автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Проблема абсурда в прозе В. Маканина 1980-х начала 1990-х гг.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Чурляева, Татьяна Николаевна
Содержание.
Введение.
1.1В. Маканин в оценке современной критики.
1.2 Литературный контекст прозы В. Маканина.
1.3 Абсурд как философская и эстетическая категория (исторический аспект).
1.4 Воплощение абсурда в литературе (исторический аспект).
Глава 1. Абсурд реальности (онтологический абсурд). Художественные средства выражения абсурда.
§. 1 Повесть «Где сходилось небо с холмами» (1974). Абсурд как энтропия материи и духа. Поэтика художественного времени.
1.1 Биографическое время героя (фабульное время).
1.2 Ретроспективное время как парадоксы сознания героя.
1.3 Время реальности и образы реального времени.
1.4 Сюжет и фабула.
§ 2. Повесть «Утрата» (1987). Открытие абсурда социальной, эмпирической и метафизической реальностей. Пространственная картина мира. Фабульный синкретизм. Сюжет как исследование разных моделей существования в реальности
2.1 «Сюжет Пекалова» в аспекте жития и легенды. Модель социальной реальности, создаваемая массовым сознанием. Семантика пространства.
2.2 «Сюжет лирического героя». Экзистенциальная реальность. Поэтика смещенной реальности.
2.3 «Сюжет сорокалетнего». Природная реальность. Пространственная модель мира.
§ 3. Повесть «Лаз» (1991). Абсурд эмпирической реальности и абсурд культуры. Семантика художественного пространства.
3.1 Художественное пространство «нижнего» города - переосмысление вертикальной семантики.
3.2 Культурные аллюзии.
3.3 Художественное пространство «верхнего» города - горизонтальная организация эмпирической реальности.
3.4 Связь пространств как проблема связи разных реальностей.
Глава 2. Абсурд сознания (гносеологический абсурд) и способы его воплощения.
§ 1. Повесть «Предтеча» (1982). Сюжетостроение. Субъектная организация.
1.1 Сюжет самопознания («Тупики» сознания персонажа).
1.2 Сюжет сознания «другого» (процесс смены релятивных ценностей).
1.3 Система персонажей как типология современного социального сознания.
1.4 Организация повествования и авторская позиция.
§ 2. Повесть «Отставший» (1987). Процесс познания и жизненный процесс. Мотивная организация.
2.1 Ситуация «отставания» и варианты сюжетов «запаздывающего» познания.
2.2 Мотив сна-отставания в «сюжете отца». Система сюжетных параллелей.
2.3 Ситуация «отставания» и тема «страха» в «сюжете Леши-маленького».
2.4 Ситуация «отставания» в «сюжете Геннадия». Семантика пространства и времени.
§ 3. Повесть «Долог наш путь» (1991). Сюжет реальности и сюжет сознания.
3.1 Образ реальности. Сюжет открытия онтологической противоречивости реальности.
3.2 Сюжет пересочинения реальности.
3.3 Культурные аллюзии.
Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Чурляева, Татьяна Николаевна
Диссертация посвящена исследованию прозы В. Маканина периода 1980-х начала 1990-х годов. До сегодняшнего времени В. Маканин этого периода оценивался преимущественно как «чуткий социолог», а также его называли «Колумбом "аварийного поселка"», «исследователем барачных "углов"», «антропологом затрапезных монстров» и, наконец, в конце 1980-х в критике появляется еще одно определение - «честный реалист, описывающий неведомую, незаметно обступившую нас реальность». Действительно, в произведениях В. Маканина 1980-х - 1990-х годов появляется, на наш взгляд, новое видение реальности, связанное с пониманием универсальных противоречий в ней и её деструктивности, и новая концепция человека, основанная на представлении о неспособности человека понять сущность бытия и одновременно о его обречённости на выстраивание бытия. Актуальным представляется изучение реалистической поэтики, воплощающей современное мироощущение, расширяющей возможности познания реальности; тем самым появляются возможности ответа на актуальный вопрос о судьбе реализма на рубеже XX - XXI веков.
Предметом исследования является воплощение абсурда в художественном мире В. Маканина периода 1980-х начала 1990-х годов, периода «зрелого» Маканина, отличного от периода «бытовой прозы» 1960-х -1970-х годов и от позднего, формирующегося во второй половине 1990-х годов. Непосредственно интерпретируются шесть повестей В. Маканина: «Предтеча» (1982), «Где сходилось небо с холмами» (1984), «Утрата» (1987), «Отставший» (1987), «Лаз» (1991), «Долог наш путь» (1991), в которых проблема абсурда ставится как проблема сущности объективной реальности и как проблема смысла существования человека.
Цель исследования: 1) в ходе целостного анализа дать интерпретацию ключевых произведений В. Маканина 1980-х начала 1990-х годов, выявить сущность художественного мира, моделирующего объективную реальность и воссоздающего сознание современного человека как утратившее структуру; 2) обозначить направленность художественной эволюции В. Маканина от 1970-х - к 90-м годам, которая и составляет отличительные черты периода 1980-х годов.
Цель исследования выдвигает следующие задачи: 1) обнаружить в реалистической прозе В. Маканина образ деструктивной, релятивной реальности; 2) выявить представление В. Маканина о границах и противоречиях сознания человека в познании внешней по отношению к нему реальности; 3) выявить поэтику воссоздания релятивной картины мира, способы выражения абсурда: а) на уровне пространственно-временной семантики; б) сюжетостроения; в) мотивной структуры; г) субъектной организации; д) культурных аллюзий.
МетОДОЛОГИЯ И методики исследования обусловлены стремлением дать целостный анализ ключевых произведений В. Маканина 1980-х начала 1990-х гг., проследить их эволюцию и обнаружить культурные источники. Это определило ориентацию на структурный метод, на принцип историко-генетического исследования, на метод интерпретации текста.
Научная новизна исследования определяется тем, что творчество В. Маканина 1980-начала 1990-х годов рассматривается целостно как эстетическое и художественное явление.
В работе дается обоснование онтологического абсурда (признание реальности как лишенной смысла и структуры) и гносеологического абсурда (отказ человеческому сознанию в понимании бытийных смыслов и абсолютов).
В работе разводятся понятия «абсурдизм» и «поэтика воплощения абсурда», свойственная в том числе реалистической прозе; обнаруживаются черты поэтики, которые проявляют абсурд:
• принцип фрагментарности и принцип монтажа разных слоев и проявлений реальности;
• разные варианты реальности в сознании персонажей, исключающие друг друга;
• столкновение «сюжета события» и «сюжета сознания» (реальности и текста);
• мотивный принцип, принцип повтора, не возводящий к тождеству, а открывающий релятивность смыслов, вариативность текстов, моделей реальности;
• диалог с архетипическими и культурными образами-схемами, призванный вывести частную ситуацию в универсальный принцип бытия.
Научная И практическая значимость исследования заключается в возможности применять их для изучения современного литературного процесса при подготовке общих и специальных курсов по истории русской литературы XX века.
Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены на всероссийских научных конференциях: «Проблемы литературных жанров» (Томск, 2001); «Картина мира: язык, философия, наука» (Томск, 2001); на межвузовской конференции молодых ученых (Новосибирск, 2000); на межвузовских «Духовно-исторических кирилло-мефодиевских чтениях» (Томск, 2000); на межкафедральных научных конференциях ТГУ: «Набоков в контексте русской литературы XX века» (Томск, 1999); «Тема страха в русской литературе XX века» (Томск, 2000);
Содержание отдельных глав отражено в 3 публикациях, 4 статьи находятся в печати.
Структура И содержание. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема абсурда в прозе В. Маканина 1980-х начала 1990-х гг."
Заключение
Проза В. Маканина - заметное явление в современном литературном процессе. Она есть продолжение традиций русского реализма в XX веке, поэтому, вбирая в себя традиции классического реализма (внимание к простому человеку в конкретных условиях его существования, поэтика воспроизведения реальности), проза В. Маканина несет черты новой, свойственной искусству XX века, эстетики и поэтики: понимание трагической сущности бытия, понимание искусства как множества версий бытия, условность моделей жизни, преломляемых искусством. Следовательно, изучение прозы В. Маканина может стать постижением языка культуры и искусства в XX веке.
Изучение прозы В. Маканина еще только начинается: при внимании лучших критиков к творчеству писателя нет ни целостной монографии о нем, ни фундаментальных работ о его художественном мире. Понимая, что современное исследование стоит в начале постижения творчества В. Маканина, мы избрали не описательный, а проблемный аспект: абсурд в прозе В. Маканина, что позволило нам выявить как «поэтику абсурда» (семантика пространства и времени, сюжетостроение, композиция, мотив-ная структура, полифонизм речевого слоя, образная организация), так и выявить абсурд как элемент миропонимания писателя.
Миропонимание зрелого Маканина определяется трезвым неутопическим сознанием, выразившим зыбкость бытия, ощущение распадающейся реальности, закон времени как приближения к смерти. При этом в повестях Маканина утверждается не отчаяние, но стоицизм, мужество существования в абсурде. Абсолютный неутопизм Маканина не становится поводом к позиции эстетической отстраненности при восприятии реальности, напротив, эмпирика жизни, ее онтология приводит к пониманию ответственности за себя, за открывающуюся истину о бытии, что и становится определяющим моментом в утверждении значимости собственного существования в реальности. Описывая абсурд, Маканин остается в зоне реалистической поэтики, не прибегая к принципам, характерным для литературного абсурда. Маканин не только не создает художественный абсурд, но ему удается найти такие художественные приемы, такие сюжетные скрепы, которые дают некоторую замену абсолюту, позволяют определить версии бытия.
Единство поэтического мира Маканина, сложившегося рано и сохраняющего свои контуры в зрелой прозе, тем не менее позволяет говорить об изменении поэтики Маканина в трех временных границах: ранняя проза (до 1979 года) определяется поэтикой «исповедальной» прозы с ее романтизмом, иллюзорным желанием «переделки мира», спасением человечества; в прозе 80-начала 90-х годов усложняется принцип отражения реальности, усиливается онтологическая и гносеологическая проблематика, экзистенциальное мироощущение; проза второй половины 1990-х начала 200D-x годов определяется позицией усталого скептицизма и принятия реальности во всей ее безобразности и бессмысленности. Эволюция поэтического мира Маканина открывает все больше усиливающееся чувство метафизического одиночества, а в области формы - обращение к жанру современного романа («Андеграунд, или Герой нашего времени» (1998)), позволяющему через сопряжение с классической традицией, через постоянное акцентированное сопряжение героя романа с устойчивыми художественно-поведенческими моделями («лишним человеком», «героем нашего времени» и др.) в большей степени передать трагическое чувство «смыс лоутраты».
Открытие алогизма жизни, социального, онтологического, гносеологического абсурда - эта доминанта зрелой прозы В. Маканина, поэтому в своем исследовании мы сосредоточили внимание не на всем творчестве писателя, а на его прозе 1980-х начала 90-х годов, обнаружившей новые черты реализма, дала возможность обнаружить те черты поэтики, которые воспроизводят абсурд.
Прежде всего в своем исследовании мы опирались на понимание онтологического абсурда как многослойности, многовариативности реальности, которая в своем основании децетрирована. Образ реальности у Маканина совпадает с представлениями деконструктивистов о реальности не как о древе, а как грибницы (ризомы). В это определение реальности входит и энтропийное понимание реальности, мифологическое и экзистенциальное мироощущение. Абсурд сознания (гносеологический абсурд) связан с тем, что человек у Маканина, выстраивая свою субъективную картину мира, готов принять ее на веру (мифологизирует ее), но всегда оказывается вынесенным из мифа воздействием внешней реальностью, при этом происходит усугубление знания о деструктивности бытия. В этом случае возникает этический аспект абсурда сознания. После открытия бессмысленности собственного существования маканинский герой возвращается в реальность, принимая плюрализм жизни. Герой обретает при этом не чувство отчаяния, но становится знаком воплощения пострагической стойкости.
Поскольку наша работа литературоведческая, постольку мы попытались обнаружить художественные приемы, воссоздающие абсурд, проследить способы выражения абсурда на уровне пространственно-временной семантики, на уровне сюжетостроения, на уровне мотивной структуры, субъектной организации, культурных аллюзий и пр. Так, семантика художественного времени, отражающая онтологические свойства объективной реальности, передает возвращенное, трансформированное время. Абсурдное время у Маканина демонстрируется как «дурная повторяемость»: время повторяется, но оно не циклично, не целенаправлено. Ненаправленность времени ощущается героями как закон материи жизни, где нет метафизики. Констатация абсурда ввергает их в состояние онтологического страха перед небытием, сменяющимся экзистенциальным чувством страдания, осознанием вины за негармоничность бытия. Художественное время у Маканина обычно разбивается на несколько аспектов: ретроспективное время, позволяющее прояснить эволюцию чувства реальности у персонажа; биографическое время, которое выстраивается вначале как прогрессивное, затем как кризисное; время реальности, разворачивающееся как необратимое движение к смерти, распаду материи. В силу этого биографическое время оформляется у Маканина и как время рождения вины, и как форма сопротивления реальному времени, энтропии.
Семантика времени, передающая возвращенное трансформированное время, усиливается пространственной семантикой, выражающей смещенное, "мерцающее" пространство. Маканин открывает пространственную многослойность, в которой сосуществуют разные реальности (эмпирическая, социальная, природная, экзистенциальная реальности). Основным принципом воссоздания смещенного пространства становится принцип подмены, когда конкретное пространство замещается гипотетическим, которое в свою очередь не отменяет самой реальности, а лишь свидетельствует об онтологической подвижности, изменчивости бытия. Диффузность пространства, его взаимопроницаемость приводит к переосмыслению вертикальной иерархии пространства, к установлению горизонтальных связей. Таким образом, у Маканина нет понимания пространства как пустоты. Отсутствие метафизической сферы заставляет человека обратиться к самой жизни без утопизма, зная об абсурде бытия, понимая бессмысленность поиска внешних, надличностных связей.
Многоаспектность времени/пространства определяет сюжет, который передает синкретичное, парадоксальное, не теологическое движение персонажа во времени/пространстве, передает разные варианты взаимодействия с бытием, моделирует движение сознания: архаическое - массовое -личностное. Характерная особенность сюжетостроения в прозе В. Маканина состоит в том, что автор, моделирующий существование человека, сталкивает разные сюжеты: сюжет события, сюжет повествования, сюжет написания текста. Поэтому в поэтике сюжета причинно-следственная связь утрачивается, рассыпается. Сюжет показывает растворение смысла, диффузию определенности. В саморазвитии сюжетов, в их столкновении раскрывается авторское стремление проверить тот или иной способ существования, предлагаемый коллективным либо индивидуальным творчеством.
Развитие сюжета обусловливается разными принципами композиции: дроблением и перетеканием одного сюжета в другой. С одной стороны, рассеивание сюжета на ряд других смысловых аспектов становится способом выявления дробности, разомкнутости реальности, с другой - перетекание приводит к парадоксальному восстановлению реальности, но уже в негативном освещении ее как бессмысленной, т.е. перетекание как размывание границ не выводит за пределы реальности, не приводит к мифологизации реальности. Таким образом, в многоуровневой сюжетной организации многократное повторение одних и тех же сюжетных ситуаций ведет к ситуации парадоксального их сосуществования, что указывает на противоречивый, алогичный характер художественного мира, передает авторское восприятие онтологической противоречивости.
Субъектом повествования Маканин делает то персонажа легенды, то притчи, то героя, принадлежащего реальному времени, при этом их точка зрения сопровождается оценкой повествователя, в пересказе которого исчезает подлинность, выявляется условность и легенды, и притчи. Отстраненность повествователя от основной сюжетной ситуации рождает иронию, вскрывающую несовершенство моделей действительности, пропагандируемые культурой как истинные. В мире, где нет смысла и где этически нужно жить, только собственный «сюжет», творимый без утопий, в ситуации понимания его безрезультативности, становится способом существования в абсурде.
Выявление образа реальности происходит на уровне мотива как сю-жетообразующего элемента (повторяющиеся сюжетные ситуации, положения). Семантика мотива в повестях Маканина обрастает множеством коннотативных значений, одновременное существование которых обусловлено авторским представлением о реальности как о лишенной однозначности. Многократное повторение мотива (например, мотива «копания» в «Утрате» или мотива «отставания» в «Отставшем» и пр.) приводит к распадению мотива на отличающиеся друг от друга смысловые аспекты, одновременно с этим происходит их соединение, «слипание», что, в конечном итоге, становится знаком относительности, девальвации смысла; при этом реальность, рождающая знаки, утрачивающие смысл, выражает зыбкость бытия, ощущение распадающейся реальности, закон времени как приближение к смерти.
Семантика абсурда складывается и из образного строя повестей Маканина (семантика природных образов - воды, земли, семантика образов дыма, пара, пыли, семантика звуковых образов - крика, гула, шепота). Маканин не стремится свести все значения образа к одному устойчивому смыслу, но, выстраивая систему образов, создает подтекст, где работает не сложившееся в культурной традиции представление, а авторская мысль (например, образ горы как «стиральной доски» в «Отставшем»). Взаимодействуя между собой, образы, с одной стороны, обнаруживают семантику расфокусированности, с другой - порождают символическое значение утраты прямой связи с реальностью, выражают ощущение ее зыбкости, «беспочвенности».
Поэтика культурных аллюзий разворачивается у Маканина как поэтика культурного диалога. Привлекая готовые сюжетные схемы, мотивы, образы, отработанные культурой, вводя в художественный мир разные народные, религиозные традиции, Маканин не развенчивает и не пародирует каноны, но использует их для глубины понимания относительности^ тех итогов, которые выводит культура. Маканин видит относительность преодоления бессмысленности существования в мире, лишенном внешних императивов, с помощью внеличностных смыслов. Разоблачение реально
229 сти и в ее гносеологии, и в ее онтологии требует поиска некоего личностного императива, но без веры, без утопизма.
Таким образом, сосредоточенность исследования на анализе «картины мира» писателя обусловлена стремлением дать целостное описание «зрелой» прозы В. Маканина периода 1980-х начала 1990-х годов, открывшую объективную реальность как абсурдную, отразившую трагическое мироощущение в новой онтологии, которое становится не знаком поражения, а движением к энтропии, к пустоте, к Ничему.
Список научной литературыЧурляева, Татьяна Николаевна, диссертация по теме "Русская литература"
1. Произведения В. Маканина: а) Первые публикации анализируемых повестей В. Маканина 1980-х 1990-х годов.
2. Маканин В. Голоса // Маканин В. В большом городе: Повести. М.: Современник, 1980. - 335 с.
3. Маканин В. Предтеча // Север. Петрозаводск, 1982. - № 3-4.
4. Маканин В. Человек свиты // Октябрь. М., 1982. - № 3.
5. Маканин В. Красное и голубое // Предтеча: Повести. М.: Советский писатель, 1983.
6. Маканин В. Гражданин убегающий // Урал. Свердловск, 1984. - № 9.
7. Маканин В. Где сходилось небо с холмами // Новый мир. М., 1984. - № 7.
8. Маканин В. Один и одна: Повесть // Октябрь. М., 1987. - № 2.
9. Маканин В. Утрата // Новый мир. М., 1987. - № 2.
10. Маканин В. Отставший // Знамя. М., 1987. - № 9. Ю.Маканин В. Лаз // Новый мир. - М., 1991. - № 5.
11. Маканин В. Долог наш путь // Знамя. -М., 1991. № 4.
12. Маканин В. Сюжет усреднения // Знамя. М., 1992. - № 1.
13. Маканин В. Квази // Новый мир. М., 1993. - № 7.
14. Маканин В. Стол, покрытый сукном и с графином посередине // Знамя. -М., 1993. -№ 1.
15. Маканин В. Кавказский пленный // Новый мир. М., 1995. - № 4.
16. Маканин В. Буква «А» // Новый мир. М., 2000. - № 4.
17. Маканин В. Удавшийся рассказ о любви // Знамя. М., 2000. - № 5.
18. Маканин В. Андеграунд, или Герой нашего времени // Знамя. М., 1998. -№ 1-3.б) Основные сборники произведений В. Маканина:
19. Маканин В. Повесть о старом поселке: Повести и рассказы. М.: Советский писатель, 1974.
20. Маканин В. Старые книги. М.: Советский писатель, 1976.
21. Маканин В. Ключарев и Алимушкин: Роман и рассказы. М.: Молодая гвардия, 1979. - 286 с.
22. Маканин В. В большом городе: Повести. М.: Современник, 1980. - 335 с.
23. Маканин В. Голоса: Повести и рассказы. М.: Советская Россия, 1982. -382 с.
24. Маканин В. Река с быстрым течением. М.: Московский рабочий, 1983.
25. Маканин В. Предтеча: Повести. М.: Советский писатель, 1983.
26. Маканин В. Где сходилось небо с холмами. М.: Советская Россия, 1984.
27. Маканин В. Избранное: Рассказы и повесть. М.: Советский писатель, 1987.-541 с.
28. Маканин В. Отставший: Повести и рассказы. М.: Художественная литература, 1988.
29. Маканин В. С. Повести. М.: Кн. палата, 1988. - 334 с.
30. Маканин В. Один и одна: Повести. -М.: Современник, 1988. 315 с.
31. Маканин В. Утрата: Повести и рассказы. М.: Молодая гвардия, 1989. -398 с.
32. Маканин В. Кавказский пленный. М.: Панорама, 1997. - 476 с.
33. Маканин В. Лаз: Повести и рассказы. М.: Вагриус, 1998. - 494 с.
34. Маканин В. Долог наш путь. Повести. М.: Вагриус, 1999. - 526 с.
35. Маканин В. Андеграунд, или Герой нашего времени: Роман. М.: Вагриус, 1999.-557 с.в) Интервью:
36. Интервью Петера Ролберга с Владимиром Маканиным // Маканин В. Один и одна. М., 1991.
37. Литература о творчестве В. Маканина
38. Агеев А. Истина и свобода. (Владимир Маканин: взгляд из 1990 года) // Литературное обозрение. М., 1990. - № 9. - С. 25-33.
39. Амусин М. Вопросы, поиски, обретения // Звезда. М., 1982. - № 11. - С. 182-191.
40. Аннинский Л. Вариант спасения? // Октябрь. М., 1990. - № 5. - С. 190197.
41. Аннинский Л. Структура лабиринта: Владимир Маканин и литература «серединного» человека // Знамя. М., 1986. - № 12. - С. 218-226.
42. Бондаренко В. Время надежд // Звезда. М., 1986. - № 8. - С. 184-194.
43. Бочаров А. Литература и время: Из творческого опыта прозы 60-80-х гг. -М., 1988.
44. Бочаров А. На реке с быстрым течением // Дружба народов. М., 1984. -№ 1.
45. Бочаров А. Рождено современностью // Новый мир. М., 1981. - № 8. - С. 241-243.
46. Бочаров А. Чем жива литература: Современность и литературный процесс. М., 1986.
47. Вальбрит Л. К. О некоторых процессах, организующих сюжетный параллелизм в прозе В. Маканина // Проблемы межтекстовых связей: Сб. ст. Барнаул, 1997. - С. 154-161.
48. Генис А. Прикосновение Мидаса // Генис А. Иван Петрович умер. Статьи и расследования. М., 1999.
49. Гордеева Г. Пространство для конфликта. Автор и герой: позиция и дистанция // Литературное обозрение. М., 1983. - № 4.
50. Дедков И. Живое лицо времени: Очерки прозы 70-80-х гг. М., 1986.
51. Дедков И. Наше живое время // Новый мир. М., 1985. - № 3. - С. 222225.
52. Дмитриев А. Война и мы // Знамя. М., 1996. - № 4. - С. 238-240.51.3олотусский И. Возвышающее слово // Литературное обозрение. М., 1988. -№ 7. -С. 14-16.52.3олотусский И. Оглянись с любовью // Литературное обозрение. М., 1980. -№ 12.
53. Иванова Н. Очень предварительные итоги: Владимир Маканин // Литературная учеба. М., 1981. - № 1.
54. Иванова Н. Случай Маканина // Знамя. М., 1997. - № 4. - С.215-220.
55. Иванова Н. Точка зрения: О прозе последних лет. М., 1988.
56. Казинцев А. Игра на понижение // Литературное обозрение. М., 1983. -№ 10.
57. Камянов В. В тесноте и обиде, или «Новый человек» на земле и под землей // Новый мир. М., 1991. - № 12.
58. Камянов В. Задача на сложение // Новый мир. М., 1988. - № 3. - С. 255259.
59. Камянов В. Классика экзаменует // Новый мир. М., 1981. - № 7. - С. 238240.
60. Камянов В. Сюжет и вокруг. Из опыта дебютантов 60-х 70-х годов // Новый мир. - М., 1983. - № 4. - С. 218-233.
61. Касаткина Т. В поисках утраченной реальности // Новый мир. М., 1997.-3.
62. Касаткина Т. Но страшно мне: изменишь облик ты // Новый мир. М., 1996. - № 4.
63. Киле П. О «парадоксальных» героях и тайне иронии // Нева. Л., 1984. -№ 11.
64. Климова Т. Ю. Притча в художественном мышлении В. С. Маканина: Автореф. дис. на соиск. степ. канд. филол. наук: 10.01.01. Томск, 2000.
65. Ланщиков А. Возраст судьбы. М., 1985.
66. Латынина А. Знаки времени: Заметки о литературном процессе, 1970-80-е гг.-М., 1987.
67. Латынина А. Форма парадоксального // Литературное обозрение. М., 1983. -№ 10.
68. Левина Паркер М. Смерть героя // Вопросы литературы. - М., 1995. - № 5.
69. Лейдерман Н., Липовецкий М. Жизнь после смерти, или новые сведения о реализме // Новый мир. М., 1993. - № 7.
70. Липовецкий М. Против течения: Авторская позиция в прозе Владимира Маканина // Урал. Свердловск, 1985. - № 12. - С. 148-158.
71. Лукьянина Г. Момент истины // Литературное обозрение. М., 1992. - № 3.
72. Мазо Б. Трудные простые истины //Север. Петрозаводск, 1985. - № 8. -С. 113-120.
73. Марченко А. Запах своей тропы // Маканин B.C. Отставший: Повести и рассказы. М., 1988. - С. 423-431.
74. Михайлов А. От первого лица // Октябрь. М., 1983. - №> 1. - С. 182-189.
75. Мордвинова В. О душе человеческой // Октябрь. М., 1980. - № 6.
76. Мотыгин С. Ю. Поэтика В. С. Маканина: Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. филол. наук: 10.01.01. Волгоград, 1997.
77. Новиков В. Бедный эрос: неподъемная тема современной словесности // Новый мир.-М., 1998. -№ 11.
78. Пискунова С., Пискунов В. Все прочее литература // Вопросы литературы. - М., 1988. - № 2.
79. Роднянская И. Незнакомые знакомцы (К спорам о героях Владимира Маканина) // Новый мир. М., 1986. - № 8. - С. 108-145.
80. Роднянская И. Сюжеты тревоги (Маканин под знаком «новой жестокости» // Новый мир. М., 1997. - № 4. - С. 200-212.
81. Рыбальченко Т. Л. Л. Толстой в художественном сознании В. Маканина («Долог наш путь») // Проблемы межтекстовых связей: Сб. ст. Барнаул, 1997.-С. 154-161.
82. Рябчук М. Синдром Башилова // Литературное обозрение. М., 1984. - № 11.
83. Соловьева И. Натюрморт с книгой и зеркалом (О прозе Владимира Маканина) // Маканин В. С. Повести. М., 1988. - С. 329-335.
84. Степанян К. Реализм как преодоление одиночества // Знамя. М., 1996. -№ 5.
85. Тертерян И., Пискунова С., Пискунов В. В пространствах новых // Литературное обозрение. М., 1986. - № 11. - С. 13-19.
86. Толстая Т., Степанян К. «.Голос, летящий в купол» // Вопросы литературы. М., 1988. - № 2.
87. Топоров В. В чужом миру похмелье // Звезда. М., 1993. - № 4.
88. Топоров В. Феномен исчезновения // Литературное обозрение. М., 1988. -№ 1.
89. Литературный процесс 2-ой половины 20 века
90. Аннинский Л. Вариант спасения? // Октябрь. М., 1990. - № 5.
91. Аннинский Л. Шестидесятые, семидесятые, восьмидесятые // Литературное обозрение. М., 1991. - № 4.
92. Басинский П. Возвращение. Полемические заметки о реализме имодернизме // Новый мир. М., 1993. - № 11. - С. 230-238.
93. Басинский П. «Как сердцу высказать себя?» // Новый мир. М., 2000. - № 4.
94. Баткин Л. Синявский, Пушкин и мы // Октябрь. - М., 1991. - № 1.
95. Белая А. Г. Смена кода в русской литературе XX века как экзистенциальная ситуация // Литературное обозрение. М., 1996. - № 5-6.
96. Бочаров А. Рождено современностью // Новый мир. М., 1981. - № 8.
97. Вайль П., Генис А. Принцип матрешки // Новый мир. М., 1989. - № 10.
98. Дарк О. Миф о прозе // Дружба народов. М., 1992. - № 5-6.
99. Дедков И. Когда рассеялся лирический туман // Литературное обозрение. -М., 1981,- №8. -С. 22-27.
100. Дедков И. Метаморфозы маленького человека, или трагедия и фарс обыденности // Последний этаж. М., 1989.
101. Золотусский И. Оглянись с любовью // Литературное обозрение. М., 1980. -№ 12.
102. Иванова Н. Неопалимый голубок // Знамя. М., 1991. - С. 211-223.
103. Камянов В. Век XX как уходящая натура // Новый мир. М., 1993. - № 8. -С. 221-226.
104. Касаткина Т. Литература после конца времени // Новый мир. М., 2000.
105. Ковский В. В масштабе целого // Вопросы литературы. М., 1982. - № 10.
106. Кузнецов П. «Крах литературоцентризма»: Истина или изящная словесность?// Звезда. СПб., 2001. - № 10.
107. Курицын В. Медленно, иногда внимательно // Октябрь. М., 1997. - № 4.
108. Лейдерман Н. Теоретические проблемы изучения русской литературы XX века (Предварительные итоги) // Русская литература XX века: направления и течения. Вып. 1. Екатеринбург, 1992. - С. 3-24.
109. Лейдерман Н., Липовецкий М. Жизнь после смерти, или новые сведения о реализме // Новый мир. М., 1993, - № 7.
110. Лейдерман Н., Липовецкий М. Между хаосом и космосом // Новый мир. -М„ 1991. -№. 7.-С. 240-257.
111. Липовецкий М. Диапозон промежутка (эстетические течения в литературе 80-х гг.) // Русская литература XX века: направления и течения. Вып. 1. Екатеринбург, 1992.
112. Липовецкий М. Патогенез и лечение глухонемоты // Новый мир. М., 1992. - № 7.
113. Липовецкий М. Свободы черная работа // Вопросы литературы. М., 1989. - № 9.
114. Липовецкий М. Изживание смерти // Знамя. М., 1995. - № 8.
115. Липовецкий М. Растратные стратегии, или Метаморфозы "чернухи" // Новый мир. М., 1999. - № 11.
116. Миловидов В. «Другая» проза: проблемы поэтики // Текст и контекст: русско-зарубежные литературные связи 19-20 вв. Тверь, 1992.
117. Немзер А. Несбывшееся (Альтернативы истории в зеркале словесности) // Новый мир. М., 1993. - № 4.
118. Обсуждение книги Абрама Терца «Прогулки с Пушкиным» // Вопросы литературы. М., 1990. - № 10.
119. Пискунова С., Пискунов В. Уроки зазеркалья // Октябрь. М., 1988. - № 8.
120. Потапов В. На выходе из «андеграунда» // Новый мир. М., 1989. - № 10.
121. Ремизова М. Детство героя. Современный повествователь в попытках самоопределения // Вопросы литературы. М., 2001. - № 2.
122. Роднянская И. NB на полях благодетельного абсурда // Новый мир. М,. 1992. -№ 8. -С. 225-227.
123. Роднянская И. Гипсовый ветер (О философской интоксикации в текущей словесности) // Новый мир. М., 1993. - № 12.
124. Рыбальченко Т. JI. Иронико-философская проза в современном литературном процессе // Проблемы метода и жанра: Сб. статей. Вып. 17. -Томск, 1991.-С. 190-209.
125. Рыбальченко Т. JI. Поиск метафизической картины мира в русской литературе 1950-1980-х гг. /У Проблемы метода и жанра: Сб. статей. Вып. 19. Томск, 1997. - С. 280-296.
126. Семенов О. Искусство ли искусство нашего столетия? // Новый мир. -М., 1993. -№ 8.
127. Славецкий В. После постмодернизма // Вопросы литературы. М., 1991. -№ 11-12.-С. 37-47.
128. Степанян К. Реализм как преодоление одиночества // Знамя. М., 1992. -№9.
129. Суриков В. Крушение идеализма. Кризис литературы или кризис мировоззрения // Литературное обозрение. М., 1993. - № 5.
130. Чередниченко Т. Новая музыка № 6 // Новый мир. М., 1993. - № 1.
131. Чупринин С. Ситуация//Взгляд. Вып. 3. М., 1991.
132. Чурляева Т. Н. Преодоление проблемы страха в повести В. Маканина «Утрата» // Тема страха в русской литературе XX века. Материалы межкафедральной научной конференции ТГУ. Томск: Изд-во ТГУ, 2002.-С. 149-161.
133. Шкловский Е. Из немоты // Литературное обозрение. М. 1989. - № 11.-С. 8-14.
134. Яранцев В. Свобода и пустота (Современная проза на грани эпох и мировоззрений) // Сибирские огни. Новосибирск, 2000. № 5.
135. Проблемы поэтики художественного произведения
136. Барлас Л. Г. Язык повествовательной прозы Чехова. Ростов-на-Дону, 1991.
137. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989.
138. Бахтин М. М. Проблема поэтики Достоевского. М., 1975.
139. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе// Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
140. Вайман С. Вокруг сюжета // Вопросы литературы. М., 1980. - № 2. - С. 114-134.
141. Веселовский А. Н. Поэтика сюжетов // Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М., 1989.
142. Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. М., 1995.
143. Гей Н. К. Время и пространство в структуре произведения // Контекст -1974.-М., 1975.
144. Добин Е. С. Сюжет и действительность. Искусство детали. Л., 1981.
145. Драгомирецкая Н. В. Поэтика времени в современной прозе и проблема переосмысления художественного образа // Науч. докл. высш. шк. Филол. науки. -М., 1987. № 4. - С. 3-10.
146. Захаров В. Н. О сюжете и фабуле литературного произведения // Принципы анализа литературного произведения. М., 1984. - С. 130136.
147. Зобов Р. А., Мостепаненко А. М. О типологии пространственно-временных отношений в сфере искусства // Ритм, пространство и время и в литературе и искусстве. Л., 1974.
148. Иванов В. В. Категория времени в искусстве и культуре XX века // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. М., 1974.
149. Кавелти Д. Г. Изучение литературной формы // НЛО. М., 1996. - № 22. -С. 33-64.
150. Каганский В. Вопросы о пространстве маргинальное™ // НЛО. М., 1999. - № 37.
151. Кожевникова Н. А. Типы повествования в русской литературе XIX- XX вв.-М., 1994.
152. Кожинов В. В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Вып. 2. - М., 1964.
153. Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972.
154. Корман Б. О. Литературоведческие термины по проблеме автора. -Ижевск, 1981.
155. Краснов Г. В. К понятию сюжетной ситуации в эпических произведениях // Русская литература XIX века. Вопросы сюжета и композиции. Вып. 132. Горький, 1972.
156. Лаптева О.А. Дискретность в устном монологическом тексте // Русский язык. Текст как целое и компоненты текста (Виноградовские чтения XI). -М., 1982.-С. 37-56.
157. Левитин Л. С., Цилевич Д. М. Основы изучения сюжета. Рига, 1990.
158. Левитин Л. С., Цилевич Д. М. Основы изучения сюжета. Рига, 1990.
159. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.
160. Лотман Ю. М. К построению теории взаимодействия культур // Избр. статьи: В 3 т. -Т.1.-М., 1992.
161. Лотман Ю. М. Несколько мыслей о типологии культуры // Избр. статьи: ВЗт. -Т.1.-М., 1992.
162. Лотман Ю. М. Происхождение сюжета в типологическом освещении // Лотман Ю. М. Избр. статьи: В 3 т. Т. 1. - Таллинн, 1992. - С. 224-242.
163. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970.
164. Лотман Ю. М. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. М., 1988.
165. Мукаржовский Я. Эпика Карела Чапека // Мукаржовский Я. Структурная поэтика. М., 1996.
166. Падучева Е. В. Говорящий как наблюдатель: об одной возможности применения лингвистики в поэтике // Изв. РАН. Сер. лит. и яз. Т. 52. -М., 1993. -№3,- С. 33-44.
167. Плеханова И. И. Особенности сюжетосложения В. Шукшина,
168. Ю. Трифонова, В. Распутина // Русская литература. М., 1980. - № 4.
169. Ромодановская Е. К. Специфика жанра притчи в древнерусской литературе // Евангельский текст в русской литературе XVI1-XX веков. -Петрозаводск, 1998.
170. Руднев В. Логика сюжета // Наука и мы. М., 1990. - № 6.
171. Руднев В. Структурная поэтика и мотивный анализ // Даугава. Рига, 1990. -№ 1.
172. Тамарченко Н. Д. Повествование // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. М., 1999.
173. Томашевский Б. В. Теория литературы. 6-е изд. - М.; Л., 1931.
174. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.
175. Топоров В. Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. -М., 1983.
176. Тюпа В. И. Аналитика художественного (введение в литературоведческий анализ). М., 2001.
177. Тюпа В. И. Мотив пути на раздорожье русской поэзии XX века // «Вечные» сюжеты русской литературы: («блудный сын» и др.). -Новосибирск, 1996.
178. Тюпа В. И. Тезисы к проекту словаря мотивов // Дискурс-2'96. -Новосибирск, 1996,- С. 52-55.
179. Тюпа В. И. Фазы мирового археосюжета как историческое ядро словаря мотивов // Материалы к «Словарю сюжетов и мотивов русской литературы»: от сюжета к мотиву. Новосибирск, 1996. - С. 16-24.
180. Тюпа В. И., Фуксон JI. Ю., Дарвин М. Н. Литературное произведение: проблемы теории и анализа. Кемерово, 1997.
181. Успенский Б. А. Поэтика композиции. М., 1970.
182. Успенский Б. А. Поэтика композиции: Структура художественного текста и типология композиционной формы. М., 1970.
183. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. Л., 1997.
184. Что такое сюжет // Вопросы литературы. М., 1958. - № 1.
185. Чудаков А. П. Мотив // КЛЭ. Т. 4. М., 1969.
186. Шкловский В. В. Книга о сюжете. -М., 1981.1. Проблема абсурда
187. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.
188. Андреев Л. Г., Козлов Н. П., Косиков Г. А. история французской литературы. М., 1987.
189. Анталогия французского сюрреализма: 20-е годы. М., 1994.
190. Барт Р. Избранное: Семиотика. Поэтика. М., 1989.
191. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.
192. Бахтияров К. И. В сетях парадоксов: поиски выхода: (методологический аспект) // ОНС: общественные науки и современность. М., 1997. - № 3. -С. 181-183.
193. Бердяев Н. Самопознание. Опыт философской автобиографии. Париж, 1989.
194. Бердяев Н. Смысл творчества. М., 1989.
195. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961.
196. Бражников И. Смысл и чистота абсурда // Современная драматургия. -М., 1994. №2.
197. Ванслоу В. В. Эстетика романтизма. М., 1966.
198. Васильев И. Е. Взаимодействие метода, стиля и жанра в творчестве обэриутов // Проблемы взаимодействия метода, стиля и жанра в советской литературе. Свердловск, 1990.
199. Вернадцкий В. И. Размышления натуралиста: Пространство и время в неживой и живой природе. М., 1975.
200. Габитова Р. М. Философия немецкого романтизма. М., 1978.
201. Гайденко В. П. Тема судьбы и представления о времени в древнегреческом миросозерцании // Вопросы философии. М., 1969. - № 9.
202. Герасимова А. Обэриу: Проблема смешного. // Вопросы литературы. -М., 1988. -№4.
203. Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. -М., 1992.
204. Грюнбаум JI. Философские проблемы пространства и времени. М., 1969.
205. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984
206. Гуртуева Т. Б. Пространство постмодернизма // Русский постмодернизм: предварительные итоги. Межвуз. Сб. Ч. 1. Ставрополь, 1998. - С. 4043.
207. Делез Ж. Логика смысла. М., 1995.
208. Деррида Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук // Вестник МГУ. Сер. 9. М„ 1995. - С. 168-189.
209. Дюшен И. Театр парадокса //Театр парадокса. М., 1991.
210. Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс: театр абсурда реальный театр // Театр. -М., 1991. -№ 11.-С. 18- 27.
211. Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н. э. -Л., 1985.
212. Иванов В. Возникновение трагедии // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988.
213. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998.
214. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.
215. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.
216. Клюев Е. В. Теория литературы абсурда. М., 2000.
217. Клюев Е. В. Теория литературы абсурда. М., 2000.
218. Кобринский А. А. Поэтика «ОБЭРИУ» в контексте русской литературы авангарда XX века: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра филол. наук: 10.01.01.-СПб., 1999.
219. Кобринский А. А. Психологизм, алогизм и абсурдизм в прозе Даниила Хармса // Проблемы источниковедческого изучения истории русской и советской литературы. Л., 1989.
220. Колесников А. С. Август Стриндберг и философия // Август Стриндберг и мировая культура. Материалы Межвузов, науч. конф. Стаьи, сообщения. СПб., 1999.
221. Кондюкова Е. С. Феномен абсурда: проблемы эстетико-философского анализа: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, кандидата филол.наук: 10.01.01.-Екатеринбург, 1995.
222. Курганов Е. Анекдот как жанр. СПб., 1997.
223. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.
224. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983.
225. Линник Ю. В. Эстетика парадокса // НТР и развитие художественного творчества. Л., 1980. - С. 49-62.
226. Липовецкий М. Русский постмодернизм (Очерки исторической поэтики). -Екатеринбург, 1997.
227. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.
228. Лосев А. Ф. История античной философии. М., 1989.
229. Лотман Ю. М. Избранные статьи. Т. 1-3. М., 1992-1993.
230. Любимова Т. Трагическое как эстетическая категория. М., 1985.
231. Малахов Н. Я. Модернизм: Критический очерк. М., 1986.
232. Мамардашвили М. К. Лекции по античной философии. М., 1997.
233. Мамардашвили М. К. Мысль в культуре // Философские науки. М., -1989. -№11.
234. Медведев А. Сколько часов в миске супа? (Модернизм и реальное искусство)//Театр. М., 1991. -№ 11.
235. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976.
236. Московская Д. В поисках слова: «странная проза» 20-30-х гг. // Вопросы литературы М., 1999. - № 6.
237. Ницше Ф. Веселая наука // Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза.-СПб., 1993.
238. Ницше Ф. Сочинения: В 2-х т. М., 1990.
239. Пави П. Словарь театра. -М., 1981.
240. Пигулевский В. О. Абсурд и юмор // Философия истории: диалог культур. -М., 1989.
241. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986.
242. Проблема человека в западной философии. М., 1988.
243. Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. СПб., 1997.
244. Пятигорский А. М. Мифологические размышления. Лекции по феноменологии мифа. М., 1996.
245. Раушенбах Б. В. Пространственные построения в живописи. М., 1980.
246. Рейхенбах Г. Направление времени. М., 1962.
247. Руднев В. Морфология реальности: Исследование по "философии текста". М., 1996.
248. Руднев В. Прагматика анекдота // Даугава. Рига, 1990. - № 6.
249. Руднев В. Прочь от реальности: Новые исследования по философии текста. М., 1998.
250. Руднев В. Серийное мышление // Даугава. Рига, 1992. - № 3.
251. Руткевич А. М. От Фрейда к Хайдеггеру: Критический очерк экзистенциального анализа. М., 1985.
252. Сартр Ж.-П. Объяснение «постороннего» // Называть вещи своими именами. М., 1986.
253. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм. - М., 1989.
254. Сартра // Современный экзистенциализм. М., 1966.
255. Синявский А. «Я» и «Они»: О крайних формах общения в условиях одиночества // Странник. Вып. 2. М., 1991.
256. Топоров В. Н. Заметка о двух индоевропейских глаголов умирания // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Погребальный обряд. М., 1990. - С. 47-52.
257. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. -М., 1996.
258. Топоров В. Н. Несколько соображений о происхождении древнегреческой драмы // Текст: семантика и структура. М., 1983.
259. Уитроу Дж. Естественная философия времени. М., 1964.
260. Успенский Б. А. Анти-поведение в Древней Руси // Успенский Б. А. Избранные труды: В 3-х т. Т. 1. М., 1996. - С. 460-476.
261. Успенский В. А. Что такое парадокс? // Сборник статей к 60-летию проф. Ю. М. Лотмана. Таллинн, 1982.
262. Флоренский П. Обратная перспектива // Учен. зап. Тартуского ун-та, 1969. Вып. 236.
263. Фрагменты ранних греческих философов. 4.1. М., 1987.
264. Фрейд. З.Введенние в психоонализ: Лекции. М., 1989.
265. Фуко М. Герменевтика субъективности // Социо-логос. М., 1991.
266. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1997.
267. Хайдеггер М. Избр. работы. М., 1994.
268. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. -М., 1989. № 9.
269. Хамидов А. А. Категории и культура. Алма-Ата, 1992.
270. Хейзинга Й. Homo Ludens (Человек играющий). М., 1992.
271. Цивьян Т. В. Об одном абсурдном/абсурдистском эксперименте // От мифа к литературе. М., 1993.
272. Чернов И. А. Из лекций по теоретическому литературоведению. Барокко. Тарту, 1976.
273. Чухрукидзе К. Теология парадокса // НЛО. М., 2000. - № 43. - С. 407410.
274. Шенкман Я. Логика абсурда (Хармс: отечественный текст и мировой контекст) // Вопросы литературы. М., 1998. - № 4.
275. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности (опыт догматического мышления) // Шестов Л. Сочинения: В 2-х т. Т. 2. Томск, 1996.
276. Шестов Л. Сочинения. М, 1995.
277. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: в 2 т. Т. 1. М., 1983.
278. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1900. Т. 1.
279. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993.
280. Эпштейн М. Парадоксы новизны: О литературном развитии 19-20 вв. -М., 1988.
281. Юнг К.-Г. Архетип и символ. М., 1991.
282. Якимович А. Сюрреализм и Сальвадор Дали // Дали С. Дневник одного гения. -М., 1993.
283. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.2471. Словари и энциклопедии:
284. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. — М., 1955.
285. Керлот Х.-Э. Словарь символов. М., 1994.
286. Краткая литературная энциклопедия (КЛЭ). Т. 1-8, 9 (доп.). - М., 19621978.
287. Краткий психологический словарь. М., 1985.
288. Культурология XX века: Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997.
289. Купер Дж. Энциклопедия символов. М., 1995.
290. Литературный энциклопедический словарь (ЛЭС). М., 1987.
291. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2-х т. -2-ое изд. М.: Большая Российская энциклопедия, 1997.
292. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995.
293. Руднев В. Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты. М Аграф, 1997.
294. Современная западная философия: Словарь. -М., 1991.
295. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. -М., 1996.
296. Толковый словарь русского языка конца XX века. СПб., 1998.