автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.05
диссертация на тему:
Гончарные промыслы Украины конца XIX - начала ХХ веков (исследование организационно-творческих процессов)

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Шмагало, Ростислав Тарасович
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.05
Автореферат по искусствоведению на тему 'Гончарные промыслы Украины конца XIX - начала ХХ веков (исследование организационно-творческих процессов)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Гончарные промыслы Украины конца XIX - начала ХХ веков (исследование организационно-творческих процессов)"

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ, ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ Н»СР МОСКОВСКОЕ ВЫСШЕЕ ХУДОЗЕСТЕЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЕ УЧИЛИЩЕ /б. СТРОГАНОВСКОЕ/

На правах рукописи УДК: 7.067.2.28

' " " ШАГАЛО РОСТЖЛАВ ТАРАСОВИЧ

-ГОНЧАНЙЕ ПРОМЫСЛЫ УКРАИНЫ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ /Исследование организационно-творческих процессов/ /

17.00.05 - Декоративно-прикладное искусство

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Москва - 1992

Вабота выполнена в Московском высшем художесгвенно-проипиенвом училище /б. Строгановское/. Научшй руководитель доктор искусствоведения

, профессор №льтевский П.А. Официдльннв оппонент - . доктор искусствоведения

профессор Запаско А.П.

кандидат искусствоведения Кошаев В.Б.

Ведупря организация ' Институт народоведения

АН Украины /Львовское отделение/.

Защита диссертации состоится

п/£п /¿/¿'/УМ' 1992 г.

в 12.00. на заседании специализированного совета К - 064.10.01 при Московском ордена Трудового Красного Знамени высшем художественно-промышленном училище /б.Строгановское/ по адресу: 125080, Мзсква, Вэлонодаысяое шоссе, 9.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МВХПУ. Просим принять участие и направить отзыв в 2-х экземплярах со указанному адресу.

Автореферат разослан уС&СУЛ' 1992 г.

Ученый секретарь специализированного совета

В теоретическом осмыслении процессов развития народного ис-сства время даносит на першй план проблемы возрождения угасших полузабытых центров национальной художественной культуры, защиты активизации творческого потенциала народных мастеров. Сохранение гиональных художественных особенностей продукции народных проело в, ее неповторимости, во многом зависит от условий нсторичес-го и экономического развития, от сложившихся форм организации орчества, от характера протекания культурных процессов в тот и иной исторический период. Современные проблема промыслов во гогих случаях идентичны с теми, которые решались в конца XIX -шале XX веков. Именно в этот период на их развитие большое вли-гие оказали создаваемые прогрессивной общественностью организа-гонше структуры, функционирование которых было направлено на >ддерхку и развитие народного искусства.

Проблема использования свойствен»« народному творчеству тра-щий при создании кустарных отраслей художественной проваагэнкос-« впервые была поставлена английскими искусствоведами йэскином и эррисом в середине XIX века. Вэзэрения распостранинпегося в Зала-то й Европе движения "Искусство и ремесло" в скором времена кашли вое проявление в художественной жизни восточноевропейских стран эд видом деятельности различных обществ /в Взссин, например, в эятельности "Абрамцевского кружка", в Польше аналогичные цели озлагало на себя общество "Польска штука стосована" и т. д./. а изучение основ крестьянской жизни и народного искусства при по-троении направлений и методов своей работы опирался ряд обществ, узеев, керамических школ и учебных мастерских та Украине, дея-ельность которых рассматривается в настоящей диссертации.

Наиболее ощутимому воздействию со стороны создаваемых укра-мской общественностью в целях развития промыслов организацион-

шх структур подверглось гончарное искусство, всегда представляв-Ева в традициеайяс пробелах Украины одно кз наиболее веских и значительных мест. Кк влияние на худозественное лицо гончарных прмаслов и дальнейауа судьбу засдуяигает глубокого изучения и анализа. В сслзи с отки целесообразно обращение к полузабытому о] ганизационкоцу опыту 51 худэгествзнноцу наследию, икавшими место ш базе гончарных пробелов - ®иа определяется *>т:туЕлыаа?ь

ДШНОГО КССЛ9ДОШШ5Я.

В работе нашш отраженна ка только худояеетезнкце и органик ционные процесса, происходящие в рассматриваемый период, ко и проблеш сегоднязнаго дня в их историческом преломлении, Использование прогрессивных нзтодов прошлого в деле освоения народного наследия дзета стать еэянш эталон в процессе становления соврв' «энной системы функционироганггя народного искусства.

К тстояз^му врецзии процессы, происходящие в гогтарнкх пр шелах в рассматриваема период, ке выделялись к ах; целостный эта; развития гончарного искусства, часто кз укладывались в существую щив теоретические схемы его развития, и по зтой причине обходили в искусствоведческих трудах. Икевщиеся в научном обороте теорети ческие издания по народному искусству в первую очередь показывай его классические достижения в русле традиций и большей частьзз нз дают представления о влиянии на него рассматриваемых в данной ра боте организационно-творческих процессов.

Перше труда статистического и этнографического характера, имеющие отношение к исследуемой проблеме, представляется возможя разделить на две категории. К первой можно отнести научно-иемщ вательские и педагогические издания пионеров рассматриваемой сфе ¡н деятельности Д. Щзрбакивского, А. Прусевича, В. Василенко, В. Гагенмейстера, Д. Лукияновича, В. Шухевича. Эти авто|н подай

ценные сведения о состоянии гончарных промыслов в период со 2-й пол. XIX до середины 20-х годов XX ст., частично анализируют предпринимаемые перше шаги по их поддержке, а также подают наглядные изображения характерных произведений народного гончарства в качестве образцов для изучения и наследования.

Вторую категорию ранних б блиографических материалов составляют выявленные в различных -периодических изданиях популяризаторские и критические статьи, касающиеся состояния промыслов и принимаемых мер по их адаптации к новым условиям существования.

Ретроспективное обозрение возникавших с конца XIX века организационных форм жизнедеятельности промыслов встречается в публикациях с начала 50-х годов XX ст. Однако в них зачастую встречается тенденциозная и необоснованно негатавная оценка происходивших процессов, как, например, в работе Е. Дмитриевой "Мистецтво 0п1шн17

- К., 1952.

Большим обобщающим исследованием развития украинской народной керамики, охватывающим период конца XIX - начала XX ст., является ряд монографий и диссертация Ю. Лащука "Украинская народная керамика XIX - начала XX ст." Дис. докт. искусств. - К., 197Г. Автор приводит отдельные факты и анализирует некоторые аспекты организационных процессов и творческой практики в общем контексте развития народной керамики указанного периода. Сведения о деятельности всех видов народных промыслов в советский период их развития с незначительным экскурсом в дореволюционную историю подаются в исследовании Б. Бутиияа-Сиверского "УнраУнське радянське народне мистецтво?

- К., 1970.

В последнее десятилетие появились научно-популярные статьи 0. Климчука, А. Данилюка, Н. Крутенко, строящиеся на освещении деятельности организаторов и руководителей некоторых керамических

школ. Подробное и глубокое исследование опыта поддержки 'гончарства Опошни принадлежит 0. Пошивайлу "3 досв1ду роботи по шдгримц1 й розвитку гончарства Опшш в 2-й пол. XIX - поч. XX ст." -Ошшня, 1990. Анализ деятельности Полтавского земства в направлении поддержки кустарных промыслов подаются в трудах В.'Ханко "Кусгарно-художшй pvx у Fbci'i та промисли ЛолтавщиНи да злам! XIX - XX ст." - К., IS63; "Кустарш промисли та Полтавеьие земство." //HTE-IS90. Некоторые факты из деятельности музеев в направлении поддержки народных промыслов в контексте развития украинской этнографической науки затрагиваются.в монографии Г. Скрипник "Етнографхчш музе* Укршни." - К., 1989. , . '

. В процессе обзора литературы установлено, что до сих пор не существует обощающего научного труда» специально посвященного исследованию деятельности, направленной•на сохранение и развитие гончарных промыслов Украины в период-конца XIX - начала XX ст. во всех наиболее важных организационных'и"художественных аспектах. Не существует также и специальных трудов /за' исключением работы 0. Пошивайла/, достаточно полно отражающих историю развития отдельных керамических школ и- учебных мастерских, анализирующих содержание учебных программ и методов обучения по отношению к обозначенной нами актуальной" проблеме.

Исходя из вышесказанного, определялась основная цель диссертации - выявление организационно-творческих процессов в гончарных промыслах Украины конца XIX - начала XX ст. и определение их роли в деле возрождения и сохранения гончарного искусства.

Задачи исследования - изучение социально-экономических и культурных условий развития гончарных промыслов в период конца XIX - начала XX ст. и определение локальных особенностей в реги-

нальном делении;

шявление движущих сил, эстетических, творческих и орг-ччизапи-нных основ возникновения систем поддержки раз вития гончарных ромы слов;

исследование и анализ деятельности государственных у. обществен-ах организаций, земств, керамических школ, учебно-ремесленных ютерских, музеев в деле развития гончарного промысла; определение специфики рассматриваемых организационно-творческих роцессов по регионам, шявление их общих тенденций и взаимосвя-9й;

шявление взаимовлияний народного искусства и профессионального ворчества на примере отдельных произведений гончарных промыслов деятельности специальных учебных заведений;

анализ художественного содержания керамической продукции основах школ и промысловых центров в аспекте преемственности народах традиций и запросов "рынка".

Предает исследования - организация работы по сохранению и озрождению гончарного промысла во всем разнообразии форм, во заимосвязи с традициями и региональными художественными особен-остями керамических произведений в период конца XIX - начала XX еков. Предает исследования состоит из следующих элементов:

• деятельность земств, обществ и отдельных представителей куль-уры и искусства;

■ подготовка кадров в специальных учебных заведениях;

■ музейная и шставочная работа, искусствоведческая критика;

• творческая практика.

Основной метод исследования - историю-искусствоведческий .нализ статистических источников, периодической печати, фотодо-:уыентов, материалов из архивов Львова, Каменец-Подольского, [олташ, Киева, Петербурга; коллекций керамики из фондовых соб-

раний музеев Хьвова, Коломыи, Киева, Каменец-Подольского, Опошни Миргорода, Пзлташ, "оскш и частных коллекций.

Границы исследования. Хронологические рамки исследования определяются временем зарождения рассматриваемых на базе гончарных промыслов процессов с одной стороны и временем распада, или же трансформации возникших организационных структур в ноше, получившие освещение в уже существующих научных трудах.

общепринятые рамки диссертационной работы не позволяют дать исчерпывающую инаюрмацию о рассматриваемых процессах во всех без исключения средоточиях их проявления на территории Украины. Но рассмотренные наиболее характерные примеры и выявленные между ними взаимосвязи дали возможность составить обобщенное представление, выявить цельное и неразрывное единство развития организа цюнно-творческкх процессов к художественного содержания нерами-ческой продукции в рассматриваемый период.

*акты из деятельности музеев, земств и других общественных организаций сгруппированы по основным проблемам исследуемой организационной работы с учетом регионального деления и хронологической последовательности. Сведения же о развитии керамических учебных заведений подаются о каждом в отдельности, учитывая важность эволюции их развития и новизну предлагаемых исторических материалов.

3 работе рассматривается деятельность Полтавского, Подольа го земств, Киевского кустарного общества, ряда общественных организаций на Западной Украине, вклад которых в развитие гончарн« го промысла является наиболее характерным для всестороннего освещения исследуемого вопроса.

Научная новизна исследования заключается в систематизации и обобщении опыта организационно-творческой деятельности в сфер

гончарных пробелов Украины в период конца XIX - начала XX веков 'с последующ историко-искусствоведческим анализом керамической продукции, раскрывающей^ характер творческих поисков ва базе от-дзльшх промыслов и школ. В работе определены основные направления этих поисков, их специфические региональные чзрты, общие тенденции и взаимосвязи; детально проанализированы подхода к решению пробяеш преемственности традиций в данный исторический период.

Праагачэсгоо значение исследования заключается не только в освещении и уточнении исторических аспектов развития гончарного искусства, но и во введении в научный оборот результатов с целью дальнейших разработок практических рекомендаций по вопросам жизнедеятельности народных прошелов. Исследование представляет информативную ценность для преподавателей' и студентов керамических учебшх заведений, сотрудников музеев и искусствоведов.

Структура и обьеа работа строятся в соответствии с целями и задачами исследования. .Писсертациз изложена на 164 страницах ма-виноппеного текста; состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и архивных источников, К диссертации прилагается альбом с 200 иллюстрациями.

В первой глава "Социально-экономические условия и особенности развития гончарного промысла на Украине в конце XIX - нач. XX вв." освеЕрвгся процессы изучения гончарных прошелов и зарождения целенаправленной поддержки кустарного керамического производства. Характер функционирования гончарных прошелов во многом обусловлен специфическими условиями развития народной керамики в исто-ршсо-географических регионах Украины. Исследуеше организационно-творческие процессы в гончарных промыслах значительной мерой обуславливались таете существовавшими в рассматриваемый исторический период границами государств, в составе которых находились расчле-

данные украинские земли и этнос.

Сложившаяся в гончарных промыслах ситуация обуславливалась и общехарактерными для Европы тенденциями развития декоративно-прикладного искусства. В отличие от изобразительного, состояние декоративно-прикладного искусства в значительной степени определялось ростом материального производства, эволюцией техники и способов технологической обработки материала, изменениями норм быта. Интенсивное развитие техники в период капитализма, сделавшего машину главным источником потребительских товаров, обрекало гончарную продукцию на вторичную роль в процессе создания материальных благ, что привело к возникновении ряда совершенно кошх проблем. Изменения предметного окружения, в котором изделия ре-ызеленного производства все чаще вытеснялись массовой продукцией фабрик, стимулировали художников к предметному творчеству не только в плана утилитарном, но и в аспекте противодействия прошшлен- -ному стандарту и влияния га формирование эстетического восприятия.

Но ишшая место ориентация развития декоративно-прикладного искусства в странах Западной Европы являлась лишь одной из объективных предпосылок возникновения новых форы развития художествен-: вого ремесла ка территория Украины. В работе подчеркивается, что существенное коляичество сохрани на ихся к концу XIX Бока очагов гончарного ремесла на Украине /более 700/ явилось главной отличительной особенность® развитая украинской керамики по сравнении с ранее сташими ва путь капиталистических отношений многими западноевропейскими странами, в которых индустриализация привела почти к полному исчезновения народного гончарного промысла. Вместе с тем в диссертации отра^эш общие и специфические причины", вследствие Еоторых о дно временно с развитием капитализма во

многих регионах Украины качала складагаться ситуация, когда гончарный промысел, существовавший многие века, оказывался парад угрозой полного разорегсгя. Анализ экономической и культурной основ традиционных прошслов для таглядкости сопровоадается стати-' стическини данными демографического характера по численности занятого гончарным проиыслсз населения непосредственно в тэх градационных центрах, где в последствии произ во далась работа по их адаптации к кошм услоняа сут^ествогакпя.

Оценка ситуации, которая сложилась в гончарных проныслаз Украины в конце XIX - начале XX столетий, предоставила возшжносз'ь выделить и обобщать основные причины, шзвавиие пеобходгздасть создания систем поддержки гончарного рзиесда. Усиленное кпзганпэ к развитию худозестгеншх прокзслоз ягияось загонокэрннм следствием процессов, происходящих з период стакоЕ-ггйя каюталкзш. Дэя-телыгасть, капра&чеикая ш защиту и поддержку гончарггого производства как на Еосточгах, так и га Западая землях Украина осуществлялась посредством усилий лябителеЯ шродяого исвусстга, про-иытленников и художественной интеллигенции, Идокш последняя оказала наиболее сущебтвенное влияние на качестсэнцуа стороцу фории-роишия нового облика.художественных прошслов, что позволило па практике отнести народное искусство к числу культурных явлений в .жизни общества. Этому же способствовали попытки решения актуальных проблем общеевропейского движения в области искусств; я рэиэсел, утвердившего философско-эстетическую концепцию дальнейшего развития искусства глины сквозь призму народного творчества. Решаемые культурные и художественные проблемы соприкасались, иногда противоречиво, с воплощаемыми в жизнь государственными экономическими программами, действие которых было направлено на создание конку-рентноспособной художественной промышленности с опорой на трэда-

ционное кустарное производство. Оказание материальной и органига-ционной поддержки развитию гончарного ремесла со стороны государственных структур управления было вызвано экономическими и социальными условиями существования приходивших в упадок промыслов. Необходимость создания систем сбыта, распостранекия и популяризации гончарной проекции обуславливалась также анархичным и стихийным характером торговли, усложнявшим развитие промыслов и негативно влиявшим на художественный уровень изделий.

Таким образом, период конца XIX - начала XX веков ознаменовался началом процесса возрождения и целенаправленной поддержки кустарного гончарного производства на Украина.

Вэ второй г да во "Организация работы по сохранению и адаптации гончарного промысла к новым условиям существования" освепрвт- • ся деятельность земств по поддержке гончарного ремесла ш Восточных землях Украины, пути решения проблем развития промыслов на Западной Украине, анализируется подготовка кадров в специальных учебных заведениях, развитие музейного дела и значение пропаганда лучших достижений народного искусства.

На территории Украины, входившей в состав Российского государства , возможность адаптации гончарных промыслов к ношм условиям осуществлялась главным образом благодаря существованию организационных структур губернских земств. Деятельность некоторых земств в направлении развития и поддеризш народных промыслов воспринимается как связывающее звено между интеллигенцией и народов, как одна из опор в процессе создания целостной национальной культуры.

При формировании всесторонней системы поддержки промыслов, в том числе и гончарного, земствами на первый план шдвигалась задача обследования существующих традиционных центров ремесленного

производства. В программы обследований произсяов входал утгэт количества занятого юл населения, описание условий работа гоггаров, определение количества и стоимости вырабатываемых изделий, районов сбыта продукции, ее качества и другие данные, необходимо дп проведения дальнейшей целенаправленной работы по поддержке прокисла. В главе расс?.гатрлЕаотся конструктивные по подцэрвяе промыслов, разработанные зе^гскими статисткчесшет б про, среда которых основными пушяаш фигурировали: распостранзгпгз пргзтпчесхих и технических зпашШ ерздя яуетарзй, откржгэ образцогж учебних кастерзяих и профессиональна! гсгол, оснотгпге музеэз, кшуск специальной летвратуры. Дзятальносгь По-та пегого, Киевского и Подольского зекств в гапрашиггл ргалпггцнп атт ::ср является шкболее характерной и рассматривается з дяссертздяи по откосешпэ к поди; дерзка гончарного искусства.

В вопросах, касглгтпся развития кародках пробелов, своей активность:) занэтно оделялось Полтавское губернское земство, ко-тороо в поисках способов улучяешш функцногщроЕзнкя прокисло в, в частности, в деле организации ремесленного обучения п 1912 году среди Еоэх земств России ютло на первое кесго. Полтавское земства последовательно рзализошгало целый ряд мер, направленных на поддеркку гончарного прошега: в 18Э4 г. была открыта гончар-кая учебная мастерская в Опойке, в 1895 г. - Худояестюнно-про-иыиленная школа им. Гоголя в Миргороде, субсидировано создание единственной на то время в России школы инструкторов гончарного дела в Глинске, гончарной мастерской в Постав-Муках. Кроме того, земством был организован Кустарный склад, шполняший роль посредника по сбыту продукции кустарных промыслов, и ыузей, занимавшийся хранением и собиранием коллекций произведений

и занималось выпуском альбомов и пособий по гончарному производству.

Ка Ккевщине, в отличие от Полтавского региона, земство не сыграло заметной роли в деле помощи кустарям. Здесь существенные шаги, направленные на проведение системы мероприятий по поддержке гончарного и других промыслов; были проделаны организованным при зеастЕЭ Киевским кустарным обществом. Дэсятилетний период деятельности Общества /1906 - 1916 гг./ отмечен значительным реальным вкладом в развитие народного гончарстш, что шразилось в содействии сбыту изделий, организации худояественно-промапленного музея сатаЕОВ и конкурсов, йштм результатом деятельности Общества стало созданиэ передвианой гончарной мастерской, действовавшей попеременно в нескольких гончарных центра? Приднепровья.

Деятельность слэдукцзго рассматриваемого в диссертации Подольского земства - хотя и базировалась на достаточно научно обоснованной программе развития гончарных промыслов, на практике не охогиш всесторонне зтой проблемы. Н есмотря на правильную пос^аноЕзу земством осноенвх задач, практическая помощь гончар-стру шразилась в основной в вцце финансового содействия при организации Камекзц-Подольской художественно-промышленной школы и учебной мастерской в Берлшщах-Лзскых. Сами по себе эти учебные заведения не смогли решить всего комплекса стоящих перед промыслом проблем.

На западноунраинских землях реальные практические шаги, направленные па освоение народного художественного наследия, в частности* гончарного искусства, качала предприниматься несколько раше, чем на Восточной Украине. Но они не возымели такого же уровня распостранения и глубины решения поставленных целей, как, например, на Полтавщине. Благодаря активности интеллигенции воз-

шали такие организации, как Краевой керамический союз на Bjtco вине, Львовский промышленный музей, Колоккйский промышленный союз, Краевая комиссия по делам дошпшего и мелкого прошсла и другие общестЕЗЕте структура, деятельность которых по отношению к гончарный прсиасяам рассыатригз©тся в работе.

JIspcsj значительна стЕаулом, полоаизшан начало систематической подарзкэ гончарного я других видов пробелов со стороны Гиляцкого сейш, яЕйлась Крзогзя гасташса домаянего пробела, орга-е^зоБанная во Львова в 1877 г. Последующие инкциатиш общественности в этен {ппраюектп возЕетза свое воплощение в виде создания "üsäsccira краевой по делам дазхпшего и мелкого промысла". Эта организация гадала главный путь поддержки прошелов посредством усо-ЕзрзенстЕоанзя и досткзения профессиональных знаний в таких специальных учебных заведениях, как Львогская краевая керамическая опытная станция /168? г./, Коломыйская гончарная пнола /1876 г./, гончарная пкола в селе Толстом /1900 г./. Призером, обобшрпщт рззультаты деятельности общественности Западных и некоторых Восточных регионов Украины по поддерзке прошелов, явилась Шставка дзнапшего проныела в Коломне /1912 г./.

Тязелые экономические условия, которые слодилпсь после Пергой гшровой ээйга, прлгели я прекращения существогания или переориентации на иные с^зра деятельности практически всех шшеуказан-IIах оргапйгзцнонпзх структур, загошавяихся проблемами народного гончарстка ш Западной Украине. В сложившихся условиях своеобразная разрешением Koisrposrsca мезду машиноборчесвим культивированием уникальности ручшго етязлш и но ели принципами пндустриалыгого производства, явилась творческая практика фабрики Ивана Левинского во Львогэ. На фабрязе шело l-scto сотрудничество профессиональных худояников-керамйстов с приглашенными из традиционных гончарных

центров мастерами народной керамики.

Потребность в организации керамических учебных завэдзюй кг территории Украины обуславливалась совокупностью вконоыичаскЕХ, социальных и культурных продпосыяок. ОбьектиЕтая необходимость хз увеличении численности спзцешгстов области декораткшо-пр:шад-ного искусства, в частности худэЕасткзнпой керамики, повлекла за собой постанозку вопроса о создании государственна* учебных заведений как на Западных, так и ¡а Вэсточных землях Украины. Подготовкой специалистов в стенах этих учебных заведэнкй решался вопрос о кадрах как для работы ка фабричных предприятиях, тал и для работы в кустарных промыслах. Состав руководителей и преподасатолай ноюсоздаваешх керамических школ форшфовался на першзс порах 13 числа хурржитов изобразительного искусства и спецсалкстов с керамических заводов и фабрик. Характерам яезхось каса&ишщхз тесных творческих контактов мегду расскатрнваегагзз в работе учзбк^а завздазшши посрадсткш взаимообмена шпускшшийг и пргзоддсзус-дшш1. Е^зли место такге н случаи привяз^зкия к прзздсрсязздсздЗ дзятолъности талзимшнх щродных ьзсгоров, ч?о ягдгось парсга вагами к щработке принципов обучения ш осноеэ гародзЗ Еугму-рн и педагогики.

В ясследзтнии, согласно региональному делегоэ, коттатиру-ется существование и шборочно рассматривается деятельность двадцати керамических учебных заведений и мастерских, возникших с целью поддержки гончарного искусства и распостранения среди ре^з-сленников практических знаний. Деятельность художествэнно-прош-шленных школ в Миргороде /1896 г./, в Каменец-Подольском /1905 г., и гончарной школы в Коломне /1876 г./, ввиду особой значимости этих учебных заведений для развития гончарного искусства в данзйЗ период, рассматривается в работе подробно.

Значительная часть отмеченных учебных завздзнйа имела прел- ! историю своего развития в вида ремесленных цехов нзш братств, ко- [ торне возникали с целью обучения ремеслу, а такне с цельэ загона - I прав своих членов. Организации такого типа мели место.'в болев ранние временные периода, относятся к качественно ишм структурам и не рассматриваются в данном исследовании.

Исходя из того значительного внимания, которое уделялось проблемам подготовки кадров в общей русле опеки над народными промыслами, есть основания утвэрпдать о сформировавшемся га рубежа столетий настоящем "культе" учебных мастерских и художественно-промышленных школ, деятельность которых представляется возможным дифференцировать на два основные направления.

Первому свойственно ошибочное видение возможностей развития ■ народного творчества лишь та пути взаимодействия с профессионалы? ккм искусством и художественной промышленность!). Одним из срздатз -для достижения практических результатов при таком подходе явилось "усовершенствование" народного искусства га. основе синтеза технологических достижений фабричного производства с элементами рукоделия.

Второе шкристализоваваееся направление деятельности керамических школ и учебных мастерских непосредственно отвечало интересам развития народного гончарства, осношшясь на сохранении его региональных художественных и технологических особенностей. Анализировать традиции и органично наращивать их потенциал смогли далеко не все учебные заведения. Лишь те из них, которые проявили способность реинтегрировать свою деятельность в отношении но всему народному искусству, добились наибольших результатов при подготовке специалистов для работы в народных прошслах,

В лучших учебных заведениях предпринимались перше попытки

поиска законов развития народного творчества, выработки подходов к нему как к постоянно развивающейся коллективной системе на основе творчества индивиде. Важным элементом организации обучении чвилось создание специальных курсов усовершенствования мастерства ремесленников, работающих непосредственно в рамках традиционного домашнего промысла. Рациональное зерно такой формы обучения состоит в том, что методика работы с народными мастерами сущзсэвзнно отличалась от принципов обучения основной кассы учеников: на специальных курсах в первую очередь создавались условия для развития естественного творческого потенциала шродного мастера, уже офор-макаегося как творческая личность данной этнокультурной средой. Такая практика способствовала установлению аивого процесса преемственности народных традиций, развития творческого диалога меяду народными мастерами и учениками.

Вуаоте с тем использование народных традиций б учебных заведениях про обре гало нередко чисто механический, поверхностный характер. Другой кеготнвшй крайностью в деятельности керамических школ было непродуманное заимствование учебных программ западноевропейских керамических школ, слепое внедрение чуждых народному творчеству технологий, подчинение его установкам изменчивой мода:. Понимание промыслов как базы для развития промышленности без трактовки их в качестве самостоятельного художественного явления являлось главной ошибкой некоторых работающих в промыслах профессиональных художников.

Излагаемое в исследовании обозрение музейного дала на Украшк показывает, что в рассматриваемый период ряд музеев приобрел четк< шрааенную специализацию по организации теоретической и практической работы в сфере развития народных промыслов, в том числе и го» чашого. Музеи стали средоточиями проведения в жизнь таких вааных

аспектов всего комплекса рассматриваемой деятельности, как научная обработка и систематизация коллекций, организация шставок, выпуск вспомогательной литература для кустарей и худоаников-про-^есско налов, пропаганда народного творчества среди широких слоев заселения.

Музейная деятельность, кас!щаяся исследования и популяризации гончарного искусства, наделяется и рассматривается в двух ти-ювах грушах: в музеях, выступающих в качества самостоятельных организационных единиц и музеях школьшх, формировавшихся в керамических учебных заведениях с целью обслузишния учебного процесса и реализации поставленных перед школами творческих задач.

Первичным звеном, своеобразным катализатором возникновения аяда приводимых в диссертации примеров музейной деятельности з направлении решения проблем развития прошслов, зачастую стано-s:',;acb организация шставок. На рашоос этапах формирования целостных систем поддеряки прошслов выставки являлись единственна! способом распостранэния технических знаний среди кустарей, тсозрешгя их к творчеству, а такие организованной формой сбыта гончарной продукции, которая в сочетании с пропагандой народного ? ворче ства создавала ношй вид художественного рынка. Поэтому ¡нсташчкая практика не рассматривается в данном исследовании з качестве подсистемы музейной деятельности в целом, а характеризуется параллельно с уч:етом хронологической последовательности.

В виде отдельной краткой хронологической летописи предста-зяяется выставочная активность керамических учебных заведений, исчисляющаяся собранными-сведениями о более чен двадцати международных шставхах, Н а этих шставках расскатриваеше в исследовании учебные мастерские и пнолы были отмечены шсшими наградами и похвальными откликами, свидетельствующими о стойком успе-

хе украинской керамики на европейском художественном рынке.

Попытка воссоздания обобщенной картины участия школ и гончарных промыслов в наиболее значительных выставках выявляет важность и необходимость этого звена организационной деятельности, служившего ценным источником для выработки шкалы тех или иных художественных признаков керамики, развивающихся на базе ткал и прививающихся в промыслах.

В формальных принципах построения музейных и шставочных экспозиций проявилось стремление осуществить приобщение населения к реальному творческому процессу народных мастеров. Особую роль при этом сыграли действующие на многих крупномасштабных шставках так называемые отделы показательного гончарства, где посетители икали возможность шблюдать за демонстрацией гончарного мастерства приглашенных на выставки гончаров.

Общей особенностью в системе построения шставочных экспозиций исследуемого периода явилось преобладание шразительной активности экспозиционных рядов над выявлением художественной самоценности отдельно взятого предмета. В основном изделия шставлялись сконцентрирошнныцк целостными группами по принципу принадлеаноси их к тому ют иному региону, промыслу или школе, отдельно не йтра-бутировались и носили характер экспонатов-товаров. Все экспозиции имели в большинстве случаев рекламно-коммерческий оттенок, что соответствовало тогдашнему понимаю® предназначения шставки, ш-полняющей функции сбыта и рекламы наряду с функциями познавательными и эстетическими. Характерной чертой в ряде случаев явилось построение экспозиций с использованием элемента контраста между традиционными гончарными изделиями и произведениями мастеров-современников, обозначенных чертами нового "художественно-промышленного стиля".

В числе специфических функций выставок в работе выделена координация работы учреждений, занимающихся вопросами развития гончарных промыслов и художественного образования. Ваставки явились также средством налаживания межрегиональных и международных связей при реализации задач развития гончарных промыслов и сбйта их продукции.

В деле сбережения и развития лучших традиций народного искусства на базе гончарных промыслов одна из важнейших ролей принадлежала выпуску специальной литературы, которая начиная с последнего двадцатилетия XIX века распостранялась как на Восточных, так и на Западных землях Украины. Одним из первых изданий такого типа явилась серия из 10 альбомов "Взоры промислу домашнього селян на Руси", выпущенных под эгидой Львовского промышленного музея на протяжении 1882-1885 гг. Один из альбомов, специально посвященный керамике, содержит изображения изделий лучших гончаров Гуцульщины и Сокаля. В сопровождающих таблицы текстах указано, что целью издания является фиксация и систематизация образцов народного искусства для использования их в промыслах и промышленных школах, подаются также краткие технологические сведения и особенности изготовления гончарных изделий, графические портреты народных мастеров.

Одновременно с выходом в свет альбомов Львовского промышленного музея налаживается интенсивный выпуск аналогичных изданий и на Восточной Украине, в частности земскими деятелями Полтавщиш. Гончарству были посвящены такие издания, как "Мотивы малороссийского орнамента гончарных изделий" /1883 г./, "Украинское народное творчество. Гончарные изделия." /1913 г./, "На помощь кустарям" /1910 г./ и др. При создании этих альбомов и пособий проявилось стремление земских деятелей показать полтавское гончарство со всей полнотой и многогранностью, акцентировать внимание на исчезнувших

или исчезающих из ремесленного производства формах, что, безусловно, повышало научную и практическую ценность публикаций такого типа.

Важно отметить характерное для всех вышерассмотренных изданий выделение уникальных авторских работ, появление атрибуций изображенных изделий, а также помещение в фотографиях и графике портретов народных мастеров, что свидетельствует о возраставшем интересе к личности ремесленника как первотворца народного искусства.

В исследовании упоминается также и единственный в своем роде пример издательской деятельности Каменец-Подольской школы: из 136 наименований печатных изданий около десяти выпущенных школой книг содержат ценный наглядный материал по народной украинской керамике, ' искусству глины других народов.

Фотографии обложек и некоторых таблиц из перечисленных шше изданий подаются в иллюстративной части диссертации.

В третьей главе "Анализ художественных особенностей произведений гончарных промыслов/в аспекте преемственности народных традиций и запросов "рынка"/.", поднимаются проблемы взаимоотношений профессионального и народного искусства глины. История художественных прошелов показывает, что вопрос такого рода взаимоотношений относится к числу наиболее сложных и противоречивых. Среди главных причин этого выделяется двойственное положение художественных промыслов в структуре художественной культуры, определяющееся в рассматриваемый период противоречивши ориентациями деятельности промыслов как на создание базы для художественной промышленности, так и на адаптацию народного искусства к новым условиям существования с минимальными вмешательствами в естественные творческие процессы. Другая, не менее важная причина сложности выявления взаимоотношений между народным и профессиональным ис-

кусствои глины состоит в шсокоы уровне профессионализма самих народных мастеров украинской керамики, что на практике зачастую приводит к условности разделения понятий профессионального и народного. Поэтому при подаче искусствоведческих оценок собранному натурному материалу в исследовании учитывались цели и условия его создания, будь-то домашний промысел, учебная мастерская или художественно-промышленная школа.

В ходе оценки художественных особенностей керамики в качестве существенного дополнения к выявленным произведениям некоторых учебных заведений и промыслов использовались обнаруженные рецензии и отзывы.современников на художественные выставки, а также фотоматериалы, залечат лешие экспозиции этих выставок. На основе анализа отдельных произведений делается швод, что главными источниками ношх тенденций в искусстве глины явились специальные учебные заведения, основные направления художественных процессов в которых исходили из следующих задач: решения проблемы сбережения и воспроизведения традиционных форм и методов творчества гончаров, а также из ориентации на промышленное развитие керамики, хотя и с преобладающей долей ручного труда.

В исследуемый период наблюдаются также резкие подъемы и спада творческой инициативы народных мастеров. Традиционное гончарное искусство расширяет свои границы от производства предметов, выполяющих утилитарно-декоративные функции, к изделиям сугубо декоративного назначения, увеличивает видовой круг тех и других изделий, нередко являющихся неотъемлемой частью внешней и внутренней архитектурной среды.

Наращивание художественного потенциала происходило путем активного диалога между региональными керамическими художественными школами, с помощью постижения и аккумуляции творческого опыта

других народов, а также путем синтеза художественных элементов формотворчества и декора из иных видов декоративно-прикладного и изобразительного искусства.

Значительным творческим поприщем гончарных промыслов и керамических школ явилась архитектурная керамика, художественный потенциал которой достиг высокой степени жизнеспособности и разнообразия путем применения художниками орнаментики я способов декорирования, свойственных народному гончарству.

Важным творческих достижением на протяжении всего охваченного периода явился поиск ношх путей развития искусства глины, базирующихся на изучении стилевых особенностей и локального своеобразия народной керамики не только данного конкретного региона, но и на аккумуляции достижений гончарства всей Украины, а также на основе попыток синтезирования в глине эстетико-эмоциональных художественных систем других видов народного искусства. Такого рода поиски помогали выявлению общих стиллистических черт национальной художественной и эстетической среды, формированию на базе промыслов различных вариантов "украинского стиля" и национальных ответвлений модерна.

Искусствоведческий анализ произведений выявляет процесс эволюции гончарного искусства в рассматриваемый период, специфику становления механизмов преемственности народного художественного наследия.

- В заключении изложены основные результаты и швода работы: - период конца XIX - начала XX веков ознаменовался утверждением народного искусства как самоценного культурного и художественного явления. Примечательными в происходящих процессах стали возрождение и целенаправленная поддержка кустарного гончарного производства практически на всей территории Украины.

Существенное количество сохранкЕянхся здесь очагов традиционного ремесла - главная особенность развития керамики на Украине по сравнен® с ранее ставшими ка путь капиталистических отношений иногнни западноевропейскими странами, где индустриализация 'привала почти к полному исчезновения народного гончарного прошсла.

- в результате эволвции от рзшевия вопросов первостепенной еэлности по сохранения и жизнеобеспечение традиционного ремесла до сдокных задач творческого порядка, находивших свое воплощение

з экспериментах, в преодолении методических противоречий и сшибок, з гончарных промыслах исследуемого периода, утвердились га, практика ноше принципы творческого сотрудничества народных мастеров и профессиональных худоанинов. Смелое привлечение архитекторами и зудссякяаыи л полноценному сотворчес?ву народных мастеров, предоставление т в рашсах общего художественного замысла свобода саио-щразеиюг во многом обеспечивали сгслесть, неординарность, органичную самобытность целого ряда произведений архитектурной и утилитарно-декоративной керамики.

- в изучаемый период в стенах многочисленных учебных заведений готовились кадры как для работы т фабричках керамических предприятиях, так и для кустарных промыслов. В последнем случав имела место наработка особых принципов обучения на основе народной культуры и педагогики. Существенная фактором активизации интереса общественности я проблемам гончарных прошслов явилась организация музейного дела и рынка сбыта готовой продукции посредством выставок, пунктов экспонирования и продажи изделий, а также гапуска специальных печатных изданий.

- художественные особенности керамической продукции гончарных промыслов и учебных заведений определялись сохранением традиционных и параллельным поиском качественно новых стилеобразуицих

принципов, созвучных эстетическим и художественным веяниям времени. В процессе формирования художественных особенностей керамической продукции общехарактерным явилось появление новых форм изделий, их пластического решения и декоративного убранства, доминирующее значение декоративных качеств по отношению к утилитарным. Наращивание художественного потенциала происходило путей диалога кежду'^регио-нальныыи школами украинской керамики, синтеза элементов формотворчества и декора, заимствованных у других видов украинского декоративно-прикладного искусства /шшивки, писанки, резьбы по дереву и т.д./, применения в керамике изобразительных приемов, характерных для живописи, графики или скульптуры, а также изучения творческого опыта других национальных школ керамики.

- в качестве наиболее приемлемого и действенного метода сохранения и развития традиций народного гончарства в конечном итоге выкристаллизовалась ориентация на стилеше особенности керамики каждого отдельного гончарного центра с присущими ему локальными средствами шравения. Изучение и освоение локальных художественных черт отделы» взятых под опеку гончарных центров явилось главный условием сохранности разнообразия богатых художественных традиций гончарных промыслов в целом.

- сознательная трансформация традиционного стилевого направления гончарного промысла способствовала его органичной адаптации к происходившим в обществе социально-культурным изменениям, создавала благоприятную атмосферу для дальнейшего развития искусства керамики на уровне домашнего ремесла, организованного промысла и профессионального творчества, реально содействовала защите культуры от национально окрашенного примитивизма и диктата коммерческого спроса.

По теме, диссертации опубликованы следующие работы;

1. Раз витий/традиций в гончарных промыслах Украины. Моск. высш. худож. промышл. уч-ще /б.Строгановское/. -М.: 1990, -14 е., Деп. в Н.И.О» Информкультура Гос. б-ки им. Ленина..

2. Украинская' народная■ керамика /проблемы сложения "и развития тра-' диц-ий/. /Тезисы научно-теорег. конф. аспирантов и преподавателей МВХПУ /б.Строгановское/. 26-27 апреля, -М.: 1990.

3. Основные тенденции в деятельности керамических школ Левобережной Украины в конце XIX - начале XX веков. Моск. высш. худож. промышл. уч-ще /б.Строгановское/. -М.: 1991, -15 е., Дел. в Н.И.О. Информкультура Гос. б-ки им. Ленина.

4. К истории развития Глинской художественно-керамической школы.

\

Моск. высш. худож. промышл. уч-ще /б.Строгановское/. -М.: 1991, - 8 е., Деп. в Н.И.О. Информкультура Гос. б-ки им. Ленина.

5. К истории развития Каменец-Подольской художественно-промышленной школы. -В сб. Декоративно-прикладное и"монументальное искусство. -М.: МВХПУ /б.Строгановское/, 1991, /15п.л. в печати/.

6. Гончарний промисел та керам!чн1 школи Украхни ¡инця XIX -поч. XX ст. /до 1сторГ1 питания/. Зб1рник ЛД1ПДМ "Декоративно-ужиткове та образотворче мистецтво: 1Стор1я, теор!я, практика." -Л.: Св1т /в-во Льв1в. ун-ту/', 1992, вип.З. /9 п.л. в печати/.

7. Формирование комплексных систем подцершги гончарного промысла на Украине в период конца XIX - начала XX столетий. /Тезисы научно-теорет. конф. аспирантов и преподавателей МВХПУ /б.Строгановское/. 23-24 апреля, -М.: 1992.