автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.08
диссертация на тему:
Гносеологические функции экстраполяции как метода космологического исследования

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Скалковский, Владимир Леонидович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Алматы
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.08
Автореферат по философии на тему 'Гносеологические функции экстраполяции как метода космологического исследования'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Гносеологические функции экстраполяции как метода космологического исследования"

РГ6 ОА

ищшалшя-академия наук республики казахстан

I | ¡,¡.-.-1

институт даосош

На правах рукописи скалксвскил Владимир Леонидович

гносеологические функции экстраполяции как метода косглолошеского исследования

Специальность С9.00.08 - философсвиа вопросы естествознания и техники

АВТОРЕФЕРАТ,

диссертации на соиснаяиа ученой стэговя кандидата философских наук

Алматы, 19£3

Paöaал тшпаянена в отдела философских вопросов естествознания в твхннна Института философии Национальной академии наук Республики Кааахотан

Научные руководители! член-корреспондент.

HAH Республики Казахстан, доктор философских наук, профессор А.Н.НЫСАНБАЕВ; доктор философских наук М.С.САБИТОВ.

Официальные оппоненты:

Веду пая организация:

доктор философских над к, профессор, Заслуженный деятель' науки Республики Казахстан КЛ.РАлЖТШШ; кандидат физ ико-^атемати— •'' ческих наук Л.М.ЧЕЧШ.

Кафедра философии Казахского политехнического института им.Б.И.Ленина.

Защита состоится ".. "' ■__;_ 1993 года

в___ часов на заседании специализированного совета

Д;008. 05.03 по защите, докторских диссертаций по философским наукай при Институте, философии НАН РК по адресу: г.Алматы, ул.Курыангазы, 29.

С диссертацией.мокно ознакомиться в Центральной научной библиотеке НАН РК /г.Алматы, ул.Шевченко, 28/.

Автореферат разослан *__"____ 1995 г.

Ученый, сенретарь специализированного совета, доктор философских нас/к

.Г.Косиченко

Актуальность теш исследования. Нелинейность динамики развития современного научного знания, гносеологическая многомерность и поливариантность научного поиска порождает необходимость систематического методологического анализа Возможностей згдр бления саморефлексии знания, его методологической способности а. интеграции и синтезу. Не ослабевает интерес д изучению известных и поиску новых способов общенаучного пэзшнпл,. анализа универсальных маха-яизков этого интегративного взаимодействия. Отсюда и острая потребность в средствах эффективного разрешения и предвидения познавательных ситуаций, носяаих проблемный характер, возможностей вшсо-да за пределы наличного знания, поиска точек роста нового.

В этой связи возникает необходаость изучения метода экстраполяции, ноторый, при всей своей- спеэдфичности, оказывается эффективным общенаучна»/ средством переноса имеющегося научного знания на новые, пока не изученные смежные предметные области.

Экстраполяция как- способ человеческого познания применялась еще в эпоху донаучного мышления, однако серьезное методологичес-коа изучение её начинается сравнительно недавно,, с середины 60-х. годов нашего века. Практические потребности выяснения возможностей. экстраполяции удовлетворяются далеко на полностью. В частвос-

\

ти, не. до конца выяснены' эвристические возможности экстраполяции как метода научного исследования,, его конкретные механизмы функционирования в экстремальных, ситуациях соврем®ног о научного поиска.

Наиболее отчетливо гносеологические (йяадии экстраполяции проявляются в. ссшрешяной теоретической физике и космологии,, в которых все чаще подвергаются экстремальной, проверке сами ®.яда-ментальные основания физического знания,,—теория о твоей тельное-

hi„ квантовая механика. Все более тесными становятся ¡теоретические рамки, ограничивающие видение космологической Вселенной через призму таких тнятии как "скорость света" и •"элементарность"'. Постоянно возникает необходимость выхода за пределы привычного отношения в предаем, философского осмысления появляющихся в связи с этим проблем,, "даже поду ответы на которые имели бы огромное „наче ние"^.

Степень разработанности проблем. В современной научной литературе относительно стащса и функций экстраполяции обнаруживаются два различат направления. Исследователи первого направления, исходя из объективно .присущего ¿швой кагерии свойства-опережающего отражения действительности,, рассматривают происхождение экстраполяции на биологическом, психо и нейрофизиологическом уровнях в качестве рефлекторного акта рассудочной деятельности, направленного на элементарное различение имеющегося и необходимого, эксграполятивности поведенческих актов кивих организмов. Этоед пэсвящены работы Анохина П.К.,. Бернштейна H.A., Итель-ссна Л.Б.,, Крушшского Л.В. и других.

В исследованиях второго направления экстраполяция рассматривается в качестве осознанно применяемого человеком методологического способа научного исследования. Этому посвящены работы Вавилова СЛЬ, Зеленова Л.А.,. Казютинского В.В., Кармина A.C., Кузнецова Й.В., Лебедева В.П.,, Макарлева СЛ., Шнешипой Л.А., Шсанбаева А.Н., Поповой Н.Л.,. Рахмату длина К.Х., Гузавина Г.И., Тхрсуиова А., Чудинова Э.М. и других авторов.

Бри всех достоинствах порченных ими серьезных результатов следует, ошетить.чго изучение аспектов становления и.функциониро-

I Философский симпозиум в ГАИШе,. I2E6. ' Земля и Вселенная К.,-19£7, & 1„ с.50.

вания экстраполяции ведется не систематически и, как правило, о акцентом на специфику предмета отдельной науки. В философской литературе отсутствует общепринятое определение экотраполяции. Бытует понимание экстраполяции как познавательного "приема", самоцельного операционального познавательного средства/Андрусенко B.A.f Попова Н.Л. и другие/. Нет работ, в которых экотраполяция выступала бы специальным предметом всестороннего философско-методологи-ческого исследования. Исключение составляют немногие работы. Pax-матуллин К.Х. один из первых, кто уделяет значительное внимание гносеологической универсальности экстраполируеиоста знания как эффективному методологическому принципу познавательной,деятельности. Экстраполяция как метод научного исследования рассматривается им на материале современной астрономии. Нысанбаев А.Н. в своих исследованиях исходит из глубокого понимания экстраполяции как общенаучного метода и рассматривает ее функционирование в свете диалектики взаимодействия с другими формами научного познания, в частности, математической и физической гипотез. Турсупов А. анализирует экстраполяция как метод космологического исследования.

Диалектика познавательной, деятельности такова, что необходимо представить работу метода экстраполяции не только как операционального способа познания, но и как способа движения мышления, соответствующего логике развития целостности, логике развития самого предмета.

Отсюда, цель диссертации: осуществить целостное исследование теоретической характеристики метода экстраполяции в едином познавательном процессе.

Для достижения поставленной цели считали необходимым решить следующие задачи:

I. Выявить сущностные характеристики, основные принципы функционирования метода экстраполяции.

2. Выяснить основные типы и формы экстраполяции, ее место и функции в системе .других методов научного исследования.

3. Раскрыть сущность и специфику предмета космологии как. основания метода космологической экстраполяции.

4- Определить методологические принципы функционирования,, типы и форми метода экстраполяции в космологичесном_ исследовании.

Методологическая основа исследования. Методологической и теоретической основой диссертационного исследования являются диалектик о-логические принципы /противоречия, активности субъекта, конкретности и т.д./ построения теории, идеи и положения, содержащиеся в трудах современных философов. Привлечены материалы естественнонаучных дисциплин.

Болшуы помощь в .диссертационном исследовании оказали работы. ■казахстанских философов, раскрывающие методологические подходы к проблеме надчно-дознавательной деятельности,, - Абдиль.цина S.U., Абишева К.А., Балгимбаева A.C.,• Нысанбаева А.Н., ■ Косиченко А.Г., Орынбекова Ы.С., Рахматуллина КД., Сабитова ш.С«* и других.

Научная новизна диссертационного исследования. Отход от бытующего понимания экстраполяции как повсеместно используемого самоцельного операционального познавательного "приема" позволил рассматривать экстраполяцию как общенаучный метод исследования, спо-t

соб движения мышления исследователя,, форму познавательной деятельности, соогветсгвуювд'ю объективной логике развития целостности.

В результате:

- Уточнено определение понятия "экстраполяция". Экстраполяция — это способ познавательной деятельности, направленный на существенное изменение принципиальных основ теоретического видения предмета,, общенаучный метод поиска истины, основанный на провеце-

ниц "'логической операции качественно определенного переноса, гносеологического продолжения, распространения известного знания на смежную неизвестную предметную область"* /не обязательно качественно подобную первоначально!!/ при возможном отсутствии средств её непосредственного познания и наличия оснований для переноса.

— показана эвристическая роль и специфика экстраполяции как формы опосредованного мысленно-экспериментального отношения исследователя к. предмету на примере математизированных областей знания в связи а возможностью расширения её логической структуры и замещения функций, другими формами отражающего отражения действительности, кроме рассматриваемых традиционно /абстрагирование, идеализация,, моделирование., мысленный экоперимент/, способных служить также механизмами п этапами осуществления экстраполяции.

-выявлена роль, сущность и диалектика взаимодействия метода экстраполяции с объективной логикой развития предмета современной космологии.

Теоретическая и практическая значимость исследования - Разработанные и научно обоснованные содержательные моменты функционирования метода экстраполяции в научном исследовании могут быть применены в любой.области научного познания. Материалы, выводы и результаты диссертации могут лечь в. основу, спецкурса "Гносеологические функции экстраполяции в общенаучном и космологическом исследовании", могут быть использованы при ¿учении темы "Формы и методы научного познания"; вузовских курсов "Философия" и "Методология науки'".

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования ежегодно, начиная с 1984 г., докладывались и подучили полоаа-

I Нысанбаев Д.н. и др. Сущность и роль математической гипотезы в физическом познании.. В сб.: Материалистическая диалектика как методология современной физики. Алма-Ата, 1978, с.13.

тельную оценку на методологических семинарах отдела философских вопросов естествознания Института философии и права АН Республики Казахстан, научных семинарах Республиканской школы молодых ученых /1984 г./, конференции аопирантов, соискателей и молодых ученых Института философии и права АН Республики Казахстан /1985 г./, заседаниях кафедр философии и методологии наук, теоретической, физики КазГПУ иы.Абая /1989-1992 г.г./, методологическом семинаре кафедры педагогики АГПУ им,Абая,/1969-1992 г.г./,. семинарах. Институтов астрафизшш и ядерной физики АН Республики Казахстан. Разработан и прочитан студентам 1У-х и У-х курсов физико-математического факультета АГПУ им.Абая спецкурс "Гносеологические функции экстраполяции в общенаучном и космологическом исследовании", проведены спвдсеминары*

Структуса диссертации4 Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Основное сопертание диссертации. Во введении обосновывается выбор и актуальность темы диссертации, анализируется степень разработанности проблемы* сформулированы цель и задачи исследования; определяется его научная новизна^ методологическая основа, теоретическая и практическая значимость.

Первая глава йЭкстраполяция как метод научного исследования" состоит из трех параграфов. В первом — "'Сущность метода экстраполяции"'выявляется'сущность экстраполяции как метода научного исследования, его специфические особенности как функции научно-теоретического знания, способа■ опере:«ающего отрахешш действительности. Осуществлен анализ генезиса метода экстраполяции с точки зрения таких форм опережающего отражения, в лшвоп природе, которые принципиально предполагают осознанное, проблвк'.но-теот.епгческое освоение действительности, диалектико-логичеекуь: соотнесенность

с. .принципами предметно-практической деятельности исследователя, в отличие от. ненаучных способов познания. Такое понимание позволяет глубже раскрыть разнообразие методологических функций, метода экстраполяции. Важнейшим сущностным моментом метода экстраполяции выступает логическая операция качественно определенного переноса, гносеологического продолжения, распространения известного знания на смежную неизвестную прадаетную область^-..

Сама идея предаетности формируется, исходя из возможности предмета быть и выглядеть иначе в- иных условиях, отстоять себя перед лицом иного возможного тнятия. Предает, понятий кмианентно содержат в себе возможность "предвидеть"' критику в свой адрес со стороны новой предметности. Возможно, что этимологический, смысл слова "предмет1*, лап "!пред собол метать", имеет в виду именно указанное обстоятельство,, как выражение способности форм знания к самодвижению и экстраполищеыосгя.

С точки зрения проблематики известноэтнеизвестноо, экстраполяция предста'ет в качестве диалектического метода, способа деятельности,. направленного На синтез разнородных, предметных облас-

» -

тей, неотъемлемым компонентом всего познавательного процесса, средством выработки целостных представлений, о предмете, объяснения нового с позиций, существующего знания.

Действительно, рассматривая экстраполяцию не как операциональный "прием"', а как метод научного исследования, нельзя не заметить,. что это предштгает на только необходимость момента переноса знания, но и некоторую логико-гносеологическую последовательность познавательных действий, с. предметом. В таном свете данный метод сдужиг выражением способности форм теоретического знания в внутренней.детерминации и самодвижению в направлении цол-

I Вгсанбаев А.Я., там же.

not реализации потенциала своего предаетного содержания. Теоретико-познавательная специфика метода экстраполяции проявляется здесь в движении мышления исследователя от абстрактного к конкретному.

Целенаправленный синтетический анализ содержательных моментов проблемы показывает,, что экстраполяция - эффективный метод, выражающий логику познания, имманентную логике развития самого предмета, а также форма познания,, позволяющая представить предмет,, понятие на уровне предметы о-практической целостности. Поскольку целостность теории предполагает синтез предаете и метода, то с необходимости слецуег указать не только на возможности экстраполяции в движении к теоретической завершенности,, но и на роль метода в ситуациях возникновения кризиса теоретического знания, его оснований, возможности их пересмотра в,процессе формирования иного принципа теоретического видения.

С учетом выявленного нами общего и особенного в характеристике метода экстраполяции» такой подход дает возможность констатировать,. что экстраполяция —суть способ познавательной деятельности, направленный на существенное изменение принципиальных основ теоретического видения предмета, общенаучный метод Войска истины, осно-вайный На проведении логической операции качественно определенного переноса» гносеологического Продолкения, распространения известного знания на смежную неизвестную Предметную область /не обязательно качествевнь подобную первоначальной/ при вози окном отсутствии средств её непосредственного познания и наличия оснований для переноса..

3 работе анализируется.структура процесса экстраполирования: теоретический базис,, экстраполяцноннке операции, оценка экстраполя-ционных выводов.

В качестве гносеологического освоваи-ля ¿метода эксг-алсллют:

рассматривается принцип единства знания, который представляется не только "философским выводом" из идеи материального единства мира, тождества бытия и мышления,, но,, прежде всего, вытекающим го человечески познав а тельной практики. Непосредственное свое воплощение он находит, в интеграции и синтезе научного знания, выражающими методологическую тенденцию описания максимального числа предметных областей минимальным объемом имеющегося знания.

гнатраполяция отражает, с одной стороны, свойство инерции, консервативность знания,, стереотипности механизмов человеческого познания, а с другой - его направленность на получение принципиально нового знания. Поэтому, в работе исследуется диалектика ддух названных.функций /экстенсивной и интенсивной/, обуславливающая не только формы гкстраполированип,но и разнообразие диалекти-но-логических и регулятивных принципов /соответствия как развития принципа единства знания, перманентности как формального основания экстраполируемостц и т.п./ построения теории. В свете исследуемых, принципов полнее и г.чубже раскрывается эвристическая функция экстраполяции. Диссертант считает, что вся история научного познания в определенной степени — история экстраполяции законов изученного на еще не изученное. При этом она "в гносеологическом и логическом плане является историей..интеграции науки"'1'. В этом смысле научная картина мира рассматривается как высшая форма единства знания, основанная на интеграции и синтезе наук,- на экстраполяции методологических принципов и наиболее общих законов как методологической основы научного предвидения и целостного понимания действитель-' ности.

Рассматривается так называемый. "Принцип презумпции экстрапо-

I Рахматуллия к.Х. Научная картина мира над высшая форма интеграции знания. В кн..:. философско-методожогические проблемы науки. Алма-Ата, 1986, с. 61, 71.

шруемос-ш"'в роли основания и формы логического определения пределов акстратлируемости /применимости/ наличного знания. На подобном раз движении границ прещ/.етной области основана "неограшгчен-

II

нал экстраполяция, имевдая, однако, ограничение со стороны сопос-иьления её результатов с опытом.

Во вюроы параграфе- - "Формы и типы экстраполяции" - выявляйся формы и типы перенесения знания из одной предметной области и другую, с учетом сущностных особенностей метода экстраполяции, логической структуры и соцернательных его основ. Метод экстраполяции рассматривается в неразрывной связи с со церва тельными характеристиками предмета. Формируясь как результат "старого" знания, экстраполяция органически связана с исходники положениям;, и, в то вд время, она во многом определяется спецификой новой препметной области. Формы становления гносеологической резонансности предметных областей многообразны и, по мнению, автора,с учетом характера содержательных моментов могут служить основой типологизашш экст-раполятивных цознаштельних процессов.

В диссертационном исследовании раскрывается специфика форт.: и типов метода экстраполяции, рассматриваемых трашашовно на материале математизированных областей знания, а такке анализируются современные оригинальные подходы к данному вопросу.

Независшо от конкретных цутей осуществления экстраполяции объективно существующая ситуация гносеологического простора служит основанием для выявления противоречий и проблем, образующих многоступенчатый процесс экстраполирования, выдвижения предположений, догадок, которые в ходе познавательной деятельности развиваются в гипотезу. Последняя выступает одной из определяющих фор/.: развития научного познания,, формой экспликации решения научной цроблемы. Первоначально противоречие в предаете и его проблемати-

зация опосредуются идеей, способной детерминировать и направлять дальнейшее исследование, привести от "старой" предметности к ново/!, неосвоенной, к формированию закона новой предметной области. Идея есть более глубокая и целостная, нежели гипотеза, генетическая ферма и способ теоретического отображения действительности. Выесть с тем, обе они - формы и этапы осущемвлення экстраполяции. Отпечено, что гипотетическое не всегда является продуктом экстраполяции, хотя в целом взаимосвязано с ней. В диссертации анализируются математическая и физическая гипотезы в качестве форы перехода от одного уровня физического знания к более глубокому. Их сущность, структура и взаимосвязь подробно рассмотрены в научной литературе /Вавилов С.И.,. Головин А.И., Кузнецов И.В., Нысанбаев А.Н.,. Свириденко В.П., Степин В.С. и другие/. Математическая гипотеза способна вступать методом экспериментального теоретизирования /математического моделирования/,, что выделяет её как эвристическую форвд пожелания метода экстраполяции в физическом и космологическом познании.

Дифференцированный подход в этой проблеме позволяет отметить,, что применению традиционных математических формализмов прецшест-, дует создание ряда абстракций и идеалазаций различного уровня и степени общности. Последние позволяют расширить прешетную область еще на эмпирическом уровне познания и служат выражением реальной диалектики единичного и общего,, формами экстраполирования, проявляя свою значительную эвристическую ценность. Обнаруживается, что механизмами, этапами и формами экстраполяцияного процесса служат аналогия, моделирование, мысленный эксперимент в т.п.

Спектр фор/ экстраполяции звания оказывается, таким образш, значительно шире традиционно рассиатриваагнг. Сделанные вывод подтверждается результатами анализа современной тяполагизЯШ

применения экс*раголяции в познавательном процессе /Попова Н.Л., Турсунов А./.

Исследуются формы взаимосвязи экстраполяции с регулятивными принципами развития знания /такими как принципы простоты, непротиворечивости, инвариантности, перманентности и т.д./.

Экстраполяция знания направлена не только на объяснение теоретического знания, но и на определение путей его развития. Как таговая,, она органически связана с прогнозированием и предвидением и составляет, их основание. Предвидение как целенаправленное предвосхищение результатов человеческой деятельности яшяется знанием о сад не наблюдаемых, или пока не существующих состояниях процессов и явлений, указывая на потенциальную возможность их наблюдения и тесно связано о экспэриментльным подтверждением.

Научное предвидение рассматривается в диссертации в общам виде, как процесс экстраполяции званий,имеющий определенные основания для его проведения. Отмечается, что познавательное знэтение экстраполяции шире познавательного значения предвидения. Экстраполяция основана на свойстве постоянного возникновения качественно нового.

В третьем параграфе - "Место экстраполяции в системе методов научного исследования" анализпц?ет£я эвристическая функция экстраполяции. Она выотупаег, с одной стороны, как самостоятельный, познавательный, метод, адв/rofi, ~как мсыент ряда других методов научного исследования /индукции, дедукции, аналогии, моделирования, наблюдения,, эксперимента, мысленного эксперимента, научного пред- ¡ видения, црогноза/. В реальной научном исследовании ни один из этих, катодов не применяется в абстрактной изолированности от других

Автор подчеркивает,. что гносеологическая особенность метода экстраполяции состоит в распространении знания из одной предметной области в c.veaiy3Dr более широкую. В сад• этого экстраполяция не

подменяет др/гие методу. Она не отождествляется также с операцией перенесения знания вообще, что расширило бы её методологическое содержание.

Автор обращает внимание'на то,, что научный метод утрачивает свой статус, если результаты, шдученные с применением его, относятся только к единичному и не обладают статусом всеобщности. Показывается, что экстраполятивный. момент, как средство достижения общности, относительно самостоятельно входит в основания индукции, дедукции, моделирования, но не-является однопорядковым с ними.

Экстраполяция рассматривается в качестве концентрированной формы сущностного выражения методов опосредованного познания, отличной ос эксперимента и наблюдения как концентрированного выражения непосредственного познания /оеленов Л.А,, ^нарычав С.П.А

Экстраполяция способна проявляться в форма идеальной модели предмета, позволяющей интерпретировать результат как наблюдения, так и анспертмента, и опосредовать их в форме мысленных црообраэов реальных объектов. Как наблюдение, так и эксперимент в связи о этим способны не только опровергнуть или подтвердить понятие о предмете,, но и давать новое знание о нем. В этом проявляется их прогностическая ф/нкция.

Таким образом, экстраполяция оказывается эффективным методом научного исследования на всех этапах познавательной деятельности, интегратнвным и синтезирующим ^автором развития знания. Эвстрапо-ляция тесно связана с гиштетико-эксперамевтальными формами «целительной деятельности исследователя. №к метод,, коррелирующий о многими другими методами современного научного познания, экстраполяция в известной степени обеспечиваег эффективность их использования.

Зторая глава - "Познавательная роль метода экстраполяции в

космология"' - состоие из трах, параграфов. В первом - "Предает космологии нан основание метода космологической экстраполяции" экстраполяция исследуется в качестве научного метода, способа движения мышления исследователя, формы его деятельности, имманентной объективной, логике развития предав та космологии.

Раскрывая сод ерна тельные характеристики предаем космологии, диссертант подчеркивает, что понятие косадлогической Вселенной как объевтивио-прдродной.цэяостности формируется только в контексте деятельности исследова теля-косм олога, направленной на воспроизведение физическими понятийными средствами црсобраза "инобытия другого".

Продуктом зворетического конетруиро-вания в космологии является физическая модель. Космология — физическая наука, изучающая физическими методами пространственно-временную мегаатруктуру Вселенной1.

Веяное определение Вселенной как. целого может быть дано только непрвдикативным образом,, поскольку на неё невозможно взглянуть извне, сопоставить а^ней.двтие объекты.

В ходе всестороннего анализа космологической, лроблематики в работе делается вывод, что инвариантность определения понятия Вселенной обусловлена экстраполяцией, эшпирического материала на любом этапе нвдчно-аознавательной деятельности за его пределы. Дей- 1 мнительно, в. опыте, познается не. только единичное, но и ойцее.что оправдывает выход за его рамки 'посредством обобщения данных, то есть экстраполяции.

Вместе с тем,, космология ошриру ет. идеализированным объектом Вселенной,, предполагая опосредование данных наблюдения теоретическим базисам локальной физической, теории. Диалектика исследователь-

I З^рсунов &. философия и современная космология. М.,. 1977, с.47.

слой деятельности в космологии выступает изначально как диалектика непосрепственного и опосредованного дознания, где экстраполяция - единственный эффективный способ осмысливания явлений, находящихся вне сферы действия наблюдения а эксперимента.

В теоретической космологии астрономическая часть доступной наблюдениям Вселенной мыслится как одна из. возможных частей. Вселенной в целом /или Болшой Вселенной/. В связи с этим в работе анализируются два методологически различных подхода к. космологическому моделированию в соответственно определению содержания понятия "Вселенной", а именно локальный, и глобальный.' Диссертант придерживается в работе глобального подходаь Именно здесь космология обнаруживает свои предельные экстраполяционные возможности. В связи, с чем справедливо определение космологии в качестве "физического "чения о Вселенной как целом, включающим в себя теорию всего охваченного астрономическими наблюдениями мира как части Вселенной"^. Отсюда, космологическая проблема заключается в возможности экстраполяции физического знания на Вселенную в целом.

Содержательный Момент космологической проблематики проявляется благодаря необходимости объективизации Некоего "Гносеологического остатка",являющегося гносеологическим продолкениеи аа пределы видимой«, доступной непосредственному познанию части Вселенной. Постоянная необходимость его Объективизации в качестве продукта "дополнительной гипотезы", конструирующей, образ единого Целого* и является движущей силой, строящей, на фундаменте локального знания современную космологическую дисциплину 4

В работе рассматривается непредикативность понятия о Вселенной через призму диалектики части и целого. Тан, в релятивистской, космологии по значении средней плотности вещества в астрономичес-

I оельканов А.Л. Космология. — В кн.: Развитие астрономии в ест, :.;., ко7, с. 320.

кой.Вселенной делается вывод об особенностях пространственно-временной структуры "Вселенной как целого". Экстраполирование основных. положений.здесь вздет к объяснению известных фактов /таких как красное смещрние/ и предсказании непосредственно проверяемых /например, реликтовое излучение/.

В результата делается вывод, что выработка целостного представления о Вселенной и проблема экстраполиру.емости локального знания - суть единый процесс. Возможности суждения о Вселенной предполагает имманентную способность познающего мышления'к отражению объективной.реальности в формах целостности, опосредованных предметно-практической деятельностью исследователя-космолога. В этом смысле научная космология не пытается представить свой предмет в виде "бсаго существующего" или огоадествать его а природой вообще.

Во втором параграфе "Методологические принципы космологической экстраполяции'" анализируются методологические принципы различной степени общности, которые, пронизывая все уровни космологического исследования, направляют, обций ход теоретезирования, способствуют формированию теоретико-логических и специально-научных, идей.

Убежденность в правомерности акта переноса знания на ноше предметные области представляет в аллейную методологическую основу глобального шдхода к. космологическому, теоретезированию. Этот подход базируется на принципе экстраполируемости физического знания-'-, предполагающего свою конкретизацию на уровне, космологического моделирования.

Диссертант помимо обращэния к философским принципам /единства мира,, его развитая,, неисчерпаемости и т.д./ рассматривает мета-теоретяческле и теоретические основоположения, выражающие специ-

I ]йзвтинскиа В.З. Философские проблемы исследования Вселенной. -В сб.: :илосол-пя. Естествознание. Современность. М., 1£81, с.263-270.

фику методологической проблематики космологической, науки /принцип космологической уникальности и космологической, экстраполируадости, однородности и изотропности — космологический принцип, носмологический принцип Маха/, позволяюоде рассматривать космологическую проблематику с единых, точек зрения. Последние, представляя условия и способ познания Вселенной,, находятся в основаниях космологического моделирования.

Хаким образом,, известный, разрыв между уровнем теории и эмпирии в космологии обуславливает введение носмологического принципа. На. его основе в релятивистской космологии фундаментельные методологические положения проходят при построении конкретной космологической модели стадии абстрактного и идеализированного отображения, вплоть до определенной физической интерпритации на уровне теоретической целостности.

В диссертации показывается, что идея пространственной однородности и изотропности космологической Вселенной, необходима для создания своего рода "фоновой" идеализации, на основе которой возможен переход на уровень математических.идеализаций и произведение расчетов реальных, доступных наблюдению шраметров. Известная абстра-гируемость и удаленность от реального предаета позволяет нам, од-нано, в дальнейшем углубиться в него, обнаружить истинные его свойства. Это является одной из гносеологических форм активности субъекта, создания исходного уровня космологической реальности, в известной степени служащего истинным препметом космологической-теории.

С введением космологического принципа реализуется идея единого мирового пространства - времени. Отсюда и постоянство кривизны последнего, дающее возможность говорить о локальной и глобальной метрике космологических моделей.

С точки зрения ойцей теории относительности, пересмотревшей

представления классической, физики'на пространство и время, целостный аспект изучения Вселенной.проявляется в её уникальности и не связанности с какой бы то ни. было системой отсчета. Шэтовду система отсчета —сама заполняющая цроолранство материя. Трудности классических-иерархических, или анизотропной Вселенной, связанные с метрикой, прортранства, и соотношение их. с наблюдениями устраняются как. раз- принятием гравитационных, уравнений и космологического принципа. В данном сдучаа во всей тдЛоте проявляются эвристические методологические особенности дачного принципа,, участвующего в создании космологических.моделей как логико-гносеологическое начало, исходаый. щнкт. теоретизирования.

Космологический принцип в качестве гносеологической предпосылки глобального подхода п. космологической-проблеме наделен существенной функцией, в космологических теориях эйнштейновского и фрид-мановского типа. Однако.диссертант отмечает, что в теориях неоднородной, и анизотропной Вселенной действие его ограничивается, либо останавливается.

В третьем параграфе "Форш применения математической-экстраполяции и математической гипотезы в космологическом познании" выявляются и анализируются формы и основные направления математической экстраполяции и математического моделирования в релятивистской космологии.

Из всего многообразия форм экстраполяции в современной космологии выделяется математическая экстраполяция или математическая гипотеза. Как глубоко математизированная область познания,, космология не мокет обойтись без этого инструмента мысленно-;эксперимен-тальной.деятельности.

В работе, в зависимости от. интерпретации исходного физико-теоретического базиса релятивистской космологии -гравитационных

уравнений общей теории относительности*. рассматриваются несколько основных направлений теоретических исследований- /видов„ форм, математической экстраполяции и математической гипотезы/: гравитационные уравнения остаются без изменений; уравнения эти так или иначе видоизменяются; исходные уравнения на только видоизменяются или варьируются, но содержат, возможность радикального выхода за физико-теоретические рубеаи путем "Навязывания природе своей точки зрения". Выбор дополнительных условий, введение граничных, или предельных параметров и предположений- такие играют, роль в выборе различных направлений. «

Делается вывод,, что взаимодействие и диалектика непосредственного и опосредованного в космологии чрезвычайно многообразны и сложны. Однако все виды и формы экстраполяции здесь; как показывает. проверенный анализ* не выходят за рамка уже иавзстяых,, в частности, в теоретической физике. Схема:, эксперимент, наблюдение -теория — эксперимент, наблюдение финсуется на разработке гипотети-ко-экспериментальной составляющей. Процесс этот щюнизан абстрагированием и идеализацией, повсеместно привлекается аналогия. Эвристическая роль экстраполяции в космологическом моделировании возрастает, и активность исследователя регулируется зачастую такими малоисследованными направляющими,как интуиция, творческое воображение,, эстетический вкус.

В связи с этим отмечается дискуссия о введении в необобщенные гравитационный уравнения космологической постоянной; пример с погрешностями в определении абсолютной величины константы Хаббла, вызвавшими появление гипотезы спонтанного рождения вещества;, объяснение эволюционирующего характера Вселенной изменением констант заряда и гравитационной, постоянной и т.п.

В целом делается вывод о необходимое га в более надежных эыщ-

рических данных* шскольку основой-верности космологической теории остается соотношение её результатов с наблюдением. Зависимость эта, однако, опосредуется рядом методологических принципов различной степени общности. Среди .них восмологический-принцип, "разрешающий" ассимиляции эмпирических данных, экстраполяцию основных уравнений,

непосредственное измерение и интерпретацию физических величин, входящих, в эти. уравнения.

Автор останавливается на оценке сеотношения различных исторических, типов космологического моделирования в контексте развития предмета космологии /от Аристарха Савдсриого да Галилея, от классической космологии до современных-физических представлений о Вселенной/ и делает вывод,, что математическая гипотеза всегда выступает основанием космологического моделирования, эвристической формой. предметно-практической деятельности ученого с различной, степенью адекватности и глубины, отражая меру фазико-теоретяческого приближения мысли исследователя к объекту. 1

Отмечается недостаточная изученность возможности проведения восмологической- экстраполяции альтернативными путями. Автором по— вазано, что не ооознаны до конца возможности классического гравитационного закона не только как базиса классической еосмологии, но и эффективного оппонента релятивистского моделирования. Содержательно различные математические формализмы могут приводить во многом ■ и к. идентичным результатам.

Подчеркивая роль космологического принципа в поэтад ¡ом наращивании идеализаций,. диссертант показывает цути экстраполяции основных уравнений, и интерпретацию конечных уравнений, ведущих к построению модели "Болыюго взрыва".. Эта модель приводит, к понятия/, "нулевого"' времени и сингулярности, для которых содержание привычных экстраполяции обнаруживает свой, экстенсивный предел.

Роль математической экстраполяции и математической гипотезы 1 релятивистской космологии возрастает в. связи с тем, что на осново математического моделирования здесь осуществляется глубокий сиптаа и интеграция на первый.взгляд разнородного естественнонаучного материала.

В заключении диссертации подводятся итоги, исследования, делаются теоретические выводы, намечаются возможные перспективы дальнейшего развития проблемы. •

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях!

1. Сущность метода экстраполяции //Тезисы материалов методологической конференции аспирантов и научных сотрудников Института философии и права АН КазССР - Л.хма-Ата, 1984, с.18-24.

2. К вопросу об эволщии равдально-гелиоцентрической. структуры системы планет //сборнив научных трудов по физике - Алма-Ата:. КазПИ им.Абая,. 1984,, с. 72-75.

3. К вопросу об эволщии орбиты Луны на космогонических интервалах времени //Сборник научных трудов по физике - Алма-Ата: КазГПУ им.Абая, 1991, с. 45-52.

4. Экстраполяция как средство научного познания //Мекцуаовский-научный сборник статей - Алма-Ата:. КазГПУ им.Абая, 1992, 0.79-&1.

5. Экстраполяция как метод научного познания /сущность, основные принципы функционирования/ // Министерство народного образования Республики Казахстан - Алма-Ата: КазГПУ им.Абая, 1992,

с.1-17. /брошюра/.

6. Гносеологические функции экстраполяции в космологии. //Мини-

стерство народного образования Республики Казахстан - Адеа-Ата: КазГПУ им.Абая, 1992, с. 1-30. /брошюра/.