автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Греческая философия в контексте трагического мировосприятия
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Алымова, Елена Валентиновна
Введение.
1 Глава: Трагическое мировосприятие.
1.1. Становящееся в преходящем: Анаксимандр.
1. 2. Понятие судьбы.
1.3. Феномен трагического: Аристотель «Поэтика».
1. 3.1. Мимесис.
L 3. 2. ETHOS, ARETE, PHYSIS.
1.3.3. Трагический герой и трагический момент.
1. 3. 4. Сказание.
1. 3. 5. Бытие-как-кажимость и бытие-как-истина.
1.4. Трагедия бытия-как-кажимости: Софокл «Царь Эдип».
1.5. Трагедия беспредела: Софокл «Антигона».
1.6. Греческое определение человеческого бытия:
Софокл «Антигона». Стаей м первый.
1. 7. Мысль на пути различения бытия-как-кажимости и бытия-как-истины: Пармепид «О природе»
1. 8. Сюжетосложение в греческой истории: Геродот, Фукидид.
2- Глава: Преодоление трагического.
2. 1. Идеал ARETE.
2. 1. 1. ARETE как добродетель от природы: Пиндар.
2. 1.2. Космос во власти Дике. ARETE как полисный идеал.
2. 2. Софистика.
2. 3. Сократ.
2. 4. Открытие сферы сверхчувственного: Платон.,.
2. 4. 1. Ранние диалоги.
2.4.2. Изменение существа истины и и трагическое мировосприятие.
2. 4. 3. Превращение physis в idea и его последствия.,.
2. 4. 4, Притча о пещере.
2. 4, 5. Основание преодоления трагического.
2. 4. 6. Преобразование мира в красоте: «Пир».
3 Главам Платон и поэзия ------------------------------------------------------—.
3.1. Философский дискурс в поэтическом измерении.
3. 1. 1. POIESIS и LOGOS.
3. 1. 2. Эпическое слово Гомера.
3. 1.3. Логография.
3. 1.4. Философский логос Гераклита.
3. 2. Философская поэзия Платона.
3. 2.1. Истинная трагедия . .,.
3. 2. 2. Финал «Пира» (223d).
Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Алымова, Елена Валентиновна
Пока существует живая философская традиция, философия будет осмыслять самое себя и не только задавать вопрос о том, что она такое и как она возможна, но и обращаться к своим истокам.
Эпоха Возрождения, открыв античность, сделала её настоятельным и постоянно присутствующим феноменом в истории европейской мысли. Романтизм обнаружил в античности утраченный возвышенный идеал.
Ф. Шиллер был первым, кто в Письмах об эстетическом воспитании человека использовал для определения эстетического бытия понятие игры1, понятие, которому было суждено пленить умы исследователей и сыграть важную роль в истории и теории искусства и культуры. Знаменитая книга Я. Буркхардта Griechische Kulturgeschichte, представляющая собой интерпретацию греческой культуры как основанной на игровом начале, которое названо автором «агональным» (das Agonale), положила начало целой традиции истолкования Античности.
Я. Буркхардт описывает атональное начало как основную черту эллинского духа, полагая, что такой характер является движущей силой и присущ лишь греческому миру и никакому другому, и более того, определённому историческому периоду, а именно, VI в. до н.э.
У Я. Буркхардта были последователи, X. Шэфер (Staatsform und Politik), В. Эренберг (Ost und West. Studien zur geschichtlichen Problematik der Antike), которые придерживались той же точки зрения, а именно: атональное начало есть особая черта греческого мира, проявившаяся
1 Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека // Собр. соч.: В 8 т. Т. 6. М., 1950. С. 335. первоначально в спортивных состязаниях, носивших сакральный характер, а потом перенесённая и в другие сферы общественной жизни, например, в сферу судопроизводства. Причём, в интерпретации как Я. Буркхардта, так и В. Эренберга, переход от борьбы к игре, осуществившийся в VI в. до н.э., есть начало вырождения, ибо агон бесцелен и бессмысленен.
Идеи Я. Буркхардта предстали в новом свете в теории культуры, изложенной Й. Хейзинга в книге Homo Indens. Не ограничивая агональное начало лишь рамками эллинского мира, Й. Хейзинга придаёт понятию агона, или игры, универсальное значение, распространяя его на все сферы человеческого бытия и обнаруживая проявление игрового начала во всех культурах. Именно игра лежит в основе бытия культуры. «Не было перехода ни от «борьбы к игре», - пишет исследователь, - ни от «игры к борьбе», но «в состязательной игре - к культуре»2. И будучи началом универсальным, игра лежит в основании так же и философии, генезис которой Й. Хейзинга определяет так: в глубокой древности она берёт начало в священной игре в загадки и в словопрение, выполняющей, однако, также функцию праздничного развлечения, далее сакральная сторона продолжает жить в философии досократиков, а игровая - в софистике и риторике, а в философии Платона молено наблюдать слияние этих двух направлений'.
Подобные же мысли об агонально-игровом начале греческой культуры, которое, наиболее ярко проявившись в спортивной состязательности, на деле определяло все стороны общественной жизни и легло в основу организации греческого полиса, изложены в эссеистической форме в работах X. Ортеги-и-Гассета.
2 Хейзинга Й. Homo ludexis: Статьи по истории культуры. М., 1997. С. 83.
3 Там же. С. 148.
В отечественной науке подобная точка зрения разработана в монографии А. И. Зайцева Культурный переворот в Древней Греции VII-Vв.в. до н.э.
Фундаментальный труд Я. Буркхардта инспирировал не только вышеизложенные интерпретации, но и положил начало рассуждениям о якобы присущем античности чувстве пессимизма. Во введении к уже упомянутой Griechische Kulturgeschichte автор говорит о том, что эллины были более несчастным народом, чем можно себе представить. Конспект лекций Я. Буркхардта, которые составили основу этого монументального труда, попал в руки Ф. Ницше. И хотя он почитал эту рукопись за величайшую ценность, тем не менее мыслям Я. Буркхардта о пессимизме греков было дано иное толкование.
Ф. Ницше одним из первых связал феномен греческой философии со временем зарождения и расцвета греческой трагедии, говоря, что у греков фигура философа вовсе не была случайной и появилась как раз во время в VI и V в.в. и с той же самой целью, с какой в те же столетия возникла и трагедия4. И то, что греки начали философствовать именно в это время, открывает нам суть того, что такое философия. Не в унынии, как ошибочно считают те, кто видит причину философствования в дурном расположении духа, а, наоборот, в радости начали греки заниматься философией5. Что общего между философией и трагедией? И та и другая стремятся доставить исцеление и очищение (Die Philosophie im tragischen Zeitalter der Griechen), или, говоря словами Ф. Ницше, «метафизическое утешение»6, которое состоит в том, что «жизнь в основе вещей, несмотря на всю смену явлений, несокрушимо могущественна и радостна» . Из
4 Nietzsche Fr. Die Philosophie im tragischen Zeitalter der Griechen. Stuttgart, 1976. S. 267.
5 Ibid. S. 263.
6 Ницше Фр. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм. М., 1990. С. 82.
7 Там же. С. 82. мира индивидуального существования, которое чревато неизбежной гибелью, из космического порядка вещей и времён, удерживаемого богиней памяти Мнемозиной, благодаря дионисийскому состоянию греческий дух мог совершать прорыв в «инобытие» , за пределы мира явлений, умел погружаться в состояние забвения. Именно дионисийское начало и есть, по мысли Ф. Ницше, условие для счастья, и это начало было в полной мере присуще грекам (О пользе и вреде истории для жизни), а проявлялось оно в искусстве, главым образом, в искусстве трагедии, и в раннегреческой философии.
Таким образом якобы присущий грекам пессимизм, о котором говорит Я. Буркхардт, преодолевался в искусстве, ибо «оно одно способно обратить эти вызывающие отвращение мысли об ужасе и нелепости существования в представление, с которыми ещё можно жить: и таковы представления о возвышенном как художественном преодолении ужасного и о комическом как художественном освобождении от отвращения, вызываемого нелепым»9.
Русский филолог, поэт и мыслитель Вяч. Иванов под влиянием этих идей Ф. Ницше, нашедших самое полное своё воплощение в работе под названием Рождение трагедии, ши эллинство и пессимизм, написал книгу Дионис и прадионисийство, в которой он в основном следует по пути, намеченному немецким философом, однако в одном с ним не соглашается, трактуя «метафизическое утешение», доставляемое трагедией, в основе которой лежит дионисийское начало, в религиозном плане, а не в эстетическом, как оно трактуется у Ф. Ницше. Дионисийство определило «своим направлением, - пишет Вяч. Иванов, - водосклон,
8 Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. СПб., 1994. С. 234.
9 Ницше Фр. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм. М., 1990. С. 83. неудержимо стремивший с тех пор всё религиозное творчество к последнему выводу - христианства»10.
В 1918 г. свет увидела сенсационная книга О. Шпенглера Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории, в которой автор, развивая идеи Ф. Ницше, вовсе отказывает античности в чувстве трагического, считая его уделом «фаустовской души»11, затерянной в пространстве и во времени, души, принадлежащей «миру-как-истории», в то время как античный человек полностью принадлежит настоящему, «миру-как-природе», он есть «неподвижное точечное бытие»12, человек, который «никогда не становился, а всегда был»и. Знаменитые три единства, сформулированные в античности и ставшие каноническими в новоевропейской драме, имеют глубокий смысл, обнаруживающий суть бытия античного человека: смысл этих единств в отрицании пространства и времени.
Книга О. Шпенглера вызвала полемику, в которой, в частности, принял участие один из издателей фрагментов досократических философов Г. Дильс. В 1921г. он опубликовал статью под названием Der Antike Pessimismus, в которой он пытается опровергнуть трактовку О. Шпенглера, последовательно приводя примеры из античной литературы, свидетельствующие о том, что жизнь в эллинскую и эллинистическую эпохи представлялась людям весьма безрадостной. Г. Дильс снова возвращает нас к положению, высказанному Я. Буркхардтом, о присущем античности глубоком чувстве пессимизма. Автор этой статьи, однако, полагает, что именно это чувство пессимизма привело эллинистический мир к принятию Евангелия14.
10 Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. СПб., 1994. С. 11.
11 Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. М., 1993. Passim.
12 Там же. С. 505.
13 Там же. С. 136.
14 Diels Н. Der antike Pessimismus. Berlin, 1921. S. 4.
В русской традиции подобная точка зрения была представлена в книге историка М. С. Корелина Падение античного миросозерцания. (Культурный кризис в Римской империи).
Во второй половине XIX века был сформулирован исторический метод, содержащий в себе критику гегелевской диалектики. В рамках этого подхода написана книга Э. Целлера Die Philosophie der Griechen in ihrer geschichtlichen Entwicklung. Кульминацией историцизма стала книга В. Нестле Vom Mythos zum Logos, в которой развитие греческой философии представлено как последовательное движение мышления по пути освобождения от мифа и становление научного мышления.
Плодом позитивистской интерпретации истории греческой философии стал труд Дж. Бёрнета Early Greek Philosophy, в которой рассматривается становление греческой философии по типу естественной науки.
Очевидно, что как историцизм, так и позитивизм оставляют без внимания феномен греческой трагедии, считая его изучение прерогативой истории литературы.
Древнегреческое мышление было связано с чувственно-воспринимаемым космосом, организованным как гармонический порядок, будь то гармония природного космоса ранних поэтов и философов, или же та гармония, к обретению которой впервые устремилась мысль Сократа и Платона, - этот гармонический порядок постигается современным мышлением в связи с художественным произведением, то есть как феномен эстетический. Такая интенция понимания греческой мысли позволила А. Ф. Лосеву утверждать, что «античная эстетика и античная философия есть одно и то же»ь и изложить историю античной философии как историю эстетики {История античной эстетики).
15 ¿д. ж. Ш1щч±ши Wiytil уа »ьи^ил. g 4 ьнщал. |. ^.
1992.~С. 402. .~ "" .
А. В. Ахутин в работе Открытие сознания (Древнегреческая трагедия и философия) рассматривает переход от мировосприятия к миропониманию, связывая это событие с феноменом греческого трагического театра, который, превратив человека в зрителя, позволил ему выйти за пределы собственного «я» и тем самым «прийти в сознание». «Быть в сознании, собственно, и значит быть, не сливаясь со своим бытием, не совпадать с собственным «я». Быть собой в полном, конечном счёте [.] возможно только в результате особого деяния, которым я завершаю себя в «я» и не совпадаю с ним»10.
Из приведённого выше обзора видно, что феномен трагического никогда не рассматривался с точки зрения его отношения к философской мысли. По существу, лишь в сочинениях М. Хайдеггера можно обнаружить намёк на истолкование греческой трагической поэзии как присущего греческому миру способа поэтичекого запечатления сути человеческого бытия (Введение в метафизику). В трагической поэзии созидалось бытие греков и как трагическое оно проявлялось, ибо возможность и неизбежность трагедии заложена в конфликтной сущности истины как её понимали греки - истины как «несокрытости» {РагтетАеь). Поэтому М. Хайдеггер говорит: «Существует только греческая трагедия, и никакая другая, кроме неё»17.
Наше же внимание будет целиком и полностью обращено на феномен трагического. Традиция рассуждений о существе трагедии и
18 феномене трагического насчитывает вот уже много веков . Очевидно, каждая эпоха имеет свой собственный взгляд на на это явление: одно дело
16 Ахутин А. В. Открытие сознания. Древнегреческая трагедия и философия // Ахутин А. В. Тяжба о бытии. М„ 1996. С. 152.
17 Heidegger M. Parmenides / Engl, transi. Bloomington and Indianapolis, 1992. P. 90.
18 Следует отметить, что, говоря о трагическом, мы не имеем в виду эстетическую категорию как она сложилась в эстетике со времён Ф.В. Шеллинга, Ф. Шиллера, Г.В.Ф. Гегеля. аттическая трагедия, другое - трагедия Шекспира. Больше того, несомненно, и это подтверждается результатами исследований в области греческой трагедии, что и в произведениях самих великих трагических поэтов Греции проявление феномена трагического неодинаково. Однако разъяснять и фиксировать различия в понимании и трактовках трагедии -дело истории или культурологии. Мы же попытаемся понять, что именно претерпевало эти различные трактовки, ибо очевидно, что за многообразием исторических проявлений стоит нечто единое, единая сущность трагического, которая, хотя и обрела впервые чёткие контуры только в знаменитой «Поэтике» Аристотеля, ещё раньше уже привлекла внимание Платона. Причём ни этимология, ни сведения, доставляемые нам историей культуры, не станут в этом деле для нас подспорьем. Если мы попробуем отыскать следы понимания существа трагического до Платона или где-то за пределами его текстов, то едва ли мы достигнем в этом успехов. Обращение же к словоупотреблению для того, чтобы получить хотя бы туманное представление о том, что греческий мир понимал под трагическим, разочарует нас, ибо прилагательное йа§1ко8 встречается в упоминаниях о поэтах-трагиках, костюмах трагического театра, хорах и всему, что относится к трагедии как к жанру. Метафорическое употребление свидетельствует о том, что с трагедией ассоциировалось всё торжественное и напыщенное. Таким образом, нам едва ли удастся обнаружить применение этого слова в более широком значении. Лишь сочинения Платона дают для этого основания.
Всё же делать вывод, что Афинская классическая культура, создавшая величайшую традицию трагической поэзии, сама не знала ничего подобного понятию трагического, представляется неверным. В «Поэтике», которой будет уделено внимание в I главе предлагаемой работы, Аристотель, рассуждая о том, какой должна быть лучшая трагедия, говорит: «На сценах и в состязаниях именно такие трагедии кажутся трагичнейшими (трагедии, в которых герой, скорее добродетельный, чем порочный, совершив какую-то ошибку, претерпевает перемену от счастья к несчастью - Е.А.) [.] и Еврипид кажется (траугкоЬтатоо) трагичнейшим из поэтов, даже если в остальном у него не всё ладно» (1453а 25 -30)19. Этот пассаж заслуживает особого внимания, так как часто упускают из виду, что Аристотель здесь говорит вовсе не о самом Еврипиде как трагическом поэте (в этом смысле у него как раз «не всё ладно»), а о том впечатлении, которое его трагедии, многие из которых заканчиваются крайним несчастьем, полным крахом, оказывают на публику. Приведённые строчки «Поэтики» важны ещё и потому, что могут засвидетельствовать склонность афинской публики воспринимать проявление подобных несчастий как архетипический феномен трагического. С другой стороны, Аристотель в следующих строчках замечает, что некоторые предпочитают трагедии с другим концом: где бы порочные оказались наказанными, а добродетельные -наргаждены (1453а 30 - 35), однако, по его мнению, причина этого коренится в «слабодушии зрителей», которому потакают поэты, а на самом деле такого рода трагедия доставляет удовольствие, свойственное не ей, а скорее комедии. А между тем, это, пожалуй, может указывать на то, что афинская публика непосредственно не связывала проявление крайнего пессимизма с трагическим. Таким образом, собственному аристотелевскому пониманию феномена трагического в большей степени соответствуют произведения Еврипида. Страдания и уязвимость неотъемлемы от трагедии, а её причина кроется в изначальной склонности человека к ошибке (ацарх1а). Словом, аристотелевская «Поэтика» позволяет нам сделать вывод о том, что классическая античность говорила о природе трагедии и трагическом опыте, хотя и обходилась при этом без
19 Аристотель. Поэтика / Пер. М. Л. Гаспарова. терминов трагического. Рассмотрение же следствий и будет задачей данной работы.
Итак, классичекая греческая культура, а это именно тот период, который попадает в поле нашего внимания, не называла себя трагической. Тем не менее мы позволим себе именно так определить тот контекст, в котором существовала и разворачивалась греческая мысль, ибо вовлечённость в тот или иной контекст ещё не обеспечивает полноту видения. А взгляд со стороны может увидеть то, что неочевидно для смотрящего изнутри. М. М. Бахтин писал: «В каждой культуре прошлого заложены огромные смысловые возможности, которые остались нераскрытыми, не осознанными и не использованными на протяжении всей исторической жизни данной культуры. Античность сама не знала той античности, которую мы теперь знаем. Существовала школьная шутка: древние греки не знали о себе самого главного, они не знали, что они древние греки, и никогда так себя не называли»20.
Мы не пытаемся определить трагическое, ибо его невозможно редуцировать к логико-позитивным дефинициям, мы говорим о характере, или стилистике мировосприятия. Трагическое всегда принадлежит земному обстоя нию, трансцендирование в идеальное есть преодоление трагического, каковым оказывается метафизика Платона: переход от эмпирически прилегающих к человеку обстоятельств к идеальному порядку вещей.
Мы теперь проследуем к началу. Само собой разумеется, точкой отсчёта для выяснения существа трагического послужит нам греческая трагедия, представленная в своих лучших, сохранённых для нас традицией, образцах. Ибо трагедия как жанр произвол на от трагедии как мировосприятия. Внимание будет нацелено на выявление того общего
20 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М. 1986. С. 352. всем трагедиям смысла, который единственно и делает трагедию трагедией, то есть на её сущность. Вопрос о сущности трагедии отсылает нас к первому в истории европейской мысли сочинению, трактующему о поэтическом искусстве, наивысшим проявлением которого является трагическая поэзия. Речь пойдёт о «Поэтике» Аристотеля. Появление этого трактата по теории трагедии стало возможным только тогда, когда трагическое преодолевается, ибо только тогда этот феномен подлежит изучению как ставшее, когда перестаёт быть жизненным условием мысли.
Список научной литературыАлымова, Елена Валентиновна, диссертация по теме "История философии"
1. Аристотель. Никомахова этика. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1983.
2. Аристотель. Метафизика. Сое.: В 4 т. Т. 1. М., М., 1976.
3. Геродот. История в девяти книгах / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. М., 1993.
4. Гомер. Илиада. Пер. Н. Гнедича. М., 1985.
5. Гомер. Одиссея. Пер. В. Вересаева. М., 1953.
6. Парменид. О природе // Фрагменты ранних греческих философов. В 2ч. / Изд. подг. A.B. Лебедев. Ч. 1. М., 1989.
7. Пиндар. Оды // Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты / Изд. под ред. М. Л. Гаспарова. М., 1980.
8. Платон. Апология Сократа // Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1990. С. 70 96.
9. Платон. Евтидем // Там же. Т. 1. С. 158 202.
10. Платон. Алкивиад 1 // Там же. Т. 1. С. 220 267.
11. Платон. Протагор // Там же. Т. 1. С. 418 476.
12. Платон. Кратил // Там же. Т. 1. С. 613 681.
13. Платон. Федон // Там же. М., 1993. Т. 2. С. 7 80.
14. Платон. Пир // Там же. Т. 2. С. 81 134.
15. Платон. Федр // Там же. Т. 2. С. 135 191.
16. Платон. Теэтет // Там же. Т. 2. С. 192 274.
17. Платон. Софист // Там же. Т. 2. С. 275 345.
18. Платон. Государство // Там же. М., 1994. Т. 3. С. 79 420.
19. Платон. Филеб // Там же. Т. 3. С. 7 78.
20. Платон. Законы // Там же. М., 1994. Т. 4. С. 71 437.
21. Софокл. Эдип-царь. Пер. С. В. Шервинского // Греческая трагедия: Эсхил. Софокл. Эврипид. М., 1950. С. 253 316.
22. Софокл. Антигона. Пер. С. В. Шервинского // Там же. С. 395 448.
23. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / Изд. подг. А. В. Лебедев. М., 1989.
24. Фукидид. История. М., 1981.
25. Эсхил. Персы // Эсхил. Трагедии / Пер. В. Иванова. М., 1989.
26. Aristotelis de Arte Poetica liber. Lipsiae, 1885.
27. Aristotelis Metaphysica. Ree. W. Jaeger. Oxford, 1957.
28. Aristoteles. Protrepticus // Aristotelis fragmenta selecta. Ree. W. D. Ross. P. 26 56.
29. Gorgias // Diels H., Kranz W., Die Fragmente der Vorsokratiker. 2 Bd. 2 Bd. Berlin, 1935. S. 271 -306.
30. Hesiodi Quae Feruntur Carmina. Recensuit I. Flach. Lipsiae, 1878.
31. Homeri Ilias. Ed. G. Dindorf. Lipsiae, 1910.
32. Homeri Odyssea. Ed. P. von der Muehll. Stutgardiae et Lipsiae, 1993.
33. Parmenides. Peri physeos // Diels H., Kranz W., Die Fragmente der Vorsokratiker. 2 Bd. Bd. 1. Berlin, 1934.
34. Pindari carmina cum fragmentis. Ed. С. M. Bowra. Oxford, 1991.
35. Plato. Phaedo // Platonis Opera I V. Ree. I. Burnet. Tomus I. Oxonii, 1995.
36. Plato. Euthyphro // Ibid. Т. 1.
37. Plato. Apologia Socratis // Ibid. Т. 1.
38. Plato. Cratylus // Ibid. Т. 1.
39. Plato. Theaetetus // Ibid. Т. 1.
40. Plato. Sophista // Ibid. Т. I.
41. Plato. Philebus // Ibid. Т. II.
42. Plato. Symposium // Ibid. Т. II
43. Plato. Phaedrus // Ibid. Т. II.
44. Plato. Alcibiades 1 // Ibid. Т. II
45. Plato. Protsgoras // Ibid. Т. Ill
46. Plato. Res Publica // Piatos ausgewaehlte Dialoge. Der Staat. Bd. 7. Berlin, 1884.
47. Protagoras // Diels H., Kranz W., Die Fragmente der Vorsokratiker. 2 Bd. Bd. 2. Berlin, 1935. S. 253 268.
48. Solon // Anthologia lyrica. Ed. Th. Bergk. Lipsiae, 1883. P. 12 23.
49. Sophokles. Oedipus tyrannos. Ed. A. Nauck // Sophokles I VII. Т. II. Berlin, 1866.
50. Sophokles. Antigone. Ed. R. D. Dawe // Sophoklis Tragoediae. Tom. II. Leipzig, 1985.
51. Theognis // Anthologia lyrica. Ed. Th. Bergk. Lipsiae, 1883. P. 38 92.
52. Die Fragmente der Vorsokratiker. Griechisch und Deutsch. Hrsg. H. Diels, W. Kranz. 2. Bd. Berlin, 1934 1935.
53. Xenophanes // Ibid. P. 35 38.ЛИТЕРАТУРА
54. Аверинцев С. С. К истолкованию символики мифа об Эдипе // Античность и современность. М., 1972. С. 90 103.
55. Ахутин А. В. Открытие сознания. Древнегреческая трагедия и философия // Ахутин А. В. Тяжба о бытии. М., 1996. С. 117 161.
56. Ахутин А. В. Эпический исход // Ахутин А. В. Тяжба о бытии. М., 1996. С. 72- 116.
57. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.
58. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
59. Бахтин М. М. К философии поступка // Работы 1920-х годов. Киев, 1994. С. 9-68.
60. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.
61. Борухович В. Г. Научное и литературное значение труда Геродота // Геродот. История в девяти книгах. М., 1993. С. 457 499.
62. Борхес Хорхе Луис. Поиски Аверроэса. Пер. Е. Лысенко // Борхес X. Л. Проза разных лет. М., 1984. С. 155 160.
63. Васильева Т. В. Беседы о логосе в платоновском «Теэтете» 201с -210d // Платон и его эпоха. М., 1979.
64. Васильева Т. В. Афинская школа философии. М., 1985.
65. Васильева Т. В. Дельфийский оракул о мудрости Сократа, превосходящей мудрость Софокла и Еврипида // Культура и искусство античного мира. М., 1980.
66. Васильева Т. В. Платоновский вопрос сегодня и завтра // Вопросы философии. 1993. № 9.
67. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988.
68. Гадамер Х.-Г. История понятий как философия // Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. С. 26 43.
69. Гадамер Х.-Г. Философия и поэзия // Там же. С. 116 125.
70. Гаспаров М. JI. Сюжетосложение греческой трагедии // Новое в современной классической филологии. М., 1979.
71. Гаспаров М. JI. Строение эпиникия // Поэтика древнегреческой литературы. М., 1981.
72. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. 1-3. СПб., 1993.
73. Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике: В 2 т. СПб., 1999.
74. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. М. Л. Гаспаров. М., 1979.
75. Доватур А. И. Повествовательный и научный стиль Геродота. Л., 1957.
76. Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции VIII V в.в. до н.э. Л., 1985.
77. Иванов В. Дионис и прадионисийство. СПб., 1994.
78. Корелин М. С. Падение античного миросозерцания. (Культурный кризис в Римской империи). СПб, 1895.
79. Кьеркегор С. Понятие страха // Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993. С. 115-248.
80. Лосев А. Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон. М., 1969.
81. Лосев А. Ф. Эрос у Платона // Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. М., 1993. С. 32-60.
82. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. М., 1992.
83. Лосев А. Ф. Ирония античная и романтическая // Эстетика и искусство: Из истории домарксистской эстетической мысли. М., 1966. С. 54-84.
84. Лурье С. Я. Геродот. М. Л., 1947.
85. Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм. Соч.: В 2 т. Т. 1.М., 1990. С. 47- 157.
86. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1990. С. 158-230.
87. Онианс Р. На коленях богов. М., 1999.
88. Рикёр П. Время и рассказ. Т. 1. М. СПб., 2000.
89. Рикёр П. Герменевтика и метод социальных наук // Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995. С. 3 18.
90. Рикёр П. Повествовательная идентичность // Там же. С. 19-37.
91. Сергеев К. А., Слинин Я. А. Диалектика категориальных форм познания: Космос Аристотеля и наука нового времени. Л., 1987.
92. Сергеев К. А., Слинин Я. А. Природа и разум: античная парадигма. Л., 1991.
93. Соловьёв В. С. Жизненная драма Платона // Соловьёв В. С. Философия искусства и литературная критика. М., 1991. С. 161 -211.
94. Стратановский Г. А. Фукидид и его «История» // Фукидид История. М., 1981. С. 405 438.
95. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997.
96. Хайдеггер М. О существе понятия physis. Аристотель «Физика» в-1 / Пер. Т. В. Васильевой. М., 1995.
97. Хайдеггер М. Изречение Анаксимандра // Хайдеггер М. Разговор на просёлочной дороге. М., 1991. С. 28 68.
98. Хайдеггер М. Введение в метафизику. СПб., 1997.
99. Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 345 360.
100. Хайдеггер М. Что такое метафизика // Там же. С. 16 26.
101. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Там же. С. 63 176.
102. Хейзинга Й. Homo ludens: Статьи по истории культуры. М., 1997.
103. Шпенглер О. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1993.
104. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. СПб., 1996.
105. Шиллер Ф. О трагическом искусстве // Шиллер Ф. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 6. Статьи по эстетике. С. 63 85. М., 1950.
106. Шиллер Ф. Трагедия и комедия // Там же. С. 109 112.
107. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека // Там же. С. 288 388.
108. Ярхо В. Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978.
109. Auerbach Е. Mimesis: Dargestellte Wirklichkeit in der abendlaendisehen Literatur. Bern undMuenchen, 1967.
110. Bremer D. Hinweise zum griechischen Ursprung und zur europaeischen Geschichte der Lichtmetaphysik // Archiv f. Begriffsgeschichte. 1973. #17.
111. Burckhardt J. Griechische Kulturgeschichte. 4. Bd. Stuttgart, Berlin und Leipzig, 1930 1931 // Gesamtausgabe. 14. Bd. Bd. 8 - 11. Stuttgart, Berlin und Leipzig, 1929 - 1934.
112. Burnet J. Early Greek Philosophy. London-Edinburg, 1930.
113. Busse A. Der Wortsinn von LOGOS bei Heraklit // Rheinisches Museum f. Philologie. 1926. # 75. S. 203 214.
114. Cornford F. M. The Origin of Attic Comedy. Cambridge, 1934.
115. Diels H. Der antike Pessimismus. Berlin, 1921.
116. Ehrenberg V. Die Rechtsidee im fruehen Griechentum. Untersuchungen zur Geschichte der werdenden Polis. Leipzig, 1921.
117. Ehrenberg V. Ost und West. Studien zur geschichtlichen Problematik der Antike // Schriften der Phil. Fak. d. deutschen Univ. Prag, 1935. Bd. 15.
118. Ewans M. Patterns of Tragedy in Sophokles and Shakespeare // Tragedy and the Tragic / Ed. M. S. Silk. Oxford, 1996. P. 438 457.
119. Fraenkel H. Dichtung und Philosophie des fruehen Griechentums. Muenchen, 1993.
120. Fraenkel H. Wege und Formen fruehgriech. Denkens. 1968.
121. Frisk H. Griechisches etymologisches Woerterbuch. 2. Bd. Heidelberg, 1954- 1959.
122. Gigon O. Der Ursprang der griechischen Philosophie von Hesiod bis Parmenides. Basel, 1945.
123. Gomme A. W. The Greek Attitude to Poetry and History. Berkeley and Los Angeles, 1954.
124. Halliwell S. Plato's Repudiation of the Tragic // Tgagedy and the Tragic / Ed. M. S. Silk. Oxford, 1996. P. 332 349.
125. Heidegger M. Parmenides. Frankfurt am Main, 1982.
126. Heidegger M. LOGOS (Heraklit, Fragment 50) // Heidegger M. Vortraege und Aufsaetze. 3. Teil. Tuebingen, 1967. S. 3 25.
127. Hirzel R. Themis, Dike und Verwandte. Leipzig, 1907.
128. Jaeger W. Tyrtaios. Ueber die wahre ARETE // Die Griechische Elegie. Hrsg. G. Pfohl. Darmstadt, 1972. S. 103 145.
129. Jaeger W. Paideia: the ideals of greek culture / Engl, transl. Vol. I III. New York, 1945.
130. Kuhn H. Das Platonbild // Zehn Beitraege zum Platonverstaendnis. Hildesheim, 1969.
131. Lesky A. Zum Problem des Tragischen // Lesky A. Gesammelte Schriften. Berne, 1966. S. 213-219.
132. Lesky A. Die Tragische Dichtung der Hellenen. 2. Aufl. Goettingen, 1964.
133. Nestle W. Vom Mythos zum Logos. Stuttgart, 1940.
134. Nietzsche F. Die Philosophie im tragischen Zeitalter der Griechen // Nietzsche F. Die Geburt der Tragoedie. Der griechische Staadt. Stuttgart, 1976. S. 257-338.
135. Nietzsche F. Die Geburt der Tragoedie oder Griechentum und Pessimismus. Stuttgart, 1976 // Ibid. S. 27 201.
136. Nietzsche F. Homer und die Klassische Philologie // Ibid. S. 1 25.
137. Philippson P. Genealogie als mythische Form. Oslo, 1936.
138. Porzig W. Die Namen fuer Satzinhalte im Griechischen und Indogermanischen. Berlin, 1942.
139. Porzig W. Die Gliederung des indogermanischen Sprachgebiets. Heidelberg, 1954.
140. Randall J. H. Plato: Dramatist of the life of reason. New York and London, 1970.
141. Rath I. Der Mythos-Diskurs und sein Verlust: Eine Vor-Geschichte der abendlaendischen Vernunft (Diss.). Wien, 1991.
142. Reinhardt K. Sophokles. Frankfurt am Main, 1933.
143. Riezler K. Das Homerische Gleichnis und der Anfang der Philosophie // Antike 1936. #12. S. 253 271.
144. Schadewaldt W. Die Anfaenge der Philosophie bei den Griechen. Frankfurt am Main, 1978.
145. Schadewaldt W. Die fruehgriechische Lyrik. Frankfurt am Main, 1989.
146. Schaefer H. Staatsform und Politik. 1932.
147. Solmsen F. Chaos and "Apeiron" // Solmsen F. Kleine Schriften. Hildesheim, 1968.
148. Solmsen F. Parmenides and the description of perfect beauty in Plato's Symposium II American Journal of Philology. 1971. Vol. 92. # 1 — 2.
149. Snell B. Die Sprache Heraklits // Hermes # 61 (1926).
150. Stahl H. P. Herodots Gyges-Tragoedie // Hermes, XLVI, 1968, S. 385 ff.
151. Stanford W. Ambiguity in Greek literature: Studies in theory and practice. New York, London, 1972.
152. Totok W. Handbuch der Geschichte der Philosophie. 6. Bd. Bd. 1: Altertum. Frankfurt am Main, 1964.
153. Trenkner S. The Greek novella in the classical period. Cambridge, 1958.
154. Vernant J.-P., Vidal-Naquet P. Mythe et tragedie en Grece ancienne. Paris, 1972.
155. Waters K. H. The Purpose of dramatisation in Herodotus // Historia, XV, 1966, p. 157 sqq.
156. Wilamowitz-Moellendorf U. von. Die griechische Tragoedie und ihre drei Dichter. Bd. 4. S. 231 394 // Griechische Tragoedien / Uebers. U. von Wilamowitz-Moellendorf. Berlin, 1923.
157. Zeller E. Die Philosophie der Griechen in ihrer geschichtlichen Entwicklung. 3. Bd. Leipzig, 1845 1852.