автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: "Герой времени" и его трансформации в прозе В.С. Маканина 1970-х - 1980-х гг.
Полный текст автореферата диссертации по теме ""Герой времени" и его трансформации в прозе В.С. Маканина 1970-х - 1980-х гг."
На правах рукописи
КУЛИКОВА Екатерина Владимировна
«ГЕРОЙ ВРЕМЕНИ» И ЕГО ТРАНСФОРМАЦИИ В ПРОЗЕ B.C. МАКАНИНА 1970-х- 1980-х гг.
Специальность 10.01.01 — русская литература
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
3 ОКТ 2013
005534092
Тамбов 2013 г.
005534092
На правах рукописи
КУЛИКОВА Екатерина Владимировна
«ГЕРОЙ ВРЕМЕНИ» И ЕГО ТРАНСФОРМАЦИИ В ПРОЗЕ B.C. МАКАНИНА 1970-х - 1980-х ГГ.
Специальность 10.01.01 - русская литература
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Тамбов 2013
Диссертация выполнена на кафедре литературы Педагогического института ФГБОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет»
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор
Гончаров Пётр Андреевич
Официальные оппоненты: Сорокина Наталия Владимировна
доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русской и зарубежной литературы ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» (Тамбов)
Жукова Татьяна Евгеньевна
кандидат филологических наук,
доцент, доцент кафедры
русской филологии ФГБОУ ВПО «Тамбовский
государственный технический университет» (Тамбов)
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет
имени С.А. Есенина» (Рязань)
Зашита состоится 24 октября 2013 года в 13.30 на заседании диссертационного совета Д 212.261.03 при ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» по адресу: Россия, 392000, Тамбов, ул. Советская, 181, «И», зал заседаний диссертационных советов (ауд. 601).
С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», с авторефератом — на сайте Министерства образования и науки РФ (адрес сайта http://vak.ed.gov.ru).
н
Автореферат разослан ^ / сентября 2013 г.
Ученый секретарь диссертационного совета,
диссертационного совета, п л
доктор филологических наук,
профессор иь^^—у Л.Е. Хворова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Антропоцентричность и социально-философская доминанта всегда отличали художественное мировидение современного русского писателя B.C. Маканина, сумевшего филигранно передать в своих произведениях дух эпохи противоречий и перемен. В. Маканину, начавшему писать в конце 1960-х гг. и по сей день продолжающему совершенствовать своё художественное мастерство, всегда было присуще особое внимание к реалиям и веяниям изменяющегося времени, что делало творчество писателя созвучным изображаемой эпохе. Важное место в прозе В. Маканина, как и каждого писателя, занимает его герой, динамическое развитие которого соответствует эволюции писательской аксиологии и эстетических взглядов.
Вопросу специфики героя в маканиноведении уделялось значительное внимание в диссертационных исследованиях Н.С. Балаценко, Е.Г. Бегалие-вой, М.А. Вершининой, Е.В. Дмитриченко, A.C. Ефременкова, В.В. Иванцо-ва, Е.А. Кравченковой, Т.Н. Марковой, С.Ю. Мотыгина, Е.В. Панитковой, Т.Н. Чурляевой, К.О. Шилиной и др.
Результатом достаточно редкого обращения к ранней прозе В. Маканина стало традиционное провозглашение «серединного героя» (определение, данное самим писателем в эссе «Сюжет усреднения») в качестве объекта художественного осмысления писателя. Одна из структурных частей работы Е.А. Кравченковой, утверждающей наличие в творчестве В. Маканина «образов сквозных героев», носит характерное название: «Герои нашего времени: от "серединного" человека к андеграундному писателю»1. Подобный принцип анализа эволюции героя маканинской прозы лежит в основе многочисленных литературоведческих работ, которые, если не сводились к организующему художественный мир В. Маканина «пути» от «серединного» к «андеграундному», то, так или иначе, касались его «знаковых» этапов (JI. Аннинский, М. Амусин, Т. Блажнова, А. Бочаров, В. Бондаренко, Н. Елисеев, Е. Ермолин, М. Золотоносов, Р. Киреев, В. Козлов, В. Курицын, М. Липовецкий, А. Марченко, Е. Невзглядова, А. Немзер, И. Роднянская,
A. Генис, М. Абашев, Н. Алексеев, А. Архангельский, Г. Лукьянина, И. Соловьева, М. Рябчук, Н. Цыганова и др.).
По мнению Н. Цыгановой, в центре художественного внимания
B. Маканина находится «городской герой», а проза писателя «оказывается в самом близком родстве с социологией и социальной психологией»2. В. Бондаренко даёт определение «обыкновенному человеку» В. Маканина с
'Кравченкова Е.А. Художественный мир B.C. Маканина: Концепции и интерпретации: автореферат диссертации ... кандидата филологических наук: 10.01.01 - русская литература. Москва, 2006. С.7.
2Цыганова Н.В. В большом городе // Звезда. 1980. №1. С. 205.
точки зрения его социальной специфики: «Это обыкновенный, выросший в многонаселенной коммунальной квартире или в бараке, в полуголодные или совсем голодные военные и первые послевоенные годы, живущий по законам вынужденного обезличивания <...> человек, средний инженер или техник семидесятых годов»3. Продолжает эту мысль и А. Бочаров, обнаруживший в творчестве В. Маканина «систему обыкновенного человека», в центре которой «не очень преуспевающий современный служивый человек, чаще всего инженер — прослойка достаточно массовая — со своими бытовыми, социальными, деловыми заботами, интересами, условностями. Чаще всего это интеллигент в первом поколении»4. С точки зрения М. Амусина, в прозе В; Маканина как мастера «прикладного социально-психологического портре-тирования» преобладают «психологические типы советских обывателей, их характерные взаимоотношения друг с другом и со средой»5.
Очевидно, что в критике 1980-х годов традиционной стала интерпретация раннего творчества В. Маканина под знаком характерного для него образа «среднего» человека. Тем не менее, ещё в 1980-е гг. в маканиноведении присутствовало «предвкушение» нового героя, которое, на наш взгляд, обусловлено, в том числе, стремлением критиков переосмыслить художественную концепцию В. Маканина в более оригинальном ракурсе.
Усиление к концу 1980-х годов потребности в такого рода героях на фоне актуализации экзистенциальных проблем приводит к закономерному результату — рождению «монументального» романа В. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени», привлекшего внимание критики и вызвавшего активную полемику, в которой наиболее остро стояли вопросы, касающиеся сущности образа главного героя — «подземного человека», «подпольщика» или «героя нашего времени» . При всём этом константой «новоявленного» персонажа неизменно признаётся «свобода от социальной роли и инерции, свобода поступка, памяти, ассоциации», «социальная неприкаянность»7.
Таким образом, в маканиноведении наличествуют две «отправные» точки изучения героя - первая связана с анализом «сквозных» образов,
3Бондаренко В. Время надежд: [О творчестве писателя В. Маканина] // Звезда. 1986. №8.С. 189. ■"Бочаров А. На реке с быстрым течением: [О прозе В. Маканина] // Дружба народов. 1984. №1. С.
233.
5Амусин М. Не-юбилейное: к 70-летию Вл. Маканина // Звезда. 2007. №3. С.197.
6См. об этом: Курицын В. Макании и Цветков ищут героя «внизу» // Октябрь. 1997. №8.С. 184— 185; Архангельский А. Где сходились концы с концами: Над страницами романа В. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени» //Дружба народов. 1998. №7. С.180-185.
7См.: Амусин М. Не-юбилейное: к 70-летию Вл. Маканина // Звезда. 2007. №3. С.203. Архангельский А. Где сходились концы с концами: Над страницами романа В. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»//Дружба народов. 1998. №7. С. 181.
функционирующих в ранней прозе, вторая сводит маканинскую характерологию к утверждению «подземного», «подпольного» героя «Андеграунда», приобретшего статус особой художественной категории в позднем творчестве писателя. Но такие подходы, несмотря на имеющиеся у их сторонников аргументы, всё же представляются недостаточно полными, прежде всего вследствие незаслуженного игнорирования при изучении генезиса маканин-ского героя важнейших мотивов его прозы (в том числе и биографических), преобладание которых, на наш взгляд, явилось «благоприятной средой» для зарождения и функционирования в творчестве писателя особой модификации «героя времени», явившегося одновременно антагонистом «серединного» человека и идеологической основой для развития «андеграундного» героя 1990-х.
Актуальность исследования определяется пристальным вниманием современной науки к типологии литературных характеров, а также к идентификации национальных и этнопсихологических типов.
Специфика художественной реализации и развития в творчестве В. Маканина «героя времени» обусловлены особой чуткостью писателя к социокультурным проблемам, его особым художественным вниманием к знаковым процессам и реалиям эпохи, что неизменно связывалось критиками с «активной обращенностью» писателя к «"болевым" проблемам нашего общества», «способностью отмечать вехи времени, ставить точный диагноз болезням, которыми обстоятельства заражают человека»8.
Во все периоды творчества В. Маканина прослеживается оппозиция индивида (личности) и общности (массы), неизменно связанная с темой «усреднения» человека, следствием которого является полное вытеснение из его сознания всего индивидуального. Герой, уходящий от действительности, воспринимаемой В. Маканиным со значительной долей негативизма, разумеется, не может не симпатизировать самому прозаику. Собственно, подобный уход и делает героя В. Маканина именно «героем», своего рода бунтарём, способным выступить против общих правил, ощущающим в себе силы не следовать общим тенденциям и течениям, повстанцем против «своего времени». Е. Михайлова, применительно к роману М. Лермонтова, утверждает первостепенность в «герое времени» пассионарного начала, равно как бунтарского духа, что явно относится и к «герою времени» В. Маканина: «Проверка стремлений и характера героя в практическом действии - великий критерий для любого исторического этапа <...>. Проблема действия ставится в "Герое нашего времени" во весь рост и как критерий оценки героя, и как центральная жизненная проблема для него самого, и как лирический лейтмотив
8См.: Козлов В. Экзистенциальный задачник: Владимир Макании // Вопросы литературы. 2010. №1. С. 88; Перевалова C.B. Роман В. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»: диалог с традицией // Филологические науки. №2. 2002. С. 3.
его мятежных порывов»9. В романе В. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени» показателен внутренний монолог главного героя, в котором движение физическое отождествляется с внутренней самобытностью, энергией и силой духа, составляющими остов национального характера: «Размах, широта, упрямая удаль, да и сама немереная география земель были добыты не историческим открытием их в себе, а взяты напрямую из тех людей, которые шли и шли, неостановимые, по этим землям — из них взяли, из крови, из тел, из их душ, взяли.. .»10.
По В. Маканину, эти качества являются определяющими и, вероятно, обусловливают структурное ядро всего типа таких героев. Подобные персонажи противоречивы, так как наряду с видимой силой и даже мощью духа и характера проявляют и слабость, оказываясь незащищёнными, неподготовленными к столь тяжёлой схватке. Сам характер конфликта заранее подразумевает слабую позицию «единичного» «героя», вступившего в противостояние с «многотысячной» толпой. Однако, как представляется, для В. Маканина важно само стремление, душевный порыв, эмоциональный «всплеск», побуждающие персонажа к активному действию, а точнее - к противодействию.
Стоит отметить значимость в маканинской прозе мотива ухода (или побега), ставшего центральным и организующим мотивом многих произведений («На зимней дороге», «Пустынное место», «Страж», «На первом дыхании», «Гражданин убегающий», «Лаз», «Сюр в Пролетарском районе» и др.). Часто уход героя обусловлен его внутренним конфликтом с окружающей общностью, социальные рамки котор.ой, по В. Маканину, оказывают на индивида угнетающее воздействие. Побег из «жёсткого каркаса» социума — ответная реакция маканинского героя на стискивающиеся оковы «усредняющей» реальности, ставшей в позднесоветском искусстве предметом критики и отрицания (в литературе — «Энергичные люди» В. Шукшина, «Дом» В. Абрамова, в кинематографе — «Гараж» режиссера Э. Рязанова и др.). Позитивно-созидательное осмысление коллективного мышления и жизнедеятельности, утверждаемое долгие годы государственной идеологией, сменилось ознаменовавшим новый виток общественного сознания протестом против уравнивающего и нивелирующего индивидуально-личностное начало «коллектива», что не могло не отразиться в творчестве В. Маканина.
Оппозиция личности и социума — традиционный вопрос в мировой философии в целом, и в русской, в частности. Ярким свидетельством тому является возникновение в 40-е годы XIX столетия идейных течений славянофилов и западников, взгляды которых противопоставлялись, в том числе, по принципу поддержки либо неприятия русской традиционной общины. Для
'Михайлова E.H. Проза Лермонтова / отв. ред. С.А. Андреев-Кривич. М.: П1ХЛ, 1957. С. 206.
10Маканин B.C. Андеграунд, или Герой нашего времени. М.: Гелеос, 2008. С. 245.
одних община — форма наиболее оптимального существования и развития русского народа, для других - архаичная помеха развитию индивидуальности.
Интересна полемика К.Д. Кавелина и Ю.Ф. Самарина, где К. Кавелин, в целом не одобрявший исконного славянского образа жизни «сообща», а, наоборот, отмечавший его тормозящее влияние на русское жизнеустройство, все же говорил об «общинном начале» как об особом быте, воспитывающем «семейные добродетели: кроткие, тихие нравы, доверчивость, необыкновенное добродушие и простосердечие»11. Указывая на важную роль и самобытность отдельной личности в истории и культуре России, Ю.Ф. Самарин замечал: «Стар-матёр казак Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и прочие бездомные удальцы, искатели приключений, имели достаточный запас сил и соразмерную уверенность в себе самих. <...> Каким же образом связать их с родовым устройством, в котором убаюкивалась личность, из которого никогда не вырвалась она на простор?»12.
Стремление к «простору», заключающееся в обособлении личности от социума, - знаковый мотив в литературе XIX века, послуживший формированию «исключительного», романтического героя, чья мятущаяся сущность ищет выхода из рамок цивилизации. Так, пушкинские, лермонтовские «байронические» поэмы рождают «живо-неспокойных» персонажей, ищущих гармонии в «естественном» образе жизни, вдали от общества и суеты. Вероятно, данное Ю.Ф. Самариным ёмкое определение «бездомные удальцы» может явиться названием целостного социального и этнопсихологического типа, обладающего рядом ключевых, знаковых свойств и качеств, но, вместе с тем, своеобразно, оригинально воплощаемого различными художниками слова в зависимости от веяний времени и эпохи, проявляя в этом_смысле свойство архетипических образов «вновь и вновь воспроизводиться в любом веке и месте»13.
Свойствами типа «бездомного удальца» наделены абсолютно разноплановые в идеологическом наполнении персонажи русской литературы, создавшей «национальную типологию» как «зеркало общественного самосознания эпохи»14. Однако в каждом из подобных героев акцентируется наиболее актуальная, характерная для эпохи черта, что, впрочем, и позволяет считать этих «бездомных удальцов» истинными «героями времени», ставшими его частью. Возвращаясь к высказыванию Ю.Ф. Самарина, отметим
"Кавелин К.Д. Наш умственный строй: статьи по философии и истории русской культуры. М.: Правда, 1989.С. 24.
"Самарин Ю.Ф. Избранные произведения. М., 1996. С. 435.
13 Юнг К Г. Душа и миф: шесть архетипов. Пер. с англ. К.: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996. С. 191.
"Расторгуева B.C. Старое и новое в «маленьком человеке» // Вестник Красноярского гос. пед. унта им. В.П. Астафьева. 2012. №4. С. 310.
вслед за ним былинных богатырей в качестве, вероятно, первых представителей типа «бездомного удальца». Что же касается русской литературы более поздних периодов, то здесь к «бездомным удальцам» можно отнести диаметрально противоположные ряды персонажей, что происходит, очевидно, в силу архетипической близости, подразумевающей наличие классической формы «оппозиции»15. Так, среди «бездомных удальцов» оказываются «культурные герои»: «лишние», но ощущающие «потребность» в счастье Чацкий, Онегин, Печорин, Базаров, Лаврецкий, погруженные в метафизические поиски сакрального и праведного Тарас Бульба и иные герои Н.В. Гоголя, «очарованные» герои Н.С. Лескова, персонажи ранней романтической прозы М. Горького, «неприкаянные» герои М. Шолохова (Григорий Мелехов, Макар Нагульнов) и А. Платонова (Копёнкин), В. Шукшина (герои-«чудики», Егор Прокудин, Степан Разин), В. Астафьева (Аким из «Царь-рыбы», Леонид Сошнин из «Печального детектива») и др. Однако авантюрность, реализующаяся в ходе вечных странствий и поисков, обнаруживает «бездомных удальцов» и в героях-«трикстерах»: Хлестакове и Чичикове Н.В. Гоголя, Ос-тапе Бендере И. Ильфа и Е. Петрова, Иване Присыпкине В. Маяковского и др.
На наш взгляд, укоренённый в русской словесности тип «бездомного удальца» является продуктивным и в творчестве В. Маканина. Очевидно, что ряд маканинских «убегающих» персонажей типологически созвучен этому определению, которое подразумевает наличие в их натурах, главным образом, таких качеств, как храбрость (и даже отчаянность), сила духа и воли, -сочетающихся, однако, с душевной дисгармонией, вечной неприкаянностью, потерянностью. Именно эти свойства характерны и органичны для многих героев прозы В. Маканина 1970-х- 1980-х годов. Именно они во многом определили характерологические основы воссозданного в 1990-е гг. героя самого известного романа писателя «Андеграунд, или Герой нашего времени».
Научная новизна исследования обусловлена тем, что в нём впервые предпринята попытка типологизации персонажной сферы прозы В. Маканина 1970 — 1980-х гг., на основе выделения в качестве доминантного литературного типа «бездомного удальца», определения его функционально-семантического наполнения и развития в качестве «героя времени», занимающего особое место в маканинской художественной концепции.
Материалом исследования послужила проза В. Маканина периода 1970 — 1980-х гг.: «Голоса», «На зимней дороге», «Страж», «На первом дыхании», «Пустынное место», «Пойте им тихо», «Река с быстрым течением», «Гражданин убегающий», «Где сходилось небо с холмами», «Предтеча», «Утрата», «Отставший», «Один и одна».
"Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М., 1994. С. 39.
Объект исследования - специфика персонажной сферы «героя времени» в произведениях В. Маканина 1970-х - 1980-х годов.
Предметом исследования являются наиболее репрезентативные персонажи произведений В. Маканина, которые в своей совокупности отражают специфику его «героя времени», динамику развития и трансформаций типа «бездомного удальца» в творчестве писателя.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что она способствует более глубокому осознанию специфики художественного мира писателя, так как категория героя является ключевой в поэтике каждого художника слова. Определение координат и ориентиров «героя времени», идентификация которого, безусловно, входила в ряд художественных задач В. Маканина, позволяет сформировать более точное представление о философских и эстетических взглядах писателя. Определяемый нами в качестве продуктивного для русской и зарубежной литературы тип «бездомного удальца» обладает особыми характерологическими качествами, а его воссоздание и развитие в прозе В. Маканина связано с особыми лейтмотивами, со специфическими художественными приёмами и сюжетными решениями.
Практическое значение исследования определяется возможностью использовать материалы диссертации и её результаты в дальнейшем изучении творчества В. Маканина, специфики его художественного мира. Отдельные положения работы могут найти применение в практике вузовского преподавания истории русской литературы, при разработке спецкурсов и спецсеминаров по истории русской литературы XX века.
Теоретико-методологическая база исследования включает труды русских и зарубежных мыслителей: К.Д. Кавелина, Н.И. Костомарова, Ю.Ф. Самарина, К.С. Аксакова, H.A. Бердяева, К.Г. Юнга, А.Ф. Лосева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, В.В. Розанова, М. Хайдеггера, М. Бубера, Б.П. Вышеславцева, Д.С. Лихачева, Г.Д. Гачева; учёных-литературоведов: М.М. Бахтина, Е.М. Мелетинского, В.А. Мануйлова, A.A. Горелова, О.М. Фрейденберг, Ю.М. Лотмана, Б.А. Успенского, Л.А. Аннинского, Н.М. Лейдермана, М.Н. Липовецкого, М.Н. Эпштейна; критиков творчества В. Маканина: М. Амусина, А. Бочарова, В. Бондаренко, И. Соловьевой, Е. Невзглядовой, А. Марченко, И. Роднянской, Г. Лукьяниной, В. Козлова, А. Архангельского, В. Агеева и др.
В процессе исследования использовались следующие методы и подходы: культурно-исторический, сравнительно-типологический, биографический.
Цель работы заключается в исследовании и установлении основополагающих свойств «героя времени» прозы В. Маканина 1970-х - 1980-х гг., а также в определении граней и векторов его художественного функционирования.
Поставленная цель предполагает решение некоторых обусловленных ею задач:
- дать интерпретацию раннего и зрелого творчества В. Маканина, его концепции человека и мира;
- определить, насколько органичен для творчества писателя его «герой времени» - «бездомный удалец», представляющий собой не только литературный, но и социальный и этнопсихологический тип;
- установить и проанализировать характерологические свойства «бездомного удальца» в творчестве В. Маканина 1970-х - 1980-х гг.;
- определить особенности и проследить динамические изменения функционально-семантического наполнения образов героев, относящихся к типу «бездомного удальца»;
- соотнести воссозданный В. Маканнным тип «бездомного удальца» с другими разновидностями и типами его персонажей: «маленького героя», «лишнего героя», «героя-уральца»;
- выявить специфические пространственно-временные и сюжетные формы взаимосвязи и взаимодействия «героя времени» с эпохой в структуре произведений В. Маканина 1980-х гг.;
- охарактеризовать роль в формировании маканннского «героя времени» автобиографического компонента, в отношениях «автор — герой».
На защиту выносятся следующие положения:
1. В творчестве В. Маканина 1970-х — 1980-х гг. активно функционирует и развивается особый литературный тип «бездомного удальца», который выступает в художественной концепции писателя в качестве «героя времени», противопоставленного «серединному» герою, идеологически родственного герою «андеграунда».
2. Генезис продуктивного типа «бездомного удальца» в ранней прозе В. Маканина, а также формирование его характерологических свойств обусловлены константами «духовной бездомности» и «удали».
3. Функционально-семантическое наполнение маканннского «героя времени» определяется лейтмотивами «блуда» как следствия духовной и физической нестабильности и болезни как проявления «живого», способного к духовному движению, эмоционально нестатичного характера.
4. Тип «бездомного удальца» в творчестве В. Маканина актуализируется в героях-уральцах, этнопсихологическая и этноисторическая специфика которых соотносится с характерологическими доминантами и свойствами маканннского героя: мятежностью, яркой индивидуальностью, эмоциональностью, неприкаянностью, обособленностью.
5. Стремление В. Маканина «выделить» своего героя из обыденности, сделать его характер «живым» и подвижным выразилось в явном созвучии «бездомных удальцов» литературным типам «лишнего человека», «ма-
ленького человека». Сущность изгоя, отвергнутого обществом или сознательно уходящего из социума, реализовалась в «бездомных удальцах» В. Маканина, определив их самобытное положение в художественном мировидешш писателя.
6. В прозе В. Маканина 1980-х гг. «бездомный удалец» осмысливается в контексте свойственного постмодернистской эстетике отрицания реальности и стереотипности, функционируя в параллельных действительности или замещающих её ирреальных художественных пространствах - в воспоминаниях, фантазиях, фольклоре, снах, в бреду. «Блудная» и живая составляющие «бездомного удальца» трансформируются в процессе переживаемых героями деструктивных, по сути, метафизических процессов «отсутствия», «отставания», «утраты», «одиночества». Удаль как характерологическая доминанта подвергается редукции, осознаётся как утраченное, но органически ощущаемое качество.
7. Роль автора в прозе В. Маканина 1980-х гг. усиливается, что проявляется, прежде всего, в наделении его функцией героя-повествователя, а впоследствии - и двойника героя повествования. Автобиографические параллели, а также созвучие идейных и нравственных взглядов автора и героя указывают на личностное неравнодушие В. Маканина к воссоздаваемому им типу героя, нахождение писателя в сходном душевном и эмоциональном состоянии, послужившем, возможно, почвой для создания впоследствии романа «Андеграунд, или Герой нашего времени».
Апробация результатов исследования. Основные положения работы обсуждались на заседаниях кафедры литературы, ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава педагогического института ФГБОУ ВПО «МичГАУ». По результатам работы представлены доклады на конференциях: VIII Международная научно-практическая конференция «Наука и современность-2011» (февраль 2011 г., г. Новосибирск); Международная заочная научная конференция «Современная филология» (апрель 2011 г., г. Уфа); XII Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной науки (июль 2011 г., г. Москва); II Международная научно-практическая конференция «Филология и лингвистика: современные тренды и перспективы исследования» (декабрь 2011 г., г. Краснодар); Международная научная конференция, посвященная 75-летию со дня рождения В. Распутина «Время и творчество В. Распутина: история, контекст, перспективы» (март 2012 г., г. Иркутск), VIII Международная научно-практическая конференция «Динамика научных исследований» (май 2012 г., г. Пшемысль, Польша); Международная научно-практическая конференция «Человек - природа - история (к 100-летию С.П. Залыгина)» (май 2013 г., г. Мичуринск); Всероссийская научная конференция «"Воронежский текст" русской культуры» (октябрь 2011 г., г. Воронеж); Межре-
гиональная научно-практическая конференция, посвященная памяти доцента C.B. Красновой, «Русское подстепье и его историко-культурный ареал в литературе XIX-XX веков» (сентябрь 2011 г., г. Елец). По проблематике исследования опубликовано 16 статей, из них 4 - в изданиях из списка ВАК Министерства образования и науки РФ.
Структура диссертации включает Введение, две главы, содержание которых изложено в семи разделах, Заключение и Список использованной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении аргументируется выбор темы, обосновываются её степень изученности и актуальность исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, обозначаются объект и предмет изучения, формулируются цель и задачи, указывается теоретико-методологическая база, определяются положения, выносимые на защиту.
Первая глава «Характерологическая парадигма героев ранней прозы В. Маканина» посвящена выявлению и анализу характерологических, конститутивных черт «бездомного удальца» и их специфической интерпретации в контексте маканинской концепции человека и .мира. В число решаемых здесь задач входит также:
- определение степени органичности для творчества писателя его «героя времени» - «бездомного удальца», представляющего собой не только литературный, но социальный и этнопсихологический тип;
- выявление и анализ характерологических свойств типа «бездомного удальца» в творчестве В. Маканина.
Данная глава включает три раздела, в каждом из которых уделено особое внимание одному из фундаментальных, основополагающих структурных компонентов образа «бездомного удальца» и их индивидуально-авторской трактовке писателем в период 1970-х - начала 1980-х гг.
Так, в первом разделе «"Перекати-поле": "блудная" составляющая "бездомногоудальца"» раскрывается сущность «бездомности» продуктивного в прозе В. Маканина героя. В связи с этим даётся двуплановая трактовка мотива «блуДа»-блуждания как маканинского художественного осмысления духовного и физического движения, постоянная потребность в котором рождает метафорическое отождествление писателем своего персонажа с «перекати-полем». В понятие «перекати-поле» входит масса семантических составляющих и показателей, структурным ядром которых являются динамичность и эфемерность/Особую нишу в раннем творчестве В. Маканина занимают герои, отрывающиеся от корня. Значимым в генезисе таких героев является библейский архетипческий образ Блудного сына.
Рассказ «Страж» (1974), по сути, представляет собой переосмысленную в духе «нового времени» Притчу о блудном сыне. В раннем рассказе «Страж» уход от социума ещё не обладает свойствами страсти или «тяги», отождествляясь скорее с формой протеста, вызванного юношескнм максимализмом. Можно сказать, что «бездомный удалец» лишь зарождается, намечается в этом герое, позже приобретая более отчётливые и заострённые качества. Стоит отметить, что одним из основных качеств «бездомных удальцов», называемых В. Маканиным «перекати-полем», является их ветреность, вероятно, означающую в контексте маканинской прозы близость «стихии воздуха» как важную ментальную составляющую русского народа .
Осмысливая тип «бездомного удальца», В. Маканин, вероятно, подчёркивал его глубокую связь с русским менталитетом. Г. Гачев отмечал: «Россия-Мать рождает себе Сына - русский Народ, что ей и Мужем становится. Его душа - нараспашку, широкая <...>. Он лёгок на съём в путь-дорогу дальнюю. Русский народ - <...> летучий странник и солдат, плохо укоренённый17». В этом высказывании заключена мысль о генетически заложенной в русском народе тяге к странничеству - феномену русской души. H.A. Бердяев указывал на подобные сущности русского менталитета, говоря о земном пути русских как о «пути странничества и бегства», а о самих русских - как о «бегунах и разбойниках» или «странниках, ищущих Божьей правды»18. Здесь важно отметить наличие в понятии «бегуны» религиозной подоплёки, связанной с существованием во второй половине XIX века - начале XX века одноимённого направления старообрядчества. И, возможно, неслучайным является то, что широкое распространение направление «бегунов» получило, в том числе, на Южном Урале - малой родине В. Маканина, который уже в позднем творчестве эмоционально противопоставит «мелких», «угрюмых» люден современности «пешим, яростным, неостановимым первооткрывателям» Урала и Сибири19.
Понятие «перекати-поле», служащее, на наш взгляд, наиболее ёмким в характеристике ранних маканинских «бездомных удальцов», неизменно включает в себя семантику пустынности, значимую, впрочем, и для всего творчества В. Маканина.
В рассказе «Пустынное место» В. Маканин называет основным противоречием человеческой природы жажду ухода от общества и одновременно некую «запрограммированность» на возвращение к социуму: «Ушёл от людей и придёт где-то там - к людям. Куда же ещё. И, ясное дело, они окажутся
16 Гачев Г.Д. Менталыюсти народов мира. М: Алгоритм, Эксмо, 2008. С. 207.
17 Там же, с. 207.
18 Бердяев Н. Русская идея. СПб: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008.С. 34.
19 Макании B.C. Андеграунд, или Герой нашего времени. М.: Гелеос, 2008. С. 245.
милыми, и симпатичными, и, в общем, простыми»20. Здесь же прослеживается характерная структурная схема зримо воплощаемого Маканиным мотива блуждания: уход - возвращение. Для маканинского героя важен сам факт «смены», «самоустранения», что в последующих произведениях воплотится в персонажах, патологически не способных оставаться на одном месте — «таёжнике» Павле Алексеевиче Костюкове («Гражданин убегающий») и «степном кочевнике» Олеге Чагине («На первом дыхании»).
«Пустынное место» возникает в творчестве В. Маканина как философская категория, которой писатель сам даёт определение, характеризуя как нечто трансцендентное, постижимое каждым по-своему, но одинаково сильно «зовущее и манящее» к себе.
Для ранних героев В. Маканина «бездомность», блуждание выступают и как образ жизни, и как состояние души, - та самая душевная неприкаянность, которая «концептуализируется как безуспешные поиски такого места, где бы человеку было спокойно и хорошо»21.
Представляется, что в образе «гражданина убегающего» Костюкова воплощено одно из ключевых свойств раннего «бездомного удальца» В. Маканина - его внутренняя конфликтность, неразрешимое противоречие природного (инстинктивного) и социального (рационального). Это противоречие в данном разделе реферируемой работы осмысливается в философском (Ж.-Ж. Руссо, Б.П. Вышеславцев) и литературном (антитехнократическая тема в произведениях В.П. Астафьева) контекстах. Будучи глубоко социализированным существом, человек не может противиться своему истинному, общественному началу, в связи с чем «бездомные удальцы» В. Маканина, ярко проявляя свойственные им эфемерные чувства и эмоции, сходные с инстинктами, внезапно затихают, подобно засохшему «перекати-полю».
На материале ранних рассказов и повестей: «На зимней дороге», «Страж», «Пустынное место», «Гражданин убегающий», «На первом дыхании» - делается вывод о преобладающих в характерологии маканинского «героя времени» свободолюбии, непостоянстве, обособленности, индивидуализме - гипертрофированных в дальнейших произведениях знаках душевной неприкаянности, соотнесённой, в понимании В. Маканина, с удалью.
Особое место в маканинской аксиологии занимает «живой характер», специфическому воплощению которого в образах «бездомных удальцов» по-свящён второй раздел — «"Живое" в характерологии раннего Маканина». Принцип приоритета «живого» над «стереотипным» лежит в основе форми-
20 Маканин B.C. Собрание сочинений. В 4-х гг. М.: Материк, 2002-2003.T.3. С. 262. Далее произведения В. Маканина цитируются по этому изданию с указанием тома и страницы.
21 Зализняк A.A., Левонтина И.Б., Шмелев А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира: Сборник статей. М.: Языки славянской культуры, 2005. С. 71.
рования и типа «бездомного удальца» в прозе В. Маканина. Можно предположить и то, что семантическое наполнение «живых» образов определяет их «удалую» и склонную к скитаниям натуру. Этим диктуются характерологические качества таких персонажей: динамичность, эмоциональность, вспыльчивость, решительность, - но, одновременно, неудовлетворённость, душевный непокой, опрометчивость суждений и поступков, безответственность, неприспособленность, граничащая с инфантильностью.
Здесь, на материале произведений 1970-х — начала 1980-х годов («Голоса», «Пойте им тихо», «Река с быстрым течением», «Предтеча») рассматриваются оригинальные проявления «живого», «удалого» маканинского героя в ходе реализации мотива «болезни» (рассматривается в литературно-философском контексте В. Одоевского, Ф. Достоевского, А. Чехова, В. Вересаева, М. Горького, А. Алексина, В. Шукшина), трактующегося также дву-планово — как недуг телесный и духовный. Нужно отметить, что больничная тема близка самому писателю, попавшему в конце 1970-х годов в тяжёлую автомобильную аварию. Психологизм и натуралистичность воссоздания образов больных становятся неотъемлемой чертой маканинского художественного стиля. Вполне вероятно, что после длительного пребывания на больничной койке писателя ещё больше привлекла проблема «живого» душевного потенциала, угасание которого становилось столь очевидным на фоне физических страданий.
Действие рассказа «Пойте им тихо» (1974) происходит в больничной палате, изначально наделённой эпитетами «тяжелейшая» и «полумёртвая». Удручающее состояние беспомощности обнажает истинные черты, скрытые под внешней жёсткой оболочкой персонажей. Все персонажи этого рассказа — «больные», лежащие в одной больничной палате, — представляют собой своего рода галерею «живых» и «неживых» героев.
В повести «Голоса» В. Макании воссоздал образ двенадцатилетнего «старичка» Кольки-Мистера — персонажа, в котором «мертвенность» выступает характерологической доминантой. Болезнь лишь усиливает обречённость и безысходность, явственно ощущаемые «маленьким старичком». Однако, в маканинском понимании, роковым фактором является именно стереотипность героя.
В рассказе «Река с быстрым течением» (1979) В. Маканин также затрагивает тему болезни в буквальном смысле этого слова, подспудно закладывая в идейное наполнение рассказа тему безжизненности в смысле метафизическом. Интересно, что «живым» персонажем здесь является смертельно больная жена главного героя Сима. Неизлечимая болезнь Симы - рак — выводит её из «однообразной» будничности и диктует новый образ жизни, сутью которого становится стремление насладиться последними днями, поистине
бунтарское, свойственное, впрочем, «бездомным удальцам» поведение, вызывающее неодобрение окружающих и негодование мужа.
Проблема духовного «нездоровья», ставшая «преобладающим психологическим фоном 1970-1980-х гг.»22, занимает важное место в маканинской аксиологии, достигая своего апогея в романе «Предтеча» (1982), где прозаик живописует колоритный образ знахаря Якушкина, противостоящего не столько физическим, сколько духовным и нравственным недугам. Важно, что главный герой — уже не врач, а знахарь, целитель, обладающий особым даром. Этот дар «обеспечивает» неразрывную связь Якушкина с природой, делая героя «живым» и одновременно противопоставляя его «спорченным» цивилизацией, умирающим в буквальном смысле персонажам.
Способность маканинского «героя времени» бороться с недугом коррелирует с его силой духа, выдержкой, энергичностью - отличающими «удалых» героев от «стереотипных», «серединных».
В третьем разделе первой главы «"Парадокс Жёлтых гор": герой-уралец как актуализация типа "бездомного удальца"» исследуется аспект национальной идентичности маканинского «героя времени» как художественного воплощения этнотипа уральца, генетически близкого писателю, родившемуся на Южном Урале. Яркое проявление индивидуальности, по В. Маканину, суть признак живой натуры, так ценимой писателем в его «бездомных удальцах». Очевидно, что благодатным материалом для художественного «обрамления» и воплощения этой «живости» могли стать уральские «вольнолюбие, широта души, независимый характер», обусловленные социально-политическими и историческими факторами развития региона. Можно говорить о том, что в характерологии уральца генетически заложена «бездомность», связанная со спецификой исторически происходившего процесса заселения и освоения Урала, особенностью географического положения и ландшафтов региона.
Особенностью соотнесения «бездомного удальца» и уральца стала аналогия с топосом «Жёлтых гор» Урала. Своеобразной историко-этнографнческой универсалией, обращение к которой способствует акцентуации ключевых качеств героя-уральца, может рассматриваться «чудь». В связи с этим проводится параллель с типологически близкими «бездомным удальцам» героями «разинского типа» В. Шукшина, «уральцами» Д.Н. Мамина-Сибиряка и П.П. Бажова. Такие сопоставления позволяют говорить о том, что особое семантическое наполнение героев в творчестве «алтайского» и «уральского» писателей навеяно историко-культурными реалиями развития российского северо-восточного региона. Уралец становится персонажем, выделенным за счёт своей обособленности, неприкаянности, органично соче-
32 Бондаренко В. Время надежд: [О творчестве писателя В. Маканина] // Звезда. 1986. №8. С. 190.
тающимися с мятежной натурой и яркой индивидуальностью, что даёт основания для соотнесения маканинского «уральца» с есенинским Номахом или шукшинским Степаном Разиным.
В воссозданных и переосмысленных В. Маканиным «архетипах» уральца - «разбойнике» в повести «Голоса», «кочевнике» в повести «На первом дыхании» - актуализируются и выходят на первый план характерологические черты «бездомного удальца», ставшего, таким образом, не только художественным инвариантом этнопсихологического типа, но и литературным «голосом» самого писателя, выразившего душевное участие своему «герою времени» в значимой параллели уральского родства.
Во второй главе «"Отставшие и уцелевшие": трансформации образа "бездомного удальца" в прозе 1980-х гг.», состоящей из четырех разделов, исследование процесса модификаций маканинского «героя времени» в 1980-е годы происходит в ходе решения ряда задач:
- выявления специфических пространственно-временных и сюжетных форм взаимосвязи и взаимодействия «героя времени» с эпохой в структуре произведений В. Маканина 80-х гг.;
- соотнесения воссозданного В. Маканиным типа «бездомного удальца» с другими разновидностями и типами его персонажей: «маленького героя», «лишнего героя»;
- определение роли в формировании маканинского «героя времени» автобиографического компонента в отношениях «автор — герой».
В каждом из четырех составляющих главу разделов отражены «фазы» развития «бездомного удальца», суть которых заложена в метафорических определениях, составляющих идеологические центры маканинской прозы этих лет — «отсутствие», «отставание», «утрата», «одиночество».
В первом разделе « "Вина отсутствия": герой начала 1980-х гг. в "хоре " социума» рассматривается аспект идентификации «бездомного удальца» с яркой индивидуальностью, противостоящей шаблонному, «усредненному» мировосприятию. Оригинальность интерпретации этой темы В. Маканиным исходит из особенностей его идиостиля, традиционалистские основы которого испытывают в начале 1980-х годов постмодернистское влияние. В программной повести В. Маканина «Где сходилось небо с холмами» (1984) противопоставление личностно колоритного «голоса» единичного «бездомного удальца» безликому «хору» социума происходит в русле осмысления культурного явления популяризации песенного творчества — знакового процесса эпохи, символизирующего собой духовный ассонанс и мировоззренческую дисгармонию. Повествование построено по принципу имплицитного пародирования песенных канонов, обусловившего специфику поэтики повести и способствовавшего возникновению необходимой и значимой для В. Маканина оппозиции: «единичное» - «массовое».
Объектом художественного внимания В. Маканина становится «фор-мульность» как генетическая черта песенного жанра, приобретшая в условиях социокультурного «усреднения» негативное семантическое наполнение своеобразной аналогии шаблонному образу жизни. В. Маканин подспудно указывает на неискоренимую принадлежность главного героя - композитора Башилова - к хору и одновременно актуализирует метафоричность музыки как жизни (эту яркую аналогию находим и в рассказе «Гена Пройдисвет» В. Шукшина): «музыка распалась на башиловых и песенников» [т. 2, с. 220]. Народное, всеобщее начало фольклора модифицировалось в процессе «популяризации» в «продукты» массового творчества - «шлягеры», «бардовские» песни, — а «сольный» голос отдельной личности оказался поглощённым «хоровым» творчеством, вне которого индивидуум перестал ощущать свою полноценность. В повести с помощью впоследствии ставших продуктивными художественных приёмов удвоения, «псевдогероизации» акцентируется слабая позиция «бездомного удальца», ознаменовавшая дальнейшую редукцию «удали».
Во втором разделе « "Отставание " от времени как форма функционирования "бездомного удальца"» анализируется специфика художественного воссоздания В. Маканиным «отставшего» героя как особой модификации «бездомного удальца». Позиция «отставания» явилась новой «фазой» развития типа «бездомного удальца» у В. Маканина, одновременно став новой трактовкой укоренившегося в литературной традиции, хрестоматийного типа «лишнего человека».
Феноменальность метафизического «отставания», нашедшего отражение в литературном контексте XX века, определяется его особым функционально-семантическим наполнением, в котором заложены одновременно и потенциал движения, и деструкция безысходности. В повести «Отставший» (1987) «бездомный удалец» всё больше соотносится с ирреальностью художественных пространств прошлого, легенды, воспоминаний, сна. Фолькло-ризм, к которому обращается прозаик в произведениях 1980-х годов, обыг-рывается и в «Отставшем» на материале «неслучайного воспоминания», представляющего собой нечто, не ограниченное рамками жанра — то ли легенда, то ли притча. В Лёшке-маленьком из повести «Отставший» воссоздан тип «маленького» человека из «давнего времени». В образе этого героя фе-номенализируется постоянное отставание, а значит, заостряется его причастность к «бездомности»: «У Алёши скорые ноги и сердце крепкое, но он всё отставал и отставал...» [т. 3, с. 62].Очевидно, В. Маканина «греет» отсутствие в этом «старом рассказце» той самой ограничивающей «формульности». Таким образом, герой приобретает ещё большую отстранённость уже за счёт «невписанности» в конкретно названное художественное пространство, становится ещё более ирреальным.
При этом усиливается роль автора - уже не созерцателя, но повествователя и двойника «бездомного удальца». Можно говорить об организующей функции героя-повествователя, его центральном положении среди «отставших» «бездомных удальцов» в смысловом содержании повести. Кроме того, представляется, что все реализации «отставшего» героя как бы радиально «исходят» именно от фигуры героя-повествователя, представляя собой своеобразный спектр вариаций его сознания и подсознания.
В третьем разделе «"Травматический опыт": герои в ситуации "утраты " реальности» подвергается анализу функционирование «бездомного удальца» в повести «Утрата» (1987), позволяющее проследить динамическое развитие центрального в прозе В. Маканина 1980-х годов конфликта героя и эпохи.
В «Утрате» находят своё отражение и заостряются важнейшие мотивы и художественные приёмы, определяющие творческий метод писателя 1980-х годов. Семантика слова «утрата», послужившего названием повести, прежде всего, говорит о состоянии, в котором находится «бездомный удалец» в этот период. Интересно, что невосполнимая «утрата» важнейших аксйологи-ческих составляющих изображается В. Маканиным путём воссоздания персонажей, имеющих физические увечья, или душевно больных. Заметим, что раньше мотив болезни играл в произведениях писателя диаметрально противоположную роль, указывая, главным образом, на «живую» душу героя, способного к страданию и мукам и раскрывающегося в них. В конце 1980-х годов в художественном мировидении В. Маканина происходит некоторый перелом, ознаменовавшийся, в том числе, преобладанием пародийного начала. Актуальным для В. Маканина становится интерпретация недуга в метафорическом смысле: как символа неполноценного самоощущения индивида в контексте новой эпохи, которую в связи с этим также можно назвать эпохой «утраты». ■" - :
«Бездомный удалец» утрачивает связь & реальностью, равно как утрачивает свою метафизическую позицию в пространственно-временйой континууме. Редукция «удалого» начала маканинского «героя времени» осмысливается как «утрата» жизненно важной составляющей, свидетельствующая об онтологической принадлежности «удали» продуктивному в творчестве писателя персонажу. В повести «Утрата» В. Маканин представляет ряд «искалеченных» эпохой персонажей, среди которых и герой-повествователь, и действующие в его прошлом или воображении персонажи; Композиционная специфика повести направлена на контрастное изображение соотнесённого с прошлым «бездомного удальца» и современного «человека». Показательно, что согласно этому принципу построено произведение* в начале которого повествуется история о герое из прошлого, а в финале воспроизводятся события современности. В связи с этим «новый» «бездомный удалец», появившийся в
маканинсхой «Утрате», отличается специфическим набором характерологических черт и получает новое имя — «копатель». Этот мотив, уже имевший яркое воплощение в «Котловане» А. Платонова, воспринят художественным мировидением В. Маканина еще в «Предтече», возможно, в рамках усилившейся в литературе 1980-х гг. тенденции к созданию антиутопий. Впоследствии мотив «копания» получит развитие в антиутопической повести В. Маканина «Лаз» (1991), а метафизический уход «под землю», как представляется, станет в этой связи своеобразным предвестником знаменитого маканинского героя «Андеграунда». «Копание» - сюжетообразующий мотив в «Утрате» и его организующий центр, в качестве которого выступали прежде «побег» или «отставание». Последовательная смена состояний «бездомного удальца» накладывает отпечаток на его характерологические черты, трансформируя их, но оставляя одним из главных его качеств стремление к движению. Отрицание героя созвучно отрицанию реальности, в которой «травмированными» оказываются как герой прошлого, так и современный персонаж: один - в силу своей крайней неприспособленности, другой - напротив, вследствие патологической зависимости.
В разделе четвертом « "Бегство в юность " и "неузнавание " новой эпохи в романе "Один и одна"» исследуются образы «бездомных удальцов» в романе В. Маканина «Один и одна» (1987) — произведении, ставшем, очевидно, неким итогом мировоззренческих исканий прозаика и в значительной степени испытавшем на себе влияние постмодернистской эстетики. Созвучие образов главных героев и автора-повествователя говорит об эволюции маканинского художественного мировосприятия, связанной со стремлением писателя заострить не только значимость его «героя времени», но и его уязвимость на фоне всеобщей «ройности» (имеющей истоки в «роевом начале» Л. Толстого и обнаружившейся в романе современного В. Маканину писателя С. Алексеева «Рой»), При этом конфликт героя и эпохи гипертрофируется полным отрицанием, «неузнаванием» героями действительности, в которой они ощущают тотальную духовную «бездомность». «Удаль» героев, напротив, окончательно становится привилегией прошлого, «золотой юности», ставшей для них спасительным ирреальным миром. Можно предположить, что в романе «Один и одна» В. Маканин определяет место «бездомного удальца» в современной социокультурной обстановке, когда в реальности остаётся лишь «бездомность», а «удаль» занимает ирреальную позицию воспоминаний или фантазий.
Проследив путь трансформаций «бездомного удальца» - от «вины отсутствия» в настоящем до «побега» в прошлое — можно сделать вывод о преобладании экзистенциальности в осмыслении В. Маканиным его «героя времени». Об этом говорят усиление роли авторского «я», двойничество, ирреальность пространств и образов, переосмысление фольклорности - художе-
ственные явления, присущие поэтике повестей «Где сходилось небо с холмами», «Отставший», «Утрата», а также романа «Один и одна». Все эта произведения, составляющие негласное идеологическое единство, объединены центральным конфликтом героя и эпохи, являющимся в художественной концепции В. Маканина результатом развития оппозиции героя и социума.
В Заключении излагаются основные выводы диссертационного исследования.
Формирование продуктивного в творчестве В. Маканина типа героя происходит в русле осмысления прозаиком проблемы «героя времени».
Период развития советского общества 1970 - 1980-х годов, связанный со сменой мировоззренческих ориентиров в условиях социокультурных сдвигов и потрясений, нашёл отклик как в целом в русской литературе, явившей героев «деревенской», производственной, экологической прозы, так и в прозе В. Маканина, воссоздавшего в своих произведениях особый тип героя - «бездомного удальца». Доминантами характерологической парадигмы таких героев закономерно выступают «удаль» как онтологически обусловленное качество, - и «духовная бездомность» как состояние, отвечающее образу жизни конфликтующего с социумом героя.
Эволюция «бездомного удальца» происходит в ходе видоизменения основных мотивов, которые теперь приобретают новые формы, служащие раскрытию проблемы конфронтации героя с эпохой: «блуд» гипертрофируется в «отставание» от действительности, а «живой» характер редуцируется до «утраты» связи с настоящим.
Специфика «состояний» «бездомного удальца», феноменолизирован-ных в произведениях 80-х годов, выявляет редукцию «удали» и одновременное усиление «бездомности», что, очевидно, связано с дестабилизацией социокультурного фона, характерного для этого периода развития российского общества. Исходя из этого можно говорить о том, что трансформации мака-нинского «героя времени» ни в коей мере не свидетельствуют о бесследном угасании этого типа и аннигиляции его в художественной концепции писателя, а напротив, означают перспективу развития и его продуктивное воплощение в более позднем творчестве.
Основные положения диссертации отражены в 16 публикациях
В изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:
1. Куликова Е.В. Художественная детализация образа героя-интеллигента в повести B.C. Маканина «Лаз» // Вестник Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Вып. 2(106). 2012. С. 126-131. 0,5 п.л.
2. Куликова Е.В. Трикстер-реминисценции в повести В. Маканина «На первом дыхании» // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. №2. Мичуринск-наукоград РФ, 2012. С. 195-199. 0,5 п.л.
3. Куликова Е.В. «Светлое небо» и «чернота земли»: тема бездуховности в романе В. Маканина «Предтеча» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. №7.4.1. С.112-115.0,4 п.л.
4. Куликова Е.В., Гончаров П.А. «Живущие в утрате»: «травмированный» герой в прозе B.C. Маканина // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. Мичуринск-наукоград РФ, 2013. С. 146-148. 0,2 п.л.
В других гаданиях:
5. Куликова Е.В. «Страшноватый» человеческий тип: специфика героя в повести B.C. Маканина «Антилидер» // Наука и современность-2011: Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2011. С. 158-163. 0,3 п.л.
6. Куликова Е.В. «Дикарь» или «русский Эрос»? (главный герой в повести B.C. Маканина «Гражданин убегающий») // Современная филология: материалы Международной заочной научной конференции. Уфа, 2011. С. 96-100. 0,5 п.л.
7. Куликова Е.В. Между Поселком и Городом: музыка «малой провинции» в повести B.C. Маканина «Где сходилось небо с холмами» // «Воронежский текст» русской культуры: Материалы Всероссийской научной конференции (26-27 октября 2011 г.). Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2011. С. 302-306. 0,3 п.л.
8. Куликова Е.В. «Почти зоология»: герой, ведомый инстинктом, в прозе B.C. Маканина // Филология и лингвистика: современные тренды и перспективы исследования: Материалы II Международной заочной научно-практической конференции (1 декабря 2011 г.). Краснодар, 2011. С. 13-15. 0,4 п.л.
9. Куликова Е.В. Оппозиция «индивидуального» и «усредненного» в повести
B.С Маканина «Лаз» // Актуальные вопросы современной науки: материалы XII Международной научно-практической конференции. Москва, 2011.
C. 406-413. 0,5 п.л.
10. Куликова Е.В., Гончаров П.А. Метаморфозы героев B.C. Маканина (на материале рассказа «Дашенька» и повести «Антилидер») // Актуальные про-
блемы преподавания гуманитарных, естественнонаучных и математических дисциплин в школе и вузе. Вып. 8. Мичуринск: МГПИ, 2011. С. 47-53. 0,7 п.л.
11. Куликова Е.В. Земля — «верхняя» и «исподняя»: художественные миры повести В. Маканина «Лаз» и повести В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» // Время и творчество В. Распутина: история, контекст, перспективы. Материалы Международной научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения В. Распутина. ИГУ, 2012. С. 388-394. 0,4 п.л.
12. Куликова Е.В. От «литературного табу» к Хозяйке Медной горы: деконструкция мифа в прозе В. Маканина // Материалы VIII Международной научно-практической конференции «Динамика научных исследований». Пше-мысль, 2012. С. 37-43. 0,5 пл.
13. Куликова Е.В. Герой в степном ландшафте (на материале ранней прозы B.C. Маканина) // Русское Подстепье и его историко-культурный ареал в литературе XIX-XX вв. Сборник материалов по итогам научно-практической конференции, посвященной памяти доц. C.B. Красновой. Вып. 9. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2012. С. 141-145. 0,3 п.л.
14. Куликова Е.В. Элемент драматизации как пародийный прием в повести В. Маканина «Гражданин убегающий» // Актуальные проблемы преподавания гуманитарных, естественнонаучных и математических дисциплин в школе и вузе. Вып. 9. Мичуринск, МГПИ, 2012. С. 76-79. 0,3 п.л.
15. Куликова Е.В. От «ладного ритма» к «земляному мышлению»: маканин-ский «Лаз» как симулякр беловского «Лада» // Гуманитарная наука сегодня. №1(6). 2012. Караганда. С. 41-46. 0,3 п.л.
16. Куликова Е.В. Герой в «каркасе» социума: урбанистическое пространство В. Маканина // Молодой ученый. 2012. №6. С. 258-260. 0,3 п.л.
Отпечатано с готового оригинал-макета в типографии ООО «БиС». Заказ № 549, тираж 90 экз.
Текст диссертации на тему ""Герой времени" и его трансформации в прозе В.С. Маканина 1970-х - 1980-х гг."
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мичуринский государственный аграрный университет»
04201362963 На правах рукописи
КУЛИКОВА Екатерина Владимировна
«ГЕРОЙ ВРЕМЕНИ» И ЕГО ТРАНСФОРМАЦИИ В ПРОЗЕ B.C. МАКАНИНА 1970-х - 1980-х ГГ.
Специальность 10.01.01 - русская литература
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель -доктор филологических наук, профессор Гончаров Пётр Андреевич
Мичуринск 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................................... 3
Глава 1. Характерологическая парадигма
героев ранней прозы В. Маканина..................................................... 18
1.1. «Перекати-поле»: «блудная» составляющая
«бездомного удальца»............................................................ 18
1.2. «Живое» в характерологии раннего Маканина.......................... 50
1.3. «Парадокс Желтых гор»: герой-уралец как актуализация типа
«бездомного удальца»............................................................. 71
Глава 2. «Отставшие и уцелевшие»: трансформации образа «бездомного удальца»
в прозе 1980-х гг.................................................................................................. 96
2.1. «Вина отсутствия»: герой начала 1980-х гг.
в «хоре» социума................................................................... 96
2.2. «Отставание» от времени как форма
функционирования «бездомного удальца»...................................... 114
2.3. «Травматический опыт»: герои в ситуации
«утраты» реальности.............................................................. 130
2.4. «Бегство в юность» и «неузнавание»
новой эпохи в романе «Один и одна».......................................... 147
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................... 164
Примечания.......................................................................... 172
Список использованной литературы........................................... 183
Введение
Антропоцентричность и социально-философская доминанта всегда отличали художественное мировидение современного русского писателя B.C. Маканина, сумевшего филигранно передать в своих произведениях дух эпохи противоречий и перемен. Маканину, начавшему писать в конце 1960-х годов и по сей день продолжающему совершенствовать свое художественное мастерство, всегда было присуще особое внимание к реалиям и веяниям изменяющегося времени, что делало творчество писателя созвучным изображаемой эпохе. Важное место в прозе Маканина, как и каждого писателя, занимает его герой, динамическое развитие которого соответствует эволюции писательской аксиологии и эстетических взглядов.
При всем разнообразии персонажей В. Маканина можно говорить о существовании в его произведениях продуктивного типа героя, активно функционирующего в разные периоды творчества. В художественном методе писателя прослеживается тенденция к определению, своеобразной идентификации «типов», - если не литературных, то психологических. Характерная черта поэтики Маканина - наделение героев данными самим писателем номинациями. В ряду таких-авторских именований - «Гражданин убегающий», «Антилидер», «Человек свиты», «Предтеча», «Отставший», - одновременно ставшие названиями целых произведений: «Владимир Маканин - создатель галереи типов нашего времени. При всей своей якобы камерности, почти замедленном, спокойном повествовании Маканин - писатель двадцатого века. Отсекает все лишнее, описательное, созерцательное. Из типа вычисляется главный знак его, который нередко переходит прямо в заголовок» [1]. В прозе Маканина разных лет присутствуют и не репрезентированные в заглавиях, но четко выделяемые самим писателем герои: «Перекати-поле», «Тихий», «Социально яростный»^ «Хладнокровный», «Молодой волк», «Интеллигент», «Партиец», «Секретарствующий» и др. В этих рядах можно выделить и оппозиционные пары, и идеологически близкие типы. Критерии, по которым формируются маканинские дефиниции, варьируются от эмоционально-
оценочных до социокультурных. Как представляется, приведение всех этих критериев «к общему знаменателю», равно как их систематизация могут способствовать выделению в творчестве Маканина доминирующего особого типа героя.
Вопросу специфики героя в маканиноведении уделялось значительное внимание в диссертационных исследованиях Н.С. Балаценко [2], Е.Г. Бегалиевой [3], М.А. Вершининой [4], Е.В. Дмитриченко [5], A.C. Ефре-менкова [6], В.В. Иванцова [7], Е.А. Кравченковой [8], Т.Н. Марковой [9], С.Ю. Мотыгина [10], Е.В. Панитковой [11], Т.Н. Чурляевой [12], К.О. Ши-линой [13] и др.
Результатом все более редкого обращения к ранней прозе Маканина стало традиционное провозглашение «серединного героя» (определение, данное самим писателем в эссе «Сюжет усреднения») в качестве объекта художественного осмысления писателя. Одна из структурных частей работы Е.А. Кравченковой, утверждающей наличие в творчестве Маканина «образов сквозных героев», носит характерное название: «Герои нашего времени: от "серединного" человека к андеграундному писателю» [14]. Подобный принцип анализа эволюции героя маканинской прозы лежит в основе многочисленных литературоведческих работ, которые, если не сводились к организующему художественный мир Маканина «пути» от «серединного» к «андеграундному», то, так или иначе, касались его «знаковых» этапов (J1. Аннинский, М. Амусин, "Т~ "Блажнова, А. Бочаров, В. Бондаренко, Н. Елисеев, Е. Ермолин, М. Золотоносов, Р. Киреев, В. Козлов, В. Курицын, М. Липовец-кий, А. Марченко, Е. Невзглядова, А. Немзер, И. Роднянская, А. Генис, М. Абашев, Н. Алексеев, А. Архангельский, Г. Лукьянина, И. Соловьева, М. Рябчук, Н. Цыганова и др.).
По мнению Н. Цыгановой, в центре художественного внимания Маканина находится «городской герой», а проза писателя «оказывается в самом близком родстве с социологией и социальной психологией» [15]. В. Бондаренко дает определение «обыкновенному человеку» Маканина с точки зре-
ния его социальной специфики: «Это обыкновенный, выросший в многонаселенной коммунальной квартире или в бараке, в полуголодные или совсем голодные военные и первые послевоенные годы, живущий по законам вынужденного обезличивания <...> человек, средний инженер или техник семидесятых годов» [16]. Продолжает эту мысль А. Бочаров, обнаруживший в творчестве Маканина «систему обыкновенного человека», в центре которой «не очень преуспевающий современный служивый человек, чаще всего инженер - прослойка достаточно массовая - со своими бытовыми, социальными, деловыми заботами, интересами, условностями. Чаще всего это интеллигент в первом поколении» [17]. С точки зрения М. Амусина, в прозе Маканина как мастера «прикладного социально-психологического портретирова-ния» преобладают «психологические типы советских обывателей, их характерные взаимоотношения друг с другом и со средой» [18].
В литературоведческой среде сложилось мнение о Маканине как о «зорком наблюдателе жизни» [19], «коронной областью» которого становятся, по меткому и ставшему в маканиноведении хрестоматийным высказыванию И. Роднянской, «социальная антропология», «социальное человековедение» [20]. Однако в эти годы исследователи были предельно сконцентрированы на основополагающей роли в маканинской концепции «серединного» героя, «загадку» которого пытался разгадать писатель [21]. Противодействующей «течению» социума силой М. Липовецкий называет «голоса», фено-менализированные в одноименной маканинской повести [22]. По мнению А. Бочарова, объектом художественного исследования Маканина является не «тип», а «нравственный процесс», описывающий «судьбу обыкновенного интеллигента» [23]. Исследователь и литературовед М. Амусин в статье к 70-летию писателя - своеобразном взгляде на творчество Маканина из современности - ставит во главу угла конфликта маканинских произведений противодействие «инертной массе бытия, безликой темной участи» либо «ослепительно яркое постижение этой участи» [24]. Противоположностью серии
воссозданных Маканиным психологических типов «советских обывателей», по мысли критика, очевидно, выступает «сквозной» герой Ключарев.
В диссертации К. Шилиной, следующей изложенным выше и иным продуктивным в маканиноведении взглядам на героя, критерием классификации маканинских героев становится их социально и психологически обусловленная «вписанность» в «жизнь большого города»: «В первых произведениях перед нами предстает герой-провинциал, который пытается вписаться в новую для него, "другую", московскую жизнь. Герой в них всегда очень активен, повествование динамично, произведения сюжетны, полны событий.
В последующих произведениях ("Гражданин убегающий", "Антилидер", "Человек свиты", "Где сходилось небо с холмами", "Отставший", "Утрата", "Один и одна" и др.) изменяется манера повествования, становится лаконичной, меняется и герой. В нем ярко проявляется нормативность: это всегда обычный человек, занимающий среднее положение в обществе, чаще всего инженер по фамилии Ключарев» [25].
Очевидность'в критике 80-х годов традиционной стала интерпретация раннего творчества Маканина под знаком характерного для него образа «среднего» человека, который, вероятно, имеет в виду и К. Шилина, оперируя определением «нормативный». Тем не менее, еще в 1980-е гг. в маканиноведении присутствовало «предвкушение» нового героя Маканина, которое, на наш взгляд, обусловлено, в том числе, стремлением критиков переосмыслить художественную концепцию писателя в более оригинальном ракурсе. Так, В. Бондаренко предполагает: «Писателю, видимо, предстоит еще и еще раз всмотреться в окружающий нас мир. Пока же перед нами лишь "предтечи", люди, сформировавшиеся в нелегкое послевоенное время» [26]. Н. Цыганова недоумевает: «Средний человек в средней ситуации. Хорошо! Но что у него осталось под спудом? Почему он не становится лучше?» [27]. А. Бочаров замечает необходимость и актуальность «фигуры литературного героя, в котором органически слились тип и ситуация, внутренний мир и внешние обстоятельства» [28].
Усиление к концу 80-х годов потребности в такого рода героях на фоне актуализации экзистенциальных проблем приводит к закономерному результату - рождению «монументального» романа Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени», привлекшего внимание критики и вызвавшего активную полемику, в которой наиболее остро стояли вопросы, касающиеся сущности образа главного героя - «подземного человека», «подпольщика» или «героя нашего времени» [29, 30]. При всем этом константой «новоявленного» персонажа неизменно признается «свобода от социальной роли и инерции, свобода поступка, памяти, ассоциации», «социальная неприкаянность» [31; 32].
Таким образом^ в' маканиноведении наличествуют две «отправные» точки изучения героя - первая связана с анализом «сквозных» образов, функционирующих в ранней прозе, вторая сводит маканинскую характерологию к утверждению «подземного», «подпольного» героя «Андеграунда», приобретшего статус особой художественной категории в позднем творчестве писателя. Но такие подходы, несмотря на имеющиеся у их сторонников аргументы, все же представляются недостаточно полными, прежде всего вследствие незаслуженного игнорирования при изучении генезиса маканин-ского героя важнейших мотивов его прозы (в том числе и биографических), преобладание которых,'на наш взгляд, явилось «благоприятной средой» для зарождения и функционирования в творчестве писателя особой модификации «героя времени», явившегося одновременно антагонистом «серединного» человека и идеологической основой для развития «андеграундного» героя 1990-х годов.
Актуальность исследования определяется пристальным вниманием современной науки к типологии литературных характеров, а также к идентификации национальных и этнопсихологических типов.
Говоря о «герое времени» как об особой «культурной модели», исследовательница А'.И.;'Журавлева'отмечает: «Обращаясь к литературе XIX века, особенно первой ее половины, мы едва ли не в первую очередь сталкиваемся
с феноменом героя,- который имеет определенный, характерный облик. Облик этот обладает заразительностью, он врезался в национальную культурную память. Вероятно, это явление шире, чем собственно историко-литературное, потому что для его уловления необходимо учитывать и восприятие» [33]. Возникновение «героя времени» как закономерного и необходимого литературного явления В.А. Мануйлов неразрывно связывает с веяниями реализма: «Одним из важнейших событий в европейской литературе конца XVIII - первой трети XIX века было зарождение реалистического метода <...>. В этот период одной из важнейших задач как в западноевропейской, так и в русской литературе была задача создать образ героя своего времени, передового молодого человека, рассказать об отношении этого героя к породившему его обществу. Эта задача, поставленная писателями эпохи Просвещения, а затем углубленная сентименталистами и романтиками, в годы возникновения реализма значительно осложнилась, приобрела новые аспекты и потребовала новых решений» [34].
Рассматривая мотивы репрезентации в современной прозе «героя времени», B.C. Расторгуева так объясняет прецедентность и «историческую цикличность» этого литературного явления: «Если социальная типизация как констатация неких общих.черт, закрепленных за тем или иным социальным слоем, в нашем подвижном, изменчивом мире пока невозможна, то стремление к тому, чтобы понять, что происходит сегодня с человеком всегда являлось сутью отечественной литературы <...>. Кризис современного мира требует новой правды о человеке, постичь которую современная проза пытается через диалог с классикой. В этом смысле герой того времени - литературный ориентир для постижения человека в сегодняшнем мире» [35]. По мнению М.В. Кульгавчук, поиск «героя времени» закономерно стоит в центре литературного процесса любой эпохи, в том числе, современной: «Литература в принципе развивается благодаря стремлению писателей найти и отразить героя времени или же сказать о том, что мешает ему состояться» [36].
Специфика художественной реализации и развития в творчестве Мака-нина «героя времени» обусловлены особой чуткостью писателя к социокультурным проблемам, его особым художественным вниманием к знаковым процессам и реалиям эпохи, что неизменно связывалось критиками с «активной обращенностью» писателя к «"болевым" проблемам нашего общества», «способностью отмечать вехи времени, ставить точный диагноз болезням, которыми обстоятельства заражают человека» [37; 38].
Во все периоды творчества Маканина прослеживается оппозиция индивида (личности) и общности (массы), неизменно связанная с темой «усреднения» человека, следствием которого является полное вытеснение из его сознания всего индивидуального. Герой, уходящий от действительности, воспринимаемой Маканиным со значительной долей негативизма, разумеется, не может не симпатизировать самому прозаику. Собственно, подобный уход и делает героя Маканина' именно «героем», своего рода бунтарем, способным выступить против общих правил, ощущающим в себе силы не следовать общим тенденциям и течениям, повстанцем против «своего времени». Е. Михайлова, применительно к роману М. Лермонтова, утверждает перво-степенность в «герое времени» пассионарного начала, равно как бунтарского духа, что явно относится и к «герою времени» Маканина: «Проверка стремлений и характера героя в практическом действии - великий критерий для любого исторического этапа <...>. Проблема действия ставится в «Герое нашего времени» во весь рост и как критерий оценки героя, и как центральная жизненная проблема-для ■ него1 самого, и как лирический лейтмотив его мятежных порывов» [39]. В романе Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени» показателен внутренний монолог главного героя, в котором движение физическое отождествляется с внутренней самобытностью, энергией и силой духа, составляющими остов национального характера: «Размах, широта, упрямая удаль, да й сама нёмереная география земель были добыты не историческим открьтгием их в себе, а взяты напрямую из тех людей, которые
шли и шли, неостановимые, по этим землям - из них взяли, из крови, из тел, из их душ, взяли...» [40].
По Маканину, эти качества являются определяющими и, вероятно, обусловливают структурное ядро всего типа таких героев. Подобные персонажи противоречивы, так как наряду с видимой силой и даже мощыо духа и характера проявляют и слабость, оказываясь незащищенными, неподготовленными к столь тяжелой схватке. Сам характер конфликта заранее подразумевает слабую позицию «единичного» «героя», вступившего в противостояние с «многотысячной» толпой. Однако, как представляется, для Маканина важно само стремление, душевный порыв, эмоциональный «всплеск», побуждающие персонажа к активному действию, а точнее - к противодействию.
Стоит отметить значимость в маканинской прозе мотива ухода (или побега), ставшего центральным и организующим мотивом многих