автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Функции стилистических фигур в газетных заголовках (по материалам "Комсомольской правды")

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Хазагеров, Георгий Георгиевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
Диссертация по филологии на тему 'Функции стилистических фигур в газетных заголовках (по материалам "Комсомольской правды")'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Хазагеров, Георгий Георгиевич

ВВЕДЕНИЕ.

Вводная

глава. ФУНКЦИЙ ЗАГОЛОВКА. II

§ I. Двойственное функционирование заголовка

§ 2. Узкое понимание функций заголовка

§ 3. Широкое понимание функций заголовка

Классификация функций

§ 4. Заголовок как предложение

Глава I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИГУРЫ. КЛАССИФИКАЦИЙ ФИГУР.

§ I. Фигура и прием убеждения

§ 2. Фигура и троп. Общая проблематика

§ 3. Фигура и выразительность

§ 4. Фигура и изобразительность

§ 5. Фигура и синтагматика

§ б. Фигура и амплификация

§ 7. Определение фигуры

§ 8. Общие проблемы классификации фигур

§ 9. Формальные и содержательные основания для классификации фигур

§10. Фигуры и схемы

§11. Общая классификация фигур

§12. Частная классификация фигур

Глава П. ФИГУРЫ УБШЕНШ.

§ I. Эллипсис

§ 2. Асиндетон

§ 3. Апозиопезис

§ 4. Прозиопезис

§ 5. Переходные случаи

§ 6. Выводы

Глава Ш. ФИГУРЫ ДРУГИХ ГРУШ.

§ I. Фигуры тождественного повтора

§ 2. Нетождественный повтор

§ 3. Инверсия

§ 4. Дистантность

§ 5. Фигуры вторичной схемы

ЗАКЛЮЧЕНИ Е.

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Хазагеров, Георгий Георгиевич

Предмет данной диссертации - функционирование фигур в газетном заголовке.

Интерес к газетному заголовку как к объекту лингвистического исследования возник на рубеже 50-60 гг. (17) и с тех пор продолжает нарастать. Именно в это время - в конце 50 гг.

- произошли значительные изменения в структуре самого заголовка. Об этом писал в 1965 г. В.Г. Костомаров : "Возвращение заголовкам экспрессии, в значительной мере утерянной в предшествующие годы (речь идёт о послевоенных годах

- Г.Х.), можно считать главной тенденцией их развития"

61, с.181). Заглавия становятся структурно сложнее и многообразнее, что дает возможность "утверждать в качестве характерной черты заголовков нашего времени широкое обращение к законам и возможностям поэтики" (там же, с.185).

Эти структурные изменения обусловлены расширением круга функций газетного заголовка. Это преззде всего воздействующая функция, о возрастающей роли которой писал А.В. Луначарский: "Мощь слова как социального оружия должна неизмеримо вырасти в нашу эпоху" (70, с.170). Исследованию этой функции специально посвящена работа Л.А. Киселевой (1961, 56). Заголовок получает большую самостоятельность. "Ведь заглавие, чутко реагируя на различные события общественной жизни,часто выступает как дополнительное (к тексту) средство пропаганды, сатиры и т.д., является своеобразной рекламой, привлекающей внимание массового читателя" (В.М.Р онгинский, 1968, 92, с.166). "Но заголовок - это и политическое лицо газеты. Он призван нести мобилизующее начало, пропагандировать за передовое. Заголовок формирует наше отношение к выступлению газеты, бескомпромиссно указывает на авторскую позицию в толковании того или иного факта" (А.П.Г о р б у н о в, 1974, 40, с.7). "Нередко заголовок не только дает общее представление о теме выступления, но и формирует одну из основных идей, мыслей автора, вывод, к которому он приходит" (В.В.П о п о в, С.М.Г у р е в и ч, 1977, 85, с.124). "Заголовок в газете, в отличие от названий радио- и телепередач,-единица коммуникативная, он кратко информирует читателя о содержании газетного материала, осведомляет о значении, характере, степени важности событий, отразившихся на страницах газеты" (А.А.С а ф о н о в, 1981, с.97, с.205), и т.п.

Столь краткое речевое произведение, как заголовок, выполняющее при этом сложную функциональную нагрузку, вполне закономерно вызывает к себе возрастающий интерес лингвистов. Этим и определяется актуальность настоящей работы.

Как при синхронном, так и при диахронном изучении газетного заголовка в центре внимания находятся его выразительные возможности. Именно усиленная выразительность отличает газетное заглавие от других видов заглавия и современный газетный заголовок от несовременного

Активно изучаются отдельные приемы, создающие выразительность, описываются характерные для газетного заголовка синтаксические конструкции (см., например, 13, 76, 97, 109 и др.), однако ни одно исследование не опирается на аппарат теории фигур - специальных средств усиления выразительности. Это приводит, во-первых, к тому, что часть приемов, активно используемых газетчиками, остается вне поля зрения исследователей. Во-вторых, имея дело с фигурой, исследователь зачастую не только не квалифицирует данное явление как фиГУРУ» н0 и принужден прибегать к описательным выражениям или вводить новый термин. И, в-третьих, приемов может быть бесчисленное количество, они не образуют системы, отдельные элементы которой могут быть соотнесены с отдельными содержательными элементами, а значит, и функциями заголовка, фигуры же, как показывает материал диссертации, такую систему образуют. Исследователь, описывающий заголовок в терминах теории фигур, будет иметь дело не со случайной выборкой приемов, служащих общей функции "актуализации" заголовка, а с системой структурных оппозиций , соотносимых со строго дифференцированными функциями заголовка.

С другой стороны, сами фигуры в обобщающих работах рассматриваются в отрыве от стилистически однородного или, так сказать, прагматически однородного материала. (См. специальное исследование по фигурам В.И.К оролькова, 1974, 62; см. отражение фигур в курсах стилистик, наиболее полное у И.В.А р н о л ь д, 1973, 5, Ю.М.С кребнева, 1975, 102; см. монументальнейшее зарубежное исследование по фигурам Г. Лаузберга, 1980, 120 и др. работы по стилистике и тем более по риторике, см., например, Н.К о ш а н с-к и й, 1830, 64). Нет работ, посвященных функционированию фигур в рекламе, лозунге, заголовке, языке массовой коммуникации. Фигуры изучаются преимущественно на разнородном материале художественной литературы, где их функционирование крайне затемнено сложнейшей символической нагрузкой и тесным взаимодействием с другими экспрессивными средствами, в особенности тропами. Не связанный однородным материалом исследователь не столько выделяет фигуры, сколько подбирает иллюстрации к своим или чужим дедуктивным построениям, причем подбор иллюстраций в отдельных случаях оказывается настолько затруднительным, что приходится приводить веками т цитируемые примеры . Фигуры, таким образом, изучаются в отрыве и от национальной специфики, что привело к следующему парадоксу: чем большую роль играет специфика русского языка в механизме образования той или иной фигуры, тем меньше изучена данная фигура в русской стилистике. Так, фигура, связанная с многообразием падежей, так называемый полиптот о не имеет у нас однозначного определения . Наиболее же благополучны, т.е. корректно описаны те фигуры, интернациональная дефиниция которых может быть механически перенесена на русскую почву (такова, например, судьба анафоры, наиболее известной и изученной фигуры).

Научная новизна настоящей диссертации заключается в том, что теория фигур впервые применяется к газетному заголовку. Тем самым газетный заголовок впервые описывается системой выразительных средств. Научная новизна состоит также в том, что фигуры как система впервые описываются на однородном, объединенном общими коммуникативными задачами русском материале. Целью работы является показать роль фигур того или иного типа в выполнении заголовком тех или иных функций, что связано с более глобальной целью - выявлением и систематизацией изобразительно-выразительных ресурсов заголовка. В связи

1. Например, употребление гистерона-протерона проиллюстрировано одним и тем же примером в советском современном и иностранном средневековом источнике. Ср. 122 (с.101), 137 (с.158) и 120 (§§ 891-892).

2. Ср. 122 (с.334-335) и 101 (с.139-140). с поставленной целью решается вспомогательная задача -построение структурно-функциональной классификации фигур, и основная задача - анализ функционирования фигур разных типов в газетном заглавии.

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в том, что в ней структурные особенности заголовка изучаются системно в связи с функциями заглавий. Результаты работы могут быть непосредственно использованы в теории и практике редактирования, а также при составлении учебных пособий для студентов-журналистов. Материал диссертации представляет интерес для стилистов, работающих в области теории фигур, может быть использован при составлении пособий по лингвостилистике.

Материалом диссертации являются заголовки "Комсомольской правды", газеты, ориентированной прежде всего на молодежь и потому отличающейся особой выразительностью языка. "Заголовки "Комсомольской правды" оригинальны и броски, боевиты, стилистически многоцветны. Они "молодежны" по существу, всегда эмоционально свежи" (40, с.25).

Чтобы составить правильное представление о применении фигур и продуктивности той или иной фигуры, при отборе материала сначала был применен метод сплошной выборки: были просмотрены все заголовки "Комсомольской правды" за 1980 год, что составило свыше 9,5 тысяч заголовков. Затем были использованы также заголовки первого квартала 1981 и выборочно более поздние заголовки. Сопоставление этих материалов с первоначальной выборкой показывает, что для выявления основных тенденций заголовка в синхронном плане выборка вполне представительна.

При классифицировании фигур использовался метод дифференциальных признаков. В основной части работы применялся метод лингвистического описания. При определении функций фигур применялся также метод лингвистического эксперимента. Таковы основные методы, применяемые в работе.

Работа прошла первоначальную апробацию: по материалам диссертации были сделаны сообщения в Ростовском государственном университете. Основные положения диссертации отражены в трех публикациях:

1. Полиптот как фигура речи. Полиптот в публицистике В.И.Ленина. "Молодой журналист", РГУ, 1980, № 7.

2. функции эллиптических фигур в газетном заголовке. "Молодой журналист", РГУ, 1982, № 4.

3. функции стилистических фигур в заголовках рассказов А.П.Чехова. "Проблемы языка и стиля А.П.Чехова", РГУ, 1983.

Диссертация, помимо введения, состоит из вводной главы, трех основных глав и заключения.

Во вводной главе уточняются и систематизируются функции газетного заглавия. В первой главе уточняется определение фигуры и дается классификация фигур. Во второй главе описывается функционирование фигур группы убавления. В третьей -остальных групп. В заключении сформулированы выводы. К диссертации приложена библиография.

-II

Вводная глава. ФУНКЦИИ ЗАГОЛОВКА

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Функции стилистических фигур в газетных заголовках (по материалам "Комсомольской правды")"

-134-ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализированный материал позволяет решить поставленную во введении задачу и сформулировать следующие выводы.

Прежде всего это общий вывод о функционировании фигур в газетном заголовке.

Фигуры широко применяются в газетном заглавии. В рассмотренном материале заголовки с фигурами составляют около 8 % от всех заголовков.

Наряду с такими функциями, как номинативная и информативная (информирование о содержании заметки и непосредственное информирование о событиях действительности), газетному заголовку присуща апеллятивная функция. Выполнить эту важнейшую функцию ему помогают фигуры - важнейшие средства апелляции.

Апеллятивную функцию заголовок выполняет двояко. Как автономное средство он формирует отношение читателя к событиям действительности - самая важная функция газетного заголовка. Как обусловленное (системой "заголовок - текст") средство заглавие формирует отношение читателя к заметке.

Оба вида апелляции связаны, во-первых, с привлечением и удержанием внимания читателя (выразительность), во-вторых, с конкретным, наглядным изображением авторского отношения к предмету (изобразительность).

При автономном функционировании нагрузка падает обычно на второй момент выразительности (удержать внимание), при обусловленном - на первый момент - привлечь внимание.

Далее, материал позволяет сделать вывод о специфике функционирования различных групп фигур - убавления, прибавления, инверсии, дистантности и вторичных схем.

Создавал особые коннотативные значения, на "нефигурное" описание которых потребовалась бы дополнительная затрата языковых средств, все фигуры, включая и фигуры прибавления, соответствуют закону экономии средств языка и применимы в ситуации озаглавливают, где вопрос экономии стоит особенно остро.

Фигуры убавления, однако, имеют то преимущество, что обеспечивают двойную экономию, не только выражая дополнительное значение, но и сокращая абсолютную длину основного высказывания. Вот почему в газетном заголовке преобладают фигуры убавления. В целом фигуры убавления встречаются почти в два раза чаще остальных фигур (считая заголовок, в котором есть фигура убавления и другая фигура дважды). Однако эта цифра не вполне точно выражает соотношение между этими группами фигур, так как большую долго среди фигур убавления составляет малоэкспрессивный вариант умолчания.

Наряду с фигурами убавления очень частотной фигурой оказалась вторичная схема. Фигуры вторичной схемы - наиболее эффективные в условиях информационной загруженности. Привлекая внимание к языковой стороне сообщения, они выполняют функцию "чистки канала", снимают невнимательное, поверхностное восприятие.

Наименее употребимы фигуры инверсии и дистантности.

Фигуры убавления функционируют как автономно, так и обу-словленно, причем одни типы - преимущественно автономно, другие типы - преимущественно обусловленно, третьи (небольшая группа) осуществляют одновременно оба вида функций. Фигуры прибавления функционируют в основном автономно. Фигуры вторичной схемы легко и почти всегда совмещают оба вида функциониро вания. Фигуры инверсии и дистантности функционируют как обусловленно, так и автономно.

Рассмотренный материал позволяет сделать вывод о специфике функционирования различных Фигур внутри группы убавления.

В функционировании фигур убавления наблюдается четкая оппозиция в зависимости от наличия или отсутствия важного дифференциального признака этой группы - коммуникативной незаконченности.

Обладающие коммуникативной законченностью эллипсис и асиндетон обеспечивают автономное функционирование заголовка. Они помогают не только обратить, но и удержать внимание читателя, делают заголовок запоминающимся, чем способствуют превращению его в лозунг.

Апозиопезис и прозиопезис, не обладая коммуникативной законченностью, обеспечивают обусловленное функционирование.

К этой альтернативе приводит специфика общей коннотации фигур убавления - ориентированность на переход от декодирования к действию. В автономном функционировании - это призыв следовать определенно^ лозунгу, в обусловленном - призыв прочесть заметку. В первом случае нужно вдуматься в заголовок и запомнить, во втором - быстро перейти от чтения заголовка к чтению заметки.

Небольшая группа фигур внутри фигур убавления, специфичная только для заголовка, совмещает в себе коммуникативную завершенность (в плане одного высказывания) и незавершенность , (в плане другого). Фигуры этой группы функционируют как автономно, так и обусловленно.

Материал позволяет также сделать вывод о специфике функционирования шзличных фигур внутри группы прибавления.

Общая коннотация фигур прибавления - демонстрация стабильности в отношении к чему-либо - не делает обязательным выбор между автономным и обусловленным функционированием, но определяет предпочтительность первого.

Наиболее изобразительны и выразительны фигуры порядка (точные реализации тождественного повтора), но применяются эти фигуры мало, так как требуют развернутой (объемной) структуры. Наименее выразителен плеоназм.

Материал позволяет сделать вывод и о специфике функционирования фигур инверсии и дистантности.

Общая коннотация этих фигур - демонстрация гибкого, мобильного отношения к изменяющимся событиям, иногда демонстрация колебания, неуверенности. Последний мотив совершенно чужд газетному заголовку. Первый предполагает развернутый отрезок текста, где повествуется о течении событий, что также невозможно в газетном заглавии. Остается лишь актуализация нового, необычного. Фигуры инверсии и дистантности малопродуктивны, качественно однообразны. Большая часть этих фигур не реализуется в газетном заголовке.

Материал позволяет сделать вывод о специфике функционирования фигур вторичной схемы.

Общая коннотация фигур вторичной схемы: "Обратите внимание на форму выражения, читайте внимательней, вдумывайтесь в различные связи, даже, казалось бы, случайные". Такая коннотация не только не альтернативна по отношению к способам функционирования заголовка, но и обеспечивает его двойственное функционирование.

Фигуры вторичной схемы функционируют в газете в двух разновидностях: парономазии и трансформации. Парономазия доходчивее, безошибочнее, рассчитана на более широкий круг читателей. Трансформация требует некоторых одинаковых исходных знаний. Это дает ей возможность осуществить еще одну функцию-интимизирующую.

Материал позволяет сделать вывод о комбинировании фигур в газетном заголовке.

Чрезвычайно распространенной является комбинация фигур разных групп. Комбинация фигур в пределах одной группы непродуктивна. Исключение составляет сочетание синтаксического параллелизма с фигурами тождественного повтора.

Особенно продуктивна комбинация фигуры прибавления с эллипсисом. Фигура прибавления повторяет существенное, эллипсис позволяет опустить несущественное. В результате образуются лаконичные, но экспрессивные конструкции. Однако умолчание не образует продуктивных и полезных комбинаций с фигурами повтора. Его изобразительно-выразительные свойства приходят в противоречие с аналогичными свойствами фигур прибавления. В то время как мнемотехнические функции эллипсиса удачно сочетаются с мнемотехническими функциями повтора.

Такова же роль эллипсиса в сочетании с фигурами вторичной схемы. Такое сочетание продуктивно.

Фигуры инверсии обнаруживают способность сочетаться с эллипсисом, но сочетание эллипсиса с дистантными фигурами не очень удачно.

Сочетание дистантности и прибавления противоречиво. Также нежелательно сочетание прибавления с инверсией.

Сочетание вторичной схемы с повтором избыточно.

Сочетание вторичной схемы с дистантностью и инверсией воз

MOJKHO.

Наконец, материал позволяет сделать вывод об уместности употребления Фигур в заголовке.

Фигура - важнейший ресурс усиления изобразительности и выразительности. Это не означает, однако, что фигурная схема автоматически обеспечивает правильное функционирование заголовка. Фигура не изображает вообще, а изображает определенные отношения к предмету речи. Нет такой фигуры, которая усиливала бы любые авторские коннотации. Применение фигур -творческий процесс. Данный оттенок авторского отношения в данном конкретном случае находит оптимальное выражение в применении данной фигуры. Неправильное же применение фигуры не может остаться бесполезным. Оно приносит вред.

Сказанное не означает, что вопрос о выборе фигуры находится целиком в ведении авторской интуиции. Напротив, фигуры можно и нужно изучать в их реальном функционировании, опираясь на накопленный опыт интуитивного и сознательного применения фигур. В частности, настоящая диссертация представляет собой такое обобщение по применению фигур в газетном заголовке.

В качестве практических выводов, извлеченных из опыта работы сотрудников "Комсомольской правды", можно указать на необходимость учета специфики автономного и обусловленного функционирования, на необходимость учета специфики функционирования основных типов фигур - убавление, прибавление, инверсия, дистантность, вторичная схема - и конкретных фигур внутри данных типов, на необходимость учета изобразительной специфики фигур при их использовании и при объединении их в рамках одного заглавия.

 

Список научной литературыХазагеров, Георгий Георгиевич, диссертация по теме "Русский язык"

1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. - М.: Про-свещение, 1979. 351 с.

2. Аникин А.И. Употребление однокоренных слов в предложении. М.: Просвещение, 1975. - 100 с.

3. Античные теории языка и стиля. М.-Л.: Соцэкгиз, 1936.- 341 с.

4. Аристотель. Риторика. В кн.: Античные риторики. М.:1. Изд-во МГУ, 1978.

5. Арнольд И.В. Интерцретация художественного текста: типывыдвижения и проблемы экспрессивности. В кн.: Экс-црессивные средства английского языка. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1975.

6. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка.- Л.: Просвещение, 1973. 289 с.

7. Астафьева И.А. Виды синтаксических повторов: Автореф.дис. канд.филол.наук. М., 1964.

8. Бабаханова Л.Т. Структурно-семантические особенностиантитезы как стилистического цриема (на материале английского языка): Автореф. дис. канд.филол.наук.- М., 1976.

9. Бадаева Н.П. Синтаксические приемы интимизации в рассказах и повестях Чехова. В кн.: Труды ТГПИ. Таганрог, 1962, т.8. - 394 с.

10. Балли Ш. Французская стилистика. М.: Изд-во иностранной литературы, 1961.

11. Баранников А.П. Индийская филология. М.: Изд-во восточной литературы, 1959. 334 с.-14912. Барлас JI.Г. Русский язык. Стилистика. М.: Просвещение,1978.

12. Бахарев Н.Е. Именительный темы в заголовках периодической печати. В кн.: Русское языкознание. Тематический сборник. Алма-Ата, 1971, вып. I.

13. Бахарев Н.Е. Структурно-функциональное развитие заголовков (на материалах заголовков из газет и журналов за 1903-1907, 1935-1939, 1965-1970 гг.): Автореф.дис. канд.филол.наук. Алма-Ата, 1971.

14. Бахарев Н.Е. Заголов1$г однозначность. - Русская речь,1970, № 6.

15. Бахмутова Е.А. Выразительные средства русского языка.

16. Казань: Изд-во Казанского университета, 1978. 164 с.

17. Бессонов А. Газетный заголовок. Л.: Лениздат, 1958.62 с.

18. Богословская О.И., Байдниц Л.В. Синтаксическая структураи функция газетных заголовков в ворнутинской городской газете "Заполярье". В кн.: Исследования по стилистике. Ученые записки/Пермский университет. Пермь, 1974, вып.4.

19. Боярченко Э.П. Неполные предложения в роли газетных заголовков. В кн.: Очерки по стилистике русского языка. Курск, 1974, вып.1.

20. Брандес М.П. Стилистический анализ. М.: Высшая школа,1971. 189 с.

21. Бэн А. Стилистика и теория устной и письменной речи.1. М., 1886. 293 с.

22. Ванников Ю.В. Явление парцелляции в современном русскомязыке: Автореф. дис. канд.филол.наук. М., 1965.

23. Вардуль И.Ф. К вопросу о явлении эллипсиса. В кн.:

24. Инвариантные синтаксические значения и структура цред-ложения. М., 1969.

25. Введенская Л.А. Стилистические фигуры, основанные на антонимах. Ученые записки/Курский и Белгородский пединституты. ItypcK, 1966, вып.2.

26. Вдовиченко П.С. Некоторые фразеологизированные синтаксические конструкции современного немецкого языка: Авто-реф. дис. канд.филол.наук.- М., 1965. 19 с.

27. Веселовский А.Н. Поэтика. Собр.соч., т.1, СПб, 1913.

28. Вишнякова О.В. Паронимы в русском языке. М.: Высшаяшкола, 1974. 169 с.

29. Волкотруб Г.К. Парцелляция в фельетонах М.Кольцова.1. Ясская речь, 1979, № 5.

30. Вомперекий В.П. К изучению газетного заголовка. В кн.:

31. Исщгсство публицистики. Алма-Ата, 1966. 98 с.

32. Вомперекий В.П. Повтор как прием создания речевых характеристик персонажей в рассказах А.П.Чехова. веский язык в школе, I960, № I.

33. Галкина-Федорук Е.М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке. В кн.: Статьи по языкознанию. М., 1958.

34. Галкина-Федорук Е.М. Современный русский язык. М.:1. Учпедгиз, 1958.

35. Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка.- М.: Изд-во литературы на иностранных языках, 1956.- 443 с.

36. Гарузова Л.В. Лингвистическая црирода и стилистическиефункции асиндетона (на материале английского языка): Автореф.дис. канд.филол.наук. М., 1977.

37. Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль.-1511. М.: Наука, 1975. 471 с.

38. Головин Б.Н. Опыт лингвистической систематизации качествречи. В кн.: Вопросы стилистики. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1962.

39. Головин Б.Н. Основы теории речевой культуры. Горький:

40. Изд-во Горьковского университета, 1977. 64 с.

41. Головкина Н.Г. Повтор как стилистическое средство в различных видах и жанрах речи: Автореф. дис. канд.филол. наук. М., 1964.

42. Голуб И.Б. Звук и слово в поэзии. Ясская речь, 1974,2.

43. Горбунов А.П. Язык и стиль газеты (из творческой лаборатории публициста). М.: Изд-во МГУ, 1974. - 125 с.

44. Горбунов А.П. 0 сущности экспрессии и формах ее реализации. В кн.: Вопросы стилистики. М., 1966.

45. Горнфельд А.Г. Фигуры в поэтике и риторике. В кн.: Воцросы теории и психологии творчества. Харьков, I9II.1

46. Гоциридзе Д.З. Общие и частные закономерности структурного и функционального развития русских и грузинских заглавий: Автореф.дис. канд.филол.наук. Тбилиси, 1981. - 24 с.

47. Грамматика латинского языка. М., 1939.

48. Граудина Л .К. Да и нет в публицистике. В кн.: Вопросыкультуры речи. М., 1964, вып.5.

49. Григорьев В.П. К спорам о слове в художественной речи.

50. В кн.: Слово в русской советской поэзии. М.: Наука, 1975.

51. Григорьев В.П. Паронимическая аттракция в русской поэзии

52. XX в. В кн.: Доклады и сообщения лингвистического-152общества. Калинин, 1975, вып.У.

53. Деметрий. О стиле. В кн.: Античные риторики. М.: Изд-во1. МГУ, 1978.

54. Дмитриева Н. Изображение и слово. М.: Ис1$гсство, 1962.- 314 с.

55. Долинин К.А. Стилистика французского языка. Л.: Просвещение, 1978. 337 с.

56. Еремина В.И. Повтор как основа построения лирической песни. В кн.: Исследование по поэтике и стилистике. Л., 1972.

57. Змиевская Н.А. Лингвистические особенности дистантногоповтора: Автореф.дис. канд.филол.наук. М., 1978.

58. Иванчикова Е.А. Лексический повтор как эксцрессивный прием лексического расцространения. В кн.: Мысли о современном русском языке. М., 1969.

59. Иванчикова Е.А. Парцелляция, ее комадуникативно-экспрессивные функции. В кн.: Морфология и синтаксис современного русского языка. М., 1968.

60. Капацинская Е.В. Изобразительность и выразительность художественной речи. В кн.: Лексика. Терминология. Стили. Горький, 1977, вып.6.

61. Киселева Л.А. Язык как средство воздействия. Л., 1971.- 60 с.

62. Кожин А.Н. Лексический повтор в стихотворных текстах

63. А.Блока. В кн.: Образное слово Блока. М., 1980.

64. Колесников Н.П. Парономазия как стилистическая фигура.- ^Русский язык в школе, 1972, № 3.

65. Колесников Н.П. 0 синтаксической омонимии в русском языке. Ясский язык в школе, 1966, № 3.-15360. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. М.: Изд-во МГУ, 1971. - 267 с.

66. Костомаров В.Г. Из наблюдений над языком газеты: газетные заголовки. В кн.: Из опыта преподавания русского языка нерусским. М.: Мысль, 1965, вып.З.

67. Корольков В.И. К теории фигур: Сб. научн. тр./МГПИИЯзим. М.Тореза. М., 1974, вып.78.

68. Корольков В.И. Фигуры стилистические. В кн.: БСЭ, 3-еизд., 1977, т.27.

69. Кошанский Н. Общая риторика. СПб, 1830. - 125 с.

70. Курилович Е. Аллофоны и алломорфы. В кн.: Очерки полингвистике. М., 1963.

71. Кухаренко В.А. Виды повторов и их стилистическое использование в цроизведениях Чарльза Диккенса: Автореф. дис. канд. фил о л. наук. М., 1955. - 12 с.

72. Лекант П.А. Об эллиптических предложениях в русском языке. Ученые записки/МГПИ им.Н.К.Крупской. М., 1964, т.148, вып.Ю.

73. Лисоченко Л.В. Связанные конструкции с лексическими повторами в русском языке: Автореф.дис. .канд.филол.наук. Ростов-на-Дону, 1972. - 19 с.

74. Ломоносов М.В. Краткое руководство к риторике на пользулюбителей сладкоречия. Собр.соч. М.-Л., 1952, т.7.

75. Луначарский А.В. Собр.соч., т.7.

76. Лысков И.П. Теория словесности в связи с данными языковедения и психологии. М., 1914.

77. Максимов А. Лицо газеты. Л.: Лениздат, 1970. - 72 с.73.- Матвиевская Л.А. Контраст и антитеза (на материалах произведений М.Ю.Лермонтова). Ясский язык в школе,-1541978, № 5.

78. Матвиевская Л.А. О стилистическом использовании антонимов в Л1фике и поэмах М.Ю.Лермонтова. ^Русский язык в школе, 1974, № 2.

79. Межжерина С.А. Взаимоотношение фразеологического оборотаи контекста в художественной црозе. ^сский язык в школе, 1971, № 3.

80. Михайловская Н.Г. Заголовок фразеологизм. - Русскаяречь, 1970, № 2.

81. Невзглядова Е.В. О звукосмысловых связях в поэзии. Филологические науки, 1968, № 4.

82. Овсянико-Цуликовский Д.Н. Теория поэзии и прозы. СПб,1912.

83. Окунь Я. Реплика в собственный адрес. Журналист, 1982,1. I.

84. Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении.7.е изд.- М.: Изд-во Министерства цросвещения РСФСР, 1956. 501 с.

85. Полторацкий А.И. О цринципах и методах лингвостилистических исследований /О.С.Ахманова, Л.И.Натан, А.И.Полторацкий, В.И.Фатющенко. М.: Изд-во МНУ, 1966, глава Ш.

86. Поляков М. Воцросы поэтики и художественной семантики.

87. М.: Советский писатель, 1978. 446 с.

88. Попов А.С. Именительный темы и другие сегментированныеконструкции в современном русском языке. В кн.: Развитие грамматики и лексики современного русского языка. М., 1964.

89. Попов А.С. Синтаксические структуры современных газетныхзаглавий. В кн.: Развитие синтаксиса современного-155русского языка. М.: Наука, 1966.

90. Попов В.В., ГУревич С.М. Производство и оформление газеты.- М.: Высшая школа, 1977. 246 с.

91. Попова З.Д. Изобразительные возможности русского порядкаслов. В кн.: Воцросы стилистики. Саратов, 1976, вып.П.

92. Потебня А. А. Из записок по теории словесности. Поэзия ипроза. Тропы и фигуры. Мышление поэтическое и лирическое. Харьков, 1905.

93. Поцелуевский Е.А. Изобразительные слова. В кн.: БСЭ,3.е изд., 1977, т.Ю.

94. Рогова К.А. Стиль ленинской "Иыдэы" и газеты "Новая жизнь".- Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 151 с.

95. Рождественский Ю.В. Введение в общую филологию. М.: Высшая школа, 1979. 219 с.

96. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.

97. М.: Высшая школа, 1968. 409 с.

98. Ронгинский В.М. Трансформация и обновление фразеологических оборотов в газетных заголовках. В кн.: Проблемы устойчивости и вариантности фразеологических единиц. Материалы вузовского симпозиума. Т"ула, 1968.

99. Рубайло А.Т. Художественные средства языка. М.: Учпедгиз, 1961. 123 с.

100. Б^сская разговорная речь. М.: Наука, 1973. - 485 с.

101. Савченко А.Н. Образно-эмоциональная функция речи и поэтическая речь. Ростов-на-Доцу: Изд-во Ростовского университета, 1978. - 128 с.

102. Сафонов А.А. Стилистика газетных заголовкой. В кн.:

103. Стилистика газетных жанров. М.: Изд-во МГУ, 1980.

104. Сафонов А.А. Актуализация газетных заглавий (использование окказиональных слов). Вестник МГУ, 1973, № 5.

105. Свиридова Н.В. О некоторых выразительных средствах истилистических приемах публицистики В.И.Ленина. Ростов-на-Дону, 1976. - 68 с.

106. Сиротинина О.Б. Современная разговорная речь и ее особенности. М., 1974.

107. Сковородников А.П. Эллипсис как стилистическое явлениесовременного русского литературного языка. Красноярск, 1978. - 95 с.

108. Скребнев Ю.М. Опыт классификации семантико-стилистических фигур. В кн.: Вопросы общего и романо-германско-го языкознания. Уфа, 1965, вып.2.

109. С|фебнев Ю.М. Очерк теории стилистики. Горький, 1975.- 175 с.

110. Столбов А.И. Ясность, выразительность и живость речи:

111. Автореф.дис. канд.филол.наук. Алма-Ата, 1971.

112. Татарникова Г.Ф. Стилистическая функция лексического повтора имени существительного и глаголов в художественной прозе Л.Н.Толстого. В кн.: Проблемы языка Л.Н. Толстого. Тула, 1977.

113. Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение. Л.: Учпедгиз, 1959. 535 с.

114. Устинов A.M. Парцелляция придаточного причины. Ученыезаписки/Ивановский пединститут. Иваново, 1970, т.75.

115. Филонов А. Учебник по словесности. СПб, 1900.

116. Фолькман Р. Риторика греков и римлян. Ревель, 1891.

117. Харлицкий М.С. Употребление фразеологизмов в газетной речи (на материале газетной периодики 1969-1976 гг.): Автореф.дис. канд.филол.наук. М., 1976. - 23 с.

118. Харцией В.И. Элементарные формы поэзии. В кн.: Вопросытеории и психологии творчества. Харьков, 1907, чЛ.

119. Харченко Н.П. Заглавия, их функция и структура: Автореф.дис. канд.филол.наук. JI., 1968. - 21 с.

120. Харченко Н.П. Об именительном представления. Ученые записки / Дальневосточный университет. Владивосток, 1970,1. ВЫП.1.

121. Ходакова Е.П. 0 каламбуре. Русский язык в школе, 1968,3.

122. Чайковский P.P. Стилистические функции асиндетической иполисиндетической связи: Автореф.дис. канд.филол.наук. М., 1978.

123. Швец А.В. 0 некоторых синтаксических структурах газетныхзаглавий. Вестник Киевского университета, 1971, № 13.

124. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика. В кн.: Структурализмза" и "цротив". М., 1965.119. ёюпЛеШ fy. firi/u^n^ ciauUai чАе£огос, lesruintcca,, 19W.120. djuaJbu^ ^сиьсИшА сИм, ШшжмА-сф М. MwicUi,

125. Hb-a^агоъ- f. Згфег. el ^идм- "3v Ao/wm,faAoiton, ; Me У ay иг,1. СЛОВАРИ

126. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1966.

127. Большая энциклопедия / Под ред.С.Н.Южакова. СПб, 19041912. Отдел филологии под общ.ред.цроф.Д.Н.Овсянико-Куликовского.

128. Вахек Й. Лингвистический словарь Пражской лингвистической школы. М., 1964.

129. Грабис Р., Барбаре Д., Бергмане А. Словарь лингвистических терминов. Рига, 1963.

130. Квятковский А. Поэтический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1966.

131. Краткая литературная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1962-1973.

132. Литературная энциклопедия. М.: ГИХЛ, 1930.

133. Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминовв двух томах. М.-Л., 1925.

134. Марузо Ж. Словарь лингвистических терминов. М.: Изд-воиностранной литературы, I960.

135. Никифоров В. Латинская грамматика. Приложение фигурыи тропы. М., 1913.

136. Остолопов Н.Ф. Словарь древней и новой поэзии. СПб,1821, tt.I-Ш.

137. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-сцравочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1976.

138. Русский язык. Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия,1979.

139. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих-159терминов. М.: Просвещение, 1974.

140. Энциклопедический словарь / Под ред. К.А.Арсеньева ипроф. Ф.Ф.Петрушевского. М.137. d-cuvcJut/n Я.Д,. 9kmdiai %&dcni-w£ бшт.4U. Cat. jfo. SmJAu cuui м-ЯлагА, J96$.