автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Генамисотонические ладообразования в творчестве украинских советских композиторов (к проблеме модальности)
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Зинкив, Ирина Ярославовна
ВВЕДЕНИЕ. 3
РАЗДЕЛ I. Проблема модальности в теоретическом музыкозна-• нии и ее преломление в народной ладовости украинского фольклора
ГЛАВА I. Модальность как историко-теоретическая категория музыкознания и ее место в мелодических концепциях лада.
§ I. Трактовка категории.10
§ 2. Модальность в отечественных теориях лада 23
ГЛАВА 2. Модальные принципы организации в украинском народном мелосе
§ I. Место генамисотонических ладообразований в ладовой системе украинского фольклора 32
§ 2. Характерная национальная форма генамисо-тоники и ее происхождение в украинской . народной музыке /"высокий дорийский"лад/ 35
§ 3. Общеструктурные закономерности лада, их преломление в народном мелосе 43
РАЗДЕЛ П. Высокий дорийский лад в профессиональном творчестве композиторов Украины
ГЛАВА I. Обще эстетические предпосылки.
§ I. Национально-характерное в музыкальном произведении.58
§ 2. Эволюция художественно-стилевых канонов воплощения ладо-характерного материала 64
ГЛАВА 2. Ладово-характерная горизонталь
§ I. Вступительные замечания.72
§ 2. Ладо-характерная мелодика /одно- и полиладовые построения/.74-Ю
§ 3. Соотношение ладо-характерной мелодики и ритмики.II0
ГЛАВА 3. Ладово-характерная вертикаль
§ I. Формирование ладо-характерной гармонии 127
§ 2. Принципы образования аккордики /вопросы * ' ' типологии/ . 148
ГЛАВА 4. Полифонические методы разработки ладо-харак-•серной мелодики /имитапионность, полиладо-вость, политональность/ . 159
Введение диссертации1983 год, автореферат по искусствоведению, Зинкив, Ирина Ярославовна
Особо важной проблема лада оказывается в связи с другой -проблемой модальности. Действие модальных принципов в сфере ладового мышления объясняет не только новые качества современного музыкального языка, новаторские выразительные приемы, но также и те качества народного музыкального мышления, которые были раньше не-замечены либо разработаны в профессиональном творчестве в недостаточной степени.
Поэтому данное исследование затрагивает еще одну проблему, тесно связанную с соотношением бинарной связи - фольклор-композитор, в частности, тот ее аспект, который обусловлен интонационно-ритмической организацией народного мелоса. При этом объект исследования сознательно ограничен одним видом ладообразований, содержащих полуторатоновую секунду - так называемыми генамисатониче-скими*. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, генамисатониче-ские ладообразования являются ярким, самобытно-специфическим ладовым пластом, обладающим собственными, отличными от диатонической системы закономерностями, который нашел своеобразное преломление в ладовой системе украинского фольклора. Во-вторых, характерная национальная форма генамисотоники - дорийский лад с 1У высокой ступенью - являющаяся центральной в нашей работе, входит в группу ладообразований народной музыки, имеющих тритонову осно
I сам термин предложен А.Горковенко /8.6, с.151/. ву*, что накладывает на него определенный отпечаток как на ладо-образование натурально-ладовой системы. В третьих, это создает предпосылки спецификации диатонической основы в художественной практике композиторов Украины. В-четвертых, с разработкой этого ладового пласта связано внедрение отдельных региональных диалектов в профессиональное творчество, поднятие их до уровня общенациональных.
В изучении ладовой специфики музыкального мышления украинских композиторов генамисотонические ладообразования еще не становились самостоятельным объектом научного поиска, предметом отдельного исследования. Все, чем располагает сейчас украинское музыковедение в этом плане, представляет собой существенные, однако, немногочисленные наблюдения, касающиеся, в основном,творчества композиторов-классиков - дооктябрьских и советских - Н.Лысенко /3.51/, Н.Леонтовича /2.12, 3.30/, К.Стеценко /2,45, 3.29/, Б.Ля-тошинского /2.52/, Л.Ревуцкого /2.9, 2.14, 2*46, 3.3/, С.Людкеви-ча /3.53, 5.1/, А.Штогаренко /2.8, 3.35, 3.43/. Что же касается творчества композиторов двух последних десятилетий /60-е - 70-е гг./, то, несмотря на определенную изученность композиторского фольклоризма в целом /3.27, 3.50/, малоизученность ладового мышления композиторов этого периода становится самоочевидной. Сказанное выше достаточно определенно указывает на актуальность темы диссертационной работы.
Основной целью данного исследования является установление на материале генамисотонических ладообразований некоторых закономерностей и специфики ладового мышления украинских современных композиторов с учетом конкретно-стилевого их воплощения. В связи с I Данная классификация ладообразований принадлежит Х.С.Кушнареву /2.36, с.408/. малоизученностыо особенностей ладового мышления на современном этапе развития украинской советской музыки особое внимание уделено характеристике модальной техники /ладозвукорядной и ритмической/ М.Скорика, Л.Дычко, Ю.Шценко, Е.Станковича.
Избрание национально-характерной формы генамисотоники - дорийского шда с 1У высокой ступенью в качестве главного объекта исследования в стилевых системах украинских советских композиторов позволяет наметить цель работы более конкретно - как попытку определить главные принципы модальной техники украинских советских композиторов, исходя из общеструктурных закономерностей данного ладообразования. В соответствии с поставленной целью автор диссертации решает следующие задачи:
I/ анализирует сущность модальности и ее функционирование в общей теории лада;
2/ определяет природу и особенности фольклорной модальности /термин Т.Барановой - 6.1, с.24/ в украинском народном мелосе и профессиональном творчестве;
3/ дает характеристику общеструктурных особенностей генамисотоники в контексте ее национального варианта - дорийского лада с 1У высокой ступенью;
V рассматривает специфику преломления общеструктурных закономерностей лада в народном мелосе и музыкальном языке композиторов Украины;
5/ раскрывает взаимосвязь лада с различными формами народной ритмики;
6/ обобщает некоторые новые явления в ладовом мышлении композиторов Украины.
Постановка и решение этих задач в свою очередь выдвигает ряд вопросов, косвенно связанных с ними, а именно: преемственность традиций /национальных и общеевропейских/, характер развития индивидуально стилевых особенностей на различных этапах развития украинской советской музыки, наконец, влияние этно-диалектных особенностей фольклора на формирование композиторских стилей и ДР.
В связи с усилением тенденции к воздействию этно-диалектных свойств фольклора на индивидуальные стили особого внимания заслуживает рассмотрение ладовой основы творчества тех композиторов, чья деятельность развернулась в конце 50-х - начале 60-х годов - Л.Грабовского, Л.Колодуба, М.Скорика, Л.Дичко, Ю.Ищенко, Е.Станковича. Б плане преемственности национальной традиции важное место занимает характеристика ладового мышления Н.Лысенко, Н.Леонтовича, Л.Ревуцкого, Б.Лятошинского, С.Людкевича, Н.Колес-сы, А.Штогаренко, А.Кос-Анатольского, Р.Симовича, Е^Козака, Г.Майбороды, В.Кирейко, В.Гомоляки, А.Коломийца и других композиторов.
Общей методологической основой исследования является диалек-тико-материалистический метод познания, раскрываемый в трудах классиков марксизма-ленинизма. В более узком, специальном плане основой анализа ладовых явлений в творчестве украинских советских композиторов послужили положения интонационно-ладовой теории Б.В.Асафьева, в частности, известные его мысли о мелодической природе лада, выдвигаемые в качестве основной методологической предпосылки исследования.
Теоретико-концептуальный аспект исследования заключается также в многостороннем изучении особенностей ледообразования украинской народной песенности и их преломления в профессиональном творчестве, с выходом на сравнительно-типологический анализ мелоса украинского фольклора и профессионального творчества, проведенный на материале одного ледообразования.
Обращение композиторов 60-х - 70-х годов к древним фольклорным пластам объясняет и специфику новаторства в области ладового мышления, в понимании которой основополагающими являются положения марксистско-ленинской эстетики, отраженные в трудах ведущих советских музыковедов.
Теоретическую базу работы составили музыкально-теоретические труды советских и зарубежных музыковедов - Л.Мазеля /2.40, 2.41/, Ю.Холопова /2.62, 3.45, 3.46, 3.48, 3.49/, Е.Назайкинского /2.43, 3.34/, Т.Барановой /6.1, 7.1/, А.Ивашкина /3.15, 6.3/, Э.Федосовой /2.6I/, Н.Шахназаровой /2.66/, В.Золочевского /2.24, 2.25/, И.Ляшенко /2.39/, Р.Рети /2.51/, В.Песикетти /2.74/, а также фольклористов - П.Сокальского /2.56/, Ф.Колессы /2.30, 2.31,3.213.25/, С.Людкевича /3.30/, К.Квитки /3.17-3.20/, С.Грицы /2.18/, В.Гошовского /2.15/, А.Правдюка /2.47/, Й.Земцовского /2.22,2.23/, Б.Бартока /2.6, 3.2-3.4/, А.Чекановской /2.70/.
Наблюдения и выводы работы сделаны в результате изучения обширного творческого материала - около ста произведений украинских советских композиторов: как апробированных, получивших высокую оценку слушателей, так и менее известных. К анализу привлекаются также произведения украинских композиторов-классиков - Н.Лысенко, Н.Леонтовича, а также М.Вербицкого, П.Нищинского и других авторов.
В качестве дополнительного, но необходимого материала исследования привлечены песенные сборники выдающихся украинских фольклористов - С.Людкевича /4.9/, Ф.Колессы /4.5, 4.6/, К.Квитки /4.2, 4.3/, а также других авторов - отечественных и зарубежных -И.Колессы /4.4/, В.Шухевича /4.11/, Н.Лысенко-П.Чубинского /4.12/, О.Кольберга /4.16/, Б.Бартока /4.14/, М.Васильевича /4.19/, Р.Га-расимчука /4.15/, С.Мерчиньского /4.18/. Это помогло установить черты сходства и различия в генамисотонических ладообразованиях украинского и соседних народов. Вспомогательным материалом исследования послужили также экспедиционные записи украинского песенного фольклора, расшифрованные и изданные Институтом искусствоведения, фольклора и этнографии им.М.Ф.Рыльского АН УССР /4.1, 4.7, 4.10/.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем предпринята по существу первая попытка всестороннего изучения одного генамисотонического ледообразования, весьма характерного для народных и профессиональных традиций украинской музыки. Впервые ; определяются модальные принципы ладовой системы украинского фольклора, а также ладо-характерной мелодики и ритмики произведений профессионального композиторского творчества. По-новому рассматривается вопрос о соотношении модальных и тональных принципов ладовой основы народного мелоса и музыкального языка профессионального творчества.
В диссертации достигнуты следующие результаты:
I/ установлены модальные закономерности ладо-характерного фольклорного мелоса и мелоса профессионального творчества;
2/ изучены модальные особенности ладо-характерной мелодики, ритмики, гармонии, полифонии в творчестве украинских советских композиторов.
Структура работы включает Введение, два раздела, содержащие шесть глав, Заключение и Приложение, состоящее из списка литературы и нотных примеров. Преломление ладо-характерного мелоса на двух уровнях - уровне фольклора и уровне профессионального творчества отразилось и на расположении материала. В первом разделе рассмотрено функционирование дорийского лада с 1У высокой ступенью в мелосе украинского фольклора, во втором - в профессиональном творчестве.
Первый раздел содержит две главы. Первая глава - "Модальность как историко-теоретическая категория музыкознания и ее роль в мелодических концепциях лада" посвящена трактовке категории модальность в отечественном и зарубежном музыкознании, а также в отечественных фольклористических и музыковедческих концепциях лада. Во второй главе первого раздела - "Модальные принципы организации в украинской народно-ладовой системе" рассматриваются место генамисотоники в ладовой системе украинского фольклора, ее характерная национальная форма - дорийский лад с 1У высокой ступенью, а также преломление общеструктурных особенностей лада в мелосе украинского фольклора.
Второй раздел - "Генамисотонические ладообразования в профессиональном творчестве композиторов Украины" содержит четыре главы, соответственно рассматривающих общеэстетические предпосылки трактовки народной ладовости, эволюцию эстетико-стилевых канонов ее воплощения, существующих на различных этапах развития украинской советской музыки /глава I/, ладово-характерную горизонталь /глава 2/, ладово-характерную вертикаль /глава 3/ и полифонические методы разработкиждо-характерного мелоса /глава 4/*
В Заключении резюмируются главные итоги исследования, намечаются дальнейшие перспективы разработки темы.
- 10
Заключение научной работыдиссертация на тему "Генамисотонические ладообразования в творчестве украинских советских композиторов (к проблеме модальности)"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение модальных принципов организации в ладовом мышлении украинских советских композиторов, проведенных на материале гена-мисотонических ладообразований, позволяет сделать определенные выводы.
1. Модальные принципы организации в творчестве украинских композиторов нашли оригинальное, самобытное воплощение. Зто проявилось в смыкании модальных принципов организации лада с широко "бытующей" системой развитого мажоро-минора /в творческой практике 20-х - 50-х годов/, а также с расширенной 12-ступеннои тональностью /60-е - 70-е годы/.
В других методах композиции модальные принципы организации нашли свое воплощение лишь частично - постольку, поскольку они имеют отношение к фольклорной модальности.
2. Сама фольклорная модальность рассмотрена в работе на трех уровнях - уровне горизонтали /ладо-характерная мелодика в ее соотношении с ладо-характерной ритмикой/, уровне вертикали /ладо-характерная гармония/ и третьем - интегрирующем уровне - полифонии.
3. Установление определенных закономерностей и специфики ладового мышления в творчестве украинских советских композиторов связано с преломлением некоторых общеструктурных закономерностей одного генамисотонического ладообразования. Избрание дорийского лада с 1У высокой ступенью в качестве центрального в нашей работе, в его соотношениях и взаимосвязях с другими - дало свои положительные результаты. Через преломление одного типичного для народной и профессиональной музыки ладообразования удалось проследить те закономерности, которые являются наиболее показательными для современного этапа развития ладового мышления украинских советских композиторов. Именно через одно ладообразование - в его соотношениях с другими удалось установить специфику модальной техники
М.Скорика, Л.Дичко, Ю.Ищенко, Е.Станковича и других композиторов.
Проекция действия модальных принципов организации .произведения на уровень ритма обнаружила интересные модификации народных ритмоформул, как в области регулярных форм ритмики, так и нерегулярных, непериодических /свободная ритмика/. Их кардинальное переосмысление б современном фольклоризме заключается в иных, отличных от "цитатности" фольклорных жанровых ритмоформул, формах, зачастую имеющих лишь ассоциативные связи с народно-жанровыми истоками.
5. Модальные качества лада в области гармонии проявились в различных принципах линеаризации аккордовых структур. В этом выражена с одной стороны, общая для XX века тенденция развития гармонии, а с другой - тесная связь с модальными качествами народного ладообразования, выражающаяся в стремлении композиторов максимально интегрировать вертикаль с горизонталью на мелодической основе.
6. Эти же .тенденции отразились в полифоническом мышлении украинских советских композиторов. Широкое применение имитационных методов /а также форм/, различные виды "вертикальной" полила-довости и политональности обнаружили тенденцию к тесному взаимодействию с гармонической вертикалью, обусловив ее поли^онизацию на народно-ладовой основе.
7. Тенденции творчества последних десятилетий связаны не только с общими для современной музыки устремлениями, но и почвен-но опираются на национальные традиции. В этом скрываются все новые возможности их дальнейшей реализации.
8. Вне поля нашего зрения оказалась чрезвычайно интересная проблема, которая может стать предметом отдельного исследования, а именно: влияние ладо-характерного мелоса на формообразование в целом. В нашем исследовании она затронута лишь частично.
Перспективным нам кажется также аналогичное изучение других ледообразовании в творчестве украинских советских композиторов, выполненных по предложенной методике. Такое изучение поможет восполнить существующие пробелы в области изучения современного ладового мышления украинских советских композиторов, а также послужит целям создания целостной картины современного ладового мышления украинских советских композиторов.
Практическая ценность настоящей работы определяется возможностью использования ее положений и выводов в вузовских курсах анализа музыкальных произведений, истории украинской советской музыки, а также при разработке в вузах республики семинаров по творчеству композиторов 60-х - 70-х годов - М.Скорика» Ю.Ищенко, Л.Дичко, Е.Станковича. Отдельные наблюдения и выводы могут оказаться полезными не только для музыковедов, занимающихся проблемой фольклорно-композиторских связей, но ташке и для молодых композиторов, пытающихся постичь "секреты" модальной техники.
Список научной литературыЗинкив, Ирина Ярославовна, диссертация по теме "Музыкальное искусство"
1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма
2. I. Ленин В.И. Философские тетради. Полн.собр.соч., т.29, изд.4-е. - 782 с.2. К н и г и
3. Алексеев Э.Е. Проблемы формирования лада. / На материале якутской песни/. Исследование М.: Музыка, 1976. - 288 с.
4. Арановский М.Г. Мелодика С.Прокофьева. Исследовательские очерки. Л.: Музыка, 1969. - 230 с.
5. Асафьев Б.В. Глинка и его творчество. В кн.: Избранные труды в 5-ти т.т., т.1. / Избранные работы о Глинке. - М.: Изд-во АН СССР, 1952, с.41-330.
6. А. Асафьев Б.В. Книга о Стравинском. Л.: Музыка, 1977. -276 с.
7. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: 2-е изд. Л.О. Музыка, 1971, кн.1-2. - 376 с.2^6. Барток Б. Народная музыка Венгрии и соседних народов. -М.: Музыка, 1976. 79 с.
8. Бобровский В. О переменности функций музыкальной формы. -М.: Музыка, 1970. 228 с.
9. Боровик М.К. Творч1сть Андр1я Штогаренка. К.: Наук.думка, 1965. - 192 с.
10. Бялик М.Г. Л.Н.Ревуцкий. / Монография. Л.: Сов.композитор, 1979. - 165 с.
11. Василенко З.И. Фольклористична спадщина М.Лисенка. К.: Наук.думка. - 186 с.
12. Головинский Г.Л. Композитор и фольклор: Аналитические очерки. М.: Сов.композитор, 1981. - 279 с.
13. Гордтйчук М.м. Украшська радянська симфонгчна музика.
14. К.: Муз.Укра1на, 1%9. 426 с.
15. Гордийчук Н.М. Николай Леонтович. К.: Муз.Укра!на, 1977. - 135 с.
16. Горюхина Н.А. Симфон13м Л.М.Ревуцького. К.: Мистецтво, 1965. - 77 с.
17. Гошовский В.Л. У истоков народной музыки славян: Очерки по музыкальному славяноведению. М.: Сов.композитор, 1971. -304 с.
18. Гошовский В.Л. Украинские песни Закарпатья. М,: Сов* композитор, 1968. - 477 с.
19. Григорьев С.С. О мелодике Н.Римского-Корсакова. М.: Музгиз, 1961. - 196 с.
20. Грица С.И. Мелос украшсько! народно! ешки. К.: Наук.думка, 1979. - 245 с.
21. Джами А. Трактат о музыке / Вступ.статья и коммент. Б.Беляева. Ташкент: Изд-во АН Узб.ССР, I960. - 112 с.
22. Елатов В.И. Ладовые основы белорусской народной музыки.- Минск: Наука и техника, 1964. 214 с.
23. Загайкевич М.П. Левко Колодуб: Творч1 портрети украш-ських комлозитор1В. К.: муз.Укра!на, 1973. - 57 с.
24. Земцовский И.И. Мелодика календарных песен. Л.: Музыка, ЛО, 1975. - 224 с.
25. Земцовский И.И. Фольклор и композитор. Л.-М.: Сов.композитор, 1978; - 174 с.
26. Золочевський В.Н. Ладо-гармон1Ч1п засади украшсько! ра-дянсько! музики. / Деяк1 питания народности 2-е изд., доп.-К.: Муз.Украша, 1976. - 219 с.
27. Золочевський В.Н. Про модуляцгю. К.: Муз.Украша, 1972.- 274 с.
28. Карастоянив А. Ладовые основы болгарской народной песни.1. М.: Музыка, 1964. 164 с.
29. Кастальский А. Осооенности народно-русской музыкальной системы. M.-JI.: Музсектор, 1923. - 94 с.
30. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. М.: Музыка, 1976. - 279 с.
31. Кодаи 3. Венгерская народная музыка. / Нерев. З.Т.Владимировой. Будапешт: Корвина, 1961. - 186 с.
32. Колесса Ф.М. Мелодп укранюышх народних дум. / Ред. -сост.С.И.Грица. К.: Наук.думка, 1969. - 451 с.
33. Колесса Ф.М. Ритмгка укра1нських народних пгсень. В кн.: Музикознавчг npaiii. / Редтсост. С.И.Грица. - К.: Наук.думка, 1970, с.21-233.
34. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник.2-е изд. -М.: "Наука", 1975. 720 с.
35. Котляревский И.А. Музыкально-теоретические системы европейского искусствознания. Методы изучения и классификация. К.: Муз.Украша, 1983. - 151 с.
36. Крыстев Б. Очерки по истории болгарской музыки. М.: Музыка, 1973. - 362 с.
37. Курт Э. Основы линеарного контрапункта: Мелодическая полифония Баха./ Пер. с нем. З.Эвальд М.: Музгиз, 1931. - 304 с.
38. Кушнарев Х.С. Вопросы истории и теории армянской моно-дической музыки. Л.: ГМИ, 1958. - 607 с.
39. Лисенко М. Характеристика музичних особливостей укра!н-ських народних дум i шсень у виконанш кобзаря Вересая. 2-е изд. -К.: Муз.Украша, 1978. 95 с.
40. Ляшенко Г.И. Роль фуги у драматурги непол1фон1чних форм. К.: Муз.Укра!на, 1976. - 208 с.
41. Ляшенко 1.Ф. Нац10нальн1 традицп в музиц1 як 1Сторичний процес. К.: Муз.Укра1на, 1973. - 326 с.
42. Мазель JI.А. 0 мелодии, М.: Музыка, 1952. - 300 с.
43. Мазель Л,А. Проблемы классической гармонии. М,: Музыка, 1972. - 611 с.242. музыкальные культуры народов: Традиции и современность. М.: Сов.композитор, 1973. - 374 с.
44. Назайкинский Jei.B. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. - 319 с.
45. Паисов Ю.И. Политональность в творчестве советских и зарубежных композиторов XX века. М.: Сов.композитор, 1977. -392 с.
46. Пархоменко Л.А. Кирило Григорович Стеценко. Моногра-фгя. К.: музЛкра1на, 1973. - 265 с.
47. Протопопов С.С. Элементы строения музыкальной речи. / Ред.Б.Д.Яворский/. М.: Гос.изд., Муз.сектор, 1930. - 166 с.
48. Пустыльник И.Я. Принципы ладовой организации в современной музыке. Л.: Сов.композитор, 10, 1979. - 189 с.
49. Рети Р. Тональность в современной музыке. Л.: Музыка, 1968. - 131 с.
50. Самохвалов В.Я. Черты симфонизма Б.Лятошинского. 2-е изд. К.: Муз.Украша, 1977. - 169 с.
51. Скорик М.М. Ладовая система С.Прокофьева. К.: Муз. Украша, 1969. - 100 с.
52. Славюнас З.И. Сутартинес многоголосные песни литовского народа. - Л.: Музыка, 1972. - 248 с.
53. Советская музыка на современном этапе./Статьи и интервью. Сост. Г.Головинский, Н.Шахназарова. М.: Сов.композитор, 1981. - 406 с.
54. Сокальский 11.П. Руська народна музика, росгйська i укра!нська в и будов1 мелодичнгй i ритм1чнгй та BiflMiHHocTi ii вiд основ сучасно! гармон1Чно1 музики. К.: ДВУ, 1959, 2-е изд.- 399 с.
55. Танеев С.И. Подвижной контрапункт строгого письма. -М.: ГМИ, 1959. 383 с.
56. Тюлин Ю.Н. Натуральные и альтерационные лады. М,: Сов.композитор, 1971. - Г.Ю с.258 а. Тюлин Ю.Н., Привано Н.Г. Учебник гармонии. М.: Музыка, 1964, ч.2, 129с.
57. Тюлин Ю.Н. Учение о гармонии. М.: Музыка, 1966. -224 с.
58. Успенский Н.Д. Лады Русского Севера. М.: Сов.композитор, 1973. - 134 с.
59. Федосова 8.П. Диатонические лады в творчестве Д.,Шостаковича. М.: Сов.композитор, 1980, - 191 с.
60. Холопов Ю.Н. Очерки современной гармонии. Исследование.- М.: Музыка, 1974. 287 с.
61. Холопов Ю.Н. Современные черты гармонии Прокофьева. -М.: Музыка, 1967. 478 с.
62. Холопова В.Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX века. М.: Музыка, 1971. - 304 с.
63. Христов Д. Теоретические основы болгарской народной музыки. М.: ГМИ, 1959. - 6Й с.
64. Шахназарова Н. О национальном в музыке. М.: ГМИ, 1963. - 92 с.
65. Эвальд З.В. Песни белорусского Полесья. М.: Сов.композитор, 1979. 141 с.
66. Этингер М.А. Раннеклассическая гармония. Исследование. М.: Музыка, 1979. - 310 с.1. На иностранных языках
67. CLj^i W. ШпгвЛс!* fttfiicMLiy ojf МалСс. Second/ Edi4iot}, Ca^it^ ttlmA-cJucirzfy, 1975. - 335 P.270. tzzbanou/ska Д. urfyyli^c zxz^hesu и/ krtjack blcwmnMoL. Krakow; P'IV/Чr !9?2. S.
68. Kaiz/). Cfubi&inge ic J?Ucitai£ JtTzdc&bn; /7 леи/ Con,cef6 of Tcn&Sciy, /К- Y.: Otfred ^ faff- - WOf>,
69. KttSGJ-глк J. Sici-cnifa tudcin jot'eie* -io fUnoriskb ktuUinvilio. Brcdis&im : S& l- Akad. vied <z саъс/гс Z№S.273. $oycC № Ткл Golden En^d^bedct cf /Пи^с.- M~Y., 1№. 503 P.
70. Pst-iickeMy Twentieth, Ог/btuty Щ&гтспу : Ои&б'г*, tyech сигеС М- К : ^ М М>4с», №/. - 2 MP,
71. Иьгтсшгь У, МцЦШх/Ы / SdMec?. Ы.З, Mai**: 8Лс!ьсЬЬ'б Scki-m, ~3. Статьи
72. Барток Б. Автобиография. В кн.: Зарубежная музыка XX века: Материалы и документы. - М.: Музыка, 1975, с.173-176.
73. Барток Б. Влияние народной музыки на современную профессиональную музыку. В кн.: Бела Барток: Сборник статей. / Сост.Е.Чигарева. - М.: Музыка, 1977, с.258-261.
74. Барток Б. 0 влиянии крестьянской музыки на музыку нашего времени. Там же, с.245-249.
75. Барток Б. Что такое народная музыка? В кн.: Антифашизм- наш стиль: венгерское искусство/ Путь к социализму. - М.: Прогресс, 1971, с.78-83.
76. Горковенко 0. Лади 3i збгльшеною секундою в укра!нcbKiM nicHi. а Народна творч1Сть та етнограф!я, 1966, № 5, с.10-18.
77. Горковенко А, Об одной системе ладов с увеличенной секундой в народных песнях. Б кн.: Проблемы лада: Сб.ст. / Сост. К.Юнак. - М.: Музыка, 1972, с.151-180.
78. Горковенко А. Увеличенная секунда в эстонских напевах. В кн.: Проблемы музыкального фольклора народов СССР. - М.: Музыка, 1971, с.257-262.
79. Грица С. Про стильов1 нашарування в музиц1 дум. Б сб.: Украшське музикознавство. - К.: Муз.-Украша, 1971, вып.6, с. 15-31.
80. Грица С. Функц1я музичного елемента в сшванках-хрош-ках. В кн.: Спгванки-хронгки. - К.: Наук.думка, 1971, с
81. Гусев в.Е. Фольклоризм как фактор становления национальных культур славянских народов. В кн.: Формирование национальных культур в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. -М.: наука, 1978, с.127-135.
82. Задерацкий В. Обретение зрелости. В ж.: Советская музыка, 1972, № 10, с.32-40.
83. Должанский А. О ладовой основе сочинений Шостаковича. -В кн.: Черты стиля Д.Шостаковича. Сб.ст.- М.: Сов.композитор,с.24-42.
84. Золочевський В.Н. До питания про вплив народно! музики на rapMoinio украшських композиторгв. В ж.: Народна творч1Стьта етнограф1Я. 1962, № II, с.63-65.
85. Золочевський В.Н. Про поЛ1ладотональн1 стъ в украшений радянсыпй музиц1 та И народн1 джерела. В ж.: Народна творчiсть та етнограф1Я, 1963, № 3, с.77-82.
86. Ивашкин А.И. Модальность звукорядов в современной музыке. В сб.: Вопросы музыкального анализа, т.ХХУШ. - М.: ГМПИ им.Гнесиных, с Л 38-170.
87. Исхакова-Вамба Р.А. О некоторых связях народной музыки казанских татар с арабской культурой. В сб.: Музыкальная фольклористика, вып.2. - М.: Сов.композитор, 1978, с.298-314.
88. Квитка К.В. Ангемитонные примитивы и теория Сокальско-го. В кн.: К.Квитка. Избранные труды: В 2-х т. / Сост.и коммент. В.Гошовского. - М.: Сов.композитор, 1971, т.1, с.286-307.
89. Квитка К.В. Вступительные замечания к музыкально-этнографическим исследованиям. В кн.: К.Квитка. Избранные труды в 2-х т. - М.: Сов.композитор, 1973, с.3-27.
90. Квитка К.в. О происхождении хроматизма в народной музыке славянских народов. в кн.: К.Квитка. Избранные труды: в 2-х т. - М.: Сов.композитор, 1971, т.1, с.312-331.
91. Квитка К.В. первобытные звукоряды. Там же, с.215-274.
92. Колесса Ф.М. До питания про укра!нський музичний стиль.- В кн.: Музикознавчг пращ. / Сост. С.И.Грица. К.: Наук.думка, 1970, с.456-474.
93. Колесса Ф.М. 3 царини укра!нсько! музично! етнографн.- Там же, с.270-286.
94. Колесса Ф.М. Наверствування i характеристичн1 признаки укра!нських нар одних мелодш. Там же, с. 2 48-2 69.
95. Колесса Ф.М.Характеристика укра1нсько1 народно! музи-ки. Там же, с.357-367.
96. Колесса Ф.М. Характеристичн1 признаки мелодш укра!н-ських niceHb з Лемювщини. Там же, с.352-367.
97. Кон Ю. К вопросу о понятии "музыкальный язык". В кн.: От Люлли до наших дней. Сб.ст. - м.: музыка, 1967. с.93-104.
98. Конькова Г.В. Фольклор i творч1сть сучасних укра!н-ських композиторгв. В ж.: народна творч1Сть taетнограф1Я, 1978, й I, с.81-83.
99. Косма 0.-JI. Румынская народная музыка. В сб.: Страницы истории румынской музыки. - М.: Музыка, 1979, с.48-70.
100. Лисецкий С.И. Гармошя К.Стеценка. Б кн.: Укра1н-ське музикознавство, вып.7. - К.: Муз.Укра!на, 1972, с.58-78.
101. Людкевич С.Ф. Музична мова в оригчнальних хорових творах i onepi "На русалчкн великдень" МЛеонтовича. В кн.: С,Людкевич. Досшдження i статтг. / Отв.ред. н.М.Гордийчук. К.: Муз.УкраГна, 1976, с.171-186.
102. Матусевич Н.И. Формообразующее значение гармонического варьирования в сборнике "Сонечко" Л.Н.Ревуцкого'-'. В кн.: Укра1н-ське музикознавство, 1966, с.39-54.
103. Мациевский П. Сюита-поэма в инструментальном фольклоре Гуцулыцины. В кн.: Славянский музыкальный фольклор. - М.: Музыка, 1972, с.287-298.
104. Модальность. В кн.: Большая советская энциклопедия.-М.: Сов.энциклопедия, 1974, т.74, с.390.
105. Назайкинский Ё.В. О роли константности в восприятии музыки. В кн.: Музыкальное искусство и наука. - М.: Музыка, 1973, вып.2, с.59-69.
106. Пясковський 1.Б. Зв"язки ладо~гармон1Чного мислення А.Штогаренка з фольклором. В сб.: А.Штогаренко: Риси стилю. -К.: Муз.Укра1на, 1979, с.57-77.
107. Рахманов м. О фольклорном направлении в современной русской музыке. В ж.: Сов .музыка, 1976, ii°. I, с.9-20.
108. Рихтман Ц. полифонические формы в древнейшей народной музыкальной практике Боснии и Герцоговины. / Перевод с сербохорват. Н.Вагаловой. В кн.: Сборник статей югославских музыковедов. - М.: Музыка, 1970, с.91-106.
109. Рихтман Ц. Традиционные формы речитативного исполнения эпических песен в Боснии и Герцоговине. В кн.: Славянский музыкальный фольклор. - М.: Музыка, 1972, с.265-274.
110. Сигитов С, Ладовая система Белы ьартока позднего периода творчества. В сб.: Проблемы лада. - М.: музыка, 1972, с.252-287.
111. Спасов Б., Холопова В.Н. Ритмические прогрессии и серии. В сб.: Проблемы музыкального ритма. - М.: Музыка, 1978, с.261-293.
112. Тюлин Ю. О зарождении и развитии гармонии в народной музыке. В кн.: Вопросы теории музыки. - М.: Музыка, 1970, вып.2, с.3-21.
113. Тюлин Ю. Сиверменная гармония и ее историческое происхождение. В кн.: Теоретические проолемы музыки XX века. М.: музыка, 1967, вып.1," с. 129-182.
114. Хгврич Л. Про фольклорш джерела музики А.Штогаренка . В кн.: Творч1Сть А.Штогаренка. Сб.ст. - К.: МузЛкра!на, 1979, с.45-56.
115. Христиансен Л. Из наблюдений над творчеством композиторов "Новой фольклорной волны". а кн.: Проблемы музыкальной науки. - М.: музыка, 1972, вып.1, с. 188-218.
116. Холопов Ю.Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления. а кн.: Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. - M.: Сов.композитор, 1982, с.52-103.
117. Холопов Ю.Н. Лад. а кн.: Музыкальная энциклопедия. -М.: Сов.энциклопедия - Сов.композитор, 1978, т.З, с.130-143.
118. Холопов ю.Н. О трех зарубежных системах гармонии.а кн.: Музыка и современность. M.: музыка, 1966, вып.4, с .216329.
119. Холопов Ю.Н. Полиладовость. Полимодальность. В кн.: Музыкальная энциклопедия. - M.: Сов.энциклопедия - Сов.композитор, 1976, т.4, с.330-334.
120. Холопов Ю.Н. Симметричные лады в теоретических системах Яворского и Мессиана. В кн.: Музыка и современность.
121. М.: Музыка, 1971, вып.7, с.247-293.
122. Шевчук 0. 0собливост1 в1дбиття фольклору в хнструмен-тальних творах М.Скорика. В сб.: Укра!нське музикознавство. -К.: Муз.Украша, 1979, вып.14, с.93-1(2.
123. Штундер 3. Народно-ладовая переменность как основа модуляции в произведениях Н.В.Лысенко. В сб.: Украинское А1узыкове-дение. - К.: Муз.Укра!на, 1У64, вып.1, с.149-170.
124. Якубяк Я.В. Про фольклора елементи в творчост1 моло-дих. В ж.: Музика, 1973, № 5, с.2-3.
125. Якубяк Я.В. Солосшви С.Людкевича. В сб.: Укра1нське музикознавство. - К.: Муз.Укра!на, Л972, вып.7, с.39-57.
126. Шт&п S. Kohce/scia mcda.£m и/ Mreaoici ft.tywnow-skiego.-B Wuzt/h, 1969,. АЧ, X //'4. Фольклорные сборники
127. Буковинськ1 народн! nicHi. / Сост., Вступ., статья и прим. Л.Ященко. К.: Изд-во АН УССР, 1964. - 630 с.
128. Квитка К. Народи i мел од И з голосу Лес1 Украшки. ч.I, П. К.: Слово, 1917—18. - 225 с.
129. Квитка К. Укра!нсып народш мелодП. ЕЗ, Т.П. К.: Слово, 1922. - 236 с.
130. Колесса И.М. Галицько-русып niCHi з мелод1ями / 3i6paB у с.Ходоровичах I.Колесса. ЕЗ, т.XI. - Львгв, 1902. - 304 с.
131. Колесса Ф.М. Народи! niCHi з Галицько! Лемкгвщини. ЕЗ, т.39-40. - Льв1в, 1929. - 468 с.
132. Колесса Ф.М. Народы niCHi з Швденного Шдкарпаття. -Наук.зб1рник товариства "Просвгта". Ужгород; Книгопечатня Ю.Фелдеппя, 1У23. - 84 с.
133. Коломийки: Украхнська народна творчгсть. Кн.8 / Сост. Н.С.Шумада. К.: Наук.думка, 1969. - 604 с.
134. Ревуцький д.М. Золот! ключ!: Мсенник. / Состобщ.ред.
135. Н.М.Гордийчука, выл.1-3, 2-е изд.- К.: Мистецтво, 1964. вып.1.г 146 е., вып.11 - 138 е., вып.З. - 146 с.
136. Роздольський Й.Й., Людкевич С.П. Галицько-руськ! народнг мелодгI, ЕЗ, т.21-22. Льв1в, 1906-1907, 4.1-2. - с.
137. CniBaHKH-xpoHiKH: Новини. Укра1нська народна творчгсть. Кн.12. / Сост.А.И.Дей, С.И.Грица/. К.: Наук.думка, 1972. - 558 с
138. Шухевич В. Гуцулыцина. В 5-ти т.т. Льв1в; НТШ iM. Т.Г.Шевченка, I902-1908, т.5 - :1908 . - 300 с.
139. Чубинский П.П., Лысенко Н.В. Труды этнограужческо-ста-тистической экспедиции в Западно-Русскгй край. Слб., 1876,т.4. 713 с. с приложением. /Обряды/ Нотное приложение к свадьбе, записанной в с.Борисполе Переяславского уезда, с.1-45.
140. Ященко Л. Украгнське народне багатоголосся. К.: Вид-во АН УРСР, 1962. - 236 с.
141. Beuriok Ь. S&bcnske tudoix, fr'esne. • BwHs&Trt ' Vyd-vo Siobwsk. ДШ. i//W,
142. Ttarosyirnczuk ft. Т&нсу hucu£sk/e.~^U-div,
143. S, Mizrczyntki. Pi~sz^otcb-a£ cko druku.lt ^
144. Wcirgzawa.: P WM > !9€S r (99 S.
145. Василь еви(1 М.-Я. Тугословенски музички фолклор.
146. Бе оград: Просвета издавачко предузеде Србиуе, 1950, т.1. 420 с.
147. Диссертации 5.1. Якубяк Я.В. Впливи народного одноголосся на професшнугармонш. К.: 1973. - 141 с.6. Авторефераты
148. Баранова Т,Б. Переход от модальности к тональной системе в западноевропейской музыке ХУ1-ХУП веков. М.: 1981. - 25 с.
149. Грисенко Л.Н. Основные черты гармонии в произведениях Б.Н.Лятошинского. К., 1969, - 28 с.
150. Ивашкин А.В. Канон в музыке как эстетический принцип. Автореферат. канд.искусствоведения. М.: 1978. - 22 с.
151. Луканюк Б.С. Народно-песенный тематизм в творческом стиле М.Леонтовича. Автореферат. канд.искусствоведения. Л.: 1980,- 18 с.
152. Москаленко В.Г. Принципы претворения фольклора в современной симфонической музыке. Автореферат. канд.искусствоведения. -К.: 1972. 25 с.
153. Пясковский И.Б. Некоторые особенности ладииоразования в современной музыке и национальная специфика их преломления. Автореферат. канд.искусствоведения. К.: 1975. - 42 с.
154. Цирикус Д.И. Ладо-функциональность в народной песне и ее отражение в профессиональной музыке. Автореферат. канд.искусствоведения. К.: 1975. - 24 с.
155. Препринты 7.1. Баранова Т. Понятие модальность в современном теоретическом музыкознании. Музыка,/ Научный реферативный сборник. Вып.1.- М., 1980. 24 с.
156. Квитка К.В. О недиатонических звукорядах в народных напевах восточных славян. MOJii'K им.П.И.Чайковского. Кабинет народной музыки, инв.ка 5/72. Рукопись. - 36 с.
157. Квитка К.В. Очерки украинской народной музыки. /Эпические песни. К.: ШФЭ им.М.Ф.Рыльского. Отдел рукописных фондов, ф.14-2, ед.хр.196. Машинопись, с.299-351.1. НСTUGЕ ПРКЛОдЗНКй1. Примеры к I разделу1. Пример I.1. Пример 2. XS1. ЙЁЁЁСфр -ifo <>F