автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему: Героико-свадебные сюжеты народной прозы адыгов
Полный текст автореферата диссертации по теме "Героико-свадебные сюжеты народной прозы адыгов"
] 1 '»":." V ■
АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 'УНИВЕРСИТЕТ
ДИССЕРТАЦИОННЫЙ СОВЕТ К.054.39.01
НА ПРАВАХ РУКОПИСИ
КУМЫКОВА ЗАМИРА ШАМСУДИНОВНА :РОККО - СВАДЕБНЫЕ СЮЖЕТЫ НАРОДНОЙ ПРОЗЫ АДЫГОВ 10.01.99 - ФОЛЬКЛОРИСП1КА
АВТОРЕФЕРАТ
ДИССЕРТАЦИИ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК
/
МАЙКОП - 1996г.
Ряботп выполнен» в отделе фольклор* Адыгейского республиканского ' институт» гумянитярных исследований.
Няучный руководит, ль - доктор филологических няук Алиева А.И,
Официальные оппоненты:
доктор филологические няук Гутов A.M., кящидят филологических н*ук
Уняроковя Р.Б.
Ведущая оргпнизядия - Кябярдино-Бялкярский госудярст-
венный университет
Зпщитя состоится А-ff О/О^xSiEЬ-S> 1996 г. в _чясов
и« зяседянии диссертяционного совёт'я К. 064.®. 01 по зяшите дИссертяций ня соискяние ученой степени кяндидятя филологических н»ук /10.01.09/ при- Адыгейском госуниверситете.
Адрес: 352700 Мяйкоп, уЛ.ПервомяйскяЯ, 208, в кон$еренц-зяле.
С диссертяцией можно ознякомиться в библиотрке Адыгейского гос.унивгрситетя.
Автореферат ряэослян СЛдЛ г.
Ученый секретарь споцМялизировянного ■ советв^пндидягт филологических Наук, •Доцтат Г) 7 .Jj Л.И. Дзмин*
Общая характеристика работа,
Актуальность темы. Реферируемая работа посвящена гороико-. свадебным сшотам народной прозы адыгов, .под которыми автор подразумевает свяотн о героическом' сватовства и добывании невесты
основным героем. Б фольклора адыгов обнаруживается большое числа
, »•
таких повествований различных' аанров. Объединяющим их началом ■ служит общность том, идей и образов. Героико-свадебяне свжеты •широко представлены в таких .¡хаярах адыгской народной прозы, пая сказка, сказание и легенда. lío своем идейло-эотетичвским достопя-• огвам эти свяаты являются одними из лучших образцов национального, фольклора. ''
Наличие в народной проза аднгов значительного числа совер-ианншс героико-евадабннх сшзтов обусловлено. огромным значение«, которое адыги придавали овмзйно-брачпым отношениям, роли аанщшн в самьа и. общества. Отсюда вытекает важность и необходимость тао-. ратнчаского йоиыояення рассматриваемых повествований.
Адкгоеиэ фольклористы проделали определенную работу по собирании, публикации и изучении гароико-свадабнш: отчетов народ- . ной црозн. Изданн дйсятеи-фольклорных сборников, в которых наряду т> другими' содардатся и гвроико-свадебные сккетн. Нь обойдена они и ветшанием аднгокях фольклористов,-. язкковадов и литературоведов. .Проблемам героического. сватовства л добывания невасти. центральным парадна®« отводатоя определенное место в монографиям A J!. Алиевой;; Л.А,Бвказовой ", А.М.Гадагатля \ А.М.Гутова^,
■ Щ'
I. Алиева О. Адыгокий нартсяий эпос. - Москва-Нальчик, 13ь9; Be se:s Пойтика и стиль волшебных•оказок адыгских щфодов. -tí,, Наука, 1985; Бакиэова Л.А. От богатырского эпоса к рошед. Национальные худоааствекяна традиции и развитие повзотвова-■ тальник жанров адигокйх литератур. - Чоркэсск, 1974; Гада-. . гатлъ А.М. Героический'эаос *!1артци и его генезис. - Ковано-дар, 1957: эго жэ: Героический эпос "Нарты" адыгских /черкесок?«/ народов. - Майкоп, 1967; Гутов А.М. Поэтика и типология адпгбкого нартского эжзсн. - fil,, Наука, 1933.
Ш.З^Хута1, посвященных адыгскому нартскому эпосу, народной сказ-.К9 и несказочш»£ прозе. Язык и стиль рассматриваемых произведений анализируемся в трудах М.А.Кумахова и З.К.Кумаховой.2 Тшо-
»
логические и поэтические связи жанров народной прозы с аднгспши литературами ко.¡ледуются в работах М.Ш.Кунижева, Р.Г.Мамия, У.М.Яанера, А.А.Схаляхо, Х.Г.Глеш.ерше, Ю.М.Тхагаэитова, Т.НЛа-
о
мокова, К.Г.Шаззо' и других. Однако до сих пор нет монографических работ, посвященных героико-свадебным сюжетам народной прозы адыгов. Они не подвергались научному осмыслению как делостное явление, состоящее в то же время из отдельных самостоятельных комт понентов.
Пели и задачи исследования. Данная квалификационная работа призвана в определенной степени восполнить отмеченный пробел. Автор ставит перед собой задачу на основе анализа архивных- материалов и публикаций произведений народной прозы адыгов выявить герои-
I» Хут Ш.Х. Сказочный эпос адыгов. - Майкоп, ■'1981; его же: Несказочная проза адыгов. - Майкоп, 1989.
2. Кумахова З.Ю», Кумахов ".А. Функциональная стилистика адыг-о-'гх язнков. - М., Наука, 197Э; их же: Язык адыгского фольк--jpa. Еартский эпос. -¡П., Наука, 1985.
3. унлжев ТО. Истоки нашей литературы /на ад. яз./. - Майкоп.
978; Мамий Р.Г. Пути адыгейского романа /на ад. яз./. - Майкоп, IS77; Панеш У.М. Традащш и новаторство /на ад. яз./. -
И айноп,' 1984; его яе: типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литрратур. - Май- • коп, 1990; Схаляхо Л.iL. Идейно-художественное становление адыгской литературы. - Майкоп, 1908; его же: Адыгский фольклор /на ад, яз./. - Ростов-на-Дону, 1977; ого ке:;Рожденные повой жизнью /на ад. яз./. - Майкоп, 1970;' его яш: Ступени развития /на' ад. яз./. - Майкоп, 1974; его же: Образ адыгейки в адыгейской • литературе /на ад. яз./. - Майкоп, I9S3; Тлелцериэ Х«Г..:На пути к зрелости. Адыгейская повесть: традиции ц новатооство. -Краснодар, 1991; Тхагазитов 10.М. Духовно-культурные основы ка-бардинско}.' литературы. - Нальчик, 1994; Чакоков Т.Н. 3 созвездии сияющего братства. - ,11., Современник, 1976; Иаззо К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси, Мепниереба, 1978; ого же: По зову времени. Литература, годы, Ханры /на ад. яз./. - Майкоп, 1973.
ко-свадебинв сюжет, провести их классификацию и группировку, установить идейно-тематическую сущность и систему образов исследуемых .мвествований:, рассмотреть их поэтику и стиль, а также ряд . других вопросов, входящих в комплекс изучаемых проблем.1
Научная новизна. Реферируемая работа является первым монографическим исследованием героико-свадебных сшетов народной прозы адыгов. Научному анализу подвергаются сюжеты, относящиеся к вол-' шебным сказкам, сказаниям и легендам. Впервые оци рассматриваются
I
в их целостности и системности. Впервые также сделана попытка исследовать рассматриваемые повествования с максимально возмокной полнотой и во взаимосвязи с другими, что позволило представить народную прозу адыгов как многообразную идейно-эстетическуы систему, характеризующуюся -внутренним единством,
Метод нсследовани.^ - сравнительно-исторический анализ, который последовательно осуществляется не только ¡три сопоставлении героикокшадебнше сюжетов различных жанров друг с другом,. но так-ко при сравнительном их изучении с аналогичные повествованиями других народов /русских, абхазов, осетин, вайнахов, кумыков и др./ Такой метод изучения материала позволил выявить и объяснить сходство и различие произведений аналогична яанр^в фольклора разних народов, обусловленные общностью их цроисхоядения, длительностью и частотностью их контактов и сходством исторических судеб. Выяв-' ленная при этом национальная специфика героико-свадебннх сететов народной прозы способствует определению характера вклада того плп иного -народа в развитие фольклорных традиций.
Источники. В основу диссертационной работи положены герогасо-свадэбнке сшечы, опубликованный на адягоких языках в 19 н 20 лр'.
I
Широко ислользог-ж' такко добротный переводи тею-тов на руооккй
б
яэшс, публикаций которых осуществлена как в Адыгее, Кабардино-Балкарии н Карачгшво-Черкесии, так л» г. Носкбо , Ставрополе и Краз-нодаре. Учтены "анже архивные материалы я личтй записи автора, Сравнительные дачные извлечены из фольклорных сборников, вышед-
ятх в Москве, С.у.'цуш, Ордяониккдзе, Грозном и Махачкале.
i . '
Практическая значимость работы. Результаты проведенного аиа-диза позволят разобраться в специфических и общих чертах системы' исследуемых повествований вообще и входящих в нее яанров в отдельности, а также установить их место и значение в духовной культуре народа. Они явятся хорошим'подопорьем при изучении вопросов семьи и брака у адыгов, отношения к женщине, исследовании истории семейно-брачных отношений, а такко в. учебно-воснцтатель-. пой работа в общообрасовательних школах, выоипх е сродния опэ-диальншс учобннх заведениях, в культурно -про с е о гит ольской с идо-, алогической работа.
Апробапяя работы. Диссертационная работа обо.уаналаоь в сок- ■ торе фольклора Адыгейского республиканского института, гутштар-них исследований. .... .' •. :'■..;
Структура и содержание работн. ,
Диссертация состоит из введения'! трех глав я заключзшм, имеет описок использованной литературы, Такая структура работы обусловлена ое концепцией;
Во введении дается общая, характеристика сшетного. состава народной прозы адыгов,.устанавливается система торонко-свадебных сшетов в их соотнесении с мездучародавди указателями. Здеоь яо •' определяется и обосновывается тематика и круг, цроблем,* подлежащих научному анализу, а.также' его цели и задачи, Вкедошю оодар-
бой на красавица, или о лишением жизни. Примечательно, что юношам, домогающимся руки девушки на выданье, хорошо известно об утрзнающей им опасности. Встречные старики и старухи предупреждают их об этом. Да и сами красавицы не скрывают своих намерений. Кроме того, герои нередко видят на обочинах дорог'останки людей и коней, а на кольях изгородей - черэпа женихов, не справившихся с трудными испытаниями. диссертант считает, что испытания героей девушкой на лвданье или ее отцом восходят к обряду инициации,-т.е. посвящению юношей во взрослые.
, В диссертации подчеркивается, что особый интерес среди повествований, содержащих мотив выбора какиха, вызывает группа произведений, сияет которых построен на выполнении женихом определенных заданий. Основная роль в.их постановке отводится девушке на выданье. Именно она или ее отец проверяют магичеокие, героические и морально-этические качества юноши-.. Убедившись, в наличии у него высоких богатырских и нравственных достоинств, девушка -становится его женой. При атом невеста присматривается такав к тайм качествам жениха, как сообразительность, мужество; Нередко в сюжете проявляется также мотив иопитания при- помощи вопросов и ответов.. То есть при выборе жениха девушка обращает внимание на сметливость юноши, его мудрость, умелость и т.д. В соат-" ветствии с поставленными условиями она выходит замуж за 'того, кто ответит на ее вопросы, отгадает загадку.
В работе установлено, что зачастую местонахождение девушщ на выданье неизвестно, что создает определенный сюжетный узел» Как правило, путь к красавице чрезвычайно труден и тертк^т, преодоление его требует героизма и самоотверженности. В процесса' поисков невестн происходит,целый ряд событий: I/ встреча добро-
вол1ншс помощников; 2/ встреча с обыкновенной красавицей и пробуждение любви г: ней; 3/ добывание красавицы; 4/ потеря шзлюбленной и поиски ее; 5/ схватка с противниками и лебеда над ними; 6/ возвращение и счастливый брак героев и 1фугие.
• Рассматривая также повествования, в которых добывание невесты носит} косиз;шый или второстепенный характер /"Сказка о Цорвба-тыре", "Карабагцр Заноко" и др./, диссертант отмечает, что в ге-
; роико-свадебш.:зс сюжетах всех групп нанля отражение жизнь народа,
1
его опыт, знания и представления. Б них обнаруживаются следу древних форм сознания и социальной жизни. Таковы, например, со-зраняющиеся в исследуемых,, сюжетах реликты анимизма, культа дерева, культа животных, культа предков,■представлений о различных божествах, духах, различных видах магии и т.д;; а также пережитки обряда посвящения, экзогамии, матриархата; патриархата, усыновления, аталычества и т.д»
Наряду с ними автор обнаруживает в герокко-свадебных сюжетах элементы и мотивы, порояденные феодально-патриархальным обществом. Таковы вооруженная борьба основного гербя и.его жен с ханами, пши и уоркачи; его награждение "полкнякеством"; а* такие , многочисленные упоминания о'князьях, кщншах,^ханах, уорках и т.д.
Б работе подчеркивается, что в рассматриваемых; повествованиях выражены социальные идеалы их творцов, в'них проводптся •идея о торжестве правды и справедливости, необходимости регаитвль^-ноё борьбы с насилием, с носителями зла, заботы о будущие поколениях, защиты родной земли и т.п. Изложенные в геронко-свадэбных сюжетах истории, художественные персонажи и мир, в котором они
действуют, предстают, по мнению автора, как отраженная в художе-
»
.ствегшом слове многовековая история ссади-
Вторая глава диссертации "Система образов героико-свадебных с кисе "эв" посвящена персонажам исследуемых повествований.'В ней
говорится, что выраженные в героико-овадебннх сюжетах идеалы воп-р , лощены в образах положительных героев и их добровольных помощников. Рассматриваемые произведения характеризуются разнообразием действующих лиц. '
В работа подчеркивается, что героика-свадебные сюжеты построены на любовных, взаимоотношениях юноши и девушки, и главными -героями их'предстают тленно юноша и девушка. Произведения эта • иклоннк к одногеройности. Основным их персонажем является юноша, отправившийся на поиски подходящей невесты и борющийся за; то, чтобы добыть ее.-Отмечается, что герою характеризуемых повествований свойственны высокие моральные и физические качества,1 отражающие нравственные идеалы народа. Он умеет метко стрелять из лука, охотиться, бороться и совершат!, прочив, ¡рыцарские поступки, Как правило, юноий-герой остроумен, смекалист, смел, решителен» мужественен; добр, благороден, правдив, честен и верен данному слову. Для него.характерны также приверженность народным обичаям «'традициям, стоящим на слуябе добра, любви, борьбы за,лучшее будущее-. Наиболее ярким его достоинством является уважение к, женщина*.
••' .Достоинства героя проявляются-в его взаимоотношениях'со своей йецестой. и другими персонааада героико-свадебных ошефов. Дружба, товарищество и взаимопомощь - главные идеалы юноши-жени-, ха." Он борется не только за личные интересы, но и в интересах_ друга, выступает & защиту олабых и угнетенных,.
Диссертантом установлено, что' основным положительным героем исследуемых "повествований' чаще всего бывает крвог1|ЯвскиЙ*
хано1сий иди княт.оский сын, нартский богатырь. Всем им свойственна
одни и те не че/ты, одинаковы также иг. Доведение, отношение к ним
других персонал-;>'■ и их судьба. В центре героика-свадебных сшетов
; - обобщенный собирательный образ полоаительного героя. Зачастую
оя не имеет собственного Имени,
Автор считает, что нередко центральны!.! персонажем героико-
овадебннх сюжетов является идеализированный ккадшия брат или- со-
¡*иальпо обездоленный "низкий" герой /"Сказание о Карбече", "Сц-
1 • • ■
повья князя Мидауста", "Красавица Тлетанай", "Тлэубоког"/. Они, как правило, проявляют гуманизм по отношению к кровным братья;.!, отцам и другим персонажам,, наносившим им вред, великодушно про-щаат иц самые страшные оигщ. Обидчиков наказывают нз сила эти герои, а добытые ими аены иль мертвые дарители.
В диссертации отмечается, что особое место в система образов героико-свадебных:.ошетов принадлежит нартам Сауснрыко и Ша-. уаю. Они единственные герои нартского эпоса, ч цикле сказаний о которых сохранились повествования о добывании навести. Герои эти ■ обладают как чертами, оходннш с основными персонажами волшебных сказок, так и специфическими качествами нартов. Кроме того,' Сау- -ецрыко и ШауаЙ имеют сходные'и'индивидуальные достоинства.
В первую очередь следует отметить, что Саусырцр и 'Шауай отнооятся к числу наиболее древних героев адыгского нартокого эпоса. Цшиш сказаний о них полны чудесного и невероятного. Подобно сказочным героям, все этапы их жизни связаны с воззрениями прошлых эйох. Само рождение этих героев сопряяено с фантаемче-скйш событиями /"Как яенился Сосруко", "Как Сооруко женился на • -дочери Тле шла", "Как нарт Шауай яенился на дочери Орземеса"/. -.•Они.постоянно одерживают победу в силу того, что в 1а.образах .'
воплощены общенародные идеалы, в'них" нашли отражение общечелово-., ческю ивннооти, которые не могут быть уничтожены. Одним из при-' мачательных достоинств положительного героя является наличие у
t
него добровольных помощников и чудесных предметов¿ которые он получает вполне заслуженно.
Цо мнению автора, основным героям 'рассматриваемых произведений оказывают помощь два группу доброжелателей. Б первую группу входя? Добровольный помощники,' обладайте чудесными свойствами /Скороход, Водопькщий, Дальнозоркий» Чуткоухнй/, ветреные старика а старузд и т.п. Ко второй группе относятся благодарит па-ВОтннз, ранее пощеданннэ героем. Исключение составляет линь пояь, заслуги- которого в судьбе и даяниях героя велика и пеоцешжы. Положительный герой чгщв всего пользуется тпяши чудесни.3 пр&доэ-raiai, как летающие циновки, чудодейственные вояшйцв» гребешок, зераайо,- платок, сапка-невидимка и т.п.,
Однако добровольные помощники, и чудесные предмета в героико-овадабнйх сюжетах играют Re ведущую, а слуяебнуй роль. Определяющая se роль s них. всегда принадлежит юноше-герою. Пользоаание * ' -
услугами 'помощников и применение чудесных предметов основпт ■ положитэ'льнда героем на означает- его пассивности, напротив, увз- , личявает значительность его. подвигов. .,
Хйрг^терноЙ.особенностью героико-овадеоннх сюжетов, как oí-шчено- в-диссе'рташшявляется .наличие_в.них большого числа но-лсшгельных^жаяских образов. Б исследуемых повествованиях они играют исключительно важную роль.-Без'преувеличения моано оказать', что' лещины в героико-свадебных сюжетах ничем не уступают мужчинам,.а зачастую превосходят их.
Характерно, что девушка-богатырь после'поражения(в поединке,
о гароем теряет богатырскую силу по отношении к своему избраннику, Но она становятся покорной только ему. В вооруженной борьбе о врагами мужа гзнцины остается такими же физически сильными, огвааш&ш, смелют и ловкими витязями, какими были раньше /"Сын хана"/.
Среди героинь исследуемых повествований встречаются девушки-
богагырз,' обладающие чудесными овойотвами. Таковы Черновласая
.сраоашца и прекрасная Лаханаго. Первая из них излучает сияние,
| . „ о помощью которого она освещает дорогу нартсшш витязям. Вторая
способна в засуху вызвать дождь, дождливую погоду превратить в . еоиуи. Сбое магические свойства обе они используют на благо нардов.
Диссертант подчеркивает, что между обыкновенными красавицами и богатырскими девами есть некоторое оходство, вместе с тем Ецеэтоя в определенные различия. В художественном образо обшшо-гогшой креоавида на первый плай выступает бе красота, тогда как главным достоинством богатырской девы является ее физическая сила, сызлооть, ловкость, отличное владение конем а- оружием.
В женоких образах героико-свадэбных сюжетов, по мнению автора, воплотились представления адыгов о верно^, трудолюбивой, чоашотвэрзенной женщинв-зкенв, матери и сеотре. В них выразилаоь ■цдея 6 верной любви и счастливой семейной жизни. Не случайно отягатии творцов рассматриваемых произведений - на стороне де-вушкн-воЕ.'ельнацы, сташай женой героя. Они охотно подчеркивают ее высокие' нравотвениые качества и с нескрываемой неприязнью. от- . зываяиоя о бывшей жене героя, изменившей ему.
В работе отмечается, что положительные герои исследуемых , повоотвований имеют не только помощников, но и врагов, в числа
которых значатся как люди, так и фантастические существа. Нередко антагонистами главного героя являются его родной отец, родные братья, мать л состра, которые стремятся извести его. Пыгаяоь отнять у юношей добитых шли героическим путем красавпц, близкие героя затевают войну о невестками, старшие братья без тени смущения оставляют младшего на верную гибель в подземелье или на высокой скалистой горе /"Кукщаяыз",' "Тлаубокоя", "Сказка о Щоребатнре"/.
Врагами положительных героев и их помощников следует считать такяа усареяеЗ и цеуце.тей, к которым обращаются за помощью антагониста. Они добровольно подсказывают врагам героя Как извести aro. Реко.'гзкдацпл их всегда трудны и опасны, одни страшнее других.
Автор считает противниками героев домашних и диких яивотннх, охраняющих девушек на ввданье. Таковы, например, собаки, орлы, жеребцы, кабаны и др. Примечательно, что все они по ело пораяэяпл в поединке с героем или его конем, или посла заботливого отношения к ним юноши покоряются эму и становятся его помощниками. Страшными антагонистами юношей-зенихов оказываются также мифологические существа бляго /драконы/; иньки /великаны/, Алнрегу-Алирегузя, Тлпмаф Свирепый, цеунеш и т.п. Создавая их образы, сказители не понклели черных красок. Они Стремились обрисовать их как можно страшнее,, отвратительнее и коварнее с тем, чтобы контрастно возвысить героя, подчеркнуть величие его подвигов.
'По гиению диссертанта, герои рассматриваемых сюжетов не являются на первый взгляд национальными. Однако стоит глубже присмотреться к отдельным эпизодам, моментам, к некоторым примечательным свойствам героев - и национальные черты их проявляются достаточно ясно. Чувство долга у героя-яениха в устной прозе адыгов'достигает самых больших высот. Он не нарушает многовеко-
бьк .традиций своего народа и относится с большим уважением к своим родителям. Вместе с тем он привержен и общечеловеческим идеалам. '
В трдрье^ главе "Еоезша' героико-овадебннх еюаетов" устанавливается своеобразие художественной формы иссладуемшс произведений народной прозы аднгов. В ней отмечается, что рассматра^ ваеыые повествования являются одним из сашх добротных пластов адыгского фольклора. Чашш и стройная архитектоника, богатая . словесная орнаментика, эпичность языка и стиля - -основные приматы поэтики этих повествований.
■ Как считает автор работы, героико-свадббнне сщеты характеризуются, многоепизодичносад). 3 них-последовательно рассказывается, о подготовке героя к подвигу» о его борьбе и победе и т.п. При втом рассматриваемое' повествования не ограничиваются поэтическим отражением и констатацией "фактов,-а питаются анализировать их 'и -"¿вести из Них определенные моральные и эстетнчоские рецепты,;
- МноГоепизодачность, как правило, приводит к относительно . большому их объему. .Многие из них представляют собой длинные до-• вествования прозаического характера. Тем не менее ош^ характеризуются сюзетной и композиционной цельностью и-стройностью, щ один эпизод ре уводит повествование в сторону, а основной герой .никогда не.теряетря из виду. Это обстоятельство приводит- диссертанта д мысли о том, что -геронко-свадебные сшеты имеит. устойчивую композизионнуз,.' структуру, характерную-длй жанра, к которому они. восходят, Соворшёнство кошозиодя героико-свадебных сшетов проявляется и в гополъзовашш обращения. Для композиции после-.-.дуемых повествований наиболее свойствеио обрамление рамочной историей одного какого-либо законченного цовеотвоьшшя.. ■ ■.
Характерной особенностью комдоэШ:(ии. г.ероиио-овадебных
тов волшебного впоса автор считает наличие в них своеобразных ири-оказок, зачинов н концовок, традиционных формул, повторение однородных эш1зод<?в'. Благодаря юл создается специфична! худогествен-ная ткань исследуомих повествований* Причем троичность применяется во всех типах. Центральные герои этих произведений нередко ведут вооруженную борьбу с тремя противниками, совершают подряд три подвига, добивают трех .Кевеет, пользуются тремя чудейннмп предметами. Она позволяет передать справедливость и трудность борьбы, значимость одержанной победы, подчеркнуть высокие человеческие достоинства героя я оявратитольяость пороков его алтагондс-тов, С ее домоаьо достигается плавности, эпичность и стилевая приподнятость твествоазиая»
Друпш оФГзетяшш'яудокестпэннкл средством, широко.исполь зусжл в геронко-свадебных скитах, являогся контрастность изображения. Обычно протяЕояоставлякпся высокие иравотвенные дсс:то-пнстга положитэльпых героев и их'добровольных помощников с Низменными качества:\гл отрицательных персонажей.
В работа подчеркивается, 'что эстетические функции троичности' и контрастности.переплетаются. К примеру, если третий из братьев сакаВ спльгай й иупсстпешшЛ, то третий великан намного сильнее и страшнее двух прежних; третья сестра - сам^я красивая и боАее достоййа третьего брата. В рассматриваемых произведению;: часто фигурируют три брата, рбычно два -слабые,; а третий всегда сильное; в них происходят два дела неудачных, третье - удачное; гербю.предлагается два предмета негодных, третий - годный и т.н.
далее автор отмечает, что. в геронко-свадебных сонетах нередко используются традиционные формулы, Характерно, что они не овя-заны с каким-либо определенным текстом и переходят из одного сю-
жата ¿в другой, от одного жанра к другому, на претерпевая изменений.
Диссертант устанавливает, что в исследуемых повествованиях словесные стереотипы используются неодинаково. Так, в сюжетах волшебного характера часто встречаются инициальные, медиальные и финальные устойчивые словосочетания. В героико-свадебных сюжета? нескаэочного характера. применяются лишь медиальные и финальные ,'.' формулы.
Совершенство поэтики рассматриваемых произведений, подчорки-
t
вает автор, достигается также путем эффективного использования выразительных и изобразительных средств адыгских языков. Особенно часто применяются такие виды поэтических троп,' как гипербола, эпитет и сравнение. Причем в' них чаща других применяется гипербола. В этих произведениях преувеличивается буквально все: размеры и сила дайствумих лиц, зооморфных и антропоморфных противников героя, его воорукение, борьба с антагонистами и т.д.'
Эпитеты в героико-овадебных сшетах олухат 'одним из средств создания образов персонажей. Примечательно, что в этих произведениях, независимо от их жанровой принадлежности, исподвзувтся одаи и те ке определения. В них часто встречается эпитеты,- характеризующие социальное положение героя, его внешний облик, опытность, известность, знаменитость, вооружение, а такав его помощников, коня, антагонистов z т.д. Ими жэ определяется внешний облик героини во всех сюжетах, а в героико-приключенческих повествованиях ; он используется для определения богатырских и рыцарских доотоинотв воительницы.
Сравнения в гароико-свадвбных сюкетах-встречаются довольно' :1' Часто. Для них характерны, например, уподобления.высоких качеств.-
... 19 ,
предаете®, героев и пх действий с 'такими явлениями дриродм, как
молния, гром, туча, вихрь, буря и т.п. Типичны, например, сравнения бега лошадей с вихрем - "шыхэр гкьы хъарзрм федэу чъэщтн-гъэх" /"лошади неолись, словно вихрь"/, появление чудовища, дракона, великана - с блеском молнии» грохотом грома, черной тучей', смерчем и т.д. Характерны также уподобления отдельных черт женской красоты определенным качествам животных и птиц. Например, стремясь отметить необнчайнуи красоту девушки, сказители сравнивает цвет ее волос с черным оперением сорЬки, & белизну кожи - о ■ ее белыми перьями:. "Къандашм п1уц1эу х'элъкм фэдэр ьнъхькц, фшьэу хэлъым фэдэр ыкГышъу" '/"Волосы у нее, что черные перья сороки, кожа ее — как белый крылья' сороки"/, а женские зубы.часто уподоб(-ляют овечьи:,! зубам: "Ыцэхэр мэлыцэ (В"«- ^^Х^ЪЭИХ" /"Зубы, йя;. П-ПпВиг ■ но мелкие белые овечьи зубы"/.
■ Проведенный автором анализ фактического материала свидетель-.'. ствует о редком использовании других еидоэ троп. Удалось обнаружить редкий случай применения метонимии и перифраза. Они используются в повествовании "Молодой Трам и Хорошая Девушка", в котором центральные персонажи ведут разговор в иносказательной форме, В системе-изобразительно-выразительных средств языка герои-ко-свадебшх свжетой особое место занимает диалогическая форма речи. -Она играет- ванную роль в развитии сшета, несет огромную . смысловую и. эдавдовалыфю нагрузку я характеризуется большой выразительностью. Как правило,', диалог строго дифференцирован и вебце-, ло подчиняется идейно-эстетическому .замыслу произведения. Герой говорит со своими помощниками всегда просто и непринужденно, а .с противниками -.резко и решительно. Автором установлено, что функции диалога различны не только в разных сюжетах, но и в разйих
эпизодах одного и того же повествования. В некоторых произведениях диалог носит устойчивый•характер и повторяется триады.
I
Таким образом диссертант приходит к выводу С) том, что героико-свадебные сюжеты народной пррзы адыгов характеризуются высокими художественными достоинствами. Им свойственна четкая и ¡стройная композиция, создаваемая своеобразными присказками, эачика»! и концовками, традиционными формулами, приемами повторения однородаых эпизодов, контрастностью изображения. Для языка и стиля этих произведений характерно'широкое использование изобразительных и выразительны?; средств адыгских язмадв. Наиболее часто р них встречаются гипербола, эпитет, сравнения, а также своеобразная форма диалогической речи.
• В заключении работы даются выводы и обобщения, вытекающие из анализа1 материала:
1, Героико-свадебные сюжеты занимают значительное место в адыгском фольклоре. Подобно другим'изустным повествованиям, они отражают жизнь народа, его историю, культуру, бит, нравы и обычаи. В них выражены идеалы трудовых масс, их мечты и чаяния, надежды и вера в светлое будущее. 'Особое внимание в этих произведениях уделяется идеалам трудовых масс о семье и семейно-брачных отношениях, р женщине, о-доброй и верной, жене.
В силу того, что героико-свадебные' сюжеты народной прозы адыгой возникли в разное время, в них отражаются различные периоды жизни адыгских народов, Значение их было велико. Они способствовали формировании у подрастающих поколений позитивных взглядов на семью и брак, уважительного отношения к женвдне, высокой оценке ее роли и значения в семье и обществе.'
2. По своим идейно-эстетическим признакам героико-свадебнш
сюжеты восходят к трем ванровим разновидностям народной словесной сти: героическим сказаниям, годшебика сказкам и религиозным ле~
: гендам. Объединяй!рщ началом для них слуяпт их ведущая теш, а ( . именно - героическое сватовство .л добывание невесты основным героем. Различаются кв они по характеру конфликта и по своей художественной форме. Исходя из характера конфликта мы подразделяем исследуемые повествования на 3 группы:' I/ повествований героико-приююченческого характера, в которых ::эроЯ добывает невесту в '-вооруденйой схватке с охраной девушки па выданье или в богатырском поединке о самой красавицей; 2/ сшеты об отгадывании загадок невесты, уйении заговорить ее, или спрятаться o'f нее, или. оказании- богатырской услуги; 3/ повествования, в которых конфликт нооит, мирный характер. Примечательно, что во всех случаях присутствует героика, опасность и трудяод*ь выполнения условий,
- ¡' I -
выдвинутых девушкой на ввданьв, будущим тестем или отцом героя. Героико-овадобннэ ошвт народной прозы адыгов Ломимо оснбвной разрабатывают множество других тем и проблем: возвращение похищенных отца, жени, сестры,' подруги, богатства и скота; кровная месть за родных, близких и друзей; пбисви героем противника сильнее себя и т,Д.
3. Быракеннне в героико-свадебных'сюжвтах идеалы их творцов и носителей воплощены в образах положительных героев т} их иомощ-- ников.
В рассматриваемых ''повествованиях фигурирует два типа героя. Первый из них тесно связан о мифологическими понятиями и пред-стаяиениями древних адыгов. Оня наиболее архаичны, и в их образах нашли отражение доисламские верования творцов и носителей эпоса. Главная отличительная черта героев рассматриваемого типа .
состоит в том, что они обладают сверхъестественными свойствами. Таковы герои нартского эпооа Саусырыко и Шауай, Сатанай-гуаще, Адыиф, Даханаго и Черновласая красавица. Второй тип представля-
■ ют основные действующие лица, образы которых лишены мифологиче-.: ских черт. По сравнению с героями первого типа они более позднего происхождения и в их образах обнаруживаются только следи давних форм социальной ящзни. Героико-эпич'еская идеализация -наиболее характерная черта данного типа. Идеализация образов здесь сочетается с а£ монументализавдай. Так создан^ идеализированные образы безымянных,героев сына, хана, ста слепого Ногая,
-младшего сына князя Мишауста, а также образы Задеба, Тлеубоко--
(. - •
йа, Щоребатыра и многих других, Б этих образах воплощены идеа-
. >
■ ли, порожденные эпохой перехода от матриархата к патриархату, I4'*
разложения первобытнообщинного строй и перехода к классовому
I
. обществу.
Положительным образам героико-свадебных сюжетов'свойствен-
I /
ны такие'морально-зтическпе качества, как отвага, смелость и бесстрашие, принципиальность и выдержка, готовность помочь нуж-дащвщсв', бескорыстие, хорошее знание'"адыгв хабзэ" ,и неуклоя-' ное соблюдение его вдавил и неписаных законов-, самоотверженность и благородство.
' 4. Характерная особенность героыко-свадебнйх. сюжетов -наличие в.них большого числа.женских образов. Кенщины ни в чем не уступают мужчинам, нередко 'даже превосходят их.'Основная их •черта - красота, которой сопутствуют доброта, мудрость,'верность, преданнооть, честность и т.п. Помимо етого, женщины-.
воительницы незаурядны, храбри, физически сильны, умело сраяа-. <1 • .тая с противником, привержены добрым традициям и обычаям на- .;
рода. Характерно, что после поединка они на^Проявляют своих бо-гапфских достоинств по • отношению к мулу, но сохраняют их в противостоянии врагам.
5. Положительна.! героям исследуемых повествований приходится сражаться с мифическими существа»,® /бляго, ияызш, Алзгро-гу-Алирегуж, псыхогуаща/, в образах которых воплощены древние, понятия и представле1Ш их создателей. Они обрисованы в полном
•'соответствии с народными представлениями' о- них, Антиподами полог-
■ яителышх героев являются их врагя-лади. Они наделенм противо-полоклыми качествами: жостокп, коварны, трусливы, глупы и т.п.
■•6. Гауоико-свадобнна сшоты народной прозы адыгов характеризуется-на только.глубоким содержанием,-но п своеобразной ху- . допоствонной фэртюй. Для них характерны обоаобраэная композищщ,
• устойчивая худояастЕвнная ткань, соэдагашая широким использованием традиционнее формул, изобразительных и. выразительных средств одыгсгсзх языков /гипербол, эпитетов, сравнений, пари-' Фраз, матоцголий, диалога и т.п./. • '.
7. Геролко-свадебные сгаеты одыгЪпоП народной прозы соото-
• >и* в-фольклоре других наро-
■ - дой' производзннП,- сюжетов и мотивов,.так. л-, из произведений, сю-
жетов и мотивов, общих с устно-поэтическим творчеством разйях этничеогшх групп. Особенно большуо близость они обнаруживают с аналогичными, покоствовшшягш русского, сввароказказских и'других народов. Это но означает, что, герошга-сгйдебныо отаеты устной прозы.'аднгов. по сашбнтнц и на спепяфташ. Наниональноа
' .своеобразие исследуемых повествований соотоит в изображении бн-
■ Та, культуры, передаче специфических черт народного. духа, языка й мышления, топояявдкя а ономастики'. Своеобразие героико-свадаб-
вщ ошэтов находит. четкое и яркоа выражение также в изображении
принципов народного этикета./"адагэ хабза"/, национального харак-
.' i
тера и еолхологш адыгов.,
!
По тема диссертации опубликованы оледугщиа. работы автора:
I» ГерокЕо-свадебныа сюжаты адыгской народной прозд. // Проблема адыгейской литератур" и фольклора, вш. '8. - Майкоп, 1991. - I п.я.
2. Позтика герошсо-овадебних сюжетов народной прозы адьтов.// Сборник статей молодых ученых и ¿спирантов. - МаИкоп, 1993,"- 1п.л..
3, Общность жанров йартского эпоса с другими категориями адыгского фольклора, // Нартский эпос и-кавказское языкознание. Матерной: П Международного коллоквиума Европейского Общества кавказологов. - Майкоп, 1994 /совместно с Хут Ш.Х./. - 0>5' н.'л,
'4. Система образов героико-свадебных caí,сетов народной прозы адыгов.'//Доклад на научной.конференции аспирантов АТУ, 0,5 а.л.: /В производства/. ,
5- ^ероико-свадейные сюжеты а,дыгйкого нартскогсц эпрса. // Доклад на Международном конгрессе по проблема "Зное народов, и его роль в.миротворческой деятельности России", 0,5 а.л. /В про. изводотве/.