автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Городское русское население Республики Коми

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Пешкова, Вера Михайловна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Сыктывкар
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Диссертация по истории на тему 'Городское русское население Республики Коми'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Городское русское население Республики Коми"

На правах рукописи

ЛСг) М&СУ

Пешкова Вера Михайловна

Городское русское население Республики Коми: самосознание, этнические контакты и социокультурные ориентации

Специальность: 07.00.07. - этнография, этнология и антропология.

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва 1999

Работа выполнена в Институте языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН

Научный руководитель - кандидат исторических наук

Ю.П.Шабаев.

Официальные оппоненты - доктор социологических наук,

профессор Н.Р.Маликова

кандидат исторических наук, С.С.Савоскул

Ведущая организация - Сыктывкарский государственный

университет

Защита состоится " У/ " /■JWS'>SJU% 1999 г. в_часов на

заседании Диссертационного Совета К. 002.76.01. по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук при Институте этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая РАН.

Адрес: 117334, Москва, Ленинский проспект, д. 32-а, корп. В.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института этнологии и антропологии РАН.

Автореферат разослан " -/У " Оу^Оо^иЪЛ^-1999 г.

Ученый секретарь Диссертационного Совета,

кандидат исторических наук Л.В. Остапенко

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Распад СССР стал причиной псзхппаюьспмл рада лроолем, которые потребовали от политиков принятия практических мер, а от ученых-обществоведов профессионального анализа последствий суверенизации. Что касается постсоветского пространства, широкое внимание исследователей привлекли проблемы русского населения, оказавшегося в независимых государствах за пределами России. Советская власть закрепила особый территориальный статус по национальному принципу не только союзных, но и автономных республик. Этнические общности, бывшие в составе автономных республик Российской Федерации, также получили свои титульные республики. Изменение этнополитической ситуации в бывших автономных республиках России заставило русских, проживающих в этих республиках, определить стратегию своего поведения в новых условиях.

В связи с этим национальный вопрос остается одним из ключевых компонентов государственной политики современной России. В июне 1996 г. Указом Президента Российской Федерации утверждена "Концепция государственной национальной политики Российской Федерации", которая была подготовлена по заданию Президента и правительства Российской Федерации, Министерством по делам национальностей и региональной политики1. Согласно концепции, одним из приоритетных направлений национальной политики в Российской Федерации становится защита потребностей и интересов русского народа, что должно найти отражение в федеральных и региональных программах, "постоянно учитываться в политической, экономической и культурной жизни республик и автономных образований"2.

Разумеется, сохранение прочного гражданского мира, взаимопонимания и согласия между представителями всех национальностей, проживающих в Российской Федерации, где русские составляют 82% населения, невозможно без учета потребностей и интересов русских в регионах. Поэтому неслучаен интерес исследователей к изучению русского населения в разных республиках России и, преэвде всего, современного этнополитического и этнокультурного облика региональных групп русского этноса.

В Республике Коми "Региональная концепция государственной национальной политики" была принята в апреле 1996 г. Эта программа призвана обеспечить позитивное решение насущных проблем культурного

1 Концепция государственной национальной политики Российской Федерации // Регионология. -1996. -№ 3-4. -С.9-25.

2 Там же. -С.20.

развития и согласования национальных интересов всех этносов республики3. Следовательно, актуальность указанной темы обусловлена также тем обстоятельством, что в Республике Коми складываются специфические условия жизни и социально-психологическая атмосфера для тгаульного и русского населения республики, что, конечно, требует особого рассмотрения.

Объект исследования. Объектом данного диссертационного исследования является городское русское население Республики Коми. Согласно материалам микропереписи населения 1994 г., русские составляют 58,1% всего населения республики и примерно 4/5 городского населения республики.

Хронологические рамки исследования. Хронологические рамки исследования охватывают период с конца 80-х гг. по 1997 г. включительно. В течение этого периода произошли качественные изменения в экономической, политической и культурной жизни всего российского общества, автономных республик и, в частности, в Республике Коми.

Методология исследования. Исследование строится на теоретических разработках отечественных исследователей этносов и этнических процессов. Автор диссертации опирается на теоретические положения об этносе, разработанные в рамках советской этнографической школы Ю.В. Бромлеем \ С.А. Арутюновым3, В.И. Козловым6. В изучении этнополитических процессов, происходящих среди этносов современной России, на взгляд автора, актуальнее использовать идею государственной идентичности В.А.Тишкова, в рамках которой нация понимается как согражданство, а не как этап в развитии этнической группы7.

На начальном этапе исследования были использованы сравнительно-исторический метод и принцип историзма, состоящий в изучении событий и фактов в их развитии и хронологической последовательности. Этносоцио-логические методы исследования помогают оценить национальную специфику в механизме общих современных социальных процессов, в частности, в изменении социальной структуры и мобильности этносов, их территориальных перемещений, особенностей экономической и политической жизни, соотношении традиционных и современных форм культуры, то есть при анализе этносоциологической проблемы учитываются ее экономический,

3 Концепция государственной национальной политики Республики Коми // Штрихи этнополитического развития Коми республики. Т.2. -М., 1997. -С. 162-169.

4 Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. -М.:Наука, 1983; Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. -М., 1987.

5 Арутюнов С.А. Народы и культуры, развитие и взаимодействие. -М., 1989.

4 Козлов В.И. Современные этнические процессы в СССР (к методологии исследования) // Советская этнография, 1969. -№ 2.

7 Тишков В.А. Межнациональные отношения в Российской Федерации. -М., 1993; Тишков В.А. Стратегия и механизмы национальной политики в Российской Федерации //Национальная политика в Российской Федерации. -М., 1993. -С.8-41.

политический, этнокультурный и социально-психологический аспекты. Таким образом, состояние современных этнических процессов среди русского этноса Республики Коми рассматривалось на основе распространенного в отечественной этносоциологии комплексного подхода, основанного на принципе взаимодействия между структурными характеристиками общества, особенностями ЭТНПГП1Г1гатч.иг.й .. ^рчды ".

Цель и задачи исследования. Цель данного исследования состоит в том, чтобы на основе этносоциологического анализа широкого круга статистических источников и массовых социологических опросов населения Республики Коми представить'комплексную характеристику современных этнических процессов в среде городского русского населения республики.

Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи исследования:

- рассмотреть основные этапы формирования русского населения Республики Коми, выявить особенности этого процесса;

- рассмотреть динамику численности русского населения и исследовать взаимосвязь социальных и демографических процессов среди русского населения республики;

- исследовать современное состояние этнического самосознания русского населения республики;

- рассмотреть особенности этнической идентификации русских;

- изучить современные этнополитические процессы среди русского населения республики;

- исследовать психологический потенциал сдерживания или роста межнациональной напряженности на основе анализа оценок населением состояния межнациональных отношений в республике, установок на межэтнические контакты в различных областях жизни;

- исследовать стратегию языкового поведения русских и коми, охарактеризовать этноязыковую ситуацию среди русского населения республики: выявить степень распространения двуязычия, уровень языковой ассимилированности, потребности и ориентации русского населения в языковом поведении;

- исследовать этнокультурные ориентации русскою населения республики и соответствие реального культурного поведения русских их этнокультурным ориентациям.

Историография проблемы. Изучению современных этнических процессов и анализу изменений этнополитической ситуации в республиках Российской Федерации посвящено значительное количество исследований. В начале 1990-х гг. в Институте этнологии и антропологии РАН было выполнено

s ДробижеваЛ.М., Кондратьев B.C., Сусоколов А.А. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. - М., 1985.

несколько научно-исследовательских проектов, посвященных изучению этнической идентичности, посткоммунистического национализма и разрешению конфликтов в Российской Федерации, в ходе которых исследовались политические и идеологические аспекты суверенитета, теоретические и методические вопросы изучения ценностей и символов этнического самосознания российских народов, функционирование конкретных этнических ценностей5.

Коллективом ученых под руководством Л.М.Дробижевой на основе данных массовых этносоциологических опросов весны-лета 1994 г. титульного и русского населения ряда российских республик было изучено массовое сознание этносов и социальных групп с точки зрения сочетания в нем установок на ценности национального и гражданского общества. Итогом осмысления проблем национализма и демократии, их соотношения среди современных политических процессов в нашей стране стала классификация типов национализма в республиках Российской Федерации10.

С помощью анализа проблем, связанных с этничностью, элементами этнической идентификации и двойственной ролью языка во внутриэтнической консолидации и межэтнической солидарности этнолог М.Н.Губогло осмысливает сущность и значимость этнической мобилизации, а также ее влияние на формирование этнополитической ситуации, предлагает типологизацию факторов и важнейших тенденций процессов этнической мобилизации в республиках России и некоторых странах ближнего зарубежья на институциональном и личностном уровне11.

В рамках данных научно-исследовательских программ уделено внимание и этнокультурным процессам среди русского населения в странах СНГ и в России в постсоветский период. Русский народ является одним из объектов масштабного этносоциологического исследования советских наций по программе "Оптимизация социально-культурных условий развития наций", обобщившего обширную статистическую и иную документальную информацию, этносоциологические опросы русских в России и в советских социалистических республиках. В научной работе, содержащей некоторые результаты данных исследований, представлены основные социально-культурные характеристики современной русской нации в сравнении с другими национальностями страны, этноязыковое поведение в своей и инонацио-

9 Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. -М., 1994; Суверенитет и этническое самосознание, идеология и практика. -М., 1995.

10 Дробижева Л.М., Акпаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. -М., 1996.

11 Губогло М.Н. Три линии национальной политики в посткоммунистической России // Этнографическое обозрение. -1995. -№ 5. -С.110-124; Губогло М.Н. Языки этнической мобилизации. -М., 1998.

нальной среде, национальное самосознание, взаимодействие национальной и инонациональных культур в образе жизни русских12. Кроме указанной работы, важные сведения о этнополитических процессах, происходящих среди русского населения ряда республик Российской Федерации с начала 90-х гг., содержат второй выпуск этнологического альманаха "Российский этнограф"13 и пял выпусков г-тш. "Исслсдсг^шй ни прикладной и неотложной этнологии" 14.

Изучение современного состояния русского населения Республики Коми в основном было осуществлено силами ученых ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН. В результате многолетних исследований нескольких поколений историков и этнографов собран и изучен значительный материал по истории Республики Коми, по этногенезу и этнической истории, этническим контактам коми населения с-представителями других народов. Процесс формирования национального состава населения республики в наиболее общей форме рассмотрен в обобщающих трудах по истории Коми АССР и ряде монографий15.

Русское население Республики Коми попало в сферу профессионального этносоциологического обследования ученых ИЯЛИ во второй половине 80-х гг., когда в 1987-88 гг. проводился массовый опрос не только сельского, но и городского населения республики, в ходе которых была получена информация обо всех существенных сторонах жизни коми и русского этносов16. Результаты многолетних исследований современных этнических процессов в Республике Коми и Коми-Пермяцком автономном округе обобщены в книге "Современные коми" 17. Это первое крупное этносоциологическое исследование современных этнических процессов в республике. Поскольку принцип сравнения одного народа с другим строго обязателен в этносоциологическом исследовании, в книге характеризуются также этноязыковые и этнодемо-графические процессы среди русского населения' республики, этнические контакты и этническое самосознание русских.

В рамках реализации программы "Социально-психологический мониторинг", утвержденной Главой Республики Коми, в 1996 г. в республике

12 Русские. Этносоциологические очерки. -М., 1982.

13 Российский этнограф. Этнологический альманах. -М., 1993. -Вып. 2.

14 Малькова В.К. Русское население в российских республиках (по материалам прессы) // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. -М., 1996. -№ 95.

15 Очерки по истории Коми АССР. -Сыктывкар, 1955; Археология Республики Коми. -М., 1997; Лашук Л.П. Очерк этнической истории Печорского края. -Сыктывкар, 1958; Жеребцов Л.Н. Историко-культурные взаимоотношения коми с соседними народами. -М., 1982; Жеребцов И.Л. Население Коми края во второй половине XVI -начале XVII в. -Екатеринбург, 1996.

16 Котов О.В., Рогачев М.Б., Шабаев Ю.П. Научный отчет по теме "Современные этнические процессы в Коми АССР". Т. 1,2. -Сыктывкар, 1990.

17 Котов О.В., Рогачев М.Б., Шабаев Ю.П. Современные коми. -Екатеринбург, 1996.

были проведены социологические исследования. В ходе исследований существенное внимание было уделено изучению этнополитической ситуации в Республике Коми18. Анализу этнокультурной и лингвистической ситуации, изучению взаимосвязи национальной полигики и этнополитической ситуации посвящено несколько исследований республиканских ученых, которые были опубликованы в серии "Исследования по прикладной и неотложной этнологии"".

Одно из направлений изучения современных этнических процессов в Коми - исследование истории и состояния межнациональных отношений. Изучению межнациональных браков, национального состава браков, динамики однонациональной и межнациональной брачности в Коми посвящены некоторые публикации М.Б.Рогачева20. Исследованию межнациональных отношений в Республике Коми в направлении этнической психологии посвящены работы психолога В.М.Бызовой. В этих работах выявляются личностные и социально-психологические особенности представителей коми и русского этносов, а также лиц смешанного происхождения21.

Источники. В данном исследовании используются два основных комплекса источников: статистические материалы и данные массовых этносоциологических опросов. Важным источником являются материалы переписей населения. В соответствии с хронологическими рамками данного исследования, охватывающего только 90-е гг., в работе использовались, главным образом, материалы Всесоюзной переписи населения 1989 г. и микропереписи населения 1994 г.

Самостоятельный интерес представляют материалы этносоциологических опросов населения. Первый опрос, материалы которого были задействованы при изучении русского населения республики, был осуществлен в декабре

18 Республика Коми: экономика, политика, национальные отношения. (Социологический портрет весны 1996 года) //Вестник Государственного Совета РК. -Сыктывкар. -1996. -№ 3; Время и бремя кризиса. Республика Коми осенью 1996 (по материалам социологического опроса) // Вестник Государственного Совета РК. -Сыктывкар. -1997. -№ 1.

19 Шабаев Ю.П., Рогачев М.Б., Котов О.В. Этнополитическая ситуация на территории проживания народов коми // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. -М., 1994. -№ 106; Ильин В.И. Республика Коми: этнос и политика // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. -М., 1995. -№ 83.

20 Рогачев М.Б. Межнациональные браки в городах Коми АССР в 30-70-е годы XX века (на примере гг. Сыктывкара и Воркуты) // Вопросы этнографии народа коми. -Сыктывкар, 1985. (Тр. ИЯЛИ КФАН СССР; Вып. 32); Рогачев М.Б. Национальный состав браков в Коми АССР (30-70-е гг.) // Традиции и современность в культуре сельского населения Коми АССР. -Сыктывкар, 1985. (Тр. ИЯЛИ КФ АН СССР; Вып. 37).

21 Вызова В.М. Психология этнических различий в самосознании коми и русских. -Сыктывкар, 1997.

1993 г. в рамках реализации российско-американского исследовательского проекта "Предвыборная ситуация в России". С российской стороны проект проводился Центром социологических исследований общественного мнения МГУ и Центром по изучению межнациональных отношений Института этнологии и антропологии РАН. В Республике Коми реализация плпш-п я.»™ 1 раиной инстшута языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН в составе О.В.Котова, М.Б.Рогачева и Ю.П.Шабаева. По национальному составу выборочная совокупность выглядит следующим образом: русские - 56,0%, коми - 28,0% и представители других национальностей республики - 16,0%.

Существенное значение для нас имели также данные социологических опросов, которые проводились в Республике Коми весной и осенью 1996 г. в рамках реализации республиканской программы "Социально-психологический мониторинг". Авторы выполнения проекта - научные сотрудники Коми НЦ УрО РАН В.ПВячеславов, С.С.Ярошенко, Ю.П.Шабаев и В. АКовалев. Первый этап исследования был проведен в апреле-мае 1996 г. По национальному составу выборка выглядит так: русские - 60,2%, коми - 20,3%, украинцы -9,0% и представители других национальностей республики - 10,3%. Второй этап исследования проводился в период с 25 октября по 10 ноября 1996 г. По национальному составу выборка соответствует выборке весеннего опроса.

Значительный интерес представляют также материалы опроса, проведенного в 1997 г. в рамках реализации российского исследовательского проекта "Этнополитические представления молодежи. Формирование и Функционирование". Исследование проводилось одновременно среди столичной молодежи всех республик России. Общее руководство проектом выполнялось Центром по изучению межнациональных отношений Института этнологии и антропологии РАН и Центром социологических исследований МГУ. В Республике Коми исследование проводилось группой исследователей Коми НЦ УрО РАН под руководством Ю.П.Шабаева. В рамках данного проекта опросом было охвачено 838 сыкгывкарцев в возрасте 17-18 лет (1979 и 1980 гг. рождения), в том числе русские составляли 51,3% опрошенных, коми - 42,4%, представители других национальностей - 6,3%.

Научная новизна и практическая значимость работы. В исследовании впервые на основе этносоциологического анализа широкого круга статистических источников и массовых социологических опросов населения Республики Коми, проведенных в течение 90-х гг., представлена комплексная характеристика современных этнических процессов среди городского русского населения республики. Автор видит новизну проведенной им научной работы в том, что в исследовании показана структура массового сознания русских, выявляются особенности их этнической и гражданской идентификации.

Содержащаяся в диссертационной работе информация и выводы исследования могут быть использованы в выработке прогнозов и моделей

общественного развития в рамках реализации положений государственной национальной политики Республики Коми.

Апробация результатов исследования. Диссертационное исследование было обсуждено на заседаниях отдела этнографии и фольклора, ученого совета Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН и Центра по изучению межнациональных отношений Института этнологии и антропологии РАН. Основные положения и выводы диссертации изложены в сообщениях на научных конференциях в г.Екатеринбурге, г.Сыктывкаре, г.Луга и III Конгрессе этнографов и антропологов России, а также нашли отражение в публикации.

Структура исследования. Цели и задачи исследования определили структуру диссертационной работы, которая состоит из введения, пяти глав, примечаний к каждой главе, заключения, списка литературы и приложения, содержащего карту и различные диаграммы к третьей и четвертой главам.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы, охарактеризованы объект и хронологические рамки исследования, сформулированы цель и основные задачи диссертационной работы, показаны методология и методика исследования, даны историографический обзор и характеристика источников, определена научная новизна работы.

В первой главе рассматривается история появления и расселения русского населения на территории Республики Коми. В истории формирования русского населения на территории Коми республики условно выделяются два периода, содержание которых определяется соотношением естественного и миграционного движений населения.

Первый из них охватывает промежуток примерно с XI века до середины 20-х гг. XX в. Согласно археологическим данным, постоянные русские поселения на территории Коми края появляются уже в XII в. В XV в. заканчивается почти 400-летний процесс присоединения Коми края к русскому государству. Средние века характеризуются активной русской колонизацией Коми края. Русское старожильческое население в Коми складывалось, главным образом, в результате стихийного добровольного переселения народных масс на Север России или в Сибирь. В ХУ1-Х1Х вв. происходит стабилизация этнических границ между русскими и коми. В этот период приток русских крестьян на территорию расселения коми резко сократился: отдельные русские переселенцы растворялись в преобладающей коми среде. Русское городское население в крае стало формироваться с конца XVIII в., когда Усть-Сысольск получил статус города. В этот же период на территории Коми складываются и рабочие поселения с городским русским старожильческим населением. Городское население составляло очень небольшую долю в составе населения

края, русский компонент среди горожан был еще более незначителен, тем не менее русское население Усть-Сысольска и горнозаводских поселков Кажима, Нючпаса, Нювчима и Серегово можно считать основой для формирования современного городского русского населения Республики Коми. Русское влияние на материальную и духовную культуру коми (зырян) проявилось практически во всех областях жизни коми народа. Однако, заселение русскими некоторых районов Коми края не привело к значительным этническим и демографическим изменениям среди коми населения.

Второй период истории формирования русского населения Республики Коми начинается на рубеже 20-30-х гг. XX в. и продолжается до настоящего времени. В течение этого периода русские начинают составлять более половины всего населения республики и примерно 4/5 всего городского населения. Содержание данного этапа формирования русского населения республики определяется падением значения естественного пути формирования населения и возрастанием значения государственного принуждения, как в создании отдельных поселений, так и в складывании населения региона в целом. Выбор Советского правительства Коми республики в качестве одной из основных территории под развивающийся топливно-энергетический комплекс на Европейском Северо-Востоке обусловил особености содержания этого периода. Малонаселенность этого региона предопределила государственную политику по отношению к Коми республике. Молодежь по призыву, прибывшие по оргнабору, эвакуированные, а также заключенные, спецпоселенцы и спецпереселенцы стали основными группами пополнившими рабочую силу и русское население республики. Для этого периода характерно доминирование роста населения республики за счет миграций, в результате чего изменилась этническая картина Республики Коми.

Во второй главе рассматривается распределение русского населения республики по ряду демографических признаков. В первой части главы отмечается, что на динамику практически всех демографических процессов существенно повлияли особенности формирования населения Республики Коми. Организованная внешняя миграция в значительной мере определила не только численность населения всей республики, и в частности русских, но и его половозрастной состав, уровень рождаемости и смертнодти и, образуемое ими, воспроизводство населения.

В результате интенсивной внешней миграции доля русских в населении республики неуклонно возрастала: в 1959 г. она составляла 48,4 %, в 1979 г. -56,7 %, в 1989 г. - 57,7 %, в 1994 г. - 58,1%. В послевоенные годы кардинальным образом изменился и национальный состав городского населения. В 1989 г. из общей численности русских 83,9 % проживали в городах. Таким образом, русская община республики - это, главным образом, горожане.

В настоящее время население северных городов оказалось заложником реформ, утратило ощущение перспективы, поэтому стал усиливаться процесс его миграции в другие регионы страны и районы республики. Поскольку основную часть населения республики, в том числе и городского, составляют русские, постольку именно они преобладают в потоке мигрантов, что подтверждают данные статистики, которые отмечают ставшее характерным в последние годы отрицательное сальдо миграции среди русских.

Во второй части главы дана общая характеристика проблем рождаемости, смертности и воспроизводства русского населения Уровень рождаемости среди русского населения, проживающего в Республике Коми, остается ниже уровня рождаемости, характерного для населения республики коми национальности и ниже общереспубликанского уровня рождаемости. За последнее десятилетие снижение рождаемости произошло во всех возрастных группах. Русские составляют подавляющее большинство и среди населения районов республики с низким уровнем смертности. Благодаря этому, воспроизводство населения русской национальности остается более экономичным, чем коми, поскольку остается более высоким абсолютное значение показателя естественного прироста русского населения.

В третьей части рассмотрена половозрастная структура русского населения республики. В течение последнего десятилетия наблюдается общая для всего населения республики тенденция сокращения в общей численности русского населения республики лиц моложе трудоспособного и трудоспособного возрастов и рост группы лиц в возрасте старше трудоспособного, в трудоспособном возрасте выше удельный вес мужчин, женщины преобладают в населении старше трудоспособного возраста.

Четвертая часть главы посвящена характеристике состава семьи, соотношению уровней брачности и разводимости русского населения. Наиболее распространенным типом семьи среди русского населения республики является семья, состоящая из одной брачной пары с детьми или без детей. С конца 70-х гг. проявляется тенденция роста числа разводов у всего населения Республики Коми, но уровень разводов среди русского населения несколько выше, чем среди коми.

В пятой части главы рассматривается социально-профессиональный состав русского населения. Русские составляют наибольший удельный вес среди занятого населения Республики Коми в промышленных отраслях народного хозяйства. Среди населения республики русской национальности удельный вес лиц имеющих высшее образование сохраняется до настоящего времени на самом высоком уровне.

В третьей главе выявляются и характеризуются основные составляющие этнического самосознания русских горожан Республики Коми. Согласно результатам социологических опросов, можно заключить, что этническое самосознание русских достаточно заметно отличается от самосознания других

этнических групп населения республики. Главной особенностью русского населения является то, что оно в большей степени интегрировано в собственный этнос, чем остальные этнические общности республики. У русских чувство общности, этнической солидарности выше, чем у представителей титульной национальности. Русские горожане, проживающие в Коми, в подавляющем большинстве однозначно определяют свою этническую принадлежность. Данные массовых опросов населения показали, что приблизительно три четверти опрошенных русских считают себя представителями только своей национальности. Примерно каждый пятый русский, проживающий в Коми, считает себя "в равной мере представителями и своей и другой национальности". То есть для них свойственна двойная этническая идентичность. На первый взгляд эта внушительная величина, но она оказывается наименьшей, по сравнению с уровнем двойной идентичности, характерным для других этнических групп республики.

Материалы массового социологического опроса молодежи г.Сыкгывкара также позволили рассмотреть структуру социальных идентичностей русского населения республики. В самосознании юношей и девушек русской национальности этническая идентичность оказывается более значимой формой идентичности, чем гражданская. По степени значимости эта форма идентичности уступает только интенсивности имущественной идентичности. Исходя из степени интенсивности наиболее распространенных способов социальных идентичностей система жизненных ценностей русской молодежи выглядит следующим образом. На первом месте оказывается имущественная идентичность, затем национальная, гражданская и, наконец, религиозная идентичность. Для коми молодежи показатель гражданской идентичности сказывается почти в три раза выше, чем для русских. Затем следуют тмущественная, национальная и религиозная идентичность.

Материалы этносоциологического исследования позволили рассмотреть лруктуру представлений русских, проживающих в Коми, о своей этнической -руппе и, в сравнении, структуру представлений коми о русских. В целом, на ^вербальном и вербальном уровнях, самооценка русских выше, чем то, каким )бразом коми оценивают сами себя. Тем не менее, образ коми этноса в сознании >усских, проживающих в Республике Коми, и образ русских в представлениях соми не только в достаточной степени позитивны, но и близки по структуре. Существенная степень сходства автостереотипов русских и гетеростереотипов »ми населения Республики Коми свидетельствует о достаточной культурной ¡лизости этих народов, указывает на адекватность и толерантность ваимодействия. В частности, это объясняется укреплявшейся в течение многих [ет установкой коми на принятие русской культуры.

На следующем уровне сравнительного анализа этнических представлений усских рассматривались эмоциональные и социально-психологические тороны группового "Я-образа". В этой связи обращается внимание на

исследования психолога В.М.Бызовой. Согласно выводам В.М.Бызовой, русским, проживающим в Коми, свойственна оптимальная социально-психологическая адаптация, уверенность в себе, активная самореализация. В межэтническом воспрют-ии коми оценивали русского как уверенного в себе, независимого, самостоятельного, деятельного, решительного, доминантного в поведении. Выводы исследований этнопсихологических тестов частично согласуются с данными социологического опроса молодежи, который был проведен в 1997 г. В рамках этого опроса, в частности, выяснялось отношение молодежи к проблеме приоритетности воспитания тех или иных качеств в детях. Большинство опрошенных русских юношей и девушек считают, что в настоящее время в первую очередь в детях следует воспитывать самостоятельность и бесстрашие. Молодежь титульной национальности сч1гтает предпочтительным воспитывать в детях послушание, любознательность и ответственность.

Данные массовых опросов 90-х гг. позволили отметить наличие субъективной психологической дистанции русского населения республики с титульным народом. Подобный вывод делается на основе анализа высказываний русской и коми молодежи о степени их взаимного доверия либо русским, либо коми как народу. Представители, как коми, так и русской молодежи практически в равной степени доверяют своим собственным народам. Одновременно мера доверия русских респондентов к коми народу ощутимо меньше, чем то, насколько коми доверяют русским, при этом среди опрошенных русских почти вдвое выше доля лиц вообще не доверяющих представителям коми народа.

Существование субъективной психологической дистанции у русских по отношению к коми, проживающих в республике, можно объяснить тем, что акцентирование внимания в обществе на необходимости возрождения национальной культуры титульного этноса вызвало трансформацию социальной и культурной неудовлетворенности в межэтническую предубежденность русской молодежи к представителям титульного этноса. Кроме того, вероятно, ими наследуется некий комплекс предубежденности, который сложился в среде городского русского населения республики. Это население сформировалось в основном из внешних мигрантов в очень краткий исторический срок, и у него не сложилось прочных традиций взаимодействия с коми этносом.

Результаты республиканских массовых опросов населения 1993 и 1997 гг. практически совпадают с данными, полученными при переписи населения: 99,5% опрошенных русских (при этом как люди старшего поколения, так и молодые люди) в качестве своего родного языка назвали русский. Среди опрошенного населения Республики Коми русской национальности в качестве своего родного языка указали коми или другой язык 0,5%.

В качестве дополнительного показателя глубины и динамики этноязыковых процессов использовались ответы респондентов на вопрос о степени владения ими языком титульной национальности. Среди русских респондентов в 1993 г. 85,2% ответили, что совсем не говорят на коми языке. Уровень "совокупного свободного владения" русскими коми языком не превышает 5,0% ответов. Несмотря на то, что примерно у четверти опрошенных русских один из родителей другой национальности, как правило, коми, тем не менее, среди молодежи русской национальности доля лиц, которые могут думать и свободно говорить на коми языке составляет только 1,7%. Можно заключить, что русскому населению Республики Коми этноязыковая ассимиляция не грозит, как в силу объективных причин, так и из-за субъективного нежелания русскими овладеть языком титульной национальности. Такой ситуации, в частности, способствовало то, что в массовом сознании и поведении русских, этноса доминировавшего в СССР в социальном, политическом, языковом и культурном планах, не были распространены мотивации к этнической адаптации в условиях инонациональной среды.

Четвертая глава посвящена анализу структуры гражданского самосознания русского населения республики и характеристике особенностей их гражданской идентичности.

Согласно данным массовых опросов, русские в целом более высоко оценивают свою роль в экономическом, культурном и социальном развитии республики, чем представители титульной национальности, которые настроены по отношению к ним критичнее, чем другие этнические общности республики. Тем не менее, следует подчеркнуть, что между коми и русским населением (и населением республики других национальностей) по данному вопросу существует определенная степень согласия, поскольку 40,4% русских и 46,8% коми респондентов признают равную степень участия русских в развитии Республики Коми, потому что они вместе с коми состаатяюг основное население республики, играли и играют ведущую роль в ее жизни.

В соответствии с данными социологических опросов можно отметить, что русские в Республике Коми занимают некоторое промежуточное положение: с одной стороны, они - постоянные жители республики, ее граждане, а с другой - в их массовом сознании значительно ярче, чем в массовом сознании коми этноса присутствует общероссийское гражданское самосознание. Среди русского населения Республики Коми присутствует доля ниц, для которых значительно актуальнее оказывается российская гражданственность, чем республиканская. Одновременно, как правило, среди этой же группы респондентов распространено недоверие к республиканской власти. В сознании местной русской молодежи также значительно актуальнее сказывается российская гражданственность (более выражен этнонацио-гальный тип сознания), чем республиканская.

Русские более ориентированы на суверенные права России как целого, хотя значительная доля среди них поддерживает и приоритет региона. Население Республики Коми, представители как русского так и коми этносов, не сторонники крайних форм суверенизации, а скорее склоняются к поддержке социальной и экономической автономии, прежде всего в распоряжении республиканскими ресурсами. В целом, эмпирические данные, полученные в результате массовых этносоциологических опросов населения Республики Коми, свидетельствуют о существенной интегрированности русской общины республики в местный социум и се открытости на гражданско-государственном уровне, в основе чего лежит, прежде всего, региональная общность интересов.

Таким образом, можно предположить, что среди русского населения республики формируется этнорегиональное самосознание, поскольку среди всех этнических общностей республики, в том числе и русских, достаточно распространено мнение, что местные русские, вместе с представителями других национальностей и коми, составляют уже некоторую общность, у которой свои интересы, отличные от интересов жителей других регионов России.

Пятая глава посвящена исследованию социокультурных ориентаций городского русского населения Республики Коми. В первой части пятой главы "Этнические контакты" рассматривается уровень межнациональной брачности среди русского населения республики, характерные для русских установки на создание национально-смешанных семей и, шире, установки на межнациональное общение.

При исследовании состояния этнических контактов русского населения, проживающего в Республике Коми, было выделено несколько областей межэтнического взаимодействия. Прежде всего это семейно-брачные отношения, как микросреда интенсивной межэтнической интеграции и естественной ассимиляции, межличностное взаимодействие в дружеской и соседской среде и межнациональные контакты в производственной сфере.

Материалы микропереписи населения республики 1994 г. позволили отметить такой факт, что в национально-смешанных семьях, в которых один из супругов русский, сохраняется тенденция выбирать детям русскую национальность.

Несмотря на достаточно давнюю традицию и высокий уровень межнациональной брачности этнические установки русских, проживающих в Коми, отличаются несколько большей предубежденностью при выборе брачного партнера, чем подобные этнические установки коми. Среди русской молодежи предпочитают иметь будущего жениха или невесту своей национальности 16,5%. С другой стороны, для подавляющего числа русских респондентов фактор национальности не имеет никакого значения при выборе друзей и знакомых. По мнению респондентов при выборе друзей и знакомых

эолее важными являются общие интересы, психологические характеристики тичности.

В целом положительный фон межэтнических контактов в Республике Коми прослеживается не только на примере межнационального дружеского и зодственного общения, но и в производственной сфере. Для большинства опрошенных русских национальность их непосредственного руководителя и руководителя всего предприятия не имеет значения. Можно предположить, гто примерно для пятой части русских и коми, предпочитающих руководителя ;воей национальности, противоположная ситуация может стать одной из тричин неудовлетворенности работой (или учебой), а нарушения социальной справедливости могут субъективно восприниматься как носящие этническую :> краску.

Материалы нескольких массовых социологических опросов населения республики конца 80-х и 90-х гг. позволили проследить динамику изменения зценок русскими и в сравнении коми состояния межнациональных отношений 5 республике. Результаты опроса 1987-1988 гг. продемонстрировали, что Зольшинство русских оценили состояние межнациональных отношений в Коми ССР как нормальные. Весьма высокой остается позитивная оценка межнациональных отношений в Республике Коми и в 1996 г. С данными тазванных массовых опросов сравнивались данные опроса, проведенного :реди столичной молодежи в 1997 г. Показательно, что пессимистичные «строения в оценке межнациональных отношений, характерные для титульного этноса других возрастных групп, сохраняются и среди коми молодежи. Молодые люди русской национальности обнаруживают более ¡покойное отношение к данному вопросу. Например, среди них больше доля гех, кого проблема межнациональных отношений в Республике Коми не Зеспокоит.

С другой стороны, ссылаясь на данные массовых опросов, следует тризнать существование некоторой межэтнической предубежденности со ггороны русских по отношению к коми, которая, прежде всего, выражается в убъективной психологической дистанции. Более выраженная этническая тредубежденность в отношении представителей коми этноса обнаруживается :реди русских подростков, в том числе в силу психологических особенностей IX этнического типа. Обнадеживает тот факт, что негативные этностереотипы, соторые характерны для части русской молодежи, с возрастом ослабевают.

Общей тенденцией является озабоченность достаточно представи-■ельного количества опрошенных как русской, так и других национальностей юстоянием межнациональных отношений в республике. Значительная доля сом и населения ожидает, что русские и представители других национальностей гроявят стремление к культурной адаптации, а среди русских очень слабо 1ыражено стремление осваивать язык и культуру коми. Одна из причин гегативных оценок состояния межнациональных отношений в республике

предложена самими участниками опросов - низкая культура межнациональных отношений. В качестве основной причины межнациональной напряженности и межэтнических конфликтов называют также болезненные социально-экономические и политические процессы.

Несмотря на неоднозначную оценку состояния межнациональных отношений и существование группы людей, которых беспокоит проблема межнациональных отношений, в Республике Коми удается избегать явной национальной напряженности и межнациональных конфликтов, поскольку реальное поведение населения в различных областях межнационального общения не дает конкретных примеров конфликтных ситуаций на национальной почве.

Во второй части главы дана характеристика современных этноязыковых процессов среди русского населения Республики Коми. Результаты статистического учета населения показали, что среди всего русского населения республики считали родным языком язык своей национальности в 1989 г. 99,8% и в 1994 г. 99,9%. Среди русских самый низкий уровень владения вторым языком.

Материалы социологических исследований позволили уточнить степень владения респондентами родным языком и языками других национальностей. Согласно результатам опросов населения в 1993 и 1997 гг. среди русских, соответственно указанным годам, 85,2% и 87,4% совсем не говорят на языке титульной национальности. Материалы молодежного опроса, проведенного в марте 1997 г., демонстрируют уменьшение доли лиц русской национальности, которые отметили разную степень знания коми языка. Об уровне русско-национальной языковой компетентности русского населения республики можно судить и по тому, насколько распространен этот вид билингвизма в семейно-родственном и дружеском общении. Несмотря на тот факт, что в Коми среди русских достаточно высокий уровень национально-смешанных семей, в общении с бабушками и родителями на коми языке предпочитает разговаривать только 1,0% респондентов русской национальности.

Главный фактор, который препятствует распространению русско-национального двуязычия - явное нежелание подавляющего большинства русских овладевать языком титульной национальности. Согласно материалам молодежного социологического опроса 1997 г., только 0,7% опрошенным русских юношей и девушек записались на курсы по изучению коми языка. Примерно каждый пятый респондент выразил желание повысить уровень владения коми языком, хотя и считает, что для реализации данного желания нет подходящих условий или свободного времени.

В рамках массовых опросов 1993 и 1996 гг. несколько вопросов былс посвящено и проблеме государственного языка в Республике Коми. В соответствии с полученными данными, можно отметить, что принятие языкг титульной национальности в качестве единственного государственного языка

республики не получило бы поддержки не только среди населения нетитульной национальности, но и среди коми населения. В ходе названных опросов также выяснилось, что более чем две трети русских респондентов в 1993 г. (1996 г. - 80,5%) и половина коми (1996 г. - 67,8%) полагали не обязательным для всех проживающих в Коми владеть коми языком. Кроме того, введение коми языка в качестве обязательного предмета в школах неизбежно вызовет сопротивление большинства не только русских родителей. С другой стороны, следует обратить внимание на то, что в ходе молодежного социологического опроса в 1997 г. среди юношей и девушек выявлена положительная ориентация на то, чтобы их дети в будущем овладевали языком титульной национальности. Следовательно, в настоящее время повседневная практическая языковая потребность оказывается более важным фактором, чем нововведения в сфере языкового законодательства, а ведущей линией этноязыковых процессов - функционирование такого типа двуязычия, когда нерусское население приобщается к русскому языку.

Третья часть пятой главы посвящена рассмотрению проблемы приверженности русского населения республики ценностям собственной этнической культуры. На основе анализа потребления культурных ценностей, музыкальной информации и проведения досуга, которые составляют важную часть образа жизни этноса, были рассмотрены некоторые характеристики этнокультурных ориентаций русс га го населения республики. Мы ограничились анализом количественных показателей потребления культурных ценностей.

Основная тенденция сокращения реального функционирования народной культуры и замещения ее профессиональной культурой прослеживается и в состоянии обрядности. Согласно данным этносоциологичесюго исследования 1987-1988 гг., в комплексе предпочтений свадебной, родильной и похоронно-поминальной обрядности доминирующее положение занимает современный гражданский обряд, либо официальная регистрация праздничного события. Ориентации на народный и религиозный обряды у опрошенных русских четко не разделяются в их понимании предположительно потому, что в течение нескольких столетий религиозная сторона ритуалов являлась необходимым элементом всего комплекса переходных обрядов. Достаточно представительная тасть городских русских (примерно каждый десятый респондент) зысказывается за смешанные формы гражданского и народного обрядов. Можно сказать, что сегодня обрядовые формы культуры занимают зпределенное место в духовной жизни русского населения республики, но не з такой значительной мере как ранее.

Материалы социологических опросов населения позволили отметить «стуализацию религиозности в массовом сознании русского населения, доживающего в Коми. Доля русских респондентов, определивших для себя ¡начимость религиозной идентичности, практически совпадает с группой подей, которые ответили, что веруют в Бога и в разной степени соблюдают

религиозные обряды. Актуализация религиозности в сознании русского населения республики происходила постепенно в течение девяностых годов. По данным социологических опросов с 1993 по 1997 гг. доля русских респондентов, которые верят в Бога, возросла с 32,0% до 53,5%. Почти в три раза выросло число колеблющихся. Среди всего числа опрошенных русских, которые верят в Бога, две трети указали, что они православные. В соответствии с данными молодежного опроса 1997 г., можно предположить, что у значительного числа опрошенной русской молодежи религиозность не реализуется на практике, так как почти половина опрошенных, верующих I Бога, ответили, что ни разу не посещали церковь и не молились. Кроме того, согласно данным массовых опросов, проведенных среди населения Республики Коми, в течение девяностых общее число православных падает и возрастаем количество лиц, которые относят себя либо просто к верующим, простс христианам, либо к религиозным общинам буддистов, ламаистов I кришнаитов.

Основной формой процесса самореализации, выражения и защиты свою интересов этнических групп населения республики стало созданш национально-культурных центров, обществ и объединений. В Республике Ком! русское национальное движение начало зарождаться в 1993 г. В мае 1994 г состоялась презентация Коми республиканской общественной организацш "Русский дом", который возглавляет известная в республике поэтесс; Н.Мирошниченко. Главная цель деятельности этой организации - сохранен» и развитие русской культуры и языка. Для сохранения местных старо обрядческих традиций русского населения создано Усть-Цилемское историко культурное общество "Русь Печорская". Деятельность этих обществ направлен; преимущественно на осуществление культурно-просветительских целей.

Можно предположить, что русское население республики испытывае мало интереса к современному положению русской общины в республике поскольку невелика информированность русских о деятельности обще ственных организаций, отстаивающих интересы русских в Республике Коми причем оказывается, что русские больше осведомлены о деятельности ком] общественных организаций. По-видимому, эти данные отражают действи тельную ситуацию, сложившуюся в республике, поскольку дело не только слабом интересе к проблеме русских, но и малом количестве подобны; организаций, их неумении заявить о себе.

В заключительной части диссертации формулируются основные вывода и подводятся общие итоги проведенного исследования.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Русские в Республике Коми // Исследования по прикладной и геотложной этнологии. -М., 1997. -№ 106 (в соавторстве с Ю.П. Шабаевым).

2. Влияние динамики численности на социально-профессиональный :остав русского населения Республики Коми // Материалы к конференции 'Урал в прошлом и настоящем". Ч. 1. - Екатеринбург, 1998. -С. 190-193.

3. Гражданское самоопределение русского и коми населения Республики Соми // Тезисы докладов VI Всероссийской научной конференции студентов и юпирантов "Проблемы материальной и духовной культуры народов России и ¡арубежных стран". -Сыктывкар, 1999. -С. 106.

 

Текст диссертации на тему "Городское русское население Республики Коми"

5~0Ь

ЮССИИСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КОМИ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ИНСТИТУТ ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОРИИ

На правах рукописи

Пешкова Вера Михайловна

Городское русское население Республики Коми: самосознание, этнические контакты и социокультурные ориентации

Специальность 07.00.07 - этнография, этнология и антропология

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель кандидат исторических наук Ю.П. Шабаев

Сыктывкар 1999

Содержание

Введение..............................................................3

Глава I. История формирования русского населения Республики Коми............20

Глава II. Социально-демографическая характеристика русского

населения Республики Коми...............................................36

Часть I. Динамика численности.......................................36

Часть II. Уровень рождаемости и смертности, воспроизводство населения .... 41

Часть III. Половозрастная структура...................................47

Часть IY. Состав семьи, уровень брачности и разводимости............... . 50

Часть Y. Социально-профессиональный состав.............................. 53

Глава III. Этническое самосознание русского населения Республики Коми........61

Глава IY. Гражданское самосознание русского населения Республики Коми.......80

Глава Y. Социокультурные ориентации русского населения Республики Коми.....93

Часть I. Этнические контакты........................................ 93

Часть II. Этноязыковые процессы....................................ЛОЗ

Часть III. Этнокультурные ориентации.................................107

Заключение............................................................124

Литература............................................................126

Приложение...........................................................135

Введение

Актуальность темы исследования. Распад СССР стал причиной возникновения ряда проблем, которые потребовали от политиков принятия практических мер, а от ученых-обществоведов профессионального анализа последствий суверенизации. Что касается постсоветского пространства, широкое внимание исследователей привлекли проблемы русского населения, оказавшегося в независимых государствах за пределами России. Советская власть закрепила особый территориальный статус по национальному принципу не только союзных, но и автономных республик. Этнические общности, бывшие в составе автономных республик Российской Федерации, также получили свои титульные республики. Изменение этнополитической ситуации в бывших автономных республиках России заставило русских, проживающих в этих республиках, определить стратегию своего поведения в новых условиях.

В связи с этим национальный вопрос остается одним из ключевых компонентов государственной политики современной России. В июне 1996 года Указом Президента Российской Федерации утверждена "Концепция государственной национальной политики Российской Федерации", которая была подготовлена по заданию Президента и правительства Российской Федерации, Министерством по делам национальностей и региональной политики1. Согласно концепции, одним из приоритетных направлений национальной политики в Российской Федерации становится защита потребностей и интересов русского народа, что должно найти отражение в федеральных и региональных программах, "постоянно учитываться в политической, экономической и культурной жизни республик и автономных образований"2.

Разумеется, сохранение прочного гражданского мира, взаимопонимания и согласия между представителями всех национальностей, проживающих в Российской Федерации, где русские составляют 82% населения, невозможно без учитывания потребностей и интересов русских в регионах. Поэтому неслучаен интерес исследователей к изучению русского населения в разных республиках России и, прежде всего, современного этнополитического и этнокультурного облика региональных групп русского этноса.

В Республике Коми "Региональная концепция государственной национальной политики" была принята в апреле 1996 года. Эта программа призвана обеспечить позитивное решение насущных проблем культурного развития и согласования национальных интересов всех этносов республики3. Следовательно, актуальность указанной темы обусловлена также тем обстоятельством, что в Республике Коми

складываются специфические условия жизни и социально-психологическая атмосфера для титульного и русского населения республики, что, конечно, требует особого рассмотрения.

Объект исследования. Объектом данного диссертационного исследования является городское русское население Республики Коми. Согласно материалам микропереписи населения 1994 года русские составляет 58,1% всего населения республики и примерно 4/5 городского населения республики.

Хронологические рамки исследования. Хронологические рамки исследования охватывают период с конца 80-х гг. по 1997 г. включительно. В течение этого периода произошли качественные изменения в экономической, политической и культурной жизни всего российского общества, автономных республиках и, в частности, в Республике Коми. Кроме того, выбор нижней и верхней границы исследования обусловлен имеющимися в распоряжении автора данными социологических опросов населения республики.

Методология исследования. Исследование строится на теоретических разработках отечественных исследователей этносов и этнических процессов. Автор диссертации опирается на теоретические положения об этносе, разработанные в рамках советской этнографической школы Ю.В. Бромлеем, С.А. Арутюновым, В.И. Козловым. В изучении этнополитических процессов, происходящих среди этносов современной России, на взгляд автора, актуальнее использовать идею государственной идентичности В.А. Тишкова о понимании нации как согражданства, а не как этапа в развитии этнической группы.

На начальном этапе исследования использовались сравнительно-исторический метод и принцип историзма, состоящий в изучении событий и фактов в их развитии и хронологической последовательности.

Этносоциологические методы исследования помогают оценить национальную специфику в механизме общих современных социальных процессов, в частности, в изменении социальной структуры и мобильности этносов, их территориальных перемещений, особенностей экономической и политической жизни, соотношении традиционных и современных форм культуры, то есть, при анализе этносоциологической проблемы учитывается ее экономический, политический, этнокультурный и социально-психологический аспекты4. Состояние современных этнических процессов среди русского этноса Республики Коми рассматривалось на основе распространенного в отечественной этносоциологии комплексного подхода5, основанного на принципе взаимодействия между структурными характеристиками общества, особенностями этносоциальной и этнокультурной среды.

Цель и задачи исследования. Цель данного исследования состоит в том, чтобы на основе этносоциологического анализа широкого круга статистических источников и массовых социологических опросов населения Республики Коми представить комплексную характеристику современных этнических процессов среди городского русского населения республики.

Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи исследования:

• рассмотреть основные этапы формирования русского населения Республики Коми, выявить особенности этого процесса;

• рассмотреть динамику численности русского населения и исследовать взаимосвязь социальных и демографических процессов среди русского населения республики;

• исследовать современное состояние этнического самосознания русского населения республики;

• рассмотреть особенности этнической идентификации русских;

• изучить современные этнополитические процессы среди русского населения республики;

• исследовать психологический потенциал сдерживания или роста межнациональной напряженности на основе анализа оценок населением состояния межнациональных отношений в республике, установок на межэтнические контакты в различных областях жизни;

• исследовать стратегию языкового поведения русских и коми, охарактеризовать этноязыковую ситуацию среди русского населения республики: выявить степень распространения двуязычия, уровень языковой ассимилированности, потребности и ориентации русского населения в языковом поведении;

• исследовать этнокультурные ориентации русского населения республики и соответствие реального культурного поведения русских их этнокультурным ориентациям.

Историография проблемы. Изучению современных этнических процессов и анализу изменений этнополитической ситуации в России посвящено значительное количество исследований. Достойное место в этом ряду принадлежит работам Института этнологии и антропологии РАН. Одно из заметных направлений исследований института -изучение складывания новых форм государственности, идеологии и политики национальных движений и национализмов разного типа, общероссийского самосознания6.

Осмысливая результаты национальной политики в современной России, руководитель Центра по изучению межнациональных отношений Института этнологии и антропологии РАН М.Н. Губогло, выделяет три основные линии развития национальной политики: линию огосударствления, когда происходит стабилизация национально-государственного строительства, линию доогосударствления, при которой создается система государственной защиты национальных меньшинств и линию разгосударствления7. В других исследованиях М.Н. Губогло разрабатывает круг проблем, связанных с этничностью, элементами этнической идентификации и двойственной ролью языка и двуязычия во внутриэтнической консолидации и в межэтнической солидарности. С помощью анализа этих проблем осмысливается сущность и значимость этнической мобилизации, а также ее влияние на формирование этнополитической ситуации, предлагается типологизация факторов и важнейших тенденций процессов этнической мобилизации в республиках России и некоторых странах ближнего зарубежья на институциональном и личностном уровне8.

Теоретическим аспектам решения проблем межнациональных отношений в Российской Федерации, которые связаны с новым подхолом в понимании этничности, посвящен ряд работ В. А. Тишкова9

По результатам научно-исследовательского проекта "Посткоммунистический национализм, этническая идентичность и разрешение конфликтов в Российской Федерации" издан сборник статей "Суверенитет и этническое самосознание; идеология и практика"10. В сборнике рассматриваются политические и идеологические аспекты суверенитета. Теоретические и методические вопросы изучения ценностей и символов в этническом самосознании российских народов, функционирование конкретных этнических ценностей проанализированы в сборнике "Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества"11.

В монографии P.P. Галлямова "Многонациональный город. Этносоциологические очерки"12 выполнен историко-научный анализ различных определений и способов изучения этнического самосознания в отечественной науке, на основе которого выделяется четыре основных направления исследования этнического самосознания.

Под руководством профессора JI.M. Дробижевой в 1993-1995 гг. выполнен научно-исследовательский проект "Национальное самосознание, национализм и регулирование конфликтов в Российской Федерации". Цель исследования заключалась в том, чтобы показать соотношение процессов становления гражданского общества и реализации стремления народов или их интересов к самостоятельному выбору своего места в

государственном устройстве страны, исследовать становление государственности и ренессанс национальной культуры в автономных республиках13. Некоторые итоги работы авторы проекта JI.M. Дрробижева, А.Р. Аклаев, В.В. Коротеева и ГУ. Солдатова представили в книге "Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов"14. На основе данных массовых этносоциологических опросов весны-лета 1994 года титульного и русского населения наиболее сложных по этнополитической обстановке российских республик (Татарстан, Тува, Саха (Якутия) и Северная Осетия (Алания)) рассматривается массовое сознание этносов и социальных групп с точки зрения сочетания в нем ценностей и установок национального и гражданского общества.

Итогом осмысления проблем национализма и демократии, их соотношения среди современных политических процессов в нашей стране стала классификация типов национализма в республиках Российской Федерации15. В зависимости от тенденций формирования выделяются несколько типов этнической идентичности: этнонигилизм, этническая индифферентность, позитивная этническая идентичность ("норма") и гиперидентичность16. В свою очередь такая структура массового самосознания проектируется в сферу межнациональных отношений. Согласно выводам данного исследования, в сознании как титульных народов (77%), так и русского населения республик Российской Федерации (86%) доминирует этническая идентичность по типу "нормы", что "отражает существование значительного психологического потенциала по сдерживанию роста межэтнической напряженности между народами России"17 Следует отметить, что для русских в указанных российских республиках этническая принадлежность не имеет такой высокой значимости как для титульных этносов.

В научной обществоведческой и публицистической литературе существенное внимание уделяется проблеме дезинтеграции СССР. Данному вопросу посвящена и монография C.B. Чешко "Распад Советского Союза"18. Это комплексное советологическое исследование, одной из задач которого было рассмотрение главных причин и механизмов распада СССР как мультиэтнической социально-политической системы.

В фокусе научных интересов оказываются не только 25 млн. русских19, ставших этническим меньшинством в новых государствах ближнего зарубежья, но и русские в России и российских республиках. В этой связи следует упомянуть исследование В.К. Мальковой "Русское население в российских республиках (по материалам прессы 19941995 гг. )"20. Второй выпуск "Российского этнографа" за 1993 год полностью посвящен характеристике исторического развития, современным экономическим, политическим и культурным процессам, межнациональным отношениям среди русского населения в

республиках Татарстан, Удмуртия, Чувашия, Мордовия, Калмыкия, Горный Алтай, в Эвенкийском автономном округе, здесь же рассмотрены некоторые проблемы русских в ближнем зарубежье21.

Русский народ является одним из объектов масштабного этносоциологического исследования советских наций по программе "Оптимизация социально-культурных условий развития наций", обобщившего обширную статистическую и иную документальную информацию, этносоциологические опросы русских в России и в советских социалистических республиках, проведенных в 1971-1974 гг., 1980-1981 гг. и 1987-1988 годах. Некоторые итоги его опубликованы в 1992 году в книге "Русские. Этносоциологические очерки"22. Авторы книги представляют основные социально-культурные характеристики современной русской нации в сравнении с другими национальностями страны, обсуждают место и роль русских в системе наций, их этноязыковое поведение в своей и инонациональной среде, национальное самосознание, взаимодействие национальной и инонациональных культур в образе жизни русских. В заключение делается вывод, что во взаимоотношениях русских с другими народами страны наступил принципиально новый этап. В течение десятилетий советской истории русские привыкли чувствовать себя "своими" в любом уголке нашей стран, а в новых условиях им приходится адаптироваться, к чему русские в российских республиках не очень стремятся23. Этим обстоятельством частично объясняется обострение межнациональной напряженности и увеличение количества межнациональных конфликтов в некоторых российских республиках в 90- годы XX века.

Широкое внимание исследователей прежде всего сосредоточено на изучении проблемы социально-экономической, политической и культурной адаптации русских в новых этнополитических условиях в бывших союзных республиках, в которых русские без переселения из одной местности в другую оказались в иноэтнической среде. В этой связи чаще всего говорят о проблеме русского населения в новых независимых государствах, как о части более широкой проблемы диаспор, которые относятся к числу самых злободневных национальных вопросов на постсоветском пространстве.

Однако, в последнее время распространяется и другое более широкое понимание этого термина. В данном случае диаспорой считают всех представителей народов, имеющих в составе Российской Федерации титульную республику, но проживающие за ее пределами24. На наш взгляд неправомерно применять новое понимание диаспоры к анализу положения русских в титульных �