автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Фукидид и понятие судьдытусне у греков в V веке до н.э.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Фукидид и понятие судьдытусне у греков в V веке до н.э."
Александр Александрович СИНИЦЫН
ФУКИДИД И ПОНЯТИЕ СУДЬБЫ-ТУСНЕ У ГРЕКОВ В V ВЕКЕ ДО Н. Э.
Специальность 07.00.03 — всеобщая история (древний мир)
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
На правах рукописи
Саратов — 1998
На правах рукописи
Александр Александрович СИНИЦЫН
ФУКИДИД И ПОНЯТИЕ СУДЬБЫ-ТУСНЕ У ГРЕКОВ В V ВЕКЕ ДО Н. Э.
Специальность 07.00.03 — всеобщая история (древний мир)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Саратов—1998
Диссертация выполнена на кафедре истории древнего мира Саратовского государственного университета
Научный руководитель — доктор исторических наук, и. о. профессора В. И. Кащеев
Официальные оппоненты:
— доктор исторических наук А. В. Подосинов
-— доктор исторических наук, профессор В. М. Строгецкий
Ведущая организация — Казанский государственный университет
Защита диссертации состоится « 25 »__ декабря 1998 г.
в _14 часов на заседании диссертационного совета Д.063.74.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук при Саратовском государственном университете по адресу: 410600, г. Саратов, ул. Радищева, д. 41, ауд. 16.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Саратовского государственного унизверситета.
Автореферат разослан « 14» НВЛ^Х 1998 г.
Ученый секретарь Диссертационного совета, доктор исторических наук, профессор В. Н. Данилов
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Тема исследования и ее актуальность. Диссертация посвящена исследованию творчества Фукидида, а также феноменов судьбы и случая, выраженных в форме тихл» в общественном сознании греков V в. до н. э.
Проблема судьбы в античном мироощущении всегда привлекала к себе пристальное внимание исследователей древности самых различных областей науки и искусства. Языческий мир греков, определяющим фактором которого был «прогрессивный» атональный дух, выносил и породил идею судьбы как некой внешней всеопределяющей силы, с которой эллинин, с его «"автономной моралью героического человека" и "трагическим оптимизмом"», непрестанно вступал в «роковое» состязание'.
Актуальность темы диссертации определяется в первую очередь тем, что ее результаты позволяют лучше понять различные стороны и закономерности развития античной «атональной» культуры, подойти к решению проблемы менталитета античных обществ, выяснить особенности гражданского воспитания у эллинов, ответить на многочисленные вопросы о восприятии в древнем мире феномена судьбы-случая (тих1!)-
Темой диссертационного исследования является вопрос о месте понятия судьбы в мировоззрении античного человека. Однако ответ на вопрос об античной судьбе в целом вряд ли возможен в рамках одного труда: чрезвычайно широким и многогранным было это понятие. При всем том восприятие судьбы и случая отнюдь не было однородным, несмотря на сходство терминов и даже актов их присутствия в языке и сознании жителей греко-римкой ойкумены в разные времена. Ответ на вопрос о сути, которую выражает понятие, предполагает ответ на вопроос о термине, либо группе терминов, которыми это понятие выражено, посольку «каждый из них соответствует той или иной стороне или оттенку понятия»2.
Проведенный нами опыт исследования «Истории» Фукидида показывает, что для греков эпохи Пелопоннесской войны основным
Ср.: Андреев Ю. В. Апология язычества или о религиозности древних греков//Вестник древней истории. 1998. № 1. С. 133.
2 Тахо-Годи А. А. Ионийское и аттическое понимание термина «история» и родственных с ним // Вопр. классической филологии. М., 1969. Вып. 2. С. 107.
термином, отображающим интересующее нас понятие, был V) тихт). Близкий по значению словам £щфора и а^аует), а также цхнра и clp.app.evi), этот термин имел в древнегреческом языке значения: «судьба», «случай», «доля», «счастье», «несчастье», «жребий», «удача», проч. Как считает Г. Херцог-Хаузер, в историческом повествовании античных авторов форма ти^т) «демонстрирует вмешательство внешних, сторонних сил», и именно действия этой силы «в конечном счете оказываются решающими»3.
По количеству употреблений в ткани Фукидидовой «Истории» с словом тъхл могут соперничать и ауаукт| и £иц.фора, однако в той роли, которую исполняет здесь эта сила, и в том отношении, которое к ней имеют герои повествования Фукидида, ей нет равных. Таким образом, предметом наших рассуждений является именно тйх1!-
Хронологические рамки исследования охватывают V век до н. э. В первую очередь предметом нашего исследования является Пелопоннесская война, свидетелем и участником которой был Фукидид, и проишедшие в последней трети этого века многочисленные беды: чума, смуты, природные и общественные катастрофы. Вместе с этим в диссертации рассматриваются представления о тихл у греков VII — V веков до н. э. (в основном это касается лирической и драматической поэзии эллинов), а также IV — I вв. до н. э. (Ксенофонт, Полибия и в позднем эллиском и римском изобразительном искусстве).
Цель диссертации и ее задачи. Тема ти^т), а тем более ти^т) у Фукидида, в подавляющем большинстве трудов не только русской, но и зарубежной историографии излагается скупо, наработки в этой области носят зачастую эскизный, фрагментарный характер. Несмотря на многочисленное упоминание о судьбе-случае в тексте Фукидидовой «Истории», эта тема не стала предметом специального монографического исследования.
Цель диссертационного сочинения состоит в том, чтобы обстоятельно изучить те представления о судьбе у греков, которые били отлиты в форму тй^г), чтобы лучше понять различные стороны и закономерности развития античной «атональной» культуры (античного космоса), а вместе с этим подойти к решению проблемы менталитета античных обществ и выяснить особенности гражданского воспитания у эллинов. Мы ставим пред собой следующие задачи:
— представить семантику различных терминов, в которых древние греки выражали понятие судьбы: Т) роТра, т) е1р.ар|леут), о Бацшу и то 801.(101/101/, т) Зскт], 6 коиро?, в особенности же термины: ^ тихт], т) ¿тукт1, т) ои(лфорт); дать подробный анализ этих и других форм,
3 Herzog-Hauser G. Tyehe (1) U Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Neue Bearbeitung / Begonnen von G. Wissowa; Hrsg. von W. Kroll, K. Mittelhaus und K. Ziegler. 8. A. Stuttgart, 1948. Bd. 8. A. Sp. 1662.
имевших место не только в языке и литературе, но и представленных в качестве персонифицированных сил в мифологии и искусстве древнего мира;
— показать историю термина и понятия тг>хт|, в качестве сущности, имевшей судьбоносный характер; провести анализ значения и места названного феномена в конкретных исторических событиях (в первую очередь в разного рода военных операциях периода Пелопоннесской войны), для того, чтобы определить роль силы т^хт) в качестве действительной участницы истории;
— на основе тщательного анализа источников выяснить взаимосвязь общегреческих представлений о судьбе, воплощенной в форме тихл, с педагогическими идеями людей античных обществ, прежде всего связь понятий судьбы и случая с проблемами воспитания и образования, как они представлены в произведениях Фукидида, а также Геродота, Софокла и других греческих авторов.
Высказывается научная гипотеза, согласно которой, греческие ученые, мыслители, художники и поэты связывали феномен тихл с проблемами воспитания и образования; гипотезу о том, что понятия судьба и случай, представленные в античном космосе, греки, народ воспитателей и культурных строителей, связывали с понятиями пайдейя и человеческое. На примере употреблений Фухидидом этого понятия в различных его качествах и сочетаниях мы рассматриваем другие вопросы: влияние тна ход исторических событий, ее отношение к иным «трансцендентным» и «трансцендентальным» явлениям, как то: £ц1фора, ауаую!, 0е6? (тб ОеТои), бафоу (оаьр.бую?), 6 ттараХоуо?, и связь этого феномена с аффективно-физическими, этико-психологическими сущностями, а именно: орут), фшп$, ¿\rrig, еОод, то\ца, ф роиться.?, уиш(1Т|, фиХП и другими, а также сопряженные с ними ашфроспля|, ауОратаа)?, й(3р1?, аретг), у6|Ю9. Взгляд на эти отношения и связи, представленные в «Истории», позволил более эффективно оттенить границы нашего понятия и представить педагогическую сущность понимания тихл в подтверждение высказанной гипотезе.
Научная новизна исследования. В основном о тихл говорилось только как о слепом случае, на который человек может списать собственные слабости. Данный феномен рассматривался в самых общих чертах. Тема тихл У Фукидида не находила должного освещения и потому требует специального анализа. Научная новизна диссертационного сочинения определяется тем, что оцо является одной из немногих попыток всестороннего, комплексного изучения понятия судьбы-случая (тихп)> а также связи представлений об этой силе в Греции V в. до н. э. с проблемами воспитания человека и правильного поведения гражданина полиса на материале конкретных исторический событий, отраженных в сочинениях Фукидида, других историков и авторов литературных
произведений классической эпохи. Это отличает диссертацию от других работ, посвященных описанию понятия судьбы в греческом языке и культуре. Новыми в научном отношении являются и основные выводы диссертации.
Методологическая база. В первую очередь, в исследовании использован исторический метод, необходимый для восприятия и анализа различных социальных и языковых форм в их возникновении, становлении и исчезновении. В исследовании был избран особый методологический подход, при котором работа представляет собой не обычное в таких случаях описание истории термина, но системный анализ социально-политических и религиозно-мифологических реалий, в которых он возник и долгое время существовал. Особенность подхода характеризует и то, что в соединении с историческим методом используется филологический анализ письменных источников (в частности терминологический анализ) и взаимодействующие с ним философский и антропологический подходы и поиски. Таким образом, в этой работе встречаются и взаимодополняют друг друга различные науки: античная история, филология, история философии, религии, мифологии и культуры. Подобный комплексный к исследованию истории различных понятий является весьма результативным.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что обобщенные в ней материалы и ее выводы могут быть использованы для создания, с одной стороны, работ по социально-политической и военной истории Греции V в. до н. э., а с другой стороны — по истории философии и религии античного мира. Критический анализ 1-й главы диссертации может найти применение в процессе подготовки трудов по историографии греческой истории, культуры и литературы. Текст диссертации может быть полезным для тех, кто занимается частными аспектами политической истории, истории педагогических и социальных воззрений древних, а вместе с тем для интересующихся проблемами мифологии, литературы и культуры античного мира, в особенности, мифологемой судьбы и случая в сочинениях классических авторов. Текстовый и иллюстративный материал (репродукции скульптур, а также изображения на монетах, камне и вазах различных божеств, олицетворявших у эллинов судьбоносные сущности), данный в приложении к работе, будет интересен для историков античного искусства. Результаты диссертационного исследования могут быть смело использованы преподавателями исторических, филологических и философских факультетов высших учебных заведений при разработке спецкурсов и спецсеминаров по истории древнего мира, а также по истории и историографии античной литературы и культуры.
Источниковая база. Основным источником диссертационного сочинения является «История» Фукидида, в которой описывается военно-
политическая история греческих полисов второй половины V в. до н. э. Фукидид опускает почти все иные сферы отношений, в особенности игнорируя культурный аспект истории: им даже не упоминаются имена великих его современников - мыслителей, ваятелей, софистов, драматургов, таких как Анаксагор, Софокл, Еврипид, Сократ, Гиппократ и Аристофан, без которых время Пелопоннесской войны представить просто невозможно. Образный язык произведения великого галимунтца, а также трезвомыслие, научный стиль и многосторонний подход в освещении событий характеризуют этот памятник. Исторический труд Фукидида выступает, с одной стороны, как источник наиболее близкий по времени к эпохе, интересующей нас, а с другой стороны, свидетельства этого литературного памятника являются наиболее полными и достоверными. «История» Фукидида — это история настоящего, но не прошлого Греции. Выдающийся воспитатель и «просветитель», подвижник в области литературы и культуры, «революционер» в среде историков, Фукидид был из того разряда художников-летописцев, которым свойственны не природное дарование, гениальность и мастерство «по наитию», но из тех исследователей, мастеров своего дела, которым сопричастны трудолюбие, усидчивость и жажда знания, связанные с поиском и кропотливым анализом отобранных фактов.
Важно, что Фукидидов труд демонстрирует представление о судьбе не только самого Фукидида (или какого-либо иного историка, художника или ученого грека, представление, которое может быть в различной мере уникальным и несоответствующим общей форме восприятия), но эллининов классической эпохи в целом, это и позволяет увидеть такой фундаментальный источник, как «История».
Наряду с этим в диссертации привлечены тексты ряда иных, современных Фукидиду или разновременных с ним, авторов: сочинения античных поэтов (Эсхила, Софокла, Еврипида Аристофана и Менандра), риторов, философов — Платона и Аристотеля — и, конечно, историков от Геродота до византийских авторов. К тому же мы обращаемся к надписям. Одни свидетельства привлекаются в подтверждение данных нашего автора, другие же — с целью наиболее точной фиксации границ понятий и терминов.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, содержащих восемь параграфов и заключения. К тексту работы приложены: список сокращений, список использованных источников и литературы, а также 'приложения (22 иллюстрации и пояснения к ним).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается выбор исследовательской темы и ее актуальность, формулируются цель и задачи работы, дается анализ основного источника («Истории» Фукидида), определяются хронологические рамки и методологическая база исследования.
Первая глава "Вопросы историографии проблемы" посвящена анализу различных мнений о восприятии в древнем мире феномена судьбы-случая и в первую очередь понятия тихп у Фукидида. В параграфе первом «Проблема судьбы и случая у Фукидида в отечественной историографии» рассматривается степень разработанности проблем рационализма и научного метода Фукидида, а также аспекты религиозного воззрения и тема судьбы-случая (тъхл) в сочинении этого историка, в освещении русской исследовательской литературы.
В русской историографии проблема тихл У Фукидида фактически не привлекала должного внимания исследователей. Те ученые, что пишут о Фукидиде, не обращают свои взоры на этот термин4 или повторяют общие слова о «случае» и специфичных для античности в лице историка «афатализме» и «гуманизме» . Те же исследователи, которые обращаются к самому термину тЬхц, не интересуются этим феноменом у нашего автора (А. Ф. Лосев, А. А. Тахо-Годи и В. П. Горан)6.
Отечественные труды характеризует эскизность подхода к теме тих7!- Зачастую это общие, переходящие из работы в работу слова о «пустоте» и «слепоте» этой силы, ее «непредсказуемости» «капризности» и «вредоносности».
В параграфе втором под названием «Фукидид и вопрос о тг>хг] в зарубежной историографии» представлен обзорный материал «опыта» западных историков и филологов античности, обращавшихся к теме фатализма в древних культурах и в первую очередь к проблематике
4 Такова позиция авторов большинства работ по истории литературы древних: Чистякова Н. А.; Вулих Н. В. История античной литературы. 2-е изд. Л.; М., 1971; Античная литература I Под ред. А. А. Тахо-Годи. 2-е изд. М., 1973; Радциг С. И. История древнегреческой литературы. 4-е изд. М., 1977; Борухович В. Г. История древнегреческой литературы. 2-е изд. Саратов, 1982; Немировский А. И. Рождение Клио: У истоков исторической мысли. Воронеж, 1986 и др.
5 Таков, например, характер сочинений: Лурье С. Я. Очерки по истории античной науки. Греция эпохи расцвета. М.; Л., 1947; он же. История Греции. Л., 1948. Ч. 2; Тронский И. М. История античной литературы. Л., 1947; Фролов Э. Д. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. 2-е изд. Л., 1991.
6 Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячилетнего развития. Ч. 2.
М., 1994. С. 497-502; Тахо-Годи А. А. Природа и случай как стилистические принципы новоаттической комедии // Вопр. классической филологии. М., 1971. Вып. 3—4. С. 217-272; Горан В. П. Необходимость и случайность в философии Демокрита. Новосибирск, 1984; он же. Древнегреческая мифологема судьбы. Новосибирск, 1991.
судьбы-случая (тйхп) у Фукидида. Полезные замечания о судьбе-случае можно обнаружить в тематических трудах по истории эпохи Пелопоннесской войны авторов О. Регепбогена, Ф. Вассермана, Г. Штрасбургера, К. Вайдауэра, X. Шталя и других7.
Понятие tv>xt|, представленное в «Истории», удостаивается вниманием большинства авторов фундаментальных исследований по истории греческой литературы, религии и общих статей о Фукидиде (В. Шадевальдт и В. Шмид, А. Лески и М. П. Нильссон, В. Кранц и К. Бродерзен)8. Наконец, в нашем распоряжении имеется ценный материал ученых, специально обращавшихся к проблеме самого феномена тихт) у нашего историка (зачастую, в рамках общей концепции тъхп)9-
Изучая материал «Истории», необходимо отметить полиспектралъностъ семантики термина тихЛ- Большинством ученых зачастую односторонне воспринималось смысловое содержание этого слова в Фукидидовых текстах10. Однако всегда существовал и противоположный лагерь мнений, представленный трудами Ф. М. Корнфорда, Ф. Тэгера, Г. Херцог-Хаузера, X. Хертера и целого ряда
7 Regenbogen О. Thukydides als politischer Denker // Thukydides / Hrsg. von H. Herter. Darmstadt, 1968. S. 47 ff.; 53 ff.; Wassermann F. M. Die Mytilenaiische Debatte bei Thukydides: Bild der Nachperikleischen Demokratie // ibid. S. 496 f.; Strasburger H. Die Entdeckung der Politischen Geschichte durch Thukydides // ibid. S. 454 f.; Romilly J. Histoire et raison chez Thucydide. Paris, 1956 (в первую очередь глава Ш ["Lcs discours antithetiques"]); Weidavier К. Thukydides und die Hippokratischen Schriften. Heidelberg, 1954; Stahl H.-P. Thukydides: Die Stellung der Menschen im geschichtlichen Prozess. München, 1966. S. 110 ff.
8 Schadewaldt W. Thukydides // Realencyclopädie... Stuttgart, 1970. Suppl. Bd. 12. Sp. 1254; Nilsson M. P. Geschichte der griechischen Religion. 4. Aufl. München, 1988. Bd. 2. S. 201 f.; Lesky A. Geschichte der griechischen Literatur. 3. Aufl. München, 1993. S. 540; Kranz W. Geschichte der griechischen Literatur. 5. Aufl. Birsfelden; Basel: Verl. Schibli-Doppler, o. J. S. 262; Brodersen K. Thukydides // Metzler Lexikon antiker Autoren / Hrsg. von O. Schütze. Stuttgart; Weimar, 1997. S. 718.
9 Täubler E. Tyche. Historische Studien. Leipzig; Berlin, 1926. S. 16 ff. (монография специально посвящена анализу феномена тихп, представленному во «Всеобщей истории» Полибия); Strohm Н. Tyche. Stuttgart, 1944; Buriks А. А. TIep! Tl>xt)S"- Diss... Leiden, 1948; Muri W. Beitrag zum Verständnis des Thukydides // Thukydides. S. 139 ff.; Herter H. Freiheit und Gebundenheit des Staatsmannes bei Thukydides // ibid. S. 260-281; Joos Р. B. Tyche, physis, techne. Studien zur frühgriechischen Lebensbetrachtung. Winterthur, 1955 etc.
!0 Такой подход характерен для работ: Мищенко Ф. Г. Опыт по истории рационализма в древней Греции. Киев, 1881. Т. 1; он же. Фукидид и его сочинение. Послесловие к переводу. М., 1888. Вып. 2; Бузескул В. П. Введение в историю Греции. Обзор источников и очерк разработки греческой истории в XIX и в начале XX в. 3-е изд. Петроград, 1915; Соболевский С. И. Фукидид // История греческой литературы / Под. ред. С. И. Соболевского и др., М., 1955. Т. 2; Muri W. Beitrag гит Verständnis des Thukydides II Thukydides. S. 135-170; Wassermann F. M. Op, cit.; Lesky A. Op. cit. Таков же характер замечаний, высказанных в следующих трудах: Лурье С. Я. Очерки по истории античной науки; Kranz W. Op. cit.; Brodersen К. Op. cit. и др.
других авторов." При этом вся литература темы заключается в рамки понимания представлений Фукидида о ти^т], филологические рамки учета и анализа имеющихся в тексте упоминания данного слова, для уяснения смысловых значений его употреблений у самого историка.
Зачастую общей ошибкой исследователей была их склонность к обобщению и сведению к общему знаменателю силу тйхл в истории (в особенности это касается судьбы-случая в эллинистическую эпоху), без учета многогранности, данного феномена (в частности, это касается и Фукидида). Характер названных выше работ различен, как различны и объемы публикаций исследователей, занимавшихся поисками ответа на вопрос о тйхп в Фукидидовой «Истории»: от простой констатации факта присутствия здесь этой силы (например, у Г. Штрасбургера, М. П. Нильссона или В. Кранца), до подробных аналитических рассуждений о ней (Э. Тойблер, В. Мюри и, в особенности, Г. Херцог-Хаузер и X. Хертера).
Исследования и выводы ученых, работавших в интересующей нас области, представляют собой ценный материал для изучения феномена случайно-судьбоносного данного в античном мироощущении. И тем не менее следует признать, что и в западной историографии нет специальных монографий полностью освещающих проблему тихл у нашего автора.
Вторая глава "Тйхц и ее значение в общественном сознании греков V в. до н. з." содержит анализ материала, позволяющего наиболее полно представить историю термина и понятия от первых упоминаний слова в источниках до свидетельств о нем, относящихся к IV в. и эллинистическо-римской эпохе. В первом параграфе "История термина и понятия тихл от эллинских лириков до первых историков" представлена семантика различных терминов, в которых древние греки выражали понятие судьбы, б число наиболее часто употреблявшихся входили: г) роХра ("часть", "удел", "судьба", "определение судьбы", "рок"), т) б1|1арр.е1^1 ("судьба", "рок"), 6 8а1цап/ и то бацхошои ([добрая и злая] "судьба", некая "божественная сила", "бог" "божество", а также "гибель",
" В этой связи следует отметить, например, следующие исследования: Жебелев С. А. Творчество Фукидида: Вступительный очерк // Фукидид. История. 2-е изд. СПб., 1994. Т. 2. С. LVII слд.; Стратановский Г. А. Фукидид и его «История» И Фукидид. История. М., 1993. С. 426-435; CornfordF. М. Thucydides Mythistoricus. London, 1907; Täger F. Thukydides. Stuttgart, 1925. S. 128 ff.; Herzog-Hauser G. Op. cit. Sp. 1663-1666; Gomme A. W. A Historical Commentary on Thucydides. Oxford, 1956. Vol. 3. P. 488 ff.; Herter H. Freiheit und Gebundenheit des Staatsmannes bei Thukydides И Thukydides. S. 260-281 и проч. Целый ряд определяющих значений слова у нашего автора предлагают словари: Betant Е.-А. Lexicon Thucydideum. Genevae, 1847. Vol. 2. Col.466; s. v. tvxt); Stephan^5H. Thesaurus Graecae linguae I Ed. С. B. Hase; G.Dmdorfius; L. Dindorfms. Parisiis, 1848-1854. Vol. 7. Col. 2626-2632; s.v. rvxn: Liddell H. G.; Scott R. A.; Jones H. S. A Greek-English Lexicon. Oxford, 1994. P. 1839; s. v. тихч (I — VI).
"горе", "несчастье"), f) 8íkt} ("справедливость", "правосудие", "Высшая Справедливость", "Божественный Закон"), о raipó? ("удобный момент", "случай", "надлежащее время [мера]"), в особенности же термины: л тихл ("судьба-случай", "случайное стечение обстоятельств", "судьбоносное событие", "счасть", "несчастье", "удача", "неудача"), т) ávdyKTi ("неизбежность", "необходимость", "рок", "судьба"); л оицфорл ("случай", "стечение обстоятельств", "исход").
Здесь представлены краткая этимология слова тихл и попытка отграничения сущностной и функциональной особенностей данного понятия, описывающего одну га сторон феномена судьбы в античном мироощущении в качестве реальной метафизической силы, контролирующей поступки человека и управляющей людьми и государствами. В частности, предлагается попытка решения проблемы взаимоотношения форм тт^хл и цоТра, имеющих место как в литературных памятниках античности, так и представленных в качестве персонифицированных сил в народной религии, мифологии и искусстве древнего мира.
Фактор тихл становится востребованным начиная с VII в., а особенно активизируются его функции в VI и V вв. В полную силу эта характерная сторона Судьбы вступает в IV в., и тогда аттический трагик Херемон называет Тйхл «Властетельницей всех богов». С начала эллинизма и по самый закат античной эпохи мировой истории можно говорить о культе этой персонифицированной силы — богини Удачи, Успеха, Случая, Счастья и благосклонной Судьбы, — которая в римское время приравнивалась к Фортуне.
В работе рассматривается атрибутивный инструментарий богини Тихл- Исполнявшая функции дарительницы и заступницы, эта богиня часто изображалась с рогом изобилия или короной на голове в форме крепостной стены города — Тихл-защитница и спасительница города. Как сила изменчивая и неустойчивая, она изображалась (и упоминается в письменных источниках) стоящей на шаре (а также держащей на руках младенца Плутоса — символа соблазнительного богатства и чрезмерности), а в качестве судьбоносной проводницы человека по жизненному «морю бедствий» — держащей в руках корабельный штурвал12.
Особенно значительную роль тихл играет в эллинистической драме, а среди античных трагедиографов V в. до н. э. пристальное внимание описанию свойств этой стороны судьбы было уделено Еврипидом. В диссертации рассматриваются многочисленные пассажи драматических произведений Эсхила и Еврипида, в которых описываются различные стороны понятия тихл и близких ей сущностно и функционально сил.
12 Наиболее известные изображения богини Судьбы-Случая с характерными для нее символами, даны в прил. 2.
Определенного рода «вступлением» к основной теме диссертационного сочинения (тихл У Фукидида) является изучение истории феномена по материалам первых историков: предшественника Фукидида — Геродота и его последователя — Ксенофонта.
Второй параграф имеет название "Термин и понятие тйхт] в языке Софокла ".
Тесная связь трагедиографа с полисом позволяет говорить о первом как выразителе духовного содержания последнего. В лексиконе Софокла насчитывается около десятка различных терминов, которыми античная судьба описывалась в языке древних греков. Одной из определяющих сторон феномена судьбы у Софокла является понятие тухц. Большое количество упоминаний этого термина и его многозначность отражают в целом особенность природы фактора тихц в представлении древних греков.
Значительное место в диссертационной работе уделяется анализу трагедии «Царь Эдип», на которую приходится 1/4 часть общего количества употреблений Софоклом термина тихп.
В этом параграфе делаются следующие выводы: 1) Тихл является не земной, но высшей, трансцендентальной силой, исходящей от богов или действующей наряду с ними; 2) по причине «потусторонности» и непостоянства тихл герой трагедии (ни мудрец, ни пророк) не может проникнуть в ее «замысел»; 3) тихт) сильна, а поэтому 4) смертный в силу своей природной слабости не может противостоять ее мощи; 5) тихг| представлена как владычица жизни смертного; в ее власти находится исход человеческой жизни; 6) герой не может, но должен противостоять тйхп> если его поведение не случайно, т. е. не зависит от капризов и губительных страстей, но постоянно; 7) тЬхц является «стимулятором» личной активности человека; она нетерпима к малодушным: нельзя падать духом, но следует активно действовать, добиваясь осуществления своих намерений; 8) тихп благоволит к благочестивым героям; 9) активное противостояние силе тихп является испытанием, которое должен вынести стойко герой. Через это испытание и проявляется в человеке «человеческое»; 10) Но при всех этих устойчивых характеристиках, тихт) изменчива: «то вознося, то свергая вниз». И в этом сила обнаруживает свое постоянство.
Tiixn в трагедиях Софокла является олицетворением постоянства изменчивости. В этом состоит основное отличие судъбы-тЬуу\ от иных ипостасей судьбы-целого. Делается вывод о том, что власть тихл, источник ее силы и энергии были загадкой и для самого поэта, в задачу которого входило: объяснить через какой-либо образ или действие tvxh то, чем она является per se. Что собственно делает «тюху» «тюхой»? Чем она отличается от иных «ипостасей» судьбы? Это характер случайности, неожиданности и изменчивости.
Третья глава под названием " Tv)(Tf-Судь б а у Фукидида " посвящена анализу свидетельств историка, представляющих данный феномен в значении судьбоносного события. В первом параграфе "Человек и судьба" приводятся различные пассажи Фукидидовой "Истории", характеризующие ти^т) в качестве события или происшествия, решающего исход дела (1.140.1; 144.4; II.42.5; 62.5; III.45.5; 6; IV. 18.3; 4; 5; 64.1; 86.6; V.104; 112.2; 113; VI.78.3; V11.67.4; 68.1 etc.). В указанных местах «Истории» т^хл обозначает то, что в новых языках передают слова «судьба», «рок», «Schicksal», «fortuna», «hasard», «fortune».
'Гихл порой выступает как исполнительница воли богов13. Вопрос о «божественной тюхе» не рассматривается в рамках темы религиозных верований историка, но отмечается как факт наиболее традиционного присутствия судьбы-тЬхд в мировоззрении эллинов. Тихп ёк той Oeiou здесь представлена как защитница интересов несправедливо униженных (V.104); функции, которые исполняет эта сила, тождественны функциям Бога — защитника молящих, истинного блюстителя справедливости законов и клятв. В идентификации функций понятий тг>хл и бе о? («бог») усматривается и тождественность самих понятий. Карающая за несправедливость, тйхп, подобно 9ео? (cf.: II.53.4; III.82.6 etc.) вселяет страх ((¡>6ßos) благочестивым людям, которые, избегая преступлений и проступков, могут полагаться именно на нее (V.112.2).
В тексте «Истории» довольно часто встречаются противопоставления, с одной стороны, чаянии или расчетов человека, а с другой, — действительного результата дела. того что планируется и судьбы (cf.: 1.140.1; Ш.45; IV.18.3; 4; 5; 64.1; 86.6; V.111.3; 113; V1.23.3; 78.3; VII. 67.4). Пассаж 1.140.1 характеризует силу тихл как ответственную за то, что происходит против ожидания (тгараХоуои). Понятие tvxj\, вследствие этого, есть 1) действительный результат событий, а одновременно и 2) управитель событиями, подводящих к их результату. Подобно мыслям человека она является 3) сферой сокрытой от людских планов, то есть областью неожиданного (а^абйд) и непредсказуемого (rrapaXöyov); 4) человеческие планы и надежды существуют параллельно действиям силы тихл и 5) люди склонны винить судьбу в неуспешной (или успешной) реализации их замыслов.
Судьба и материальная мощь государства противопоставляются в качестве внешних сил благоразумию и воле как силам внутренним (могущественным потенциям, лежащих внутри человеческой сущности). Внешняя форма роднит тих1! и би^арлу, демонстрируя их качества как
13 С£: Неггс^-НаиБег в. Ор. си. Эр. 1662. Проблема «божественной тюхе», которая возникает у Фукидида в заключении пятой книги «Истории», рассматривается нами в статье: Представление о судьбе в Греции классического периода и понятие Ле!е гусЬе у Фукидида // Духовная сфера деятельности человека: Межвуз. сбор. науч. трудов... Саратов, 1998. Вып. 3. С. 41-67.
более слабые, чем ге, что лежат в сфере внутренне-духовной. Употребляя этот термин в разных местах труда, Фукидид, вероятно, отражал популярное представление о тйхп- Часто в словах героев «Истории» встречается противопоставление судьбы (тихп) человеческому желанию (ётОирла). Корень желания должен покоиться на возможностях желающего. Тихл понимается как некая высшая, сторонняя от замыслов человека (стоящая над ними) Судьба, которая полагает границы желаниям смертного, когда эти желания идут вразрез с его возможностями. Слово тихп имеет отношение к существительному т) еитгорСа («благосостояние», «изобилие», «удобный случай»). Эта связь демонстрирует ти/Г) как силу, обладающую потенциальным достатком, как щедрую дарительницу благоприятных результатов. Вместе с этим, судьба- тухц представлена здесь как фактор сдерживания людских желаний.
Присущие человеческой природе страсти, — ё\т? («надежда») и еры? («желание», «влечение»), — сулящие успех, обладают огромной силой. Своей потенциальной мощью они толкают человека или государство на преступления, приводящие к трагическому исходу. Они, обладающие трагическим соблазном, сами по сути своей не являются трагическими вещами. Они могут подвести человека к тому порогу, за которым разлит губительный мрак трагедии, наполненный риском, опасностями и возможным преступлением закона (с£: У1.54.1).
Во втором параграфе ««Трагический круг тухл» и возможность его разрыва» рассматриваются в числе прочего понятия иеу[а («бедность») и ¿£о1хт1.а тгХоитои («власть богатства»), которые Фукидид представляет как «предельные состояния» человека, а также предлагается анализ материала, который имеет отношение к вопросу о воспитании.
Подробное исследование монолога Диодота, представленного в третьей книге «Истории» (в первую очередь, отрывка 111.45), позволяют сделать выводы относительно «трагической сопряженности» понятий надежда (ёХтпд) и судьба-случай (тихп)- Надежда и увлечение страшны тем, что приводят к ошибкам, но управляются они с помощью «трагических рычагов»: гордыни (Ь(3р1?) и необузданной дерзости (тбХрд). Несдержанность — вот, что является губительным фактором в житейских обстоятельствах. Тйхп> обнадеживая и соблазняя людей, ведет их к преступному риску, порождая в душе их заносчивость, ргаесеёепэ которой являются чрезмерное богатство или угнетающая человека чрезмерная бедность (ттта). Этот материал ставит проблему ограничения избыточных сущностей.
Древние греки хорошо понимали, что трагический поворот наступает в неких «предельных состояниях», порождающих и поддерживающих бруса («страсти»); состояниях, которые внезапно возносят или ниспровергают человека, полис или дело военной компании. Давящая, унижающая бедность (тте^ча) и вожделеющая, обнаглевшая в
своей распущенности власть богатств (ё^оиспа тгХоитои), являются положениями, зависящими сами от себя. Результат удачного (или неудачного) стечения обстоятельств зависит от силы тйхл- Используя надежду и страстное желание, она толкает индивидов, наделенных бедностью и богатством на нарушение установленных норм. Результат этих необдуманных поступков выражается тоже понятием тихл- Таким образом Фукидидом описан некий «трагический круг тихл»- Судьба действует на человека через его страсти. Слова Диодота о торжестве тъхл> властительнице человеческих слабостей, звучат предостережением от настоящей гордыни (йРр^) Афин во имя их благого будущего. Безусловно, забота о будущем связана с'заботой о воспитании.
В речи афинского оратора, указывающего на два обстоятельства, препятствующие разумному решению, встречается одно интересное и исключительное для Фукидида слово — аткВеиспа. Оно означает в греческом языке «невоспитанность», а также то, что греки называли «невежеством». В языке Фукидида это слово, имеющее отношение к орут| (душевной страсти человека) содержит еще и значения «несдержанность страстей, необузданность».
Излюбленное Платоном и Аристотелем, выдающимися идеологами и практиками в области воспитания и обучения, слово т) йтгсибеш'ш противопоставляется л ттсибаа (воспитание, образование и вместе с тем образованность). В классическую эпоху Греции в обучении юношей основной упор делался на физические упражнения и занятие музыкальным искусством. И то и другое, укрепляя тело и облагораживая душу, позволяли стать мальчику достойным мужем. Вместе с этим ттсибаа в современных Фукидиду педагогических теориях означала и воспитание положительных качеств в человеке, т. е. обращалась к душе и разуму гражданина, развивая в нем необходимые добродетели.
В первых словах Диодота обнаруживается противопоставление понятий йтт<и8еио[а и еи|Зо1>А1а (рассудительность) Правильное решение должен сделать всякий присутствующий на собрании; ответственность падет на каждого отдельно взятого человека, но, одновременно, и на народное собрание, как единое целое. Волевое решение противно невоспитанности, которая также выражается в заносчивости (ирр1?) и дерзкой необдуманной отваге (тоХра). Понятие аттсиЗегота и иные «слабости» — враги будущего, а потому и они оказываются орудиями силы тп&хЛ- Будущее неведомо смертному и только образованный, принимающий решения размеренно и спокойно, может сорвать лавры надежного счастья.
Попытка понять общий смысл Диодоговой сентенции дает возможность сделать первые заключения о «законе тихг]». Проблема тиут\ связывалась греками с проблемой определения человеком себя Вопрос о судьбе, как некой незримой силе вставал в их мироощущении в единой
связи с вопросом о человеке. Проявление тихл помогало античному греку «найти самого себя». Силой слова тйхл греки удерживали это необъяснимое присутствие чего-то стороннего, более могущественного.
Представление о тйхп, согласно свидетельствам Фукидида, имело своей целью выследить «уровень человеческой души». Выход из «круга тихл» (или даже действительная попытка такого выхода), заключенный в отказе от ставки на судъбу-тихп явным образом имел следствие воспитания в человеке черт человеческого. Здесь мы вплотную походим к проблемам свободы и выбора человека, а поэтому — к проблеме существования личности в античной культуре.
Четвертая глава " Тихц-Случай у Фукидида". В первом параграфе "Ипостаси тухл: Случай, Встреча, Удача (Неудача), Счастье (Несчастье) ".
Около одной трети всех упоминаний термина в «Истории» приходится именно на выражение данного значения. Случай/удача— тьхп неоднократно встречается в «диалоге мелосцев» (V. 85-111), когда проблемы тихи и 0еЬ} тихи (вернее, тйхп той 0е1ои) затрагивают первыми мелосцы-островитяне. Результаты анализа данного диалога, построенного по принципам софистической беседы, позволяют увидеть в феномене т1>хт\ благодетельницу людей слабых, а также, косвенно, в качестве обстоятельства, противоположного безрассудству и гордыне
Дважды встречающийся оборот ката тщ^у в словах автора «Истории», показывает тг>хп как случай "в чистом виде". Оба раза речь идет о морском ветре, сопутствующем (Щ.49.4) или препятствующем (1У.3.1) ходу корабля или флота, когда афинская эскадра была прибита к мысу Пилос случившейся бурей. Вместе с тем в обоих пассажах понятие тйхп можно определить и как «счастье» или «удача» (дарующая попутный ветер — 1П.49.4) и тоже самое с отрицательным значением: «несчастье», «беда», как нечто, приходящее извне и препятствующее планам и действиям человека или групп людей (неожиданно явившаяся буря — 1У.3.1).
Употребляемое Периклом в пассаже 1.142.9 слово тихл по смыслу контрастирует с той же словесной формой, имеющей место в начале и конце его речи (соответственно: 140.1 и 144.4). Однако чаще всего названное понятие выполняет характер судьбоносно-случайного, и отделить две эти стороны друг от друга по смыслу или функционально бывает сложно. Двойственная сущность понятия тихл основывается на сочетании противоположностей: общего-судьбы и частного-случая, уживавшихся друг с другом и взаимодействовавших между собой. Подобная двойственность была характерна двуединству общегреческого представления о мире, «структурно восходившему к образу агона»14.
14 Фрейденберг О. М. Образ и понятие // она же. Введение в теорию античного
Второй параграф называется "Судьба-Случай (тихл) 8 историческом событии". Победа афинян осенью 425 г. при Пилосе и Сфактерии принесла им весомый успех и составила одну из самых замечательных страниц военной истории полиса. Эта победа даровала славу афинскому оружию и выдающимся военачальникам и политикам города (Клеону, Демосфену), гарантировала (пусть временный, но довольно значительный, что понимали обе воюющие стороны) перевес чаши весов военного счастья в пользу Афин. Блага этой удачно организованной операции были весьма существенные. Взволновавшая спартанцев проблема Пилоса, вынудила их отозвать из Аттики экспедиционную армию, посланную туда под начальством царя Агида, сына Архидама (IV.2.1; cf.: ibid.6.1; 8.1); и была отозвана союзная морская эскадра (числом 60 кораблей), посланная к Керкире на помощь ее гражданам (ibid. § 3; cf.: ibid. 8.2).
Удача при Пилосе и Сфактерии представляет собой лишь один из многочисленных эпизодов зловещей Пелопоннесской войны. Но переломным моментом в военных действиях этот эпизод не стал. Фукидид не намеревался умалить роль стратега Демосфена, приписав успехи операции только лишь феномену тихл, он не намеревался, идя в разрез с самой истиной, «отыграться на Клеоне» за прежние «козни» политика, чтобы «свести на «нет»» его полководческий талант. Однако, без преувеличений, фактор тг>хп наличествует в этой успешной операции. Tvxjf-помащница, вознесшая на некоторое время Афины на пьедестал победителя, сыграла с этим полисом роковую шутку. Не ущемляя заслуг полководцев (Клеона ли, Демосфена, Брасида или Сифона, сына Фарака), наш историк рассматривает этот «эписодий тьхщ в качестве урока заносчивости, гордыне и чрезмерности желаний победителей. Несомненно, этот отрывок из «Истории» является одним из самых интересных в сочинении Фукидида, поскольку в нем речь идет о характеристике сущности tu^tj, о месте этой силы в драме военных событий, говорится об отношении к тйхт{-случаю/ счастью/военной удаче людей, испытывающих на себе ее влияние, а также (что особенно важно) о правильном к ней отношении.
Выступающие пред афинянами с прошением лакедемонские послы (спартанские делегаты «настаивают» на том, что действиям их противников «помог» счастливый случай [IV. 17 sqq.]) пытаются проводить политику своего отечества и преследуют собственные выгоды, однако та проблема, которую они ставят, касается верной государственной политики как таковой, т. е. выгод любого полиса и державы (не говоря уже о собственно человеческой пользе, которую даруют умеренность и рассудительность). Важно не приобретение многого (когда люди и государства в надежде на большее, полагаются на обманчивое счастье), но
фольклора. Миф и литература древности. М„ 1978. С. 206.
удержание того, чем ныне владеешь (ibid. 17.4). Сохранить устойчивым те позиции, которых достигли афиняне к моменту осады спартанского военного корпуса на Сфактерии - вот, что принесет им почет и славу (ibid.), стремление увеличить данное может лишить их и того и другого.
В своей речи лакедемоняне высказывают одну весьма важную для нас (и в первую очередь для самого Фукидида) идею, которую любили позже повторять Сократ и Платон: «Благоразумные люди - те, которые без колебаний признают благо за нечто прочное» (ibid. 18.4). В противовес благу, которое надежно и устойчиво, война изменчива, а поэтому «благоразумные люди» понимают, что война «не может покоиться в тех пределах, в которых было бы желательно ее вести». Успехи военных операций не лежат в поле человеческих планов. Некоторое время спустя афиняне, не желавшие уступать своим просителям, «опьяненные нектаром» Тъхл-счастья, получили достойный урок своей заносчивости.
Таким образом, судьба-случай (Тихл) выступает в историческом сочинении Фукидида как реально действующая сила. Здесь она не является ни мифологической сущностью, ни абстрактной идеей, но определенного рода силой, оказывающей важное влияние на ход исторических событий. Вполне очевиден факт воспитательной функции представлений о tvxtj, утверждаемых Фукидидом.
В заключении подводятся итоги исследования и делаются выводы.
Множество «Историй» более поздних авторов в силу различных обстоятельств не прошли «испытание временем», явившись (не смотря на их ценность в качестве источников) фактом эпизодическим, а, следовательно, случайным. Сочинение Фукидида, имеющее свою собственную историю, назвать таковым нельзя. Оно не случайность, оно — труд, рожденный усилием и талантом человека, которому суждено было оставить память о достопримечательной эпохе и извлечь поучительный урок великой войны.
Как следствие этой войны произошло изменение в представлении античных греков о судьбе. Отныне они все чаще именуют ее <т»хп». Это понятие, которое многократно встречается в тексте «Истории» Фукидида, не было вполне тождественным тому содержанию, которое вкладывали в него другие греческие авторы, в частности, Геродот и афинские трагедиографы.
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
1) По количеству упоминаний слова тихп. которыми изобилует эллинская литература, можно заключить, что этот феномен занимал важное место в греческом мировоззрении.
2) Тихл не есть нечто пустое, но вполне реальный факт. Сила тихт| загадочна, таинственна, чудесна и поэтому малообъяснима, но вполне реальна и явно ощутима человеком. Греки не считали ее
иллюзией, но видели в качестве некоего явления, действительно имеющего место в их мире.
3) Противостоящая планам и желаниям человека, сущность этой силы представлялась эллинам лежащей вне человеческих планов и человеческого контроля. В отличие от надежд и расчетов, рождаемых человеческим существом, тихл является областью внешнего регулятора подобного рода планирований. 'ГихЛ представляется силой трансцендентальной, лежащей по ту сторону людских чаяний.
4) В V в. до н. э. тихл становится той мифической сущностью, о которой достаточно часто говорили и довольно много рассуждали о природе этой чудесной силы. С IV в. Тихи) персонифицируется и выступает в качестве опеделенного божества женского образа с традиционными атрибумами, свойственными ей как дарительнице благ и проводнице человека чрез «море житейских бедствий».
5) Во вполне реальное мифическое поле тихл. расположенное вне сферы человеческого управления, проникнуть нельзя. Познаваемое не принадлежит сфере тухц- Действий этой силы предугадать невозможно, а поэтому у Фукидида она иногда именуется «несуразностью» (6 тгарйХоуо?).
6) Явления тйхл — всегда неожиданны. Находящаяся вне планов, эта сила также полагается и вне желаний человека.
7) ТихV зачастую выступает как единовременное явление, действие которого происходит враз этим объясняется ее связь с понятием кспрб? («случайный момент»),
8) Как непредсказуемая сила данного момента, приходящая неожиданно, тихл в античном мировоззрении описывала ту сторону понятия судьбы, характер которой случаен. По сути своей тихп есть случай, случайное стечение обстоятельств.
9) Содержание тбхп — разнопланово, полихарактерно и многофункци-онально; ее явление неотвратимо, как исход какого-либо предприятия она демонстрирует себя в качестве "предельной сущности ".
10) Непредсказуемость, неотвратимость и "предельность" этой силы говорят о ее судьбоносном характере и функциях. ТихТ[-судьба как целое являлась одной из форм понятия судьбы-целого, представленного в античном космосе.
11) Представления о тухл, имеющей тесную связь с понятием божества (бео? и то Оаои), указывают на то, что в отдельных случаях эта ста имела божественную наполненность и виделась в качестве исходящей от бога, подчиненной божеству.
12) Учитывая, что феномен тихц в греческом языке и мировоззрении имел скорее значение «случая», «удачи» и «счастливого стечения обстоятельств», нежели «судьбы» и «судьбоносного момента», можно сделать вывод о связности случайности и божественного
13) В этой определенной связи аспект случая (случайного) становится на уровень случайного-необходимого (неизбежного). Тбхп в качестве антиномии судьбы и случая
14) Зачастую тема тг/хл, постоянно возникающая в «Истории», звучит как весть о надвигающейся трагедии.
15) Феномен тихц, засвидетельствованный у Фукидида, действует как реальная сила, оказывая влияние на ход исторических событий. При этом тухп всегда выступает в качестве властительницы событий.
16) Тухц действует и как "инструмент", который осуществляет срез человеческих планов и дерзаний; чрез Т1>ХЦ преломляются расчеты людей.
17) В греческом мировоззрении представление о гихп связывалось с представлением о чрезмерности желаний и страстей людей или полисов.
18) Эта сила является сдерживающим фактором человеческой заносчивости и гордыни (й^р^). Наказание, осуществляемое силой тихт), представляется уроком самодовольства и чрезмерности как для отдельного гражданина, так и для государства в целом.
Таким образом, представление о тихц имело прямое отношение к культивировавшимися в античной Греции идеям воспитания и образования, выражавшимся в форме пт8е1а. В диссертационной работе делается заключение о связи общегреческих представлений о судьбе, воплощенной в форме тйхТЪ с педагогическими идеями в античном обществе. Свидетельства исторического сочинения Фукидида подтверждают связанность понятий судьбы и случая с проблемами воспитания и образования в мировоззрении эллинов классической эпохи.
Основные положения диссертации изложены в следующих опубликованных работах автора:
1. Сон и Судьба в греческой трагедии // Античный мир и мы: Матер, и тез. конф. 11-12 мая 1994 г. Саратов, 1995. Вып. 1. С. 45-48.
2. Экзистенциальные акты хайресиса и пайдейи в учении Платона о высшей добродетели II Духовная сфера деятельности человека: Межвуз. сбор. науч. трудов... Саратов, 1996. Вып. 1. С. 7-22.
3. Воспитание трагическим // Античный мир и мы: Матер, и тез. конф. 6-7 апреля 1995 г. Саратов, 1996. Вып. 2. С. 62-68.
4. Представление о судьбе в Греции классического периода и понятие Июе 1усЬе у Фукидида // Духовная сфера деятельности человека: Межвуз. сбор. науч. трудов... Саратов, 1998. Вып. 3. С. 41-67.