельности, и этот процесс продолжается.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях автора:

1. Курносова С. Е. «Русская тема» в Сонате для фортепиано Григория Корчмара / С. Е. Курносова // Общество. Среда. Развитие. № 4, 2012. - С. 167-171 (0, 5 п.л.).

2. Курносова С. Е. Методические аспекты изучения произведений Григория Корчмара в классе фортепиано Детской школы искусств / С. Е. Курносова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. № 4, 2012. — С. 325334 (0,5 п.л.).

3. Курносова С. Е„ Черная М. Р. Музыкальные подарки Григория Корчмара юным пианистам и их учителям: Учебное пособие. - СПб.; Тверь: Твер. гос. ун-т, 2012.- 120 с. (7,5 п.л.) / (4 п.л.)

4. Курносова С. Е. Стилевые горизонты музыки Григория Корчмара / С. Е. Курносова // Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании: сб. ст. - Одесса: Черноморье, 2010. - С. 48-55 (0,5 п.л.)

5. Курносова С. Е. Стилизация или «стилевое моделирование»? (к вопросу о творческом методе Григория Корчмара) / С. Е. Курносова // Музыкальное образование в современном мире: диалог времен: материалы III Международной научно-практической конференции 2223 ноября 2010 г. - СПб.: Издательство «Перспектива», 2011. - С. 8587 (0,2 п.л.).

6. Svetlana Kurnosova, Marina Chernaya. Piano Concerto-Phantasia In the World of Edvard Grieg by Grigory Korchmar: To the Problem of Style Modeling: 7th International Scientific Conference Music Science Today: the permanent and the changeable. 10.05.2012-11.05.2012, Daugavpils 2013. P. 285-291 (0,45 п.л.) / (0,25 п.л.)

На английском языке: Марина Черная, Светлана Курносова. Фортепианный концерт-фантазия «В мире Эдварда Грига» Григория Корчмара: к проблеме стилевого моделирования // Музыкальная наука сегодня: неизменное и меняющееся: Сб. материалов VII международной научной конференции 10-11 мая 2012 г. в Даугавпилсском университете. - Даугавпилс: Издательство Даугавпилсского университета, 2013. - С. 285-291 / (0,45 п.л.) / (0,25 п.л.)

Подписано в печать 26.04.2013г. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,3. Тираж 100 экз. Заказ № 3090.

Отпечатано в ООО «Издательство "JIEMA"» 199004, Россия, Санкт-Петербург, В.О., Средний пр., д. 24 тел.: 323-30-50, тел./факс: 323-67-74 e-mail: izd_lema@mail.ru http://www.lemaprint.ru

 

Текст диссертации на тему "Фортепианное творчество Григория Корчмара"

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет

имени А.И. Герцена»

УДК 784.67 На правах рукописи

042013^0^51

КУРНОСОВА Светлана Евгеньевна

ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО ГРИГОРИЯ КОРЧМАРА: ЖАНРОВО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Специальность 17.00.02 - музыкальное искусство

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Научный руководитель: Черная Марина Радославовна, доктор искусствоведения, профессор

Санкт-Петербург 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..........................................................................................4

Глава I. Традиции и новации в фортепианном творчестве Григория Корчмара........................................................................................15

1.1. Генезис стиля и особенности музыки Г.О. Корчмара в контексте развития отечественного музыкального искусства второй половины XX столетия и первого десятилетия XXI века.........................................15

1.2. Жанровая классификация фортепианных произведений.................32

1.3. Композиционные принципы и технологии в творчестве

Г.О. Корчмара...........................................................................42

Глава II. Произведения крупной формы в фортепианном творчестве

Г.О. Корчмара.................................................................................45

2.1. Фортепианные концерты........................................................45

2.1.1. «Могагйвзпгю» («Моцартиссимо»). Концерт-пастиччио для фортепиано с оркестром (1986)...............................................................45

2.1.2. «В мире Эдварда Грига» концерт-фантазия для фортепиано с оркестром (по наброскам Второго фортепианного концерта) (1997)...................................................................................................53

2.2. Сонатные и вариационные формы............................................58

2.2.1. Соната для фортепиано (1975)......................................60

2.2.2. Соната сонета (2009)..................................................80

2.2.3. «Уроки учителя» (1997) и Сонатина (1984).........................87

2.3. Свободные формы.................................................................94

Глава III. Альбомный жанр и циклы (сборники) миниатюр в фортепианном творчестве Г.О. Корчмара.................................................................101

3.1. Несонатные циклические формы............................................101

3.2. Музыка для детей и юношества.............................................112

3.3. Особенности циклов миниатюр и малых форм в творчестве

Г.О. Корчмара........................................................................122

Заключение....................................................................................126

Список литературы и использованных источников...................................130

Приложения.................................................................................148

1. Хронология творческого пути Г.О. Корчмара..................................148

2. Список фортепианных произведений Г.О. Корчмара.........................158

3. Нотные примеры.....................................................................167

Введение

Актуальность темы исследования. Многообразие процессов в музыкальном искусстве последних десятилетий требует пристального внимания к самым разным явлениям, прежде всего, стилевого и интерпретационного порядка. Настоящая работа посвящена комплексному рассмотрению малоизученного, но востребованного концертной и педагогической практикой фортепианного творчества петербургского композитора Григория Овшиевича Корчмара. Выбор исследовательской позиции для автора диссертации не случаен: лекции Г.О. Корчмара на факультете музыки Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена заинтересовали и увлекли в мир современного музыкального искусства.

Деятельность Г.О. Корчмара неразрывно связана с Ленинградом - Санкт-Петербургом, где с юношеских дней он заявил о себе как талантливом пианисте и композиторе. Не менее ярко проявилось его дарование и в публицистике: он является автором нескольких либретто, множества рецензий, музыкально-критических статей и эссе.

Фортепиано для композитора - инструмент особенный, универсализм которого не раз служил Г.О. Корчмару как творческая лаборатория («Багатели», 1967; сюита «В честь столетия Арнольда Шёнберга», 1975; «Анаграммы», четыре посвящения для фортепиано, 1980). Этому инструменту Корчмар поверяет такие масштабные замыслы, как Соната для фортепиано, «Прелюдия, фуга и хорал» для двух фортепиано (1995), «Страницы», двенадцать инвенций для фортепиано (2004), Соната сонета (2009), Гуцульская рапсодия (2013). Раздолье для пианиста-солиста представляют собой сочинения для фортепиано с оркестром - «Моцартиссимо», концерт-пастиччио (1986) и «В мире Эдварда Грига», концерт-фантазия (1997). Наконец, в области музыки для детей

Г.О. Корчмар создал большой массив произведений в разных жанрах, в значительной мере обеспечивающих потребности в обновлении педагогического репертуара на различных стадиях обучения игре на фортепиано.

Степень разработанности темы. К творчеству современных петербургских композиторов, к числу которых относится Г.О. Корчмар, обращались многие исследователи. В этой связи можно упомянуть труды И.Г. Вишневецкого, В.А. Гуревича, А.Н. Должанского, М.С. Друскина, O.A. Кузьменковой, А.П. Милки, Г.П. Овсянкиной, J1.H. Раабена, Е.А. Ручьевской, М.Г. Рыцаревой, В.Н. Сырова, B.C. Фомина и др. Освещением глобальных вопросов развития современного отечественного музыкального искусства занимались авторы коллективной монографии «Русская музыка и XX век»1 (статьи М.Г. Арановского, Н.С. Гуляницкой, Ю.И. Паисова, С.И. Савенко, М.Е. Тараканова, Ю.Н. Холопова и др.).

Союз композиторов Санкт-Петербурга осуществляет издание работ, освещающих деятельность тех, кто принят в это профессиональное сообщество и находится в его рядах. Так появились литературные портреты Г.О. Корчмара, А.П. Петрова, С.М. Слонимского, Б.И. Тищенко, Г.И. Фиртича и других, разного рода эссе и исследования о композиторах - наших современниках. Вместе с тем, изучение рождающейся на наших глазах отечественной музыки последних десятилетий, многоликой в своих проявлениях и постоянных обновлениях, представляет собой одну из недостаточно разработанных сфер в музыковедении.

1 Русская музыка и XX век. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века: Монография / Ред.-сост. М.Г. Арановский. М.: Внешторгиздат, 1997. 874 с.

Основы отечественной теории стиля были заложены, прежде всего, в трудах С.С. Скребкова2 и М.К. Михайлова3. Исследование М.Н. Лобановой позволяет более широко взглянуть на проблему функционирования в эпоху барокко и современности таких понятий, как стиль и жанр. Автор предлагаемой диссертации в ряде случаев опирается на выводы, сделанные в этой работе4. Проблемами стилевых взаимодействий занимаются также Л.П. Казанцева5 и Л.Н. Березовчук6. Тонкие детали в способах оперирования стилями в музыке композиторов второй половины XX века отмечает в одной из своих книг

у

Е.И. Чигарева, которая использует термин «мышление стилями» . Сама исследовательница считает этот термин достаточно широко употребляемым.

Большое значение для нас имело изучение трудов отечественных (Ю.Г. Кона, С.Т. Махлиной, А.Н. Сохора и др.) и зарубежных (Т.В. Адорно, П. Булеза и др.) авторов. Выделим переведенную на русский язык книгу Т.В. Адорно «Философия новой музыки», где осмысливаются идеи радикальных нововенцев (А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн) и композиционный метод И.Ф. Стравинского, представляющего, согласно Т.В. Адорно, неоклассическое направление. Важность для нашего исследования этого знакового труда проистекает из того влияния, которое испытал Г.О. Корчмар от обоих воздействий, более всего, со стороны нововенской школы.

2 Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973. 448 с.

3 Михайлов М.К. Стиль в музыке Л.: Музыка, 1981. 260 с.

4 Лобанова М.Н. Музыкальный стиль и жанр. История и современность. М.: Советский композитор, 1990. 312 с.

5 Казанцева Л.П. Полистилистика в музыке: лекция по курсу "Анализ музыкальных произведений". Казань: Казанская государственная консерватория, 1991. 36 с.

6 Березовчук Л.Н. О типологии межкультурных взаимодействий в музыке//Стилевые тенденции в советской музыке 1960-1970-х гг. Л.: Музыка, 1979.

7 Чигарева Е.И. На пути к вере. М.: Волшебный фонарь, 2010. С.68.

Хотя Г.О. Корчмар и его творчество не оставались без внимания критиков

и искусствоведов, его произведения не так часто рассматривались в

музыковедческих работах, на практике изучались лишь отдельные частные

вопросы. Творческий портрет Г.О. Корчмара представлен в статье М.Г. Бялика8.

Особенности творческого процесса композитора отражены в статье

Г.П. Овсянкиной9. К произведениям Г.О. Корчмара обращались также

М.Р. Черная10, Е.И. Чигарева (в соавторстве с Г.В. Заднепровской)11.

Наиболее масштабным исследованием, связанным с творчеством

Г.О. Корчмара, на настоящий момент является кандидатская диссертация

O.A. Кузьменковой «Стилевое моделирование в творчестве отечественных

композиторов 70-90-х годов XX века (Симфоническая и инструментальная

музыка)», защищенная в Санкт-Петербурге в 2004 году. Перу этого автора

принадлежит также монография «Метод стилевого моделирования в творчестве

12

Григория Корчмара» .

8 Бялик М.Г. Он слышит будущую музыку // Невское время, № 226, 10.12.1997.

9 Овсянкина Г.П. Размышления о роли стилистической модели в творческом процессе: беседа с композитором Григорием Корчмаром Процессы музыкального творчества: Сб. научных трудов РАМ им. Гнесиных / Науч. ред. Е.В. Вязкова. М.: РАМ им. Гнесиных, 2010. Вып. 11. С. 207-233).

10 Черная М.Р. Моцарт в «стилевом моделировании» Григория Корчмара // Петербургское приношение Моцарту: Сб. статей Международного моцартовского симпозиума (к 255-летию со дня рождения и 220-летию со дня смерти) / сост. и науч. ред. М.Р. Черная. СПб; Тверь: Твер. гос ун-т, 2012. 204 е.; Черная М.Р. «Соната сонета» Григория Корчмара: симбиоз музыкального и поэтического жанров. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.gnesin-academv.ru/userphoto/File/Chernavamfl2.pdf

11 Совместная статья Е.И. Чигаревой и Г.В. Заднепровской на данный момент существует в рукописи. Текст ее был любезно предоставлен автору диссертации для ознакомления.

12 Кузьменкова O.A. «Метод стилевого моделирования в творчестве Григория Корчмара». Спб: ИНФО-ДА, 2004. 48 с.

Ценными источниками нам представляются свидетельства композиторов, размышления крупных музыковедов - исследователей отечественной культуры, а также несколько интервью с самим Г.О. Корчмаром, на которые композитор любезно давал согласие.

Таким образом, с одной стороны, назрела необходимость выйти на новый уровень обобщения процессов в развитии современного отечественного музыкального искусства и творческого вклада отдельных композиторов, а с другой стороны, ощущается явный недостаток такого рода работ. Отсюда формулируется проблема исследования, которая заключается в необходимости осуществления комплексного исследования фортепианного творчества Г.О. Корчмара.

Объект исследования: генезис и развитие композиторского стиля Г.О. Корчмара в связи с процессами в отечественном музыкальном искусстве второй половины XX века.

Предмет исследования: жанровые, стилевые, интерпретационные и методические исследовательские аспекты, связанные с фортепианным творчеством Г.О. Корчмара.

Цель исследования: выявление характерных особенностей композиторского письма Г.О. Корчмара и отражения стилевых реалий эпохи в его фортепианном творчестве.

Задачи исследования:

• исследовать стилевые особенности в фортепианном творчестве

Г.О. Корчмара;

• произвести жанровую и композиционную классификацию

произведений Г.О. Корчмара для фортепиано;

• рассмотреть специфику основных фортепианных сочинений Г.О. Корчмара;

• изучить методические аспекты использования произведений Г.О. Корчмара в педагогическом репертуаре;

• рассмотреть проблемы интерпретации, возникающие при обращении к фортепианным сочинениям Г.О. Корчмара;

• обобщить теоретические результаты исследования, сформулировать выводы и дать необходимые рекомендации.

Материалом исследования выступают произведения, созданные Г.О. Корчмаром для фортепиано и фортепиано с оркестром, изданные и существующие на данный момент в рукописи (см. приложение №2). Камерная музыка с участием фортепиано не рассматривалась, так как эти сочинения имеют другую специфику (фортепиано обычно трактуется в этом случае как один из равноправных участников, а не как универсальный, самодостаточный инструмент). К ансамблевым произведениям мы обращались в общем ракурсе, выявляя генезис индивидуального стиля композитора. Исследованию и обобщению послужили, кроме того, ряд публикаций Г.О. Корчмара, в том числе, в средствах массовой информации, а также несколько интервью, данные композитором автору диссертации.

Методологическую основу исследования составляют труды Б.В. Асафьева, М.Г. Арановского, М.Н. Лобановой, JT.A. Мазеля, М.С. Друскина, В.В. Медушевского, М.К. Михайлова, JI.H. Раабена, С.С. Скребкова, A.C. Соколова, А.Н. Сохора, В.Н. Холоповой, Ю.Н. Холопова, В.А. Цуккермана, А.Г. Шнитке и др., в которых разнопланово представлен феномен стиля, а также обоснована методология анализа музыкальных произведений. Изучение отечественной теории стиля составило важный ракурс настоящего исследования, а историко-стилевой подход определил его базис.

Другим основанием для проведения исследования послужили принципы комплексного подхода, привлеченные для рассмотрения различных аспектов композиторского стиля Г.О. Корчмара с музыкально-теоретических и системно-исторических позиций. Поскольку Г.О. Корчмар - это наш современник, являющийся участником процессов, происходящих в музыкальном искусстве, логичным представилось обращение и к историографическому подходу (в

13

трактовке М.С. Друскина ). Методы исследования:

• поиск и анализ документов, рукописей и других источников, связанных с творчеством Г.О. Корчмара;

® интонационный, структурный и фактурный анализ музыкальных произведений;

• контекстуальный анализ;

• сравнительный анализ;

• метод интервью.

Положения, выносимые на защиту:

• Фортепианная музыка составляет самостоятельный пласт в творчестве Г.О. Корчмара, она отличается жанровым разнообразием и свободным подходом к выбору стилевых параметров.

• Фортепианное творчество Г.О. Корчмара обладает богатым потенциалом развития художественно-выразительных средств, это

13 Друскин М.С. Зарубежная музыкальная историография: учебное пособие. М.: Музыка, 1996. 62 с.

своеобразное и яркое явление в области современного музыкального искусства.

• В творчестве Г.О. Корчмара, отличающемся сложностью и многосоставностью, важным направлением является стилевое моделирование, когда творец вступает в диалог (полилог) с композиторами прошлого, как бы ведет с ними музыкальный диспут. Кроме того, стилевое моделирование можно отнести к творческому методу композиторского письма Г.О. Корчмара. Однако, в целом, у Корчмара можно выделить еще два направления: неофолъклоризм и стиль espressivo.

® Основными композиционными принципами творчества Г.О. Корчмара выступают цикличность в ее различных проявлениях, программность, а также - в произведениях крупной формы -индивидуально трактованные вариационность (стилевой ракурс) и сонатность (в преломлении содержательной концепции произведения).

• Г.О. Корчмар обращается к различным композиционным технологиям, среди которых ведущее положение занимают полифонические способы работы с материалом, оперирование элементами и приемами серийной техники, а также метод вызревания тематизма из единого зерна.

• Формы фортепианных опусов Г.О. Корчмара несут в себе черты индивидуализации, что обусловлено, как правило, наличием у композитора оригинальных музыкальных идей и их воплощением в его сочинениях.

• Большой массив произведений Г.О. Корчмара, написанных для детей и юношества, является ценным источником для обновления

педагогического репертуара на разных стадиях обучения игре на фортепиано.

Научная новизна данной работы заключается в самом факте обращения к поднятой проблеме, т. е. фортепианному творчеству Г.О. Корчмара, как феномену современного музыкального искусства, а также в выявлении композиционных и интерпретационных аспектов фортепианной музыки композитора. В исследовании впервые:

• системно проанализированы в полном объеме фортепианные произведения Г.О. Корчмара;

• сделаны выводы о специфике фортепианных сочинений композитора;

• даны методические рекомендации по использованию на различных ступенях музыкального образования произведений, написанных Г.О. Корчмаром для фортепиано;

• предложены возможные пути решения интерпретационных проблем, возникающих при обращении к фортепианному творчеству композитора.

Теоретическая значимость исследования: результаты и выводы диссертации пополняют научно-теоретический потенциал знаний в области истории и теории современного музыкального искусства, прежде всего в разделе, связанном с фортепианной музыкой, а также с точки зрения комплексного изучения творчества одного из ярки�